Октябрь

1 октября

Уважать врагов

«Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»» (Иуд. 9).

Трудно представить себе более странное сочетание: либеральный сенатор-демократ Тед Кеннеди произносит речь в церкви консервативного служителя-республиканца Джерри Фалуэлла. Можно было бы ожидать агрессивных выпадов с обеих сторон. Однако вместо этого сенатор Кеннеди произнес: «Говоря о людях, не согласных с нами, мы все равно должны считать их людьми честными».

Такое убеждение признает, что уважение человека к человеку выходит за рамки политических убеждений. Это означает, что мы воспринимаем другого человека не как иностранца, курильщика, уголовника, гомосексуалиста или даже врага. Наше первое впечатление — это человеческая личность, созданная по образу Божьему так же, как и мы, сражающаяся с грузом негативной наследственности и обстоятельств. Мы видим человека, который желает и заслуживает того, чтобы к нему относились, как к человеку чести.

Мало существует более сильных мотиваций в человеческом сердце, чем желание доказать свою правоту. Мы с легкостью бьем по чувствам и репутации других людей, стремясь превознестись над ними и более всего опасаясь, что окружающие сочтут нас неправыми. Но на вершине нашей маленькой самодельной горы оказывается, что людей, которых мы ранили по пути наверх, вообще не волнует, правы ли мы!

Людей, не согласных с нами, мы рассматриваем как угрозу, вместо того чтобы пересмотреть собственные позиции или просто заявить о своей позиции, отличной от других. Нам почему-то крайне необходимо считать оппонентов врагами. Вместо того чтобы посмотреть в лицо собственной неуверенности в себе, мы действуем так, словно другой человек нарочно решил упрямиться, обманывать или мошенничать.

Я не знаю ни одного человека, который вознамерился бы стать неудачником. Я знаю многих людей, которым больно, и поражаюсь, для чего я так часто еще больше ранил их во имя справедливости. Существует огромная разница между тем, как мы зачастую обращаемся со своими врагами, и тем, как Бог обращается со Своими. Главное отличие, конечно, в том, что Богу не нужно карать Своих противников с целью доказать Свою правоту. Фактически, если бы Он это делал, сам дух возмездия и мщения свидетельствовал бы против Него.

Бог абсолютно уверен в привлекательной силе истины. В соответствующей оправе истина засияет. Неуважение к другим всегда будет заслонять эту оправу, мешая людям разглядеть истину.

2 октября

Конец всех страданий

«Не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь» (Ис. 65:25).

Христиане с нетерпением ожидают новой земли по ряду причин. С одной стороны, больше ничто не будет причинять нам боль. Даже между животными не будет дисгармонии. «Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому» (Ис. 65:25). Вторая половина текста говорит не только о животных, но и обо всех обитателях планеты: «Не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь».

Что обеспечивает такое состояние гармонии? Может быть, Второе пришествие Христа радикально изменит характеры тех, кого Он идет избавить? Или же обитатели новой земли достигнут такого состояния еще на старой земле и будут неопасны друг для друга? Прочитайте послание к Евреям 8:10, 11: «Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня».

Начать познавать Бога уже сейчас — преимущество. Созерцая Его совершенный образ, познавая Его как лучшего Друга, мы поймем, что Его Закон — это отражение Его характера, и наши собственные характеры будут преображаться. Его пути станут органичной частью нас самих, ибо мы будем увлечены тем качеством жизни, которое возможно в Нем. Мы больше не почувствуем необходимости заботиться о себе (фактически это причина того, что мы обижали других), поскольку не будем больше испытывать эмоционального дефицита. Его Личность настолько удовлетворит желания нашего сердца, оживит наш интеллект и мотивирует наши поступки, что у нас не останется опасений ни на Его счет, ни на наш собственный.

Освободившись от озабоченности собой, мы сможем полностью сосредоточиться на других. Мы будем слушать их, не перебивая, дабы убедиться, что все понимаем правильно. Мы будем делать все, чтобы они чувствовали себя нужными, и нам не надо будет цепляться за собственную самоуверенность. Все это возможно узнать и всем этим можно воспользоваться еще до того, как земля обновится. Именно об этом Иисус сказал: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21).

3 октября

Какая сила?

«Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему» (Рим. 1:16).

Я слышал его приближение еще до того, как автомобиль повернул из-за угла на дорогу к моему дому. Это был глухой, ровный рев хорошо отлаженного двигателя, который не терпит медленной езды. Достаточно было увидеть этот гладкий блестящий красный автомобиль, как могло подскочить давление. Это был безупречный «Tomaso Pantin»-3 — одна из самых экзотических машин на современных дорогах. Когда владелец протянул мне ключи и предложил: «Прокатись», у меня подкосились колени.

Я разогнался до 100 км/час, прежде чем переключиться на вторую передачу. В автомобиле была такая сила, что я спиной чувствовал ее толчки. Робея, я быстро сбросил скорость, но владелец заверил меня, что я только приблизился к верхнему пределу. И вся эта силища включалась простым движением пальцев правой ноги!

Как часто мы, христиане, жаждем такой силы в нашей повседневной жизни, которая была бы столь же ощутима, так же велика и так же легкодоступна, как сила этого мощного двигателя. Мы ждем от Бога магического толчка в спину, который удержал бы нас от еще одной порции десерта. Мы хотели бы, чтобы могучая «рука» твердо легла на наши уста, когда мы раздражаемся, или на наши глаза, когда нас привлекает что-то непристойное. Мы страстно желаем, чтобы что-то сбросило нас со стула, когда мы выключаем телевизор. А потом обвиняем Бога за то, что Он не послал эту силу, когда мы в ней нуждались.

Однако спасение на всех его уровнях не является продуктом физической силы. Это не освященный толчок к праведности. Оно не «заставляет» нас делать то, чего мы не хотим делать, или желать того, чего мы осознанно не решили взращивать и практиковать. Бог действует через силу истины, которая взывает к интеллекту и верности. Мы переходим на сторону Христа, потому что увидели красоту Его Личности и избрали его своим Господом. Мы принимаем Его образ жизни, ибо обнаружили, насколько он разумен и привлекателен. Мы любим Его Слово, потому что оно обращено к нашему сердцу и разуму. Мы открываем наши сердца Его Духу, поскольку Он по-настоящему уважает нашу свободу. В Царстве Христа нет и тени принуждения, даже к добру!

4 октября

Все для человека

«Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека» (Еккл. 12:13).

Вас приняли на должность исполнительного директора новой компании. Вы знаете, что вам будут платить огромную зарплату, что выплаты сотрудникам вполне адекватные и ваш офис комфортно и стильно обставлен. Что еще вам нужно знать? Ваши обязанности, разумеется!

Мы призваны трудиться для Господа. Мы знаем, что наша награда — вечная жизнь и что все ресурсы неба под рукой. Что еще нам нужно знать? Исполнения каких обязанностей от нас ожидают? Сегодняшний текст выражает это довольно ясно: «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека».

Это напоминает мне о другом тексте Священного Писания — Откровение 14:6, 7: «И увидел я другого Ангела, летящего посредине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле, и всякому племени, и колену, и языку, и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо, и землю, и море, и источники вод». Оказывается, обязанность человека включает в себя применение вечного Евангелия в своей жизни. Что это значит? Вы принимаете искупительную Жертву Божьего Сына, она — ваше оправдание. Вы живете жизнью победы над грехом силою Господа — это ваше освящение.

Иисуса однажды спросили: «Что нам делать, чтобы творить дела Божий? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6:28, 29). Но это невозможно, если вы не знакомы с Ним. Начать познавать Христа означает узнавать Его пути и следовать Его водительству. Это означает послушание Его воле, выраженной в Его заповедях. Жизнь полного доверия и послушания Богу явил Божий Сын. Взирая на Иисуса, получая от Него силу, вы сможете жить Его жизнью.

5 октября

Был ли Иисус, как я?

«Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа» (Евр. 2:17).

Представьте, что вас спросили, верите ли вы, что Иисус на самом деле, такой же, как мы. Имел ли Он падшую человеческую природу, а именно — природу Адама после грехопадения? Или же Иисус был защищен от последствий греха? Был ли Он, как второй Адам, подобен Адаму до грехопадения?

Внимание! Прежде чем ответить, вам следует учесть следующее. Если вы скажете, что Иисус был подобен Адаму после падения, что Он действительно идентифицировал Себя с человечеством, то столкнетесь с проблемой. Разве принятие Им греховной природы не означает, что Он находил грех привлекательным (хотя мы все согласны с тем, что Он не поддался греховным побуждениям)? Для нас на практике это означает, что самая лучшая победа, на какую мы можем надеяться в этой жизни, это постоянная борьба с греховными желаниями.

Но если вы думаете, что Иисус был подобен Адаму до грехопадения, вы тоже не избежите проблем. Подобное мнение предполагает, что, хотя Он и был непорочным Агнцем, Он, в действительности, имеет к нам не такое большое отношение, так как не участвовал в борьбе против греха. Он не нес бремени унаследованной греховной природы, как это делаем мы. Иметь святой характер Ему было значительно легче. Тогда лучшее, на что мы можем рассчитывать, это попасть под Божий вердикт юридической праведности.

Существует, однако, и третий вариант. Как мы уже много раз упоминали, проблема греха заключается не в физиологии или наследственности. Она связана с отношением человека к Богу! Иисус сохранял те же верные, неразрывные отношения с Отцом, какие Адам имел до грехопадения. Потому, что касается проблемы реального греха, Иисус был, как Адам до грехопадения, совершенным и безгрешным.

В то же время мы можем утверждать, что Его физическое и эмоциональное естество понесло более серьезные последствия греховного выбора окружающих людей, чем естество Адама. Таким образом, Он действительно мог быть во всем подобен братьям, кроме греха (см. Евр. 4:15), потому что никогда не разрывал отношений с Богом!

Надежда для каждого из нас заключается в том, что все еще окруженные пораженным грехом человечеством, мы можем иметь такие же отношения веры с Отцом, какие имел Иисус.

6 октября

Вперед, воин Христов!

«Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2 Нор. 10:4, 5).

Значительная часть образов, которые мы используем в наших гимнах и проповедях, включают военные метафоры. Десятилетиями мы поем: «Вперед, Божий раб, борись за Христа». Хотя это, безусловно, правильно, что мы ведем битву против начальств и властей, против духов злобы поднебесных, но также верно и то, что оружие нашей борьбы не имеет ничего общего с насилием. Величайшее орудие спасения человека — не меч, а крест Христов. Божья любовь, явленная на кресте, — вот что изменяет и возрождает.

Апостол Павел на собственном опыте испытал удивительную преобразующую силу истины — истины, которая приносит человеку познание истинного Бога. Он использовал это оружие на протяжении всего своего служения, и его постоянно восхищала способность этого оружия менять человека. Павел никогда не приказывал людям подчиняться его авторитету или превозносить его положение и власть над ними.

Христиане, которые прибегают к любому силовому воздействию или принуждению с целью добиться изменения в своих собратьях, просто не испытали огромной силы евангельской истины. Родители, которые стремятся просто контролировать своих детей, мужья, требующие бездумного повиновения своих жен, показывают, как мало они знают о Божественных методах, которые преобразуют жизнь окружающих. А ведь мы должны стать людьми, в сердцах которых будут вписаны принципы Божьего Закона.

Когда Иисус введет Своих искупленных во врата Нового Иерусалима, не будет ни цепей, ни натянутых улыбок. Все будут с удовольствием свободно следовать за Учителем, Которого знают и любят.

7 октября

Велика верность твоя!

«Ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!» (Плач Иер. 3:22, 23).

Муж и жена, чью семью потрясли несколько неспокойных лет, рассказывали, что помогло им остаться вместе. «Мы никогда не падали духом одновременно, — рассказал он. — Когда она теряла мужество, я не унывал; когда я был встревожен, она оставалась спокойной. Не знаю, что бы произошло, если бы мы оба потеряли ценность наших отношений в одно и то же время».

Близкие, подобные семейным, отношения с Богом, требующие энергии и творчества для сохранения их жизнеспособности, быстро разрушатся, если обе стороны одновременно оставят свои обязанности. В горестных размышлениях в книге Плач Иеремии пророк прямо признает, что его народ отошел от своих обязанностей перед Господом. Иудеи были неверными, неугомонными, даже мятежными. Если бы их отношения с Богом полностью зависели от их обязательств, они, безусловно, прекратили бы свое существование.

Зная (а он был в этом уверен), что отношения веры между Израилем и его Создателем абсолютно необходимы как для самого существования нации на земле, так и для вечной жизни народа, Иеремия радовался Божьей верности. Как он восхищался, что Бог не отступил от Своего народа. Фактически Иеремия возвещал благую весть о том, что Бог никогда не оставляет народ, это их грехи производят разделение между ними и Всевышним. Каждое утро являет новые открытия глубины Его милости. Он — верен, несмотря на нашу неверность.

О, как ободряюще это должно звучать для наших сердец! Мы, так часто относящиеся к нашей дружбе с Богом с заученным пренебрежением, то и дело ловим себя на том, что проигнорировали Его ради каких-то жалких приманок. Мы, осознающие, что причинили Ему боль вместо радости, как должны изумляться, что Он верен!

Однако человек, полагающий, что может продолжать грешить, всегда рассчитывая на Божье принятие, должен осознать серьезную закономерность: каждый лелеемый грех притупляет его способность и желание к возвращению, то есть к покаянию и перемене жизни. Бог желает, чтобы мы поняли: именно само отступление, а не то, что Он может нас отвергнуть, вредит нам. Неверность Богу и оставление Его путей имеет свои неотъемлемые болезненные последствия, которые могут сделать невозможным возвращение.

8 октября

Смотреть выше благополучия

«Хотя бы не расцвела смоковница, и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, — но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» (Авв. 3:17,18).

Сегодня популярные телепроповедники предлагают скороспело принимаемый зрителями религиозный бренд. Они смело утверждают, что план Бога для каждого из Его детей — богатство. Не просто комфорт, а настоящее богатство! Те, кто не богатеет, утверждают они, должно быть, недостаточно искренне следуют предложенной формуле. Для таких проповедников процветание — не только знак благосклонности Бога, но и достаточная причина для служения Ему.

Хотя такой вопиющий материализм кажется грубоватым в этой крайне преувеличенной форме, мы должны признать, что его можно обнаружить и в других случаях, только в меньшем масштабе. Град побивает наши посевы, и мы вопием: «Господи! Почему я? Что я сделал, чем заслужил такое?» Любимый человек безвременно умирает, и мы протестуем: «Но, Господи, он был хорошим человеком!» Мы воспринимаем жизнь христианина как безоблачное путешествие по раю. Поэтому когда мы служим Ему, но не пожинаем благословений, то чувствуем себя обманутыми.

У пророка Аввакума было много вопросов к Владыке вселенной: «Почему народ Божий безнаказанно делает зло? Почему Господь не вмешивается и не наводит порядок?» Получив ответ, что язычники-вавилоняне будут бичом в руках Бога для наказания Израиля, пророк снова задает вопросы: «Как могут язычники, которые хуже Израиля, наказывать Божий народ? Разве такое может быть?» И снова Господь ответил, что и Вавилон за свою жестокость получит справедливое воздаяние. Пророк не боится задавать Богу прямые вопросы, и Бог дает прямые ответы (см. Авв. 1).

Но главный ответ Господа Аввакуму был удивительным. Он не утверждал, что праведный человек живет благословениями и ради благословений или что в жизни дитяти Божьего не будет безответных вопросов. Но Бог провозгласил великую истину, которая превратилась в знаменитое кредо реформации: «Праведный своею верою жив будет» (Авв. 2:4). По-настоящему праведен тот, кто прилепился к Богу, а не к дарованным Богом благословениям.

Когда Аввакум увидел большую картину, выходящую за рамки «благ», его вера окрепла. И он провозгласил свое заключительное свидетельство: независимо от того, что произойдет с его личными «земными благами», его уверенность в Боге останется неизменной. Он будет радоваться не о благословениях Господа, но «о Господе» (Авв. 3:18).

9 октября

Провозглашая освобождение

«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня… отпустить измученных на свободу» (Лук. 4:18).

В первый раз я познакомился с этим стихом, когда закончил читать историю американской гражданской войны, положившей конец рабству в Соединенных Штатах. Было волнительно вспоминать, как много людей отдали свои жизни, чтобы освободить других. После этого стало легко увязать дух библейского текста с подвигом христиан, сражавшихся ради отмены физического рабства. Так я воспринимал этот текст многие годы.

И лишь недавно начал понимать, как много различных видов угнетения придумал враг, чтобы сокрушить человеческую расу. И намеренно, и просто попустительствуя, люди приобрели навыки подвергать экономическим, расовым, сексуальным и религиозным притеснениям тех, кто слишком слаб, чтобы дать отпор. Возможно, чаще всего люди практикуют эмоциональное угнетение ближнего в семье и церкви.

Обнаруживая, что наш Спаситель стремится «отпускать измученных на свободу», мы слышим призыв делать нечто большее, чем просто заявлять: «Я рад, что в нашей стране больше нет рабства». Люди, которые верно представляют Бога миру, должны стать чуткими к каждому случаю, когда угнетается личность другого человека, и сострадать ему, как сострадает Иисус.

Пойдите на детскую площадку и прислушайтесь к играющим детям. Обратите внимание, как часто они набрасываются на сверстников с резкими оскорбительными выпадами. Обратите внимание, как родители говорят с детьми, когда те расстроены, и задумайтесь, как это влияет на самооценку юных человеческих существ. Вспомните разговоры в общежитии колледжа: как легко грубо отзываться об отсутствующих, ведь их там нет и они не могут что-то объяснить или защитить себя.

Когда мы заметим, как легко отмахиваемся от таких проявлений угнетения, считая их просто частью обычной человеческой жизни, тогда зададимся вопросом, не должен ли освобождающий труд Христа начаться с освобождения нашего собственного сердца от духа мелочности и черствости. Как горячо нам следует молиться о Божественной чувствительности к любым словам, которые ранят или унижают другого! Вместо того чтобы слишком часто увлекаться спорами о доктринальных вопросах, мы должны прочувствовать, что Иисус более убедительно откроется окружающим через подчас трудноуловимые человеческие взаимодействия. Не быть чуткими к словам или отношению, которые угнетают других, означает представлять в ложном свете Того, Кто пришел отпустить измученных на свободу.

10 октября

Две определяющие истины

«Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя но то… Ты совершен был в путях твоих… доколе не нашлось в тебе беззакония» (Иез. 28:14, 15).

Помазанный осеняющий херувим — не кто иной, как Люцифер — вершина всех творческих свершений Бога… Он был печатью совершенства и венцом красоты. Наибольшим горем, которое когда-либо чувствовал Бог, была крестная смерть Его Сына. Вторым по величине горем была непокорность Люцифера, которая произвела войну на небе.

В Писании мы обнаруживаем драгоценную истину, с которой должен быть знаком каждый последователь Иисуса. Ее суть состоит в том, что сама жизнь и Божий план относительно нашего существования — не случайность. Бог вполне однозначно провозгласил Люциферу, что Он, во-первых, дал ему жизнь, во-вторых, предназначил ему быть помазанным херувимом. Отказавшись считаться с этими двумя основными определяющими истинами, Люцифер постепенно превратился в сатану.

В течение всей истории человечества сатана-обманщик всевозможными путями искажал представление людей о Боге и достиг такого успеха, что большинство людей машинально, на ощупь идут по жизни до тех пор, пока могила не положит предел их бессмысленному существованию. Они не знают, откуда пришли и для чего живут.

Прежде нашего рождения у Бога были цель и план для нашей жизни. Этот факт должен дать нам уверенность и определенность в жизни. Если у Бога есть цель для нас, Он никогда не позволит, чтобы в нашей жизни случилось нечто, что не отвечало бы Его планам, если только мы сами не помешаем Ему. Эта истина поможет нам преодолеть множество разочарований.

Каждый из нас имеет свои трудности и переживания, которые ввергают нас в железные узы отчаяния, и всем нам еще не раз предстоит побывать в его сетях. Но когда вера во Христа освобождает нас из этого кратковременного заключения, с какой радостью мы прильнем к источнику Божьей любви!

11 октября

Какова альтернатива?

«Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу» (Ис. Нав. 24:15).

Часто, когда надо принять трудное решение, полезно просто спросить: «Какова альтернатива?» Ваш маленький сын не хочет мыть посуду. Для него альтернатива — в следующий раз есть из немытой посуды. Столкнувшись с таким неприятным моментом, он, возможно, просто решит вымыть посуду. Вам не хочется платить подоходный налог, пока вы не столкнетесь с альтернативой. Она может быть очень отрезвляющей.

Некоторые христиане приходят к тому, что отворачиваются от Бога. Они просто не рассматривают оставшиеся варианты. Иисус Навин использовал весьма отточенную технику, когда просил людей серьезно задуматься, есть ли у них лучшая альтернатива служению Господу.

Когда нас просят открыто сделать выбор, предполагается, что мы можем защитить его уважительными причинами. В пользу своего выбора Иисус Навин только что изложил свидетельство: «А вы знаете всем сердцем вашим и всею душою вашею, что не осталось тщетным ни одно слово из всех добрых слов, которые говорил о вас Господь, Бог ваш; все сбылось для вас, ни одно слово не осталось неисполнившимся» (Ис. Нав. 23:14). Перед лицом подобных доказательств нужно быть глупцом, чтобы отвернуться от такого Бога.

Народ Израиля хорошо знал приведенные Иисусом Навином доказательства. Тем не менее в то время, как Иисус Навин был тверд, они колебались. Нам, возможно, не придется искать причину далеко: достаточно заглянуть в собственные сердца. Хотя ни египетские, ни аморрейские божества не заботились об израильтянах лучше, чем Бог, однако эти языческие боги обещали несколько больше сиюминутного веселья и попустительства чувственности — как в форме поклонения, так и в практике повседневной жизни. И для многих это перевешивало при окончательном голосовании.

Людям, считающим себя разумными, трудно встать и заявить: «Меняю непреходящую радость и вечную жизнь на нынешние дешевые удовольствия!» Это слишком нелепо и глупо. Но именно такое решение скрывается за наркотическим ступором, склонностью к излишествам или непоследовательностью.

12 октября

Закон разума

«А их идолы — серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят… Подобны им да будут делающие их и все надеющиеся на них» (Пс. 113:12, 13,16).

Недавно проведенные исследования доказывают, что те 18 тысяч часов, которые молодые люди проводят перед телевизором до окончания средней школы, действительно оказывают влияние на их систему ценностей. В частности, некоторые типы темперамента при поглощении большой порции теленасилия будут менее шокированы, увидев его в реальной жизни, и более склонны участвовать в нем.

Это открытие подтверждает принцип, однозначно выраженный апостолом Павлом почти две тысячи лет назад: взирая на Христа, мы преобразуемся в Его подобие (см. 2 Кор. 3:18). Другими словами, разум постепенно впитывает ценности, взгляды и даже выражения тех, кому человек отдает предпочтение. Такой человек уподобляется тому, кого любит и почитает. Данной закономерностью с радостью пользуются люди, жаждущие быть похожими на Иисуса. И это самый сильный аргумент в пользу регулярных личных молитв и размышлений о жизни и учении Христа.

Упомянутый закон действует и тогда, когда человек переключает внимание с Христа на идолов этого мира. Давид говорит, что идолы, которым поклонялся его народ, не мыслят, не отвечают, не реагируют. Затем он с уверенностью предупреждает, что скоро и люди станут такими же, как их идолы. Они потеряют способность реагировать на важные ситуации, требующие твердых нравственных решений. Они, хотя и будут физически живы, станут нежизнеспособными.

Сатана — далеко не глупец. Он понимает этот принцип и постоянно использует его. Он облекает систему ценностей своего правления в самые эффектные формы, приковывающие внимание и возбуждающие эмоции, которые наши мощные средства массовой информации и передают публике. Эту систему ценностей дьявол делает непрерывно доступной, даже когда мы просто прогуливаемся. Он изображает ее как социально привлекательную, дающую возможность «весело провести время с друзьями». Затем он строит целую субкультуру вокруг поклонения телегероям, которая, как черная дыра, все затягивает в себя.

Поскольку каждая секунда, когда мы не спим, проходит в той или иной сфере зрительного восприятия и, следовательно, в уподоблении воспринимаемому, как тщательно мы должны выбирать предмет созерцания! То, во что мы преображаемся, определит не только нашу временную жизнеспособность, но и нашу вечную участь.

13 октября

Готовность учиться

«И если они устыдятся всего того, что делали, то покажи им вид храма… и напиши при глазах их, чтобы они сохраняли все очертания его и все уставы его и поступали по ним» (Иез. 43:11).

Я думаю, что у учителей геометрии самая трудная работа среди представителей этой профессии. Их задача — представить учебник, полный отличных ответов, молодежи, которой просто не интересны геометрические вопросы. И чем сложнее ответы, тем больше девятиклассники убеждаются: вопросы, требующего такого ответа, совершенно неважны.

Настоящие учителя понимают, что истинное образование не в том, чтобы силой втискивать знания в сырой ум. Они тратят много времени, чтобы прежде всего помочь ученику признать его нужду в определенной информации. И только потом предоставляют эту информацию.

Наш Небесный Отец, великий Учитель, вложил достаточно ответов в Свое святилище, чтобы спасти весь человеческий род. Оно изображает крест Христа, служение Святого Духа, благую весть об окончательном суде, путь к личному спасению и святости жизни. И это лишь некоторые из ответов. Святилище — чудесное учебное пособие, видимый урок, наглядная притча о плане искупления.

Но, как и с уроком геометрии, мало кого волнуют ответы, поскольку люди еще не открыли для себя значимость вопросов. План спасения интересен только тем, кто осознает, что потерян. Устройство и служение в святилище показывает, каким образом Бог положит конец вселенскому конфликту; но волнует это лишь тех, кто понимает, что проблема греха чрезвычайно велика.

Бог повелел пророку Иезекиилю объяснить весь план спасения, как он раскрыт через святилище, только тем, кто прежде признал свое крайне греховное состояние. Только тогда они оценят ответы. Поэтому нас не должно удивлять, что Бог старается показать нам наше истинное состояние, хотя для нас это крайне болезненно. Стыд из-за нарушенных обещаний, позор нечестивых поступков, отчуждение по причине наших обманных путей могут приблизить столь необходимую нам готовность оценить Божьи компетентные ответы.

Сатана тоже заинтересован показать нам испорченность наших сердец. Но его цель — раздавить, а не просветить нас. Он ненавидит святилище и всегда пытался уничтожить его (см. Дан. 8:11,12), боясь могучей истины, которую оно раскрывает пристыженным грешникам.

14 октября

Взаимное восхищение

«И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, кок плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: они будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: «это Мой народ», и они скажут: «Господь — Бог мой!»» (Зах. 13:9).

Многие христиане пытаются понять намерение Бога провести Свой запечатленный Остаток через период серьезного испытания, прежде чем Он заберет их с этой умирающей планеты (см. Дан 12:1,2; 7:13; Откр. 14). Спросите человека, покупающего золотые слитки, рад ли он, что золото очищено до такой степени чистоты, что теперь его можно сертифицировать как на 99,999% чистое. Бог собирается взять домой народ, который Он сможет «сертифицировать» как безопасный, полностью очищенный от всех столь живучих привязанностей к обманам и ценностям сатаны.

Библия часто использует образ третьей части для описания Божьего остатка — меньшинства, которое останется верным Его целям. Пророк Захария изображает время, когда Бог очистит Своих, и передает в тексте ноту особой гордости в позитивном значении этого слова. Бог помещает в очистительный огонь только тех, о ком знает, что они перенесут его жар. Позволяя им пережить великое испытание, Он выражает уверенность в Своем народе. Бог будто созывает Своих друзей со всей вселенной и размещает их на «балконах» неба, чтобы они увидели, как Его народ реагирует на отсутствие всякой земной поддержки.

Но в этом стихе содержится еще одна весть. Бог говорит: «Посмотрите на них! Разве вы не согласны с тем, что они достойны? Если они остаются верными в этих чрезвычайно сложных условиях, разве мы не сможем доверять им в вечности? Я заявляю на них право! Они — Мой народ». В то же время Божьи дети, хотя и окружены всякого рода угрожающими обстоятельствами, взирают выше них. Они смотрят в небо и говорят: «Господь — наш Бог. Мы оставили упование на все меньшее, оставили всякое побуждение к сомнению, всякий след мятежа».

Что может быть прекраснее! Взаимное доверие, восхищение друг другом, взаимное обожание. Такие отношения устоят. Вот ключ для всех, кто желает подготовиться к испытаниям последних дней: уже сейчас познайте Небесного Отца настолько глубоко, чтобы в любых испытаниях вы могли смотреть на Него с полным доверием. В конце концов, именно так и Он хочет смотреть на вас!

15 октября

Божий «план А»

«Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нетели всесожжений» (Ос. 6:6).

Одной из особенностей современного обучения управленцев высокого звена является требование, чтобы все руководители имели планы резервного копирования. Составляя планы и надеясь на успех каждой новой линии продуктов, каждой кампании продаж или сервисной кампании, разумно иметь еще и резервные планы. Если главные цели не достигнуты, не следует отменять весь план. Мудрый руководитель имеет определенный план по возмещению вложений, насколько это возможно. Он знает, что «план Б» не может быть так же идеален, как «план А», но это гораздо лучше, чем отсутствие плана вообще.

Бог — мудрый Руководитель. Создание нового уникального рода существ на земле было настоящим приключением. Его «план А» заключался в том, чтобы мы наслаждались неразрывной, постоянно растущей дружбой с Ним для нашей взаимной радости. Но, даровав нам возможность свободного выбора, от основания вечности Бог разработал «план Б». Если Его народ когда-нибудь разорвет жизненно важные отношения с Ним, Он решил, что Сам (в лице Сына) примет ужасную горечь разлуки.

Не прошло много времени, как нашим прародителям и всем их потомкам очень понадобился «план Б». В качестве заверения, что через четыре тысячи лет Он Сам умрет вместо нас, Господь дал символ этой смерти — жертвенного агнца. Каждый грешник, убежденный в том, что достоин вечной смерти, мог принести агнца к алтарю как выражение своей надежды на Агнца Божьего — искупление за свои грехи.

И опять — не прошло много времени, как народ Божий стал предпочитать «план Б» «плану А». Казалось, в нем было нечто очень удобное. Они могли продолжать жить с определенной долей беззаботности, иногда даже совершая открытый грех. Решение тому, по их мнению, было простое: пусть агнец несет на себе проблему. Более того, приносить ягнят в храм казалось легче, чем находиться в близком общении с Богом. Они стали считать, что Божий «план Б» просто идеален.

Слова Осии не исключают жертвенного агнца. В самом деле, кто мог бы без него жить? Но он напоминает народу (и нам): Божий «план А» не в том, чтобы мы бесконечно совершали циклы падений и покаяний. Наше высшее призвание — обрести уже сейчас неизменную верность Ему. Именно в этом заключается Божий «план А».

16 октября

Дать нам надежду!

«А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою» (Еф. 2:13).

Его семья находилась в Восточном Берлине. Хотя ему удалось бежать несколькими годами ранее, его попытки вывезти жену и детей были безуспешны. С каждым годом его надежда таяла, пока наконец не исчезла совсем. Так он и прожил остаток жизни в Нью-Йорке, одинокий и подавленный.

Очень многие в этом мире проживают жизнь в состоянии безнадежности. Кажется, ничто и никогда не изменится к лучшему; планы рушатся, дети восстают на родителей, фондовый рынок терпит крах. Без знания Бога людям нечего ждать — ни в этой жизни, ни в будущей.

Сердце Бога рвется навстречу таким людям! В послании к Ефесянам мы читаем: «Вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою» (2:12,13). Давайте внимательно разберем этот текст, чтобы не упустить красоту слов апостола Павла.

Знание Бога порождает надежду. Вы начинаете понимать: давая обетования завета Израилю, Бог отдавал им Самого Себя. Служение в скинии было задумано, чтобы Бог мог «обитать» с человеком. Грядущий Мессия был назван Еммануил, что означает «с нами Бог». А смерть Христа показала, как далеко Бог готов пойти, чтобы навсегда сохранить нас в качестве Своих друзей. Это знание должно воскресить наши сердца! Жизнь — не только страдания и разрушенные мечты. С нами Бог!

Он привлек нас к Себе в лице Своего Сына. Он ходил пустынными дорогами, жил среди бедняков, беседовал с изгоями. Он сознательно решил не иметь дома, ибо обитал с нами. Последнее, что изрекли уста Спасителя здесь, на земле: «И се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20).

«Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою» (Рим. 15:13).

17 октября

Плачет ли Бог?

«И сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! пойди и посмотри. Иисус прослезился» (Ин. 11:34,35).

В тех немногих случаях, когда художники пытались изобразить Бога-Отца, они, похоже, находились под впечатлением суровых качеств — справедливости и власти, которыми характеризуют Всемогущего. И мы, будучи еще детьми, получили свои первые впечатления о Боге по картинкам в книгах. Поэтому нам трудно ощущать Его близость в чувствительные моменты нашей жизни. Мы не видели в Нем нежности и утешаем себя тем, что такое качество по крайней мере есть у Иисуса.

Но я несказанно рад, что Иисус, пришедший показать нам Отца, имел гораздо более ясное представление об Отце, чем большинство художников. И я внимательно отслеживаю малейшие тонкости поведения и внешности Иисуса, улавливая каждый оттенок и форму, чтобы расширить свое обновленное понимание Бога. Я пришел к выводу: если бы Иисус остался на небе, а на землю пришел Отец, чтобы жить и умереть среди людей, история Нового Завета не изменилась бы ни на йоту.

И потому мне было так успокоительно читать, что, когда близкий друг Иисуса Лазарь умер, Сын Божий смешался с толпой скорбящих и Его слезы текли вместе с их слезами. Меня очень утешает и трогает такая мысль: если бы я избрал погибель, Отец плакал бы обо мне. Притяжение к Богу, вложенное в мое сердце Духом, выходит за рамки простого списка Божьих качеств, которые мой интеллект может оценить. Я живу в присутствии цельной Личности, с сердечными чувствованиями, которые отзываются на мои чувства, вложенные в меня Им же Самим. Если печаль вызывает у Него слезы, разве не могут Его глаза сиять переливающейся через край радостью, когда Его дети вернутся домой?

Мы говорим не о слабом, сентиментальном Боге — вроде того, какого пытается прославить легковесная музыка. Он сочетает в себе великую силу с истинной добротой. Он показывает мне, что я могу быть мужественным христианином, но испытывать весь спектр соответствующих человеческих эмоций. Он основал христианство, которое формирует полностью развитую личность, живущую для других, способную радоваться с радующимися и плакать с плачущими (см. Рим. 12:15). Хотя на новой земле Бог отрет слезы печали, я подозреваю, что мы не раз прослезимся вместе — от подлинной радости.

18 Октября

Центр вселенной

«Се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними» (Отнр. 21:3).

«Представьте себе, что толщина этой страницы равна расстоянию от Земли до Солнца (150 миллионов километров или около восьми световых минут). Тогда соответственно расстояние до ближайшей звезды (3,5 световых лет) составит пачку бумаги высотой около двадцати метров. А диаметр нашей Галактики (100 000 световых лет) окажется кипой в 500 километров, в то время как края известной нам Вселенной не будут достигнуты, пока кипа бумаги не составит 50 миллионов километров в высоту — треть расстояния до Солнца!» (National Geographic, май 1974, с. 592).

Наши глаза могут прочесть эти слова; наши губы могут даже повторить их кому-то другому. Но когда дело доходит до полного понимания таких огромных расстояний, таких невообразимых размеров материи и пустоты, наш разум умолкает. Это настолько превосходит наше разумение, что мы чувствуем себя совсем ничтожными, находясь на нашей микроскопически малой планете и глядя вдаль, в практически безграничную Вселенную.

И все же одна истина поражает даже больше, чем эта потрясающая протяженность пространства. Она заключается в том, что Бог, создавший все это, проявил почти всепоглощающий интерес к нашей планете. Более того, Его озабоченность землянами не оправдана никакими сногсшибательными добродетелями с нашей стороны. Действительно, похоже, что именно наша глупость, наша добровольная беспомощность более всего и привлекают Его внимание. Почему? Для понимания ответа на этот вопрос потребуется вечность, ибо такова мера любви, которая явилась тому мотивом. Именно любовь побудила Бога прийти на эту крошечную планету и стать одним из нас. А на вершине Его любви к нам и заинтересованности в нас стоит крест, где была принесена в жертву жизнь Божьего Сына.

Но и это еще не все. Интерес Бога к нам — не временный, который с решением всех наших проблем угаснет. Внимание Бога не просто перейдет к более актуальным вопросам, как только искупление человечества будет доведено до конца. Обетование Священного Писания, как оно записано в сегодняшнем тексте, гласит о том, что Бог собирается переместить сюда Свой престол! Он собирается переселиться к нам! Бог будет обитать с людьми.

Но изумительные вещи на этом не прекратятся, ибо есть все признаки того, что этот шаг со стороны Бога принесет Ему великую радость. В этом нет ни единого намека на снисхождение, ни следа неохотно исполненной обязанности. Когда Иисус стал Человеком, «Богом с нами», это был аванс, наглядный залог радостного намерения Бога провести вечность с человечеством. Разве можно не полюбить такого Отца?

19 октября

Что печалит Иисуса?

«Начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно» (Мф. 26:37, 38).

Нам обязательно нужно увидеть духовным взором, что причиняло такие великие страдания нашему Господу в последние часы Его жизни. Тогда это откроет нам чрезвычайно многогранное значение креста.

Конечно, Иисус был потрясен предательством друзей; как Личность чувствительная и социальная Он ощущал боль. Однако многие на протяжении веков были оставлены своими друзьями в решающие моменты, но это редко кого приводило к почти смертельному страданию. Может быть, Он предчувствовал боли и муки крестной смерти и это было причиной Его страданий в Гефсимании? Нет, Он Сам провозгласил: «Крещением должен я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится» (Лк. 12:50). Но многие осужденные также встречали свои последние минуты со стоическим мужеством. Здесь должно быть что-то более глубокое.

Именно там, в саду, перед арестом, Иисус уже нес на Себе грехи мира. Там, в горниле тяжких страданий, Иисусу пришлось принимать решение, продолжать ли осуществление плана искупления. Последовавшие за этим события — издевательство на суде, унижения, мучительная смерть — были следствием решения, которое Он принял в Гефсиманском саду.

Там, в саду, на нашего Господа, «не знавшего греха», было возложено бремя грехов всего человечества, а оно было отвратительным и страшным для Личности абсолютно чистой и безгрешной. Более того, Иисус, зная отвращение Отца ко греху, опасался, что это бремя станет причиной Его вечной разлуки с Отцом. В течение этого времени Иисус чувствовал, что грехи мира разделяют Его с Ним. Эта пропасть была так широка и глубока, что дух Его содрогался. Здесь, в саду, Христос уже начал испытывать то, что Он до дна испытает на кресте и что будут испытывать все потерянные грешники, — полный разрыв с Отцом. Именно это было причиной такой тоски, которая, если бы ангел не укрепил его, убила бы Его еще до креста!

В самом прямом смысле для Иисуса было гораздо страшнее испытать разделение с Отцом, чем для любого другого человека, ведь Иисус всегда находился в самом тесном общении с Ним. Мы, напротив, обычно практикуем такие редкие и вялые отношения с Богом, что едва чувствуем разницу, когда они угасают. Более того, Иисус испытал муки разделения с Отцом за вину всего человечества, а не по Своей вине.

Каким замечательным свидетельством духовной зрелости были бы и наши столь же близкие отношения с Богом, чтобы любая тень греха, любое отчуждение, любой намек на разделение немедленно вызывали в нас тоску. Из всех печалей нет печали благотворнее.

20 октября

В ожидании суда

«Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним, доколе Он не решит дела моего и не совершит суда надо мною; тогда Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его» (Мих. 7:9).

Юноша нервно ходил перед кабинетом директора. Ладони его вспотели, глаза были опущены. Он знал, что виноват, и директор собирается с ним разобраться. Со страхом он вошел в кабинет. Но, возможно, в отличие от многих подобных ситуаций, когда прошел час и дверь снова открылась, студент и директор вышли из кабинета, обнявшись. Оба улыбались. Да, студент лишился некоторых из своих преимуществ. Но, что более важно, директор помог ему преодолеть слабость, которая ввергла его в неприятности. Они стали друзьями.

Пророк Михей, подобно Даниилу, отождествляет себя с отступившим израильским народом и в приведенном тексте говорит от имени народа. Что давало ему смелость честно говорить о грехах? Уверенность в том, как Бог намерен поступить с ним. Хотя Михей знал, что последствий не избежать, он также твердо верил: Бог будет обращаться с ним как Искупитель.

Книга Михея оканчивается вестью надежды на искупление, как практически каждая пророческая книга. Михей на самом деле ждал времени, когда Бог будет защищать его на суде и вынесет решение в его пользу. Он знал, что в конечном итоге Бог будет на его стороне, действуя в его интересах. Процесс суда — это время, когда вся вселенная увидит все случившееся в истинном свете. Пророк заявил о своей позиции: «А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего: Бог мой услышит меня» (Мих. 7:7).

Слишком часто суд представляют как устрашающее событие, перед которым следует дрожать всем, кто боится Судьи. Предполагается, что цель Бога — отсеять как можно больше претендентов на Царство, используя самые строгие мерила. Исходя из этого представления, кто может устоять?

Но Бога интересует центральный вопрос: кому мы посвятили нашу верность? Приняли ли мы Его Сына как нашего Искупителя? Приняли ли мы Его Закон как непреложный и вечный? Использовали ли мы Его благодать для исполнения этого Закона? Если мы — за Него (о чем будет свидетельствовать наша жизнь), то Он с полным правом будет за нас. Мы полностью доверяем нашему Избавителю.

21 октября

Что сделало Гедеона сильным?

«И явился ему Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный!» (Суд. 6:12).

Я далек от того, чтобы не согласиться с ангелом, но мне придется все-таки кое в чем честно признаться. Хотя ангел назвал Гедеона сильным человеком, я иногда подозревал его в слабости веры. В конце концов, что бы вы сделали, если бы ангел пришел к вам для личного разговора (при этом ваша еда внезапно загорелась, хотя лежала на камне), а затем чудесным образом исчез? Поставили бы вы под сомнение весть, которую он принес? Стали бы настаивать на знамении (мокрая шерсть на сухой земле, а затем сухая шерсть на мокрой земле), прежде чем поверить Божьим словам?

Пропуская вероятность того, что Гедеон просто боялся быть самоуверенным, я когда-то думал, что сам сказал бы: «Да, Господи!» в ответ на самое первое указание ангела. Правда, Гедеону была поручена довольно опасная миссия, которая могла поставить под угрозу и его жизнь, и жизнь других людей.

Возможно, стоит сказать: учитывая общую духовную нищету нации в то время, Гедеон (при всей недостаточности своей веры) был лучшим, кого Бог смог найти. Следует также отметить, что Гедеон в конце концов совершил порученное. И утешительно знать, что Бог может совершать великое даже через таких скромных людей, как Гедеон.

Это подводит нас к пониманию главной идеи, выходящей далеко за рамки книги Судей: Бог — единственный подлинный Герой в Библии. Центральный персонаж в этой известной истории — не Гедеон, а терпеливый Бог, Который сделал Гедеона способным на великие, доблестные дела. Герой — сострадательный Отец, Который понимает страхи Гедеона, его скромное мнение о себе и Который вместо порицания за его просьбу о знамении дал ему и мокрую, и сухую шерсть.

Я, конечно, пересмотрел свой взгляд на Гедеона, ибо и сам он уяснил великую истину. Он осознал, Кто есть истинный Герой. И когда люди поспешно пришли к нему, умоляя стать их вождем, его ответ был тверд. «Гедеон сказал им: ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами; Господь да владеет вами» (см. Суд. 8:23). Именно эта позиция засвидетельствовала, что Гедеон — человек сильный и доблестный.

22 октября

Бог не похож на Иону

«Ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии» (Иона 4:2).

Большинство детей, посещающих библейские уроки, слышали об Ионе. Чаще всего максимум внимания получает кит. Взрослые недоумевают, как такое могло произойти. Во всяком случае, это история о человеке, который думал, что Бог похож на него самого.

Об Ионе известно очень мало. Пожалуй, самая верная его характеристика находится ближе к концу книги, носящей его имя. После всех хлопот по отправке Ионы в языческий город, где он должен был предсказать уничтожение города Божьей рукой, Господь не покончил с Ниневией. Иона обиделся: «Я знал это с самого начала! — сказал он Богу. — Именно поэтому я не хотел идти туда! Я знал, что Ты слишком любишь, чтобы пойти до конца и уничтожить их. Я так смущен. Лучше бы я умер!» (См. Иона 4:1-3).

Иона знал Бога! Он знал, что Бог долготерпелив и готов прощать. Тогда зачем он трудился до пота, если Бог простил этот кающийся языческий город? Легко понять, что в дело вмешалась его гордость, но давайте рассмотрим ситуацию более внимательно. Правда может находиться гораздо ближе к нам, чем мы себе представляли.

Иона был членом семьи, чья фамилия означала «истина». Иона Истина гордился своим происхождением, чувствуя себя в полной безопасности в своей религии. Без сомнения, он был образцовым израильтянином своего времени. Будучи националистом в сердце, он смотрел на окружающих язычников с презрением. Он предпочел бы, чтобы Бог просто избавил мир от этих язычников, но, очевидно, знал, что Бог не разделял его чувств.

К сожалению, понимание Ионой Божьего характера помешало его дружбе с Всевышним. Его не изменило общение с Божеством. Справедливость, по его мнению, определяется уставами и законом и не терпит милости, продиктованной глубокими требованиями безусловной любви. Поэтому для Ионы по фамилии Истина важнее было оказаться правым, чем увидеть, что кающиеся грешники обрели прощение.

Я рад, что Бог слишком хорош, чтобы походить на Иону по фамилии Истина. А вы?

23 октября

Человек Божий в светском обществе

«Я слышал о тебе, что дух Божий в тебе и свет, и разум, и высокая мудрость найдена в тебе» (Дан. 5:14).

Когда мы думаем о людях, которые «трудятся для Господа», первыми нам на ум приходят священнослужители или другие лица, получающие жалованье от Церкви или религиозной организации. И редко — те, кто работает физически, например, на заводе. Еще менее вероятно, что мы подумаем о высоком правительственном чиновнике, особенно в монархическом государстве.

К счастью, Бог не проводит такой произвольной черты между духовным и обыденным, которую зачастую рисуем мы. Он хочет, чтобы Его принципы и сострадание изливались в каждом аспекте человеческой жизни и чтобы Его народ был каналом для их излития.

В книге пророка Даниила мы находим яркий пример желания Бога согреть Своим прикосновением мир за пределами Церкви. Хотя мы часто называем Даниила пророком, в свое время он был известен также как ценный государственный деятель. И хотя Бог вкрапил несколько элементов чуда в его быстрое продвижение по карьерной лестнице, Даниил сохранил свой высокий ранг при трех сменивших друг друга монархах благодаря качествам, приобретенным через отношения с Богом.

Несомненно, Даниил проводил много времени в молитве. Но справедливо также и то, что он использовал полученные в молитве силу и видение для решения стоявших перед ним светских задач. Он повлиял на судьбу империи, ибо рассматривал это влияние как естественное выражение своей духовной жизни. Среди людей, кого мы назвали бы светскими сановниками, он открывал Бога, даже когда не говорил о Боге и религиозных вопросах.

Многие люди, никогда не переступавшие порог церкви, испытывают интеллектуальный голод — по ответам на свои вопросы, эмоциональный голод — по подлинным отношениям и искренне стремятся облегчить участь человечества. Если мы, христиане, действительно считаем, что у нас — лучшие ответы, то должны уверенно нести эти ответы из церкви на рыночную площадь, где их практические преимущества могут оценить простые люди. Те же понятия честности, справедливости, сострадания и уважения человеческого достоинства, которые делают церковь такой благодатной, целительной средой, будут охотно признаны и людьми из дворцов, парламентских палат и депутатских залов.

Бог желает иметь друзей, похожих на Даниила, которые, подобно дрожжам в тесте, смогут оказать влияние на государственных мужей и на весь мир.

24 октября

Непреходящая радость

«А упавшее но камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают» (Лк. 8:13).

Сегодняшний текст, в котором Иисус объясняет часть притчи о сеятеле, изображает людей, похожих на маленькую девочку: она с нетерпением ждала приглашения на день рождения, поскольку ожидала, что это будет сюрприз для нее. Придя к пригласившим ее, она обнаружила, что это действительно была вечеринка-сюрприз, но для кого-то другого. Ее радость быстро исчезла, и, огорчившись, она вскоре ушла.

Слышать слово Христово, конечно, радостное переживание! И когда слышишь его впервые, кажется, что это Благая весть именно для меня Я любим, я прощен, я принят Богом, будто никогда и не грешил. Именно меня ждет красивый дворец, который мне, несомненно, понравится. Я могу получать ответы на молитвы, мои проблемы могут быть решены, болезни — излечены. Неудивительно, что я с энтузиазмом принимаю такую весть!

Но кое-что в таком восприятии Евангелия (как сказал Иисус) не имеет корней. Хотя оно тут же приносит радость, но не имеет закаленности, потому что в конечном счете Благая весть в центре имеет не меня. Ее средоточие — Бог. Религиозный опыт, корни которого уходят в понимание Бога, питается из духовных глубин и продолжает расти. Мои мотивы все более уподобляются Его мотивам.

Однако в отличие от маленькой девочки на дне рождения у нас нет причин крадучись уйти в темноту, ибо Благая весть изливает потоки благости и на нас. Когда я узнаю, что по Своей природе Господь прощающий, угадайте, кто будет прощен! Когда я пребываю в уверенности, что Он нежный и мудрый, моя жизнь согревается и обретает вышнее водительство. При этом моя уверенность коренится в чем-то гораздо большем, чем мой собственный опыт.

Притча о сеятеле подчеркивает преимущество новообращенного христианина перерасти стадию саженца и войти в пору зрелости. Его радость сама по себе не является достаточным основанием для непоколебимой верности. Если мы не перейдем к опыту, воистину сосредоточенному на Боге, то будем подвержены унынию, когда прилив первой радости уляжется. Ничто во вселенной не дает вечной радости, кроме укоренения во Христе Иисусе!

25 октября

Счастье принадлежать Богу

«Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»» (Рим. 8:15).

Многие из нас помнят милые истории, популярные в последние десятилетия прошлого века как в художественной, так и в публицистической литературе. Излюбленной темой была история очаровательной маленькой девочки-сиротки, которая воспитывалась в бедном детском доме суровой воспитательницей и о которой позже узнала любящая (и, как правило, богатая) семья. Семья, конечно, преодолевала все препятствия, удочеряла девочку и забирала в свой дом, где она жила долго и счастливо.

Возможно, многие читатели, обливаясь слезами, с удовольствием погружались в этот литературный жанр, ибо он отвечает глубокому желанию наших сердец — быть «востребованными» любящей щедрой Личностью. Мы ничего не боимся больше, чем остаться незамеченными, когда люди выбирают себе друзей. Поэтому «осиротеть» означает гораздо больше, чем остаться без живых биологических родителей. Вокруг нас множество эмоциональных сирот — людей невостребованных, отверженных, не имеющих значения для занятого делом общества.

Люди, имеющие духовное зрение, охотно согласятся с тем, что не существует более травмирующего состояния, чем остаться без Небесного Отца. Величайшее уродство человеческого состояния в целом показывает, что быть духовными сиротами — гораздо больше, чем эмоциональная тьма. Это фактическая причина постоянного горя и разрушения.

Поэтому апостол Павел говорит: когда Дух нисходит для служения, Он проникает внутрь, в самые глубокие участки нашего разума, побуждает нас обратиться к Богу и говорить с Ним. Теперь мы называем его «Отче». Вероятно, лучший перевод древнего арамейского слова «авва» — папочка. Это специально подобранное слово, передающее доверие и привязанность малого ребенка, исполненного теплого чувства безопасности и принадлежности. Этим словом Иисус пользовался, когда говорил с Отцом во время молитвы (см. Мк. 14:36).

Когда Бог решает проблему греха в нашей жизни, Он добирается до самой сути. По причине сотворения и искупления Господь заявляет Свое право на нас, Он усыновляет нас, посылает Своего Духа, дабы сказать нам, «что мы — дети Божьи. А если дети, то и наследники, наследники Божий, сонаследники же Христу» (Рим. 8:16,17)

А это, дорогие друзья, отнюдь не вымышленная история из художественной литературы!

26 октября

Пораженный увиденным

«Одна из голов его кок бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем» (Отнр. 13:3).

В последние годы наблюдается увеличение числа последователей ошеломляющего христианства. «Исцеления по вере», пламенные проповедники, театральные представления и различные формы чудес привлекли множество приверженцев. Уж очень часто то, что «поражает» чувства, имеет гораздо большее воздействие, чем то, что убеждает разум. Так называемые последователи Христа представляют в искаженном виде характер и действия Бога, совершающего все благопристойно и чинно.

Иоанн предсказал такое время в последней агонии земной истории, когда сатана устроит ложное религиозное пробуждение. Практически вся земля будет обращена в поклонение религиозной системе под названием «зверь» (см. Откр. 13:1-8). Но люди не будут восхищаться его прекрасными качествами. Многие просто скажут: «Кто может сразиться с ним?» (Откр. 13:4).

Прежде чем называть «зверем» какую-то из ныне существующих религиозных организаций, позвольте мне призвать читателя принять к сведению: любая организация, которая настолько слаба в истине, что совершает свое дело с помощью политической власти, постоянных обращений к чудесам и при этом запугивает своих противников, чужда методам Иисуса Христа. Но пусть читатель также примет к сведению, что решение не будет простым! Оно будет чрезвычайно тяжелым, даже потрясающе тяжелым для тех, кто позволил своим умственным способностям ориентироваться на сильные впечатления вместо ничем не прикрашенного Слова Божьего.

Уважая вдумчивое достоинство Своих разумных друзей, Иисус жаждет, чтобы люди поклонялись Ему «в духе и истине» (Ин. 4:24), а не в избытке адреналина и в изумлении.

27 октября

Превосходство познания

«Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Флп. 3:8).

Христианская история полна трогательных рассказов о людях, которые почти от всего отказались, чтобы стать христианами. Члены королевских семей отказались от своих прав на престол, богатые — от дворцов, дети были отвергнуты родителями, а многие христиане потеряли жизнь.

Когда Павел говорит, что он «от всего отказался» в обмен на превосходство познания Христа Иисуса, мы тут же начинаем мысленно представлять, от чего апостол мог отказаться. От своих преимуществ фарисея? Возможно, от семейного наследства? От друзей и родных?

Мы можем, однако, удивиться, узнав, что в контексте сегодняшнего отрывка это еще не все, о чем говорит Павел. Он был готов отбросить как бесполезный мусор не только деньги и престиж, но и всю личную духовную выгоду, на которую когда-то надеялся и которую обещал его прежний религиозный опыт. Грешник перед Богом, он отложил в сторону как бесполезные всякую поддержку, все заслуги, все духовные преимущества, в которые прежде верил и которые его отточенная религиозная ревностность должна была ему дать. Многие годы он учился полагаться на хорошо сделанные дела. Отказ от такой зависимости гораздо более драматичен, чем отказ от материальных благ.

Еще Павел обнаружил нечто, превосходящее прочие ценности: сущность христианства сосредоточена не на делах человека, а на единении с Личностью. Он открыл для себя, что всю «вводную часть» религии — попытки человека произвести впечатление или ублажить Бога, чтобы Он изменил отношение к человеку, — нужно отбросить, как сор. В познании Иисуса Христа он обрел понимание, что Сам Бог все сделал для оправдания и искупления человека, что Иисус стремится помочь человеку изменить отношение к Богу! Отношения любви и доверия с Творцом, которые Павел называет «верой», являются правильным состоянием человека. Принятие жертвы Иисуса и упование на Его искупительные заслуги — это и есть «праведность по вере», и она бесконечно предпочтительнее предполагаемой праведности человеческих дел, совершаемых в попытке получить спасение.

Неудивительно, что Павел мог заявить: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4:4).

28 октября

Грех бездействия

«В mom день, когда ты стоял напротив, в тот день, когда чужие уводили войско его в плен и иноплеменники вошли в ворота его и бросали жребий о Иерусалиме, ты был как один из них» (Авд. 11).

Я был потрясен, читая в газете об убийстве женщины, в то время как по меньшей мере двадцать зевак не захотели вмешиваться. Автор статьи размышлял, почему человек равнодушно стоит и смотрит, когда кого-то убивают. Взяв интервью у нескольких из присутствовавших там людей, он сделал вывод, что вовсе не страх является основной причиной их безучастности. Большинству было просто все равно.

Еще более удивительно то, что такая безучастность весьма распространена в современном обществе. Фраза «это не мое дело!» стала уже афоризмом для людей, желающих избежать любой ответственности за ближнего. Они спокойно уходят, ведь не их руки пролили кровь. Спокойно, но не безвинно. В этом суть пророчества Авдия.

В книге, состоящей всего из двадцати одного стиха, Авдий предсказывает падение идумеян, потомков Исава. Более внимательный взгляд на эти тексты раскрывает портрет последовательного во всем Отца, Который говорит правду о результатах наших действий. В Авд. 15 Он предсказал: «Как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою».

Грех идумеян был в том, что они «стояли в стороне», когда их родственник, Израиль, попал в руки иноземных врагов. По мнению Бога, это было то же, как если бы они сами сделали это. «Ты был как один из них», — объявлено им. Своей безучастностью они, по сути, выступали в качестве союзников своих языческих соседей. И в силу характера этих соседей нападение на них самих было лишь вопросом времени: «Все союзники твои обманут тебя, одолеют тебя живущие с тобою в мире, яду-щие хлеб твой нанесут тебе удар. Нет в нем смысла!» (Авд. 7).

Бог всего лишь сказал им правду. Они сами навлекли на себя все это, поскольку Он не вступится за них, как и они не вступились за дом Иакова. Он предупредил, что за все, что произойдет с ними, они ответственны сами. «Воздаяние твое обратится на голову твою» (Авд. 15).

29 октября

Суровый портрет

«Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих» (Наум. 1:2).

Получая снимки после распечатки и начиная просматривать их, вы, вероятно, стремитесь к одному: хотите убедиться, что на всех фото вашей семьи и друзей все получились достаточно хорошо. Если вы принадлежите к большинству человечества, то не станете помещать в семейный альбом фотографии, на которых хмуритесь, жмуритесь или демонстрируете некрасивый профиль. Вы не хотите, чтобы ваши внуки запомнили вас с суровым лицом.

Вот чего никак нельзя сказать об альбоме личных портретов Бога: под обложкой Библии Он не вырезал ни одной непонятной и потенциально нелестной фотографии. Мы имеем полное издание, а не только портреты славного и мягкого «небесного Дедушки». При чтении библейских характеристик нашего Отца мы неизбежно встретим и суровые, такие, как откровенно жесткая цитата, приведенная выше.

Вопрос, однако, заключается в том, согласуется ли данный портрет с теми местами Писания, где говорится, что Бог стремится приобрести и исцелить Своих врагов. Или, может быть, читатели просматривают Божественный «фотоальбом», предпочитая смотреть только на более привлекательные портреты? (Кто из вас захочет запомнить сегодняшний текст и процитировать его своим друзьям?) Что же нам делать с этими жесткими портретами любящего Бога?

Позвольте сказать несколько слов об уравновешенном характере. Это такой характер, в котором равномерно сочетаются противоположные (полярные) позитивные качества. Какое качество будет противоположным любви? Несомненно, справедливость. Если в характере родителей присутствует исключительно любовь, их собственный характер неуравновешен и дети их будут воспитаны с явными перекосами.

Почему-то мы забываем или нас удивляет, что в совершенном характере Бога совершенно сочетаются любовь и справедливость, милость и истина, снисхождение и строгость. Бог не только любит, но и дисциплинирует, и наказывает. Любовь не исключает наказания. Наказание — это одно из проявлений любви. Любовь без дисциплины — не любовь, а слабость.

30 октября

Два центра праведности

«И мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гол. 2:16).

Со времен Реформации ученые-богословы обсуждают точное значение новозаветного слова «праведность». Все участники дискуссии согласны с тем, что оно связано с сущностью плана спасения, но делятся на два лагеря, когда речь заходит о том, как приобретается праведность.

Одни заняли позицию, что праведность — это акт Божьего вменения или зачтения грешнику совершенной праведности Христа. Так что Бог смотрит на кающегося грешника, как если бы он был праведным, хотя он все еще может совершать греховные поступки. Они говорят о ней как о «несвойственной праведности» с точки зрения грешника. Она не возникает внутри него, чтобы он не имел оснований ни для хвастовства, ни для бесконечного отчаяния.

Другие, напротив, понимают праведность как приобретение внутреннего соответствия Божественным требованиям. Возрожденный человек сотрудничает с Богом в формировании характера по образцу Христа, и Дух Святой наделяет личность Его прекрасными качествами и свойствами.

Позвольте сказать, что понятие праведность включает оба понятия: и вменяемую праведность — оправдание, и наделяемую праведность — освящение. Праведность — это не круг с одним центром, а скорее эллипс с двумя центрами. Делать упор на чем-то одном, исключая другое, значит порождать перекосы и крайности (именуемые в теологии ересями).

Если вы сосредоточитесь только на оправдании, отметая необходимость личных усилий человека в достижении христоподобного характера, в преодолении врожденных и приобретенных склонностей ко злу, вы впадете в либерализм. Если же будете делать акцент на освящении, игнорируя необходимость постоянного оправдания Кровью Христовой, вы будете подвержены законничеству. Сохранить баланс между одним и другим — задание каждого христианина.

31 октября

Простые ответы

«И говорил Авессалом: о, если бы меня поставили судьею в этой земле! но мне приходил бы всякий, кто имеет спор и тяжбу, и я судил бы его по правде» (2 Цар. 15:4).

Бывалым управленцам больно от того, что существует определенный вид сотрудников, разбросанных по множеству организаций в достаточном количестве, чтобы держать управляющие кадры в унижении. Эти самые сотрудники пользуются большой популярностью у остальных коллег, поскольку у них всегда есть более привлекательные предложения о том, как все следует делать, если сравнивать их с подчас строгой политикой администрации. Эти люди умеют со второй попытки угадать любое решение, принятое на высоком уровне, четко представляя собственные идеи как лучшие и легче осуществимые по сравнению с поступающими сверху.

Авессалом использовал тот же метод, сидя у ворот дворца своего отца. Он «вкрадывался в сердце Израильтян» (2 Цар. 15:6). Те, кто не несет окончательной ответственности за управление предприятием или страной, кто не видит всех относящихся к делу факторов, которые должны быть приняты во внимание при принятии жестких решений, всегда могут предложить более простой, менее болезненный способ решения проблемы. И люди, находящиеся далеко от стола «последней инстанции», легко становятся жертвой таких «простых» решений.

Бог тоже сталкивается с некоторыми затруднениями в решении проблем великой борьбы. Представьте себе сатану, стоящего, так сказать, на переднем крыльце планеты Земля, обещая с сочувствием выслушать всех, кто приходит с тяжбой. «Ты прав! — говорит он. — Если бы я был у власти, то не проявил бы такой безжалостности к Ахану и его детям. Я смог бы найти более щадящий способ очистить планету, не насылая потопа. Я мог бы остановить Гитлера раньше, чем он затеял холокост. Я не был бы столь категоричен, как эти Десять Заповедей. Я был бы намного великодушнее при допуске на небо».

Сатана смог украсть сердца всех, кто ищет простых ответов, ибо он эгоистично стремится выиграть конкурс популярности, тогда как Бог самоотверженно совершает спасение человечества, учитывая интересы всей Вселенной. Сатана может обещать нам что угодно, хотя ничего не может дать. Бог же действует разумно, бережно и дальновидно. Сатана предложил Адаму и Еве простые ответы и быстрые решения и «вкрался в их сердца», отвратив от Бога.