Что посеешь, то и пожнешь

489. Мать Нерона (Гал. 6:8)

Мать маленького Нерона страстно желала видеть своего сына на престоле Римской империи. Ее желание исполнилось. Нерон стал императором, великим и сильным. Но это был сумасбродный и жестокий правитель. Тысячи христиан были замучены по его приказу. Он не щадил никого, даже родную мать. Император Нерон составил заговор против своей матери и приказал убить ее.

По свидетельству историков, мать императора сказала своим убийцам такие слова: «Убивайте меня! Направьте всю вашу ярость против утробы, родившей такого урода!»

А вот последние слова Нерона, покончившего жизнь самоубийством: «Теперь уж слишком поздно…».

Спасение, приготовленное Богом во Христе, дается кающемуся грешнику даром. Но как много людей все еще глухи к зову Небес! Когда-нибудь они осознают, как жестоко ошиблись. Но не окажется ли слишком поздно?

Злое семя можно посеять тайно, но нельзя скрыть выросших из него плодов.

490. Запачканная совесть (Быт. 42:21)

Коменданту концлагеря Освенцим, убийце четырех миллионов, Рудольфу Хемасу на Нюрнбергском процессе был задан вопрос: «Каким образом вы все это смогли сделать?»

Хемас ответил так же, как было записано в протоколе его допроса: «Когда возникали сомнения, меня поддерживал веский аргумент — приказ рейхсфюрера Гитлера».

Незначительные упреки совести, которые испытывал этот жестокий убийца, заглушались послушанием воле величайшего из злодеев рода человеческого. Ответственность за свои ужаснейшие преступления комендант переложил на других, на свое командование. Совесть не мучила его, когда он предавал страданиям и смерти тысячи тысяч узников концлагеря. Он был казнен там же, в лагере. Я был там и видел виселицу, на которой окончилась жизнь человека, отвергшего голос своей совести.

Трудно жить с запачканной совестью. «Опасно не принимать всерьез священные требования совести, опасно подавать пример, способный увести ближних на неверный путь» (Е. Уайт. Свидетельства для Церкви, т. 8, с. 195).

«Голос совести — это голос Бога, Который слышит во время борьбы и сильного душевного волнения, если мы сопротивляемся Ему, то мы огорчаем Дух Божий» (там же, с. 120).

491. Небесный капитал (Мф. 6:19; Лк. 18:22; 12:21)

Одному весьма скупому богачу приснился такой сон. Он попал на небо и там обнаружил рынок. К его удивлению, все товары на этом рынке продавались по очень низкой цене. Раз такое дело, богач решил приобрести себе кое-что и стал выбирать самые красивые вещи.

Когда подошло время платить, богач протянул ангелу, стоявшему за кассой, толстую пачку денег. Ангел улыбнулся и сказал:

— Мне жаль, но эти деньги здесь не имеют никакой цены.

— А какие деньги у вас в ходу?—деловито спросил богач.

— Здесь цену имеют лишь те деньги, которые ты раздал на земле, — объяснил ангел.

Задумайся сегодня, какой капитал ты принесешь на небо.

492. Ангельский универсам (Мф. 13:24)

Одному юноше приснилось, что он пришел в огромный универсам. Вместо продавца там был ангел.

— Что у вас продается? — спросил юноша.

— Все, что хотите, — любезно ответил ангел. Тогда юноша сказал:

— Мне нужно, чтобы все войны в мире прекратились. И еще немного справедливости к тем, кого эксплуатируют. Хотелось бы, чтобы к иностранцам относились более терпимо и проявляли великодушие. Чтобы в семьях было больше любви. Чтобы у безработных была работа. Чтобы во всех церквах было единство. А еще…

Ангел-продавец остановил юношу:

— Извините, сударь, вы не так поняли. Мы продаем не плоды, а только семена.

Одна притча Иисуса начинается такими словами: «Подобно Царство Божье доброму семени, которое человек посеял на поле своем…»

Царство Небесное — это всегда начало. Крошечное, почти незаметное начало. Сам Бог пришел на нашу землю подобно семени, закваске, крохотному ростку.

Семя — это всегда чудо. Ведь и самое большое дерево рождается из маленького семени. Твоя душа подобна саду: в нем посеяны великие ценности и большие дела.

Прорастут ли эти семена?

493. Праздник в замке (Лк. 6:38)

Деревня, расположенная у подножия замковой горы, была разбужена голосом глашатая, который читал на площади воззвание от имени владельца замка.

«Наш любимый господин приглашает всех своих добрых и верных подданных на празднование своего дня рождения. Каждый, кто придет, получит приятный сюрприз. Однако он просит о небольшом одолжении: пусть тот, кто примет участие в празднике, принесет с собой воды, чтобы пополнить запасы в бочках, которые опустели».

Глашатай повторил воззвание несколько раз, а затем вернулся в замок. Жители принялись взволнованно обсуждать новость. Мнения разделились.

— Да он просто тиран! У него достаточно слуг, чтобы наполнить емкости. Я принесу ему стакан воды, не больше! — заявил один (и у него нашлось немало сторонников).

— Ну, нет! Он всегда был к нам добр и великодушен! Я принесу хозяину бочонок воды! — сообщил другой (и был поддержан своими соседями).

Утром в день праздника на дороге, ведущей к замку, появилось странное шествие. Одни гости толкали в гору, выбиваясь из сил, бочонки с водой, другие тащили полные ведра. Третьи, подшучивая над своими старательными попутчиками, несли воду в небольших бутылках, графинах или стаканах на подносе.

Процессия вошла в ворота замка. Каждый выливал содержимое своего сосуда в большой водонос, оставлял рядом свой сосуд и отправлялся на пир.

Пиршество получилось пышным. Сменяли друг друга аппетитные яства, лилось рекой вино, песни и танцы длились до тех пор, пока гости не стали падать от усталости. Под вечер владелец замка поблагодарил всех гостей и удалился в свои покои.

— А где же обещанный сюрприз? — принялись ворчать некоторые гости.

— Разве вы его уже не получили? Наш господин подарил нам великолепный праздник! — пытались урезонить их другие.

Покидая замок, гости стали разбирать свои сосуды. И тут раздались вопли — там восторженные, тут возмущенные и разочарованные. Сосуды оказались до краев наполнены золотыми монетами!

— Ах, если бы я принес больше воды! — горестно сетовал владелец наперстка, вытаскивая из него маленькую монетку и с завистью глядя на соседа, катившего с горы весело звеневший бочонок.

494. Три мнения (Притч. 22:8; Ос. 10:12; 2 Кор. 9:6; Гал. 6:7)

У ворот города, построенного в оазисе на краю пустыни, сидел старик. Молодой путник, подойдя к воротам, спросил его:

— Я впервые в ваших краях. Скажи, каковы жители этого города?

Старик ответил вопросом:

— А какие жители того города, откуда ты пришел?

— Скажу тебе честно, они дурные люди, эгоисты. Я так рад, что покинул их общество.

— Тебе не повезло. Люди в этом городе такие же, — хмуро заявил старик.

Немного погодя к воротам приблизился другой путник и задал тот же вопрос:

— Я только что прибыл в эту страну. Кто живет в этом городе?

Старик и его спросил:

— А каковы жители города, откуда ты прибыл?

— О, это добрые, щедрые, гостеприимные люди. У меня осталось там много друзей. Мне было очень тяжело расставаться с ними.

— Тебе повезло, в этом городе ты найдешь себе таких же добрых друзей, — улыбнулся старик.

Местный торговец, ведущий верблюдов с водопоя, слышал разговор путников со стариком и с упреком сказал ему:

— Что же ты делаешь? Как можешь давать совершенно противоположные ответы на один и тот же вопрос?

— Сын мой, — ответил старик, — у каждого в сердце своя собственная Вселенная. Тот, кто не нашел ничего хорошего в одном городе, не найдет ничего хорошего и в другом. И наоборот, кто научился дружить в своем городе, и здесь найдет верных друзей. Видишь ли, люди везде таковы, какими мы желаем их видеть.

495. Клубок шерсти (Мф. 7:12)

Во дворце устроили большой праздник по случаю вступления в столицу короля. Его величество принимал поздравления и подарки в парадном зале. Дары были великолепны: резное оружие, парчовые ткани, шитые золотом.

Очередь дарителей постепенно сокращалась, когда в зале появилась хромающая старушка с клюкой в тяжелых деревянных башмаках. В полной тишине она достала из корзины сверток, аккуратно завернутый в грубое полотно, и с робкой улыбкой положила его к подножию трона. В свертке оказался клубок белоснежной овечьей шерсти. Две овечки были ее единственным имуществом, а шерсть она пряла долгими зимними вечерами.

Король молча поднялся с трона и с почтением поклонился старой крестьянке, а потом дал знак начать праздник. Грянула веселая музыка, нарядно одетые гости начали танцевать, пока старушка медленно пересекала зал под насмешливыми взглядами придворных. Уже стемнело, а ей предстояло длительное путешествие до лачуги, построенной в королевском лесу. Она была благодарна за то, что ей позволили там жить. Но когда она добралась до своего дома, то остановилась, охваченная паникой.

Лачуга была окружена королевскими солдатами. Они втыкали свои пики вокруг бедного жилища и наматывали на них ее белую пряжу, словно строили изгородь.

«Боже мой! — испуганно подумала бедная женщина. — Неужели король обиделся на мой подарок? Сейчас меня арестуют и отведут в тюрьму!»

Начальник стражи, увидев хозяйку дома, вежливо поклонился и сказал: «Госпожа, по приказу нашего доброго короля вся земля, которая может быть измерена вашей шерстяной ниткой, отныне принадлежит вам».

Периметр ее новой собственности точно соответствовал длине нити из шерстяного клубка, преподнесенного королю. Он воздал ей в той мере, какую она преподнесла ему в дар.

496. Грушевое дерево (Гал. 6:7)

Мой школьный учитель рассказывал нам об одном добром человеке. В саду у него росло роскошное грушевое дерево. Каждую осень на нем созревало множество душистых плодов. Набрав полную корзину груш, он выходил на дорогу и раздавал детям. Так поступал он каждый год. Но вот пришло ему время умереть. Стояла осень, и грушевое дерево, отяжелев от плодов, издавало чудесный аромат. Умирающий попросил положить ему в гроб одну грушу. Его последнюю просьбу выполнили. В ту осень никто не дарил детям вкусных груш. Новый хозяин стерег дерево и никому не давал даром плодов с него.

Через год на могиле доброго человека появился маленький росток грушевого дерева. Через несколько лет деревце подросло и начало приносить обильный урожай. И поскольку оно было ничье, все желающие лакомились его вкусными плодами. Так добрый человек продолжал творить добро и после своей смерти. Когда я был мальчиком, то часто навещал грушевое дерево на маленьком церковном кладбище. Живо ли дерево сегодня, я не знаю. Но уверен: тот, кто по-настоящему, нелицемерно любит ближнего своего и Бога, тот на небе пожнет награду — Божью благодать и милость, прощенье и любовь.

497. Вор (Лк. 16:10)

Расскажу вам историю об одном дерзком мальчике. Той осенью он часто приходил на рынок, в ряды, где торговали сыром, и наблюдал за покупателями. Наступила зима. Дул холодный порывистый ветер, по небу плыли тяжелые черные облака и обрушивали на нас то холодный дождь, то мокрый снег.

Однажды утром на рынок пришла женщина с ребенком на руках. Время было раннее, она стояла на площади совсем одна. В руке женщина сжимала немного денег и раздумывала, что лучше купить, чтобы накормить детей. Вдруг прямо перед ней появился мальчишка. Он, будто невзначай, споткнулся и толкнул женщину. Пытаясь сохранить равновесие, она разжала руку, в которой держала деньги, и выронила их на землю. Мальчик тут же наступил на них ногой, делая вид, будто помогает испуганной женщине искать деньги. А сам незаметно сунул их себе в карман, так что она ничего не смогла найти.

Бедная женщина расплакалась.

— Это все, что у меня было! — горевала она. — Как я теперь накормлю моих пятерых детей?

Эту сцену наблюдала торговка сыром, которая всегда с точностью до грамма взвешивала свой товар. Она подарила плачущей женщине по большому куску сыра и масла.

— Пусть Бог благословит эту пищу для вас! — приветливо сказала она. — Бог заботится о ваших детях. А этого мошенника Он непременно накажет, попомните мои слова!

Обещание торговки сыром пронзили сердце мальчугана. Он побежал за удаляющейся женщиной, отдал ей украденные деньги и попросил прощения:

— Простите меня, пожалуйста! Я сделал большое зло, но никогда больше не буду так поступать.

Позже он покаялся в своих грехах и стал добросовестным ремесленником, любящим Бога от всего сердца.

498. Спасенный принц (Мф. 13:34)

Жил-был юный принц. Его любимым занятием было бродить по лесам и полям. Он знал все цветы на лугу, всех птиц и букашек, мог часами наблюдать и любоваться ими. Если он видел детей, расставляющих силки для птиц, срывающих цветы или разоряющих муравейники, то очень сердился. Однажды принц заметил, как мальчик, порвав искусно сплетенную паутину, хотел раздавить и паука.

— Оставьте паука в покое! — закричал принц.

— Фу, противный паук, — проворчал мальчик, — хотел бы я знать, какой толк от него. Паучьего гнезда он все же не тронул, потому что побоялся принца.

Прошло немного времени. Началась война, враги захватили дворец короля. Юному принцу пришлось спасаться бегством. Он побежал в лес и спрятался в пещере. Там хотел он дождаться ночи, чтобы в темноте добраться до соседнего королевства. Под вечер он услышал голоса. Два вражеских солдата искали его.

— Здесь, кажется, есть пещера, — сказал один, — пойду проверю ее. Может быть, в ней прячется наследник.

— Побереги силы, — остановил его другой. —Посмотри, вход затянут густой паутиной! Похоже, сюда давно никто не заходил.

— Ты прав, — согласился товарищ, — пойдем отсюда!

Преследователи удалились, принц благополучно добрался до убежища у родственников в соседнем королевстве. Он был благодарен паукам, которые спасли ему жизнь тем, что быстро сплели новую сеть у входа в пещеру.

499. Пример (Исх.20:12; Еф. 6:1—3)

В одной местности, в труднопроходимых лесах, стояла Гора смерти. Много десятилетий жители окрестных сел приводили сюда своих больных стариков умирать. Однажды молодой крестьянин привел на Гору своего отца. Он уже собирался уйти, но отец окликнул его:

— Отведи меня чуть выше.

— Зачем? — спросил сын.

— Потому что именно на этом месте я оставил моего отца. Я бы хотел умереть на другом месте.

Молодой человек понял, что может случиться с ним через тридцать лет.

Он взвалил отца на плечи и понес его домой.

500. Героиня (Евр. 12:11; 12:5)

Это было давно. Теперь мне 82 года, а тогда было, может быть, девять или десять лет.

Радостный колокольный звон из долины донесся до нас, живущих в горах. Это был знак, что к нам едет гость, которого мы очень ждали. Недавно в нашем селе умер старый учитель, мы ожидали приезда нового и хотели устроить ему торжественную встречу.

Уже целый час мы стояли наготове. Нас, детей, нарядили в праздничные одежды, но я одета была нарядней всех: пышное шелковое платье, завитые локоны, на макушке большой белый бант. После приветственной речи, которую произнесет мой отец, я должна была читать стихотворение. Дети смотрели на меня с восхищением, а некоторые с завистью. Я, конечно, воображала и чувствовала себя героиней дня.

О, глупая гордость! Она должна была быть наказана. Помещение, подготовленное для встречи, украсили цветами и зелеными ветками. Одна из женщин-организаторов подошла ко мне и сказала, что еще надо бы преподнести гостю букет цветов. И я пошла в сад за розами. В саду было тихо и хорошо. По дороге к грядке с цветами мне попалось вишневое дерево. Хотя мама не разрешила мне рвать вишни, потому что они еще не поспели, я решила сорвать несколько ягод — только попробовать.

Колокольный звон не прекращался, его звуки говорили о том, что гость уже близко. «Ничего, успею, — подумала я. — Сорву несколько вишенок и побегу за розами». Я уже отведала несколько ягод — они оказались такие вкусные! Но самые спелые находились выше, а мне никак не удавалось их достать. И я решила влезть на дерево. Под деревом как раз стояла большая бочка с дождевой водой для полива. Я встала на неширокую доску, покрывавшую бочку, и стала рвать ягоды, сколько мне хотелось.

Вдруг до меня донесся звук почтового рожка — это означало, что карета въехала во двор. «Пора бежать», — решила я, и, подобрав подол своего праздничного платья, которое уже кое-где намокло и было порядочно измято, приготовилась спрыгнуть с бочки на землю. И тут доска выскользнула у меня из-под ног, и я провалилась в какую-то страшную бездну. Вода доставала мне до самого горла и, как я ни пыталась вылезти, отвратительная бочка не выпускала меня из своих объятий. Я горько заплакала, но на помощь звать не хотелось — надеялась сама выбраться. Мне было ясно, что мое праздничное платье безнадежно испорчено. А мои локоны! А пышный бант! Как же я буду в таком виде читать приветственное стихотворение?! О, как болела ушибленная правая рука. Кровь из разбитой коленки окрасила воду в бочке.

Я попыталась вылезти, упершись ногами о стенки бочки, но они были такие скользкие, что я снова и снова падала обратно. Шум голосов во дворе дома смолк. Наверное, отец начал говорить свою приветственную речь. После него я должна была читать свое стихотворение. Вот запели дети. А я стою тут, в этой проклятой бочке, и горько плачу!

Долго бы еще стояла я в своей мокрой тюрьме, если бы не отец. Он должен был присутствовать на торжественном обеде, но его беспокоило мое исчезновение и долгое отсутствие, и он пошел искать свою пропавшую доченьку. Можно было представить, как ему было неприятно, когда после его речи объявили стихотворение, все ждали меня, а я пропала. Он сразу увидел меня и молча вытащил из бочки мокрую, плачущую и дрожащую — то ли от холода, то ли от жгучего стыда, и на руках донес меня до дома. Мама сняла с меня роскошное платье, превратившееся в мокрую грязную тряпку, и уложила в постель. Немного успокоившись, я рассказала обо всем, что натворила и в чем была виновата.

Все пошли на праздник, сидели за богато накрытыми столами, а я должна была лежать в постели, пить горькие лекарства — долгое пребывание в холодной воде вызвало у меня тяжелое заболевание — и обдумывать свое легкомысленное поведение. После выздоровления отец отвел меня за руку к новому учителю и велел рассказать обо всем, что я натворила в день его встречи. О, как мне было стыдно! Но учитель погладил меня по голове и сказал: «Она никогда не будет больше так поступать, и мы все ее прощаем!»