122. Псалом очей

Заглавие

«Песнь восхождения». Мы продолжаем восхождение к святыне. Первым нашим шагом (Пс.119) было сетование о многочисленных препятствиях и врагах на нашем пути. Вторым (Пс.120) — возведение очей к горам и обретение покоя в уповании. Затем мы вошли в вожделенный дом Божий и возрадовались сердцем (Пс.121). В настоящем же псалме мы достигаем самого Бога, вершины наших упований. Очи наши зрят не горы, не подножие ног Господних, а престол величия на небесах. Древние толкователи называли этот псалом оком надежды, мы же назовем его псалмом очей. Несмотря на свою краткость, псалом написан ярким и образным языком. Его основная мысль выражена при помощи весьма интересной метафоры. Народ Божий всегда любил и ценил этот псалом. Некоторые исследователи считают, что впервые он появился в дни Неемии или во времена гонений при Антиохе Великом. Может быть и так, однако веских доказательств в пользу этих предположений не существует. Несомненно, что люди страждущие и нуждающиеся во все времена находили в этом сочинении утешение и благословение. Если автор псалма говорит не о временах Давида, а о далеком будущем, то мы можем считать псалом пророческим, записанным на основании видений.

Истолкование

1 К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах!2 Вот, как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы — на руку госпожи ее, так очи наши — к Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас.3 Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо довольно мы насыщены презрением;4 довольно насыщена душа наша поношением от надменных и уничижением от гордых.

1. «К Тебе возвожу очи мои». Как хорошо, когда у нас есть кто-то, на кого мы можем взирать с надеждой. Очи псалмопевца были направлены выше небес — не к горам, а к Богу, восседающему на небесном престоле и попирающему вершины самых высоких гор. Он верил в то, что Бог — это личность. Ему был совершенно чужд современный пантеизм, который на самом деле есть не что иное, как атеизм, прикрытый фиговым листком. Возведенные к небу очи — это яркий образ пылкого сердца, исполненного желанием, упованием, надеждой и ожиданием встречи с Господом. Бог вездесущ, однако для человека вполне естественно представлять Его обитающим на высоте небес, в чертогах славы и величия.

«Живущий на небесах!» Скорее всего, это восклицание было произнесено псалмопевцем в час страдания и скорби. Бог живет на небесах, обитает на высоте небес, никогда не меняется, а потому я буду уповать на Него всем сердцем. Когда мы не видим надежды на земле, нет большей мудрости, чем взирать на небеса. Впрочем, даже если нас окружает тысяча земных помощников, очи наши все равно должны быть прикованы к небесному престолу. Чем выше Господь, тем больше у нас надежд на спасение; Его величие и превознесенность означают силу, славу и совершенство. Все эти качества будут задействованы для нашего блага.

Мы должны благодарить Всевышнего за дар духовного видения. Духовно слепые люди мира сего не видят Господа, ибо очи сердца их закрыты. Впрочем, каждый из нас должен намеренно и осознанно обращать очи свои к небесам: ведь они не станут взирать на Бога самостоятельно. Мы гораздо более склонны смотреть на землю, внутрь себя, куда угодно, но только не на Господа. Примем же твердое решение не отводить глаз от престола благодати. Даже если по какой-то причине мы не видим Бога, пусть очи наши все равно взирают ввысь. Бог пребывает на небесах, как царь в своих великолепных чертогах. Восседая на престоле, Он слышит наши славословия и хвалу и являет себя нам. Он взирает на землю с высоты небес и посылает утешение сынам Своим, восполняя все их нужды. Мы же, пребывая на земле, взираем на небеса непрестанно, даже когда печаль сердец наших столь велика, что мы не можем делать ничего другого. Какую милость даровал нам Господь, позволив с упованием взирать на Его небесный престол! Впрочем, Он не только позволил нам это делать, но и сам призвал нас к упованию, сделав это заповедью. Всякий раз, когда мы взираем на Господа с надеждой, мы можем говорить Ему об этом в молитве. Псалмопевец пользуется как голосом, так и очами. А коль так, то говорить в молитве не всегда обязательно: одного взгляда очей вполне достаточно.

Молитва — это вздохи и стенанья,

Потоки слез, струящихся из глаз,

И взгляд на небо, полный ожиданья,

Туда, где только Бог услышит нас.

Впрочем, зачастую молитва вслух помогает сердцу в излиянии чувств. Выражать свои мысли в словах и предложениях хорошо, ибо Господь слышит Свой народ. Как утешительно знать, что Господь всегда дома и всегда слышит нас. Он не путешествует, в отличие от Ваала, но всегда пребывает на небесах. Взывать к Господу с надеждой можно в любой час и в любую минуту, Его можно увидеть даже в ночные стражи.

2. «Вот». Нижеследующие строки чрезвычайно важны и достойны нашего внимания. О, если бы великий Господь, живущий на небесах, также обратил на них внимание и подал нам благовременную помощь! Боже, мы взираем на Тебя. Призри на нас по милости Своей. Слово «вот» как бы призывает нас обратить внимание на то, что будет сказано далее. Пример святых Божьих, уповавших на имя Господа, достоин самого пристального внимания. Освящение — это чудо благодати. «Вот». Обратитесь и посмотрите на это великое зрелище. То, что Господь производит в людях дух служения, — великое чудо, а потому оставим все, что занимает нас в данную минуту, и посмотрим на Его дивные дела.

«Как очи рабов обращены на руку господ их». Рабам положено смиренно стоять в углу комнаты и ждать сигнала от своих господ. На Востоке всегда было принято призывать рабов жестом руки. Вот почему домашние рабы всегда внимательно следили за рукой господина, чтобы случайно не пропустить его сигнала и не быть обвиненными в нерадивости. Так и истинные святые поднимают очи к небесам и взирают на Господа, чтобы познать Его волю и не пропустить ни единого Его знамения. Провидение, творение и благодать суть жесты божественной руки. Внимательно изучая их, мы познаем волю Всевышнего. «Как очи рабы — на руку госпожи ее». Это еще один образ прилежного послушания, связанный с тем, что на Востоке знатные женщины уделяли подготовке своих рабынь гораздо больше внимания, чем мужчины. Мы знаем, что римские матроны были весьма суровы со своими рабынями, и то же самое, очевидно, можно сказать и о женщинах Востока.

«Так очи наши — к Господу». Верующие должны внимать наставлениям Господа. Все, что исходит из уст Всевышнего, достойно нашего внимания; мы дадим отчет за всякое праздное слово и с радостным трепетом ожидаем наступления дня суда. Истинные святые, подобно верным рабам, с благоговением взирают на Господа Бога. Они испытывают перед великим и славным Владыкой благоговейный страх и почтение. Око Господне над ними, и потому они стараются следовать всем Его повелениям беспрекословно. Очи их прикованы к престолу Всевышнего, они ловят каждое Его слово и никогда не отводят взгляд в сторону, зная, что Господь всегда ждет от них повиновения. Служение свое они исполняют с радостью и доброохотно. Взгляд их устремлен к Господу, на которого они надеются всей душой. Они ожидают от Него удовлетворения нужд, утешения, безопасности и милости и не надеются на суетную человеческую помощь. Они учатся тому, как выглядеть смиренными, как ожидать в терпении и искать славы своего Господина как в делах, так и в страданиях. Когда на них опускается жезл наказания, они с мольбой взирают на руку Господина, надеясь, что Он скоро смилуется и прекратит удары. К сожалению, мы слишком ограничены временем, чтобы в полной мере воздать должное этому яркому и выразительному образу.

Быть может, всем нам необходимо ответить на вопрос: приготовлены ли мы к служению? Будучи детьми Божьими, научились ли мы послушанию, подобающему рабам? Смирились ли мы перед небесным Владыкой? Желаем ли мы исполнять Его волю? Если да, то воистину мы блаженны. Хотя мы являемся сонаследниками Христу, до наступления срока мы мало чем отличаемся от рабов. А посему в веке сем каждый должен стать образцовым рабом.

Обратите внимание на употребленное здесь имя Господа — «Бог наш». Так называет Господа тот, кто вступил с Ним в завет. Упование на Бога милостивых обещаний приносит нам радость, ибо Господь неизменно дарует нам милости. Впрочем, нам нередко приходится и ждать, «доколе Он помилует нас». У Бога Свои времена и сроки, и мы вынуждены ждать их наступления. Иногда Господь медлит с помощью, когда вера наша подвергается испытаниям, однако в конце концов помощь всегда приходит. Мы нуждаемся в милости, ищем ее, и потому Господь дарует ее нам. Даже те, кто взирает на Господа очами полными упования, нуждаются в милости. Они не вправе требовать ее у Бога, но должны терпеливо ждать, когда Владыка небес соблаговолит послать ее. Воистину благословенны такие рабы. Поза ожидания — самая благословенная из поз как в веке сем, так и в веке будущем. Именно в этой позе должен пребывать раб Господень, где бы он ни находился. Пока мы живем благодаря милости Божьей, мы не смеем отвести взгляд от небес. Ожидание милости — само по себе великая милость.

3. «Помилуй нас, Господи, помилуй нас». Псалмопевец дважды повторяет слово «помилуй» и тем самым возносит Богу страстную молитву. Кажется, что ему дорого само слово «милость», и потому он не может оставить его. Нам надлежит молиться обо всем без исключения и все обращать в молитву, особенно когда у нас есть острая нужда. Эту нужду следует сделать доминантным аккордом, и вокруг нее строить всю остальную мелодию. Две страстные мольбы о помиловании, звучащие из уст псалмопевца, свидетельствуют о его пылком духе и острой нужде. Он просит Господа срочно вмешаться и восполнить его недостаток. Вместо первого лица единственного числа он употребляет второе лицо множественного числа. Все святые нуждаются в милости. Все они ищут милости у Господа, и Он неизменно удовлетворяет их прошения. Вот почему мы молим: «Помилуй нас!» Раб, терпящий наказание, с надеждой смотрит на руку господина своего, ожидая от него милости. Так и мы молимся Богу о помиловании и просим об этом всем сердцем. Враги наши безжалостны, и потому мы обращаемся за милостью к Господу и ищем Его участия.

«Ибо довольно мы насыщены презрением». Презрение, как кислота, разъедает душу. Оно смертоносная смесь из горечи, злобы и ненависти. Тот, кто страдает от него, имеет все основания взывать к Богу. По словам псалмопевца, святые были пресыщены презрением, словно горькое вино наполнило душу до самых краев. Все их мысли были сосредоточены на презрении врагов, мучавшем их сердце. Все прочие чувства были вытеснены из души, презрение повергло страждущих в бездну отчаянья. Псалмопевец добавил слово «довольно». Души их были наполнены презрением до предела, как мера утрясенная, нагнетенная и переполненная. Они могли выдержать немного презрения, но теперь души их были пресыщены злобными насмешками врагов и изнемогали. Стоит ли удивляться троекратному упоминанию «милости» Божьей в этом небольшом отрывке, видя то, какое поношение выпало на долю святых? Что может быть тяжелее, невыносимее и мучительнее, чем чья-то открытая ненависть? Когда окружающие поносят и унижают нас, мы склонны относиться к себе с презрением. О, если бы мы всегда были насыщены общением со святыми, тогда никакое презрение не смогло бы проникнуть в нашу душу и отравить ее.

4. «Довольно насыщена душа наша поношением от надменных». Нечестивцы, не знающие тревог и забот в этом мире, ожесточаются в сердцах своих и насмехаются над народом Божьим. Ненависть к праведным гложет их постоянно, но теперь им выпала возможность поносить их открыто. Заметьте, поношение исходит из уст надменных — не бедных и обездоленных, а тех, кто пресыщен благами земными. Именно эти люди готовы порочить святость. Они ни в чем не нуждаются, их нет на работе человеческой, они не помышляют о самосовершенствовании, сердца их обложены гордыней, как туком. Этих людей мало что волнует, и потому они глумятся над святым усердием тех, чьи очи прикованы к руке милостивого Господа. Они говорят: «Кто есть Бог, что мы должны повиноваться Его голосу?» Выразив свое пренебрежение к Богу, они начинают открыто поносить тех, кто уповает на Него. «Горе беспечным на Сионе». Насколько они презирают праведных, настолько их горести умножатся. Как же губительно действует на человека отсутствие всяких испытаний! Человек, пребывающий в полном комфорте, глумится над страждущими детьми Божьими.

«И уничижением от гордых». Гордые настолько уверены в собственном величии, что без зазрения совести унижают тех, кто много лучше их. О, как презренны надменные гордецы, презирающие всех вокруг! Презрение великих мира сего к окружающим часто вызывает у нас горькие чувства. Некоторые из них подобны тому небезызвестному дипломату, которого охарактеризовали, как «специалиста по заискиванию, оскорблениям и насмешкам». Как ни удивительно, больше всего нечестивцы нападают именно на тех, кто служит Господу всем сердцем.

Писать об этом зле довольно легко, переносить же подобные оскорбления — великая мука. Под напором лжи и клеветы многие крепкие сердца впали в уныние. В качестве утешения мы должны вспомнить, что наш Господь также был презрен и отвержен людьми. Но, несмотря на сопротивление врагов, Он продолжал идти по Своему скорбному пути, пока не вознесся одесную Бога Отца. Нам, как и Христу, предстоит вынести свою долю страданий. Будем же твердо веровать в то, что в будущем веке все наши страдания обернутся великой славой. Впрочем, уже в этом веке мы знаем, что мы не от мира сего, ибо если бы мы были от мира, то мир любил бы нас.

Советы проповедникам

Псалом в целом.

1. Молитва упования (ст. 1).

2. Молитва, вызванная дурным предчувствием. «К Тебе возвожу очи».

3. Дух послушания. «Вот, как очи рабов».

4. Терпение святых. «Доколе Он помилует нас».

Псалом в целом.

1. Очи видящие.

а) Очи наши обращены к небесам в уповании, молитве и размышлении.

б) «К Тебе». Очи наши обращены к Богу в благоговении, бодрствовании и послушании.

в) Очи наши обращены внутрь себя, и, видя порочность нашего сердца, мы обращаемся к Богу за милостью.

2. Очи, не видящие:

а) благочестия праведных;

б) опасности, грозящей всем надменным;

в) смирения перед Господом;

г) Господа, на которого можно уповать и надеяться.

Стих 1. Очи веры:

а) лучше всего видят, когда обращены вверх;

б) всегда видят что-то вверху;

в) должны чаще смотреть вверх, меньше назад и внутрь.

Стих 1.

1. Слова благоговения. «Живущий на небесах!»

2. Слова исповеди:

а) признание нужды;

б) признание беспомощности.

3. Слова прошения. «К Тебе».

4. Слова ожидания (ст. 2).

Стих 2. Очи Господа и очи праведных. (Ср. Пс.120.)

1. Очи Господа обращены к праведным.

2. Очи праведного обращены к Господу.

Стих 2. «Очи наши — к Господу, Богу нашему».

1. Что значит «обратить очи»?

2. Почему мы можем уповать на Господа? «Господь, Бог наш». Господь заключил с нами завет, и мы уповаем на Него.

3. Результат упования — милость.

Стих 2. Указующая река.

1. Призывающий жест — подойти ближе.

2. Направляющий жест — пойти туда и сюда.

3. Предупреждающий жест — остаться на месте.

Стих 2. Метафоры из жизни рабов, или чему нас могут научить рабы и их господа.

Стих 3 (вторая часть). Ненависть мира.

1. Ее масштабы и непримиримость.

2. Причины ненависти.

3. Доставляемая ненавистью скорбь.

4. Утешение.

Стихи 3—4.

1. Повод для молитвы. Презрение людское. Часто именно это презрение является самым невыносимым.

а) В силу своей безосновательности: как можно высмеивать человека, твердо следующего своим принципам?

б) В силу того, что оно не заслужено. Истинно верующие люди никому не причиняют зла, но желают добра всем без исключения.

в) В силу того, что оно, по сути, является богохульством. Поносить народ Божий за то, что он принадлежит Богу, — это все равно, что поносить самого Бога.

2. Содержание молитвы.

а) Молитва не о справедливости, а о милости.

б) Довод: «Ибо довольно мы насыщены презрением». Презрение врагов — повод для обращения к Богу с мольбой о помощи. Арфы, повешенные на вербах, издают более сладостные звуки, чем когда они оказываются в руках человека. Чем меньше к ним прикасается человек, тем больше на них играет Святой Дух.

Стих 4. «Надменные».

1. Отсутствие страданий в их жизни.

2. Состояние их мыслей (надменность).

3. Обличение свойственного им греха (презрение к праведным).

4. Грозящая им опасность.