123. «Если бы не Господь…»

Заглавие

«Песнь восхождения. Давида». Излишне придирчивые критики склонны считать это заглавие неверным. Мы же оставляем за собой полное право принимать или не принимать их точку зрения. Они утверждают, что в языке этого псалма есть некоторые литературные приемы, которые не могли быть известны писателям времен царя Давида. Возможно, это действительно так. Однако ввиду того, что некоторые «мудрецы» позволяют себе выдвигать сомнительные предположения и строить нелепые гипотезы, мы не чувствуем себя обязанными соглашаться с их мнениями. Псалом написан в манере царя Давида, а потому мы не видим никаких причин отвергать его авторство. Впрочем, написан ли псалом Давидом или кем-то другим, в нем дышит тот же самый дух, что животворит сочинения, бесспорным автором которых был царственный псалмопевец.

Композиция

Этот краткий псалом содержит признание милости Господа, даровавшего Израилю дивное избавление (ст. 1—5); благодарение Господа и славословия в Его адрес (ст. 6—7); исповедание уверенности в Боге, который сохранит Израиль от всех грядущих испытаний (ст. 8).

Дай Бог, чтобы наш опыт привел нас к таким же выводам, к каким пришли святые в дни Давида! Упаси нас, Господи, от надежды на человека и даруй упование на единого истинного Бога.

Истолкование

1 Если бы не Господь был с нами, — да скажет Израиль, — 2 если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди,3 то живых они поглотили бы нас, когда возгорелась ярость их на нас;4 воды потопили бы нас, поток прошел бы над душою нашею;5 прошли бы над душою нашею воды бурные.

1. «Если бы не Господь был с нами, — да скажет Израиль». Псалом начинается внезапно, как бы с середины предложения. Слова псалмопевца пробуждают в нас интерес и возгревают наши чувства. Они огонь, вырвавшийся на свободу из горячего сердца поэта. Достославный Господь стал нашим союзником. Он принял нашу сторону и заключил с нами соглашение. Если бы Господь не был с нами, где были бы мы теперь? Только Его могущество и премудрость могли спасти нас от коварства злобных врагов. А посему да признает народ Божий спасающую десницу Господа и да воздаст Ему принародно славу и честь за милосердие и покровительство. В первом стихе звучат две фразы в сослагательном наклонении, «если бы». На самом же деле в данном случае все предельно ясно. Господь был на нашей стороне, Он до сих пор остается нашим защитником и будет им во веки вечные. Возрадуемся же святой радостью! Как медлительны мы, когда дело касается выражения благодарности! Жалобы и недовольства слетают с наших уст легко и без принуждения, благодарность же требует напряжения сил. Но представьте себе, что было бы, если бы Господь нас оставил? Оглянитесь и внимательно посмотрите на благословения, которые мы получили благодаря Его верности. Можем ли мы, видя все это, не воспеть Господу благодарственный гимн? Нет. А посему да откроются уста наши в песне.

2. «Если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди». Что было бы, если бы верный Своему слову Господь не явился на помощь Израилю, когда на него ополчился весь род человеческий? Что делали бы мы, если бы Господа не было с «Если бы не Господь…» нами, когда враги замыслили лишить нас покоя и блаженства? Помощи ждать было неоткуда, но Господней десницы было вполне достаточно для того, чтобы поразить врага и сохранить народ Божий от истребления. Никто из нас не сомневается в том, откуда пришла помощь. Нам и в голову не пришло бы прославлять то, что было средством нашего спасения, средства сами по себе не способны никому помочь. Только всемогущий и всеведущий Господь мог спасти нас от лютой беды. Всех претендентов на роль наших спасителей мы отставляем в сторону и радуемся о том, что Господь был на нашей стороне.

3. «То живых они поглотили бы нас, когда возгорелась ярость их на нас». Враги жаждали нашей погибели и с радостью проглотили бы нас живьем. Ярость богоненавистников поистине не знает пределов. Они мечтают об истреблении избранных, и ничто другое их не удовлетворит. Гнев злодеев горит, как вспыхнувшая солома, которую уже невозможно потушить. Ярость, направленная против народа Божьего, — это всегда верх неистовства. От искр возгорается жаркое пламя, печь, в которую бросают праведников, раскаляется в семь раз сильнее обычного. Если бы не Господь, мир уже давно уничтожил бы род праведных. Когда Спаситель является нам на помощь, мы надежно защищены от кровожадных врагов и горнила огненного. Если бы не Иегова, то у нас не было бы никаких надежд на спасение, даже если бы все живое предложило нам свою помощь. Только благодаря живому Господу народ Божий остается в живых.

4. «Боды потопили бы нас». Бурный поток богопротивных сил скоро захлестнул бы нас с головой. Напрасно вглядывались бы мы в горизонт, ожидая помощи посреди неистовых волн. Девиз одной королевской династии гласит: «Бросаемы бурей, но не потоплены». Если бы не Господь, то нам понадобилась бы эпитафия, а не эпиграф, ибо мы были бы не просто бросаемы бурей, но потоплены.

«Поток прошел бы над душою нашею». Поток скорбей лишил бы нас душевных сил, надежды и самой жизни. Псалмопевец использует образы бурных вод и стремительного потока. Кто устоит против разбушевавшейся стихии? Потоки вод сносят и крушат все на своем пути. Когда ненависть мира вырывается наружу, она становится подобна стремительному потоку, бурлящему, вздымающемуся и несущему погибель. Кто, кроме Иеговы, может спасти нас от потока скорби и гонений? Что стало бы с нами, если бы не наш Спаситель? Только благодаря вмешательству всемогущей благодати мы не были истреблены объединенными войсками земли и ада.

5. «Прошли бы над душою нашею воды бурные». Наше хрупкое суденышко стонет под ударами безжалостных волн и в любую минуту может пойти ко дну. Высокомерные враги насмехаются над нашими благочестивыми порывами и презрительно называют их фанатизмом и невежеством. Гонения на Церковь всегда приносят с собой не только презрительное отношение со стороны богоненавистников, но и реальные притеснения. Если бы с нами не было Бога, враги уже давно стерли бы нас с лица земли, как поток, скатывающийся со склона горы и поглощающий все, что попадается ему на пути. Мы лишились бы не только своего имущества, но и душевых сил, мужества и надежды. Все, чем мы дорожим, было бы уничтожено могуществом глумящихся ненавистников.

Сделаем паузу и представим себе на минуту, что могло бы произойти. И благословим покровительство Господа Бога, который хоть и позволил бурному потоку обрушиться на нас, тем не менее сохранил нас от его разрушительной силы. Мы погибли бы, если бы Господь не подал нам помощь в тесное время.

6 Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их!7 Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились.

6. «Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их!» Псалмопевец оставляет образ бурного потока, грозящего народу Божьему уничтожением, и переходит к другой метафоре — сравнению врагов Израиля с хищными зверями, охотящимися на праведных. Зубы их остры, и они жаждут крови. Псалмопевец сердечно благодарит Господа за то, что Он избавил Свой народ от взбесившихся зверей и не оставил их на растерзание. Отсюда вывод: ничто не может причинить нам вред без позволения Господа. Мы никогда не станем добычей злодеев, потому что любящий Господь не позволит им восторжествовать. Никто не может погубить нас, потому что Господь запретил всем врагам причинять нам зло. Благословенно имя Его! Чем ближе нам опасность, тем ярче сияет нам милость Божья. Слава Господу, спасшему нас от проклятия! Хвалите Господа, освободившего нас от ярости врага и спасшего Свой народ. Псалмопевец формулирует свою мысль в виде отрицания: «Не дал нас в добычу зубам их», однако во всей Библии нет ни единого утверждения, которое было бы исполнено столь сладостного содержания. Господь дал нам Своего Сына Иисуса Христа. Мы никогда не будем преданы в руки врага.

7. «Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих». Душа наша подобна птице по нескольким причинам: мы немощны, нерассудительны и слишком легко попадаемся в сети ловца. Как у птицеловов есть множество способов для приманки птиц, так и у сатаны есть множество способов завлечь душу в свои сети. Для некоторых достаточно дурной компании, тогда как прочие увлекаются погоней за земными богатствами. Некоторых гонит в сатанинскую ловушку голод, других же загоняет туда страх. Птицеловы знают, как заманивать птиц в свои сети. Прежде чем попасться в ловушку, птицы и не подозревают о ее существовании, но, попавшись, не могут из нее вырваться. Благословенна та птица, у которой есть спаситель, готовый прийти к ней на помощь в минуту опасности. Но еще благословенней душа, которую Господь хранит от уловления. Как радостны слова песни: «Душа наша избавилась»! Освобожденные Господом парят в небесах, словно птицы, воспевая радостные песни. Благословен Господь, многие из нас могут воспеть слова псалмопевца: «Душа наша избавилась». Душа наша избавилась от рабства греха, от чувства вины, от вырождения, от дурных привычек, от власти греха, от лукавства сатаны, расставляющего соблазны на нашем пути, и от всякой пагубы. Воистину, это чудо благодати! Какое утешение, что несмотря на всю нашу нерассудительность мы не стали жертвами жестокого птицелова, но были спасены рукой Господа! Господь услышал из уст наших молитву, которой сам же научил нас, и избавил от лукавого.

«Сеть расторгнута, и мы избавились». Псалмопевец снова повторяет дорогие сердцу слова. Милость Божья достойна того, чтобы мы размышляли о ней снова и снова. Ловушки сатаны многочисленны: еретические учения, гордыня, соблазны, отчаянье или самонадеянность. Как милостив Господь, разрывающий вражеские сети на наших глазах и дарующий пленникам свободу! Находясь в плену, мы не видим милости. Или же мы настолько глупы, что плачем о разрушенных чарах сатаны, под действием которых мы только что находились. Чувство благодарности приходит к нам позже, когда мы понимаем, от чего избавились и кем было осуществлено наше избавление. И тогда мы возносим Господу хвалебную песнь, наполняющую небо и землю радостными звуками: «Сеть расторгнута, и мы избавились». Мы подверглись искушению, но не пали, были гонимы, но не погибли, были напуганы, но не отчаялись, нам часто грозила смерть, но мы живы. Благословен Господь Бог наш!

8 Помощь наша — в имени Господа, сотворившего небо и землю.

8. «Помощь наша», наша надежда на будущее, наше спокойствие в скорбях и испытаниях — «в имени Господа». Основание нашей надежды — качества открывшегося нам Бога, то есть Его имя. Совершенство Его личности — прочное основание нашей веры.

«Сотворившего небо и землю». Кто нас сотворил, Тот нас и спасает. Господь явил себя великим Богом в сотворении мира, ибо создал все видимое и невидимое на небе и на земле. Поклоняясь Творцу, не будем забывать о том, что Он еще и Утешитель. Действительно ли Он создал все, что мы видим вокруг? Может ли Он избавить нас от зла, которого мы не видим? Благословенно имя Господне! Сотворивший нас хранит нас от всякого зла. Воистину, Он уже даровал нам избавление. Господь подает нам помощь в тесное время. Он наша помощь и щит. Он разорвет все связывающие нас оковы. Сотворивший для нас небеса сохранит нас для небес. Господь сотворил землю и будет окружать нас утешением, пока не пробьет час нашего отшествия. Все дела Господни свидетельствуют о том, что мы можем быть покойны в тени крыл Его. Вся природа возвещает: «Уповайте на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная». «Итак, утешайте друг друга сими словами».

Мне хотелось бы предложить вам скромную попытку выразить смысл этих величественных строк в стихотворной форме.

О, если б не Господь был нам опорой,

О, если б в скорби не пришел Он к нам,

И если б помощь не явилась вскоре,

Мы не смогли бы дать отпор врагам.

О, если бы не доблестный наш Воин,

Душа б давно запуталась в сетях.

Широк Тофет, давно уже устроен,

Меня ждала бы смерть в его огнях.

Потоки адских вод прошли над нами,

И бездна увлекла бы нас собой,

Когда б не Бог, вступивший в бой с врагами,

Душа погибла бы в пучине той.

Разбил Господь все вражьи ухищренъя

И на свободу птицу отпустил.

Лети, душа, забудь свое плененъе

И Бога восхвали, что было сил.

Лети, душа, пари все выше, выше,

И голосу Господнему внемли.

И пусть святая песнь весельем дышит

И славит Бога неба и земли.

Советы проповедникам

Стих 1. «Если бы не Господь был с нами».

1. Кто Он?

2. Почему Он с нами?

3. Как Он являет Свое спасительное присутствие?

4. Что мы должны делать?

Стихи 1—3. Как этот стих раскрывается:

а) в жизни Иакова (Израиля);

б) в истории народа Божьего;

в) в церковной истории;

г) в нашей личной жизни.

Стихи 1—5.

1. Что могло бы произойти.

2. Почему так не произошло.

Стихи 1—5.

1. Что было бы с народом Божьим, если бы не Господь.

а) Что было бы с ним, если бы он был оставлен на милость врагов (ст. 2—3). Израиль, оставленный на милость фараона и его войска во времена Моисея, оставленный на милость хананеев во времена Иисуса Навина, оставленный на милость мадианитян во времена Гедеона. Иуда, оставленный на милость ассирийцев во времена Езекии. «То живых они поглотили бы нас» (ст. 3).

б) Что было бы, если бы Господь предоставил их самим себе? «Воды потопили бы нас, поток прошел бы над душою нашею» (ст. 4—5).

2. Народ Божий, защищенный десницей Господа.

а) Все замыслы врагов низложены.

б) Печаль обращена в ликование.

в) Внутренние и внешние скорби обращены во благо.

Стихи 2—3.

1. Поглотить живьем: таково желание наших врагов.

2. Спасти нас от смерти: таково желание и действие верного Господа.

Стихи 4—5. Бурные воды. Приведите аналогию между мощным водным потоком и потоком бедствий.

Стих 6.

1. Агнец.

2. Лев.

3. Господь.

Стих 6.

1. Они бы с радостью поглотили нас.

2. Они ничего не могут сделать с нами, если Господь не позволит.

3. Господь достоин хвалы, так как не позволил им причинить нам вред.

Стих 6.

1. Злая воля нечестивцев, ненавидящих святых.

а) Они жаждут обогатиться за счет святых.

б) Они жаждут погибели святых. «В добычу зубам их!»

2. Добрая воля Господа. «Благословен Господь».

а) Праведные могут оказаться в руках злодеев на короткое время.

б) Праведные никогда не будут преданы злодеям полностью и навсегда.

Стих 7.

1. Душа, пойманная в сеть.

а) Кем? Нечестивыми людьми и сатаной, которые подобны птицеловам.

б) Каким образом? Посредством соблазнов: гордыни, мирских ценностей, пьянства, ереси, похоти. Используя слабости души и ее пристрастия.

2. Душа, избавленная от бед. Сеть была расторгнута. Не нами, но десницей Господа.

Стих 7.

1. Птица.

2. Ловушка.

3. Уловление.

4. Избавление.

Стих 8.

1. Помощник. «Помощь нашав имени Господа, сотворившего небо и землю». Творения Господа — яркое свидетельство о Его силе и могуществе.

2. Избавленные. «Помощь наша».

а) Помощь обещана в имени Господа.

б) Мы ищем помощи в имени Господа.

В результате мы обретаем ее.

Стих 8.

1. Помощь дается нам:

а) как грешникам со встревоженной совестью;

б) как несмышленым ученикам;

в) как слабым в вере;

г) как неопытным путникам;

д) как неумелым работникам.

2. Помощь в имени Господа:

а) в Его совершенстве. «Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их» (Числ.6:27);

б) в Евангелии. «Он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое» (Деян.9:15);

в) в Его власти. «Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи»;

3. Вот почему мы трудимся не унывая.