4. Дар памяти

Вот о чем я вспоминаю и потому надеюсь (перев. с англ.).

— Плач Иеремии 3:21

Память очень часто становится служанкой безнадежности. Отчаявшийся разум вспоминает обо всех мрачных предсказаниях прошлого и о каждом безрадостном аспекте настоящего. Память подобна слуге, одетому во вретище и предлагающему своему хозяину полынь и желчь (Иеремии 9:15). Подобно мифическому богу Меркурию — вестнику в крылатых сандалиях, память спешит собрать свежие тернии, чтобы набить ими подушки, на которых мы и так уже беспокойно спим, и приготовить свежие розги, чтобы высечь наши и без того истекающие кровью сердца.

В этом, однако, нет необходимости. Мудрость преобразит память в ангела утешения. Ту самую память, которая в своей левой руке может приносить столько мрачных и печальных предзнаменований, можно научить нести в правой руке множество знаков надежды. Ей нет нужды носить венец из железа, она может носить золотую корону, украшенную звездами. В аллегорической книге Джона Буньяна «Путешествие пилигрима», когда Христианин оказался запертым в Замке Сомнения, память сделала дубину, которой знаменитый великан жестоко избивал своих пленников. Они вспоминали о том, как сошли с правильного пути, как их предостерегали не делать этого, и как они вопреки лучшей стороне своего характера свернули на Придорожный Луг. Они вспоминали все свои прошлые нехорошие поступки, свои грехи, и все это было подобно сучкам на дубине, оставляющей на их бедных, страдающих телах сильные синяки и раны.

Однако однажды ночью та самая память, что повергала их в уныние, помогла им освободиться, прошептав что-то на ухо Христианину. Потрясенный, он воскликнул: «Какой же я глупец, что лежу в этой вонючей темнице, когда могу выйти на свободу! Ведь во внутреннем кармане моей куртки есть ключ под названием Обетование. Я уверен, что он сможет открыть любой замок в Замке Сомнения». Он сунул руку в карман, с великой радостью вынул ключ и вставил его в замок. И хотя замок в больших железных воротах, как пишет Буньян, «поддавался очень тяжело», ключ все же открыл его и все остальные. Таким образом, благодаря этому благословенному поступку памяти бедные Христианин и Надеющийся обрели свободу.

Обратите внимание, что в Писании говорится о действии памяти в случае с Иеремией. В книге Плач Иеремии 3:20 пророк говорит нам, что память привела его в отчаяние. «Твердо помнит это душа моя и падает во мне». Затем в нашем отрывке он говорит нам, что та же самая память принесла ему жизнь и утешение: «Вот о чем я вспоминаю и потому надеюсь». Итак, мы можем установить общий принцип: если бы мы больше упражняли свою память, то в моменты самого глубокого и мрачного бедствия смогли бы зажечь спичку, которая мгновенно зажгла бы фонарь утешения. Для того, чтобы вернуть верующих к радости, Богу не нужно создавать что-то новое. Если они с молитвой просеют пепел прошлого, они найдут свет для настоящего, и если они обратятся к Книге Истины и престолу благодати, то их пламя засияет так же, как раньше. Я хочу применить этот общий принцип к ситуациям, в которых оказываются три вида христиан.

Верующий, у которого серьезные трудности

Первый — это верующий, у которого серьезные трудности. Такие обстоятельства не являются чем-то необычным для наследника славы. Христианину редко удается долгое время пожить спокойно. Верующий в Иисуса Христа наследует Царство через многие скорби. В третьей главе книги Плач Иеремии вы найдете список того, что память представила разуму Иеремии, и что принесло ему утешение. Во-первых, это тот факт, что каким бы глубоким не было наше нынешнее страдание, по Божьей милости мы не исчезли (ст. 22). Несомненно, это смиренное начало. Это не слишком большое утешение, но когда очень слабый человек стоит у подножия пирамиды и собирается взобраться на нее, не нужно делать первую ступеньку очень высокой. Дайте ему для первого шага всего лишь маленький камень, а когда у него будет больше сил, он сможет продвигаться более широкими шагами.

Итак, задумайтесь над тем, где бы вы могли быть сегодня. Посмотрите вниз сквозь мрачный вход в гробницу в царство тьмы, которое подобно долине смертной тени, полной смятения, где нет никакого порядка. Можете ли вы уловить звук множества бегущих в разные стороны виновных и испытывающих мучения духов? Слышите ли вы их горестный плач и устрашающий скрежет зубов? Могут ли ваши уши выдержать звяканье их цепей? Могут ли ваши глаза выдержать вид ярости пламени? Они навеки, навеки, навеки отлучены от присутствия Бога и закрыты вместе с бесами и отчаянием! Они объяты пламенем бедствия столь ужасного, что даже безнадежному сумасшедшему и во сне не приснятся их терзания. Бог изгнал их вон и наложил на них Свое проклятие, навеки отправив их во мрак тьмы. Такой могла быть ваша судьба. Сравните ваше нынешнее положение с их положением, и у вас появится повод петь, а не плакать. Зачем живому человеку сетовать (Плач Иеремии 3:39)?

Вы когда-нибудь видели эти омерзительные подземелья в Венеции, находящиеся ниже уровня воды в канале? Пройдя извилистыми узкими, темными и душными коридорами, вы сможете попасть в маленькие кельи, где человек едва ли сможет встать во весь рост. Туда не проникал ни один луч света с того момента, когда были заложен фундамент здания. Они холодные, грязные, черные от сырости и плесени — рассадник лихорадки, место смерти. Однако эти места были бы роскошным жильем по сравнению с вечным огнем ада. Для погибших духов было бы необычайной роскошью лежать там, в одиночестве и страдании, пусть даже бы их веки покрылись мхом — только бы на мгновение убежать от нечистой совести и Божьего гнева. Друг, вы не в подземелье и не в аду; поэтому наберитесь мужества и скажите, как сказал Иеремия в третьей главе книги Плач Иеремии: «По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось» (стих 22).

Возможно, это окажется для вас слабым утешением. Но даже если этот маленький огонек производит совсем немного тепла, это может привести к чему-то лучшему. Когда вы разжигаете огонь в камине, надеясь посидеть перед ним в тепле и уюте, вы не стараетесь сразу же разжечь поленья. Вы используете лучины для растопки, и вскоре пламя охватывает и большие поленья. Точно так же эта мысль, которая может показаться такой маленькой, может стать искоркой небесного огня, несущего утешение тем, кто сейчас дрожит в печали.

Нас ожидает нечто лучшее, ибо Иеремия напоминает нам, что есть милости, которые в любом случае будут продолжаться. «Ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!» (Плач Иеремии 3:22-23). Возможно, вы лишились своего богатства и оказались в нищете. Это довольно трудная ситуация, однако будьте благодарными Богу за то, что вы продолжаете пребывать в добром здравии. Просто зайдите в больницу и посмотрите, что там делается. Присядьте рядом с каким-нибудь пациентом, послушайте его рассказ о боли и немощи, и вы наверняка уйдете из больницы, думая: «Я благодарю Бога за то, что, несмотря на всю нищету, я не могу пожаловаться на болезни, и поэтому я буду петь о тех милостях, которыми действительно наслаждаюсь».

Вы больны и отягощены своим уставшим телом? Тогда я приглашаю вас отправиться вместе со мной в мрачные и убогие гетто наших городов, где люди влачат жалкое существование в нищете, в жалкой неизвестности, и никто не сочувствует им. Если вы обратите внимание на их заработанное тяжким трудом пропитание, которого слишком мало, чтобы насытиться, и на их жалкие жилища — их единственное пристанище, вы убежите из этой зловонной ямы грязной нищеты и скажете: «Я буду терпеть свою болезнь, ибо даже она лучше, чем грязь, голод и нагота». Ваша ситуация может быть печальной, но есть люди, находящиеся в еще худших условиях. Если вы откроете глаза и захотите понять, тег всегда сможете увидеть причину быть благодарным хотя бы в том, что вы еще не погрузились в самую глубокую пучину бедствий.

Есть одна весьма трогательная история о бедной женщине с двумя детьми, которым было не на чем спать и практически нечего надеть. Среди зимы они едва не замерзли, и мать сняла с петель дверь погреба и поставила ее в том углу, где они, съежившись, спали, чтобы хоть как-то защитить их от сквозняков и холода. Когда она пожаловалась на их бедственное положение, один из детей прошептал ей: «Мама, а что делают те дети, у которых нет двери от погреба, чтобы загородить их от холодного ветра?» Видите, даже здесь это маленькое сердце нашло повод для благодарения. В какой бы трудной ситуации вы ни оказались, никогда не забывайте почитать Бога, поблагодарив Его за то, что Его милости не прекращаются, но обновляются каждое утро. Да, конечно же, это не очень большая ступенька, но все же она выше, и самый слабый человек сможет легко забраться на нее.

Третья глава книги Плач Иеремии предлагает нам третий источник утешения. «Господь — часть моя, говорит душа моя, итак буду надеяться на Него» (стих 24). Вы потеряли многое, но не лишились своей части. Ваш Бог — все для вас; поэтому даже если вы потеряли все, кроме Бога, вы все равно обладаете всем, что у вас было, потому что Бог — все для вас. В тексте не сказано, что Бог является всего лишь частью нашего удела, но что Он — полная часть для нашего духа. Все богатства нашего сердца сосредоточены в Нем. Как мы можем быть печальными, если наш Отец жив? Как мы можем быть ограбленными, если наше сокровище на небесах? Представьте, что на улице день, ярко светит солнце, а я держу зажженную свечу. Вдруг кто-то ее задувает. Сяду ли я и начну плакать, потому что мою свечу затушили? Нет, пока светит солнце, не стану. Бог — моя часть, и если я потеряю немного земного уюта, я не стану жаловаться, потому что остается небесный уют.

Один из английских королей, будучи надменным и гордым, поссорился с гражданами Лондона. Ему захотелось встревожить смелых граждан города ужасной угрозой, чтобы запугать их. Он сказал, что если они не будут особо учтивыми, он переведет свой двор из лондонского района Вестминстер. В ответ на это храбрый лорд-мэр спросил, не собирается ли Его Величество забрать и Темзу, ибо если река останется на месте, Его Величество может переезжать куда ему будет угодно.

Точно так же мир предупреждает нас: «Вы не можете доверять. Вы не можете радоваться. Придут проблемы и неприятности». Мы же отвечаем: «Если вы не отнимете у нас нашего Господа, мы не станем жаловаться». Мудрец сказал: «Философы могут танцевать без музыки». Истинные верующие в Бога могут радоваться, не испытывая внешнего комфорта. Человек, пьющий из бутылки, подобно Измаилу, сыну рабыни, может пожаловаться на жажду (см. Бытие 21:9-15). Тот же, кто пьет из колодца, подобно Исааку, сыну обетования, никогда не будет терпеть нужду. Итак, да дарует нам Бог благодать радоваться даже в самых сильных бедствиях, потому что Господь — наш верный удел, наше вечное наследие радости. Мы уже поднялись до определенного уровня надежды, но нам предстоит одолеть еще другие ступеньки.

Затем пророк напоминает нам о другом канале утешения — о том, что Бог всегда благ к ищущим Его. «Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его»

(Плач Иеремии 3:25). Он может поразить нас сильнее, чем раньше, но если мы сможем оставаться в небесном состоянии молитвы, мы можем оставаться уверенными в том, что Он от ударов обратится к поцелуям. Когда нуждающийся нищий увидит другого нищего у дверей какого-нибудь важного человека, он станет наблюдать за тем, как тот нищий стучит, и если дверь откроется и того человека радушно примут и помогут ему, тогда и он сам смело постучит в эту дверь.

Вы весьма опечалены и подавлены? Господь благ к тем, кто ищет Его. Из Его дверей вышли тысячи людей, но ни у одного из них не было причин жаловаться на холодный прием, потому что в каждом случае Он насытил алчущих благами. Поэтому смело идите и стучите, ибо он дает щедро и не ищет недостатков.

Молитва — это источник, доступный во всех проблемах и трудностях. В «Путешествии пилигрима», когда город Человеческой Души был осажден, это произошло среди зимы, и дороги были весьма плохи, но даже тогда молитва могла передвигаться по ним. Я осмелюсь утверждать, что даже если бы все земные дороги были настолько плохи, что по ним невозможно было бы ездить, и если бы город Человеческой Души был настолько плотно окружен, что не осталось бы ни одной лазейки, через которую мы смогли бы вырваться к царю, дорога вверх всегда оставалась бы открытой. Ее никто не сможет перегородить, никакие заграждающие корабли не смогут стать на пути нашей души в гавань престола милости. Корабль молитвы может пройти через все искушения, сомнения и страхи прямиком к Божьему престолу, и хотя, возможно, он покинул порт с одними печалями, стонами и вздохами, он вернется нагруженным множеством благословений. Итак, вы имеете надежду, потому что всегда можете молиться.

Престол милости еще открыт,

Да укроются там наши души.

Мы входим в более глубокие воды радости, поэтому давайте сделаем еще один шаг, и на этот раз мы обретем еще большее утешение от того факта, что быть страждущим хорошо. В третьей главе книги Плач Иеремии говорится: «Благо человеку, когда он несет иго в юности своей» (стих 27). Маленького ребенка необходимо уговаривать принимать лекарство. Он может быть весьма болен, и мать может уверять его, что лекарство излечит его, однако ребенок говорит: «Нет, оно слишком горькое. Я не могу его проглотить». Взрослых не нужно убеждать таким образом. Горечь лекарства не значит для них ничего. Они думают о том здоровье, которое оно принесет, и поэтому выпивают его, даже не поморщившись. Итак, если мы маленькие дети, которые не вспомнили о тех плодах, которые приносит страдание, мы можем плакать и роптать. Но если мы взрослые во Христе Иисусе и познали, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Римлянам 8:28), мы примем эту чашу с готовностью, радостью, и благословим Бога за нее.

Почему я должен бояться спускаться в шахту страданий, если она приведет меня к золотой жиле духовного опыта? Почему я должен плакать, когда заходит солнце моего преуспевания, если во тьме моих бедствий я смогу лучше сосчитать звездные обетования, которыми моему верному Богу было угодно украсить небо? Уходи прочь, солнце, ибо в твое отсутствие мы увидим десять тысяч солнц, и когда пропадет твой ослепительный свет, мы увидим во тьме миры, которые твой свет скрывал от нас. Многие обетования написаны невидимыми чернилами, и вы не сможете их прочесть до тех пор, пока огонь неприятностей не проявит эти буквы. «Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим» (Псалом 118:71). Возлюбленные, Израиль пришел в Египет бедным, а вышел оттуда с драгоценностями, серебром и золотом. Израильтяне действительно работали у кирпичных печей и страдали от жестокого рабства, но это улучшило их. Они вышли, обогащенные всеми своими скорбями.

У одной девочки был маленький садик, где она сажала много цветов, но они никак не вырастали. Она сажала их нежно и аккуратно, но они не выживали. Она сеяла семена. Они прорастали, но вскоре засыхали. Тогда она побежала и позвала садовника своего отца. Когда он пришел и посмотрел на все это, он сказал: «Я сделаю для тебя хороший садик, так что ты сможешь выращивать там все, что захочешь». Он принес кирку, и когда девочка увидела страшную кирку, она испугалась за свой маленький садик. Садовник вогнал инструмент в землю, и земля начала двигаться и дрожать, потому что своей киркой он подцепил край огромного камня, занимавшего почти весь этот маленький участок земли. Все маленькие цветы оказались выкопанными, и на какое-то время садик был разорен, отчего маленькая девочка много проплакала. Садовник сказал ей, что сделает для нее прекрасный садик, что и сделал. Убрав камень, который не давал растениям пускать корни, он вскоре засеял землю цветами, которые прижились и расцвели. Точно так же Господь пришел и перепахал всю землю вашего нынешнего уютного положения, чтобы избавиться от большого камня, лежавшего на дне всего вашего духовного преуспевания и не дававшего вашей душе расцвести. Не плачьте, как та девочка, но утешайтесь благословенными результатами и благодарите нежную руку вашего Отца.

Еще один шаг, и тогда мы точно будем иметь хорошее основание для радости. Третья глава книги Плач Иеремии напоминает нам о том, что эти неприятности не будут продолжаться вечно. Когда они произведут должный результат, они будут удалены, «ибо не навек оставляет Господь» (стих 31).

Кто вам сказал, что после ночи никогда не наступит день? Кто вам сказал, что море будет отступать до тех пор, пока не останется лишь широкая пустыня из земли и песка? Кто вам сказал, что зима будет переходить от мороза к морозу, от снега, льда и града к еще более глубокому снегу и более сильным бурям? Кто вам такое сказал? Разве вы не знаете, что за ночью следует день, что после того, как спадает вода, идут дожди, что за зимой следуют весна и лето?

Итак, надейтесь! Всегда храните надежду, ибо Бог не подводит вас. Разве вы не знаете, что ваш Бог любит вас посреди всего этого?

Когда горы скрыты во тьме ночи, они остаются такими же реальными, как и при свете дня, и Божья любовь к вам остается сейчас такой же, какой она была в самые яркие мгновения вашей жизни. Ни один отец не наказывает постоянно. Бог ненавидит розгу так же, как и вы. Он хочет использовать ее только по той причине, которая должна убедить вас принять ее, дабы это принесло вам непреходящее благо. Вы еще подниметесь по лестнице Иакова вместе с ангелами и увидите Того, кто восседает на ее вершине — вашего Бога завета. Вам еще предстоит посреди великолепия вечности забыть о временных испытаниях или вспоминать о них только для того, чтобы благословлять Бога, который провел вас через них и посредством их принес вам непреходящее благо. Придите и пойте в ночи (Иов 35:10). Возрадуйтесь посреди пламени. Пусть пустыня расцветет, как нарцисс (Исаия 35:1). Пусть пустыня огласится вашей бьющей через край радостью, ибо эти незначительные страдания скоро прекратятся, и тогда ваше блаженство вместе с Господом никогда не иссякнет!

Итак, дорогой друг, память может быть «источником и лоном радости», как назвал ее английский поэт Колридж, и когда Святой Дух использует ее для Своего служения, она может быть главной среди земных утешителей.

Те, кто думают, что потеряли спасение

Теперь я хочу показать принцип памяти применительно к верующему, который думает, что потерял свое спасение. У меня есть привычка в своем служении всячески избегать крайностей и держаться узкого пути истины. Я верю как в доктрину предопределения, так и в доктрину свободной воли, и следую узким путем между этими двумя горами. Точно так же обстоит дело и со всеми другими истинами. Я знаю некоторых людей, полагающих, что сомнения не являются грехом. Я сожалею о том, что они так думают. Я знаю и других, которые считают, что сомнения невозможны там, где есть хоть сколько-нибудь веры. Я не могу согласиться с ними. Я слышал о людях, которые высмеивали весьма драгоценный и замечательный гимн, начинающийся словами «Это то, что мне хочется знать». Я не осмеливаюсь сам смеяться над ним, ибо мне много раз приходилось петь его. Я хотел бы, чтобы это было не так, но вынужден признать, что сомнения беспокоили меня. Истинная позиция в отношении сомнений и страхов верующих такова: эти вещи греховны, их не нужно поощрять и следует избегать. Однако большинство христиан в большей или меньшей степени от этого страдают. Но это не является доказательством того, что человек не имеет веры, ибо этому подвергались и самые лучшие из христиан.

Если вы сражаетесь с беспокоящими вас мыслями, позвольте мне побудить вас прежде всего вспомнить о прошлом. Возможно, вам следует остановиться и позволить своему сердцу поговорить с вами. Помните ли вы то место, ту точку на земле, где Иисус впервые встретился с вами? Возможно, что нет. Хорошо, а помните ли вы те счастливые моменты, когда Он приводил вас в Свой дом на пир? Можете ли вы вспомнить моменты, когда Он милостиво избавлял вас? Как сказано в Псалмах: «Я изнемог, и Он помог мне» (Псалом 114:6) и «Ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь» (Псалом 62:8). Когда вы были в подобных обстоятельствах в прошлом, вы думали, что неприятности одолеют вас. Однако вы пережили их. Разве вы не можете теперь найти утешение, вспоминая об этом?

Много лет назад море возле южной части Африки обычно было таким неспокойным, что португальцы, плывущие на юг на своих хрупких парусниках, назвали это место Мысом Бурь. Однако потом, когда окрестности мыса стали хорошо известными благодаря более смелым морякам, его назвали Мысом Доброй Надежды. В своем опыте вы имели множество встреч с Мысом Бурь, но прошли их все, и теперь пусть он станет для вас Мысом Доброй Надежды. Вспомните: «Ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь» (стих 8). Скажите вместе с псалмопевцем: «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего» (Псалом 41:6).

Я помню горы, подобные Цоар (стих 7), на которых моя душа имела такое сладостное общение с Богом, что я думал, что был на небесах. Я помню моменты жуткой агонии в моей душе, когда в одно мгновение мой дух возносился к вершинам блаженства при упоминании имени моего Спасителя. Во время Трапезы Господней, в личной молитве и во время слушания Его Слова бывали моменты, когда я мог сказать:

Моя душа готова остаться здесь навсегда, Сидеть и петь так всегда, до вечного блаженства.

Позвольте мне вспоминать обо всем этом и иметь надежду, ибо:

Раз Иисус однажды меня осиял, значит, Иисус навеки мой.

У Бога не бывает так, чтобы Он сначала любил, а потом ненавидел. Его воля неизменна. Невозможно, чтобы Тот, Кто сказал: «Вот, Я начертал тебя на дланях Моих; стены твои всегда предо Мною» (Исаия 49:16), забыл бы или выгнал вон тех, кто однажды был дорог Ему.

Возможно, однако, это не является утешением для вас. Я призываю вас вспомнить о том, что другие люди находили Господа истинным для себя. Они взывали к Богу, и Он избавлял их. Быть может, одним из таких людей была ваша мать. Быть может, сейчас она на небесах, а вы трудитесь и страдаете здесь, на земле. Разве вы не помните, что она сказала вам перед смертью? Она сказала, что Бог был верным и истинным для нее. Она осталась вдовой, когда вы были еще ребенком, и она рассказала вам, как Бог заботился о ней, о вас и обо всех остальных членах вашей небольшой нуждающейся семьи, отвечая на ее мольбы. Вы верите свидетельству своей матери? Так не обретете ли вы покой с верой вашей матери, в Боге вашей матери?

Есть пожилые христиане, которые могли бы засвидетельствовать вам, что за те пятьдесят или шестьдесят лет, которые они ходили с Господом на земле живых, они не могли бы указать ни одного дня, чтобы сказать: «Вот здесь Бог оказался неверен», или: «Здесь Он бросил меня в трудную минуту». Я молод, но уже пережил много скорбей, бывших в определенной мере болезненными, и я могу сказать, — и должен сказать, ибо если я не заговорю, камни могут возопить против моего неблагодарного молчания, — что Он верный Бог, Он помнит Своих слуг и не оставляет их в трудный момент. Можете ли вы также сказать словами нашего текста: «Вот что я отвечаю сердцу моему и потому уповаю»?

Задумайтесь на минуточку и, быть может, это станет утешением для вас. Несмотря на то, что вы думаете, что сейчас вы ни в какой мере не являетесь дитем Божьим, если вы заглянете внутрь вас, то увидите слабые следы руки Святого Духа. Там нет еще полного образа Христа, но разве вы не видите, как карандаш рисует контуры, набросок? «Что вы имеете в виду?» — спросите вы. Вы хотите быть христианином? У вас есть хоть какое-нибудь стремление к Богу? Можете ли вы сказать вместе с псалмопевцем: «Истомилась душа моя, желая во дворы Господни; сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому» (Псалом 83:3). О, мне приходилось утешать себя этим, когда я не мог увидеть ни одной христианской благодати, сияющей в моем духе. Мне приходилось говорить: «Я знаю, что никогда не успокоюсь, пока не стану таким, как мой Господь». «Одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу» (Иоанна 9:25) — вижу достаточно хотя бы для того, чтобы знать мои собственные недостатки, пустоту и бедствие. Я имею лишь столько духовной жизни, чтобы ощущать, что хочу большего и не смогу насытиться, если не получу большего. Что ж, там, где Бог Святой Дух сделал уже столько, Он сделает еще больше. Там, где Он начинает доброе дело, нам сказано, что Он будет продолжать его, и совершит его в День нашего Господа Иисуса Христа (Филиппийцам 1:6). Вспоминайте об этом, и вы будете иметь надежду.

Я хочу, чтобы вы знали, что в Библии есть обетование, которое в совершенстве описывает и подходит к вашей ситуации, но вы должны исследовать Библию и молиться, чтобы найти его. Есть одна история, которая служит хорошей иллюстрацией этому. Некий молодой человек стал наследником всего имения своего отца, но другой оспорил его право. Дело должно было перейти в суд, и хотя этот молодой человек был уверен, что имеет законное право на наследование всего, он не мог этого доказать. Его юрист сказал ему, что необходимо было иметь больше доказательств, чем он смог предоставить. Этот человек не знал, как добыть эти доказательства. Он заглянул в старый сундук, где его отец хранил свои бумаги, перевернул его, и когда вновь и вновь перелистывал бумаги, обнаружил старый пергамент. С великим трепетом он развязал красную ленту и обнаружил, что это было именно то, что ему требовалось — завещание его отца, в котором было сказано, что все имение переходит к нему. С этим он отправился в суд уже достаточно смелым.

Итак, когда у нас возникают сомнения, будет полезно обратиться к Древней Книге и читать ее до тех пор, пока, в конце концов, мы не сможем сказать: «Вот оно — обетование, данное мне!» Быть может, вот оно: «Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их» (Исаия 41:17). Или, возможно, вот это: «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откровение 22:17). Я умоляю вас тщательно исследовать Древнюю Книгу, и тогда вы — бедный, сомневающийся, отчаявшийся христианин — вскоре наткнетесь на некий драгоценный пергамент, который Бог Святой Дух сделает для вас завещанием бессмертия и жизни.

Если этих воспоминаний вам недостаточно, у меня есть еще одно. Я не скажу вам ничего нового, но все же это лучшее, что когда-либо было сказано по эту сторону небес: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1 Тимофея 1:15). Вы слышали это тысячу раз, и это — самая лучшая музыка, которую вы можете услышать. Если я не святой, тогда я грешник, и если я не могу прийти к престолу благодати как дитя, я приду как грешник.

У одного царя был обычай по определенным поводам оказывать прием всем нищим города. Рядом с ним сидели богато одетые царские гости. Нищие сидели за тем же столом в своих лохмотьях. Однажды так случилось, что один из постоянных гостей царя испортил свои шелковые одежды так, что не осмелился их надевать. Он подумал: «В этот раз я не смогу пойти на царский пир, ибо мои одежды запятнаны». Он сидел и плакал, пока к нему не пришла мысль: «Завтра, когда у царя будет пир, одни придут туда, как царедворцы, радостные и одетые в свои прекрасные одежды, но другие придут одетыми в лохмотья и будут Также радушно приняты. Я войду вместе с нищими, только бы мне увидеть царя и сидеть за его столом». И он без сожаления о том, что испортил свои шелковые одежды, облачился в лохмотья нищего и увидел лицо царя так же, как если бы был одет в пурпур и виссон. Моя душа делала так множество раз, и я прошу Вас поступать точно так же. Если Вы не можете прийти, как святой, придите как грешник; только придите, и Вы обретете радость и мир.

Однажды на одной из угольных шахт на севере Англии произошел несчастный случай: верх шахты обвалился и завалил выход. Под землей оказалось довольно много шахтеров. Те, кто были внизу, сели в темноте и стали петь и молиться. Они собрались в одном месте, где еще оставался воздух, чтобы дышать. Они сидели там и пели, когда уже погасли их лампы, потому что воздуха не хватало для пламени. Они находились в полной темноте, но один из них сказал, что из этой шахты есть лаз в другую, старую шахту, на которой давно уже не работали. Он сказал, что этот лаз небольшой, но человек сможет пробраться через него, если ляжет на землю и поползет. Лаз был очень длинным, но они проползли через него и, в конце концов, вышли на свет на другой шахте, так что их жизни были спасены.

Если мой нынешний путь к Богу как святого оказывается перекрытым, если я не могу подняться по шахте и увидеть в вышине свет моего Отца, остается старый способ, старый путь, которым идут грешники, несчастные воры, проститутки. Я смиренно поползу по земле. Я буду ползти до тех пор, пока не увижу моего Отца, и тогда воскликну: «Отче, я недостоин называться твоим сыном! Пусть я буду как один из твоих наемных слуг, только позволь мне жить у тебя в доме». В самой худшей ситуации вы все равно можете прийти как грешник. «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» (1 Тимофея 1:15). Вспоминайте об этом, и будете иметь надежду.

Ищущие Бога

Возможно, вы ищете Бога и вас преследует страх, что вы не можете быть спасены. Я поделюсь с вами несколькими основными истинами, которые могут дать вам надежду.

Прежде всего, некоторые из вас обеспокоены доктриной избрания. Я верю в нее и принимаю ее с радостью, и вы можете быть уверены, что она истинна, как бы она вас ни беспокоила. Хотя она может вам не нравиться, она истинна. Не забывайте, что истина не зависит от вашего мнения, от того, что вам нравится или не нравится, как вы думаете и как не думаете. Вам всегда необходимо обращаться за истиной к Библии, и когда найдете, то должны в это верить. Обратите особое внимание на то, что я скажу об этом. Вы считаете, что некоторые люди будут посланы в ад только лишь потому, что такова воля Божья, чтобы они “отправились туда. Сразу же выбросьте эту идею прочь, потому что она весьма нечестива и ее нет в Писании.

Почему? Да потому, что в совести человека бушевал бы сущий ад, если бы он знал, что осужден просто потому, что этого захотел Бог. Однако это совершенно не так, потому что сама сущность ада — это грех и чувство добровольного совершения этого греха. Никакого адского пламени не было бы, если бы не было этого убеждения в умах людей, страдающих от него: «Я знал свои обязанности, но не исполнил их. Я намеренно, добровольно согрешил против Бога, и теперь я здесь — не из-за того, что Он сделал или не сделал, но из-за моего собственного греха». Таким образом, вы можете получить утешение, если прогоните прочь эту мрачную мысль о том, что Бог посылает людей в ад без разбора.

Также обратите внимание на то, что независимо от того, имеет ли под собой истинное основание доктрина избрания, Евангелие делает свободное приглашение нуждающимся грешникам. «Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром» (Откровение 22:17). Теперь вы, может быть, скажете: «Я не могу совместить одно с другим». Есть еще очень много разных вещей, которые вы не можете сделать. Даже если вы не знаете, как можно соединить две эти вещи, Бог точно знает это. И я надеюсь, что вы не намереваетесь ждать, пока станете философом, прежде чем спастись. Если вы решите поступить таким образом, то есть вероятность, что пока вы будете пытаться быть мудрым, упрямо оставаясь настоящим глупцом, вы окажетесь в аду, где ваша мудрость не принесет вам никакой пользы.

Бог повелевает вам доверять Христу и обещает, что все верующие будут спасены. Оставьте все свои трудности и непонимания и доверьтесь Христу, тогда вы станете способны- ми понять их лучше, чем понимаете сейчас.

Для того, чтобы понять евангельское учение, вам прежде необходимо уверовать во Христа. Что говорит Христос? «Я есмь путь, истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоанна 14:6). Избрание — это дело Отца. Отец избирает грешников, Христос приносит жертву умилостивления. Поэтому, прежде чем вы сможете понять Отца, Бога избрания, обратитесь ко Христу, Жертве умилостивления. Не пытайтесь упорно сначала пробиться к Отцу. Идите к Сыну, как Он говорит вам.

И даже если бы ваше собственное понятие о доктрине избрания было истиной, вы ничего не потеряли бы, если ищете Господа.

Если я пойду, я могу погибнуть,

Но я решил попытаться,

Ибо если я останусь, то знаю,

Что должен будут навеки умереть.

Но если я умру в поисках милости,

Обращаясь к Царю,

То даже мысль о смерти мне приятна,

Потому что я не умру грешником.

Уповайте на Христа, даже если вам предстоит погибнуть, и вы никогда не погибнете, если будете доверять Ему.

Наконец, эта преграда убрана с пути, но некоторые из вас могут тут же возразить: «Да, но мой грех слишком большой, его невозможно простить». Вспомните слова апостола Павла, и у вас появится надежда: «Христос пришел в мир спасти грешников, — сказал Павел, — из которых я первый» (1 Тимофею 1:15). Если Павел был главным грешником, но и ему открылась дверь милости, ваш грех не может быть больше, чем грех Павла. Если Павел получил прощение, вы тоже можете получить милость Божьего прощения. Если главный грешник обрел спасение, почему же не спасетесь вы? Почему не вы?

Я слышал рассказ о женщине, которая не соглашалась пройти по мосту Солт-Эш в Плимуте (Англия) после того, как он был построен. Она говорила, что не верит в его надежность. Она видела, как по нему проезжали поезда, и мост одновременно выдерживал нагрузку в сотни тонн, но качала головой и говорила, что удивляется, как люди могут быть настолько самонадеянными, чтобы проходить по нему. Когда на мосту не было никакого транспорта и ни одного поезда, ее спросили, пройдет ли она по нему теперь. Она отважилась и немного прошла, но всю дорогу дрожала, боясь, что мост рухнет из-за ее веса. Он мог выдержать сотни тонн, но она думала, что он не выдержит ее! Это во многом похоже на то, что происходит с вами. Тот громадный мост, который Христос перебросил через Божий гнев, выдержит вес вашего огромного греха, ибо он уже выдержал десятки тысяч людей, которые перешли по нему, и выдержит еще миллионы грешников, приведя их к вечному покою. Помните об этом, и будете иметь надежду.

Я слышу, как кто-то говорит: «Но я совершил непростительный грех». Мой дорогой друг, мне не верится, что вы это сделали. Я хочу, чтобы вы помнили: непростительный грех — это грех к смерти. Грех к смерти означает грех, который несет смерть совести. Человек, совершивший его, с этого момента больше не имеет совести; в этот момент он умер. Вы же испытываете определенные чувства, в вас достаточно жизни, чтобы желать быть спасенным от греха; в вас достаточно жизни, чтобы хотеть быть омытым в драгоценной крови Иисуса. Вы не совершили непростительный грех, поэтому имейте надежду. В Библии сказано: «Всякий грех и хула простятся человекам» (Матфея 12:31).

На что вы тут же отвечаете: «О, я не могу покаяться, мое сердце такое черствое!» Помните, что Иисус Христос был превознесен, чтобы дать покаяние и прощение грехов, и вы можете прийти к Нему, чтобы получить покаяние. Вам не нужно приносить его к Нему. Придите без всякого покаяния и попросите Его дать его вам. Он даст вам его. Нет никакого сомнения в том, что если душа ищет мягкости и нежности, она уже в какой-то мере имеет эту мягкость и нежность, и вскоре будет иметь ее во всей полноте.

«О, — скажете вы, — я просто вообще не подхожу для спасения и не способен принять его». Тогда, дорогой друг, я хочу, чтобы вы помнили, что Иисус вполне подходит для того, чтобы спасать грешников, и способен сделать это. Я не знаю, в чем нуждаетесь именно вы, но точно знаю, что у Христа это есть. Я не знаю всех масштабов вашей болезни, но знаю, что Христос — Великий Врач, Который сможет исцелить ее. Я не знаю, каким тяжелым, упрямым, тупым, невежественным, слепым и мертвым может быть ваш характер, но я знаю, что Христос «может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу» (Евреям 7:25). То, что вы из себя представляете, не имеет с этим вопросом ничего общего, кроме того, что необходимо ликвидировать причиненный вам ущерб. Истинный ответ на вопрос о том, как вы обретете спасение, заключается в истекающем кровью Теле чистого Агнца Божьего. Христос имеет в Себе все спасение. Он — Альфа, Он — Омега. Он не начинает спасать, чтобы потом оставить вас погибать, равно как и не предлагает закончить то, что вам нужно будет начать. Иисус — и фундамент, и вершина здания. Он начинает работать с вами, как с зеленым ростком, и закончит, когда вы станете спелым кукурузным початком.

О, как бы я хотел иметь голос, подобный трубе Божьей, которая разбудит мертвых в последний День! Если бы он был дан мне, чтобы произнести лишь одно предложение, это предложение было бы таким: «Ваша помощь заключается во Христе». Что касается вас, то в вашей человеческой природе невозможно найти ничего внушающего надежду. Она — сама смерть, гниль и разложение. Отвернитесь, отвернитесь прочь от этой отчаявшейся массы черной греховности и посмотрите на Христа. Он — жертва за вину человека. Он — праведность, которая покрывает грешников и делает их угодными пред Господом. Посмотрите на Него такие, как вы есть: с темным прошлым, грязные, виновные, прокаженные, осужденные. Идите такими, как есть. Доверьтесь Иисусу Христу, что Он спасет вас, и не забывайте об этом, тогда вы будете иметь надежду, которая «не постыжает» (Римлянам 5:5), которая пребудет вовек.

Я попытался предложить вам слова утешения и слова, сказанные в правильное время. Я также старался выразить их простым языком. Но что мы можем сделать без Тебя, о, Утешитель? Только Ты можешь удалить нашу печаль. Утешать души — дело Самого Бога. Итак, позвольте мне завершить эту главу слова- ми обетования Спасителя: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Иоанна 14:16). И пусть наша молитва будет о том, чтобы Он оставался с нами для Своей славы и нашего вечного утешения.