139. Вопль преследуемой души

Заглавие и тема

Этот псалом занимает свое достойное и логичное место сразу за 138-м, так что мы можем читать их вместе практически как единое целое. Нарушение порядка, в котором псалмы следуют один за другим, могло бы нанести серьезный урон всей Псалтири, хотя именно это предлагают нам некоторые современные мудрецы. Данный псалом можно назвать «Вопль преследуемой души», молитвой верующего, непрестанно гонимого и окруженного коварными врагами, жаждущими его гибели. Недруги преследовали Давида, как ястреб горную куропатку, не давая ему ни минуты покоя. Потому он жалобно молит Иегову о защите, причем его прошение постепенно перерастает в страстное обличение его врагов. Свою молитвенную жертву Давид приправляет солью веры, ясно и выразительно заявляя о своем полном доверии Господу — Покровителю угнетенных и его собственному Богу и Защитнику. Немногие краткие псалмы заключают в себе столь драгоценное богатство веры.

«Начальнику хора». Автор поручил этот жизненный псалом заботам главного музыканта, поскольку не хотел, чтобы он был забыт или исполнен небрежно. Подобные испытания и избавление от них заслуживают, чтобы их помнили как славные проявления благости Господней. У каждого из нас есть своя особая песнь, к исполнению которой наши сердца и уста прилагают все усилия. И, конечно, единственный, кому мы можем доверить ее, это «начальник хора».

«Псалом Давида». Эпизод из жизни Давида, когда он встречается с Саулом и Доиком, лучше всего объясняет содержание данного псалма. Нет никаких сомнений, что он написан именно Давидом в пору его изгнания. Эмоциональный всплеск в конце псалма весьма характерен для Давида, который во всякое дело вкладывал всю свою душу. Следует заметить, что в адрес своих врагов он зачастую высказывался несдержанно и раздраженно. Однако действовал Давид всегда обдуманно, ибо не был склонен к мести. Он не таил на них злобу, но в праведном гневе предвидел, предсказывал и даже призывал справедливое возмездие Божье на головы нечестивых гордецов. И все же Давид не пользовался случаем, чтобы отомстить тем, кто нанес ему обиду. Возможно, молитвы великому Царю остужали его гнев и помогали отказаться от мысли о сведении счетов посредством личного акта насилия. «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». Уязвленный незаслуженными преследованиями и клеветой, Давид с готовностью сложил свои печали у подножия трона Господнего, поручив их Царю царей.

Истолкование

2 Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя: 3 они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань, 4 изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их.

2. «Избавь меня, Господи, от человека злого». Эти слова напоминают одно из прошений Господней молитвы: «Избавь нас от лукавого». Давид молит об избавлении не столько от конкретного человека, сколько от всех, подобных ему, к кому применимы слова «человек злой». Таких людей много вокруг нас. Невозрожденные люди все злы, но неодинаково злы. Хорошо, когда нашим врагом является зло: было бы ужасно, если бы нам противостояло добро. Когда злой человек восстает против святых, он как зверь или даже сам дьявол. Разъяренный, неумолимый, безжалостный, жестокий, беспринципный, он не думает ни о чем, кроме желания утолить свою злобу. Его жертва взывает к Богу — и нет ничего мудрее в данной ситуации. Кто еще, встретив на пути злого человека, обратит его в бегство, кроме самого Иеговы, чья беспредельная милость превосходит всякое зло под солнцем? Нам самим не под силу расстроить коварные замыслы врага, но Господь спасает Своих святых. Он силен отвести руку злодея и поддержать нас в тяжелые времена. Он дарует избавление, когда судьба наша как будто решена, и победу, когда поражение кажется неизбежным. Даже если Он не спасает нас от руки человеческой, Он всегда хранит нас от зла. Если нас осаждают нечестивцы, лучше предоставить Богу защищать нас, чем пытаться делать это самим.

«Сохрани меня от притеснителя». Поселившись в сердце, зло подогревается коварством и закипает в ярости. Зло становится особенно отвратительно, когда получает свободу выражения, и тогда злой человек превращается в притеснителя. Какая бдительность, сила и доблесть могут спасти чадо Божье от обмана и насилия? Есть лишь один истинный Спаситель, и мудрость подсказывает нам укрыться в сени Его крыл. Праведникам всегда приходилось отражать нападки врагов. Против Давида строили козни Саул, Доик, Ахитофел, Семей и многие другие. Даже у Мардохея, смиренно сидевшего при вратах, был свой Аман. И даже наш Господь — воплощение Совершенства — был окружен людьми, жаждавшими Его смерти. Посему мы не вправе надеяться, что в мире у нас не будет врагов. Но Бог обещал избавить нас от руки их и сохранить от ярости их, не давая исполниться их коварным замыслам. Нам надлежит молить Господа об этом благословении и ожидать его с верой и терпением.

3. «Они злое мыслят в сердце». Эти люди счастливы, лишь когда плетут интриги и заговоры и замышляют недоброе. Будучи удивительно единодушны в своих злых умыслах, они безжалостно преследуют свою жертву. Им недостаточно однажды сотворить зло, оно стало для них образом жизни. Они заостряют множество стрел для своих луков. Даже если им не удается осуществить свои намерения, они продолжают размышлять о плодах своей жестокой фантазии. Ужасно, когда сердце человека поражено такой болезнью. Если даже в своем воображении они злорадствуют при мысли о чужих несчастьях, это верный признак того, что они всем своим существом погрязли во грехе. «Всякий день ополчаются на брань». Их военный совет никогда не прекращает своих заседаний, поглощенный решением одной задачи — причинить наибольший вред человеку Божьему. Их армия всегда готова ринуться в бой. Они не просто вступают в войну, для них она никогда не кончается. Хотя невозможно представить себе менее достойное общество, они мирятся друг с другом и никогда не расстаются, объединяясь для битвы. Враги Давида были столь же жестоки, сколь и злы, столь же коварны, как и жестоки, и столь же неотступны, сколь и коварны. Трудно иметь дело с людьми, которые оказываются в своей стихии, лишь враждуя с ближними. В таком случае единственным средством остается молитва к Богу.

4. «Изощряют язык свой, как змея». Быстрые движения языком, совершаемые гадюкой, заставляют думать, будто она оттачивает его. Так и злодеи говорят много и быстро, и кажется, что они заостряют свои языки. Долгое время считалось, будто змеи впрыскивают яд в рану языком, и даже поэты часто использовали этот образ в своих произведениях. И хотя, как известно, змея жалит ядовитыми зубами, мы не должны обвинять писателей в невежестве, как не можем упрекать утверждающих, что солнце движется с востока на запад, в незнании астрономии. На что еще полагаться поэту, если не на видимые образы, предстающие перед его мысленным взором. Величайший поэт всех времен и народов сказал устами короля Лира: «Словами ядовитыми язвила»[1]. Клеветники в буквальном смысле жалят нас своими острыми и злыми языками, которые совершенно справедливо будет назвать заостренными. «Яд аспида под устами их». Клевета из уст бессовестного человека — самый смертельный из всех ядов. Некоторые готовы сказать все, что угодно, лишь бы досадить и повредить ближнему. Однако данный стих не следует относить лишь к отдельным людям. В богодухновенном Послании к римлянам сказано, что мы все повинны в этом грехе. Природа человеческая порочна, потому нас по праву можно сравнивать с самыми злобными созданиями. Древний змей не только отравил нас своим ядом, но и вложил его в наши уста, так что теперь мы сами жалим своих ближних. К сожалению, мы слишком часто готовы воспользоваться им, охваченные гневом и желанием отомстить обидчикам. Удивительно, но в раздражении даже праведники не удержатся от резкого слова. Почитающие себя совершенными в спокойном состоянии далеко не так кротки с теми, кто осмеливается прямо подвергать сомнению их безгрешность. Яд злословия не стекал бы с наших уст в подобных ситуациях, если бы его не было в нас в другие времена. Но мы носим в себе не меньший запас язвительности, чем кобра — яда. Господи, удали наши «ядовитые зубы», и пусть с наших уст льется лишь сладостный мед.

«Селах». Это тяжелый труд. Воспрянь, воспрянь, сердце! Не спеши погружаться в пучины отчаяния, но вознесись к Господу.

5 Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого, сохрани меня от притеснителей, которые замыслили поколебать стопы мои.6 Гордые скрыли силки для меня и петли, раскинули сеть по дороге, тенета разложили для меня.

5. «Соблюди меня, Господи, от рук нечестивого». Впасть в руки такого человека было бы истинным бедствием. Даже в самом плачевном положении Давид предпочел понести наказание от Бога, лишь бы не отдавать себя на милость людей. Даже дикие звери не такие страшные враги человеку, как другие люди, подстрекаемые злобой и жаждой насилия. Благодать и провидение Божье хранят нас от власти нечестивцев. Это под силу одному Богу — ни наша бдительность, ни преданные друзья не защитят нас от змеиных укусов врага. Нам следует опасаться не только нападок нечестивых, но и их объятий, ибо лесть ранит так же сильно, как и клевета. Их пример оскверняет нас еще хуже, чем их оскорбления. Да будет Иегова нашим защитником, дабы руки злого человека не исполнили того, что замышляло его сердце и возвещали уста! «Сохрани меня от притеснителей». Неутоленная страсть делает их крайне опасными. Такие люди готовы нанести любой удар, взять в руки любое оружие, воспользоваться любой нашей слабостью. Ярость их столь велика, что они согласны пожертвовать и своей жизнью, если при этом они достигнут своих гнусных целей. Огради нас, Господи, своим могуществом от жестоких и кровожадных людей. В этой своевременной молитве заключена большая мудрость. «Которые замыслили поколебать стопы мои». Они намерены поколебать решимость праведника, расстроить его планы, очернить его доброе имя и погубить его душу. Их собственные стопы на опасном пути, посему они с ненавистью взирают на праведных, вся жизнь которых служит для них вечным укором. Это весьма убедительный аргумент в молитве к Богу: Он оплот святости и не замедлит вмешаться, когда Его народу угрожает опасность. Да не оставит праведник молитвы, ибо против этого оружия не устоит даже самый сильный противник.

6. «Гордые скрыли силки для меня». Как бы горды они ни были, они не гнушаются подобной подлостью. Они расставляют силки, чтобы уловить свою жертву, которая, как заяц, неожиданно попадает в незаметную ловушку и погибает, не успев опомниться. Недруги Давида всякий день пытались уловить его. Саул много раз надеялся увлечь его в западню, но Господь избавил избранника Своего. На каждом шагу нас подстерегают ловушки, и благо тому, кто не упадет ни в одну из них. «И петли». Ими они связывают своих пленников, подобно охотникам за крупной дичью. Узы любви приятны, но путы ненависти хуже смерти. «Раскинули сеть по дороге», чтобы быть как можно ближе к своей жертве. Чуть свернув с пути, она неизбежно попадет в них. Ясно, что обочина небезопасна — сойдешь с дороги и тут же попадешь в сеть. Путь праведности безопасен, как никакой другой. Однако, если рядом беззаконники, мы нигде не ощущаем себя в безопасности. Птицы попадают в силки, а люди — в сети обмана. Сатана учит своих детей раскидывать такие сети, и они не медлят начать охоту. Возможно, западня поджидает и нас с вами. Воззовем же к Богу с мольбой о помощи. «Тенета разложили для меня». Одного смертельного орудия для них не достаточно. Они так боятся упустить свою жертву, что постоянно умножают западни, стараясь различными способами уловить несчастного в свои сети. Избегший западни и сетей попадает в тенета, расставленные в нужных местах. Если есть хотя бы малейшая возможность обмануть, подкупить, запугать или разгневать праведника, нечестивые попытаются это сделать. Они всегда готовы извратить его слова, неверно истолковать его намерения и свести на нет все его усилия. Они лгут, заискивают и опускаются до самой отвратительной мерзости для осуществления своих гнусных замыслов.

«Селах». После такого напряжения псалмопевцу необходимо настроить свою арфу и вновь вознести душу к Богу.

7 Я сказал Господу: Ты Бог мой; услышь, Господи, голос молений моих! 8 Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани. 9 Не дай, Господи, желаемого нечестивому; не дай успеха злому замыслу его: они возгордятся.

7. «Я сказал Господу: Ты Бог мой». В Боге Давид нашел прибежище и упование. Он засвидетельствовал свою веру перед лицом самого Иеговы. Осмелившийся обратиться с подобными словами к Господу-сердцеведу не должен испытывать ни малейшего сомнения. Преследуемый людьми, псалмопевец взывает к Богу. Чем меньше мы говорим со своими врагами и чем больше общаемся с нашим лучшим Другом, тем лучше для нас. Желая говорить, обращайтесь к Господу. Давид с радостью называл Иегову своим Богом, охотно предавая себя в Его руки, и теперь он восторженно подтверждает свою решимость. Нечестивые отвергают Бога, но для праведника Он главное сокровище, источник всех благ, света и радости. «Услышь, Господи, голос молений моих!» Ты Бог мой, и к Тебе обращаю я вопль свой. Чужие боги не окажут нам милости, но Господь снисходит к нам. Молитвы святых всегда выразительны, даже если это лишь невнятный стон. Господь внемлет нашим мольбам и отвечает на них в свое время. Он Бог, и потому слышит нас. Он наш Бог, и потому не замедлит ответить. Мы должны быть довольны уже одним тем, что Господь слышит нас. Он сам решит, когда и как ответить, но для нас важнее всего быть услышанными. Страждущая душа признательна всякому, кто терпеливо внемлет ее сетованиям, но более всего она благодарна за благосклонность Иеговы. Чем больше мы размышляем о Его величии и нашем ничтожестве, Его мудрости и нашем безрассудстве, тем громче зазвучит песнь хвалы призревшему на нас Господу.

8. «Господи, Господи, сила спасения моего! Ты покрыл голову мою в день брани». Оглядываясь на опасности, которых он избегнул, праведник понимал, что гибель была бы неминуема, если бы Господь не укрыл его Своим щитом. В день, когда на поле брани сверкало оружие и доспехи, Господь славы был его Защитником. У Саула и Голиафа были оруженосцы, охранявшие своих господ. Но и царь, и исполин погибли, тогда как Давид без щита и доспехов поразил исполина и расстроил замыслы царя. Щит предвечного Бога защищает лучше медного шлема. Когда в воздухе темно от стрел, а секиры разят направо и налево, ничто не покроет голову воина надежнее, чем Всемогущий Господь. Сын Божий славит своего Защитника! Он называет Его не просто спасением, но силой спасения, ибо непревзойденное могущество Господне избавило его от коварных и жестоких противников. В его спасении явилась вся сила всемогущего Бога. Данный стих представляет собой великолепный хвалебный возглас, благодатное утешение и убедительный аргумент в молитве. Покрывший нашу голову «в день брани» не оставит нас и теперь. Посему будем сражаться, не боясь быть смертельно ранеными, ибо Господь — наш щит и великое воздаяние.

9. «Не дай, Господи, желаемого нечестивому». Даже такие люди зависят от Тебя и не в силах перейти установленных Тобою пределов. Ты сдерживаешь их, и ни один из них не смеет шевельнуться без Твоего позволения. Потому молю не дать им добиться своего. Они осмеливаются взывать к Тебе, но Ты не внемлешь их молитвам. Никогда Господь не станет пособником злодеев. Их кровожадные желания никогда не совпадают с Его волей, потому Он отказывается исполнить их. «Не дай успеха злому замыслу его». Они удивительно единодушны в своих желаниях, но Господь не слышит их. Хотя бы они и объединились, понимая друг друга с полуслова, да не протянет Он им руку помощи. Да не осуществится их злой умысел. Иногда Господь позволяет нечестивым добиваться успеха. И хотя причины нам неизвестны, мы можем молиться о том, чтобы этого не случилось. Прошение «избавь нас от лукавого» включает в себя и такой смысл. «Они возгордятся». Добившись успеха, нечестивые возгордятся и восторжествуют над праведниками. Это ужасное зло порочит имя Божье, и псалмопевец упоминает о нем, дабы убедить Господа не допустить их преуспевания. Слава нечестивых противна славе Божьей. Когда им кажется, что Бог на их стороне, они превозносятся и чуть ли не достают головой до неба. Будем надеяться, что Господь не допустит подобного.

«Селах». Вознесем же свои мысли и хвалебные гимны над головами самонадеянных грешников. Пусть наша вера растет вопреки их тщеславным устремлениям.

10 Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их.11 Да падут на них горящие угли; да будут они повержены в огонь, в пропасти, так, чтобы не встали.12 Человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечет притеснителя в погибель.

10. «Да покроет головы окружающих меня зло собственных уст их». Псалмопевец взывает к Господу, покрывшему его голову в разгар битвы, и молит покрыть головы врагов, но уже совсем в другом смысле. Он хочет, чтобы их собственные злодеяние стали им наградой. Враги Давида были столь многочисленны, что окружили его со всех сторон, как охотники, преследующие дичь. Неудивительно, что в час испытаний он воззвал к Господу. Lex talionis, или закон возмездия, часто обращает против жестоких людей то самое зло, которое они замышляли в отношении ближних. Их стрелы разят их самих. Проклятья, как беспокойная птица, не находят себе места и возвращаются к тем, кто их произнес. Взлетевший в воздух камень падает на голову бросившего его. Слова Давида можно понимать как пророчество, но в данном случае в этом нет необходимости. Справедливость требует, чтобы зло и клевета ударили по тем, кто в них повинны. Потому каждый праведник должен желать того же. Всякий же, кто противится подобным мыслям в попытке подражать милосердию Христову, вероятнее всего, находится в сговоре с врагами или не имеет даже человеческого понятия о справедливости. Когда злоумышленник падает в яму, вырытую им для своего ближнего, даже ангелы ликуют на небесах. И потому наши добрые «человеколюбы» должны радоваться карающей справедливости, сколь бы сильную жалость они не испытывали к тем, кто терпит кару. Кажется, некоторым из них стоило бы оказаться на месте Давида, чтобы убедиться в том, что его резкие слова не идут ни в какое сравнение с теми, которыми разразились бы они сами.

11. «Да падут на них горящие угли». Тогда они поймут, что разбрасывать огненные головни отнюдь не так занимательно, как им казалось. Где будут они искать спасения, когда на них обрушится град и горящие уголья? Даже небеса над головами нечестивых жаждут отмщения. «Да будут они повержены в огонь». Они разожгли пламя раздора и должны теперь ощутить на себе его нестерпимый жар. Злословие раздуло костер в семь раз горячее, чем обычно, так пусть он поглотит клеветников. Кто пожалел бы Навуходоносора, если бы он упал в собственную печь? «В пропасти, так, чтобы не встали». Они рыли ямы для праведников, и потому заслужили быть ввергнутыми в них сами. Праведник, падая, поднимается и продолжает свой путь, но нечестивые «падут, как Люцифер, не имея надежды подняться». В этом стихе псалмопевец красочно описывает содомские муки гонителя праведных. С небес на него низвергается пламя, город охвачен пожаром. Долина Сиддим полна смоляных ям и в них он падает, как в могилу. Суровое наказание постигает закоренелого преступника, все вокруг него дышит погибелью. Он мечтал поглотить праведника, но теперь сам поглощен огненной бездной. Так должно быть, и да будет так.

12. «Человек злоязычный не утвердится на земле». Ибо это было бы ужасным наказанием и вечным проклятием для окружающих. Злоречивые лжецы полезны лишь в качестве удобрения для почвы, в которой гниют их останки. При жизни они терзают праведников и причиняют страдания беднякам. Бог не позволит лицемерным краснобаям сохранить влияние, приобретенное лживыми речами. Их власть недолговечна. Они будут лишены почестей, заслуг и состояния, несмотря на все возможные возражения. Всякое зло носит в себе зачатки разложения, ибо по природе своей оно и есть не что иное, как тление. Посему даже величайшего красноречия недостаточно, чтобы заложить твердое основание, если в деле замешана ложь. «Зло увлечет притеснителя в погибель». Он гнал народ Божий, и теперь содеянное им зло будет вечно преследовать его. Он ставил преграды на пути праведника, но его нечестие сулит погибель ему самому. Он жестоко притеснял других, и теперь он сам будет увлечен в пропасть с той же жестокостью. Грех человека одновременно является для него наказанием. Для насильника нет более страшной участи, чем пожать плоды своей жестокости. Нет ничего ужаснее для охотника, чем быть разорванному собственной сворой, но именно это уготовано притеснителю.

13 Знаю, что Господь сотворит суд угнетенным и справедливость бедным. 14 Так! праведные будут славить имя Твое; непорочные будут обитать пред лицом Твоим.

13. «Знаю, что Господь сотворит суд угнетенным и справедливость бедным». В каждом стихе данного псалма звучит смелая уверенность автора, он говорит о том, в чем не сомневается. Более того, ни один псалом не звучит настолько жизнеутверждающе, как это обличение злословия. Оклеветанный святой на своем опыте знал, что Иегова печется о страждущих. «Я сделаю, что потребно для них» — таков девиз великого Защитника нуждающихся. Какой уверенностью должны отозваться эти слова в сердцах гонимых и обездоленных! Богатые сами позаботятся о себе, бедные же знают, что Господь приходит на помощь тем, кто сам бессилен себе помочь. Многие полагают, будто у бедняков нет сколько-нибудь значительных прав, но рано или поздно они убедятся, что заблуждались, когда Судья всей земли призовет их к ответу.

14. «Так, праведные будут славить имя Твое». Предыдущий псалом также проникнут глубокой уверенностью, но этот заканчивается на более приятной ноте. Господь поразит нечестивого и избавит угнетенного. Сердца и уста праведников наполнятся хвалой. Пусть другие молчат, они же возблагодарят Господа. Какие бы испытания ни выпадали на их долю, они пройдут через них и прославят Бога за благодатное спасение. На земле и в небесах чистые сердцем будут петь Господу. Звучно и сладостно зазвучат песни искупленных в тысячелетнем царстве, когда кроткие наследуют землю и будут жить на ней в мире и довольстве!

«Непорочные будут обитать пред лицом Твоим». Так они смогут полнее и лучше всего отблагодарить Его за милость. Жизнь в Его присутствии станет истинно духовной «песнью без слов». Пребывание с Богом будет практическим выражением их благодарности. Они воссядут в мире, подобно детям вокруг отцовского стола, и их радостные слова и улыбки станут свидетельством их благоговейной и пламенной любви к Тому, кто стал для них прибежищем. Читая данный псалом мы как бы поднялись на горную вершину из долины тени смертной. Преследуемые «человеком злым» мы добрались, тем не менее, в присутствие Божье. Так вера возносит святых из глубин на высоты покоя и безмятежности. Не зря вся песнь, как драгоценными камнями, усыпана радостными восклицаниями.

Советы проповедникам

Стихи 2—6.

1. Источник бедствий, постигших Давида: в них повинны люди. В этом он — прообраз Христа.

а) Их греховность. «Человек злой».

б) Их жестокость. «Притеснитель».

в) Их злой умысел. «Они злое мыслят в сердце».

г) Их преступный сговор. «Всякий день ополчаются на брань».

д) Их ложные обвинения. «Изощряют язык свой, как змея».

е) Их нескрываемые намерения. «Замыслили поколебать стопы мои».

ж) Их козни.

2. Его защита от всех бед. «Избавь меня, Господи», «сохрани» и помоги мне. Помощь его:

а) в Боге;

б) в молитве к Богу.

Стихи 2—6. В наше время и в нашей стране нам не угрожает преследование, которое испытал на себе Давид, однако никто не может находиться в полной безопасности.

1. Возможные опасности.

а) Христианин, не желающий следовать порочной практике, сложившейся на его рабочем месте, вызывает к себе враждебное отношение других рабочих. Они начинают вредить ему. портят его работу, крадут инструменты, злословят его, пока хозяин не увольняет его, чтобы восстановить порядок и спокойствие на своей фабрике.

б) Христианин-служащий или наемный работник в магазине подвергается нападкам своих коллег, поскольку его присутствие является для них постоянным немым укором.

2. Совет, полезный в подобных случаях.

а) Молите Бога о защите и избавлении,

б) Не поступайтесь честностью.

в) Даже если ваши обидчики добиваются своего, полагайтесь на Бога, ибо Он силен обратить их козни на пользу вам и благостью Своей расстроить их умысел.

Стих 4. Речь неверующего человека свидетельствует о его порочности.

Стих 5 (первая часть). Молитва мудрого человека. Нечестивые клевещут, притесняют, вводят в заблуждение, льстят и оскверняют. Никто не защитит нас от них, кроме Господа.

Стих 6. Опасности общества.

1. Тайные нападки на благочестивых. «Скрыли силки». 2. Многообразие используемого оружия. «И петли».

3. Хитроумный выбор места. «По дороге».

4. Цель нападений. «Для меня». Они замышляют погубить его самого.

Стих 7.

1. Глас уверенности.

Довод, убеждающий Бога услышать молитву.

Стихи 7—8. Давид утешается:

1) своим стремлением к Богу. «Я сказал… Ты Бог мой»;

2) тем, что он допущен в присутствие Божье. Ему позволено обращаться к Богу. У него есть основания ожидать благосклонного ответа. «Услышь»;

3) уверенностью в том, что Бог придет ему на помощь и в Нем он найдет свое счастье (ст. 7);

4) тем фактом, что он уже ощутил на себе Божью заботу. -Ты покрыл голову мою в день брани».

Стихи 7—9. Три довода в молитве о защите.

1. Завет верующего с Богом. «Я сказал… Ты Бог мой «.

2. Уже оказанная ему милость. «Ты покрыл» и т. д.

3. Нельзя допустить, чтобы нечестивые укреплялись в своем намерении творить зло.

Стихи 7—13. Утешение верующего в дни испытаний.

1. Что он может сказать.

2. Что он может вспомнить.

3. В чем он может быть уверен.

Стихи 7—8, 13—14. Нападки врагов, злословие и искушения должны побудить нас к молитве и укрепить в нас веру. Давид делает особое ударение на пяти моментах.

1. Право на владение.

а) Владение. «Бог мой». Неприятие идолов.

б) О праве владения заявлено вслух.

б) Свидетель избран. Тайный. Священный. Проницательный.

г) Возможность найдена.

2. Прошение представлено.

а) Он молился часто.

б) Его молитвы имели глубокий смысл.

в) Его молитвы предназначались Богу.

3. Спасение даровано.

а) Бог стал его Оруженосцем.

б) Бог покрыл самую важную часть его тела.

в) Бог спас его.

г) Бог явил Свое могущество.

4. Уверенность в защите.

а) Бог — праведный судья.

б) Бог — милосердный друг.

в) Бог — испытанный защитник.

5. Хвала предсказана.

а) Хвала, рожденная благодарностью.

б) Хвала, выраженная в словах.

в) Хвала, вытекающая из уверенности.

г) Хвала, воспетая общиной святых.

Стих 10. Грех злоречивого падет на его собственную голову.

Стих 12 (первая часть).

1. Обратите внимание на разнообразие злоречивых людей.

а) Лжецы — обычные, торговцы, политики и т. д.

б) Сплетники.

в) Богохульники и сквернословы.

г) Вольнодумцы и искусители.

д) Скептики и лжеучителя.

2. Необходимость молитвы.

а) Злоречие греховно.

б) Оно причиняет страдания.

в) Всякий, стремящийся к утверждению Божьей истины, должен способствовать прекращению злоречия.

3. Ограниченность прошения. «На земле».

а) Разумеется, злоречивые не утвердятся ни на небесах, ни в аду.

б) Земля является их единственной сферой влияния, но, увы, влияние это слишком велико.

в) Они станут бессильны, когда обратятся, ибо будут сдерживаемы верой в Праведного и Истинного.

Стих 12 (вторая часть). Жестокий охотник становится жертвой собственной своры.

Стих 12 (вторая часть). Тема: грехи без покаяния ведут к гибели совершившего их человека.

1. Примеры.

а) Люди могут восстать против них. Наполеон и другие.

б) Они могут сами обречь себя на гибель, подобно Аману, повешенном на дереве, приготовленном им для Мардохея.

в) Они могут быть охвачены раскаянием и покончить с собой, подобно Иуде.

г) Их грехи будут преследовать их до судного дня и загонят их души в ад.

2. Практическое применение.

а) Грех страшен.

б) Он тем страшнее, что мы совершаем его по собственной воле.

в) Бегите от возмездия ко Христу, нашему единственному убежищу.

Стих 12 (вторая часть). Охота на жестокого грешника.

1. Погоня.

а) Сначала жертва ничего не подозревает.

б) Но вскоре он обнаруживает, что его преследуют Писание, собственная совесть, Бог и смерть.

в) Совершенные им грехи громче всего вопиют против него.

2. Конец охоты. Жертва окружена и обречена погибнуть, если не покается.

3. Другой охотник. «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».

Стих 13.

1. Известный факт.

2. Основания такой уверенности.

3. Поведение, продиктованное ею.

Стих 13. Это следует знать:

1) страждущим и обездоленным, уповающим на Господа;

2) притеснителям, делающим злое;

3) всем людям, ибо мы все должны уповать на Господа и славить Его за милосердие к нуждающимся и справедливость.

Стихи 13—14.

1. Уповайте на Него во всех обстоятельствах.

2. Благодарите Его за все. «Праведные будут славить имя Твое».

3. С Ним мы в безопасности. «Непорочные будут обитать пред лицом Твоим».

Стих 14. Одна из наиболее возвышенных форм хвалы — жизнь перед лицом Божьим, благоговение в присутствии Его, святое общение с Господом, покой, послушное исполнение божественной воли — лучший способ возблагодарить Бога.

Стих 14. Два утверждения, не подлежащие сомнению.

1. Праведные прославят Бога, какими бы неблагодарными ни оказались все остальные.

а) Они понимают, что всякое благо исходит от Бога.

б) Они понимают, что недостойны дарованных им благ.

в) Они стремятся делать добро, ибо они праведны, но добро включает в себя благодарность.

г) Чувство благодарности — составная часть радости и наслаждения.

2. Непорочные будут обитать в присутствии Божьем.

а) Они всегда видят перед собой лик Господень.

б) Они пребывают в общении с Богом.

в) Бог принимает их.

г) Они будут жить вечно на небесах.