Глава 23

8. (см. Комментарий ЕУ на Иоанна 13:14, 15). Нет первых или последних во Христе — «Те, которые в духе любви Иисуса, будут едины с Ним, будут также в тесном общении друг с другом, связанные шелковым шнуром любви. Тогда струны человеческого братства не будут всегда натянуты и готовы в любой момент лопнуть. „Все же вы — братья“ — будет чувство каждого верующего, и братьев не будет первых и последних, менее уважаемых и менее важных. Благословенное братское содружество свяжет между собою тех, которые в действительности приняли Христа, так что их крепкая взаимная преданность не сможет быть нарушена. Все будут одинаково едины со Христом» (Рукопись 28, 1897).

Все вы братья — «Бог сотворил человека как ответственную личность и поставил его в обстоятельства, благоприятные для повиновения Его воле. Обладая достоинством дарованной Богом человечности, они должны находиться под управлением Самого Бога, но не под властью какого-нибудь человеческого ума в нашем мире. Человек должен всегда осознавать, что Бог живет и правит; люди никогда не должны господствовать над наследием Божиим. Они должны считать, что „Все же мы — братья“. Тем самым, что мы являемся нравственно свободными личностями, Бог учит нас, чтобы мы не позволяли себя силой принуждать к какому-либо образу действия. Кроме того, это учит нас тому, что мы как ответственные существа в союзе с Богом должны представлять Бога в своем характере. Мы должны иметь участие к нашему брату, нашему ближнему, ко всем окружающим» (Письмо 65, 1895).

8—10. Не навязывать другому свои духовные интересы — «Часто повторяемое обращение „Равви“ было очень приятно для слуха, но Христос предостерег Своих учеников от этого. Он говорил им: „Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья. И отцем себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах. И не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос“.

Под этими словами Христос подразумевал, что никакой человек не должен подчинять свои духовные интересы другому в такой мере, как ребенок, которым управляет и руководит его земной отец. Такое подчинение поощряет дух погони за главенством в церкви, что всегда кончается печально для тех, на кого надеются и кого называют „Отцом“. Такое положение также омрачает смысл священного и исключительного права, которым обладает Бог» (Рукопись 71, 1897).

12. См. Комментарий ЕУ на Бытие 39:20.

13—33. (Луки 11:42—44). Формальная религия — мерзость — «Укор Христа фарисеям применим для тех, кто утратил в своем сердце первую любовь. Холодная, формальная религия никогда не может привести души ко Христу, так как она лишена любви и лишена Христа. Когда посты и молитва практикуются в духе самооправдания, то они — мерзость перед Богом. Торжественное богослужение, круг религиозных обрядов, внешнее смирение, внушительное жертвоприношение — все это свидетельствует миру о том, что совершающий все это считает себя праведным. Всякий наблюдатель этих скрупулезных богослужений должен обратить на них внимание и сказать — этот человек достоин неба. Однако это все обман. Дела не приобретут для нас право входа в небеса. Одного великого совершившегося уже жертвоприношения достаточно для всех верующих» (Рукопись 154, 1897).

37—39. (Луки 13:34, 35; 19:42). Заряжая тучи мщения — «Сердце Христа говорило: „Как Я могу тебя оставить?“ Он поступал с Израилем, как любящий, прощающий отец поступал бы с неблагодарным своенравным ребенком. Всевидящим оком Он смотрел, что город Иерусалим решил свою собственную судьбу. Отвержение Израиля длилось веками. Милость отвергалась, преимуществами пренебрегались, возможности упускались. Народ сам зарядил тучи гнева, не смешанного с милостью, которые были готовы разразиться над ними. Дрожащим от слез голосом Христос воскликнул: „О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих“. Приговор, не подлежащий изменению, был провозглашен» (Рукопись 30, 1890).