131. Дом для Господа

Заглавие

«Песнь восхождения». Это радостная песнь — пусть же ее поют все, направляющиеся в новый Иерусалим. «Ступени», или «восхождение», в ней весьма очевидны. Автор переходит от «сокрушения» к «венцу», от «вспомни Давида» к «возращу рог Давиду». Вторая половина псалма подобна радуге над «полями Иарима» — молитвами и прошениями первой части.

Композиция

Наши переводчики справедливо выделили в данном псалме три части. Он включает в себя выражение страстного желания Давида построить дом Господень (ст. 1—7), молитву, сопровождавшую перенос ковчега (ст. 8—10) и прославление Божьего завета (ст. 11—18).

Истолкование

1 Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его:2 как он клялся Господу, давал обет Сильному Иакова:3 «Не войду в шатер дома моего, не взойду на ложе мое;4 не дам сна очам моим и веждам моим — дремания, 5 доколе не найду места Господу, жилища — Сильному Иакова».6 Вот, мы слышали о нем в Ефрафе, нашли его на полях Иарима.7 Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его.

1. «Вспомни, Господи, Давида и все сокрушение его». Завет был заключен с Давидом, и потому его потомки и все, наследующие благословение через его род, ссылаются в молитве на его имя. Иегова, в котором нет и тени перемены, не забудет Своего слугу и не нарушит Свой завет, и все же нам надлежит молить Его об этом. Мы должны молиться даже о том, что, точно знаем, Господь сделает. Псалмопевец молит Господа «вспомнить», а это слово имеет глубокий смысл. Мы знаем, что Господь вспомнил Ноя и усмирил воды потопа, Он вспомнил Авраама и ради него вывел Лота из Содома. Вспомнив Рахиль и Анну, Он даровал им потомство, а вспомнив милость Свою к дому Израилеву, избавил Свой народ от рабства. Сладостна на наших устах песнь: «Он вспомнил нас в унижении нашем, ибо вовек милость Его». Прекрасная молитва: «Вспомни обо мне, Господи». Псалмопевец призывает Господа благословить колено Давидово ради основателя рода. Сколь же убедительнее наша молитва, когда мы просим Бога о милости во имя Иисуса Христа! Давид не имел перед Богом личных заслуг, молящиеся уповали на заключенный с Ним завет. Но Христос не нуждается в чужой помощи, и мы без колебаний можем уповать на Его бесчисленные заслуги. Когда Господь гневался на царей израильских, народ взывал: «Вспомни, Господи, Давида». И моля об особом благословении, они вновь восклицали: «Вспомни, Господи, Давида». Это достойная молитва, но наша превосходит ее, ибо звучит так: «Вспомни, Господи, Христа и все сокрушение Его».

Упомянутое в данном стихе сокрушение охватывало Давида, когда он, праведник, предпринимал отчаянные попытки вернуть народ к надлежащему поклонению Иегове и передать священную традицию своим потомкам. У него всегда находились противники, которые не гнушались клеветой и злобными нападками, пытаясь помешать служителю Господню. Несмотря на все свои недостатки, Давид оставался верен единому живому и истинному Богу. Именно этим он так выделялся среди других правителей. За ревностное поклонение Богу Иегове Давид подвергался насмешкам тех, кто не мог оценить его рвения. Господь не забывает о том, что нам приходится выстрадать ради Него. Несомненно, неисчислимые благословения снисходят на семьи и целые народы, как воздаяние за благочестие и долготерпение многострадальных праведников. Чужие заслуги не спасают нас, но добродетели святых благотворно сказываются на наших душах. Павел сказал: «Не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его». Новый Завет, как и Ветхий, обещает воздаяние праведникам. Часто оно бывает даровано не им самим, но их потомкам. Они сеют добро, плоды которого пожинают их наследники. И сегодня мы можем молиться так: «Вспомни, Господи, мучеников и исповедников, пострадавших во имя Твое. И благослови наш народ благодатью евангельской ради отцов наших».

2. «Как он клялся Господу, давал обет Сильному Иакова». Движимый несокрушимой верой, Давид выразил свою решимость в торжественном обещании, скрепленном клятвой. Чем меньше будет таких клятв, тем лучше, поскольку Заключивший с нами новый завет сказал: «Не клянись вовсе». Возможно, даже в этом случае Давид поступил бы мудрее, если бы ограничился изложением своих благочестивых намерений в молитве к Богу. Ведь в конце концов Господь запретил ему строить храм, и царь не смог исполнить свое обещание. Не следует клясться, пока нам не известен Божий взгляд на ту или иную ситуацию, но тогда сама необходимость клятвы отпадает. Пример Давида показывает, что клятвы позволительны, но не доказывает, что они желательны. Он был слишком поспешен в высказываниях, но Господь по милости Своей не судил его по всей строгости закона, а удовольствовался его готовностью совершить великое деяние и сутью данного обещания, а не его буквальным смыслом. Давид последовал примеру Иакова, клявшегося перед Богом в Вефиле, и унаследовал благословение, дарованное Иакову его отцом Исааком: «Бог Всемогущий да благословит тебя». Патриарх вспоминал о нем даже на смертном одре, говоря о «мощном Боге Иаковлеве». Господь силен услышать нас и помочь исполнить данные нами обещания. Однако сама мысль о том, чтобы поклясться о чем-либо перед Всемогущим Богом, должна приводить нас в трепет. Всякий, кто осмелится проявить легкомыслие, дорого заплатит за свою ошибку. Нетрудно заметить, что и Давид, и Иаков заключили свой завет с Богом во дни испытаний. Многие клятвы произносятся в часы душевных мук. Кроме того, если Господь помнит о произнесенных вслух обязательствах Давида, сколь же надежнее обещания Господа нашего Иисуса Христа, к которому взывают наши страждущие души.

Обратите внимание: Иегова был и остается Богом Иакова. Могущество всегда было одним из Его качеств, наряду с готовностью протянуть руку помощи всякому, кто, подобно Иакову, уповает на Него, сколь бы многочисленны ни были его бедствия. Он Сильный Бог народа Своего. Для Иакова Он Бог в особом смысле, в котором Он не является Богом для неверующих. Итак, данный стих характеризует Бога с трех сторон: имя — Иегова, качество — Сильный, особые взаимоотношения — Сильный Иакова. Это Его псалмопевец призывает вспомнить Давида и сокрушение его. Эти три Его качества он упоминает как доводы в молитве о благословении.

3. «Не войду в шатер дома моего, не взойду на ложе мое». Наши переводчики донесли до нас смысл Давидовой клятвы, но не ее буквальную форму: «Если я войду» и «Если я взойду». Здесь используется неполная форма проклятия, придававшая ему особую выразительность. Давид не мог спокойно пребывать в доме своем или отдыхать на ложе, пока не нашел место поклонения Иегове. Ковчег завета забыт, скиния оставлена в небрежении. Давид поклялся найти ковчег и построить для него достойное прибежище. Пока это не было исполнено, даже его собственный дворец был ему не в радость. Намерения Давида были благи, но он взял на себя непосильное бремя. В его словах присутствовало преувеличение, но Господь знал, что он хотел сказать. Священный пыл иногда выходит за определенные ему рамки, поскольку не ищет человеческого одобрения, но с любовью устремляется к Господу, читающему в сердцах людей. Давид почитал себя бездомным, пока не построит дом Господень. Он не мог успокоиться, пока не прозвучат слова: «Стань, Господи, на место покоя Твоего». Увы, среди нас едва ли найдутся люди, чьи заботы о достойном месте поклонения сравнились бы с этим! Им не стоит бояться, что они зайдут слишком далеко! У этих людей есть и дома, и ложа, но, что касается Господа, Его народ может собираться в сарае или не собираться вовсе, — им все равно. Обратите внимание, что в своей клятве Иаков, как и Давид, говорил о доме Божьем.

4. «Не дам сна очам моим и веждам моимдремания». Давид не мог спать спокойно, пока не приготовит место ковчегу завета. Это серьезное заявление, и его нельзя рассматривать формально. Не забывайте, что псалмопевец был поэтом, в сердце которого пылал священный огонь, поэтому его высказывания не следует читать как официальные документы. Всякий понимает смысл его слов и его решительный настрой. О, если бы и многие из нас страдали бессонницей, печалясь о запустении дома Господнего! Но мы спокойно засыпаем, и сны не нарушают наш покой, даже если дело Божье пришло в упадок из-за нашей алчности. Что ждет людей, забывших о духовном и не помышляющих о Боге своем?

5. «Доколе не найду места Господу, жилища Сильному Иакова». Давид поставил перед собой цель найти место, которое Иегова благословил бы для поклонения себе, дом, который Господь освятил бы Своим присутствием и общением с народом Своим. В те времена в земле израильской не нашлось места для ковчега завета, где Господь установил бы престол благодати Своей, где возносились бы молитвы и где сияла бы слава Господня. Все вокруг пришло в запустение, люди перестали посещать богослужения. Посему царь решился, прежде всего, установить новый, лучший порядок. Однако нельзя не вспомнить, что в священном порыве Давид придавал месту и дому куда большее значение, нежели сам Господь. Об этом свидетельствуют и слова пророка Нафана, обращенные Господом к царю: «Пойди, скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь: ты ли построишь Мне дом для Моего обитания, когда Я не жил в доме с того времени, как вывел сынов Израилевых из Египта, и до сего дня, но переходил в шатре и скинии? Где Я ни ходил со всеми сынами Израиля, говорил ли Я хотя слово какому-либо из колен, которому Я назначил пасти народ мой Израиля: „Почему не построите Мне кедрового дома?»» Стефан в своей вдохновенной речи поясняет: «Соломон же построил Ему дом. Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет». Удивительно, но истинная вера никогда не процветала в Израиле так, как во времена, предшествующие постройке храма. Со дня же, когда было воздвигнуто это великолепное здание, дух праведности начал угасать в народе. Замыслы святых кажутся им крайне важными, и Господь нередко помогает им осуществить свои намерения. Но в Своей бесконечной мудрости Он иногда почитает за лучшее помешать им в этом. Бог оценивает людей не по мудрости или безрассудности их планов. Для Него главное — искреннее желание прославить Его, подсказавшее им те или иные действия. Несмотря на то, что Давиду не было позволено исполнить свое обещание, оно принесло ему благословение. Господь вознаградил Давида за его желание построить храм обещанием утвердить на престоле его собственный дом и род. Более того, царю было даровано право приготовить сокровища, необходимые для возведения славного святилища, позднее построенного его сыном и преемником. Господь высказывает Свое одобрение, позволяя нам совершить нечто, не соответствующее нашим первоначальным намерениям, по в конечном счете более подходящее для нас и достойное Его.

6. Где же все это время обитал Бог? Слава Его покоилась на двух херувимах, но где же был сам ковчег? Он скрывался, изгнанник в своей родной стране. «Вот мы слышали о нем в Ефрафе». По слухам, ковчег нашел временное пристанище где-то в землях Ефрема, внушая ее обитателям скорее ужас, чем восторг. Не удивительно ли, что славный символ присутствия Божьего среди людей остается в небрежении столь великом, что это чудо, что люди вообще услышали о его возможном местонахождении? Размышляя о Боге и своем служении Ему, мы с радостью узнаем, что Евангелие продолжает звучать в народе. Прекрасно, что несмотря на сильное противостояние, Благая весть была услышана в месте, далеком от больших городов. Грустно, однако, что слухи о ковчеге дошли до нас лишь в связи с таким ничтожным местом. Что есть земля Ефремова? Кто помнит, где она находилась? Почему же ковчег так долго там оставался?

Давид начал поиски ковчега. Его пришлось разыскивать повсюду, и, наконец, царь нашел его в лесистом Иариме. Как часто люди находят Христа и Его спасение в самых неожиданных местах! Какая разница, где мы встречаемся с Ним, если в конце концов мы обретаем Его, а в Нем и вечную жизнь? Об этом блаженном открытии говорится в данном стихе: «Нашли его». Все началось со слухов, за которыми последовали удачно завершившиеся поиски. «Нашли его на полях Иарима». Горе нам, если для Господа не нашлось места во дворце, и Ему пришлось искать прибежища в полях. Но и в полях Христос является ищущим Его. Он столь же близок к нам в деревенском доме и среди дерев, как и на улицах большого города. Он слышит молитву, возносимую в лесной чаще, где, кажется, никто уже не услышит зов одинокого странника. В стихе говорится о человеке, чье сердце стремилось к встрече с Богом. Он прислушивался особенно внимательно, потому радостная весть вскоре настигла его. Это придало ему бодрости и помогло преодолеть все трудности поисков. Итак, он нашел столь высоко ценимое им сокровище в самом неожиданном для себя месте.

7. «Пойдем к жилищу Его». Узнав место Его пребывания, мы спешим туда. В доме Его множество разных обителей, и каждая заслуживает особого почтительного внимания. В каждой из них священник совершает назначенное служение, и наши сердца входят туда, куда не можем проникнуть мы сами. Давид был не одинок. Из стиха ясно, что другие сопровождали его в поисках ковчега, ведь автор использует глагольную форму множественного числа. Теперь все они с радостью сопровождают своего царя в его паломничестве к великой святыне со словами: «Поклонимся подножию ног Его». Даже самый лучший дом здесь на земле — всего лишь подножие для великого Царя. Сам ковчег являет нам лишь славу подножия Его. И все же мы поспешим туда с радостью, наслаждаясь обществом друг друга, и там воспоем Ему хвалу. Место пребывания Иеговы одновременно является и местом поклонения. Нам надлежит не просто ходить в дом Господень, но и поклоняться в нем. Входящие в скинию с иными целями оскверняют ее. Прежде чем перейти к следующему стиху, обратите внимание на восходящий тон этого псалма: «Мы слышали… нашли его… пойдем… поклонимся».

8 Стань, Господи, на место покоя Твоего, — Ты и ковчег могущества Твоего.9 Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются. 10 Ради Давида, раба Твоего, не отврати лица помазанника Твоего.

8. В этих трех стихах мы видим, как нашедшие ковчег переносят его на положенное место, произнося при этом слова, похожие на те, что некогда говорил Моисей: «Восстань, Господи!» и «Возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым!». Ковчег долгое время путешествовал, потому что в Ханаане не было достойного места для него, но наконец благочестивые мужи построили храм и теперь они поют: «Стань, Господи, на место покоя Твоего,Ты и ковчег могущества Твоего». Они надеялись, что теперь символ завета нашел себе постоянное пристанище, место покоя, и были уверены, что Иегова будет обитать с ними вечно. А если Господь не пребудет с ковчегом и не будет являться между херувимами, то пользы от того, что он нашел место покоя, нет никакой. Пока Господь не успокоится с нами, мы не обретем покой. Если ковчег Его силы не пребудет с нами, в нас не будет никакой силы. Ковчег завета назван здесь именем, которое он вполне заслужил, ибо, находясь в плену, он поразил захвативших его и разбил их богов, а когда его вернули в Израиль, он защищал свое достоинство, умертвляя тех, кто проявлял к нему непочтение. Могущество Бога наполняло этот священный ящик. Поэтому Соломон в страхе и благоговении молился о нем, желая, чтобы живой Бог Своим присутствием освятил храм. Мы желаем, чтобы Господь и завет, а вернее, Господь завета пребывал в наших собраниях, ибо Его присутствие — сила Его народа. О, пусть Господь воистину пребудет во всех церквах и явит Свое могущество на Сионе!

9. «Священники Твои облекутся правдою». Нет платья более прекрасного, чем святость. В него навечно одет наш великий Первосвященник, и Он желает, чтобы каждый в Его народе носил такую же одежду. Священники тогда лишь достойны явиться перед Господом и служить Его народу, когда их жизнь украшена благостью. Они должны постоянно помнить, что они — Божьи священники, и поэтому должны носить ливрею своего Господина, которая есть святость: они должны не только иметь праведность, но и быть одетыми в нее, чтобы она всегда и во всем была явной. Кто бы ни взглянул на служителей Божьих, должен увидеть святость, даже если ничего другого он не заметит. Молитва о праведности храмовых служителей возносится одновременно с прошением о Божьем присутствии. Из этого мы видим, что святость живет лишь в тех, кто общается с Богом и чьи души Он посещает. Бог живет среди святых людей, а там где живет Бог, люди святы.

«И святые Твои возрадуются». Святость и счастье живут вместе: стоит обнаружить первое, и второе отыщется неподалеку. Святые имеют право на великую и явную радость — они могут кричать, переполняемые ею. Коль скоро они святые, Твои святые, и Ты, Господи, обитаешь среди них, то они обязаны радоваться, да так, чтобы и другие об этом знали. Это предложение можно прочитать как позволение, но оно все же и повеление: святым дана заповедь радоваться в Господе. Благословенна вера, которая обязывает быть радостным! Если одежда человека — праведность, то профессия его — радость.

10. «Ради Давида, раба Твоего, не отврати лица помазанника Твоего». Молился царь Соломон, а теперь его народ молится о нем, чтобы его лицо не отвратилось, чтобы он не был лишен Божьей аудиенции. Как ужасно, если наше лицо отвернется от Бога, и Божье лицо — от нас! Если же мы помазаны Духом, Господь будет смотреть на нас благосклонно. И в первую очередь, это истинно в отношении Того, кто представляет нас перед Богом и кто является для нас и за нас Христом — истинным помазанником Господа. Иисус — наш Давид и Божий помазанник, в Нем обитает в полноте то, что в Давиде обитало лишь в какой-то мере. Ради Него Бог принимает всех помазанных в Нем. Бог благословил Соломона и последующих царей ради Давида, так и нас Он благословит ради Иисуса. Как снисходительно поступил Сын Всевышнего, приняв образ раба и помазание за нас и войдя в святое святых для молитвы о нас! В псалме поется о ковчеге, что напоминает нам о помазанном священнике, входящем за завесу: все зависело от того, примет его Бог или нет, поэтому-то народ и молился: «Не отврати лица помазанника Твоего».

Таким образом, в этих трех стихах мы встречаем молитвы о храме, ковчеге, священниках, левитах, народе и царе — и каждое прошение наполнено смыслом, поэтому заслуживает пристального внимания. Мы не можем вознести чрезмерно конкретное прошение, как правило, наши молитвы страдают расплывчатостью и общностью. В Божьем доме и служении каждый предмет и человек нуждаются в постоянном благословении. Как в прошлом Давид клялся и молился, когда ему пришло на сердце построить дом для ковчега, так и ныне молитва возносится при посвящении храма — и Господь снисходит, чтобы наполнить его Своей славой. Мы не прекратим молиться, пока не прекратим нуждаться.

11 Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: «от плода чрева твоего посажу на престоле твоем. 12 Если сыновья твои будут сохранять завет Мой и откровения Мои, которым Я научу их, то и их сыновья вовеки будут сидеть на престоле твоем». 13 Ибо избрал Господь Сион, возжелал его в жилище Себе.14 «Это покой Мой навеки: здесь вселюсь, ибо Я возжелал его.15 Пищу его благословляя благословлю, нищих его насыщу хлебом; 16 священников его облеку во спасение, и святые его радостью возрадуются. 17 Там возращу рог Давиду, поставлю светильник помазаннику Моему. 18 Врагов его облеку стыдом, а на нем будет сиять венец его».

11. Перед нами великая молитва завета, которой неизменно внемлет Господь. «Клялся Господь Давиду в истине». Ничто не побуждает Бога к действию так, как Его собственное слово и клятва. Иегова клянется, дабы укрепить в нас веру, ибо Он не нарушит данного обещания. Он клянется в истине, поскольку каждое слово Его праведно. Человека могут обвинить в лжесвидетельстве, но даже нечестивцы не осмелятся сказать такое о едином истинном Боге. Давид услышал этот завет Иеговы из уст Нафана, и в нем не было ни слова лжи. «И не отречется ее». Характер Иеговы не подвержен переменам. Он никогда не нарушает Своих обещаний, тем более тех, которые скрепил торжественной клятвой. Он никогда не отступается от Своих слов. Он не человек, чтобы лгать, или сын человеческий, чтобы раскаиваться в содеянном. Нерушимая скала под ногами тех, кто строит на основании непреложного обещания Господня! Мы с вами знаем, что в действительности этот завет был заключен со Христом, духовным семенем Давида, ибо Петр сказал в день Пятидесятницы: «Мужи братия! Да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде сказал о воскресении Христа». Вечный трон Христов непоколебим, потому что Он исполнил завет, и в Нем благословился Сион и «нищие его». «От плода чрева твоего посажу на престоле твоем». Христос пришел из дома Давидова, о чем свидетельствуют евангелисты. Он был «из колена и рода Давидова». И по сей день Он Царь Иудейский, но Господь также даровал Ему в наследие язычников. Царству Его не будет конца. Сам Бог возвел Его на трон, и ни людям, ни бесам не удастся поколебать его своими мятежными происками. Постоянство Его царствования затрагивает честь Иеговы, и потому оно вне опасности, ибо Господь не допустит нарушения своей клятвы.

12. «Если сыновья твои будут сохранять завет мой и откровения Мои, которым Я научу их». В отношении царей из рода Давидова, правивших до явления истинного Семени, Господь поставил особое условие. Но Христос, явившись, исполнил его и тем самым сделал завет нерушимым отныне и навеки для себя и Своих духовных наследников. В мирском смысле династии Давида было даровано великое благословение — обещание властвовать над Израилем, при условии их послушания и праведности. Положение этих царей непосредственно зависело от их верности Всевышнему, вознесшему их до таких высот. Они должны были соблюдать завет, подчиняясь божественному закону с верой в божественную истину. От них требовалось признание Иеговы Господом и Наставником, заключившим с ними вечный завет. Став их учителем, Бог явил удивительное снисхождение. С какой же радостью они должны были во всем быть послушны Ему! Пообещав воздаяние за верность, Господь дал им справедливый и достойный стимул к этому послушанию.

«То и их сыновья вовеки будут сидеть на престоле твоем». Сидящих у подножия ног Его Бог обещал вознести на царский трон, и венец власти будет переходить из поколения в поколение соблюдающих завет. Иудейское царство, возможно, устояло бы и до сих пор, если бы его правители сохранили верность Господу. Ни мятежи, ни вражеские набеги не могли поколебать трон Давида. Дом его пал, сраженный собственным грехом и ничем иным. Господь явил великое долготерпение, хотя они непрестанно испытывали Его терпение. Даже после того, как отколовшийся Израиль отправился в изгнание, Иудея сохраняла свои позиции. Господь явил в Иудее чудесную милость, терпение Его было столь же беспредельно, как и Его любовь к Давиду. Однако преемники Давида сами готовили себе погибель, и ничто не могло уже их спасти. Справедливость медлила, но наконец пришло время ей обнажить меч и нанести удар. Но несмотря на то, что люди нарушили букву завета, Господь остался верен ему по духу, ибо Христос взошел на трон, и ничто не сможет поколебать его. Семя Давидово по-прежнему царствует, ведь по плоти он был и остается прародителем Царя царей и Господа господствующих. Данный стих напоминает нам о важности семейного благочестия. Родителям надлежит воспитывать своих детей в страхе Господнем и молить Бога, чтобы Он наставил их самих в истине. У нас нет наследственного права на Божье благоволение. Господь не оставляет семьи и поколения рабов Своих, если только они не навлекают на себя Его гнев своими страшными преступлениями. Все мы, верующие, в определенной мере находимся под заветом, заключенным с Давидом. Многие из нас насчитывают до четырех поколений благочестивых предков, и теперь мы с радостью взираем на своих детей и внуков, твердо стоящих на путях истины. Однако следует помнить, что благодать не передается по наследству, и со священным трепетом следить за тем, чтобы наши потомки по нечистоте сердца и неверию не отошли от живого и истинного Бога.

13. «Ибо избрал Господь Сион». Иерусалим ничем не отличался от прочих ханаанских городов, пока Господь не избрал его. Давид завоевал его, Соломон отстроил, и теперь Господь пребывает в нем. Так и Церковь когда-то была обычной иевуссейской крепостью, пока ее не осенила благодать, не покорила, не возродила к жизни и не поселилась в ней навеки. Иегова избрал Свой народ, и теперь он принадлежит Ему. Он избрал церковь, и это избрание сделало ее такой, какой мы ее знаем. Итак, завет объединил Давида с Сионом и Христа с народом Его. Давид печется о Сионе, а Сион — о Давиде. Такая же взаимная привязанность существует между Христом и Его народом.

«Возжелал его в жилище Себе». Давид получил ответ на свой вопрос. Решение о постройке будущего храма — места богоявления — принято. Вселение следует за избранием. Господь избрал Сион в жилище себе. Желание Бога жить со Своим избранным народом одновременно милостиво и совершенно естественно. Его любовь не может обрести покой вдали от тех, кому Он ее дарует. Бог желает пребывать с теми, кого возлюбил вечной любовью. И это неудивительно, ибо и мы мечтаем всегда быть рядом с любимыми людьми. Чудо заключается в том, что Господь избрал и возжелал столь ничтожных существ, как мы. Дух Святой, живущий в верующих, являет нам чудо благодати, подобное воплощению Сына Божьего. Бог, пребывающий в Церкви, есть истинное чудо и вечная слава беспредельной любви.

14. «Это покой Мой навеки». О, что за славные слова! Они исходят из уст самого Бога. Задумайтесь о Божьем покое! Суббота для Предвечного и прибежище для Бесконечности. Он называет Сион Своим покоем. Именно здесь Его любовь являет себя во всей полноте. «Он будет милостив по любви Своей». И все это навеки! Он не будет искать иного покоя или тяготиться обществом святых Своих. Во Христе сердце Бога исполнено довольством, и ради Него Отец принимает народ Свой, благоугодный Ему навеки. Эти величественные слова описывают выбор, сделанный Богом — это и ничто иное. Господь не испытывает сомнений — это есть нечто хорошо Мне известное, нечто, что и сейчас находится перед лицом Моим. Бог сделал Свой выбор до начала времен. Он не изменит его и не раскается в нем. Церковь стала покоем Его и останется им навеки. Он не нарушит Своей клятвы и не отречется от избранного Им. О, если бы все мы вошли в покой Его, стали частью Церкви Его и своей любовью и верой радовали сердце Того, кто благ к боящимся Его и уповающим на милость Его!

«Здесь вселюсь, ибо Я возжелал его». И вновь мы полны изумления: наполняющий собою все поселился на Сионе — в Своей Церкви. Бог посещает избранных Своих по собственной воле, Он желает пребывать с ними, Он «возжелал их». Господь уже на Сионе, ибо Он сказал: «Здесь», как если бы уже находился в указанном месте. Он намеревается не просто периодически посещать Свою церковь, но «вселиться» в нее, как в постоянное жилище. Он остался безразличен к великолепию Соломонова храма, но у ковчега завета Он отвечал на призыв молящихся и оттуда воссиял свет благодати Его в среде избранного народа. Все это однако было лишь прообразом дома духовного, основанием и краеугольным камнем которого является Христос, и в котором камни живые вместе созидают храм, где Господь обитает Духом Своим. О, как сладостна мысль о том, что Бог возжелал пребывать с народом Своим и упокоиться среди них! Несомненно, Он исполнит это Свое желание. Если даже желания праведников исполнятся, то кольми паче желание праведного Бога. Да возрадуются души наши, ибо мы упокоимся в Боге, желая вечно пребывать с Ним! Нам не нужно более опасаться за судьбу Церкви Божьей. Если сам Господь вселится в нее, ей ничто не угрожает. Если Господь возжелал ее, дьявол бессилен повредить ей.

15. «Пищу его благословляя благословлю». Мы не останемся без благословения, если Господь с нами. Мы живем по слову Его, облекшись в Его щедрые дары и вооружившись могуществом Его. Он дает нам все необходимое, разве это не благословение? «Благословляя благословлю». Итак, Он дарует нам двойное благословение. Церковь будет денно и нощно с радостью принимать из Его рук духовную пищу, достойную царей. По божественному благословению мы примем ее с верой, и она будет насыщать нас духовным опытом, освящать и взращивать, укреплять для добрых дел, учить долготерпению и созидать до полного совершенства. «Нищих его насыщу хлебом». Жители Сиона были бедны, нищи духом, а зачастую и телом. Но Господь обещал насытить их души и тела столь щедро, что им нечего будет больше желать. Удовлетворение приходит с опытом. Народ Божий будет сыт и доволен в покое Его. Они насытятся тем, что Господь сам называет хлебом, и Он лучше всех знает, какого хлеба жаждут наши души. Он не подаст нам камень. Нищим Он дарует «хлеб насущный», приятный на вкус, утоляющий голод, насыщающий и укрепляющий их для возрастания в совершенстве. Земной хлеб есть «пища тленная», но хлеб Господень вечен. Церкви, которую Господь назвал Своим покоем, не страшен голод, ибо Он не успокоится, пока на насытит их. Шесть дней Бог не давал себе покоя, пока не создал мир, пригодный для жизни первого человека. Десница Его продолжала трудиться, пока все не было готово. Потому можно не сомневаться, что, если Господь упокоился, значит, все «свершилось», и благость Его приготовлена для нищих душ наших. Там, где исполняются желания Господа, исполнятся и наши. Если Он удовлетворен, довольны и мы.

Соединив две части этого стиха, мы видим, что нищий народ Божий с нетерпением ожидает обильных благословений, изливаемых на Церковь. Без них мы наги и жалки. Все богатство Соломоново показалось бы ничтожным святым тех времен. Они обращали свои взоры к небесам и, уповая на неистощимое благословение Господне, жаждали хлеба свыше. Благословен Господь, давший им двойное обещание, служившее лучшей опорой для их веры.

16. Господь обещает нам более, нежели мы просим. В девятом стихе псалмопевец молит Его облечь священников праведностью, но в ответ слышит: «Священников Его облеку во спасение». Бог желает сделать для нас больше, чем мы просим или даже можем себе представить. Праведность лишь одна из сторон благословения, но полнота его в спасении. Обещания Его как бы сотканы из золота. Убранство, достойное царя! Одежды спасения! Нам хорошо известно, кто соткал их, кто окрасил в яркие цвета и возложил на плечи народа Своего. Это лучшие одежды, о которых могут лишь мечтать священники, князья и простые люди. Лучше их нет, о дай мне эти одеяния, Господь! Не каждый священник сможет облечься в них, но те лишь, кто воистину принадлежат Сиону по вере в Иисуса Христа, соделавшего их священниками великого Бога. Сам Господь одевает их, и никто не сделает это лучше Него. Если даже траву полевую Творец одевает так, что и Соломон во славе своей не сравнился бы с ней, что сказать о сынах Его? Славен Господь во святых Своих. Наряды слуг Его заставят изумиться ангелов небесных.

«И святые его радостью возрадуются». И вновь мы, образно выражаясь, получаем золото в обмен на серебро своей молитвы. Псалмопевец хотел, чтобы святые возрадовались. Так и будет, говорит Господь, «радостью возрадуются». Их восторженные восклицания будут подобны шуму вод и грому небесному. Это ликование зазвучит из уст истинных святых всевышнего Бога, «освященных во Христе Иисусе». Он обильно благословит их, напитает и оденет так, что они воскликнут от изумления, благодарности и радости в Господе. На Сионе не умолчит ни один святой. Вид Бога, нашедшего покой среди избранного народа Своего, заставит даже самых молчаливых возвысить голоса. Если утренние звезды радостной песнью приветствовали сотворение неба и земли, то еще громче воспоют сыны Божьи, увидев новое небо и новую землю и новый Иерусалим, сходящий с небес, подобно невесте, готовой к встрече с женихом. Но и сейчас пребывание Господа среди нас — неиссякаемый источник восторга для всех святых. По слову Божьему, обитатели Сиона «радостью возрадуются». Кто остановит этот поток хвалы? Господь сказал Духом Своим: «Радостью да возрадуются». Кто заставит их замолчать? Должно ли поститься гостям на свадебном пире, когда Жених с ними? Воистину, друзья, возрадуемся и возликуем!

17. «Там возращу рог Давиду». На Сионе сыны Давида благословятся властью и славой. Подобно тому как олень обретает силу и горделивый облик по мере роста рогов, дом Давидов будет укрепляться в могуществе своем. Это должно было свершиться по воле Господней: «Я возращу», и потому можно было надеяться на скорый и непрерывный рост. Если Господь желает взрастить нас, кто сможет Ему помешать? Когда потомки Давида оставили Господа и поклонение в доме Его, вся жизнь их пришла в упадок, ибо только Господь и поклонение Ему могли взрастить рог их. «Поставлю светильник помазаннику Моему». Прославленное имя Давида оставило яркий след в истории. Оно и сейчас сияет, подобно светильнику в святилище. Оно стало утешением для людей и просвещением для народов. Бог не позволил этому свету угаснуть, а роду Давидову прекратиться. По воле Его святой, дом раба Божьего Давида продолжает жить в среде Израиля. О, как ярок светильник Господа Иисуса! Свет язычников и слава Израиля. Помазанник Божий — истинный Христос — Он озарил Своим светом небеса. О, дай нам, Боже, благодать просвещения и утешения в Иисусе Христе.

18. «Врагов его облеку стыдом». Они терпят полное поражение. Их злые помыслы теперь отвратительны им самим. Презрение будет им «наградой» за ненависть к Вечно Благословенному. Им не удастся скрыться от своего стыда, он будет преследовать их повсюду. Господь облечет их стыдом, и они обречены будут вечно носить его в знак своего осуждения. «А на нем будет сиять венец его». Давида ожидали лавры победителя. Бог возложит на него почетный венец, и царская корона его заблистает великолепием. Разве не то же произошло со Христом? Царство Его несокрушимо, слава Его бессмертна. Мы с радостью поклоняемся Ему и воздаем вечную честь и хвалу. Предательские замыслы тех, кто пытается отнять у Него венец власти, постигнет неудача, и Он будет вечно царить в Своем немеркнущем величии.

Советы проповедникам

Стих 1.

1. Господь помнит Христа, нашего Давида. Он любит Его, восхищается Им и никогда не оставит Его.

2. Немалую часть воспоминания составляют Его страдания — «все сокрушение его».

3. Народ Божий молит Господа помнить о Христе.

Стихи 1—2.

1. Господь помнит о народе Божьем:

а) о людях этого народа;

б) об их страданиях;

в) об их клятвах.

2. Помня о них, Господь:

а) принимает их;

б) сопереживает им;

в) помогает им.

Стихи 1—2.

1. Бог помнит о каждом из представителей Своего народа. «Вспомни… Давида». Дух, живущий в нас, молит об этом по воле Божьей.

2. Он помнит их страдания. «Давида и все сокрушение его». «Знаю твои дела и скорбь».

3. Он помнит их клятвы, в особенности те, которые:

а) связаны со служением Ему;

б) наиболее торжественны;

в) исполнены в точности.

Стихи 1—5.

1. Как остро Давид переживал то, что считал поношением для Бога, которое, как ему казалось, он мог снять со Всевышнего. Задумайтесь о его сокрушении по поводу того, что ковчег завета оставался в скинии, тогда как он сам жил в доме из кедра (2Цар.7:2).

а) Необычность этой ситуации. Большинство из нас сокрушаются по поводу собственных лишений. И лишь немногие страдают по таким причинам.

б) Подобные чувства не находят отклика в сердцах большинства людей. «Если Бог желает спасти язычников, Он сделает это и без вас, молодой человек», — сказали когда-то Уильяму Кэри, опечаленному неверием язычников.

в) Такие чувства приличествуют богобоязненному человеку.

г) Они угодны Богу (1Цар.2:30).

2. С каким пылом он взялся положить конец столь невыносимому для него злу. «Он клялся». Нет никаких сомнений в его готовности отказываться от мирских удовольствий до тех пор, пока с позволения Господня не завершит дорогой его сердцу труд.

а) В сердцах людей нет ревностного желания вступиться за честь Бога, если они не готовы к самоотречению ради Него.

б) Если бы народ Божий являл больше такого рвения, наши дары были бы более щедры и на ниве Его было бы больше работников, готовых трудиться усерднее и лучше.

в) Нам следовало бы удивить мир и заслужить похвалу праведников, сражаясь за честь Бога.

Стихи 3—5.

1. Мы должны прежде позаботиться о жилище для Бога, нежели для себя. Богу должно принадлежать все самое лучшее. «Вот, я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром».

2. В поисках собственного дома мы должны сделать точкой отсчета дом Божий. «Не войду».

3. Нам надлежит заботиться о процветании дома Божьего более, нежели своего собственного. Ничто не должно утешать нас более, чем факт процветания церкви Божьей. И ничто не должно беспокоить нас сильнее, чем ее упадок. «Не дам сна». «А вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении?»

Стих 5. Цель жизни найти новое жилище Богу.

1. Предполагается снисхождение: Бог с нами.

2. Исследуются различные области: сердце, дом, «мрачные места земли».

3. Царственность этого труда. Он полностью занимает Давида, являясь трудом, достойным царя.

Стих 5. «Место Господу». В сердце, в доме, в собрании, в жизни. Повсюду мы должны находить место Господу.

Стих 5. «Сильный Иакова».

1. Он силен и потому соединил землю с небесами в Вефиле.

2. Он силен и потому позволил Иакову вернуться из Месопотамии.

3. Он силен и все же боролся с ним у Иавока.

4. Он силен и все же позволил Иакову страдать.

5. Он силен и потому даровал ему избавление.

Стихи 6—7. Мы будем использовать эти слова в практических целях. Душа жаждет встречи с Богом, и Он назначает место для этой встречи.

1. Мы знаем, где это. Престол благодати, место откровения славы Божьей. В нем хранится закон Божий, манна небесная и символ священной власти — посох Аарона.

2. Мы желаем найти его. Страстно, немедленно, почтительно.

3. Мы слышали о нем. В молодости. Мы уже почти не помним, где это было. От служителей и святых, от тех, кто любил нас.

4. Мы нашли его. Там, где не ожидали найти. В месте пустынном и ничем не примечательном. Там, где сами сбились с пути. Рядом с нами, там, где мы скрывались, подобно Адаму среди дерев.

5. Мы пойдем. К Богу во Христе. За всем, что Он дарует нам. Дабы жить с Ним и учиться у Него.

6. Мы поклонимся. Смиренно, торжественно, с благодарностью. В предвкушении жизни вечной.

Стих 7.

1. Место. «Жилище Его».

а) Возведенное для Бога.

б) Принятое Богом: находясь повсюду, Он особенным образом присутствует здесь.

2. Посещение. «Пойдем». Там Бог ожидает встречи с нами, так направим же туда свои стопы.

3. Предназначение:

а) для поклонения;

б) для посвящения. «Поклонимся подножию ног Его».

Стихи 8—9.

1. Присутствие Божье желанно:

а) дабы оно стало явным. «Стань» и войди;

б) дабы Бог был милостив к нам. «Ты и ковчег», чтобы мы могли приблизиться к престолу благодати;

в) дабы мы ощущали его могущество. «Ковчег могущества Твоего»;

г) дабы оно было постоянным. «Стань… на место покоя Твоего».

2. Основа такого желания:

а) в отношении служителей. «Священники Твои». Речь идет не об их собственной праведности. Они облекаются в нее. Пусть говорят о «ризах спасения» и «одежде правды»;

б) в отношении прихожан. «И святые Твои». Пусть священники проповедуют дар праведности, Не той, что естественна для самого человека, но той, что «во всех и на всех верующих». А святые пусть возрадуются.

1. Важность праведного служения в церкви.

2. Связь между таким служением и ликующим народом Божьим.

3. Зависимость их обоих от милости Божьей.

Стих 9 (вторая часть). Связь между святостью и радостью.

Стихи 9, 16. Духовные одеяния.

1. Одеяния.

а) Праведность, в сравнении с которой даже самое драгоценное платье ничтожно.

б) Спасение; знания и красноречие — ничто в сравнении с ним.

2. Их приобретение.

а) Их дарует Бог.

б) Святые должны непрестанно пребывать в усердной молитве.

3. Облачение.

а) Бог сам совершает его!

б) Эти люди — «священники Твои».

Стихи 9, 16.

1. Священники и святые.

2. Одеяния.

3. «Гимны, древние и современные».

4. Реальное присутствие: Бог дарует и одеяния, и радость.

Стих 10.

1. Беда, которой следует страшиться. «Не отврати лица… Твоего». Псалмопевец боится, что Господь отвергнет его и отнимет всякую надежду.

2. Довод, который следует использовать в молитве. «Ради Давида, раба Твоего» — ради Твоего завета с ним, его рвения, святости, страданий и преданного служения. Евангельская молитва, полезная в разных ситуациях.

Стих 11.

1. Божественная клятва.

2. Ее нерушимость.

3. Вечное царство.

Стих 11 (средняя часть). Наша уверенность. «И не отречется ее». Бог не знает перемен. Он предузнал все и силен исполнить все Свои планы. Речь идет о Его чести, и Он не нарушит Своей клятвы.

Стих 12. Господь может из поколения в поколение благоволить к определенной семье, но лишь при соблюдении поставленных Им условий.

Стих 13.

1. Безусловный выбор.

2. Милостивое обитание,

3. Вечный покой.

4. Благодать. «Возжелал».

Стих 14.

1. Бог находит покой в Своей Церкви, потому что в ней:

а) почитают Троицу;

б) проявляется божественная природа;

в) исполняются вечные замыслы;

г) труды Всевышнего вознаграждены;

д) помнят о великой жертве;

е) превозносятся славные качества Его личности;

ж) развиваются самые драгоценные отношения.

2. Этот покой вечен.

а) Церковь будет существовать всегда.

б) Она всегда будет такой, чтобы Бог мог покоиться в ней.

в) Поэтому она всегда будет в безопасности на земле.

г) Она будет навечно прославлена на небесах.

Стих 15.

1. Блаженная забота.

2. Довольный народ. «Нищих его насыщу».

3. Бог прославлен.

4. Ликующий град — Сион.

Стихи 16, 18. Два вида одежды: спасение и стыд, уготованные для Его священников и Его врагов. Что наденете вы?

Стихи 17—18.

1. Растущий рог могущества.

2. Вечно сияющий светильник.

3. Множество побежденных врагов.

4. Неувядающий венок власти и славы.

Стих 18.

1. Его враги в стыде.

а) Кто они? Люди, не скрывающие своего нечестия. Высоконравственные, но лишенные веры. Лицемеры.

б) Что значит быть облеченным в стыд? Раскаяние, разочарование, сожаление, погибель. Грех обличен. Эгоизм терпит поражение. Надежды разрушены.

в) Кто облекает их стыдом? Господь. Он посрамит их.

2. Сам увенчан.

а) Его венец: его власть и слава.

б) Процветание его царства. Слава распространяется. Число подданных увеличивается. Богатство растет. Враги бегут в страхе.

Стих 18 (заключительная часть). Господь Иисус Христос сам является хранителем и источником процветания Своего царства.