135. Ничего, кроме хвалы

Тема и композиция

Хотя авторство псалма нам неизвестно, мы точно знаем, что он исполнялся в храме Соломоновом (2Пар.7:3, 6), и что воинство Иосафата одержало победу над своими врагами в пустыне Фекойской при помощи этой самой хвалебной песни (2 Пар. 20:18—23). Уникальная композиция этого псалма наводит на мысль, что он был одним из любимых гимнов в древнем Израиле. Как правило, самыми популярными среди верующих становятся песни с простым, но величественным припевом, а посему следует заключить, что настоящий псалом, очевидно, пользовался всеобщей любовью. В нем нет ничего, кроме хвалы, которая воспаряет к небесному престолу в такт музыке восторженного сердца.

Псалом начинается с троекратной хвалы триединому Богу (ст. 1—3). Затем звучат шесть аккордов хвалы Творцу (ст. 4—9), и еще шесть — об избавлении из Египта (ст. 10—15), и еще семь о странствовании по пустыне и вхождении в Ханаан (ст. 16—22). Завершают псалом два стиха личной благодарности за нынешние милости (ст. 23—24), один стих о всеобъемлющем провидении Божьем (ст. 25) и последний стих-призыв к нескончаемой хвале (ст. 26).

Истолкование

1 Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.2 Славьте Бога богов, ибо вовек милость Его.3 Славьте Господа господствующих, ибо вовек милость Его;

1. «Славьте Господа, ибо Он благ». О, как настойчиво звучит этот призыв: трижды псалмопевец молит святой народ воздать славу Господу! Хвала — это самое меньшее, чем мы можем воздать Богу за все Его благодеяния, а потому она должна изливаться из наших уст непрестанно. Богодухновенный автор приглашает нас восхвалить Иегову за безмерную благость к нам и за величие Его могущества ради избранных. Если мы благодарны своим земным родителям, то будем благодарны и Отцу Небесному. Мы благодарны нашим земным благодетелям, так восславим же Подателя всякого совершенного дара. «Ибо Он благ». Он воплощение благости. Все, что Он делает, есть благо для всех живущих. Возблагодарим же Господа за то, что Он дал нам возможность вкусить и познать, что Он благ. Никто не благ так, как Господь. Вся благость — в Нем. Он источник благости и ее сущность. Он хранит ее, усовершает и вознаграждает. Народ Божий должен благодарить Творца за это великое сокровище. «Ибо вовек милость Его». Этот припев повторяется в каждом стихе псалма, и он всегда к месту. О, как сладостны эти слова! Как радостно знать, что существует милость, что она у Бога, и что она вовек! Мы нуждаемся в ней постоянно, испытываем ее постоянно, молимся за нее постоянно и получаем ее постоянно. Воспоем же гимн в ее честь!

Все изменчиво на свете, скоротечен жизни бег,

Только Бог и Божья милость не меняются вовек.

2. «Славьте Бога богов». Если и есть на свете силы, которые можно было бы назвать «богами», то Господь Бог владычествует над ними безраздельно. Их могущество проистекает от Бога, они полностью зависимы от Творца и существуют только благодаря Ему. Даже если на секунду предположить, что языческие идолы являются реальными богами, то все равно ни один из них не мог бы сравниться с Элохимом, который превыше всех так называемых богов языческого мира. А посему преклонимся перед Иеговой, Господом нашим. Он один достоин всякого почитания. Язычники поклоняются своим богам ревностно и самоотверженно, а значит, мы должны с еще большей ревностью и самоотверженностью искать славы великого Бога богов, единого истинного Бога. Некоторые люди, которым явно не хватает здравого смысла, на основании этого стиха заключают, будто древние иудеи исповедовали многобожие, а Иегову почитали верховным богом. Конечно, это утверждение в высшей степени абсурдно, ведь если над богами стоит другой Бог, то они уже не могут быть богами. Слова псалмопевца следует понимать как обычную человеческую речь: ведь нередко мы говорим о чем-то несуществующем так, словно оно реально. Бог заслуживает нашей сердечной хвалы, «ибо вовек милость Его». Вообразите себе всемогущего, но немилостивого Бога. Он вселял бы в нас ужас, точно так же как ныне вселяет в нас радость и благодарение. Прославим же превознесенного Господа возвышенной хвалой, ибо Его природа и деяния заслуживают благодарности всех живущих.

Пусть все творенье Бога восхваляет,

Ведь милость Божия вовеки пребывает.

3. «Славьте Господа господствующих». Господствующих много, но Иегова есть Господь над всеми. Вечный обладает непревзойденной властью. Он единый Законодатель, Он владычествует над умами людей и материальным миром, Он царствует в силе и могуществе. Все властители мира покорны единому небесному Владыке. У Господа больше власти и величия, чем у всех царей мира вместе взятых. За это мы благодарим Всевышнего, зная, что Он в силах исправить любое зло, совершенное деспотичными властителями мира. Он призовет тиранов к ответу и спросит с них за каждое злодеяние и допущенную несправедливость. Воистину, Иегова — Господь и над великим державами, и над маленькими странами. Владычество его беспристрастно и справедливо, и потому все правые сердцем должны воздать Ему сердечную хвалу. «Ибо вовек милость Его». Господь правит справедливо, но и милостиво. Он проявляет сострадание к скорбящим, защищает беспомощных, обеспечивает нуждающихся и прощает виновных. И делает это из поколения в поколение, и благодать его не иссякает, «потому что любит миловать». Воспрянем же ото сна и прославим великого Господа! В третий раз воздадим хвалу Иегове, Богу и Господу нашему. Причин для восхваления Господа более чем достаточно.

Милость Господня вовек пребывает,

Сердце вовек на нее уповает.

4 Того, Который один творит чудеса великие, ибо вовек милость Его; 5 Который сотворил небеса премудро, ибо вовек милость Его;6 утвердил землю на водах, ибо вовек милость Его;7 сотворил светила великие, ибо вовек милость Его;8 солнце — для управления днем, ибо вовек милость Его;9 луну и звезды — для управления ночью, ибо вовек милость Его.

4. «Того, Который один творит чудеса великие». Никто, кроме Господа, не творит великих чудес. Никто не может сравниться с небесным Чудотворцем. Он один обитает в стране чудес и совершает подлинные чудеса, по сравнению с которыми все прочие дива — детская игра. Все дела Господа велики и чудесны, даже если речь идет о чем-то незначительном. В микроскоп мы можем увидеть такие же великие чудеса, как и в телескоп. Все неподражаемые дела и великие чудеса совершаются исключительно Господом, и никто не оказывает Ему помощи. Вся слава по праву принадлежит Ему. Сотворение мира и искупление Своего народа Господь совершил один, безо всякой помощи со стороны других богов или царей. Его десница и святая мышца доставили Ему победу. Что же сотворили боги язычников? С точки зрения количества совершенных дел, Господу нет равных. Как удивительно, что люди могут поклоняться лжебогам, которые не совершили ни единого дела, и забывают о Господе, совершившем великое. Даже когда Господь совершает Свои дела рукой посредника, все равно вся слава принадлежит Ему одному. Не будем же полагаться на людей, превозносить их или благоговеть перед ними. Всякая хвала да будет направлена к Господу, «ибо вовек милость Его». Чудеса милостивого Господа — это чудо милости, а бесконечность милости Божьей — это чудо из чудес. Когда мы видим то, что Господь по милости Своей уготовал для избранных, мы приходим в изумление. «О, чудеса Господней благодати!» Воистину велики и неисследимы дела Всевышнего!

О, бездна премудрости Господней! Да будет имя Господа славно отныне и вовек!

Милость на престоле восседает,

Чудеса нам с неба посылает.

5. «Который сотворил небеса премудро». Благость Божья явлена также в сотворении тверди небесной. По великой мудрости Своей Господь сотворил небеса, то есть атмосферу, пригодными для жизни смертного человека. Сколько же премудрости заключено в сотворении небесной тверди! Даже самые тщательные исследования еще не обнаружили все удивительные свидетельства божественного замысла, запечатленного в этом чудесном творении. Жизнь растений, животных и человека полностью зависит от того, функционируют ли небеса в соответствии с замыслом Бога. Если бы небесная твердь была сотворена иначе, человек не смог бы жить и славить святого Бога. Всевидящий Господь создал воздух и облака такими, какие они есть, специально для человека. «Ибо вовек милость Его». Обратите внимание, что псалмопевец начинает описание милости Божьей с воспевания небесной тверди, а затем постепенно спускается в мир дольний, вплоть до «уничижения нашего» (ст. 23). Как ни парадоксально, но это тоже «восхождение», ведь милость Божья тем очевидней, чем меньшим достоинством обладают ее получатели. Господь посылает Свою милость всему живущему. Она бесконечна и всеобъемлюща, достигает до небес и низвергается в бездну.

Мудрость царствует на небесах,

Милость на престоле пребывает.

6. «Утвердил землю на водах». Господь воздвиг землю из топкого и бездонного болота, из смешанных стихий, из неразделенных воды и праха. И она оказалась идеальной для жизни человека. Кто, кроме Господа, мог сотворить это великое чудо? Никто и не задумывается над этим великим чудом древности. Но стоит кому-нибудь доказать, что какой-либо материк за последние несколько тысяч лет поднялся или опустился на сантиметр, как этот факт тут же становится сенсацией в научных кругах и обсуждается всеми философами мира. «Ибо вовек милость Его». Милость вовек потому, что Господь поднял землю на такую высоту и удерживает ее на ней, что никакой потоп не страшен человеческой расе. Могуществом Своим Господь сделал горы непоколебимыми, а землю неизменно твердой, чтобы мы могли странствовать по ней.

Над водами земля утверждена,

Господня милость вечно пребывает.

«Сотворил светила великие». Сотворение великих светил — великое чудо, достойное громогласной хвалы. Что было бы с миром без света? Даже имея небо над головой и землю под ногами, без света мы не смогли бы сдвинуться с места, ибо не знали бы, куда идти. Слава Господу за то, что Он не обрек нас на жизнь во тьме! По великой милости Он освещает нашу планету не множеством хаотически движущихся, тусклых светил, а изливает на нее ровный свет двух великих небесных тел. Псалмопевец обращает свои слова не к ученым мужам, а к простым людям, поэтому описывает солнце и луну такими, какими они нам кажутся — великими светилами. «Ибо вовек милость Его». Господь сотворил их в начале мира, и они до сих пор несут нам свой свет. Каждый луч света пронизан милостью. То, что луна и солнце излучают постоянный и равномерный свет, — великая милость со стороны Господа.

Зажег светила на небесной тверди

Господь, чье милосердие вовек.

8. «Солнце — для управления днем». Славословия наши не могут быть излишне конкретными. Если мы прославили Бога за великие светила, это еще не значит, что мы исчерпали тему — можно обратить внимание на каждое светило в отдельности. Солнце — великое благо для всего живущего: оно дает нам свет, тепло и многое другое. Всякий раз, когда мы нежимся в его теплых лучах, сердце наше должно переполняться благодарностью. Кроме того, солнце — это великий «правитель», и его «правление» несет нам только благо. По милости Божьей оно сотворено подстать немощной человеческой природе. Все правители мира должны брать пример с солнца, неизменно благословляющего своих подданных. Бог веселит сердца наши каждый день, а потому нам следует каждый день возносить Ему хвалу. Солнце правит миром только благодаря тому, что им правит Бог. А посему мы должны вслед за сочинителем этого псалма поклоняться Создателю, а не произведению Его рук. «Ибо вовек милость Его». День дню передает речь о милости Господа. Каждый солнечный лучик есть милость Божья, потому что падает на недостойных грешников. Если бы не эта милость, они сидели бы в полнейшей тьме и почитали землю кромешным адом. Верно сказал Мильтон:

«Златовласое солнце по небу бежит,

Светом своим каждый день сторожит.

Милость Господня вовек пребывает,

Сердце вовек на нее уповает».

9. «Луну и звезды — для управления ночью». Мир не остается без управления ни на час. Благословен Господь, не оставляющий нас на милость анархии. Нами правят свет и благословение. Изменчивая красавица-луна и мириады неподвижных звезд украшают ночь. В темное время суток, когда солнце скрывает от нас свой светлый лик, к нам приходят иные утешители и даруют нам свой волшебный свет. На смену одному-единственному солнцу приходит множество мелких светил, но, несмотря на свое огромное число, они все равно не могут полностью заменить солнечного света. Иисус Христос, Солнце Правды, может сделать для нас гораздо больше, чем все слуги солнца вместе взятые. Именно Он наполняет наш день счастьем. Когда Его нет с нами, наступает ночь, сколько бы света ни давали нам земные утешители. Сколько же милости Господь явил нам в небесных светильниках, пронизывающих ночной мрак светом! Как милостив Господь, производящий морские отливы и приливы притяжением луны! Господь сотворил все звезды в небе, называет каждую по имени. По Его велению каждая из небесных посланниц своим факелом разгоняет для нас тьму. «Ибо вовек милость Его». Да будут славословия наши так же бесчисленны, как звезды в небе. Пусть божественный свет отражается в нашей жизни так же, как солнечный свет отражается от луны. Правители дня и ночи, светила, озаряющие море и сушу, были даны человеку на все времена. Они светят нам точно так же, как светили Адаму, поэтому они залог вечной любви и благодати Господа. Присоединимся же к песне наших шотландских друзей:

«Воистину, вовек Господня милость,

Она тверда, прочна и непреложна».

10 Поразил Египет в первенцах его, ибо вовек милость Его;11 и вывел Израиля из среды его, ибо вовек милость Его;12 рукою крепкою и мышцею простертою, ибо вовек милость Его;13 разделил Чермное море, ибо вовек милость Его; 14 и провел Израиля посреди его, ибо вовек милость Его; 15 и низверг фараона и войско его в море Чермное, ибо вовек милость Его.

После чествования чудес Господних, явленных в творении мира, псалмопевец переходит к другой теме и превозносит Создателя за сотворение святого народа посредством избавления его из египетского рабства. Поскольку египетский царь мешал благим божественным намерениям, Господу пришлось воздать ему по справедливости. Израилю же и всему прочему миру Господь явил милость.

10. «Поразил Египет в первенцах его». Последняя и самая ужасная казнь поразила Египет в самое сердце. Скорбь и ужас, вселившиеся в сердца египтян, не поддаются описанию. Все, от раба до фараона, ощутили на себе карающую десницу Всевышнего. В мгновение ока радость каждой египетской семьи обратилась в горе, а надежда — в отчаяние. Если прочие казни не достигли цели, то последняя «поразила Египет» окончательно. Когда-то египтяне предали смерти израильских младенцев, а теперь Господь исполнил Свою угрозу: «И умрет всякий первенец в земле Египетской». Справедливость медлила, но теперь все же восторжествовала. «Ибо вовек милость Его». Да, чтобы сохранить милость Своему народу, Господь отомстил другому. Бог медлен на гнев, и суд — «странное дело» для Него. Но когда милость требует сурового наказания, Он не удерживает руку от справедливого возмездия. Что значили все первенцы Египта по сравнению с желанием Господа оказать милость всему роду человеческому через исход сынов Израилевых из земли рабства? Впрочем, даже когда земля полна судов Господних, мы все равно должны воспевать Его вечную милость.

Господь нас вечною любовью возлюбил,

Любовь Его крепка, прочна и нерушима.

11. «И вывел Израиля из среды его». Колена Израилевы, по-видимому, были разбросаны по всему Египту и находились под жестким контролем своих хозяев. Но Господь вырвал их из рук безжалостных рабовладельцев. Господь вывел каждого израильтянина из земли рабства, вывел именно в то время, в которое обещал, вывел всех вместе несмотря на их рассеяние среди египтян, вывел навсегда. Воздадим же Ему хвалу за еще одно свидетельство безмерной любви к избранным, «ибо вовек милость Его». Израильтяне не всегда хотели свободы. Было время, когда они предпочли бы сносить тяготы жизни в Египте, чем отправиться за Господом неведомо куда. Впрочем, милость Божья выдержала и это испытание. Господь тряс гнездо до тех пор, пока птенцы не выпорхнули из него по собственной воле. Он превратил землю изобилия в землю рабства, и угнетенный народ с радостью оставил постылый египетский край. Господня милость, кроме всего прочего, явилась и в том, что Он отделил святой народ от остального мира. Господь вывел Своих избранных из рабства, и они воздали Ему хвалу.

Господьнаш друг, нам в бедах помогает,

Любовь Его вовеки пребывает.

12. «Рукою крепкою и мышцею простертою». Мы должны славить Всевышнего не только за избавления, но и за то, каким образом Он их осуществляет, не только за прилагательные, но и за наречия. Исход явил миру могущество и славу Господа. Враг был уничтожен Его крепкой рукой и простертой мышцей. Израильтяне покинули Египет не тайно и не с опаской: «И вывел Израильтян с серебром и золотом, и не было в коленах их болящего». Более того, Египет возрадовался их исходу, зная, какие великие деяния Господь совершил ради этого события. Он простер Свою мышцу, подобно ремесленнику, готовящемуся приняться за дело; Он вознес крепкую руку, не стыдясь и не скрывая Своего могущества. Таким же образом все мы были избавлены от рабства силой Бога-Вседержителя. «И как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах». «Ибо вовек милость Его». Могущество Господа направлено на спасение избранных. Если одной казни не хватает для их спасения, их будет десять. В урочный час Израиль обретет свободу, невзирая ни на какие препятствия. Под сапогом фараона не останется ни одного израильтянина. Господь вознесет Свою крепкую руку и прострет мышцу. Он осуществит Свои милостивые намерения с великой силой и могуществом.

Господь возносит руку над врагом,

Чтоб мне не быть отчаянья рабом.

13. «Разделил Чермное море». Господь провел израильтян по дну Чермного моря, повелев водам разделиться и стать стеной. Люди отрицают чудеса. Однако если Бог существует, то и чудеса возможны. Чтобы логически отвергнуть возможность чудес, нужно быть атеистом, а потому я предпочитаю менее безумный путь — веровать в безмерно могущественного Бога. Если силой Господа море сохраняется как единая водная масса, то Он вполне в состоянии и разделить эти воды, когда Ему необходимо. Тот, кто может бросить камень в одну сторону, может с таким же успехом бросить его и в другую. Господь делает все, что захочет. И все, что Он хочет, так или иначе связано с освобождением Его народа. «Ибо вовек милость Его». Господь являет Свою бесконечную милость как на море, так и на суше. Он всегда исполняет данные Им обещания, чего бы это Ему ни стоило. Тот, кто шествует по морю, проложил путь Своему народу по нехоженому морскому дну.

Всевышний воды разделил

И милость с неба нам явил.

14. «И провел Израиля посреди его». По милости Божьей народ израильский смело прошествовал по уготованной ему стезе и пересек зияющую бездну, несмотря на то, что ее вид вселил бы ужас даже в сердца опытных путешественников. Чтобы провести столько людей по столь невиданной и опасной тропе, необходимо было четкое и продуманное руководство. И потому Господь сам провел Израиля через морские глубины. По очереди, без паники вошли они в бездну морскую и так же спокойно и уверенно вышли на другой берег, в то время как враги не могли преследовать их из-за мрака, наведенного облачным столпом. Чудное деяние Господа заслуживает всяческой хвалы; что касается нас, то мы видим Его великую славу в прощении грехов. Верой мы отрекаемся от упования на собственные дела и вверяем себя целиком и полностью Богу, ведущему нас путем неведомым и таинственным, путем упования на жертвенную кровь. Таким образом Господь выводит нас из Египта, земли греховного рабства, и грехи наши тонут в морской бездне. Какое чудо: израильтяне перешли через Чермное море, не замочив обуви! Аллилуйя! «Ибо вовек милость Его». По милости Господа воды расступились. По милости Господа израильтяне воспрянули духом. По милости Господа они вступили в бездну и вышли из нее целыми и невредимыми. Милость Божья пребывает повсюду, даже на дне морском. Милость Божья бесконечна, и ничто не может помешать ее шествию. Пока Иегова окружает Свой народ, тот пребывает в полной безопасности. Вот почему наш девиз — «Вперед!», как и у древнего Израиля. Мы знаем, что милость Божья окружает нас со всех сторон.

В бездне моря иль в огне —

Милость Господа ко мне.

15. «И низверг фараона и войско его в море Чермное». И вот, наконец, гремит гром. Израильтяне слышат его отдаленные раскаты, однако для избранных они не более чем громкий глас милостивого Господа, произносящего грозное проклятье над головами врагов, дабы человек более не устрашал Израиля. Колесницы и кони, фараон и его войско были низвергнуты в море. Подобно саранче, бросаемой ветром, они были сброшены со своих колесниц и поглощены ревущей пучиной. Гордыня Египта была сломлена, могуществу его пришел конец. Иегова одержал победу над Своими врагами. «Восстань, восстань, облекись крепостью, мышца Господня! Восстань, как в дни древние, в роды давние! Не ты ли сразила Раава, поразила крокодила?» Нет такого врага, которого Господь был бы не в силах низложить. Кто может противостать Ему? Разъяренные египтяне ринулись вслед за Израилем в бездну моря, но нашли там только справедливое возмездие за свою ненависть. «Ибо вовек милость Его». Действительно, милостивый Господь хранил Своих детей от зла, движимый справедливостью, Он воздал надменным египтянам по заслугам. Дерзкие и самодовольные враги открыто восстали против воли Всевышнего и, застигнутые на месте преступления, встретили бесславный конец. Всякий вступающий в бездну моря ищет погибели. Грех неминуемо влечет за собой смерть. Если грешники впадают в грех по собственной воле, то могут ли они винить кого-то другого в том, что пучина засасывает их с головой? Нераскаянные и осужденные грешники не смогут свидетельствовать против милости, каким бы суровым ни было их наказание. Напротив, мысли о навсегда ушедшей милости повергнут их в еще большее отчаянье, ибо в свое время они восстали против нее и не покорились всемилостивейшему Творцу. Когда израильтяне воспевали этот гимн, все их мысли были направлены на благословенное избавление их отцов от руки безжалостного преследователя. Израиль был вырван Господом из руки фараона, как агнец из пасти льва.

Любовь Творца да царствует с Сиона,

Низверг Он в море войско фараона.

16 Провел народ Свой чрез пустыню, ибо вовек милость Его;17 поразил царей великих, ибо вовек милость Его;18 и убил царей сильных, ибо вовек милость Его;19 Сигона, царя Аморрейского, ибо вовек милость Его; 20 и Ога, царя Васанского, ибо вовек милость Его;21 и отдал землю их в наследие, ибо вовек милость Его;22 в наследие Израилю, рабу Своему, ибо вовек милость Его.

16. «Провел народ Свой чрез пустыню». Господь сам ввел Свой народ в пустыню, поэтому на Нем лежала ответственность за их странствования. Хотя Израиль был богоизбранным народом, путь его лежал через пустыню, и пустыня эта непременно должна была быть местом бесплодным и пустым. Впрочем, в конце пути их ждала земля обещанная. Пути Господни неисповедимы, однако все они — истина, поскольку принадлежат Ему. Для народа Божьего путь в Ханаан был полнейшей тайной. Они не знали, куда идут, ибо были ведомы. Огромная масса людей следовала за огненным и облачным столпом. Они шли по местам, где не было ни дорог, ни тропинок, но путь их был прям и безошибочен, поскольку их вела безупречная мудрость Божья. Тот, кто вывел израильтян из Египта, провел их и через пустыню. Господь вел Свой народ рукой Моисея, Аарона и Иофора. Они следовали за огненным и облачным столпом. Сколько же милости было явлено святому народу во время этого странствования! Ведь Господь провел их по местам пустынным, в которых не нашлось бы пропитания даже для одного-единственного путешественника! Господь же Своей безмерной мудростью и могуществом водил святой народ по пустыне сорок лет. «Одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла, вот уже сорок лет». «Ибо вовек милость Его». Как часто богоизбранный народ искушал Господа в пустыне, испытывая Его терпение! Но несмотря на всю их непокорность, милость Господа не отошла от них. Господь снова и снова прощал им грехи, хотя и не оставлял их без наказания. Он желал быть милосердным и всякий раз проявлял к Своим избранникам жалость и сострадание. Хотя они были неверны, Он пребывал верен. В авангарде святого народа неизменно шествовали огненный и облачный столпы, которые служили видимым свидетельством Божьей любви.

Любовь Творца пребудет с нами вечно,

Она сильна, прочна и бесконечна.

17. «Поразил царей великих». Прежде чем вступить в свое наследие, Израилю пришлось встретиться в бою с могущественными врагами. Цари стали у них на пути, рассчитывая на непобедимость своих армий. Впрочем, это препятствие скоро осталось позади: Господь нанес один-единственный удар, и самонадеянные враги пали от Его меча. Поразивший великого владыку Египта быстро расправился с ничтожными царями Ханаана, хотя они и казались соседним народам могущественными монархами. «Ибо вовек милость Его». Милость Божья довела Израиль до пределов Ханаана, а значит, никакие препятствия не могли бы остановить их дальнейшего шествия. Господь, поразивший фараона в начале их пути, поразил Сигона и Ога в конце. Да и кто может рассчитывать на победу, если ему противостоит сама милость Божья?

Незыблемо стоит Господня милость,

Спасая кротких от руки врага.

18. «И убил царей сильных». Их хваленая сила оказалась тщетой. Они противостали Господу, и слава их обернулась бесславием. Победа над сильными царями принесла Господу великую славу, Он обратил их силу в немощь. «Ибо вовек милость Его». Эта сладостная музыка не могла наскучить израильским патриотам. Бог защитил Свой народ, и они пели о милости Божьей непрестанно.

Поверг Он в прах земных царей,

Чтоб пощадить Своих детей.

19. «Сигона, царя Аморрейского». Имена конкретных царей упомянуты для того, чтобы мы лучше запомнили милость Божью. Сигон, поразивший моавитян, оказался бессилен перед воинством Израиля: Господь поверг его в прах. Сигон был царем великим, сильным и славным. Он наотрез отказался пропускать израильтян через свои земли и, воспылав к ним ненавистью, выслал против них войска. Что ж, он сам обрек себя на неминуемую погибель. Поражение его было полным и окончательным. Народ Божий был настолько ошеломлен победой Господа, что воспел ее в национальных гимнах. «Ибо вовек милость Его». Каким бы милостивым ни был Господь, суд Его всегда нелицеприятен, а потому никакая слава и сила не могли бы оградить Сигона и Ога, дерзнувших бросить вызов богоизбранному народу, от Его справедливого возмездия. Сколько бы ни безумствовал Сигон, Господь не оставит Своего народа.

День и ночь упорный враг стращает,

Бог же милость с неба посылает.

20. «И Ога, царя Васанского». Ог принадлежал к роду исполинов, однако был сокрушен Господом Богом Израилевым, как ничтожный пигмей. Народу Божьему было заповедано вступить с ним в бой, однако победа была за Господом. Воинство Васана не сумело спасти царя от десницы Всевышнего. Надменный Ог был изгнан из своей цитадели, когда против него выступил предводитель воинства Господня. Он пал на поле брани и сменил свое ложе из железа на ложе из праха земного. Если Сигону не удалось помешать замыслам Господа, то мы можем быть уверены, что и Огу это не удастся. Избавивший нас от одной беды непременно избавит нас и от другой, дабы мы получили то, что уготовала нам благодать Господня. Слава великому Воину Израиля, «ибо вовек милость Его»!

Падают пред Богом исполины,

Милостью Господней сражены.

21. «И отдал землю их в наследие». Будучи Владыкой всех пределов земли, Господь передал Ханаан из одних рук в другие. Израильтяне овладели землей обещанной не собственным оружием, а решением милосердного Господа. Именно для этого Господь вел их долгой дорогой от Египта до Иордана. Господь вывел народ Свой из рабства и ввел в землю обещанную. Обещавший Аврааму и его потомкам благодатную землю выполнил Свое обещание, Слово Его не осталось неисполненным. Все, что мы имеем на земле или на небе, есть дар свыше. Дары, полученные от Господа, непреложны. Наследство, ниспосланное нам по воле Всевышнего, не может оспорить даже сатана. «Ибо вовек милость Его». Любовь верного Господа пребывает вовек. Пророчество гласит: «Введешь его и насадишь его на горе достояния Твоего». Даровав Израилю Ханаан, Господь исполнил это слово.

В пределы Ханаана народ святой войдет,

И милостью Господней он пажить там найдет.

22. «В наследие Израилю, рабу Своему». Повторение — весьма выразительный поэтический прием, особенно если во второй раз автор выражает свою мысль несколько иначе, чем в первый. Оно помогает расширить смысл высказывания. Земли язычников были переданы во владение Израилю. Имя Израиля употребляется в псалме трижды, и каждый раз этим именем подчеркивается избранность Божьего народа. Здесь же добавляются слова «рабу Своему». Израиль мог пользоваться землей при условии верного служения Господину, которому земля принадлежала и который отдал ее народу в пользование. Эта земля текла молоком и медом, поэтому была достойна двух строф в песне. О том, как земля была разделена при помощи жребия, и о законах, навсегда закреплявших земли за их владельцами и их потомками, слагались гимны. Если бы у других народов были законы, согласно которым каждая семья имела неотчуждаемый надел земли, такого недовольства, как мы видим сегодня, никогда не возникло бы. Попрошайничество и нищета были бы редким явлением. «Ибо вовек милость Его». Воистину милость Господня подвизается за землю. Милостивый Создатель делит добычу между Своими возлюбленными сынами и гарантирует каждому из них свою долю в наследстве. Слава верному Господу!

Благодать великого Творца

Наполняет радостью сердца.

23 Вспомнил нас в унижении нашем, ибо вовек милость Его;24 и избавил нас от врагов наших, ибо вовек милость Его.

23. «Вспомнил нас в унижении нашем». Сердце, испытавшее милость Божью, воспевает сладостные песни: «Вспомнил нас». Такова молитва каждого из нас: «Помяни меня, Господи». Утешение же наше в том, что Господь помнит о нас. То, что Господь не забывает о нас, уже само по себе великая и немыслимая благодать. Мы были в уничижении, в нищете и в прахе. Мы томились в рабстве, пребывая в греховном плену. Казалось, Господь забыл о нас и предал нескончаемым скорбям. Впрочем, это длилось недолго, ибо Он снова обратился к Своим страждущим сынам и помиловал их. Некогда мы были более чем несчастны, ибо пребывали у самых врат ада. Мы были нищими, пребывали в печали, унынии, болезни и скорбях. Более того, в нас было очень мало веры, любви и прочих добродетелей. Но Господь не сказал о нас: «С глаз долой, из сердца вон». По милости Своей Он вспомнил о нас. Нам казалось, что мы не стоим того, чтобы всемилостивейший Господь обременял себя мыслями о столь недостойных существах. Но Господь думал иначе. «Ибо вовек милость Его». Воистину, это одно из самых неоспоримых доказательств Его неизменной милости. Если бы кто-то и был достоин забвения, то мы — в первую очередь, ибо мы предали себя уничижению, пребывали в скверне и были готовы опуститься еще ниже. Но милостивый Господь не забыл о нас и извлек нас из глубокого рва. Посему мы должны с радостным сердцем превозносить имя Всевышнего, будучи уверены, что Он никогда не покинет нас.

Благодать великого Творца

Пребывает с нами до конца.

24. «И избавил нас от врагов наших». Враги повергли избранный народ в прах, но Господь вмешался и даровал Своим детям великое избавление. Слово «избавил» с необходимостью подразумевает то, что раньше они были рабами, и потому их искупление не обошлось без внесения определенной платы. Господу пришлось искупить Свой народ. Что касается нас с вами, то у нас есть все причины благодарить Господа за искупление в Иисусе Христе. Грех — наш могущественный враг, однако мы искуплены от него жертвенной смертью Христовой. Сатана — наш злейший враг, однако Господь избавил нас от его власти могуществом Своей десницы. Мир — наш заклятый враг, однако мы избавлены от него силою Святого Духа. Мы искуплены во всех отношениях, утешимся же своей свободой! Христос совершил наше спасение. Прославим Его святое имя! «Ибо вовек милость Его». Божественная милость столь велика, что Бог позволил Сыну Своему умереть за наши грехи. Можем ли мы желать большего? «Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее».

На древе умер Царь-Христос

И милость Божью нам принес.

25 Дает пищу всякой плоти, ибо вовек милость Его.

25. «Дает пищу всякой плоти». Возблагодарим Господа за Его ежедневное провидение, за пищу для всего живого! Но еще больше мы должны благодарить Господа за хлеб небесный, питающий всех святых. Благость Господа, насыщающего все живущее, так же достойна хвалы, как и благословения, ниспосланные избранному народу. Если Господь поддерживает жизнь всякой твари, то, конечно, Он позаботится о Своей семье. «Ибо вовек милость Его». Милость Божья безгранична, Господь питает все, что создал Своей рукой.

Господь питает все, что сотворил,

И насыщает тварь в благоволении.

Любовью вечною нас с вами возлюбил

И окружил святых благословением.

26 Славьте Бога небес, ибо вовек милость Его.

26. «Славьте Бога небес». Как величественно имя Господне! Господь есть Бог небес, Бог воинства небесного. Престол Его стоит в славе, вдали от врагов, и Он видит с него все. Бог, питающий птиц небесных, есть Бог, живущий на небесах. Ангелы с радостью возвещают Его славу на всех улицах небесного града. Как велико имя Господа, как глубока Его любовь и сострадание к нам! У всех этих благословений есть только одна причина: «ибо вовек милость Его». Все, что Господь делает для нас, Он делает из милости. А поскольку милость Его пребывает вовек, Божья любовь к нам будет только умножаться. Будем же непрестанно воздавать святому Иегове искреннюю благодарность всеми силами души и языка!

Мы видим в мире сем лишь скорбь и тленье.

Бессмертный Бог, пошли нам избавленье!

Советы проповедникам

Стих 1.

1. Имя Божье — Иегова.

2. Благословенная обязанность: «Славьте Господа».

3. Две причины для славословий — благость и неизменная милость.

Стих 1.

1. Разнообразные причины хвалить Господа:

а) благость. «Ибо Он благ» (ст. 1);

б) верховная власть. «Бог богов», «Господь господствующих» (ст. 2, 3);

в) великие дела (ст. 4);

г) творение (ст. 5—9);

д) провидение (ст. 10—26).

2. Главная причина хвалить Господа. «Ибо вовек милость Его».

а) Милость — основная нужда грешника.

б) Милость в Господе. Самое важное качество Бога для грешника. Милость — такая же неотъемлемая черта Бога, как справедливость.

в) Милость Господа пребывает вовек. Если грешники вечно нуждаются в милости, значит, они будут существовать всегда и их вина должна быть вечной.

Стих 1. Господь благ.

1. Бог изначально благ.

2. Бог благ в самом себе.

3. Бог бесконечно благ.

4. Благость Его совершенна, потому что бесконечна.

5. Благость Господа неизменна.

Стихи 1—3.

1. Тройное имя: «Господь», «Бог богов», «Господь господствующих».

2. Тройной призыв. «Славьте».

3. Неотъемлемое качество Бога и бесспорная причина для хвалы. «Ибо вовек милость Его».

Стихи 4.

1. Господь творит великие чудеса милости.

2. Он совершает их без посторонней помощи.

3. Он совершает чудеса, которые не может совершить никто другой.

4. По этой причине Он достоин особой хвалы.

Стих 4. Великий и несравненный Чудотворец. Бог совершил, совершает и будет совершать чудеса без посторонней помощи.

1. Чудо творения (Быт.1).

2. Чудо искупления (Ис.63:5).

3. Чудеса провидения (Пс.103:27—28).

4. Чудо освящения (1 Фес. 5:23—24).

5. Чудо грядущего триумфа (1Кор.15:25).

Стих 4. Милостивые чудеса. Чудесные милости.

Стих 7. Милость, явленная в сотворении и распространении света. Стихи 7—9.

1. Постоянство управления.

2. Связь между управлением и светом.

3. Доказательство неизменности милости.

Стихи 8—9.

1. Слава радостного дня.

2. Утешения печальной ночи.

3. Рука Божья и в том и в другом.

Стих 10. Милость и суд. Египетские казни были милостью:

1) даже для Египта: этот удар вполне мог произвести в них покаяние. Господь и сегодня ведет людей к покаянию таким образом;

2) для Израиля: освобождение от рабства, спасение первенцев;

3) для всего мира: явление силы Господней, предызображение Христа — важное событие в истории искупления.

Стих 11. Господь вывел Свой народ:

а) из естественного состояния греховности;

б) из скорбей;

в) из-под одного ярма с неверными;

г) великое чудо вечной милости.

Стих 12. Явления Божьей силы в жизни святых — тема для радостных песен.

Стихи 13—14.

1) Бога надлежит славить не только за приготовление пути;

2) но и за то, что Он дарует нам веру, необходимую для хождения по пути. И то и другое — великая милость.

Стихи 13—15. Милость — царица Исхода.

1. Ее власть над морем. Чего не свершит божественная любовь для избранных!

2. Ее знамя. Куда народ Божий не последует за такой милостью!

3. Ее гнев на преследователей. Жизнь возлюбленным, смерть врагам.

4. Прославим же милость Божью!

Стих 16.

1. Особая забота. «Провел».

2. Особые люди. «Народ Свой».

3. Особая благость. «Чрез пустыню».

Стих 16. «Провел народ Свой чрез пустыню».

1. Народ Божий должен пройти через пустыню ради испытания, самопознания, совершенствования добродетелей, подготовки к Ханаану.

2. Бог проводит Свой народ по пустыне: показывает путь, восполняет нужды, воспитывает характер, защищает от врагов.

3. Бог выведет Свой народ из пустыни.

Стих 23. Молитва умирающего разбойника превращается в песню.

Стихи 23—24. Благословенное воспоминание и славное искупление.

Стих 24. Наши враги. Наше искупление. Наш Искупитель. Мотивы Его действий.

Стих 24. Многократные избавления в христианской жизни. Их неиссякаемый источник.

Стих 26.

1. Господь царствует на небесах.

2. Господь управляет землей с небес.

3. Его царствование всегда милостиво, поэтому Он достоин вечной хвалы.