119. Молитва против клеветы

Мы внезапно покинули обширный континент сто восемнадцатого псалма и оказались на островах и островках песней восхождения. Длинные и развернутые молитвы хороши в особых случаях, но они никоим образом не должны умалять святой лаконичности, которая возвеличивает богоугодную жизнь день за днем. Тот, кто стал вдохновителем самого длинного псалма, был также и автором следующих за ним коротких сочинений.

Заглавие

«Песнь восхождения». Песен с таким заглавием всего пятнадцать, и они составляют маленькую псалтирь внутри Псалтири. Почему они объединены в отдельную группу и что означает их общее название, нам точно не известно. Предположений очень много, но они все — лишь догадки. Скорее всего, сам Давид собрал эти псалмы вместе, а в последующие века их использовали паломники на пути в храм Господень. Я не уверен в том, что эти песни всегда предназначались для исполнения в группах, поскольку многие из них написаны от первого лица единственного числа. Как известно, паломники путешествовали не только совместно, но и в одиночку, и для этих случаев у них, вполне вероятно, были заготовлены особые псалмы.

Тема

По мнению одного из библейских экзегетов, этот гимн был написан обыкновенным израильтянином, отправившимся на поклонение в Иерусалим. Пострадав от клеветы соседей, этот благочестивый человек с радостью покинул свой дом, чтобы в торжественной атмосфере священных празднований отдохнуть от досужих сплетен. Может быть, этот автор и прав, однако мне кажется, что благочестивые люди не настолько безрассудны, чтобы, оставляя свои дома без присмотра на несколько дней, во всеуслышание жаловаться на дурное поведение своих соседей. Намеренно раздражать тех, с кем мы живем бок о бок, распевая песни об их злодействах, было бы верхом безумия, если, конечно, нам не все равно, что будет с нашим имуществом, и если, вернувшись домой, мы не желаем оказаться среди врагов.

Почему данная ода стоит первой среди песен восхождения, сказать сложно, и я не рискну строить собственные догадки. Любому смелому предположению я предпочту заглавие, данное переводчиками Псалтири: «Жалоба Давида на Доика Идумеянина». И если речь в псалме идет именно об этом, то понятно, почему Давид сочинил его в доме Аведдара, где находился ковчег Господень. Давид пришел сюда для того, чтобы перенести ковчег в Иерусалим, однако мысли его перекинулись на Доика, и он излил перед Господом свои сетования. Псалмопевец вспоминал о том, как жестоко он был оклеветан, и, думая о ложных обвинениях своих преследователей, испытывал чувство горечи. Он воззвал к великому Судье неба и земли, зная, что Тот никогда не позволит клевете восторжествовать.

Истолкование

1 К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня.2 Господи! избавь душу мою от уст лживых, от языка лукавого.3 Что даст тебе и что прибавит тебе язык лукавый?4 Изощренные стрелы сильного, с горящими углями дроковыми.5 Горе мне, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских.6 Долго жила душа моя с ненавидящими мир.7 Я мирен: но только заговорю, они — к войне.

1. «В скорби моей». Клевета ранит нас в самое сердце. Те, кого кольнул чей-то острый язык, знают, что он острее меча. Несправедливые обвинения вызывают в нас негодование, однако мы часто чувствуем себя неспособными бороться с этим злом. Удар меча мы еще могли бы отразить, но против лживого языка мы бессильны. Мы не знаем, с кого началась ложь, откуда она явилась, куда исчезла, как проследить ее путь и как противостоять ее разрушительной силе. Клевета ошеломляет нас, и мы не знаем, что с ней делать. Она подобна нашествию мух в Египте: сбивает с толку и приводит в смущение. Злословие ранит нас до глубины души, задевает за живое и оставляет в сердце яд, который потом трудно удалить. «Клевета — это самое омерзительное порождение греха»; проникая в сердце, она доставляет нам нестерпимую боль и страдания. Но даже во время таких страданий мы должны без колебания обращаться к Богу, ибо лучший способ исцелиться от ран, нанесенных клеветой, — это молчать перед людьми и молиться Богу.

«К Господу воззвал я». Псалмопевец поступил мудро. Рассказывать друзьям о клевете бесполезно: чем больше об этом говоришь, тем больший круг людей начинает тебя обсуждать. Взывать к совести клеветников бессмысленно: они бессовестны, и любые наши мольбы о справедливости только усилят их злобу и станут поводом к новой клевете. Умолять жестокосердных клеветников — это все равно, что умолять гиен и волков. Взывание к Богу — это свидетельство нашей силы, а взывание к человеку — признак нашей слабости. К кому еще должны взывать дети, как не к своему отцу? Если злоречие врагов побуждает нас вставать на колени и взывать к Богу, то оно — великое благословение.

«И Он услышал меня». Воистину Господь слышит нас. Он Бог живой, и обращаться к Нему с молитвой разумно и полезно. Псалмопевец сохранил в памяти этот случай ответа на молитву, и теперь он рассказывает о нем, чтобы прославить Бога и укрепить братьев. «Праведные взывают, и Господь слышит их». Господь не глух к нашим мольбам, Он слушает нас внимательно и ловит каждый стон, вырывающийся из наших сердец. Все дети Божьи единодушно восклицают: «Он услышал меня!» Как радостно, что Господь знает наши сердца и никогда не верит клевете наших врагов. Он никогда не склоняет ухо к произнесенной против нас лжи, но всегда прислушивается к произнесенным нами молитвам о защите от лжи.

Если песни восхождения пелись израильтянами во время перенесения ковчега на гору Сион, а впоследствии — паломниками, восходившими в Иерусалим на ежегодные праздники, а также по возвращении израильтян из вавилонского плена, то нам не составит особого труда выявить причину, по которой данный псалом стал первой песнью восхождения. Разве Давид не встретил Доика Идумеянина в то время, когда будущий царь встретился со священником Авиафаром? И разве не предал его Доик Саулу? Это событие оставило в памяти Давида неизгладимый след, и, прежде чем вознести ковчег Божий на гору Сион, он излил перед Господом сердце свое, сетуя о злодеяниях «пса Дойка» (в англ. языке присутствует игра слов «dog of a Doeg». — Примеч. ред.), как остроумно назвал его Трэпп. Некоторые поэты и проповедники намеренно начинают свои сочинения с сетований, чтобы потом постепенно перейти к более радостным темам. Следующий псалом звучит уже намного веселее. Выслушивая злобные речи врагов, мы можем утешаться тем, что не одиноки в своей печали: Давид прошел по этой скорбной дороге до нас.

2. «Избавь душу мою от уст лживых». Чтобы защитить человека от этого смертельного оружия, требуется божественная сила. Уста, как известно, мягки, но ложь их смертоносна, как заточенная бритва; она лишает жизни всякого, кого касается ее лезвие. Тот, кто клевещет на добрых людей, подобен зверю, чья пасть обагрена кровью невинной жертвы; из праведных уст не должно исходить ни слова клеветы. «Избавь душу мою»: лживые уста подвергают душу человека, то есть саму его жизнь, опасности. Яд кобры не опаснее яда злословия, демоны ада не безжалостней гнусной лжи. Для некоторых ложь — это просто забава. Уста таких людей стоило бы запечатать раскаленным железом. Однако последователи Иисуса Христа никогда не воздают злом за зло. Поистине, немое поколение гораздо лучше лживого! Дар речи становится проклятием, когда он превращается в оружие, разящее человека предательски, со спины. От клеветы нас может спасти лишь Господь. Только Он обуздает злые языки и восстановит наше доброе имя.

«От языка лукавого». Коварный язык гораздо хуже неприкрытой лжи. Льстецы и притворщики, таящие в сердце вражду, поистине отвратительны. Они — порождения лукавого, их действия — плод дьявольской злобы. Лучше встретиться с дикими зверями и змеями, чем с коварными злодеями: эти чудовища вышли из адской бездны и вернутся в нее в день отмщения. Лжецы и нечестивцы должны одуматься, видя, как все честные люди молятся против них и даже дурные люди страшатся их коварства. Что же касается верующих, то для них злословия врагов — еще один повод для молитвы. Прошение «избавь нас от лукавого» особенно уместно, когда человек испытывает подобную скорбь. Всемилостивейший Боже, избавь нас от клеветников, доносчиков, анонимщиков, пасквилянтов и прочих лжецов!

3. «Что даст тебе и что прибавит тебе язык лукавый?» Какое воздаяние полагается за клевету? Это должно быть нечто ценное, чтобы человек согласился находиться в столь омерзительной атмосфере, разрушая свою душу. Неужели тысяча миров — достаточная мзда за столь мерзкие деяния? Но никакой награды лжец не получит: он будет наказан. Но каким будет наказание за его ложь? Какое возмездие за преступление будет достаточно суровым? Похоже, псалмопевец затрудняется найти подходящее наказание. Клевета и злословие — самые тяжкие грехи. Если бы люди несли наказание, соответствующее их проступкам, оно было бы суровым и сокрушительным. Но какая кара будет достаточно сурова? Каким должно быть наказание? Как поступить с тобой, с твоим лживым языком? Как покарать тебя? Воздать злом за зло едва ли получится, так как никто не станет злословить клеветника. Очернить его невозможно: его душа и так слишком черна. Жалкое существо! Он использует оружие, к которому достойные люди никогда не прибегнут. Подобно каракатице, окружает он себя черным мраком, куда не ступит нога честного человека. Подобно мерзкому скунсу испускает он зловоние лжи, невыносимое для достойных людей. Поэтому он часто избегает возмездия тех, кого оскорбил. Его преступление в каком-то смысле становится его щитом, поскольку люди не желают встречаться с таким недостойным противником. Но что сделает Бог с лживыми языками? Он грозит им самым ужасным наказанием, которое последует в свое время.

4. «Изощренные стрелы сильного». Суд будет скорым, неизбежным и суровым. Слова клеветников подобны стрелам, таким же будет и их наказание. Господь позаботится о том, чтобы их наказание было словно острая стрела, которая летит, со всей силой пущенная сильным человеком из стального лука. Чтобы покарать этот тяжкий грех, одного наказания недостаточно. Клеветник должен испытать такие же мучения, как человек, сгорающий на дроковых углях, которые вспыхивают быстро, жгут беспощадно и тлеют долго. Он должен почувствовать, как вонзаются острые стрелы и опаляют языки пламени. Ужасный приговор! Все лжецы окажутся в огненном озере, горящем серой. Червь их не умирает, и огонь их не угасает. Дроковые угли сохраняют жар в течение долгого времени, а огонь в геенне горит вечно, и лживым языкам не стоит обманывать себя надеждой избежать огня, который они сами же и разожгли. Насколько же велико это преступление, если Всемогущий уготовил за него столь ужасное наказание! Будем же ненавидеть ложь всем сердцем своим. Лучше стать жертвой клеветы, чем ее источником. В отличие от стрел Господа, стрелы лжи не попадут в цель: угли зла остынут, а огонь правосудия — нет. Бегите клеветы так же, как вы бежите преисподней.

5. «Горе мне, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских». Праведных людей ужасают слова нечестивцев. Нашему поэту стало не по себе среди лжецов-соседей, ему показалось, что он живет среди дикарей и людоедов. Окружавшие его предатели напоминали ему вероотступников, предавших свою религию. Он восклицает: «Горе мне!» Их грех ужасает его, их враждебность угнетает его. Он утешался мыслью, что живет в Мосохе лишь временно. Но года шли, время тянулось медленно, и он боялся, что ему придется остаться жить в Кидаре навсегда. Кочующие племена в тех местах постоянно воевали между собой и поэтому были всегда вооружены до зубов. Он сравнивает с ними нападавших на него вероломных соседей. Порочащие праведных хуже каннибалов, так как дикари едят людей только после их смерти, а клеветники съедают заживо.

6. «Долго жила душа моя с ненавидящими мир». Долго, слишком долго был он в изгнании среди этих варваров. Блаженны миротворцы и прокляты ненавидящие мир, оставаться на ночь с последними в одном жилище опасно, а жить с ними ужасно. Этот стих может относиться к кому-то из недругов псалмопевца, присутствие которого он больше не может выносить. Возможно, наш певец не сразу понял сущность этого человека, вероятно, искусного обманщика. А когда понял, уже не мог избежать его общества и был вынужден жить с ним. Нам вспоминаются Доик, Саул, Ахитофел и сыновья Саруины. Последние не были врагами Давиду, но, будучи неистовыми воинами, они зачастую досаждали Давиду. Какой контраст для Божьего человека между спокойствием пасущихся овец и вихрем сражения! Как он, должно быть, желал сменить свой скипетр на посох пастуха! Ему казалось, что время, которое он прожил с этими вздорными людьми, тянулось слишком долго. И терпел он лишь потому, что, как сказано в молитве, был вынужден жить там.

7. «Я мирен». Точнее: «Я есть мир». Я жажду мира, я спокоен, кроток, я — воплощение мира. Но только заговорю, они — к войне. Какие бы добрые слова я ни говорил, они, похоже, лишь подталкивают их схватиться за мечи. Им невозможно угодить: если я молчу, они считают меня замкнутым и угрюмым, когда я что-то говорю, они придирчиво возражают. Пусть те, кому приходится находиться в обществе таких людей, утешаются тем, что Давид и Господь Давида тоже прошли через это. Праведники сталкиваются с недоброжелателями даже у себя дома. Такова их участь. Некоторые из них живут под властью тиранов. Других бросали в яму со львами. И пусть живущие ныне в тишине и покое будут благодарны за это Богу. Господь даровал нам этот покой. Не причиним же другим те страдания, от которых защищены мы сами.

Советы проповедникам

Стих 1. Воспоминания.

1. Три события прошлого: скорбь, молитва, избавление.

2. Тройное действие воспоминаний: пробуждают во мне надежду, побуждают меня к молитве и вызывают во мне чувство благодарности

Стих 2. Оклеветанные ободряют себя не только мыслью об отомщающем; величии их Господа, но и множеством других размышлений:

а) сознание своей невиновности;

б) обещание Божьей милости. «Я укрою тебя от бича языка»;

в) слова утешения. «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать»;

г) ложь, как правило, недолговечна;

д) наконец, время лечит.

Стих 2. Молитва против лжи. Нам надлежит молиться. Ложь наносит нам глубокие раны и причиняет сильную боль, но никто, кроме Господа, не защитит и не спасет нас от нее.

Стих 3. Воздаяние за клевету. Каким оно может быть? Каким оно должно быть? Каким оно было?

Стих 3.

1. Какой вред причиняет другим оскорбляющий.

2. Какой вред он наносит себе.

3. Как поступит с ним Господь.

Стих 4. Природа лжи и наказание за нее.

Стих 4.

1. Язык острее стрелы.

а) Наносит внезапный удар.

б) Жалит ядом.

в) Прикрывается лицемерной добротой.

г) Ранит в самое уязвимое место.

2. Язык разрушительнее огня. Наветы распространяются с огромной быстротой. Они уничтожают то, что не может поглотить огонь, а погасить их намного сложнее. «Язык — огонь, — говорит апостол, — воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны». Огненная стрела нечестивца.

Стих 5. Неудобное место жительства. С нечестивцами могут жить лишь нечестивцы. Жизнь среди них — это Испытание, но оно может быть обращено на пользу: а) им; б) нам: оно является испытанием нашей праведности, заставляет проявить характер, умерить гордыню, молиться и стремиться домой.

Стих 5.

1. Никто, кроме нечестивцев, не может вынести окружение нечестивцев.

2. Никто, кроме признающих только мирские ценности, не может долго пребывать в обществе людей, поглощенных лишь земными заботами.

3. Никто, кроме праведных, не может по достоинству оценить общество праведных.

Стих 6.

1. Невыносимое окружение.

2. Поведение, вызывающее восхищение.

3. Нежелательные последствия: «Только заговорю, оник войне».

Стих 7. Характер Божьего человека. Он спокоен. Он стремится к миру. Он миролюбив. Он обретет мир.

Стих 7.

1. Благочестие и мир связаны.

2. Связаны так же, как нечестие и война.