146. Хвала великому Богу за заботу о смиренных людях

Тема

Эта удивительная песнь превозносит величие и благость Господа, милостивое покровительство и заботу Бога Израилева о малых сих, скорбящих и всеми забытых. С несказанной радостью поэт славит Того, чья милость безгранична. Это песнь городов и полей, первого и второго творения, песнь церкви и мира сего. Воистину звучание ее чисто и сладостно.

Композиция

Данный псалом логично делится на три части. В стихах 1—6 автор превозносит Иегову за созидание Сиона и благословения, дарованные Им «изгнанникам Израиля». В стихах 7—11 звучит хвала Богу за Его заботу о «сокрушенных сердцем» и Его благоволение к ним. В стихах 12—20 (в русской Библии этим стихам соответствует псалом 147. — Примеч. ред.) Бог превознесен за помощь Своему народу, а также за силу Его слова в природе и духовной жизни. Давайте читать этот псалом с радостной благодарностью.

Истолкование

Аллилуйя.1 Хвалите Господа, ибо благо петь Богу нашему, ибо это сладостно, — хвала подобающая.2 Господь созидает Иерусалим, собирает изгнанников Израиля.3 Он исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их;4 исчисляет количество звезд; всех их называет именами их.5 Велик Господь наш и велика крепость Его, и разум Его неизмерим.6 Смиренных возвышает Господь, а нечестивых унижает до земли.

1. «Хвалите Господа», или «Аллилуйя»! Широкая река Псалтири разливается потоками хвалы. Данный псалом начинается и заканчивается хвалебными восклицаниями. В представлении верующего мысли об Иегове должны быть неотделимы от желания хвалить и славить Его. Имя Юпитера-громовержца приводило людей в трепет, мы же произносим имя Иеговы с любовью. Все истинные чада Израилевы вторят псалмопевцу, восклицая: «Хвалите Господа!» Этот призыв может по праву быть обращен ко всякому, кого коснулась милость Божья, а значит, ко всем нам без исключения. Мы не в состоянии отплатить Ему за нее, но каждый из нас с радостью воздает Ему хвалу сейчас и во веки веков.

«Ибо благо петь Богу нашему». Это благо, ибо всем нам надлежит славить Господа. Хвала угодна Богу, благотворна для нас самих и наших ближних. Ценность подобной практики — убедительный аргумент для желающих постоянно в ней упражняться. Прославляя Бога, мы наилучшим образом используем свой дар речи, поскольку в этот момент мы говорим о Нем и обращаемся непосредственно к Нему с радостью и почтением. Большое благо петь хвалу сердцем, однако еще полезнее петь сердцем и устами, ибо тогда к нам смогут присоединиться и наши ближние. Господь заключил с нами завет, так отдадим Ему дань хвалы. Милость и благость Его беспредельны, потому достойным выражением нашей благодарности должна стать радостная песнь.

«Ибо это сладостно,хвала подобающая». Сладостно и приятно, достойно и подобающе славить Господа всевышнего. Хвала, как живительный бальзам для помышляющих о горнем, услаждает взор чистых сердцем. Воистину прекрасен вид христианской общины, в один голос прославляющей Бога. Все это служит убедительным свидетельством в пользу церковных песнопений для всякого истинно благочестивого человека, умеющего сочетать наслаждение с соблюдением строгих нравственных устоев. Радуйтесь любой возможности славить Бога, ибо «это сладостно». Хвалите Господа за величие святости, ибо это есть «хвала подобающая». Когда долг сливается воедино с наслаждением, а польза с красотой, ничто более не способно сдержать нас. Пусть голоса каждого из моих читателей и членов их семей сольются в непрестанно звучащем хоре хвалы и поклонения.

2. «Господь созидает Иерусалим». Бог являет себя в роли Творца и Строителя как в материальном, так и в духовном мире. И за это Он достоин хвалы. Своей благодатью, мудростью и силой Он утверждает место, избранное Им самим для нашего поклонения. Когда-то это был город с крепкими стенами, а теперь — церковь, сложенная из духовных камней. Иудеи ликовали, видя свою столицу восставшей из руин. Мы же радуемся возрастанию церкви из среды язычников.

«Собирает изгнанников Израиля». Господь дарует вторую жизнь пустыне и возвращает народ в заброшенные города. Речь в данном стихе, возможно, идет о Неемии и вернувшихся с ним на родину израильтянах. С не меньшей справедливостью эти слова можно отнести и к Давиду, который вместе со своими соратниками жил в изгнании, однако вскоре после этого стал основателем Иерусалима. Как бы то ни было, псалмопевец видит в Иегове источник всех своих благословений. В возрождении городов и возвращении изгнанников он ясно видит руку Божью. Сколь очевидны были для верующих прошлого присутствие Божье и деяния Его среди них и ради их блага! Духовным зрением мы наблюдаем за тем, как Господь трудится над созиданием Церкви, привлекая к себе грешников. Что есть грешный человек, как не изгой, отделенный от святого Бога, низвергнутый с небес и лишенный всякой надежды? Кто соберет нас, рассеянных по свету, во Христе Иисусе, кроме Господа Бога нашего? Это великое деяние Он непрестанно творит Своей любовью и силой. Посему песнь, рожденную в Иерусалиме, пусть подхватят живые камни, из которых слагается град духовный. Ибо Господь возвратил изгнанников на родину, собрал их воедино на святой горе Сионской.

3. «Он исцеляет сокрушенных сердцем и врачует скорби их». Святой Дух упоминает об этом как еще об одном знамении славы Божьей, призывая нас воздать Ему хвалу. Господь не только главный Строитель, но и великий Целитель. Он восстанавливает разрушенные стены и возрождает сокрушенные сердца. Земные цари ищут величия в возвышении над другими, но Иегова обретает его через снисхождение. Всевышний Бог приходит к несчастным, страждущим и отверженным. Подобно врачу, Он обходит больничные палаты. Его искреннее сочувствие к скорбящим служит особым свидетельством Его благости. Немногие готовы прийти на помощь отчаявшимся, но Иегова сам устремляется им навстречу и не покидает их, пока не дарует утешение и исцеление. Он милостиво врачует сокрушенные сердца помазанием благодати и нежным прикосновением любви, перевязывая кровоточащие раны тех, чья совесть обличает их во грехе. В этом проявляется истинно божественное сострадание. Воистину Он заслуживает хвалы из уст людей, которым явилась милость Его. Господь всегда исцеляет и врачует — это дело не ново для Него, Он занимался им издревле. И это дело не утомило Его, Он не оставил его в прошлом, ибо, как сказано в оригинале, Господь по-прежнему исцеляет и врачует. Придите, о сокрушенные сердцем, к истинному Целителю! Обнажите свои раны перед Тем, кто перевяжет и уврачует их!

4. «Исчисляет количество звезд». Никто, кроме Бога, не способен счесть воинство небесное, но коль скоро Он создал их, то может и сосчитать. Для Иеговы звезды всего лишь монеты, которые купец, пересчитывая, складывает в свой сундук. «Всех их называет именами их». Господь знает все о звездах и помнит каждую из них по имени. Он сам дал им эти имена в соответствии с их природой и строением. Громадные небесные тела в совершенстве исполняют Его повеления, подобно солдатам, повинующимся своему командиру, когда тот поименно приказывает им занять назначенный пост. Услышав его приказ, разве они не подчиняются ему незамедлительно и беспрекословно? Как изменился тон псалма в сравнении с предыдущим стихом! Прочтите оба стиха вместе и вы ясно ощутите разницу в их звучании. Какая пропасть разделяет звезды и вздохи отчаяния! Расстояние между дальними мирами и глубокими ранами способно преодолеть лишь бесконечное сострадание. Но Бог, врачующий израненные сердца, одновременно повелевает небесным воинством, называя по имени каждое из великих светил. Господи, мы славим Тебя, властвующего над звездами, и преклоняемся перед Тобой, исцеляющим сокрушенные сердца!

5. «Велик Господь наш». Славен наш Господь и Царь, щедр, бесконечен и невыразимо прекрасен. Никто не в силах передать словами Его величие или отыскать предел Его совершенства. «И велика крепость Его». Всегда поступая по воле Своей, Господь совершает чудные деяния. Но они лишь отчасти являют нам Его могущество. Многое в «крепости Его» остается скрытым от глаз, ибо все возможно Богу, даже то, что недоступно человеку. «Разум Его неизмерим». Мудрость Божья неисследима. Он бесконечен в бытии, силе и познании, о чем ясно сказано в данном стихе. Языческие боги — ничто, но наш Бог наполняет собой все вокруг, оставаясь при этом снисходительным к нашим слабостям. Это Он окружает нежной заботой души страдальцев и дарует милость грешникам. Во дни бедствий Его беспредельное могущество и всеведение приходят на помощь каждому из нас, неся с собой облегчение и освящение. Прославим же Его за это! Даже если бы хвала наша звучала непрестанно, и тогда мы не смогли бы сказать достаточно. В созидании церкви и спасении душ человеческих нам являются Его величие, сила и мудрость. Да будет превознесен Господь за каждое из этих благородных качеств.

6. «Смиренных возвышает Господь, а нечестивых унижает до земли». Бог устанавливает порядок, обратный тому, что считается нормой в падшем мире. Смиренные унижены, но Он возвышает их. Нечестивых же, вознесшихся до небес, Он низвергает в прах земной. Господь благ к боящимся Его, к тем, кто смирен в собственных глазах и кроток в обращении с ближними. Таковые наследуют от Него надежду, мир, силу и вечную славу. Воистину, лишь Господь способен вознести человека. Гордецам довольно собственной похвалы. Искреннее желание подняться лучше всего знакомо униженным, и только им Иегова протягивает руку. Нечестивые же падут с трона, воздвигнутого их собственным тщеславием. Бог всегда противостоял таким людям и теперь не может поступать иначе. Никто из нечестивых не избегнет наказания. Они возвращаются в землю, из которой пришли, и заботами которой живут. Святые славят Бога своего, смиряющего сильных мира сего и возвышающего униженных. Праведники возрадуются духом, а грешников постигнет великая печаль при мысли о Божьем суде.

В данном стихе нам ясно открывается характер Иеговы. Он «исчисляет звезды», как если бы они были чем-то небольшим и неважным, и утешает страждущих, обращаясь с ними как с самым драгоценным из Своих творений. Он столь велик, что никто не способен Его превзойти, и столь снисходителен, что удостаивает Своим вниманием малых сих. В Своем безграничном величии Он смиряет надменных и возносит униженных.

7 Пойте поочередно славословие Господу; пойте Богу нашему на гуслях. 8 Он покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву;9 дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему.10 Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит, — 11 благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его.

7. В этом стихе контраст, наметившийся в предыдущем отрывке, более широко раскрывается с несколько иной точки зрения, а именно в контексте природы и Божьего провидения. Воспевайте Господа за все дары Его. Он говорит с нами через Свои деяния, ответим же Ему благодарной хвалой. Милость Его беспредельна, и благословения Его щедры. Так пусть же сердца наши будут исполнены признательности, а из уст льется хвалебная песнь. Вся наша жизнь должна быть проникнута ответной любовью к Богу. Иегова непрестанно осыпает нас благодатными дарами, будем же признательны Ему за это. Пойте хвалу под струны арфы. Пусть слова вашей песни гармонично ложатся на ее нежную мелодию. Музыка всегда приветствовалась как часть церемонии богослужения в общине верующих. Некоторые из нас, придерживаясь более строгих взглядов, не считают ее достойным дополнением к церковному поклонению из-за огромного числа связанных с этим злоупотреблений. Однако в частной жизни никто из нас не остается равнодушен к ее очарованию, радуясь сладкозвучным напевам. Нельзя допускать, чтобы столь высокое искусство оскверняли недостойные его темы. Самые прекрасные мелодии должны быть посвящены Господу. Он наш Бог, и одно это наполняет нас радостью и желанием петь Ему хвалу. Не мы первыми избрали Его, но Он нас. Все, что мы знаем о Нем, отличает Его от мнимых божеств, которым поклоняются окружающие нас народы. Господь заключил с нами завет навеки. Прославим же Его всеми возможными способами.

8. «Он покрывает небо облаками». Все на земле и в вышних — дело Его рук. Появление облаков не случайно, сам Бог скрывает небесную твердь их плотной пеленой. Небосвод может показаться кому-то лишь случайным скоплением испарений, но это не так. Рисунок на небесном холсте принадлежит кисти великого Мастера. «Приготовляет для земли дождь». Господь собирает облака, готовые пролиться дождем и напоить раскинувшиеся внизу поля. Чтобы произвести дождь, необходимо взаимодействие многих факторов. В каждое облако или даже в самую малую из рожденных от него жемчужных капель вложено гораздо больше творческой энергии, чем видно с первого взгляда, ибо в них отражается образ Божий. «Произращает на горах траву». Повсюду изливая щедрые потоки, Господь производит растительность там, где не ступала нога человека. Он заботится не только о плодородных равнинах Гошена, но и о крутых склонах Кармила. По воле Его небеса служат земле, и облака орошают дождем горные луга. Не забывает Господь и о безлюдных заброшенных местах. Одинокие холмы первыми вкушают сходящую на землю свежесть. Таков наш Бог. Он посылает дождь и орошает почву, милость Его изливается с небес на траву и деревья. Не обходит Он Своими благословениями ни скалистые уступы, ни пустынные пастбища. О, что это за Бог!

9. «Дает скоту пищу его». Произращая траву, Господь питает животных, ибо Он печется и о скотах бессмысленных. Мы топчем траву, сами того не замечая, но Бог щедро покрывает ею землю. Люди часто жестоко обращаются с животными, но Господь питает их. Великий Бог благ и не забывает о всеми презренных существах. Не спрашивайте, печется ли Господь о волах. Конечно да, и потому здесь сказано, что Он, как добрый хозяин, дает им пищу. «И птенцам ворона, взывающим к Нему». Имеют ли эти дикие создания, бесполезные для человека, какую-то ценность? Разумеется. Им принадлежит особое место в природном устройстве. Когда они, едва оперившись, требуют у родителей пищу, Господь не оставляет их и не дает погибнуть от голода. Не удивительно ли, что Он заботится о каждой из этих малых птах! Даже живущая в клетке под присмотром человека птица скорее останется без зерна и воды, нежели одно из вольных созданий, не имеющих иного хозяина, кроме Творца, или иного кормильца, кроме Господа. Этот псалом воспевает Величие, посвятившее себя заботе о слабых. Не надлежит ли и нам с радостью прославить Того, кто неустанно печется о нуждающихся и всеми забытых? Разве не следует нам положиться на Господа? Ибо питающий молодых воронят не оставит и чад Божьих! Хвала Создателю, который дает пищу воронам и властвует над звездами! Как Ты велик, о Иегова!

10. «Не на силу коня смотрит Он», Не только к крупным и сильным животным благоволит Творец. Он не обходит вниманием даже самое малое из Своих созданий. Оказавшись на Его месте, мы бы с особым удовольствием производили на свет благородных скакунов, чья могучая сила и стремительный бег делали бы честь своему создателю. Но у Иеговы нет таких предпочтений. Он печется о беспомощных птенцах не меньше, чем о великолепных боевых конях. «Не к быстроте ног человеческих благоволит». Атлеты гордятся своими достижениями, но для Бога главное не это. Он ценит Свои творения не за их способности, а за слабость и беспомощность. Земные правители полагаются на пехоту и кавалерию. Но Царь царей не хвалится армией Своих созданий, словно в них Его сила и могущество. Иегова равнодушен к мирскому величию и славе. Для него драгоценно нечто совсем иное. Люди, которые похваляются своей недюжинной силой и удалью, далеки от Бога. Хотя цари и князья чествуют своих Иоавов и Авениров, Авесс и Асаилов, Господь сил не смотрит на крепость мышц, костей и сухожилий. Бог есть дух, потому духовная жизнь для Него важнее. Можно считать, что в данном стихе говорится обо всех наших качествах и способностях, даже об умственных и моральных. Не знания и умения угодны Господу, но чистые души и преданные сердца.

11. «Благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его». Не взирая на нашу физическую силу, Он более всего восхищается духовными качествами. Ему угодно всякое чувство, которое Он сам пробуждает в человеке. Единственный достойный страх — это страх Божий, а истинная надежда — на Его милость. Трудно поверить, но Бог не просто пребывает в мире с определенными людьми, но даже находит удовольствие в общении с ними. О, беспримерное снисхождение Божье! В величии Своем Он благоволит к ничтожным творениям собственных рук. Кто же эти избранные, к которым благоволит Господь? Многие из них ничем не примечательны. Все, на что они способны, — это пребывать в страхе Божьем и уповать на Него. Другие достигли больших высот, но и в их душе переплелись страх и надежда. Бог внушает им священный трепет и сыновнее почтение, и все же они уповают на прощение и благословение милости Его. Как отец благоволит к своим детям, так Господь утешается обществом возлюбленных сыновей и дочерей, рожденных свыше и отмеченных печатью страха и упования. Они трепещут, ибо сознают свою греховность, но в то же время и надеются, ибо Господь милостив. Мы боимся Его, ибо Он велик, мы уповаем на Него, ибо Он благ. Страх Божий отрезвляет, а надежда вселяет радость. Бог благоволит и к трепещущим, и к ликующим.

Разве не достойно хвалы это Его удивительное качество? Жалок тот, кого приводит в восторг грубая сила. Гораздо достойнее восхищаться праведностью наших ближних. Подобно тому как люди познаются по предмету своих привязанностей, Господь открывается нам в Своем благоволении к праведным, хотя праведность их находится пока на своей начальной стадии страха и упования.

Советы проповедникам

Стих 1. Хвала приносит пользу и удовольствие.

Стих 1. Разумное служение.

1. Способы прославления: словом, песней, жизнью; индивидуально, целой общиной.

2. Прославляющие. «Хвалите».

3. Объект прославления: «Господь, Бог наш».

4. Причины для прославления: оно «благо», «сладостно», «подобающе».

Стихи 1—3.

1. Право славить Бога.

а) Это благо.

б) Это приятно.

в) Так подобает поступать.

2. Обязанность славить Бога:

а) за церковь Божью. «Господь созидает Иерусалим»;

б) за людей, ее составляющих: «изгнанников» и т. д.;

в) за Его заботу о них. «Он исцеляет».

Стих 2. Господь Архитектор, Строитель, Хранитель, Реставратор и

Господин Своей Церкви. Хвала Ему за каждую из этих ролей!

Стих 2. Господь собирает.

1. Он привлекает к себе людей, не знавших Его.

2. Он прибегает для этого к особым средствам.

3. Он приводит их в избранное место.

4. Каждого из них ожидает вечная жизнь на небесах.

Стих 2. Сначала строится церковь, а затем в нее собираются грешники.

Внутреннее здоровье церкви необходимо для ее численного роста.

Стих 2. Созидание и собирание.

1. Церковь лежит в руинах.

2. Господь созидает ее.

3. Он совершает этот труд, собирая воедино «изгнанников».

Стих 3. Бог — умелый врач и заботливая медсестра.

Стихи 3—4. Небесные светила и наши сокрушенные сердца.

1. Властелин звезд заботится о раненых. Он оставляет звезды ради сокрушенных сердцем людей. Иегова с бинтами и мазью! Тот, кто связывает звезды в созвездия, перевязывает сокрушенные сердца.

2. Целитель сердец повелевает звездами. О, если бы сила всегда сочеталась с такой кротостью. Бог управляет звездами, но при этом печется и о разбитых сердцах. Надежда в молитве.

3. Сердца, звезды и вечность. Сердца некоторых людей «воссияют», как звезды. А некоторые звезды угаснут в кромешной тьме. Очи и длань Господни вершат правосудие повсюду. Доверие и хвала.

Стихи 3—4. Сила и сострадание Господни.

1. Яркое разнообразие объектов Его заботы: «сердца» и «звезды».

2. Удивительное многообразие Божьих деяний. Нежная забота о человеческих сердцах. Поддержание порядка и стабильности во всем творении.

3. Благословенные результаты Божьего труда. Исцеление разбитых сердец. Перевязанные раны. Свет, мир и красота на небесах.

4. Мощный стимул положиться на Бога. Господь заботится о вселенной. Разве не можем мы доверить Ему свою жизнь и душу? Повсюду, где Он правит полновластно, царят свет и мир. Не будем же противиться Его воле.

Стих 5. Созерцание величия Господня.

1. Он велик по природе Своей.

2. Велика сила Его.

3. Велика мудрость Его. Как следствие, мы еще яснее осознаем свою ничтожность в сравнении с Ним.

Стих 6. Обратный порядок вещей.

1. Мир унижает смиренных и возвышает нечестивых.

2. Небесный закон возвышает смиренных, «а нечестивых унижает до земли».

3. Небесный закон, в конце концов, восторжествует.

Стих 7. Польза пения.

Стих 8. Бог во всем. Единство Его планов. Взаимодействие божественных сил. Снисхождение и милость как результат.

Стих 11. Неповторимость нашего Бога и милости Его.

1. Чем нельзя заслужить Его милость:

а) физической силой;

б) интеллектом;

в) самоуверенностью;

г) способностью к служению.

2. Чем отличаются получившие Его милость:

а) способностью ощущать Бога;

б) хотя бы начатками духовной жизни — страхом;

в) высшими проявлениями духовной жизни — даже зрелый святой боится и надеется;

г) сочетанием разных духовных переживаний. Страх, порожденный нашей греховностью, и надежда на Его милость. Страх самих себя и уверенность в Боге. Надежда, побуждающая к долготерпению, и страх совершить грех. Надежда на небеса и страх оказаться недостойным их. Надежда на совершенство и печаль о своих недостатках.

3. Блаженство получивших милость.

а) Бог помнит о них.

б) Пребывает с ними.

в) Служит им.

г) Знает все об их страхах и надеждах.

д) Обещал им вечную награду.

Стих 11. Он благоволит к нам, нашим чувствам, желаниям, молитвам, надеждам и характеру.