Декабрь

1 декабря

Подражание примеру

«Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1 Петр. 2:21).

Я — заядлый музыкант. К сожалению, единственный музыкальный инструмент, на котором мне пришлось учиться играть, — граммофон. Поэтому я довольствуюсь ролью благодарного слушателя, когда через кончики пальцев моей жены из нашего пианино струится Дебюсси. Я с восторгом слушаю по радио, как большие симфонические оркестры исполняют Воан-Уильямса, Шопена, Рахманинова и Копленда. Я не раз воображал, как сажусь за клавиатуру огромного органа и заставляю стены дрожать, а зрителей — плакать.

Добьюсь ли я этого, если буду просто стоять за спиной Эдварда Пауэра Биггса (или другого великого органиста) и какое-то время наблюдать, как он играет, а потом просто «делать, как он»? Если он отлично играет кантату Баха, а я внимательно смотрю, разве я не смогу сыграть ее столь же прекрасно? Идея, конечно, смехотворная, тем более, если вы знаете, какие у меня неуклюжие пальцы.

В сегодняшнем тексте апостол Петр говорит, что Иисус является для нас примером и мы должны следовать по Его стопам. Что включает в себя подражание Христу? Означает ли это, что люди просто смотрели бы на Его жизнь, внимательно следя, как безупречно, с каким совершенным тактом Он вел Себя, и говорили бы: «Ах, право, теперь я буду просто делать то же самое».

Результат был бы почти таким же многообещающим, как и мое подражание Биггсу. Подобие Христу требует такого же упорного труда, как и занятия музыканта. Как сказал Павел: «Но усмиряю и порабощаю тело мое» (1 Кор. 9:27). Да, Дух Святой возрождает человека, его сердце исцелено Божественной любовью Христа, в нем запечатлевается образ Божий. Но все это происходит в сотрудничестве с Господом, и этот процесс назван освящением. Я могу делать добро неприятному соседу, но полюбить его мне не под силу. Однако в единении со Христом я смогу с любовью заботиться об этом соседе и других людях даже за свой счет и перенося неудобства. Я могу говорить добрые слова ближнему, но укрепить его борющуюся душу я смогу только тогда, когда моя собственная связь с Господом действительно крепка. Сам Отец оградит нас от опасностей, сделает целостными и сильными, но не размахивая над нами какой-нибудь волшебной палочкой, а вовлекая в жизненно необходимое сотрудничество с Ним в формировании нашего характера.

2 декабря

Примирение возможно!

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и том вспомнишь, что брат твои имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23, 24).

Мы, родители, часто можем наблюдать, как наши дети идут в церковь, поют гимн «Иисус любит меня», поименно молятся за членов семьи, а вернувшись домой, до слез ссорятся друг с другом. И мы задаемся вопросом, как помочь им преодолеть разрыв между словами и действиями на богослужении и решением вопросов практической жизни. Мало что более губительно для истинной духовности, чем религия, которая становится формальной и превращается в ритуал, отрезанный от целенаправленной связи с реальным миром.

Одной из величайших истин в истории спасения является то, что Бог пошел на огромную жертву, чтобы вернуть нас к Себе и примирить своенравных детей с Ним. Он послал Своего Сына в человеческом облике рассказать нам, каков Он. Своей жизнью и учением Иисус открывал человечеству Отца. А Своей смертью искупил его от вечного наказания. На кресте было совершено искупление грешника, и все человечество увидело глубины Божественной любви и доскональность, с которой Бог решает проблему греха.

Тысячи лет назад Бог дал Своему народу систему жертвоприношений животных как временное решение проблемы греха и наглядную притчу о жертве Сына Божьего. Когда люди видели, как невинная кровь проливается из-за их грехов, их мысли могли обратиться к великому акту примирения, который будет совершен Христом на кресте.

К сожалению, большинство людей утратило понимание вести жертвоприношений. Их следующим ужасным шагом было то, что они пришли к убеждению: жертвоприношение животных само по себе и есть то, чего требует Бог! Они не осознали, что жертва нужна для того, дабы приблизить их к Богу, а не Бога к ним.

Иисус пытался поднять мышление людей выше ритуала: Он связал его с реальной жизнью. В сущности, Он объяснил: «Не радуйся о примирении, пока смысл примирения не коснулся твоего сердца. Когда ты примиришься с отвернувшимся от тебя братом, тогда узнаешь больше о том, что Бог сделал ради твоего возвращения».

3 декабря

Оправдание по вере, а суд по делам

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7).

Некоторые усматривают очевидное противоречие между утверждением, что оправдание совершается по вере независимо от дел, и не менее сильным утверждением о том, что Бог будет судить людей по их делам. Так какое отношение имеют дела к спасению?

Дела верующего не вносят никакого вклада в его спасение. Они есть плод спасения, но не средство обретения спасения. В древности от Израиля ожидалось соблюдение Закона Божьего в качестве отклика любви на милостивое искупление, совершенное Богом. Для искупленного Израиля Закон был образом жизни, а не средством обретения жизни и искупления. Закон нужно было соблюдать не для того, чтобы хорошо жить здесь и сейчас или заслужить вечную жизнь в будущем. Спасенные верующие соблюдали его потому, что он становился для них образом жизни.

Если бы израильтяне оставались в рамках завета и его милостивых предписаний, то они показали бы своими делами, что живут верой в Бога, всецело уповая на Него. Силой благодати Божьей они смогли бы поступать по правде и жить. В Ветхом Завете нет и намека на то, что спасение нужно зарабатывать. Спасение уже принадлежало Израилю, а Бог объяснял им, как они могут пребывать в этом состоянии спасения (Лев. 18:5). Они не лишатся его, если продемонстрируют своими добрыми делами, что это состояние спасения не прервано их мятежным духом и поступками.

Существует только одно оправдание, которое совершается исключительно по вере и сопровождает верующего от момента зарождения веры до последнего суда, где действительность этого оправдания должна подтвердиться конкретными плодами. На суде Бог ищет оправдания и его плодов не в смысле того, что «спасает вера и дела», а в том смысле, что оправдание — это источник освященной жизни.

Разгадка взаимосвязи последнего суда и дел содержится в словах Иисуса: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7). Парадоксальная истина состоит в том, что помилованы будут милостивые. Иисус учил, что милость будет проявлена к тем, кто миловал других. А милостивые нуждаются в милости потому, что, хотя их характер и поведение очень напоминают характер Христа, они никогда не смогут полностью сравняться с Ним.

Следовательно, на суде необходимы две составляющие: (1) должны присутствовать плоды оправдания; (2) оправдание должно продолжить свою миссию прощения.

4 декабря

Противоположность законничеству

«А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет» (Гал. 3:11).

Спросите первокурсников богословской семинарии, что является противоположностью законничества, и почти каждый ответит: «Вера». Если попросить их уточнить, что это означает, они, скорее всего, объяснят: «Законничество означает зависимость спасения от заслуг человека, то есть его дел; противоположность законничеству — зависимость от совершенных заслуг Иисуса Христа».

Но некоторые христиане спрашивают: «Где в Священном Писании мы находим, что нам необходимы заслуги Христа?» Действительно, есть ли у нас доказательства того, что решение проблемы человеческого греха связано с заслугами Христа?

Прежде всего, определимся, что следует понимать под выражением «заслуги Христа». Эллен Уайт пишет: «Через заслуги Христа, через Его праведность, которая верой вменяется нам, мы должны достигать совершенства христианского характера» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 744). Заслуги Христа — это Его совершенная праведность.

Вменение грешнику праведности Христа богословы называют оправданием верою. «Ибо что говорит Писание? «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность»» (Рим. 4:3). Если Божественную праведность вменяют, ее никогда нельзя считать достижением человека; это плод Божьей благодати. Божественная праведность — праведность Иисуса Христа — это Его абсолютное совершенство, Его заслуги. Именно они вменяются грешнику, верующему в искупительную жертву Господа, и на основании этого грешник получает оправдание. «Если вы отдаете себя Ему [Христу] и принимаете Его как своего Спасителя, тогда, несмотря на все ваши грехи, считаетесь праведными благодаря Его заслугам и приобретаете характер Христа. Бог принимает вас так, как будто вы никогда не грешили» (Э. Уайт. Путь ко Христу, с. 62).

5 декабря

Он не молчит

«Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам» (Ам. 3:7).

В древней Греции зародилась интересная форма религии, известная как тайная религия, центром которой являются тайные обряды и эзотерические писания. Только особо посвященные получали доступ к самой сути поклонения и предполагаемым преимуществам. Вводились строжайшие меры, не позволяющие привилегированному меньшинству каким бы то ни было образом сообщать другим людям о скрытых доктринах. Возможно, главной мотивацией приверженцев этой религии было столь желанное волнение — наконец-то оказаться частью привилегированного внутреннего круга.

До сего дня многие люди принадлежат к тайным орденам, ложам и братствам, основанным на такой же мистике. Но в религии Иисуса Христа нет ничего подобного! В отличие от предполагаемых божеств тайных религий наш Бог ревностно стремится донести самую точную информацию до сознания Своего народа. Он не скупится, передавая драгоценную истину человеку. Именно незнание истины, отсутствие четкого представления о характере Бога и Его Царстве приводят людей ко многим проблемам.

Вместо того чтобы общаться с нами от случая к случаю, Бог часто открывался через посвященных понятливых людей, готовых передать Его весть. Библия называет их «пророками», это слово обозначает человека, говорящего от имени Бога. После того как их полномочия доказаны и сообщество верующих узнаёт, что они являются надежными каналами истины, Бог может работать через них еще эффективнее, дабы сделать известными Свои планы.

На протяжении всей истории спасения каждый поворотный момент в отношениях Бога с Его народом был отмечен служением того или иного пророка. Ной предупредил современников о грядущем великом потопе, а затем и пережил его. Моисей был вождем во время Исхода. Исайя утешал и направлял народ перед великим вавилонским пленом. Иоанн Креститель подготовил путь для Первого пришествия Христа. Все это свидетельствует о том, что Бог не желал оставить Свой народ во тьме в такие сложные времена.

Мы должны быть благодарны, что, согласно утверждению апостола Павла в послании к Ефесянам 4:11-13, пророческий дар все еще жив; он открывает величественные истины о Божьем характере. Бог не прекратил дальнейшие отношения со Своим народом во время Иоанна Богослова, но дал людям последних дней надежный канал откровения истины. В эти темные часы истории постарайтесь впитать весь свет, какой только сможете обнаружить!

6 декабря

Совершенная любовь

«Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он» (1 Ин. 4:16,17).

Существует последовательность, которая проявляется по мере того, как верующий сначала находит прощение, затем обновление жизни и, наконец, углубляющиеся отношения с Богом. Во-первых, самое важное для меня, грешника, — ощутить на себе безусловную любовь Бога и получить Его прощение. Узнав, что Он полностью принимает меня, я начинаю чувствовать себя в безопасности, достаточной для того, чтобы принимать Его советы относительно серьезных исправлений в моем мировоззрении и моем образе жизни. Когда это происходит, я все больше ценю то, Кем Он является: я воспринимаю Его мудрость как благую, Его пути — как желанные, а Его планы обо мне — как увлекательные. Я увлекаюсь общением с Ним ради Него Самого, потому что Он весь — любезность. Есть ли что-то большее?

Что сразу же привлекает ваше внимание, когда вы читаете сегодняшние тексты? Если вас все еще беспокоит, устоите ли в судный день, вы, вероятно, почувствовали прилив желания обрести дерзновение, о котором здесь говорится.

В Боге мы находимся в абсолютной безопасности; Он — олицетворение любви и наша надежда в день суда. Но есть еще нечто: Иоанн подчеркивает необходимость для христианина иметь подобие с Христом, чтобы ободрить своих читателей ввиду ожидающего их суда. Тем, которые имеют образ Судии, на самом деле нечего бояться суда. Основой надежды христианина не могут быть его собственные несовершенные достижения, а лишь непорочный характер и искупительная жертва Христа — его Спасителя.

Хотя мысли Иоанна сосредоточены на дне суда, наибольший интерес для него представляет качество жизни христианина в мире. Он, как и все другие авторы Нового Завета, не согласен откладывать достижение подобия с Христом на неопределенное будущее, но настаивает, что это подобие может уже стать действительностью. Апостол заявляет, что как Христос праведен в Его вечной сфере, так и мы должны быть праведными в своей. А достижение подобия с Христом обусловлено нашим пребыванием в Боге и Его любви.

7 декабря

Сия же есть жизнь вечная

«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа. Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Ин. 17:3, 4).

Популярная серия телевизионных рекламных роликов изображает респектабельного бизнесмена, тихо разговаривающего с другом в оживленной и переполненной людьми комнате. Он дословно излагает мнение своего биржевого маклера. Внезапно вся толпа умолкает, и каждое ухо напряженно пытается расслышать совет уважаемой фирмы. На карту поставлены важнейшие финансовые интересы, никто не хочет упустить такой серьезной информации.

Представьте себя в окружении серьезных людей, обсуждающих, что необходимо для спасения. Некоторые предполагают, что вечную жизнь можно обрести путем самопожертвования. Другие уверены, что ее даруют тем, кто следует определенным правовым постановлениям. Вы знаете, что главный эксперт в области вечной жизни, Иисус Христос, только что вошел в комнату. И хотя Он, похоже, разговаривает с Отцом, однако окружающие могут Его слышать.

«Сия же, — говорит Он, — жизнь вечная…». Вдруг всякие разговоры прекращаются. Все глаза устремляются на Него, всякое ухо силится уловить каждое слово. Большинство ожидает услышать длинную, сложную формулировку. Они ошеломлены, что все сводится к трем словам: «Да знают Тебя». Знать Бога, каков Он на самом деле, как Он был явлен через Иисуса Христа, — это жизнь вечная. Несомненно, в самом теоретическом знании нет спасения, как нет спасения и без знания.

Грех исказил и почти уничтожил образ Бога в человеке; дело Евангелия — восстановить то, что было потеряно, и в этом деле мы должны сотрудничать с Божественными силами. А как прийти в согласие с Богом, как нам уподобиться Ему, если мы не познаем Его? Христос пришел в мир именно для того, чтобы открыть нам это знание. Знать Бога — значит любить Его.

8 декабря

«Я люблю Бога!»

«Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; а заповеди Его не тяжки» (1 Ин. 5:3).

Многие христиане заявляют, что любят Бога. Кто может сказать обратное, глядя на все, что Он сделал для нас? Многие из них поют песни о своей любви к Богу и Иисусу с тех пор, как научились говорить. В тайниках своего сердца они ощущают любовь, симпатию и признательность к Богу.

Однако любовь — это не только чувство, но и принцип. Это решение воли поступать так, как приятно любимому. Вот почему Иисус сказал: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей» (Ин. 15:10). Иоанн, ученик любви, вторит Господу: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его».

Иоанн очень четко показывает, что любовь к Богу и послушание Ему, то есть соблюдение Его заповедей, взаимно обусловлены и необходимы. В конечном счете Десять Заповедей — не что иное, как истолкование двух заповедей — любить Бога и любить ближнего. «И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» — сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:35-40).

Для любящих Бога соблюдение Его требований и следование Его советам является радостью. Вот почему ученик любви утверждает, что заповеди Его «не тяжки». Более того, Сам Бог дает им силу исполнить Его Закон. «Потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:13).

Поэтому недостаточно только заявлять о своей любви к Богу.

9 декабря

«Я никогда не преступал приказания»

«Но он сказал в ответ отцу: «вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими»» (Лк. 15:29).

Какое потрясающее зрелище! С лицом, потным от хождения за волами по огромному полю под палящим солнцем, человек средних лет сообщает отцу, что всю жизнь, практически каждый день, он делает это только для того, чтобы получить что-нибудь в награду. А в ответ слышит слова отца: «Сынок, все мое — твое!»

На первый взгляд, можно было бы сказать: «Сколько напрасных усилий — годы напролет пахать, сеять, собирать урожай под жарким солнцем на неплодородной почве! А в этом не было никакой нужды. Ведь он уже все имел!»

Но настоящая трагедия еще глубже. Подумайте о сыне, все эти годы живущем в имении отца и до сих пор считающем, что отец делится своими благословениями только с теми, кто заслуживает их! Воображение рисует старшего брата, послушно отбывающего часы труда, ворчащего себе под нос из-за каждой сверхурочной минуты, угрюмо желающего, чтобы «старик успокоился» и он мог по праву наследовать его имущество. Он вспыхивает от ярости, когда вспоминает, что отец отдал половину имения беспутному младшему брату. Он обижен празднованием возвращения брата домой, ведь оно уменьшит его наследство на одного теленка.

Мотивы старшего брата настолько узки и мелочны, что Иисусу даже не нужно растолковывать это слушателям. Вместо этого Он, как всегда, описывает Отца. Хотя Отец имеет полное право разразиться потоками разоблачений такой мелочности сына, Он просто говорит нежные слова утешения. Он не возмущается гневом сына. Удивительно, но он заверяет его, что богатое имение уже его!

Признаюсь, это приносит мне большое утешение. Когда я вспоминаю, как часто обижался на Бога за то, что Он не обращал внимания на все мои тяжкие труды, а Его благодать потоками изливалась на того, кого я считал недостойным, в смущении я слышу голос Отца. Он не делает проблемы из моего заявления о том, что я якобы никогда не проявлял непослушания. Хотя Он мог бы это сделать. Отец не дает мне начать ссору из-за записей на моей карточке учета рабочего времени, хотя знает, что это не имеет никакого значения. Он просто говорит: «Присоединяйся к своему младшему брату и возвращайся домой — к сердцу твоего Отца».

10 декабря

Страх мотивирует, но…

«И поставили жертвенник на основании его, так как они были в страхе от иноземных народов» (Езд. 3:3).

В тот год Америка узнала, что Советский Союз размещает ядерные ракеты на Кубе. Я был студентом колледжа и членом большой общины, где только горстка членов приходила на молитвенные собрания в среду вечером. Президент Кеннеди потребовал переместить ракеты обратно в Советский Союз, «а то…». Мы все, казалось, знали, что означает это «а то…», и ощущали, что балансируем на самом краю последнего смертельного ядерного конфликта, который мог превратить мир в ядовитый пепел примерно за 40 минут.

Тогда молитвенное собрание собрало на 600 % членов больше. Добровольные молитвенные группы организовались по всему кампусу. Молились утром и вечером. Разговоры за столиками в кафе стали серьезными и духовными. Самый лучший евангелист не смог бы поднять более стремительного возрождения.

И ракеты были отозваны. Все вздохнули с облегчением, и жизнь вернулась в нормальное русло. Рутинные дела вытеснили молитвы. Обсуждение результатов футбольных матчей стало жизненно важной темой за столом, и молитвенные собрания снова стали посещать единицы — лишь самые верные.

Пробуждение всегда начинается во время кризиса. Но тот факт, что оно так непродолжительно, поднимает вопросы о его подлинности. Да, страх — великая мотивация, но он очень плохой учитель. Он подталкивает людей к действию, но не в состоянии придать этим действиям ни глубокого смысла, ни направленности. Страх побуждает многих людей прийти ко Христу, подобно тому, как огонь гонит их к пожарной лестнице, но он не может служить им твердой причиной остаться с Христом навсегда.

Нам не дано судить мотивы людей, это может делать только Сердцеведец Бог. Но Писание приоткрывает нечто о еврейских пленниках, возвратившихся с Ездрой восстанавливать Иерусалим: они пребывали в страхе. Отметив раздражение местного населения, они построили главный жертвенник, чтобы молить Бога о безопасности. Утром и вечером они приносили жертвы, помня свое многолетнее пренебрежение к этому служению перед пленением. Ситуация имела все признаки истинного религиозного пробуждения.

Но последующие годы показали, что многие из них в своем страхе ничему не научились. Хотя они по-прежнему с большим усердием практиковали религиозные формы, последние стали для них пустыми ритуалами, не дающими истинного знания о характере Бога, Которому они поклонялись. Истинная вера основана не на желании избегнуть стрел или мин противника, а на близких отношениях с Богом.

11 декабря

Любите ли вы ближнего?

«Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»» (Мф. 22:39).

Как вы думаете, что бы произошло, если бы все мы действительно любили наших ближних так же, как самих себя? Как мы поступали бы по отношению друг к другу? Действительно ли мы заботились бы о нуждах друг друга?

Возможно, было бы полезно рассмотреть, как большинство из людей любят самих себя. Порой кажется, что они на грани общечеловеческой эпидемии самоуничтожения, настолько накачивают себя алкоголем, наркотиками, переедают, губят себя малоподвижным образом жизни, стрессом, недостаточным сном и загрязнением окружающей среды. Они буквально тоннами поглощают таблетки от головной боли, транквилизаторы, снотворные и антидепрессанты. Они притупляют свой ум громкой музыкой, неподобающими видео- и компьютерными играми.

Хотя люди рьяно оправдывают и защищают себя и даже бросаются на тех, кто может обвинить их, есть много доказательств того, что они действительно не очень себя любят. Большинство не в восторге от своего веса, цвета волос или формы носа. Они недовольны своими личными качествами, стилем и своим прошлым. Разговоры обнажают неуверенность и полны оскорбительных выпадов на самих себя.

Как мудро было со стороны Иисуса назвать любовь к ближним, как к самим себе, второй великой заповедью, а не первой. Фактом является то, что мы не можем любить себя, пока прежде не вступим в отношения любви с Отцом. Пока мы не начнем впитывать истину о том, как Бог смотрит на нас, мы так и будем иметь очень смутное представление о самих себе. В свете Голгофского креста мы видим то высокое уважение, которое Он питает к нам. И, если мы не намерены спорить, что наше мнение о самих себе точнее, чем мнение Творца, нам нужно признать эту добрую весть.

Видеть себя как личность, созданную по образу и подобию Бога, предназначенную для вечного общения с Ним… Иисус сказал, что именно так мы должны смотреть и на наших ближних. Любить людей и заботиться обо всем человечестве означает включить и себя в этот класс. Иисус сказал, что мы должны прощать своих врагов; нам необходимо проверить, не держим ли какого-нибудь зла против самих себя. Тогда мы освободимся от эгоцентризма и начнем действительно заботиться о других — а это могущественно отражает любовь, которую Иисус проявляет к нам.

12 декабря

Дырявый кошелек

«Зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька» (Агг. 1:6).

«Куда только уходят деньги? Можно подумать, что у меня в карманах дырки! — жаловался молодой муж своей впавшей в отчаяние жене. — Мы должны научиться лучше управлять финансами».

Это сфера нашей жизни, в которой большинство из нас могло бы ориентироваться лучше. Тем не менее все методы мира не будут способствовать успешному бюджету без Божьих благословений. Израиль после вавилонского плена во дни царя Дария тоже испытывал финансовые затруднения. Бог обращался к ним через пророка Аггея: «Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька» (Агг. 1:5, 6).

Дом Господень лежал в руинах, но народ Божий был занят строительством добротных домов для себя и стремился к наживе. Они твердили: «Не пришло еще время, не время строить дом Господень» (Агг. 1:2). На самом деле это означало, что они не хотят расставаться с частью своих доходов. Они желали процветать сами, даже если это означало оставить место поклонения в руинах. Их эгоизм выказывал отсутствие посвященности Богу. Оставляя храм в руинах, тогда как восстановление его было возможно, они выражали внутреннюю удовлетворенность разрушенными отношениями с Всевышним.

Находясь вне отношений с Богом, мы не ладим с реальностью. Наша жизнь не может являть собой результаты правильного мышления, потому что человек, предоставленный сам себе, весьма ограничен в способности принимать обоснованные решения. Следовательно, естественные результаты правильного мышления расстраиваются. Часто подобное состояние Писание изображает как «удерживание» Богом Его благословений. В действительности Бог стремится научить нас жить подотчетно в рамках закона причины и следствия. Он вынужден позволить нам испытывать нехватку и нужду и не вмешивается, как нам того хотелось бы. И все же с небес звучит Его нежный искренний голос: «Тщательно обдумывайте пути ваши». Мудро анализируйте то, что происходит на самом деле.

Когда Бог находится в центре нашей жизни, у нас есть доступ к Его безграничной мудрости. Он лично раскрывает нам Свои тайны. Он благословляет нас, и мы пользуемся неотъемлемыми преимуществами, присущими открывшейся реальности — реальности дружбы с Отцом.

13 декабря

Есть ли жизнь после рождения?

«Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом» (Еф. 2:4, 5).

В газетных киосках ваш взгляд привлекают броские заголовки прессы, сообщающие о последнем образце пустяка «первостепенной важности». Почти повсеместно распространены вариации на ту же тему: «Ученые нашли новые шокирующие доказательства жизни после смерти!» Решившись прочитать эти раздутые до сенсации сказки, вы обнаружите сообщения из третьих рук — о внетелесном опыте или других ощущениях людей, побывавших на грани смерти.

Удивительно, что столь многие христиане озабочены жизнью после смерти, тогда как многим из них еще следует выяснить, есть ли на самом деле жизнь после их рождения] Иными словами, не все ли равно, что происходит после смерти человека, пока человек не уверен, что, согласно обещанию Христа, вечная жизнь определенно начинается в момент рождения свыше? Если вечная жизнь не является для нас реальностью, пока мы живы, могила ничего не изменит.

Иисус, апостолы Павел и Иоанн неоднократно говорили о новом рождении. Как еще можно назвать радикальные перемены на нравственном уровне естества человека — в интеллекте, совести, воле, чувствах, желаниях, системе ценностей, образе жизни и мировоззрении, такие радикальные, что кажется, будто жизнь началась заново? О человеке вне Иисуса Христа можно сказать «живет» только в самом простом, примитивном смысле. Это не больше, чем биологическое существование, отрезанное от всех великих вопросов и целей жизни. Это узкое, эгоистичное, полное страхов существование, когда человек буквально переходит из утробы матери в могилу.

Но единение с Христом меняет все! Мы получаем новые способности для познания и понимания духовных истин. Вместо агрессии ради защиты самих себя мы начинаем заботиться о других. Дешевые, временные удовольствия и сокровища этого мира мы теперь видим как мнимые, каковыми они и являются. Наш ум занимают великие темы и высокие цели. Даже наши личные качества, возможно, плоские или колкие вне Христа, теперь начинают отражать Личность Христа, нежную и уравновешенную.

«Новая жизнь» означает больше, чем просто хорошее поведение, ибо проблема греха гораздо глубже, чем плохое поведение. Новая жизнь — это Христос в нас, упование славы (см. Кол. 1:27).

14 декабря

Меч как решение проблемы

«Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Мф. 26:52).

Это был грузовой пикап с высоким верхом и полным приводом. Его дополняли винтовка и дробовик, установленные в раме заднего окна. Водитель выглядел примерно так же круто, как и его автомобиль. Наклейка на мощном бампере казалась особенно уместной: «Застраховано в «Smith & Wesson»». Вместо того чтобы ждать возмещения за кражу от своего страхового агента, этот водитель хотел, чтобы все знали: он полагается на оружие вышеназванного, хорошо известного оружейника и обрушит мгновенное возмездие на любого вора.

Пока я следовал за пикапом вниз по автостраде, мой разум начал прокручивать различные сценарии. А что, если у потенциального вора есть «Smith & Wesson» побольше этих двух пушек? Или он более опытен в стрельбе? Тогда водителю придется позвать на помощь своих вооруженных друзей для защиты автомобиля. А если у вора тоже есть вооруженные друзья?..

Если довести все до логического конца — вооруженные банды, разгорающиеся скандалы, пограничные стычки и крупные конфликты, это мало чем отличается от смертельной гонки вооружений, угрожающей самому существованию человечества. Каждая сторона желает всего лишь защитить то, что ей принадлежит, становясь потенциально способной причинить ущерб или уничтожить своих противников. Неудивительно, что Иисус предупреждал Петра вообще не вставать на этот путь, ибо он не ведет к желаемому результату. Сыновья Исаака и Измаила пытаются урегулировать свои разногласия мечом в течение почти четырех тысяч лет. И все эти тысячелетия Ближний Восток по-прежнему в огне, мир там очень шаткий.

Иисус знал, что никакой вопрос нельзя решить запугиванием и силой. Хотя преступников и необходимо насильственно ограничивать, а страх перед пистолетом полицейского приведет некоторых к внешнему повиновению, мы знаем, что такая сила не преобразовывает побуждения сердца. В большинстве случаев она даже усугубляет дух раздражения и враждебности.

Царство Небесное и его Царь имеют совершенно другие принципы. И если владелец пикапа в конечном счете не находится в полной безопасности со своим «Smith & Wesson», христианин со своим добрым Пастырем имеет совершенный мир в душе. Сказав Петру убрать меч, Иисус показал, что Его правление зиждется не на силе, запугивании и страхе, а на любви и самоотречении.

15 декабря

Уныние или долготерпение?

«И долготерпение Господа нашего почитайте спасением» (2 Петр. 3:15).

Действия дьявола — это большой раскачивающийся маятник. Он злорадствует оттого, что может ввергнуть людей в огонь, с одной стороны, или заставить заледенеть -с другой. Некоторые христиане слишком безразличные, их мало заботит собственный духовный рост, мало волнуют детали собственного образа жизни. Иные впадают в другую крайность: они постоянно встревожены и балансируют на грани уныния, потому что не могут достаточно быстро возрастать.

Весть, передаваемая апостолом Петром в сегодняшнем тексте, обращена ко второй группе. Если быть справедливыми, их боязнь вполне понятна. Они видят красоту характера Христа и сопоставляют ее со своими нелестными качествами. Нам близко их желание достичь целостности и радости и твердо отвернуться от любого искушения. Они отчаиваются, когда их недостатки причиняют боль окружающим, представляют Бога в ложном свете или притупляют их собственное спокойствие духа. Им ненавистно снова и снова сталкиваться с прежними внутренними проблемами, они жаждут подняться на более высокий уровень.

Проблема, однако, в том, что сатана спекулирует на самом стремлении к святости, превратив его в повод для уныния. Он превращает детей Божьих скорее в инспекторов по плодам, чем в плодоносящие деревья. То есть нас больше заботят плоды праведности, чем корень праведности. Мы оцениваем собственные успехи, сравнивая их с достижениями вчерашнего дня (или, что еще хуже, с чужими успехами), и впадаем в уныние. Все это отвлекает наше внимание от настоящей задачи — укрепления отношений с Христом и созерцания Его характера.

Уныние — это анестезия, которую использует дьявол, прежде чем вырежет у человека сердце. Для недоумевающего христианина неспособность быть подобным Христу кажется такой уважительной причиной для уныния! Тем не менее Петр говорит, что, когда Господь смотрит на нас, Он не унывает. Зная лучше нас, какой долгий путь нам придется пройти, Он все равно смотрит на нас с долготерпением. Он знает, что мы лучше всего возрастаем в условиях поощрения, а не давления.

Если мы будем нетерпеливыми по отношению к себе, в то время как Бог к нам долготерпелив, нам придется спорить с Богом! Нам придется настаивать на том, что наше мнение о самих себе более точное, чем мнение Бога. К счастью, мнение нашего Отца — единственное, что имеет значение!

16 декабря

Единство Отца и Сына

«Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению» (Ис. 53:10).

Как-нибудь в соответствующей обстановке откройте современный перевод Библии и из книги пророка Исайи прочитайте вслух отрывок о Страдающем Рабе. Начните с Ис. 52:13 и вдумчиво читайте, анализируя всю 53-ю главу. Читая это потрясающее пророчество о жизни и служении Иисуса Христа, обратите внимание, в частности, на роль Отца в драме спасения.

Заметьте, что именно Отец «возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53:6). И поразитесь этому. Бесконечно милостивый план, в рамках которого наши отступления должны быть возложены на Иисуса, — это план, разработанный и осуществленный Отцом и Сыном. Это необходимо подчеркивать, пояснять и повторять снова и снова, поскольку широко распространено мнение, что Иисус принес Себя в жертву с целью умилостивить Отца.

Великий ученый-реформатор Джон Кальвин считал, что совершенная жертва Христа привела к тому, что теперь «на небесах благосклонный Отец, а не Судья». То есть целью служения Христа было заставить Отца измениться по отношению к нам, стать любящим, а не осуждающим. Благодаря Иисусу Отец якобы вынужден проявить искупительное отношение к нам. Результатом такого понимания, конечно, является то, что мы смотрим на Иисуса как на убежище от Отца, а не путь к Отцу. Хоть я восхищаюсь большей частью трудов этого великого реформатора, меня тревожит, что подобное видение Небесного Отца получило широкое признание.

На кресте Бог Отец отдал Своего Сына для искупления человечества. Когда Иисус испустил дух и оказался во власти второй смерти, Отец терпел боль разлуки с Сыном не меньшую, чем боль, перенесенную Иисусом от разлуки с Отцом. Вместе Они создали план искупления человека, вместе его вершили. Вместе излили на человечество выражение величайшей любви, когда-либо известной вселенной. Вместе Они показали, что Бог всегда был любящим Отцом! Мы любим Иисуса не за умилостивление Бога, а за откровение Бога.

17 декабря

Бог взывает к разуму

«Кто мудр, чтобы разуметь это? кто разумен, чтобы познать это? Ибо правы пути Господни» (Ос. 14:10).

Никогда не бывает так, чтобы все соответствовало истине, когда редакторы словарей берутся делать богословские заявления. Возьмем, например, определение слова «вера»: «Беспрекословное убеждение, которое не требует проверок или доказательств».

Меня беспокоят, конечно, не редакторы словарей: они просто отображают, как то или иное слово используется широкой публикой. Мое недоумение связано с тем, что так много христиан настаивают на использовании этого самого определения веры применительно к христианскому опыту. Они считают, что просить доказательств и задействовать интеллект означает подрывать веру. Они вполне довольны христианством, которому необязательно иметь смысл, и думают, что знак их преданности Богу — верить тому, что не касается разума. Это даже привело некоторых к подозрительности по отношению к религиозным принципам, требующим размышления.

Но Иисус был бы неудовлетворен таким определением веры. Он много сделал для того, чтобы дать людям множество доказательств, на основании которых они могли бы строить веру, и не хотел бы, чтобы они отмели их в сторону. Иисус считал верой любовь к Богу, доверие Богу и восхищение Богом. Единственная возможность для человека так относиться к Богу — это познать Его. В таком случае служение Иисуса заключается в том, чтобы представить доказательства, Каков Его Отец на самом деле. Его свидетельства обращены к способности думать и рассуждать, которую Сам Бог даровал нам.

Если Бог приглашает нас: «Придите — и рассудим» (Ис. 1:18), разве мы не должны ожидать, что предлагаемый Им образ жизни тоже будет требовать рассуждения? Когда ум человека просвещен Святым Духом, расширен для осмысления духовных реалий в процессе рассуждения, тогда в христианстве открывается невероятно красивый смысл. Например, любовь к врагу (которую Иисус ожидает от нас) не будет иметь вообще никакого смысла для эгоистичного человека, заблокированного в желании получить для себя все, что только возможно. Но для человека, ищущего блага для всего человечества, любовь к врагу — это самый обезоруживающий шаг, какой только может иметь человек.

Осия призывает мудрых и проницательных людей признать, что пути Божьи правы и в них есть невероятно ясный смысл. Разве нам не следует доверять такому Богу?

18 декабря

Руки милости

«Тяжело мне очень, но пусть лучше впаду в руки Господа, ибо весьма велико милосердие Его, только бы не впасть мне в руки человеческие» (1 Пар. 21:13).

Давид пошел против ясного Божьего повеления: он провел перепись населения Израиля. Опасаясь военной силы окружающих языческих народов, он сосчитал воинов собственного народа, словно хотел еще раз удостовериться, что его армия способна противостоять натиску врага. Иоав, полководец всей армии, пытался отговорить Давида от этого намерения. «И сказал Иоав: да умножит Господь народ Свой во сто раз против того, сколько есть его. Не все ли они, господин мой, царь, рабы господина моего? Для чего же требует сего господин мой? Чтобы вменилось это в вину Израилю? Но царское слово превозмогло Иоава» (1 Пар. 21:3,4).

Давид знал Бога. Многие годы он жил верой в Его мудрость и силу. Когда он понял, что сделал зло, связав обеспечение безопасности с человеческой армией, а не с Господом, он тут же раскаялся. «Я поступил очень безрассудно», — сказал Давид Богу (1 Пар. 21:8).

Бог знал, что Давиду необходимо дать шанс вновь проявить веру в Него. Он послал Давиду весть: «Три наказания Я предлагаю тебе, избери себе одно из них, — и Я пошлю его на тебя… Избирай себе: или три года — голод, или три месяца будешь ты преследуем неприятелями твоими и меч врагов твоих будет досягать до тебя; или три дня — меч Господень» (1 Пар 21:10-12). Поскольку Давид знал Бога, знал, что Его справедливость всегда приправлена милостью, он ответил: «Пусть лучше впаду в руки Господа, ибо весьма велико милосердие Его, только бы не впасть мне в руки человеческие» (1 Пар. 21:13).

Семьдесят тысяч из народа Давида умерли от язвы, которая прокатилась по земле, но Бог вмешался и остановил ее смертельный натиск. Если бы Давид избрал второе наказание, то языческие воины уничтожили бы намного больше израильтян, они продолжали бы свое пагубное дело без сожаления и милости. Давид сделал мудрый выбор — впасть в Божьи руки, которые он так хорошо знал, — руки, полные милости.

19 декабря

Что ты делаешь с истиной?

«Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем» (Лук. 15:22).

«Я не хожу на молитвенные собрания, — смущенно призналась женщина, — потому что не хочу слышать истины, за которые понесу ответственность. Если я не буду знать, что должна делать, то не могу считаться виновной, если не делаю».

Хотя честность открытого признания женщины похвальна, но ее богословие трагически ущербно. К сожалению, она имела такое смутное представление о Боге, что не хотела и слышать, что Он собирается ей сказать о той прекрасной жизни, которую предлагает. В ее глазах христианская жизнь была лишь списком тягостных обязанностей. Если бы эта женщина правильно понимала образ жизни в Иисусе как наполненный высокими преимуществами и возможностями, она использовала бы малейший шанс, чтобы узнать больше.

Люди, о которых Иисус говорит в сегодняшнем тексте, были похожи на эту женщину. Воспитанные в строго религиозной среде, они думали, что им все известно о требованиях Бога. Из контекста понятно, что им эти требования тоже не нравились. Они соблюдали необходимый минимум, чтобы «протиснуться» в Царство, но не были заинтересованы узнать больше. Фактически они были настолько закрыты для всего, связанного с Богом, что предпочли столкнуть Иисуса со скалы, изгнать из города и пригвоздить ко кресту, лишь бы не слышать Его слов.

Интересно, но Иисус не винит их. Он знал, каким ограниченным было их понимание религиозных вопросов. Ему было известно, что религиозные вожди просто перегружали людей бременами неудобоносимыми, угрожали страшными последствиями, если они не выполнят всего предписанного, а затем уходили, не предлагая помощи в несении тяжелого бремени. Иисус не винил этих людей. Если человек придерживается ложных взглядов, не зная ничего лучшего, его нельзя обвинять.

Но вот для них зазвучала весть Иисуса. Они не слышали, чтобы Он возлагал тяжкие бремена на их усталые плечи. Напротив, Он раскрывал перед ними добрые истины о мудром и любящем Отце, знать Которого означает любить Его. Многие часами слушали, как Иисус объяснял возвышенные истины, в которых нельзя было обнаружить изъянов.

Пилат задал ключевой вопрос: «Что же я сделаю Иисусу, называемому Христом?» (Мф. 27:22). Если человек отвергает истину, когда она во всей красоте засияла перед ним, если отказывается от милосердного Иисуса Христа, это равносильно гибели.

20 декабря

Козел отпущения

«И возложит Аарон обе руки свои но голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых, и все преступления их, и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню» (Лев. 16:21).

Господь учил Свой народ пониманию плана спасения через символическое служение в святилище. Он заповедал им разные формы жертвоприношения животных, и все они указывали в будущее — на жертвенную смерть Христа на кресте. Но в Лев. 16 вводится новый удивительный элемент. Устанавливается церемония празднования Дня искупления. Она символизирует события конца великой борьбы. Удивительно здесь то, что в церемонии задействованы два животных вместо одного. Бросают жребий, и один из козлов назначен «козлом для Господа». Как и раньше, его приносят в жертву, он указывает на жертву Христа.

Но другой козел является козлом отпущения, и люди ясно понимали, что он прообраз сатаны. Этот козел находился во дворе скинии, в то время как первосвященник входил во Святое святых. Там первосвященник образно собирал все грехи раскаявшихся грешников, перенесенные в святилище в течение всего предыдущего года. Затем священник брал на себя все эти грехи, выходил из святилища и, возложив грехи на козла отпущения, отсылал его в пустыню, где тот погибал.

Перспектива будущих событий, которую открывает эта важнейшая церемония, свидетельствует, что в решении вселенской проблемы греха Бог имеет дело с гораздо более губительными последствиями, чем те, с которыми сталкиваются отдельные грешники. Когда израильтяне видели, как священник (прообраз Христа) возлагает руки на голову козла отпущения, они становились свидетелями Божьего обещания, что однажды все будут знать: за грех ответственный сатана.

21 декабря

Непонятное чудо

«В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь» (Деян. 9:36).

Говорят, что замена главного руководителя корпорации, заболевшего или ушедшего в отставку, стоит от 250 000 до 500 000 долларов. Это объясняет, почему крупные компании уделяют так много внимания сохранению здоровья руководителей. В этом усматривается здравый финансовый смысл.

По причинам гораздо более веским, чем финансовые, ранняя Церковь бережно относилась к своим руководителям, трудящимся для Господа. Кем можно было бы заменить апостола Павла или Иоанна Богослова, даже если иметь немалые деньги? Их мудрость, их духовная зрелость были очень ценны.

Исходя из этого, кажется, что Петр предложил довольно оригинальный подход к проблеме потери работника. Когда Тавифа, совершавшая важное служение в Церкви, заболела и умерла, он отправился в ее дом, помолился над ее телом и вернул ее к жизни! Каким бы поразительным ни было данное чудо, я часто недоумеваю, почему это было совершено над относительно неизвестной женщиной, но никто не оказал той же услуги самому Петру. И почему Петр не воскресил какого-нибудь важного проповедника или автора Евангелия, чтобы тот мог продолжить служение?

Петр совершал это не по своей собственной инициативе, он получал указания от Бога. А Бог видит то, что мы часто упускаем из виду. Можно предположить: верующие в Иоппии нуждались в свидетельстве того, что Бог находится среди них и действует для укрепления их веры. Но я подозреваю, что, возможно, имелась еще одна причина, почему Тавифа была возвращена к жизни. Ее можно найти в описании того, как она прожила свою жизнь, полную дел любви и проявления заботы о ближних.

Именно тогда, когда жизнь людей представляет собой потоки живой любви, они наиболее действенно отражают характер Бога. Мир научился доверять делам людей в повседневной жизни больше, чем любым словам. Тавифа оказывала мощное влияние на весь город, свидетельствуя в пользу Бога. Вернув ее к жизни, чтобы ее свидетельство продолжало украшать Церковь, Бог хотел показать, насколько важен ее дар для Его дела. Это должно научить нас по-новому ценить тех тактичных, кротких, часто никому не известных святых, чей уход может не попасть в заголовки газет, но заставит плакать бедных и нуждающихся. Такие слуги Бога открывают жизненно важные истины о Нем!

22 декабря

Кто же обвинитель?

«И услышал я громкий голос, говорящий но небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братии наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь» (Откр. 12:10).

Представьте себе, что вы только что познакомились с двумя людьми. Один из них — человек явно высоких принципов, живущий практически безупречно. Вы знаете, что он никогда не опускается до совершения зла, но и не терпит зла со стороны других, если знает о нем. Второго можно описать как сомнительного типа, человека с подозрительным прошлым и непонятными намерениями. Вполне может быть, что он не в ладах с законом.

Не оценивая системы их ценностей, было бы интересно рассмотреть такой вопрос: в чьем присутствии вы скорее всего чувствовали бы себя виноватым или достойным осуждения? Кто из них вызывал бы у вас ощущение, что вы не смогли бы оправдать его ожиданий? Будь у вас самих полное ошибок прошлое, которого вы стыдились бы, в чьем присутствии находили бы больше принятия и понимания?

Нам трудно избавиться от мнения, что праведные люди любят осуждать, а неправедные ищут того, кто был бы рядом с ними в их страданиях. Некоторые христиане придерживаются тех же выводов, когда думают о двух великих противниках в великой борьбе. Они подозревают, что Святой Бог нетерпим и жестко обвиняет грешных людей. И, наоборот, поскольку сатана не терпит никакого добра, их крохотные поползновения на праведность не позволят ему выдержать сравнения с ними.

Сатана крайне успешно склонил некоторых людей разработать богословие, которое приписывает Богу качества характера Его противника и роль обвинителя. Дьявол всегда злорадствует, когда люди шарахаются от Бога и примыкают к нему. Между тем он не покладая рук выполняет свою зловещую работу — сокрушает израненных грешников обвинениями. Костлявый палец осуждения и неприятия — именно на руке богопротивника. Господь же имеет прекрасный план для исцеления Своего народа. Призывая людей прийти к Нему, Он охотно обещает всем желающим вернуться: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37).

23 декабря

Делая добро, да не унываем

«Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем» (Гол. 6:9).

К удивлению многих своих одноклассников, юноша с добрым христианским характером связался со скандальной лживой молодой особой. Вскоре они вместе занялись деятельностью, которая окончательно подорвала и доверие их родителей, и их собственную чистоту. Казалось, это так не похоже на него, учитывая его прежние духовные предпочтения.

Несколько недель спустя юноша объяснил, что случилось. «Я просто устал быть человеком с принципами, когда так много других людей наслаждается приятным падением. Я устал говорить «нет», когда все остальные говорят «да». Я устал, что от меня ожидают жизни в соответствии с высокими идеалами. Это дорого обходится, требует эмоционального напряжения. Мне просто хотелось быть с кем-то, кто ничего от меня не ждет».

Библия говорит, что «путь же беззаконных жесток» (Притч. 13:15), а «стезя праведных как светило лучезарное» (Притч. 4:18). Это истина, но почему же так утомительно ходить путями добра? Почему Павлу пришлось предостерегать нас от «усталости»? Почему столь многие из христиан узнают себя в молодом человеке, который просто заявил, что слишком устал идти дальше? Не следует ли нам усомниться в себе, задав себе вопрос, обращены ли мы вообще?

Мы должны помнить, что Павел был реалистом. Хотя он знал о величии хождения высокими путями Божьими, ему было известно, что большинство людей не сразу привыкают к разреженному воздуху вершин. Он знал: хотя христианин направил шаги к новой вечной стране, он все еще будет испытывать внешние и внутренние искушения. Нужно время, чтобы христианский характер созрел, дабы научиться ценностям нового Царства и отделить себя от ориентированности на одобрение прежних друзей.

Некоторые из истинных радостей послушания даются гораздо сложнее, чем временные радости потакания себе; наш ум должен научиться смотреть на полную картину. Сам Иисус напомнил нам, что растение растет в несколько этапов, начиная с крошечного семени. Мы действительно пожнем, согласно Павлу, если не ослабеем. Наш Бог не ведет Свой народ тяжелыми тупиковыми тропами.

24 декабря

Разве плохо просить знамения?

«И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение» (Мк. 8:12).

Девушка была очень серьезна. Она говорила об отложенной помолвке с юношей, с которым познакомилась в колледже. «Мы молимся о знаке от Бога, чтобы точно знать, действительно ли мы должны вступать в брак». Пока я взвешивал их просьбу, в моей памяти всплыли слова сегодняшнего текста.

Три дня большая толпа людей слушала слова Учителя. Многие пришли издалека. Глядя на них, Иисус сжалился. Он знал, что некоторые просто упадут, если их отпустить домой голодными. Он взял несколько хлебов и рыб и накормил ими несколько тысяч человек. Вскоре после этого пришли фарисеи. Они попросили знамения с неба. Иисус глубоко вздохнул и сказал: «Для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение».

Почему? Есть ли зло в том, чтобы просить знамения? Гедеон просил дважды, и Бог дал ему именно то, чего он желал. Езекия получил знамение, о котором просил. Когда Ахаз был царем Иудеи, Бог сказал и ему: «Проси себе знамения у Господа, Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте» (Ис. 7:11). Ахаз отказался, и Бог Сам назвал пророческое знамение (см. Ис. 7:14).

Позвольте заметить, что просьба дать знамение может быть попыткой уклониться от необходимости думать и рассуждать. А Бог в Своей мудрости желает, чтобы мы развивали и то, и другое. «Имея вокруг себя такое облако свидетелей» (Евр. 12:1), сегодня мы меньше нуждаемся в сверхъестественных проявлениях знаков воли Божьей. Его желание в том, чтобы наши чувства навыком были приучены к различению добра и зла (см. Евр. 5:14). Люди, думающие о браке, должны внимательно рассмотреть свою совместимость, семьи друг друга, темперамент и образ жизни друг друга, равно как и заявленные жизненные цели, а не искать, чтобы какое-то внешнее событие послужило свидетельством мнения Бога по этому вопросу. Господь, несомненно, будет давать молодым людям специальные знаки (отметьте, пожалуйста: не один знак) Своего одобрения или неодобрения их брака, поэтому им надо быть очень внимательными, чтобы различить эти знаки. Но просить особенного знака и ориентироваться на него в решении столь судьбоносного вопроса, как брак, опасно.

25 декабря

Приходите! все давно готово!

«Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти» (Мф. 22:2, 3).

Представьте, что вы получили личное приглашение от известного губернатора на совместный обед. Ваше волнение быстро превращается в ужас, когда вы думаете о своей скромной одежде, недостаточно хороших манерах, маленьком словарном запасе и теме разговора. Вы сомневаетесь, что составите приятную компанию. Думая, что гостю будет более приятно ваше общество, если вы будете «соответствовать», вы просите об отсрочке и начинаете аварийную программу самосовершенствования.

Между тем месяцы превращаются в годы со скоростью беговой дорожки, а вы все еще сомневаетесь, что у вас достаточно достоинств для принятия приглашения. Ваше внимание полностью переключается на собственные характеристики, пока вы не теряете сам смысл предполагаемого общения, которое гость хотел разделить с вами. Утвердившись во мнении, что общение будет возможно только тогда, когда станете подходящей кандидатурой, вы разрушаете возможность этих отношений, которые сами по себе уже сделали бы вас подходящими.

Через годы ваших неимоверных усилий соответствовать роли друга губернатора вы вдруг с великим огорчением узнаете, что этот вельможа ценит вас как личность и для него совсем не важны ваши манеры держаться в обществе. И что самое потрясающее: для совместного обеда с губернатором вам давно приготовлен самый дорогой изысканный костюм.

Притча Иисуса Христа о брачном пире говорит приблизительно следующее: если к дружественным отношениям с Христом вы подходите с позиции ваших собственных достоинств, отношения будут разрушены, но не потому, что Иисус отвернется от вас, а потому, что вы никогда не будете чувствовать себя достаточно достойными, дабы откликнуться на Его приглашение. Думая, что Иисус требует от нас заслуг, то есть чтобы мы пришли на Его брачный пир в своей одежде, и лихорадочно готовя ее, мы теряем возможность драгоценных отношений с Царем вселенной. Мы прячемся за дверью, боясь войти в Его присутствие, якобы несущее нам осуждение.

Но послушайте самую добрую весть, которая сегодня звучит для вас и для меня: все уже давно готово для совместного брачного пира! Для вас специально приготовлена сверкающая свадебная одежда — праведность Христа, Его заслуги. Примите ее и смело отправляйтесь на пир!

26 декабря

Бог достоин доверия

«Доведу ли Я до родов, и не дам родить?» (Ис. 66:9).

«Он никогда не хотел на мне жениться! Он просто хотел посмотреть, как далеко я пойду!» — с печалью говорила женщина подруге. Хотя сама только что обманом вынудила младшую сестру сделать за нее работу, пообещав отвезти ее в город, когда та закончит. Причем это обещание она и не собиралась сдерживать.

Мы живем в мире разбитых надежд и невыполненных обещаний. «Игра в жизнь», похоже, полна обманов и иллюзий. Многие люди становятся циничными, другие впадают в уныние, третьи упорно хитрят. Эта трагедия разбитых и очерствевших сердец вызывает невыразимую печаль в сердце Господа Иисуса Христа, Который всегда верен. Он хочет заверить нас в доброте Своих намерений относительно нас, но из отношений с окружающими мы вынесли настороженность, которая превращает нас в недоверчивых и подозревающих.

Не задаетесь ли вы втайне вопросом, собирается ли Бог когда-нибудь исполнить все, что обещал? Заинтересован ли Он во мне, скромном человеке? Познавая Иисуса, мы начинаем понимать, что Он абсолютно надежен. И Его обещания так же надежны, как Он Сам, ибо, в сущности, в каждом данном обещании Он предлагает нам Себя.

Наш сегодняшний текст — один из моих любимых; он говорит именно об этом. «Доведу ли Я до родов, и не дам родить?» Христос слишком добр, чтобы взрастить наши надежды и потом просто разбить их вдребезги, выясняя, будем ли мы по-прежнему верить в Него! Хотя иногда кажется, что жизненные ситуации доказывают именно такой подход с Его стороны, мы все же можем быть уверены, что это не так. Мы живем в мире, изуродованном грехом. В силу Его уважения к свободе каждого человека многое происходит в результате выбора других людей и не является ни Его волей, ни нашей собственной. Но Его мудростью, милостью и всемогуществом даже эти обстоятельства он обращает нам на добро.

Когда приходит разочарование, мы можем быть уверены, что последнюю главу истории земли еще предстоит написать. Мы можем оставаться бесстрашными в наших устремлениях и непобедимыми в достижении нашей цели. У нас есть преимущество — мы знаем, что когда-нибудь вся стесненность этой жизни пройдет. Лично я просто в восторге от этой перспективы!

27 декабря

Из рабов в друзья

«Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Лук. 15:15).

В отношениях с господином раб ограничен очень отчетливым взаимодействием. И это не самое завидное взаимодействие! Господин имеет неограниченную власть над жизнью раба, распоряжаясь каждым его шагом. Господин имеет право наградить за послушание и наказать за неповиновение.

Поэтому раб смотрит на хозяина в первую очередь со страхом и подобострастием. Он не ожидает, что тот откроет ему душу — свои мысли и цели. Он уверен, что хозяину и в голову не придет поделиться своими сокровенными мыслями с такой незначительной личностью, как раб.

Отношения «господин — раб» существуют исключительно для блага господина. Не подразумевается, что рабу будет от них какая-то выгода. Для раба это положение бесчеловечное и унизительное. Вряд ли можно уважать господина, навязавшего такое положение другому человеку. И все же почти все без исключения люди, к которым обращался Иисус, воспринимали Бога как сурового Господина, а себя как жалких рабов. Они считали себя запертыми в отношения «господин — раб», даже не смея подвергать сомнению их правильность из-за опасения, что Господин будет недоволен.

По этой причине Иисус осмелился призвать Своих слушателей разжать тиски этих неправильно понятых отношений. Хотя в то время они просто не могли уловить смысл сказанного Им, Он приглашал их вступить в отношения дружбы с Богом. В доказательство серьезности Своих намерений Он напомнил им о том, как искренен был Он Сам, делясь с ними богатейшими сокровищами Своей истины, Своих намерений, Своих желаний, чего никогда не бывает в отношениях господина и раба!

Друзья смотрят друг на друга с взаимным уважением, при этом каждый желает другому самого лучшего. Помните, что Сам Творец вселенной обращается к Своим пораженным грехом созданиям, говоря: «Я не хочу, чтобы вы пресмыкались передо Мной, как запуганные рабы. Хочу, чтобы мы радовались друг другу, как друзья, чтобы Мне и дальше открывать вам чудесные истины о Боге».

Дорогой читатель, слышишь ли ты, как сегодня Христос зовет тебя выйти из рабского гнета и обрести радость Его дружбы?

28 декабря

Давать друг за друга

«И прости нам долги наши, кок и мы прощаем должникам нашим» (Мф. 6:12).

«Прости меня, пожалуйста!» Бесчисленное множество раз мы слышим эти слова и произносим их сами. Их говорят с явным намерением поправить отношения, но они редко приводят к ожидаемым результатам. Число распавшихся семей и испорченных отношений растет. Почему?

Может ли быть так, что большинство людей хотят избежать боли чужого осуждения, но без попыток прямо и конструктивно решить вопросы, вызвавшие боль или отчуждение? Когда прощения ищут только как способ очиститься от вины, это фактически исключает исцеление отношений. Именно здесь происходит отчаянная борьба людей, захваченных на «ничейной территории», где спорные вопросы оказываются неприкосновенными: «Я же просил у тебя прощения, не поднимай эту тему снова!»

Таким образом, зачастую вину перекладывают на того, кому причинили боль, поскольку он не может с готовностью ответить прощением своему обидчику, который «выполнил свой долг». Послушайте: прощение — это не то, что мы делаем стиснув зубы. Оно рождается в исцеленном сердце. А самостоятельно исцелившихся сердец на планете Земля нет! Только исцеляющая любовь Бога может сделать нас достаточно целостными, чтобы прощать других, даже если они причиняют нам вред.

Бог не ожидает, чтобы мы мастерски овладели какой-нибудь благочестивой формулировкой; зная это, мы свободно можем приносить Ему нашу неспособность прощать обидчиков. После двух предложений о прощении в молитве Господней прорывается восклицание: «Избавь нас от лукавого!»

Бог хочет, чтобы мы признали существующую дилемму и нашли выход! Нам необходимо спасение от греха и его разрушительных последствий в нашей жизни, а именно — нашей отчужденности от исцеляющей любви Отца. Бог прощает нас, чтобы и мы могли от всего сердца простить друг друга.

29 декабря

«Христианские» конформисты

«И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего» (Рим. 12:2).

Наставление Павла не сообразовываться с миром — прекрасный материал для проповеди. Я и не перечислю всех проповедников, построивших свои проповеди вокруг предостережения против злых соблазнов века сего.

Однако совсем недавно я уловил, что Павел озабочен здесь не только этой проблемой, но и чем-то более глубоким, чем контраст между мирскими ценностями и системой ценностей Царства Христова. Что-то еще поднимается на поверхность, когда он противопоставляет два слова — «сообразуйтесь» и «преобразуйтесь», ибо он ведет речь не только о ценностях человека, но и о том, как он к ним подходит.

Человек сообразующийся — это тот, кто не имеет внутренней силы убеждения или цели, но более всего хочет быть принятым окружающими людьми. Чем подвергаться риску быть отвергнутым, он просто перенимает общепринятые ценности или поступки. Он сообразуется с ценностями группы, которая обещает самое некритическое приятие. Подобное может происходить и в группе христиан.

Но это не Божий метод делать людей христианами. Так полностью пренебрегаются глубокие процессы сердца — преобразование самых фундаментальных ценностей и установок через единение с Христом Иисусом. Упускается из виду факт, что истинный христианин — это тот, кто побеждает свою ветхую природу, кто обрел внутреннюю защищенность через общение с Божественным Другом. Приспособленец, напротив, — образец незащищенности.

Мы должны честно признать, что многие из нас склонны быть сообразующимися христианами. Наша томительная неуверенность в себе, наше настойчивое желание стать частью группы, наш страх быть отверженными настраивают нас перенимать «приемлемое» поведение и позиции наших друзей.

Насколько бы высоко Отец ни ценил доброе поведение, Он не хочет, чтобы мы перенимали его из страха перед отвержением. По этой причине Его главная весть заверяет нас в безусловной любви и принятии. Он желает освободить нас от необходимости сообразовываться, чтобы мы могли принять ценности Его Царства по исключительно правильным мотивам.

Только преобразованные христиане смогут распознать волю Божью и понять, что она «благая, угодная и совершенная» (Рим. 12:2). Христос желает указать нам на разумный, свободный, мирный и гармоничный подход к послушанию!

30 декабря

Конец нашему замешательству

«Пал, пал Вавилон…» (Откр. 18:2).

Оживленная толпа, незнакомая улица. Недавно вы расстались с другом. И теперь решили попытаться вернуться к месту, где в последний раз были с ним. «Извините, — спрашиваете вы человека, которому, по-видимому, знакома эта местность, — вы не подскажете, как попасть в…?»

«Конечно!» — отвечает он. Но, следуя его рекомендациям, вы так и не находите нужного места. Спрашиваете еще кого-то и запутываетесь еще больше. Неожиданно вы слышите знакомый голос, зовущий вас по имени. И вновь рядом с другом вы прокладываете путь сквозь толпу и наконец попадаете домой.

Этот мир — большая толпа, а жизнь — путь весьма неопределенный. До нас доносится противоречивая информация о том, как добраться туда, куда нам нужно. Мы не только потеряли из виду нашего лучшего Друга, но даже не уверены, что Он нам друг! Все, что мы слышим о Нем, лишь умножает в нас тревогу. Когда Он зовет нас, мы реагируем настороженно и недоверчиво. И в конце концов оказываемся в нашем личном Вавилоне — замешательстве, которое держит нас вдали от Него. И до тех пор, пока мы остаемся в стороне от Него, наше путешествие по жизни остается опасным и неопределенным.

Разве Бог отвернулся с отвращением, говоря: «Что ж, они не идут, когда Я зову… Сами и виноваты в том, что потеряны»? Нет! Он не обижается на наше замешательство. Он не осуждает нас за неправильные представления о Нем. Он просто подходит ближе, смешиваясь с нами в толпе, шагает рядом, минуя один темный переход за другим. Он не пытается принудить нас идти Его путем, но спокойно разговаривает с нами. Постепенно мы начинаем понимать, что Его верность нам — настоящая, Его любовь — неизменная. Мы чувствуем, что Он заинтересован в нас, а не просто выручает из затруднительного положения.

Благой Отец призывает нас выйти из нашего замешательства в понимание того, Кто Он такой. Нам не нужно сторониться Его. Совсем не обязательно вкушать горестные последствия отчуждения — духовную тьму, эмоциональный голод, угасание способностей. Нет необходимости страдать от чувства вины и угрызений совести.

Мы вполне можем восклицать от радости: «Пал, пал мой собственный Вавилон великий!»

31 декабря

Окончательное слово

«И поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца, говоря: велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (Откр. 15:3).

В тот великий день, когда святые получат Царство, будет столько всего, о чем захочется спеть! Воссоединение с друзьями, совершенные тела, конец всякого напряжения, дивная гармония природы. Как легко будет запеть о радости, о блаженном мире и новых способностях.

Но Писание говорит, что одна песнь будет самой главной. Это не будет песнь, сочиненная каким-нибудь музыкально одаренным ангелом, распечатанная в большом количестве и распространенная среди искупленных — пусть заучивают и репетируют. Это будет свободно льющаяся песнь, рожденная из опыта самих искупленных. Действительно, в ней есть строки, которые только искупленные смогут оценить в полной мере.

Это песнь, адресованная только Богу, вдохновленная и посвященная Тому, Кто будет признан единственным достойным хвалы. Она называется «песнь Моисея и Агнца», поскольку отображает опыты великого избавления из духовного Египта — рабства греха.

Недавно я беседовал с человеком, который твердо убежден в теории предопределения: Бог просто выбирает определенных людей, чтобы сделать их объектом Своей благодати, а другим назначает быть погибшими. «Это просто еще один из многих непонятных портретов Бога, — вздохнул он, — и нам просто придется с этим жить. Но если Бог так желает — это достаточная причина считать такое положение дел «правильным». Кто мы такие, чтобы задавать вопросы?»

Как я счастлив поклоняться Богу, Который однажды в ближайшее время откроет для рассмотрения всей вселенной всякое Свое действие и всякое решение, которое Он принял в долгих стараниях вернуть Свой народ. И вселенная воскликнет: «Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! праведны и истинны пути Твои, Царь святых! Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои» (Откр. 15:3,4).