127. Песнь о семейном счастье

Заглавие

«Песнь восхождения». В этом псалме мы поднимаемся еще на одну ступеньку выше по сравнению с предыдущим псалмом. Если в псалме сто двадцать шестом мы слышали лишь намек на то, каким образом строится дом, то в этом мы видим уже построенный в Господе дом, а также семейное счастье как результат Божьего благословения. Речь идет не просто о детях, как в предыдущем псалме, а о сыновьях сыновей. Перед нами открывается великое блаженство боящихся Господа. Если в предыдущем псалме дети сравнивались со стрелами, то здесь они — масличные ветви. В заключение псалма звучит фраза «Мир на Израиля!» там, где в предыдущем звучали слова о разговоре «с врагами в воротах». Шаг за шагом мы поднимаемся все выше и выше к благословенному Сиону и воспеваем Богу песни на месте странствований наших.

Тема

Перед нами псалом, посвященный семейному счастью. Он вполне подходит для бракосочетаний, для празднований рождения ребенка, как, впрочем, и для любого семейного торжества, куда члены семьи собираются для прославления Господа. Как и во всех остальных песнях восхождения, автор ставит особое ударение на Иерусалиме и Сионе. В завершение псалма звучит благословение Израиля, точно так же как в псалмах 124, 129 и 130. Эта короткая песнь написана высокохудожественным языком, она глубока и выразительна. Пожалуй, больше всего ее смогут оценить именно в нашей стране, ибо мы, как никакой другой народ, любим петь: «Дом, любимый дом!»

Истолкование

1 Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его!2 Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе!3 Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей:4 так благословится человек, боящийся Господа!5 Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей;6 увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!

1. «Блажен всякий боящийся Господа». Предыдущий псалом завершился благословением, и, следовательно, благословение является как бы связующим звеном между этими двумя псалмами. Темы псалмов так же тесно связаны между собой. Основа всякого благословения — это страх Божий. Мы получим благословение лишь тогда, когда будем почитать вовеки благословенного Господа. Некоторые полагают, что такая жизнь — невыносимое бремя, наказание, проклятие. Однако это не так. Боящиеся Бога благословлены в нынешнем веке, они счастливы. Они дети блаженного Бога, вовеки живущего Господа. Мы сонаследники Христу, и наше наследство вовсе не бремя, а великая радость. Это относится ко всем богобоязненным святым во все времена. Каждый из них благословен. Плотский ум не всегда может уразуметь это блаженство, но оно, тем не менее, вполне реально, ибо исходит от Господа. Мы знаем, что благословляемые Господа воистину благословенны. Давайте же возгревать в себе святой страх перед Богом, ибо в этом суть истинной веры. Мы должны благоговеть перед Господом, бояться нарушить Его заповеди, стремиться угождать Ему и пребывать у Него в полном подчинении и повиновении. Страх Божий — единственный источник святого жития. Без страха Божьего не может быть и святости. Только боящиеся Господа ходят Его путями.

«Ходящий путями Его!» Жизнь по вере, угодная Господу, — это жизнь практическая и эмоциональная. Что проку говорить о страхе Божьем, если мы поступаем ничуть не лучше тех, кому все равно, существует Бог или нет. Только если мы искренне почитаем Бога, Его пути станут нашими путями. Если сердце наше соединено с Господом, то ноги наши сами последуют за Ним. Идущий путями Господа идет согласно велению своего сердца, и только в этом случае он блажен. В первом псалме блаженным назван муж, который уклоняется от зла: «Блажен муж, который не ходит…» Здесь же эта мысль выражена в виде утверждения. Если мы хотим приобщиться благословения, то мы должны проявить активность и держаться пути Господнего. Мы должны избирать только те пути, которые Он назвал Своими. Нам надлежит быть благочестивыми и ходить только путями, указанными Богом. Пути Бога — благословенные пути. Они даны благословенным Богом. По ним ходил Тот, в ком мы благословлены, и мы благословенны им. На них находятся источники благословений. Они вымощены благословениями настоящего и ведут к благословениям будущего. Какой человек не захочет идти по ним?

2. «Ты будешь есть от трудов рук твоих». Учение этого стиха отнесено к конкретному человеку. Обратите внимание, что автор употребил второе лицо единственного числа «будешь есть». Святым дано трудиться и получать отдачу от своего труда. Бог есть Бог тружеников. Мы не должны оставлять своего призвания в мире только потому, что Господь призвал нас в Царство благодати. Блаженство обещано нам как результат упорного труда и целеустремленности, а не как результат пустых мечтаний и праздности. Конечно, мы в руках Господа, но поддерживать себя материально мы обязаны сами. Господь подает нам хлеб насущный, но вырастить и испечь его должны мы. Псалмопевец имеет в виду все виды труда. Если кто-то работает руками, а другой занимается умственный трудом, то благословение приходит в обоих случаях, а разница лишь в том, что физический труд полезнее с точки зрения здоровья. Без Бога всякое дело — тщета. С Богом же нам обещан плодотворный труд и непременное воздаяние. Трудиться всю жизнь не покладая рук и не получить должного воздаяния — великое зло. Божьи же слуги стремятся получить заслуженное и, как правило, получают — по крайней мере, этот стих побуждает их к этому. «Трудящийся достоин награды за труды свои». В условиях теократии это обещание исполнялось для избранного народа буквальным образом. При нечестивых правителях, однако, им часто приходилось работать, не получая никакого воздаяния, а урожаи их нередко расхищались мародерами. Если бы народ Божий всегда боялся Господа, то ему никогда не пришлось бы испытывать подобные бедствия. Некоторые не могут наслаждаться плодами рук своих, потому что не отводят достаточно времени для отдыха. Жажда обогащения отнимает у них элементарную способность наслаждаться дарами Господа. Но ведь если нам заповедано трудиться, значит, мы достойны награды за свои труды.

«Блажен ты, и благо тебе!» Боящиеся Бога принимают от Господа благодать на благодать. Они счастливы, и счастье их многообразно. В данном случае говорится о семейном счастье. Бог есть Бог нашей семьи. У римлян были божества семьи — лары и | пенаты, мы же благословлены куда больше единым и истинным Богом. «Благо тебе». Воистину благо уготовано для благих.

Как утешительно Господне слово,

Как сладостен Всевышнего глагол:

Вовеки благо тем, кто ищет Бога,

Блаженны все, кто Господа обрел!

Если мы боимся Бога, то мы можем смело отбросить все прочие страхи. Если мы ходим путями истины, то находимся под покровительством, заботой и благоволением Всевышнего, а значит, всякая опасность и пагуба удалены от нас. «Любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу». С точки зрения Господа, плохо, когда человек ест хлеб, достающийся ему без усилий, когда он живет на чьем-то иждивении. Счастлив на земле тот, у кого есть дело, кому даны силы его исполнять, и кто получает награду за свой труд. Вот о чем мы должны просить Господа вместе с благословением. Этого довольно для всякого, кто боится Господа и ненавидит стяжательство. «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем».

3. «Жена твоя». Чтобы иметь полное счастье на земле, человек не должен оставаться один. Когда-то в раю Бог сотворил Адаму помощника, соответственного ему. «Кто нашел добрую жену, тот нашел благо». Вместе с тем не у каждого, кто боится Бога, есть жена. Однако если человек женат, то спутница жизни разделит с ним его блаженство и тем самым удвоит его.

«Как плодовитая лоза». Дети — это довершение семейного счастья. Они — естественный плод брака. Плодовитость следует воспринимать не как бремя, а как награду. Впрочем, даже если женщина бесплодна, она все равно плодовита, если подкрепляет ослабевших вином утешения и питает их гроздьями покоя. Добрая жена — та, что приносит плоды благости, бережливости, поддержки и нежной заботы. Воистину блажен человек, чья жена богата на добрые дела. «В доме твоем». Добрая жена попечительна о доме. Она — домоседка. Некоторые сравнивают жену с виноградной лозой, которая привязана к стене дома и карабкается вверх по ней по мере роста. Однако в Палестине не было таких традиций, да и в сравнении жены с карабкающейся по стене лозой нет ничего привлекательного. Библия совсем не учит тому, что жена — это ветвь, пригвожденная к кирпичам дома ее мужа. Писание лишь говорит, что она плодовитая лоза и что она печется о доме. Она не оставляет дома, и дом преображается ее присутствием. Благодаря ее любящей заботе муж становится счастливым человеком и делает ее полноправной владелицей всего, что у него есть. Ей принадлежит как сам муж, так и все его имение.

«Сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей». Сотни раз я видел процесс ответвления масличных веточек от основного ствола, и каждый раз в голову мне приходил этот стих. Всякий житель южных земель, которому приходится ежедневно наблюдать за ростом маслин, поймет этот яркий и выразительный образ. Как прекрасны изящные и сочные маслины, увешанные обильными плодами, вокруг которых растут крепкие побеги, готовые занять место большого дерева, если оно будет повреждено или повалено ветром. Псалмопевец говорит о том, что сыновья праведного собираются вокруг отцовской трапезы, как масличные побеги вокруг маслины. Однако он вовсе не имел в виду, что вокруг трапезы благочестивого мужа собираются масличные ветви. Какое великое благословение — иметь хлеб на столе. Восхвалим же Господа всякого изобилия! Жена весь день проявляет усердие о всем доме, дети же наиболее усердны за столом во время обеда. Нет ничего прекраснее, чем видеть семью, благословленную Господом. Плодовитая лоза сочетается с масличными ветвями — к благословению доброй жены присоединяется благословение большой семьи. Все это — лучшие проявления земного счастья. Наши семьи — сад Господень. Легче всего понять ценность своей семьи, если на мгновение представить себе жизнь без своих домочадцев. Что было бы, если бы наша спутница жизни умерла? Разве сравнимы горести, приносимые детьми, с ужасным горем их смерти? О отцы, каким было бы ваше горе, если бы вам пришлось воскликнуть вместе с Иовом: «О, если бы я был, как в прежние месяцы, как в те дни, когда Бог хранил меня… когда еще Вседержитель был со мною и дети мои вокруг меня!»

4. «Так благословится человек, боящийся Господа!» На это стоит обратить особое внимание. Не следует делать вывод, будто все благочестивые обязательно состоят в браке и становятся отцами. Слова псалмопевца означают лишь то, что Господь, как правило, благословляет праведных таким образом. Их семейные отношения полны радости и взаимной поддержки. Иегова благословляет семьи тех, кто боится Господа; Он — покровитель всех семей в Израиле. Мне часто доводилось воочию видеть это благословение, и я могу с уверенностью сказать, что семейная гармония всегда вызывает во мне чувство восхищения. Благословение домов и семей — от Господа. Таков Его замысел по сохранению святого народа. Все наши надежды — в Нем. Никакие богатства не могут сделать человека и его семью блаженными. Какой бы красивой и здоровой ни была ваша жена, она не может дать вам счастья. Сколько бы у нас ни родилось красивых детей, счастья от этого не прибавится. Блаженство — это плод благословения Божьего, благочестия и святого жития.

5. «Благословит тебя Господь с Сиона». Помимо земных благословений святые примут от Господа бесчисленные духовные дары. Они часть наследия Господа, а их шатры — часть стана израильского, расположившегося вокруг скинии. Благословение, исходящее из центра, распространялось по всему стану. Господь обещал, что благословит дом праведных. «Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир!» (Числ.6:24—26). Так благословляются все боящиеся Господа. Сион был источником благословений Израиля. На нем были сосредоточены надежды народа Божьего, ожидавшего милости от Господа. Они знали, что благословение, пребывающее на жертвеннике, в ковчеге завета, в столпе огненном, а, иначе говоря, в самом Господе, снизойдет на каждого праведника.

«И увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей». Он обретет радость патриота и мир патриарха. Бог пошлет его стране процветание, а городам — рост. Когда за благословениями кочевой жизни приходят благословения жизни оседлой, когда к ним добавляется благословение национального процветания, тогда человек, верующий в Бога и преданный своему народу, трижды благословен Господом. Эта милость Божья неизменна на протяжении его долгой жизни, а жизнь его будет долгой, ибо ему надлежит увидеть сыновей своих сыновей. Истинная вера часто приносит это благо людям, а если они его лишены, у них есть еще большая награда.

6. «Увидишь сыновей у сыновей твоих». Это огромная радость. Внуки дают нам возможность прожить свою жизнь еще раз. Как говорил Соломон: «Венец стариков — сыновья сыновей». Хороший родитель всегда радуется, когда видит продолжение благочестивого рода. Он радуется, надеясь на то, что Господь создаст и другие счастливые семьи, и что во славу Божью и далее будет воскуряться фимиам во время утренней и вечерней жертвы. Таким образом, Господь обещает благочестивым долгую жизнь и возможность радоваться счастью своих потомков. То, что мы можем получать радость, вкладывая свои жизни в жизнь своих детей, есть знак нашего бессмертия.

«Мир на Израиля!» Псалом сто двадцать седьмой заканчивается на радостной ноте. Это излюбленное благословение израильтян. Да насладится наследие Божье множеством мира, и да дарует нам Бог приобщиться их радости. Благоденствие избранных заключается в том, что они обретают в Господе мир и покой. Жизнь Иакова была полна тревог и волнений, душа его не знала покоя. Но в конце концов он был избавлен от всех скорбей, введен в землю Гесем и благословлен миром и успокоением. Там он и покоится доныне вместе с отцами своими в пещере Махпела. Что касается его славного Семени, то Он также претерпел множество скорбей и, быв распят, восстал и вознесся в вечный покой. В Его покое и мы обретаем свой покой. Все потомки Израиля, так или иначе, участвуют в страданиях своего праотца, однако все они в конечном счете обретают мир. Сам Господь мира ниспошлет им успокоение от тревог и скорбей. Во дни своего борения Израиль был смиренным просителем перед Богом, но, одержав победу, стал могучим князем, и душа его нашла успокоение. «Мир на Израиля!» Воистину так! «Мир на Израиля!»

Советы проповедникам

Стих 1. Неизменное блаженство боящихся Господа. Ни обстоятельства жизни, личные либо других людей, ни возраст, ни общественное мнение, ни даже чувство собственной ничтожности не могут лишить их данного Богом счастья.

Стих 1.

1. Взаимосвязь правильного страха и правильной жизни.

а) Существует неправильный, рабский страх. Он никогда не производит в человеке истинного послушания, поскольку оно должно быть добровольным.

б) Сыновний, почтительный страх не может не обратить стопы человека к послушанию. Он удерживает его на истинном пути, делает неотступным и целеустремленным.

2. Блаженство боящихся Бога и ходящих путем истины.

а) Благословенная жизнь. Господь дарует им благоденствие.

б) Благословение дома. Глава дома свят. Дом — обитель мира.

в) Боящийся Бога распространяет положительное влияние на все области своей жизни.

г) Испытывает глубокую радость от хождения с Богом.

д) Все это — лишь прелюдия к вечному блаженству на небесах.

Стих 2. Блаженство праведных как общее правило и как частное благословение. Благословение разделяется автором псалма на три части.

1. Плоды прошлого труда.

2. Радость настоящего.

3. Блаженство в будущем. «Благо тебе». Благо в земной жизни, в смерти, на последнем суде, в вечности.

Стих 2.

1. Труд — благословение для боящихся Господа.

2. Плоды труда — благословение Божье.

3. Наслаждение плодами труда — также благословение от Господа.

Стих 2 (первая часть). Успех.

1. Источник успеха — благословение Божье.

2. Способ достижения успеха — наш труд.

3. Масштаб обещанного успеха — столько, сколько нужно для насыщения; все, что свыше — за пределами обещания.

Стих 2 (вторая часть). Благочестивое счастье:

1) результат божественного благословения;

2) результат благочестивого нрава. «Боящийся Господа»;

3) результат труда (см. предыдущее предложение);

4) результат благоденствия (см. следующее предложение).

Стих 2 (третья часть).

1. Земная жизнь праведного будет благословенна.

2. После смерти его ждет еще большее благословение.

3. В вечности он обретет полное блаженство с Богом.

Стих 3. Благословение сыновей.

1. Сыновья вокруг трапезы: расходы, беспокойства, ответственность, радость.

2. Подобны масличным ветвям: крепки; заменят нас; приносят плод Богу подобно тому, как маслина давала масло для светильников.

Стих 3. Полная семья: муж, жена, дети, дом, комнаты, стол. Мы должны просить Бога благословить все вышеперечисленное и возблагодарить Его за все дары.

Стих 4. Семейная радость — особое благословение святости. Каким образом святость является источником и гарантом нашей благословенности.

Стих 5. Благословения с Сиона (Числ.6:24—26).

Стих 5. Две бесценные милости.

1. Дом Божий — это источник благословения для нашего дома.

а) Дом Божий имеет прямое отношение к нашему спасению, возрастанию и утешению.

б) Он наша надежда на то, что наши дети и те, кто работает с нами, обратятся к Господу.

в) Он место, где они получают образование и находят друзей.

2. Наш дом — благословение для дома Божьего.

а) Личная заинтересованность в делах церкви, гостеприимство, щедрость, служение.

б) Дети, участвующие в добрых делах.

в) Жена как верная помощница.

Стих 6. Условия благословенной старости.

1. Жизнь, прожитая в страхе Божьем.

2. Когда нас до самой старости кто-то любит.

3. Когда человек до старости искренне заинтересован в распространении Царства Божьего.

Стих 6 (вторая часть). Мир в Церкви.

1. Его желанность.

2. Его враги.

3. Его друзья.

4. Его плоды.