129. Из глубины

Заглавие

«Песнь восхождения». Почему эта песнь является следующим этапом в восхождении к Сиону, сказать сложно. Вполне вероятно, что идея восхождения заключена в самой песне. Как быстро взлетел псалмопевец из глубин отчаяния к высотам упования! После псалма 128 эти слова звучат более чем естественно: претерпев страдания, причиненные нам другими людьми, мы в гораздо большей степени готовы испытать скорбь в контексте наших отношений с Богом. Претерпевшие бичевания от руки нечестивых готовы принимать деяния святого Господа с великим терпением. Назовем этот псалом «Из глубины». Мы взываем к Господу, ждем Его, взираем на небеса и надеемся на благодать из глубины нашего отчаяния. В этом псалме описано сокровище искупления (ст. 7—8). Кто знает, возможно, благословенный певец Израиля никогда не нашел бы «многого избавления», если бы не был ввергнут в бездну безысходности. «Жемчуг следует искать на глубине».

Композиция

В стихах 1 и 2 выражено сильное желание, в стихах 3 и 4 мы видим смиренное исповедание покаяния и веры. В стихах 5 и 6 говорится о терпеливом бодрствовании. Наконец, в стихах 7 и 8 выражено радостное ожидание собственного спасения и спасения всего Израиля.

Истолкование

1 Из глубины взываю к Тебе, Господи. 2 Господи! услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих.

1. «Из глубины взываю к Тебе, Господи». Это одновременно и утверждение псалмопевца, и его прошение. Даже в глубинах отчаяния он не переставал молиться. Бездна, как известно, заглушает голоса тех, кого она засасывает в свои недра, но только не уста благочестивого раба Божьего. Совсем наоборот: в глубинах скорби он начал взывать к Господу еще больше. Воды сомкнулись над его головой, но молитва его продолжала жить и пробивать себе путь к небесам. И, наконец, молитва веры вознеслась над ревом стихии. Если мы в состоянии молиться, то нет никакой разницы, где мы находимся. Даже в глубинах ада молитва остается действенной и богоугодной. Глубокое отчаяние производит в нас глубокое почтение к Господу. Испытания, повергающие нас в бездну скорби, производят в нас бездну благоговения. Во тьме сияние бриллианта видно намного лучше, чем на свету. Глубокие молитвы воздают Богу великую славу. Чем больше наша скорбь, тем ярче проявляется наша вера, мужественно уповающая на Господа. Даже если праведники погружаются в бездну земных тревог, очи их все равно направлены только к Господу. Скорбь побуждает их быть более настойчивыми и искренними в молитве. Из недр утомленной души к живому и истинному Богу возносится ревностная и страстная мольба. Как бы часто Давид ни погружался в глубины отчаяния, каждый раз душа Его обращалась к Богу-Вседержителю, который держит в Своих руках всякую бездну. Он молился, вспоминал свои молитвы, молился снова и ожидал в терпении ответа.

Как ужасно, вспоминая минувшие скорби, осознавать, что за все время мы ни разу не воззвали к Богу! Если же мы знаем, что несмотря на всю свою немощь мы все же молились, то это великое утешение, даже если вокруг нас снова сгустились грозовые тучи. Если, находясь в глубинах отчаяния, вы молитесь Господу, то всегда будете пребывать в недрах Его любви. Взывающие из глубины очень скоро будут петь и ликовать на высотах Сиона.

2. «Господи! услышь голос мой». Это все, о чем мы просим. Ничего другого нам не нужно. Коль скоро Господь слышит нас, то мы будем уповать на Его мудрость и в терпении ожидать ответ. Молитва, которую Господь услышал, лучше, чем молитва, на которую Господь ответил. Если бы Господь дал нам твердое обещание выполнять все наши просьбы, это было бы для нас проклятием, а не благословением, поскольку вся ответственность за принятие правильных решений была бы переложена на наши плечи, и мы оказались бы в опасном положении. Но Господь слышит наши желания, и этого вполне достаточно. Мы хотим, чтобы премудрый Бог отвечал на наши молитвы лишь тогда, когда Его ответ послужит к нашему благу и к Его славе. Обратите внимание, что псалмопевец молился вслух. Это не обязательно, но весьма полезно, поскольку молитва, произнесенная вслух, помогает нам выразить собственные мысли. Вместе с тем мы можем молиться Богу и без слов, можем выражать свои желания в плаче или воздыханиях неизреченных, ибо Господь услышит голос молений наших, если они предназначены для Его уха.

«Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих». Псалмопевец взывал к Господу, как нищий взывает о милости. Он просил великого Царя и Господа приклонить ухо и услышать голос молений его. Прошения страдальца были непрестанными, но голос молений его всегда был один и тот же и просил Бога о милости. Автор псалма молил Господа быть внимательным к тому, о чем он Его просит. Он умолял Всевышнего услышать его голос, внять его молитвам, не забывать о нем и по возможности исполнить то, о чем он просит. Молитва его может показаться нам сбивчивой и невразумительной, поскольку автор и сам был сбит с толку. Он просил Бога приклонить ухо к голосу его нескончаемых молений. Помолившись о своих скорбях, следует также помолиться и о своей молитве. Если мы не в силах далее подбирать слова, то должны просить Господа о том, чтобы Он услышал все, о чем мы Его уже попросили. Если мы прилежно исполняем заповедь о непрестанной молитве (1 Фес. 5:17), то Господь непременно исполнит Свое обещание и ответит на наши прошения. Хотя псалмопевец и погрузился в глубины отчаяния, чувствуя на себе тяжкое бремя греха, его верующее сердце не прекращало взывать к Господу несмотря на мучительное чувство собственного недостоинства. Он хорошо знал, что Господь исполняет Свои обещания, даже если дети Его неверны.

3 Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит? 4 Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою.

3. «Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит?» Если всевидящий Яхве призовет всех людей к ответу, кто устоит перед Его судом? Все беззакония наши записаны в Его книге, но Он воздает нам не по делам нашим. Он откладывает воздаяние на другой день. Если бы мы были судимы по делам, кто мог бы оправдаться перед престолом Божьим и быть чистым и непорочным в Его очах? Этот стих показывает, что псалмопевец остро осознавал свой грех и потому чувствовал необходимость не только в молитве, но и в исповеди. Он признал, что со своей собственной праведностью не смог бы устоять на суде великого Царя. Сердце трепетало при мысли о святости Бога и праведности Его закона. Он был убежден, что ни один смертный не в состоянии оправдаться перед совершенным Судьей, давшим нам безупречный закон. А посему вопрос его вполне уместен: «Господи! кто устоит?» Никто! Нет делающего добро, нет ни одного. Беззакония суть преступления против закона. И как же велики наши беззакония! Всевидящий Господь непременно призовет нас к ответу за помыслы, слова и дела, не сочетающиеся с Его праведным законом. Если бы не Господь Иисус, кто устоял бы на суде? Дерзнем ли мы встретиться с Ним лицом к лицу в день суда, уповая на справедливость и дела закона? Какая же милость явлена нам в том, что мы свободны от осуждения! В следующем стихе описан способ избежать осуждения, на который мы и уповаем.

4. «Но у Тебя прощение». Дар милостивого и полного спасения — в руках великого Царя. Прощать — исключительное право Господа, и Он пользуется им с радостью. Всевышний милостив по Своей сути, и потому Он уготовал жертву за грех. Прощение грехов милостиво даруется всем, кто приходит к Богу с покаянием. Власть прощать — у Господа, и прощение Его готово излиться на кающихся прямо сейчас. «Да благоговеют пред Тобою». Всякая святость произрастает из этого корня. Испытавшие прощение любящего Господа благоговеют перед Ним, как никто другой. Благодарность за прощение рождает в сердце человека больший страх и почтение, чем все ужасы ада. Если бы Господь поступил с нами по справедливости, на земле не осталось бы ни одного благоговеющего. А если бы все люди постоянно боялись заслуженного гнева, то сердца их ожесточились бы против Господа и презрели бы сыновний страх. Именно благодать и нежелание огорчить Господа ведут нас к должному благоговению перед Ним.

5 Надеюсь на Господа, надеется душа моя; на слово Его уповаю.6 Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи — утра, более, нежели стражи — утра.

5. «Надеюсь на Господа, надеется душа моя». Жду пришествия любящего Господа со смирением и верой. Надеюсь на Него в служении и уповаю на Него всякий день. Только в Господе надежда моя. Как только Он явит себя, мне нечего будет ждать. Но пока Он не пришел, мне надлежит ожидать в терпении. Это ожидание и эта надежда — вовсе не формальность. Псалмопевец говорит, что надеется на Господа всей душой. Вся его жизнь — ожидание. Обратите внимание на повторяющиеся слова и фразы. «Надеется душа моя» и «душа моя ожидает» (ст. 6). Приступая к Господу, мы должны быть ревностными и настойчивыми. Повторения псалмопевца вовсе не пустые слова. Если Господь заповедал нам ждать, то это надлежит делать всем сердцем, Благословенны все надеющиеся на Господа! Всевышний достоин нашего упования. Более того, ожидание приносит душе великую пользу. Оно испытывает нашу веру, учит нас терпению, рождает в нас смирение и производит в душе страстное желание благословения Божьего. Народ Божий — это народ уповающий. Когда-то он ожидал первого прихода Мессии, а сейчас ожидает второго. Когда-то мы ожидали прощения, а теперь ждем совершенной святости. Когда-то мы взывали к Господу из глубины, а теперь взываем с высот ликования. Мы ждали и надеялись. Все молитвы, произнесенные нами в прошлом, поддерживают нас в настоящем и помогают быть терпеливыми.

«На слово Его уповаю». Слово Божье — это источник нашей надежды и силы, а также сладость нашего упования. Не имеющие надежды не умеют ждать. Слово Божье истинно, однако иногда Господь медлит с исполнением Своих обещаний. Если вера наша нелицемерна, то мы будем терпеливо ждать наступления установленного Богом срока. Слово из уст Божьих — это хлеб для души верующего. Благодаря этому подкреплению душа способна твердо держаться своего упования во время печали и скорби, ожидая от нового дня радости и избавления. Уповая на Господа, мы изучаем Его Слово, веруем в то, что нам открывается, надеемся на обещания Божьи и подкрепляемся ими, как хлебом. Все это мы делаем, зная, что перед нами Слово Божье, Слово Того, кто никогда не лжет. Душа, уповающая на слово Божье, покоится в своем уповании.

6. «Душа моя ожидает Господа более, нежели стражи — утра». Стражи, охраняющие город, и сиделки, ухаживающие за больными, с нетерпением ждут наступления утра. Поклонники, ожидающие утренней жертвы, воскурения фимиама и возжжения светильников добавляют к своим ревностным молитвам святое бодрствование и с нетерпением ждут часа приношения агнца. Давид, однако, ждал гораздо больше, чем все эти люди. Он ждал дольше, с большим желанием и с большей надеждой. Встреча с великим Адонаем, перед которым никто не может устоять в собственной праведности, не страшила его. Он облачился в праведность веры и смело ожидал предстать перед лицом святого Бога. Давид не боялся Бога, как не боится света человек, чье дело праведно и благоугодно. Царь израильский печалился в сердце своем и жаждал скорой встречи с Богом.

«Более, нежели стражи — утра». Очевидно, Давиду не хватало даже образа ожидающей утра стражи, хотя придумать что-то более выразительное было бы сложно. Ему казалось, что его надежда и ожидание Господа были уникальны и неповторимы. О, если бы все мы жаждали и томились по Богу так же, как Давид! В нашем переводе мы не видим, насколько сбивчивой была речь Давида. В оригинале же стих звучит так: «Душа моя Господа более, нежели стражи ждут утра, стражи утра». Это повторение — выразительный поэтический прием. Мы жаждем явления Господа более, нежели усталые стражи ожидают утра и долгожданной смены караула. Воистину так! Кто хоть однажды вкусил блаженного общения с Господом, тот будет огорчен до глубины души, если вдруг лишится возможности видеть Его светлый лик. Душа его будет изнемогать, а сердце — томиться невыразимой тоской.

О, соблаговоли, Господь,

Опять ко мне явиться.

Я почитаю день за год,

И миг как вечность длится.

7 Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость и многое у Него избавление,8 и Он избавит Израиля от всех беззаконий его.

7. «Да уповает Израиль на Господа». Господь есть Бог Израилев, а потому святой народ должен уповать на Него. Давид желает, чтобы все израильтяне делали то, что делал их прародитель. Израиль уповал на Иегову, боролся с ним всю ночь (Быт. 32:24) и обрел утешение в своем новом имени. То же самое будет и со всеми его потомками. Господь уготовал для Своего народа великое благо. А потому мы должны надеяться на Него и ожидать в терпении. «Ибо у Господа милость». То, что Бог милостив, понятно каждому. Но у нас есть еще и свет благодати, в котором мы видим Его милость гораздо лучше, чем тот, кто смотрит невооруженным глазом. Мы грешники, но у нас есть надежда на милостивого Господа. Мы утешаемся не тем, что есть у нас, а тем, что есть у Него. Будем же взирать не на себя и не на собственную ничтожность, а на Господа и Его изобилие. «И многое у Него избавление». Господь обязательно избавит народ Свой от многочисленных бедствий и великих скорбей. Более того, избавление это уже свершилось, а потому Бог может ниспослать его нам, уповающим на Его милость, в великом преизбытке. Милость Божья и обещание искупления — достаточная причина, чтобы уповать на Господа всем сердцем. Никто, кроме Бога, не может подать нам милость и избавление, а потому ничто другое, кроме веры, не может отвратить душу от идолопоклонства. Пребывающие в глубинах отчаяния обретают великое утешение, когда помышляют о непостижимых тайнах Господа Бога. Не лучше ли быть с Давидом в глубинах скорби, чем горделиво стоять на вершине горы и кичиться собственной праведностью?

8. «И Он избавит Израиля от всех беззаконий его». Беззакония — наши злейшие враги. Избавляясь от беззаконий, мы избавляемся от всех возможных опасностей и бедствий, грозящих нам как в этой, так и в будущей жизни. Однако единственный способ избавиться от беззаконий — это искупление. Какое же благословение даровано нам в непреложном обещании искупления! Мы можем не сомневаться в том, что народ Божий будет искуплен от всех совершенных им беззаконий. Искупление Господне будет поистине великим и преизобильным даром, ведь речь идет обо всем Израиле и обо всех беззакониях. На этой радостной ноте песнь наша воспаряет к небесам. Мы уже не слышим взываний из глубины, с высот Сиона до нас доносятся торжественные хоралы. Искупление — это вершина Божьих благословений. Когда весь Израиль получит этот дар, наступит день славы Господней, и народ Божий воскликнет: «И ныне чего ожидать нам, Господи?» Это пророчество о первом пришествии Господа. Сегодня мы можем воспринимать его как пророчество о Его втором, славном пришествии для искупления тел наших. Вот чего ожидают души наши. Сердце и плоть наша взывает к Господу с радостью и надеждой.

Советы проповедникам

Стих 1. Слова зрелого верующего.

1. Я взывал, то есть молился Господу искренне и серьезно.

2. Я молился единому Господу и никому другому. Ничто не могло склонить меня к идолопоклонству и заставить усомниться в Тебе.

3. Я взывал из глубин скорби. Взывал к Господу в отчаянном положении, страдая душой и телом.

4. Я делаю из этого вывод, что я — законный сын Божий, а не лицемер и не отступник. Ты услышал меня и всегда слышишь меня.

Стих 1.

1. Что подразумевается под словом «глубина»? Великая скорбь и отчаяние.

2. Как мы погружаемся в глубину? В результате греха и неверия.

3. Что благочестивые души делают, погрузившись в глубину? Взывают к Господу.

4. Как Господь возносит молящуюся душу из глубины? «Избавит» (ст. 8).

Стих 1.

1. Падение в глубокий ров.

2. Утренняя звезда над головой. «К Тебе, Господи».

3. Молитва, воспаряющая из глубины.

Стихи 1—2.

1. Глубины, в которых рождается молитва:

а) страдания;

б) осознание греха;

в) оставленность Богом.

2. Глубины, которых молитва может достичь:

а) слушающий Бог;

б) терпеливо слушающий Бог;

в) внимательно слушающий Бог.

Или:

1. Мы должны молиться во всякое время.

2. Мы должны молиться о том, чтобы молитвы наши были услышаны.

3. Мы должны молиться, пока не убедимся, что нас услышали.

4. Мы должны веровать и молиться о том, чтобы Бог, услышав наши молитвы, даровал нам просимое. «То, о чем ты молился Мне против Сеннахирима, царя Ассирийского, Я услышал» (4Цар.19:20). Бог услышал, и этого было достаточно. Сеннахирим и его войско было обречено.

Стихи 1—2.

1. Состояние псалмопевца в свете Божьих предостережений. Очевидно, что скорбь постигла его в результате греха (ст. 3, 4). Уроки:

а) все мы должны бодрствовать;

б) потворство греху в конце концов пагубно отразится на душе.

2. Его продолжительное пребывание в скорби — Божий суд. «Взываю». Одна молитва, видимо, не принесла ему избавления.

а) Прощение — дело Господа, зависящее от Его благоволения (Пс.84:8).

б) Он не всегда и не часто дарует прощение после первой же молитвы, ибо желает, чтобы народ Его преклонялся перед Его святостью, ощущал горечь греха, научился благоразумию.

3. Действия псалмопевца, оказавшегося в отчаянном положении.

а) Он обращался за помощью только к Богу.

б) Взывал всем сердцем. «Взываю».

в) Был настойчив. «Услышь голос мой».

Стих 2. Как обратить внимание Бога на нас.

1. Будем взывать к имени Божьему, которое Господь не оставит без внимания.

2. Будем внимательны к слову Божьему.

3. Будем внимательно к тому, о чем и как мы просим.

4. Будем внимательно ожидать ответа.

Стих 2. «Господи! услышь голос мой».

1. Даже если он будет еле слышен из-за расстояния.

2. Даже если он будет сбивчивым из-за скорби.

3. Даже если он будет недостойным из-за моих беззаконий.

Стих 3.

1. Предположение. «Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония».

а) Оно согласуется с Писанием.

б) Оно согласуется со здравым смыслом. Если Бог не равнодушен к нам, Он обратит внимания на наши грехи. Если Он свят, то должен гневаться на беззакония. Если Он создал совесть, то должен поддержать ее обвинительный приговор. Если Он не на стороне греха, то может ли Он не воздать за наши беззакония и их пагубные последствия?

2. Вытекающий вопрос. «Кто устоит?»

а) Ответить на него не сложно.

б) Ответ на него важен для всех.

в) Каждый должен подумать о нем незамедлительно.

3. Намек на возможный ответ. «Если Ты, Господи…» «Если» указывает на возможность того, что Господь не заметит беззаконий.

а) Эта возможность вполне разумна, если только она не повредит Божьей праведности. Творец и Хранитель всякой твари не может радоваться осуждению и гибели произведений рук Своих.

б) Эта возможность прославляет Бога благодаря крови Христа (Рим.3:21-26).

в) Возможность становится уверенностью для всякого кающегося и верующего человека.

Стихи 3—4.

1. Исповедь. Псалмопевец не мог бы устоять на суде.

2. Уверенность. «У Тебя прощение».

3. Результат. «Да благоговеют пред Тобою».

Стихи 3—4.

1. Ужасное предположение.

2. Серьезный вопрос.

3. Божественное утешение.

Стих 4. Прощение у Бога.

1. Доказательство прощения.

а) Слово Божье.

б) Призывы и обещания (Ис.1:18).

в) Когда Господь дает нам прощение, мы испытываем уверенность и радость (2Цар.12:13; Пс.31:5; Лк.7:47—48; 1 Ин. 2:12).

2. Источник прощения.

а) Бог по Своей природе желает прощать. Жертва Сына — достаточное подтверждение этого желания.

б) Текст указывает не столько на желание прощать со стороны Бога, сколько на существование прощения у Бога. Прощение готово излиться на людей. Источник прощения — смерть Христова (Кол.1:14). Благодаря крестной смерти Божье желание прощать становится реальностью (Рим.3:25, 26).

в) Следовательно, прощение верующих гарантировано крестной смертью Христа (Рим.3:25; 1 Ин.2:1, 2).

3. Плод прощения. «Да благоговеют пред Тобою» — со святым страхом и в духовном поклонении.

а) Возможность прощения производит во встревоженной душе истинное покаяние вместо ужаса и отчаяния.

б) В надежде обрести прощение грехов душа начинает искать Бога и молиться.

в) Принятие прощения дает душе мир и покой, а благодарная любовь ведет к духовному поклонению и сыновнему служению.

Стих 4. «У Тебя прощение».

1. Прощение необходимо.

2. Только Бог дает прощение.

3. Прощение можно получить.

4. Мы можем иметь уверенность в прощении.

Стих 4.

1. Радостная весть. «У Тебя прощение».

а) Непреложная истина.

б) Истина, выраженная в настоящем времени.

в) Истина, связанная с природой Бога.

г) Истина, заслуживающая размышлений.

2. Благословенная цель. «Да благоговеют пред Тобою».

а) Противоположна намерениям тех, кто бунтует против Бога, пренебрегает Его словом и медлит с исполнением Его повелений.

б) Противоположна образу жизни законников, притворно боящихся Бога.

в) Не имея прощения, бесы и вероотступники не имеют страха.

г) Без прощения никто не будет жить, чтобы благоговеть перед Богом.

д) Проповедь прощения рождает в душе веру, покаяние и молитву. Принятие прощения производит любовь, послушание и ревность.

Стихи 5—6.

Три состояния: ожидание, надежда, бодрствование.

Стихи 5—6.

1. Ищущий грешник.

2. Плачущий христианин.

3. Любящий ходатай.

4. Духовный труженик.

5. Верующий при смерти.

Стихи 5—6.

1. Нам надлежит уповать на Господа.

а) Верой. «На слово Его уповаю».

б) Молитвой. Молящийся терпелив тогда, когда надеется на непреложное обещание Господа.

2. Нам надлежит ожидать Господа. «Душа моя ожидает Господа».

а) Господь приходит к нам в Свой срок.

б) Его дары достойны того, чтобы их ожидать в терпении.

Стих 6. «Более, нежели стражиутра».

1. Оставленность Богом хуже, чем тьма ночи.

2. Явление Господа лучше, чем наступление утра.

Стих 6.

1. Долгая и темная ночь — отсутствие Господа.

2. Неспящий страж ждет возвращения Господа.

3. Яркое и благословенное утро — явление Господа.

Стих 7. Благодать искупления — единственная надежда святых.

Стихи 7—8. Мы поступаем мудро, когда вступаем с Богом в личные отношения.

1. Первым опытом веры должна быть встреча с Богом. Это естественное и необходимое, простое, мудрое начало. Начинайте с начала.

2. Вера во всех своих проявлениях должна быть тесно связана с Богом. Милость — у Господа. Многое избавление — у Господа.

3. Каким бы ни был предмет нашей веры, очи наши должны быть устремлены к Господу. «Избавит».

Стих 8.

1. Искупление. «От всех беззаконий».

2. Искупитель. «Господь» (ст. 7; см. Тит.2:14).

3. Искупленные. «Израиль».