144. Хвала Давида

Заглавие

Это один из так называемых алфавитных псалмов, составленный с особым искусством, дабы облегчить запоминание. Святой Дух снисходит до простых поэтических приемов, привлекая тем самым наше внимание и вкладывая слова и мысли в наши сердца.

«Хвала Давида». Этот псалом принадлежит Давиду и только ему. Он назван «хвалой Давида», так же как восемьдесят пятый — его молитвой. Каждое слово его — хвалебное восклицание. Давид многократно славил Бога в своих псалмах, но этот был для него особым, жемчужиной в венце хвалы. Никто не мог бы воспеть хвалу лучше Давида, ибо в данном случае она исходит из уст человека, познавшего жизнь, искреннего, добросердечного и склонного к глубоким размышлениям. Никто не может вознести «хвалу Давида», кроме самого Давида, тем не менее мы можем взять ее за образец и постараться уподобить ей свое собственное поклонение. Хотя едва ли мы сможем вскоре достичь этого идеала. Пусть каждый из читателей-христиан прославит Господа от своего имени. Какое богатство хвалы будет тогда представлено Богу через Иисуса Христа!

Композиция

В данной песне трудно различить отдельные части. Она едина и неделима. Наши переводчики разделили ее по-своему. Их деление несовершенно, но мы воспользуемся им, чтобы облегчить истолкование. Давид славит Бога за Его величие (ст. 1—7) и благость (ст. 8—10), славит Его царство (ст. 11—13), провидение (ст. 14—16) и спасительную милость (ст. 17—21).

Истолкование

1 Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь мой, и благословлять имя Твое во веки и веки.2 Всякий день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твое во веки и веки. 3 Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо.4 Род роду будет восхвалять дела Твои и возвещать о могуществе Твоем.5 А я буду размышлять о высокой славе величия Твоего и о дивных делах Твоих.6 Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих, и я буду возвещать о величии Твоем.7 Будут провозглашать память великой благости Твоей и воспевать правду Твою.

1. «Буду превозносить Тебя, Боже мой, Царь мой». Давид, помазанный Богом на царство, славит Господа, называя Его своим Царем. Созерцание Его державного величия должно неизменно пробуждать в нас веру и желание хвалить и славить Его. Псалмопевец неоднократно превозносил Господа в прошлом, и теперь он продолжает свою хвалебную песнь. Она будет звучать и в будущем, ибо хвала уместна в любое время. Если в настоящий момент мы не в состоянии выразить всей глубины своих чувств, нам следует помнить о своей готовности продолжить сей благословенный труд и записать следующие слова как обязательство на будущее: «Буду превозносить Тебя». Давид использует местоимение «мой», дабы засвидетельствовать свою преданность Богу. Называя Его «Царем», он признает Божью власть над собой. Его решимость прославить Господа непоколебима.

«И благословлять имя Твое во веки и веки». Давид уверен, что хвала должна перейти в благословение, основанное на правильном понимании имени и личности Бога, и звучать бесконечно. Он использовал слово «благословлять» не ради простого разнообразия, а для того, чтобы сделать смысл своих слов еще более глубоким, а звучание — сладостным. Благословлять Бога — значит славить Его, испытывая к Нему личную привязанность и желая Ему добра. Возрастая в благодати, мы обретаем опыт, и эта задача кажется нам все легче. Давид обещает славить Бога всеми доступными средствами. Он полагает, что хвала Богу должна звучать долго — «вовеки», а добавляя «и веки», он хочет сказать, что хвалебная песнь вообще не должна иметь конца. Хвала должна быть вечной, так же как и Бог, которого мы славим.

2. «Всякий день буду благословлять Тебя». Как бы ни складывался мой день, в каких бы обстоятельствах я ни оказался, я буду славить Бога. Пристально вглядываясь в каждый прожитый нами день, мы находим в нем более чем достаточно причин для благословения. В начале дня и на всем его протяжении мы призваны славить Бога нашего в любое время года. Проявление нашей любви к Богу не должно ограничиваться праздниками. Для святых всякий день по-особому свят. Здесь Давид еще более приближается к Богу, чем со словами «буду благословлять имя Твое». Теперь он говорит: «Буду благословлять Тебя». В этом заключается суть истинного поклонения: мы восхищаемся не только словами и деяниями Господними, но и Им самим. Человек, не постигший личности Бога, не сможет Его прославить. Нельзя превозносить неведомое. «И восхвалять имя Твое во веки и веки». Давид обещал благословлять имя Божье, а теперь клянется петь ему хвалу и славу. Вечное поклонение не должно быть однообразным и монотонным. Небесная симфония не исполняется на одном инструменте, но каждый из них должен звучать в унисон с общим хвалебным хором. Обратите внимание на личные местоимения. Четыре раза псалмопевец говорит: «Я буду». Нельзя славить Бога с чужого голоса. Человеку необходимо вкладывать в поклонение всего себя, иначе оно останется пустым звуком.

3. «Велик Господь и достохвален». Прославление должно уподобиться своему объекту. Великий Бог достоин высшей похвалы. Нет ничего в величии Иеговы, что не заслуживало бы хвалы и поклонения. Среди людей нередко быть великим значит быть злым, но величие Бога — в Его доброте. В истинно хвалебной песне воспевается истинное величие. А пылающие сердца поющих сливаются воедино в восторженном возгласе. Нет голоса слишком громкого, хора, слишком многочисленного или псалма, слишком возвышенного, чтобы прославить Господа Сил.

«И величие Его неисследимо». Всякая песнь должна быть тщательно продумана, иначе она теряет свою ценность. Мелодии, на сочинение которых не было затрачено усилий, не достойны божественного восхваления. Но прилежно размышляя и изучая сей предмет, мы откроем неведомые доселе чудеса. Познав их, мы уже не сможем претендовать на совершенное исполнение хвалебной песни. Лучшим способом прославить Неисследимого является признание Его таковым. Так склонимся же в почтении перед неугасимым светом славы Его! Даже великие умы всех времен не смогли бы до конца исчислить неисследимое богатство Господне. Он не поддается изучению, и потому во всем превосходит наши попытки воспеть и прославить Его.

4. «Род роду будет восхвалять дела Твои». Прославление должно стать традицией. Старшее поколение передаст ее своим потомкам, наставляя их в этом священном служении. Мы воспеваем дела отцов, а наши сыновья, в свою очередь, учатся славить Бога, видя деяния Его среди нас. Не забывайте хвалить Господа вместе с детьми, дабы они видели, что служение Ему приносит вам радость. «И возвещать о могуществе Твоем». Собранные воедино рассказы многих поколений верующих составляют удивительную историю. Каждое поколение вписывает в нее свою главу, и все они вместе создают шедевр, подобного которому нет. В начале псалма Давид говорил от своего имени, но в этом стихе речь уже идет о несметном множестве людей, вобравшем в себя представителей всех поколений. Хвала Господня обогащает сердце. Но по мере того, как мы все больше проникаемся ею, обогащается и наш разум. Благость и могущество Божьи — тема, неисчерпаемая для рода человеческого. Сердце, полное хвалы, пребывает в возвышенном общении с праведными всех веков и народов. Нам незачем беспокоиться о том, что иссякнут благовонные курения на алтаре Иеговы. Священники уходят, но поклонение продолжается. Слава Господу, ибо Он во веки веков тот же!

5. «А я буду размышлять о высокой славе величия Твоего». Земному царю подобает воспевать величие Царя небесного. Давид не желает отдавать прославление в чужие руки, хотя бы и все поколения людей неустанно продолжали нести это служение. Он должен сказать свое веское слово: «Я буду размышлять». О, как он красноречив! Как благороден его язык: «высокая слава величия Твоего» или «красота славы величия Твоего». В эти выражения псалмопевец вкладывает глубокий смысл. Он ищет все новые слова, дабы прославить Иегову, своего Царя. Все связанное с великим Царем возвышенно и достославно. Малейшее из Его деяний превыше лучших дел человеческих. Одно движение Его перстов превосходит все наши усилия. Нет ничего в вечном Господе вселенной, что умаляло бы Его царственное величие. Оно достойно почитания и прославления. Чуден наш Господь! «И о дивных делах Твоих». Все деяния Божьи являют нам Его божественную сущность, но некоторые из них привлекают к себе наше особое внимание. Его могущество, справедливость и мудрость удивительны, и благодать Его не сравнима ни с чем иным. Обо всем этом надлежит размышлять святым, искусным в прославлении и могущим говорить, «как власть имеющие». О таких вещах нельзя молчать. Если и все остальные не вспомнят о них, пусть избранные, подобные Давиду, говорят о них в своих домах и в собрании святых. Пусть каждый из нас радуется возможности с любовью говорить о Господе.

6. «Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих». Если прочие деяния Его не привлекут внимания людей, суд Божий не оставит их равнодушными, так что они не смогут более обходить его молчанием. Разве во дни Спасителя не говорили о падении Силоамской башни и убиенных галилеянах? Разве слухи о войне не появляются в народе прежде всех других? Плохие новости распространяются быстро. Люди склонны замалчивать добрые дела, одновременно во всеуслышание сокрушаясь о своих горестях. Страх развязывает языки. Никто не умолчит о том, что вызывает трепет и нагоняет ужас. Тогда как именно такую реакцию вызывали у людей «страшные дела» Божьи: всемирный потоп, разрушение Содома и Гоморры, казни Египетские и гибель армии фараоновой в пучине Чермного моря; Давид видит их в совершенно ином свете и находит их достойными восхваления.

«И я буду возвещать о величии Твоем». То, что большинству казалось ужасным, для нашего певца стало проявлением Божьего могущества и величия. Он возвещает о них, подобно верному глашатаю, перечисляющему почетные звания и заслуги своего царственного господина. Каждый истинный верующий призван вновь и вновь обращаться к великим деяниям своего Бога. Они не должны становиться предметом праздной молвы. Наш долг — провозглашать все виденное и слышанное. Более того, на нас возложена священная обязанность поведать людям о великих и страшных делах Господних, дабы предостеречь их и не дать навлечь на себя Его гнев. Мы уже несем на себе эту ответственность и должны еще более утвердиться в своей решимости: «С Божьей помощью я буду возвещать».

7. «Будут провозглашать память великой благости Твоей». Воспоминания непроизвольно хлынут из наших благодарных сердец неиссякаемым потоком, подобно источникам свежей воды, обильно и радостно. Искупленный Господом народ, вкусивший Его великую благость, сохранит все это в своей памяти и с радостью поведает другим о щедрых дарах Божьих. Не довольствуясь случайным упоминанием Его удивительной любви, мы будем вновь и вновь провозглашать великую милость Господню и восторженно рассказывать друг другу о благословениях, которыми Он нас одарил. Господь ничего для нас не жалеет. Велика благость Его и достойна того, чтобы о ней помнили и говорили святые. Эту тему можно обсуждать бесконечно, и если сердце человека праведно, ему будет чем поделиться с собеседниками. О, если бы таких воспоминаний было все больше и больше, ибо нельзя допустить, чтобы благость Бога живого была укрыта пеленой молчания и неблагодарности.

«И воспевать правду Твою». Мы будем говорить, а затем петь. Что же побуждает нас оставить кафедру и возвысить свой голос в песне? Что мы воспеваем? Мы поем о той самой правде, которая заставляет трепетать грешника, и о которой даже благочестивые христиане говорят со всей серьезностью. Евангельский свет осиял нам путь к праведности, и ныне на ней зиждется упование всякого верующего. Завет благодати Божьей служит нам лучшим утешением, ибо заключивший его праведен и не нарушит Своего слова. Христос умер за нас, и потому Его праведность — залог спасения всех искупленных. На нее мы надеемся и ее воспеваем. Современные мыслители охотно исключили бы праведность из нашего представления о Боге, но обращенные никогда этого не допустят. Способность радоваться торжеству справедливости, чистоте и святости нашего Бога, свидетельствует о духовном росте. Даже мятежный дух способен радоваться оказанной ему милости, воспринимая ее как поблажку. Но истинно верующий радуется, слыша, что великая справедливость Божья не дает Ему нарушить установленный Им самим нравственный закон даже ради нашего спасения. Немногие готовы воспеть праведность Иеговы — лишь избранные Его, к которым благоволит Господь.

8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив.9 Благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его.10 Да славят Тебя, Господи, все дела Твои, и да благословляют Тебя святые Твои.

8. «Щедр и милостив Господь». Разве не таким явил себя Господь Моисею? Не в этом ли слава Иеговы? Он милостив, благ и щедр ко всякому человеку. Он окружает Свои творения заботой, Своих подданных — вниманием, и святых Своих — милостью. Его слова и дела, дары и обещания, Его откровения и планы являют нам благодать и бескорыстную милость Божью. В характере Иеговы нет ничего, что внушало бы недоверие или представляло опасность, ничего мрачного, подавляющего или неприступного. Он воплощение доброты и снисходительности. Господь полон сострадания к слабым, больным и отчаявшимся. Он ощущает их боль и всем сердцем сочувствует им. Милосердие переполняет Его, и Он искренне, постоянно, глубоко и по-настоящему сопереживает Своим детям, так как это может делать только Бог. Подобная полнота неведома людям. Милость Божья к страждущим подобна ароматным благовониям. Рядом с ней в Его сердце нет места небрежению и суровости. Ибо в душе Его бьет неиссякаемый источник сострадания.

«Долготерпелив». Даже те, кто отвергают Его благодать, пользуются плодами Божьего долготерпения. Он не желает обратить Свой гнев даже на презревших покаяние и погрязших во грехе. Терпение Его велико. Господь жаждет даровать жизнь грешнику и потому успокаивает пугающие нас громы небесные. «Любовь долготерпит и милосердствует», а Бог и есть любовь. «И многомилостив». Именно так Он относится к согрешившим против Него. Покаявшегося ожидает полное прощение. Велик грех наш, но велика и милость Божья. Мы нуждаемся в помощи и получаем ее, хотя и не заслуживаем. Ибо благ Господь к грешникам.

9. «Благ Господь ко всем». Никто, даже злейшие враги Его, не может отрицать этого факта, ибо ложь была бы слишком очевидна. От сотворения мира уста злословящих Его обличают самих себя. Он сохраняет жизнь врагам Своим, питает их и печется о них. Солнце сияет для них, как если бы они были святыми, и дождь орошает их пашни столь же обильно, как и поля праведников. Не это ли благость Господня ко всем? В нашей стране Благая Весть звучит для всякого, кто желает ее услышать, и Писание доступно даже беднякам. Ограничивать благость Божью лишь избранным народом, как это делают некоторые, значило бы бесстыдно искажать смысл Писания. Мы благодарны Господу за свое избрание, но вместе с тем радуемся и этой славной истине: «Благ Иегова ко всем».

«И щедроты Его на всех делах Его». Не «на всех делах нового завета», как прочел недавно некто, претендующий на мудрость, превосходящую истину Писания, а на деле противоречащую ей. Божьим творением правит доброта: мир предназначен дл я счастья. Даже теперь, когда грех наносит столь прискорбный урон делу рук Божьих, привнося в него то, о чем ранее никто не мог и помыслить, Господь восставляет падших, снимает заклятие и облегчает неизбежную боль. Даже в этом пораженном и расстроенном грехом мире мы наблюдаем следы прикосновения Того, кто способен утолить печаль и исцелить недуги. Нежная забота нашего великого Отца помогает переносить жизненные невзгоды. Она проявляется в сотворении малейшего насекомого не менее, чем в господстве над многими народами. Творец не бывает жестоким, заботливый Хозяин — небрежным, а Владыка — безжалостным. Он не насылает болезни и несчастья. Боль не входила в его первоначальные планы. Она стала плодом нашего исковерканного бытия. Человеческое тело не было создано для болезни, тления, мучительных страданий и смерти. Напротив, Господь сотворил нас для радости общения с Ним. Иегова приложил все усилия в поисках панацеи от всех наших болезней и помощи в наших слабостях. И если открытие многих из них заняло долгое время, значит, для человека блаженнее было обнаружить их самому, нежели получить в готовом виде аккуратно упакованными и надписанными. Мы можем быть уверены, что Иегова не желает зла Своим творениям, но печется исключительно об их благе, полагая жизнь Свою во избавление их от страданий, которым они сами себя подвергли. Можно предположить, что данный стих учит также заботливому обращению с животными. Разве не подобает чадам Божьим во всем подражать своему Отцу?

10. «Да славят Тебя, Господи, все дела Твои». Все творения Божьи делают честь своему Создателю. Мастерство, благость и могущество, явленные нам в сотворении каждого из живых существ, достойны хвалы. Всякий разумный человек, наблюдая за ними, воздаст должное великому Творцу. Одни дела Господни славят Его одним своим существованием, другие — своим процветанием и доброй волей. «И да благословляют Тебя святые Твои». Избранные Его приближаются к Богу в радостном поклонении. Люди порой способны хвалить тех, кого они ненавидят. Так мы невольно восхищаемся доблестью вражеских воинов. Но святые поют хвалу с любовью, потому и сказано: «Благословляют Тебя». Они желают добра своему Отцу, и если бы это было возможно, они объявили бы Его еще более благословенным, чем теперь. Они благословляют дела Его и чад Его, молясь об успехе всех Его начинаний и о победе в священной войне, которую Он ведет. Лишь блаженные благословляют Бога. Лишь святые славят святейшего Господа. Хваля Иегову за творимое Им вокруг нас, нельзя не благословлять Его и за происходящее в наших сердцах. Да исполнятся оба желания псалмопевца, особенно же последнее.

11 Да проповедуют славу царства Твоего, и да повествуют о могуществе Твоем,12 чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Твоем и о славном величии царства Твоего.13 Царство Твое — царство всех веков, и владычество Твое во все роды.

11. «Да проповедуют славу царства Твоего». Прекрасная тема для размышлений святых. Благословляющие Бога радуются, видя Его на троне, властвующим в величии славы. Нет темы, внушающей нам большее смирение, послушание, надежду и радость, чем царственное владычество Господа Бога нашего. Дела Господни славят Его, но они не увенчают Его царским венцом. На это способны лишь руки и сердца святых. Именно им предстоит проповедовать славу царства Его, вечное царство добра и справедливости. Земные царства славятся богатством, обширными владениями, военными победами, гражданскими свободами, успешной торговлей и тому подобным. Но царство Иеговы превосходит их во всем, что касается истинной славы. Я видел целый дворец, посвященный «величию» Франции. Но славным величием Божьим, которое мы проповедуем, полна вся вечность и все пространство вселенной. «И да повествуют о могуществе Твоем». Могущество Господне утверждает царство и являет славу Его. Потому да повествуют о нем народы всякий раз, когда речь заходит о царстве Божьем. Господь силен создавать и разрушать, благословлять и наказывать, укреплять и сокрушать. Будем же чаще воспоминать о славном могуществе Его. Всякая власть от Бога. Без Него законы природы перестали бы действовать. Его могущество — единственный источник всякой силы, механической, жизненной, умственной и духовной. Помимо явленного нам могущества Божьего, в Нем скрыта и безгранично большая сила. Кто измерит могущество Бесконечного? Но что может привести к падению этого царства? Мы слышали о пяти великих державах, но что они в сравнении с Ним? Господь — «единый и благословенный Властелин». Не будем же оставлять глубоких размышлений и частых бесед о могуществе, дарующем праведность и милость.

12. «Чтобы дать знать сынам человеческим о могуществе Твоем». Славные дела Господни должны быть известны всему человечеству. Однако немногие считают подобное знание обязательной частью образования. Поскольку государство пренебрегает преподаванием священной истории, народу Божьему надлежит самому позаботиться об этом. Такое обучение должно быть непрерывным для каждого поколения, ибо люди склонны забывать все связанное с Богом и Его могуществом. Рассказы о подвигах своих героев они высекают на мраморе, но славные деяния Иеговы записываются ими на песке, и время, как морская волна, стирает их из людской памяти. Посему этот урок необходимо повторять вновь и вновь. Святые должны стать наставниками рода человеческого в вопросах веры. Им надлежит не просто хранить исторические сведения, но и передавать их своим современникам, напоминая им о великих деяниях, совершенных Господом во дни их отцов и дедов. Обратите внимание на пропасть, разделяющую великие подвиги Господни и ничтожные дела сынов Адамовых, которые пали еще ниже, чем их прародитель, хотя и он не представлял собой ровным счетом ничего в сравнении с Творцом.

«И о славном величии царства Твоего». Какая великолепная тема! И обязанность поведать о ней миру возложена именно на нас, благословляющих Господа. «Славное величие царства Его».

О, что за тема! Царствование Иеговы — всевышнего Господа, величие, подобающее Ему в этой роли, и слава этого величия! Все три аспекта данной темы могут показаться сложными даже самому ученому из людей. Как же нам поведать о ней сынам человеческим? Прежде всего, изучим ее сами, а затем сделаем ее предметом частых бесед, дабы наши ближние обогатились познанием с помощью Духа Святого.

13. «Царство Твое — царство всех веков». Размышления псалмопевца приблизили его к Богу, а Бога — к нему. Он восхищается Господом, продолжая обращаться непосредственно к Нему. Он падает ниц при виде великого Царя. Благо тому, чья молитва открывает перед ним небесные врата, и он говорит с Богом лицом к лицу, как с другом. Давид утешается мыслью о непоколебимости трона Господня. Царство Господне не имеет ни начала, ни конца, ни перемены, ни границ, ни пределов. Он не отрекается от трона и ни с кем не делит власть. Господство Его нерушимо, все покорно Ему. Никто в этом веке или веке грядущем, или в самой вечности не нарушит воли Всевышнего. В этом основание нашей веры. «Господь царствует вовеки». «И владычество Твое во все роды». Люди приходят и уходят, подобно бесплотным теням, но Царство Божье вечно. Мы отличаем земных царей, сменяющих друг друга, прибавляя к их именам «первый» или «второй». Но наш Царь — Иегова — Первый и Последний. Адам называл Творца своим Царем, и последний из его рода будет знать Его под тем же именем. Славься, великий Боже, Господь всех господствующих!

Эти три стиха составляют благоговейный гимн «царству Божьему». Лучше всего их сумеют оценить те, кто уже в полном смысле слова живут в этом царстве, верой и правдой служа Господу. Согласно этим стихам, царство Божье славно и могущественно. Это царство света, который народы должны познать, царство могущества, которое они должны ощутить. Величие его — вечное благословение для всех поколений людей. Наш долг говорить о нем, проповедовать его и, наконец, сделать упоминание о нем непременной частью своего поклонения, как в стихе 13.

14 Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных.15 Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время; 16 открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению.

В этих трех стихах Давид славит Иегову за Его милостивое попечение о людях и всех живых существах. Его слова служат достойным продолжением темы царственного величия Господа, ибо напоминают нам о Его власти и заботе о Своих подданных.

14. «Господь поддерживает всех падающих». Прочтите этот стих вместе с предыдущим, и вы изумитесь неожиданному контрасту. Великий и славный Царь снисходит до падающих. Форма используемого здесь глагола свидетельствует о том, что Господь делает это постоянно. Он — Иегова восставляющий, милостиво протягивающий руку помощи падшим и падающим. Мы сами сторонимся падших, особенно женщин, но Господь являет удивительную доброту, призирая на грешников, отверженных людьми. В нашей среде падающих часто теснят более сильные. Их робость и зависимость от других делают их жертвами людей надменных и властных. Но Господь служит им поддержкой и опорой. Он меняет порядок вещей, умаляет вознесшихся до небес и возвышает униженных.

«И восставляет всех низверженных». Еще один подвиг снисхождения. Многие из нас подавлены и безутешны, и не имеют мужества смотреть людям в лицо. Господь ободряет таковых. Других гнетет непосильное бремя, и Он придает им силу. Христос освободил дщерь Авраамову, которую сатана связал так, что она склонилась под тяжкой ношей и не имела сил подняться. Тем самым Он явил себя истинным Сыном Всевышнего. Задумайтесь: вечный Бог склонился, чтобы поднять согбенных, позволив опереться на себя тем, кто готов упасть. Нельзя забывать о двукратном использовании Давидом слова «все»: Господь благ ко всякому страждущему.

15. «Очи всех уповают на Тебя». Мы научились искать у Тебя помощи в нужде. Подобно детям, полагающимся на своего отца, все творения взирают на Бога, который один силен даровать им все необходимое. Благо человеку, с верой уповающему на Господа. «И Ты даешь им пищу их в свое время». Мы надеемся на Него, и Он не оставляет нас. Одна мысль об этом приближает поэта-пророка к Богу, и он вновь без страха обращается к Нему. Стоит ли удивляться тому, что Господь питает алчущих, подавая пищу всем Своим созданиям, в том числе и нам? Подобно стаду овец, все творения Господни окружают своего Пастыря в ожидании пищи. И надежда их не напрасна, ибо все они получают пропитание в свое время. Господь дает пищу точно в срок, когда она необходима. Так он поступает со всеми, день и ночь питая Свою бесчисленную паству.

16. «Открываешь руку Свою и насыщаешь все живущее по благоволению». Ты один питаешь нас, о Иегова! Ты щедро открываешь руку Свою, ибо это не требует от Тебя никакого труда. Ты делаешь это точно в срок, ведь все необходимое находится у Тебя под рукой. У всех живых существ свои потребности и желания. У живого Бога есть все для их полного внутреннего удовлетворения. Возбуждая в нас духовную жажду, Господь сам утоляет ее. Так наши желания становятся провозвестниками благословений. Их назначение не в том, чтобы обрекать нас на страдания. Всякое желание должно стремиться к удовлетворению и находить его.

Эти три стиха относятся к Божьему попечению о наших физических нуждах. Но их можно в равной степени применить и к Его изобильной благодати, ибо один Бог царит в духовной и материальной сферах. Взывая к Нему в ожидании прощения, обновления и всех остальных необходимых нам благословений, мы убедимся, что упование наше не тщетно. Благодатная длань Господня всегда открыта для грешников.

17 Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих. 18 Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине.19 Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их.20 Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит.21 Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки.

Данные стихи являют нам Бога, щедро дарующего благодать Своему верующему народу.

17. «Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих». Все пути и дела Его достойны хвалы. Несправедливость и нечистота чужды Иегове. Каковы бы ни были Его деяния, все они праведны и благи. Таково исповедание праведников, ходящих Его путями и размышляющих о Его делах. Праведен Господь и все свершения Его. В спасении народа Своего Он являет себя столь же святым и праведным, как и во всех путях и делах Своих. Он не поступился справедливостью ради милости, но приумножил праведность Свою, принеся в жертву Сына.

19. «Желание боящихся Его Он исполняет». Речь идет о желаниях людей, почитающих имя и закон Его. Они уважают волю Его, потому и Он считается с их желаниями. На их пути не будет препятствий, ибо в сердце их пути Всевышнего. Святой Бог утоляет жажду праведного, и все желания его исполняются Господом. «Вопль их слышит и спасает их». Близость Его приносит свои плоды, ибо Господь дарует им спасение. Он слышит их жалобный вопль и посылает избавление от всякого бедствия. Труд сей вершит Он один, не доверяя его ни ангелам, ни святым.

21. «Уста мои изрекут хвалу Господню». Как бы ни поступали остальные, я не перестану хвалить Господа. О чем бы ни говорили другие, я буду повторять одно. Буду «изрекать хвалу» Иегове. Сие не оставлю до последнего вздоха. «И да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки». Никто не имеет исключительного права петь хвалу, даже Давид. Мы все в долгу у Бога, так будем же вместе славить Его. Всем людям, независимо от цвета кожи, условий жизни или возраста, надлежит в один голос превозносить своего Творца. Пусть никто не боится, что его приношение хвалы будет отвергнуто. Каждый из нас имеет право и призвание славить Господа. Особого прославления достойна Его святость. Ведь в ней венец и, в определенном смысле, сущность Его личности. Лишь святые сердца хвалят святое имя Господне. О, если бы всякая плоть уподобилась им! Тогда все люди возрадовались бы святости Божьей. Пусть не умолкает хвалебная песнь. И тогда, как говорится, ей не будет «ни конца ни края». Если бы продолжительность вечности могла быть удвоена или даже утроена, мы должны были бы провести ее, воспевая вечно живого, вечно благого и благословенного Иегову. Благословен Господь, открывший нам Свое имя! Благословенно и имя, открытое нам! Благословен Бог превыше всего, что мы знаем, о чем говорим или помышляем! Наши сердца хвалят Его с восторгом и ликованием. Наши уста и помыслы, вся наша жизнь будут принадлежать Господу здесь на земле и до конца времен.

Советы проповедникам

Стихи 1—2. Хвала:

1) личная;

2) ежедневная;

3) восторженная;

4) нескончаемая.

Стихи 1—2. Четыре обещания петь хвалу. Хвала Царю; хвала имени Бога; хвала в любое время; хвала вовеки.

Стих 2. «Всякий день». «Вовеки».

1. День за днем, во веки веков я буду пребывать с Богом.

2. День за днем, во веки веков наши роли останутся прежними: Он — Бог, я — Его творение, Он — Отец, я — Его дитя. Он — благодетель, я — восприемник Его благословений.

3. День за днем, во веки веков я буду отдавать Ему дань хвалы.

Стих 3.

1. Достоинство человека подразумевается в его способности славить Бога.

2. Его бессмертие — в способности славить неисследимое величие Бога.

Стих 3 (заключительная часть). Неисследимое величие Божье.

1. Убедительно доказанный факт.

2. Противодействие унынию (см. Ис.40:28).

3. Опора душе, удрученной вопросами без ответов.

4. Предмет нашего вечного познания.

Стих 4.

1. Наш долг перед ушедшими поколениями.

2. Наш долг перед поколениями грядущими.

Стихи 5—7.

1. Хвалить Бога — наш долг. «Я буду».

2. Истинное прославление побудит остальных присоединиться к нам. «Будут говорить».

3. Их песнь отзовется в наших сердцах. «И я буду», «будут провозглашать».

4. Со временем хвала охватывает все больше деяний и качеств Бога. Стихи 5—7.

1. Темы хвалебных песен.

а) Величие Господне.

б) Дела Господни.

в) Суды Господни.

г) Сила Господня.

д) Благость Господня.

е) Праведность Господня.

2. Кто призван их воспеть.

а) Каждый человек в отдельности. «Я буду размышлять».

б) Все люди вместе. «Будут говорить».

Стихи 6—7.

1. Страх порождает слухи. Замалчивая добрые дела и исполненные обещания, люди не могут не говорить о страшных деяниях Божьих.

2. Смелое признание. Когда один человек провозглашает величие Божье в силе, мудрости, истине и благодати, все вокруг следуют его примеру.

3. Излияние благодарности. Многие благословляют великую благость Господню в новой песне, свободной, неумолчной, радостной и бодрящей, подобно бьющему из земли источнику.

4. Особая песнь. О благости люди говорят, а о праведности — поют.

Стих 8.

1. Благодать для недостойных.

2. Милосердие к страдающим.

3. Долготерпение к согрешающим.

4. Милость к раскаявшимся.

Стих 9. Благость Божья ко всем ни в коей мере не противоречит факту благодатного избрания.

Стих 11. Слава царства Христова. Слава эта является нам:

1) в его происхождении;

2) в способах и духе управления им;

3) в характере его подданных;

4) в сопровождающих его благословениях.

Стихи 11—12. Речь преображенная.

1. Даром речи обладают многие.

2. Им часто злоупотребляют.

3. Он достоин благородного употребления.

4. Будет тогда использован во славу Божью.

Стихи 11—13. Величие царства Божьего.

1. Его великолепие. Если бы мы могли верою заглянуть за завесу, мы бы «проповедовали славу царства Его» (ст. 11) и «славное величие царства Его» (ст. 12).

2. Его могущество. Проповедуя славу царства Божьего, мы не можем не «повествовать о могуществе» Господнем, его размахе и действенности.

3. Его бесконечность (ст. 13). Троны земных правителей пошатнутся, и цветы на их венцах увянут. Цари прейдут, но, Господь, «царство Твоецарство всех веков».

Стих 14. Благодать Божья, явленная нам в Его благости к страждущим и недостойным, молящим Его о помощи.

1. Он «поддерживает всех падающих».

а) Описание, включающее в себя:

1) падших грешников;

2) вероотступников, впавших в ужасные заблуждения.

б) Действие, подразумевающее:

1) сострадание ко всем, кто в нем нуждается;

2) могущество, которое восставляет всех падающих;

3) постоянную поддержку.

2. Он «восставляет всех низверженных». Вот утешение всем, кто:

а) угнетен стыдом и раскаянием;

б) отягчен заботами и трудностями;

в) подавлен ощущением собственной слабости перед лицом тягостных обязанностей;

г) удручен царящими повсюду грехами и заблуждениями.

Стих 14. Помощь всем падающим.

1. В какой бы ситуации мы ни находились, никто не застрахован от болезней, лишений, одиночества и греха.

2. Как бы низко мы ни пали, Господь всегда может дотянуться до нас.

3. Протягивая нам руку, Бог являет нам Свою любовь. «Поддерживает». «Восставляет».

Стихи 15—16. Зависимость всего сущего от Бога и Его забота о нас.

1. Полная зависимость всех существ от своего Творца. «Очи всех уповают на Тебя». От Бога зависит наша «жизнь и дыхание и все». Полная зависимость порождает глубочайшее смирение.

2. Неисчерпаемость божественных запасов. «И Ты даешь им пищу». Его запасы:

а) бесконечно велики;

б) бесконечно многообразны. Каждый получает все необходимое именно ему.

3. Своевременность Божьей помощи. «В свое время». Основание для терпения, даже когда нам кажется, что Бог опаздывает.

4. Легкость, с которой Господь дает Свои дары. «Открываешь руку Твою», и бесчисленные нужды обитателей вселенной удовлетворяются. Мысль об этом должна поощрять к молитве с верой.

5. Достаточность Господних даров. «И насыщаешь все живущее по благоволению». Щедр Господь к нуждающимся. Размышления на эту тему должны пробуждать в людях:

а) чувство благодарности. Непрестанная забота должна вызывать желание непрестанно благодарить и славить Бога;

б) доверие Богу:

1) в земных делах;

2) в духовных вопросах. «Благодать для благовременной помощи» будет дарована всем уповающим на Него.

Стих 17.

1. Что говорит о себе Бог.

2. Каким Его видит народ Его.

3. Что в конце концов скажут о Нем все Его творения.

Стихи 18—20. Как эти стихи характеризуют народ Божий.

1. Они взывают к Богу.

2. Они боятся Его.

3. Они вверяют Ему свои желания.

4. Господь отвечает им.

5. Они любят Его.

Стих 18 (заключительная часть). Истинная молитва и ее отличие от пустого формализма.

Стих 18. При дворцовых вратах.

1. Указания для посетителей.

а) Призывать Его, повторением показывая свою решимость.

б) Призывать в истине, искренне, опираясь на обещания.

2. Ободрение для посетителей. Иегова близок, Он слышит нас и милосердно протягивает руку помощи.

Стихи 18—19. Благословенность молитвы.

1. Определение молящегося. «Призывающий Его».

2. Многообразие молитвы. «Призыв», «желание», «вопль».

3. Важное свойство молитвы. «Истина».

4. Близость Бога к молящимся.

5. Уверенность в ответе на молитву. «Он исполняет», «слышит», «спасает».

Стих 20. Любящих Его Бог хранит от чрезмерных искушений, грехов, отчаяния, вероотступничества, угрызений совести. Господь хранит их в испытаниях, гонениях, депрессии и даже в смерти. Он хранит их для жизни в избытке, святости, победы и славы.

Стих 20. Яркое противопоставление.

1. Люди. «Любящие Его». «Нечестивые».

2. Их судьбы. «Хранит». «Истребит».

Стих 20. Любовь к Богу несовместима с нечестием и наоборот.

Стих 21. Хвалебная песнь одного пробуждает желание славить Бога и во всех остальных. Любое доброе дело лучше делать сообща. Мы осознаем несовершенство своей песни. Мы желаем ближним счастья. Мы хотим видеть вокруг себя лишь благие и праведные дела.