Анализ взглядов Эриксона, Грудема, Льюиса и Демареста

В последние несколько десятилетий в обществе и в церкви звучит все больше споров об эволюции и о возрасте Земли. Некоторые христиане принимают на веру идею миллиардов лет, внушаемую научным истеблишментом; другие же стоят на том, что верить следует Священному Писанию, согласно которому возраст творения — всего несколько тысяч лет. Важную роль в этих дебатах играют учебники по систематическому богословию: по ним учатся будущие пасторы, миссионеры, преподаватели семинарий и христианских колледжей, не говоря уж о том, что их читают многие миряне; следовательно, эти учебники не могут не оказывать влияния на свидетельство церкви. Кратко изложив доводы в защиту креационных представлений о «молодой» Земле и разъяснив важность этого вопроса, далее мы рассмотрим, что говорится о возрасте Земли в трех учебниках богословия, пользующихся заслуженным авторитетом. Мы покажем, что, несмотря на все достоинства этих учебников, их авторы недостаточно полно изложили и разъяснили библейские истины о возрасте Земли, и не представили убедительных доводов — ни в пользу «старой» Земли, ни в опровержение взглядов своих оппонентов. Вследствие этого мы вынуждены заключить, что эти учебники по систематическому богословию не только не помогают, но и препятствуют церкви проповедовать истину современному миру с его эволюционистским мышлением.

Ключевые слова: Сотворение мира, грехопадение, Всемирный потоп, смерть, сущность Бога, возраст Земли, миллионы лет, непогрешимость, предпосылки.

1. Введение

В последние несколько десятилетий в публичном пространстве и в церкви (не только в Америке, но и во многих других странах) всё слышнее споры, зачастую весьма ожесточенные, об эволюции и о возрасте Земли. Более чем в двадцати штатах рассматривается возможность (либо предпринимались попытки) внесения в программу средних школ изменений, цель которых — ознакомить учащихся с научной критикой теории эволюции. Этой инициативой мы обязаны объединенным усилиям креационистов — сторонников идеи молодой Земли — и участников Движения разумного замысла (Intelligent Design Movement).

Статьи, посвященные этим вопросам, появляются в ведущих газетах, новостных бюллетенях, научно-популярных журналах едва ли не ежедневно. Во многих из них речь идет о возрасте Земли. В частности, в октябре 2006 года на протяжении одной недели вопросу происхождения мира были посвящены редакционные статьи (с иллюстрациями на обложке) в целом ряде журналов, издаваемых лютеранами, пресвитерианами, католиками и иудеями! (1) А в 2008 году на экраны вышел документальный фильм «Изгнание: разуму вход воспрещен» («Expelled: No Intelligence Allowed»), по сей день вызывающий оживленные дискуссии.

На протяжении 2008 года пять постоянных сотрудников миссии «Ответы Бытия» («Answers in Genesis») и около десяти приглашенных лекторов проводили семинары примерно в трех сотнях церквей, школ и колледжей, и спрос на такие занятия постоянно возрастает. Институт креационных исследований (ICR) и Общество креационных исследований (CRS) тоже каждый год проводят множество семинаров; занимаются просветительской деятельностью и креационистские организации в более чем тридцати пяти странах мира (2) . На сайте «Ответов Бытия» в Интернете каждый месяц бывает более миллиона читателей; миссия получает электронные письма из 122 стран (3) . Растет число посещений и на сайтах Института креационных исследований, Общества креаци-онных исследований, других креационистских организаций и отдельных креационистов из самых разных стран (4) . 28 мая 2007 года миссия «Ответы Бытия» открыла свой уникальный, оборудованный по последнему слову техники Музей Сотворения мира площадью более 7000 квадратных метров (5) . На сегодняшний день в нем побывало более 900 000 посетителей со всего мира; о музее сообщали ведущие теле- и радиокомпании и периодические издания Америки, Англии, Германии, Италии, Австралии и многих других стран; репортаж о нем был опубликован даже в одной газете коммунистического Китая. Столь высокая популярность темы Сотворения в интернет-источниках и СМИ свидетельствует о том, насколько важна эта тема для великого множества людей.

Многие христиане в наши дни принимают на веру идею миллиардов лет, внушаемую научным истеблишментом; другие же стоят на том, что верить следует Священному Писанию, согласно которому возраст творения — всего несколько тысяч лет. Важную роль в этих дебатах играют учебники по систематическому богословию, поскольку по ним учатся будущие пасторы и миссионеры, студенты христианских колледжей, будущие преподаватели этихколледжей и семинарий. Кроме того, их читают многие миряне. А благодаря переводам на все большее число языков растет и роль этих учебников во всем мире.

Изложив вкратце суть креационного мировоззрения и объяснив, почему этот вопрос жизненно важен, я затем рассмотрю идею старой Земли. Этой идеи придерживаются авторы трех учебников богословия, имеющих заслуженно высокую репутацию, — Миллард Эриксон (Millard Erickson), Уэйн Грудем (Wayne Grudem) и Гордон Льюис и Брюс Демарест (Gordon Lewis and Bruce Demarest). Будет показано, что эти ученые, несмотря на множество полезных замечаний относительно Сотворения мира, недостаточно полно изложили и разъяснили библейские истины, касающиеся этой темы, и не представили убедительных доводов — ни в пользу старой Земли, ни в опровержение взглядов своих оппонентов. В заключение будет сказано, что в вопросе возраста Земли эти замечательные в прочих отношениях учебники по систематическому богословию вводят церковь в заблуждение и ослабляют ее проповедь современному миру с его эволюционистским мышлением.