Глава 6. Работа по приобретению душ

Средство, с помощью которого можно привести души ко Христу. — Необходимо осознать важность литературной евангельской работы как великого средства, позволяющего находить тех, кто подвергается опасности, и приводить их ко Христу. Ни в коем случае нельзя запрещать литературным евангелистам говорить о любви Христа, рассказывать о своем опыте служения Творцу. Они должны иметь право беседовать и молиться с теми, кто пробуждается. Простая история о любви Христа к людям открывает пред нами даже двери тех домов, где живут неверующие (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 324 [1900]).

Тот, кто с должным усердием берется за работу литературного евангелиста, одновременно должен быть наставником и учащимся. Пытаясь учить других, он сам должен учиться выполнять работу евангелиста. Приступая к работе со смиренными, исполненными искренней энергией сердцами, литературные евангелисты найдут множество возможностей вовремя и с нужными словами обратиться к людям, находящимся на грани смерти от разочарования и подавленности. Потрудившись ради этих нуждающихся, они смогут сказать: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе» (Еф. 5:8). Наблюдая же греховный путь других, они могут сказать: «И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1 Кор. 6:11), (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 335 [1900]).

Братья мои и сестры, помните о том, что однажды вы предстанете пред Господом всей земли, чтобы дать Ему отчет обо всех своих деяниях, совершенных на земле. И тогда ваша работа явится такой, какая она есть. Виноградник велик, и Господь призывает тружеников. Не позволяйте, чтобы что-то удерживало вас от работы по спасению душ. Работа литературного евангелиста — наиболее успешный путь спасения душ. Неужели вы не хотите попробовать? (Ревью энд Геральд, 2 июня 1903).

Литературный евангелист открывает Христа. — Интересы Христа должны стоять превыше всего. В этом мире у Христа есть собственность, которую Он желает сохранить и спасти для Своего вечного Царства. Ради славы Отца и славы Христа вестники Христовы отправятся во имя Его; ибо они и Он едины. Они должны открывать миру Христа. Его интересы — их интересы. Если они будут сотрудничать с Ним, они станут наследниками Божиими и сонаследниками Христовыми в вечности (Ревью энд Геральд, 1 июня 1903).

Говорите слова истины. — Деятельность литературных евангелистов — работа огромной важности. Она много значит не только для тех, кто участвует в ней, но и для людей, ради которых литературные евангелисты трудятся.

Литературному евангелисту следует помнить о том, что его работа — евангельская по своему характеру и что Бог желает спасти всех, кого он встречает. Пусть его сердце постоянно находится под воздействием Святого Духа. Пусть его Библия постоянно будет поблизости, чтобы он при первой возможности, говоря слова истины, мог ссылаться на нее. Пусть он молится о благодати, чтобы говорить мудро, дабы те, к кому обращены его слова, восприняли их как «запах живительный на жизнь» (Ревью энд Геральд, 16 июня 1903).

Быть ловцами душ. — Нужны такие литературные евангелисты, которые были бы ловцами душ. Отныне за эту работу следует взяться энергично и решительно. Кроткий и смиренный сердцем литературный евангелист может совершить много добрых дел. Работая по двое, литературные евангелисты могут достичь большего успеха, чем все наши лагерные собрания. От семьи к семье они несут весть истины. Таким образом, они имеют возможность тесно общаться с людьми, находя множество возможностей свидетельствовать о Спасителе. Пусть они молятся и поют вместе с теми, кто проявляет интерес к истине, которую они несут. Литературные евангелисты могут рассчитывать на успех, ибо их обетованием являются слова: «И се, Я с вами во все дни до скончания века». Небесные существа сопровождают тех литературных евангелистов, которые в духе Творца идут вперед.

Я умоляю тех, на кого возложена ответственность за дело Божье, не позволять, чтобы коммерческие интересы мешали нашей работе по спасению душ. Работа в коммерческих предприятиях не должна поглощать время и способности тех работников, которые должны участвовать в подготовке людей к пришествию Господа. Истина должна распространять свет подобно горящему светильнику. Времени осталось мало; враг сделает все возможное для того, чтобы возвеличить в нашем представлении дела второстепенные и побудить нас отнестись безответственно к самой насущной работе (Ревью энд Геральд, 2 июня 1903).

Достигать всех категорий людей. — Для того чтобы достичь всех категорий людей, мы должны знакомиться с ними там, где они находятся. Эти люди редко по своей инициативе будут стараться встретиться с нами. Сердца людей могут быть затронуты Божественной истиной не только из-за кафедры. Есть и иное поле деятельности, может быть, более смиренное, но столь же многообещающее. Оно находится в домах бедных и в чертогах богатых (Желание веков, стр. 152 [1898]).

Те, кто на дорогах. — Берите книги для бизнесменов, для тех, чей разум еще не обращен к особым истинам для нашего времени. Весть должна сообщаться «на дорогах», людям, которые активно занимаются мирской работой, наставникам и руководителям народа. Сердца тысяч людей можно достичь самым простым и смиренным образом. Самые интеллигентные, те, кого мир считает наиболее одаренными, зачастую испытывают освежающее воздействие простых слов тех, кто любит Бога и кто может говорить об этой любви столь же естественно, как обыкновенный человек рассказывает о том, что его больше всего интересует. Зачастую хорошо подготовленные и отрепетированные слова почти не оказывают воздействия. Но простые, искренние слова сына Божьего или дочери Божией, сказанные с естественной простотой, обладают силой открывать дверь к тем сердцам, которые долго были закрыты для Христа и Его любви (Ревью энд Геральд, 20 января 1903).

Книги будут достигать тех, кого невозможно достигнуть иначе, тех, кто живет вдали от крупных поселений. Я называю их «слушателями на тропах». Для этой категории наши литературные евангелисты должны нести книги, содержащие весть спасения.

Наши литературные евангелисты должны быть посланниками Божьими, которые идут от дома к дому вдали от проторенных дорог и открывают Писания для тех, кого встречают на своем пути. Они найдут там людей, желающих и жаждущих узнать истину из Писаний…

Я искренне желаю сделать все, что в моих силах, чтобы достичь тех, кто на дорогах, и тех, кто на тропах (Письмо 155 [1903]).

На самых оживленных перекрестках. — Наши служители и литературные евангелисты, способные привлечь внимание многих людей, могут работать на известнейших всемирных курортах и в центрах туризма, переполненных многими тысячами искателей удовольствий и желающими поправить свое здоровье. Они будут искать возможность поведать людям весть для нашего времени, собирая их вместе, и использовать любую возможность, чтобы обратиться к людям. Пусть они, сопровождаемые силою Святого Духа, встречают людей тем же посланием, что и Иоанн Креститель: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Слово Божие необходимо представлять ясно и твердо, чтобы имеющие уши могли слушать истину. Таким образом, Евангелие истины для настоящего времени будет представлено для тех, кто пока не знает о нем, и многие примут его и понесут в свои дома во все районы нашей земли (Ревью энд Геральд, 25января 1906).

Помогите невоздержанным. — В своей работе вы встретитесь с людьми, ведущими борьбу со своим аппетитом. Обратитесь к ним со словами ободрения и подкрепления. Не позволяйте сатане погасить последнюю искру надежды в их сердцах. Заблуждающемуся, трепещущему, пребывающему в борьбе со злом человеку Христос говорит: «Приди ко Мне», затем Он берет его в Свои руки и поднимает. Ту работу, которую делал Христос, можете делать и вы, Его евангелисты, идя из одного места в другое. Трудитесь в вере, зная, что души будут приобретены для Того, Кто отдал Свою жизнь, дабы люди могли встать на сторону Бога. Вместе с Богом стремитесь освободить пьяницу и курильщика от привычек, которые опускают их все ниже и ниже, пока они не унизятся до уровня зверей, обреченных на погибель (Ревью энд Геральд, 7 января 1903).

Молитесь за больных и разочарованных. — Христос сеял семена истины, где бы Он ни находился, и вы, будучи Его последователями, можете свидетельствовать о Творце, совершая самую драгоценную работу в беседах у камина. Приходя к людям, вы зачастую встретите тех, кто болен и разочарован. Если вы близки к Христу и несете Его бремя, вы ежедневно будете учиться у Него тому, как нести весть покоя и утешения скорбящим и разочарованным, печальным и пребывающим в тревоге. Вы можете указать на Слово Божие

людям, разочарованным во всем, а также обратиться к Господу с молитвой за больных. В своей молитве беседуйте со Христом так, как вы говорили бы с самым надежным и возлюбленным другом. Будучи Божьими детьми, ведите себя благопристойно, непринужденное и учтиво. Это будет оценено окружающими по достоинству (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 323,324 [1900]).

С молитвой на устах. — Божьи требования должны постоянно быть пред нами. Никогда нельзя забывать о том, что нам предстоит дать отчет за все, совершенное в этой жизни. Помня об этом, литературные евангелисты будут искать погибающие души, а их уста будут возносить искренние слова молитвы за то, чтобы им была дарована мудрость говорить нуждающимся в помощи именно те слова, которые им необходимы. Такие работники будут непрестанно возвышать и очищать душу послушанием истине. Они будут иметь истинное представление о ценностях души и использовать всякую возможность для того, чтобы поделиться богатствами благодати Христовой. Пусть литературный евангелист идет вперед с молитвой на устах: «Господи, что велишь мне делать?» Пусть он трудится, ощущая присутствие Бога и небесных ангелов. Он должен желать получить Божье одобрение на все свои дела. И тогда его труды не останутся бесплодными.

Нам следует меньше говорить на спорные темы и больше представлять людям Христа. Наш Искупитель — центр всей нашей веры и надежды. Тот, кто способен представить Его несравненную любовь, кто может побудить сердца людей отдавать Ему все самое лучшее и сокровенное, делает великое и святое дело. Усердно распространяя литературу, верно представляя людям Голгофский крест, литературный евангелист удваивает приносимую им пользу. Но, описывая такие методы работы, мы не можем предложить тот единственно верный путь, которым должен следовать каждый. Все зависит от обстоятельств…

Говорите о любви Христовой. — Зачастую попытки познакомить людей с вопросами вероучения не имеют особого успеха, поскольку люди знают, что им будут рассказывать о вероучении и ни о чем больше. Но когда речь идет о несравненной любви Христа, тогда Его благодать воздействует на сердце. Есть множество людей, которые искренне стремятся к свету, но не знают, что следует сделать для того, чтобы спастись. Поведайте им о любви Божьей, о жертве, принесенной на Голгофском кресте ради того, чтобы спасти гибнущих! Посоветуйте людям обратить свою волю на сторону воли Божьей, и «Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно» (Ин. 7:17), (Руководство для литературных евангелистов, с. 36-38 [1902]).

Избегайте спорных тем. — Некоторые из тех, кто трудится на поприще распространения литературы, обладают рвением, не соответствующим их познаниям. В силу того, что им недостает мудрости, но вместе с тем они испытывают неодолимую тягу выступать в роли служителя и богослова, появилась даже необходимость ввести определенные ограничения для наших литературных евангелистов. Когда голос Господа взывает: «Кого Мне послать и кто пойдет для Нас?», Дух Божий побуждает наши сердца ответить: «Вот я, пошли меня» (Ис. 6:8). Но не забывайте о том, что первоначально ваших уст должны коснуться пламенеющие угли жертвенника.

И тогда слова ваши исполнятся мудрости и святости. Когда вы обретете мудрость, тогда узнаете, что сказать, а что оставить несказанным. Вы не будете стремиться показать себя мудрым богословом. Вы будете проявлять осторожность, чтобы, коснувшись спорных пунктов вероучения, не пробудить дух противодействия или предвзятого отношения. Вы найдете достаточно таких тем для беседы, которые не вызовут сопротивления, но пробудят в сердце желание получить более глубокое знание Слова Божьего.

Будьте готовы дать ответ. — Господь желает, чтобы вы приобретали души; поэтому, не навязывая людям положения вероучения, вы должны помнить следующие слова: «Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15). Почему с благоговением? Опасайтесь, чтобы ваши слова не были восприняты как стремление возвысить себя, опасайтесь произнести необдуманные слова. Ваши слова и поступки должны быть подобны словам и поступкам Иисуса. Сохраняйте неразрывную связь с Христом и представляйте истину такой, какой она есть в Нем (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 324,325[1900]).

Возвышайте Христа. — Трудитесь подобно Павлу. Где бы он ни был: перед разъяренным фарисеем или вельможей, общался ли он с богатыми или бедными, учеными или неграмотными, был ли перед ним хромой из Листры или закоренелые грешники в македонской темнице — он возвышал Христа как Того, Кто ненавидит грех и любит грешника, как Того, Кто взял на себя наши грехи, дабы наделить нас Своею праведностью (Руководство для литературных евангелистов, с. 34 [1902]).

Служитель как литературный евангелист. — К умному, богобоязненному, любящему истину литературному евангелисту следует относиться с уважением; ибо он занимает положение, равное евангельскому служителю. Многие из наших молодых служителей и тех, кто готовится к служению, если они истинно обращены, приносят большую пользу, работая в сфере распространения литературы. Встречаясь с людьми, представляя им истину, они получат такой опыт, который они не смогут обрести, просто проповедуя из-за кафедры. Переходя от дома к дому, они будут беседовать с людьми, неся с собой благоухание жизни Христа. В своем стремлении благословить других они и сами будут получать благословение: они приобретут опыт в вере; их знание Писаний значительно расширится; они будут непрестанно постигать искусство того, как приобретать души для Христа.

Всем нашим служителям желательно носить с собой книги и распространять их там, где они бывают. Куда бы ни приехал служитель, он всегда сможет оставить книгу в семье, где он остановился, продав или подарив ее. Такая работа активно осуществлялась в первые годы распространения вести. Служители выступали в роли литературных евангелистов, используя средства, полученные от продажи книг, для успешного ведения евангельской работы в тех местах, где требовалась помощь. Они могут со знанием дела говорить об этом методе работы, поскольку обладают соответствующим опытом.

Пусть никто не думает, будто участие в распространении литературы с целью познакомить людей с истиной унизительно для евангельского служителя. Выполняя эту работу, он трудится так же, как апостол Павел, который говорит: «Вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами, работая Господу со всяким смиренномудрием и многими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям Иудеев; как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедовал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам, возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа» (Деян. 20:18-21). Красноречивый Павел, которому Бог чудесным образом явил Себя, ходил от дома к дому в смиренномудрии и многими слезами, среди искушений (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 321-322 [1900]).

Служение столь же важное, как и проповедь. — Служитель-евангелист, участвующий в работе по распространению литературы, выполняет служение столь же важное, как и проповедь пред собранием по субботам. Бог взирает на верного литературного евангелиста столь же благосклонно, как и на верного церковнослужителя. И тому, и другому работнику дан свет; и тот, и другой должен распространять свет в сфере своего влияния. Бог обращается к каждому человеку с призывом присоединиться к великому Целителю-Миссионеру и работать на широких путях и узких тропах. У каждого есть работа, которую он должен выполнять для Бога в своем конкретном направлении служения. Если такие работники обращены, то они являются истинными миссионерами (Письмо 186 [1903]).

Есть люди, лучше других приспособленные для работы литературными евангелистами, те, кто способен в этой сфере добиться большего, нежели в деле проповеди из-за кафедры. Если в сердце их живет Дух Христа, они найдут возможность для того, чтобы представлять Его Слово другим и обращать их разум к особым истинам для нашего времени (Свидетельства для Церкви, т. 6. с. 323 [1900]).

Радость в служении. — Радость Христова заключается в том, чтобы помогать тем, кто нуждается в помощи, искать заблудших, спасать гибнущих, поднимать согбенных, исцелять больных, обращаться со словами сочувствия и утешения к опечаленным и пребывающим в тревоге. Чем больше мы исполнены Его Духом, тем с большим рвением будем трудиться ради тех, кто нас окружает; чем больше мы будем делать для других, тем больше мы будем любить свою работу, и тем с большей радостью мы будем следовать за Творцом. Наши сердца наполнятся любовью Божией. И мы будем с великой убежденностью говорить о распятом Спасителе.

Я обращаюсь к тем, кому дан свет. Что вы намереваетесь делать в этом, только что начавшемся году? Оставите ли вы свои взаимные ссоры, ослабляющие и разрушающие в людях веру в гуманность? Или же посвятите свое время тому, чтобы бодрствовать и утверждать прочее, близкое к смерти? Когда наши люди всерьез возьмутся за работу Божью, жалобы прекратятся. Многие восстанут из того уныния, которое губительно как для их души, так и для тела. Работая для других, они узнают много такого,

чем полезно поделиться, собравшись для богослужения. Свидетельство, которое они несут, будет не мрачным и угнетающим, но исполненным радости и ободрения. Вместо того чтобы думать и говорить о недостатках своих братьев и сестер и о собственных тяготах, они будут размышлять и говорить о любви Христовой, искренне стремясь стать более полезными Ему (Ревью энд Герольд, 1 января 1903).