Глава 14. Литературный евангелист и финансы

Быстро возвращать вырученные от продажи средства. — Работа задерживается в силу того, что евангельские принципы не соблюдаются людьми, претендующими на звание последователей Христа. Небрежность, с которой некоторые литературные евангелисты — как молодые, так и пожилые — выполняют свою работу, говорит о том, что им следует усвоить важный урок. Я часто вижу бессистемную работу. Некоторые люди имеют вредные привычки, которые мешают продвижению дела Божьего. Библейские книжные центры пребывают в долгах из-за того, что литературные евангелисты не погашают свои задолженности. Они считают, что к ним относятся несправедливо, требуя быстро возвращать деньги за те книги, которые они получили от издательств. Тем не менее требование быстро отдавать вырученные от продажи средства является единственным способом продвижения дел вперед.

Абсолютная честность. — Дело должно быть организовано таким образом, чтобы литературные евангелисты имели достаточно средств для жизни и при этом не брали деньги в долг. Эта дверь искушения должна быть заперта, и вход в нее запрещен. Сколь бы честным ни был литературный евангелист, в его работе всегда возникнут обстоятельства, которые станут для него мучительным искушением.

Леность и нерадивость нельзя отнести к тем плодам, которые произрастают на христианском древе. Никто не должен злоупотреблять своим положением или проявлять нечестность в распоряжении Божьим имуществом, и при этом оставаться невиновным перед Богом. Все поступающие таким образом на практике отвергают Христа. Заявляя о том, что они придерживаются закона Божьего и учат ему, на деле эти люди не выполняют его принципы.

Не допускать безрассудных расходов. — Следует быть верным по отношению к тому, что принадлежит Господу. Господь наделил людей жизнью, здоровьем и силой разума. Он дал им физические и умственные способности. Разве не должны мы честно и усердно распоряжаться этими дарами во славу Его имени? Исполнены ли наши братья решимости давать отчет за все те таланты, которые доверены им в распоряжение? Мудро ли они распоряжаются имуществом Господа или же безрассудно расходуют его? Не записаны ли их имена на небесах в перечне неверных слуг? Многие используют принадлежащие Господу средства для пышных увеселений. Эти люди не углубляют свой опыт самоотвержения, но расходуют деньги на то, что тщетно. Они не несут крест Христов. Многие из тех, кто наделен драгоценными, Богом данными возможностями, растратили свою жизнь попусту и ныне пребывают в страданиях и нужде.

Бог призывает к решительному улучшению качества работы в различных сферах деятельности. Труд для дела Божьего должен отличаться аккуратностью и точностью. Пока не видно твердых и решительных усилий по проведению этой важной реформы (Свидетельства для Церкви», т. 6, стр. 337,338 [1900]).

Не влезать в долги. — Всем следует быть экономными. Ни один работник не должен позволять себе вести дела таким образом, чтобы оказаться в долгах. Привычка брать деньги из церковной кассы прежде, чем они заработаны, увлекает в ловушку. Это ведет к истощению средств, и в результате начинаются затруднения с финансированием миссионерской деятельности наших работников. Сознательно погрязая в долгах, человек попадается в те сети, которые сатана расставляет для души (Руководство для литературных евангелистов, с. 65[1902]).

Литературные евангелисты, которые рассчитывают на помощь. — Попадая в трудную ситуацию, некоторые литературные евангелисты рассчитывают на то, что церковные деньги помогут им. Но затем они вновь попадают в затруднительное положение, и вновь требуется помощь. Хранители церковных средств должны зорко следить за тем, чтобы подобные заимствования не истощили казну. Если люди, выполняющие литературную евангельскую работу, не в состоянии возвращать в казну каждый по праву принадлежащий ей доллар, то им следует немедленно прекратить работу. Если вместо того, чтобы пополнять казну, они обкрадывают ее, то им не следует заниматься литературным евангелизмом (Руководство для литературных евангелистов, с. 65 [1902]).

Преданный, честный и верный. — Работа литературного евангелиста не может совершаться в небрежной, расхлябанной манере. Те, чей труд связан с распоряжением деньгами, должны постоянно и строго отчитываться за каждый полученный и потраченный ими цент. Приобретенные таким образом навыки точности повысят их работоспособность.

Если литературный евангелист продолжает заказывать книги, но не посылает отчетов о своей работе, не подтверждает поступление литературы и не отчитывается о приходе и расходе вверенных ему средств, тогда те, кто возглавляет эту работу, должны по-дружески, вежливо попытаться выяснить истинное положение дел. Предоставление книгоноше неограниченного количества литературы до тех пор, пока он безнадежно не запутается в долгах, является несправедливым как по отношению к литературному евангелисту, так и к тем, на кого он работает. Такая халатная и беспечная манера работы приводит к разочарованию.

Работник, который видит, что он не способен добиться успеха на поприще распространения литературы, должен обратиться к соответствующим служителям и рассказать им о том, что он не может далее продолжать работу в этой сфере.

Каждый литературный евангелист должен быть преданным, честным и верным. Сколь много душ можно было бы спасти от искушения и сколь многих печалей можно было бы избежать, если бы все наши работники неизменно оставались верными принципу! (Рукопись 20 [1904]).

Результаты привычки небрежного обращения с финансами. — Некоторые литературные евангелисты делают свою работу таким небрежным и неаккуратным образом, что вынуждены постоянно обращаться к фондам, созданным для продвижения работы вперед. Они продают книги, и складывается впечатление, будто они трудятся во имя дела Божьего, но вместо того, чтобы получать доход, столь необходимый для продвижения работы вперед, они берут деньги из церковной кассы. Они присвоили себе не принадлежащие им средства, которые попали в их руки, и использовали их для покрытия собственных расходов, расходов своих семей либо потратили их на нужды своих родственников.

Используя в своих целях то, что принадлежит делу Божьему, литературные евангелисты создают себе трудности, отделяют свои души от Бога, способствуют появлению чувства неуверенности и недостатка доверия к ним со стороны тех, кто трудится вместе с ними. В то же время они проявляют несправедливость по отношению к своим сотрудникам. Подозрение начинает падать на людей, работающих в полную силу. Таким образом, ошибочная практика ненадежных работников приносит страдания усердным собратьям.

В результате дело Божье оказывается в затруднительной ситуации, а на тех, кто избран для несения тяжелой ответственности, ложится дополнительное бремя. Если мы и далее будем допускать подобную практику небрежного ведения дел, она не только лишит средств церковную кассу, но и перекроет канал для тех средств, которые поступают от людей. Она подорвет доверие народа к тем, кто стоит во главе распоряжения финансами, и приведет к прекращению поступления даров и приношений.

Поступки этих небрежных работников отзываются болью в сердцах людей, ответственных за это служение. Они смущены, ибо не знают, как можно уберечь дело Божье от всевозможных разновидностей грабежа, одновременно спасая души тех людей, у которых столь искаженное понимание об истинной честности.

Привычка занимать деньги для оплаты неотложных счетов, при этом не задумываясь, каким образом такой долг будет погашаться, является широко распространенной и морально разлагающей тенденцией. Господь призывает всех верующих в истину отказаться от этой обманчивой привычки. Эти люди должны быть готовы к тому, чтобы скорее пострадать от нужды, нежели совершить бесчестный поступок… Если те, кто видит истину, не изменят своего отношения к ее освящающему влиянию, они превратятся в «запах смертоносный на смерть». Они будут извращать истину, навлекая на нее упреки, бесславя при этом Христа, Который есть истина.

Вопрос, который нам следует решить, заключается в следующем: какими средствами можно продвигать работу вперед и уберечь литературных евангелистов от того, чтобы своим небрежным и эгоистичным отношением к работе они не порочили дело Божие и не возлагали тяжелого бремени на издательства? Это важный вопрос (Рукопись 168 [1898]).

Неприглядные дела. — Некоторые работники, занимающиеся распространением книг, своим небрежным отношением к финансам поставили себя и свои семьи в ситуацию, вызывающую тревогу. Они влезли в долги и занимали деньги у людей не нашей веры.

Распространяя истину, содержащуюся в наших публикациях, некоторые люди позволили себе пуститься в темные махинации, связанные с продажей и покупкой. Это плохое сочетание. Поскольку такие люди работают, надеясь получить выгоду для себя, они привлечены перспективой купить подешевле и продать это же по цене, превышающей реальную ценность. Поэтому мир смотрит на таких работников, как на ловкачей — людей, действующих ради собственной выгоды, не учитывающих интересы других. Они не соблюдают заповеди Божьи, ибо они не любят своих ближних, как самих себя (Руководство для литературных евангелистов, с. 62 [1902]).

Финансовая выгода — не наивысшая цель. — Если наши литературные евангелисты водимы духом финансовой наживы, если они распространяют те книги, от которых они получают наибольший доход, при этом пренебрегая другими изданиями, которые также нужны людям, тогда у меня возникает вопрос: «В каком смысле можно считать их работу миссионерской?» Где здесь миссионерский дух, дух самоотверженности? Работа разумного, богобоязненного литературного евангелиста является равной труду евангельского служителя. Имеет ли в таком случае литературный евангелист больше оснований, чем служитель, для того чтобы действовать из эгоистичных побуждений? Должен ли он пренебрегать принципами миссионерской работы, продавая лишь дешевые книги, которые легко расходятся, и пренебрегая тем, чтобы знакомить людей с книгами, несущими больше света, поскольку, поступая таким образом, он может заработать больше денег для себя? Где же здесь проявляется миссионерский дух? Не перестала ли работа литературного евангелиста быть тем, чем она должна быть? Почему же ни один голос не возвышается за то, чтобы исправить положение дел? (Руководство для литературных евангелистов, с. 47,48 [1902]).

Многих привлекает работа коммивояжера, распространяющего книги и картины, которые не несут в себе наше вероучение или свет истины для покупателя. К работе их побуждает то, что их финансовые перспективы представляются более благоприятными, чем у торговцев по лицензии. Эти люди не приобретают особой способности к евангельскому служению. Они не получают того опыта, который может подготовить их к работе. Они не учатся тому, как нести бремя душ, ежедневно добывая познания относительно наиболее успешных путей обретения людей для истины. Они теряют время и возможности.

Зачастую эти люди отворачиваются от увещеваний Духа Божьего, приобретая мирской характер и забывая о том, как много они должны Господу, отдавшему Свою жизнь ради них. Они используют свои силы ради удовлетворения эгоистичных интересов, отказываясь трудиться в винограднике Господа (Руководство для литературных евангелистов, с. 43 [1902]).

Не предлагать особых стимулов. — Многие из тех, кто работает в сфере распространения литературы, не идут ни на какие жертвы. В целом они проявляют меньше миссионерского духа, чем работники какого-либо иного верования. Они желают идти на поле только тогда, когда путь для них подготовлен и когда они могут обеспечить себе наивысший заработок. Литературным евангелистам предлагаются разнообразные стимулы для того, чтобы они распространяли популярные книги. Им предлагают высокие заработки, так что многие отказываются работать за меньшие деньги и распространять книги, несущие истину для нашего времени. Поэтому им предлагаются те же преимущества, что и в других издательствах. Как следствие этого наши расходы в представлении истины для людей очень велики. Многие же литературные евангелисты легко зарабатывают свои деньги и легко их тратят (Свидетельства для Церкви», т. 5, с. 403,404 [1885]).

Экономия и самоотверженность. — На оплату гостиниц вполне можно потратить сумму, не выходящую за пределы разумного. Дело Божье столь близко лежало к сердцу пионеров нашей вести, что они редко питались в гостинице, хотя стоимость обеда составляла всего двадцать пять центов. Молодые люди в целом не воспитаны в духе экономии, и они совершают одну пустую трату денег за другой. В некоторых семьях необдуманные расходы составляют такие суммы средств, которых при экономном обращении хватило бы на содержание еще одной семьи. Если, путешествуя, наши молодые люди будут вести точный подсчет тех денег, которые они тратят, то их глаза откроются, и они увидят, где эти траты были неразумными. Не лишая себя горячей еды, как первые работники делали это в своей полной странствий жизни, они могут научиться удовлетворять свои нужды меньшими затратами, чем они имеют сейчас. Есть люди, которые отказывают себе для того, чтобы давать деньги на дело Божье; в таком случае пусть те, кто трудится на благо этого дела, также проявят самоотверженность, ограничивая свои расходы настолько, насколько это возможно. Всем нашим работникам было бы полезно изучить историю вальденских миссионеров и следовать их примеру жертвенности и самоотверженности (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 400 [1885]).