Глава 22. Поддержание верного соотношения в литературе

Книги о здоровье и духовная литература. — Среди работников, занимающихся распространением книг, которые должны наполнить мир светом, должно быть полное единство. Где бы ни распространялась наша литература, книги о здоровье и религиозные книги необходимо представлять вместе, как составные части общего дела. Соотношение между религиозными книгами и книгами о здоровье, как мне представляется, подобно единству челнока и нити, которое позволяет создавать прекрасные произведения искусства.

В равной степени важно. — В прошлом мы не проявляли к книгам о здоровье должного интереса, соответствующего их значимости. Хотя они и получали самую высокую оценку у широких групп людей, все же многие полагали, что важность их не столь велика, чтобы распространять эти книги в мире. Но что может лучше подготовить людей к пришествию Господа и к познанию других истин, чем указание на пороки нашего века и призыв отказаться от вредных привычек и потакания собственным прихотям? Разве не должен мир пробудиться в вопросе о реформе здоровья? Разве люди не нуждаются в тех истинах, которые представлены в книгах о здоровье? Многим из наших литературных евангелистов следует обрести иное отношение к работе в области здоровья, чем то, которое преобладало до сих пор.

Среди наших литературных евангелистов и секретарей издательских отделов не должно быть разногласий и односторонних приверженностей. Все в равной мере должны проявлять заинтересованность в продаже как книг, рассматривающих вопросы здоровья, так и трудов чисто религиозного содержания. Не следует полагать, будто лишь определенные книги должны стать предметом особого внимания со стороны литературных евангелистов. Должно быть полное единство, хорошо сбалансированное и симметричное развитие работы во всех областях.

Не отделять. — Безразличие, которое многие проявляют по отношению к книгам о здоровье, является оскорбительным для Бога. Не в Его правилах отделять книги о здоровье от основного направления работы. Истина для нашего времени столь же отчетливо представляется в работе по реформе здоровья, как и в других областях евангельской работы. Ни одна область деятельности не может быть совершенной, если она отделена от остальных (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 326,327 [1900]).

Одно из направлений работы не должно доминировать над другими. — Следует внимательно следить за тем, чтобы ни одно из направлений

нашей работы не стало преобладающим в ущерб интересам других. Кроме того, не проявляется должного интереса к распространению наших журналов о здоровье. Нельзя пренебрегать распространением этих журналов, ибо это станет большой потерей для людей (Ревью энд Геральд, 12 ноября 1901).

Всему есть свое место. — Хотя работа в области здоровья и должна занимать свое место в возвещении трехангельской вести, ее сторонники ни в коем случае не должны пытаться подменить ею всю работу вообще. Книги о здоровье должны занимать свою нишу, ведь распространение этих книг является лишь частью той великой общей работы, которую предстоит совершить. Те инструкции, которые иногда даются литературному евангелисту относительно книг о здоровье, ни в коем случае не должны привести к исключению из поля деятельности других важных, необходимых людям изданий. Руководить литературной евангельской работой должны люди, способные видеть, какое место занимает каждая часть работы в великом целом. Пусть они уделяют должное внимание распространению книг о здоровье, однако не следует выделять эту область работы настолько, чтобы она отвлекала людей от других жизненно важных проблем, отодвинув на второй план книги, несущие в мир особую весть истины.

Для распространения духовной литературы требуется столько же подготовки, что и для распространения литературы по вопросу о здоровье и умеренности. В одинаковой мере следует говорить о работе по распространению книг, содержащих духовную пищу, и книг, посвященных реформе здоровья. Необходимо прилагать одинаковое количество усилий для воодушевления и обучения работников, занимающихся и в той, и в другой сфере.

Одно дополняет другое. — Один вид книг всегда оставляет место для другого. И те, и другие важны, и их необходимо распространять одновременно. Одно дополняет другое, и было бы неразумным подменять одно другим. Оба вида книг говорят о темах высочайшей ценности, и оба должны выполнять свою работу, готовя народ Божий к этим последним дням. И те, и другие представляют истину, которая просвещает, пробуждает и убеждает. И тем, и другим необходимо совместно совершать работу по освящению и очищению церквей, которые с нетерпением ожидают пришествия Сына Божьего с властью и в великой славе.

Так пусть же каждый издатель и секретарь издательского отдела с энтузиазмом воодушевляет литературных евангелистов, которые сейчас занимаются этой работой, а также подбирает и обучает новых работников. Пусть каждый из них, насколько это возможно, укрепляет и наращивает работу, не ослабляя при этом работу других. Пусть все это делается в братской любви и без эгоизма (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 327,328 [1900]).

Работа должна развиваться симметрично. — Реформа здоровья столь же тесно связана с трехангельской вестью, как рука с телом. Но рука не может заменить все тело. Суть нашей работы заключается в провозглашении трехангельской вести, заповедей Божиих и свидетельства Иисусова. Эта весть должна провозглашаться во всеуслышание всему миру. Работа

по распространению принципов здоровья должна объединяться с этой вестью, но ни в коем случае не должна проводиться отдельно от нее и ни в коей мере не подменять ее… Эта работа должна развиваться сбалансировано и симметрично во всех ее сферах… Я за то, чтобы книги о здоровье занимали надлежащее место, но это лишь одна из областей в той общей великой работе, которую нам предстоит выполнить. Господь направил Свою весть миру в книгах, содержащих истину для последних дней.

Не следует наставлять литературных евангелистов таким образом, будто одна книга или один вид книг должны захватить всю сферу их деятельности, при этом оставляя все другие в пренебрежении. Всегда есть такие работники, которые готовы отклониться в любом направлении. Во главе работы по распространению литературы должны стоять люди, обладающие трезвым умом, люди, способные видеть место каждой разновидности работы в великом целом. Им следует уделять достаточное внимание распространению книг о здоровье, не выделяя при этом этот вид работы настолько, чтобы он отвлекал людей от других жизненно важных сфер (Письмо 57 [1896]).

Продажа журналов и книг, посвященных реформе здоровья, не должна ни в коей мере сдерживать продажу публикаций, связанных с другими аспектами трехангельской вести. Все они должны готовить дорогу Господу Иисусу, Который грядет в облаках небесных во власти и великой славе (Рукопись 113 [1901]).

Не все должны трудиться ради одной книги. — Есть мнение, будто лучше всего, когда в одно время распространяется лишь одна книга и что все литературные евангелисты должны работать лишь с одним наименованием нашей книжной продукции. Такой подход был бы неразумным и неуместным. Нельзя заниматься лишь одной книгой, представляя ее таким образом, будто она способна удовлетворить все потребности для нашего времени. Если Господь различными путями и в различных книгах дает свет Своему народу, то кто осмелится ставить преграды распространению этого света по всему миру? Господь ожидает от нас таких планов, благодаря которым данный Им свет не был бы скрыт в наших издательствах, но светил всем, кто в нем нуждается (Руководство для литературных евангелистов, с. 47 [1902]).

Литература для всех классов людей. — Ни один литературный евангелист не должен ставить ту книгу, с которой он работает, превыше других, также утверждающих истину для нашего времени. Если наши литературные евангелисты откажутся от всех книг в пользу одной-единственной и сосредоточат все свои усилия только на ней, тогда их работа не будет соответствовать плану Божьему. У разных людей разный склад ума, и то, что может быть пищей для одного, не привлечет внимания другого; поэтому необходимо распространять различную литературу, в которой особая истина для нашего времени подается с разных углов зрения. Литературный евангелист должен разумно подбирать книги. Тому, кто занят в работе Божьей, не следует иметь узкий и близорукий взгляд на дело. У Господа есть множество орудий, посредством которых Он планирует работу. Если же одна книга ставится выше

другой, то возникает опасность, что та самая работа, которая наилучшим образом может дать свет людям, будет упущена из виду. Нет нужды противопоставлять различные книги и пытаться судить, которая же из них приносит больше пользы. У Бога есть место для каждого голоса и пера, которые по Его вдохновению вещают о Нем. Некоторым людям достаточно трудно воспринять истину, содержащуюся в наших основных книгах, а более простой способ представления истины быстрее достигнет их сердец. Ведущим работникам следует поощрять и подбадривать начинающих, в равной степени указывая на действенность всех способов возвещения истины, способных подготовить людей ко Дню Господню. Кому-то газеты и брошюры принесут пользы больше, нежели книги. Газеты, брошюры, листовки — всему этому следует уделять внимание в работе литературных евангелистов, ибо все это есть те малые клинья, которые прокладывают путь большим делам (Руководство для литературных евангелистов, с. 48,49 [1902]).

Брошюры и буклеты. — Литературный евангелист должен носить с собой брошюры, буклеты и небольшие книги, чтобы раздавать их тем, кто не имеет возможности их купить. Подобным образом можно открыть истину многим людям (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 338 [1900]).

Более решительные усилия по распространению духовной литературы. — Распространение наших публикаций важно и является наиболее выгодным видом нашей евангельской работы… Хотя мы уже много говорили о распространении книг о здоровье (и мы по-прежнему полагаем, что такие книги следует распространять), все же необходимо предпринять более решительные усилия для того, чтобы наши важные религиозные книги попадали к людям. Наши публикации могут проникать туда, [1 где невозможно проводить собрания. В таких местах дело проповедника выполняет верный литературный евангелист (Письмо 14 [1902]).

В данный период нашей работы нам следует быть внимательными в отношении каждого шага, который мы предпринимаем в публикации наших книг. Мне было ясно показано, что к работе литературными евангелистами мы должны привлекать способных мужчин и женщин. Значительная часть тех усилий, которые до сих пор направлялись на продажу медицинской литературы, теперь должны быть отданы распространению книг, содержащих истину для нашего времени, чтобы люди могли получить свидетельства о нашей вере и о том, чему предстоит быть…

Мы должны привлечь к этой работе каждого, кто считает, что он избран Богом не для выполнения обычной коммерческой работы, но для работы, дающей свет и истину, библейскую истину миру (Письмо 72 [1907]).

Книги малые и книги большие. — Я не думаю, что продаже малых книг нужно уделять больше внимания, чем продаже больших. Неверно оставлять на полках те значительные работы, которые Господь желает видеть в руках людей, и активно настаивать на продаже малых книг (Рукопись 123 [1902]).

Нет времени для обыденного. — В данное время мы уже настолько приблизились к завершению земной истории, что не можем себе позволить предлагать людям такие книги, в которых не содержится необходимое им послание. Привлекайте их внимание к книгам, повествующим о живой вере и благочестии. Очистите и освятите стан. Мы имеем значительное количество тех книг, которые принесут свет миру.

Не могу понять, почему в наших газетах должно быть так много объявлений относительно книг второстепенных для нашего времени. Подобные книги можно в любом количестве приобрести в любом книжном магазине. Почему бы не привлечь умы людей к темам, связанным со словами вечной жизни? Почему бы не предпринять усилия для получения простой, реальной и истинной информации от наших работников во всех частях мира? Бог призывает к чтению литературы именно такого рода. У нас нет времени на обыденное, у нас нет времени, которое мы могли бы потратить на развлекательные книги (Советы авторам и редакторам, с. 147,148 [1899]).

Мне дано наставление о том, что обыденные истории, облеченные в форму книг, не являются важными для нашего духовного благосостояния. Мир наводнен литературой подобного рода. То, что такие книги быстро расходятся, еще не свидетельствует о том, что их следует распространять. Страстные истории привели к появлению многих тысяч таких бесполезных книг, которые можно сравнить с деревом, сеном и соломой. Эти книги написаны людьми, чей ум был воспитан на романтических чувствах. Все, о чем только может помыслить склонный к богатому воображению разум, облекается в форму повествования и предлагается миру в качестве пищи для ума. Но слишком часто эта пища не представляет собой никакой ценности. «Что общего у мякины с чистым зерном»? Нам не нужны романы; ибо мы имеем дело с суровыми реалиями жизни (Советы авторам и редакторам, с. 147 [1899]).

Избегайте легкомысленной и возбуждающей литературы. — Мир переполнен книгами, которые лучше было бы уничтожить, чем распространять. Книги об индейских войнах и тому подобных предметах, публикуемые и распространяемые с целью получения прибыли, лучше было бы не читать вообще. В этих книгах есть сатанинская привлекательность. Преступления и жестокость, заставляющие сжиматься сердце, обладают чарующей силой для многих молодых людей, пробуждая в них желание к известности, пусть даже посредством совершения самых нечестивых деяний. Существует также множество сугубо исторических работ, влияние которых не намного лучше. Излишества, жестокость, распущенность нравов, изображаемые в этих книгах, побуждают читателей к совершению схожих поступков. Книги, описывающие сатанинские деяния людей, пропагандируют нечестивые дела. Нам не нужно снова переживать те ужасные преступления и страдания. Никто из верующих в истину для нашего времени не должен участвовать в увековечивании памяти об этих событиях.

Любовные истории, сказки легкомысленного и возбуждающего содержания, составляют еще одну группу книг, представляющих собой проклятие для читателя. Автор может дополнить свою историю положительной моралью, вплетая в свое повествование религиозные нравоучения; и все же в большинстве случаев перед нами сатана, рядящийся в ангельские одежды, искусно искушающий и обольщающий. Состояние разума в значительной мере зависит от того, чем мы его питаем. Люди, читающие легкомысленные, возбуждающие истории, утрачивают способность выполнять свой долг. Они живут в воображаемом мире, не имеют желания заниматься чем-то полезным, не хотят исследовать Писание и питаться небесной манной. Ослабленный разум утрачивает способность размышлять о великих вопросах долга и судьбы.

Мне дано наставление о том, что чтение вульгарной литературы подвергает молодых людей величайшей опасности. Сатана постоянно стремится околдовать бесполезными историями как молодых людей, так и людей зрелого возраста. Если бы значительная часть публикуемых книг была уничтожена, можно было бы остановить эту чуму, которая творит ужасное дело, ослабляя разум и извращая сердце. Не существует настолько утвердившегося в верных принципах человека, которому уже не грозит опасность искушения. От всего этого бесполезного чтения следует решительно отказаться.

У нас нет позволения от Господа печатать или продавать подобную литературу, ибо она есть средство, ведущее к погибели многих душ. Я знаю, о чем я пишу, ибо этот вопрос был открыт мне. Пусть никто из верующих в истину не участвует в этой работе и не думает о получении доходов таким способом. Господь не благословит полученные таким образом средства. Человек развеет больше, нежели соберет (Руководство для литературных евангелистов, с. 51-53 [1902]).

Распространение литературы несет свет. — В наш век обыденное восхваляется и преувеличивается. Возвеличивается все сенсационное и приносящее доход. Страна наводнена абсолютно бесполезными публикациями, которые издаются с целью получения доходов, в то время как действительно ценные книги остаются непроданными и непрочитанными. Те, кто распространяет подобную литературу с целью получения высокого заработка, упускают драгоценную возможность творить добро. Необходимо бороться за то, чтобы привлечь внимание читателей к истинно ценным книгам, основанным на Библии. Еще более сложная задача — найти сознательных, богобоязненных работников, готовых приступить к работе, распространяя эти книги и неся свет людям (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 401,402 [1885]).