137. Дерзновенное свидетельство

Заглавие

«Давида». Псалом расположен относительно других псалмов весьма удачно. Очевидно, составитель божественной Псалтири глубоко чувствовал внутреннюю связь между псалмами. Если в псалме 136 речь шла о молчании перед кощунникам, то в этом мы слышим дерзновенное свидетельство. Есть время для священного безмолвия: мы не должны метать бисер перед свиньями; и есть время для открытого исповедания: мы не должны быть трусами. Перед нами, несомненно, сочинение Давида: в строках псалма чувствуются вера, мужество и решимость, присущая царю Израиля и королю псалмопевцев. Разумеется, критики пытались приписать авторство кому-то другому, ссылаясь на то, что в псалме упомянут храм; при этом они забывали, что в бесспорных псалмах Давида также встречается это слово. К сожалению, слишком многих современных критиков можно уподобить мухам, облепившим кусок мяса: от них нет никакой пользы, и если их вовремя не согнать, то они испортят его.

Композиция

Сначала Давид с полной уверенностью превозносит своего Бога перед богами языческими, ангелами или земными правителями (ст. 1—3). Затем псалмопевец обещает наставлять и обращать царей и целые народы до тех пор, пока все без исключения не воспоют славу Всевышнему (ст. 4—5). В завершении он выражает личную веру в Господа, который поможет ему и сохранит Своего смиренного раба от злобных врагов (ст. 6—8).

Истолкование

1 Славлю Тебя всем сердцем моим, пред богами пою Тебе.2 Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего. 3 В день, когда я воззвал, Ты услышал меня, вселил в душу мою бодрость.

1. «Славлю Тебя всем сердцем моим». Мысли Давида были так переполнены Богом, что он даже не упомянул Его имени. Для псалмопевца не существовало иного Бога; Он знал Иегову столь близко и глубоко, что, обращаясь к Нему, думал о Нем так же, как мы думаем об отце или о друге — не вспоминая его имени. Мысленно он видел перед собой Господа и говорил Ему: «Ты». Давид был готов славить Творца всем сердцем и всеми силами своей души. Никто и ничто не смогло бы сдержать его благочестивых порывов. В присутствии живого Господа Давид намеревался возносить радостные славословия, не оглядываясь на реакцию других, как если бы все вокруг него делали то же, что и он. Если окружающие не прославляют Бога, то для нас это еще один повод превозносить Его от всего сердца. Для оплакивания грехов нам нужно сокрушенное, опустошенное сердце, а для прославления совершенств Господа — сердце, полное восторженных чувств. Искренность и полная самоотдача должны быть неизменными спутниками благоговейного преклонения перед Господом.

«Пред богами пою Тебе». Лжебоги не в силах лишить Иегову подобающей Ему хвалы. Псалмопевец не собирался прекращать своих песен лишь потому, что это было неугодно идолам и их безумствующим поклонникам. Очевидно, Давид имел в виду богов соседних языческих народов и идолов, которым поклонялись хананеи, все еще жившие в пределах земли обещанной.

Сам факт существования идолов был Давиду очень неприятен, и он намеревался выразить к ним свое презрение, желая при этом показать, что полностью поглощен поклонением живому и истинному Богу. Прекращать пение хвалы только потому, что кто-то поклоняется лжебогам, — слишком большая честь для бездушных идолов. Слава Богу, что в наши дни, когда новые религии возникают чуть ли не ежедневно, принося с собой новые формы идолопоклонства, мы знаем, как поступать. Ожесточение не выход, а споры лишь привлекут лишнее внимание к ереси. Лучшим способом борьбы с ересью является наше искреннее и ревностное поклонение Господу Богу, воспевание Ему хвалы благодарным сердцем и славословящими устами. Предположим, еретики отрицают божественность нашего Господа. В этом случае мы должны поклоняться Ему с еще большим усердием и благоговением. Если еретики отвергают искупление, то мы должны провозглашать его каждый день. Если бы мы проводили в пении хвалы хотя бы половину того времени, которое мы тратим на совещания и дискуссии, Церковь была бы намного крепче и здоровее, чем теперь. Победу нам доставит воинство поющих «аллилуйя». Славословия и пение хвалебных гимнов — это броня, защищающая нас от идолопоклонства и ереси, утешение, подкрепляющее наш дух при нападках на истину, и оружие для защиты Евангелия. Когда мы смело и дерзновенно выражаем свою веру, окружающие не могут не почувствовать нашей искренности. Они только тогда уверуют в Бога всевышнего, когда увидят, что Его служители:

«Спокойны среди хаоса и смуты,

Уверены в победе неизбежной».

2. «Поклоняюсь пред святым храмом Твоим». Поклоняюсь перед жилищем Господа Бога, перед местом, где покоился Его ковчег. Давид поклонялся Богу согласно божественной заповеди. Издревле Господь учредил особое место для поклонения, место для совершения жертвоприношений, храм Своего присутствия на земле, и царь израильский принял это божественное установление. Искренний верующий не должен быть суеверным, заниматься самовольным служением или впадать в безудержный скептицизм. Все, что от него требуется, — это поклоняться Богу согласно Божьему предписанию. У каждого идола было свое капище, однако Давид преклонял колени исключительно в месте, избранном Иеговой в качестве святилища Своего вечного обитания на земле. Нам надлежит не просто поклоняться истинному Богу, но делать это так, как Господь заповедал. Если иудеи обращали свои взоры к храму, то мы должны обращать свой взор ко Христу, храму живому.

«И славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою». Когда Давид поклонялся Богу, большую часть времени он посвящал хвале и славословиям. Особое внимание Он уделял имени, или сущности Бога, превознося Его за ниспосланную милость и истину. Во Христе, в храме живого Бога, мы созерцаем славу небесного Отца, «полную благодати и истины». Заметьте, что имя Господа более всего подвергается нападкам именно из-за этих двух качеств: милости и истины. Иегову обвиняют в том, что Он слишком суров и страшен, и потому «современная мысль» отвергает Бога Авраама, Исаака и Иакова, воздвигая на Его месте некое женоподобное божество, созданное по образу и подобию человека. Что же касается нас, то мы твердо убеждены в том, что Бог есть любовь, и что существование ада нисколько не противоречит сущности благого Творца, любящего Свое творение. В мире, где царствует грех, ад является необходимым условием для сдерживания зла. Истинный верующий слышит грозную поступь справедливого Бога, но ничуть не сомневается в Его милости. Более того, мы несказанно радуемся любви Господа к избранным, которую Он явил как народу израильскому в целом, так и лично Давиду и его семени, вступив с ними в завет. Эта милость с Его стороны достойна наших непрестанных славословий. Так или иначе, милость и истина Господа подвергаются нападкам со всех сторон. Некоторые сомневаются в достоверности священной истории, другие скептически относятся к богооткровенному учению, а третьи насмехаются над пророчествами. Непогрешимое Слово Божье выставляется на всеобщее посмешище, как если бы оно было измышлением самозванцев. Свиньи всегда топчут жемчуг, и так будет всегда. Однако жемчуг остается жемчугом и всегда будет украшать чело нашего великого Монарха. О милости и истине Бога Ветхого Завета мы поем: «Богом всей земли назовется Он». В присутствии лжебогов Давид пел Господу, преклонялся перед Ним и славословил Его за милость и истину. Нам с вами предстоит столкновение с идолами нового богословия, а потому присоединимся к хвале Давида и прославим Господа всякой милости.

«Ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего». Давид чувствовал, что слово обещания, данное ему от Господа, было для него дороже всех остальных свойств божественного имени. Книга сверхъестественного откровения превосходит книгу естественного откровения ясностью, определенностью и полнотой своего учения. Увидеть имя Господа в природе не так просто, как на страницах Писания, где божественная истина начертана человеческим языком, понятным любому читающему. Писание просто и однозначно объясняет человеческие нужды и открывает нам Спасителя, пришедшего в человеческой плоти, чтобы совершить наше искупление. «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут». Вот почему никакое другое откровение не может сравниться с откровением Библии. Более того, все прочие имена Господа раскрываются в тесной связи с исполнением обещаний Божьих. Ведь Слово осуществляется исключительно благодаря премудрости, могуществу, любви и прочим качествам Всевышнего. Слово заповеди, содержащееся в Писании, безупречно, а что касается воплощенного Слова, то оно превыше всех творений Божьих. Мысль Давида в этом стихе удивительно глубока. Преклонимся же перед Господом, который говорил с нами и в Слове, и в Сыне, и прославим Его святое имя и Слово перед лицом неверующих.

3. «В день, когда я воззвал, Ты услышал меня». Опыт — это лучшее из доказательств. Никто не станет сомневаться в силе молитвы, если хотя бы однажды получил на нее ответ. Отличительным свойством живого и истинного Бога является то, что Он слышит молитвы Своего народа и отвечает на них. Идолы ничего не слышат и не могут отвечать на наши мольбы. Иегова же слышит все наши прошения. Однажды Давид воззвал к Господу более ревностно и страстно, чем в другие дни. Он был слаб, уязвлен, встревожен и обеспокоен, как малое дитя, поэтому обратился к своему Отцу. Молитва его была пылкой и отчаянной и звучала так же естественно и жалобно, как крик младенца. И Господь ответил Давиду. Но можно ли ответить на чей-то крик, на бессвязный вопль боли? Можно, ибо наш небесный Отец отлично понимает язык наших вздохов и слез. Он отвечает на них, зная их истинную причину. Ответ Господа пришел в день прошения. Молитвы наши достигают небес очень быстро и тут же возвращаются на землю с благовременной милостью. Все верующие могли бы подписаться под утверждением псалмопевца. А посему когда Господь отвечает на наши молитвы, мы должны свидетельствовать об этом дерзновенно, дабы прославить небесного Отца. Получив от Бога ответ, Давид не мог не воскликнуть: «Преклоняюсь!» Бог услышал его, а значит, он мог смело хвалиться перед лжебогами и их поклонниками. Такова и наша защита против ересей: Господь услышал наши молитвы, и мы не можем отречься от Него.

«Вселил в душу мою бодрость». Ответ Бога был поистине чудесным. Даже если бремя не было снято с плеч Давида, душа его получила подкрепление и бодрость, а это само по себе огромная поддержка. Прекращение страданий не всегда лучший выход. Иногда гораздо полезней выдержать их и научиться терпению. Польза от испытаний многообразна, и небесный Отец не желает лишать нас благ. Когда душа получает заряд бодрости, она принимает великое благословение. В результате мы становимся смелыми, стойкими, уверенными и решительными. Слово Господа и Его Дух делают трепещущего храбрым, больного — здоровым, а утомленного — бодрым. Получив подкрепление от Господа однажды, мы сохраняем бодрость духа на всю жизнь. Тем самым Господь готовит нас к будущему труду и страданиям, если только мы сами не откажемся от источника силы из-за неверия, гордыни или другого греха. Когда нас подкрепляет сам Господь, никто не может сделать нас слабыми. Когда Бог вселяет в душу человека бодрость, она становится сильной.

4 Прославят Тебя, Господи, все цари земные, когда услышат слова уст Твоих5 и воспоют пути Господни, ибо велика слава Господня.

4. «Прославят Тебя, Господи, все цари земные, когда услышат слова уст Твоих». Цари, как правило, не слишком интересуются Словом Божьим. Но Давид был уверен в том, что услышав слова Господни, они увидят источник силы. Святость придворных благотворно отражается на жизни всего королевства, но наступят благословенные времена, когда сами правители станут слушателями и поклонниками Господа. Гряди же, о радостный день! И что это будет за собрание! Все цари земные соберутся на прославление Господа, явятся послушать слова уст Божьих! Как велик будет их Проповедник! Давид повторяет слова Господа. Какие же славословия польются из их уст! Они вознесут свои песни Господу единым гласом хвалы. Цари — это земные боги, а потому для них нет ничего лучшего, чем поклоняться Богу на небесах. Цари приходят к вере точно так же, как и мы. «Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия». Блажен человек, благодаря которому Слово Божье проникает в царские покои, ведь сидящие на престолах, как правило, узнают радостную весть в последнюю очередь. Царя Давида заботила судьба таких же царей, как он. А потому и мы должны быть мудрыми и проявлять заботу о людях, принадлежащих к нашему кругу. Давид уверенно говорил об успехе Евангелия. Все слова его уст были словами Божьими, а потому он нисколько не сомневался в том, что цари услышат о Господе и прославят Его.

5. «И воспоют пути Господни». Это еще одно чудо. Цари, ходящие путями Господними, воспевают эти пути. Как только человек узнает пути Божьи, он начинает воспевать их непрестанно — такова их природа. Самое сложное — это привлечь земных властителей на пути столь непривлекательные для плотского ума. Но возможно, когда Господь пошлет нам Давида с его непревзойденными проповедями, мы собственными глазами увидим обращенных монархов, возносящих хвалу Создателю. «Ибо велика слава Господня». Слава Господня затмит славу и величие царей. Они смирятся перед Всевышним в тихом благоговении. О, если бы Господь соблаговолил явить все Свои совершенства уже теперь! О, если бы глаза слепых отверзлись и увидели эту славу, ибо тогда и сердца их смирились бы перед Господом с радостью и трепетом! Увидев славу Всевышнего, Давид воскликнул: «Пою Тебе» (ст. 1). Теперь же к нему присоединились и цари земные.

6 Высок Господь: и смиренного видит, и гордого узнает издали.7 Если я пойду посреди напастей, Ты оживишь меня, прострешь на ярость врагов моих руку Твою, и спасет меня десница Твоя.8 Господь совершит за меня! Милость Твоя, Господи, вовек: дело рук Твоих не оставляй.

6. «Высок Господь». Господь пребывает на высоте небес в недосягаемом величии, славе и могуществе. Природу Его не может уразуметь никакая тварь. Слава Его невообразима и непостижима. «И смиренного видит». Господь смотрит на такого человека с благоволением, думает о нем с нежностью и заботой, слушает его с вниманием и защищает от всякого зла. Тех, кто считает себя ничтожными, Господь возвышает. Они преклоняются перед Ним, и потому Он прославляет их. В своих собственных глазах они ничто, Бог же помышляет о них с любовью и заботой. «И гордого узнает издали». Ему не нужно подходить близко, чтобы разглядеть их тщеславие и суетность. Господь издали узнает гордого и видит его никчемность. С такими людьми Господь не вступает в общение, но наблюдает за их делами со стороны. Господа обмануть невозможно. Он знает о гордецах абсолютно все, несмотря на все их бахвальства. Они вызывают в Нем чувство отвращения и неприязни. Бог не призрел ни на жертву Каина, ни на обещание фараона, ни на угрозы Рабсака, ни на молитву фарисея. В своем неверии Навуходоносор воскликнул: «Это ли не величественный Вавилон, который построил я!» Господь же сделал его безумцем и заставил есть траву вместе со скотом. Гордые мира сего кичатся своей культурой и свободомыслием и осмеливаются вступать в спор с Создателем. Господь же видит их издалека и не подпускает близко к себе ни в этой жизни, ни в следующей. В аду они навсегда будут отрезаны от Его присутствия.

7. «Если я пойду посреди напастей, Ты оживишь меня». Если я пойду посреди напастей сегодня или в будущем, то не стану бояться и страшиться, ибо Ты со мной. Ты оживотворишь меня на этом пути. Конечно, любая напасть приносит нам печаль и огорчение, но если мы идем по пути, усеянному напастями, то это гораздо хуже. Впрочем, даже проходя долиной смертной тени, верующий неуклонно движется вперед. Он идет неторопливо и не ускоряет шаг, зная, что он не один. Бог идет вместе с ним и вдыхает в него новую жизнь. Как бы нам ни казалось, что временами Бог оставляет нас, в бедах и напастях Он с нами неизменно, и это великое благословение. «Будешь ли переходить через воды, Я с тобою». Если вы можете вслед за псалмопевцем сказать: «Ты оживишь меня», то вы поистине блаженны. Давид не стал бы хвалиться Богом напрасно. Господь действительно оживит его и сделает более живым, чем когда-либо. Сколько раз Господь животворил нас в бедах и печалях! Испытания — это действенное средство, при помощи которого Господь вдыхает в нас новые силы и новую святость. А коль скоро Господь животворит нас на пути страданий, то мы не должны жалеть о ниспосланных нам испытаниях. Зло не коснется нас, если сам Господь поддерживает в нас жизнь.

«Прострешь на ярость врагов моих руку Твою, и спасет меня десница Твоя». Эта добрая весть оживляла утомленное сердце Давида. Враги наши терпят поражение, когда на них находит могущественная десница Божья. Господь не щадит врагов Своего народа. Одного удара руки достаточно, чтобы привести их в полное смятение. Гнев Божий угашает ярость могущественных врагов. Его рука спасает нас от их руки. Сколько бы ни было у нас злобных и могущественных врагов, великому Защитнику сынов Божьих стоит лишь занести над ними Свою могучую десницу, и всем их воинствам приходит конец. Сладкоголосый певец снова и снова повторяет слова своей веры. Он уверен в своем спасении и поет о Господе, обращаясь к нему с упованием и дерзновением. Он знает, что его ждет спасение, и что оно будет скорым и окончательным триумфом Господа. Десница Господа сильна и непобедима. Господь благоволит к Иерусалиму и непременно защитит Свой избранный народ.

8. «Господь совершит за меня!» Моя судьба и мое благополучие — в руках Господа.

Господь подаст нам помощь непременно

И дело доброе начавши завершит,

Ведь обещанья Бога неизменны:

Все, что сказал, Всевышний совершит.

Бога заботит все, что касается благополучия Его детей. Все доброе, что Господь начал совершать ради их блага, будет доведено до конца. Он вдохнет в них новую жизнь, обновит их силы, даст новые надежды, пошлет новые благословения и усовершит их путь. Сам Господь совершит все это!

«Милость Твоя, Господи, вовек». Припев предыдущего псалма все еще звучал в сознании псалмопевца, и он повторил его как собственное свидетельство и исповедание. Если в первой части стиха Давид свидетельствовал о своей твердой вере, то во второй он указал причину своей уверенности. Господь совершит в нас все то, что начал, потому что милость Его пребывает вовек. «Дело рук Твоих не оставляй». Когда мы твердо веруем в Господа, мы не можем жить без молитвы. Вера пробуждает в нас желание обращаться к Богу непрестанно. Сердца наши знают, что Господь никогда не оставит дела рук Своих; более того, мы видим в Писании, что милость Его неизменна и пребывает вовек. Именно поэтому мы ревностно и искренне просим Творца не оставлять начатого Им дела. Все доброе, что в нас есть, было произведено Господом. Так неужели Он может оставить то, что сам сотворил? Зачем бы Ему тратить на нас столько сил, если Он не собирается завершать начатого? Это было бы пустой тратой времени. Господь, прошедший с нами большую часть пути, пойдет и остальную. Мы веруем в неотступность святых лишь потому, что сам Бог неотступен. Если бы Господь мог бросить начатое дело на половине, это было бы для Него бесчестием. Но Он непременно закончит то, что начал, ибо знает, сколько сил и средств уже затрачено на это дело. Он не оставит сосуда, над которым трудился столь долго и упорно. Вот почему мы прославляем Господа всем сердцем и всей душой хвалим Его даже перед лицом тех, кто отступает от Его святого слова и создает себе иного бога и иное Евангелие.

Советы проповедникам

Стихи 1—3. Давид сокрушается об идолопоклонстве так же, как мы сокрушаемся об искажениях евангельского учения в наше время. Его действия.

1. Поет хвалу от всего сердца.

а) Тем самым он показывает свое презрение к идолам;

б) твердую веру в Божью истину;

в) ревность и радость о Боге.

г) Кроме того, хвала защищает его от ненависти врагов,

2. Поклоняется Богу вопреки суждениям мира.

а) Отказ от самовольного служения.

б) Молитва ко Христу как к истинному храму.

в) Упование на жертву.

3. Прославляет качества Бога, в которых люди больше всего сомневаются:

а) милость;

б) благодать;

в) истинность. Историческая достоверность библейской истины, непреложность обещаний, выполнение пророчеств.

4. Почитает Слово Божье. Откровение в Слове превосходит откровение в природе и провидении:

а) оно понятнее;

б) могущественнее;

в) совершеннее;

г) непоколебимее;

д) больше прославляет Бога.

5. Подтверждает Слово своим духовным опытом.

а) Молитва.

б) Свидетельство об ответе на молитву.

в) Проявление силы, которая дана душе в ответ на молитву.

Стих 2. Равнение на Христа.

1. Связь поклонения и хвалы.

2. Поклоняться следует, повернувшись в сторону Бога во Христе, истинного храма.

а) Христос — обитель Божества.

б) Жертва.

в) Ходатай.

г) Священник.

д) Пророк.

е) Откровение славы Божьей.

Стих 2 (первая часть).

1. Возвышенное стремление души. «Пред святым храмом Твоим».

2. Возвышенное занятие. «Поклоняюсь», «славлю».

Стих 2.

1. Размышления поклоняющегося.

а) Взгляд обращен к святому храму.

б) Земной храм еще не был воздвигнут.

в) Христос есть истинный храм (Евр.8:2).

г) Все поклоняются Богу через Христа, поэтому каждый взор устремлен на Христа.

2. Песнь поклоняющегося.

а) Любовь и истина.

б) Истина, данная Моисеем.

в) Благодать и истина Иисуса Христа.

3. Довод поклоняющегося. Христос есть Слово, воплощение Бога и Его совершенное откровение (Евр.1:1—3).

Стих 3.

1. Ответ на молитву, полученный в день обращения.

2. Б ответ на молитву Господь дал Давиду силы на этот день (2 Кор.12.8-9).

Стих 3.

1. Ответы на молитвы следует замечать. «Ты услышал меня».

2. За скорый ответ надлежит особым образом благодарить Бога. »В день, когда я воззвал».

3. Душевные силы — часто лучший ответ на молитву. «Вселил в душу мою бодрость».

Стих 3, Удивительный ответ на молитву.

1. Молитва: немощная, искренняя, сокрушенная, невнятная.

2. Ответ: скорый, от Бога, действенный, непременный.

3. Хвала должна соответствовать милости Божьей.

1. Особенный день.

2. Особая молитва.

3. Особый ответ на молитву.

1. Царственная аудитория.

2. Царственный хор.

Стихи 4—5.

1. Слышащие Слово Божье познают Господа.

2. Знающие Бога будут прославлять Его, какое бы высокое положение они ни занимали.

3. Хвалящие Господа будут ходить Его путями.

4. Ходящие путями Господними будут прославлять Творца.

Стих 5. Сказанное о царях относится и к простым людям. Господь призирает на уничиженных и дарует им песнь.

1. Они поют на путях Господа.

а) Они обретают на них радость.

б) Они не отступают от них в поиске удовольствий.

в) Они воспевают эти пути, служа Богу, поклоняясь Ему, возрастая в святости и совершенствуясь в страданиях.

г) В устах их звучит песнь во славу Господа, даровавшего им силу, безопасность, водительство, хлеб насущный и утешение.

2. Они поют о путях Господа.

а) О путях Бога к ним.

б) О своем пути к Богу. Они знают, откуда пришли и куда идут. Это хороший путь. Им ходили пророки и Господь пророков. Мы странствуем в хорошей компании, при ярком свете дня, к благой цели.

3. Они поют о Господе этого пути.

а) О Его милости и истине.

б) Об ответах на молитвы.

в) О Его снисхождении.

г) Об оживлении в скорбях,

д) Об избавлениях.

4. Они поют Господу этих путей.

а) Ради Его славы.

б) Ради распространения Его славы.

в) В качестве подготовки к вечному пению хвалы на небесах.

Стих 6. Божьи превращения.

1. К своему великому удивлению униженный был возвышен.

2. Гордый унижен вплоть до гибели.

Стих 7 (первая часть).

1. Ужасное путешествие псалмопевца: «я… посреди напастей». Он не смотрит со стороны, а страдает сам. Напасти в личной жизни, проблемы общества, проблемы церковные, проблемы национальные.

2. Радостное ожидание: возрождения, защиты, избавления.

Стих 7.

1. Хорошие люди часто подвергаются многочисленным и продолжительным испытаниям.

2. Однако, сколько бы они ни страдали, это не мешает их росту в Боге. Они идут «посреди напастей», изнемогают, но не останавливаются.

3. Утешение в напастях. «Если я пойду посреди напастей, Ты оживишь меня».

4. Польза от страданий. Враг терпит поражение. Господь полностью освобождает страдальцев от бремени.

Стих 7. Бог часто выводит Своих детей из напастей, еще чаще дает силы в напастях, нередко проводит их через напасти.

Стих 7. Случай, произошедший по дороге в город.

1. Мирный путник был избит напавшими на него разбойниками.

2. На помощь к нему пришел доблестный Воин и прогнал злодеев.

3. Он приложил к губам пострадавшего фляжку воды. «Ты оживишь меня». Блаженное пробуждение. Путник видит перед собой светлое лицо Спасителя и чувствует силу Его руки.

Стих 7 (третья часть). Десница Божья и спасение.

1. Спасение — дело Божье.

2. Господь бросит на это все Свои силы.

3. В результате явятся Его совершенные качества и слава.

Стих 8. Вера в то, что Господь совершает за меня мои дела, не делает молитву излишней. Напротив, она является дополнительным стимулом к молитве. «Господь совершит за меня!» «Дело рук Твоих не оставляй».

Стих 8. Благость Божья делает людей внимательными к своей жизни и заставляет их думать о будущем и об успешном завершении дела благодати. Эти мысли могут повергнуть человека в отчаянье, но Господь производит в нем совершенно иные плоды.

1. Он наполняет его сердце уверенностью в том, что:

а) Господь будет совершать за него;

б) дело Божье будет доведено до конца;

в) Господь позаботится о нас в провидении;

г) Он будет действовать внутри нас. Наши добродетели умножатся, души уподобятся образу Христову, природа будет совершенна.

2. Мы обретаем покой в милости Божьей.

а) Господь прощает наши грехи.

б) Господь долготерпит нашу грешную природу.

в) Господь поддерживает нас в страданиях.

г) Господь восполняет наши нужды.

д) Господь утешит нас в смерти.

3. Господь вкладывает в наши сердца молитву о том, чтобы:

а) Он не оставлял нас;

б) довел до конца дело преображения наших сердец;

в) не оставлял дела рук Своих. Почему Господь начал это дело? Почему Он довел его до нынешнего состояния? Почему бы Ему его не закончить?

Стих 8.

1. Твердая вера. «Господь совершит за меня!»

2. Твердое основание веры. «Милость Твоя, Господи, вовек».

3. Пылкая молитва веры. «Дело рук Твоих не оставляй».