1. От желания быть нужным к молитве

Искушение: желание быть нужным

Когда я поселился среди людей с умственными недостатками, меня прежде всего поразило, что их отношение ко мне было никак не связано со всем тем, чем я занимался ранее. Никто не мог читать моих книг, и они не могли ни на кого произвести впечатления; большинство членов общины никогда не ходили в школу, и двадцать пять лет, проведенные мной в Нотр-Даме, Йеле и Гарварде, никому ни о чем не говорили. Мой значительный опыт экуменического общения был еще менее ценным. Однажды во время обеда я предложил помощнику мяса, один из умственно неполноценных членов общины сказал мне: «Не давайте ему мяса, он не ест мяса, он пресвитерианец».

Я не мог пользоваться приемами, действенными в прошлом, и это вселяло тревогу. Неожиданно я оказался лицом к лицу со своим обнаженным «я», которое могли принять или отвергнуть, которому могли раскрыть объятия или нанести удары. Слезы или радость — все зависело от того, как меня воспринимают в данный момент. Казалось, я начинаю жизнь с начала. Теперь нельзя было рассчитывать на знакомства, связи и репутацию.

Это переживание было (и во многом остается) главным в моей новой жизни, поскольку оно заставило меня открыть мою подлинную суть. Мое собственное «я», мои мысли и чувства оказались беззащитными в среде этих искалеченных людей, совершенно не умеющих притворяться, которых я готов был любить несмотря ни на что.

Я рассказываю вам обо всем этом потому, что глубоко убежден: христианский руководитель будущего призван быть совершенно «ненужным», неспособным предложить этому миру ничего, кроме своего уязвимого «я». Так Иисус открыл Божью любовь. Великая весть, которую мы должны нести, как служители Божия Слова и последователи Иисуса, заключается в том, что Бог любит нас не за наши свершения.

Он любит нас за то, что сотворил нас в любви, искупил по любви, избрал нас возвещать эту любовь как источник жизни человека.

Первым искушением Иисуса было желание принести пользу — обратить камни в хлеб. О, как часто я мечтал совершить это! Проходя по новым районам на окраинах Лимы, города в Перу, где дети умирают от недоедания и загрязненной воды, я не смог бы отказаться от волшебного дара превращать пыльные улицы с брусчатыми мостовыми в сказочное место, где камни оказывались бы рогаликами, пирожными или свежеиспеченными сдобными булочками и где, черпая воду из цистерн, люди с восторгом осознавали бы, что пьют изумительно вкусное молоко. Не призваны ли мы, священники и служители, помогать людям, насыщать голодных и спасать умирающих от голода? Не призваны ли мы совершать нечто такое, что помогло бы людям осознать, что мы действительно изменяем их жизнь? Не призваны ли мы исцелять больных, кормить голодных и облегчать страдания бедных? Перед Иисусом стояли те же вопросы, но когда Он мог доказать Свою силу как Сына Божия, превратив камни в хлеб, Он, оставшись верен Своей миссии возвещать Слово, сказал: «Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».

Зачастую наибольшие огорчения причиняет служителям низкая самооценка. Многие священники и служители все больше ощущают бесплодность своей деятельности. Усилия оказываются напрасными, не приносят ощутительных перемен. Все меньше людей посещают церковь, а психологи, психиатры, семейные консультанты и врачи, как выясняется, часто пользуются большим доверием, нежели священники. С горечью осознают многие христианские руководители, что все меньше молодых людей хотят идти по их стопам. В нынешнее время, кажется, не стоит посвящать свою жизнь христианскому служению. Вместе с тем все больше критических замечаний звучит в церкви. Как не впасть в уныние в подобной обстановке? Мир вокруг нас заявляет в полный голос: «Мы можем позаботиться о себе. Нам не нужны

Бог, Церковь или священник. У нас все в порядке, а если нет, нам нужно прилагать больше усилий. Проблема не в недостатке веры, но в недостатке компетентности. Если вы больны, вам нужен компетентный врач; если вы нищенствуете, вам нужны компетентные политики; в случае технических проблем, вам нужны опытные инженеры; в случае войны, нужны компетентные люди, которые могли бы вести переговоры. Бог, церковь и служитель на протяжении столетий восполняли отсутствие компетентных людей, но сегодня недостаток компетентности восполнен иным образом, и нам больше не нужны духовные ответы на практические вопросы».

В обстановке секуляризации христианские руководители чувствуют, что их уча-стие в жизни людей становится все менее значимым. Многие оставляют служение и посвящают себя новому роду деятельности, присоединяясь к современникам в попытке внести свой вклад в созидание лучшего мира.

Но задумаемся вот о чем. Великие достижения нашего времени скрывают подводное течение отчаяния. В то время как наше общество всецело устремляется к благополучию, одиночество, вызванное отсутствием дружеских, близких отношений, скука, чувство пустоты и подавленность, ощущение собственной ненужности наполняют сердца миллионов людей в нашем мире, ориентированном на успех.

Брет Истон Элис в романе «Меньше нуля» ярко описывает нравственную и духовную нищету, скрывающиеся за современным фасадом богатства, успеха, известности и власти. В экспрессивной манере автор описывает жизнь детей богачей Лос-Анджелеса, в которой царят секс, наркотики и насилие. В этом мраке нравственного упадка ясно слышится крик: «Любит ли меня кто-нибудь, есть ли кому-нибудь до меня дело? Готов ли кто-нибудь быть со мной, когда мне плохо, когда я неутешен? Кто-нибудь, кому я нужен?» Ощущение собственной ненужности гораздо более распространенное переживание, чем можно было бы предположить, глядя на наше кажущееся самоуспокоенным общество. Новые методы лечения и трагическое увеличение количества абортов могут значительно уменьшить число людей с умственными недостатками в нашем обществе, но становится все более очевидным тот факт, что все больше людей страдают от глубинных нравственных и духовных недостатков, не имея ни малейшего представления о том, куда обратиться за помощью.

И вот тут-то становится понятной потребность в христианском руководстве нового рода. Руководителем будущего будет тот, кто осмелится признать свою ненужность в современном мире как божественное призвание, которое позволяет разделить боль, скрывающуюся за блеском успеха, и принести людям свет Иисуса.

Вопрос: «Любишь ли ты Меня?»

Прежде чем дать Петру поручение быть пастырем, Иисус спросил его: «Симон, сын Ионин, любишь ли ты Меня больше, нежели они?» И вновь спросил Он: «Любишь ли ты Меня?» И в третий раз задал вопрос: «Любишь ли ты Меня?» В христианском служении эти слова должны быть для нас главными, поскольку они позволяют нам уверенно нести свое служение, будучи «ненужными».

Взгляните на Иисуса. Мир не обратил на Него никакого внимания. Он был распят и забыт. Принесенная Им весть о любви была отвергнута миром, устремленным к власти и благополучию. Но вот Он предстает с ранами на Своем прославленном теле нескольким друзьям, имевшим глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать и сердца, чтобы разуметь. Отвергнутый, неизвестный, израненный, Иисус просто спрашивает: «Любишь ли ты Меня?» Тот Кто изведал безусловную Божью любовь, спрашивает лишь об одном: «Любишь ли ты Меня?»

Вопрос не в том, ценят ли тебя люди не в том, чего ты добиваешься и великими будут плоды твоей деятельности. Но в том, любишь ли ты Иисуса. Наверное, можно было бы сформулировать вопрос иначе: познал ли ты воплотившегося Бога? В этом мире одиночества и отчаяния бесконечно нужны те, кто познали Бога — прощающего, заботливого, открытого людям и готового исцелять. В Нем нет предубеждения,

мстительности, нет злобы, нет и тени ненависти. Он стремится лишь дарить любовь и принимать любовь ответную. Он бесконечно страдает, видя всю человеческую боль и страшное нежелание довериться Тому, Кто стремится подать утешение и надежду.

Христианский руководитель будущего — тот, кто познал сердце Бога, ставшего плотью, «плотяное сердце» Иисуса. Знать Божье сердце означает постоянно возвещать, наглядно открывать людям: Бог есть любовь и только любовь, и всякий страх, одиночество или отчаяние, наполняющие человеческую душу, исходят не от Бога. Быть может, это звучит даже банально, но очень немногие знают о том, что они безгранично любимы, невзирая ни на что. Эту безусловную, безграничную любовь евангелист Иоанн называет первоначальной Божьей любовью. «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4:19). Любовь, которая сеет в нас сомнения, разочарование, раздражение и горечь есть любовь вторичная. Это ободрение, привязанность, симпатия и поддержка наших родителей, учителей, жен или мужей, друзей. Все мы знаем о том, как ограниченна, несовершенна и хрупка их любовь. За всеми проявлениями вторичной любви остается возможность быть отвергнутым, покинутым, наказанным; может последовать шантаж, насилие и даже ненависть. Множество современных кинофильмов и театральных пьес представляют изменчивость человеческих отношений. Нет друзей, супругов или общин, которые бы остро не ощущали ограниченность вторичной любви. Часто кажется, что за каждодневными радостями непременно последуют роковые неприятности, имя которым: отверженности, предательство, разлад и утраты. Все это теневые стороны вторичной любви, разочарования, скапливающиеся в человеческом сердце.

Благая весть заключается в том, что вторичная любовь есть лишь искаженное отражение первоначальной любви, даруемой нам Богом, в Котором нет никакой тьмы. Иисус воплощает первоначальную любовь Бога, которая не имеет теневых сторон. Божье сердце источает потоки живой воды. Он громко возглашает: «Кто жаждет, иди

ко Мне и пей» (Ин. 7:37). «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:28-29).

Из Божьего сердца исходят слова: «Любишь ли ты Меня? » Знать Иисуса и любить Его — одно и то же. Сердце Иисуса познается сердцем. И живя в мире с этим знанием, мы несем исцеление, примирение, обновление и надежду туда, где нам доводится оказаться. Желание быть нужным, иметь успех постепенно исчезнет, и единственным нашим желанием будет всем своим существом убедить людей, наших братьев и сестер: «Вас любят. Не бойтесь. В любви Бог сотворил вас, и соткал вас во чреве матери» (см. Пс. 138:13).

Путь: созерцательная молитва

Для того чтобы жить, утверждаясь в познании Божьей первоначальной любви, а не руководствуясь желанием быть нужным, необходимо быть мистиками. Мистиком является тот, кто осознает себя укорененным в Божьей первоначальной любви.

Если на чем-то и нужно сосредоточиться христианскому руководителю будущего, то это на пребывании в присутствии Того, Кто постоянно вопрошает нас: «Любишь ли ты Меня? Любишь ли ты Меня? Любишь ли ты Меня?» Это путь созерцательной молитвы. Посредством созерцательной молитвы мы можем избежать того, чтобы насущные проблемы поглощали нас, отчуждая от паствы и от Бога. В поездках, зачастую вблизи насилия и войны, с созерцательной молитвой мы в безопасности и покое. Созерцательная молитва укрепляет в нас сознание того, что мы уже свободны, что мы уже нашли место для жилья и уже принадлежим Богу, хотя все и вся вокруг убеждает в обратном. Священникам и служителям будущего недостаточно быть нравственными людьми, хорошо обученными, недостаточно стремиться помочь своим собратьям и откликаться на животрепещущие вопросы современности. Все это очень ценно и важно, но не в этом суть христианского руководства. Главное для руководителей будущего быть Божьими людьми, страстно желающими пребывать в Божьем присутствии, слушать Его голос, созерцать Его. красоту, прикасаться к воплощенному Божьему Слову и в полной мере принимать бесконечное благословение Бога.

Изначально слово «богословие» имело значение «единение с Богом в молитве». Сегодня богословие превратилось в одну из научных дисциплин, и богословам зачастую трудно искренне предаваться молитве. Но для христианского руководства будущего жизненно важно возродить мистический аспект богословия, с тем чтобы всякое слово, всякое суждение и учение исходили из сердца, познавшего Бога. У меня создалось впечатление, что во многих случаях в спорах, которые ведутся в церкви по поводу папства, рукоположения женщин, брака священников, гомосексуализма, использования средств контрацепции, абортов и эфтаназии на первый план выходит вопрос о том, нравственно это или нет. Сторонники различных мнений сражаются, зачастую забывая о первоначальной любви Бога, которая лежит в основе всех человеческих отношений. Слова «правые», «реакционные», «консервативные», «либеральные», «левые» описывают те или иные взгляды, и подчас обсуждения больше походят на политические баталии, на битву за власть, нежели на духовный поиск истины.

Христианским руководителем не может быть тот, кто просто хорошо осведомлен обо всех жгучих вопросах нашего времени. Руководство должно корениться в близких отношениях с воплощенным Словом, Иисусом; Он должен стать источником суждений и наставлений. Через созерцательную молитву христианские руководители должны учиться слушать голос любви, и в ней черпать мудрость и силы для всякого дела. Разрешение жгучих вопросов приводит к разделению, если мы отдаляемся от Бога; прежде чем мы успеваем осознать это, наше «я» оказывается во власти наших взглядов по тому или иному вопросу. Но если мы пребываем с Богом, мы способны сохранять гибкость, не превращаясь в релятивистов; оставаться убежденными, не будучи непримиримыми; мы можем спо-

рить, не будучи агрессивны; сохранять кротость и готовность прощать, без обиды, свидетельствовать, не оказывая давления.

Христианскому руководству необходимо совершить переход от нравственного к мистическому, для того чтобы принести плоды в будущем.