1. Высшее образование

Самые важные уроки, которым могут научиться как преподаватели, так и учащиеся, это уроки, указывающие не на мир, но на крест Христов.

Жизненно важное знание

Высшее образование — это основанное на опыте знание плана спасения, и подобное знание обретается посредством ревностного и прилежного исследования Писания. Такое образование обновит разум, изменит характер, восстановит в человеке образ Божий. Оно защитит разум от обманчивых нашептываний врага и сделает нас способными понимать голос Божий. Оно поможет учащемуся стать соработником Иисуса Христа, научит его рассеивать вокруг себя нравственную тьму и дарить людям свет и знание. Простота подлинного благочестия будет тем пропуском, который позволит нам перейти из подготовительной школы на земле в высшую школу на небесах.

Не существует образования более высокого, чем то, которое получили первые ученики и которое открывается нам в Слове Божьем. Получить высшее образование — значит следовать этому Слову безоговорочно; значит идти по стопам Христа, являя в жизни качества Его характера. Это значит отречься от себя и посвятить жизнь служению Богу. Высшее образование — это нечто несравненно более великое и возвышенное, чем познания, получаемые из книг. Это личное, основанное на живом опыте познание Христа; это освобождение от идей, привычек и поступков, приобретенных в школе князя тьмы, которые не позволяют нам быть верными Богу. Получить высшее образование — значит обрести победу над упрямством, гордостью, эгоизмом, честолюбием и неверием. Это весть избавления от греха.

Из века в век любопытство устремляет людей к древу познания, и зачастую они думают, что срывают необходимый для жизни плод, тогда как на самом деле это тщета и пустота в сравнении с наукой подлинной святости, которая откроет им врата града Божьего. Человеческое честолюбие стремится к знанию, которое принесет славу, самовозвышение и власть. Именно этим сатана искушал Адама и Еву до тех пор, пока они не пренебрегли установленными Богом ограничениями, в результате чего началось их обучение под руководством отца лжи. Они обрели знание, которое Бог не желал давать им, — знание последствий греха.

Так называемое древо познания превратилось в орудие смерти. Сатана искусно вплел свои догмы и ложные теории в проводимое обучение. С ветвей древа познания он вещает самую приятную лесть относительно высшего образования. Тысячи людей вкушают плод этого древа, хотя он несет им только смерть. Христос говорит: «Вы отвешиваете серебро за то, что не хлеб» (см. Исаии 55:2). Вы употребляете доверенные вам небом таланты на приобретение такого образования, которое Бог называет глупостью.

В сознании каждого учащегося должна укорениться мысль, что до тех пор, пока разум не научится постигать истины Божественного откровения и пока сердце не воспримет учение Христова Евангелия, образование можно считать несостоявшимся. Учащийся, который вместо ясных принципов Божьего Слова принимает популярные воззрения и все свое время и внимание посвящает банальным, ничего не значащим вопросам, вскоре обнаружит, что его умственные силы слабеют и отстают в развитии. Сила роста будет утрачена. Ум необходимо приучать к постижению великих истин, относящихся к жизни вечной.

Мне было открыто, что нам необходимо направлять мысли наших студентов гораздо выше, чем это считается возможным теперь. Как сердце, так и ум необходимо приучать к сохранению своей чистоты посредством ежедневного черпания сил из источника вечной истины. Воспитание, приобретаемое посредством исследования Божьего Слова, расширит узкие границы человеческого образования и откроет нашему взору несравненно более глубокое знание, которое достигается только через тесную связь с Богом. Каждому учащемуся, который является исполнителем Слова, оно откроет новые горизонты мысли и даст ему нетленное богатство познаний. Без этого знания человек, несомненно, потеряет вечную жизнь; в то время как, владея им, он сможет приготовиться к жизни в обществе святых существ.

На протяжении столетий Божественный разум и Его рука сохранили повествование о творении неповрежденным. Достоверное описание сотворения нашего мира мы находим только в Слове Божьем. В наших школах это Слово должно стать главным предметом исследований. Из него мы узнаем, какую цену за наше спасение уплатил Тот, Кто от начала был равен Отцу и Кто пожертвовал Своей жизнью ради того, чтобы люди могли предстать перед Ним свободными от всего земного, воссозданные по образу Божьему.

У Бога в неограниченном количестве имеются дары для нас. Престол благодати обладает несказанной притягательной силой, ибо на нем восседает Тот, Кто позволяет нам называть Его своим Отцом. Но Иегова не посчитал совершенным план спасения, который был бы украшен только лишь Его любовью. Он вознес на Свой алтарь облеченного в Его природу Ходатая. Являясь нашим посредником, Христос желает представить нас Богу как Его сынов и дочерей. Он ходатайствует о тех, кто принимает Его. Своей собственной кровью Он искупил их. Благодаря Своим заслугам Он дает им право быть членами царской семьи, детьми небесного Царя. А безграничная любовь Отца ко Христу проявляется в том, что Он принимает друзей Христа как Своих друзей. Он удовлетворен совершенным искуплением. Бог был прославлен воплощением, жизнью, смертью и посредническим служением Своего Сына.

Наука спасения, наука подлинного благочестия, знание, которое было открыто от вечности и которое проникает в Божьи намерения, является выражением Божьих мыслей и откровением Его замысла. Это, по мнению Неба, крайне важно. Если наша молодежь обретет это знание, она сможет обрести и все остальное; но если нет, то все познания, которые можно получить в этом мире, не смогут приблизить их к Господу. Они могут обладать различными познаниями, почерпнув их из книг, и в то же время быть несведущими в главном — в праведности, которая наделит их характером, угодным Богу.

Опасность мирского образования

Многие люди, отдающие своих детей в наши школы, вскоре сталкиваются с немалыми искушениями, потому что они хотят, чтобы их дети получили такое образование, которое мир считает самым важным. Таким людям я хочу сказать: доверьте своих детей простоте Божьего Слова, и они будут в безопасности. Эта Книга является основой всякого истинного знания. Самое высокое образование, которое они могут получить, состоит в том, чтобы научиться показывать в своей «вере… добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь». «Если это в вас есть и умножается, — говорит Слово Божье, — то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа… Так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Петра 1:5—11).

Когда Божье Слово заменяется книгами, уводящими далеко от Бога, когда искажается понимание принципов Царства небесного, то такое образование является лишь извращением этого слова. До тех пор, пока учащийся не станет питать свой ум чистой пищей, тщательно очищенной от так называемого «высшего образования», которое смешано с безбожным духом, он не сможет по-настоящему познать Бога. Постичь значение истинного образования в его простоте могут только те, кто сотрудничает с небом в замысле спасения.

Люди, стремящиеся к образованию, которое мир оценивает как высокое, будут все дальше и дальше удаляться от принципов истины, пока не станут образованными безбожниками. Какой ценой они получили свое образование! Они лишают себя Святого Духа Божьего. Вместо истин, которые Бог передал людям через своих служителей, апостолов и пророков, они избирают то, что мир называет знанием.

Многие люди, получив это мирское образование, считают, что его необходимо внедрять в наши школы. Существует постоянная опасность того, что работники наших школ и санаториев будут с одобрением относиться к мысли, что им необходимо идти в ногу с миром, изучать те предметы, которые изучает мир, и познавать то, что познает мир. Если исследованию Слова не будет уделено должного внимания, мы непременно совершим серьезные ошибки. Нельзя допускать, чтобы в наших школах Библия представлялась вперемежку с безбожием. Божье Слово должно быть основой и главным предметом обучения. Несомненно, сегодня мы знаем это Слово намного лучше, чем знали вчера, но, тем не менее, нам еще есть что познавать.

Истинное «высшее образование» дарует Тот, у Которого «совет и разум» (Иова 12:13) и из уст Которого «знание и разум» (Притчи 2:6). Источник истинного знания и настоящего развития — в познании Бога. Куда бы мы ни обратились в физической, умственной или духовной сферах, куда бы мы ни посмотрели, удаляясь от греховного, всюду нам открывается это познание. В какую бы область знания мы ни окунулись с искренним желанием дойти до истины, мы обнаружим невидимый и могущественный Разум, пребывающий во всем и везде. Разум человека соприкасается с Разумом Божьим, ограниченный —с Безграничным. Невозможно в полной мере оценить облагораживающее действие такого общения на тело, разум и душу. — Воспитание, c. [14].

Учитель, посланный Богом, преподал нам уроки подлинной воспитательной работы. Об этой работе сегодня, как и о работе, начало которой Он положил восемнадцать столетий назад, говорил Сам Спаситель: «Я есмь Первый и Последний, и живой». «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откровение 1:17; 21:6).

В присутствии такого Учителя, имея возможность обретения Божественного воспитания, что может быть нерассудительнее стремления получить воспитание без Него, стремиться быть мудрыми в стороне от Мудрости, быть верными, отвергая истину, искать освещение в стороне от Света и существовать без жизни, отвернуться от Источника живой воды и высекать водоемы, которые не сохраняют воду! (Воспитание, c. [83]).

Дорогой учитель, когда ты обдумываешь свою нужду в силе и руководстве, нужду, которую никакой человеческий источник не может восполнить, я прошу тебя принять во внимание обетования Того, Кто является чудным Советником. «Вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее» (Откровение 3:8). «Воззови ко Мне — и Я отвечу тебе» (Иеремии 33:3). «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою» (Псалтирь 31:8). «И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Матфея 28:20).

В качестве высочайшей подготовки к вашей работе я указываю вам на слова, жизнь и методы выдающегося из учителей. Я прошу вас учиться у Него. Он вам настоящий идеал. Смотрите на Него до тех пор, пока Его Дух не завладеет вашим сердцем и жизнью. «Как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ» (2 Коринфянам 3:18) (Воспитание, c. [282]).

Успех в истинном образовании не имеет ничего общего с эгоизмом. Подлинное знание исходит от Бога и к Богу же возвращается. Его дети получают для того, чтобы отдавать. Те, кто по милости Божьей получили интеллектуальные и духовные благословения, должны увлекать за собой и других, чтобы и они поднимались на новые высоты. Эта работа, совершаемая на благо других, будет сопровождаться поддержкой невидимых сил. Если мы с верностью совершаем назначенную нам работу, в нас возрастет стремление к праведности, святости и глубокому познанию Бога. В этой жизни мы можем стать совершенными во Христе, и свои развившиеся способности мы возьмем с собой в небесные чертоги.

Первая из наук

Знание истинной науки — это сила. Замысел Божий состоит в том, чтобы преподавание этой науки в наших школах приготовило учащихся к той работе, которая должна предварить завершающие сцены истории этого мира. Истина должна быть возвещена в самых отдаленных уголках земли силами подготовленных тружеников.

Но, хотя знание науки и является силой, все же знание того, что Христос пришел в этот мир в образе человека, является несравненно большей силой. Наука спасения — это самая важная наука, которую следует изучить в подготовительной школе на земле. Хорошо обладать мудростью Соломона, но еще лучше и важнее иметь мудрость Христа. Посредством интеллектуальных упражнений познать невозможно Христа, но посредством Него мы сможем достичь высочайших ступеней лестницы интеллектуального величия. В то время как стремление к знаниям в области искусства, литературы и бизнеса должно поощряться, учащийся все же должен в первую очередь обрести основанное на опыте познание Бога и Его воли.

Возможность постижения науки спасения предоставлена в преизбытке каждому. Посредством непрестанного пребывания во Христе, исполнения Его воли и веры в Его Слово это знание могут получить даже те, кто несведущ в премудрости этого мира. Всякой смиренной душе, которая всецело доверяется Ему, Господь покажет, что истинное знание ведет к небесам.

Постижение науки

Существует наука христианства, которую необходимо постичь, — наука, которая настолько глубже, шире и выше любой человеческой науки, насколько небо выше земли. Ум необходимо дисциплинировать, воспитывать и упражнять, ибо нам предстоит совершать дело Божье такими методами, которые не свойственны нашим врожденным наклонностям. Порой для того, чтобы человек смог стать учеником в школе Христа, ему необходимо отказаться от воспитания и знаний, приобретенных на протяжении всей жизни. Сердце необходимо приучать искать твердость в Боге. Как молодые, так и пожилые должны вырабатывать такой образ мыслей, который сделает их способными сопротивляться искушениям. Они должны учиться взирать вверх. Принципы Божьего Слова, которые так же безграничны, как небо, и которые охватывают вечность, должны быть поняты в контексте их влияния на повседневную жизнь. Каждый поступок, каждое слово и каждая мысль должны находиться в согласии с этими принципами.

Ни одна наука не сравнится с той, которая способствует развитию в жизни учащегося характера Божьего. Те, кто становится последователем Христа, вскоре обнаружат, что их действия приобретают новые мотивы, в их уме рождаются новые мысли, и в результате они совершают новые поступки. Однако такой успех не дается без борьбы, поскольку враг непрестанно противоборствует им, посылая искушения, чтобы ввергнуть душу в сомнение и грех. Унаследованные и приобретенные наклонности ко злу должны быть побеждены. Чувства и желания должны быть подчинены Святому Духу. По эту сторону вечности борьба никогда не окончится. Однако там, где постоянные битвы, есть драгоценные победы, и победа над собой и грехом имеет такую ценность, которую разум даже не в состоянии постичь.

Настоящий успех в образовании

Настоящий успех в образовании, как и во всем остальном, состоит в том, чтобы не упускать из поля зрения будущую жизнь. Человечество едва только начало жить, когда люди стали умирать, и если нет правильного знания относительно вечной жизни, то непрерывный человеческий труд превращается в ничто. Человек, который относится ко времени испытания как к подготовительной школе жизни, будет использовать его для обретения права на вход в небесные обители и на поступление в высшую школу. Чтобы учиться в этой школе, молодым людям необходимо получить воспитание, образование и подготовку, которые помогут сформировать характер, одобряемый Богом.

Если учащиеся понимают, что цель их сотворения состоит в том, чтобы чтить Бога и быть благословением для людей, если они ценят нежную любовь, явленную им небесным Отцом, и осознают то высокое предназначение, к которому их готовит дисциплина в этой жизни — преимущество и честь быть детьми Божьими, тогда тысячи людей смогут отвернуться от низких и эгоистичных целей и легкомысленных удовольствий, которые до сих пор поглощали их. Они научатся ненавидеть грех и избегать его не просто из-за страха перед наказанием или по причине ожидания награды, но из-за понимания присущей ему низости, ибо грех разрушает данные Богом способности и позорит человеческое достоинство. Черты характера, которые делают человека преуспевающим и уважаемым в обществе, — неудержимое стремление к лучшему, твердая воля, сосредоточенность и неутомимое упорство, — не будут подавлены. Божья благодать направит их к целям настолько же удаленным от эгоистичных и временных интересов, насколько небо выше земли.

«Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению», — пишет апостол Павел (2 Фессалоникийцам 2:13). В этом тексте показаны два главных средства спасения людей — Божественное действие и сильная живая вера последователей Христа. Соработниками Бога мы становимся именно через освящение Духа и веру истине. От Своей Церкви Христос ожидает сотрудничества. Он не собирается изобретать какое-то иное средство, которое бы придало действенность Его Слову. Он сделал великое дело, вдохновив Свое Слово. Кровь Иисуса Христа, Святой Дух и Божественное Слово принадлежат нам. Все это послано нам Небом с одной-единственной целью — спасти души, за которые умер Христос. От нас же ожидается полностью положиться на обетования Божьи и стать Его соработниками. В этой работе Божественное должно взаимодействовать с человеческим.

«Всякий, кто от истины, слушает гласа Моего», — провозгласил Христос (Иоанна 18:37). В Том, Кто стоял в совете Божьем и Кто обитал в вечных высотах святилища, сосредоточена вся полнота истины. Он был един с Богом. Наш ограниченный ум не в состоянии до конца постичь этого, чтобы постоянно превозносить пред людьми Христа и Его крестный подвиг. «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Исаии 53:5). «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Коринфянам 5:21). Христос, распятый за наши грехи; Христос, воскресший из мертвых; Христос, вознесшийся на небеса в качестве нашего посредника, — это и есть наука спасения, которую нам всем необходимо изучать и передавать другим. Это и должно быть основой нашей работы.

Крест Христов — непрестанно рассказывайте о нем каждому учащемуся. Понимают ли они, что это такое? Ставят ли они его во главу угла всех своих исследований, знают ли истинное его значение? Можно ли быть в нашем мире христианином без креста Христова? Постоянно возвеличивайте его в школах как основание истинного образования. Крест Христов должен быть так же близок нашим учителям и так же понятен, как он был близок и понятен Павлу, который смог сказать: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Галатам 6:14).

Пусть учителя, великие и малоизвестные, познают, что значит хвалиться крестом Христовым. Тогда своим примером и наставлениями они смогут открыть ученикам все благословения, которые изливаются на тех, кто несет его мужественно и решительно. Спаситель говорит: «Если кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матфея 16:24). Всякому, кто возьмет его и понесет вслед за Христом, он станет залогом венца бессмертия, который они получат.

Педагоги и воспитатели, которые не движутся в этом направлении, недостойны своего звания. Преподаватели, не подражайте миру, перестаньте превозносить так называемых великих людей. Устремляйте взоры учащихся только на крест Христов. Распятый Мессия является средоточием всего христианства. Самые важные уроки, которым могут научиться как преподаватели, так и учащиеся, — это уроки, указывающие не на мир, но с мира на Голгофский крест.

Благочестие, богоподобие — вот цель, к которой следует стремиться. Перед учащимся здесь открывается путь постоянного прогресса. У него есть цель для достижения, образец для подражания, который включает в себя все доброе, чистое и благородное. Он добьется значительных успехов в достижении истинного знания. Но его усилия будут сосредоточены на предметах настолько более высоких, чем эгоистичные и временные интересы, насколько небеса выше земли.

Тот, кто содействует Божественной цели и стремится передавать подрастающему поколению знания о Боге, кто способствует формированию характера в гармонии с Творцом, тот совершает великое и благородное дело. Пробуждая желание уподобиться Божьему идеалу, такой учитель предлагает воспитание обширное, как небеса, и всеобъемлющее, как Вселенная, образование, воспитание не окончится с этой жизнью, но будет совершенствоваться в вечной жизни, это воспитание гарантирует успевающим доступ из подготовительной школы на земле в высший класс, небесную школу (Воспитание, c. [18, 19]).

Учитель истины —единственно надежный воспитатель

В мире существуют две категории преподавателей. К одной категории относятся те, кого Бог делает проводниками света, а к другой — кого сатана использует в качестве своих агентов, которые умны на зло. Первые созерцают характер Божий и возрастают в познании Христа. Они полностью покорились всему, что приносит небесное просвещение — небесной мудрости возвышающей душу. Каждая способность их естества подчинена Богу; даже их помышления пленены в послушание Христу. Вторые же объединились с князем тьмы, который никогда не дремлет и ищет возможность принести другим познание зла. Он воспользуется любой возможностью насадить в сердце и разуме человека свой образ мыслей.

Необходимо возвысить мерило праведности в наших школах, и преподавание должно соответствовать Божьему образцу. Если бы Христос вошел в наши образовательные учреждения, Он бы очистил их так же, как в свое время очистил Храм, изгнав все то, что оказывает разлагающее влияние. Многие из тех книг, которые изучает наша молодежь, были бы выброшены, а на их место положены другие, дающие серьезные знания и изобилующие идеями и наставлениями, которые стоит сохранять в сердце и которые окажут благотворное воздействие на их поведение.

Разве замысел Господа заключается в том, чтобы разум наших детей и молодежи заполнялся ошибочными рассуждениями, неверными принципами и сатанинской софистикой? Следует ли предлагать вниманию учащихся языческие и безбожные идеи как ценное дополнение к имеющимся у них запасам знаний? Труды самого мыслящего скептика — это труды ума, продавшегося на службу врагу. Могут ли те, кто называет себя реформатором и кто стремится вести детей и молодежь по правильному пути, по которому следует идти искупленным Господом, предположить, что Бог желает, чтобы они предлагали молодежи для изучения то, что исказит Его характер и представит Его в ложном свете? Стоит ли представлять мнения скептиков и высказывания распутных людей, как нечто заслуживающее внимания учащихся, только потому, что они принадлежат перу тех, кого мир почитает за великих мыслителей? Должны ли те, кто исповедует веру в Бога, собирать высказывания и мнения этих неосвященных авторов и сберегать их подобно драгоценным камням в сокровищнице своего разума? Ни в коем случае!

Господь наделил этих мужей, которых почитает мир, бесценными интеллектуальными дарами, Он наградил их выдающимся умом, однако они не использовали свои способности для прославления Бога. Они оставили Его так же, как это сделал когда-то сатана. Но, хотя они оставили Бога, они сохранили многие из тех драгоценных способностей, которые Он дал им. Они заключили их в рамки заблуждений, дабы придать блеск собственным мнениям и сделать привлекательными изречения, которые были вдохновлены князем зла.

Несомненно, что в трудах язычников и скептиков можно обнаружить возвышенные мысли, которые привлекательны для ума. Однако этому есть своя причина. Разве не был сатана «сыном зари», некогда разделявшим с Богом небесную славу, уступавшим в могуществе и величии только Христу? В Писании он описан как печать совершенства, «полнота мудрости и венец красоты». Пророк говорит: «Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иезекииля 28:12, 14, 15).

Люцифер извратил то величие и могущество, которыми наделил его Творец. Однако когда это соответствует его намерениям, он может ниспосылать людям пленительные идеи. Сатана способен вдохновить своих подданных на такие мысли, которые кажутся возвышенными и благородными. Не Писание ли цитировал он, когда задумал сразить Христа благовидными искушениями? Таким же образом он подкрадывается к людям, маскируя свои намерения видимостью добра и заставляя их поверить, что он друг человечества, а не враг. Так он обманул и совратил человеческую семью, введя их в заблуждение коварными искушениями и приведя в замешательство благовидной ложью.

Бог представлен в ложном свете

Все зло, которое обрушилось на человечество, сатана приписал Богу. Он представил Его в ложном свете, утверждая, что Бог испытывает удовольствие от страдания Своих созданий, что Он мстителен и безжалостен. Родоначальником доктрины о вечных муках, посылаемых в наказание за грех, является не кто иной, как сатана, потому что таким образом он может ввергать людей в неверие и возмущение, сбивать их с толку и приводить в смятение.

Взирая на ужасное заблуждение, в которое погружалось человечество, Небо понимало, что на землю необходимо прийти Божественному Учителю. Благодаря усилиям врага многие были настолько обмануты, что поклонялись ложному богу, облеченному в качества характера, которые свойственны одному сатане. Люди, пребывающие в неведении и нравственной тьме, нуждаются во свете, в духовном свете, ибо мир не знает Бога и потому необходимо, чтобы Он был открыт их разуму. Истина взирала с небес и не видела отражения своего образа, ибо мир был окутан густыми тучами духовного мрака и тьмы. Только Господь Иисус мог развеять эти тучи, ибо Он есть Свет миру. Рассеять мрачную тень, которую сатана бросил между человеком и Богом, Христос мог только Своим непосредственным присутствием. (Впервые опубликовано 17 ноября 1891 г.).

Правдивая картина

Сын Божий пришел в этот мир, чтобы открыть людям характер Отца, дабы они могли научиться поклоняться Ему в духе и истине. Он пришел, чтобы насадить истину в мире. В Его руках были ключи к сокровищнице премудрости, и, если бы это было необходимо для спасения, Он мог распахнуть двери науки и открывать неизвестные доселе хранилища знаний. Свету, который просвещает всякого человека, приходящего в мир, открыта вся полнота истины.

Во дни Христа признанные учителя обучали людей традициям отцов и детским басням, смешанным с мнениями тех, кто почитался высочайшим авторитетом. Однако в их учениях ни знатные, ни простые не могли найти свет и силу.

Христос говорил так, как никогда не говорил человек. Он излил на людей все сокровища небесной мудрости и знания. Он пришел не для того, чтобы высказывать неопределенные идеи и мнения, но чтобы проповедовать истину, утвержденную на вечных принципах. Он мог открыть такие тайны науки, которые бы оттеснили на задний план открытия величайших людей и превратили бы их в ничто. Однако Его миссия заключалась в другом. Он пришел, чтобы найти и спасти погибшее, и ничто не могло отвратить Его от этой цели. Он открыл истины, которые были погребены под хламом заблуждений, и освободил их от человеческих требований и традиций, утвердив их навеки. Он вызволил истину из мрака и вернул ее на принадлежащее ей место, дабы она вновь сияла своей первоначальной славой. Посему и неудивительно, что толпы людей следовали за Господом и с почтением слушали Его слова!

То, что открыл людям Христос, совершенно не соответствовало той картине характера Божьего, которую представил сатана. Он стремился убедить людей в любви Отца, Который «так возлюбил… мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16). Он убеждал их в необходимости молитвы, покаяния, исповедания и оставления грехов. Он учил их честности, снисходительности, милосердию и состраданию, призывая любить не только любящих их, но также и тех, кто ненавидит их и обращается с ними жестоко. Во всем этом Он открывал им характер Отца — долготерпеливого, милостивого и доброго, медленного на гнев и полного благодати и истины.

Когда Моисей попросил Господа показать ему Свою славу, Господь сказал: «Я проведу пред тобою всю славу Мою». «И прошел Господь пред лицом его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину, и преступление, и грех, но не оставляющий без наказания… Моисей тотчас пал на землю и поклонился Богу» (Исход 33:19; 34:6—8). Когда мы познаем характер Божий так, как его познал Моисей, мы также поспешим склониться перед Ним в восхищении и хвале.

Только Божественная премудрость способна раскрыть нам тайны замысла спасения. Человеческая мудрость может быть полезна, а может и не пригодиться, но мудрость Божья незаменима. Пусть вы упустите что-либо из земных приобретений, но веру в прощение, которое досталось такой огромной ценой, вы должны сохранить, в противном случае вся премудрость, приобретенная на земле, погибнет вместе с вами.

Можем ли мы приглашать в наши школы сеятелей плевелов? Можем ли мы позволять людям, которые учились у врага всякой правды, обучать нашу молодежь? Или мы воспользуемся Словом Божьим как путеводителем? Зачем прибегать к изменчивым словам людей как к великой мудрости, в то время как нам доступна мудрость несравненно большая и надежная? Стоит ли предлагать вниманию учащихся труды смертных авторов, тогда как Тот, Чьи слова дух и жизнь, приглашает нас: «Придите… и научитесь от Меня»? (Матфея 11:28, 29).

«Старайтесь не о пище тленной, — советует Христос, — но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог» (Иоанна 6:27). Если мы повинуемся этим словам, то правильно поймем учение Писания и будем считать истину самым ценным сокровищем, которое способно обогатить наш разум. В нас появится источник живой воды. Мы будем молиться, как молился псалмопевец: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего», и, подобно ему, мы обнаружим, что «суды Господни — истина, все праведны; они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота; и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда» (Псалтирь 118:18; 18:10—12).

Только жизнь может породить жизнь. Только Он имеет в себе жизнь, которая соединена с Источником жизни, и только Он может быть проводником жизни. Для того, чтобы труд учителя мог увенчаться успехом, ему необходимо стать живым воплощением истины, каналом, через который будут струиться мудрость и жизнь. Непорочная жизнь, являющаяся результатом здравых принципов и правильных привычек, тогда будет расцениваться как самая главная похвала.

Бескорыстное служение закону небес

Любовь, являющаяся основой творения и искупления, также является и основой истинного воспитания. Это очевидно из закона, который Бог дал в качестве руководства к жизни. Первая и наибольшая заповедь гласит: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Марка 12:30). Любовь к Безграничному, Всеведущему Богу всеми силами, всем разумением и всем сердцем приведет к высочайшему развитию всех способностей, к восстановлению образа Божьего во всем естестве человека — в теле, разуме и душе.

Вторая заповедь подобна первой: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Марка 12:31). Закон любви призывает к посвящению тела, разума и души на служение Богу и ближним. Это служение, которое делает нас благословением для других, в то же время приносит величайшие благословения нам самим. Бескорыстие стоит в основе всякого истинного развития. Благодаря бескорыстному служению все наши способности достигают высочайшего развития.

Последствия своекорыстия

На небесах Люцифер пожелал получить верховную власть; он хотел стать Богом и правителем небес; в результате он склонил на свою сторону множество ангелов. Когда вместе со своим восставшим воинством он был изгнан из небесных дворов, свою работу восстания и своекорыстия он продолжил на земле. Искушая наших прародителей честолюбием и потворством своим желаниям, сатана привел их к грехопадению, и с тех пор стремление к удовлетворению вожделений и потворство эгоистичным желаниям и страстям продолжают разрушать человечество.

По замыслу Божьему Адам должен был стать во главе земной семьи, чтобы утверждать принципы жизни небесной семьи. Это принесло бы человечеству мир и счастье. Однако сатана вознамерился противостать закону, который гласит, что никто «не живет для себя» (Римлянам 14:7). Он же хотел жить только для себя. Он желал обладать абсолютной властью. Этот дух вызвал восстание на небе и, принятый человеком, принес грех на землю. Когда Адам согрешил, человечество удалилось от определенного небом центра. Основной силой в этом мире стал дьявол. Там, где должен был стоять престол Божий, сатана поставил свой престол. К ногам врага как добровольный дар мир принес свое почтение.

Нарушение Божьего закона принесло с собой горе и смерть. Через неповиновение способности человека извратились, и место любви занял эгоизм. Его природа оказалась настолько ослабленной, что он стал неспособным противостоять силе зла. Искуситель наблюдал за тем, как осуществлялось его намерение разрушить Божественный план сотворения человека и наполнить землю страданиями и скорбью. Люди избрали себе такого правителя, который приковал их к своей колеснице как пленников.

Средство решения проблемы

Взирая на человека, Бог видел его отчаянный бунт, и Он предусмотрел средство решения создавшейся проблемы. Христос стал Божьим даром для примирения с человечеством. Сыну Божьему предстояло прийти в этот мир, принять человеческую природу и личным примером стать великой воспитательной силой среди людей. Его пребывание в человеческом естестве должно было наделить их способностью противостоять силе сатаны. Он пришел, чтобы формировать характер людей, и наделять их силой ума, и распространять вокруг Себя лучи истинного воспитания, дабы истинная цель жизни не была упущена из виду. Сыны человеческие обладали практическим познанием зла; Христос же пришел в наш мир, чтобы открыть людям, что Он насадил для них дерево жизни, листья которого приносят исцеление народам.

Земная жизнь Христа показывает нам, что наличие высшего образования вовсе не приводит к популярности, земным преимуществам, удовлетворению всех временных нужд и уважению со стороны титулованных и знатных людей этого мира. Князь жизни испытал все тяготы нищеты, чтобы понимать нужды бедных, хотя Своей Божественной силой Он мог накормить множество голодных людей. Не для того пришел Он в этот мир, чтобы носить пышные одежды первосвященника или владеть сокровищами язычников, но чтобы служить страдающим и нуждающимся. Его жизнь осуждает всякое своекорыстие. Делая людям добро, Он проливал свет на характер Божьего закона и на природу Своего служения.

Христос мог раскрыть людям глубины науки. Он мог открыть тайны, на постижение которых людям потребовались бы столетия напряженных исследований. Он мог внести научные предложения, которые бы до конца времен давали пищу для ума и служили стимулом для изобретений. Но Он не делал этого. Он не сказал ничего, что удовлетворило бы любопытство или подогрело бы честолюбивые замыслы людей. Он не касался абстрактных теорий. Он говорил о том, что необходимо для развития характера, что увеличит способность человека к познанию Бога и умножит его силы для совершения добра. Вместо того чтобы побуждать людей к изучению человеческих теорий о Боге, Его Слове или Его делах, Христос учил их взирать непосредственно на Него, открытого в Своих делах, Своем Слове и Своем провидении. Он приводил их разум в соприкосновение с разумом Бесконечного. Он раскрывал принципы, которые рушили основу эгоизма.

Тот, кто несведущ относительно образования, как оно преподано и представлено в жизни Христа, тот несведущ в том, чем вообще является высшее образование. Своей смиренной жизнью и позорной смертью Он уплатил цену искупления за каждую душу. Он отдал Себя ради того, чтобы поднять падших и грешных. Можно ли представить себе образование более высокое, чем то, которое обретается в сотрудничестве с Ним?

Каждому из нас Христос повелевает: «Иди и трудись сегодня в Моем винограднике во славу Моего имени. Покажи благословения истинного образования миру, обремененному пороком. Укажи утомленным, обремененным, сокрушенным и растерянным на Иисуса как на источник всякой силы, жизни и надежды». Учителям Он говорит: «Будьте верными воинами. Стремитесь к высшему образованию, к полному подчинению воле Божьей, и вы непременно пожнете награду. Если вы непрестанно будете пребывать там, где на вас будут изливаться благословения Божьи, тогда имя Господне будет возвеличено чрез вас».

Богу нужно не служение уст и не словесное исповедание веры в Него, но смиренная и посвященная жизнь. Как учителям, так и учащимся необходимо на личном опыте познать, что значит жить освященной жизнью, в которой раскрываются священные принципы, составляющие основу христианского характера. Те, кто посвящает себя познанию пути Господня и Его воли, получают самое высокое образование, которое вообще доступно простым смертным. Они строят не на мудрости этого мира, но на вечных принципах.

Каждый учащийся имеет преимущество ежедневно изучать жизнь и учение Иисуса Христа. Христианское образование означает принятие учения Спасителя как в теории, так и на практике. Оно включает в себя повседневное неуклонное следование по стопам Христа, согласившегося прийти в наш мир в человеческом облике, чтобы дать человечеству силу, которую невозможно получить при помощи иных средств. Что это за сила? Сила принять учение Христа и тщательно следовать ему.

Сопротивляясь греху и совершая труд на благо других, Христос показал людям пример высшего образования. Он открыл Отца Своим ученикам таким способом, который совершил в их сердцах особую работу. То же самое Он давно желает совершить и в наших сердцах. Многие люди настолько увлеклись теорией, что совершенно потеряли из виду живую силу примера нашего Спасителя. Они перестали видеть в Нем самоотверженного и скромного труженика. И необходимо вновь обратить взор на Иисуса и ежедневно ощущать Его присутствие. Им следует научиться следовать Его примеру самоотречения и самопожертвования.

Нам необходимо пережить то, что пережил Павел, когда писал: «Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Галатам 2:19, 20).

Познание Бога и Иисуса Христа, изменяющее характер, является самым высшим образованием. Это ключ к вратам небесного града. Божье намерение состоит в том, чтобы это знание имели все облекшиеся во Христа.

Тот, чей разум просвещен откровениями Божьего Слова, непременно осознает свою ответственность перед Богом и перед миром. Он увидит, что его таланты должны развиваться таким образом, чтобы давать наилучшие результаты, ибо ему предстоит «возвещать совершенства» Того, Кто призвал его «из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петра 2:9). Возрастая в благодати и познании Господа Иисуса Христа, он осознает свое несовершенство и невежество и будет постоянно беречь и развивать силы своего ума, дабы стать мудрым христианином. Студенты, исполненные Духом Христа, будут впитывать знание всеми силами своего естества. Без всего этого образование будет лишено своего настоящего великолепия и славы.

Истина Слова Божьего, принятая в сердце, очищает и облагораживает душу посредством Святого Духа. Под Его руководством способности, посвященные всецело Богу, развиваются постоянно и гармонично. Посвящение и благочестие устанавливают такие близкие отношения между Христом и Его учеником, что он уподобляется Ему. Посредством Божественной силы его слабый и нерешительный характер становится сильным и устойчивым. Он становится человеком здравых принципов, ясного восприятия и правильных и умеренных суждений. Благодаря связи с Богом, источником света и понимания, его взгляды, освобожденные от собственных предвзятых мнений, становятся шире, а проницательность — глубже. Познание Бога и Его воли, насколько это под силу человеческому разуму, явленное в практической жизни, произведет способных людей.

Знание — это сила. Однако силой к совершению добра оно становится лишь тогда, когда соединяется с подлинным благочестием. Чтобы служить самым благородным целям, оно должно получать жизненную силу от Духа Божьего. Чем теснее наша связь с Богом, тем глубже мы сможем постичь ценность истинной науки, ибо качества характера Бога, какими мы видим их в Его творении, сможет наилучшим образом оценить тот, кто имеет познание Творца вселенной и Источника всякой истины. Такой человек сможет найти наилучшее применение своему знанию, ибо, находясь под всецелым водительством Духа Божьего, его таланты обретают наивысшую полезность.

Для дальнейшего изучения

Жизненно важное знаниеНаглядные уроки Христа, c. [106-114]Воспитание, c. [13-30]Основы христианского воспитания, c. [368-372], [392-396], [512-515]Служение исцеления, c. [409—426]Вести для молодежи, c. [36-40], [169-172]

Первая из наукНаглядные уроки Христа, c. [134]Основы христианского воспитания, c. [186-190]Вести для молодежи, c. [189-191]

Бескорыстное служение закону небесХристианский дом, c. [484-490]Желание веков, c. [21]Воспитание, c. [301-309]Служение исцеления, c. [457]Свидетельства для церкви, т. 8, c. [328]