Сентябрь

1 сентября

Бог-ревнитель

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:4-6).

Ревность! Сколько раз мы испытывали подобное чувство? Соседи купили новый автомобиль. Наш лучший друг едет отдыхать на Гавайи. Коллега стремительно продвигается по службе. Все внутри у нас сжимается, нас охватывает жаром, будто медленно расползающимся огнем. Накатывает волна возмущения: «Я тоже это заслужил!»

Можно ли оправдать ревность хоть в каких-то случаях? Или это всегда свидетельствует об эгоцентризме и соперничестве? А как относиться к собственническим интересам в отношениях между мужем и женой? Очевидно, необходимо определить, что именно мы имеем в виду, когда используем слово «ревность». Словарь синонимов сопоставляет этот термин с такими выражениями, как «постоянная слежка», «недоверие», «негодование». Разумеется, ни одно из вышеперечисленных выражений не может быть положительным, особенно когда речь идет об отношениях. Означает ли это, однако, что супруг не должен ничего чувствовать, когда его спутница привлекает внимание другого мужчины?

Любовь не означает потворство, и она отнюдь не слепа. Подлинная любовь стремится защищать и лелеять, ограждать любимого человека от деструктивных и унизительных чувств. Может ли ревность мужа быть выражением такой защиты? Вместо собственнического интереса ревность может отражать глубокую обеспокоенность тем, что жена подвергнется воздействию пагубного влияния, которое в конце концов может полностью лишить ее желанного преимущества в любви и заботе.

Безусловно, именно это имеется в виду, когда во второй заповеди Бог называет Себя Богом-ревнителем. Наказание, о котором идет речь (до третьего и четвертого рода) — это заявление о далеко идущих последствиях (особенно негативной наследственности), постигающих семьи, которые решают жить не под Божьей заботой. И наоборот, кто принимает и любит Бога, те подражают Ему в отношениях с членами семьи и друзьями, и они будут пожинать благословения — и их дети, и внуки, и тысячи их потомков.

2 сентября

Законы торговли и вечная жизнь

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7).

Во многих странах действуют торговые законы, защищающие потребителя от мошеннического использования торговых марок на товарах, которые не произведены компаниями, владеющими этими марками. По этой причине как ничего не подозревающие покупатели, так и производители могут требовать возмещения ущерба, если товары низкого качества ложно выдаются за «фирменные». Розничных торговцев подобными поддельными товарами часто штрафуют на большие суммы, заставляя возместить ущерб потерпевшей стороне.

Если вы когда-нибудь оказывались покупателем в сделке подобного рода, то знаете, какими раздражающими, а иногда и опасными могут быть результаты. Автомобильные запчасти, которые выходят из строя на полпути к пункту назначения; эпоксидный клей, который растворяется, когда вы подносите склеенную кружку с горячим напитком ко рту. Но что, если вам представят неправду о Боге? Что, если принятая «истина» не приводит к вечной жизни? Что, если «отремонтированная» жизнь подводит, обжигая вас чувством безнадежности и отчаяния?

Когда нам «преподносят» какую-то истину, премудрый Бог напоминает: вы должны быть в высшей степени осторожными и анализировать, что вам предлагают как «фирменную истину». Слишком много поставлено на карту! Если имя Бога прилагается к концепции, которая оставит нас недостаточно подготовленными к встрече с суровыми испытаниями жизни, что тогда произойдет? Если Его имя используется в качестве обоснования для эмоционального насилия, в каком свете представляется характер Божий? Или если во имя Его у нас отнимают достоинство и подвергают бессмысленным унижениям? Как мы тогда сможем подняться к вершинам благочестия?

Божьи пути ведут к счастью, и есть все основания верить, что принципы, носящие Его имя, в конечном счете сделают именно это. Однако когда нам предлагают такую «истину», о которой шла речь выше, Сам Бог приглашает нас проверить ее «торговую марку», прежде чем принять ее. «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:20).

3 сентября

Вселенский день особенного общения

«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:8-11).

Вы отдыхаете в своем любимом кресле в гостиной. Звонит телефон. Как только начинает звучать голос на другом конце провода, вы выпрямляетесь в кресле.

— Кто? — спрашиваете вы.

— Это президент вашей страны, я очень хотел бы с вами встретиться!

— О, это было бы здорово! Э-э … — в изумлении отвечаете вы.

Вы поражены: поездка к президенту! Это будет самое невероятное приключение в жизни! Будет что рассказать внукам! Но что это он говорит?

— Видите ли, я хотел бы, чтобы мы стали друзьями! Вот почему я полагаю, что нам следует проводить вместе по крайней мере один полный день в неделю. Я буду прилетать к вам по пятницам, вечером…

Это трудно себе представить, не так ли? Я имею в виду, с какой стати президенту проводить время с каким-то обычным человеком? Не говоря уже о том, что этим встречам будет посвящен целый день каждую неделю! Тем не менее именно этого пожелал Бог вселенной! Он отделил, освятил седьмой день каждой недели и предложил человеку проводить этот день с Ним! При этом Господь приводит причину, почему заинтересован в нас: Он наш Творец!

Бог создал нас по Своему образу, чтобы разделить Свою жизнь с нами. Он дал нам разум, способный расти, мечтать и быть причастником всех волнующих чудес замечательной вселенной. Творец поделился с нами частью Своей уникальности и индивидуальности, чтобы наша изобретательность способствовала повышению качества нашей жизни, радовала и освежала нас. Его желание, дабы мы обрели дружбу с Ним настолько восхитительную, что она изменит наше нынешнее состояние. Наша способность общаться с Богом будет развиваться, пока мы не достигнем доверительных, глубоких взаимоотношений с Ним. И все это начинается с субботнего общения.

4 сентября

Вопрос авторитета

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои но земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20:12).

Многие из наших представлений о Боге проистекают из того, что мы думаем о наших родителях: как они нас наказывали, какие имели идеи по поводу родительского авторитета и нашей реакции на их методы воспитания. Все это складывается в хорошее (или плохое) отношение к Небесному Отцу. И наоборот, наше отношение к Богу неизбежно решает, как мы относимся к членам семьи и в конечном счете к обществу в целом.

Давая Десять Заповедей, Бог рассчитывал исцелить нацию, которая едва не утратила способность ценить семейные узы. Израильтяне видели отношение к старшим людям, проявляемое окружающими языческими народами. Стариков не уважали, считали обузой для семьи и даже лишали жизни. Своей заповедью Господь восстанавливает правильные отношения в семье. Требуя почтения к родителям, Бог отменил пример отношения к ним языческих народов.

Божественные принципы отношений обращены не только к детям. Родители учили своих потомков принципам Декалога, ибо осознавали возложенную на них огромную ответственность. Отношение, формирующееся в детях, пока они под родительской опекой, во многом зависит от отца и матери. В пятой заповеди содержится мысль, что и сами родители должны вести себя достойно уважения своих детей.

С сердцем, полным бескорыстной любви, родители должны были лелеять и мудро направлять своих детей. В свою очередь, дети обязаны были учиться принимать во внимание систему ценностей своих родителей, ибо то, чему их учили, было разумно и надежно. В этом случае они понимали бы, что родители действуют только в их интересах и что целью всякой проявленной родительской власти является сохранение качества жизни, но никогда — удовлетворение потребности злоупотребить родительским авторитетом.

Божественная модель отношений в семье — прекрасная иллюстрация отношений Бога с Его творением.

5 сентября

Стоит принять близко к сердцу!

«Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради» (Исх. 20:13-15).

Жизнь на планете земля стоит ничтожно мало. Каждый вечер мы видим по телевидению, как уничтожают жизнь. А поскольку это так распространено, мы почти не боимся крови, бесчеловечности или небрежного отношения к жизни, достигшего масштабов эпидемии. Люди порой задаются вопросом: есть ли Богу до этого дело?

Жизнь на земле на самом деле ничего не стоит. Даже когда ее не уничтожают. Ценность человеческой индивидуальности постоянно падает — ее бомбардируют безнравственной чувственностью через рекламу, парадами лучших хитов и другими бесчисленными путями. Все сведено исключительно к телу, речь уже не идет ни о человеческой совести, ни даже о сознании человека. И снова люди задаются вопросом: к чему это все?

Но в то же самое время жизнь очень дорога, изумительно дорога! Страдают даже богатые. А как же бедный человек? Он ложится вечером спать с урчащим животом, недоумевая, где же вообще находятся эти концы, не говоря уже о том, чтобы их когда-нибудь свести. Неудивительно, что воровство стало обычным образом жизни множества людей. Оно больше, чем присваивание чужих вещей. Воровство прослеживается в получении должностей, оно добирается до репутации и настигает людей у кассы в супермаркете.

Но Богу не все равно! Он видит наше бедственное положение и снисходит к нашему состоянию, воспитывая в нас чувство собственного достоинства. Жизнь имеет величайшую ценность! Она — больше, чем процесс циркуляции крови в артериях и венах. Кто мы, пока находимся в этом теле? — вот в чем вопрос. Наша душевная боль — это не какой-то второсортный бумажный роман вроде тех, какими переполнены полки книжных магазинов. Мы — реальные люди, а реальность там, где живет Бог. Понимая и принимая Его, мы принимаем реальность. Тогда и окружающие люди начинают иметь для нас значение! Их жизнь во всех измерениях имеет значение. Мы знаем, что и мы имеем значение, поэтому перестаем недоумевать.

Вот что значит быть выведенными из рабства, такого вида рабства, которое обесценивает жизнь, пока она не начинает стоить меньше, чем усилия, направленные на ее сохранение. Это свобода — встретиться лицом к лицу с прекраснейшей реальностью, какую только может знать человечество: Бог — наш Отец, и Он хочет, чтобы мы были Его друзьями! Мы можем познавать Его, а зная Его, мы смотрим на себя так, как Он смотрит на нас. Будем любить друг друга, как Он возлюбил нас.

6 сентября

Доказательство истинной дружбы

«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исх. 20:16).

Почти всегда возникает чувство полной беспомощности, когда некто, кого вы считали другом, сознательно говорит о вас неправду. Люди верят словам ваших друзей больше, чем словам ваших врагов. Они знают, что цель врагов — оклеветать вас. Но друзья…

Соседи тоже вас знают. Они живут рядом. Им известно, что вы собой представляете: кричите ли на детей, возвращаете ли взятые на время инструменты, устраиваете ли бурные вечеринки. Поэтому, когда сосед распространяет ложь, люди склонны принимать ее почти как евангельскую истину.

Бог все понимает, Он тоже через это проходит! Именно этим занимался Люцифер, когда был еще на небе. Он являлся самым превознесенным из сотворенных существ, стоял рядом с престолом Божьим, знал, каков Бог. Но хуже всего то, что Люцифер был одним из лучших друзей Бога. Из всех небесных ангелов Люцифер был способен на самое возвышенное общение с Отцом, и потому его песни были самыми мелодичными, а его одеяние — самым ярким. Перед ним Бог был наиболее уязвим. Люцифер воспользовался дружбой Бога, чтобы рекламировать себя в ангельской семье.

С помощью человека Бог намеревался показать, что Люцифер неправ. Он позволил человеку вступить в тесный союз с Ним и дал ему возможность рассказать правду о Нем. Но человек тоже поверил Люциферу (теперь это сатана). Однако Бог по-настоящему любит человечество и знает, что мы обмануты. По этой причине Он приводит в действие Свой план. Он дает нам преимущество знать, Кто Он на самом деле, если мы принимаем решение это познавать. В таком случае мы начинаем понимать, как ужасно ложно свидетельствовать против ближнего. Мы видим, что ложь причинила Небесному Отцу и всей вселенной.

Подобно Богу, у нас не будет необходимости утверждаться за чужой счет. Нет! Мы будем поступать как раз наоборот. Мы будем расточать себя, чтобы возвышать наших друзей и ближних — всех, кто нуждается в нашей любви. Никто не станет исключением! Когда нас ложно обвинят, мы не будем мстить, равно как и Бог не предпринял ответных мер против сатаны. Свою энергию мы направим на тех, кому нужна наша забота.

Отдавая себя, мы станем похожи на Подателя жизни. В Нем нет ни одного недостатка.

7 сентября

Желать, чтобы дать

«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:17).

Почему люди завидуют? Что такое зависть? Разве это плохо — увидеть дом соседа и сказать самому себе: «Когда-нибудь и я построю точно такой же!»? Разве не предполагается, что нас должно подталкивать вперед стремление совершенствоваться? Может быть, стоит посвятить время рассмотрению некоторых из основных качеств мотивации в свете нашего высокого призвания как сыновей и дочерей Бога.

Прежде всего стоит согласиться, что желать чего-то, конкретно принадлежащего другому человеку, явно неправильно. Причины просты: это означает, что вы хотите обогатиться за чужой счет, ваши интересы чисто эгоистические и, следовательно, пагубные. Вот это — решающий момент десятой заповеди.

Однако может возникнуть ситуация, когда стремление к определенного рода улучшению своего положения, которое включает и мотивацию искать материальных вещей, рассматривается не как самоцель, а как средство достижения более высокой цели — служения. Человек мечтает однажды приобрести дом, как у соседа, не потому, что это принесет ему социальный престиж, а потому, что дом соседа вписывается в его умозрительную картину как место, которое могло бы сделать максимально эффективным его служение окружающим. Большая гостиная с камином — хорошее помещение, где может собраться группа людей, почувствовать теплоту общения и пылающего очага. Достаточное количество укромных уголков, где мебель можно расставить так, чтобы создать атмосферу близости, организовать уютные встречи малой группы, проводить дискуссии и индивидуальные занятия.

Каждая из десяти заповедей — это Божье обетование. Сам Автор Декалога наделяет человека силой исполнить Его Закон. Силою Своего Духа Он устраняет наше чувство неполноценности и недостойности. Когда мы взираем на совершенство Господа, нас больше не будут бесконечно привлекать вещи, которые не принесут нам покоя. «Вы не будете завидовать, ибо ваши сердца будут довольствоваться тем, Кто Я есть, и всем, что приносит наша дружба».

Мы все еще будем желать, но будем желать, чтобы отдать.

8 сентября

Огромные улучшения

«Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день» (Лук. 6:40).

На заднем сиденье автомобиля моя маленькая дочь пыталась беседовать со своей кузиной почти того же возраста.

— Сколько тебе лет? — спросила кузина Дебби.

— У меня все в порядке, — ответила Джулия.

— Как поживаешь?

— Мне тоже девять, — заявила Дебби.

Мы, взрослые, слушали этот разговор с переднего сиденья и понимали, что у каждой было вполне ясное представление о цели разговора. Девочки так и не поняли, что общения не получилось.

Именно это произошло с иудеями в разговоре с Иисусом, о чем записано в 6-й главе Евангелия от Иоанна. Мышление иудеев не позволяло им понять, что они задают неправильный вопрос, и потому не в состоянии понять замечательный ответ Иисуса. Они спросили: «Что нам делать, чтобы творить дела Божий?» (Ин. 6:28). Иудеи ожидали конкретного поведенческого предписания, каких-то новых рекомендаций, которые могли бы исполнять. «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6:29), — ответил Иисус, переходя прямо к сути дела. Без веры в Бога, без обновленных отношений с Учителем какой прок придерживаться нового поведения? Да, поведение, дела очень важны, но первичными должны быть спасительные отношения с Богом. Тогда дела будут совершаться по правильным мотивам — не для того, чтобы получить оправдание и спасение, а по любви к Господу, Который оправдывает и спасает.

Иудеи были уверены, что Бог ожидает от них доброго, угодного Ему поведения, и тогда они произведут на Него впечатление. Глядя на это с чисто человеческой точки зрения, они думали, что Бог любит только привлекательных, и потому настроились быть привлекательными. Но Иисус знал, что Отец не приходит в восторг от самовольного смиренномудрия и Его не отталкивает отсутствие такового. Иисус горячо желал, чтобы Его слушатели осознали: любое истинное изменение человека к лучшему происходит только под влиянием возрождающей силы Святого Духа в ответ на личное единение с Создателем. Действительно, всякий, видящий Сына и верующий в Него, имеет жизнь вечную (см. Ин. 6:40). Вот что подразумевают изменения к лучшему!

9 сентября

Возрастание из силы в силу

«Блажен человек, которого сила в Тебе» (Пс. 83:6).

Витамины, белковые коктейли, аэробика — развитые страны охвачены страстью обрести хорошую форму. Обилие плакатов, изображающих мускулистые тела, лозунги типа: «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда» призывают обывателей к действию. Но тела ветшают независимо от усилий человека, и болезнь способна отнять все даже у самого восторженного энтузиаста здоровья.

Но есть один Источник силы, Который никогда не подведет! «Блажен человек, которого сила в Тебе и у которого в сердце стези направлены к Тебе. Проходя долиною плача, они открывают в ней источники, и дождь покрывает ее благословением; приходят от силы в силу, являются пред Богом на Сионе» (Пс. 83:6-8).

Единственно возможное настоящее счастье приходит к нам тогда, когда мы познаем характер Бога. Сила наша заключается в познании Его; мы узнаем, что являемся лишь странниками здесь, на этой усталой планете. И каждый день, несущий с собой еще один переход по каменистой пустыне жизни, где преобладают заблуждения о характере Бога, дает нам возможность создавать оазисы, где источники живой воды предлагают надежду усталым и умирающим. Каждый день общаясь со Спасителем, исполняясь Его Духом, познавая Его все больше и глубже, мы переходим от силы в силу.

«Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам. Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем» (2 Кор 4:6-9).

Наша сила — во Христе. Познавая Его характер, любовь, верность Его обетовании, мы можем воскликнуть с радостью неизреченной: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?.. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас… [Ничто] не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:35-39).

Ничто не может отлучить нас! Божья любовь неизменна! Это вызывает желание жить вечно! Так и будет.

10 сентября

По более возвышенным причинам

«Бог верен, а веяний человек лжив, как написано: «Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем»» (Рим. 3:4).

Квалифицированный адвокат готовится делать заявление в суде от имени ответчика. Он выстраивает дело с большой осторожностью, охватывая все возможные аспекты, которые обвинитель может попытаться использовать против его клиента. Он предвидит все юридические сложности, все аспекты убедительности показаний свидетелей, которые могут всплыть на суде. Он знает, что его противник — ловкий обвинитель, и не хочет сюрпризов.

Наконец клиент заявляет: «Этого достаточно, вы выстроили крепкую защиту! Я уверен, что судья вынесет решение в мою пользу». Но опытный адвокат знает, что лучший способ выиграть дело — не ослаблять внимания к деталям. Кроме того, ему известно, что это дело — прецедент. Оно, вероятно, повлияет на тысячи других. Поэтому он продолжает работать с особой тщательностью.

Какая самонадеянность с нашей стороны — зачастую предполагать, что все на небесном суде будет сосредоточено исключительно на нас. Мы часто забываем, что на карту в этом процессе поставлено больше, чем наше личное спасение. Чтобы великая борьба закончилась, необходимо нечто гораздо большее, чем меры для обеспечения моего собственного спасения (хотя, в конце концов, одно неотделимо от другого). Вселенская проблема греха уходит корнями в сатанинские обвинения против характера Бога, Его правления и Его Закона. На вызов сатаны необходимо ответить так, чтобы миллиарды лет спустя никакие гениальные существа не обжаловали решение суда.

Народ Божий разделяет убеждение Павла, что приговором небесного суда будет доказано: Бог всегда говорил правду. Его дети пылко и с большим рвением ждут, когда это произойдет, ибо они не только ревнуют о Его славе, но также хотят, чтобы трагедия и боль во всей вселенной закончились. Это становится движущим мотивом их жизни, направляя их к проповеди о красоте характера Господа, о мудрости и совершенстве Его правления, о неизменности и вечности Его Закона.

11 сентября

Внимательное око веры

«Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час» (Мф. 15:28).

К сожалению, упомянутая встреча Иисуса с неотступной матерью порой интерпретируется как случай, когда вера человека вынуждает Бога на милость. Некоторые на основании этой истории полагают, что Иисусу, пожалуй, не очень хотелось творить чудо, о котором Его просили. Но вера женщины каким-то образом смягчила Его, и Он сотворил для нее чудо. Это как бы подтверждает заблуждение, которого слишком многие придерживаются: если кто-то просит о конкретном чуде, но оно не происходит, значит, у просящего недостаточно веры, чтобы «упросить Бога» и получить благословение. Такое заблуждение привело к никому не нужному самоуничижению и терзаниям в присутствии Бога.

На самом же деле действия Иисуса в данной ситуации преподают великий урок, являя драгоценные качества Бога и проницательность веры. Хананеянка не навязывалась Иисусу; Он фактически преодолел большое расстояние, оставив другие дела, чтобы только удовлетворить ее нужду. Его внешнее безразличие к ее нужде вначале должно было продемонстрировать ученикам равнодушие Божьего народа к нуждам несчастных язычников. А Его последующий сердечный отклик на просьбу — иллюстрация отношения Бога к отверженным. Исцелением девочки Иисус осудил узость и обособленность евреев.

Любовь Иисуса к этой безымянной женщине и ее дочери была не меньше, чем Его желание, чтобы мать проявила бесценное качество своей веры. Она слышала о служении и учении Иисуса и ответила тем, что возложила на Него все свое упование. Уверенность в Иисусе привела ее к Нему, но эта уверенность была испытана. И вера женщины прошла испытание, засияв, как бриллиант. Веру ее не погасили Его кажущиеся суровыми слова, ибо она уловила в них тон сочувствия и милосердия. Она отметила Его ласковый, понимающий взгляд, обращенный на нее. И говорил Он не о «псах» (как подает большинство переводов), а о маленьких, всеми любимых домашних собачках. Эти маленькие, едва уловимые детали, отмеченные внимательным взором, укрепили настойчивость просительницы, сделав ее веру воистину великой и непобедимой.

Да поможет нам Дух Святой во всех жизненных обстоятельствах, и особенно в испытаниях, улавливать милосердие Господа, Его сочувствие и готовность помочь.

12 сентября

Кто закрывает последнюю дверь?

«Неправедный пусть еще делает неправду, нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще» (Откр. 22:11).

За более чем шесть тысяч лет Бог совершил все, что Его любящее сердце могло предложить, дабы остановить злодеев и очистить нечестивых. С равной энергией Он трудился и над праведными, чтобы помочь им сохранить верность Ему до конца.

Как странно слышать Его слова, записанные в сегодняшнем тексте. Означают ли они, что Сам Бог закрыл дверь покаяния или отвернулся от принципа свободного выбора? А может, с увеличением нечестия на больной грехом планете у Него иссякло терпение?

Бог говорит о времени, когда люди нашей планеты разделятся на две группы: «Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак — народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою» (Ис. 60:2). Господь есть свет, Он просвещает Своим Словом, которое также является светом. Писание открывает истины о Боге, о Его воле и Законе. Именно Библия озаряет помраченный разум человека. «Тьма» указывает на грех и заблуждения, распространяемые сатаной. В результате Трехангельской вести, от которой вся земля осветится светом познания Бога и непреложности Его Закона, каждый человек получит возможность сделать окончательный выбор: либо за Бога, либо против Него.

Люди, принявшие эту весть, будут чудесно преображены ею! Их духовные возможности преумножатся, а характеры будут постоянно уподобляться характеру Того, на Кого они любят взирать. Они будут так решительно утверждены в непоколебимой верности Богу, что никакой обман врага не сможет увести их в сторону. Они никогда не передумают.

Однако не менее значительные изменения происходят и с разумом тех, кто отвратился от истины. По словам Павла (см. Рим. 1:18-23), их мышление становится поверхностным, рассудок помрачается. Заявляя о своей мудрости, они постепенно деградируют, пока не уничтожат в себе саму способность получать свет с небес. В результате они также не захотят передумать. Тогда Бог объявит, что время для выбора истекло, ибо окончательный выбор уже сделан всеми. Никто не изменит своего решения! Праведники не захотят, нечестивые не захотят и не смогут.

13 сентября

Никаких «кнопок»

«Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Петр. 2:23).

Некоторые психологи говорят, что у нас есть своего рода «кнопки» — уязвимые, чувствительные области нашей жизни, через которые другие люди могут влиять на нас и даже управлять нами. Как кастрюлю, стоящую на плите, можно поднять, ухватив за ручки, так и наши чувства и поступки часто контролируются людьми, которые касаются наших чувствительных зон.

Например, я чувствую неуверенность в себе по причине моей несколько полноватой фигуры и для меня очень важно, чтобы окружающие находили меня привлекательным. Друг, которым я восхищаюсь, произносит небольшой отрицательный комментарий относительно людей с избыточным весом, и это побуждает меня срочно сесть на нездоровую диету. Или один из моих коллег по работе подавляет зевок, слушая мое мнение, и я мрачнею, падаю духом и даже не желаю разговаривать из-за своего уязвленного чувства собственного достоинства.

Живя среди бесчувственных людей, Иисус был прекрасным примером Человека, у которого нет «кнопок». Ни оскорбления, ни нападки, ни даже преднамеренное пренебрежение ограниченных людей не могли заставить Его потерять самообладание. Его эмоциональная стабильность была следствием постоянного пребывания в любви Отчей.

Иисус, «зная, что Отец все отдал в руки Его и что Он от Бога исшел и к Богу отходит» (Ин. 13:3), был в состоянии смиренно служить нуждам Своих учеников. Какая вдохновляющая глубина видения! Человек, осознающий себя дитятей Божьим, самый адекватный, самый защищенный человек. Ему не нужно хвалиться, создавать себе статус или защищаться от чьего-то превратного мнения. Он знает, кто он, и может помочь другим узнать их ценность!

Средства, которыми Иисус исцеляет наши агрессивные взгляды и действия, это не религиозные таинства. Он знает: большинство своих ошибок мы творим потому, что отчаянно пытаемся доказать окружающим и самим себе, насколько мы ценные и значимые. Протягивая ладони со шрамами от гвоздей, открывая руки для объятий, Он приходит к нам, чтобы с теплотой сообщить, что мы — Его дети, купленные дорогою ценою. Какая исцеляющая любовь!

14 сентября

Все содействует ко благу

«И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?» (1 Петр. 4:18).

Возможно, прочитав сегодняшний текст, вы невольно содрогнулись? Но, друзья, Петр не говорит, что спастись трудно! Он ссылается на позицию верующих, которые действуют так, словно это трудно. В 12-м стихе апостол призывает: «Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного». Совсем не странно, что мы, находясь в этом мире, испытываем боль — Сам Иисус изведал боль. Наш мир — место пагубное, ибо он отверг Того, Кто является источником всякой благости и любви. Такова реальность. Если мы не примем эту реальность, считая, что наша связь с Богом должна каким-то образом предотвратить дальнейшую боль, причиняемую нам, то никогда не испытаем радости в явление славы Его (см. 1 Петр. 4:13).

Петр советует нам предать Ему как верному Создателю души свои, делая добро (см. 1 Петр. 4:19). У нас нет нужды тревожиться из-за испытаний жизни и неизбежной боли. Мы можем научиться любить даже болезненную реальность благодаря знанию того, каков Бог. Видя Его верность Своему обещанию пребывать с нами в самых безнадежных ситуациях, мы утешаемся. Понимая, что даже наши скорби содействуют нам ко благу, мы обретаем мир.

Пообещайте себе не допустить, чтобы ваши отношения с Отцом со стороны выглядели неприятными и незначительными. Не отвратите от Бога тех, кто еще не знает Его.

15 сентября

Соделать народ великим

«И есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам сегодня?» (Втор. 4:8).

Мы часто слышим в новостях сообщения о «бескровных переворотах», в которых правительство какой-нибудь страны было свергнуто влиятельными людьми из того же правящего класса. Эти самозваные лидеры, которых иногда выставляют национальными героями перед последующими поколениями, как правило, заявляют, что вправе захватить власть, поскольку предыдущие руководители плохо управляли страной. Они утверждают, что предлагают лучшую форму правления.

Подобное обвинение Люцифер выдвинул против Бога, когда на небе началось восстание! Хотя попытка Люцифера организовать переворот не увенчалась успехом, возникли вопросы, которые завоевали умы всех обитателей Божьего Царства и на которые следовало дать ответы. Поскольку Бога радует только свободная, осмысленная верность без применения силы или принуждения, у Него был только один вариант. Он должен был продемонстрировать фактическое превосходство Своего правления, чтобы Его народ мог сделать осознанный выбор — жить с Ним.

Мы, земные дети Небесного Царя, в контексте великой борьбы также приглашены отдать Ему свои голоса, а по сути — свои судьбы. Но мы, чья жизнь так коротка, чьи ориентиры такие мелкие, чье понимание видимого едва формируется (а невидимого — и того меньше) и чьи мыслительные процессы так легко теряются где-то между «причиной» и «следствием», как можем увидеть правление Божье в действии, чтобы проголосовать правильно?

Наш Отец представил нам наглядную, живую демонстрацию правления Божьего, соответствующую нашему уровню понимания. Он дал нам принципы Своего правления, которые, будучи использованы на практике, позволяют нам увидеть проблески Его благости. Адаптированные для грешных людей, эти принципы по-прежнему демонстрируют уважение Бога к личности каждого человека, к его достоинству и свободе. Они возвеличивают силу любви и сотрудничества, создавая условия для восстановления заблудших. Эти принципы правления наиболее широко должны были раскрыться в народе Божьем — Израиле. Далее принципы Царства Небесного углублял и развивал Иисус Христос. А в наше время они должны быть воплощенные в Его Церкви.

Бог желает, чтобы все, кто находит Его правление мудрым и добрым, познали Его величие. Ведь Он так чудесно управляет Своим Царством!

16 сентября

Смысл все-таки есть!

«Зерновой хлеб вымолачивают, но не разбивают его; и водят по нему молотильные колеса с конями их, но не растирают его» (Ис. 28:28).

«Сделай так, и все!» Утомившись от объяснений своему пятилетнему сыну, мать наконец просто прибегла к приказу. «Но в этом же нет смысла!» — сетовал мальчик. «Меня не волнует! Просто сделай! — ответила мать с изрядной долей раздражения. — Тебе необязательно видеть в этом смысл!»

Прошло десять лет, и теперь уже мать, имея в виду наркотическую зависимость сына, сетовала: «Но, сынок, в этом же просто нет никакого смысла!» Направляясь к двери, чтобы уйти, он остановился на секунду и пробормотал: «Вовсе необязательно, чтобы он был!»

Иногда людям кажется, что Бог просит от людей нечто такое, в чем, на первый взгляд, нет смысла. А некоторые считают: поскольку Бог облечен властью, Его распоряжениям необязательно иметь смысл. Однако если таково и ваше мнение, вам предстоит узнать о Боге нечто интересное! Действия Бога целостны, в них присутствует самый ясный и наилучший смысл! Ситуации, когда нам трудно найти смысл в определенных моментах, могут возникать по причине наших узких ориентиров. Часто наше мышление не способно проанализировать и оценить общую картину — реальность, которая включает в себя больше, чем то, что касается только лично нас.

Наш сегодняшний текст напоминает нам о необходимости рассматривать более широкую картину. «Зерновой хлеб вымолачивают, но не разбивают его; и водят по нему молотильные колеса с конями их, но не растирают его. И это происходит от Господа Саваофа: дивны судьбы Его, велика премудрость Его!» (Ис. 28:28, 29). Если бы мы сосредоточились исключительно на зерне, не думая о душистом хлебе, который желаем в результате получить, то могли бы недоумевать по поводу всего процесса. Зачем дробить пшеницу? Как ее следует дробить?

Мудрость нашего любящего Отца изумительна! Мы можем быть уверены, что Он в состоянии управиться со всеми сложными деталями «большей картины», не унижая ни одного человека, но и не преуменьшая конкретные нужды каждого человека. Нам позволено знать: Его действия или явное отсутствие таковых тщательно выбраны и совершенно правильны в любых обстоятельствах. Позволяет ли нам Бог понести болезненные последствия греха или делает шаг, чтобы облегчить нашу боль, мы можем быть абсолютно уверены: Он избрал наилучший вариант.

17 сентября

Радость миру

«Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино умножились» (Пс. 4:8).

«Ты просто не можешь привести библейских текстов, запрещающих употреблять алкоголь!» Ее голос в телефонной трубке звучал настойчиво и убежденно, наводя на мысль о важных личных причинах, почему она придерживалась такой точки зрения относительно спиртных напитков. Вместо того чтобы защищать Писание, я спросил, почему она считает настолько важным защитить спиртное, тем более, что (как мне было известно) ее воспитали непьющей. «Чего ты стремишься добиться этим?» — спросил я.

«Благодаря вину я легче справляюсь со стрессом, проще общаюсь с людьми и получаю больше удовольствия, — пояснила она. — После того, как я выпью немного вина, у меня возникает приятное чувство». Мы немного поговорили о разнице между реальным и химически измененным восприятием мира. Я выразил убежденность, что Иисус скорее дает нам силу и видение смело принимать жизнь, как она есть, чем «дарует позволение» делать вид, что мы вырвались из тисков жизни в результате химического поражения мозга.

Я могу утверждать, что она не просто философствовала по этому вопросу. Она боялась. Она была в ужасе от стоящих перед ней требований жизни без тех утешительных иллюзий, которые обещал алкоголь. В глубине своего сердца она просто сомневалась, что Бог может обогатить ее жизнь таким качеством радости и уверенности, которое превосходило бы ее химическую эйфорию. Это был кризис веры, настоящее сражение с объектом ее доверия. Но ей думалось, что она уже слышала все «религиозные ответы». Она была одной из самых талантливых, перспективных и привлекательных моих одноклассниц, и мне было горько услышать несколькими годами позже, что она покончила с собой.

Может быть, многие люди тянутся к иллюзорной радости во все более погрязающем в наркотиках мире, потому что никогда не вкушали (как вкушал Давид) радости, которую дает Бог? Или еще хуже: может быть, многие христиане не знают намерения Бога о том, чтобы они познали эту радость? Когда ангел провозгласил на вифлеемских полях: «Я возвещаю вам великую радость» (Лк. 2:10), он имел в виду именно радость! Он возвещал, что нам уже сейчас следует познать радость того, что мы очень любимы и прощены. Каждый лично из нас ведом Богом, и Отец обильно умножает наши способности. Он наполняет наш проблемный мир такой надеждой и смыслом, что каждая выигранная схватка с силами тьмы приносит нам новые источники радости.

18 сентября

Благая весть в хороших манерах

«Любовь долготерпит» (1 Кор. 13:4).

Он на все знал правильные ответы. Он помнил, где в Библии найти нужные тексты, мог читать манускрипты. Изучивший множество христианских книг, хорошо разбирающийся в текущих событиях, он считался авторитетным богословом, хотя и не имел соответствующей степени. При всем этом его манера говорить с людьми была агрессивной. Его, по всей видимости, больше интересовала собственная правота, чем тактичное отношение к людям.

Будучи христианкой, она одевалась довольно пристойно. Юбки были приемлемой длины, и декольте скромным. Она не посещала заведений сомнительной репутации и учила своих детей запоминать тексты Священного Писания. Однако иногда в ее беседе проскальзывало что-то вульгарное, а манеры были грубоваты. Она гордилась тем, что неверующие соседи считают ее «своей девчонкой», но, похоже, не понимала, что эта совместимость была достигнута ценой утраты более глубоких внутренних добродетелей.

Павел утверждает, что «любовь не бесчинствует» (синоним — не безобразничает). Насколько важна тактичность, когда возвещаешь Благую весть об Отце? Разве о Нем не судят по манерам Его последователей? Бог есть любовь, и Он в высшей степени тактичен. Когда люди, заявляющие о своем следовании за Ним, проявляют грубость любого рода или отсутствие такта, они не могут не бросить тень на Божий характер. И уже неважно, насколько прилично они одеты или сколько библейских текстов могут процитировать. Отсутствие благородства свидетельствует об отсутствии заботливого уважения к окружающим. Это все равно, что подавать истину Божью на кончике отравленной стрелы.

Иметь хорошие, добрые манеры означает гораздо больше, чем знать, какой вилкой нужно есть салат. Это совокупность того, что представляет собой человек в любой обстановке и в любое время. Воспитанность не заканчивается, когда вас никто не видит. Хотя внутреннее достоинство и внешнее самообладание выражаются лучше всего по отношению к другим людям, они продолжают проявляться и в полном уединении. Когда у человека есть чувство собственного достоинства, это отразится даже в мелочах.

Бог именно такой. Отправляйтесь в пустыню и посмотрите, как прекрасно Он сотворил даже крошечных живых существ. А кто их видит? Поезжайте к морю и станьте свидетелем того, сколько тончайших деталей в устройстве микроскопических морских обитателей. Почему это важно? Затем зайдите в свою молитвенную комнату и исследуйте, как тщателен Он был в каждой детали вашей жизни. Даже тогда, когда для вас это не имело значения! Друзья, мы можем доверить нашу жизнь Отцу!

19 сентября

Довольно!

«Так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью» (2 Нор. 2:7).

В заботливых пастырских посланиях апостола Павла к друзьям в Коринфе можно увидеть, как он «проходит с ними» несколько этапов духовного роста — этапов, которые присутствуют и в нашем собственном опыте. Как и многие новообращенные, недавно пришедшие из весьма развращенного мира, коринфяне потеряли чувствительность к пагубности греха. Они были готовы терпеть в Церкви Христовой даже такие разрушительные вещи, как инцест. Их неспособность действовать коренилась в отсутствии уверенного понимания, как нужно поступать с друзьями, попавшими в беду.

Когда Павел призвал коринфских верующих решительно бороться со злом в своей среде, они очень хотели показать, что послушны его наставлению. Они так жестоко обошлись с оступившимся, что апостолу пришлось еще раз напомнить им, что конечной целью является восстановление грешника.

Большинство из нас осознает, что это более трудный вариант. Зачастую нам проще (особенно когда мы воспринимаем чьи-то грехи как особенно отвратительные) отвернуться от грешников, чем любовью вернуть их обратно в наше общение. Когда мы видим, как они неуверенно приближаются к двери молитвенного дома, нерешительными запинающимися шагами, со смущенными лицами, как легко их проигнорировать, даже с явной нарочитостью. Мы порой оправдываем свою холодность тем, что не хотим показаться людьми, смотрящими на их грехи сквозь пальцы. Но, скорее всего, мы не до конца понимаем, как активной созидательной любовью вернуть им целостность.

Здесь задействована главная часть нашего свидетельства о характере Бога. Почему многие убеждены, что Бог сердится на грешников, держа их на расстоянии вытянутой руки от Себя, пока их репутация (с помощью неких самодеятельных средств) не очистится? Уж не мы ли, христиане, убедили их в этом? А столь многие так и не поняли важной истины об исцеляющей любви не потому ли, что далеки от Господа?

Исключение верующего из Церкви за явный грех имеет двойную цель: привлечь его серьезное внимание к самоисследованию и покаянию и объявить, что Тело Христа не приветствует такого поведения. Но в таком случае как должна действовать Церковь, чтобы было ясно: Бог готов простить и принять? Именно Бог вдохновил Павла умолять коринфян: «Довольно!., лучше уже простить его». Это именно то, что сделал бы Бог. Принимайте грешников во имя Его!

20 сентября

Теперь и навсегда

«Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их» (Отнр. 21:3).

Представьте себе такую ситуацию: состоялась прекрасная свадьба. Прозвучал свадебный марш, новобрачные провозгласили брачные обеты, между гостями был разделен свадебный торт. Невеста, сияя улыбкой, машет всем рукой и спешит к автомобилю, чтобы отправиться в брачное путешествие и насладиться медовым месяцем, но… без жениха! Снисходительно улыбаясь, жених провожает невесту, радуясь ее счастью. Обезопасив ее своей любовью и финансовой поддержкой, он доволен, что остаток своей жизни она проведет без забот, хотя на самом деле они будут редко видеть друг друга.

Абсурд? Конечно. Но давайте остановимся и на мгновение задумаемся. Метафора брака с Агнцем предполагает несколько больше, чем случайные встречи с Богом. Хотя некоторые христиане, возможно, чувствовали бы себя гораздо комфортнее, если бы Он с удовлетворением навсегда «проводил» их счастливо бродить среди галактик. Небо — прекрасная идея, если бы только не приходилось слишком часто встречаться с Богом; ну, разве что раз в неделю — во время поклонения.

Наш сегодняшний текст говорит, что Бог собирается обитать с нами! Иными словами, после медового месяца (тысячелетия?) мы будем жить вместе! И совсем не на противоположных концах вселенной! Люди, считающие время общения с Отцом самой большой радостью, на земле испытывают большие страдания из-за разлуки с Ним. Жених и невеста с нетерпением ждут дня своей свадьбы не для того, чтобы продолжать жить врозь! Если бы они хотели этого, для них не имело бы смысла думать о браке.

Почему же такое происходит с некоторыми христианами? Очевидно, они поняли, что единственный способ жить вечно — вступить в «брак» с Богом. И для многих верующих это «брак по расчету», а не торжество единения сердец. Но самое невероятное в этом следующее: они втайне думают, что то же самое чувствует и Бог, вынужденный принять нас…

Выбрав брак как метафору, Господь хотел показать Свое желание жить с нами! «Наконец вы будете Моими!» — восклицает Он. Но Он приступит к свадебной церемонии только тогда, когда наши сердца будут гореть тем же желанием. Тогда Он отрет слезы, вызванные разделением с Ним. И мы навсегда соединимся.

21 сентября

Уникальность имеет цель

«Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих и ел акриды и дикий мед» (Мк. 1:6).

В течение многих веков ученые посвящали целые тома исследованию вопроса, были ли «акриды», составлявшие часть рациона Иоанна, бобами с рожкового дерева или насекомыми. В любом случае, его манера одеваться и своеобразная диета были достойны того, чтобы и Матфей, и Марк упомянули о них. Без сомнения, этот особенный пророк обращал на себя внимание простых людей, ибо они толпами приходили послушать его.

Но, выслушав его слова и возвратившись домой, в своей памяти они сохраняли не образ странного человека в примечательном одеянии. Они были полны приподнятого ожидания грядущего Мессии, Которого Иоанн описал самым привлекательным образом. Сам Иисус свидетельствовал, что не было между людьми человека больше Иоанна. Он имел в виду уникальность миссии Иоанна и тот Дух, Который обитал в нем и Которым он провозгласил: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30).

У каждой христианской конфессии есть, по крайней мере одна уникальная особенность, выделяющая ее среди прочих. Такой уникальной особенностью может быть доктрина, форма поклонения или образ жизни последователей, которые основываются на сознательном убеждении. Как таковая она не должна быть презираемой тем, кто не следует этой особенности. Тем не менее было бы хорошо, если бы каждый христианин постоянно задавал себе вопрос: «Как этот особый аспект моей жизни помогает представить Иисуса Христа более привлекательным?»

Некоторые христиане считают, что реформа здоровья, которой придерживаются адвентисты седьмого дня, это их предпочтение и убеждение относительно образа питания, которое отличает их от большинства. Они просто принимают решение употреблять только определенные продукты, и их деноминация становится известной лишь тем, чего не едят ее члены. Так ли это? Являются ли диетические убеждения адвентистов центром внимания и окружающие не находят в них ничего, вразумительно свидетельствующего о Боге?

Конечно нет! Дело обстоит совсем иначе! Во-первых, реформа здоровья — это не просто собственное предпочтение и убеждение адвентистов. Это великий дар Отца Небесного Своим детям. И этот дар наилучший и совершенный. Во-вторых, наш Отец не выдает нам экстравагантные меню, чтобы просто проверить наше послушание или сделать нас своеобразными исключительно ради своеобразия. Как любящий Бог, желающий нашего счастья, Он предлагает нам то, что в соответствии с Его всеведением принесет нам оптимальное здоровье. Выражая нашу уникальность таким образом, мы прославляем Бога.

22 сентября

После этого

«После этого будешь ли еще удерживаться, Господи, будешь ли молчать и карать нас без меры?» (Ис. 64:12).

Как бы плохо себя ни вели, они все еще ваши дети. Они могут истоптать ваш сад, испортить вашу репутацию и неблагодарно съесть все, что было в холодильнике, но вы любите их. И, любя их, позволяете им испытать последствия своих поступков. Когда они губят ваш сад, роз в вазе больше нет. Испортив вашу репутацию, они больше не смогут использовать ваше имя для своего добра.

Израильтяне были своенравными детьми. Бог любил их и потому позволил им пожинать последствия своих деяний. Их священные города стали пустыней, их храм был сожжен огнем. Все, что они ценили, лежало в руинах (см. Ис. 64:10,11). Но Бог оставался их Отцом (см. Ис. 64:8)! И потому они вопияли: «После этого будешь ли еще удерживаться, Господи, будешь ли молчать и карать нас без меры?»

Наказание, о котором здесь говорится, можно понять с точки зрения взаимосвязи между причиной и следствием. Фактически вопрос заключался в следующем: «Позволишь ли Ты нам нести последствия наших действий, если они выйдут за пределы нашей пользы?» Хотя многие в Израиле по-прежнему бросали Богу вызов, другие учились на своих ошибках. Им было дано заверение: «Так говорит Господь: когда в виноградной кисти находится сок, тогда говорят: «не повреди ее, ибо в ней благословение»; то же сделаю Я и ради рабов Моих, чтобы не всех погубить» (Ис. 65:8).

Родительская любовь стремится поднять и восстановить. Но мудрые родители знают: пока их дети не научатся нести ответственность за свои действия, любое вмешательство в их интересы будет иметь обратный эффект. Однако когда дети получают и усваивают необходимые уроки, для любящих родителей неестественно желать, чтобы их дети продолжали страдать. Как только принцип подотчетности усвоен, начинается рост личности. По мере возможности должно быть удалено все, препятствующее положительному закреплению вновь приобретенного мироощущения.

Бог никогда не отстраняется от ищущих Его. На протяжении всей истории земли Он был любящим Отцом, стараясь поднимать и поддерживать Своих детей. Даже когда необходимо позволить нам испытать на себе последствия греха, Его отношение к нам не меняется.

В таком случае старайтесь учиться быстрее!

23 сентября

Главный ориентир в жизни

«В законе что написано? как читаешь?» (Лк. 10:26).

Представьте себе такую сцену: Иисус разговаривает с очень религиозными людьми, но говорит то, что, кажется, противоречит почти всем их религиозным обычаям и верованиям. Они не знают, как оценить сказанное Им. Например, они всегда считали, что в субботу нельзя делать никакой работы, даже лечить больных. Они придерживаются этого, поскольку не хотят гневить Бога, Который стоит за заповедью о субботе.

Но Иисус, Который тоже утверждает, что высоко чтит Бога и Его Закон, почти демонстративно выставляет напоказ Свою свободу от традиционных субботних ограничений. Он исцеляет людей в субботу и даже повелел одному из них нести постель через весь город как радостное доказательство совершенного исцеления. Как обычному человеку осмыслить эти противоречия? Религиозные лидеры утверждают, что Иисус не прав. Традиция указывает, что Он не прав. Толкователи сложных мест Писания утверждают, что Он не прав. Большинство других авторитетных религиозных документов объявляют Его неправым. Однако нечто мощное, что нельзя проигнорировать, исходит от Него. На что ориентироваться, чтобы принять решение?

Иисус предлагает единственный критерий, универсальный ориентир, действенный во все времена. Он просто спрашивает: «А что говорит Писание? Как читаешь?» В других случаях Он говорил: «Заблуждаетесь, не зная Писания». Это эквивалент древнего: «Обращайтесь к закону и откровению. Если они не говорят, как это слово, то нет в них света» (Ис. 8:20). Оценивайте всякое учение, всякое поведение, любую позицию в соответствии с ценностями и позицией Священного Писания.

Но почему же книжники и фарисеи, скрупулезно изучающие Писание, все же заблуждались? Дело в том, что они не жаждали знания Божьего, не искали ясного «так говорит Господь». Они не откладывали в сторону свои предвзятые мнения и не приходили к Богу с открытым умом и сердцем. Открывая Божье Слово, эти ученые мужи не просили о просвещении Святым Духом. В этом была их проблема, и именно это привело их к искаженному толкованию Писаний. В вопросе Иисуса: «Как читаешь?» можно сделать логическое ударение на слове «как». Важно не только читать, но не менее важно, как читать.

24 сентября

Поговори со мной!

«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:16, 17).

Я позвонил в университетское общежитие для юношей. После второго звонка ответил молодой человек. «Поговори со мной!» — предложил он с участием, полагая, что у меня есть какие-то неразрешенные проблемы. Хотя это прозвучало шуткой, случившееся заставило меня задуматься.

Вот уже несколько месяцев с помощью «Утренних чтений» мы исследуем, каким Писание изображает Бога. Мы обнаружили, что Он справедливый, любящий, милосердный, сострадательный. «Весь он — любезность» (П. Песн. 5:16). Мы узнали, что Господь называет нас Своими друзьями и хочет, чтобы мы жили с Ним вечно. Привела ли нас эта информация в общение с Ним?

Бог сердечно призывает: «Поговори со Мной!», обещая выслушать нас и ответить. Сегодняшний текст призывает нас никогда не переставать молиться. Некоторые считают, что молиться следует только тогда, когда есть желание молиться, когда мы испытаем восторг от наших отношений с Отцом. Но это не так. Мы не можем полагаться на свои чувства и ощущения. Молитва — не просто рекомендация для нас, молитва — долг христианина. Поэтому хочется молиться или нет — молитесь! Более того, когда вам не хочется молиться — это как раз то время, когда необходимо особенно ревностно молиться!

Молитесь непрестанно, — призывает Писание. Молитва — это разговор с Богом. Просто говорите с Ним, ведя машину, читая книгу или делая что-то другое. Задавайте Ему вопросы и ожидайте заинтересованных ответов. Он будет говорить с вами! Возможно, сразу же, посылая в ваш разум мысли. Может быть, позже, когда вы запоете гимн и вас вдруг привлечет какая-то фраза. Часто это происходит во время ежедневного чтения Библии. Господь будет с вами настолько же конкретен, насколько вы будете конкретны с Ним. Тогда вы поймете силу и преимущество молитвы.

25 сентября

Эгоизм ли?

«А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Кор. 5:15).

Представьте, что целый день вы не пили воды. К тому же это был жаркий день. Во рту такое ощущение, словно его набили ватой. Что вы почувствуете, если я скажу: «Вам должно быть стыдно за то, что вы так хотите пить»?

Или, если какое-то время вы были отрезаны от близких друзей, изолированы от всякого общения от сердца к сердцу, от содержательной беседы, а я говорю: «Не следует чувствовать себя таким одиноким, это очень незрело с вашей стороны»?

Возникает недоумение, почему я осуждаю то, что кажется таким понятным чувством, нуждой и желанием. В том же ключе почувствуйте себя отрезанным от Того, Кто возлюбил вашу душу, Кто создал вас для высокой цели — для дружбы и общения с Ним. Прочувствуйте последствия отчужденности от Того, Кто является самым сердцем вашего существа, центром вашей жизни, источником самой жизни. Как это сказалось бы на вас? Оставило бы вас бродить ощупью в страшном замешательстве, не понимая, для чего живете и возможно ли хоть какое-то будущее?

А если бы я снова начал укорять: «Вы не должны быть таким эгоистом, так углубляться в себя и свои проблемы. Следует быть абсолютно бескорыстным» ?

Нужно признать: то, что мы часто называем эгоизмом, не является результатом преднамеренного превратного выбора. Скорее, это неизбежный результат греховного состояния и отсутствия отношений с Отцом. И наоборот, проблему нельзя устранить, просто решив стать бескорыстным. Если она вызвана разделением, ее можно поправить только примирением.

Иногда мы чувствуем себя виноватыми, приходя ко Христу из корыстных побуждений. Но факт в том, что у нас нет выбора: грех повредил нас. Мы виновны и жаждем прощения. Мы одиноки и жаждем любви. Мы сбиты с толку, и нам нужно водительство. Нам больно, и мы нуждаемся в исцелении. Обещание Иисуса состоит в том, что Он может удовлетворить каждую из этих нужд так полно, что нам нет необходимости жить для себя. Мы можем жить для Него.

26 сентября

Непрерывная забота

«Ибо Господь, Бог твой, благословил тебя во всяком деле рук твоих, покровительствовал тебе во время путешествия твоего по великой пустыне сей; вот, сорок лет Господь, Бог твой, с тобою; ты ни в чем не терпел недостатка» (Втор. 2:7).

Сорок лет назад они могли уже быть в земле обетованной… Но в ответ на их восстание Бог повелел им возвращаться в пустыню, и тела их должны были остаться в ее пыльных могилах… Для многих так и случилось. Дети выросли и родили собственных детей. Они все время шли по каменистой бесплодной местности, но повседневные житейские обязанности следовало исполнять. Несмотря на кажущуюся бессмысленность всего, они пасли стада.

Было много жалоб, много отчаяния. Большинству казалось, что Бог просто выжидал время, прежде чем умертвить их, а между тем требовал их поклонения. Многие из этих людей умерли, но их искаженное представление о Боге продолжало жить. И вот снова настало время войти в Ханаан. Конечно, люди помнили, что случилось в первый раз. Поэтому Бог сделал то, что делает всегда. Он постарался успокоить их, сказав им правду о Своем отношении к ним.

Сказанное должно было убедить израильтян, что Бог никогда не намеревался уничтожить их. Он поставил перед ними задачи, способные подарить им успех и благословения. Хотя они и не понимали Его целей, Он сделал все, чтобы восстановить их разрушенную самооценку. Господь напомнил, что был с ними каждый шаг пути и они ни в чем не нуждались. В сущности, Он сказал: израильтяне много для Него значат, они могут доверить Ему заботу о себе, и Он с этим отлично справится.

Вы тоже путешествуете по пустыне? И небо кажется вам бесконечно далеким? А иногда кажется, что дальше идти бесполезно? Тогда сегодняшний текст — специально для вас! Хотя можете этого и не чувствовать, но вы очень дороги для Небесного Отца. Он знает и отмечает каждый ваш шаг, вы не будете нуждаться ни в чем, что важно для вашего благополучия. Перед вами всегда будут задачи, которые вы сможете решить. Бог видит в вас великий потенциал. Если вы позволите, Он исцелит вашу жизнь.

Знать Бога означает ощущать Его непрестанную заботу и в безводной пустыне, и у границ Ханаана.

27 сентября

Иисусу стыдно за меня

«Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мн. 8:38).

Никогда не забуду обжигающих слез, бежавших по моим щекам, когда учительница говорила со мной. Я был импульсивным пятиклассником и то ли толкнул, то ли как-то иначе досадил однокласснику, который в ответ накричал на меня. Учительница, скорее всего, не знала, что я практически обожал ее. Поэтому, отчитывая меня, она не понимала, как глубоко ранит. «Мне так стыдно за тебя», — сказала она.

Те же чувства пытаются всплыть на поверхность, когда я читаю, что при определенных обстоятельствах Иисусу будет стыдно за меня. Кажется, что это как-то противоречит Его характеру — пытаться вытащить меня, используя столь сокрушающий подход. Если Спаситель умер за меня, когда я был еще грешником, если Он предлагает мне одежду, перстень и сандалии сыновства в то время, как я все еще пахну свинарником, то неужели когда-то повернется ко мне и скажет: «Мне стыдно за тебя»?

Чувство стыда возникает, когда вступают в конфликт две системы ценностей. Например, я объявил себя христианином. Но в сердце не полностью отдал себя Иисусу, не вполне утвержден в христианском образе жизни. Среди мирских друзей мне будет неловко поступать по-христиански. А среди друзей-христиан мне будет стыдно за мои мирские пристрастия.

Стыд исчезает, когда я горжусь Иисусом. Стыду нет места, когда все мои действия находятся в полной гармонии с моими духовными ценностями и когда в Его присутствии я спокоен за свои поступки. Это происходит в обоих направлениях. Для Иисуса испытать «стыд» за меня означает признать, что мы вне гармонии друг с другом, что в присутствии друг друга мы не испытываем мира.

Когда Иисус придет на облаках славы, чтобы взять Своих детей домой, где они будут обитать с Ним вечно, Он, всегда говорящий правду, должен будет решить, кто действительно готов жить с Ним в мире. Тот, Кто не стыдился обедать с мытарями и блудницами, не считая, что рискует здесь Своей идентичностью, желает обеспечить счастье навечно искупленных.

28 сентября

Когда вам тревожно

«В смятении моем я думал: «отвержен я от очей Твоих»; но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе» (Пс. 30:23).

Маленькая Сюзи не заметила, как ушла далеко от мамы в большом универмаге. Внезапно осознав, что мамы нигде не видно, она начала бегать по отделам, крича: «Мама! Мама, где ты?» Услышав отчаянные крики дочери, мать стала громко отвечать. Испуганная Сюзи умоляла: «Найди меня!» Мама так и сделала, причем довольно быстро. Успокаивая девочку, она спросила: «Почему ты так испугалась?» «Тебе же не было меня видно!» — всхлипывала Сюзи.

Зачастую маленькие дети чувствуют себя в безопасности до тех пор, пока мы можем их видеть. Их зависимость трогательна, они считают, что мы сможем уберечь их от всякого зла. Однако, если мы их не видим, они боятся, что мы пропустим опасность, которая им угрожает. Возможно, это одна из причин, почему некоторые дети хотят, чтобы по ночам в их спальне свет оставался включенным.

В каждом из нас есть что-то от маленького ребенка. Обращение в христианство не удаляет моментально наше скрытое чувство уязвимости. Иногда мы нуждаемся в том, чтобы Бог подтвердил, что смотрит на нас. Щадя наши чувства, Бог утешает нас через Свое Слово: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс. 32:18). «Ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, чье сердце вполне предано Ему» (2 Пар. 16:9).

И все-таки порой наступают темные времена, как безлунная ночь. Нас охватывает тревога, и в отчаянии мы задаем себе вопрос, не сделали ли чего-то, за что Он отвернулся от нас. «Бог оставил меня!» — плачем мы. И начинаем тратить все свои силы, пытаясь выяснить, что мы такого сделали и как вернуть Бога. Однако думать, что, когда мы поступаем неправильно, Бог перестает присматривать за нами, — заблуждение. Так думали друзья Иова. И Бог ясно сказал, что они не правы (см. Иов 42:7)!

Какими бы ни были причины нашей тревоги — действительно ли мы сделали что-то неправильно или просто чувствуем себя «вне поля зрения Бога», — у нас есть основание верить, что Бог всегда услышит наш вопль, когда мы взываем к Нему. Подобно матери Сюзи, Он «найдет» нас и заключит в объятия любви.

29 сентября

Кому нужен закон?

«Зная, что закон положен не для праведника, но для беззаконных и непокоривых, нечестивых и грешников, развратных и оскверненных» (1 Тим. 1:9).

Как вы думаете, можно ли войти в класс начальной школы и обнаружить на доске большой плакат: «Вы должны любить мороженое — это закон»? Кому нужен специальный закон, повелевающий делать то, что уже является естественным стремлением сердца? Сегодня некоторые христиане повторяют нечто подобное: можете ли вы представить себе большие плакаты, прикрепленные к стенам Нового Иерусалима, предупреждающие жителей, что красть друг у друга золото из дворцов строго запрещено?

Многие христиане считают, что Закон служит только для нашего осуждения, и, если Иисус обеспечил нам «вменяемую праведность», необходимость в Законе отпадает. Но это не так, ибо Закон существовал от вечности и в совершенном, безгрешном мире. А сегодня Иисус возрождает сердце грешного человека, вписывает в его сердце Свой Закон, и отношение человека к поступкам меняется. Акцент переносится с внешнего на внутреннее, с заявления о том, что надо делать, на описание того, что любящий человек будет делать, если через веру связан с Иисусом. Как говорит Павел: «Итак, мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Рим. 3:31). Такое утверждение, конечно, происходит в сердце. Ибо Закон есть выражение Божьего характера, свод Его ценностей. Кто с благоговением принимает Господа, те становятся подобны Ему в своих характерах.

И, более того, справедливость и незыблемость Божьего Закона будет оправдана на суде, предваряющем Второе пришествие Христа. Всю вечность он не только будет в сердцах обитателей вселенной, но и останется единственным основанием Божьего правления, великой Конституцией Небесного Царства — тем, чем ему предназначил быть Его Автор.

30 сентября

Какова ваша ответственность?

«Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр. 3:15).

Ответственность. Само это слово у большинства людей вызывает чувство тяжести, возможно, в силу того, как оно обычно используется. «Ты ответственен за это!» — поступает распоряжение навести порядок в гараже, погулять с собакой, покосить газон. «Кто ответственен за это?» — немногословно спрашивает начальник. У вас потеют ладони, вы надеетесь, что не вы.

Мне нравятся слова. Многие люди склонны нестись через разговор, как человек, спешащий на автобус. Их главная цель — «успеть на него», не замечая, так сказать, выглядывающих из травы цветочков. Возьмем, например, слово «ответственность». Его по праву можно произнести «ответственность», что вызывает ассоциацию со способностью «отвечать» должным образом. Если рассматривать ответственность в таком ключе, она вдруг начинает казаться весьма желательным качеством. Думаю, это именно то, что Бог имеет в виду для каждого из нас.

Намерение Отца — чтобы мы были в состоянии отвечать за каждого человека, с которым соприкасаемся, а значит, и за влияние наших слов и поведения. Не для того, чтобы записи о нас в небесных книгах пестрели хорошими отметками, а для того, чтобы наши ближние всегда были окружены той исцеляющей любовью, которая восстановила и нас.

Имея это в виду, по-новому посмотрите на сегодняшний текст. Если от этих слов вы почувствовали себя неловко, словно захваченные врасплох, если сочли себя недостойными и осужденными, поскольку у вас в памяти недостаточно «доказательных текстов», чтобы соответствовать требованиям такого разговора, не отчаивайтесь! Повеления Отца всегда сопровождаются обетованием силы, делающей человека способным выполнить эти повеления. Дух Святой будет дан человеку в необходимый момент, Он напомнит и научит, что сказать. Но отметьте, пожалуйста, — напомнит… Несомненно, Божья сила не исключает стараний и усилий самого человека быть готовым представить основание своей веры. Поэтому сотрудничество с Богом — вот решение вопроса нашей ответственности.