Февраль

1 февраля

Полнота удовлетворенности

«Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6).

Мы созданы не для бессмысленного существования. Мы сотворены по образу Божьему. Чтобы потерять человеческий облик, нужно сознательно идти против этого высокого призвания. И пусть мы рождаемся в мире, противящемся Божественным принципам, Бог вложил в нас непреодолимое стремление к чему-то лучшему.

Мы сажаем цветы возле своих домов, но не для того, чтобы укрепить фундамент. Нам нравится столовое серебро и чистые простыни. Мы не очень рады безвкусной, неаппетитно приготовленной пище, какой бы полезной она ни была. Нам известно, и наука подтверждает: если пища употреблена без удовольствия, она усваивается организмом хуже, чем пища, принятая с удовольствием.

Мудрый Бог знает, что мы никогда не будем счастливы с религией, обеспечивающей только основы — правовой статус в небесных обителях, без полностью восстановленной дружбы с небесными существами. Это похоже на заключение брачного договора ради получения гражданства какой-нибудь страны, но без реальных супружеских отношений. Такой брачный договор позволит вам въехать в страну, но чем обернутся последующие дни и годы жизни с незнакомцем?

В каждом человеке предусмотрено все для очень тонкой настройки. Человеческий потенциал поразителен! Тем не менее мы так часто соглашаемся на ничтожно малое. Мы, кому суждено было разделить престол Бесконечного, не пытаемся подняться выше. Сегодняшний текст высказывает благословение тем, кто постоянно стремится к горнему.

Обратите внимание: блаженны не просто «алчущие и жаждущие», но «алчущие и жаждущие правды» (праведности — буквальный перевод). Чувство собственной недостойности делает сердце голодным и жаждущим праведности, и такое желание не останется неудовлетворенным. Те, в чьих сердцах есть место для Иисуса, ощутят Его любовь. Все, кто жаждет уподобиться характером Богу, будут удовлетворены. Дух Святой никогда не оставит без помощи душу, созерцающую Иисуса. Он «берет» от Христа и передает этой душе. Если взор постоянно обращен на Христа, действие Духа продолжится до тех пор, пока в душе не отобразится Его образ.

Чистая любовь расширит душу, сделает ее способной достигать новых вершин, углубит познание небесных истин, исполнит всей полнотой Божьей.

2 февраля

Счастье Божьей реальности

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7).

Обычно люди проявляют милосердие только к тем, кто слабее. Это подводит нас к самому основному вопросу: что такое милосердие? Могу ли я предложить такое определение: милосердие означает, что вы не позволите действиям другого человека разрушить вашу дружбу с ним. Такое понимание дает человеку возможность сохранять с вами отношения, даже если он скомпрометировал дружбу. Это означает, что человек для вас ценнее, чем его сиюминутный неблаговидный поступок, и вы готовы просчитать шаги к исцелению ваших отношений. Милость — это служение восстановления отношений до должного уровня.

Бог относится к нам взвешенно, ибо понимает нашу нужду — чувствовать себя в безопасности в Его присутствии. Он хорошо знает, как мы склонны прятаться от Него. Дабы нам не было так страшно, Он объясняет, что решил не по делам нашим относиться к нам. Удивительное преимущество дано нам: мы можем относиться к окружающим таким же образом. Самое поразительное в том, что это работает!

Человеческое сердце по своей природе холодно, эгоистично и жестоко. Когда оно проявляет милосердие и прощение, это исходит не от него самого, а благодаря действию Духа Божьего. Милосердные и милостивые причастны Божескому естеству, и Божественная любовь проявляется в них. Их сердца в постоянном согласии с Источником бесконечной любви, поэтому они стремятся не судить ближнего, а спасти.

Когда бедная, несчастная, жалкая жертва греха взывает о помощи, христианин не спрашивает, достойна ли она этой помощи, но ищет, как бы лучше помочь ей. В самом жалком и самом презренном человеке он видит только душу, для спасения которой однажды умер Христос. На детей Божьих возложена обязанность помочь таким душам примириться с Богом.

3 февраля

Вера и видение

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).

Когда кого-то сильно любишь, разлука почти убивает. И вот наступает прекрасный день, когда вы снова видите друг друга. Достаточно понаблюдать за встретившимися парами в аэропорту, чтобы понять, какое это счастье.

Наша любовь к Богу заставляет нас ожидать славного дня, когда мы сможем вечно пребывать с Ним. Есть только одна деталь, которая может поубавить наш пыл. Мы должны быть чисты сердцем… В город Божий не войдет ничто нечистое, его обитатели уже здесь должны стать чистыми сердцем.

Однако слова Иисуса: «Блаженны чистые сердцем» имеют более глубокий смысл. Благословляемые Христом должны быть чисты не только в том смысле слова, как мир его понимает, то есть свободны от всего плотского, от всякого вожделения, но и верны в самых сокровенных намерениях души, свободны от гордости и самолюбия, смиренны и бескорыстны, как дети. Не замирает ли от этого сердце? Кто из нас может утверждать, что хотя бы немного приблизился к этому идеалу?

Примеси в воде делают ее мутной. Примеси в стекле могут сделать его непрозрачным. Так же обстоит дело и с человеческим сердцем. «Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его? Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его» (Иер. 17:9,10).

Наши сердца больны, но у Бога есть лекарство: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:17). Жертва Иисуса предложена каждой душе для очищения от скверны греха. «Кровь Иисуса Христа… очищает нас от всякого греха» (1 Ин. 1:7).

Но, более того, христианин имеет великое преимущество вступить в новые отношения с Богом как своим Спасителем, и, познавая красоту и чистоту Его характера, стремится отразить Его образ в своей жизни. Он познает Его как Отца, желающего обнять Своего кающегося сына, и сердце его наполняется неописуемой радостью и благодарностью. Он познает Творца в делах рук Его, в красоте природы и всей вселенной. Еще яснее видит он откровение Его милости и благодати в Священных Писаниях. Прекрасные облагораживающие истины о характере Бога, явленные в жизни, учении и смерти Христа, изменяют характер человека. Познавая истину, он становится причастником Божеского естества.

4 февраля

Великий миротворец

«Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9).

О, если бы я был ангелом и владел ангельским языком! Вероятно, тогда я сказал бы следующее:

«Я поражен вечной любовью Бога к вам, земляне! Ежечасно Он терпит боль вашего безучастия к Его нежным мольбам. Терпит ради вас! Иногда Бог поручает мне сделать что-то очень осязаемое для вас, чтобы открыть вам, как сильно вы нужны Ему.

Когда Люцифер (известный вам как сатана) обманом убедил Адама и Еву, что Бог пытается помешать им в достижении высот их потенциала, все Небо плакало. То же он однажды говорил и нам. Некоторые из моих лучших товарищей поверили ему. Увидели бы вы их сейчас. Они борются между собой за самые низменные преимущества.

Бог обходился с восставшими ангелами максимально учтиво. Это должно было им о чем-то сказать. Но такое отношение Бога они восприняли как равнодушие к ужасному расколу, который они здесь учинили. Вы тоже порой думаете так же. Вы, как и они, не понимаете, что Бог решает эту проблему. Он возвращает мир во Вселенную, но так, как никто из нас поначалу и не подозревал.

Божий путь установления мира не в том, чтобы уничтожить саму возможность войны. Он удаляет воинственные желания. Он знает: если вы чувствуете нужду в защите, то занимаете оборонительную позицию. Если вы чувствуете себя отвергнутыми, вашей первой реакцией будет отвержение отвергающего. Он понимает: узнав, что вас принимают, вы начинаете принимать окружающих.

Что трогает наши сердца? То, что мы ясно видим: Его отношение к вам — не ради эффекта! Оно действительно таково, каков Он Сам, таковы и Его чувства к вам. Он знает, как вы уязвимы. Он не осуждает вас! Никогда! Но некоторые из вас просто не хотят верить в это, обрекая себя на жизнь в условиях обороны.

Однако мы все здесь полны надежды. Когда Иисус жил среди вас, вам было легче поверить Богу. Он послал Иисуса изменить ваше мнение о Боге. И это действительно происходит! Вы все больше и больше становитесь похожими на Его сыновей и дочерей! И если вы творите мир в своем окружении Божьими методами, то будете наречены сынами Божьими».

5 февраля

Наше гражданство

«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:10).

Если бы единственными формами преследования были темницы и смертная казнь, нам было бы проще избежать душевного страдания. Смысл и переживание сегодняшнего текста в том, что большинство из нас думает, будто к нашей жизни это не имеет никакого отношения.

Во времена, когда Иисус говорил эти слова, присутствие римских солдат делало жизнь еврейского народа порой просто невыносимой. Конечно, Господь хотел утешить израильтян. Но как насчет вас и меня? Много ли нам известно о жестоких преследованиях, если мы, конечно, не живем в странах, где исповедовать христианство запрещено или, по крайней мере, политически непопулярно?

Я думаю, что все слова Иисуса были сказаны по главной причине: Он хотел явить нам Отца. Несомненно, сидя на склоне холма, обращаясь к множеству людей, Он произносил только тщательно обдуманные слова. Кроме того, Господь знал, что мы с вами будем размышлять над ними в нашем сегодняшнем мире, и Он хотел этого.

Подумайте вот о чем: Бог снова и снова открыто заявляет нам о Своем желании, чтобы мы восстановили правильные отношения с Ним. Именно дружба с Ним делает нас способными жить ответственно и подотчетно. Кто отказывается убедиться, что это действительно абсолютная истина, тот стремится доказать свою правоту. Один из способов сделать это — избавиться от доказательств обратного. Для достижения своей цели нужно не только избавиться от верующих, еще лучше выставить ответственные и обоснованные решения верующих безответственными и необоснованными.

В данном случае срабатывает очень тонкий подход. Неверующий муж сердится, поскольку его жена-христианка не приготовила вовремя ужин. Вообще-то его меньше всего заботит время ужина, этим он упрекает ее в безответственности! В другой ситуации неверующая жена с сарказмом критикует выбор места отдыха (выбирал муж-христианин). Если бы не он со своими предложениями, она сделала бы все намного лучше. Ее подлинный мотив — представить мужа слабовольным и неразумным!

Сквозь века до нас доносятся слова Иисуса: «Мужайтесь! Здесь, на земле, вы учитесь жить в Царстве Отца вашего». Цените простые истинные пути Бога. Жизненные переживания — ваши лучшие учителя. Благодарите Иисуса за это!

6 февраля

Преображение через принадлежность Богу

«Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение» (Иол. 3:12).

Многие, прочитав этот текст, через десять секунд помнят только перечень качеств, которые, как известно, должны отобразиться в христианской жизни. «Я действительно должен стать более сострадательным», возможно, скажут одни. А другие примут твердое решение стать такими и будут прилагать к этому все усилия. Нужно ли это? Несомненно! Но начинать нужно не с этого.

Апостол Павел представляет иную логическую последовательность. Ему было хорошо известно, что не наши качества характера устанавливают отношения, а отношения воспитывают качества характера. Мощный призыв Павла обозначает наше место в этих отношениях. С точки зрения Бога, мы — Его «избранный народ, Его собственность, Его возлюбленные». Является ли наше собственное мнение о себе более надежным источником, чем Его мнение?

Этот принцип достаточно очевиден на человеческом уровне! Почему же для нас он размыт на Божественном уровне? Прочитайте любую книгу по семейным отношениям и проверьте, что психологи говорят о том, как дети становятся любящими, уверенными, защищенными и терпеливыми людьми. Практически все авторы сходятся в одном: родители должны любить их постоянно, разумно и безусловно. Любой родитель, который использует эмоциональную дистанцию как форму наказания, разрушая тем самым связь «родитель-ребенок» ради сиюминутного поведения ребенка, будет только усугублять проблему. Попросите ребенка описать противоположность прощению, и его ответ сведется к слову «осуждение». Осуждение же подавляет рост личности.

Разве Бог понимает меньше человека? Стал бы Он прибегать к менее эффективным методам восстановления и взращивания нас до зрелости, чем используемые мудрым родителем? О, если бы мы могли осознать, как сильно мы любимы! С какой силой это осознание исцелило бы нас.

Люди, которые любимы, ходят с высоко поднятой головой, потому что внутри у них сформировано стойкое чувство собственного достоинства и благородства, чувство безопасности, позволяющее дерзать и быть смелым. Бог удовлетворил их собственные нужды, и они протягивают руку для удовлетворения нужд других людей, делая это с состраданием, добротой, скромностью, деликатностью и терпением.

О, как сильно Бог любит нас!

7 февраля

Кто служил первым?

«Ибо кто больше: возлежащий или служащий? не возлежащий ли? А Я посреди вас, как служащий» (Лк. 22:27).

У Иисуса был выбор: Он мог прийти на землю либо как правитель и главнокомандующий, либо как смиренный слуга. Будь выбор за нами, мы, наверное, проголосовали бы за роль правителя хотя бы из соображений эффективности. Он мог бы привлечь больше внимания, быстрее организовать Своих последователей и был бы более подробно описан в исторических документах.

Всем известно, что Иисус избрал роль слуги, но знаем ли мы почему? Это объясняется тем, что Иисус желал показать нам, каков Бог, дабы мы следовали Его примеру.

Иисус пришел на землю, чтобы открыть нам Отца и Его отношение к истерзанным грешникам. Он знал, что никаким другим путем не донести истину более точно, чем служением неутомимого Слуги людским нуждам.

Хотя Небесный Отец действительно обладает всякой властью, всеми полномочиями и может управлять галактиками, не эти качества Он использует в отношениях с грешниками. Пожелай Он предстать пред нами во всем величии, это уничтожило бы нас, но не исцелило.

Пришествие Иисуса иллюстрирует решение, принятое Им еще до основания мира: Победителем в этом сражении будет не тот, у кого превосходящая огневая мощь, а Тот, у Кого самая точная и покоряющая сердца истина.

Мы так часто говорим о служении Богу, что начинаем считать служение чем-то таким, что направлено только к Нему. Невероятная правда заключается в том, что служение начинается в сердце Бога. Он первый нам послужил. В ночь, когда Иисус, опоясанный полотенцем, склонился перед учениками, омывая их ноги, Он показал миру одну из самых основных характеристик Отца. Другими словами, он засвидетельствовал: «Если вы видели Меня омывающим ваши ноги, то знайте: таков и ваш Отец».

8 февраля

Задавать трудные вопросы

«Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками» (3 Цар. 10:1).

Царица Савская прибыла в Иерусалим, чтобы испытать Соломона трудными вопросами о Боге Израиля. Народы, окружавшие Израиль, дивились мудрости его правителя, и тем самым превозносилось имя живого Бога. Твердо решив понять причины такого успеха и процветания, царица Савская разыскала царя Израиля и «сказала ему все, что было у нее на уме». Библия говорит: «И объяснил ей Соломон все слова ее, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей» (3 Цар. 10:3).

В этой истории есть нечто удивительное. Здесь представлен Бог, Который так убедительно привлекателен. Соломон выказал полную открытость для любых вопросов, какие царица могла бы задать о Боге. И открытость эта иллюстрирует Бога, ждущего наших вопросов и желающего ответить на них!

Нет нужды бояться, что Бог может обнаружить в нас некоторую неустойчивость чувств к Нему. Если Он убедится, что у нас в голове все еще крутятся сомнения на Его счет, то не осудит нас: «Как вы можете сомневаться во Мне?», а попросит рассказать все о себе, чтобы затем ответить на все наши вопросы. Ни один из вопросов Он не посчитает неуместным или слишком трудным.

Скажите откровенно, разве у вас не было вопросов, которые вы не осмеливались высказать из страха быть непонятым в церкви? У меня были. Иногда даже в молитве я старался избежать трудных вопросов, давивших на сердце. Не потому ли, что я боюсь продемонстрировать даже малейшие признаки неверия, ибо это будет неприятно Богу? Или, может быть, я боюсь столкнуться с самим собой? «У меня не должно быть никаких вопросов, я должен доверять. Я должен быть благодарен; мне следует больше славить Бога…»

Да, мы должны уповать и верить, что Бог абсолютно предан цели научить нас жить в подлинной реальности. Нам нужно научиться разрешать вопросы, возникающие в разуме, в сердце и в реальной практической жизни. Вспомните пророка Аввакума и множество его откровенных вопросов, представленных Господу. Вспомните готовность Правителя вселенной ответить на эти вопросы. Он называет Себя нашим Другом, бережно поднимает нас, чтобы мы могли наслаждаться с Ним непринужденным общением, какое только может быть между настоящими друзьями. От всего сердца благодарите за эту дружбу, зная, что Он с удовольствием ответит на все наши вопросы! Доверяя Ему, мы воздаем Ему хвалу.

9 февраля

Суетливые христиане

«Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10:41, 42).

Нет сомнений: Марфа была хорошей женщиной. Религиозным людям нравилось быть с ней рядом, они никогда не подвергали сомнению ее искренность и набожность. Но эти славные люди, прихожане церкви, были не столь проницательны, как Иисус. Я не берусь судить мотивы Марфы, это под силу только Богу, но она очень похожа на некоторых современных христиан, портрет которых мне хочется написать.

Эти люди пытаются произвести на Иисуса впечатление, усердно заботясь о своих ближних. Им хочется быть уверенными, что Он заметил искренность их набожности. Они хотят, чтоб у Него сложилось самое хорошее мнение о них. Одним словом, они — законники. Законники же всегда суетятся потому, что никогда не уверены, добились ли своей цели.

Но еще более показательным признаком природы религиозности этих людей является их отношение к «сестре Марии». Видите ли, человек, исполненный тревоги о том, на каком счету он у Бога, не может понять тех, кто радостно и спокойно сидит у ног Иисуса. Законник уверен, что «Мария» не принимает религиозные вопросы всерьез. Если бы «Мария» серьезно относилась к греху, она бы присоединилась к «Марфе» в ее озабоченной суете, чтобы тоже доказывать свою праведность. Позвольте представить мое любимое определение законника. Законник — это человек, имеющий навязчивый страх, что кто-то где-то хорошо проводит время.

А «Мария» действительно хорошо проводит время! Она наслаждается сердечной дружбой с Христом, все сильнее любя Того, познание Которого и есть жизнь вечная. Иисус говорил о реальном вознаграждении, когда сказал: «Часть, которая не отнимется у нее». На дружбе основывается глубокая безопасность, особенно если Друг постоянен в Своем отношении к нам. Но когда мы прилагаем всевозможные усилия, чтобы заработать эту дружбу, нас будет преследовать постоянное беспокойство.

Сказав, что Марфа суетится «о многом», Иисус говорил не только о фасоли и картошке. Законник живет в постоянном страхе, беспокоясь, что все его добрые дела могут вызвать неодобрение и неудовольствие Бога, если они не выполнены безукоризненно.

Я несказанно рад, что Иисус сказал: есть нечто лучшее!

10 февраля

Радостный дар человеку

«И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мк. 2:27, 28).

Мне нравится представлять лицо Иисуса, говорящего эти слова ученикам. Я уверен, что Его лицо выражало Его чувства. Я представляю себе затаившуюся в уголках рта улыбку, как бы спрашивающую: «Готовы ли вы к этому? Вам это понравится!»

А тон его голоса: он был мелодичным и добродушным, чтобы ум слушателей открылся для этой драгоценной истины. Вы думаете, суббота — это ритуал, которым вы делаете одолжение Богу? Вы все поняли неправильно. Мой Отец Сам любит одаривать Своих друзей. Этот день — подарок для вас!

Однако суббота была настоящим бременем для фарисеев! Они пытались произвести впечатление на Бога усердным соблюдением всевозможных правил. Согласно словам Иисуса, Его Отец настолько близко принимает Свой народ, что даже назначает ему особый день, дабы провести вместе незабываемое время. Из всего, что Бог может сделать для блага Своего народа, нет большего благословения, чем Его личное общение с ним.

Подумайте, чему Бог мог бы посвятить Свое время? Он, в конце концов, ответственен за всю вселенную. Тем не менее Господь не считает жертвой со Своей стороны выделить из Своего загруженного графика седьмую часть каждой недели исключительно для Своих друзей. (Нам иногда кажется, что это мы жертвуем нашим напряженным графиком, чтобы сделать Ему одолжение, соблюдая субботний день!).

Если бы мы могли в полной мере осознать заявление Иисуса, тогда вместе с Давидом воскликнули бы: «Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» (Пс. 8:5). Этот вопрос заслуживает ответа. Понимание того, на что идет Отец, дабы вкусить радость общения с Его творением, должно донести до нас следующее: наше общение с Ним приносит удовлетворение и радость Его сердцу.

Сам Иисус установил празднование субботнего общения. Вот почему Он называет себя «Господином субботы». Празднуйте вместе с Ним!

11 февраля

Бог принял меня!

«Он, придя, обличит мир о… правде… что Я иду к Отцу Моему» (Ин. 16:8, 10).

В ситуации, когда некая пара проживает раздельно, хороший консультант постарается примирить их, помогая каждой из сторон увидеть и понять точку зрения другой. С этой целью он станет посредником между ними, вставая на место то одной, то другой стороны. Таким мягким попеременным замещением консультант позволяет обиженным сторонам преодолеть враждебность и страх, не сталкиваясь друг с другом напрямую.

В нашем отчуждении от Бога Иисус — Посредник. Бог сделал первый шаг в нашу сторону, сказав, что не держит против нас зла. Павел писал: «Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» (2 Кор 5:19).

Богу не нужно менять отношение к нам! Всеми возможными путями Он дает нам знать, что принимает нас. Иисус стал Человеком и отправился в присутствие Отца, но не для того, чтобы переубедить Его, а чтобы мы могли убедиться, каким будет ответ Отца.

Нельзя при этом забывать, что Иисус имеет Божественную природу. Приходя к нам, Он открывает Бога как сердечного, прощающего, принимающего и жаждущего восстановить дружбу с нами. «Видевший Меня, — сказал Иисус Своим ученикам, — видел Отца» (Ин. 14:9). Он — милосердный Бог.

В любом случае выигрываем мы! И окончательным доказательством принятия нас Богом является то, что Иисус, наш Представитель, находится сегодня в присутствии Отца. Мы можем быть абсолютно уверены, что наши отношения восстановлены. Иисус вознесся к Отцу и был принят Им! Неудивительно, что Иисус позже говорит о времени, когда снова будет с нами: «И в тот день вы не спросите Меня ни о чем» (Ин. 16:23). В этом больше не будет необходимости, мы будем едины с Отцом!

12 февраля

Как стать волевым христианином

«Со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Флп. 2:12, 13).

Представим себе большую диаграмму с тремя четко обозначенными положениями. Эти три позиции отображают три этапа нашей христианской жизни.

Начните снизу, в левом нижнем углу страницы (это позиция 1), и назовите ее «эгоистичная воля». Здесь представлены дохристианские ценности. Это независимая, своевольная природа мятежника. Многое здесь объяснять не нужно, мы все там были.

Далее нарисуйте линию (например, дугу), направленную в крайнюю правую часть страницы, и отметьте там «позицию 2». Назовите ее «никакой собственной воли». Это позиция христиан, которые с сожалением и раскаянием вспоминают дни своей независимости от Бога. С абсолютной искренностью они клянутся никогда не выходить за пределы воли Божьей. На вопрос, что им хотелось бы сделать, они отвечают: «Моя воля — ничто. Мои желания не имеют значения, я должен заставить себя выполнять волю Бога!»

Для всех, находящихся на данном этапе, любая мысль о следовании собственному желанию возвращает болезненные воспоминания о жизни до встречи с Христом, и они отгоняют эти мысли. Послушание для них означает покорное слепое следование желанию Бога, исключая вообще какие-то собственные желания. Бог в данном случае дает начало всем планам и предписаниям. Интересно, что в таком случае Бог, а не человек несет ответственность за происходящее!

Еще раз воспользуйтесь маркером и нарисуйте линию, направленную к центру верхней стороны страницы. Отметьте там «позицию 3». Дайте этой позиции название «Освященная воля». Она представляет позицию зрелого христианина, чьи ценности и цели были вдохновлены Христом. Такой человек действительно имеет ум Христов. Он, к своему восторгу, находит, что его самое большое желание совпадает с тем, чего от него ожидает Иисус.

Бог рассматривает «позицию 2» исключительно как переходную. Он не хочет ни мыслить, ни делать выбор за нас. Скорее, Он хочет снабдить нас всем необходимым, чтобы мы могли мыслить самостоятельно и нести ответственность за свои решения.

13 февраля

Споры о Боге

«Надлежало ли вам быть лицеприятными к Нему и за Бога так препираться?» (Иов 13:8).

В книге Иова мы встречаемся с четырьмя очень религиозными людьми. Один из них, Иов, оказался в центре целой серии необъяснимых трагедий. Трем его богобоязненным друзьям это казалось знаком, что Бог наказывает Иова за какое-то вопиющее зло. Они пытались уговорить его, чтобы он все исправил. Если бы им только удалось заставить его признаться в содеянном! Они считали, что от них требуется объяснить Иову характер Бога, поскольку, по их мнению, сам он этого не понимал. Но Иов просто не понял друзей. Вместо благодарности он назвал их жалкими утешителями! (См. Иов 16:2).

Дело в том, что у Иова была потрясающая вера в Бога. Все внешние доказательства его правильных отношений с Богом исчезли, и все же он знал: Бог не таков, как утверждали его друзья. В сегодняшнем тексте Иов бросает друзьям вызов: «Надлежало ли… за Бога так препираться?» Другими словами, примете ли вы то, Кем является Бог на самом деле? [Знаете ли вы вообще, кто Он? Как можно спорить о Нем, если вы даже не понимаете Его?]

Иов знал, каков Бог, несмотря на сложившиеся обстоятельства. «Если бы душа ваша была на месте души моей, — сказал он своим друзьям, — я мог бы так же говорить… ополчался бы на вас словами и кивал бы на вас головою моею, подкреплял бы вас языком моим и движением губ утешал бы» (Иов 16: 4, 5).

Хотя Иов испытывал приступы страшной слабости, а иногда даже произносил слова отчаяния, он всегда обращался к Богу и никогда — против Него. Послушайте: «О, если бы я знал, где найти Его, и мог подойти к престолу Его! Я изложил бы пред Ним дело мое и уста мои наполнил бы оправданиями» (Иов 23:3, 4). Он знал, что Бог справедлив! Он не боялся говорить с Ним о своих проблемах, чувствах и мыслях.

«Узнал бы слова, какими Он ответит мне, и понял бы, что Он скажет мне. Неужели Он в полном могуществе стал бы состязаться со мною? О, нет! Пусть Он только обратил бы внимание на меня!» (Иов 23:5, 6).

Был ли Иов прав? Друзьям его Бог сказал: «Вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иов 42:7).

14 февраля

Получить благословение Божье

«И сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих …Благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему» (Быт. 9:25-27).

Несомненно, у Бога есть неисчерпаемые благословения, которые Он хочет сделать доступными для людей. Но не всегда понятно, как эти благословения могут стать нашими. Обратите внимание на пророчество Ноя о своих сыновьях. Под влиянием Божественного вдохновения Ной предрек будущее трех великих народов, которые произойдут от его трех сыновей — родоначальников человечества. Неблаговидный поступок Хама свидетельствовал о том, что в его душе уже давно исчезло сыновнее почтение к отцу; его поведение открыло испорченный, нечестивый характер. Порочные наклонности продолжали развиваться в его сыне Ханаане.

С другой стороны, почтение, проявленное Симом и Иафетом к своему отцу, а следовательно, и к Божественным установлениям, обещало более светлое будущее для их потомков.

Потомки Ханаана опустились до самых низких форм язычества. Хотя, согласно пророчествам, они и должны были стать рабами, но исполнение этого проклятия откладывалось в течение целых столетий. Господь терпеливо переносил их нечестие, развращенность, пока они не переполнили меру Божественного долготерпения. Затем они утратили свою независимость и стали рабами потомков Сима и Иафета.

Пророчество Ноя не было вызвано чувством негодования или неприязни. Оно не определило характер и судьбу его сыновей. Его пророчество указывало на последствия той жизни, которую каждый из них избрал, и на то, к чему они могли прийти, развив в себе соответствующие черты. Пророчество свидетельствовало о Божьем намерении относительно сыновей Ноя и их потомков, обусловленном их характером и поведением.

С другой стороны, как щедро была вознаграждена почтительность Сима к своему отцу. Какая выдающаяся плеяда святых мужей принадлежит к этому роду! «Господь знает дни непорочных… и потомство его в благословении будет» (Пс. 36:18-26).

15 февраля

Удивительная любовь

«Ибо ток возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы веяний, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан. 3:16).

Так возлюбил Бог. Слово любовь в современном понятии совершенно не отображает глубину заботливого интереса, выраженного греческим словом агапе. Любовь является выдающимся, превосходящим другие качества Творца по отношению к Его созданиям. Она представляет собой руководящую силу в Божественном правлении. «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8).

Иоанн говорит о себе как об «ученике, которого любил Иисус», то есть любил выдающимся образом. Причина заключалась просто в том, что Иоанн более любого из его собратьев-учеников подчинялся влиянию совершенной жизни Иисуса и в конечном счете стал понимать и отражать совершенство этой жизни более полно, чем они. Поэтому Иоанн был более других учеников способен оценить величину Божественной любви и объяснить ее своим ближним.

Мир. Любовь Божья охватывает все человечество, весь мир, но непосредственно она приносит пользу только тем, которые откликаются на нее. Чтобы быть вполне эффективной, любовь требует взаимности. Но любовь Божья охватывает как отвергающих ее, так и принимающих. Никто из погибших не сможет обвинить Бога как не любящего их. Утверждать, что Бог предопределил некоторых на погибель независимо от их личного выбора — значит заявить, что Он не любит их. Это означает бесчестить Его как поступающего несправедливо и возложить на Него ответственность за их выбор.

Отдал. Любовь подлинна только тогда, когда находится в действии. Любовь Бога к грешникам привела Его к тому, чтобы отдать все, что Он имел, ради их спасения. В этом сущность любви — пожертвовать собой ради других.

Всякий. В любви Бога нет никакого ограничения, нет никого, кому бы Он произвольно отказал во благах спасающей благодати. Для спасения имеется лишь одно условие — вера во Христа и добровольное сотрудничество с Ним. Именно солнечное сияние Его любви смягчает жестокие сердца, возвращает отошедших от истины и превращает грешников в святых.

16 февраля

Открыть для себя, что Бог нас принял

«И потом пойду к царю, хотя это против закона, и если погибнуть — погибну» (Есф. 4:16).

Храбрая Есфирь! Ее мотивы были выше эгоистичных интересов, и она предстала пред мужем-царем, чтобы просить за жизнь своего народа. Без личного приглашения явиться к царю означало сразу же обречь себя на смерть. Оказывается, если бы она не обрела благоволения царя, он не протянул бы к ней скипетр.

История повествует, что царь был рад видеть Есфирь! Он был готов не только выслушать ее просьбу, но даже разделить с ней свое царство. Говорит ли это вам что-нибудь о Боге?

Мы не можем заработать благоволение Бога. И нет никакого способа, позволяющего нам приблизиться к Нему в соответствии с каким-либо правилом, «потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть» (Рим. 3:20). Правила сами по себе осуждают нас!

Мы должны помнить, что между Есфирью и царем не было активных отношений — отношений любви, свойственных браку. Приглашения прийти к нему следовало ожидать довольно-таки долго. Теперь же, когда она предстала перед ним во дворце, он повел себя с ней, как со всеми остальными, — как правитель Мидо-Персидской империи.

Все это, однако, не имеет большого значения, потому что его ответ был продиктован любовью. «Когда царь увидел царицу Есфирь, стоящую на дворе, она нашла милость в глазах его» (Есф. 5:1). Она была ему не чужая, она была его женой, и он протянул к ней символ своей власти в знак не осуждения, а благоволения.

Бог — великий Правитель вселенной. Во Христе Он называет Себя нашим Женихом. Он простирает к нам благоволение не потому, что мы смогли исполнить Божественные требования, но благодаря Господу Иисусу — нашему Поручителю, исполнившему эти требования. Он протягивает к нам скипетр Своей власти и предлагает нам Свое Царство.

«Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:32).

17 февраля

Чистые линзы

«Ток да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16).

Мой друг Чак работает над гигантским научно-исследовательским проектом. В массивных зданиях, содержащих потрясающе дорогостоящее оборудование, выдающиеся люди пытаются воспроизвести процесс, происходящий внутри Солнца: высвобождение энергии за счет атомного синтеза.

В этом проекте крошечная мишень разрушается энергией огромного лазерного луча, сфокусированного с помощью множества необычных линз. Линзы изготовлены из специально разработанного пластического материала, предназначенного конкретно для работы на лазерном энергетическом уровне. Одна из обязанностей Чака — обеспечивать безупречную чистоту сотен линз всякий раз, когда мишень обстреливается. Если хоть на одной из них найдется крошечная пылинка, произойдут две вещи: прежде всего пылинка будет рассеивать свет, мешая ему достигнуть цели. Несколько крупиц пыли заметно сократят эффективность проекта в целом. В этом случае, чтобы добиться реакции синтеза в мишени, потребуется еще больше энергии лазерного излучения.

Но куда более серьезной проблемой является то, что пылинка, мешающая свету проходить через линзу, преобразует световую энергию в тепловую. Тепловое воздействие оставляет на линзе крошечное черное пятно. В следующий раз, когда та же невероятно сильная вспышка света попадет на эту линзу, крошечное пятно встанет на пути еще большего количества света, от чего образуется еще больший дефект. Совсем скоро одна-единственная вспышка света мгновенно уничтожит линзу.

Фрэнсис Ридли Хейвергал в своем гимне говорит, как христиане воспринимают самих себя: «Я — прозрачная среда для распространения Твоей славы». Очевидно, она читала об ангеле из 18-й главы книги Откровение, который осветит своей славой всю землю. Понимая, что слово «слава» относится конкретно к характеру Бога, автор гимна показывает: Бог хочет использовать Свой народ как канал для излития такой неоспоримой истины о Себе, чтобы ею можно было охватить всю землю.

Я думаю, что Бог тоже очищает «линзы» по указанным выше причинам. Он желает, чтобы Его милостивый характер стал известен без каких-либо искажений через людей, которые носят Его имя. И, возможно, в этой аналогии есть некий намек на то, что упорные мятежники будут уничтожены тем же сиянием, которое принесет радость праведникам.

18 февраля

Убедительная сила Иисуса

«И дивились учению Его, ибо слово Его было со властью» (Лн. 4:32).

Христу был чужд противоречивый, непонятный язык книжников, полный мистицизма, отягощенный нелепыми формами и бессмысленными требованиями. Его учение было истиной, отвечавшей потребностям сердца. Оно было простым, ясным и понятным.

Христос обращался к людям на понятном им языке. Скромный, не имевший никакого образования бедняк мог через веру в Него воспринять самые высокие Божьи истины. Никому не нужно было обращаться к ученым мужам за разъяснением смысла слов Христа. Он не смущал невежественных людей загадочными умозаключениями, не пользовался непривычными и учеными словами, о которых они не имели никакого понятия. Величайший Учитель, Которого когда-либо знал мир, был предельно точен, прост и практичен в Своих наставлениях.

Практические истины, которые Он изрекал, обладали убедительной силой и приковывали внимание народа. Вокруг Него пребывало множество людей, дивившихся Его мудрости. Манера, в которой учил Иисус, соответствовала величию провозглашаемых Им истин. Там не было извинения нерешительности, никакой тени сомнения или неуверенности, будто все может быть иначе, чем Он возвестил. Он говорил о земном и небесном, о человеческом и Божественном с непререкаемым авторитетом, и люди «дивились учению Его, ибо слово Его было со властью».

Иисус провозгласил Себя Мессией, но народ не принял Его, хотя видел Его чудные дела и дивился Его мудрости. Почему же истина, исходящая из уст Учителя, была отвергнута народом? Он не отвечал представлениям людей о Мессии. Их научили, что пришествие Избавителя будет сопровождаться земной пышностью и великолепием, поэтому они мечтали о том, как под власть «Льва из колена Иудина» иудейский народ вознесется над всеми народами мира. С такими понятиями они не были готовы принять смиренного Учителя из Галилеи, хотя Он пришел именно так, как предсказывали пророки. Его не распознали как «Истину», «Свет мира», хотя Он говорил так, как никто не говорил до Него.

19 февраля

Бог есть любовь

«Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8).

Пытаясь более полно познать Бога, исследуйте 13-ю главу Первого послания к Коринфянам, учитывая сегодняшний текст Писания. Поскольку Бог есть любовь, мы с уверенностью можем использовать Его имя вместо слова «любовь». Послушайте, что в таком прочтении говорит о Нем знакомый нам отрывок:

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а Бога не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею Бога, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а Бога не имею, нет мне в том никакой пользы. Бог долготерпит, милосердствует, Бог не завидует, Бог не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Бог никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится. Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан. А теперь пребывают сии три: вера, надежда, Бог; но Бог из них больше».

Недостаточно сказать, что Бог творит дела любви. Бог и есть любовь! В сегодняшнем тексте Бог не выступает против нас с обвинениями, а утверждает истину, чтобы мы могли познать Источник любви. Его цель — привести нас к осознанию того, что Он полностью нас понимает. Он знает наше прошлое, наше воспитание, образование, наши недостатки и мечты. Причем это знание обильно приправлено Его любовью. Вне любви Он о нас не мыслит!

Бог желает, чтобы и мы Его понимали. Но Ему известно, что этого не случится до тех пор, пока мы не будем полностью уверены, что в Нем мы в безопасности.

20 февраля

Что делать на небесах

«И будут строить домы, и жить в них, и насаждать виноградники, и есть плоды их… и избранные Мои долго будут пользоваться изделием рук своих» (Ис. 65:21, 22).

Иисус пообещал Своим друзьям, что приготовит дворцы для всех искупленных. Удивительно знать, что наше появление в Новом Иерусалиме не застанет никого врасплох и там все предусмотрено для удовлетворения наших нужд.

Но, к сожалению, у некоторых появляется мысль, что на небесах Бог будет делать за нас все, что нужно, а мы будем лишь наслаждаться неким заслуженным отдыхом от всех обязанностей. Бог будет строить, мы будем жить. Бог будет сочинять музыку, а мы ее петь. Бог будет писать стихи, мы будем их декламировать. Бог будет творить, мы — наблюдать. «В конце концов, — как утверждают некоторые, — Бог справится со всем гораздо лучше нас».

Но желает ли Сам Бог пребывать там, где полно благодарных зрителей? Будет ли Он счастлив, если все места заполнятся аплодирующей аудиторией, в то время как Ему придется все осуществлять в одиночку? Разве Бог дал бы нам способность к творчеству только затем, чтобы она исчезла на небесах?

Я все яснее представляю себе, как Бог подойдет к людям на новой земле и произнесет с оживленным предвкушением: «Покажите Мне, пожалуйста, дом, который вы только что построили! Я бы с удовольствием посмотрел, как вы спроектировали ландшафтный дизайн и мастерски организовали комфортное жизненное пространство».

Могу себе представить, как Он приходит в гости к другому человеку и говорит: «Пожалуйста, спой Мне песню, которую ты только что сочинил! Ты и раньше всегда доставлял Мне счастье своей музыкой, а теперь твои способности устремляются в новые сферы». Воображаю, как Он встречается с другом на золотом бульваре и спрашивает о новых соединениях, которые тот создает в своей экспериментальной лаборатории. Позже слушает еще одного человека, ищущего новые способы выразить свое понимание истории искупления.

Бог создал людей, чтобы вкушать радость двустороннего общения. Невероятно, но это означает, что мы, сотворенные Богом люди, располагаем способностями радовать сердце Самого Бога! По какой еще причине Он создал бы нас?

Не следует ли из сказанного, что Бог радуется даже сейчас, видя, что Его народ развивает свои творческие способности — мыслить и созидать?

21 февраля

Заполнить свой сосуд

«Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах» (2 Нор. 4:7).

«Подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле» (Мф. 13:44). Сокровище! Как нам его заполучить? Слушайте: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:32).

Мы сами — сосуды для этого сокровища. Сегодняшний текст гласит: «Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах» (2 Кор. 4:7). Предыдущие тексты объясняют, что это сокровище — истина о Боге, открытая в жизни Иисуса.

Со времен Едема человек скрывается от Бога. Прячется, потому что боится. Но ему нет нужды скрываться! Его опасения основаны на лжи обманщика душ человеческих. Во Христе явлен характер Бога и Его отношение к падшему человечеству. Он любит и принимает нас. Эта истина и есть сокровище, которое Бог желает подарить нам. Он хочет наполнить нашу жизнь Своим присутствием.

Только от нас зависит, предоставим ли мы Богу наши сосуды. А этого не произойдет, пока мы не поймем, что они угрожающе пусты. «Признайте только, что Мое сокровище нужно вам, — умоляет Отец, — тогда Я смогу дать его!»

Каков наш ответ? Если мы откажемся, Ему придется помочь нам встретиться с реальностью. Бережно и тактично Он начинает объяснять нам наше состояние. Сначала думаешь, что Он просто поймал нас в кустах. Но, представ перед Ним дрожащими и нагими, понимаем, что Он покрывает нас Своей одеждой, Своей собственной жизнью совершенной любви. «Вот, — говорит Он, — так вам будет удобнее».

Именно так все и происходит. Вскоре мы не просто отогреваемся, мы начинаем общаться с Ним! Тогда Он и начинает заполнять наши сосуды сокровищем — истиной о том, Кто Он. Признайте, что пусты, ведь пустой сосуд — единственное, что нужно, дабы обрести сокровище!

22 февраля

Взрослеющая молитва

«Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и но земле, как на небе» (Мф. 6:10).

«Дорогой Иисус, — умоляет милый юный голосок, — благослови меня сегодня, и пусть мой щенок вернется». В это же самое время мать этого ребенка молится: «О, Иисус! Добро пожаловать в мое сердце. Я хочу пребыть в безопасности Твоей любви и перестать занимать оборонительную позицию».

По мере нашего духовного взросления меняется и наша манера общаться с Господом. В ней будет все меньше просьб обо всех возможных благословениях и все больше стремления прийти в согласие с Его волей. Перемена происходит от более глубокого понимания того, каков наш Иисус. Вместо того чтобы воспринимать Его как Источник благословений, мы все чаще осознаем Его как Источник мудрости, как Дизайнера идеальной модели жизни. Мы более полно постигаем неотъемлемую мудрость Его путей и видим, что наши проблемы связаны не с нежеланием Бога ниспослать благословение, а с нашим нежеланием идти путем благословения.

Нас озаряет понимание, что цель молитвы не в том, чтобы изменить позицию Бога по отношению к нам, но чтобы изменить нашу позицию по отношению к Богу. Нет никакой необходимости просить, унижаясь перед Ним, не нужно убеждать Его признать проблемы, которых Он якобы может не знать. Подобное просто оскорбительно — для обеих сторон.

Когда мы понимаем, как добр к нам Бог, выспрашивание уступает место хвале. Иисус учил нас молиться: «Да приидет Царствие Твое». Позже Он пояснил: «Царствие Божие внутри вас есть», и это означает, что истинная сущность Царства Христа не в том, где оно физически находится, а в тех идеалах и ценностях, которыми живут его граждане. В таком случае молиться молитвой Иисуса — это сознательно позволить разуму и системе ценностей прийти в соответствие с разумом и ценностями Бога. Это означает повиновение в самом высоком смысле слова. Такое повиновение — осмысленное согласование с высшей мудростью.

На этом этапе многие категоричные императивы наших молитв начинают переходить в иные формы. Вместо того, чтобы молиться: «Подай мне это благословение сегодня», мы теперь просим: «Сохрани меня на пути Твоего благословения». Вместо предложения: «Благослови дядю Чарли», мы скорее всего помолимся: «Господи, я готов, используй меня как средство для ниспослания радости и исцеления в жизнь дяди Чарли».

23 февраля

Как Бог решает проблему греха

«Любовь покрывает все грехи» (Притч. 10:12).

Учитель обнаружил, что один из его учеников списывает на экзамене. Должен ли он игнорировать это и сделать вид, будто ничего не произошло? Или он должен выговорить студенту и выпроводить его из класса? На первый взгляд, кажется, что последнее было бы более правильным. А может, нет?

В Притч. 10:12 читаем: «Любовь покрывает все грехи». Есть ли здесь противоречие? Есть ли разница между покрытием ошибок и сокрытием грехов? В переводе Good News Bible стих 10 звучит так: «Тот, кто скрывает правду, вызывает проблемы». Скрывать правду означает полностью уклониться от решения проблемы и оставить все как есть. Это неизбежный уход от реальности. Бог же твердо намерен научить нас жить, учитывая реальность, жить ответственно и подотчетно в любой ситуации.

Тем не менее сказано, что любовь покрывает все грехи! Для уточнения прочтем другой перевод Притч. 10:12: «Любовь прощает все преступления». Бог не игнорирует грех, но благодаря жертве Своего Сына может простить наши грехи. Прощение не скрывает правду, это не перекрашивание черного. Прощение — это разумная, справедливая, милостивая, основанная на любви позиция Бога по отношению к нам.

Зачастую мы считаем, что есть только два варианта в отношениях с теми, кто согрешил. Чтобы показать милость, мы игнорируем преступление; чтобы доказать, что принимаем грех всерьез, мы либо изгоняем грешника из нашего присутствия, либо сурово наказываем его. В любом случае теряется всякая возможность сохранить исцеляющие отношения с виновным человеком. Но мудрый Бог объединил милосердие и справедливость: Он позволил нам жить — милость к нам; Он пожертвовал Своим Сыном, чтобы удовлетворить справедливое требование Закона относительно смерти грешника.

Придерживайтесь Божьего варианта! Осторожно и разумно пробирайтесь через реалии каждой проблемы, показывая каждым решением, что грех вам неприятен, но человек для вас важнее любого из его неразумных решений. Я желал бы, чтобы со мной обращались именно так.

24 февраля

Зачем продавать все?

«Еще: подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее» (Мф. 13:45, 46).

Когда Иисус рассказывает притчу, даже ее мелкие детали имеют большое значение. В приведенной притче длиной в одно предложение Иисус отвечает на важнейший вопрос: почему человек желает быть посвященным христианином? Но обратите внимание, когда именно человек делает такой выбор.

Мы можем идентифицировать себя с тем самым купцом, ищущим только хорошие жемчужины, в гораздо большей степени, чем кажется сначала. Только лучшее может удовлетворить самые глубокие желания сердца. Мы, искавшие удовлетворения в ничтожных и преходящих вещах на этой пыльной планете, знакомы с пустотой, которую они оставляют после себя, когда рассыпаются. Хотя мы и не вполне уверены, какова будет предполагаемая цена, однако знаем: если бы нашли идеальную жемчужину, то отдали бы за нее все менее ценное, лишь бы только приобрести ее. Между тем мы цепляемся за то, что имеем, объясняя себе: это лучше, чем вообще ничего.

В притче Иисуса купец сначала находит жемчужину и определяет ее огромную ценность. Затем, зная, что получит в результате сделки, он охотно продает все, что отвлекло бы его внимание и перевело бы средства на менее важные вложения. И все это ради приобретения того, что окончательно удовлетворит все потребности. Если бы вы его спросили, не слишком ли высокую цену он платит, он рассмеялся бы в ответ и сказал, что получает желаемое с пожизненной скидкой.

Сам Иисус — это жемчужина. Он приходит к тому, кто принимает Его как центр жизни. Подумайте, Он не просит нас отказаться от всего, за что мы цепляемся, пока не признаем ценность Его дружбы. Это открывает нам нечто очень практическое о нашем Спасителе. Он не призывает нас прыгать с нашего тонущего айсберга, пока мы не убедимся в реальности своего спасения.

Иисус никогда не скрывает от нас высокую ценность жемчужины и не заставляет тут же слепо прыгать в неизвестность. Он также не упрекает нас, извращенных эгоистов, за то, что мы цепляемся за единственно известные нам ценности. Вместо этого Он убедительно демонстрирует нам ценность дружбы с Ним. Затем на основании полученных доказательств мы избираем сокровище, которое стоит намного больше всего, что мы имели до сих пор.

25 февраля

Живете ли вы жизнью веры?

«Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» (2 Кор. 13:5).

Сегодняшний текст подталкивает нас честно исследовать наши настоящие отношения с Богом. Тем не менее цель этого текста — не подвигнуть нас к пересчету, сколько добрых дел мы делаем. На самом деле, перечитывание «списка своих добрых дел» может лишь помешать беспристрастной оценке подлинного качества наших отношений с Богом.

Это все равно, что пытаться определить, насколько удачен ваш брачный союз. Муж может рассуждать так: «Я получаю хорошую зарплату, ночую дома, чиню стиральную машину, выношу мусор…» Жена, в свою очередь, может размышлять так: «На мне стирка, приготовление пищи, уборка…»

Хотя все это похвально и даже необходимо, однако эти дела — плохие показатели, по ним вообще невозможно оценивать отношения. Действительно, не многие подают на развод, жалуясь: «Он не выносит мусор!» или: «Она отказывается чинить мою одежду!» Конечно, поступки могут раздражать, но мы делаем их не чаще, чем выражаем, как относимся друг к другу и как нам нравится отношение к нам супруга. Именно отношения делают наш брак состоявшимся или невыносимым.

Более того, наши отношения с Богом определяются не столько нашими действиями, сколько позицией, которую мы занимаем по отношению к Нему как нашему личному Другу. Они определяются и тем, как мы воспринимаем Его отношение к нам. Стараясь угодить Богу, мы можем спросить, подобно иудеям: «Что нам делать, чтобы творить дела Божий? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6:28,29)

Мы верим, что Христос является представителем Бога на земле. Мы знаем: когда Христос исцелял людей, Бог показывал нам, что желает исцелить нашу жизнь от всего, что причиняет боль нам и оскорбляет Его. Когда мы видим прощенную Марию, то восклицаем: «Бог простил и меня!» При виде нежного сострадания к Петру на лице Иисуса, даже когда Петр отрекся от Него, мы понимаем: я все еще нужен Богу, хотя порой и отрекаюсь от Него.

Согласно сегодняшнему тексту, мне следует задать себе вопрос: «Пребываю ли я в отношениях с Богом, ощущая уверенность и чувство безопасности? Действительно ли мы с Ним друзья?»

26 февраля

Когда под прицелом судья

«И отвечал сатана Господу и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него?» (Иов 1:9,10).

Встреча Бога и сатаны в книге Иова имеет все существенные признаки окончательного суда. Здесь отражен конфликт между двумя главными действующими лицами противостояния вселенского масштаба. На первый взгляд кажется, что предмет их конфликта — Иов. Бог утверждает, что Иов — хороший человек, сатана противопоставляет этому другое мнение.

Тем не менее конфликт имеет гораздо более глубокое измерение. Мы начинаем понимать, что сатану вообще не заботит, что произойдет с Иовом. Его реальной мишенью является Сам Бог! И сатана в своем встречном обвинении проводит против Бога двойную атаку. Во-первых, он заявляет, что Бог на самом деле не знает, о чем говорит. Бог удостоил Иова доверия, считая его достойным примером Своего восстановительного могущества. Иов надежен и останется верен Ему. Сатана продолжает утверждать: если бы Бог действительно видел сердца, Он знал бы, как будет непостоянен Иов, случись в его благополучной жизни какая-то перемена к худшему.

Во-вторых, сатана утверждает, что никто не будет верить в Бога только на основании того, каков Он. Он утверждает, что мы, люди, насквозь эгоистичны, поэтому единственный способ, которым Бог может привлечь нас к Себе, — апеллировать к эгоизму. Иов, по его словам, является примером купленной лояльности, но не веры. Веры, коренящейся исключительно в любви к Богу, просто не существует, заявляет сатана.

Что бы произошло, если бы Иов пал под тяжестью испытания? Что подумала бы вселенная о своем Боге? О Его способности знать сердца и мотивы Своего творения? О том, будет ли кто-то всерьез поклоняться Богу только ради Него Самого? Суд здесь главным образом сосредоточен не на Иове. С точки зрения сатаны, что такое один тщедушный человечек?! Одним больше, одним меньше… Он целится в Судью!

Волнительно видеть, как Бог поступает с обвинениями. Он мог бы заявить: «У тебя нет права сомневаться в правоте Моего мнения. В конце концов, Я — Бог!» Но Он так не поступил. Не защищаясь, Он просто предлагает: позволим решению вопроса основываться на доказательствах. Иди и забери все благословения, которые, как ты утверждаешь, купили лояльность Иова.

Итог нам известен. Бог и Его характер были оправданы Его подданным. А как обстоит дело с нами?

27 февраля

Благодарность в любых обстоятельствах

«За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:18).

Ребенок погибает, выпав из мчащегося на высокой скорости автомобиля. Может ли мать благодарить за это Бога? Подросток остается недвижимым: в его автомобиль врезался пьяный водитель. Должны ли родители благодарить Бога за его исковерканное будущее? Я снова и снова слышу: христиане отвечают на эти вопросы утвердительно.

И это «да» тоже имеет лезвие! «Если вы как христианин не отвечаете «да», то вы не верите, что Бог контролирует вашу жизнь. Вы не соглашаетесь с сегодняшним текстом. Другими словами, вы не настоящий христианин».

Что ж, мой ответ на эти вопросы — нет! Бог не вынуждает нас становиться бесчувственными автоматами. Мы не должны, игнорируя собственный интеллект, пройти через ритуал восхваления Бога за то, что является ужасным злом. Бог ожидает от нас благодарности не за все обстоятельства, а во всех обстоятельствах. Именно так звучит сегодняшний текст в оригинале: «Во всем благодарите»! Благодарите Его за поддержку во время кризиса, который бы свел нас с ума, если бы не Его постоянное присутствие. Благодарите Его за то, что мы знаем: этот мир не является тем, чем должен быть. Благодарите Его за то, что Он есть, несмотря на всю клевету, возведенную против Его имени, зачастую во имя религии и справедливости.

Благодарить Бога за то, что ваш ребенок выпал на большой скорости из автомобиля, значит возложить ответственность за эту трагедию на Бога. «Но, — скажете вы, — я же просил Бога взять под контроль мою жизнь и жизнь моих детей! Он позволил этому случиться!» Помните: мы на вражеской территории! И враг — губитель душ человеческих. Мы знаем лишь, что ему будет дана возможность действовать на земле фактически до самого окончания великой борьбы между добром и злом. А пока Бог обещал быть с нами и помогать нам принимать такие решения, которые позволят нам жить не только ответственно и подотчетно, но и уверенно, и продуктивно.

Дорогой читатель, если в вашей жизни есть болезненные обстоятельства, в которых вы видите мало или совсем не видите хорошего, смотрите выше этого — на могущественного Бога, вашего сострадательного Отца. Его благость неизменна, Его любовь к вам непоколебима, а Его планы относительно вашей жизни и жизни ваших близких гораздо более величественны, чем ваши самые возвышенные мысли.

Ликуйте и радуйтесь! Наш Бог сильнее любых жизненных обстоятельств!

28 февраля

Почему мы сожалеем о грехе?

«Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал…» (Пс. 50:6).

Почему у вас нехорошо на душе, когда вы грешите? Опасаетесь, что Бог будет хуже о вас думать? Или боитесь, что из-за вас кто-то будет хуже думать о Боге?

Этот вопрос гораздо глубже, чем просто богословские мудрствования: он затрагивает глубочайшие сердечные побуждения. Если ваш мотив к уклонению от греха — страх ударить в грязь лицом перед Богом, ваша главная мотивация эгоистична. Но если причина, по которой вы избегаете греха, проистекает из высокого уважения к репутации Того, Кого любите, ваша главная мотивация бескорыстна.

Если вдуматься, все дело в мотивации. У нас будет ум Христов, только если огонь в наших глазах будет огнем бескорыстной любви. Закон по-настоящему может соблюсти только тот, кто любит, ибо в Законе прописано, как поступают любящие люди. Из эгоизма не возникнет бескорыстие. Если причина моего желания стать бескорыстным эгоистична, ничего хорошего не произойдет.

Бог знает это и потому дал нам совершенно бескорыстные причины стремиться стать подобными Ему. Полностью беря на Себя заботу обо всех наших нуждах, Он вовлек нас в отношения любви с Ним. Больше всякой озабоченности своей персоной мы теперь ревнуем о хорошей репутации нашего Друга. Мы знаем, что другие должны будут принять решения о Нем, и последствия этих решений вечны. Такие решения зачастую основываются на том, что они видят в нас. А мы хотим, чтобы о Нем думали хорошо!

Давиду это тоже было известно. Согрешая, он точно знал, Кто именно страдает от этого больше всего. Кроме горя, которое он своим грехом навлекал на собственную жизнь, Давид знал, что многие в Израиле усомнятся, подлинно ли Бог участвует в его жизни. Если участвует, то почему Давид так явно отступил от Божьей воли?

Нет никаких доказательств тому, что Давид боялся приблизиться к Богу. Он знал, что его Отец не пользуется рычагом эмоционального отвержения с целью исправить жизнь человека. Это только усугубило бы эгоистичный образ мышления, который и привел его к греху. Он знал: Бог хочет, чтобы истина стала частью человека (см. Пс. 50:8). А принятие любящим Богом помогло ему признать горькую правду о своих слабостях.