138. Всезнание и вездесущность

Тема

Это один из наиболее примечательных духовных гимнов. Он воспевает всеведение и вездесущность Бога, которые являются залогом поражения злых сил. Ведь знающий гнусные дела непокорных покарает их Своей справедливой рукой. Этот псалом сверкает как сапфир или «изумительный кристалл» Иезекииля. Его сияющий свет превращает ночь в день. Подобно Фаросскому маяку, он озаряет бескрайние просторы моря, предостерегая нас от невнимания к присутствию Бога, которое равносильно атеизму и ведет к кораблекрушению души.

Заглавие

«Начальнику хора». Последний раз такое заглавие было дано псалму 108. Эта священная песнь достойна превосходнейшего из исполнителей, и потому по праву предназначена для главы храмового хора. Он должен был положить слова на музыку и проследить за ее благоговейным исполнением в торжественном поклонении Всевышнему. «Псалом Давида». И стиль псалма, и это заглавие неоспоримо доказывают, что данный псалом может принадлежать лишь перу сына Иессеева. Критики, конечно, отрицают этот факт из-за наличия в псалме арамейских выражений. Нам же кажется, что пользуясь популярными ныне критическими принципами, несложно было бы доказать, что и Мильтон не является автором «Потерянного рая». Им придется убедить нас в неспособности Давида использовать выражения, присущие «языку древних патриархов». Кто знает, в каком объеме старинная речь намеренно сохранялась благородными умами, почитавшими память предков? Памятуя о необоснованных выводах, сделанных критиками в других случаях, мы практически перестали им верить и продолжаем считать Давида автором данного псалма, учитывая особенности стиля и темы и отказываясь прислушиваться к людям, чьи суждения доказали свою несостоятельность.

Истолкование

1 Господи! Ты испытал меня и знаешь. 2 Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали.3 Иду ли я, отдыхаю ли — Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе.4 Еще нет слова на языке моем, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно.5 Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою.6 Дивно для меня ведение Твое, — высоко, не могу постигнуть его!

1. «Господи! Ты испытал меня и знаешь». Давид взывает к Иегове, всеведущему Богу, прославляя одно из Его совершенных качеств. Сам Бог должен стать источником нашей хвалы, если мы хотим хвалить Его достойно: «О Иегова, Ты…» Ложным богам ничего о нас неизвестно, но истинный Бог, Иегова, понимает нас, знает нашу природу и характер. Какое благо познавать Бога, который знает нас самих! Божественное знание глубоко и исчерпывающе. Бог словно изучил нас с тем же тщанием, как таможенник, обыскивающий контрабандиста, или грабитель, забравшийся в дом в поисках добычи. Однако мы не должны доводить аналогию до крайности, чтобы она не завела нас слишком далеко. Господь знает все изначально, Ему не надо приобретать знание. Изучение обычно предполагает определенную меру невежества, устраняемого путем внимательного наблюдения. Разумеется, у Господа все происходит по-иному. Псалмопевец лишь хотел сказать, что Господь знает нас так хорошо, как если бы Он изучил нас в деталях, заглянув в самые сокровенные уголки нашего естества. Этим безупречным знанием Он обладал всегда и обладает теперь, поскольку Бог не забывает того, что когда-то стало Ему известно. Не было времени, когда Господь не знал бы нас, и мы никогда не покинем Его поле зрения. Обратите внимание, насколько лично воспринимает псалмопевец это учение. Он не говорит: «О Боже, Ты знаешь все», но: «Ты знаешь меня». Мудрый человек освещает свою жизнь светом истины. Какая пропасть разделяет Исследователя и исследуемого! Иегову и меня! Однако нас связывают самые близкие отношения, и в этом наше упование. Читатель, остановись и задумайся, постарайся представить себе эти две противоположности — Господа и ничтожного человека. Воистину, ты будешь восхищен и поражен увиденным.

2. «Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю». Ты знаешь меня и все, что со мной связано. Ты видишь, как я спокойно сажусь и решительно встаю. Ты замечаешь мои самые привычные действия, необходимые передвижения и внутренние побуждения. Погружаюсь ли я глубины самоотречения или гордо возношусь ввысь, Ты знаешь помышления мои. Присаживаясь для размышлений или приступая к активным действиям, мы должны помнить, что Господь наш видит, знает и понимает нас. «Ты разумеешь помышления мои издали». Прежде чем они приходят мне в голову, Ты знаешь и разумеешь их. Хотя мысли мои невидимы глазу, и я сам еще не знаю, какую форму они примут, но Ты уже изучил их и постиг их природу, источник, направление и результат. Суждения Твои всегда верны и справедливы. Твой беспристрастный разум в совершенстве знает мои самые сокровенные помыслы. Даже если Ты посмотришь на мое сердце лишь мгновение, словно Ты бросил взгляд на падающий вдалеке и исчезнувший метеор, Ты постигнешь всю мою душу, настолько все доступно Твоему взору.

3. «Иду ли я, отдыхаю лиТы окружаешь меня». Пути мои и ложе мое, мои труды и покой — Ты видишь все. Воистину, Ты окружаешь меня, как воздух окружает всех живых существ. Я заперт в Твоих стенах, Твое знание — непреодолимая преграда. Ты наблюдаешь за мной, когда я сплю и когда я бодрствую. Я могу оставить Твои пути, но Ты не оставляешь моих. Во сне я забываю о Тебе, но Ты не дремлешь и помнишь о творениях Своих. На языке оригинала речь идет не только об окружении, но и о просеивании. Господь судит наши дела и отдых, Он наблюдает за нашей активностью и нашим покоем, замечая добро и зло. Среди нашего зерна много соломы, и Господь разделяет их с удивительной тщательностью. «И все пути мои известны Тебе». Тебе известны все мои дела. Ничто не скроется от Твоего взора и разума. Наши пути могут быть привычными или избранными случайно, явными или тайными, но все они хорошо известны святейшему Богу. Это должно внушить нам благоговейный трепет и желание оставить свои грехи, вселить в нас мужество и бесстрашие, радость и восторг.

4. «Еще нет слова на языке моем,Ты, Господи, уже знаешь его совершенно». Невысказанное слово на языке, как и упавшее в землю семя, очевидно, известно Господу, испытующему сердца. Отрицание лишь еще сильнее подчеркивает утвердительный тон высказывания. Сказать: «Нет слова, которое не знал бы Бог» — значит подтвердить, что Ему известно каждое из них. Божественное знание всеобъемлюще, поскольку ни одно слово не остается неузнанным, даже еще не произнесенное слово Господь уже знает «совершенно». Кто может надеяться скрыть что-либо, если даже тайные помыслы открыты перед Господом? О Иегова, как Ты велик! Если взор Твой столь могуществен, какая же сила таится в полноте Твоего величия!

5. «Сзади и спереди Ты объемлешъ меня». Господь окружает нас, как если бы мы попали в засаду или оказались в осажденном городе. Бог поместил нас туда, где мы находимся, и окружает нас, куда бы мы ни пошли. Господь стоит позади нас, отмечая наши грехи, или по благодати Своей вычеркивая их из памяти. Идя впереди нас, Он, предузнавший наш каждый шаг, заботится обо всех наших нуждах. Мы не в силах бежать от Него или пытаться опередить Его. Он не просто видит, но и «объемлет» нас. И чтобы мы не думали, будто Он может потерять нас из виду, или уйти слишком далеко вперед, псалмопевец добавляет: «И полагаешь на мне руку Твою». Узник шагает вперед, окруженный стражами, и старший из них крепко держит его руку. Господь близок к нам, мы целиком и полностью в Его власти, против которой мы бессильны. В стихе не сказано, что однажды Бог «объемлет» нас, нет, это уже случилось: «Ты [уже] объемлешь меня». Прибегнем к другому сравнению и представим, что наш небесный Отец обнял нас и нежно прижал к груди, ибо именно так поступает Всевышний со Своими чадами по вере.

6. «Дивно для меня ведение Твое». Я не в силах постичь его. Мне трудно даже думать о нем. Я потрясен и ошеломлен. Твое ведение превосходит не только мое понимание, но и мое воображение. «Высоко, не могу постигнуть его!» Как бы я ни пытался взобраться на вершину премудрости Божьей, она непостижима для моего ума. Она всегда оказывается надо мной, даже если я возношусь к высотам духовной мысли. Но разве не то же ощущаем мы в отношении каждого из качеств Бога? В состоянии ли мы постичь Его могущество, мудрость или святость? Бесконечность не поддается измерениям. Но подвергаем ли мы ее из-за этого сомнению? Напротив, размышления о ней производят в нас веру и желание славить Господа. Нас не удивляет, что великий Бог во всеведении Своем превосходит всякое человеческое познание. Иначе и быть не может, ведь мы лишь ничтожные ограниченные существа. Даже встав на цыпочки, мы не дотягиваемся и до самой нижней ступеньки трона Предвечного.

7 Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?8 Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты.9 Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, — 10 и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя.11 Скажу ли: «может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью»;12 но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет.

7. Вездесущность сменила тему всезнания, ибо одно естественно ведет к другому. «Куда пойду от Духа Твоего?» Дело не в том, что псалмопевец мечтал бежать от Бога или полноты духовной жизни. Заданный им вопрос лишь подчеркивает тот факт, что никто не может укрыться от присутствия и испытующего взора Великого Невидимого Духа. Обратите внимание, автор применяет эту истину непосредственно к самому себе: «Куда пойду?» Неплохо было бы нам всем последовать его примеру. Мудрый человек скажет: «Дух Божий всегда со мной. Я верю, что Иегова вездесущ».

«И от лица Твоего куда убегу?» Если я в страхе решу бежать от Бога, куда мне направить свои стопы? «Куда, куда?» — вопрошает Давид. Но ответа нет. Он сам откликается, вновь повторяя: «Куда?» Ему не скрыться от Божьего взора и тем более не уйти от Его непосредственного, реального и постоянного присутствия. Хотим мы этого или нет, мы столь же близки к Богу, как душа близка к телу. Тем ужаснее наш грех, ведь мы оскорбляем всемогущего Бога и предаем Того, перед чьим троном предстоим. Мы не можем ни уйти, ни убежать от Него. Ни шагом, ни бегом мы не покинем присутствия Божества, «объемлющего» нас со всех сторон. Он проникает в наш разум и обитает внутри нас.

8. «Взойду ли на небо — Ты там». Иегова восседает на троне, освящая небесные высоты Своим величественным присутствием. Взойти на них в попытке бежать от Бога было бы немыслимо. Так, желая бежать от огня, не следует бросаться в костер. На небесах мы немедленно попали бы в устрашающее присутствие Божье. Краткость этой фразы граничит с резкостью: «Ты там». «Сойду ли в преисподнююи там Ты». Спускаясь в самые невообразимые глубины царства мертвых, мы и там находим Господа. «Ты!» — для Давида Бог — Сущий Повсюду. Что бы ни представлял собой ад и кто бы ни населял его, одно не подлежит сомнению — «Ты, о Иегова, встретишь меня там». Псалмопевец противопоставляет два царства — славы и тьмы. Лишь одно объединяет их — «и там Ты». Встаем ли мы или ложимся, взмываем ввысь или опускаемся на глубины, мы всегда близки к Богу. Остается лишь удивляться, что Он ожидает нас не только на небесах, но и в темных глубинах, не только в раю, но и в аду. Разумеется, Господь по-разному открывается нам в каждом из этих царств. На небесах Его присутствие сулит блаженство, а в аду — мучения. Ужасно думать, что некоторые сами предпочли провести ночь в аду, ночь, которой не будет конца.

9. «Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря». Если бы я на крыльях перенесся туда, где корабли еще не бороздили просторы морей, и тогда я не достиг бы границ присутствия Божьего. Свет достигает нас с невиданной быстротой, он превосходит пределы человеческого познания. Он освещает океаны и заставляет волны сверкать, как драгоценные камни. Но даже его скорости недостаточно, чтобы бежать от Господа. На крыльях утреннего ветра мы могли бы достигнуть морей, еще не нанесенных на карту, но Господь встретил бы нас и там. Даровавший нам спасение от всех грехов не оставит нас и в самых отдаленных уголках океана.

10. «И там рука Твоя поведет меня». Мы могли бы убежать от Бога, только если бы Он сам дал нам для этого силы. Господь вел, укрывал, хранил и поддерживал бы нас даже тогда, когда бы мы были в бегстве от Него. «И удержит меня десница Твоя». Далеко за морем наша встреча столь же неизбежна, как и в родных краях. Десница Божья и там остановит беглеца. Какое бы сложное поручение мы ни получили, мы можем рассчитывать на то, что рука Его поведет нас благодатью, мудростью и силой. Господь сопровождает миссионера в его одиноких странствиях и поддерживает его в слабостях. Он придает сил служителям Своим, но непокорных обращает в бегство. Не важно, к каким средствам они прибегают, Бог не оставит их в покое.

11. «Скажу ли: может быть тьма скроет меня». Непроглядная тьма окутывает меня, но на не скроет меня от Тебя, а Тебя от меня. В темноте Ты видишь не хуже, чем при свете, ибо полнота Твоего восприятия не зависит от Тобою же сотворенного света. Ты пребываешь со мной во всякий час. Все мои мысли и чувства открыты перед Тобой. В безумстве своем люди предпочитают творить зло в ночной темноте. Но поскольку ничто не скроется от лика Господня, они вполне могли бы грешить и при свете дня.

Свет дня и ночи мрак глухой

Равны, о Боже, пред Тобой.

Твоя десницаверный щит —

Пронзает тьму, и враг бежит.

Праведнику незачем таиться во тьме, и мудрый человек ходит во свете. Надеясь укрыться под полночной завесой, мы не должны забывать о том, что каждый наш шаг известен Богу. Ибо и сама ночь, сверкая, обнажает наши тайны: «и свет вокруг меня сделается ночью». Пусть задумаются об этом уповающие на вседозволенность под покровом ночи — и она может засиять ярким светом. Если и тьма сделается светом, сколь же велик свет, в котором мы обитаем! Давид продолжает петь Господу от первого лица. Будем же следовать его примеру, восклицая вместе с Агарью: «Ты Бог, видящий меня».

12. Давид гонит прочь все сомнения. «Но и тьма не затмит от Тебя». Она ничего не скрывает от взора Господня. Для людей она непроницаема, но перед Богом бессильна. «И ночь светла, как день». Она всего лишь разновидность дня. Она сияет и открывает все доверенные ей тайны. Она «светла, как день» и с той же готовностью являет все происходящее под ее покровом. «Как тьма, так и свет». Эта фраза подводит итог всему вышесказанному, исключая всякую надежду скрыть что-либо в полночной тьме. Люди неохотно расстаются с ней, поскольку гораздо легче и проще таиться в темноте, чем искать отдаленные укромные уголки. Но эту безумную мысль целиком и полностью опровергает каждая из частей данного стиха. И все же нечестивцы продолжают обманывать себя, вопрошая: «Откуда Богу знать?» Они, вероятно, полагают, будто Его способности столь же ограничены, как и их собственные. Но задумавшись хотя бы на минуту, они поняли бы, что неспособный пронзить тьму не смог бы называться Богом и невездесущий не назывался бы всемогущим Творцом. Господь рядом с нами повсюду и всегда, и ничто не укроется от Его всевидящего ока и всеведущего разума. Великий Дух вбирает в себя время и пространство, и одновременно превосходит и их, и все прочие Свои творения.

13 Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей.14 Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. 15 Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. 16 Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было.17 Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже, и как велико число их!18 Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка; когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою.

13. «Ибо Ты устроил внутренности мои». Ты владеешь всем, что скрыто внутри меня. Ты не просто живешь во мне. Ты признанный хозяин и властелин самых потаенных уголков моей души. Слово «внутренности» буквально означает «почки», которые, по мнению иудеев, заключали в себе все желания и устремления. Однако это слово может быть использовано и для обозначения самого сокровенного в человеке. Господь не только посещает наши «внутренности», они принадлежат Ему по праву. Он управляет ими, как землевладелец своим поместьем или хозяин — домом. «Ты соткал меня во чреве матери моей». Я лежал там, под сотканным Тобою покровом. Прежде чем я узнал Тебя или что-либо еще, Ты позаботился обо мне и скрывал меня, как сокровище, пока мне не пришло время появиться на свет. Итак, Давид воспевает свою близость с Богом. Господь хранил и опекал его и «внутренности» его в самом сокровенном убежище — материнской утробе.

14. «Славлю Тебя». Это прекрасное решение, и Давид прилагает все усилия к его осуществлению. Прославляющие Бога делают это по собственному желанию, ибо у них нет недостатка в причинах. Мы слишком редко вспоминаем о своем сотворении, а также о мастерстве и щедрости, явленных Господом при созидании нашего тела. Но сладкоголосый певец Израиля был более просвещен, и потому вручил начальнику хора песнь о нашем рождении и обо всем, что ему предшествовало. Не замедлим же благословить своего Творца, столь охотно благословившего нас! Даже в процессе сотворения Он дал нам повод славить имя Его: «Потому что я дивно устроен». Кто может без благоговейного изумления рассматривать анатомическую модель человеческого тела? Кто смог бы, заглянув внутрь нашего тела, не трепетать от одной мысли о его слабости и хрупкости. Давиду удалось лишь мельком заглянуть за завесу, скрывающую нервы, сухожилия и кровеносные сосуды от постороннего взгляда. Он никогда не изучал анатомии, и все же увиденного им оказалось вполне достаточно, чтобы восхищаться творением и благоговеть перед Творцом.

«Дивны дела Твои». Мое тело — дело Твоих перстов, и даже если это чудо совершается на моих глазах, оно великолепно. Чудесные проявления Твоего могущества внутри меня превосходят всякое понимание. Желающим увидеть нечто необыкновенное не обязательно путешествовать на край земли или даже переступать порог собственного дома. Достаточно лишь взглянут на человеческое тело. «И душа моя вполне сознает это». Давид не был агностиком, скептиком или жертвой чужого обмана. В душе он был целиком и полностью убежден в своей правоте. Истина открывается познавшим Господа, ибо через Него они познают и все остальное. Псалмопевец имел все основания восхищаться непостижимыми деяниями Бога, поскольку на своем опыте познал мастерство, с которым Господь творит Свои неповторимые чудеса для осуществления Своих благодатных замыслов. Если до нашего рождения мы были столь «дивно устроены», что же сказать о той заботе, которой Господь окружает нас в наших жизненных странствиях, когда мы покидаем Его мастерскую? Что скажем мы и о своем новом рождении, еще более таинственном, чем первое, ведь оно еще явственнее открывает нам мудрость и любовь Господа?

15. «Не сокрыты были от Тебя кости мои». Опора моего тела была открыта Твоему взору, Ты собрал воедино кости мои. Ты видел еще не существующие члены мои. Я был скрыт от людей, но не от Тебя. Ты всегда знал меня лучше всех других. «Когда я созидаем был в тайне». Как прекрасно и целомудренно описывается здесь процесс нашего зачатия и развития. Великий художник один трудится в своей мастерской, скрывая свой шедевр от чужих глаз до самого окончания работы. Так и Господь сотворил нас в месте, недоступном для человеческого взора, не приподнимая завесу, пока каждый член не достигнет своего совершенства. Наш внутренний человек и по сей день возрастает в тайне, поэтому уединение крайне полезно для каждого из нас. Истинная церковь также созидается в секрете, дабы никто не мог сказать: «Вот здесь» или «Вон там», как если бы видимое могло отразить происходящее в незримо возрастающем теле Христовом.

«Образуем был во глубине утробы». «Сотканы искусным мастером» — вот как следовало бы поэтически описать сотворение сосудов, сухожилий, мышц и нервов. Какая материя сравнится с человеческим телом? Ее созидание происходило в таком уединении, что его можно было бы уподобить могильной тьме. Давид выражается поэтически, но смысл его слов лишь отчасти прикрыт тонкой завесой. Как выразительно он говорит о том, что Бог знал нас с момента нашего появления на свет и даже раньше! Разве сотворивший нас из небытия не может продолжить Свой труд, доводя нас до совершенства, хотя мы и чувствуем себя не в силах помочь Богу в этом, сокрушаясь, ненавидя себя и словно нисходя в преисподние места земли.

16. «Зародыш мой видели очи Твои». Глиняный сосуд еще не сошел с круга, а великий Гончар уже видел его готовым. Господь видит не только наше тело, но и всю нашу сущность — воистину исчерпывающее знание! Он наблюдает за нами напряженно и целенаправленно — «Видели очи Твои». Более того, божественный разум видит все столь же ясно и определенно, как человеческий глаз. Бог знает нас не понаслышке, ибо мы предстоим перед «очами Его». «В Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было». Архитектор делает чертеж и производит расчеты. Так и наш Творец записал дни жизни нашей в Свою книгу. По премудрости и милостивому замыслу Его мы получили зрение, слух и все свои члены. Тайным повелением Своим Господь определил вещам быть именно такими, какими мы их наблюдаем сейчас. Ему угодно было даровать нам умственные и физические способности. Он видел их еще до того, как они явились на свет. Бог знал нас, когда мы были еще невидимы глазу, и описал назначенные нам дни, когда о нас еще нечего было сказать. Когда ни один из наших членов еще не существовал, все они уже были очерчены в книге Его предвидения и предопределения.

Этот стих чрезвычайно труден для понимания, однако я не думаю, что какое-либо из предложенных в последнее время дополнений превосходит классический перевод. По утверждению многих, в этих строках заключена великая истина, касающаяся тайны зарождения тела Христова. Разумеется, все, что справедливо в отношении обычного человека, вдвойне справедливо в отношении Воплощения истинной человечности. Великий Господь знает всех, кто принадлежит Христу. Перед Его взором проходят избранные члены, которым еще предстоит соединиться с живым телом Христовым. Те избранные, кто еще не родились или не пережили духовное обновление, тем не менее, записаны в книге Господней. Подобно тому как тело Евы обретало свои очертания в таинственной тишине под рукой великого Мастера, Невеста Христова готовится к встрече с Женихом. Иными словами, идет процесс формирования тела, в котором навеки воплотится жизнь и слава обитающего в нем Господа. Господь знает Своих, Ему лично известен каждый из членов тела Христова, которых Он видел еще в зародыше.

17. «Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже». Давида не беспокоит тот факт, что Бог знает о нем все. Напротив, мысль об этом утешает и обогащает его, как если бы он приобрел россыпи драгоценных камней. Знание того, что Бог помнит о нем, доставляет верующему огромное удовольствие. Он восклицает: «Как драгоценны для меня Твои мысли, как дорого мне Твое постоянное внимание!» Он с восторгом говорит о божественных помышлениях. Чем они глубже, тем радостнее ему. Весь мир не вместит нашей радости, ведь сам Господь призрел на нас, слабых и неимущих. Мысли о Боге приводят нас в восторг. По мере своих слабых сил мы платим Ему любовью за любовь и размышлениями за помыслы.

«И как велико число их!» Памятуя о том, что Бог помышлял о нас от начала веков, думает о нас каждую минуту каждого дня и не забудет даже в конце времен, мы не можем не воскликнуть: «Как велико число!» Помышления, естественные для Творца, Хранителя, Искупителя, Отца и Друга, вечно наполняют сердце Господне. Всевышний не перестает думать о нашем прощении, духовном обновлении, о Его заботе и наставлении, а также о нашем возрастании и многом другом. Мы пребываем в благоговейном изумлении, ведь бесконечный разум Божий с такой настойчивостью обращает Свои помышления к существам незначительным и недостойным! Какая пропасть отделяет нас от людей, отрицающих Бога как мыслящую личность! Представьте себе мир без такого Бога, где все определялось бы механическими законами! Подобная философия холодна и безжизненна. Утешающий себя такими фантазиями как бы опирается на край лезвия. Но Бог, вечно помышляющий о нас, делает нас счастливыми, обогащает нашу жизнь и дарует надежду на вечность.

18. «Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка». Это сравнение подчеркивает неисчерпаемую природу божественных помыслов. Ибо ничто не превосходит по численности песок на берегу океана и малых морей. Перечисление исполненных к нам любви помышлений Божьих было бы бесконечно. Если бы мы попытались сосчитать их, нам бы это не удалось, ибо бесконечность неподвластна нашему слабому рассудку. Даже если бы мы смогли пересчитать песчинки, число помыслов Божьих осталось бы для нас неизвестным, ибо они «многочисленнее песка». И это не поэтическое преувеличение, а неоспоримый факт божественного откровения. Господь постоянно думает о нас. Есть предел даже сотворению мира, но не Его всепобеждающей любви. «Когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою». Помыслы Твои столь многочисленны, что мой разум не может отвлечься от них. Они всякий час окружают меня. Я засыпаю с мыслью о Господе и, пробуждаясь, понимаю, что мысленно все еще сижу при вратах Его. Бог всегда со мною, а я с Ним. В этом и заключается вся полнота жизни. Когда мой разум блуждает в сновидениях, это значит, он парит над святой землей, и, просыпаясь, я вновь обращаю сердце к Господу. Псалмопевец не сказал: «Когда я пробуждаюсь, я возвращаюсь к Тебе». «Я все еще с Тобою» — как если бы его размышления не прерывались, и общение с Господом не прекращалось. Скоро мы уснем в последний раз. Дай Бог, чтобы при трубном гласе архангела мы пробудились в Его присутствии!

19 О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивого! Удалитесь от меня, кровожадные! 20 Они говорят против Тебя нечестиво; суетное замышляют враги Твои.21 Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя?22 Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне.23 Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; 24 и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный.

19. «О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивого!» И Ты сделаешь это, ведь Тебе известны все их прегрешения, свершенные ими на Твоих глазах. Слишком долго Ты терпел их поношения, им не скрыться от взора Твоего. Преступления, совершенные перед лицом Судьи, едва ли останутся безнаказанными. Присутствие зла оскорбительно для взора Господня, потому естественно ожидать, что Он удалит от себя эту мерзость. Бог, видящий зло, поразит его во всех его проявлениях. Земные правители часто оставляют зло безнаказанным за недостатком улик. Законы не приводятся в исполнение нерадивыми судьями. Но не такова справедливость Бога живого. Он не зря препоясал чресла Свои. Господь возлюбил святость и проклял грех, и потому вышел на смертный бой с теми, в чьих душах и сердцах обитает нечестие. Бог не потерпит, чтобы Его прекрасное творение вечно осквернялось присутствием зла. Если что-нибудь и известно нам наверняка, то это намерение Господне избавиться от Своих противников. «Удалитесь от меня, кровожадные». Люди, нашедшие удовольствие в войне и жестокости, недостойны общения с народом Божьим. Давид лишает жаждущих крови права находиться при дворе, ибо он не терпит присутствия тех, кто неугоден Богу. Он как бы говорит: «Если Господь не позволяет вам жить с Ним, то я не позволю вам жить со мной. Вы обрекаете ближних на погибель, потому оставьте меня. Конец ваш близок, и я не приму вас более в свое услужение. Оставьте меня, ибо вы оставили Бога». Мы радуемся возможности пребывать в присутствии Божьем, но нечестивцев мы желали бы видеть как можно дальше от себя. Мы трепещем, находясь в обществе грешников, страшась, что кара постигнет их внезапно, и они мертвыми падут к нашим ногам. Мы не хотим, чтобы место нашего собрания превратилось в эшафот, посему молим Господа избавить нас от общества осужденных.

20. «Они говорят против Тебя нечестиво». Зачем мне оставаться в их обществе, если мне претят одни их разговоры? Они извергают проклятия и богохульство так часто, как только пожелают, поступая так без всякого повода и причины. Пусть же они отправляются туда, где смогут найти себе более подходящих товарищей. Люди, противоставшие Господу, рано или поздно восстанут и против нас, если им это окажется выгодно. Посему нечестивцы неспособны на истинную дружбу. Бог даровал им язык, но они по злобе и извращенности ума обратили дар против своего Благодетеля. «Суетное замышляют враги Твои». Они находят удовольствие в том, чтобы порочить славное имя Иеговы для собственного развлечения. Но богохульство не сулит ни наслаждения, ни выгоды. «Врагов» Господних отличает привычка бесстыдно покушаться на Его честь и непочтительное отношение к Его славе. Может ли Бог не поразить их? Можем ли мы продолжать общение с такими людьми? Какие же чудеса творит с людьми грех, если они осмеливаются поносить Существо столь святое, как Господь Бог наш! Дерзость злоречивых необъяснима, особенно учитывая, что Господь, которого они осмеливаются чернить, окружает их повсюду, замечая каждое оскорбление, нанесенное Его святому имени. Не стоит удивляться, если люди злословят и осмеивают нас, ведь они поступают так же и в отношении всевышнего Бога.

21. «Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи?» Ненависть Давида была вполне оправдана, ибо он ненавидел лишь тех, кто ненавидел праведность. Он не стыдится своей ненависти, но заявляет о ней, как о добродетели, ожидая, что сам Господь будет тому свидетелем. Человеколюбие — наш долг, но любовь к нечестивому в сочетании со вседозволенностью была бы преступлением. Ненависть к человеку не должна быть вызвана особенностями его личности или злом, которое он нам причинил. Но ненавидеть врага всякой праведности есть не что иное, как наша обязанность. Чем сильнее наша любовь к Богу, тем сильнее мы негодуем на тех, кто отказывает Ему в своей привязанности. «Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маранафа». Воистину «люта, как преисподняя, ревность». Верноподданные не могут благосклонно относиться к предателю. «И не возгнушаться восстающими на Тебя?» Взывая к небесам, Давид заявляет о том, что не желает находиться в обществе непокорных. Напротив, вид их нечестия печалит его. Поскольку Господь вездесущ, Он знает о нашем отношении к грешникам и богохульникам. Ему известно, что мы не только не одобряем поступков таких людей, но сам вид их оскорбителен для нашего взора.

22. «Полною ненавистью ненавижу их». Давид не сомневается в своем отношении. Он отказывается соблюдать нейтралитет. Его ненависть к дурным, порочным и злоречивым людям остра, полна и глубока. Он ненавидит зло столь же страстно, как любит добро. «Враги они мне». Псалмопевец принимает все это близко к сердцу. Возможно, они не причинили зла ему самому, но поскольку эти люди полны презрения к Богу, Его законам и великим принципам праведности и истины, Давид объявляет им войну. Нечестие заслуживает расположения злых духов, но закрывает грешникам доступ в сообщество праведных. Когда один из слуг дьявола появляется у стен нашего замка, мы поднимаем мост над рвом и занимаем оборонительные позиции. Характер такого человека сам по себе служит поводом для объявления войны. Мы не можем не считать врагов Господа своими врагами.

23. «Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое». Давид не желает быть пособником предателей. Он решительно отрекся от них и теперь хочет иметь подтверждения своей непричастности их злодеяниям. Он призывает самого Бога испытать его со всей тщательностью, пока Он не исследует каждую клеточку его существа. Давид уверен, что даже после этого его нельзя будет заподозрить в соучастии грешникам. Он настаивает на самом тщательном исследовании. Лишь честный человек может намеренно подвергнуть себя подобному испытанию. Впрочем, каждому из нас был бы полезен такой критический анализ, ибо ужасно впоследствии обнаружить, что грех нашел тайное прибежище в нашем сердце. «Испытай меня и узнай помышления мои». Исследуй мою жизнь всеми возможными способами. Огнем и водой испытай меня. Изучи не только желания сердца моего, но и самые мимолетные мысли. Мой разум открыт перед Твоим всеведением. Какое счастье, что есть кто-то, кто знает нас совершенно! Питая к нам благосклонность, Он готов поступиться Своим всеведением ради нашего освящения. Будем же подражать молитве и честности Давида. Мы не в состоянии скрыть свой грех. Путь к спасению лежит через разоблачение зла и полный разрыв с ним.

24. «И зри, не на опасном ли я пути». Смотри, нет ли в моем сердце или в моей жизни неизвестных мне злых наклонностей. И если я оказался на опасном пути, исправь меня и направь мои стопы на верную дорогу. Как бы дорог мне ни был мой грех и как бы пристрастен я ни был к нему, соблаговоли навсегда избавить меня от него целиком и полностью, дабы во мне не было ничего, противного помышлениям Твоим. Я ненавижу зло в себе с той же силой, что пути нечестивых. «И направь меня на путь вечный». Ты указал мне путь праведности, так помоги мне удержаться на нем и веди меня во все дни жизни моей. В начале времен Ты положил в основание этого пути вечные принципы, и бессмертные души радостно идут по нему, направляясь в небеса. Путь сей бесконечен, и идущие по нему будут жить вечно. Направь меня, Господи, и веди за собою провидением, словом, благодатью и Духом Своим.

Советы проповедникам

Стихи 1, 23. Нечто уже свершившееся становится темой для молитвы.

Стих 1.

1. Ободрение для грешников. Если бы Бог не знал их совершенно, разве Он приготовил бы для них совершенное спасение?

2. Истина, утешительная для грешников. «Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом».

Стихи 1—5. В этих стихах говорится о божественном всеведении.

1. Описание.

а) Господь наблюдает за мелкими и сравнительно незначительными действиями. «Сажусь и… встаю».

б) Он читает наши мысли и знает, что стоит за ними. «Разумеешь помышления мои».

в) Он исследует все пути наши. «Ты окружаешь» или точнее: «Ты испытываешь меня, когда я „иду или отдыхаю»».

г) Он оценивает каждое наше слово в момент его произнесения. «Еще нет слова».

д) Он «сзади» нас — помнит наше прошлое, и «спереди» нас — знает наше будущее. «Ты объемлешь меня».

е) Он непрестанно и внимательно наблюдает за нами. «И полагаешь».

2. Псалмопевец ощутил это всеведение на себе и теперь размышляет о нем. «Ты испытал меня». В каждом утверждении есть слова «меня» или «мой». Таким образом, божественное всеведение:

а) внушает почтение;

б) вселяет уверенность;

в) ведет к благоразумному образу жизни.

Стихи 2—4. Знание Божье распространяется на:

1) наши передвижения. «Сажусь и… встаю». Когда мы садимся, чтобы читать, писать или беседовать, и когда мы встаем и приступаем к активным действиям;

2) наши мысли. «Ты разумеешь помышления мои издали». Что мы делаем, делали, будем делать или делали бы в определенных обстоятельствах. Сотворивший наш разум знает все наши мысли, иначе Он не смог бы предсказывать будущее и управлять миром. Он знает наши мысли, хотя они и не принадлежат Ему самому;

3) наши действия (ст. 3). Каждый наш шаг и каждое намерение: все, совершаемое нами публично или в уединении, все наши пути известны Ему. Он «просеивает» их, отделяя добро от зла, как. пшеницу от соломы;

4) наши слова (ст. 4). Говорят, все, когда-либо произнесенное людьми, остается в атмосфере. Как бы то ни было, они записаны на скрижалях божественного разума.

Стих 2 (первая часть). Значение самых простых жизненных событий.

Стих 2 (вторая часть). Значительность мыслей. Они известны Богу, открыты для Него, Он видит их направление «издали».

Стих 4.

1. Слова известны Богу еще до того, как они появляются у нас на языке.

2. Слова многочисленны, но все они известны.

3. Слова многозначны, но Господь знает их «совершенно».

Мораль: думайте, прежде чем говорить.

Стих 5. Душа пленена. Она настигнута и задержана. Что она сделала?

Что она будет делать?

Стих 6.

1. Человеческое познание Бога несовершенно.

2. Бог знает человека совершенно. Считается, что мудреца трудно удивить. Нам же кажется, что мудрый человек не перестает удивляться.

Стих 6. Тема: истины, в которые мы верим, удивительны настолько, что они непостижимы, но именно они являются для нас главным источником радости.

1. Доказательство.

а) Непостижимые качества Бога придают невыразимую ценность Его обещаниям.

б) Воплощение есть наиболее полное и ценное в откровении Бога, однако оно совершенно необъяснимо.

в) Искупление, добытое ценою смерти Христа, является лучшим залогом нашего спасения, но кто объяснит его?

г) Писание богодухновенно, но кто опишет способ его действия на разум тех, кто движим Духом Святым?

д) Воскресение тела и его прославление удовлетворяют сокровеннейшие желания нашего сердца (Рим.8:23; 2 Кор. 5:2—4); но никто не знает, как это произойдет.

2. Практическое применение.

а) Нам не следует сомневаться в учениях лишь потому, что они непостижимы для нас.

б) Благодарите Бога за то, что Он не скрыл от нас тайны нашего вероучения только потому, что они могут кому-то не понравиться.

в) Охотно принимайте радость, которую даруют вам эти тайны, и терпеливо ожидайте, пока свет небесный не прояснит их для вас.

Стихи 7—10.

1. Бог всюду, где я. Я заполняю собой лишь небольшую часть пространства. Он везде.

2. Он будет со мной повсюду. Он не перемещается вслед за мной, но я перемещаюсь в Нем. «Им живем и движемся».

3. Бог повсюду, где я мог бы быть. «Взойду ли на небо», «сойду ли в преисподнюю». Если я вслед за лучом солнца достигну самых отдаленных уголков земли, небес или моря, рука Твоя будет на мне. Здесь ничего не сказано об исчезновении с лица земли, как если бы это было возможно. Полное исчезновение могло бы стать единственным способом покинуть присутствие Божье, ибо Бог не Бог мертвых в саддукейском смысле этого слова, но живых. Человек всегда где-то находится, Бог же вездесущ.

Стих 8. Слава небес и ужас ада. «Ты».

Стихи 9—10.

1. Предполагаемый источник безопасности и утешения для грешников.

а) Место — «край моря»,т. е. самый незаметный уголок творения.

б) Его бегство немедленно после совершения греха в свое предполагаемое убежище. «Возьму ли крылья зари».

2. Эта безопасность и утешение недоступны (ст. 10).

Стихи 11—12. Тьма и свет равны в очах Божьих.

1. В природе. «Я образую свет и творю тьму».

2. В провидении. Полосы жизни темные для нас — светлые для Него. Мы меняемся относительно Бога, но не Бог — относительно нас.

3. В духовной жизни. «Кто ходит во мраке», «если я пойду». Он шел перед евреями в облачном столпе днем и в огненном — ночью. Один и тот же Бог был в облаке днем и во свете ночью.

Стих 14. «Потому что я дивно устроен». Это справедливо в отношении человека в четырех его состояниях:

1) в его изначальной невинности;

2) в его жалкой порочности;

3) в его возрождении;

4) в его вечном пребывании в аду или в раю.

Стихи 17—18. Псалом посвящен божественному всеведению. Автор не сокрушается о нем, а, напротив, радуется ему.

1. Божьи помыслы о нас:

а) определенны;

б) многочисленны;

в) милостивы;

г) заботливы;

д) мудры;

е) практичны;

ж) постоянны.

2. Наши размышления о Его помыслах:

а) редки, но столь необходимы;

б) прекрасны;

в) утешительны;

г) укрепляют веру;

д) пробуждают любовь.

3. Наши размышления о самом Боге:

а) приближают нас к Богу;

б) удерживают нас вблизи Него;

в) возвращают нас к Нему. Мы по-прежнему с Богом, когда просыпаемся ото сна, апатии или смерти.

Стихи 17-18.

1. Святые драгоценны в очах Божьих. Он всегда думает о них с любовью. Мысли его многообразны и вечны.

2. Бог драгоценен в очах святых. Они взирают на благословения Господни, пересчитывая и по-новому оценивая их.

3. Смешение этих двух видов любви. «Я все еще с Тобою».

Стих 18. «Когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою».

1. Пробуждение зачастую, даже как правило, воспринимается в своем естественном значении — пробуждение от физического

2. Иногда в нравственном смысле — очищение от греха.

3. Или в мистическом — «когда я пробуждаюсь», то есть от смерти.

Стих 18. «Я все еще с Тобою »:

1) в созерцании;

2) в общении;

3) в своих делах, работе.

Стих 19.

1. Учение о наказании как неизбежное следствие всеведения.

2. Грядущий суд как аргумент в пользу отделения от грешников.

Стих 20. Два страшных преступления против Бога.

1. Говорить ложь о Нем.

2. Говорить оскорбительно о Нем. Оба они совершаются исключительно врагами Бога.

Стихи 21—22.

1. Подобной ненависти не следует стыдиться.

2. Ее скорее можно назвать печалью.

3. Необходимо держать ее под контролем. «Полная ненависть» совместима со всякой добродетелью.

Стихи 23-24.

1. Исследование себя.

а) Каков я в глазах Бога.

б) Какая помощь от Бога мне нужна (ст. 23). Испытай меня и скажи, что Ты обо мне думаешь.

2. Отречение себя. «И узнай». Есть ли во мне непрощенный грех, злые наклонности, нуждающиеся в усмирении, дурные привычки, от которых необходимо избавиться.

3. Посвящение себя. «Направь меня». Полная покорность Божьему водительству в будущем,

Стих 24.

1. Путь зла. Он естественен для нас, может быть разных видов, с него необходимо сойти с Божьей помощью.

2. Путь вечный. Он лишь один, нас нужно на него направить. Это благой и вечный путь. Он бесконечен и ведет к вечному блаженству.