3. День наедине с собой

Многие люди ищут общения, потому что они не выносят одиночества. Боясь одиночества, они вынуждены искать общества других людей. Среди христиан тоже есть люди, которые не выносят одиночества, одиночество плохо влияет на них. Стремясь к общению с другими христианами, они надеются, что им станет легче. Такие люди, попадая в христианскую общину (группу), обычно бывают разочарованы и обвиняют других в том, что на самом деле является их виной. Человек, который присоединяется к группе верующих только потому, что он бежит от себя и надеется отвлечь и занять себя, злоупотребляет христианским общением. Хотя его участие в христианской общине может казаться духовным, на самом деле такой человек ищет не общения, а только поможет ему забыть на короткое время свое одиночество и отчуждение от людей, что грозит ему полной изоляцией. Подобные попытки найти панацею от своего одиночества в христианском общении заканчиваются распадом общения, отказом от него и, в конечном счете, духовной смертью.

Одиночество и тишина

Тот, кто не выносит одиночества и не может быть один, должен остерегаться общения. Такой человек причинит вред и себе и всей группе верующих. Когда Бог призывает вас, вы стоите перед Ним один; вы один отвечаете на Его призыв; вы в одиночку должны бороться и молиться; вы будете умирать в одиночку и вы один дадите ответ Богу за свою жизнь. Вы не можете убежать от самого себя, ибо Бог выделил вас как личность. Если вы отказываетесь быть наедине сам с собой, то вы отвергаете призыв Христа, обращенный к вам, и поэтому вы не можете участвовать в общине верующих, призванных Богом. «Смерть приходит ко всем нам, и никто не может умереть за другого. Каждый должен сам встретить смерть, одни на один… В час смерти я не буду с вами, а вы не будете со мной» (Лютер).

Но верно также и другое изречение: «Тот, кто избегает общения, должен остерегаться одиночества». Вы призваны участвовать в христианском общении, и этот призыв обращен не только к вам одному. В общине верующих, призванных Богом, вы несете свой крест, вы преодолеваете свое сопротивление, вы молитесь. Вы не одиноки даже в час смерти, и в Последний День вы будете лишь членом великой общины Иисуса Христа. Если вы пренебрегаете общением с братьями, вы отвергаете призыв Христа, и в этом случае ваше одиночество лишь принесет вам вред. «Когда я буду умирать, я не буду страдать один, они (братья по общине) будут страдать вместе со мной» (Лютер).

Следовательно, мы признаем, что мы можем позволить себе быть наедине с собой только потому, что мы принадлежим к сообществу верующих, и что только тот, кто одинок, может жить в общении с другими. Только в общении с другими мы можем научиться уметь быть наедине с собой, и только в одиночестве мы можем научиться уметь правильно общаться с другими христианами в общине. То и другое происходит одновременно (а не последовательно), то и другое начинается в одно и то же время, а именно, по зову Иисуса Христа.

Жизнь только в одиночестве и жизнь только в христианском общении таит в себе опасные ловушки. Тот, кто хочет только общения, без одиночества, живет в вакууме слов и чувств. Тот, кто ищет только одиночества, без общения, погибает в пропасти тщеславия, самообольщения и отчаяния.

Тому, кто не выносит одиночества и не может быть один, следует остерегаться общения. Тому, кто избегает общения, следует остерегаться одиночества.

Наряду с днем, проведенном в общении в кругу христианской семьи, существует день одиночества. Так и должно быть. День, проведенный в общении с другими христианами, будет неполным и безрезультатным, если в нем не было часов, проведенных в одиночестве. Это относится как к общине верующих в целом, так и для отдельного человека.

Знаком общения является речь. Между молчанием и речью существует такое же внутреннее соответствие, как между одиночеством и общением. Одно не существует отдельно от другого. Хорошая речь возникает из молчания (тишины), хорошее молчание(тишина) возникает из речи.

Молчание — это не бессловесность, а речь — это не болтовня. Бессловесность не порождает одиночество, а болтовня не создает общение. «Молчание (тишина) — это эксцесс, опьянение, жертва речи. А бессловесность — не свята, она подобна искалеченной вещи, нечистому жертвоприношению… Захария был нем, но не молчалив. Если бы он принял откровение, то возможно вышел бы из храма не немым, а безмолвным». (Эрнест Хеллоу). Речь; Слово, которое создает общение и соединяет воедино христиан в нем, сопровождается тишиной. Есть «время молчать и время говорить» (Эккл.3:7). В христианском дне должно быть определенное время, отведенное для Слова (особенно время для совместного поклонения и общей молитвы), и определенное время, отведенное тишине, — согласно Слову; тишине, исходящей от Слова (особенно время перед слушанием Слова и после него). Слово приходит не к болтуну, а к тому, кто воздерживается от речи. Тишина храма — это знак святого присутствия Бога в Его Слове.

Существует позиция безразличия и даже отрицания тишины, считающая, что тишина — это пренебрежение Божьим откровением в Слове. В этом случае тишина неправильно понимается как церемониальной жест, как мистическое желание «пробиться» за пределы Слова. Такая позиция свидетельствует о непонимании существенной связи между тишиной и Словом. Тишина — это просто безмолвие человека согласно Слову Божьему. Мы храним молчание до слушания Слова, потому что наши мысли уже обращены к Слову — мы подобны ребенку, который умолкает, входя в комнату отца. Мы храним молчание после слушания Слова Божьего, потому что Оно все еще говорит и пребывает в нас. Мы храним молчание в начале дня, потому что Бог первым должен заговорить. Мы храним молчание перед отходом ко сну, потому что последнее слово дня принадлежит Богу.

Мы храним молчание исключительно ради Слова Божьего. Следовательно, мы храним молчание не из неуважения к Слову, а из благоговейного почитания получаемого Слова.

Молчание — это не что иное, как ожидание Божьего Слова и Его благословения. Но каждый из нас знает, что в наши дни, когда преобладает говорливость, молчанию надо учиться и его надо практиковать. Настоящая тишина, настоящее безмолвие, настоящее сдерживание речи приходит как следствие духовной тишины.

Тишина до слушания Слова Божьего оказывает благотворное влияние на весь день. Если мы научились хранить молчание до Слова Божия, то мы также научимся хранить молчание и сдерживать свою речь в течении всего дня. Однако существует такая вещь, как запретное, надменное и оскорбительное молчание, к которому человек прибегает по своей прихоти. Настоящая тишина не должна быть такой.

Молчание христианина — это слушание тишины, это — смиренная безмолвность, которая может быть прервана в любой момент, чтобы проявить смиренность. Это — молчание, соприкасающееся со Словом. Именно это имел ввиду Фома Кемпийский, сказав: «Никто не говорит так уверенно, как тот, кто охотно хранит молчание, если есть такая возможность». В молчаливости таится замечательная сила просветления, очищения и сосредоточенности на существенных вещах. Это неоспоримый, чисто мирской факт. Молчаливость же перед слышанием Слова Божьего ведет к правильному слушанию, а следовательно, и к правильному произнесению Слова Божьего в нужный момент. Не будем более распространяться на эту тему, ибо главная и существенная мысль может быть выражена немногими словами.

Если семья живет в стесненных жилищных условиях в обстановке, исключающей тишину, которая так необходима людям, то необходимо время от времени устраивать «тихий час» (т.е. время соблюдения тишины). После «тихого часа» мы возвращаемся к общению друг с другом обновленными и свежими. Многие семьи могут создать условия для того, чтобы каждый человек мог побыть наедине с собой. Установив в семье определенный порядок, можно избежать неприятных моментов, пагубно влияющих на семейные взаимоотношения.

Мы не будем обсуждать все то благотворное влияние, которое тишина и одиночество оказывают на христианина, т.к. это может легко увести нас от темы. Можно также привести много отрицательных моментов, связанных с тишиной. Тишина может превратиться в жуткие муки, сприсущей ей отчаянием и страхами. Тишина также может быть призрачным раем самообмана. Одно не лучше другого. Но чем бы ни обернулась тишина,

не ждите от нее ничего, кроме встречи непосредственно с Божьим Словом, ради которого человек предпочел тишину. Эта встреча будет ему дана. Христианин не должен ставить никакие свои условия, связанные с тем, что он ожидает или надеется получить от этой встречи. Если он просто примет ее, его тишина будет вознаграждена с избытком.

Существует три причины, почему христианин должен иметь определенное время среди дня, чтобы побыть в одиночестве: размышление о Священном Писании, личная молитва и ходатайствующая молитва о других. Для всего этого необходимо найти время в течении нашей дневной «медитации» (углубленного размышления). Термин «медитация» не должен пугать нас. Это понятие существовало и в раннехристианской Церкви и в период Реформации. Сейчас мы начинаем заново открывать его для себя.

Медитация (углубленное размышление)

Можно задать такой вопрос: «А зачем мы должны выделять особое время для медитации, если мы и так предаемся углубленному размышлению во время общего молитвенного собрания?» Ответ таков: Время личного размышления должно быть посвящено Священному Писанию, личной молитве и ходатайствующей молитве о других; других целей не должно быть. Здесь нет места духовным экспериментам. Но в течении дня необходимо выделить время для этих трех занятий, ибо Сам Бог требует этого от нас. Даже если на первых порах в нашем размышлении будет присутствовать только осознание того, что мы исполняем службу перед Господом, этого уже будет достаточно для начала.

Время уединенного размышления не ввергает нас в пропасть одиночества; оно позволяет нам быть наедине со Словом, давая прочное основание и четкое направление нашей жизни.

Если на общих семейных молитвенных собраниях мы читаем длинные последовательные отрывки из Библии, то во время нашего личного уединенного размышления мы ограничиваемся коротким произвольно выбранным текстом, который мы можем читать всю неделю. Если при совместном чтении Писания мы постигаем Библию во всем ее объеме, то при индивидуальном чтении мы проникаем в бездонные глубины каждого предложения и слова. То и другое необходимо в равной степени, чтобы «вы могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота…» (Еф.3:18).

Размышляя над Библией, мы обдумываем выбранный нами текст, полагаясь на обетование, что она содержит что-то конкретное лично для нас и для нашей христианской жизни, что это не только Божье Слово для Церкви, но и Божье Слово для каждого отдельного человека. Мы вникаем в конкретное слово до тех пор, пока не начинаем понимать, что оно говорит лично нам. При этом мы делаем самое, что ни на есть простое — то, что любой рядовой христианин делает каждый день: мы читаем Божье Слово как Божье Слово, предназначенное лично для нас.

Мы не задаемся вопросом, что данный текст говорит другим людям. Например, в такие моменты проповедник не думает о том, как он будет проповедовать или объяснять библейский текст; он размышляет лишь о том, что этот текст говорит лично ему. Для того, чтобы понять, что библейский стих дает лично нам, мы должны сначала понять его содержание. Однако мы не обдумываем его так, как если бы мы готовились к проповеди или к библейскому занятию, мы просто ждем Слова Божьего для нас самих. Но это не праздное ожидание, а ожидание, связанное с четким обетованием. Очень часто мы так отягощены и обеспокоены посторонними мыслями, заботами и впечатлением, которое мы производим на других, что требуется время, чтобы Слово Божье отмело все это и пробилось к нам. Но Оно непременно придет к нам. В этом можно быть совершенно уверенным так же, как и в том, что Сам Бог приходил к людям и что Он снова придет. Именно поэтому мы начинаем наше уединенное размышление о Библии молитвенной, прося Бога послать нам Его Святого Духа через Его Слово, открыть нам Его Слово и просветить нас.

Необязательно, чтобы мы поняли весь библейский отрывок за одно наше размышление. Часто нам приходится останавливаться на одном предложении или на одном слове, потому что они приковывают наше внимание, не позволяя идти дальше. Разве такие слова, как «Отец», «любовь», «милость», «крест», «освящение», «воскресение», не заключают в себе так много, что для них недостаточно того короткого время, которым мы располагаем?

Следовательно, когда мы наедине с собой размышляем о Библии, мы не должны беспокоиться о том, чтобы выразить наши мысли, нашу молитву словами. Мысль и молитва, невыраженные словами и исходящие только от нашегослышания, часто оказываются более благотворными.

Совершенно необязательно, чтобы мы во время нашего размышления открывали для себя какие-то новые идеи. Это может увести нас в сторону и дать пищу нашему тщеславию. Вполне достаточно, если Слово, которое мы читаем и понимаем, проникает в нас и пребывает в нас. Подобно тому как Мария «сохраняла в сердце своем» всё то, что ей сказали пастухи, или подобно тому, как случайно услышанные слова могут занимать наш ум помимо нашей воли, волнуя, беспокоя или восхищая нас, Слово Божие проникает в нас и остается с нами во время нашего уединенного размышления. Оно старается пробудить в нас интерес и оказать свое воздействие, чтобы вы не отходили от Него целый день. Оно совершает в нас определенную работу, о чем мы часто не догадываемся.

Главное, мы не должны ждать чего-то неожиданного и необычного в процессе нашего размышления. Неожиданное и необычное, конечно, может происходить. Но если оно не происходит, это отнюдь не означает, что время размышления было потрачено впустую. Не только в самом начале, но и впоследствии у нас будут такие периоды, когда мы будем испытывать большую духовную пустоту и апатию, нежелание и даже неспособность размышлять о Слове Божьем. Но такие моменты не должны останавливать и удерживать нас от уединенных размышлений над Словом Божьим в терпении и постоянстве.

Поэтому мы не должны слишком серьезно относиться к тем многим неприятным моментам в процессе нашего размышления, которые создают чувство недовольства собой. В такие моменты наше прежнее тщеславие и наши несправедливые требования к Богу могут снова заявить о себе под видом благочестия, как если бы мы имели право только на возвышенные и благотворные моменты и как если бы открытие нашей внутренней «нищетой» ниже нашего достоинства. Если мы займем такую позицию, у нас не будет успеха. Нетерпение и самобичевание могут подтолкнуть нас к самодовольству, и мы еще больше запутаемся в сетях самоанализа. В наших размышлениях о Слове Божьем, как и во всей христианской жизни, нет места таким нездоровым явлениям. Мы должны сосредоточить все наше внимание только на Слове, предоставив все последствия Его воздействию.

Может быть, это Сам Бог посылает нам часы самоосуждения и слабости, чтобы мы снова стали ожидать всё от Его Слова. «Ищите Бога, а не счастье» — таково основное правило для размышления о Слове Божьем. Если вы ищете только Бога, к вам придет счастье: таково обетование.

Молитва

Размышление о Св.Писании ведет к молитве. Как мы уже говорили, наилучший способ молиться заключается в том, чтобы позволить слову Св.Писания вести вас в молитве, т.е. молиться словами Св. Писания. В этом случае мы не станем жертвой нашей опустошенности. Молитва — это не что иное, как готовность и желание получить и удержать Слово и, что более важно, принять его в нашей конкретной жизненной ситуации с ее конкретными проблемами, решениями, грехами и искушениями. В тиши своего уединения мы можем открыть Богу то, что никогда не сможем сделать, участвуя в общей молитве. Согласно слову Св. Писания мы молимся о просветлении нашего дня, о сохранении нас от греха, о возрастании в освящении, о преданности и о силах для нашей работы. И мы можем быть уверены в том, что наша молитва будет услышана, потому что наша молитва — это наш ответ на Слово Божие и Его обетование. Поскольку Слово Божье исполнилось в Иисусе Христе, все наши молитвы, которые мы возносим согласно Слову, обязательно будут услышаны и отвечены в Иисусе Христе.

Один из трудных моментов нашего «часа углубленного размышления» заключается в том, что наши мысли уводят нас в сторону, отвлекаясь на других людей и события нашей жизни. Хотя это может сильно расстраивать нас и вызывать чувство стыда, мы не должны падать духом, тревожиться и делать вывод, что мы не способны к таковому серьезному занятию. Когда такое случается с нами, не надо судорожно пытаться повернуть наши мысли вспять. Просто надо спокойно включить в нашу молитву тех людей и те события, на которые отвлекаются наши мысли и, проявив терпение, вернуться к исходному моменту нашего размышления.

Ходатайствующее моление о других

Наши ходатайствующие молитвы о других так же связаны со Священным Писанием, как и наши личные молитвы о себе. В общей ходатайствующей молитве о других, которая возносится группой верующих, невозможно упомянуть всех тех, кто находится на нашем попечении; во всяком случае это нельзя сделать так, как мы обязаны это делать. У каждого христианина есть свой круг лиц, которые сами просят его помолиться за них и за которых он призван молиться. Это, прежде всего, те, с кем мы вместе живем. Именно в ходатайствующей молитве мы слышим, как бьется в унисон сердце всей христианской жизни. Христианское сообщество живет и существует, благодаря ходатайствующей молитве христиан друг за друга; в противном случае оно распадается.

Если я молюсь за своего брата, я уже не могу осуждать или ненавидеть его, сколько бы неприятностей он мне ни причинял. Во время моего ходатайствующего моления его лицо, прежде чуждое и неприятное для меня, преображается в лицо прощенного грешника. Такое радостное открытие делает христианин, когда он начинает молиться за других. Нет такой неприязни, такой напряженности в личных взаимоотношениях, такого отчуждения, которое нельзя было бы преодолеть при помощи ходатайствующей молитвы. Ходатайствующая молитва о других — это очищающая баня, необходимая для каждого христианина и для каждого христианского сообщества (группы). Во время нашей ходатайствующей молитвы мы можем испытывать сильное сопротивление ей, но у нас есть обетование, что цель будет достигнута.

Как это происходит? Ходатайствующая молитва означает, что мы приводим нашего брата в присутствие Бога и видим его под Крестом Христа как бедного грешника, нуждающегося в Божьей милости. И тогда все то, что в нём вызывает у нас неприязнь, исчезает; мы понимаем все его лишения и нужды. Мы так отчетливо видим груз его проблем и грехов, что ощущаем их как свои собственные. Мы ничего не можем делать, как только молиться: «Господи, только Ты можешь помочь ему во всей Твоей строгости и Твоей благости». Молиться одругом означает, что мы признаем, что нашему брату дано такое же право, которое получили мы, а именно: быть пред Христом и иметь его благодать и милость.

Исходя из этого становится ясно, что мы должны возносить Богу ходатайствующую молитву ежедневно. Тот, кто не молится засвоего ближнего, тот отказывает ему в христианском служении. Ходатайствующая молитва — это не что-то общее и расплывчатое; наоборот, это очень конкретная молитва о конкретных людях об их конкретных трудностях и проблемах.

И наконец, надо сказать, что каждый христианин должен выделить в своей жизни определенное время для ходатайствующей молитвы; особенно это касается пастора, который несет ответственность за всю общину.

Если относиться к ходатайствующей молитве продуманно, она займет все время, отводимое для дневного общения с Богом во время уединенного размышления. В этом случае начинаешь понимать, что ходатайствующая молитва — это дар Божьей благодати для каждой христианской общины и для каждого христианина. Поскольку эта молитва является неизмеримо великим Божьим даром, мы должны принимать ее с радостью. Все то время, которое мы уделяем ходатайствующей молитве, становится источником новой радости в Боге и в христианском сообществе.

Поскольку углубленное размышление над Священным Писанием, личная молитва за других наше богослужение, в котором мы находим Божью благодать, должны приучить себя отводить для этого определенное время — точно так же, как мы находим время для всех других занятий. Это отнюдь не «законничество»; это — порядок и точность. Для большинства людей наиболее удобным временем являются утренние часы — до того, как другие люди начинают посягать на наше время. Это время по праву принадлежит нам.

Мы должны настаивать на том, чтобы ничто и никто не отвлекал нас в это время. Что касается пастора, то это — его святой долг, от которого зависит все его служение. Как кто- то может быть «верен во многом», если он не научился быть «верным в малом» в своей повседневной жизни?

Критерий истинного размышления над Словом Божьим

Каждый день приносит христианину многочасовое общение в нехристианской среде. Это — для него время испытания. Это — проверка, насколько истинно его размышление над Словом Божьим и насколько подлинным является его общение с другими верующими. Сделало ли оно его зрелым человеком или же оно сделало его слабым и зависящим от других? Помогло ли оно ему научиться снова уметь быть наедине с самим собой или же оно сделало его неуверенным и беспокойным? Это один из наиболее важных и испытующих вопросов, который можно задать любой христианской общине(группе).

Более того, это тот момент, когда верующий определяет, привело ли его углубленное размышление о Слове Божьем к оторванности от реальной действительности, от чего он, пробуждаясь, с ужасом возвращается к повседневной жизни этого мира или же оно привело его к настоящему общению с Богом, которое действует на него очищающе и укрепляюще. Испытывает ли он в какой-то момент духовный экстаз, который исчезает с возвратом к повседневной жизни, или же Слово Божие настолько прочно и глубоко поселилось в его сердце, что Оно хранит и укрепляет его, побуждая к активной любви, к послушанию и добрым делам? Только день может определить это.

Является ли невидимое присутствие христианского сообщества реальной поддержкой для верующего? Помогают ли ему ходатайствующие молитвы других верующих прожить день? Служит ли ему Божье Слово утешением и придает ли Оно ему силы? Или же он злоупотребляет своим уединением в ущерб христианскому общению, Слову и молитве? Человек должен понимать, что часы, проведенные им в уединении, оказывают влияние на его общение с другими христианами. В своем уединении верующий может отказаться от христианского общения и опорочить его, но он также может укрепить его и свято относиться к нему. Каждое проявление выдержки со стороны отдельного христианина приносит пользу общению верующих.

С другой стороны, нет такого греха в мыслях, слове и деле (каким бы личным или тайным он ни был), который бы не причинял вред христианскому общению. Когда в организм проникает инфекция, возможно, никто не знает, откуда она пришла и в каком органе поселилась, однако организм заболевает. Это — наиболее подходящая метафора в данном случае.

Мы все — члены одного Тела и не потому, что мы так решили, а потому что такова суть нашего существования. Каждый член служит всему телу — либо его оздоровлению либо его разрушению. Это — не теория, это — духовная реальность. Ее последствия — либо разрушительные, либо благотворные — часто проявляются на христианском общении с предельной ясностью.

Христианин, возвращающийся к христианскому общению в лоно семьи после дневной «битвы», приносит с собой благословение своего уединения, но при этом он заново получает благословение от общения с другими верующими. Благословен тот, кто будучи наедине сам с собой, черпает силы в христианском общении и благословен тот, кто участвуя в христианском общении, черпает силы в своем уединении. Но источником силы и одиночества и христианского общения является только Слово Божье, обращенное к христианину, живущему в христианском общении.