Введение

Просьба поделиться мыслями о христианском руководстве в будущем веке взволновала меня. Что я могу сказать о следующем столетии, если испытываю растерянность всякий раз, когда меня спрашивают о будущем месяце? После долгих колебаний я решил остаться верным самому себе. Я спросил себя: «Какие решения ты принял в последнее время и каким образом они отражают твое восприятие будущего?» Ведь я должен верить в то, что Бог руководит мною и мое внутреннее состояние и происшествия моей жизни составляют часть более масштабных изменений, мельчайшей частицей которых являюсь я.

Проведя двадцать лет в академической среде как преподаватель пасторской психологии, пасторского богословия и христианской духовности, я почувствовал, что в сердце закрадывается тревога. Переступив порог своего пятидесятилетия, я понимал,что едва ли проживу вдвое больше. И передо мной встал вопрос, стал ли я с возрастом ближе к Иисусу. Будучи священником уже двадцать пять лет, я стал ощущать, что моя молитва оскудевает, что я живу несколько обособленно от людей, излишне отдаюсь разрешению животрепещущих вопросов. Все говорили, будто я преуспеваю, но что-то подсказывало мне: успех подвергает мою душу опасности. Я стал задаваться вопросом, не являются ли отсутствие созерцательной молитвы, одиночество и постоянная погоня за наиболее насущным признаками того, что Дух постепенно угасает. Мне было очень трудно разобраться в этом, и вот однажды — хотя я никогда не говорил об аде и лишь в шутку упоминал его — я проснулся с осознанием, что живу во мраке и психологический термин «перегорание» есть не что иное, как удобная замена понятия духовная смерть.

Все это время я не переставал молиться; «Господи, укажи, куда мне идти, и я пойду за Тобой, только, пожалуйста, дай мне ясный ответ!» И Бог дал ответ. Через Джин Веньер, основательницу общины для умственно отсталых людей Ларка, Бог сказал: «Пойди к нищим духом, живи среди них, и они исцелят тебя». Призыв был настолько ясным, что мне оставалось только последовать ему. И я оставил Гарвард, покинул выдающихся, стремящихся править миром и поселился в Л арке, среди тех, кто не мог (или почти не мог) говорить и чей вклад в жизнь общества в лучшем случае считали несущественным. Перемена была болезненной, и я до сих пор еще не привык к происшедшему. После двадцати лет свободы, когда я мог отправиться куда угодно и был волен рассуждать на любую тему, уединенная жизнь среди людей с поврежденным рассудком, неполноценных физически, которым был необходим строгий распорядок дня и меньше всего требовались слова, вначале не представлялась лекарством от духовного «перегорания». И все же жизнь в Ларке позволяет мне находить новые слова, чтобы говорить о христианском руководстве будущего, потому что именно здесь я столкнулся со всем тем, что ожидает на пути нас, служителей Слова Божьего.Итак, я представлю вам несколько зарисовок из моей жизни среди умственно неполноценных людей. Надеюсь, они дадут вам некое представление о пути христианского руководства в будущем. В своих размышлениях я буду руководствоваться двумя евангельскими рассказами: рассказом об искушения Иисуса в пустыне (Мф. 4:1-2) и о призвании Петра (Ин. 21:15-19).