140. Молитва о святости

Заглавие

«Псалом Давида». Представьте себе, Давид под подозрением, он молчит, боясь в попытке оправдания повредить себе неосторожно сказанным словом. Давид окружен врагами, которые неустанно злословят его. Даже святые осуждают царя, но он слушает их с благодарностью. Давид — вождь праведных — оплакивает положение, в котором они оказались. И тем не менее он с уверенностью ожидает спасения от Господа. Данный псалом входит в группу, состоящую из четырех песен, и имеет заметное сходство с остальными тремя. Его истинный смысл столь глубок, что практически скрыт от наших глаз, но даже на поверхности его можно обнаружить драгоценные крупицы мудрости. Первые строки псалма озарены мягким вечерним светом. Аромат благовоний медленно поднимается к небесам. Затем наступает ночь, чей язык слишком сложен для понимания. На смену ей приходит утро, в свете которого нашему взору предстает сам Господь.

Композиция

Псалмопевец взывает к Богу в надежде, что Он услышит его молитву (ст. 1—2). Затем он молит Всевышнего хранить его уста и сердце, не давая согрешить ни словом, ни делом, а также избавить его от необходимости всякого общения с беззаконниками. Давид предпочитает упрек праведника лести нечестивца, утешаясь тем, что когда-нибудь святые поймут и оценят его по достоинству (ст. 3—6). В последних стихах (ст. 7—10) оклеветанный герой олицетворяет собой образ преследуемой Церкви. Он возводит очи к Богу, моля о спасении от врагов и о наказании своих угнетателей.

Истолкование

1 Господи! к Тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе.2 Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя.

1. «Господи, к Тебе взываю». Ты моя последняя надежда, молитва к Тебе никогда не останется без ответа. Мой призыв дается мне с трудом, он так слаб, что достоин называться лишь воплем. Но он возносится к Иегове, и это придает ему ценность. Я взывал к Тебе, взываю сейчас и буду взывать вечно. К кому еще мне обратиться и что делать? Другие полагаются на себя, но я к Тебе взываю. Верующий должен всегда иметь при себе молитвенное всеоружие, и оно избавит его от всякой нужды. «Поспеши ко мне». Его дело не терпело отлагательств, потому он молил Господа не медлить. Бог лучше нас знает времена и сроки, но в безвыходном положении мы осмеливаемся вновь и вновь напоминать Ему о себе, приближая явление благодати. Часто запоздавшая помощь может оказаться бесполезной, потому нам позволено молиться о том, чтобы нас не постигла подобная участь. «Внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе». Уже во второй раз Давид упоминает свой призыв к Богу. Молитва стала его постоянным занятием, в одном стихе он дважды говорит: «Взываю». Он жаждет быть услышан и немедленно! В каждой молитве великий Отец различает голоса, стоны и слезы Своих детей. Он понимает их, даже если они не в силах себя выразить. Дух праведника смущается, когда ему кажется, будто его печальные возгласы разбиваются о пустоту. Он не успокоится, пока горестное «к Тебе» не сменится радостным «ко мне». Когда молитва становится для человека единственным прибежищем, одна мысль о ее тщетности повергает его в уныние.

Когда бы Ты забыл нас, Боже,

Жизнь стала б непосильной ношей.

Но зову сердца внемлешь Ты,

Опорой служишь на пути.

2. «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твое». Пусть моя молитва будет подобна благовониям, тщательно приготовленным, зажженным от священного огня и смиренно воскуряемым Господу. Нельзя думать, будто молитва не требует размышлений. Она должна быть «направлена», более того, направлена «пред лицо» Господне. Молящемуся надлежит ощущать Его присутствие и благоговеть перед именем Его. Нельзя также считать всякое прошение достойным божественного одобрения. Подобно благовонным приношениям, молитва требует соблюдения особых правил. В противном случае Бог отвергнет ее. «Воздеяние рук моихкак жертва вечерняя». Какую бы форму ни принимала молитва псалмопевца, его единственным желанием остается быть признанным Богом. Иногда молитва совершается без слов — лишь движениями тела. Склоненные колени и воздетые к небу руки красноречиво свидетельствуют об искренности просителя. Несомненно, руки, занятые трудом, также воздеты в молитве, если труд сей совершается во славу Божью. Молиться можно не только сердцем, но и руками, потому пусть даже самое малое из наших усилий будет столь же угодно Господу, как и вечерняя жертва. Надежда праведника, воздевающего упавшие руки, тоже может стать своеобразным способом поклонения. Да будет оно угодно Всевышнему! Псалмопевец обращается к Богу с дерзновенной просьбой, желая, чтобы смиренный призыв и молитва имели в очах Господних ту же ценность, что и установленные законом жертвоприношения. Но такая молитва не может быть слишком смелой, ибо духовная сторона нашего вероисповедания дороже для Господа, нежели обрядовая, и жертва уст драгоценнее всех тельцов в стойлах. Первые стихи были посвящены непосредственно самой молитве. В последующих двух Давид обращается к Богу с конкретной просьбой.

3 Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих; 4 не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их.5 Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои — против злодейств их.6 Вожди их рассыпались по утесам и слышат слова мои, что они кротки.

3. «Положи, Господи, охрану устам моим». Устами своими Давид возносил молитвы, нельзя допустить их осквернения ложью, гордыней или гневом. Однако все случится именно так, если не уделить этому особое внимание, ведь подобные злоумышленники непрестанно стучатся в наши двери. Давид опасался, что его собственная бдительность не сможет защитить его от внезапных нападок греха. Поэтому он умоляет Господа уберечь его от них. Если Господь охраняет город, он надежно защищен. Если Он положил охрану нашим устам, нам не о чем волноваться. «И огради двери уст моих». Бог сделал наши уста вратами, но мы не можем вечно держать их на замке, и потому просим Его самого позаботиться о них. О, если бы Господь один отворял и затворял их, ведь предоставленные сами себе, мы не справляемся с этой задачей. Во времена гонений мы особенно склонны говорить поспешно и уклончиво, посему в таких случаях нам особенно необходима надежная защита от всякого греха. Сколь снисходителен к нам Господь! Он доверил нам быть хранителями Его врат, однако ради нас Он сам встает на страже.

4. «Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым». Эти слова через века отзовутся в молитве: «Не введи нас во искушение». О, если бы ничто на свете не возбуждало в нас греховных желаний! Псалмопевец внимателен к своему сердцу. Тот, кто держит в своих руках сердце человека, господствует над ним. Но если язык и сердце наше находятся под Божьей защитой, то мы в безопасности. Будем же просить Его не оставлять нас наедине с нашими наклонностями, ибо тогда мы непременно собьемся с истинного пути.

«Для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие». Сердечные склонности определяют ход всей жизни человека. Греховные желания порождают дурные поступки. Если чист источник жизни, грех не осквернит и ее полноводные потоки. Увы, те, с кем мы общаемся, оказывают на нас сильнейшее влияние. Даже праведник не устоит перед нажимом со стороны ближних. Отсюда и страх, что делающие беззаконие совратят нас на свой путь. Нам следует избегать их общества, дабы избежать греха. Плохо, когда сердце избирает неверную дорогу, еще хуже, когда весь жизненный путь человека лежит во тьме, но воистину ужасно, когда отступник катится по наклонной плоскости, окруженный толпой грешников. Совершая злодеяния, мы обрекаем себя на вечные муки. Если грех — привычное для нас дело, то это не только не оправдывает его, а еще больше усугубляет. Господь наказывает всякого, кто упорствует в беззаконии. Праведников приводит в ужас одна мысль о грехах, совершаемых другими. Страх побуждает их преклонить колени в молитве. Беззакония, в данном случае попрания справедливости, следует избегать, как избегают заразной болезни. «И да не вкушу я от сластей их». Общаясь с нечестивыми, мы вскоре сядем с ними за один стол. Они поставят перед нами свои лучшие яства в надежде поработить нас, услаждая наш аппетит. Они тщательно выбирают приманку, и мы рискуем попасть в их сети и сделаться пищей их злого умысла. Не желая грешить с беззаконниками, сторонитесь их общества, и чтобы не соучаствовать в нечестии, уклоняйтесь от распутства.

5. «Пусть наказывает меня праведник: это милость». Давид предпочитал горькие слова святых сластям нечестивцев. Лучше сносить удары праведника, нежели разделять пиршество с беззаконниками. Псалмопевец благодарен святым за их наставление: «Пусть наказывает меня праведник». Лесть нечестивца жестока, но укор праведного благ. Порой благочестивые люди не жалеют нас: они не просто напоминают нам о грехе, но обрушивают на него всю тяжесть своего гнева. Но и тогда мы призваны терпеливо и с любовью сносить осуждение, благодарно принимая тяжкие удары. Безумец негодует на укоряющих его, но мудрый человек извлекает пользу даже из упреков. «Пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей». Елей не вредит голове, на которую изливается, и упрек может оказаться благом для человека. Подобно тому как елей освежает и придает аромат, правильно воспринятый укор услаждает и обновляет сердце. Обличение из уст друга свидетельствует о его любви ко мне. На пирах нечестивых людей была разбита не одна голова, но ни одна не пострадала за столом у искреннего порицателя. Елей лести и масло, изливаемое на кутежах, не хороши: «помазания» неправедных нередко разбивают и головы, и сердца. Но даже самое строгое осуждение из уст праведника прекрасно, хотя и не всегда приятно. Оно ранит сердце, но не разбивает его.

«Но мольбы мои — против злодейств их». (В англ. «молитва моя — за него, когда он в беде». — Примем. ред.) В сердце праведника нет злобы и гнева на чистосердечное дружеское обличение. Если бы это было не так, то, увидев обличавшего его человека в беде, он бы постарался отплатить ему насмешками и укорами. Но все обстоит иначе: мудрый человек сокрушается, видя своего наставника в беде, и усердно молится за его избавление. И не только молится, но и сострадает ему. Христианское братство нерушимо, посему мы не можем оставить своих друзей в немощах и гонениях, но переживаем их горе как свое собственное, пытаясь облегчить его молитвой к Господу. Если мы ничем более не в силах помочь праведнику, будем молиться за него, и вдвойне усердно за тех, кто смело обличал нас в наших грехах.

6. Смысл этого стиха темен. Говорится ли в нем о праведниках из среды Израиля? Мы считаем, что да. Вне всякого сомнения, Давид имеет в виду следующее. Когда вожди их падут, они обратятся к нему и с восторгом будут слушать его голос. «Вожди их рассыпались по утесам и слышат слова мои, что они кротки». Так и произошло. Смерть Саула заставила лучших сынов Израиля обратиться к сыну Иессееву, Божьему помазаннику, и слова его стали сладостны для их слуха. Многие из этих добрых людей сурово осуждали Давида за его бегство к филистимлянам. Но они были дороги сердцу царя, который встретил их доброй волей, молитвами любви и кроткими речами, зная, что постепенно они найдут в себе силы забыть о его проступках и признать его своим вождем. Они обличали его, когда он заблуждался, но в то же время не могли не замечать его превосходных качеств. Со своей стороны, он не таил на них обиды, возлюбив их за чистосердечность. Когда их земля истекала кровью под ногами иноземцев, Давид молился за них. Когда их вожди пали, он пришел им на помощь, и его слова, полные мужества, вселили в них надежду. Подобное толкование представляется мне вполне соответствующим общему контексту псалма.

7 Как будто землю рассекают и дробят нас; сыплются кости наши в челюсти преисподней.8 Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей! 9 Сохрани меня от силков, поставленных для меня, от тенет беззаконников.10 Падут нечестивые в сети свои, а я перейду.

7. Казалось, для Давида пробил смертный час. Истинному поклонению Богу в Израиле пришел конец. Псалмопевец сравнивает его с мертвым телом, изломанным и разложившимся, извергнутым из могилы, чтобы вернуться в прах, из которого было создано. «Сыплются кости наши в челюсти преисподней». В среде праведников израильских не осталось жизни, согласия и порядка. Они лишились своих вождей. Саул нанес народу непоправимый урон, и праведники рассеялись по земле, перестав быть единым целым. Давид и сам был одной из этих высохших костей, в таком же состоянии пребывали и остальные святые. В них не осталось ни жизненной силы, ни единства, и правое дело в Израиле, казалось, потерпело окончательное поражение. «Как будто землю рассекают и дробят нас». Здесь может идти речь о нескольких видах «рассечения земли». Возможно, имеется в виду вспахивание поля, или рубка леса, или выкорчевывание кустарника — то, что сравнимо с разделением и беспорядком. Как часто праведникам кажется, что Бог оставил их! Куда ни бросишь взгляд, повсюду смерть, раздоры и гибель. Разбитые и разобщенные, безнадежно отдалившиеся друг от друга! Рассеянные по свету до самых «челюстей преисподней»! Расколотые, как дрова, приготовленные для жаркого огня! Так ощущали себя борцы за правое дело Божье. «Землю рассекают» — положение их было ужасным. Церковное поле было вспахано, изрыто, накрыто глубокими бороздами. Церковь уподобилась лесопилке, на которой все должно быть испилено на кусочки. Нам не раз приходилось с горечью в сердце наблюдать церкви в подобном состоянии. Как радостно, что мы всегда можем обратить свой взор к небесам! Там нас ожидает Тот, кто силен возродить веру на земле и собрать воедино Свой рассеянный народ. Он вдохнет новую жизнь в мертвые кости и сухие прутья. Будем же, подобно псалмопевцу в следующем стихе, взирать на Бога живого.

8. «Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои». Он неотрывно смотрел вверх, почитая долг выше обстоятельств, а обещание — выше видимой реальности. Давид возложил свое упование на Бога, а не на людей. Он не закрыл глаза от безразличия или отчаяния и не доверился никому из творений Божьих, но возвел очи к Господу и не увидел причин для страха. Иегова стал его единственной надеждой. Фома назвал Иисуса Господом и Богом, так и Давид здесь дважды повторяет слово «Господь». Сладостны для святых божественные имена, которым они поклоняются и к которым взывают. «На Тебя уповаю». Не только на совершенство Твое или обещания, но на Тебя самого. Другие могут возлагать надежды на что угодно, но Давид хранил верность Господу, во всем без сомнений полагаясь на Него одного. «Не отринь души моей». Так было бы, если бы Господь забыл о Своем обещании и не исполнил его. Ужасно испытать лишения, но еще страшнее потерять душу свою. Оказаться отвергнутым друзьями — большое несчастье, но быть отринутым Богом равнозначно смерти. Воистину горе человеку, оставленному Господом. Но мы находим утешение в Его словах «не оставлю тебя и не покину тебя».

9. «Сохрани меня от силков, поставленных для меня». Ранее, в Пс.140:3, Давид просил Бога «положить охрану устам его», теперь же он молит «сохранить его». Его тревожат скорее тайные искушения, нежели открытые нападки. Храбрецы страшатся не битв, но тайных заговоров. Мы боимся попасть в ловушку, подобно ничего не подозревающим животным, и потому взываем к Богу мудрости, моля о защите. «От тенет беззаконников». Они пытались уловить Давида в его словах или делах. Это само по себе уже было беззаконием и вполне соответствовало их прочим наклонностям. Сами будучи злы, они стремились либо привлечь Давида на свою сторону, либо выставить его таким в глазах людей. Если им не удавалось уловить праведника одним способом, они прибегали к другому, умножая «силки и тенета», полные решимости погубить его. Давид мог ожидать спасения лишь от всеведущего и всемогущего Бога, который избавит и нас с вами. Трудно избежать невидимой глазу западни и искусно расставленных тенет. Но не напрасен вопль несчастного псалмопевца — «сохрани меня».

10. «Падут нечестивые в сети свои, а я перейду». Возможно, для христианина это не лучшая молитва, но она справедлива, и лишь благодать Божья удерживает нас от того, чтобы воскликнуть: «Аминь». Но даже она не заставляет нас желать иного врагам праведника. Разве мы не хотим, чтобы невинные избежали страданий, а виновные пожали плоды собственных злых умыслов? Разумеется, если нам дорога справедливость. Нет ничего дурного в том, чтобы желать себе того же, чего ты желаешь всякому доброму человеку. И все же есть «путь еще превосходнейший».

Советы проповедникам

Стих 1.

1. Постоянство в молитве. «Взываю… взываю».

2. Личное обращение. «К Тебе… к Тебе».

3. Практичность. «Поспеши… внемли».

Стих 1. Святая спешка.

1. Святой, спешащий к Богу.

2. Святой, торопящий Бога.

3. Бог не замедлит помочь ему.

Стихи 1-2.

1. Настойчивая молитва. «Поспеши ко мне».

2. Пылкая молитва. «Внемли».

3. Обдуманная молитва. «Да направится молитва моя». Когда псалмопевец добивается, чтобы Бог его выслушал, он успокаивается и приводит мысли в порядок. Как только огонь разгорается по-настоящему, аромат благовоний распространяется повсюду.

4. Постоянная молитва. «Воздеяние рук моих как жертва вечерняя», так же постоянно и богоугодно.

Стих 3.

1. Уста как двери.

2. Им необходим страж.

3. Господь берет на себя это служение.

Стих 4. Полное воздержание от греховных помыслов, поступков и удовольствий.

Стих 4. Молитва:

1) о сдерживании всех дурных сердечных наклонностей. «Не дай уклониться сердцу моему»;

2) об избежании всякого общения с грешниками и делателями беззакония. «Для извинения дел»;

3) о священном презрении к земным удовольствиям или выгоде, полученным нами благодаря чужим грехам. «И да не вкушу я». Заметьте: многие, не желая соучаствовать в грехе, согласны пользоваться его плодами.

Стих 4. Осуждение:

1} греховных желаний;

2) греховных поступков;

3) греховных удовольствий.

Стих 5. Укоры праведников:

1) желанны;

2) высоко ценимы. «Это милость»;

3) полезны. «Лучший елей»;

4) переносимы с радостью. «Не повредит»;

5) вознаграждаемы нашими молитвами за них в день скорби.

Стих 6,

1. Беда постигнет беспечных.

2. Тогда они будут готовы услышать Евангелие.

3. Тогда они сочтут сладостным то, что прежде отвергали.

Стих 6. Оазис в пустыне.

1. Мир — это безжизненная каменистая пустыня.

2. В нем гордыня и самолюбие часто терпят поражение.

3. Тогда слова посланника Божьего становятся оазисом в пустыне.

Стихи 7—8. Сцена на кладбище.

1. Мертвые кости в могиле.

2. Изможденные кости стариков и больных, стоящих вокруг могилы.

3. Кости всех нас с каждым днем приближаются к могиле.

4. Кости упокоятся в Господе. «К Тебе, Господи, очи мои».