120. Псалом Хранителю Израиля

Заглавие и тема

У этого псалма лишь одно заглавие: «Песнь восхождения». Он намного радостнее предыдущего, печально повествующего об отсутствии мира в жилище праведного и о его страданиях от злобных нападок клеветников. Он рассказывает о том, что в доме Господнем царит мир, о том, как Господь заботится о нас. В предыдущем псалме праведник смотрит на мир с тоской, а здесь его взор устремлен вперед с надеждой. Поскольку в псалме часто употребляется слово «хранить», я назову эту песнь «Псалом Хранителю Израиля». Если бы он не находился среди псалмов восхождения, я бы отнес его к военным песням, которые пелись воинами израильскими в перерывах между сражениями. Это и песнь воина, и гимн странника. Радостный тон псалма нарастает и достигает своей наивысшей точки, когда в нем звучит безмятежная уверенность в защите Господа.

Истолкование

1 Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя.2 Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю.3 Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя;4 не дремлет и не спит хранящий Израиля.5 Господь — хранитель твой; Господь — сень твоя с правой руки твоей.6 Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью.7 Господь сохранит тебя от всякого зла; сохранит душу твою.8 Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек.

1. «Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя». Мудрые ищут поддержки у сильных. Жизнь в долине беспокойна: те, кто там живут, часто подвергаются нападениям, и спастись от этого можно, только убежав в горы. А для этого требуется, чтобы человек стряхнул с себя апатию и начал подъем. Внизу, в долине, он может стать добычей грабителей, и спасение от них можно найти лишь в крепостях, находящихся высоко в горах. Часто перед тем, как начать восхождение, больные и обездоленные устремляли свой взор к горным вершинам, на которых жаждали оказаться. Благочестивый муж, воспевающий сей прекрасный сонет, отвратился от мучавших его клеветников и обратился к Господу, взиравшему на него с небес и готовому прийти на помощь тому, кто верно служит Ему несмотря на лишения. Помощь приходит к праведникам только свыше. Тщетно ожидать ее откуда-то еще, а потому обратим взор к Господу с надеждой, ожиданием и уверенностью. Лукавый будет делать все возможное, чтобы мы видели перед собой только печали, теряли покой и надежду. Поэтому мы должны всегда смотреть на Господа, поскольку только Он — услада очей наших. Всевышний вознесет тех, кто устремляет свой взор к вечным вершинам. Замыслы Господа, Его совершенства, непреложные обещания, всевластный и нерушимый завет, провидение, предопределение и неизменная верность — все это горы, к которым мы должны устремлять свой взор, зная, что только с них к нам является помощь. Мы должны принять для себя решение не уподобляться слепым и не ходить во тьме, но устремлять свой взор к небесам.

Не исключено, что первый стих псалма является вопросом. Быть может, псалмопевец вопрошал: «Возвести ли очи мои к горам?» Не сомневался ли он в том, что самые высокие горы на земле могут стать ему прибежищем? Возможно, он не рассчитывал на то, что смелые жители гор придут к нему на помощь, и потому снова вопросил: «Откуда придет помощь моя?» Если так, то в следующем стихе содержится ответ на этот вопрос.

2. «Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю». В помощи мы нуждаемся постоянно. Когда у нас возникают проблемы, мы хотим, чтобы нам оказали реальную поддержку. И возможность получать ее от нашего Господа — огромное благословение! Помощь приходит от Господа, и потому мы уповаем на Него. Помощь всегда рядом, и мы получаем ее своевременно, ибо Тот, кто посылает ее нам, никогда не опаздывает. Иегова, сотворивший небо и землю, всегда приходит вовремя. Господь владычествует над Своим творением, а посему мы должны радоваться, зная, что Он не может не прийти к нам на помощь. Он скорее уничтожит небо и землю, чем допустит, чтобы погиб святой народ. Верный Господь преодолеет все препятствия, чтобы спасти нас, и даже горы не смогут Его остановить. В небесах и земле, которые Он сотворил, мы должны видеть отпечаток божественной руки. Тщетно надеяться на того, кто был создан. Мудрые надеются только на Создателя.

3. «Не даст Он поколебаться ноге твоей, не воздремлет хранящий тебя». Хотя наш жизненный путь опасен и труден, мы будем стоять твердо, ибо Иегова не позволит нам оступиться. Если же Он не допустит нашего падения, значит, ничто не заставит нас поколебаться. Если сам Господь будет хранить наши пути, мы можем быть уверены, что и жизнь наша будет в полной сохранности. В древнееврейском языке слова данного стиха выражают желание или молитву: «Да не даст Он поколебаться ноге твоей». Мы должны постоянно молиться, просить об обещанной защите, и мы можем быть уверены, что хранимые Господом избегнут всех бед. Если, странствуя среди холмов и ущелий Палестины, мы находим поддержку, то это великая милость. На скользких жизненных тропах, полных испытаний и страданий, всякая поддержка бесценна, ибо один неверный шаг может привести к падению. И только Господь может протянуть нам Свою руку и утвердить нас на опасном пути. Это великое благословение, за которое мы должны быть бесконечно благодарны. Продвигаясь вперед, мы не упадем. Хранящий нас не дремлет. Если бы Он уснул, мы непременно упали бы на дно ущелья. Мы нуждаемся в Его поддержке день и ночь и без Его водительства не можем сделать ни шагу. Этот стих самый важный во всем псалме. Господь всегда рядом и всегда хранит путь праведников. Среди опасностей мы в безопасности, потому что наш Хранитель не дремлет и никогда не позволит, чтобы опасности застали нас врасплох. Господь никогда не уснет от усталости или истощения, Его недремлющее око всегда следит за нами.

4. «Не дремлет и не спит хранящий Израиля». Эту утешительную истину необходимо все время помнить: она слишком важна, чтобы ее забыть. Было бы замечательно, если бы мы поступали так же, как сладкоголосый певец: размышляли над стихами, выражающими важные истины, и наслаждались ими, как медовым напитком. В еврейском оригинале Господь назван прекрасным именем Хранитель Израиля. Как радостно думать о том, что внимание Господа к нам никогда не ослабевает, и что Он никогда не дремлет и не спит! Господь не допустит, чтобы в наш дом бесшумно пробрался вор: Он всегда на страже и видит злоумышленников издалека. Эту удивительную истину следует помнить всегда. Израиль спал, а Бог хранил его сон. Иакову негде было укрыться, он был одинок и беззащитен, но Господь был с ним, хотя Иаков и не знал об этом. Беззащитный и уязвимый, он пребывал в полной безопасности, ибо Господь был для него неприступной крепостью. Спустя некоторое время благословенный патриарх дал Богу прекрасное имя — Господь, который вел меня всю жизнь. Возможно, когда Давид писал свой псалом, он думал именно об этом. Слово «хранит» несет в себе очень глубокий смысл: Господь хранит нас так же, как богатый человек хранит свои сокровища, так же, как военачальник и его армия охраняют город, так же, как королевская гвардия охраняет своего монарха. Если предыдущий стих мы можем назвать молитвой, то этот является ответом на молитву. Воистину, «Хранитель Израиля не дремлет и не спит»! Следует также отметить, что в третьем стихе Господь назван Хранителем каждого человека, а в четвертом — Хранителем всех тех, кто принадлежит к избранному народу. Когда Господь милует одного праведника, Он тем самым дает обещание хранить весь народ. Блаженны паломники, обретающие в этих строках уверенность в своей безопасности: их восхождение к небесному граду не будет омрачено страхами.

5. «Господь — хранитель твой; Господьсень твоя с правой руки твоей». Для названия того, кто охраняет нас, в предыдущих стихах используются лишь местоимения, а здесь он называется по имени: Иегова — Хранитель твой. Какой глубокий смысл заключен в этом стихе! Эта фраза похожа на золото, из которого чеканят монеты с именем царя, а потом в течение нашей жизни мы используем эти монеты для расчетов. Этот стих говорит об удивительном Боге, который принимает на себя заботу о нас: Иегова — Хранитель твой. Делает Он это ради того, кому благоволит, — ради тебя. И мы можем быть твердо уверены в том, что это происходит и в данный момент: Иегова — твой Хранитель. Можем ли мы осознать, что это поразительное заявление относится конкретно к нам? Если да, то мы можем отправляться в Иерусалим без всякого страха. Мы можем идти долиною смертной тени и ничего не бояться. «Господь — сень твоя с правой руки твоей». Сень защищает нас от обжигающего зноя и ослепительного света. Поскольку наши прегрешения велики, мы не можем вынести слишком много благодати. Даже божественная доброта должна быть несколько приглушена, то есть прикрыта тенью. И Господь позаботится об этом: Он станет для нас сенью и будет направлять нашу правую руку, орудующую мечом. Тот, кто трудится больше всех, будет защищен лучше других. Если палящее солнце будет обжигать нас своими лучами, сам Господь вмешается, чтобы защитить нас. Он, как слуга, сделает это самым великодушным образом. Он сделает так, чтобы нам было хорошо, и чтобы мы были в безопасности. «Господь с правой руки твоей поразит царей». Этим мы отличаемся от людей мира сего, по правую руку которых стоит лукавый, и от тех, о ком Моисей сказал: «Их защита отступила от них». Господь всегда рядом с нами, Он — сень наша, и потому мы в такой же безопасности, как ангелы на небесах.

6. «Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью». Никто, кроме Господа, не может защитить нас от вредного воздействия этих могучих светил. Они правят днем и ночью, под ними мы трудимся и отдыхаем в полной безопасности. Свет и тьма таят в себе много опасностей, но нам они не страшны. В буквальном смысле Господь защищает нас от чрезмерной жары и от смертоносных холодов, в мистическом — от вредного влияния излишне привлекательных или напротив, туманных учений. В духовном смысле Он хранит нас от зла, которое несут с собой как богатство, так и лишения, и, наконец, в вечном смысле — от ужаса, который внушает нам неотразимая слава Господня, а также грядущий суд Божий и конец света. Все время делится на день и ночь, а значит, нам ничто не угрожает. Можно сказать, что все зло делится на совершаемое под солнцем и под луной. И если ни то ни другое не может повредить нам, то мы воистину находимся в безопасности. Господь не сотворил для Своего избранного народа новое солнце или новую луну Мы живем в таких же условиях, как и все остальные, но силы зла уже не властны над нами. Небесные светила обогащают Божьих святых, не причиняя им вреда. Господь дал им «благословения солнца и луны», но в то же время защитил от проклятия жары и проливных дождей, ослепляющего света и ночного холода.

7. «Господь сохранит тебя от всякого зла». Слово «хранить» используется на протяжении всего псалма. Господь не только хранит Своих детей в злые времена, но и защищает их от дурного влияния, от самого источника зла. Это слово очень емкое: оно включает в себя все и не исключает ничего; крылья Иеговы хранят Его народ от больших и малых бед, от временных и вечных несчастий. В данном стихе раскрываются две стороны личности Иеговы: во-первых, Он хранит верующего не через посредников, а сам лично. А во-вторых, тот, кто находится под Его защитой, указан весьма определенно — «Тебя». Господь защищает не наше имущество или имя, но нас самих. Эту мысль подчеркивает еще одно предложение: «Господь сохранит тебя от всякого зла» — Иегова сохранит душу твою. Нет ничего важнее, чем защитить душу человеческую от грозящей ей опасности. Если душе ничто не угрожает, значит, не о чем беспокоиться. С великим сберегается и малое: чтобы зерно не погибло, должна быть в сохранности и его оболочка. Господь — единственный хранитель души. Он охраняет ее от греха и заблуждений, от уныния и чванливой гордости, от мира, плоти и лукавого, хранит для святых и великих дел. Божья любовь ведет нас в царство вечной славы. А что может повредить душе, которую хранит сам Господь?

8. «Господь будет охранять выхождение твое и вхождение твое отныне и вовек». Когда мы утром идем на работу, а вечером возвращаемся домой, чтобы отдохнуть, Иегова охраняет нас. Когда мы только вступаем в жизнь, и когда она подходит к концу, Господь не оставляет нас своей заботой. Наши «вхождения и выхождения» не укроются от Его внимательного взора. Фраза «Иегова хранит нас» повторяется три раза, как будто вся святая Троица стремится заверить нас в этом. Так не должно ли это тройное попадание стрелы в цель поразить все наши страхи? Какое беспокойство не растает в лучах столь торжественного обещания? Господь хранит нас вечно — отныне и во веки веков. Итак, Церкви гарантирована полная безопасность: святые останутся непоколебимы, а сохранившие веру обретут славу и бессмертие. Получив такое обещание, мы можем без страха проходить назначенное поприще и смело вступать в бой. Никто не находится в большей безопасности, чем те, кого хранит Господь. Никому не угрожает более серьезная опасность, чем тем, кто полагается на свои силы. При вхождении и выхождении мы подвергаемся определенному риску: изменяя положение, мы обращаемся к противнику слабой стороной. Но Господь защищает наши самые уязвимые места. Он охраняет дверь, когда она открывается и закрывается, и будет делать это до тех пор, пока есть на земле уповающие на Него. И если им по-прежнему будет угрожать опасность, Он не оставит их до конца времен. Слава Хранителю Израиля, который особенно дорог нам в этой Своей ипостаси, поскольку ощущение собственной слабости заставляет нас яснее осознавать свою потребность в защите.

Советы проповедникам

Стих 1. Окно, выходящее на Иерусалим.

1. Горы, к которым мы обращаем взор.

2. Помощь, которую мы желаем обрести.

3. Взоры, обращаемые нами вдаль.

Стих 1. «Откуда придет помощь моя?» Это очень важный вопрос, поскольку:

а) она очень нужна мне — в различных обстоятельствах, постоянно и безотлагательно;

б) я не часто нахожу ее на земле, так как люди слабы, непостоянны, недружелюбны и т. д.;

в) я должен обращать свой взор в небеса — к провидению, благодати, своему Господу.

Стих 2. Создатель — помощник Своему творению.

Стих 2.

1. Господь — помощь Своему народу.

2. Он помогает им в той мере, в какой они ощущают потребность в Его помощи.

3. Его помощь всегда действенна. «Помощь моя» не просто с земли или с небес, а «от Господа, сотворившего небо и землю». Ис. 40:26—31.

Стих 3. Сопровождает паломников в их странствиях по жизни. Наш проводник всеведущ, всесилен и постоянен. Ему не ведома усталость.

Стих 3. «Не воздремлет хранящий тебя».

1. Господь заботится о нас лично. Хранитель Израиля печется о, каждом из нас.

а) Это часть Его заботы о Церкви в целом, поскольку Церковь состоит из отдельных людей.

б) Это заложено в сути нашей веры, которая строится на личных взаимоотношениях.

в) Это подтверждается Писанием. Примеры, обещания, личные переживания. «Он возлюбил меня» и т.д.

г) Это подтверждается опытом.

2. Господь никогда не перестает заботиться о нас. «Не дремлет»,

а) Он всегда знает, что с нами происходит.

б) Он всегда сопереживает нам,

в) Он никогда не устанет заботиться о нас. Иногда нам кажется, что Он спит, но это лишь наше заблуждение.

Стих 4.

1. Подозрение: Господь может уснуть.

2. Опровержение.

3. Подразумевается обратное: Он всегда готов благословить нас.

Стих 4. Он хранит Израиль:

а) как свое главное богатство: с огромным вниманием;

б) как дорогого супруга или супругу: с великой нежностью;

в) как зеницу ока: бережно.

Стих 5. Господь-Хранитель.

1. Благословения, заложенные в этом Его имени.

2. Востребованность этой Его роли.

3. Служения, в ходе которых Он играет данную роль: Пастырь, Царь, Муж, Отец и т. д.

4. Поведение, соответствующее данному имени.

Стих 5 (вторая часть). Господь рядом с нами, Он так же неотделим от нас, как наша собственная тень.

Стих 5. «Господьхранитель твой», а не ангелы.

1. Он может охранять тебя. Он обладает бесконечным знанием, силой и т. д.

2. Он сам взял на себя это служение.

3. Он хранил тебя до сих пор.

4. Он будет хранить тебя вечно. В любви, в соответствии с заключенным заветом, как своих овец, детей, богатства, как зеницу ока.

Стих 5. «Господьхранитель твой». Он хранит нас:

а) не смыкая глаз: «Не дремлет» (ст. 4);

б) в любых обстоятельствах: «Выхождение твое и вхождение твое» (ст. 8), «от всякого зла» (ст. 7);

в) непрестанно: «Отныне и вовек» (ст. 8);

г) каждого в отдельности: «Тебя».

Стих 6. Господь противостоит злу, защищая от него верующих, и даже заставляет его служить им.

Стих 6. Наше будущее.

1. Мы избавлены от суеверных страхов.

2. Нам дана священная уверенность.

Стих 7.

1. Личная помощь Господа.

2. Личная забота Божьего провидения о человеке.

3. Особая забота о том, что составляет основу личности, — о «душе твоей».

Стих 8. Кто? «Господь». Что сделает? «Будет охранять». Что? «Выхождение твое и вхождение твое». Как долго? «Вовек». Что же мне делать? «Возвожу очи мои к горам» (ст. 1).

1. Изменчивое — выхождения и вхождения.

2. Неизменное — «Господь будет охранять» и т. д.