Ценности

468. Экскурсия М.Горького (Ис. 61:10)

Когда великий русский писатель Алексей Максимович Горький посетил Соединенные Штаты, его повезли провести выходные в парке развлечений на острове Конни-Айленд. Горькому показали захватывающие дух аттракционы, музей уродцев, дворец фокусников и театр с танцовщицами. Сопровождавшие его люди были уверены, что осчастливили гостя из Советского Союза. В конце дня, который, как им казалось, должен был стать лучшим в жизни писателя, они спросили Горького о его впечатлениях.

Писатель с жалостью глянул на своих гостеприимных хозяев и сказал:

— Какой вы, американцы, печальный, должно быть, народ!

469. Сокровища (Мф. 6:20, 21)

Иисус и иудейские раввины были уверены в том, что все то, что накоплено в чисто эгоистических целях, потеряно, а то, что щедро отдано другим, создает сокровища на небесах.

Этот принцип лег в основу христианской Церкви. Ранняя Церковь всегда любовно заботилась о бедных, больных, опечаленных, беспомощных и о тех, о ком никто не заботился. В дни страшного гонения в Риме солдаты ворвались в христианскую церковь в поисках сокровищ, которые, как они полагали, должны там быть. Римский градоначальник потребовал у диакона Лаврентия «немедленно показать ему все сокровища». Лаврентий указал на вдов и сирот, которых в этот момент кормили, на больных, за которыми ухаживали, на бедных, которым оказывали помощь: «Вот, — сказал он, — это и есть сокровища и богатство Церкви».

Церковь всегда считала: то, что мы удерживаем при себе, мы теряем, а то, что тратим — приобретаем.

470. Нищий король (Ис. 26:3)

Немецкий мистик, проповедник и ученый Иоганн Таулер (1300—1361 гг.) рассказывал, как однажды встретил нищего.

— Дай тебе Бог хороший день, друг мой, — сказал ему ученый.

— Слава Богу, у меня никогда не было плохих дней, — ответствовал нищий.

— Да пошлет тебе Бог счастливую жизнь, — пожелал Таулер.

— Слава Богу, — ответил нищий, — я никогда не был несчастлив.

Пораженный, Таулер спросил:

— Что ты хочешь этим сказать?

— Ну, — ответил нищий, — когда все прекрасно, и погода тоже, я благодарю Бога; когда идет дождь — я благодарю Бога; когда у меня довольно еды — я благодарю Бога; ну, а коль скоро воля Божья — это моя воля, и все, что нравится Ему, нравится мне, разве я могу сказать, что я несчастлив?

Таулер в изумлении смотрел на нищего.

— Кто ты такой? — спросил он.

— Я король, — сказал нищий.

— А где твое царство? — спросил Таулер.И нищий объяснил:

— В моем сердце.

Беспокойство по сути своей является неверием. Беспокойство вызвано не внешними обстоятельствами. В одних и тех же обстоятельствах один человек может быть совершенно спокойным, а другой — до смерти переволноваться. Но и волнение, и спокойствие чаще всего вызываются не обстоятельствами, а исходят из сердца.

471. Гладиолусы (Ин. 3:16)

Как-то, убирая кладовую, я наткнулась на несколько луковиц. Пыльные, серые, непривлекательные, они годились лишь на то, чтобы их выбросить. И я выбросила их в сад, под деревья.

А через несколько месяцев брат показал мне прекрасные гладиолусы, выросшие на месте выброшенных луковиц. И я поняла, что приняла за мусор живые клубни.

Некоторые люди, которых мы встречаем, могут показаться на первый взгляд не очень интересными и привлекательными, даже странными. И мы тогда не проявляем к ним никакого интереса. Но если вспомнить, что всякий человек — личность, что Господь любит всех, что Он каждого наделил хотя бы каким-то даром, то наше отношение к нему изменится.

Трагедия в том, что люди, не знающие любви живого Бога, смотрят друг на друга часто, как на предмет, притом не имеющий особой цены. Но Христос любит и ценит каждого из нас, кто бы он ни был.

472. Земные сокровища (Мф. 6:19, 20)

«Послушай, мне все равно, что ты говоришь. Я хочу получить все возможнее, пока живу. Я хочу купить по меньшей мере три престижные машины, построить большой дом и одеваться так, чтобы все завидовали. Я хочу получить по максимуму».

Юрий лежал на кровати, вспоминая, как говорил эти слова своему другу-христианину пять лет назад. Каким-то образом ему удалось достичь своей цели. Он успешно продавал наркотики, умудрился заработать достаточно много денег и остановиться прежде, чем его поймали. Но неудача все же настигла его: три года назад его сбил на дороге черный «мерседес», принадлежавший, как выяснилось позднее, человеку, с которым он плохо обошелся. Его тогда так покалечило, что теперь он лежит беспомощный и не может сам о себе позаботиться, поэтому вынужден прибегать к помощи сиделки.

Что ему теперь все его достижения? Никакой от них радости!

Юрий вспомнил слова своего друга:

— Я не отговариваю тебя приобретать материальные блага, но знаю, что они не принесут тебе настоящего счастья. Истинное счастье придет только тогда, когда ты отдашь свое сердце Богу.

— Бог нужен беднякам, слабакам и калекам, — ответил Юрий. И вот теперь он сам — калека.

— Вспомни царя Соломона! — убеждал его друг. — Он был самым богатым и самым мудрым человеком своего времени, но однажды понял, что в погоне за радостями жизни потерял самое главное, что нужно человеку для счастья, — доверительные отношения с Богом.

Собрав силы, Юрий начал с трудом перелистывать единственной действующей рукой страницы Библии, которая лежала на кровати уже несколько недель. И нашел текст (а Бог направлял его поиск) в Евангелии от Матфея (6:19, 20): «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут».

Пример Соломона учит нас, что мирские достижения приносят лишь временное удовлетворение наших эгоистических желаний. И лишь небесное приобретение — созидание христоподобного характера — приносит подлинное удовлетворение и покой душе. Жизнь на земле, естественно, предполагает владение материальным имуществом. Но стоит ли тратить время на погоню за все большими благами? Они не в силах дать нам настоящее счастье. Где же источник непреходящей радости, надежды, безмятежной уверенности в будущем, дающий нам силы сопротивляться злу, способный спасти от власти греха и страстей? Этот источник — Иисус Христос.

473. Золотое правило (Лк. 6:31)

Один богатый человек, умирая, завещал нескольким своим друзьям изрядную долю своего состояния. В завещании также было написано, что прямому наследнику должна отойти такая часть, какую пожелают друзья.

Друзья покойного, посоветовавшись, известили судью, что наследнику решено отдать десятую часть состояния.

— Остальные девять частей, — сказали они, — мы оставим себе.

— Тогда, — огорошил их судья, — вам достанется одна десятая часть. Остальное придется отдать наследнику. Ведь, согласно завещанию, он должен получить именно ту часть, которую пожелаете вы для себя.

Сербская пословица гласит: «Человек не чувствует и трехсот ударов по чужой спине». Русская пословица ей вторит: «На чужих плечах ноша легка».

Как прекрасен был бы мир, в котором мы живем, если бы мы всегда поступали с другими так, как хотим, чтобы они поступали с нами.

474. Логика индуса (Иак. 3:14—16)

В респектабельном квартале Лондона поселился индус. Его сосед-англичанин купил новый «лексус». Через месяц заходит индус к соседу и хвастается:

— Я живу не хуже тебя! У тебя «лексус» и у меня «лексус»!

Англичанин оборудовал на своей вилле бассейн с подсветкой. Через месяц снова заходит к нему индус и говорит:

— Я живу не хуже! У тебя бассейн с подсветкой и у меня тоже.

Еще через месяц индус опять появляется на пороге у соседа и говорит:

— Я живу лучше тебя! У меня сосед англичанин, а у тебя индус!

475. Счастливые одежды (Пс. 101:27; Иер. 52:33)

Жил-был добрый и набожный брамин. Он питался от подаяний, которые давали ему верующие. Однажды он подумал: «А что, если я пойду просить милостыню в одежде бедняка?

Он оделся в лохмотья, в каких ходили неприкасаемые из беднейшей индийской касты, до которых никто не решался даже дотронуться, и вышел на дорогу. В тот день никто не поприветствовал его, в его протянутую руку не положили ни одной драхмы, ни кусочка хлеба. Он пришел на рынок, постоял на ступенях храма, но и там никто даже не подошел к нему.

На следующий день он снова облачился брамином, как подобало людям его касты, самой уважаемой в Индии, — белые одежды, вышитую жилетку и шелковый тюрбан. И что же? Все люди приветствовали его, все щедро подавали ему деньги — и лично, и для храма.

Вернувшись домой, брамин снял свою одежду, положил ее на стул и почтительно склонился перед ней со Словами: «Как счастливы вы, одежды! Ведь на земле в почете одежда, а не человек, на которого она надета».

476. Чудо (Быт. 1:2731; Еккл. 3:11)

— Ты веришь в чудеса? Да.

— А ты видела хоть одно чудо?

— Конечно видела.

— И что же это?

— Ты!

— Я —чудо?

— Ну, да!

— Что же во мне чудесного?

— Ты дышишь. У тебя мягкая теплая кожа. Твое сердце бьется. Ты можешь видеть, слышать, бегать и прыгать, есть и думать. Ты так чудесно смеешься! И так чудесно умеешь любить.

— Правда?!

— Ага!

— Ааа. Вот оно что!

477. Плед (Иов 7:17; Ис. 43:4)

Одна женщина купила на кровать плед, совсем некрасивый. Она приобрела его на распродаже старья, потому что за него просили пять евро. Каждый раз, застилая кровать, она с отвращением покрывала ее пледом.

Как-то, перелистывая случайно альбом фирмы, продающей вещи по каталогам, женщина увидела на фотографии плед, как две капли воды похожий на ее приобретение. Там было написано, что плед изготовлен знаменитым дизайнером. И стоил он целые 300 евро!

Как только дама узнала истинную цену своего пледа, он преобразился в ее глазах и показался ей необычайно прекрасным!

Что бы ты ни думал о себе, в Божьих глазах ты — бесценное сокровище.

478. Временное и вечное (2 Кор. 4:18; Евр. 11:25)

Один турист приехал навестить знаменитого раввина.

Путешественник изумился, увидев, что в доме раввина была лишь одна комната, полная книг. А из мебели — стол да лавка.

— Равви, но где же твоя мебель? — спросил турист.

— А где ваша? — поинтересовался раввин.

— Моя? Да ведь я здесь только на время, — озадаченно объяснил турист.

— Вот и я тоже, — отозвался раввин.

479. Роза (Пс. 34:13, 14)

Немецкий поэт Рильке некоторое время жил в Париже. Обычно он шел в университет со своей приятельницей-француженкой по очень оживленной улице. На углу этой улицы просила милостыню нищенка. Женщина всегда сидела на одном и том же месте, неподвижная, как статуя, с протянутой рукой. Никогда она не поднимала взгляда на того, кто давал ей деньги.

Рильке никогда не подавал ей, а его приятельница частенько совала нищей мелкую монетку. Однажды француженка с удивлением спросила друга:

— Почему ты никогда ничего не дашь этой бедняжке? Рильке, как истинный поэт, ответил:

— Лучше подарить что-нибудь ее сердцу, а не рукам.И вот как-то Рильке пришел, держа в руках роскошную, едва распустившуюся розу, положил ее на колени нищей и уже сделал шаг, чтобы уйти. Но вдруг случилось нечто неожиданное. Нищенка подняла взгляд, посмотрела на поэта, с трудом поднялась с тротуара и, схватив поэта за руку, поцеловала ее. А потом быстро ушла, прижимая розу к сердцу.

Целую неделю ее не было видно, но вот нищая снова заняла свое привычное место на том же углу улицы. Как всегда, она была неподвижна и безмолвна.

— Но чем же она жила все эти дни, когда не получала милостыню? — спросила у Рильке молодая француженка.

И поэт ответил:

— Розой!

480. Немного серебра (Притч. 16:16)

— Равви, что ты думаешь о деньгах? — спросил учителя один юноша.

— Выгляни в окно, — ответил учитель. — Что ты видишь?

— Вижу женщину с ребенком, карету, которую тащат две лошади, и крестьянина, идущего на базар.

— Хорошо. А теперь посмотри в зеркало. Что ты видишь?

— Да что я могу видеть, учитель? Себя самого конечно!

— Теперь подумай: окно сделано из стекла, и зеркало тоже сделано из стекла. Достаточно тонкого слоя серебра, чтобы человек мог видеть в стекле только самого себя.

Вокруг нас множество людей, превративших свои окна в зеркала. Они думают, что смотрят «на улицу», а на самом деле продолжают смотреть на себя.

Всегда смотреть только на самих себя — это болезнь эгоистов. Эгоист остается вечным младенцем. Он думает и заботится только о себе. Ты же, если хочешь вырасти, стать взрослым, не допускай, чтобы окно твоего сердца стало зеркалом, отражающим только тебя одного.

481. Самое великое изобретение (Быт. 1:26, 27)

Ученица стояла в очереди на выставку «Величайшие открытия XX века». Учительница беседовала с ребятами, желая подготовить их к тому, что им предстоит увидеть.

— Кто может назвать мне какое-нибудь великое изобретение нашего времени, которого не было еще двадцать лет назад? — спросила она.

— Это я, синьорина! — убежденно заявил мальчик, похлопав себя по груди.

482. Потеря (1 Тим. 6:6)

Один человек, оказавшийся на пороге финансовой катастрофы, пришел на консультацию к психологу.

— Я потерял все, — простонал он.

— О, мне очень жаль, что вы потеряли веру.

— Нет, — поправил этот человек своего консультанта, — веру я не потерял.

— Ну, тогда я очень сожалею о том, что у вас больше нет характера.

— Я этого не говорил, — опять поправил его клиент. — Мой характер по-прежнему при мне.

— Прискорбно, что вы потеряли свой шанс на спасение.

— И этого я не говорил, — возразил мужчина. — Спасения я не терял.

— У вас есть ваша вера, ваш характер и ваше спасение. Мне кажется, из самого ценного вы не потеряли ничего.

То же самое происходит и с нами. Мы с вами могли бы помолиться, как молился пуританин, который, склонив голову перед трапезой, состоящей из хлеба и воды, произнес: «И это все мне, Иисус?!»

Можем ли мы научиться быть такими же довольными своей жизнью? Апостол Павел говорит: «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным» (1 Тим. 6:6).

Когда, отдаваясь Божьей воле, мы сбрасываем с себя мешок своего недовольства, мы не теряем ничего, но, напротив, приобретаем. Взамен Бог вручает нам изящный и легкий чемодан благодарности, непроницаемый для негативных эмоций.

483. Причина инфаркта (Пс. 61:11)

У дяди Тома было больное сердце. Поэтому, когда он получил в наследство миллиард долларов, члены семьи не решались сообщить ему об этом, опасаясь, что такое потрясающее известие спровоцирует у него сердечный приступ. Родственники попросили священника сообщить Тому новость, и он заверил, что сделает все надлежащим образом.

— Скажи мне, Том, — осторожно спросил священник, — если бы Бог по милости Своей послал тебе миллиард долларов, что бы ты с ними сделал?

— Я бы отдал половину вам, святой отец, для церкви. Священника тотчас хватил сердечный приступ.

484. Помощь (Притч. 28:20)

— Как духовность может помочь мирскому человеку вроде меня? — спросил у христианина бизнесмен.

— Она поможет тебе стать еще богаче, — ответил христианин.

— Но каким образом?

— Научив меньше желать.