Апрель

1 апреля

Цена нашего спасения

«Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения» (Евр. 9:22).

Есть кровью брызжущий поток — из ран Еммануила. В нем с грешных омывает Бог бесчестья злую силу. Уильям Купер

Десятки, а может быть, даже сотни христианских гимнов воспевают пролитую кровь Иисуса Христа как ключ к спасению. Это постоянная тема в христианской литературе, центральная мысль многих проповедей.

Кровь Христа, стекавшая с Его рук и ног, израненного тела и увенчанного терниями чела, когда Он висел на кресте, является великой спасающей реальностью. «Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха» (1Ин.1:7). Пролитая кровь Иисуса наглядным образом утверждает, что Он умер за меня.

Вместе с тем не следует забывать: когда римский солдат вонзил копье в бок Иисуса (так записано в Евангелии от Иоанна 19:34), истекли вода и кровь. Это означает, что кровь уже разделилась на сыворотку и тромбоциты и что Его смерть не была вызвана кровопотерей. Смерть, которой Иисус умер за меня, была второй смертью, то есть смертью, вызванной разделением с Жизнедателем. Вторая смерть — неизбежное последствие греха, и именно эту смерть Он вкусил вместо меня. Крест Христов, а точнее, смерть Христа на кресте спасает меня от второй смерти, но необязательно от первой.

Иисус умер не от удара копья римского солдата. Он умер не от ран от гвоздей, вбитых в Его руки и ноги. Он умер не из-за страшной агонии креста, предназначенного для медленного истязания, приводящего к смерти в течение нескольких дней. Иисус умер от разделения с Отцом, произведенного неимоверной тяжестью возложенных на Него грехов. «Он испытывал такие мучения, какие предстоят каждому грешнику, когда Господь уже больше не будет ходатайствовать за грешный род. Именно сознание греха, который Он взял на Свои плечи и который навлек на Него Отчий гнев, сделали такой горькой чашу Его страданий, сокрушив Его сердце… Иисус умер не от раны, нанесенной копьем, и не от крестных мук. Его возглас в момент смерти, — а Он возопил «громким голосом» (Мф. 27:50) — струя крови и воды, которые излились из Его бока, — все это говорит о том, что Он умер от разрыва сердца» (Э. Уайт. Желание веков, с. 753, 772).

2 апреля

Великое ожидание Бога

«И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» (Лк. 15:20).

Мать Шейлы лежала в темноте. Глаза ее были широко открыты. При каждом звуке она задерживала дыхание и прислушивалась. Было далеко за полночь, холодно, шел дождь. Наконец она поднялась, плотно завернулась в халат и села у окна. Напрягая глаза и глядя в темноту, она ждала своего ребенка — дочь-подростка.

Когда-то давно один отец также смотрел вдаль, ожидая своенравного сына, который отсутствовал не одну ночь, а гораздо дольше. Однажды сын попросил у отца свою часть наследства и, получив его, покинул страну. Скорее всего, с тех самых пор отец вообще не получал от него весточек. Хотя сегодняшний текст не говорит, что отец смотрел на дорогу, но из описания происходящего можно предположить, что смотрел. «И когда он был еще далеко, увидел его отец его». В контексте истории у отца есть только одна причина вглядываться вдаль.

Почему отец продолжал смотреть вдаль? Конечно, надежда и любовь побуждали его день за днем пристально вглядываться в горизонт. Тем не менее я думаю, что кроме этого тут была и уверенность, убежденность, коренящаяся в знании, что он правильно воспитывал сына, и вера в то, что сын когда-нибудь вспомнит доброту отца и вернется домой. Помните, так и случилось! Некогда сын недооценил эту доброту. Возможно, если бы он полностью понимал доброе и великодушное сердце отца, то не ушел бы в тот злополучный день.

Уважаемый читатель, в этой трогательной притче представлен наш Небесный Отец, Который желает утешать и радовать наши сердца! Мы можем с уверенностью утверждать, что Его благость имеет силу привлечь нас к Нему. Ему не нужно тянуть нас обратно за шиворот. Одно то, что Он пристально вглядывается в горизонт, ожидая нас, демонстрирует Его надежду: если мы «придем в себя», то вернемся к Нему.

Возвращаясь к Богу, подобно блудному сыну, мы видим, как Он встречает нас, готовый возложить на нашу голову венец победы! Только тогда мы начинаем понимать, каков наш Небесный Отец.

3 апреля

Самый лучший дар

«Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим. 8:32).

Однажды в моей жизни наступило такое Рождество, когда, несмотря на свою молодость и неопытность, я должен был сделать смелый шаг и самостоятельно купить подарки для остальных членов семьи. Думаю, мне было около семи, когда мама осторожно вложила мне в руку несколько долларов и прошептала, что нужно попробовать найти подарок для папы.

Пока она что-то выбирала в магазине одежды, я направлялся через весь квартал туда, где папа, как мне казалось, всегда с удовольствием делал покупки. Это был скобяной магазин. Моя застенчивость помешала обратиться за помощью к продавцу, поэтому я сам нашел что-то красочное, на что, по моему мнению, денег должно было хватить. Я проигнорировал вопросительный взгляд кассира, когда оплачивал покупку, и понес вещь домой, чтобы красиво завернуть ее.

Папа был очень учтив, когда в то рождественское утро открыл подарок. Даже когда спросил меня, что это такое. Я не знал. Позже мы всей семьей разобрались, что это была матерчатая лента, которую нужно было оборачивать вокруг холодного руля, чтобы с комфортом вести машину ранним утром. Я почему-то так и не спросил, почему папа никогда ею не воспользовался.

Что наш бесконечно мудрый Небесный Отец выбрал бы в подарок нам? Представьте себе: подарок от Того, для Кого деньги — не проблема и Кто прекрасно знает наши нужды! Он мог бы одарить нас сокровищами высочайшей ценности — произведениями искусства, дворцами, неиссякаемыми земными благами.

Но вместо этого Он спустился по небесной лестнице с Младенцем. Он подарил нам Личность! Идеальный дар, предназначенный для удовлетворения самой глубокой потребности сердца — потребности в близком, верном, любящем Друге. На первый взгляд может показаться, что Отцу было бы намного проще дать нам что-нибудь из Своей сокровищницы. Но все родители знают, что наибольшую радость приносит подарок самого высокого качества — точно соответствующий потребностям детей.

Наш Бог, создавший нас для общения с Ним, знает, что мы не можем удовлетвориться чем-то меньшим, чем дружба с Ним. В Вифлееме Он явно продемонстрировал это: Его лучший подарок — Иисус.

4 апреля

Сила Бога

«Любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» (Иер. 31:3).

Сила! Вот что рекламируется в телевизионных роликах: джипы с полным приводом взлетают в воздух, а в стекле отражается палящее солнце. Правители могущественных стран встречаются на саммитах, чтобы оценить друг друга и обсудить размеры оборота вооружений. А у пятилетнего Билли портится настроение, когда папа начинает снимать ремень.

Христиане молятся: «Твое есть Царство, и сила, и слава». Порой мы радуемся при мысли о силе Бога: Он может заградить уста львов и сделать море сушей! В иные моменты мы хотели бы спрятаться от Него: Он может уничтожить нечестивых огнем и серой! В зависимости от нашего состояния и представления о себе мы или просим Бога явить Свою силу, или бежим от нее.

Ничуть не желая преуменьшить Божью силу (на самом деле, одно из имен Бога, каким Он Себя называет, — Эль Шаддай, Всемогущий), позволю себе предположить, что человеческое преклонение перед силой мышц исказило наше восприятие Бога. Помните шестерых слепых из Индии, каждый из которых пытался описать слона? Один из них, ощупав хобот, сказал, что слон похож на огромную змею. Другой утверждал, что слон похож на ствол дерева, в то время как третий был убежден, что слон напоминает веревку, и так далее. Хотя все были частично правы, никто не мог представить себе полную картину животного.

Иисус молился: «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью»… Власть над всякою плотью! Затем Спаситель продолжил: «Да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную» (Ин. 17:1, 2). Сила давать! А чтобы не возникало сомнений относительно того, что Он имел в виду, Христос завершил Свою мысль словами: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3).

Знать Бога означает обращаться к Нему. Иисус, являя нам Отца, привлекал всех к Себе и, следовательно, к Отцу. В сегодняшнем тексте Бог объясняет через пророка Иеремию, что привлекает нас Своей любовью и благостью. Величайшее определение Божьей силы — безусловная любовь!

Посредством этой любви Он дал нам власть быть чадами Божьими (см. Ин. 1:12)!

5 апреля

Умножая врагов Бога

«Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Мф. 23:15).

Значение евангельского служения кажется почти непререкаемым. Да, это правда, что одни евангелисты явно успешнее других, возможно, в силу личностных качеств или умения планировать. Но никто не вправе оказаться противником евангельской проповеди! Рассказывать людям о Христе и приглашать их отдать Ему жизнь должно стать целью каждого христианина.

Но ведь то же самое, казалось бы, было целью книжников и фарисеев, которых Иисус так серьезно укорял. Ревностно стремясь приобрести новообращенных, они обходили море и сушу, чтобы найти таких людей и добавить их имена к своему списку. В общих чертах их доктрины казались правильными. Они выступали против идолопоклонства, порочащих связей и религиозного равнодушия. При этом ратовали за соблюдение субботы, возвращение десятины и здоровое питание.

Сам Иисус также был Евангелистом, но Он заявил, что работа книжников и фарисеев была более чем безрезультатной. Она была откровенно разрушительной. Обращенные ими вместо того, чтобы принимать спасение, подвергались огромному риску оказаться в числе потерянных, хотя присоединились к «религии истинного Бога». Как такое могло случиться? Как могли люди, намерением которых было делать людей последователями истинного Бога, на самом деле умножать Его врагов?

В ответе на этот вопрос содержится много полезного и для нас. Апостол Павел называет подобное рвение ревностью «не по рассуждению» (Рим. 10:2).

Обращенные ими люди в результате оказывались один на один с огромным количеством повелений относительно субботы, запомнить и выполнить которые было просто невозможно. По этой причине они воспринимали Бога как деспотичного тирана и сами становились таковыми. Божьи дети должны иметь иную праведность, если хотят войти в Царство Небесное. Господь предложил им в Своем Сыне совершенную законную праведность. Если они полностью откроют свои сердца, чтобы принять Христа, тогда сама жизнь Бога и Его любовь будут обитать в них, преобразуя их в Его подобие. Таким образом, благодаря Божьему безвозмездному дару они будут обладать праведностью, требуемой Законом.

6 апреля

Живая безграничная любовь

«Итак, будьте совершенны, кок совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).

Мы живем в мире всевозможных ограничений. Ограничения скорости, ограничения социальные, медицинские, психологические, этические… Список может стать досадно длинным. «Мне что, обязательно быть дома в полночь?» — возмущается ваша дочь-подросток. «Почему я не могу просто выиграть в лотерею?» — мечтает уставший служащий, глядя на ежемесячную кипу счетов, превышающих его доходы. «Ах, если бы я только была красива, как Мэрилин Монро!» «Если бы я умел работать руками, то мог бы починить это сам».

Мы все постоянно сталкиваемся и с собственной ограниченностью, и с ограничениями, налагаемыми на нас обществом и обстоятельствами. «О, дайте мне свободу!» — вздыхаем мы порой. Подростки жаждут стать взрослыми. Взрослые хотят поскорее выйти на пенсию. Пожилые люди с ностальгией вспоминают молодость.

Несомненно, многие ограничения — это средства защиты, которые мы, вероятно, не выбрали бы для себя сами. Многие из ограничений таковыми не являются. Тем не менее ирония нашей жизни заключается в том, что большинство из нас не используют более 2% своего потенциала! И это действительно может иметь главное значение, если говорить о наших разочарованиях. Возможно, наше самое надежное счастье и наша наибольшая производительность лежат в тех областях, мимо которых мы проходим в погоне за желаемыми целями. Я не хочу сказать, что выбранные нами цели обязательно плохи. Однако не случается ли, что мы позволяем каким-то своим идеалам стать на нашем пути к реальным ощутимым результатам?

Мне нравится сегодняшний текст, потому что он — открытое окно в нашем мире закрытых дверей. Вместо того чтобы видеть в нем невыполнимое повеление, я вижу обетование и возможности. Центральной идеей здесь служит совершенный характер Божьих детей, отражающий характер их Отца, как отмечено в Мф. 5:45. Посредством такого характера сыновья и дочери имеют преимущество поддерживать и распространять добрую славу о своем Отце. Венец славы нашего Небесного Отца — безграничная любовь!

Будем же прилагать сознательные усилия, чтобы позволить Богу развивать в нас славный характер живой безграничной любви!

7 апреля

Грешники перед святым Богом

«И взывали они друг но другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3).

Если мы чувствуем определенный страх, находясь в присутствии важных людей, то что же должны чувствовать, находясь в присутствии нашего величественного, святого, славного, всемогущего Бога? Если святые ангелы постоянно прославляют Его святость и проявляют к Нему огромное почтение, как же в Его присутствии должны чувствовать себя мы, смертные грешники? Разве нет обоснованной причины считать, что между нами огромная пропасть?

Многие полагают, что бесконечная святость Бога предназначена для того, чтобы держать нас, грешников, в безвыходном положении — в страхе перед такой грандиозной праведностью, чтобы нам не пришло в голову с радостью ступить в Его присутствие. Такая святость, безусловно, пугает грешников. Но способна ли она привлечь их? Радует ли нас то, что Он перешагивает через пропасть, дабы быть рядом с нами? Как мы воспримем весть «Еммануил — с нами Бог»: как добрую весть или как сигнал тревоги?

Иисус пришел, чтобы всесторонне явить нам славу Отца, которую нам необходимо знать. Тем не менее это не напугало и не оттолкнуло Его учеников. Ибо слава Бога — Его характер. А Его характер непреодолимо привлекателен.

Иисус пришел показать, что пропасть между нами и Отцом появилась не по Его воле. Он не желает, чтобы она продолжала существовать. Действительно, Бог поставил ангела с огненным мечом у ворот сада, чтобы преградить обратный путь Адаму и Еве. Это было необходимо, поскольку сатана надеялся, что согрешившая пара и далее будет вкушать плоды от дерева жизни и таким образом страдания и грех будут увековечены. Но, согласно плану спасения, Сын Божий явился, «чтобы разрушить дела дьявола» (1 Ин. 3:8).

8 апреля

Послушание и неразумность

«Не тайно Я говорил, не в темном месте земли; не говорил Я племени Панова: «напрасно ищете Меня». Я — Господь, изрекающий правду, открывающий истину» (Ис. 45:19).

«Дисциплина, в которой человек более всего нуждается, это дисциплина, научающая его повиноваться до неразумности. И все это ради самого человека, а также ради Меня, чтобы ему не казалось трудным разумно принимать приказы от стоящих ниже него в мирное время и на войне, особенно на войне» (Роберт Фрост, «Маска разума»).

В длинном повествовании, из которого взята приведенная выше цитата, записан диалог между Богом и Иовом. Иов, который не понимает происходящего с ним, пытается получить ответ от Бога, почему ему посланы такие непомерные испытания.

«Повиновение неразумным вещам» — этого ли Бог ожидает от нас? В Писании представлено много примеров, когда Бог просил народ делать явно нелогичные вещи: семь дней подряд ходить вокруг вражеского города, омыться в мутной реке, чтобы очиститься. На первый взгляд кажется, что эти примеры подтверждают подобное мнение.

Однако при тщательном рассмотрении упомянутые и другие события показывают, что Бог всегда действует с намеченной целью, то есть с целью освободить. Иногда Он использует необычные методы, чтобы привлечь внимание людей или удалить из их мыслей всякое сомнение в том, что это именно Он взаимодействует с ними. Он никогда не делает ничего преднамеренно необоснованного только ради того, чтобы люди слепо повиновались Ему.

Я заявляю: Бог всегда действует обоснованно и обратное противоречило бы самой Его природе. Он может использовать необычные, таинственные пути (см. Ис. 45:15), но при этом желает, чтобы мы могли петь Ему хвалу «разумно» (Пс. 46:8). Или, как говорит другой перевод: «Да, пойте высочайшую похвалу Царю нашему, Царю всей земли. Пойте глубокомысленную хвалу!»

Славить Бога нашим разумением можно только тогда, когда нас побуждают размышлять. Именно к этому и призывает Господь. Как часто мы читаем в Писании обращение Божье: «Придите и рассудим» (Ис. 1:18) или: «Обратите сердце ваше на пути ваши» (Аг. 1:5, 7,15), что на современном языке означает «проанализируйте». Вместо того чтобы учиться бездумному повиновению, научитесь разумной вере — непоколебимой уверенности в том, что Бог абсолютно надежен и целесообразен. Нас Он желает видеть такими же!

9 апреля

Вера в переживаниях

«Были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления» (Евр. 11:37).

Я только что вернулся от близких друзей, трехлетний сын которых умирал от лейкемии. Драгоценное послушное светловолосое дитя с нежным, как у матери, характером, он умиротворенно играл среди нас на полу, пока мы обсуждали его смерть. Трудно найти более открытую сердцем пару, чем его родители. Вся их жизнь сосредоточена на Христе. Когда, проливая слезы, мы говорили об этом страшном горе, в их словах не проскользнуло ни малейшего намека на горечь или сомнения в Небесном Отце. Им было трудно решить, подвергать ли хрупкий организм мальчика болезненному лечению, чтобы отодвинуть его смерть, или позволить болезни идти своим чередом.

Мы стали в круг и преклонили колени, я держал беспокойную ручку малыша, пока мы молились о действенной милости Божьей. Потом его отец пошел со мной к машине. «Я снова изучал жизнь великих людей Библии, — сказал он, — и пришел к выводу, что нет никакой связи между качеством веры человека и его защищенностью от трагической смерти».

Какая великая вера! Я вспоминаю другого человека, который причитал: «Если бы у меня было больше веры, моя дочь исцелилась бы». Зачастую в рассуждениях об исцелении присутствует мнение: чем больше у человека веры, тем более вероятно, что произойдет исцеление. Я хотел бы переместить акцент с «веры в исцеление» на «веру в переживаниях». Нам нужно научиться тому, как вера в Бога помогает выжить, даже если человек не исцелился. В конечном итоге неверие — большая трагедия, чем смерть!

Сатана настойчиво толкает нас считать, что наша вера — это что-то вроде страхового полиса: если мы инвестируем соответствующий «страховой взнос» в виде веры, Бог просто обязан защищать нас от смерти. Люди, придерживающиеся такой точки зрения, воспринимают все опасные для жизни события как угрозу для веры, а ее потеря равна потере вечной жизни.

Однако Иисус называл первую смерть сном. Верным Своим, спящим в гробах, Он в один прекрасный день — довольно-таки скоро — скажет: «Пробудитесь!» И добрый маленький мальчик в отличном здравии будет передан в руки счастливых родителей. Вместе они посмотрят в лицо Жизнедателя и выразят свою благодарность.

10 апреля

«Владельцу почтового ящика, планета Земля»

«Отче! прославь имя Твое» (Ин. 12:28).

В своем почтовом ящике я нашел маленький коричневый пакет с надписью «Владельцу почтового ящика, Трасса 1». Внутри лежал пробник — образец шампуня и рекламный буклет с описанием его достоинств. Название продукта было мне незнакомо; через несколько минут я почти забыл о пробнике. И не вспоминал, пока не обнаружил, что у меня заканчивается шампунь. Тогда я вспомнил о пробнике и решил им воспользоваться. Я извлек его из ящика для «мелочей» и пошел в душ.

Я сделал то, что делают тысячи потребителей. Мало того, что испробовал новый продукт, но также начал взвешивать его потенциал. Это именно то, чего хотели рекламодатели. И действительно, есть ли лучший способ представить публике неизвестный продукт? Понимали они это или нет, но их метод не был уникален: Автором этой идеи был Бог! Завернутый в грубую, сотканную крестьянкой ткань, Иисус родился в наш мир. О Нем часто забывают, в своем сознании Его откладывают в сторону, в «ящик для мелочей». Но в один прекрасный день мы обнаруживаем, что запас стабильности в нашей жизни на исходе. И тогда вспоминаем…

Тем не менее в этом Образце есть что-то невероятное: Он удовлетворяет все нужды! Придя в мир явить нам Отца, Иисус желал, чтобы имя Божье было прославлено, почтено и превознесено (см. Ин. 12:28). Взывая: «Мне нужен кто-то сильнее меня!», я узнаю, что сила моя — Эль-Шаддай (Всемогущий). «Никто не понимает меня!» — плачу я и обнаруживаю Эль Рои (Бога, Видящего меня). Вращаясь в обществе, где нет абсолютных ценностей, я нахожу твердую почву в Адонае (Господь — абсолютная власть). И это все было явлено в лице единородного Сына Божьего.

«О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам, — о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам… И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1Ин 1:1-5).

Бог, Я ЕСМЬ — это Путь, Истина, Жизнь, Хлеб, Вода, Покой, Праведность, Мир. Бог — это все, что нам нужно! В Нем «я ни в чем не буду нуждаться».

11 апреля

Преобразование или цепи

«Дух Господа Бога но Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы…» (Ис. 61:1).

Можно ли приручить дикое животное? Конечно, некоторым это удалось. Другие пытались и потерпели неудачу. Но я уверен в одном: если нога животного окажется в капкане, о приручении не может быть и речи, по крайней мере, пока зверь не будет освобожден и не успокоится.

А как насчет злой немецкой овчарки, посаженной на цепь длиной в 15 метров у соседа во дворе? «Правильно! — скажете вы. — Эта собака очень злая!» И вот однажды вы замечаете, что собаки нет. «Я его продал, — объясняет сосед, — одному парню на ранчо». Вы поражены таким решением! «Как ты мог! — восклицаете вы. — Ты не боишься, что он там кого-нибудь загрызет?» Потом вы узнаете, что собака свободно бегает по ранчо, ночью спит с работниками и вообще ручная, как щенок. Для собаки неестественно жить на цепи. Она создана для свободы. Вся энергия, которая никак не могла выразиться положительно, выливалась в злости.

А разве мы не такие? Мы связаны чувством вины за все причиненные нами обиды, и наша энергия, возможно, также выливается в злости. Бог знает, что мы не можем ответить Ему, пока нас не «отвяжут». По этой причине Он освобождает нас от гнетущего груза вины, перевязывает наши раненые сердца и говорит, что теперь нам не нужно быть прикованными к нашим грехам. Затем он привлекает нас к Себе. Воскликнете вместе с Давидом: «Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое!» (Пс. 141:7).

Это не компромисс или взятка, это реальность. Подавленные чувством вины, мы не более способны воздать хвалу Богу, чем дикое животное станет ручным, находясь в капкане! Прикованные к своим грехам, мы живем, рыча и набрасываясь. Бог приходит, чтобы взять нашу вину на Себя, и говорит: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8:11). И только потому, что Он не настаивает на «приручении» до исцеления, мы знаем, что можем доверять Ему. Более того, мы свободны и можем любить Его!

12 апреля

Возрастание

«Но истинной любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос» (Еф. 4:15).

«Взрослей скорее!» Слышали ли вы когда-нибудь такие слова? А может быть, произносили их сами? Они несут в себе жало и, как правило, имеют целью устыдить человека, которому адресованы. Их содержание ясно: «Ты ведешь себя несоответственно своему возрасту».

Павел в послании к верующим в Ефесе говорит о христианской зрелости, но его слова умоляют и увещевают, а не унижают, они — не пустое разглагольствование. Павел не скрашивает действительность, однако его выражения полны милости. Даже призывая людей «поступать достойно их звания» (см. Еф. 4:1), он предупреждает о необходимости истинной любви (см. Еф. 4:15).

К сожалению, люди склонны впадать в одну из двух крайностей: они либо умалчивают истину, чтобы никого не задеть, либо, не проявляя сдержанности, «говорят все, как есть», не думая о последствиях. Многое из того, что называют откровенностью, — просто грубость. Уважение же приводит к решительным переменам и росту как в нашей собственной жизни, так и в жизни других людей. Как нам научиться быть осмотрительными, деликатными и все-таки абсолютно верными по отношению к истине?

Послушайте: «Будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Бо-жией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью. Но вы не так познали Христа; потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, — так как истина во Иисусе, — отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:18-24).

О чем бы ни говорили, мы можем говорить истину, как это делал Христос, и представить Бога именно таким, каков Он есть. Нам не придется пытаться избегать жестких реалий, ибо мы пришли к пониманию того, как Сам Бог обращается с нами. Он всегда говорит с нами прямо, но с сочувствием. Он честно описывает наше состояние, но знает, какими мы можем стать.

Нам предстоит провести определенное время здесь, в этом мире, прежде чем Христос сможет прийти и забрать нас домой. Одним словом, будем «подражать Богу, как чада возлюбленные, и жить в любви, как и Христос возлюбил нас…» (Еф. 5:1, 2).

13 апреля

Кто разверз пропасть?

«Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лицо Его от вас, чтобы не слышать» (Ис. 59:2).

Позиция Джонатана Эдвардса по вопросу ада и спасения — это наглядный урок того, во что не нужно верить. Например, он полагал:

«Бог, Который держит вас над бездной ада (как кто-нибудь держит над огнем паука или какое-нибудь другое отвратительное насекомое), питает к вам отвращение и ужасно раздражен. Его гнев на вас горит, как пламя; Он смотрит на вас, как на достойных только огня. У Него слишком чистые глаза, чтобы вам находиться в поле Его зрения. В Его глазах вы в десятки тысяч раз отвратительнее самой ненавистной ядовитой змеи».

Сегодня многие христиане приписывают Богу такое же чувство отвращения к грешникам, хотя это и скрывается за более мягкими формулировками. Зачастую в поддержку своего мнения они цитируют сегодняшний текст. По их мнению, Исайя хотел сказать следующее: именно Бог разверзает пропасть разделения, чтобы не испачкаться о грешников. И те обязаны прекратить грешить, прежде чем Бог снизойдет к ним. Такие христиане не замечают, что пророк Исайя укоряет определенную группу людей за их высокомерное лицемерие. Эти люди смело называли себя религиозными людьми (см. Ис. 58:1-3), а сами были соучастниками всякого угнетения и вражды. Исайя утверждает: Бог в совершенстве знает этих людей, чтобы принять всерьез их лицемерную праведность.

Эдварде и другие верующие с такими же убеждениями забывают, что пропасть между Богом и человеком появилась по решению человека, а не Бога. Дети Господа отошли от Него и начали творить грех. Бог не удалялся от них с отвращением, поймав на совершении греховных поступков.

Кто захотел бы вернуться в присутствие такого Бога, какого представлял себе Эдварде? Хотя Эдварде мог бы возразить, что Бог существенно смягчится, как только Его народ начнет правильно себя вести, однако пребывать в присутствии Личности, способной на такие взрывы гнева, малоприятно.

Прискорбно, что Эдварде не понял смысла жизни Иисуса. Тот, Кто прикасался к прокаженным и вечерял с грешниками, Кто молился о прощении людей, забивавших гвозди в Его руки, и Кто сказал: «Я пришел, чтобы показать вам Отца», никогда не питал ненависти к жителям земли. Он твердо решил любовью вернуть им совершенство. И, слава Богу, у Него это получается!

14 апреля

Защищенные и заинтригованные!

«А Тому, Кто действующею в нас силою мотет сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от вена до века. Аминь» (Еф. 3:20, 21).

Когда я впервые начал пользоваться домашним компьютером, меня поразило количество операций, которые на нем можно совершать. Теперь я еще больше поражаюсь, поскольку понимаю: возможности компьютера гораздо больше, чем я, вероятно, когда-либо узнаю даже на начальном уровне. Его возможности как вселяют в меня чувство безопасности, так и интригуют.

Есть, пожалуй, две основные вещи, о которых большинство христиан беспокоятся, думая о небесах: попадут ли они туда и что будут там делать, если попадут? Верующие много говорят об уверенности в спасении. Подумаем о Божьем обетовании, помня, что небо начинается на земле.

Прежде всего, Бог твердо заверяет нас, что «предопределил усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей» (Еф. 1:5). Действительно, все Евангелие повествует о прощающем и принимающем нас Небесном Отце. Но мы, возможно, спеша ощутить безопасность, упускаем из виду факт, что наша безопасность — лишь начало! Хотя очень приятно знать, что в Его чудесном спасении мы находимся в безопасности, но еще более волнительно осознавать, что Его планы для нас превосходят все, что мы могли себе представить! Сейчас и навечно!

Крайне важно, чтобы от надежды на спасение мы перешли к взлету мыслей о дивном откровении Божьего плана. Слова в Еф. 3:20 «несравненно больше» означают, что нам следует без смущения ожидать невероятных свершений Божьих в нашей жизни, самых близких отношений с Господом и вместе с тем уверенно стремиться к бесконечно большей высоте личных достижений и роста. Заложив основание, Бог сообщает добрую весть о том, что пределов нет!

Я чувствую себя в чудесной безопасности, доверяя способности Иисуса исполнить Его намерение обо мне. И я восхищенно заинтригован, думая о бесконечном потенциале этого намерения! Я знаю: Его желание — чтобы я достиг полноты бытия, полноты самого Бога (см. Еф. 3:19), и потому с волнением «простираюсь вперед» (Флп. 3:13).

Возможно, Бог приглашает нас жить на земле жизнью, полной положительного ожидания, чтобы подготовить нас к жизни в невообразимом совершенстве Его присутствия.

15 апреля

Доверить свои желания

«Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего» (Пс. 36:4).

Он был добросовестным молодым человеком и стремился оставить все привычки и взгляды своей дохристианской жизни. Будучи до обращения весьма склонным потворствовать своим желаниям, он знал, что потакание им может ввергнуть его жизнь обратно в хаос, от которого он пытался навсегда уйти.

Результатом, однако, стало то, что принятие христианских решений было для него мучительной задачей. Всякий раз, когда в выборе участвовали личные чувства, он был уверен, что от них необходимо отказаться, поскольку они, несомненно, эгоистические. Тем не менее чаще всего то, как ему хотелось поступить, было будто и неплохим. И он застывал в нерешительности.

Какую же свободу и радость начал испытывать этот молодой человек, когда обнаружил смысл сегодняшнего стиха! Он начал доверять обетованию о том, что человек действительно меняется, взирая на Христа, и желания сердца также меняются. Тогда он стал нежно лелеять мысль-жемчужину: Бог не заявляет, что мы не получим ничего по желанию нашего сердца, просто Он меняет наши желания!

Новообращенный христианин правильно делает, что не доверяет своим желаниям. Ведь привычки прежней жизни умирают слишком медленно. Не так-то легко забыть, что в течение многих лет доставляло радость. Но псалмопевец вводит новую составляющую в жизнь верующего, новый источник восторга. «Радуйтесь в Господе», — говорит Давид. Веселитесь о Боге своем. Очаровывайтесь качествами Его личности. Прилепляйтесь к этому изумительному Другу. Восхищайтесь тем, что Он совершает для членов Своей семьи.

Преобразующая сила Духа Божьего коренным образом изменит то, что приносило некогда ложную радость вашему сердцу. Бог слишком мудр, чтобы исполнять желания наших сбитых с толку, помраченных, корыстных сердец. Но Он также слишком мудр, чтобы не исполнить желания наших преображенных, просвещенных сердец.

Чего может желать восторгающийся Богом человек, кроме еще более глубокого общения с Ним, еще более глубокого участия в Его жизни и еще более глубокого взаимодействия с Его народом? Поэтому неудивительно, что люди, которых Бог заберет к Себе домой, дабы они наслаждались вечной дружбой с Ним, будут всю вечность делать именно то, что желает их душа. Они будут ходить в совершенной свободе, ибо в их сердцах не будет ничего, от чего нужно было бы отказаться!

16 апреля

Пусть все будет взаимно!

«Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание кок древо жизни» (Притч. 13:12).

Взаимность — ключ ко всем успешным и конструктивным отношениям. Она побуждает вас сказать: «Я чувствую то же самое!» или: «У меня тоже так было!» Она позволяет радоваться с радующимися и плакать с плачущими (см. Рим. 12:15). Нас очень утешает, когда кто-то разделяет наше горе; нам приносит немалое удовлетворение, когда наши цели понимают и приветствуют. Фактически жизнь не слишком весела и едва переносима без хотя бы некоторой степени взаимности.

Вопрос взаимности уходит своими корнями в глубину веков. Взаимность не появилась вдруг в сердце человека. В Быт. 1:26 написано: «И сказал Бог [«Элохим», множественное число]: сотворим человека по образу Нашему». Само сотворение человека было совместным действием Божественной Троицы. Нужда во взаимности была «встроена» в человека в том смысле, что мы сотворены по подобию Бога.

И, с другой стороны, красота Евангелия состоит в том, что Иисус был подобен нам (см. Евр. 2:17), поэтому может сопереживать нам, жителям земли (см. Евр. 4:15). Фактически Бог заявляет: «Я понимаю, что ты чувствуешь! Я тоже был там!» Он сообщает об этом многочисленными способами на протяжении всего Писания. И если мы будем читать Его Слово очень внимательно, то обязательно поймем Бога.

Мы обнаруживаем Его отношение в Притч. 13:12: «Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание как древо жизни». Другими словами: Я знаю, как тяжело у вас на душе, когда ваши ожидания не оправдываются. Создавая человека, Я преследовал цель, чтобы мы вечно пребывали в самом близком общении лицом к лицу. Исполнение этой надежды было отсрочено, но Мое желание все же однажды исполнится. И когда это произойдет, мы будем радоваться вместе.

Павел говорит: «Утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» (2 Кор. 1:4). Здесь апостол свидетельствует о полном понимании Богом нашей нужды не только в получении утешения, но и в том, чтобы дарить утешение и делиться пережитым.

Мы дороги Богу! Он понимает, что мы чувствуем! Так пусть это будет взаимно!

17 апреля

Вера и жизнь вечная

«Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную» (1Иоан. 5:13).

Был канун Нового года, и мы организовали выход неугомонной молодежной группы нашей общины на Колорадо Бульвар в Пасадене, штат Калифорния. Мы хотели попытаться застолбить хоть немного места на тротуаре, чтобы наблюдать Парад роз. Кончилось все тем, что вокруг нас столпились тысячи людей, движимые той же идеей. Однако они оказались энергичнее нас. Для нас это стало уроком. Но тут один паренек, впечатленный первым знакомством с «уличными проповедниками», смеясь, сообщил, что один из них только что спросил его, спасен ли он. Паренек поведал, как отмахнулся от того человека каким-то кратким комментарием, и посмотрел на меня, ища одобрения. «Итак, — спросил я, — спасен ли ты?» Он остолбенел, думая, что я тоже шучу.

Следующий час того очень холодного вечера мы провели, исследуя вопрос, может ли человек действительно знать, что перешел от смерти в жизнь. Сегодняшний библейский текст и другие отрывки из Послания Иоанна в тот вечер оказались весьма ценными для нас, поскольку юноша искренне хотел знать, спасен ли он.

Здравая точка зрения, воспринимающая всерьез все библейские данные, может быть названа динамичным историческим взглядом на спасение. Он включает оба полюса библейского учения об «уже» начавшемся, но «еще не» завершенном спасении.

«Нам никогда не следует успокаиваться, довольствуясь достигнутым, и прекращать дальнейшее продвижение, говоря: «Я спасен!» Когда человек лелеет подобную мысль, у него исчезают стимулы к бдительности, молитве, ревностному стремлению. Ни один освященный язык не произнесет таких слов до тех пор, пока не придет Христос и мы не войдем вратами в град Божий. И тогда с полным правом сможем вознести славу Богу и Агнцу за вечное спасение. До тех же пор, пока человек исполнен немощью — ибо сам он не в силах спасти свою душу, — он не должен утверждать: «Я спасен». Тот, кто облекается во всеоружие, не может хвалиться победой, ибо ему еще предстоит битва и победу еще нужно завоевать. Спасен будет лишь тот, кто претерпел до конца» (Избранные вести, т. 1, с. 314,315).

18 апреля

Праведность «не от закона»

«Разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? Как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?» (Мф. 12:3, 4).

Во дни Иисуса прогулка через пшеничные поля в день субботний, возможно, не слыла чем-то плохим, но мимоходом срывать колосья и есть зерна, конечно, считалось предосудительным. Некоторые из фарисеев заметили, что делают ученики, и спросили Учителя, указывая на «нарушителей», почему это происходит. Ответ Иисуса, должно быть, шокировал их. Он может шокировать и нас, таких просвещенных жителей XXI века.

Спаситель напомнил им случай, когда Давид и его люди ели священный хлеб из святилища. По сути, Он привел им пример «незаконного» деяния в качестве прецедента, снимающего обвинение с Его учеников. При этом еще добавил: «Если бы вы знали, что значит: «милости хочу, а не жертвы», то не осудили бы невиновных» (Мф. 12:7). Процитированный Господом текст Ос. 6:6 в другом переводе звучит так: «Мое горячее желание — милость, а не жертва».

Нам легче будет объяснить логику Христа, пролив свет на правила храма. Эти правила установил Бог! Каждое из них служило спасению человека, и цель Закона — вновь привлечь его к Богу. Ученики, совершая труд Христа, тем самым совершали служение Божье. Цель их труда в этом мире — искупление человека, поэтому то, что необходимо сделать в субботу для выполнения этого труда, согласуется с законом о субботе.

Подобным образом Давид, понимая, что конечной целью Бога в создании храмового служения было спасение Израиля, возвращение его в правильные отношения с Ним, чувствовал безопасность, используя «священный хлеб» для утоления физического голода своих людей.

Давид оставался при этом праведным, хотя есть священный хлеб было «технически» не по закону. Подумайте об этом. И Бог, и Его правила — все ради блага Его народа.

19 апреля

Настоящая проверка религиозности

«И Царь скажет им в ответ: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне»» (Мф. 25:40).

С годами мои студенты уяснили, что я не поставлю академический зачет просто за умение использовать богословскую терминологию. Даже самые добросовестные студенты могут легко скатиться к мнению, что духовный успех приходит тогда, когда ты красиво нанизываешь на нить своей речи правильные религиозные фразы. Поэтому, когда я слышу, что они говорят об «оправдании верой» или «вменяемой и наделяемой праведности», я задаю вопрос: «Можете ли вы описать то же самое, но не используя религиозных терминов?»

Многие люди стали квалифицированными святошами, экспертами в разговорах о Боге и использовании благочестивых фраз. Для многих из них религия — это тема для разговора, не связанная с тем, как они живут и что переживают. Для них мир разделен на две отдельные друг от друга части: реальную и религиозную. Поскольку ни Бога, ни небес они не видели, разговор о них редко имеет для них смысл на уровне реального мира.

Но Иисус знает, что небеса — вполне реальный мир, как и всё, созданное Им, и что его будут населять реальные люди, которые научились вплетать принципы небес в свои повседневные отношения. Поэтому, описывая испытание истинной религии, которое предстоит ожидающим входа на небеса, Он не назвал в качестве критерия, сколько хороших слов они могли бы сказать о Боге или насколько гладко формулируют доктрины. Вместо этого Он говорил о том, как они относятся к простым, неприметным, не производящим большого впечатления людям.

Стали ли принципы Царства настолько реальной частью нашей жизни, что мы являем их тем, кто не воздаст нам за это никакой чести? Относимся ли мы к членам собственной семьи (на которых давно перестали пытаться произвести впечатление) с таким же уважением и почтением, как к богатому руководителю корпорации, могущему оказать нам услугу? Можем ли мы, увидев на переполненном рынке незнакомого бедняка, сознательно отнестись к нему, как к дорогому нам человеку, несмотря на его явно невысокий статус в обществе?

Непроизвольные, импульсивные реакции, разбросанные тут и там по нашему напряженному дню с прессингом средней тяжести, — самый объективный показатель того, какова наша душа. Они являются неосознанным отражением Объекта нашей любви.

20 апреля

Более чем просто утешение

«Ток говорит Господь, Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя» (4 Цар. 20:5).

Представьте себе такую сцену: в реанимации больницы врач стоит над женщиной, ставшей жертвой несчастного случая, и утешает ее: «Ничего, ничего! Я вижу ваши слезы, я понимаю, как вам больно!» Как только истекающая кровью женщина, успокоенная обнадеживающими словами врача, прекращает плакать, он медленно выходит из помещения довольный тем, что принес утешение пострадавшей. Подойдя в холле к обезумевшему от горя мужу, он тепло улыбается: «Ваша жена в порядке! Она перестала плакать!» А через десять минут ее уже везут в морг.

«Это же нелепо!» — скажете вы. А разве мы иногда не приписываем Богу такой же нелепый образ действий? Разве мы не верим, что Он более заинтересован в том, чтобы мы прекратили «плакать», а не перестали истекать кровью? Неужели мы думаем, что наше формальное исповедание веры имеет большую ценность в Его глазах, чем совершенство нашего характера?

В нашем тексте мы видим Бога внимающего, видящего, понимающего. Мы в это верим, мы на это рассчитываем. Мы даже уверены, что Он хочет исцелить нас. Но иногда нам не удается понять, насколько сильно Он желает именно этого! Мы спорим о том, насколько радикального исцеления мы можем ожидать. Да, Он может освободить от привычки курить. Он может реформировать нас и перестроить наши приоритеты. А как насчет совершенства?

Отметьте, пожалуйста, следующий важный факт: Богооткровенные источники, употребляя слово совершенство, всегда подразумевают совершенство характера. Христос трудится над формированием нашего совершенного характера, трудимся и мы. Без искупительной крови Иисуса достичь совершенства характера невозможно. Это означает, что отрицательные качества характера — такой же грех, как и греховный поступок. Обнаружив у себя изъян характера, я прихожу к Спасителю в искреннем раскаянии и с сердечной просьбой омыть этот недостаток Его кровью и наделить меня силой победить его.

Именно этого Иисус более всего ожидает от Своих друзей.

21 апреля

Он исцелил десятерых

«Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где те девять?» (Лн. 17:17).

Нам очень трудно в полной мере понять, что означало во времена Христа быть прокаженным. Тогда проказа была более чем страшным, смертельным заболеванием, более чем ужасным недугом, разрушавшим все самые заветные человеческие отношения. Самым чудовищным было то, что проказа неизменно считалась Божьим судом, публичным наказанием за грех, знаком Его необратимого неприятия.

По этой причине прокаженный влачил свое безрадостное существование, лишенное всякой надежды в жизни. Считалось, что после избавления — смерти — он был обречен на вечную погибель. В глазах людей неизлечимое состояние прокаженного было доказательством того, что Бог никогда не отменит Своего решения.

Но вот пришел Иисус — Божья истина. Он открывал людям характер Небесного Отца, исцеляя больных, немощных и калек. Он хотел показать, что Бог не посылает болезни как наказание за грехи. Спаситель желал, чтобы люди знали: все грешники обретут прощение, если вернутся домой, к Отцу. Если бы Христос когда-нибудь прошел мимо прокаженного, не исцелив его, Он подтвердил бы страхи людей, что Бог не прощает жалких грешников. Неудивительно, что Писание сообщает: Иисус исцелил всех прокаженных, которых встретил на Своем пути!

Однажды Он даже исцелил сразу десятерых, там, на окраине Галилеи. Десять измученных, отвергнутых всеми, живших подаянием мужчин шли навстречу Господу, и Он вернул им здоровье, очистив всех. Теперь семьи могли принять их, а общество — убедиться в их невиновности. Но лишь один почувствовал, что его исцеление, пусть и невероятное, не так важно, как Исцелитель. И он вернулся, чтобы упасть к ногам Иисуса и поблагодарить Его.

Что же касается других девяти, последнее, что мы видим, — их спины, ибо глаза их устремлены на новую восстановленную кожу, а сами они уходят прочь, чтобы насладиться радостями возвращенной жизни. Дар оказался самоцелью, и они не нашли времени для его Подателя! Однако Иисус не «проклял» их и проказа не вернулась.

Даже при таком разочаровывающем результате Иисус оставался верен Самому Себе. Хотя прощение даром предлагается всем, но только те, кто возвращается и склоняется у ног Прощающего, подлинно вошли в жизнь. Для остальных прощение не отменяется. Но это не имеет значения. Они по-прежнему потеряны, и не потому, что не прощены, а потому, что, с удовольствием принимая дар, не обращают внимания на Дарителя!

22 апреля

Подобны сырому пирогу

«Взирая на начальника и совершителя веры» (Евр. 12:2).

Мало что найдется более неприятного, чем пирог, который не полностью пропекся. Хотя снаружи он выглядит аппетитно, сырое тесто внутри застревает в горле. Не поможет никакое количество глазури; достаточно один раз откусить — и остальное отправится на съедение воронам.

В какой-то момент истории Израиля Бог называет Ефрема «неповороченным хлебом» (Ос. 7:8). Далее Он говорит: «Я спасал их, а они ложь говорили на Меня. И не взывали ко Мне сердцем своим, когда вопили на ложах своих… а от Меня удаляются».

Неискренность… Можно ли это исправить? Все, конечно, зависит от первопричины. Иногда неискренность происходит от того, что человек загнан в угол решением, которое не готов принять. В таком случае единственное средство — позволить ему принять другое решение, а тем временем предоставить достаточно обоснованной информации. Конечно, если человек думает, что знает уже достаточно, задача очень усложняется. Так случилось с Израилем.

Бог знал, что первопричина проблемы — отсутствие у израильтян веры. Это и было источником их «лжи» о Нем. В Ос. 14:5 Бог излагает Свой план их восстановления: «Уврачую отпадение их, возлюблю их по благоволению». Они были только отчасти убеждены в Божьей благости. Он же хотел любовью помочь им обрести полноту. Но сначала Ему придется убедить их: хотя они взывают к Нему о помощи: «Боже мой! мы познали Тебя, мы — Израиль», по сути они отвратительны (см. Ос. 8:2, 3), как сырой пирог.

Методы Бога не изменились. Он хочет и нас исцелить любовью, поэтому отдал нам Иисуса. В Иисусе мы видим любовь Отца в действии: прощение, принятие, спасение. В наших сердцах зарождается вера. Мы верим! Но это только начало. Каким бы чудесным ни был такой опыт, если на этом мы остановимся, то в конечном итоге будем жить в полуправде. А половина истины о Боге может быть столь же вредна, как и откровенная ложь.

Ответ на эту потенциальную дилемму находится в Евр. 12:2. Не сводите глаз с Иисуса! Ведь наше понимание того, каков Бог, не просто началось в Иисусе; оно будет наполняться по мере того, как мы будем обнаруживать в Нем полноту истины.

23 апреля

Разочаровывается ли бог?

«Любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего… и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (Лк. 6:35).

Родители всегда ищут доступный арсенал методов, которые помогли бы научить детей послушанию. Если вы родитель, то, вероятно, знаете большинство из таких методов: уговоры, суровые приказы, сладкое заманивание, длительные нотации. Иногда в полном отчаянии мы прибегаем к тому, что начинаем изводить и унижать детей. Помню, однажды я холодно посмотрел на дочь (после того, что, по моему мнению, было серьезным проступком) и сказал: «Юлия, после всего, что я для тебя сделал, я так разочарован в тебе!»

Я был еще более разочарован, увидев, что это не побудило ее к немедленному покаянию и изменению. Позже, когда наши эмоции улеглись, она рассказала мне, что почувствовала, когда я это сказал. Она испытала чувство уничтожающей безнадежности, отверженности, потери самоуважения и неисправимой вины. Тогда я обнаружил, что мне нужно пересмотреть свои методы воспитания, а с ними и мое понимание Бога.

Любовь может полностью себя реализовать только тогда, когда она взаимна. Любящий человек ожидает, что будет любим. Это правильно, это нормально. Но Божественная любовь идет дальше, она ничего не ожидает взамен. Господь не говорит нам: «После всего, что Я сделал для вас, что вы намерены сделать для Меня?» Для нас ожидать чего-то взамен означает, что мы делаем добро другим, ожидая ответной услуги или хотя бы признательности, благодарности, а потом чувствуем разочарование, если ничего из этого не последовало.

Если кто-то не благодарит за все хорошее, что мы для него делаем, то в силу человеческой природы доброе отношение прекращается, поскольку добро делалось хотя бы ради благодарности.

Отец творит добро, потому что Он благ и поступать иначе не может. Он продолжает быть добрым даже к неблагодарным, ибо Его доброта безусловна. Даже Его наказание является выражением доброты, ибо Он желает, чтобы Его друзья жили в границах подлинной реальности.

Великая доброта Бога к нам предназначена вдохновлять нас на подобное отношение к окружающим нас людям. Безусловная Божья любовь делает нас счастливыми, целостными и любящими.

24 апреля

Губительность отчуждения

«Возопил Иисус громким голосом: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?»» (Мф. 27:46).

Ежегодно тысячи людей погибают в дорожно-транспортных происшествиях. Хотя производители автомобилей в каждой новой машине устанавливают ремни безопасности, люди все равно погибают просто потому, что не использовали эти ремни. Они не считали нужным пристегиваться, ибо никогда не допускали мысли, что сами попадут в аварию. К сожалению, они не извлекли пользы из информации, что такая страшная возможность существует.

Со времен Едема люди считают, что их жизнь не зависит от Бога. Теория эволюции является всего лишь сложным объяснением подобного мнения. И повседневная жизнь людей, похоже, подтверждает такое мышление. Открытие, что Бог — единственный Источник нашей жизни, может оказаться таким же запоздалым, как понимание, что мы не застрахованы от аварий на дороге.

Человек должен был умереть еще в Едеме. Но Богу не была нужна статистика, доказывающая Его правоту. Он хотел, чтобы мы жили! Поэтому разработал план искупления, позволяющий человеку возвратиться в присутствие Божье. Невероятно, но Бог стал одним из нас (см. 2 Кор. 5:21)! Взирая на Иисуса, нашего Заместителя, мы обнаруживаем, что грех, разделяя нас с Богом, убивает нас!

Иисус умер вместо нас, понес наш грех и его последствия. Он воскликнул: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» «Он боялся, что грех настолько отвратителен Богу, что Их разделение будет вечным. Христос испытывал страдание, которое будет испытывать грешник, когда милосердие не будет уже умолять за виновное человечество. Именно ощущение греха, навлекающего гнев Отца на Него как на Заместителя человека, сделало Его чашу такой горькой и разорвало сердце Сына Божьего» (Э. Уайт. Желание веков, с. 753).

Христос умер, совершив то, что было необходимо. Громким голосом Он воскликнул: «Совершилось!» (Ин. 19:30).

Бог умоляет нас опомниться. «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иез. 33:11).

25 апреля

Почему необходима вера

«Кок написано: «праведный верою жив будет»» (Рим. 1:17).

— Вам известно, что современная медицинская наука разрушает веру? — вопрос прозвучал абсолютно серьезно, но, увидев недоумение на моем лице, мой собеседник попытался объяснить: — В Библии Бог открыл нам многие принципы здоровья, и мы просто должны были принимать их на веру. Однако теперь ученые доказывают, что все они правильны, поэтому довольно скоро у нас не будет необходимости в вере.

— Означает ли это, — спросил я, — что чем меньше мы знаем о предмете, тем больше у нас веры?

— Да, — ответил он нерешительно.

— Тогда те, кто знает об Иисусе меньше всех, могут веровать в Него больше других?

Он был озадачен.

— Получается не совсем правильно, не так ли? — пробормотал он в ответ.

Наше понимание веры, безусловно, формирует наше представление о том, почему Бог говорит о ее необходимости. Если вера — слепой скачок в темноту, значит, Бог требует, чтобы мы были суеверными, и вознаграждает нас за нашу легковерность.

Если же вера — лишь внешнее согласие с тем, что жизнь и смерть Христа — похвальны и ценны, то такие верующие могут думать, что вера становится их законным правом на прощение.

А что, если посмотреть на веру как на осмысленные, доверительные, дружеские отношения с Возлюбившим наши души? Что, если она подразумевает возвращение Божьих созданий в узы любви со своим Творцом, восстановление доброго близкого общения с Отцом, которым Адам и Ева наслаждались в Едеме? Бог стал инициатором в преодолении отчуждения между Ним и человеком, предложив бесценный дар — Своего Сына как Жертву искупления и примирения. Он ожидает от нас отклика веры — принятия этого великого Дара и милостивого призыва вернуться в общение с Ним. Это исцеляющие отношения с Тем, Кто является источником всякой жизни, здоровья и счастья. Верой мы вновь обретаем наш законный статус — состояние, в котором мы были созданы, чтобы жить, — единение с Творцом.

Неудивительно, что Павел вторит прекрасной библейской теме: «Праведный верою жив будет!» Ибо вера есть связь с Жизнедателем.

26 апреля

Больше, чем просто победа

«…За Тебя умерщвляют нас веяний день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим. 8:36, 37).

Помню, как в январе 1981 года я слушал радио в тот день, когда американские заложники вернулись домой из Ирана. Ожидавшая их толпа разразилась криками «Ура!», когда бывшие заложники, мужчины и женщины, появились на трапе самолета. Огромный прилив духа товарищества поднялся в моей груди, я начал ликовать и аплодировать вместе с ними, радуясь победе этих возвратившихся пленников, преодолевших обстоятельства.

Как здорово стать свидетелем человеческой победы в мире, чудовищно искаженном несправедливыми войнами и голодом! Как много в нем бессмысленных страданий и потерь, как много несправедливости. Порой почти неизбежно задаешься вопросом, стоит ли вообще жить. Будет ли окончательный триумф над злом стоить всего того, через что мы прошли здесь, на земле? Если мы не поймем истинную природу победы, которую Бог намерен нам даровать, то можем отчаяться.

Однако самой по себе победы недостаточно. Вернувшийся военнопленный, которого необходимо госпитализировать по причине устойчивой психической дезориентации, может принести своей семье куда больше мук, чем когда он считался пропавшим без вести. По крайней мере, тогда у них была какая-то надежда. Бог также знает, что для нас недостаточно просто быть «спасенными». Недостаточно того, что больше не будет горя и плача, как бы замечательно это ни было. Нам недостаточно ходить по улицам из чистого золота и жить в небесных дворцах. Недостаточно даже получить вечную жизнь.

Поэтому Бог гарантирует нам «ошеломляющую победу». Это подразумевает нечто, превосходящее просто победу. Бог не только желает избавить нас от опасностей и разрушительного влияния этой жизни, но хочет, чтобы мы вечно жили с Ним как Его сыновья и дочери. Иисус знал Отца и был одно с Ним. Он молился, чтобы и мы могли разделить это знание и единение (см. Ин. 17). Спаситель сказал: «И Я открыл им имя Твое и открою, да любовь, которою Ты возлюбил Меня, в них будет, и Я в них» (ст. 26). Это и есть наша ошеломляющая победа: знать Бога и быть с Ним всю вечность!

27 апреля

Карает ли Бог?

«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4:18).

Более шестидесяти раз мы читаем в Библии о Боге, карающем людей за беззакония, и лишь в одном стихе Иоанн говорит, что люди, которые боятся наказания, несовершенны! Кому мы должны верить? Какова настоящая правда о наказании? Карает ли Бог?

Здесь мы имеем дело с двумя различными пониманиями «наказания». В одном значении наказание — это причинение кому-либо боли за неправильное поведение. Мы представляем себе кого-то, обладающего властью или полномочиями (например, родитель, полицейский, учитель), в чьи обязанности входит следить за поведением других. Когда люди, находящиеся в его ведении, сделали что-то неправильно, он должен с этим разобраться. И он шлепает, взимает штрафы или ставит нарушителя в угол.

Это значение иногда несет оттенок возмездия, мести в порыве эмоций или, напротив, беспристрастности. Из него следует предположение, что неправильный поступок не имеет естественных неотъемлемых отрицательных последствий, и потому необходимо придумать какое-то болезненное наказание и искусственно применить его к нарушителю. Это нужно, чтобы наказуемый человек гарантированно боялся законодателя и таким образом был более послушен. Некоторые просто не могут придумать лучшего способа заставить людей подчиняться, чем страхом принуждать их к повиновению.

Но наш Бог не таков! У Него есть более веские основания для нашего послушания, чем страх перед Его гневом. Его Закон содержит такие жизненно важные реалии, что Ему не нужно «защищать Свое ущемленное эго». Он настолько уверен в Своей способности научить нас, что хочет, чтобы мы опирались в выборе на правдивость Его путей, а не на страх перед Его отрицательными эмоциями.

Наказание, однако, играет и положительную роль. Мы не всегда быстро понимаем, как опасно сворачивать с Божьих путей; и, чтобы мы не пребывали в иллюзиях, Он милостиво ставит нас лицом к лицу с трагическим последствием нашей глупости. Кроме того, разрушительные последствия греховной жизни зачастую не сразу очевидны. Вместо того чтобы позволить нам оказаться в ловушке уничтожающих обстоятельств, Он предупреждает нас, давая вкусить пример боли, которая может постичь нас в будущем. Несомненно, и о таком аспекте говорили авторы Ветхого Завета, когда вели речь о каре Божьей.

28 апреля

Добровольная жертва спасителя

«Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от веяного беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит. 2:14).

Павел здесь описывает миссию Сына Божьего как Спасителя. Роль Христа как Спасителя и Посредника погибшего человечества не возложена на Него произвольным желанием Отца; Христос «дал Себя» как добровольную жертву за Свое своенравное творение.

В личности Иисуса Христа Бог открыл любовь Небесного Отца. Хотя Его сыны и дочери страдали из-за нравственных и физических нарушений Закона, Бог проявил любовь, принимая участие в человеческой боли, причиненной грехом. Дар Христа устранил все сомнения относительно высочайшего благородства любви Бога к тем, которые были непослушны Ему.

От начала грехопадения Бог испытывал боль без взаимной любви. Полюбить Бога человек сможет, только глядя на Иисуса — совершенное отображение образа Божьего. Жизнь Христа на земле является достаточной причиной для хвалы искупленных на протяжении вечности. Ангелы умолкают в изумлении, что обязанность человека состоит только в принятии этой непревзойденной любви Спасителя и в возвращении к семье Божьей.

План Божий — восстановить в потерянных людях первоначальный образ, по которому они были созданы. Избавить человека от соблазнительной силы греха и даровать ему привычки праведности может только сила Божья. Поскольку греховные привычки выгравированы глубоко в его внутреннем естестве, человек не имеет другого прибежища, чем ухватиться за спасительную руку Божью для полного избавления.

Абсолютно правильно, что мы никогда не сможем заслужить спасения. И своими собственными силами никогда не достигнем совершенства. Но Господь ожидает от нас совершенства характера и все делает, чтобы мы его достигли, ибо характер — единственное, что человек возьмет из мира временного в мир вечный. Поэтому Господь возрождает нас Своим Святым Духом, внося в наше естество сверхъестественные элементы, наделяя нас совершенными качествами характера Господа. Однако наши недостатки характера не удаляются сверхъестественным образом при возрождении. Дух Божий открывает нам эти изъяны и укрепляет нас для их подавления и искоренения. Он являет нам образ Христа и помогает формировать наш характер по этому образцу. Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха, в том числе и от неприятных черт характера, с которыми мы боремся.

29 апреля

Потерять, чтобы сберечь

«Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мн. 8:35).

Еще со времен Едема мы полагаем, что лучше знаем, как о себе позаботиться, как удовлетворить свои потребности и достичь своих целей. Во многих случаях мы убеждены, что можем позаботиться о себе лучше, чем Сам Бог. Например, одинокий подросток, которому хочется быть любимым, может искать любви в добрачных сексуальных отношениях. Ему не терпится, пока Бог пустит в дело более медленные, но приводящие к более полному удовлетворению методы достижения этой цели.

Молодой руководитель желает профессионального успеха и безопасности, то есть достичь целей, безусловно, самих по себе достойных. Но если, торопясь до них добраться, он ставит под угрозу свое здоровье, честность и отношения, тогда эти достойные цели никак не могут оправдать таких средств. Когда Иисус был искушаем в пустыне, не было ничего плохого в желании утолить голод, получить поддержку от Отца или победить в Своей миссии и отвоевать землю у дьявола. Злом в каждом из искушений было приглашение пойти к цели кратчайшим путем и использовать метод «сделай сам» без учета мудрого ведения Отца о том, что действительно нужно.

Практически за каждым греховным деянием, которое мы совершаем, стоит вполне понятный мотив: мы действуем, удовлетворяя абсолютно законные нужды. Нам нужны любовь, удовольствие, успех, безопасность, сексуальное удовлетворение, пища, кров, отсутствие страдания. Злом наш поступок делает не сама потребность, а наше решение удовлетворить ее своими методами, а не Божьими.

Двадцатишестилетняя девушка, опасаясь, что не выйдет замуж, встречалась с нехристианином. Она очень хотела создать семью, но испытывала определенные опасения, поэтому пришла за советом. Девушка пришла в ужас от моего предложения разорвать отношения: ей казалось, что ее потребность в близком человеке никогда не будет удовлетворена. После долгих мучений она полностью возложила упование на Бога и рассталась с женихом. Очень скоро она встретила прекрасного человека, единоверца, и вышла за него замуж.

Настоящая победа означает практическое обретение такой уверенности в способности Бога удовлетворить наши нужды, что мы больше не захотим искать их удовлетворения на наших условиях. «Потерявшись» в Нем, мы пребываем в безопасности.

30 апреля

Божья любовь превозносится над судом

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

В прошлом считалось, что преступников следует только наказывать в течение какого-то времени. Цель такого наказания заключалась в следующем: предоставить преступникам и потенциальным правонарушителям устрашающее предостережение относительно подобного образа действий. Однако оно не часто имело успех. После освобождения бывшие заключенные зачастую становились еще большей угрозой для общества, чем в момент их взятия под стражу.

Что-то надо было предпринимать. Поэтому на свет появилась концепция реабилитации. Цель состоит в том, чтобы помочь правонарушителям восстановиться, дабы они смогли вновь интегрироваться в свое сообщество. Поскольку этот идеал не всегда достижим, многие выступают против так называемой пассивности правоохранительных органов.

Аналогичным образом некоторые христиане боятся, что нечто меньшее, чем справедливое Божье возмездие грешникам, приведет к хаосу и анархии.

А как в действительности в Священном Писании представлено Божественное судопроизводство? С самого начала Библии прослеживается глубокая связь между грехом, судом и благодатью. Рассмотрим, например, историю о Каине и Авеле в Быт 4. Она повествует о том, что грех разрастался так быстро, что вскоре привел к братоубийству. Последовательность событий здесь можно изложить следующим образом: человеческий грех (стихи 3-8), Божественное вмешательство и суд (стихи 9-12), прощающая благодать для защиты (стихи 13-15), опыт наказания (стих 16). Поразительно, что Бог решительно действует не только тогда, когда судит и наказывает, но и когда обеспечивает милостивую защиту от будущих угроз.

Таким образом, суд Божий имеет как карательную, так и исправительную составляющую; он обуздывает грех, ограничивает последствия наказания и защищает Каина от обращения с ним по принципу «око за око, зуб за зуб». Очень важно заметить: уже здесь (как и в предыдущем суде над Адамом и Евой) видно, что Божья милость превозносится над судом.

В Едеме Господь предотвратил исчезновение человеческого рода, введя в действие план, согласно которому падший человек может быть реабилитирован, восстановлен и спасен. Жертвуя Сыном, Бог показал, что способен не только контролировать проблему греха, но и решить ее.