3. Песни в ночи

Да благословит нас Бог, Бог наш.
Да благословит нас Бог.

— Псалом 66:7-8

Какое чрезвычайно приятное имя: «Бог, Бог наш». Какая любовь и жизнерадостность, должно быть, наполняли сердце человека, который впервые использовал это нежное имя по отношению к Богу Иакова! Хотя прошли уже тысячи лет с тех пор, как прекрасный певец Израиля так говорил о Господе воинств, это имя кажется ушам верующего свежим и даже новым. «Бог, Бог наш». Я не могу удержаться, чтобы еще раз не коснуться этой струны, потому что эта нота так очаровывает мою душу! Слова «наш», «наш собственный», похоже, всегда создают атмосферу чудесного аромата вокруг всего, с чем они связаны. Вот как написал о своей родине один поэт:

Здесь дышит человек с душой настолько мертвой,

Что никогда не говорил себе:

«Это моя земля, моя родина»?

Все люди любят свое отечество, будь это пустошь, дикая местность или широкая равнина; и, находясь в изгнании, они страдают от тоски по своей родной земле. Точно так же обстоит дело и с домами, в которых мы выросли. Ваш старый дом мог быть расположен в бедном квартале, но все же это был ваш дом, и тысяча приятных мыслей собирается у камина, где вы ребенком устраивались поудобнее под рукой родителя.

Все наши родственники дороги всего лишь по одной причине, что это наши родственники. Отец — это драгоценное слово, как серебро, но наш отец, наш собственный отец — о, насколько богаче становится это имя, превращаясь в золото! Наш собственный ребенок, наш родной брат, наш муж, наша жена — эти слова звучат особенно мелодично. Нам даже кажется, что Библия становится нам еще дороже на нашем родном языке. Ветхий Завет, как книга евреев, пришедшая от Бога евреев, и Новый Завет, как книга для греков, пришедшая для язычников на греческом языке, были бесценными сокровищами. Однако, будучи переведенными на наш родной язык, и в целом переведенными весьма хорошо, наши английские переводы вдвойне дороги нам. Сладость слов «наш собственный» побудила меня назвать сборник гимнов, которые поют в нашей церкви, «Наш сборник гимнов», в надежде на то, что, возможно, само имя поможет им полюбить его.

Но что я могу сказать о «нашем личном Боге»? Нет слов, чтобы выразить глубину радости и наслаждения, которая содержится в этих простых словах: «наш Бог». Он наш благодаря вечному завету, в котором Он отдал Себя нам со всеми Своими атрибутами, со всем, Кем Он является, и что Он имеет, чтобы быть нашим уделом во веки веков. «ГОСПОДЬ часть моя, говорит душа моя» (Плач Иеремии 3:24). Он также «Бог наш», потому что мы избрали Его. Мы сделали этот выбор совершенно свободно, но были ведомы Его вечным Духом, дабы мы, хотя и могли избрать свою собственную погибель, были бы милостиво направлены к тому, чтобы избрать Господа, потому что Он первым избрал нас.

Он — «наш Бог»: наш, чтобы мы могли доверять Ему; наш, чтобы любить Его; наш, чтобы прибегать к Нему каждой темной и беспокойной ночью; наш, чтобы общаться с Ним каждым ясным и солнечным днем;

наш, чтобы быть нашим проводником в жизни. Он — наша помощь в смерти и наша слава в бессмертии. Он — «Бог наш», так как дарует нам Свою мудрость, чтобы направлять наш путь; Свою силу, чтобы поддерживать нас на пути; Свою любовь, чтобы быть нашим утешением в жизни; Он дарует нам все Свои качества, чтобы обогатить нас богатством, которое превосходит царское. Человек, который может в истине и чистоте посмотреть на престол безграничного Иеговы и назвать Его «Бог наш», скажет нечто более красноречивое, чем все слова, когда-либо сходившие с уст греческого оратора Демосфена или слетавшие с языка римского оратора Цицерона. К тем, для кого слова «Бог наш» стали каждодневной обиходной фразой, простерто большее благоволение, чем ко всем другим людям.

Наш Бог! Как приятен звук!

Как приятно повторять это слово!

Пусть наполнятся радостью сердца тех,

Кто может так приветствовать своего Господа!

Я думаю, что псалмопевец использовал это выражение в этом превосходном псалме в качестве аргумента и подтверждения того благословения, которое он предсказал. «Бог благословит нас» — истинное утверждение; вы должны твердо верить этому. Тем не менее, «Да благословит нас Бог, Бог наш» — это утверждение, которое может убедить даже самых несмелых. На челе своем оно носит уверенность, и облечено оно в собственное подтверждение. Если Господь проявил достаточно милости, чтобы сделать Самого Себя нашим Богом, значит, Он не сделал это напрасно. В этом есть проявление Его любви. Так как в нежности Своего сострадания Он сказал: «И буду их Богом, а они будут Моим народом» (Иезекииль 37:27), это должно быть с целью благословить нас неизреченными благословениями во Христе Иисусе. В глубине этих двух слов скрывается особый смысл и особенная сила, которые нам необходимо понять и принять. И чем больше мы об этом думаем, тем больше граней этого алмаза мы открываем для себя.

Слова «Да благословит нас Бог» звучали у меня в ушах словно далекие колокола, словно прекрасная музыка, проникающая в особо потаенные места моей души. Пусть эта ангельская мелодия заворожит уши всех моих братьев и сестер, верующих в Иисуса Христа: «Да благословит нас Бог… Да благословит нас Бог…».

Чтобы более доступно объяснить вам эту простую истину о том, что Бог благословит нас, я раскрою вам значение трех чувств и покажу, как они влияют на наше доверие Богу.

Страх

Страх с его белым, как полотно, лицом можно встретить повсюду. Он суется во все, вторгаясь в спальню Веры и нарушая порядок на пиршествах Надежды. Страх остается с некоторыми людьми, словно постоянный гость, и его развлекают, словно дорогого, близкого друга семьи.

Что говорит нам Страх в отношении нашего отрывка Писания, несущего утешение? Страх сразу же задает вопрос: «А действительно ли Бог благословит нас? Не так давно Он убрал Свою руку. Мы видели множество обнадеживающих признаков, но все они разочаровали нас. Мы ожидали благословения уже долгое время, нам казалось, что мы уже видели его признаки, но оно не пришло. Мы слышали о возрождениях и о слухах о возрождениях. Поднимались мужи Божьи и проповедовали Слово Божье с силой, и в некоторых местах было множество обратившихся. И все же в целом мы не получили благословения. Бог не посетил нас так, как Он делал это в прошлом».

«Утром мы увидели тучи на небе и ожидали дождя. Мы заметили росу и ожидали влаги. Но эти признаки исчезли, а мы до сих пор не получили благословения. Тысячи разочарований в прошлом привели нас к страху, что благословение может не прийти».

Мой ответ таков: «Страх, послушай и утихни. Что, если ты был слишком скор и поспешен, и неправильно понял волю Господа? Является ли это причиной для того, чтобы Он забыл Свое обещание и отказался слышать голос молитвы? Возьми пример из природы. Тучи проплывали по небу каждый день уже в течение многих недель, и я очень часто говорил: «Сегодня наверняка пойдет дождь, и жаждущие поля будут напоены». Однако до сего момента не упало ни капли. Тем не менее, не пройдет много времени, как дождь все же пойдет».

«Точно так же обстоит дело и с Божьей милостью. Она может не прийти сегодня, и завтрашний день может ее не увидеть, но «не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением» (2 Петра 3:9). У Него есть Свое назначенное время, и Он будет пунктуальным, ибо Он никогда не опаздывает, но Он также никогда и не обгоняет расписание. В определенное время в ответ на молитвы Своего народа Он изольет на них потоки благословений. Из Его десницы изольются всевозможные милостивые благословения. Он разверзнет небеса и сойдет в величии, ибо «Бог благословит нас».

«Да, — отвечает Страх, — но мы видели так много подделок благословения. Мы были свидетелями волны возрождения, во время которого из-за огромного возбуждения и восхищения какое-то время, казалось, происходили великие чудеса, и это приводило к серьезным результатам, но затем восхищение ослабевало и результаты исчезали. Разве мы не слышали снова и снова трубный звук и громкое хваление людей, которое оказывалось лишь гордостью и тщеславием?» То, что говорит Страх, к сожалению, правда. Несомненно, в движении возрождения были и подделки. В христианской церкви было много несуразицы, много шума из ничего, и это нанесло ужасный ущерб. В некоторых местах само слово «возрождение» стало противным из-за связанного с ним позора. Однако это не может быть причиной тому, чтобы славное и настоящее возрождение не пришло в сильном движении Духа Божьего. На это я искренне надеюсь и об этом страстно молюсь.

Помните возрождение, которое охватило Новую Англию во дни Джонатана Эдвардса? Его никто не мог назвать подделкой; оно было настолько истинным и настоящим, насколько может быть любое действие Божье на земле. Во времена Джорджа Уайтфилда и Джона Уэсли пробуждение было кратковременным и недолговечным. Бог чудесным образом являл Себя и действующую благодать. Более того, мы можем видеть результаты этих движений Духа Божьего в наше время, и они останутся даже до пришествия Господа Иисуса Христа. Следовательно, мы можем ожидать, что раз Бог посылал это прежде, Он благословит Свой народ новым реальным и ощутимым движением. Он выйдет на передний край битвы, чтобы Его враги увидели, что в Евангелии Иисуса Христа заключена неотразимая сила.

«Итак, Страх, ты можешь запомнить подделки прошлого для того, чтобы научиться на них. Однако не помни их как причину для разочарования и депрессии, ибо «Бог, наш Бог благословит нас».

«И все же, — отвечает Страх, — посмотри, как много в настоящее время всего того, что не похоже на благословение, и вместо того, чтобы предвозвещать доброе, указывает на злое! Лишь немногие провозглашают Евангелие смело и просто. С другой стороны, есть множество людей, противостоящих Евангелию своими философиями или предрассудками».

«Но послушай, Страх: «Бог благословит нас», даже если нас будет совсем немного. Божье спасение не зависит от того, много людей или мало. Количество не играет роли. Вспомни, как Его слуга Гедеон отправился воевать с Мадианитянами не с тысячами, ибо это было слишком много для Господа воинств, но с несколькими сотнями человек, которые лакали воду, а не опускались на колени, чтобы попить? И эти люди не воспользовались никаким оружием, а просто разбитыми кувшинами, светильниками и трубами. Гедеон победил племена Мадианитян всего лишь этими немногими вещами».

«Не говори, что Всемогущий испытывает недостаток в инструментах для исполнения Своей воли. Он может превратить в проповедников Евангелия даже песок на морском побережье, если только пожелает. А если бы Он нуждался в языках, возвещающих о Его любви, Он смог бы превратить каждый камень в проповедника и каждый лист на деревьях — в свидетеля Иисуса. Важнее и нужнее всего не инструменты. Богу больше всего нужна сила, которая движет инструментами, которая самых слабых делает сильными, но без которой даже сильнейшие окажутся слабыми».

Я слышал, как кто-то недавно сказал, что нельзя ожидать, чтобы вера в Иисуса Христа процветала и возрастала в определенных местах, если не будет великого начала. И это замечание сделал человек, который является лидером церкви! Сильное начало! В какой бы среде ни находилось христианство, единственное, что ему необходимо — это иметь свободу пользоваться своим духовным оружием; и даже там, где ему в этом отказывают, оно все равно торжествует! Где бы ни находилось христианство, оно развивает свою собственную внутреннюю силу. Христианство всегда прокладывает себе дорогу без помощи царей и правителей этого мира.

Я только что сказал о том, что Евангелие будет двигаться и распространяться без помощи со стороны. Главное, чтобы никто не мешал. Однако позвольте правительствам противостоять ему, если им этого хочется. Наша вера все равно преодолеет оппозицию. Пусть они лишат христианство своего покровительства — этой смертельно опасной вещи, которая парализует всякую духовную жизнь, — и освобожденная Божья истина наверняка победит. Поэтому мы не трепещем. Мы не должны это делать. Слуги Божьи могут быть бедными, они могут не быть одаренными, их может быть совсем немного, но все же Бог, наш Бог благословит нас. Не имеет значения, если нас будет так же немного, как двенадцать апостолов, или если мы будем такими же необразованными, как они. Они поколебали всю империю древнего Рима от края до края и свергли колоссальные системы идолопоклонства. Сегодняшнее христианство сделает то же самое, если Бог вернется к нему в силе; если несмотря на слабости, Он будет доблестно сражаться и заставит отступить армии Врага.

Однако Страх всегда находит возможность для жалоб и поэтому говорит: «А будущее, это черное и мрачное будущее! Чего мы можем ожидать от этого нечестивого поколения, от этих развращенных людей, кроме того, что нас будет рвать на части дух антихриста, или мы затеряемся посреди полного неверия?»

Согласно предсказаниям Страха, наши перспективы действительно ужасны. Однако признаюсь, что я не пользуюсь его телескопом, поэтому не замечаю никаких подобных признаков этого времени. Тем не менее, Страх продолжает напоминать о реальности положения в мире, и это в действительности происходит. Но даже если это и так, это уравновешивается в нашем разуме верой в то, что Бог, наш Бог благословит нас. Зачем Ему изменяться? Он помогал Своей церкви в прошлом. Почему же не помочь сейчас? Она этого не заслуживает? Она всегда была такой. Она впала в отступничество? Она делала это уже много раз и раньше, однако Он посещал ее и восстанавливал ее. Почему же не сейчас? Мне кажется, что вместо мрачных предсказаний и страхов есть причина для самых светлых ожиданий. Но для этого нам необходимо отбросить всякий страх и положиться на божественное обетование, веря, что Бог, наш Бог благословит нас в нашем поколении, как Он делал это в былые дни.

Помните, как на Галилейском озере во время сильного шторма волны швыряли маленькую лодку? Перед ней на самом деле раскрывалась неприглядная перспектива. Через некоторое время лодку вынесло бы на скалистый берег, и она потонула бы в волнах. Но этого не произошло, потому что по волнам, ставшим твердыми, как стекло, под Его ногами, шел Человек, Который любил людей, находившихся в этой лодке, и Он не позволил им погибнуть. Это был Иисус, шедший по морским волнам. Он вошел в лодку, и внезапно наступило такое спокойствие, словно в лодку не били никакие волны и не дули .никакие ветры.

Точно так же происходило в самые мрачные моменты истории церкви. Иисус в нужное время всегда появлялся идущим по волнам ее проблем, и тогда для нее наступал славный покой. Итак, давайте не будем бояться. Вместо этого давайте отбросим страх и будем радоваться с самым радостным ожиданием. Чего нам бояться? «С нами Бог» (Исаия 8:10). Разве эта фраза не воинский клич, от которого бегут демоны и начинают отступать все воинства зла? «Эммануил… с нами Бог» (Матфея 1:23). Кто осмелится выступить против этого? Кто бросит вызов Льву из колена Иудина?

Они могут идти со своей силой и со своими копьями, но если Бог за нас, кто может быть против нас? Или если кто-то против нас, как они смогут устоять? Бог — наш Бог. Неужели он позволит, чтобы Его собственную церковь втаптывали в грязь? Неужели невеста Христа будет уведена в плен? Неужели Его возлюбленная, за которую Он заплатил Своей кровью, будет предана в руки ее врагов? Упаси Бог! Так как Он — Бог, так как Он за нас, так как Он — наш Бог, мы поднимаем знамена, и каждый из нас радостно поет:

Все же я знаю, что буду хвалить Того,

Кто милостив ко мне,

Кто здравие для меня,

Да, Он — мой Бог!

Желание

Теперь я хочу совершенно поменять песню, представив второе действующее лицо — Желание.

Полное энергии, с искрящимися глазами и горячим сердцем, Желание говорит: «Да, Бог благословит нас, но если бы только мы имели благословение сейчас! Мы алчем и жаждем его. Мы желаем его, как скупец желает золота. Но какое же придет благословение, и как наш Бог благословит нас?»

Мой ответ таков: «Когда Бог приходит, чтобы благословить Свой народ, Он приносит с собой всю благодать, ибо сокровища завета включают в себя все, а не только какую-то часть; не несколько ответов на не которые из нужд церкви, но переливающийся через края источник, который восполнит все ее нужды. Когда Господь благословляет Свою церковь, Он дает благодать возрождения всем ее членам. Они начнут жить на более высоком уровне, благороднее и счастливее, чем когда-либо раньше».

Один из самых прекрасных и наилучших даров, которые может дать Святой Дух — это когда Он возбуждает Церковь и изменяет ее членов. Я считаю, что в этом есть очень большая нужда в церкви сегодня. Именно этого особо не хватает христианам в наше время. Я знаю нескольких христиан, которых можно отнести к самым искренним верующим по эту сторону небес. Однако другие верующие весьма далеки от этого и нуждаются в том, чтобы их привели в более здоровое духовное состояние. Многие церкви слишком похожи на неразумных дев в 25-й главе Евангелия от Матфея, которые заснули, потому что жених не пришел сразу. Вокруг слишком много апатии, слишком мало любви к Богу, слишком мало преданности Его делу, слишком мало скорби и печали по душам людей. Когда Господь посетит Свою церковь, первым результатом этого будет обновление жизни в Его возлюбленных. Затем благословение будет приходить снова по мере того, как люди извне будут обращаться и прилагаться к Телу Церкви.

Я надеюсь, мы никогда не будем думать, что Бог благословляет нас, не видя при этом спасения грешников. Служители серьезно заблуждаются, думая, что преуспевают, не видя при этом обращений в веру. Я верю, что мне будет весьма неприятно, если в моей церкви уменьшится число людей, обращающихся в веру. Если Бог вернется в Свою церковь, то мы будем слышать слева и справа от себя: «Что нам делать, чтобы спастись?» Потрясенная церковь увидит такое множество рожденных свыше детей, что в изумлении воскликнет: «Кто мне родил их?… Кто же возрастил их?» (Исаия 49:21) и «Кто это летят, как облака, и как голуби — к голубятням своим?» (Исаия 60:8). Когда придут эти два благословения — пробудившаяся церковь и обращенные души, тогда исполнится Слово Господне: «Господь даст силу народу Своему, Господь благословит народ Свой миром» (Псалом 28:11).

Церковь станет сильной, она сможет опровергнуть своих противников, указав на своих новообращенных. Она станет смелой, потому что увидит результаты своего труда. Она перестанет сомневаться, ибо вера пополнится подтверждениями. Затем воцарится мир. Новообращенные принесут поток новой радости. Их свежая кровь разгонит по жилам старую кровь церкви. И старые, и молодые, вместе радуясь, будут наслаждаться изобилием мира. Если вы член такой церкви, пусть благословение продолжается и умножается, и пусть все церкви примут благословение от Бога Израилева, которое даст им радоваться неизреченной радостью.

Но несмотря на все это, Желание говорит: «Я вижу, что представляет собой благословение, но в какой степени Бог даст его, и в какой мере мы вправе ожидать его?»

Мой ответ таков: «Бог даст вам соответственно тому, какую уверенность вы имеете в Нем».

Когда благословение начинает приходить свыше, мы слишком рано удовлетворяемся. Мы останавливаемся подобно Иоасу, царю Израильскому, когда он выстрелил только одну или две стрелы, и заслуживаем порицания в словах пророка Елисея: «Надобно было бы бить пять или шесть раз, тогда ты побил бы Сириян совершенно» (4 Царств 13:19). Мы удовлетворяемся каплями, хотя можем иметь полную до краев чашу. Мы по детски удовлетворяемся банкой воды, когда можем иметь бочки, реки и океаны, если только у нас будет достаточно веры это принять. Если в это воскресенье в каждой из наших церквей обратилось бы по шесть человек, мы бы ликовали с благодарением, но не должны ли мы сожалеть, что там не было шестисот человек?

Кто мы такие, чтобы ограничивать Святого Израилева своими узкими ожиданиями? Можем ли мы очертить линию вокруг Всемогущего и сказать: «Ты можешь доходить до этой точки, но не дальше»?

Не будет ли мудрее расширить наши желания и распространить наши надежды, раз мы имеем дело с Тем, Кто не знает ни пределов, ни

ограничений? Почему бы не ожидать таких лет изобилия, которые затмят знаменитые семь лет изобилия в Египте во дни Иосифа? Почему бы не ожидать таких кистей винограда, которые превзойдут даже те, что израильтяне нашли в Земле Обетованной? Почему мы настолько скупы, настолько слабы, настолько узки в своем воображении?

Давайте стремиться к большему, ибо это разумно — искать большего, уповая на Господа. Я представляю дни, когда каждая моя проповедь будет сотрясать своей силой здание, в котором неверующие будут обращаться к Господу тысячами, как в день Пятидесятницы. Должна ли Пятидесятница быть самым большим явлением Божьей силы? Разве первый сноп больше всего урожая? Как такое может быть? Мы верим, что если Бог снова посетит Свою церковь, — а я верю, что Он сделает это, — то мы увидим, как целые народы будут возрождаться в один день. Евангелие Иисуса Христа, которое болезненно хромало, словно раненый олень, внезапно воспарит на крыльях, как могучий ангел, и полетит по небу, провозглашая, что Иисус Христос — Господь и Бог. Почему бы нет? Как можно оправдываться отсутствием самой сильной надежды, если Он способен сделать намного больше того, о чем мы просим или даже думаем (Ефесянам 3:20)?

Я слышу, как Желание говорит: «Да, я понимаю, что такое благословение, и что его можно иметь любой мерой, но каким образом его получить, и когда оно придет?»

Я предлагаю вам вслед за мной кратко рассмотреть псалом, являющийся нашим текстом Писания, так как это поможет нам ответить на вопрос: «Когда Бог, наш Бог благословит нас?» Псалом 66 начинается словами: «Боже, будь милостив к нам» (стих 2). Эта молитва — голос кающихся людей, исповедующих свои грехи. Бог благословит Свою Церковь, когда она признается в своих грехах и смирится пред Ним; когда она стоит в покаянии согласно Евангелию перед престолом милости и взывает: «Боже, будь милостив к нам».

Мы никогда не должны ожидать, что Господь будет благословлять гордую и самодовольную, жестокосердную и безразличную церковь. Когда церковь смиряется в прах под чувством собственных недостатков, тогда Богу будет угодно милостиво посмотреть на нее. Из контекста первого стиха я делаю вывод, что Бог благословляет Своих людей, когда они начинают молиться, а также когда они исповедуют свои грехи. Эта молитва неотложна, смиренна и полна веры, поэтому она должна быстро достичь Божьего престола. «Боже, будь милостив к нам и благослови нас, освети нас лицом Твоим» (Псалом 66:2). Эти мучительные желания должны быть частью скорби церкви, которая осознает, что каким-то образом утратила благословение, и не будет иметь покоя до тех пор, пока не вернет его. Мы обязательно получим благословение от Бога, когда вся церковь будет ходатайствовать с неотложностью и неотступностью.

Молитва — это лучшее средство верующих. Я могу это засвидетельствовать. В моей церкви мы проводили молитвенные собрания, на которых все были затронуты подобно тому, как ветер качает деревья в лесу, и затем Божье присутствие всегда проявлялось в обращении душ. За нашими лучшими мгновениями молитвы всегда следовал радостный урожай новых верующих. Церкви повсюду должны проводить время в искренней молитве, и тогда на их земле будет услышан звук обильного дождя. Я призываю церковь пробудиться и исповедать свой грех, проснуться, чтобы воевать в молитве за души людей. Тогда Господь Бог посетит нас свыше. Приди, Святой Дух, и подними Свой дремлющий народ. Возбуди ленивое множество верующих, ибо когда нисходит Твоя сила, то над нами воссияет твой ясный день победы.

В последующих стихах этого псалма больше говорится о хвале и прославлении, чем о молитве. «Да восхвалят тебя народы, Боже; да восхвалят Тебя народы все. Земля дала плод свой» (стихи 4, 7). Церкви необходимо исправиться в отношении восхваления Бога. Если мы принимаем благословения Божьи молча, не возблагодарив Дающего, мы не можем ожидать, что получим еще. Но если даже самая малая капля благоволения побуждает нас благословлять Господа, одаряющего столь недостойных, мы вскоре будем получать еще больше, больше и больше.

Хвала должна быть всеобщей: «Да восхвалят Тебя народы все». Она должна быть радостной и от всего сердца. Каждый верующий должен радоваться возможности постоянно славить Господа и вкладывать в это все свои силы. Когда же мы все осознаем это? Когда же все избранные Божьи возвеличат Его славное имя так, как должно? Когда мы запоем на своих рабочих местах, запоем в своих домах, запоем везде хвалу Богу? Когда молитва и хвала соединятся в священном союзе, и церковь действительно искренне возжелает принять божественное благословение, тогда Бог, наш Бог благословит нас.

Я верю, что когда в церковь приходит великое посещение милости, более духовным верующим даются определенные знамения, уверяющие их в том, что это грядет. Илия мог слышать «шум дождя» (3 Царств 18:41) еще до того, как пролилась хотя бы одна капля. Многие преданные Богу верующие имели убеждение, что время освежения грядет, задолго до его прихода.

Некоторые люди особенно чувствительны к делам Божьим, точно так же, как тела некоторых людей особенно чувствительны к переменам погоды еще до того, как они произойдут. Подобно тому, как Колумб был уверен, что приближается к земле, потому что видел неизвестных сухопутных птиц, плывущие водоросли и куски дерева, христианский служитель часто бывает уверен в том, что приближается к моменту поразительного благословения. Он едва ли может объяснить другим, почему он чувствует такую уверенность, но для него этих признаков совершенно достаточно.

Все происходит так, словно голуби летят к нам в руки, чтобы сообщить нам, что воды безразличия и мирских интересов убывают. Они несут нам оливковые ветви, означающие, что благодать несомненно будет процветать среди нашего народа, и это дает нам знать, что действительно наступает то время, когда Бог одарит церковь Своим благоволением. Разве вы никогда не видели, как древний пророк встает, снимает со стены свою арфу и начинает настраивать ее, приводя в порядок каждую струну, затем опускает пальцы на непривычные струны и начинает перебирать струны с необычайной силой и наслаждением? Разве вы никогда не спрашивали его: «О, старый арфист, певец, посвященный Господу, почему ты играешь на своей арфе такую радостную песню?» И разве он не отвечал вам: «Потому что я вижу вдалеке шелковые знамена торжествующего войска, возвращающегося после сражения с победой. Это церковь, которая все преодолевает силой Возлюбившего ее. Я слышу движение крыльев ангелов; они радуются о кающихся людях, и церковь рада, ибо вернулась ее слава, видя, что у нее много сынов». Верующие, просвещенные светом небес, чувствуют тень грядущей милости и слышат вдалеке звук колес на колеснице милости.

Конечно же, эти знамения будут замечены лишь немногими, но есть и другие знаки, которые смогут различить многие верующие. Например, весьма определенным знаком является то, что Господь благословит Свой народ, когда он будет испытывать глубокий и неутолимый голод по Божьему посещению, когда они почувствуют, что церковь больше не может двигаться дальше в таком состоянии, как сейчас, когда они начнут беспокоиться, вздыхать, стонать, алкать и жаждать чего-то лучшего.

Я молю Бога о том, чтобы все христиане были славным образом неудовлетворенными, не видя большего количества обращений. Когда такая неудовлетворенность просыпается в сердцах христиан, это обычно является верным знаком, что Бог расширяет сердца Своего народа, дабы они смогли принять большее благословение. Тогда подготовленные верующие ощутят священное стремление к особому восхищению, муки святого предназначения, таинственные стремления, которых они не испытывали ранее. Все это вырастет в огромное желание, которому они уже не смогут противиться. Люди, которые прежде не могли свидетельствовать о Господе, вдруг станут способными делать это. Другие, которых никогда не считали мастерами ходатайственной молитвы, станут могучими молитвенниками. В глазах, которые долго оставались сухими, появятся слезы. Мы увидим, что верующие, которые раньше держались на заднем плане и никогда не проявляли рвения, теперь беседуют с грешниками и завоевывают новообращенных. Эти движения Божьей десницы, эти священные и таинственные действия Его вовеки благословенного Духа являются признаками того, что Он намеревается в большой мере благословить Свою церковь. И, возлюбленные, когда все начнут исследовать себя, чтобы узнать, нет ли там какого-либо препятствия благословению, когда абсолютно каждый член церкви откроет свое сердце, чтобы позволить Богу исследовать его, и воскликнет: «Забери от меня все, что препятствует Твоему делу, приготовь меня для большей пользы, поставь меня там, где Ты сможешь обрести славу через меня, ибо я предан Тебе», тогда мы услышим, как царь Давид, звук, подобный «идущему по вершинам тутовых деревьев» (2 Царств 5:24). Затем мы увидим, как вырастут цветы, и поймем, что приближается время пения птиц, и что весна и лето уже близко.

Да пошлет нам Бог больше и больше этих милостивых знамений! Я думаю, что вижу их уже сейчас. Возможно, мое желание рождает мои мысли, но я думаю, что вижу достаточно признаков того, что Бог уже сейчас желает посетить Свою церковь. Но нам необходимо твердо верить этому. Мы должны принять это и действовать в соответствии с этим ожиданием, молясь, восхваляя Господа, трудясь в единстве, устремляясь к одной цели. Если мы будем так поступать, можно быть уверенным, что год, в который это произойдет, будет отмечен столь потрясающими явлениями божественной силы, что станет «annus mirabilis» — чудесным годом, годом нашего Господа, годом благодати, годом, дни которого будут как дни небес на земле.

Надежда

Наконец, я хочу представить вам наиболее красивую личность по сравнению с двумя предыдущими: милую, ясноглазую деву Надежду. Неужели вы никогда не слыхали рассказ о ее непревзойденной песне? В юности она выучила песню, которую поет постоянно под аккомпанемент хорошо настроенной арфы. Вот слова ее завораживающей баллады: «Бог благословит нас. Бог благословит нас». Ее часто слышали поющей эту песню ночью, и звезды внезапно начинали сиять в черном небе. «Бог благословит нас». Известно, что она пела эту песню во время бурь, и эта успокаивающая песня делала море спокойным.

Однажды один великий царь послал нескольких сильных работников выкорчевать древний лес — распахать его, засеять и принести ему урожай. Эти работники были храбрыми, сильными и готовыми к работе, и им действительно потребовалась вся их сила, и даже больше. Одного стойкого работника звали Прилежание. Его брат Терпение со стальными мускулами отправился вместе с ним и не уставал даже в самые долгие дни от самой тяжелой работы. Им помогало Рвение, облеченное в восторженную и неукротимую энергию. Плечом к плечу трудились родственник Рвения Самоотверженность и Его друг Упорство. Все они отправились работать, взяв с собой свою возлюбленную сестру Надежду, чтобы она ободряла их в труде. Это было весьма хорошо с их стороны, потому что лесные деревья были огромными и требовали многих сильных ударов топора, прежде чем рухнуть на землю. Одно за другим они падали, но труд был огромным и нескончаемым.

Вечером, когда они возвращались на отдых, дневная работа всегда казалась такой легкой, потому что когда они переступали порог дома, Терпение, вытирая пот со лба, ощущал ободрение, а Самоотверженность — приток сил, ибо они слышали, как прекрасный голос пел: «Бог, наш Бог благословит нас. Бог благословит нас». Под эту песню они рубили гигантские деревья, акр за акром расчищая площадь. Они выкорчевывали из земли огромные корни, они распахивали землю; они сеяли кукурузу, затем ожидали жатву. Они часто сильно расстраивались, но были привязаны к своей работе серебряными цепями и золотыми оковами. Их удерживал сладкий звук голоса, постоянно повторяющего: «Бог, наш Бог благословит нас». Они не могли уклониться от службы, ибо Надежда никогда не уклонялась от своей песни. Они стыдились своего разочарования, боялись отчаяться, ибо голос звучал ясно и непрестанно, утром и вечером: «Бог, наш Бог благословит нас. Бог благословит нас».

Вы знаете значение этой притчи, вы узнаете этот голос. Да услышите вы его в своей душе сегодня! Нас мало, слишком мало для этого великого дела, но Бог благословит нас, и поэтому нас достаточно. Мы слабы и имеем совсем мало знаний, у нас мало опыта и немного мудрости. Однако Бог благословит нас, и мы станем достаточно мудрыми и достаточно сильными. Мы недостойны, полны греха, ненадежны и слабы; но Бог благословит нас, и наша никчемность будет контрастирующей оправой, в которую Он вставит драгоценный алмаз Своей милости. Бог действительно благословит нас — есть славные обещания, гарантирующие это благословение. Обещания следует исполнять, ибо они «да» и «аминь» (2 Коринфянам 1:20) во Христе Иисусе.

Народы должны склониться перед Мессией. Эфиопия должна протянуть свои руки, чтобы принять своего Царя. Бог благословит нас. Он благословил Свой народ. Пусть Египет расскажет, как Бог поразил врагов Своего Израиля. Пусть Ханаан засвидетельствует, как Он поразил и убил царей, сверг царей сильных и отдал их землю в наследие, наследие Своему народу. Бог благословит нас. Он даровал нам Своего Сына; «как с Ним не дарует нам и всего» (Римлянам 8:32). Он даровал нам Своего Святого Духа, чтобы пребывать с нами вовеки. Как Он может отказать нам в помощи, которая нам нужна, или в каком-либо необходимом благословении?

Наше место из Писания для этой главы — это песня для каждого христианина и каждой христианки, занятых святым делом. Это песня для всех прилежных учителей воскресной школы. Если вы не видите никаких плодов своего труда, и вас одолевает разочарование, вот псалом, который поддержит ваш падающий дух: «Бог благословит нас». Продолжайте трудиться и с удвоенным рвением преподавайте молодым людям Евангелие. Это освежающая весть для служителя, который трудился на неблагодарной почве и не видел никакого урожая. «Бог благословит нас». Не останавливайтесь в своих усердных трудах.

Возвращайтесь к своему труду, ибо к вам при- дет такое благословение, что вы вполне можете радоваться самой перспективе его прихода.

Пусть каждый труженик отправится на то христианское служение, на которое его поставил Господин, и пусть в ушах его раздается прекрасное пение этой райской птицы: «Бог благословит нас». Подобно тому, как Давид играл перед Саулом, и это прогоняло прочь отчаяние. Подобно серебряным трубам священников оно провозглашает юбилей. О, если бы оно сравняло с землей Иерихон, подобно рогам Израиля!

Я хочу, чтобы песня «Бог благословит нас» возбудила, тронула вас и заставила примкнуть к могучей армии воинов. Бог с нами. Он благословит нас. Почему вам не хватает энтузиазма? Почему вас одолевает усталость? Почему вы ищете силы и поддержки у людей? Почему вы боитесь своих врагов? Почему вы ленитесь? Почему вы отправляетесь спать? Бог благословит нас. Встаньте, солдаты, и одержите победу! Земледельцы, собирайте урожай! Моряки, поднимайте паруса, ибо грядут попутные ветры! Бог действительно благословит нас. О, пусть огонь с жертвенника коснется наших уст (Исаия 6:5-7)! И что может быть лучшим инструментом, чтобы нести горящий уголь, чем золотые щипцы из этого отрывка: «Бог благословит нас»?

Позвольте мне предостеречь вас. Что, если Господь должен благословить «нас», христиан, во множественном числе, но не «вас», в единственном числе? Что, если потоки благословений не прольются на вас лично? Что, если Он даст знамение Своему народу, но вы окажетесь в стороне? Так может случиться, ибо это случалось в прошлом. И если эта печальная возможность станет для вас реальностью, это сделает вас хуже, а не лучше; ибо как в истории с Гедеоном, нет ничего суше шерсти, которая осталась сухой, когда вся земля вокруг мокрая. Нет никого более погибающего, чем те, кто погибают, когда другие спасаются.

Берегитесь, потому что вы можете оказаться в такой ситуации! Однако это не обязательно должно произойти с вами. «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко» (Исаия 55:6). Бог всегда готов простить, и дает прощение даром всем, кто просит у Него. Все, что Он требует от вас — чтобы вы уповали на Его Сына. Попросите Святого Духа дать вам веру. Доверьтесь Ему! Обретите покой благодаря Его драгоценной крови, и вы не останетесь в стороне, когда Он будет раздавать Свое благоволение. Напротив, вы будете петь так же радостно, как и все остальные: «Бог, наш Бог благословит нас. Бог благословит нас».