121. Молитва о мире

Заглавие и тема

Этот краткий, но выразительный псалом начинается словами «Песнь восхождения. Давида». Таким образом, мы знаем его автора. Давид написал эти строки для паломников, восходивших в Иерусалим, чтобы принять участие в святых празднованиях Израиля. Это третий псалом из цикла «Песни восхождения», который пелся израильтянами после того, как они вступали в пределы священного града. Воспевать славу Иерусалиму и просить о благословении для дома Божьего было делом обычным. Иерусалим являлся центром поклонения, местом, в котором Господь видимым образом присутствовал среди народа Своего в ковчеге завета. Возможно, в дни царствования Давида город еще не был достроен, и в таком случае псалом представляет собой пророчество о временах Соломона. Пророк имеет полное право описывать реальность такой, какой она должна быть, а не такой, какой он ее видит. Иерусалим, что значит «город мира», — ключевое слово псалма. Главная молитва звучит о шаломе, то есть о мире, для святого города. Когда паломники вступали в цитадель, обнесенную тройной стеной, все, что они видели вокруг, служило им наглядной иллюстрацией того, о чем они пели в своих песнях об укрепленном городе. Песня начиналась восклицаниями Давида, но скоро с его голосом сливались голоса тысячи музыкантов, и торжественный псалом воспарял к небесам.

Истолкование

1 Возрадовался я, когда сказали мне: «пойдем в дом Господень».2 Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим, — 3 Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно,4 куда восходят колена, колена Господни, по закону Израилеву, славить имя Господне. 5 Там стоят престолы суда, престолы дома Давидова.6 Просите мира Иерусалиму: да благоденствуют любящие тебя!7 Да будет мир в стенах твоих, благоденствие — в чертогах твоих!8 Ради братьев моих и ближних моих говорю я: «мир тебе!» 9 Ради дома Господа, Бога нашего, желаю блага тебе.

1. «Возрадовался я, когда сказали мне: „пойдем в дом Господень»». Послушные дети любят возвращаться домой; они радуются, слыша голос братьев и сестер, зовущих их к родному очагу. Воля Давида была в законе Господа, и сердце его возвеселилось, когда братья пригласили его пойти туда, где обитали его мысли. Когда горячие сердца слышат призыв к исполнению святого долга, они наполняются еще большим пылом. Заметьте, что в тексте сказано «пойдем», а не «пойду». У Давида были две причины для радости. Во-первых, он радовался за других, видя, что они с удовольствием идут в дом Господень, что они достаточно мужественны и открыты, чтобы пригласить других на богослужение. Он знал, что это принесет им огромную пользу. Что может быть благотворней для души, чем любить место обитания божественной славы? Велик будет тот день, когда многие скажут: «Придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева, и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его».

Во-вторых, Давид радовался и за себя. Приглашение в дом Господень наполнило его сердце веселием. Посещение богослужений было для него верхом блаженства, и он с удовольствием думал о том, что добрые люди вспомнили о нем и позвали его с собой на поклонение. Кто-то другой, возможно, обиделся бы на подобное приглашение и сказал: «Моя вера — мое личное дело». Но только не царь Давид. Хотя в нем было больше достоинства, чем во многих из нас, и он в гораздо меньшей степени нуждался в том, чтобы кто-то напоминал ему о долге, он с веселием отправился в дом Господень вместе с сонмом благочестивых, радуясь тому, что праведные мужи и жены пожелали включить его в свое общество. Приглашение на святое богослужение вызвало в нем не протест, а искреннюю радость. Слова братьев и сестер придали ему сил. Стоило кому-то упомянуть дом Господень, как Давид был весь внимание. Почему же он был таким радостным? Можем ли мы сказать о себе, что нам радостно, когда кто-то приглашает нас на богослужение? Если можем, то мы, несомненно, возрадуемся, когда небесные духи призовут нас в «жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный».

Если мы с радостью ходим в дом Отца нашего на земле, то с какой же радостью мы отправимся в свое небесное жилище! Если мы любим Господа, то любим и Его дом. Как жаждем мы поскорее оказаться в том месте, где обитает вечная слава небесного Отца. Одна святая женщина, лежа на смертном одре, ободряла себя мыслями о вожделенности дома Божьего. Она взывала к Господу так: «Как я любила на земле обитель славы Твоей, место, где Ты пребываешь в Своем величии!» Она умоляла о возможности снова оказаться среди тех, чьи «глаза увидят Царя в красоте Его». Радость о том, что мы снова окажемся в доме Божьем, есть свидетельство нашего благочестивого нрава и одновременно пророчество о том, что однажды мы обретем блаженство в обителях небесных.

Как утешителен этот воскресный псалом! Душа радуется, помышляя о грядущем дне Господнем. Нам доставляет удовольствие думать о том, как к нам присоединится множество народа, и мы все вместе отправимся в небесные селения. Пасторам приносит особую радость, когда много людей просят его о возможности вступить в церковную общину. Воистину, нет ничего радостней краткой, но благословенной фразы: «Пойдем в дом Господень».

2. «Вот, стоят ноги наши во вратах твоих, Иерусалим». Очевидно, эти слова означают непосредственное вступление в пределы святого града. Или же паломники были настолько уверены в том, что скоро окажутся в благословенном месте, что говорили о нем в настоящем времени, как если бы они уже стояли во вратах Иерусалима и наслаждались восхитительным зрелищем. Находясь в церкви, мы тоже можем искренне радоваться. И да поют уста наши радостные песни, когда ноги наши стоят во вратах священного Иерусалима! Вне этих врат повсюду пагуба, а однажды тот внешний мир будет предан огню. Внутри же — покой, безопасность, блаженство, спасение и слава. Для нас врата открыты, войдем же в них. Они закрыты только для врагов. «Господь любит врата Сиона». Что касается нас, то мы тоже любим эти врата, ибо они надежно защищают нас от тревог внешнего мира.

Какая великая честь — быть гражданином нового Иерусалима! Как же мы удостоились этой чести? Многие следуют прямой дорогой в ад, идут против рожна, попадают в сети мира или катятся под откос. Что же касается нас, то наши ноги, милостью Божьей, стоят во вратах твоих, Иерусалим, и, находясь в столь привилегированном положении, мы можем быть уверены в своем исключительном будущем, ибо ноги наши никогда не сойдут с этого места.

3. «Иерусалим, устроенный как город, слитый в одно». В пророческом видении Давид увидел построенный город: уже не руины, не палаточный городок, не проект на бумаге, не строительные площадки. Милостью Божьей народу израильскому было даровано благоденствие и процветание, и у него появились средства для постройки великолепной столицы. Град Божий строился в блаженные времена, так же как Церковь Божья строится лишь тогда, когда все святые благоденствуют. Благодарение Богу, святой Иерусалим был достроен. Это произошло благодаря милостивому явлению славы Господа Бога. Иерусалим — это не просто поставленные в одном месте шатры и хибары. Это город, построенный на прочном основании, тщательно спроектированный, разработанный и защищенный. Град Божий был построен особенным образом. Он представлял собой не набор длинных, беспорядочных улиц, тянущихся на огромные расстояния, а один густо застроенный участок земли. Все здания и строения города были слиты воедино и представляли собой единый архитектурный ансамбль. Это зрелище поражало сельского жителя и внушало ему мысль о тесном соседстве и полной защищенности. Ворваться в одну часть города так, чтобы остаться незамеченными остальными жителями, было просто невозможно. Город был со всех сторон застроен укреплениями и считался единой и неделимой столицей. Среди всех городов мира Иерусалиму не было подобных. Он был жемчужиной среди городов.

Церковь также является вечным и нерушимым зданием, искусно возведенным и мудро устроенным на камне Иисусе Христе. Самое удивительное в Церкви — это ее единство и целостность: «Один Господь, одна вера, одно крещение». Церковь должна быть едина в своем исповедании; она должна иметь одно сердце, одно свидетельство, одно служение, одни устремления и одно сострадание. Всякий возводящий разделительные стены в небесном Иерусалиме наносит урон священному граду. Мы нуждаемся в единстве, а не в разделениях. Кто захочет ходить в церковь, разрываемую на части внутренними распрями? Любовь и единство склеивают Церковь воедино, к великой радости святых. Если бы дом Господень распался на части, для них это было бы большим горем. В некоторых христианских общинах расколы происходят регулярно, и ни один истинный христианин не захотел бы находиться в их лоне в такое время. В распрях и разладах нет ничего привлекательного.

4. «Куда восходят колена, колена Господни». Люди идут туда, где есть единство. Колена Израилевы собирались в месте всеобщего поклонения. Израиль был единым и неделимым народом, и единственным существовавшим в нем разделением было разделение на отдельные колена. Это прообраз того, что все христиане едины по своей сути, несмотря на временную принадлежность к разным «коленам». Впрочем, мы должны изо всех сил стараться уменьшать «внутриплеменные» различия ради «национального» единства. И тогда Церковь будет единым морем, по которому катится множество волн, одним деревом, на котором произрастает множество ветвей, одним телом с многими членами. Племена Израилевы были уделом Господа. Иуда, Вениамин, Манассия, Ефрем — все в равной степени принадлежали Всевышнему. О, если бы все подразделения христианского воинства в полной мере принадлежали Господу и были бы Его избранным, искупленным, усыновленным и защищенным народом!

«По закону Израилеву». (В англ/ «для свидетельства Израилю». — Примеч. пер.) В град Божий израильтяне приходили затем, чтобы слышать свидетельства о Господе и самим свидетельствовать. Храм сам по себе являлся наглядным свидетельством о Боге. Ежегодное паломничество к святыне Господней было для колен Израилевых как бы повторяющимся исповеданием того факта, что Господь являлся их Богом, единым живым Владыкой. Значительная часть христианских собраний также посвящена свидетельствованию о Господе, ведь все мы — свидетели Его. Все колена единой Церкви Иисуса Христа единодушно свидетельствуют о Господе.

«Славить имя Господне». Помимо радости свидетельствования нам дарована также радость прославления Господа. Совместные собрания существуют главным образом для того, чтобы мы вместе славили Бога всевышнего. Насытившись обильным урожаем, израильтяне спешили в Иерусалим, чтобы воздать хвалу милостивому Подателю благих даров. Господь ниспосылает нам бесчисленные благословения, и, собираясь вместе, мы должны славить Его единым гласом хвалы. Наши свидетельства должны перемешиваться с хвалой, а хвала — со свидетельствами, ибо это благословенное сочетание приносит славу Господу и пользу сынам человеческим. Хвалебные речи, исходящие из наших уст, входят в сердца наших друзей и товарищей, которые, видя нашу радость и благодарную хвалу, с гораздо большей готовностью выслушивают наши свидетельства.

Когда благочестивого израильтянина, жившего вдали от больших поселений, приглашали присоединиться к каравану, шедшему к вратам Сиона, он испытывал огромное счастье. Он знал, что скоро встретится с представителями всех израильских колен и будет вместе с ними свидетельствовать о Господе и хвалить Его. Одно ожидание этого радостного события заставляло сердце израильтянина трепетать от священного восторга.

5. «Там стоят престолы суда». В случае если деревенские жители были неудовлетворены решениями местных судей, у них была возможность изложить свое дело перед судом царя, ибо все престолы суда были «престолами дома Давидова». Возлюбленный же царь Израиля решал дела справедливо. Всякий раз поклоняясь Богу, мы приступаем к престолу Божьему и престолу царственного Спасителя. Истинный верующий любит престол Божий в первую очередь за то, что это престол правосудия. Праведники любят суд и радуются тому, что в конце концов правда будет вознаграждена, а беззаконие наказано. Для плачущих и сокрушенных сердцем нет более утешительной вести, чем весть о том, что Бог правит через Сына Давидова и дает суд всем обиженным. Приступая к престолу Божьему, иудеи пели и воспевали, так же как мы. «Господь царствует: да радуется земля». Престолы суда стоят твердо и незыблемо. Они не прейдут, доколе дело правды не будет совершено и истина со справедливостью не воссядут на престол вместе с великим Царем. Блажен народ, которым будет править такой Властелин.

6. «Просите мира Иерусалиму». Иерусалим значит «город мира», так пусть же его действительное состояние сочетается с его названием. Одна мысль о приближающемся паломничестве в святой град была для израильтян достаточным поводом для радости. Священная скиния стояла на горе мира, и Израиль просил Всевышнего о том, чтобы этот мир продлился. Церковь жаждет мира, ожидает его, распространяет его, где только может, и сама наслаждается им. Мы не можем сказать: «Мир любой ценой!», но мы вполне можем воскликнуть: «Мир дорогой ценой!» Паломники, отягченные грузом жизненных тревог, достигали священных пределов Иерусалима и обретали здесь покой в лоне святого братства. Церковь процветает лишь тогда, когда у нее есть внутренний мир, ибо распри, подозрения и разделения смертоносны. Все, нарушающие мир Церкви Божьей, достойны наказания. Все, поддерживающие ее мир, благословенны. Молиться о мире в Церкви следует ежедневно, и тогда Господь непременно ответит нам, ниспослав святому народу покой и безмятежность.

Далее псалмопевец восклицает: «Да благоденствуют любящие тебя!» Эти слова могут быть как молитвой, так и обещанием. В конце концов, молитва — это прошение об исполнении обещания, а обещание — это основание для молитвы. Благоденствие души дается уже в нынешнем веке всякому, кто проявляет глубокую заинтересованность в Церкви и в деле Божьем. Эти люди — миротворцы, и потому они обретают великий мир, совершая свой благословенный труд. Народ Божий молится за них, Бог же веселится о них с ликованием. Любящие Церковь Божью нередко получают и материальное благословение, при условии, конечно, что они могут вынести это бремя. Дом Аведдара был благословен Господом за то, что на его земле находился ковчег. Египетские повивальные бабки убоялись Бога, и за это Бог «устроил их домы». В доме Божьем никто никогда не остается в проигрыше надолго. Но даже если Господь не дает нам материального достатка, одного мира в сердце вполне достаточно для того, кто всем сердцем стремится распространять Царство небесное.

7. «Да будет мир в стенах твоих». Псалмопевец одушевляет Церковь и обращается к ней с речью. Сердце его пылает любовью к Сиону, и все, что он говорит, так или иначе касается обители славы Божьей. Снова он просит о мире для града Божьего. Стены необходимы городу для того, чтобы быть защищенным от вторжения врагов, и потому псалмопевец направляет к Господу молитву о поддержании надежности этих стен. Да будут укрепления Сиона Столь неприступны, чтобы ни один враг не проник в это священное место. Да почиют цитадели Господа в полном покое. Иерусалим был обнесен тройной стеной и покоился за тройной защитой.

«Благоденствиев чертогах твоих!» Мир не что иное, как благоденствие. Основа благоденствия — мир. И наоборот: с потерей благоденствия уходит и мир. Когда уходит благодать, уходит и любовь. Мы же искренне желаем, чтобы Церковь была ограждена от внутренних трений и внешних врагов. «Церкви же… были в покое, назидаясь и ходя в страхе Господнем; и, при утешении от Святого Духа, умножались». Райские птицы не любят прилетать туда, где бушует буря. Они предпочитают не треволнения и распри, а мир и взаимопонимание.

Иерусалим был городом дворцов. В его чертогах жили цари и сам Бог. Самая малозаметная из церквей заслуживает больших почестей, чем конфедерация великих царей. Жители нового Иерусалима пользуются на небесах большим почетом, чем прославленные искатели золотого руна. Мы должны молиться за непреходящий мир и благоденствие Иерусалима ради всех святых, населяющих чертоги Господа Бога.

8. «Ради братьев моих и ближних моих говорю я: „мир тебе!“» Мир в Иерусалиме принесет пользу всему Израилю. Мир и процветание в Церкви принесет благо в дом каждого христианина, и не только христианина, но и каждого человека. Процветающая Церковь принесет благословение нашим детям, ближним и соотечественникам. Мы не можем не молиться о делах, которыми заняты наши ближайшие родственники и лучшие друзья, — если они трудятся над чем-то, мы будем молиться об этом.

Заметьте, что слово «мир» употребляется псалмопевцем уже в третий раз. Что если эти частые троекратные повторы фраз являются указаниями на Троицу? Трудно поверить, что многочисленные троекратные повторы, свойственные Ветхому Завету, абсолютно случайны. По крайней мере, мы знаем, что автор придавал особое значение тому, о чем говорил столь часто.

Он, конечно, не стал бы повторять слово «мир» трижды, если бы мир не был для него вожделенным приобретением.

9. «Ради дома Господа, Бога нашего, желаю блага тебе». Он молится за Иерусалим ради Сиона. Церковь — соль и благоухание для того места, где она находится. Любое место, где пребывает слава Божья, становится нам дорого. Что может быть естественней, чем просить блага Церкви, в которой пребывает всеблагой Бог? Мы живем ради Господа и должны с готовностью умереть за Него. Мы любим дело Господа (ст. 6) и потому трудимся ради Него, как гласит девятый стих. Мы видим благословенность этого дела и просим о благословении. Даже если мы ничего не можем сделать ради Господа, мы по крайней мере в состоянии молиться за дом Божий. Новозаветные отношения с Господом обязывают нас молиться за Его народ, ибо они «дом Господа, Бога нашего». Если мы чтим Господа, то будем желать процветания и для Церкви, ибо Он избрал ее вместилищем собственной славы. Вот почему псалмопевец был так обрадован приглашением пойти в дом Божий. Он принимает приглашение, и сердце его наполняется ликованием. Радость производит в нем жажду действий, и он начинает молиться за город великого Царя.

О Церковь живого Бога, мы превозносим твои святые собрания! Преклоняя колени, мы молимся о том, чтобы в стенах твоих был мир и великое процветание. Да ниспошлет нам его Иегова. Аминь.

Советы проповедникам

Псалом в целом.

1. Радость паломников, восходивших в Иерусалим (ст. 1—2).

2. Их почтение к священному граду (ст. 3—5).

3. Их великая озабоченность судьбой Иерусалима и молитвы, которые они возносили за его процветание.

Стих 1

1. Давид был рад пойти в дом Господень. Он желал вступить в святую обитель, потому что там пребывал Бог. Он предпочитал дом Божий собственному дому.

2. Он обрадовался, когда соотечественники сказали ему: «Пойдем в дом Господень». Пойдем, невзирая на долгий путь и плохую погоду.

3. Он с радостью призывал других пойти с ним в дом Господень и убеждал их это сделать.

Стих 1.

1. Радость о богослужении.

а) Мы радуемся наставлению, которое получаем.

б) Мы радуемся своему участию.

в) Мы радуемся общению со святыми.

г) Мы радуемся распространению Царства Божьего.

2. Радость быть приглашенным на богослужение.

а) Такое приглашение показывает, что другие интересуются богослужениями.

б) Такое приглашение показывает, насколько люди заинтересованы в нас.

в) Такое приглашение отвечает интересам Божьего Царства.

Стих 1. Радость о доме Божьем. Радовались ли вы, когда вам говорили: «Пойдем в дом Господень»? Почему вы радовались?

1. Я радовался тому, что могу пойти в дом Господень.

2. Я радовался, что кто-то достаточно интересуется мной, чтобы сказать: «Пойдем в дом Господень».

3. Что у меня есть возможность пойти в дом Господень.

4. Что я хочу это сделать.

Стих 1. «Возрадовался я, когда сказали мне».

1. Слова истинного поклонника, который радуется приглашению в земной дом Бога. Здесь его дом, его школа, его больница, его банк.

2. Слова человека, преданного Богу, который радуется приглашению в духовный дом Бога — Церковь. Здесь он находит постоянное пристанище, удивляясь тому, что одни люди «кочуют» из церкви в церковь, а иные вообще не посещают ее.

3. Слова святого при смерти, который радуется приглашению в небесный дом Бога. Симеон, Стефан, Петр, Павел.

1. Обязанность регулярно посещать богослужения.

2. Обязанность поощрять к этому других.

3. Польза подобного поощрения.

Стих 3.

1. Прообраз нового Иерусалима:

а) избранного Богом;

б) основанного на Камне;

в) отвоеванного у врагов.

2. Прообраз его процветания. «Город».

3. Прообраз его совершенства. «Слитый в одно».

Стих 3. Единство Церкви.

1. Подразумевается в каждом библейском завете.

2. Изображается всеми библейскими метафорами.

3. О единстве молился Господь Иисус.

4. Единство — плод действия Святого Духа.

5. Единство должно быть: нашей общей целью.

Стихи 3—4. Единая Церковь — растущая Церковь.

Стих 4.

1. Обязанность посещать богослужения.

а) Одно место. «Куда восходят колена».

б) Одно собрание, хотя колен много. «Куда восходят колена».

2. Цель богослужений:

а) наставление. «По закону Израилеву»;

б) хвала. «Славить имя Господне».

Стих 5.

1. Престолы суда во святилище. Там совершается суд над людьми:

а) законом;

б) совестью;

в) Евангелием.

2. Престолы суда. «Престолы дома Давидова».

а) Престолы Сына Давидова в сердцах детей Божьих.

б) Престолы детей Божьих у Сына Давидова.

Стих 6.

1. Молитва.

а) «Просите мира Иерусалиму». Не просто себе или миру, а Церкви. Молитесь за младенцев в благодати, за юношей и за отцов. За пасторов, дьяконов и старейшин.

б) «Просите мира Иерусалиму», как внешнему, так и внутреннему.

2. Обещание.

а) Кому оно дано? «Любящим Тебя».

б) Само обещание. «Да благоденствуют» — как общество, так и каждый в отдельности.

1. Любовь к Иерусалиму — это плод истинного благочестия.

2. Молитвы за Иерусалим — это плод любви к нему.

3. Мир Иерусалима — это плод молитв.

4. Благоденствие Иерусалима — это плод мира.

Стих 6. Бог соединил подаяние и получение, разбрасывание и приумножение, сеяние и жатву, молитву и процветание.

1. Что мы должны делать для процветания? «Просите мира Иерусалиму».

а) Мира всеобъемлющего — духовного, общественного, церковного и национального.

б) Мы должны молиться о вышнем Иерусалиме.

в) Мы должны молиться о мире в практическом смысле. Да царствует мир в сердцах наших. «Ищи мира и стремись к нему».

2. Каковы плоды этой молитвы? Благоденствие.

а) Иногда Бог дает нам земное благоденствие. Бог «возвратил потерю» Иова после того, как тот помолился за друзей.

б) Бог всегда дает нам духовное благоденствие. Благоденствие души, святое служение.

Стихи 6—9.

1. Желаемое благословение для Церкви:

а) мир;

б) благоденствие.

Обратите внимание на порядок благословений и на их взаимосвязь.

2. Путь обретения благословений:

а) молитва. «Просите мира Иерусалиму»;

б) радость в служении Богу. «Возрадовался я, когда сказали мне»

в) практические усилия. «Желаю блага тебе».

3. Причины искать благословений:

а) ради самих себя. «Да благоденствуют»;

б) ради братьев и ближних;

в) ради дома Господа.

Стих 7.

1. Место желанного мира. «В стенах твоих». В стенах города, в стенах домов, но главное — в стенах храма.

2. Место желанного благоденствия:

а) в тайной комнате для личного общения с Богом;

б) в Церкви.

И то и другое суть чертоги великого Царя. «Из чертогов слоновой кости увеселяют Тебя».

Стих 7. «В стенах твоих». Почему Церкви нужны стены? Какие у Церкви стены? Где находимся мы: внутри или снаружи?

Стих 7. Церковь — дворец (дворец — то же, что чертог):

а) предназначена для великого Царя;

б) в ней живет царская семья;

в) украшена достойно царского величия;

г) охраняется особой стражей;

д) известна как двор благословенного и полновластного Владыки.

Стихи 8—9. Две веские причины молиться за Церковь:

а) любовь к братьям: «Ради братьев моих и ближних моих»;

б) любовь к Богу: «Ради дома Господа, Бога нашего, желаю блага Тебе».

Стих 9. «Желаю блага Тебе».

1. Прошу о благе Церкви в молитвах.

2. Несу служение в Церкви.

3. Приглашаю других в Церковь.

4. Храню мир в Церкви.

5. Живу так, чтобы вера была прославляема.