Ноябрь

1 ноября

Не просто чувства

«Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, — Господи! кто устоит? Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою» (Пс. 129:3, 4).

Что вы подумали бы о медсестре, которая предлагает: «Давайте измерим ваше давление», а затем кладет вам под язык термометр? Вы положились бы на механика, который проверяет исправность двигателя вашей машины, глядя на прибор, измеряющий давление масла? Несмотря на то, что любые измерения важны, путать их опасно.

А что, если кто-то спросит вас: Вы прощены? Что вы начали бы измерять, чтобы дать правильный ответ? Вероятно, это зависит от того, что именно вы считаете проблемой, мешающей простить.

Чтобы убедиться в прощении, многие сначала прислушались бы, осталось ли у них чувство вины. Они стали бы вспоминать чувство стыда и неловкости, которые испытывали в присутствии святого Бога. Они вспоминали бы состояние отверженности, разрушенное чувство собственного достоинства. Затем заглянули бы в себя: все ли описанные чувства ушли? Если бы хоть одно из них всплыло на поверхность, они заключили бы, что Бог их еще не простил.

Но вина и прощение — не чувства. Они больше, чем эмоции. И хотя разделение с Богом всегда приносит тяжелые чувства, они не являются суммарным итогом проблемы вины. Разделение с Богом приносит смерть, поэтому каждый живой человек должен признать, что живет благодаря благодати.

Состояние «непрощенности» связано не только с неприятными чувствами. Быть непрощенным означает быть мертвым] Если Господь обошелся бы с каждым из нас, как того требовала справедливость, кто мог бы выжить? Вместо этого Он предложил прощение всему человечеству. Иисус вместо нас понес наказание за наш грех — смерть, и потому мы все живы! Это, конечно, не означает, что все человечество будет спасено, поскольку не все принимают спасительный дар Божьей милости. Те, кто в конечном итоге будет потерян, проявят свое упорное отречение от Него.

Каждое биение сердца, каждый вздох являются напоминанием, что наш Отец обращается с нами «не по беззакониям нашим» (Пс. 102:10). Что может быть лучшей причиной преклониться перед Ним?

2 ноября

Знак принадлежности Богу

«Дал им также субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и ими, чтобы знали, что Я — Господь, освящающий их» (Иез. 20:12).

Люди, принадлежащие к разным культурам, сочли полезным придумать своего рода «знак», показывающий, как правильно относиться к представителям противоположного пола. Например, мужчина хочет знать, свободна ли женщина для дальнейших с ним отношений или она уже принадлежит кому-то другому. В большинстве западных культур для этой цели используется обручальное кольцо. И хотя как символом им не раз злоупотребляли, одевая для введения в заблуждение или выставляя себя напоказ, но по крайней мере оно может быстро дать знать: «Я уже кому-то принадлежу!»

Поскольку «принадлежность Богу» составляет сущность истинной духовности, Бог хотел дать Своему народу отличительный знак, с помощью которого они могли бы заявить миру: «Мы принадлежим нашему Господу!» Бог желал, чтобы этот символ был больше, чем просто знак принадлежности, чтобы он стал опытом, реально раскрывающим сам смысл принадлежности. По этой причине Бог неоднократно просил Свой народ пользоваться тем самым благословением, которое дал еще в Едемском саду: священное время, отделенное от всего менее значимого, что могло бы отвлекать внимание человека. Время, отделенное для блаженного общения с Небесным Отцом.

Я знаю нескольких мужей, которые регулярно устраивают «свидания» с собственными женами. Это исключительное время наедине волнительно даже после многих лет супружества. В этот день они отклоняют другие приглашения, предупреждая: «У меня свидание с женой!» Их друзья могут засвидетельствовать, что у этой пары очень яркие, насыщенные отношения.

Именно это имел в виду Бог, давая человеку субботу. Он желал, чтобы всему миру было известно: в субботу Его дети отклоняют все другие встречи и приглашения, потому что поглощены общением с Тем, Кому принадлежат. К сожалению, Бог вынужден был констатировать, что они «субботы Мои нарушали» (Иез. 20:13). Одни использовали субботы, щеголяя ими как символом принадлежности Богу, в то время как сердца их были далеки от Него. Другие погрузились в сам ритуал до такой степени, что свели на нет отношения с Богом.

В последней схватке в истории земли верными Богу останутся те, кто открыл для себя радость и честь носить этот знак принадлежности Господу. Они будут жить в соответствии с желанием Бога: «Святите субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и вами, дабы вы знали, что Я — Господь Бог ваш» (Иез. 20:20).

3 ноября

Поцелуй жизни

«Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются» (Пс. 84:11).

Некоторые думают: чтобы проявить милость, Богу приходится игнорировать истину: «Сделаем вид, что этого никогда не было!» Прощение превращается в игру ума: вы говорите «прости», и это аннулирует то, что произошло на самом деле. Вам больше не нужно иметь дело с фактами, вы просто «поднимаетесь и идете дальше». Проблема в том, что неприятный случай скорее всего повторится, потому что привычка «делать вид» не меняет людей.

Можно ли проявить милость и все-таки уважить истину? Наш сегодняшний текст заявляет: согласно плану спасения, Бог сделал именно это. Он проявил великую милость к нашему падшему миру, отдав Сына. Он также удовлетворил требование справедливости о смерти виновного — Христос умер вместо него. Когда во Христе Бог покрыл наши грехи, Он не сделал вид, будто мы никогда не согрешали. Бог смотрел прямо в лицо проблеме и решил ее восхитительным образом. Князь тьмы — виновник всякого зла и греха на земле — был потрясен поразительным решением проблемы греха: Сын Божий милостиво принял удар на Себя, чтобы мы могли жить.

Во Христе «правда и мир облобызались». И это можно назвать поцелуем жизни! Мы понимаем, что Бог пребывает в мире с человечеством. Мы же возвращаемся в присутствие Божье посредством Личности Христа. Но это не игра ума. Это реально и достижимо. Во Христе Отец и человечество едины друг с другом.

Бог может покончить с реальностью нашей разлуки с Ним. Так Он и поступает. Он хочет, чтобы мы исповедовали свои грехи и приняли Божественный дар искупления в Иисусе. Наши разрушенные отношения с Ним налаживаются, и мы приходим в мир с Богом и друг с другом. Как говорится в Псалтири: «Истина возникнет из земли» (Пс. 84:12).

4 ноября

Скоро ли придет Иисус?

«Когда же они слушали это, присовокупил притчу: ибо Он был близ Иерусалима, и они думали, что скоро должно открыться Царствие Божие» (Лк. 19:11).

На ярко-красных наклейках на бамперах можно прочитать: «Иисус грядет!» Во многих проповедях звучит: «Иисус скоро придет». Неоднократно Сам Христос провозглашает в библейских текстах: «Приду опять». Существуют даже надписи-граффити на кирпичных стенах: «Вы готовы к пришествию Иисуса?»

Миллионы христиан разделяют блаженное упование на скорое возвращение Иисуса Христа. У некоторых из нас дедушки и бабушки и даже прабабушки и прадедушки умерли в вере, хотя были абсолютно убеждены, что Иисус придет во время их жизни. Некоторые и во времена Христа считали, что Он вернется скоро (даже раньше, чем Он намеревался), и это, очевидно, беспокоило Иисуса. Потому Он рассказал им хорошо продуманную притчу, специально нацеленную на то, чтобы побудить их более глубоко осмыслить Его пришествие.

Притча, как ни странно, не имеет практически никакого отношения ко времени Его возвращения. Она рассказывает именно о том, как нам распорядиться нашим временем, пока Он отсутствует, и еще больше о том, Кто же Он, Грядущий. Это притча о рабах, каждый из которых получил некоторую сумму денег и повеление использовать средства с пользой. Рабов, исполнивших повеление, Господин похвалил и вознаградил. Но раб, который спрятал деньги и жаловался, что убоялся Господина, ибо Он — «человек жестокий» (Лк. 19:21), был наказан.

Смысл притчи Иисуса в том, чтобы мы отвели глаза от календаря и взирали на Личность. Благая весть не только в том, что Иисус грядет скоро, но и в том, что Иисус грядет скоро. Если по нашему мнению Господь — «человек жестокий», то, если Он придет даже через миллион лет, все равно будет слишком рано! Господь желает иметь народ, который восторгается Грядущим. У таких людей есть мотив использовать драгоценное сокровище истины с великой пользой. Наше преимущество в том, чтобы сказать друг другу: «Будьте готовы, ибо Иисус грядет. Будьте готовы рассказать правду о Христе с радостью, чтобы мир мог принять Его своим Господом и Спасителем».

5 ноября

Что радует родителей

«Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих, ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца» (2Иоан. 4).

Только те, у кого есть дети, могут понять радостное волнение родителей при виде того, что их дети растут, впитывая ценность мудрости и любви. Ведь они так старательно их прививали. Есть много обманчивых уклонов, много приманок, разработанных сатаной специально, чтобы нанести вред этим драгоценным душам, которые являются продолжением нас самих. Наблюдать, как дети проходят через годы становления к устоявшейся зрелой христианской жизни, приносит родителям глубокое удовлетворение. Возможно, ничто другое не может с этим сравниться.

Интересно отметить слова, которые выбрал апостол Иоанн, говоря о первых христианах, чьи новообращенные дети сделали правильный выбор. Он не сказал, что они решили подчиняться правилам, присоединиться к истинной Церкви или покориться авторитету родителей. Он не похвалил их за то, что они — хорошие люди или правильно одеваются. Все это, несомненно, правильно и хорошо. Но Иоанн смотрит в корень и радуется, что они «ходят в истине». В центре его внимания находится истина.

Апостол Иоанн в большей степени, чем авторы других Евангелий, выстраивает историю жизни и смерти Иисуса вокруг конфликта между истиной и заблуждением. Он часто использует метафору света и тьмы и называет Иисуса Светом миру. Иоанн знал, что сутью великой борьбы является сражение за разум и верность людей, а главное оружие Бога — истина о Его характере, Его правлении и Законе.

Дети, которые просто следуют пожеланиям родителей, боясь обидеть их, не приносят им действительного утешения. Дети, присоединяющиеся «к правильной церкви», возможно, потому, что все их друзья вступили в то же братство, тоже стоят на зыбком основании. Несокрушимая уверенность в духовной жизни наших детей наступит тогда, когда они поймут красоту Личности Иисуса и после глубоких размышлений решат жить так, как жил Он.

Недавно моя дочь-подросток сказала мне: «Я внимательно слушаю все, что учителя говорят о Боге. И мне хочется возразить, если я сомневаюсь в том, что слышу. Я не хочу, чтобы мои одноклассники получили неправильное представление о Нем!» Я внезапно разволновался, и волнение мое было очень похоже на то, которое выразил Иоанн в сегодняшнем тексте. В жизни человека нет более надежной и стоящей путеводной звезды, чем Иисус.

6 ноября

Хромать на оба колена

«И подошел Илия ко всему народу, и сказал: долго ли вам хромать но обо колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова» (3 Цар. 18:21).

Хотя учителя предупреждали нас не играть в игру «щелкни кнутом» во время катания на коньках, мы все-таки затевали игру, когда они не смотрели. Большие столбы, находящиеся на территории катка, были одной из причин тревоги учителей. Но именно это и делало игру более захватывающей. Никогда не забуду, как один парнишка, пытаясь на огромной скорости щелкнуть кого-то концом кнута, обнаружил, что несется прямо на один из столбов. На долю секунды ему показалось, что он сможет обогнуть столб слева. Потом он передумал и попытался взять правее. Судя по всему, его окончательным решением было рвануть в обе стороны одновременно. Он покидал каток, хромая и терпя сильную боль.

Молодая девушка среди своих друзей изображала из себя видавшую виды освобожденную от ига бывшую христианку. Тем не менее в присутствии родителей она была осторожна и вела себя, как милая послушная дочь, просто образец невинности. День, когда к ней в гости пришли друзья, стал для нее переломным: они начали обсуждать, как на днях вместе с ней бурно повеселились, и родители все услышали.

Попытка придерживаться двух противоположных мнений одновременно — вещь мучительная, даже явно калечащая человека. Жизнь, когда одна нога прочно увязла в мирских ценностях, а другая болтается где-то на предполагаемой территории Церкви, уродует целостность человека и подтачивает его репутацию. Такая жизнь всегда порождает дисфункциональных людей, глупые пародии на тех сильных, целеустремленных мужчин и женщин, которых способен сформировать Бог.

В таком случае неудивительно, что, когда Илия указал своему народу, как нелепо они выглядели, хромая на оба колена, им нечего было сказать. Нет никакой защиты от боли, которую человек причиняет себе сам. Нет и разумного объяснения умственной и духовной двойственности. Есть нечто вдохновляющее в том, как прямо Илия подходит к ситуации. Он предлагает народу два четких решения: последовать либо за Богом, либо за Ваалом. Сделать выбор, пусть даже неправильный, имеет больше смысла, чем разрушительная, расшатывающая личность фантазия, что можно существовать в обеих реалиях одновременно!

7 ноября

Великое долготерпение

«Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня. «Вот Я! вот Я!» — говорил Я народу, не именовавшемуся именем Моим» (Ис. 65:1).

Если вы окончили курсы инструктора-спасателя на воде, то знаете, что утопающим не всегда можно доверять. В беспомощности и страхе, что наступили их последние минуты, они зачастую нападают на своих спасателей, толкая их под воду в отчаянных попытках остаться наверху. Опытный спасатель приближается к жертве осторожно, чтобы самому не оказаться в опасности. Он пытается спасти утопающего, несмотря на его кажущееся сопротивление.

Состояние потерянности может заставить людей творить довольно нелепые вещи. Как глупо со стороны обреченных грешников игнорировать и даже презирать Того Единственного, Кто может спасти их. Но в неистовой борьбе грешников за право утонуть в виновности, боли и смятении от собственной глупости, рассудительное решение побеждает редко. Мы игнорируем друзей, водимых Духом, запрещаем памяти напоминать нам сладость нашей прежней преданности Господу и избегаем любых духовных встреч, которые могли бы позволить Иисусу увлечь наше сердце.

Священное Писание открывает нам, что в такое время Бог не покидает нас. Как спасатель, Он продолжает протягивать нам сильную руку, говоря: «Вот Я!» Он достаточно мудр, чтобы понимать, как поступают мятежные люди, когда сталкиваются лицом к лицу со своей глупостью. Он знает, что мы хитрим, извиваемся и убегаем, пока, обессилев, не падаем к Его ногам.

Мудрый сострадательный Бог говорит: «Простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям» (Ис. 65:2). Его не отталкивает наше сопротивление, Он не перестает простирать Свои спасительные руки.

Некоторые люди могут эксплуатировать благость Бога и ходить своими путями, всегда рассчитывая на Его спасающую руку. Да, Иисус всегда готов принять кающегося грешника. Но дело в том, что вся вечность не восполнит потери лет, проведенных в мятеже против Бога.

8 ноября

Дух и буква

«Буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3:6).

Популярные наклейки на бамперах автомобилей в районе Йосемитской долины призывают жирным шрифтом: «Давай, поднимись на скалу». Мелким шрифтом внизу прописано, что это приглашение известного альпинистского клуба. Однажды я видел эту скалу, когда ехал на базу «El Capitan». Труднодоступный каменный монолит возвышается над долиной на несколько тысяч метров. Я стоял там, глядя вверх на отвесные скалы, и даже не пытался себе представить, что случилось бы, попробуй я «подняться на скалу».

А если бы это приглашение исходило не от местных скалолазов, а от Самого Бога? Что, если бы оно гласило: «Давай, люби ближнего»? Что вы чувствовали бы, видя довольно противного соседа и слыша, как повеление любить его звенит у вас в ушах? Или еще хуже, если бы вы искали специальное «оборудование», позволяющее найти радость в выполнении этой заповеди, но так и не нашли?

Большинство из нас слепо игнорирует ближних, не подозревая, насколько мы не способны любить, пока не прозвучит команда: «Любите их!» Достаточно лишь взглянуть на эту заповедь, чтобы испытать острое чувство поражения и осуждения. Неудивительно, что апостол Павел говорит: «Буква убивает».

Но «Дух животворит», — провозглашает Павел. Другими словами, когда Дух записывает эту заповедь на скрижалях нашего разума, когда Он проливает любовь Бога в наше сердце, мы начинаем находить непревзойденный восторг в том, чтобы исполнять то, что ранее было для нас невозможным до абсурда. Мы видим ближнего с совершенно новой точки зрения и находим, что этот «старый чудак» — ценная личность с вполне понятными и даже неотложными нуждами.

Опыт, описанный Павлом в седьмой главе Послания к Римлянам, — это опыт «буквы» каждого возрожденного. Человек может знать, чего требует Закон, и быть убежденным, что это правильно. Он даже может очень желать поступать правильно («желание добра есть во мне», «доброго, которого хочу, не делаю»). На нравственном уровне в нем под влиянием Святого Духа произошло возрождение. Дух Божий внес новые, сверхъестественные элементы в его естество, но его «плоть», «тело смерти» остается старым и неизмененным. Старое, естественное будет бороться с новым сверхъестественным, плоть будет восставать против духа. Вот почему вне силы Святого Духа, вне отношений с Иисусом Христом у человека нет реальных ресурсов повиноваться.

Опыт же, описанный в восьмой главе послания к Римлянам, — это радостное ликование человека, который переключил свое внимание на силу Христа.

9 ноября

Народ, отвергнутый прощающим Богом

«Но Ты Бог, любящий прощать, благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, и Ты не оставил их. И хотя они сделали себе литого тельца» (Неем. 9:17, 18).

Мы часто слышим фразу «Любой ценой!». Если то, что вы делаете, не дает результата, попробуйте что-нибудь другое. Божий ли это подход? В течение шести тысяч лет Господь терпеливо старается любовью и прощением положить конец царству греха. Он проявляет долготерпение и снисхождение. Может быть, Ему стоит переключиться на что-то другое?

Подумаем о древнем Израиле. Бог спас их из Египта. Он берег их от голода и жажды. Их переживания с Ним были в определенных отношениях гораздо более ощутимы, чем опыт любого другого сообщества верующих с тех самых пор. И все же они роптали, жаловались и сомневались во всем, в чем только могли. Они обвинили Бога в том, что Он равнодушно смотрит, как их убивают. Они заявили, что жили лучше, когда были рабами, чем в свободе под Его руководством. У границ Ханаана они пожелали выбрать другого лидера, который отвел бы их обратно в Египет! Но Он неизменно прощал их.

Указывая на вопиющую неверность Израиля, Неемия вспоминал: «Не захотели повиноваться и не вспомнили чудных дел Твоих, которые Ты делал с ними, и держали шею свою упруго, и, по упорству своему, поставили над собою вождя, чтобы возвратиться в рабство свое» (Неем. 9:17). Бог все равно не покинул их. «Сорок лет Ты питал их в пустыне; они ни в чем не терпели недостатка; одежды их не ветшали, и ноги их не пухли» (Неем. 9:21).

Еще полторы тысячи лет Господь умолял их согласиться с Его волей. Тем не менее история показывает, что они не позволили Богу надолго привести их в чувство. Они распяли Его Сына, гнали и убивали Его пророков и апостолов. В конце концов Бог отверг Израиль как нацию, через которую открывает Себя миру, хотя на индивидуальном уровне любой еврей может принять Его как своего Спасителя.

Но разве Бог сделал это, потому что принятие и прощение недостаточно хороши? Позвольте мне заявить: Бог никогда не переставал быть Богом, «прощающим Израиль». Однако Он в конце концов освободил их от призвания быть Его избранным народом — преимущества, которое большинство из них считало тягостным бременем. Его отказ от них был лишь признанием их окончательного отказа от Него в лице Его Сына, последними словами Которого были слова прощения.

Наше преимущество — принять призвание, которое Израиль счел обременительным. Мы можем быть народом Бога, мы можем открыть Его миру.

10 ноября

Прийти к врачу

«Они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь» (Евр. 8:9).

Тяжело больной пациент обратился к специалисту для лечения. После тщательного осмотра врач прописал сложный, но многообещающий курс лечения. Были все предпосылки к тому, чтобы в разумно короткие сроки пациент полностью поправился.

Но на полпути пациент просто перестал приходить к врачу, несмотря на уговоры последнего. Его состояние ухудшилось, и впоследствии он умер. Специалист отметил в своих записях: поскольку пациент сам решил прервать курс лечения, врач не несет ответственности за его смерть.

Авторы Библии часто используют термин «завет». Завет — это особенные отношения между Богом и человеком. Они предписаны Богом как эффективное средство от болезней, вызванных грехом. Как великий Врач Он никогда не назначает неэффективных лекарств. Поэтому когда авторы Библии (обратите внимание особенно на Евр. 8) упоминают «ветхий завет», они не говорят о средстве, которое неэффективно или недостаточно. Ибо и ветхий завет есть не что иное, как выражение вечного Божьего завета — Его обещание заботиться о Своем народе, если он вступит в эти отношения завета.

Проблема состоит в том, что пациенты перестали обращаться к Врачу. Они устранились от исцеляющих отношений, от активного взаимодействия с Тем единственным, Кто может исцелить их. И Врач записал (как мы читаем в сегодняшнем тексте), что Он не принуждает их к лечению. Уважая свободу людей, Он позволяет им уйти, даже если дальше только смерть.

Новый завет не является новым средством спасения. Это обновленный призыв Бога вернуться в живительное единение с Ним, которое всегда являлось предписанным Им лекарством. Но в отличие от сугубо правовых отношений между врачом и пациентом, со всей их отягощен-ностью злоупотреблениями служебным положением и страховкой, отношения завета с Богом — это сердечное личное участие. Такие отношения настолько меняют жизнь, что мы в наших мыслях и желаниях начинаем отражать Его (см. Евр. 8:10, 11). Кто, будучи в здравом уме, захотел бы уйти от этих отношений, если излечение не только гарантировано, но и прекрасно?

11 ноября

Необычное применение меча

«Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лицо Его — как солнце, сияющее в силе своей» (Откр. 1:16).

Слышал ли кто-нибудь, чтобы великий воин держал меч во рту? Если он решительно намерен поразить своих врагов острым как бритва оружием, он держит его в руке — сильной и молниеносной. Так воины орудуют мечом.

Но апостол Иоанн не пропускает ни одной детали, описывая свое видение на острове Патмос. Оружие победоносного Господа было показано как исходящее из Его уст, ибо это — меч истины. Бог побеждает противника прочно утвержденной истиной, а не превосходящей силой.

Припоминаю картины некоторых художников, вероятно, вдохновленных библейским описанием Армагеддона — последней великой битвы между Христом и сатаной. Они живо изображают танки, ракеты и другое оружие. Современные технологии добавили бы сюда лазерные установки и выгодно размещенные ядерные боеголовки. Но в любом случае характер битвы рассматривается ими как сила против силы, где победителем станет тот, чье оружие лучше, а стратегия — хитрее.

Сегодня целый ряд религиозных направлений ожидает времени великих бедствий, грядущих на вселенную. Их сторонники готовятся к нему так, как многие американцы в конце 1950-х годов готовились к выпадению радиоактивных осадков. Они припасают продовольствие, воду, оружие, золото или серебро (для обмена). Некоторые устраивают убежища в отдаленных местах, где можно будет укрыться от оружия массового поражения.

Хотя вряд ли можно в будущем ожидать эры мира и спокойствия, но такие сценарии конца времени отвлекают нас от настоящей подготовки, которой мы должны быть заняты. Это подготовка нашего характера, а также ума для различения истины и заблуждения. Сатана никогда не представлял военной угрозы для Правителя вселенной. Он — «обольщающий всю вселенную» (Откр. 12:9), его царствование — эпоха террора — вскоре закончится.

Как много значит то, что в великих пророчествах Даниила (главы 7,8) открыто, что решающая и окончательная победа, которая установит вечное Царство Христа и Его святых, происходит в зале суда, а не на поле боя. Зал суда — это место, где все взвешивается, где меч слова, а не меч из стали используется для разоблачения заблуждения.

12 ноября

Мотивы служения

«Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? не думаю. Так и вы, когда исполните всё повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать»» (Лн. 17: 9).

У меня не раз возникало удивление, когда я читал слова Иисуса, записанные в сегодняшнем тексте. В притче господин заставляет раба тяжело работать весь день и не говорит ему ни слова благодарности, когда тот приходит домой потный и уставший. И — что еще хуже — не дает ему даже поесть, пока тот не приготовит ужин для хозяина, не наденет фартук и не обслужит его за столом. В довершение всего господин ожидает, что этот слуга скажет: «Я раб ничего не стоящий, потому что сделал, что должен был сделать».

Все притчи Иисуса открывают нам что-то об Отце. Подозреваю, что если бы у нас была видеозапись, на которой Иисус рассказывает эту притчу, мы увидели бы огонек в Его глазах, по мере того как Он разворачивает перед нами картину отношений господина и раба. В тоне Его голоса мы могли бы легко уловить иронию, так как Иисус пытался разоблачить абсурдность того, что люди исполняют обычные житейские обязанности ради получения вознаграждения.

Дело в том, что Бог развернул перед нами модель жизни, которая имеет ценность сама по себе. Например, мы ведем здоровый образ жизни потому, что это мудро, а не потому, что можем пойти к Богу с протянутой рукой, ожидая, что в награду за это Он даст нам какие-то заветные сокровища. Если ребенок и может регулярно чистить зубы, чтобы мама сказала: «Ты — хороший мальчик, я дам тебе новую игрушку», то для взрослого человека было бы весьма незрело ожидать подарков от стоматолога после каждого тщательного осмотра.

В этой притче Иисус описал идеальных рабов, которые спокойно и правильно понимают причину исполнения своих повседневных обязанностей. Они не стремятся к заслугам или вознаграждению и не пытаются работой снискать для себя особых преимуществ у своего господина.

Нет, наш Отец — не какой-то авторитарный властелин. Но Он также не использует Свою благодарность, чтобы заставить нас делать то, к чему нас должен мотивировать здравый смысл. Иначе нам пришлось бы опасаться, что мы, возможно, не работали достаточно усердно и не заслужили даже ужина!

13 ноября

Мы нужны друг другу

«Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иан. 5:16).

С тех пор как Адам и Ева впервые прикрылись смоковными листьями в саду, мы, люди, важничаем друг перед другом. Мы пытаемся представиться как на удивление адекватные и целостные личности. Отношения, построенные на такой неискренности, не могут быть дружественными.

С другой стороны, некоторые христиане призывают к откровенности и полной открытости в семье и в церкви. Они призывают отбросить страх и честно признаваться в реальных проблемах своей духовной жизни. Даже родителей они побуждают говорить детям о своих слабостях, не опасаясь, что пострадает их имидж «достойного отца или матери».

При этом такие христиане ссылаются на приведенный текст послания Иакова и утверждают, что он убеждал ранних христиан вырабатывать привычку свободно признавать свои недостатки друг пред другом. Но Иаков имел в виду совсем другое! Он призывает человека, совершившего проступок против брата, искренне признаться перед ним в своей оплошности, попросить прощения и вместе помолиться. Это идеальный путь решения любых церковных и семейных проблем.

Иаков никогда не был сторонником показательных сессий под лозунгом «Давайте расскажем всё». Вдохновенный автор советует в тайных проступках признаваться исключительно Богу, в оскорблении личности исповедоваться перед этой личностью, в грехе против общества признаваться перед обществом. И в каких бы пороках мы ни признавались друг другу, они тут же должны стать предметом молитвы. Апостол был уверен, что сочетание честности и молитвенного прошения быстро приведет к духовному, эмоциональному и физическому исцелению. Тогда Церковь приобретет волнующий опыт исцеляющего чистосердечия и попечения друг о друге, которым наш Небесный Отец жаждет поделиться с нами. Бережно поддерживая друг в друге силы, вместо того чтобы осуждать слабости друг друга, мы отражаем характер Бога. Мы нужны друг другу, чтобы ощутимо явить Божью любовь.

14 ноября

Притягательная личность

«И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32).

Пастухи в библейских странах пасут стада не так, как их западные коллеги. Когда Иисус назвал Себя «Добрым Пастырем», Его слушатели понимали: это тот, кто идет впереди своих овец, называя их по имени. Пастухи востока устанавливают настолько тесные отношения с овцами, что каждая овца узнает голос пастуха и реагирует на его зов. Западные пастухи, напротив, гонят своих овец сзади, часто с собаками, которые гоняют овец, отошедших от стада или идущих слишком медленно.

Когда Иисус говорил о Себе как о Пастыре, Он был уверен, что людей не нужно заставлять следовать за Ним. Только не уверенный в себе деспот прибегает к принуждению. Но в Иисусе Христе есть что-то непреодолимо привлекательное. В Его характере заключена притягательная красота, влекущее обаяние Его личности. Но из-за недостатка общения с Господом, из-за увлеченности обыденными вещами нам трудно разглядеть красоту Нарцисса Саронского и Лилии долин (см. Песн. П. 2:1).

В сегодняшнем тексте Иисус конкретно говорил об одном событии, которое вознесет Его перед всем народом. Он говорил о распятии на кресте. Здесь Пастырь Сам становится жертвенным Агнцем, принимая на Себя позорную смерть, которая должна была стать нашей, ибо это мы — мятежники. На кресте через одного Человека Небеса изливают на эту страждущую планету все сокровища любви, которые только может вместить бесконечность.

О, как боится сатана, что мы поймем: Иисус умер на кресте добровольно. Дьявол сделал все, что было в его силах, и в пустыне, и в Гефсимании, чтобы отвратить Иисуса от Его жертвенной миссии. Потерпев неудачу, враг все еще стремится умалить значение Голгофского креста, изображая его в отрицательном свете. Крест, заявляет он, — это попытка Христа отвратить от нас гнев Отца, а никак не проявление жертвенной любви Отца.

Иисус был вознесен на крест не как антипод Отца, более милостивый или более благосклонный, чем Отец. Говоря с Отцом о Своей приближающейся смерти на кресте, Иисус сказал: «Отче! прославь имя Твое». Отец тут же ответил: «И прославил и еще прославлю» (Ин. 12:28). Бог во Христе «примирил с Собою мир» (2 Кор. 5:19).

15 ноября

Сила любви

«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна (Еф. 5:25-27).

Каждый год весной темп жизни в университетских городках по всему миру ускоряется. Молодые мужчины и женщины соответствующего возраста активизируют свои поиски идеального партнера. Многие из них потом идут под венец, блаженно довольные, что нашли действительно идеального партнера.

Но в этом сценарии есть опасный изъян. Никто не приходит к созданию семьи целостным, полностью пригодным для семейной жизни человеком. В идеальном браке люди не обнаруживают в своей половинке идеального партнера, но могут, лелея друг друга, помогать любимому достигать совершенства. Если вас любит щедрый сердцем человек, в вашей жизни будут происходить процессы, обладающие огромной силой. Это настолько могучая сила, что апостол Павел нашел только одну параллель, которая могла бы отобразить ее. Призывая мужей любить своих жен, он говорит, что их любовь должна быть подобна любви Христа к Церкви.

Павел не может не затронуть свою любимую тему. Идя дальше, он слагает песнь хвалы тому, что происходит с Церковью, когда ее любит Христос. Зародившись как группа слабых, ошибающихся людей, она выходит из рук Господа без пятна, изъяна или порока. Даже Сам Христос считает Своих детей святыми и прекрасными. Все это потому, что Иисус любит их!

Какими бесконечно благодарными должны мы быть за то, что в Библии не написано: «Сделайтесь все безупречными, без изъяна, и Христос будет любить вас». Любовь и признание Христа не являются наградой за преображенный характер, а именно они вызывают преображение характера. Пусть это вдохновит новобрачных и даст им мужество, если обнаруживается, что они нашли себе не идеального супруга!

16 ноября

Овцы не сего двора

«Овцы слушаются голоса его… Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10:3, 16).

Согласно спискам некоторых правительственных учреждений, сегодня в Америке наличествует более 265 конфессий, называющих себя христианскими. Некоторые небольшие, почти неизвестны, другие — крупные и исторически прочно обосновавшиеся. Каждая претендует на то, что является более правильной, более соответствует воле Божьей, чем остальные. Некоторые деноминации расходуют много энергии, разоблачая недостатки других групп верующих. Новичка в христианстве такое множество может ввергнуть в недоумение: к какому «двору» должна присоединиться молодая овца? Каким бы ни было его решение, остальные 264 деноминации могут заявить, что он сделал неправильный выбор!

В то время, когда фактически существовала только одна группа, утверждавшая, что бесспорно является «народом Божьим», Сам Иисус сказал: есть люди, которых Он объявит Своими, но которые сейчас не принадлежат к этой группе. Хотя эта мысль очень беспокоила хранителей «узкого круга», другим стало любопытно, откуда человеку знать, как отличить истинное стадо Божье. Иисус определил это предельно ясно: такие люди слушаются Его голоса.

На первый взгляд может показаться, что это не такой уж особенный критерий. Ведь все ныне существующие христианские группы утверждают, что слушаются голоса Иисуса, но никак не могут согласиться между собой, что же именно Он говорит. А говорит Он ясно и внятно через Свое Слово.

Когда сталкиваешься с таким количеством голосов, таким множеством конкурирующих претензий на правильность доктрины со стороны различных нынешних деноминаций, возникает один важный вопрос: кто же принимает и провозглашает все Слово Бога и о Боге? У кого самое всеобъемлющее разумное понимание Небесного Отца, Его воли и ожиданий, Его отношения к людям? Кто раскрывает библейский образ Бога, принципы Его Царства и правления? Учитывая, что всякое учение — не что иное, как объяснение методов решения проблемы греха, чьи основы веры представляют истинные методы Бога в решении проблемы греха? Что такое грех, а в связи с этим как воспринимать Божий Закон? Здесь вопрос упирается не в привлекательность вести, а в ее истинность.

17 ноября

Заблуждение, приводящее к обратным результатам

«И при уме его и коварство будет иметь успех в руке его, и сердцем своим он превознесется, и среди мира погубит многих, и против Владыки владык восстанет, но будет сокрушен — не рукою» (Дан. 8:25).

Эксперты говорят, что патологический лжец — это человек, пребывающий в ужасном самообмане. Другими словами, человек, который постоянно лжет, чтобы продолжать поддерживать свою разваливающуюся на части историю, заканчивает тем, что обманывает самого себя больше, чем кого-либо другого. Даже спустя много времени после того, как его поймали на лжи, он по-прежнему считает себя небывалым подарком для всех окружающих.

Если этот же принцип действует и в более широком масштабе, то кто же, по-вашему, может оказаться наиболее «самообманутой» личностью во вселенной? Кто навязал и продолжает навязывать большинству людей самую диковинную ложь, потратив на это самый долгий период времени? Кому более других есть что терять, когда его вычислят? Это не кто иной, как отец лжи, сам сатана.

В сегодняшнем тексте пророк Даниил предсказывает, что кампания сатаны по продвижению альтернативной реальности на какое-то время будет иметь поразительный успех. Он будет изображать себя источником жизни, мудрости и счастья. Беда в том, что после шести тысяч лет постоянной лжи он и сам, видимо, поверил в нее. Малый рог, через которого будет действовать сатана, даже возомнит, что сможет свергнуть Иисуса, Царя царей. С рвением, родившимся из его убежденности, дьявол с нарастающей энергией настойчиво разворачивает свою кампанию. И все же великая ложь будет разоблачена. Сатанинский обман будет разбит наголову — не воинством и не силою, но Божьей истиной.

Для всех, кто сопротивляется врагу, есть ли лучший способ противостоять его работе, чем «зажечь свет» праведной жизни в Боге? Разве не было бы здорово, если бы сатана устроил вечеринку в честь своего самопровозглашенного величия, а на нее никто бы не пришел? Как было бы замечательно, если бы все мы, утверждающие о своей верности Иисусу Христу, прекратили реагировать на сатанинские приглашения следовать его так называемым грандиозным моделям жизни! Если бы мы жили жизнью Христа с радостью, разумно анализируя наши самые глубокие привязанности, то могли бы помочь разоблачить мошенничество лукавого. В конце концов Божья истина разрушит обман сатаны.

18 ноября

Когда Бог заявляет права на свой народ

«Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр. 2:9).

Вообразите себе, что вы находитесь на большом международном фестивале, где люди из разных стран представляют родную культуру. Вы наблюдаете, как мимо трибуны проходят мужчины и женщины в национальных костюмах. Внимательно слушаете, как диктор ярко освещает уникальные особенности каждой страны. Вдруг наступает полная тишина: появляются люди в удивительной одежде. Диктор восхищенно объясняет, что они прибыли из страны, где каждый гражданин считается царственной особой, и это документально подтверждено. Более того, каждый из них занимает высокий пост в возвышенной религиозной системе своей страны. Население отличается тем, что не нарушает закон и осуществляет передовые социальные программы. И, наконец, есть явное свидетельство того, что народ этой страны имеет особые отношения с правящими силами вселенной.

Если вы считаете, что такая сцена вас впечатлит, вам стоит еще раз прочитать сегодняшний текст и осознать: все это существует не только в человеческом воображении. Именно этого Отец ищет для каждого из нас.

Мы — царственные особы и сейчас находимся в процессе подготовки, чтобы воссесть рядом с Иисусом на Его престоле, чтобы вместе с Ним рассматривать вопросы жизненно важных интересов вселенной (см. Откр. 3:21).

Мы — священники, ибо имеем дело с самыми священными истинами, с характером и репутацией Бога, с принципами Его правления и Закона. На нас возложена неизмеримо высокая честь — открывать людям истины о Боге (см. 2 Кор. 5:19). Мы — духовные послы, представляющие Царство Божье людям, которые еще не знают, понравится ли оно им. Как священники мы стоим между чуждым миром и любящим Богом, стремясь познакомить мир с Ним.

Мы — преданный народ, люди с удивительными духовными задачами, отделенные от всего земного для достижения вечных целей.

Тем не менее мы являемся причастниками любого из этих великих предназначений только потому, что Бог в Своем бесконечном милосердии заявил на нас Свое право. Он один может спасти, преобразить и утвердить в призвании. Только Он имеет исключительное право на честь и хвалу, ведь когда вселенная вновь будет заодно с Ним, мы все будем жить в вечном мире.

19 ноября

Все написано на лице

«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Мф. 6:16).

При всех вселенских заботах в повестке Иисуса было несколько коротких лет земного служения. При всех критически важных вещах, которые Он должен был сказать и сделать на земле, какая Ему была разница, как выглядит определенная группа людей, решивших попоститься? В конце концов, если они хотят размазать немного пепла под глазами, чтобы создать изможденный вид, или получают удовольствие от молитвенного стояния на углах улиц, позволяя своим желудкам урчать в общественных местах, это их проблемы! Почему такие несущественные причуды представляли интерес для Спасителя человечества?

К счастью, Иисус видел вещи гораздо более четко, чем нам обычно позволяет наше узкое видение. Он знал, что фарисеи не просто вызывали некоторое религиозное любопытство. Они громче других утверждали, что являются представителями Бога. По мнению большинства израильтян, они имели внутреннюю связь с Божеством. И когда фарисеи проходили по окрестностям, в очередной раз демонстрируя свое преувеличенное самоотречение, они тем самым вещали, что этого требует Бог. Бездумное причинение страданий организму, лишенному жизненной силы, землистый цвет лица и шатающаяся походка, по мнению фарисеев, необходимы благочестивым людям, чтобы произвести впечатление на Бога.

Иисус осудил всю эту схему. Когда мертвенно-бледные фигуры, покачиваясь, двигались мимо, Он объявил, что всякий созерцающий их собрат, на мгновение замерший в благоговении, — это, собственно, вся награда, которую они получат. Спаситель решительно заявил, что это не производит впечатления на Отца. Более того, Бога огорчает, что такое грубое искажение Его характера религиозные власти закладывают в умы людей. Если им необходимо какое-то время попоститься, возможно, чтобы очистить ум для углубления духовного видения, то это — их личное дело. На людях они должны появляться умытыми, причесанными и использовать немного благовоний, чтобы никто даже не догадывался об их посте.

Быть частью семьи Небесного Отца — радостное переживание. Все пути Его — это пути великолепия. Лица Его детей могут быть такими же привлекательными, как и Его лик. Наши глаза, как зеркало души, могут безошибочно отражать состояние внутренней радости. Таковы пути нашего Отца.

20 ноября

Сатана предлагает Иисусу помощь

«И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф. 4:3).

Иисус пришел в наш мир. Христос знал, что именно Он — Сын Божий, пришедший в мир с особенной миссией. Его уверенность основывалась на полученном под влиянием Святого Духа понимании пророчеств и системы жертвоприношений Ветхого Завета. Он готов был рассказать миру, кто Он, встречая презрение даже в Своей семье. В конце концов Он примет жестокую смерть для искупления человечества.

Вот Он в пустыне, изможденный сорокадневным постом… Его лик обезображен, Его силы на исходе.

Как же «своевременно» появляется перед Иисусом сатана и предлагает сотворить простенькое чудо, которое не только утолило бы голод Иисуса после сорока дней поста, но и дало бы Ему возможность доказать Свою Божественность. Драматичность ситуации еще более усугублялась утверждением сатаны, что, несомненно, Бог не оставил бы Своего Сына в такой мрачной ситуации, не предоставив возможности чудесного избавления.

Тем не менее Иисус увидел здесь более глубокую проблему. Он различил цель искушения: склонить Его отказаться от полной зависимости от Бога и начать решать Свои проблемы самостоятельно. Для Иисуса сотворить чудо с целью удовлетворения собственных потребностей — в пище ли или в стремлении доказать Свою Божественность — принципиально не отличалось бы от решения Адама и Евы вкусить запретный плод, чтобы осуществить свои желания. И в том, и в другом случае разрушались отношения зависимости от Бога. А это в самом прямом смысле есть отречение от веры.

Искушение, с которым столкнулся Иисус, в одном из множества аспектов было значительно тяжелее, чем искушения, с которыми сталкиваемся мы. Ведь в Иисусе действительно присутствовала Божественность, силу которой Он мог бы использовать сверхъестественным образом для удовлетворения собственных потребностей. Если бы такое произошло, мы были бы потеряны. Слава нашему Спасителю за отказ исполнять Свою волю и Свои желания. Его победа была в доверии Отцу.

21 ноября

Верить — значит быть уверенным

«Итак, не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние» (Евр. 10:35).

Согласились бы вы пообещать, что сделаете абсолютно все, что я попрошу, не задавая вопросов? Если бы вы ответили: «Да! Конечно!», то у меня возникло бы несколько вопросов лично к вам. Но, скорее всего, вы ответили бы настороженными вопросами, например: «Откуда мне знать, что вы не попросите сделать что-нибудь непристойное? Вдруг вы захотите доказать всем, что у вас есть надо мной власть? А может, вы решите злоупотребить моим обещанием?»

Вас, наверное, не удовлетворил бы мой успокаивающий ответ: «Просто доверьтесь мне. Сделайте слепой прыжок в неизвестность и просто поверьте мне». Вы спросили бы, на каком основании можете доверять мне, где доказательство, которым можно аргументировать доверие.

Здесь представляется разумным сослаться на отношения между людьми. Мы начинаем верить людям только после того, как нашли тому достаточные основания. Мы не считаем добродетелью слепую веру и доверяем только надежным людям. Но почему мы не спешим так же относиться к Богу? Почему медлим искать доказательства Его надежности, хотя Он пошел на многое, чтобы предоставить их предостаточно? Почему мы задействуем наши самые высокие умственные способности для принятия решений более скромного значения, но отодвигаем эти способности в сторону при принятии важнейших для нашей жизни решений?

Веками многие христиане считают, что вера — это просто решение принять религиозные убеждения без каких-либо оснований для этого, а искать доказательства — значит подтачивать веру. Поскольку сила интеллекта часто использовалась извращенно, в ущерб религиозному опыту, считалось антирелигиозным привносить тщательную умственную деятельность в обоснованную веру человека в Бога.

Но Бог не боится, когда у Него просят доказательств! Его не беспокоит, что люди обнаружат, если внимательно посмотрят в Его сторону. Он знает, что мы отвернулись от Него в первую очередь потому, что плохо распорядились доказательствами. Господь знает, что на протяжении веков все Его лучшие друзья всегда понимали Его предельно четко и могли рассказать о Нем предельно точно. Он предлагает нам познакомиться с Ним в Иисусе и никогда не оставлять своей уверенности в Нем.

22 ноября

Наказание и любовь?

«Которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его» (2 Фес. 1:9).

Если сейчас рядом с вами стоит настольная лампа, проследите глазами от лампочки по шнуру питания до основания лампы. Затем рассмотрите электрический провод, тянущийся по полу к розетке на стене. Попробуйте представить себе электрический кабель, протянутый через весь дом, потом через весь город, над сельской местностью и, наконец, приводящий к какой-нибудь огромной электростанции. Маленькая лампочка в вашей настольной лампе излучает свет, потому что соединена с электростанцией. Если провода где-то повреждены (например, деревом, упавшим на линию электропередач) или если вы вытащите вилку из розетки, свет погаснет. Сама по себе лампочка не может давать свет.

Точно так же и мы живем, потому что находимся в союзе с Жизнедателем, нашим Небесным Отцом. Хотя мы и нарушили отношения с Ним, Бог ежедневно давал и дает нам благодатный дар жизни, чтобы у нас была возможность принять решение вернуться к Нему. Но Он не вечно будет держать планету на аварийной системе жизнеобеспечения. Бог проявляет большое уважение к нашей свободе. Однако придет день, когда людям, отказавшимся принять Его любезное приглашение к дружбе, будет предоставлено то, что они выбрали: полное разделение с Ним. Когда вы отключаете лампу, свет просто гаснет. Отделиться от Жизнедателя означает навечно умереть.

Но вторая смерть грешников — не только естественный результат их выбора. Это окончательное наказание Божье. У некоторых христиан подобная мысль вызывает недоумение и непонимание. Как может добрый Бог наказывать? Как совместить Его любовь с уничтожением людей? Однако правосудие и здравый смысл требуют, чтобы восстание против Бога и нарушение Его воли были прекращены. Нельзя допустить, чтобы грех существовал вечно. Наказание следует понимать как проявление Божьего гнева и правосудия в прекращении существования греха и тех существ, которые отказались от спасения и стали неотделимы от греха.

Самая сильная и трогательная сцена Божьего гнева — это Агнец Божий, висящий на кресте. Именно Божья любовь привела Иисуса на крест, и именно Его любовь проявляется в гневе против греха.

23 ноября

Корни наших проблем

«Нет ни истины, ни милосердия, ни Богопознания но земле. Клятва и обман, убийство и воровство, и прелюбодейство крайне распространились, и кровопролитие следует за кровопролитием» (Ос. 4:1, 2).

На ток-шоу по радио разные люди звонили и высказывали ведущему мнение о том, почему в США такой высокий уровень преступности. Один из них заявил: «Причина преступности в распаде семьи». Тогда ведущий спросил: «А почему так много разрушенных семей?» Позвонивший ответить не смог.

Следующий респондент попробовал ответить: «Все из-за телевизора, он разрушает наши семьи. Там показывают аморальные вещи, и люди стараются этому подражать». И снова ведущий ответил: «Продюсеры просто дают людям то, что те желают. Почему же люди хотят это смотреть?» Ответа вновь не последовало.

Так и продолжалось: каждый позвонивший обвинял тех, кого считал главной причиной, но затем ему приходилось признать, что это всего лишь симптомы более тяжелой болезни.

Если бы Осия находился в числе слушателей, он, наверное, сказал бы: «Грех — вот причина всех бед. Грех — это восстание против Бога и Его Закона, это разрыв отношений с Ним, и как следствие — нет знания Бога в стране». Основная причина всего безобразия на нашей земле — в греховной сущности человека, люди не знают своего Отца. Пророк мог бы защитить свои позиции по любой из множества точек зрения. Кто-то может сказать, например, что в стране действительно много религиозных организаций и слишком много профессиональных священнослужителей. На что пророк ответил бы: «Но никто не спорь, никто не обличай другого; и твой народ как спорящие со священником» (Ос. 4:4). Религиозные вожди, хотя и говорили много о Боге, потеряли истинное ведение о Боге (см. Ос. 4:6).

Когда страна заявляет, что живет в соответствии с Божьей системой ценностей, но народ не имеет жизненно важного единения с Богом, благодаря которому Божий Закон — истинный критерий ценностей — записывается в сознании человека, чтобы он жил этими ценностями, то вся система превращается в удручающую насмешку. Тогда теряется и твердая уверенность в том, что правильно, и внутреннее желание жить правильно. Все учреждения страны страдают в равной степени: семьи, суды, школы и средства массовой информации. Решение? Голгофа! Здесь ответ на проблему греха, человеческой испорченности и преступности.

24 ноября

Желание Божьего сердца

«И Господь… восскорбел в сердце Своем» (Быт. 6:6).

В своих стараниях угодить Богу мы зачастую стремимся познать Его волю относительно того, что должны или чего не должны делать. Это хорошо. Но этого недостаточно, и не это первопричина праведности. Внешние действия — только симптом внутреннего состояния. Дела следуют за отношениями, хотя дела влияют на отношения.

Сегодняшний текст раскрывает перед нами сердце Бога. Совершенно очевидно, что Бог не только хочет открыть нам Свои мысли, Он изливает нам Свое сердце!

Если мы изливаем кому-то сердце, значит, доверяем этому человеку все наши надежды и мечты. Но неужели у великого Бога тоже есть надежды и мечты, которыми Он хотел бы поделиться с нами? Возможно, мы были близоруки, думая, что Он переживает только о нашем поведении? Прежде создания мира Бог планировал и мечтал, и нам достоверно известно, что мы сами были частью этих планов. Задолго до того, как грех вошел в мир, Господь запланировал наше общение с Ним.

Нам трудно осмыслить вечность. Я слышал, как некоторые откровенно спрашивали, чем люди будут заниматься всю бесконечную вечность.

Самые счастливые моменты на земле — это моменты содержательного общения с друзьями, которых мы любим и которым доверяем. Что именно мы делаем вместе — почти неважно, ибо оно увлекательно и радостно. Именно дружба делает стоящим все, что мы переживаем вместе. Точно так же и наша дружба с Богом — именно она наполняет вечность содержанием. Уже сейчас мы можем войти в такие неповторимые отношения с Господом, что захотим удалить и устранить все, что мешает непрерывно углубляющемуся общению с Ним. Мы пожелаем этого так же сильно, как Он.

25 ноября

О чем молился Иисус

«Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих» (Лн. 22:31, 32).

Как легко мы можем молиться, заблуждаясь! Мы искренне просим Бога благословить миссионеров за рубежом, а сами пренебрегаем нуждами нашего соседа. Мы просим для себя обильных финансовых благословений, в то время как наша главная нужда — научиться управлять теми деньгами, какие у нас уже есть.

Когда Иисус молился, Его краткие формулировки касались непосредственно главных проблем. Молитва за Петра, записанная в сегодняшнем тексте, подтверждает именно это очень точное понимание главного. Спаситель знал, что Петр не продержится даже одной ночи. Прежде чем солнце принесет новый день, он решительно трижды отречется от Господа. Ради Петра Иисус рассказал, о чем молился. Эта молитва была средством восстановления.

Петр вот-вот должен был столкнуться с той стороной служения Мессии, которая просто не вписывалась в усвоенный им сценарий. Его видение Иисуса как завоевателя и национального освободителя будет разрушено. И вера Петра, опирающаяся на слишком узкое основание, умрет вместе с Распятым. Это описание того кризиса, с которым в конце концов придется столкнуться всем маловерным друзьям Иисуса. Те из нас, кто уверовал в Иисуса потому, что Он может что-то сделать для нас, кто основал свою уверенность на мелком понимании Его роли, столкнутся с ситуацией, похожей на падение Петра.

Иисус знает, что незрелая, эгоцентричная вера слишком мала для судьбоносных вопросов жизни и спасения и что такая вера должна перерасти в более зрелую. Молитва Иисуса была о том, чтобы Петр вернулся к Нему. Вера Петра должна была вырасти и укорениться в Господе, а не разочароваться тем, что Иисус не соответствовал его мелким ожиданиям. Вера, о которой просил Иисус, не подведет.

26 ноября

Да будет свет!

«Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» (2 Нор. 4:6).

Я больше всего люблю представлять себе, как Иисус еще раз повторит неделю Творения. Контекст вам известен: земля, только что очищенная огнем, пуста и безвидна, как это было шесть тысяч лет назад. Бог произносит: «Се, творю все новое» (Откр. 21:5). Затем громкий голос Иисуса проносится над поверхностью, создавая зеленые леса и голубые озера, изобилующие жизнью. Возможно, это займет семь дней, как и в первый раз. Тогда у нас будет 24 часа, чтобы отпраздновать великий акт творения.

Картины, которые любил рисовать в своем воображении апостол Павел, отличаются незначительно. Он тоже представлял себе сильный голос, говорящий: «Да будет свет!» Но вместо солнц и звезд он видел, как сияющий свет познания Божьего характера, открытого в Иисусе, озаряет умы мужчин и женщин. Он жаждал увидеть, как яркая убедительная истина рассеет тьму сатанинского заблуждения.

Это была не фантазия Павла, а миссия всей его жизни! Ничто не имело для него большего значения, чем проповедь Иисуса и притом распятого. Это его любимое определение Евангелия. Для Павла не было более великой вести, чем эта. Нет знания более полезного для мира, более ценного для человечества. Я так рад, что Павел признает: слава Божья раскрывается в жизни и смерти Иисуса.

Та же творческая сила, которая вызвала к жизни существа, созданные по образу и подобию Бога, смогла, став воплощенным Словом, преобразовать характеры в Его подобие. В конечном счете не более ли это волнительно, чем даже быть свидетелями недели Творения? К счастью, нам дано увидеть и то, и другое.

27 ноября

Что еще он мог сделать?

«Праведен Господь, ибо я непокорен был слову Его» (Плач Иер. 1:18).

Что бы произошло, если бы Бог творил чудеса, давая курильщикам здоровье, прелюбодеям — счастье, а мошенникам — мудрость? На первый взгляд кажется, что мы знаем: эти грехи в одночасье стали бы еще популярнее. С другой стороны, если бы курильщики получили здоровье, то с какой стати курение — грех? Если бы прелюбодеи становились только счастливее, то для чего Богу быть против прелюбодеяния? Если бы люди, обманывая, стяжали истинную мудрость, то для чего заповедь, запрещающая обман?

Это иллюстрация того, что повеления Бога непроизвольны и в Его отношении к нам нет ничего деспотичного. Все, что Он исключает из нашей жизни, само по себе вредно для нас. В таком случае христианский рост включает в себя задачу научиться ходить путями, которым внутренне присуще благословение. А это означает научиться избегать путей, которые сами по себе приносят боль и горе.

В книге Плач Иеремии человек Божий вслух оплакивает горести своего народа. Его страна захвачена и сильно пострадала от агрессоров. Славный храм лежит в руинах. Люди страдают от голода и болезней. Нация, отказавшаяся слушать своего Бога, когда Он призывал ее к покаянию, столкнулась лицом к лицу с последствиями своего выбора.

Тем не менее в голосе Иеремии нет ни злобы, ни горечи, ни сетования на то, что Бог назначил Своему народу якобы чрезмерное наказание. Вместо этого он с готовностью признает, что Бог абсолютно прав, позволив народу страдать. Он знает: Бог не творит чудес, которые искажали бы в людях понимание реальности. Он не вмешивается, дабы отвести от впавшего в блуд народа боль от их блуда. В противном случае они пришли бы к выводу, что блуд полезен.

Боль, которую испытывает блудный народ, отмерена любящей рукой. Господь позволяет достаточно, чтобы отрезвить и научить, а не сокрушить нас. Он жаждет, чтобы мы прочувствовали Его любовь. Единственная прочная основа для истинной веры — слава Его характера и благость Его путей.

28 ноября

Искупитель мой

«А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Истаевает сердце мое в груди моей!» (Иов 19:25-27).

В Писании не часто можно найти такое яркое, уверенное и глубоко лиричное описание Бога, как в приведенном высказывании Иова. Все, кто, подобно Иову, чувствовали себя осужденными, покинутыми и неправильно понятыми, оценят каждый нюанс этого портрета Господа. Он обретает особую силу, если его сравнить с тем, каким Бога изображает сатана.

Сатана утверждает, что Бог относится к Своему народу как обвинитель. Будучи совершенным Богом, держащимся высоких стандартов, на таких явных грешников, как мы, Он может реагировать только осуждением. Но у Иова для Господа припасен особый титул. Он говорит о Нем как об Искупителе, Который не только декларирует прощение, но сделал это прощение возможным, искупив человека. В каждой закланной жертве Иов оком веры видел будущую искупительную смерть Агнца Божьего.

Люди, чье дело находилось на рассмотрении в суде, помнят свои опасения по поводу аргументов противоположной стороны. Они опасались: если их противник будет говорить «последнее слово», у них не останется шансов для опровержения и дело будет проиграно. Однако Иов уверен, что его Искупитель скажет последнее слово, окончательное заявление от его имени. Он знает, что его обвинителям будет нечего сказать, когда Господь выдвинет Свое окончательное доказательство, указав на Свою Кровь.

Представляя себе зал небесного суда, Иов осознает себя беззащитным перед всеми важными особами. С очевидной теплотой он описывает своего небесного Искупителя как стоящего рядом с ним. Господь вправе расположиться где угодно, но есть нечто трогательное в Его решении проявить солидарность со Своими неблагополучными друзьями.

Неудивительно, что для Иова Бог был Искупителем, Защитником и Советником. Он не смотрел на Него просто как на назначенного судом защитника, совершающего лишь то, чего требует закон, дабы «привести все в порядок». Со стороны Бога Иов чувствовал глубокий личный интерес к нему и знал, что его непременно ожидает счастливый исход.

Вот почему Бог так одобрительно отзывается об Иове, считая его тем, на кого можно рассчитывать и не ошибиться даже в самых сложных обстоятельствах. Подобное происходит с нашей верой, когда мы по-настоящему знаем Бога-Искупителя!

29 ноября

Никакого осуждения!

«Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим. 8:1, 2).

«Какой длинный список, — ахнул молодой человек. — Кто же может все это исполнить?» Он изучал нормы поведения в своей церкви. Молодежный пастор давал краткий обзор того, чего Библия требует в отношении поведения, нравственных ценностей, отдыха, дружбы, питания, одежды, средств массовой информации, использования времени и финансовых обязательств. Юноша был и смущен, и поражен, поскольку считал: пока не научится соблюдать все эти тонкости, он будет постоянно виновен в нарушении воли Божьей.

Молодой человек испытывал знакомое нам чувство: мы проводим жизнь, стремясь достичь безопасности и свободы от чувства вины, а не возрастаем, находясь в безопасности. По его мнению, если бы Бог объявил Свой народ свободным от осуждения, люди снова начали бы плохо себя вести. В то же время идея постоянно гнуться под гнетом осуждения вряд ли казалась ему привлекательной.

Поэтому пастор начал раскрывать перед юношей смысл текстов Рим. 8:1, 2. Он отметил, что мы несем бремя вины, когда находимся вне отношений со Христом и пока не сложим это бремя у подножия Гол-гофского креста, приняв Божий дар прощения. Нарушенные отношения с Богом сами по себе — уже порождающий вину грех, а воссоединение с Христом является лекарством от него. Именно единение со Христом, а не страх осуждения является новой движущей силой в жизни верующего. Если бы Христос постоянно держал угрозу осуждения над головой верующего, это отвлекало бы внимание от Самого Христа. Это запутало бы мотивы послушания, предлагая руководствоваться эгоцентричным бегством от осуждения вместо сосредоточенной на Христе любви к истине.

О, как нам важно понять, что вине нет места в жизни человека, находящегося в союзе со Христом! Да, мы можем спотыкаться на пути к целостности во Христе. Мы будем чувствовать угрызения совести за боль, причиненную Господу и другим, и за то, что представили людям Иисуса в ложном свете. Но мы не должны позволить сатане посеять в нас чувство, что осуждены и отвергнуты Богом. Мы вновь приходим со своим бременем греха и вины к подножию креста, слагаем его там через покаяние и снова получаем заверение: «Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе».

30 ноября

Правильное использование власти

«Владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божием. И как но рассвете утра, при восходе солнца на безоблачном небе, от сияния после дождя вырастает трава из земли» (2 Цар. 23:3, 4).

«Вы просто пытаетесь командовать мной!» — надулся непослушный ребенок. Его чувство справедливости было задето: мать настояла, чтобы он выполнил задание, в котором не видел смысла. Когда она укорила его за нежелание подчиниться, он совсем поник. На карту был поставлен его воображаемый имидж.

Перед тем как принять чью-либо сторону, давайте рассмотрим сегодняшний отрывок Писания. «Владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божием». Другими словами, когда человек, находящийся у власти, пребывает в правильных отношениях с Богом и считает, что Ему стоит подражать, «он как на рассвете утра, при восходе солнца на безоблачном небе, от сияния после дождя вырастает трава из земли».

Правильное использование власти сравнивается с теплым сиянием солнечного света утром, такое сияние заставляет траву вырываться из земли. Если власть по какой угодно причине отравляет сердца подвластных, она — зло. Сам Бог выше всего ценит бережное взращивание наших правильных отношений с Ним, что отобразится в нашем правильном мышлении и поведении.

Тем не менее позиция слишком многих людей, чья должность позволяет приказывать другим, сводится к девизу: «Сначала построй людей, а потом думай об их чувствах!» Зачастую главной мотивацией является продвижение по службе, а не завоевание уважения тех, кто должен повиноваться их требованиям. При этом постоянно подчеркивается необходимость избежать хаоса. Они не понимают, что люди достигают гораздо большего, когда находятся в атмосфере доверия. Когда есть уважение к руководителю, поскольку он уважает достоинство подчиненных, устанавливается дух товарищества, и предприятие стремительно развивается.

Бог подразумевает гораздо больше, чем просто внешнюю сторону христианской жизни. Он дал нам представление о том, как использует Свою бесконечную власть, чтобы отогревать замороженные сердца и возвращать их к бьющей ключом жизни. Нежные, как молодые травинки, наши чувства к Нему воспитываются Его способностью уважать и защищать нашу индивидуальность и свободу совести. Он использует Свою власть не для того, чтобы выстроить нас в шеренгу, а чтобы сделать способными соответствовать высокому и величественному призванию — жить как сыновья и дочери Царя.