Март

1 марта

Непостижимая любовь

«Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4:19).

Для многих христиан понятие греха связано с разгневанным Богом. Они считают, что Иисус любит нас, а Бог Отец суров и немилосерден. «Разве не пришлось Иисусу умереть, чтобы неумолимый Бог принял нас?» — спрашивают они. Хотя носители подобных понятий не разрисовывают себя краской из диких ягод и не носят ожерелья из зубов хищников, идеи эти принадлежат язычникам, служащим своим богам из страха. Повиноваться Богу из опасения, что в противном случае Он разгневается, удалит от нас Свою защиту и пошлет карающие суды, значит находиться в одном шаге от поклонения деревянному идолу.

Когда наши прародители нарушили Божий запрет, Бог знал, что у них нет никакой возможности выжить самостоятельно. Чтобы дать им (и нам) возможность возвратиться к Нему, Бог послал Сына Своего в мир как искупительную жертву. Однако ни на мгновение в сердце Бога не возникало желания мстить.

План спасения был разработан прежде сотворения мира, ибо Христос есть Агнец, закланный от создания мира (см. Откр. 13:8). Бог Отец не без борьбы согласился отдать Своего Сына на смерть ради виновного человечества. Но «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). О, тайна искупления! О, безграничная любовь Бога к миру, не ответившему на Его чувства! Кто может постичь глубины любви, превосходящей разумение? Как же после этого можно говорить, что Бог Отец немилосердный и суровый?

На протяжении бесконечных веков бессмертные существа, желающие постигнуть тайну непостижимой любви, будут изумляться и преклоняться перед ее величием!

2 марта

Правда и реклама

«И приходит к учеником и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?» (Мф. 26:40)

Сочные звуки счастливых, слаженно поющих голосов плавно лились с волны христианской радиостанции. Я внимательно слушал прекрасный текст, он точно соответствовал оптимистичной мелодии. Я старался представить себе, что может почувствовать и понять нехристианин, услышав эту песню: «Просто слезы осуши, страхи выкинь из души, больше ты не будешь одинок».

Текст казался достаточно привлекательным, таким многообещающим: стань христианином и никогда не будешь грустить или испытывать одиночество. Если бы христианство могло обеспечить людей тем, что обещают его «рекламодатели», кто не захотел бы «приобрести» его? Но тут в моей памяти возник недавний разговор с женщиной-христианкой, которую оставил муж. Хотя ее вера в Иисуса оставалась сильной, она обливалась слезами, которые не так легко было осушить. После многих лет семейной жизни она испытывала сокрушающую тоску по любимому человеку. К тому же ее печаль усугублялась чувством вины. «Как христианка, — говорила она, — я знаю, что не должна так грустить. Я знаю: Иисус по-прежнему любит меня. Я даже Его разочаровываю».

По этой причине я говорил с ней о чувствах Иисуса в ту ночь одиночества, когда Он проходил через агонию в Гефсиманском саду. Мы вспоминали о Его желании, чтобы ученики помолились с Ним. Он нуждался в этом не потому, что сомневался в силе Своей молитвы, а просто потому, что жаждал тепла, нежной утешительной дружбы и хотел, чтобы и друзья укрепились перед грядущими событиями.

Тот, Кто тогда скорбел в саду, был не кто иной, как Сотворивший нас по Своему образу и подобию и Сказавший: «Не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18). Внутрь каждого из сотворенных им людей Он поместил глубокое здравое стремление друг к другу. Причина мучений и стенаний всего творения состоит именно в нашей отделенности от Бога и друг от друга.

Наш Отец не укоряет нас за то, что мы порой бываем одинокими и напуганными. Нам не нужно смущаться, ощущая потребности, которые Он Сам вложил в наше сердце. В Его планы входит не искоренить наши человеческие качества, а утолить наше одиночество Своим присутствием, пока мы идем по этой темной планете нарушенных отношений.

3 марта

Наш ближайший родственник

«Простри крыло твое на рабу твою, ибо ты родственник» (Руфь 3:9).

Очень красивая история о верности, послушании и искупительной любви поведана в книге Руфь. Она указывает на то, как наш любящий Бог обращается с нами.

Руфь была моавитянкой. Овдовев, молодая женщина жила в земле Моавитской с Ноеминью, своей свекровью, которая тоже была вдовой. Когда Ноеминь решила вернуться к себе на родину, в Иудею, Руфь отправилась с ней, связав свою жизнь с народом и Богом своей свекрови. Позже она вышла замуж за Вооза, одного из родственников ее свекра, и тем самым обеспечила себе и своей семье место в родословии и наследии Израиля. Более того, она вошла в родословную Мессии Израиля.

В этой истории представлен трогательный портрет Бога, склоняющегося к нам, хотя мы и были рождены «без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою» (Еф. 2:12,13).

Поведение Вооза является иллюстрацией нежного внимания Бога к нам. Мы видим, как обдуманно и тактично Господь обращается с нами. До нашего слуха доносятся утешительные слова о том, что не нужно искать восполнения нужд в другом месте, и нас никто не упрекает за то, что мы вообще ищем этого восполнения. Нас даже приглашают вечерять с Ним, чтобы убедиться: у Него всего более чем достаточно для удовлетворения наших потребностей. Господь всегда бережно относится к нам.

Наиболее живой сценой в этом библейском повествовании является приход Руфи к Воозу ночью, когда он веял ячмень на своем гумне. Ее действия были целенаправленны, его ответ полон заверения и принятия. Как ее ближайший родственник, один из тех, кто имеет право выкупить Руфь (см. Руфь 4:4), он засвидетельствовал о своих намерениях, символически покрыв ее своей одеждой.

Бог жаждет, чтобы мы осознали: Он — наш ближайший Родственник, Он желает воспользоваться Своим правом искупить нас и с удовольствием покроет нас одеждой Своей праведности. Сила Его желания отражается в тексте: «Человек тот не останется в покое, не кончив сегодня дела» (Руфь 3:18).

Нам не нужно бояться! Все, что нам следует сделать, это обратиться к Господу.

4 марта

Получить приказ или обрести силу

«Любовь не делает ближнему зла; итак, любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10).

Военная модель послушания кажется такой многообещающей! Если сержант может приказать отделению: «Равнение налево!» и солдаты тут же одновременно поворачиваются, то почему бы и отцу не крикнуть детям: «Жуйте с закрытым ртом!» и никогда больше не слышать, как они чавкают, пережевывая пищу? Если полковник может приказать: «К орудию!» и увидеть, как его подчиненные заряжают орудия, почему бы и маме не прикрикнуть: «Вымыть посуду!» и затем наблюдать, как кипит работа?

Если военная модель настолько успешна, то почему бы проповеднику не добиться чудесных результатов, встав за кафедру и приказав своей пастве перестать грешить? Возникают большие сомнения относительно того, что между проповедником и полководцем есть много общего, поскольку полководец может привлечь непокорного солдата к военно-полевому суду, а проповедник не имеет таких полномочий (по крайней мере в наше время). Но если приглядеться внимательнее, становится заметно, что проповедник может претендовать на чин даже самого высокопоставленного генерала, ибо он цитирует Писание. А всем нам известно, какой высший Авторитет стоит за Писанием!

Но использует ли Бог военную модель в решении проблемы греха? Разве заповедь «не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» не подобна команде: «Колонна, налево!»? Разве мгновенное беспрекословное подчинение не представляет собой идеал воина-христианина?

Однако военная модель рассыпается, когда на пути встречается сегодняшний текст. Мы соглашаемся, что вполне возможно приказами диктовать определенное внешнее поведение. Бог же обещает нам намного больше, чем просто внешнее соответствие правилам; Он намерен осуществить в нас глубокую внутреннюю перемену. Он не желает, чтобы Его народ нервно вздрагивал при команде духовного сержанта. Его желание — чтобы мы выполняли радостные побуждения наших возрожденных любящих сердец, испытывая высочайшее чувство свободы.

А любящему сердцу не приказывают — его наделяют полномочиями. Жизнь не ограничена внешним поведением, ей любовью возвращена целостность. Я не представляю, чтобы наш Отец приказывал: «Прекратите лгать!» Я ощущаю, как Он нежно, с ласковой улыбкой, любя, преобразует мое израненное сердце, укрывая меня такой безопасностью Своей любви, что мне больше нет нужды обманывать.

5 марта

Разоренное и не подлежащее восстановлению

«Подвигни стопы Твои к вековым развалинам» (Пс. 73:3).

Каждый из нас испытал, как что-то очень ценное для нас приходило в негодность и восстановить его было невозможно. В подобных случаях наше разочарование весьма велико. Чувство потери порой поглощает наши силы, делая нас нетрудоспособными. А хуже всего то, что у нас нет надежды что-то исправить.

Вражеские войска уничтожили самое ценное, что было у Израиля, — святилище. Однако не только храм лежал в руинах. Отношения израильтян с Богом были практически уничтожены по причине их стремления перенять обычаи окружающих языческих народов. Что касается состояния народа, ситуация была безнадежна.

Однако, согласно сегодняшнему тексту, псалмопевец обращается к Богу. Он был убежден, что Божественная любовь безусловна, неисчерпаема и не охладевает к ним из-за их глупых и порочных решений. Поэтому у него была надежда не на обстоятельства, а на Бога!

Это важно понимать. Многие христиане ожидают улучшения обстоятельств прежде, чем вспоминают о надежде. Когда случается худшее, когда все их планы рухнули и не подлежат восстановлению, они разочаровываются, их вера ослабевает настолько, что они впадают в депрессию. Некоторые вообще при этом отказываются от христианской жизни… Другие просто перестают действовать во имя спасения людей, становясь представителями деноминации, а не «ловцами человеков». Кто сможет «рыбачить» без наживки? Кто может надеяться без веры?

Мудрец написал: «Без откровения свыше народ необуздан» (Притч. 29:18). В прямом смысле там, где нет откровения о Боге, люди неизбежно будут терять надежду. Моя вера должна опираться на Личность, независимо от обстоятельств. Обстоятельства могут раскрыть действия Бога, но могут и омрачить мое восприятие Бога. Только если я познал Бога — справедливого и мудрого, надежного и любящего, низко склоняющегося надо мной, моя вера и надежда пребудут в Нем (см. 1 Петр. 1:21).

Мы можем просить Бога восстановить то, что в нашей жизни разрушено и не подлежит восстановлению, будучи уверенными, что Он вполне в состоянии совершить это. Но пусть наша надежда простирается дальше земного. Закрепите в сознании истину, что Бог всегда имеет о человеке самые лучшие намерения. Зная, что обстоятельства нашей жизни никак не могут помешать Его целям, наполнимся же уверенностью, что Он жаждет нашего восстановления. В таком случае наша надежда не будет напрасной!

6 марта

Что угодно Богу?

«А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6).

Маленькая девочка старается навести порядок в своей комнате, прежде чем придет мама и оценит результат. Мать проверяет ее труды и выражает одобрение. «Как ты меня порадовала!» — восклицает она. Позже дочь узнает, что мама рада и цветам на день рождения, и милой готовности дочери повиноваться ей.

Какой теперь вывод сделает девочка о том, как угодить матери? Она уверена: мама требует хорошего поведения или даже особых приношений, чтобы дочь была угодна ей.

Но сердце матери знает, что это не совсем так. Мать, конечно, рада чистой комнате, но она более счастлива иметь любящую дочь. Цветы в день рождения — особая радость и из-за их красоты и аромата, но большая радость — свидетельство отношений матери и дочери, выраженное в цветах. Конечно, важно, как дочь старается себя проявить, но важнее ее любящее присутствие в жизни матери. Именно оно приносит матери восторг.

Отец, Сын и Святой Дух всегда находились в отношениях самой совершенной любви. Существует только один путь умножить счастье отношений идеальной любви — увеличить количество любящих! По этой причине Отец, Сын и Святой Дух создали человека. Они пожелали разделить счастье общения со многими личностями, способными испытать эту радость.

Такое одухотворенное, полное любви, взаимно обогащающее общение является сутью отношений веры. Именно это сатана разрушил во время грехопадения. И именно это Бог хочет восстановить. Ничто меньшее не принесет Ему радости, ибо ничто меньшее не соответствует цели нашего сотворения.

Радость Богу доставляет наше общение, причем одна из сил, способных привести Его народ к надлежащей жизни, это жизнеутверждающая реальность такого общения!

Однако в приведенном тексте апостола содержится для нас еще один сюрприз. Он говорит, что Бог вознаградит искренне ищущих Его. Каким же образом Господь вознаградит их? Если они просят рыбы, подаст ли Он камень? Если они ищут Самого Бога, вознаградит ли Он их чем-то меньшим, чем то, к чему они стремятся, — к личному, живительному общению с Ним?

7 марта

Пыль и вода составляют дождь

«Итак, познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря — явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю» (Ос. 6:3).

Я люблю весенние дожди! Обычно такие мягкие, они радуют землю свежестью, неся влагу и жизнь сокрытым в земле спящим семенам. В сегодняшнем тексте благой Бог уподобляет Себя таким дождям. Но в данном тексте содержится больше, чем может показаться на первый взгляд.

8 этих словах звучит приглашение познать Его, дабы понять, как Он действует.

Что такое дождь? Просто вода с неба? Да, но не только. Это вода, образовавшая каплю вокруг частицы пыли. Вода и пыль в таком сочетании, которое делает возможным напитать влагой землю, — это притча в природе для научения нас путям Всевышнего.

Сами элементы просты, столь же проста и метафора: Бог сообщил правду о Себе, объявив, что Он — вода живая (см. Ин. 4:10), а «мы — персть» (Пс. 102:14). Его цель ясна: «Ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду» (Ос. 10:12).

Интригующая информация о дожде в том, что он не может сформироваться без присутствия пыли. В этом содержится намек на то, что Бог не возвещает в мире истину о Себе Самом и о нашем спасении без участия человека. Прекрасным примером тому является, конечно же, воплощение Христа. В Нем Божество и человечность соединились в идеальном откровении характера Бога.

В современном мире наиболее убедительным аргументом в пользу Бога служит наша преобразованная жизнь. Очарованные искренностью Его любви, мы и сами больше любим. Ценя Его мудрость, мы становимся более здравомыслящими. Восхищаясь Его разумом, мы приближаемся к рациональному зерну. Вдохновленные Его вечной новизной, мы стремимся к открытиям и возрастанию.

Действительно, когда мы вполне убеждены, что абсолютно все в Боге наполняет нашу жизнь наилучшим смыслом, то жаждем, чтобы все качества Его характера проявились в нас. Кроме того, мы жаждем быть навсегда едиными с Тем, Кого находим воплощенной любезностью. Именно посредством этого единения Бог доносит до мира правду о Себе. Таков Его ласковый живительный дождь.

8 марта

Русалки и древо познания

«И сказал змей жене: нет, не умрете» (Быт. 3:4).

Большинство из нас слышало древний миф о русалках. Предание гласит, что эти гибкие существа с нижней частью тела, как у рыб, и верхней, как у женщины, неизменно появлялись рядом с проходящими кораблями. Используя свои особенные чары, они настойчиво уговаривали тоскующих по дому моряков прыгнуть к ним в море и утолить свои чувства.

Как гласит древняя легенда, не один моряк находил приглашение русалки столь заманчивым, что прыгал за борт и сразу же трагически погибал. Это происходило потому, что моряки просто не предназначены жить под водой. Поверить русалкам было не просто досадной ошибкой, но смертельным выбором.

Адам и Ева, сбитые с толку обещаниями врага, проигнорировали (как и моряки) факт, что просто не могут жить вне общения со своим Жизнедателем.

Их ошибка — более чем тактический промах, это смертельное заблуждение. Как моряки не могут дышать под водой, так и Божье создание не может существовать отдельно от Источника жизни.

Адам, будучи невинным, радовался общению со своим Творцом, но грех разделил Бога с человеком. Только благодаря примирению во Христе мог быть переброшен мост через пропасть и небесное благословение (то есть спасение) могло быть передано жителям земли. Человек был лишен прямого доступа к своему Творцу, но теперь Бог мог общаться с ним через Христа и во Христе.

История о русалках — не более чем старый миф. Однако во вселенной не существует более фундаментального вопроса, чем вопрос о том, могут ли Божьи создания жить отдельно от своего Творца. Действительно ли грех настолько плох? Подлинно ли он приведет ко второй смерти? Сатана ответил на этот вопрос — нет. Бог утверждает, что так и случится. Кто из них говорит правду?

Ответ был дан самым драматическим образом — на грубом кресте, где Иисус показал вселенной, насколько на самом деле ужасен грех.

9 марта

Друзья Богу!

«Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Иоан. 15:15).

Друзья… Назвать кого-то другом — значит допустить, чтобы вас сравнивали с этим человеком. Быть кому-то другом может означать некую схожесть с человеком, но одновременно и определенную «отдельность» от него. Сказать, что кто-то ваш друг, значит заявить, что вы не только похожи на него, но и соглашаетесь с ним.

Я — друг Иисуса! Если бы Он все еще был здесь, на земле, Он искал бы моего общества и мы могли бы вместе проводить время. Я знаю, что очень скоро наш разговор свелся бы к Отцу, ибо это любимая тема Иисуса. И во время нашего разговора Он поделился бы со мной тем, что Отец желает открыть мне (см. Ин. 17:8). Он напомнил бы мне, что Сам Отец любит меня (см. Ин. 16:27). Слушая Его, я начал бы понимать: Отец тоже считает меня Своим другом!

Замечательно быть другом Иисуса. С таким Другом мы в безопасности. Когда Иисус жил на земле, Он был доступным для человека. К Нему можно было приблизиться, прикоснуться. Христос сказал, что видевший Его видел и Отца. Значит, Отец такой же любящий, добрый, нежный и сострадательный, как Иисус.

Поэтому мое воображение рисует такой портрет Отца: Он стоит на открытом воздухе, ветер мягко развевает Его одеяния. Когда я подхожу к Нему, Он быстро и радостно поворачивается ко мне. И пусть я до сих пор не могу представить в деталях Его лицо, Он обязательно улыбается. Более того, я почти слышу, как Он говорит: «Я ждал тебя! Мне нужно стольким поделиться с тобой!»

Я — друг Бога!

10 марта

Смоковные листья или шкура агнца

«И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Быт. 3:7).

Смоковные листья и нагота. Согласитесь, довольно-таки необычное сочетание. Что могут они означать для нас сегодня?

Вы когда-нибудь хотели скрыть все тайные страхи и сожаления, все прошлые неудачи и глупости, которые, несомненно, будут смущать вас, если другие узнают о них? Никто из нас не находит удовольствия в обнаженности и уязвимости, выставленных на обозрение и суд окружающих.

И по этой причине мы сшиваем смоковные листья. Они бывают разных форм и размеров. Нам встречается молодая женщина, которая стала профессиональной кокеткой. Она жаждет внимания противоположного пола, потому что боится остаться незамеченной, нелюбимой, невостребованной. Флирт становится ее попыткой скрыть боль, спрятать одиночество.

А вот молодой человек, речь которого пересыпана жаргонизмами и ругательствами. Он надеется таким образом придать силу собственным словам и произвести ошеломляющее впечатление на окружающих. Тем не менее ему невдомек, что он плохо прикрыл явную боязнь того, что его сочтут недостойным внимания.

У дьявола тысячи смоковных листов, каждый из которых обещает покрыть наготу или зияющий страх, коренящийся в нашей отдаленности от Возлюбившего наши души. Все они обещают тут же эффективно спрятать нас от взоров окружающих. Но все они жалкие и никчемные — совсем не то, что нам нужно, а мы тратим все наши силы, чтобы как-то удержать их на себе.

Бог, Которого не шокирует наша нагота, понимает внутренние стремления нашей души. Он знает: страх оказаться незащищенным основывается на сатанинской лжи, будто к Богу можно прийти только после того, как станешь святым, и окружающие отвергнут нас, если увидят такими, какими мы являемся. Истина же заключается в том, что Отец приходит к нам с ободряющим взглядом и дорогостоящей одеждой ручной работы.

«И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт. 3:21). Существует только один способ получить одежду из шкуры ягненка: его нужно принести в жертву. Крест, во-первых, покрывает, а во-вторых, исцеляет нашу наготу!

11 марта

Почему Бог дал нам посредника

«Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5).

Вдохновенное перо неоднократно представляет такую картину: Иисус стоит перед Своим Отцом, Богом-Судьей, представляя Свою кровь, пролитую ради нашего спасения. Он — наш Посредник. Подразумевает ли это некую сдержанность со стороны Бога относительно того, чтобы принять таких грешников, как мы? Если вдруг Иисус отойдет и встанет в стороне, изменит ли Бог Свое отношение к нам? Произнесут ли Его уста слова о нашем неминуемом уничтожении?

Иисус сказал, что Отец Сам любит нас (см. Ин. 16:27), причем настолько сильно, что послал Сына Своего в мир. Бог не старался сделать все возможное, чтобы мы испытали Его гнев, но решил открыть путь, который обеспечил бы наше воссоединение с Ним (см. Ин. 3:16, 17). Иисус — Путь, и Истина, и Жизнь.

Проблема всегда заключалась и заключается в том, что человек в своем греховном, падшем состоянии не может прийти в присутствие Божье, ибо Бог для греха и всякой нечистоты — огонь поедающий. Вторая проблема — страх человека. Грех рождает чувство вины и страх, вот почему в Едеме наши прародители спрятались от Господа. Но Бог Сам начал искать их, Он поведал им о Своем плане искупления и восстановления их дружбы. В нем предусматривалось участие Посредника.

Зачем нужен Посредник? Подумайте: мы не можем прийти в присутствие Бога в своем греховном естестве, мы боимся Его, боимся, что, поскольку мы грешники, Он накажет нас. Это побуждает нас прятаться от Него, прятаться за работу, мнимое безразличие, религиозное притворство. Мы изобрели много способов спрятаться, а все потому, что не понимаем: Божья безусловная любовь к нам не изменилась! Наши страхи никогда не найдут подтверждения.

Бог безопасен! Кровь на суде, на которую ссылается Христос, это выкуп Самого Бога за нас, ибо Он Сам взял на Себя заботу о последствиях нашего греховного мятежа против Него. Давайте поймем, что нам нет нужды прятаться от Бога. Придем к Нему уже сегодня с покаянным, благодарным сердцем. А когда в Своем Царстве наш Посредник вернет нас в реальное присутствие Отца, тогда уже не будет необходимости в посредничестве.

Аминь. Гряди, Господи Иисусе!

12 марта

Желание сердца Иисуса

«Приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» (Ин. 14:3).

Наше понимание жизни на небесах обретает первые очертания из историй и картин детства. Помню, в детстве вечность казалась мне привлекательной по трем причинам. Я смогу летать, не прилагая усилий, смогу без страха играть со львом, и мне не нужно будет выпалывать сорняки.

Повзрослев и столкнувшись с другими реалиями этого оскверненного грехом мира, я почувствовал желание попасть на небеса, поскольку там отсутствуют боль и смерть. Я обнаружил, что небес можно жаждать как конца бедности, войн, предрассудков и даже налогов! К сожалению, наше желание попасть на небеса часто задерживается на этих материалистических уровнях, и мы не позволяем Богу взрастить в нас желание большего. Мы даже слабо представляем себе, какими должны быть эти желания.

Давайте сердцем послушаем связанные с небом желания Самого Иисуса. Что именно заставляло Его с нетерпением и так горячо жаждать небесной жизни? В Своем известном прощальном разговоре с учениками Иисус поведал, что возвращается на небо, дабы приготовиться к встрече со Своими друзьями. Но далее Он провозгласил очень личное заверение. Он пообещал, что Сам вернется за нами, дабы взять «вас к Себе, чтобы и вы были, где Я».

В понимании Иисуса самые приятные радости небесной жизни заключаются не в прекрасной архитектуре, экономике или даже экологии. Для Иисуса небеса являются отличным местом, где можно находиться с друзьями — с нами! Иисусу известно, что наибольшая потребность наших сердец — не ручной лев, не скоростное перемещение и даже не свободные от сорняков сады. Наша самая большая нужда — полные любви доверительные отношения с близким Другом. Ведь мы созданы по Его образу. Эти потребности являются отражением Его сердца.

Конечно, небеса будут изумительно изысканным местом, ничто не будет искажать присутствующих там совершенных радостей и красот. Но это всего лишь реализация желания Господа делать приятное Своим друзьям. Он не планировал, чтобы свободное от слез блаженство небес было бальзамом для нашего эгоизма. Его намерение в том, чтобы на небесах мы вечно наслаждались общением с любвеобильным Богом.

Разве вы не хотели бы провести вечность с таким Спасителем?

13 марта

Бог говорит слова утешения

«Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни» (Быт. 45:5).

Одной из самых известных историй в Ветхом Завете является история Иосифа. Хотя он и был продан старшими братьями в египетское рабство, в повествовании над всем доминирует целостность его характера. Иосиф проявил непоколебимую верность живому Богу и стал воплощением триумфа добра над злом перед лицом непреодолимых обстоятельств. В его трудной жизни отображена суть того, каков Бог и как Он относится к падшему человечеству. Иосиф был прообразом Христа.

Согласно сегодняшнему тексту, он был послан Богом в Египет, чтобы чрез него Господь спас Свой народ. Однако важно отметить, что физическое облегчение для израильтян, как бы оно ни было желанно, стало лишь внешним свидетельством чудесной работы Бога среди них. Но в личности Иосифа были отражены некоторые самые возвышенные качества великого Бога.

Хотя за спиной Иосифа стояла вся мощь египетской монархии, его отношение к братьям, этим предателям его юности, было исключительным. Конечно, Иосиф имел все основания и всякое «право» насладиться по крайней мере частичным возмездием за их предательский поступок — продажу его купцам-измаильтянам. По меньшей мере он мог бы справедливо и строго укорить их за бессердечность и злобу. Вместо этого Иосиф утешает братьев! Он попросил их «подойти ближе» к нему и убедиться: он не хочет, чтобы они боялись его по причине ранее совершенных проступков. «Я позабочусь о вас», — обещает он братьям со слезами радости на глазах.

Иосиф заботится о тех, кого мог бы считать врагами! Почему? И здесь же вполне уместно спросить, почему Бог также любит нас, мятежников и грешников? Почему Бог предпочел смирение вместо того, чтобы воспользоваться Своей властью? Ответ один: это любовь.

У любви свои мотивы. Почему мать всегда готова использовать любую возможность, чтобы проявить заботу о нуждах своего своенравного ребенка-подростка? Разве так скоро она забывает все прошлые обиды, только бы возобновить отношения? Бог тоже радостно считает нашу восстановленную дружбу с Ним наивысшей ценностью. Он говорит нам слова утешения: «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер. 29:11).

14 марта

Что такое добро?

«И кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мн. 10:44, 45).

Немецкий философ Фридрих Ницше определил добро как фактор, усиливающий значение человеческой власти. По его словам, нечто является добром, если оно дает человеку власть господствовать над другими. Именно это позволяет живым организмам выжить в эволюционном соперничестве. Согласно эволюционной теории, слабые, над которыми господствуют и которых уничтожают сильные, не имеют права на существование. Таким образом, их уничтожение, по словам Ницше, это добро.

Иисус Христос утверждает, что добро заключается в служении слабым, борющимся за выживание, в нежной заботе о страдальцах. Иисус считал каждого человека огромной ценностью, плодом Его творческого акта, а не бессмысленных эволюционных процессов. Пренебрегать обездоленными или унижать их означает не только вредить им, но и уничтожать человечность тех, кто так к ним относится.

Философия Ницше лежала в основе Дахау, Освенцима и Равенсбрюка. Философия Иисуса Христа лежит в основе организации больниц, детских домов и школ. Такие люди, как Гитлер и Геббельс, считали себя учениками Ницше. Такие люди, как Уильям Кэрри и Альберт Швейцер, считают себя учениками Иисуса Христа.

Мы знакомимся с историческими фактами, и нам кажется, что невозможно не испытывать отвращения к духу господства и насилия. Никто не станет оправдывать уничтожение миллионов евреев. Тем не менее насилие, демонстрируемое по телевидению, основано на той же философии, а оно имеет миллионы преданных поклонников, сидящих у своих телевизоров.

Более того, именно дух соперничества превозносит господство сильного над слабым. Соперничество побуждает придавать большее значение острому ощущению победителя, чем сердечной боли проигравшего. По своей сути дух соперничества чужд духу служения.

Встречая проявления духа завоевания и господства, Иисус не довольствовался лишь словесным предостережением против него. Он провел Свою жизнь, воплощая в действия дух служения. Прекрасно зная, что Он — Царь царей, Спаситель распространял и дух Своего Царства. Он помогал страждущим, исцелял израненных и дарил смелость застенчивым. Он пришел и стал всем Слугою.

Разве вы этому не рады?

15 марта

Новое покрывало на старые раны

«Каждому из них он дал перемену одежд» (Быт. 45:22).

Нашей человеческой природе свойственно мстить, если мы обнаруживаем, что с нами плохо обошлись. Даже будучи христианами, мы нередко ощущаем в своем сердце борьбу с «запрещенными» эмоциями, такими как гнев и стремление занять оборонительную позицию. А что остается? Уйти прочь от обидчика? Но на это способен не каждый. И потом нам остается только бороться с чувством вины, которое мы испытываем от того, что поддались отрицательным эмоциям.

Некоторые спрашивают: «Понимает ли нас Бог? Или же Он просто ведет счет, отмечая случаи, когда мы терпим поражение либо стоически одерживаем трудные победы? В конце концов, Он — Бог! Что Он может знать о наших невзгодах?» «Очень много!» В жизни Его Сына, как и в нашей, имели место жестокость и непонимание, а оклеветанный сатаной Бог не просто рассказывает нам, как мы должны себя вести, а показывает это Своим примером.

Еще одна иллюстрация дана в поступке Иосифа, сына Иакова. У Иосифа была красивая разноцветная одежда. Эту одежду братья отняли у него перед тем, как безжалостно продать его в рабство. Позже они испачкали одежду Иосифа кровью козленка и показали отцу как доказательство смерти его любимого сына. Однако Иосиф, живой и невредимый, выстоял и стал вторым после фараона в земле Египетской. Годы спустя голод заставил его братьев искать пропитание у того самого человека, с которым они так безжалостно и жестоко обошлись. Иосиф не держал обиды на них. Он не только дал им пищу, о которой они просили, но и устроил все так, что их нужды были удовлетворены на все ближайшие годы. И «дал каждому перемену одежд».

За то, что когда-то братья отняли и испачкали кровью его красивую одежду, они получили одежду для себя. Иосиф мог бы снабдить их средствами на ее покупку. Но вместо этого в знак настоящего прощения он сам одел их. Это было больше, чем просили братья, больше, чем они ожидали или заслуживали. Поступая так, Иосиф продемонстрировал безоговорочное принятие. Им не пришлось иметь дело с его оскорбленными чувствами. Таким образом их отношения были улажены.

Какая удивительная любовь! Какая вдохновляющая чуткость явлена в служении восстановления дружбы! Когда я осознаю, что именно так Бог относится ко мне, мое сердце смягчается по отношению к тем, кто причиняет мне зло. В них я вижу себя, и в своем сердце могу только желать, чтобы они узрели Бога.

16 марта

Божественное наказание

«Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр. 12:10).

Представьте себе отца, который собирается отшлепать своего сына за плохое поведение. Испуганный мальчик умоляет отца объяснить, почему это необходимо (вероятнее всего, сын просто хочет выиграть время). Но папа принимает эту просьбу всерьез и пытается объяснить.

Как бы вы оценили такое объяснение отца: «Сынок, я выпорю тебя, потому что ты это заслужил»? Или: «Закон нашего дома требует этого, и ты будешь наказан»? Или еще хуже: «Ты реально бесишь меня, и я проучу тебя от души»?

Хотя нельзя отрицать, что многие родители действительно шлепают своих детей по указанным причинам, однако все интуитивно понимают, что эти причины неправильные. Ни одна из них не является основанием для наказания ребенка. Настоящее наказание используется ради привития детям праведности, чтобы помочь им идти по пути здравия и благословений. Это совершается не ради мести или срывания гнева на ребенке.

А поскольку Бог намного мудрее любого родителя, не логично ли ожидать, что каждым Своим действием Он преследует цель искупить и воспитать нас? В Его отношениях с нами, как с непослушными детьми, нет и намека на то, что Он обрушивает на нас возмездие. Его не подстрекает к действию раздражение на нас или на наши поступки.

У Бога каждое действие специально направлено на то, чтобы принести нам пользу. Праведность, принятая нами в сердце, — вот Его цель, и Он мудро планирует, как научить нас жить в гармонии с Его вполне реальным миром. Он не довольствуется возможностью только юридически объявить нас праведными (этот процесс назван богословами оправданием). Он хочет, чтобы мы мыслили, принимали решения и действовали в согласии с принципами праведности (а это — освящение).

Корень проблемы греха в том, что мы устранили Бога из центра нашей жизни. Никакое средство, не восстанавливающее Его как таковой центр, не решает проблемы. Наш мудрый Небесный Отец не заинтересован в «сведении счетов». Он заинтересован в восстановлении отношений с каждым из Своих детей. Наказание достигает высшей цели в руках Учителя, возвращающего Себе нашу добровольную и осмысленную верность.

Стоит ли довольствоваться чем-то меньшим?

17 марта

Когда Бог возвеселится

«Тогда уста наши были полны веселья и язык наш — пения; тогда между народами говорили: «великое сотворил Господь над ними!»» (Пс. 125:2).

Однажды мне пришлось слышать, как несколько исследователей Библии горячо обсуждали вопрос, смеется ли Бог. Со всей серьезностью молодой человек торжественно заявил: «Единственный раз Бог будет смеяться, когда посмеется над нечестивыми!»

Я мог бы легко проигнорировать заявление этого молодого человека, если бы не понимал, что многие люди разделяют его мнение. Они представляют себе Бога суровым, безрадостным, с каменным лицом. Поэтому мысль о встрече с таким Богом лицом к лицу вызывает у многих нервное беспокойство.

Ничто эффективнее не пресекает радость и смех, чем присутствие облаченной властью персоны с каменным лицом. Часто подобные персоны пользуются своей важностью, чтобы контролировать ситуацию. Некоторые школьные учителя уверены: если они смешают веселье с преподаванием, ученики станут неуправляемыми. А немало председателей на совещаниях считает, что легкость общения не позволит справиться с повесткой дня.

Другими словами, чтобы сохранить власть, не смейтесь! Отсюда следует: поскольку Богу нужно держать нас под контролем, Он никогда не возвеселится и не возликует. Но это неправильно! Восхитительный метод Бога «держать все под контролем» подразумевает, что в Его присутствии мы будем чувствовать себя абсолютно комфортно. Ему не нужно манипулировать нами, напуская на Себя важность. Он преобразует нас Своей любовью. Спросите любого человека, даже ребенка, и они скажут, что радость — это теплое покрывало, которое позволяет двум сердцам становиться ближе и ближе, поскольку они чувствуют себя в безопасности.

Когда эта безопасность отразится в жизни Божьих детей, окружающие узнают о ней! Одно из «великих дел», совершенных для нас Богом, — возвращение к безопасной и радостной дружбе с Ним, в атмосферу любви, которой наши прародители дышали в Едеме. И мы будем не единственными, кто возвеселится и возрадуется! Послушайте: «Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием (с пением — дословный перевод)» (Соф. 3:17).

18 марта

Заповедь о любви

«Какая первая из всех заповедей? Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею»» (Мн. 12:28-30).

В этих стихах представлена такая невероятная глубина истины, что большинство людей просто не понимает ее с первого прочтения! Попробуем для начала представить себе обстановку драматической встречи, во время которой были высказаны приведенные слова.

Иисус обращается к группе рьяных религиозных людей. Они решительно были намерены делать абсолютно все, что от них требуется, дабы заработать спасение. А поскольку перечень необходимых действий был довольно длинным, они хотели убедиться, что, по крайней мере, усвоили наиболее важные требования. По этой причине и спросили Иисуса, какое из требований наиболее важное.

Ответ Иисуса был совершенно неожиданным. В сущности, Он сказал, что акцентировать следует не дела, а ревностную, полноценную, всепоглощающую любовь к Личности, Которая действительно достойна любви.

Поведение и любовь. Нам по-прежнему слишком часто не удается понять взаимосвязь между ними. Например, мы оживленно дискутируем по поводу того, что делать или не делать в субботу, куда ходить или не ходить, а если ходить, то как далеко.

Не лучше ли в подобных случаях спрашивать: «Как отнесется к этой проблеме Иисус? Не огорчу ли я Его своим предприятием? Пострадают ли от этого мои отношения с Другом или, наоборот, окрепнут?» Желание Иисуса заключается в том, чтобы мы настолько были увлечены нашим небесным Другом, что не считали бы защиту этой дружбы посягательством на наши желания.

Высказанная Иисусом заповедь не подразумевает угрозу: «Не делайте, а то…». Это выражение Его великой любви к Своему народу. Ему нужна любовь, производящая в нас внутренние изменения, которые, в свою очередь, приведут к правильным внешним поступкам.

Когда Бог сотворил Адама, Он даровал ему глубокое стремление к своему Творцу — стремление, исполненное доверия, любви и зависимости. Затем Он Сам вошел в жизнь Адама как исполнение этого стремления. Теперь Иисус умоляет каждого из нас вернуться к первоначальному, правильному состоянию.

19 марта

Власть учить

«И, приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне вечная власть на небе и но земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:18, 19).

Утренняя газета сообщила, что закоренелый преступник «сорвался с крючка» из-за некоторых юридических формальностей. А налоги снова повысились, чтобы поддерживать расходы правительства. Вы этого не одобряете и недовольно думаете: «Будь моя власть, все было бы иначе!»

Каждый из нас в той или иной степени испытывал подобные настроения. Во времена Христа эти настроения настойчиво охватили основную массу еврейского народа. Римское правление было возмутительным. Но Бог обещал Избавителя! Он избавит Израиль от языческих правителей! Тогда все будет по-другому! Народ ожидал этого и надеялся. А Некто ходил между ними в обыкновенной одежде. И ноги у Него были такими же запыленными, как у других. Его руки были руками скромного труженика. И все же…

В Его глазах горел огонь благородства. Его голос был сильным и уверенным. Он не дрогнул от пронзительных упреков священников храма, не уклонялся от ежедневных контактов с римской стражей, которая всегда вторгалась в дела иудеев. Свою непровозглашенную власть Он носил так же естественно и скромно, как и Свою домотканую одежду. А в народе нарастало волнение. Когда же Иисус заявит о Себе? Когда примет власть? Особенно во время Его торжественного въезда в Иерусалим эти вопросы взрывались в сердцах людей, стоящих вдоль дороги и прославляющих Бога. Ученики чувствовали все это. Озадаченные, они перешептывались между собой: «Чего Он ждет?» Но потом была Гефсимания. А за ней — Голгофа. «Яви Свою власть!» — издевались над Ним.

Возлюбленный Учитель, Ты явил Свою власть! Своими действиями Ты явил высочайшее использование Божественной власти, власти просвещать помраченные умы и исцелять изнуренный грехом, усталый дух человечества. Вместо того чтобы просто разобраться с проблемой греха Своей огневой мощью, Ты открыл желание Бога разрешить ее, умер за человека и даровал ему истину о Себе.

Позже, перед тем как покинуть землю и приступить к служению в небесном святилище, Ты заверил учеников, что Тебе дана всякая власть. А затем поручил им: «Итак, идите и научите…».

20 марта

Суд за грех отвержения Бога и его истины

«Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Ин. 12:48).

Как часто некоторые христиане склоняются к мысли, что окончательный суд — это Божественное расследование исключительно греховных поступков. Они думают о небесных книгах, где записано каждое злое деяние их жизни с тем, чтобы ни одно из них не избежало праведного Божьего воздаяния в тот судьбоносный день.

Другие же озадачены обетованием о том, что Бог простил наши грехи, ввергнув их в пучину морскую. С их точки зрения, это противоречит картине окончательного суда. Зачем снова извлекать их на свет, если они уже прощены? Данная дилемма так болезненна, что иные люди полностью отвергают идею окончательного суда. А другие, считая, что Бог по праву осуждает зло, сомневаются, действительно ли Бог простил их конкретные грехи.

Однако проблема проистекает из предположения, что суд (а на самом деле весь план искупления) сосредоточен на делах, греховных поступках. В сегодняшнем тексте Иисус пытается переключить наше внимание с дел на их причину. Каждое греховное деяние — это производная наибольшего греха — отвержения Бога, Его Сына и Его истины. Христос знает, что люди не приняли Его потому, что окутаны тьмой сатанинской лжи о Боге, Его характере и Его Законе.

По этой причине Иисус говорит: «Я, свет, пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (Ин. 12:46). Иисус принес свет, потому что «видящий Меня видит Пославшего Меня» (Ин. 12:45).

Иисус предложил прощение не только за греховные поступки, но и за нечистые мысли, желания, склонности, мотивы, за разбитые отношения. Но если люди отвергают откровение истины, истины о Боге, Который единственный может спасти человека от вечной гибели, они виновны в смертном преступлении. На суде им придется ответить за то, что они сделали с этой истиной.

А поскольку Иисус есть «Свет истинный, Который просвещает всякого человека» (Ин. 1:9), всякий человек должен будет ответить, как он отреагировал на милостивое примиряющее откровение Иисуса об Отце. Если я отверг эту судьбоносную истину, то не дам Иисусу возможности заступиться за меня.

21 марта

Бережная любовь Бога

«И сказал ему: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь» (Быт. 19:21).

Однажды молодая христианка поведала мне, что она ужасно боится, что Бог может позволить чему-то страшному случиться в ее жизни, дабы испытать ее веру! Бог не осуждает за такие опасения. Он просто нежно утешает нас и начинает завоевывать наше доверие.

Пример тому мы находим в истории Лота, племянника Авраама. Бог назвал Лота праведным несмотря на то, что тот не полностью полагался на Божье провидение. Хотя Бог и ближние не были безразличны Лоту (иначе он не рискнул бы подвергнуть смертельной опасности себя и свою семью ради защиты двух незнакомцев от нечестивых горожан), он опасался и за себя.

Когда пришло время уничтожить город Содом, в котором жил Лот, Бог послал двух ангелов, чтобы вывести Лота и его семью в безопасное место. Ему было велено быстро бежать в горы. Лот ответил: «Вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть» (Быт. 19:19). Он умолял о позволении бежать в соседний город («он же мал»), чтобы спасти свою жизнь!

Не кажется ли вам, что просьба Лота свидетельствует о его маловерии и близорукости? Лоту кажется: если он не сможет бежать достаточно быстро, Бог может допустить, чтобы он в конце концов погиб!

Бог знал, что, упрекая Лота за малодушие, Он не решит его проблемы. Осуждение никогда не решает никакой проблемы. Поэтому бережная Божья любовь пошла навстречу Лоту в том, в чем он, по его мнению, нуждался. «В угодность тебе Я сделаю и это», — сказал ангел. Затем, пытаясь вызволить Лота из заблуждения относительно Божьих намерений о нем, ангел снова повелел ему спешить: «Ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда» (Быт. 19:22). Иными словами, «Бог бережет тебя! Он не позволил бы мне ничего сделать, пока ты не будешь в полной безопасности».

Бог не потворствовал Лоту. Он подчеркнуто стремился завоевать его доверие и тем самым побудить его укрепить правильные отношения с Ним. Господь знает: когда мы узнаем, что Его полное любви отношение к нам именно такое, какое нам нужно, наши страхи рассеются (см. 1 Ин. 4:18).

22 марта

Повышение

«Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его» (Откр. 3:21).

Много лет назад в одном комедийном телесериале показывали семейство деревенских жителей, на которых свалилось неожиданное богатство и они переехали в Беверли-Хилл, Калифорния. Комизм ситуации становится очевиден, когда эти люди начинают кормить своих свиней в мраморных фонтанах и приходить в рабочих комбинезонах в отделанную бархатом и кружевом столовую. Это был юмор, основанный на смехотворности людей, переехавших во дворец, но остающихся носителями провинциального менталитета и стиля.

Сюжет хотя и надуманный, однако помогает понять принцип, важный для многих представителей западного общества, которые «поднимаются по социальной лестнице», стремясь повысить свой жизненный статус. Подлинное благородство основано не на роскоши дома, а на духе и системе ценностей.

Многие писатели потешались в своих произведениях над перемещением людей вверх по социальной лестнице, над стремлением к богатству и положению, поскольку это обычно приводит к алчности и эксплуатации. И все-таки я считаю: с самого начала Божьим замыслом для нас было восхождение по вертикали в его истинном смысле. Господь создал нас для общения с Ним, Царем вселенной! Даже после грехопадения Он по-прежнему полон намерения восстановить нас, чтобы нам сидеть с Ним на Его престоле. Вот что такое настоящее перемещение вверх!

Но этот невероятный «взлет» социального положения — не просто переезд в великолепный дворец. Люди не смогут обитать в небесном дворце, если здесь, на земле, не научились языку и духу того дворца. Этого не купишь и не приобретешь в земных дворцах. Это приобретается, когда уделяешь внимание вопросам сердца.

Об этом хорошо сказал английский писатель Джон Рёскин: «Только тот продвигается в жизни, чье сердце становится мягче, а кровь — теплее, чей ум становится острее, а дух обретает покой. Люди, имеющие в себе такую жизнь, и есть истинные лорды и цари земли, — они, и только они».

Возможно, мы должны задаться вопросом, почему у нас зачастую весьма смутное представление о самих себе, тогда как Бог очень высоко оценил нас. Надлежащая оценка нашей судьбы не приведет нас к гордости или высокомерию, ибо по сути гордость — это дешевая компенсация, жалкое прикрытие низкой самооценки. Мы же — дети Царя! Более того: мы куплены дорогой ценой — ценой жизни Сына Божьего.

23 марта

Надежность спасения

«Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим. 10:10).

Большинство из нас с подозрением относится к заявлениям о «стопроцентной надежности» чего-либо: это может быть гарантия возврата денег, если вам не удастся уменьшить окружность своей талии на 2-6 см всего за один час благодаря специальному обертыванию. Или «надежная» инструкция, следуя которой вы сможете заработать более 10 000 долларов в год, не выходя из дома. Почему-то мы понимаем, что где-то кроется подвох.

Аналогичным образом формулировка: «Просто верь» стала почти клише в христианской среде. Тем не менее многие погрязают в этом чрезмерно упрощенном предписании. Они как бы верят, однако больше полагаются на собственные эмоции, чтобы поддерживать в себе уверенность в обещанном спасении. А поскольку у каждого бывают «неудачные» дни, уверенность приходит и уходит, как утренний туман. В этом-то и подвох.

Такая теория опасна. Ошибочное представление о роли Бога во всем этом может легко перерасти в прямой скептицизм и в конце концов в разочарование. А если не в разочарование, то в безнадежность. Во что же остается верить, если человек разочаровался в надежности плана Самого Бога?

Проблема не в Божьем плане, а в нашем понимании этого плана. Если мы будем делать акцент на самих себе, на своем мнении, у нас ничего не получится.

Страсти сердца — вещь ненадежная, если ими не управляет чистое рациональное мышление. Многие дети были почти полностью погублены неограниченным потаканием со стороны родителей. Наш великий Бог хочет так сбалансировать наши сердца и умы, чтобы все наши действия и взаимодействия приобрели целостность.

Он устроил нас так, что мы воспринимаем Его сознанием, утверждаясь на верности Божьей, на верности Его обещаний, а чувствами и сердцем мы жаждем Его и исполнения Его Слова. Подобная система никогда не принесет разочарования в надежности спасения.

24 марта

Безопасны ли мы в Иисусе?

«Мария же, придя туда, где был Иисус, и увидев Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин. 11:32).

Молодая жена и мать с рыданиями возносила свою полную страдания молитву: «Отче! Для чего Ты позволил моему мужу умереть? Где Ты был? Разве он не просил Тебя быть с ним в тот самый день, в день аварии? Конечно, Ты не позволил бы этому случиться, если бы был там!»

В этой душераздирающей молитве присутствует чувство, которое знакомо многим из нас. Разве мы не начинаем почти каждый день, моля Бога пребывать с нами? Но чего мы ожидаем от Его присутствия? Разве не предполагаем: если Он рядом, мы не столкнемся с трагедией или душевной болью?

Конечно, именно это и предполагала Мария, когда встретилась с Иисусом после смерти Лазаря. Она была уверена: если бы Он был с ними, ничего плохого не могло бы случиться. Разве мы не узнаем эти чувства?

Но что происходит, когда трагедия все-таки случается в народе Божьем? Мы торопимся сделать вывод, что либо Бога с нами не было, либо Он, присутствуя, был бессилен или безразличен. Мы редко подвергаем сомнению наши предвзятые предположения о результатах Его присутствия.

Видите ли, проблема не в физическом присутствии Бога. Безопасность обеспечивается не нахождением в Его присутствии, а пребыванием в Его воле. В центре наших молитв должно быть не столько то, чтобы Он всюду ходил с нами, сколько то, чтобы мы ходили Его путями в согласии с Его мудрой волей.

К тому же безопасность, о которой мы должны более всего радеть, это не защита от болезни или даже от первой смерти. Лазарь следовал воле Иисуса, но все же умер. В самом высоком смысле этого слова он был в безопасности, в безопасности от второй смерти. Что касается первой смерти, Иисус просто назвал ее «сном» и… пробудил его!

Жажда находиться в присутствии Иисуса должна означать нечто гораздо большее, чем желание иметь Его в пределах слышимости или видимости. Это означает единение с Ним в духе, ощущение радости гармонии с Ним в наших главных ценностях. Ибо только те, кто близок к Нему всей душой, однажды возрадуются в Его пришествие.

25 марта

Истинная свобода

«А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере. Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою» (Гол. 3:23, 24).

Стремление к свободе начинается с колыбели. Кажется, нам от рождения свойственно противостоять тому, что встает на пути наших желаний. Глубоко в сердце каждого из нас живет страсть к независимости. Стремится ли Евангелие уничтожить эту страсть? Не торопитесь отвечать, потому что Сам Бог приветствует определенного рода независимость!

Разумеется, мы не говорим о независимости вопреки правлению Бога. Такая свобода всегда разрушительна и требует ограничений. Заметим, однако, что сегодняшний наш текст утверждает: «…Под стражею закона до…». Это «до» подразумевает конец нахождения под стражей, но подразумевает ли оно конец независимости?

В греческом языке слово пайдагогос (переведенное, как детоводитель) — «домашний учитель», «опекун детей», буквально «сопроводитель детей», но не «учитель» (греч. дидаскалос). В греческой семье педагог был спутником детей и юношей, присматривая за ними. Он сопровождал их в школу, охранял от зла, предохранял от шалостей и имел право наказывать их. В греческом искусстве его обычно изображали с тростью в руке. Если педагог был достаточно подготовлен, то мог принять участие в приготовлении детьми уроков.

Это удачная иллюстрация роли всей системы законов в Израиле. Закон служил педагогом или попечителем избранного народа в ветхозаветные времена, и подобным же образом ему была вручена их нравственная подготовка. Израиль был под «стражею закона» до тех пор, пока Божий план спасения через веру не открылся в пришествии Христа.

Какие ограничения применимы к водителю, который хочет ездить безопасно? Ограничения заключаются в нем самом. Тем не менее решения, куда ехать, он принимает самостоятельно. Его независимость не находится в конфликте с законом; закон управляет ею! Закон вовсе не уничтожает независимость, но безопасно ведет нас к верным решениям.

Бог создал нас не для того, чтобы мы были просто детьми, которые со всех сторон ограничены. Мы можем поступать правильно на основании собственного независимого решения, ибо Закон Божий внутри нас.

26 марта

Сначала явится лжец

«И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего — того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со веяною силою и знамениями и чудесами ложными» (2 Фес. 2:8, 9).

По всему миру миллионы серьезных, признающих Библию христиан с нетерпением ждут скорого возвращения Иисуса Христа. Они заранее представляют себе драматические картины событий, связанных с Его пришествием: время ужасных испытаний, воскресение умерших праведников, уничтожение греха и зла. Но, что самое главное, истинные христиане позволяют этой благословенной надежде — одной из центральных библейских истин — формировать их повседневную жизнь. И я смею надеяться, что читатель данных страниц входит в эту группу!

Иногда кажется, что христиане почти соревнуются друг с другом в предположениях, как скоро может вернуться Христос. Одни высказывают мнение, что Он может прийти в течение года, другие — в течение десятилетия.

Но каждый из этих христиан помнит, что прежде должен прийти самозванец. Апостол Павел пишет, что сатана, называя себя Христом, инсценирует драматическое ложное явление незадолго до Второго пришествия подлинного Христа. Дьявол использует всю свою демоническую силу «чудотворения», чтобы повлиять на эмоции верующих христиан.

Сатана не глуп, он будет стремиться максимально правдоподобно имитировать те качества, которые многие надеялись найти во Христе. Он будет исцелять больных, творить чудеса, хорошо проповедовать. Он сможет влиять на политические силы, стремясь установить мир и единство в разрозненном мире. Христиане, считающие, что Бог именно так должен решать проблему греха, с радостью выразят сатане свою лояльность.

Однако акцент на близости пришествия Христа должен сопровождаться сильным акцентом на истинах Священного Писания. Способ и порядок пришествия Иисуса должны быть ясны нашему разуму, и мы должны очень четко отличать их от сатанинских подделок, чтобы суметь распознать самозванца, несмотря на все его актерские способности и силу. Обман будет настолько правдоподобен, что мы не сможем доверять своим чувствам, глазам и ушам. Единственный критерий, который поможет нам отличить истину от заблуждения, — ясное «Так говорит Господь». Всякая весть миру о том, что Иисус скоро грядет, должна включать в себя именно это великое кредо истины и праведности.

27 марта

Свобода совести

«Открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом» (2 Кор. 4:2).

Те из нас, чьи семьи на протяжении нескольких поколений были гражданами США, слишком часто воспринимают как должное замечательную свободу, гарантированную нам Конституцией. Наши колыбели качали правнучки американской революции, чьи колыбели, в свою очередь, охраняли широко известные принципы гражданской и религиозной свободы.

Мы уже забыли (или, возможно, никогда не понимали) цену наших прославленных национальных свобод. Безусловно, лилась кровь и умирали люди. Однако было нечто очень дорогое, что внутренне присуще созданию Конституции. Именно это сделало наш народ уникальным среди всех других народов. Речь идет об идее, что свобода совести должна быть гарантирована всем людям, хотя приходится признать, что многие используют эту самую свободу во зло.

Подумайте об этом! Позволили бы вы дать, и следует ли давать свободу человеку или людям, о которых известно, что они неправильно будут использовать ее? Это непростой вопрос, особенно если все может обернуться болью для невинных людей. И все-таки, чтобы защитить достоинство и ценность каждой личности, целесообразно дать такую свободу. В самом деле, именно по этой причине Сам Бог предпочел сделать основой правления на небесах свободную волю, а не принуждение.

Согласно сегодняшнему тексту, Бог ожидает от нас разумной реакции на истину и искренней преданности Его Царству. Он заинтересован в наших с Ним качественных взаимоотношениях, а не только в приличном поведении. Чтобы сохранить нашу способность быть открытыми и искренними в нашей дружбе с Ним, Он предоставил нам реальную возможность не соглашаться с Ним. Факт, что Бог является нашим единственным Источником жизни, открывается нашему сознанию только потому, что такова реальность. Это не угроза, мы можем отказаться верить в это.

Какое свидетельство уверенности Бога в нашей окончательной судьбе! Мы были созданы для искренней, непринужденной дружбы с Ним и со всеми другими существами, населяющими вселенную. Голгофский крест является вечным свидетельством того, на что Бог готов пойти, дабы сохранить такое высокое качество дружбы. Только осознав, чего стоило Богу гарантировать нам такую свободу, мы станем дорожить каждой предоставленной нам возможностью улучшить отношения с Ним.

28 марта

Бог все делает правильно

«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петр. 3:3, 4).

Однажды мой друг, знакомя меня с молодой женщиной, сказал: «Я бы хотел познакомить тебя с Юлией. Пожалуйста, объясни ей, почему ваша Церковь не поощряет ношение украшений». Это была не совсем такая тема, какую я выбрал бы для знакомства, тем более для знакомства с моей Церковью! Но просьба уже была высказана, и женщине, казалось, интересно было узнать ответ.

Я высказал мнение, что Христос стремится восстановить и сформировать в нас истинное чувство собственного достоинства и благородства. Покоиться в Его полной принятия любви, ходить путями Его мудрости, иметь с Ним качественные отношения и знать о высокой судьбе, назначенной Им для нас, — все это приводит к возрождению истинной нормальной, высокой самооценке человека.

«Поэтому, — заключил я, — для христианина продолжать развешивать блестящие маленькие вещицы снаружи означало бы рекламировать, что Христос не так уж хорошо потрудился у него внутри. Христос же заслуживает большей чести. Он делает все для восстановления нашего самоуважения».

Женщина понимающе кивнула и сказала: «Знаете, где я работаю? Я — представитель одной из ведущих компаний, производящих бижутерию. В мои обязанности входит обучение торгового персонала, как продавать украшения. И это как раз наш конек. Ювелирные изделия помогают неуверенной женщине воспринимать себя положительно».

Господь говорит: «Вы — свидетели Мои» (Ис. 43:12). Наше преимущество — представлять в самом располагающем свете качество работы, производимой Отцом — Мастером восстановления души. Мы больше не чувствуем необходимости прибегать к безделушкам, браслетам и бусам, чтобы отвлечь внимание людей от зияющих пустот и потертых краев нашей души.

29 марта

Соответствующее вооружение

«Обленитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских» (Еф. 6:11).

Наш сегодняшний текст говорит о необходимости противостать козням дьявольским. Один из переводов Библии формулирует вышеприведенное заявление следующим образом: «Чтобы вы могли успешно противостоять всей хитрости дьявола». Иногда своим плохим вызывающим поведением мы просто по-человечески «конопатим» трещины в своем сердце. Сатана имеет доступ к нам из-за нашей незащищенности и уязвимости. Он полностью исказил в нашем представлении характер Бога и Его отношение к нам, поэтому мы и поддались его подсказкам, что нам делать, дабы лучше справиться с жизнью.

Но есть защита от его козней! Нам нет необходимости поддаваться дьявольскому обману. Мы можем облечься во «всеоружие Божие», то есть в истину о Боге, Его Законе и отношении к нам — в библейскую истину, которой мы препоясываем чресла (наше сознание, наш разум). Нам необходимо облечься, как в броню, в праведность — в праведность Христа, которая покрывает дитя Божье, и в верность принципам Евангелия. Наши ноги мы обуваем в готовность благовествовать о спасении через жертву Иисуса Христа, о Его великой любви и скором пришествии. Мы облекаемся в веру, ибо активно действующая вера подобна щиту, задерживающему огненные стрелы искушений прежде, чем они достигнут нашего сердца. Нам необходимо также взять шлем спасения — спасительную надежду, что с Богом мы в безопасности, а это поможет нам принимать разумные решения. Нужно еще взять меч духовный — Слово Божье. Другие части вооружения являются только оборонительными, а меч — оружие и оборонительное, и наступательное. Именно с мечом Духа, со Словом Божьим христианин сможет пройти свой путь среди всех обстоятельств.

Облекшись во всеоружие Божье, мы не только разглядим попытки дьявола обмануть и погубить нас, но и отразим их.

30 марта

Как бороться с грехом

«Отрезвитесь, кок должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему еноту, некоторые из вас не знают Бога» (1 Нор. 15:34).

Подперев рукой подбородок, с угрюмым выражением лица молодая женщина высказала недоумение по поводу поведения своего возлюбленного: «Почему он проводит так много времени в молитве, но продолжает так глупо поступать? Он совсем еще незрелый, тем не менее почему-то уверен, что мы должны пожениться! Я и близко не трачу столько времени на молитвы, но вижу всевозможные причины, почему нам не следует создавать семью. Разве молитва не помогает человеку правильно мыслить?»

Это хороший вопрос. Хотя каждый христианин выскажется «за молитву», нам все-таки известны случаи, когда мы с молитвой принимали решение, которое позже оказывалось неправильным. В таких случаях почему-то сразу хочется думать, что Бог подвел нас, вовремя не подсказав, что делать. Ведет ли молитва сама по себе к правильности и зрелости поступков? Духовная зрелость и познание Бога и Его путей — это не то, что Бог насаждает в наш разум. Он не настраивает наш мозг с помощью какой-то духовной магии, отчего мы вдруг начинаем иметь только правильные мысли высочайшего качества и принимаем правильные решения.

Бог устроил наш ум таким образом, чтобы он поддавался образованию. Молитва не заменит личного духовного знания воли Божьей, добытого в старательном исследовании Писания, в размышлении о путях Божьих и собственных опытах. Вот в какой сфере необходимо действовать, а это потребует времени, усилий и даже жертвы. Кроме того, нам дан Дух Святой, чтобы помочь уловить более глубокое духовное значение истины и применить его в практической жизни. В нужный момент Он подскажет нам текст Писания, который поможет поступить правильно. Но если в нашем разуме отсутствуют драгоценные истины Божьего Слова, Святому Духу нечего нам напомнить.

Приглашение апостола Павла отрезвиться самым конкретным образом привязано к его следующей фразе: «Ибо… некоторые из вас не знают Бога». Знание Бога добывается упорным, настойчивым духовным трудом. Правильные решения может принимать только тот, кто постоянно ищет водительства Святым Духом, стремится к глубокому знанию Господа и усердно молится. Поэтому отрезвимся, чтобы не вызывать у окружающих недоумения нашими некорректными решениями!

31 марта

История, начинающаяся в конце

«Изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, кок облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя» (Ис. 44:22).

Хотя бы однажды в жизни мы все, прежде чем прочитать книгу полностью, заглядывали в ее эпилог, чтобы узнать, как заканчивается история. В нас существует нечто такое, отчего мы не умеем ждать! Мы обязательно должны знать! Все ли будет в порядке? Возможно, в таких действиях находит свое отражение глубокая жажда наших сердец — жажда знать, что жизнь повернется к нам самой лучшей стороной!

Брошены ли мы беспомощно дрейфовать в хаотичной вселенной? Есть ли хоть какая-то надежда, хоть какое-то решение проблемы, в которой мы родились, то есть проблемы нашего отчуждения от Бога? Сам Бог открывает нам завершение истории, дабы мы могли утешиться, зная, что жизнь действительно обернется для нас добром. Нам остается только вернуться к Нему.

Как бы просто это ни звучало, но вернуться к Богу не так-то легко, если вы вините себя за решения, которые принимали в жизни. А может, вы не уверены, что именно Бог сделает с вами (или вам), когда вы вернетесь к Нему. Я полагаю, многие так называемые атеисты в действительности не отвергают существование Бога; они отвергают концепцию Бога, рядом с Которым никогда не могли бы чувствовать себя в безопасности. Действительно, как может все повернуться к лучшему, если ваше понимание Бога оставляет вас в сомнениях относительно того, хотели бы вы вообще провести вечность рядом с Ним?

Являются ли небеса просто местом, где не будет больше боли, горя и слез? Местом, где никогда нет недостатка в хорошей пище и гарантировано нескончаемое прекрасное будущее? Является ли вечная жизнь просто отсутствием смерти? Нет ли у нас тайного желания никогда не столкнуться с Богом лицом к лицу, каким-то образом просто «затерявшись в толпе» на стеклянном море? Или небеса — это постоянное сближение и сладостное общение с Тем, по Ком тоскуют наши сердца?

Если бы мы могли хоть мельком увидеть нашего великодушного Отца, Он уничтожил бы наши заблуждения о Нем, провозглашая, что сделал все возможное, дабы преодолеть долгие годы нашей разлуки с Ним. Разве мы не позволим себе в этом случае воссоединиться с Ним?

Бог действительно возвестил о Своих намерениях по отношению к нам еще до того, как нам стало известно, что мы Ему небезразличны! И Он уверяет нас: «Я все исправил. Вы можете возвращаться домой!».