2. Назначение наших школ

«Да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши как искусно изваянные столпы в чертогах» (Псалтирь 143:12).

Наши дети и молодежь нуждаются в нашей заботе

Мы уделяли слишком мало внимания своим детям и молодежи, и потому они не преуспевают, как следует в христианской жизни. Члены церкви не относились к ним с нежностью и сочувствием и не проявляли заинтересованности в том, чтобы они могли совершенствовать духовную жизнь.

В больших церквах очень многое может быть сделано для молодежи. Неужели для того чтобы помочь им стать полноценными христианами, — сыновьями и дочерьми во Христе Иисусе, мы приложим меньше стараний и дадим им меньше стимула, чем они получали в тех церквах, из которых вышли ради истины? Оставим ли мы их на произвол разочарований и искушений, таящихся повсюду и готовых уловить их в свои сети? Не случается ли так, что когда они ошибаются и падают, то члены церкви, которые в свое время пренебрегли заботой об агнцах, обрушиваются на них с осуждением и упреками, преувеличивая тяжесть их падения? Не становятся ли их недостатки предметом широкого обсуждения, повергая их в разочарование и отчаяние?

Работа, которая ожидает наших членов, заключается в том, чтобы проявить интерес к нашей молодежи. Проявите к ним доброту, терпение, мягкость, заповедь на заповедь, правило на правило. О, где же вы, отцы и матери израильские? Необходимо, чтобы было как можно больше тех, кто стал бы управителем благодати Христовой, кто испытывал бы не формальную, а настоящую, живую заинтересованность в молодежи. Нам нужны люди, неравнодушные к тому положению, в котором пребывает наша молодежь, кто дает себе отчет в том, что сатана пускает в ход все мыслимые средства, чтобы увлечь их в свои сети.

Бог требует, чтобы церковь пробудилась от летаргического сна и осознала, какое служение ожидается от нее в это нелегкое время. Нам необходимо питать малых агнцев. Господь взирает с небес, желая увидеть тех, кто совершает ту работу для детей и молодежи, какую бы совершил Он Сам. Глаза наших братьев и сестер должны быть помазаны небесной мазью, дабы они могли видеть нужды времени. Нам всем нужно пробудиться, чтобы увидеть масштаб той работы, которую необходимо совершить в Божьем винограднике, и взяться за нее.

Необходимость во всестороннем образовании

Как народу, претендующему на то, что нам открыт больший свет, нам необходимо разрабатывать новые способы и средства, благодаря которым мы смогли бы подготовить для различных сфер Божьего дела отряды образованных тружеников. В санаториях, на медицинских миссионерских полях, в офисах издательств, в конференциях и в целом во всей церкви нам нужны зрелые, хорошо обученные молодые мужчины и женщины. Нам нужны молодые труженики, обладающие высокой интеллектуальной культурой, которые смогли бы наилучшим образом трудиться для Господа. Кое-что для достижения этого эталона уже сделано, однако мы еще по-прежнему отстаем от него.

Если мы, как церковь в целом, так и каждый в отдельности, хотим устоять в день суда, нам необходимо расширить границы обучения нашей молодежи, чтобы лучше подготовить ее к той великой многообразной работе, которая доверена нам. Нам необходимо составлять мудрые планы, чтобы незрелые умы тех, кто обладает определенными талантами, могли укрепиться, дисциплинироваться и уподобиться высочайшему образцу, дабы дело Божье не потерпело урона из-за недостатка подготовленных тружеников, которые исполняли бы свой долг ревностно и с прилежанием.

Все должны быть научены

Церковь спит и не понимает огромной важности обучения детей и молодежи. Кто-то может спросить: «Для чего придавать такое значение основательному обучению детей? Нам кажется, что если вы возьмете тех из них, кто решил посвятить себя литературному или какому другому служению, требующему определенной подготовки, и уделите им необходимое внимание, то этого будет достаточно. Необязательно всей нашей молодежи давать хорошее образование. Разве таким образом не будут удовлетворены нужды церкви?»

Я отвечаю: нет, вне сомнения, не будут. Каким образом мы сможем выделить тех, кто нам нужен? Как нам определить, кто будет самым перспективным и прилежным в служении Богу? Мы можем судить по внешности подобно тому, как это сделал Самуил, когда он был послан найти помазанника Божьего. Когда благородные сыновья Иессея проходили мимо и его взгляд остановился на красивом лице и хорошо сложенной фигуре старшего сына, Самуилу показалось, что перед ним стоял помазанник Господень. Но Бог сказал ему: «Не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит не сердце». Ни одного из прекрасных сыновей Иессея не принял Господь. Но когда с поля позвали младшего сына, Давида, совсем еще подростка, и когда он предстал пред Самуилом, Господь сказал: «Встань, помажь его, ибо это он» (1 Царств 16:7, 12).

Как безошибочно определить, кто из членов семьи принесет много плода в деле Божьем? Необходимо давать общее образование всем ее членам, и вся молодежь должна иметь доступ к благословениям и преимуществам обучения в наших школах, дабы в них пробудилось желание стать соработниками Бога. Им всем необходимо образование, чтобы стать полезными и квалифицированными тружениками, готовыми нести ответственность как в личной, так и в общественной жизни. Существует огромная нужда в том, чтобы готовить большое количество компетентных работников, и многие должны подготовить себя к преподавательской деятельности, чтобы обучать и воспитывать других для великой работы будущего.

Фонд для развития образовательных учреждений

Церкви необходимо со вниманием отнестись к данной ситуации и направить все свое влияние и средства на осуществление этих планов. Следует создать фонд из щедрых пожертвований на развитие учебных заведений. Нам нужны хорошо обученные, хорошо образованные люди, которые бы действовали в интересах наших общин. Они должны разъяснять членам, что нам не следует посылать своих детей в семинарии и колледжи, принадлежащие другим конфессиям, что нам необходимо приводить их в те школы, где их религиозным образованием не будут пренебрегать.

Высокие цели

Бог желает, чтобы мы не отставали ни в одной из сфер образовательной деятельности. Наши колледжи должны намного опережать все остальные по качеству образования… Если у нас не будет школ, тогда молодежь пойдет в другие семинарии и колледжи, где она окажется незащищенной от скептических настроений, нападок и сомнений относительно богодухновенности Библии. О высшем образовании говорят очень много, и многие считают, что оно целиком состоит из постижения наук и литературы, однако это не все. Высшее образование включает в себя знание слова Божьего, и суть его раскрывается в следующих словах: «Да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоанна 17:3).

Самый высокий уровень образования — это тот, который дает такое знание и воспитание, которые будут способствовать наилучшему развитию характера и приготовят душу к той жизни, которая соизмерима с жизнью Божьей. Нельзя терять вечность из поля зрения. Высшим образованием является то образование, которое научит наших детей и молодежь науке христианства, которое даст им практическое знание путей Божьих и сообщит им те уроки об отеческом характере Бога, которые Христос преподал Своим ученикам.

«Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня» (Иеремии 9:23, 24). Давайте во всем последуем Божьему совету, ибо Он безграничен в премудрости. Хотя в прошлом мы сделали далеко не все, что могли сделать для наших детей и молодежи, давайте покаемся и используем оставшееся время так, чтобы восполнить этот пробел (Особые свидетельства относительно воспитания, c. [197—202], 28 апреля 1896 г.).

Ответственность, которая лежит на членах церкви

Нет работы более важной, чем обучение и воспитание нашей молодежи. Я рада тому, что у нас есть учреждения, в которых они могут уберечься от разрушающего влияния, преобладающего в современных школах. Наши братья и сестры должны быть благодарны Богу за колледжи, которые у нас появились благодаря Его привидению, и должны быть готовыми поддерживать их своими средствами. Всякая возможность должна быть использована для образования молодежи и повышения их нравственности. Их необходимо учить мужественно противостоять усиливающемуся потоку нравственного осквернения. Твердо полагаясь на Божественную силу, они смогут стать эталоном для подражания в окружающем обществе, вместо того чтобы самим подражать мирским стандартам.

Когда молодые люди приходят в наши учебные заведения, у них не должно появиться ощущения того, что они попали в чуждую среду, где никто не заботится о них. Нам необходимо оберегать их, противостоять сатане, дабы он не похитил их из наших рук. Отцы и матери Израиля должны тщательно наблюдать за ними, помня, что придет время дать за все отчет. Братьи и сестры, не чуждайтесь молодежи, как будто вы не несете за нее никакой ответственности. Вы, которые давно называете себя христианами, должны совершить важную работу — терпеливо и нежно направлять молодежь на верный путь. Вам необходимо показать им свою любовь, потому что они — младшие члены Божьей семьи, приобретенные Его кровью.

Будущее нашего общества определяется сегодняшней молодежью. Сатана проявляет серьезные, настойчивые усилия к тому, чтобы развратить ум и испортить характер каждого юноши и каждой девушки. Неужели мы, имеющие более богатый опыт, позволим себе оставаться в стороне и наблюдать за тем, как он беспрепятственно осуществляет свои намерения? Как воины, стоящие на страже, давайте будем бороться за нашу молодежь и с помощью Божьей удерживать их подальше от губительной бездны. В притче рассказывается о том, что, когда люди спали, пришел враг и посеял плевелы. Точно так же в то время когда вы, мои братья и сестры, продолжаете оставаться в неведении относительно Его работы, сатана собирает под свое знамя армию молодежи, и он ликует, ибо через них он продолжает свою войну против Бога.

Преимущество учителя

На преподавателях наших школ лежит очень большая ответственность. Их слова и характер должны отражать то, что они ожидают от своих учеников, — быть мужчинами и женщинами, боящимися Бога и поступающими праведно. Если они сами знают путь, они смогут и молодежь научить идти по нему. Они не только обучат их наукам, но также научат иметь нравственную самостоятельность, трудиться для Иисуса и нести бремя Его работы.

Дорогие учителя, у вас такие возможности! Какое это преимущество — формировать умы и характеры доверенной вам молодежи! Какую радость испытаете вы, когда встретите их у подножия великого белого престола и будете понимать, что вы сделали все, что смогли, чтобы приготовить их к вечности! Если ваши труды выдержат испытание в великий день, тогда, подобно самой мелодичной музыке, в ваших ушах прозвучит благословение Господа: «Хорошо, добрый и верный раб!.. войди в радость господина твоего» (Матфея 25:21).

На великом поле жатвы достаточно работы для всех, и те, кто не стремятся делать то, что они могут, окажутся виновными пред Богом. Давайте совершать труд, который нужен как здесь, так и для вечности. Давайте направим в дело все способности, которыми Бог наделил нас, и Он благословит наши усилия.

Спаситель страстно желает спасти молодежь. Для него не будет большей радости, чем та, когда Он увидит их собравшимися вокруг Его престола, облеченными в незапятнанные одежды Его праведности. Спаситель ожидает наступление того торжественного часа, когда Он возложит на их головы венцы жизни, а их радостные голоса объединятся в песне победы, воздающей честь и славу и величие Богу и Агнцу и отдающейся вновь и вновь эхом в небесных дворах.

Основная цель образования

Из-за неправильного понимания истинной природы и цели образования многие допускают серьезные и порой роковые ошибки. Подобное происходит тогда, когда работой над собой и формированием принципов пренебрегают в угоду обретения интеллектуальной культуры или когда в погоне за временными преимуществами теряются из виду вечные интересы.

Тот, кто был искуплен кровью Христа, не может делать обретение мирских почестей или богатств своим движущим мотивом. Наоборот, наша цель должна состоять в том, чтобы приобретение знаний и мудрости помогало нам стать лучшими христианами, приносить больше пользы, еще преданней служить своему Творцу и своим примером и влиянием побуждать других к прославлению Бога. В этом есть нечто реальное, нечто осязаемое — не просто слова, но и дела. Не только привязанности сердца, но и сама жизнь должны быть посвящены нашему Творцу.

Единственный совершенный образец

Великое назначение получаемого образования и воспитания состоит в том, чтобы вновь привести человека в гармонию с Богом, дабы его духовная природа была возвышена и облагорожена и он снова мог отражать образ Творца. Эта работа настолько важна, что Спаситель оставил небесные дворы и лично пришел на землю, чтобы научить людей тому, как приготовить себя к жизни высшей. На протяжении тридцати лет Он жил жизнью людей, познавая все ее тяготы в детстве, юношестве и в зрелости; Он пережил самые жестокие испытания, чтобы стать живым примером тех истин, которым Он учил. На протяжении трех лет Учитель, пришедший от Бога, обучал сынов человеческих, затем, поручив работу избранным соработникам, Он вознесся на небеса. Однако Его интерес к ней не ослабел. С глубочайшим волнением Он наблюдает с небесных высот за продвижением дела, ради которого Он пожертвовал Своей жизнью.

Характер Христа — это совершенный образец, которому нам необходимо подражать. Раскаяние и вера, подчинение своей воли Богу и посвящение Ему всех привязанностей — вот средства определенные для совершения этой работы. Нашей главной целью должно быть познание этого Богом предопределенного плана, а наши главные усилия направлены на исполнение его требований.

Соломон говорит, что «начало мудрости — страх Господень» (Притчи 9:10). О ценности и важности этой мудрости он пишет: «Главное — мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум» (Притчи 4:7). «Потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота. Она дороже драгоценных камней; и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею» (Притчи 3:14, 15).

Школа Христа

Тот, кто прилежно стремится обрести мудрость в земной школе, должен помнить, что есть еще одна школа, двери которой открыты для него. Христос был величайшим Учителем, которого когда-либо видел мир. Он принес человеку знание непосредственно с небес. Уроки, преподанные Им, нужны нам не только в настоящей, но и в будущей жизни. Он ставит перед нами настоящие жизненные ориентиры и показывает, как достичь их.

В школе Христа обучение не прекращается никогда. Там учатся и пожилые, и молодые. Те, кто прислушивается к наставлениям Божественного Учителя, постоянно возрастают в премудрости, в чистоте и в благородстве души, и таким образом готовятся к поступлению в высшую школу, где совершенствование будет продолжаться на протяжении всей вечности.

Безграничная Мудрость открывает нам великие уроки жизни — уроки долга и счастья. Уроки, которым зачастую трудно учиться, но без которых у нас не будет настоящего прогресса. Эти уроки могут даваться ценой тяжелых усилий и слез, и даже агонии, но нам нельзя не колебаться, не утомляться. В итоге мы услышим призыв нашего Господа: «Дитя Мое, взойди выше».

Подготовиться к жизни в святом и непорочном обществе мы должны именно в этом мире, среди его испытаний и искушений. Те, кто настолько поглощены исследованием вопросов второстепенной важности, что перестают учиться в школе Христа, терпят невосполнимую утрату. Отвергая дары Его благодати, они оскорбляют Божественного Учителя. Чем дольше они будут это делать, тем больше будут коснеть во грехе. Воздаяние, которое они получат, будет пропорционально бесконечно великой цене тех благословений, которые были презрительно ими отвергнуты.

Религия Христа обладает возрождающим действием, которое изменяет все естество человека, поднимая его выше всякого унизительного порока и устремляя мысли и желания к Богу и к небу. Соединившись с Бесконечным, человек становится причастником Божественного естества. На такого человека стрелы лукавого не имеют никакого воздействия, ибо он облечен в доспехи праведности Христа.

Каждая способность, которой Творец наделил сынов человеческих, должна быть употреблена для Его славы, в этом состоит самое чистое, самое святое, самое отрадное занятие для людей. Когда религиозные принципы занимают первостепенное место, тогда каждый шаг, предпринимаемый с целью получения знаний или для воспитания культуры ума, будет шагом к воссоединению человеческого с Божественным, ограниченного с Безграничным.

Библия как воспитатель

Священное Писание как воспитатель не имеет себе равных. Библия — это древнейшая, наиболее исчерпывающая история, когда-либо рассказанная людям. Чистым и кристальным потоком течет она из источника вечной истины, и на протяжении всех веков Божественная Рука охраняла ее чистоту. Она освещает самое отдаленное прошлое, куда ученые напрасно пытаются проникнуть. Только в Слове Божьем мы видим ту силу, которая положила основание земле и распростерла небеса. Только здесь мы находим достоверные сведения о происхождении народов. Только здесь мы находим историю нашего рода незапятнанной человеческим честолюбием и предрассудками.

В Слове Божьем ум находит темы для самых глубочайших размышлений и вдохновения. Познавая его, он приобщается к патриархам и пророкам и слышит голос Вечного, когда Тот говорит с людьми. В нем мы видим, как Христос, Величие Неба, унизив Себя, стал нашим Заместителем и Поручителем, чтобы вступить в единоборство с силами тьмы и победить их ради нас. Благоговейные размышления над подобными темами могут смягчить, очистить и облагородить сердце человека и в то же самое время придать разуму новую силу и энергию.

Тот, кто в безразличном и презрительном отношении к призывам Божьим видит проявление смелости и отваги, тем самым выказывает свою глупость и невежество. Похваляясь своей свободой и независимостью, он на самом деле является рабом греха и сатаны.

Ясное понимание Бога и Его требований к нам приведет к глубокому смирению. Тот, кто правильно исследует Священное Слово, поймет, что человеческий интеллект не всемогущ. Он узнает, что без помощи Божьей человеческая сила и мудрость на самом деле лишь слабость и невежество.

Тот, кто следует Божественному руководству, тот нашел единственный истинный источник спасающей благодари и настоящего счастья и обрел силу делать счастливыми всех вокруг себя. Никто не может по-настоящему наслаждаться жизнью без религии. Любовь Божья очищает и облагораживает все наклонности и желания, углубляет все привязанности и усиливает каждое благородное стремление. Она наделяет людей способностью ценить и любить все, что истинно, что любезно и прекрасно.

Однако самая главная ценность Библии состоит в том, что в ней человеку открывается воля Божья. В ней мы знаем о цели нашего сотворения и о том, каким образом эта цель может быть достигнута. Мы узнаем о том, как благоразумно улучшить нынешнюю жизнь и приготовиться к жизни будущей. Никакая другая книга не может так удовлетворить запросы ума и чаяния сердца. Обретая познание Божьего Слова и слагая его в своем сердце, люди смогут подняться из самых больших глубин падения и стать сынами Божьими, сообщниками безгрешных ангелов.

Уроки природы

Разнообразные пейзажи природы также содержат уроки Божественной мудрости для тех, кто научился общаться с Богом. Картины, в первозданной красе открывшиеся взору первой четы в Едеме, теперь омрачены тенью грехопадения. Но, несмотря на это, везде, куда бы мы ни посмотрели, мы видим следы былой красоты, слышим Божий юное и восхищаемся делами Его рук.

От торжественных рокочущих раскатов грома и непрекращающегося рева древнего океана, до радостных песен, оглашающих чащи лесов, многотысячные голоса природы воздают хвалу Господу. Мы видим Его славу на небе, на море и на земле в изумительных переливах красок, сливающихся в неповторимой гармонии и неописуемых контрастах. О Божьей силе нам вещают вечные горы. Деревья, величаво колышущие зелеными кронами в ярких лучах солнца, и изысканной красоты цветы указывают на своего Творца. Зеленая трава, мягким живым ковром укрывающая темную землю, говорит о том, как Бог заботится о самых скромных Своих творениях. Морские гроты и горные пещеры хранят в своих глубинах Его сокровища. Тот, Кто опустил жемчужины на дно океана и вложил аметист и хризолит в расщелины скал, несомненно, любит все прекрасное. Восходящее солнце является символом Того, Кто жизнь и свет для всего сотворенного Им. Все великолепие и красота неба и земли говорит нам о Боге.

Неужели, наслаждаясь Его дарами, мы забудем о Подателе благ? Наоборот, пусть они наведут нас на размышления о Его благости и любви. Пусть все прекрасное, что мы имеем в нашем земном доме, напоминает нам о кристальной реке и зеленых полях, о колышущихся деревьях и живых фонтанах, о сияющем городе и облаченных в белые одежды певцах, о нашем небесном доме — о мире красоты, который ни один художник не может изобразить и ни один смертный язык не в силах описать. «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Коринфянам 2:9).

Жить вечно в этом благословенном доме, носить в душе, теле и духе не мрачные следы греха и проклятия, а совершенное подобие нашего Творца и на протяжении бесконечных веков возрастать в премудрости, знании и святости, исследуя новые пространства мысли, открывая новые чудеса и новые красоты, непрестанно совершенствуясь в способности познавать, наслаждаться и любить, и знать, что впереди ждет еще не познанная радость, любовь и премудрость, которым нет предела, — вот цель, на которую указывает христианская надежда и к которой готовит христианское образование. Смыслом жизни христианина должно быть стремление обрести это образование самому и помочь обрести его другим.

Давайте никогда не забывать о том, что Христос является источником радости. Он не испытывает удовольствия от страданий людей, но желает всегда видеть их счастливыми.

Небесный образец

Мы быстро приближаемся к последнему кризису в истории этого мира, и поэтому нам важно понимать, что образование, предлагаемое нашими школами, должно отличаться от образования, получаемого в школах этого мира. Нам также не следует подражать тому образцу, которому следуют они. Обучение, предлагаемое в школах адвентистов седьмого дня, должно приводить к истинному смирению. В нашей речи, в одежде, в привычках питания и в распространяемом влиянии должна проявляться простота подлинного благочестия.

Нашим учителям необходимо понимать ту работу, которая должна быть совершена в эти последние дни. Обучение, предлагаемое в наших школах, в церквах, в санаториях, должно давать ясное представление об этой работе. Учащимся всех уровней следует ясно указать на необходимость избавления от всех мирских привычек, которые противоречат учениям слова Божьего и укоренения на их месте всего того, что носит печать Божественного происхождения. Наше преподавание должно носить отпечаток небесного, таким образом показывая, насколько Божественное обучение превосходит мирское.

Кому-то эта задача полного преобразования может показаться невыполнимой. Если это так, тогда зачем вообще начинать работу христианского образования? Наше понимание смысла истинного образования должно побуждать нас постоянно стремиться к безупречной чистоте характера. Всякий раз, встречаясь друг с другом, нам необходимо помнить, что мы готовимся к переселению в другой мир; нам необходимо знать небесные принципы и применять их в жизни; в сознании каждого учащегося должно запечатлеться превосходство будущей жизни над нынешней. Те учителя, которые не делают это неотъемлемой частью процесса обучения, теряют преимущество участвовать в великом деле развития такого характера, который получит одобрение Божье.

По мере того, как мир все больше и больше подчиняется влиянию сатаны, истинные дети Божьи будут стремиться все больше и больше учиться у Него. Нужны такие учителя, которые сформируют в характере молодежи небесные черты. Под их влиянием безрассудные и ненужные привычки будут вытеснены такими, которые приличествуют сынам и дочерям Божьим.

По мере того, как нечестие в мире все больше умножается, а сатанинское учение развивается и распространяется, учение Христа должно заявить о себе в жизни обращенных мужчин и женщин. Ангелы ждут возможности сотрудничать с людьми во всех сферах их деятельности. Мне это было показано неоднократно. Сегодня народу Божьему — истинно обращенным мужчинам и женщинам — необходимо под руководством посвященных учителей научиться тем урокам, которые ценит небесный Бог.

Наиболее важная работа, которую сегодня необходимо совершить нашим образовательным учреждениям, заключится в том, чтобы подать миру пример, который прославит Бога. Святым ангелам поручено управлять этой работой через людей, и каждая ее составляющая должна быть отмечена высоким качеством и нести печать Божественного одобрения.

Все наши медицинские учреждения, все издательства, все учебные заведения должны все больше строить свою работу в соответствии с полученными наставлениями. Если мы всегда будем сознавать, что во главе всех наших учреждений стоит Христос, будем усердно стараться очистить их от всего обыденного и мирского. Когда учителя и студенты будут стремиться исполнять волю Божью на земле так же, как она исполняется на небе, тогда все показное и напыщенное, имевшее место в наших школах в прошлом, будет удалено. Христос будет формировать характеры по Божественному образцу, а студенты и учителя, осознавая тот факт, что они приготавливают себя к высшей школе в небесах, откажутся от многих вещей, которые сейчас кажутся им необходимыми, и воспользуются методами Христа.

Мысль о вечной жизни должна сопровождать христианина во всех его делах. Даже если он занимается земледелием или каким-то ремеслом, то и здесь он может трудиться, отражая небесный образец. Задача наставников и учителей наших школ — показывать во всех своих делах руководство Духа Божьего. Благодаря благодати Христа небо создало все условия для совершенствования характера по Его подобию, и когда Его народ во всех своих общественных и деловых вопросах действует по принципам неба, тогда Бог прославляется.

Господь требует верности в делах как незначительных, так и великих. Только те войдут в небесные обители, кто здесь, на земле, в самых незначительных вопросах стремился исполнять волю Господа, только те, чьи земные труды несут в себе отпечаток небес.

Когда на горе Господь давал Моисею наставления относительно строительства скинии, Он преподал важный урок Своему народу на все будущие века. В этой работе Он требовал совершенства во всех мельчайших деталях. Моисей был сведущ во всех египетских науках, Он имел познание Бога, и Его намерения открывались ему в видениях, но он не умел вырезать и вышивать.

На протяжении длительного времени Израиль находился в египетском рабстве, и хотя в его среде и были люди искусные, но они не были обучены всем тонкостям тех ремесел, которые требовались для строительства скинии. Они умели делать кирпичи, но не имели ни малейшего представления о работе с золотом и серебром. Как выполнить предстоящую работу? Кому доверить ее? Эти вопросы не давали Моисею покоя.

Тогда Бог Сам подробно рассказал, что и как делать. Он поименно назвал людей, которым хотел поручить определенные виды работ. Веселеил должен был стать зодчим. Этот человек принадлежал к колену Иудину — колену, к которому Бог относился с особым уважением.

«И сказал Господь Моисею, говоря: смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, работать из золота, серебра и меди, резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела; и вот, Я даю ему помощником Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова, и в сердце всякого мудрого вложу мудрость, дабы они сделали нее, что Я повелел тебе» (Исход 31:1—6).

Для того, чтобы земная скиния могла олицетворять небесную скинию, ей следовало быть совершенной во всех деталях и во всем соответствовать небесному образцу. То же верно и по отношению к характеру тех, кто в конечном итоге будет принят в небесные обители.

Сын Божий пришел на нашу землю, чтобы в Нем каждый мужчина и каждая женщина могли обрести совершенный характер, который одобрит Бог. Через благодать Христа небо создало все условия для спасения человеческой семьи. Все, называющие себя христианами, имеют возможность быть такими же чистыми во всех поступках, каким был Христос. Та душа, которая принимает качества характера Христа и Его заслуги, так же ценна в очах Божьих как и Его возлюбленный Сын. Для Бога искренняя и непорочная вера означает то же, что и золото, ладан и смирна — дары мудрецов Вифлеемскому младенцу, которые служили доказательством их веры в Него как обетованного Мессию.

Пусть дети и подростки усвоят на практике, что победа над каждым заблуждением, над каждой ошибкой и трудностью является средством достижения лучших и высших целей. Все, кто стремился к достойной жизни, достигали успеха благодаря таким опытам (Воспитание, c. [296]).

Формирование характера

«Всякого, кто слушает слова Мои сии, — сказал Христос, — и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Матфея 7:24—27).

Великая работа, которая ожидает родителей и учителей, — это формирование характера, стремление восстановить образ Христа в тех, кто доверен их заботе. Без понимания этой великой задачи изучение наук теряет всякое значение, однако истинное воспитание окажет неоценимую помощь в развитии праведного характера. Формирование характера — это дело всей жизни, которое готовит нас к вечности. Если бы все поняли это и осознали тот факт, что каждый сам определяет свою судьбу и судьбы своих детей либо к жизни вечной, либо к вечной погибели, как рачительно бы тогда изменилась наша жизнь! Насколько сильно изменился бы характер наших занятий в отпущенное нам время испытания, и насколько больше в нашем мире стало бы благородных и великодушных людей!

Каждый из нас должен спросить себя: на каком основании строю я? Мы имеем преимущество стремиться к вечном жизни, и поэтому чрезвычайно важно, чтобы мы копали глубоко и полагали основание на твердой скале, имя которой Иисус Христос. Он является надежным основанием. «Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Коринфянам 3:11). Наше спасение только в Нем. «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деяния 4:12).

После того как прочный фундамент заложен, нам необходима мудрость, чтобы знать, как строить. Когда Моисею предстояло возвести скинию в пустыне, ему было дано предостережение: «Смотри… сделай все по образу, показанному тебе на горе» (Евреям 8:5). В Своем законе Бог дал нам образец. Нам необходимо созидать характер по «образу, показанному тебе на горе». Закон является великим мерилом праведности. Он отражает характер Божий и служит средством испытания нашей верности Его правлению. В жизни Иисуса Христа закон был раскрыт наиболее полно и совершенно…

В деле формирования характера основательность крайне необходима для успеха. Мы должны ревностно стремиться следовать плану Главного Зодчего. Брусья должны быть прочными. Небрежная и безответственная работа здесь неприемлема, ибо от этого здание может обрушиться. В дело должны быть вовлечены все силы, способности и энергия человека. Всему второстепенному места быть не должно… Необходимо приложить ревностные, старательные и настойчивые усилия, чтобы отказаться от обычаев, принципов и дружбы мира. Нужно глубокое размышление, целеустремленность и непоколебимая честность.

Праздности не должно быть места. Жизнь — очень серьезное дело. Она — бесценное сокровище, доверенное нам, и потому каждое мгновение ее необходимо мудро совершенствовать, ибо результаты этого будут видны в вечности. Бог требует, чтобы каждый делал как можно больше добра. Мы должны извлекать максимум пользы из доверенных нам Богом талантов. Он доверил их нам, чтобы они были использованы во славу Его имени и для блага наших ближних…

Для тех, кто соблюдает Его закон, у Господа есть драгоценные обетования. Он говорит: «Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое; ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе. Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего, и обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей» (Притчи 3:1—4).

Тех, кто полагает основание на Скале и строит гармоничный характер в соответствии с живым Словом, ожидает больше, чем земная награда. Для них приготовлен город, имеющий основание, которого художник и строитель — Бог (см. Евреям 11:10). Его улицы покрыты золотом. Там Божий рай, орошаемый рекой жизни, текущей от престола. Посреди улицы и по обоим берегам реки растет дерево жизни, каждый месяц приносящее плоды, «и листья дерева — для исцеления народов».

Родители, учителя, студенты, помните, что вы созидаете для вечности. Смотрите за тем, чтобы строить на верном основании. Стройте основательно, с терпением и в то же время в доброте, кротости и любви. И ваш дом останется непоколебим не только тогда, когда подуют ветры искушений, но и тогда, когда на мир обрушится всесокрушающая буря Божьего гнева (Особые свидетельства относительно воспитания, c. [72—77]).

Преподаватели и обучение

Истинное образование предполагает больше, чем прохождение определенного курса обучения. Оно намного шире. Оно включает в себя гармоничное развитие всех физических и умственных сил. Оно учит любить и бояться Бога и готовит к добросовестному исполнению повседневных обязанностей.

Существует образование, которое по сути своей мирское. Его цель — добиться успеха в мире и удовлетворить эгоистичные амбиции. Приобретая это образование, многие студенты тратят время и деньги на то, чтобы заполнять свой ум ненужным знанием. Мир почитает их учеными, однако в мыслях их Бога нет. Они вкушают от дерева мирского познания, которое питает и укрепляет гордость. В душе они не повинуются Богу и удаляются от Него, а доверенные им дары становятся достоянием врага. В наше время очень распространено образование подобного рода. Для мира оно может быть крайне желанным, однако оно умножает опасности, грозящие учащемуся.

Существует образование и другого рода, которое совершенно отличается от первого. Его фундаментальный принцип выражен в словах величайшего Учителя, которого когда-либо знал мир: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Матфея 6:33). Оно ведет не к себялюбию, а к почитанию Бога и служению Ему в этом мире. Именно это является целью как теоретических, так и практических познаний. В основе образования лежит исследование Божьего Слова, а сам исследователь стремится поддерживать живую связь с Богом, в результате чего развиваются лучшие чувства и лучшие черты характера. Последствия такого образования простираются в вечность. «Начало мудрости — страх Господень» (Притчи 9:10), а понимание Его Слова превыше всякого знания.

Что должно представлять собой образование, предлагаемое в наших школах? Должно ли оно соответствовать мудрости этого мира или мудрости, приходящей свыше?.. От учителей ожидается больше, чем только передавать содержащиеся в книгах знания. Будучи преподавателями и наставниками молодежи, они несут на себе большую ответственность, ибо им доверена работа формирования ума и характера. Тот, кто берется за это дело, должен иметь уравновешенный, гармоничный характер. Он должен обладать утонченными манерами, быть аккуратным в одежде и осмотрительным во всех своих привычках. Он должен проявлять ко всем подлинную христианскую вежливость, которая рождает уверенность и уважение. Он должен воплощать в себе то, чего ожидает от своих студентов.

Учителя должны так же заботиться о своих учениках, как пастырь заботится о своем стаде, помня, что придет время, когда они должны будут дать отчет о доверенных мм душах.

Учитель может обладать обширными познаниями относительно физического мира, он может быть сведущим и тайнах мира животных, в открытиях естественных наук м технических изобретениях, но если в его сердце нет познания Бога и Христа, его нельзя назвать образованным и ом не готов к тому, чтобы быть наставником молодежи. Он не может быть истинным педагогом, если сам не учится в школе Христа, получая образование у небесного Наставника.

Бог — наша опора

Бог является источником всякой мудрости. Он бесконечно мудр, справедлив и благ. Без Христа самые мудрые мужи, когда-либо жившие на земле, не смогут постичь Его. Они могут считать себя мудрыми, они могут гордиться своими достижениями, однако сами по себе интеллектуальные знания — это ничто, если они не соединены с великими истинами, средоточием которых является Христос. «Да не хвалится мудрый мудростью своею… Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле» (Иеремии 9:23, 24).

Если бы хотя на одно мгновение люди смогли заглянуть за пределы своего ограниченного мира, если бы хоть на миг они смогли бы увидеть славу Предвечного, тогда высокомерные слова никогда бы не оскверняли их уста. Люди, живущие на этой песчинке вселенной, ограничены, у Бога же бесчисленные миры, которые повинуются Его закону и во всем стремятся прославить Его. Когда люди в научных изысканиях достигнут предела своих возможностей, все еще будут оставаться безграничные возможности для их исследовательской деятельности.

Прежде, чем человек может стать действительно мудрым, ему необходимо осознать свою зависимость от Бога и исполниться Его мудростью. Бог является источником как умственных, так и духовных сил. Величайшие мужи, которые достигли так называемых удивительных высот в земных науках, не могут сравниться с возлюбленным Иоанном или с апостолом Павлом. Высочайший уровень развития личности достигается только тогда, когда умственные силы соединяются с духовными. Тех, кто сделает это, Бог сможет принять как Своих соработников в деле формирования ума.

Познание себя — это великое знание. Учитель, который имеет адекватную самооценку, позволит Богу формировать и воспитывать свой ум. Он будет иметь верное представление об источнике своей силы… Знание самого себя ведет к смирению и доверию Богу, однако оно не лишает человека необходимости заниматься самоусовершенствованием. Тот, кто имеет ясное представление о своих недостатках, не будет жалеть сил, чтобы подняться на самый высокий уровень физического, умственного и нравственного развития. Нельзя допускать к обучению детей и подростков людей, довольствующихся низкими моральными нормами.

Действенный Помощник

Настоящий учитель будет стараться вести своим примером и наставлением души ко Христу. Он должен с любовью принять истину и позволить ей очистить свое сердце и направить свою жизнь. Каждый учитель должен находиться под полным контролем Святого Духа. Тогда Христос сможет обращаться к сердцу. Его голос — это голос любви, а любовь Божья, принятая в сердце, является силой к добру. Она оживляет и обогащает ум и душу. Когда его сердце будет согрето Божественной любовью, учитель сможет возвысить Мужа Голгофы, не мельком показать Его студентам, но устремить все их внимание на Него, пока Христос не станет для них «лучше десяти тысяч других» и пока они не познают, что «весь он — любезность» (Песнь Песней 5:10, 16).

Святой Дух служит действенным, помощником в деле восстановления образа Божьего в душе человека, однако Его сила и поддержка не получили в наших школах должного признания. Этого нельзя, однако, сказать о школах пророков, где даже мысли учащихся находились в гармонии с волей Божьей. В этих школах наблюдалась живая связь с небом, а потоки радости и благодарности, изливавшиеся из любящих сердец, слагались в песни хвалы, к которым присоединялись ангелы.

Святой Дух является представителем Христа в том мире. Он не только говорит истину, но Он Сам является истиной — верным и истинным свидетелем. Он — великий Сердцеведец и знает тонкости характера каждого человека.

Очень часто Святой Дух приходил в наши школы, но Его не узнавали. С Ним обращались, как с незнакомцем, а порой как с незваным гостем. Каждый учитель должен знать и приглашать этого небесного Гостя. Если учителя откроют свои сердца к принятию Духа, тогда они будут готовы к сотрудничеству с Ним в деле обучения и воспитания своих учеников. И когда Ему откроют свободный доступ, тогда Он произведет удивительные преобразования. Он будет совершать работу в каждом сердце, удаляя эгоизм, формируя и очищая характер и пленяя мысли в послушание Христу.

Великая цель учителя должна состоять в том, чтобы совершенствовать христианский характер как в самом себе, так и в своих учащихся. Учителя, поднимите выше свои светильники, и тогда они осветят не только ваших учеников, но и их семьи и их соседей, а их яркие и чистые лучи устремятся далеко в нравственную тьму этого мира (Особые свидетельства относительно воспитания, c. [47—52], 15 мая 1896 г.).

Наши братья сообщают со слов служителей и родителей о том, что в нашей среде есть множество молодых людей, которым необходимо учиться в наших школах, но они смогут посещать их только тогда, когда стоимость обучения будет ниже.

Те, кто требует снижения стоимости обучения, должны внимательно изучить этот вопрос со всех сторон. Если студенты сами не могут изыскать достаточно средств для оплаты стоимости качественной и самоотверженной работы по их обучению, то не лучше ли будет, чтобы их родители, друзья, их церкви или великодушные и добросердечные собратья в их конференции помогли им, вместо того чтобы перекладывать бремя задолженности на школу? Будет намного лучше, если многочисленные попечители поделят расходы между собой, чем позволить школе погрязнуть в долгах.

Церкви должны понимать, что на них лежит торжественная ответственность за обучение молодежи и воспитание талантов для участия в миссионерской работе. Если в церкви есть люди, которые в перспективе могут стать хорошими работниками, но которые не могут сами оплатить свое обучение, ей следует взять на себя заботу о том, чтобы послать их в одну из наших школ. В церквах есть люди с превосходными дарованиями, которых следует вовлечь в служение. Есть люди, которые бы смогли принести большую пользу в Господнем винограднике, но многие из них слишком бедны и не могут без посторонней помощи получить соответствующее образование. Церкви должны почитать своим преимуществом возможность оплачивать расходы этих людей.

Люди, чьи сердца исполнены истиной, всегда великодушны и готовы оказать помощь там, где это нужно. Они идут впереди, а другие следуют их примеру. Если есть люди, которым образование необходимо, но которые не могут полностью оплатить свое обучение, пусть церкви проявят свою щедрость и помогут им.

Кроме того, в каждой конференции должен быть создан фонд, из которого неимущие, но перспективные студенты, желающие посвятить себя миссионерской работе, могли бы брать деньги в долг; в некоторых случаях такие студенты даже должны получать безвозмездную помощь. Когда колледж Батл-Крик начал свою работу, в офисе издательства Ревью энд Геральд был создан фонд для тех, кто хотел получить образование, но не имел средств. Некоторые студенты пользовались фондом до тех пор, пока не начали самостоятельно зарабатывать; потом из своего заработка они возвратили туда заимстованную сумму, чтобы и другие смогли воспользоваться фондом.

Необходимо принять соответствующие меры для поддержки такого фонда, чтобы давать деньги взаймы бедным, но перспективным студентам, желающим приготовить себя к миссионерской работе. Молодым людям необходимо пояснять, что они должны стараться, насколько это возможно, самостоятельно изыскивать средства и покрывать таким образом часть расходов. То, что мало стоит, то мало ценят, но то, что имеет стоимость, близкую к ее реальной цене, то и оценено будет соответственно.

Возможности преподавателя могут быть ограничены по причине того, что он не имеет той квалификации, которую хотел бы иметь, однако, если он тонко понимает человеческую природу, если он осознает значимость своей работы и глубоко любит ее, если он готов трудиться ревностно, смиренно и настойчиво, он поймет нужды своих учеников и своим благожелательным духом завоюет их сердца и поведет их вперед и ввысь. Его усилия будут направлены в нужное русло, в результате чего школа станет живой, растущей силой к добру, преисполненной духа подлинного успеха.

Для дальнейшего изучения

Наши дети и молодежь нуждаются в нашей заботеХристианский дом, c. [187-189], [279-281]Свидетельства для церкви, т. 5, c. [11]Там же, т. 6, с. [126-131], [136-138], [213-218]

Основная цель образованияВоспитание, c. [13-19]Основы христианского воспитания, c. [83-91], [231-235], [541-545]

Формирование характераВоспитание детей, c. [161-190], [193-220]Воспитание, c. [225-229]Вести для молодежи, c. [15-18], [78-80], [163-165], [345-350]

Преподаватели и обучениеВоспитание детей, c. [31—39], [63-76]Воспитание, c. [275—287]Основы христианского воспитания, c. [212-219], [260-276], [516-519], [525-527]Свидетельства для церкви, т. 5, c. [84-94]Там же, т. 7, с. [267—276]