Глава 5. Исповедь и святое причастие

«Признавайтесь друг перед другом в проступках» (Иак. 5:16). Тот, кто остается один на один со своим злом, вообще остается в одиночестве. Может случиться, что христиане, вопреки совместному богослужению, совместной молитве, всему единению в служении, остаются в одиночестве. И это происходит потому, что набожное сообщество никому не позволяет быть грешником. Поэтому каждому приходится скрывать свой грех и перед собой самим, и перед сообществом. Неописуемым был бы ужас многих христиан, если бы вдруг открылось, что среди них попался грешник. Поэтому и остаемся мы один наодин! со своим грехом, во лжи и лицемерии, стараясь забыть, что мы все-таки действительно грешники.

Но милость Евангелия заключается именно в том, что так трудно понять набожным, что выставляет нас в истине и говорит нам: «Ты есть грешник, великий неисправимый грешник, так вот и приди как грешник, каковым ты являешься, к Богу твоему, Который тебя все-таки любит. Он любит тебя таким, какой ты есть, Ему не нужна от тебя жертва деяний, Ему нужен только ты сам». «Сын мой! Отдай сердце твое мне!» (Пр. 23:26). К тебе пришел Бог, чтобы спасти тебя, грешника. Радуйся же! Это послание является освобождением через истину. Перед Богом ты не можешь спрятаться. Перед Ним не поможет и маска, которую ты носишь перед людьми. Он хочет видеть тебя таким, какой ты есть, и Он намерен быть милостивым к тебе. Тебе не нужно больше обманывать себя самого и брата твоего, как если бы ты был без греха; тебе позволено быть грешником, и благодари Бога за это, ибо Он любит грешника, но ненавидит грех.

Христос стал нашим Братом во плоти, чтобы мы Ему поверили. В Нем к грешникам пришла любовь Божья. Перед Ним люди могут быть грешниками, и только так Он может им помочь. Перед Христом заканчивается все притворство. Ничтожество грешника и милосердие Божье — это было истиной Евангелия Иисуса Христа. В этой истине и должна жить Его община. Поэтому дал Он Своим последователям полномочие выслушивать признание в грехах и прощать грех во имя Его. «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:23).

Поэтому общину, а в ней и нашего брата создал Христос нам в милость. Брат для нас предстает вместо Христа, и перед ним мне не нужно больше лицемерить. Во всем мире перед ним одним я могу быть грешником, каковым и являюсь; ибо здесь правит истина Христова и Его милосердие. Христос стал нашим Братом, чтобы нам помочь, и через Него брат наш стал для

нас Христом в полномочии Его поручения. Брат предстает перед нами как знак истины и милости Господней. Он дан нам в помощь. Вместо Христа он слушает наше признание в грехах и прощает нам вместо Христа наши грехи. Он сохраняет тайну нашей исповеди, как ее сохраняет Бог. Идя на братскую исповедь, я иду к Богу.

Так звучит в христианском сообществе призыв к братской исповеди и прощению — как к величайшей милости Бога в отношении общины.

Прорыв к единению

В исповеди происходит прорыв к единению. Грех же должен оставаться с человеком один на один. А исповедь лишает его сообщества. Чем более одиноким становится человек, тем страшнее одиночество. Грех боится света, так как хочет оставаться неузнанным. Во тьме невысказанного он отравляет все человеческое существо. Это может происходить и прямо в набожном сообществе. Во время исповеди во тьму и закрытость сердца прорывается свет Евангелия — и выставляет грех напоказ. Невысказанное произносится открыто, становится известным. На свет дневной вытаскивается все тайное и скрытое. Это оборачивается тяжкой борьбой, пока человек вслух не признается в грехе. Но Бог разламывает железные двери и стальные засовы (см. Пс. 105:16).

Когда признание грехов происходит в присутствии брата-христианина, рушится последняя твердыня самооправдания. Грешник сдается, он отказывается от своего зла, отдает свое сердце Богу и находит прощение всех своих грехов в единении с Иисусом Христом и своими братьями. Высказанный, признанный грех теряет всякую власть над человеком. Он выставлен на обозрение и осужден именно как грех. Он не способен больше разрушать сообщество — теперь все сообщество несет

грех брата, который уже не один на один со своим злом, но «сбросил» свое зло в исповеди, отдал его Богу. Грех с него снят. И вот стоит он в сообществе как грешник, живущий благодаря милости Божьей во кресте Иисуса Христа, и уже может радоваться милости Божьей. Он может признать свой грех и именно после этого обрести доверие сообщества. Скрытый грех отделял его от сообщества, а открытый им фех помог ему прийти к истинному сообществу с братьями в Иисусе Христе.

Здесь речь идет об исповеди между двумя христианами. Чтобы обрести единение со всей общиной, не нужно признания грехов перед всеми прихожанами. В одном брате, которому я признаюсь в своих фехах и который мне мои грехи простит, представлена передо мною вся община. В единении, которое я обретаю в брате, мне даруется единение уже со всей общиной, Ведь в ней никто не делает чего-то по своему собственному поручению и собственному полномочию. Все делается по Христову поручению, которое касается всей общины и выполнять которое призван каждый в отдельности. Если христианин вступил в сообщество братской исповеди, то больше он нигде не будет одиноким.

Прорыв к кресту

В исповеди происходит прорыв к кресту. Корень всякого зла есть гордыня: «Я хочу быть сам для себя, у меня есть право на себя самого, на свою жизнь и на свою смерть». Дух и плоть человеческие воспалены гордыней, ибо человек именно в своих злых делах хочет быть как Бог. Исповедь перед братом есть глубочайшее смирение, она приходит с болью и наносит чудовищный удар по гордыне. Предстать перед братом в качестве грешника — такой позор почти невыносим. В признании конкретных грехов, корчась от стыда, перед глазами брата умирает ветхий человек. И, поскольку унижение так тяжко, мы снова и

снова стараемся уклониться от исповеди перед братом. Наши глаза настолько ослеплены, что не видят больше обетования и возвышенности такого унижения.

И никто иной, как Сам Иисус Христос, вместо нас принявший перед глазами всех позорную смерть, не стащившийся быть распятым за нас; и ничто иное, как наше сообщество с Иисусом Христом, вводят нас в позорное умирание во время исповеди, чтобы мы поистине стали соучастниками Его креста. Крест Христов уничтожает всяческую гордыню. Мы не сможем найти его, если будем бояться идти туда, где можно его найти, т.е. в публичном раскаянии грешника; и мы будем отказываться нести крест, если будем стащиться принять на себя позорную смерть грешника в исповеди. В исповеди мы прорываемся к истинному сообществу креста Христова, утверждаем свой крест. В глубокой духовно-телесной боли унижения перед братом, как перед Богом, познаем мы крест Христов в качестве своего спасения и избавления. Ветхий человек умирает, но над ним победу одержал Бог. И вот мы обретаем соучастие в воскресении Христовом и в вечной жизни.

Прорыв к новой жизни

В исповеди происходит прорыв к новой жизни. Где грех ненавидят, признают и прощают — там происходит разрыв с прошлым. «Прежнее прошло». Где произошел разрыв со грехом, там происходит обращение. «Теперь все новое» (2 Кор. 5:17). Христос положил в нас новое начало.

Как первые ученики оставили все по призыву Христову и пошли за Ним, так и в исповеди христианин оставляет все и начинает следовать за Богом. Исповедь есть следование. Начинается жизнь с Иисусом Христом и Его общиной. «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» (Пр. 28:13). В исповеди христианин начинает оставлять свой грех. Власть греха прервана. И отныне христианин добивается одной победы за другой.

Что произошло с нами в крещении, то же вновь даруется нам в исповеди. Мы спасены из мрака в Царство Иисуса Христа. Это радостное

послание. Исповедь является обновлением крещенской радости. «Вечером водворяется плач, а на утро радость» (Пс. 29:6).

Прорыв к уверенности

В исповеди происходит прорыв к уверенности. В чем причина того, что нам зачастую легче дается признание грехов перед Богом, чем перед братом? Бог свят и безгрешен, Он единственный Судия над злом и враг всякой непокорности. Брат же грешен, как и мы, он знает по своему опыту тайный грех. Но все должно быть наоборот. Мы обязаны считать путь к брату более легким, чем к святому Богу. Если же это не так, необходимо спросить себя: не обманываем ли мы себя порой в признании грехов перед Богом, не было ли это больше признанием грехов перед самим собой и не прощали ли мы сами себе? Не в этом ли кроется причина бесчисленных рецидивов и нашего бессилия в вопросе христианского смирения? Самопрощение никогда не победит грех, это может сделать лишь осуждающее и милующее Слово Бога.

Уверенность в том, что мы в исповеди и прощении своих грехов имеем дело не с самими собой, но с Богом живым, дарует нам Бог через брата. Брат разрывает сети самообмана. Кто признает свои грехи перед братом, тот знает, что имеет дело уже не с самим собой, он распознает в другом человеке присутствие Бога. Сколько бы я ни признавал свои грехи перед самим собой, все будет оставаться в темноте; перед братом же грех принужден выйти на свет дневной. И пусть лучше это случится

сегодня между мной и братом, чем в самый последний день в ожидании Страшного суда. И то, что нам дано признать свои грехи перед братом, — это великая милость, это избавление от ужаса в день Страшного суда.

Мой брат дан мне для того, чтобы через него я уже здесь достиг действительности Божьей в Его суде и Его милости. Признание своих грехов перед братом избавляет меня от самообмана, и мне дается совершенная уверенность в прощении, когда его произносит брат по поручению и во имя Бога. Ради уверенности в божественном прощении даруется нам братская исповедь.

И ради этой уверенности в исповеди говорится именно о признании конкретных грехов. Признаниями грехов «вообще» люди обычно сами себя оправдывают. О совершенной потерянности и испорченности человеческой сущности я узнаю на основании своих определенных грехов. Проверка своего сердца на соответствие всем десяти заповедям становится, таким образом, верной подготовкой к исповеди, иначе может получиться, что я и в братской исповеди стану лицемером и тогда мне не будет никакого утешения. Иисус имел дело с грешниками, грех которых был налицо, — с мытарями и блудницами. Они знали, за что им необходимо прощение, и они принимали это прощение своих грехов. Слепого Вартимея Иисус спросил: «Чего ты хочешь от Меня?» На этот вопрос мы перед исповедью должны иметь ясный ответ. Ведь и мы принимаем во время исповеди прощение определенных грехов, которые здесь выходят на свет, и прощение всех наших грехов, распознанных и нераспознанных.

Должно ли это означать, что братская исповедь является божественным законом? Исповедь законом не является, это предложение божественной помощи грешнику. Может случиться, что кто-то пробьется и без братской исповеди к уверенности, к новой жизни, к кресту и к сообществу через милость

Две опасности

Христианское сообщество, совершающее исповеди, должно беречь себя от двух опасностей.

Первая касается того, кто исповедь выслушивает. Нехорошо, ели один слушает исповеди всех остальных. Очень легко перегрузить кого-то одного, для него исповедь станет пустым действом, и на основании этого возникнет нездоровое злоупотребление исповедью для претворения духовного на-сильного господства над душами. Чтобы не подвергать исповедь этой чрезвычайной опасности, тот, кто слушает исповеди других, должен прежде исповедоваться сам. Только смиренный сможет выслушать исповедь брата без ущерба для себя.

Вторая опасность касается исповедующегося. Да сохранит он свою душу ради ее же блага от превращения исповеди в набожное занятие. Ибо в таком случае станет она самым отталкивающим, неизлечимым, нецеломудренным выворачиванием сердца, она станет сладострастной болтовней. Исповедь в качестве набожного занятия является сатанинской мыслью. Только стремясь к предложению Божьей милости, помощи и прощения, мы можем позволить себе спуститься в пропасть исповеди, только ради обетования прощения грехов мы можем исповедоваться. Исповедь как занятие является духовной смертью, исповедь в соответствии с обетованием — жизнью. Одно лишь прощение грехов является основанием и целью исповеди.

Радость святого причастия

Поскольку исповедь является закрытым действием во имя Иисуса Христа, совершающимся в сообществе по мере необходимости, то в христианском сообществе она является частью особенной подготовки совместного празднования Святого причастия. Примиренные с Богом и людьми, христиане наме-реваются принять Тело и Кровь Христовы. Это является заповедью Христа: никто не должен выходить к

алтарю, не примирившись в сердце с братом. Если эта заповедь касается каждого богослужения, каждой молитвы, то насколько же это верно для осуществления таинства!

В день перед совместным Святым причастием братья христианского сообщества будут находиться друг с другом, один будет просить у другого прощения за совершенную несправедливость. Никто не может идти к столу Господню, если он чурается подойти к брату. Весь гнев, споры, зависть, злые разговоры и неблаговидные поступки должны быть устранены, если братья намерены принять вместе милость Божью в таинстве. Но желание получить прощение брата еще не является исповедью, а однозначное обетование Христа касается только ис-поведи.

Однако подготовка к Святому причастию будет вызывать в каждом брате желание быть уверенным в прощении определенных грехов, которые его страшат и мучают и о которых знает только Бог. Ответом на это стремление становится предложение братской исповеди и прощения грехов. Там, где собственный грех привел к беде и страху, где нужна уверенность в прощении, там звучит приглашение к братской исповеди во имя Иисуса Христа. То, за что Иисуса обвинили в богохульстве, а именно: прощение Им грехов, теперь происходит в христианском сообществе силою Иисуса Христа. Один во имя Иисуса Триединого Бога прощает другому все грехи его, и среди ангелов в небесах царит радость о прощенном грешнике. Так время подготовки к Святому причастию наполняется братским увещеванием, утешением, молитвами, страхом и радостью.

День Святого причастия является для христианского сообщества днем радости. В сердцах примиренная с Богом и братьями община принимает дар Тела и Крови Иисуса Христа, а с ним и прощение, новую жизнь и спасение. Ей даруется новое сообщество с Богом и людьми. Сообщество Святого причастия является исполнением христианского сообщества вообще. Как члены общины объединяются в Теле и Крови Господней у стола Его, так они будут пребывать вместе и в вечности. Здесь сообщество достигает своей цели. Здесь радость во Христе и Его общине совершенна. Совместная жизнь христиан под Словом приходит к своему исполнению в таинстве.