Май

1 мая

Время — не лучший мотиватор

«Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Мф. 24:44).

Согласно старой истории, однажды к Франциску Ассизскому подошел один из его учеников, когда тот рыхлил землю в саду.

— Брат Франциск, — спросил ученик, — что бы вы сделали, зная, что Господь вернется завтра?

Старый мудрый священник оперся на мгновение на мотыгу, а затем с уверенностью ответил:

— Полагаю, что прежде всего закончил бы рыхлить сад.

Что бы вы изменили в своей жизни, зная, что Иисус придет через два месяца? Или через два дня? А через два часа? Разве предлагаемый Иисусом образ жизни стоит принять только потому, что Он скоро придет? Или вы хотели бы и дальше жить обычной для вас жизнью, если бы были уверены, что Иисус не придет и через 100 лет?

Подумайте вместе со мной: если мое поведение в данный момент неправильно, вредно или неразумно, необходимо немедленно прекратить такое поведение, независимо от того, как скоро может вернуться Иисус. С другой стороны, если мое поведение законно и полезно, тогда время, в течение которого я смогу и дальше поступать так, не имеет значения.

Иисус намеренно отказался сообщить ученикам «времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти», ибо не хотел, чтобы причиной их послушания стало само событие. Вовсе не нужно не спускать глаз с календаря. Гораздо лучше не спускать глаз с Иисуса. Он желает, чтобы мы были движимы не страхом, что время вот-вот истечет, а любовью к Нему и восхищением Его путями.

Писание неоднократно призывает: «Иисус скоро придет, поэтому будьте готовы!» Сам Иисус говорил об этом. Нам необходимо услышать призыв Духа Святого к глубокому самоанализу и исследованию себя: все ли в порядке в моих отношениях с Иисусом? Облекся ли я в одежды Его праведности, то есть все ли черты моего характера пригодны для вечного пребывания на небесах? Подобен ли я Иисусу? Что Его может огорчать в моей жизни? Сам Иисус — главный мотив, чтобы нам жить и поступать, как Он. Живи, как жил Иисус, ради Него Самого, и тогда мир узнает Его и Он наконец-то придет.

Наш сегодняшний текст призывает: «Будьте готовы». Это означает, что уже сегодня я могу быть готовым, находясь в спасительных отношениях с Ним. Тогда моя цель — оставаться, пребывать, укрепляться в этой тесной дружбе. Пусть пророчества и события последних дней привлекают мое внимание, а близкое неизменное общение с Иисусом содействует моей готовности.

2 мая

Стать наглядным примером

«Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим. 12:1).

Перелистывая страницы журнала, я наткнулся на классическое рекламное объявление с фотографиями «до и после». В левой части страницы находился снимок очень полной женщины. Справа была изображена та же женщина, но значительно стройнее. «Я страдала избыточным весом в течение 20 лет! — свидетельствовала она. — Но с препаратом я сбросила… почти 30 килограммов!»

Люди, распространяющие различные товары и услуги, признают: существует два очень успешных средства убедить потребителя, что предлагаемый продукт стоит их внимания, — наглядная демонстрация и личное свидетельство. Одна только демонстрация может вызвать у потребителя определенные опасения, но когда обычный человек одобряет продукт, утверждения о его качестве звучат более правдоподобно.

«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле… в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евр. 1:1, 2).

Жизнь, учение и смерть Иисуса Христа открыли истину о Боге: Он реален, полон любви и отзывчив. Он прощает, исцеляет, научает и принимает нас без всяких условий. Нам больше нечего бояться. Бог уверяет, что в состоянии все исправить, ибо мы для Него в высшей степени значимы. Беря на Себя наши грехи, Христос умер на Голгофе, искупив нас от проклятия греха и возвратив к Богу — единственному Источнику жизни.

Люди, верой принявшие жертву Христа, оставили свои свидетельства в Священном Писании. Каждое последующее поколение верующих имеет преимущество приводить свежие доказательства действенности веры. Кроме того, каждый из нас получил приглашение стать частью величественного наглядного свидетельства о Божьем характере. Мы можем принести себя в «жертву живую», посвятив тело, ум и сердце Богу, чтобы Он Своим светом осиял нас. «Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2 Кор. 4:6,7).

Как Божьи дети мы можем быть любезными и отзывчивыми, прощающими и принимающими. Мы не только возвещаем миру, что Бог принимает каждого человека и считает его чрезвычайно ценным, но и наглядно свидетельствуем об этом своей жизнью.

3 мая

Риск быть правыми

«А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем на суд Христов» (Рим. 14:10).

Трудно представить себе, что среди всех читателей данной книги вдруг окажется тот, кто хотел бы находиться на стороне зла. Практически все из нас хотят понять принципы добра и жить по ним. Думать иначе означало бы отрицать все, что мы как христиане считаем истинным и жизненно важным.

Тем не менее занимать сторону добра иногда означает весьма реально рисковать. Подумайте, например, что происходит, когда человек, ратующий «за добро», соприкасается с человеком, который тяготеет «ко злу». Вероятнее всего, в такой ситуации возникнут два различных «набора» незавидных чувств.

Ошибающийся может подумать: «Каким же я был глупцом. Хочется провалиться сквозь землю. Как мне теперь находиться в присутствии человека, который с такой готовностью обнаружил все мои ошибки? Вообще значу ли я что-нибудь?»

А «живущий правильно» рискует обнаружить в себе другие чувства. Например: «Как я рад, что всегда прав. Быть правым — моя цель, основа моей самооценки. Какое облегчение — сознавать, что не находишься среди неправых!»

Отношения таких личностей вряд ли будут приятными или долгосрочными, и наполнять их могут только напряженность и конфликты. Иисус жил на нашей планете, был всегда абсолютно правым и при этом ежедневно общался с признанными грешниками. К нашему удивлению, Библия сообщает, что эти грешники с удовольствием находились в Его присутствии. Он был самым дорогим гостем на их пирах. Иисус не только произносил слова: «Я не осуждаю тебя», Он жил по этому принципу.

Живущий во зле не в состоянии сделать первый шаг к миру с тем, кто живет по истине, потому что ему слишком страшно. По этой причине первоочередной задачей Иисуса было сломать представление «я выше, ты ниже», чтобы все, находящиеся во зле, могли позволить Ему стать их Другом и преобразовать их жизнь, разум, сердце.

Чем больше христианин понимает истину для настоящего времени, тем важнее, чтобы в нем присутствовал и дух истины — подлинное сострадание к тем, кто находится во зле.

4 мая

Обращенные от служения себе

«Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Деян. 28:27).

Никогда не забуду, как впервые посмотрел в бинокль с обратной стороны! Мгновенно все оказалось невообразимо далеким. Это было особенно поразительно, поскольку ожидал-то я совсем другого. Позже я начал размышлять: многие подобным образом смотрят на жизнь. Их отношения с окружающими развиваются на основании скрытого эгоцентризма. И потому им все кажется маленьким и незначительным.

Это похоже на состояние, когда способность к восприятию искажается или частично утрачивается. Вместо того чтобы видеть больше, горизонты сужаются. Наступает своего рода глухота, вы не способны слышать, что говорят другие. Чем больше люди от вас требуют, тем меньше у вас способности что-либо дать им. Вы все чаще и чаще занимаете оборонительную позицию, пока ваше сердце не начинает напоминать кусок льда. Как исправить такое печальное положение вещей? Как вы можете научиться видеть все иначе?

У Бога есть лекарство! Мы читаем в Послании к Римлянам 12:2: «Но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». Как это осуществить? «Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18). Этот процесс называется преобразованием.

Взирать на жизнь с эгоцентричной точки зрения — то же, что смотреть в бинокль с обратной стороны. Но созерцание славы Господней — характера Бога, наглядно явленного в Сыне, — преобразует наш разум. В свете совершенного образа Иисуса, Его любви и милосердия наш эгоцентризм постепенно начинает таять. Глаза начинают видеть, а уши — слышать, заледеневшие сердца смягчаются и оживают.

Бог желает сделать это для каждого из нас! Но мы обращены внутрь самих себя, боязливы и озабочены самообороной. Бог не осуждает нас за это. Согласно сегодняшнему тексту, только отказавшись принять Его исцеление, мы обречены жить с горькими последствиями своей духовной самодостаточности. Бог обязательно восстановит в нас Свой образ, если мы Ему это позволим!

5 мая

Два похожих дома

«Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился, и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне» (Лк. 6:48).

Если бы я рассказывал эту притчу, то изложил бы ее совсем иначе. Вместо того чтобы говорить о двух домах, построенных на берегу реки, как это сделал Иисус, я изобразил бы только один. Я поведал бы только

06 одном человеке, строившем величественное здание с высочайшим мастерством, а о другом человеке вообще не упомянул бы. В конце концов, когда речь заходит о религии, у вас должно быть либо что-то настоящее, либо вообще ничего, не так ли?

Хорошо, что Иисус не доверил мне сочинять притчу, ибо, как обычно, Он имел в виду нечто гораздо более глубокое и подчеркнуто важное. Он поведал о двух похожих друг на друга домах, каждый из которых претендовал на пригодность для жилья. В каждом случае, рисуя в своем воображении представленные Господом картины, Его слушатели видели, как люди заселяются в эти дома, обустраиваются и чувствуют себя защищенными от угрожающих стихий. А потом эти слушатели с ужасом представляли себе человеческие жертвы, когда дом, не имевший твердого основания, рухнул под напором наводнения.

К несчастью, люди не могли отличить прочного дома от хрупкого, пока не пришло время испытания. Здание выглядит достаточно безопасным, если не проверять фундамент!

С точки зрения внешних действий многие религиозные люди поразительно схожи. Они говорят те же слова, ходят в ту же церковь, поют одни и те же гимны. Каждый, на первый взгляд, имеет религиозный опыт истинной безопасности, ибо каждый вроде бы умиротворился в утешении. Притча Иисуса, однако, предупреждает нас: если религиозный опыт человека не опирается на истинное основание, он рухнет под напором обстоятельств. И тогда жертв не избежать!

Когда Иисус утверждает, что является краеугольным камнем (см. 1 Петр. 2:6), Он не использует клише. Люди, чья религия представляет собой глубокое личное поклонение и очарование Иисусом Христом, имеют основание, главную мотивацию всей своей духовной жизни, крепкую и неизменную. Они не зависят от братьев-христиан, которые на поверку могут оказаться ложными. Они не руководствуются изменчивыми эмоциями. Они крепко стоят в неизменном Боге. И никогда не падут.

6 мая

Под знаменем господа

«Кто это, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами?» (Песн. П. 6:10).

Одно из самых увлекательных библейских образных описаний связи между Богом и Его народом находится в книге Песни Песней Соломона. Оно богато выражениями взаимного восхищения, которое невеста и жених высказывают друг другу. И даже когда невеста испытывает горечь разлуки «с возлюбленным своим», она не выражает сомнений в их отношениях. «Я принадлежу возлюбленному моему, а возлюбленный мой — мне», — говорит уверенно девушка (Песн. П. 6:3).

Слова невесты поведают нам гораздо больше, если понять предшествующие обстоятельства. Жених пришел к ней ночью, прося впустить его. Невероятно, но в ее ответе прозвучало чувство неудобства, вызванное его просьбой! «Я скинула хитон мой; как же мне опять надевать его? Я вымыла ноги мои; как же мне марать их?» (Песн. П. 5:3). Найдя дверь запертой, жених ушел, ни о чем больше не прося.

Поспешив открыть дверь, девушка вышла в ночь, отчаянно ища жениха. Стражи городских стен избили ее. Они забрали ее покрывало, символ целомудрия и невинности. Этого могло быть достаточно, чтобы заставить сдаться любого! Но было нечто, что утешило девушку и внушило ей уверенность: он все равно вернется за ней, хотя она понимала, что ее отношение к нему было разочаровывающим. Она доверяла его любви!

Ее жених был царем. У него, как и у других монархов, было знамя, символизирующее его власть и владения. Знамя носили в сражения, на передовую. Оно развевалось перед армией, когда воины победоносно возвращались в город. Вспоминая это, невеста описывает отношение царя к ней словами: «Знамя его надо мною — любовь» (Песн. П. 2:4). Вернувшись, жених радовался, как она понимает их отношения. Несмотря на ее ошибки, он видел в ней возвращающуюся с победой армию, высоко несущую его знамя!

Хотя мы не всегда последовательно реагируем на призыв Бога, но можем быть уверены, что Его отношение к нам неизменно. Мы — Его, а Он — наш! «Мы возрадуемся о спасении твоем и во имя Бога нашего поднимем знамя» (Пс. 19:6).

7 мая

Не только мое спасение

«У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Нор. 3:14,15).

В галерее мужей веры (Евр. 11) зарегистрированы некоторые весьма интересные имена. Мы нисколько не удивляемся, увидев там имена Авраама и Еноха. Мы также встречаем там Ноя, Моисея и даже Давида. Но, следуя дальше по галерее, мы с удивлением обнаруживаем молодого исполина с длинными волосами и выколотыми глазами. Его зовут Самсон.

Самсон — Богом избранный избавитель Израиля, который, кажется, уделял меньше времени борьбе с филистимлянами-мужчинами, чем знакам внимания женщинам-филистимлянкам. Гигант физической силы и пигмей моральной устойчивости, склонный скорее орудовать ослиной челюстью, чем призывать людей к молитве, борец за свободу, умерший в цепях под грудой камней филистимского храма, он в смерти своей уничтожил больше врагов, чем за всю свою жизнь. Что за странное несоответствие! И почему он причислен к великим мужам веры?

Необходимо понимать, что мы имеем дело с двумя в определенном смысле отдельными вопросами: спасением и эффективностью свидетельства. Хотя Самсон и пришел к спасительной вере в Бога, его успех в деле обращения других к этой вере был, мягко говоря, переменным. И хотя у нас есть основания полагать, что Самсон будет спасен, совершенно точно одно: умер он, глубоко сожалея, что жизнь его была большей частью потрачена впустую.

Однако прежде чем слишком ополчиться на Самсона, спросите себя, не замкнулась ли ваша духовная жизнь на собственном спасении, или (если этот вопрос решен) вы увлечены вопросами большего масштаба? Что может принести большее удовлетворение, чем умение жить не только собственным спасением!

В эти последние дни земной истории героями веры будут не те, кто «просто» спасен как бы из огня. Небесный Отец жаждет видеть людей, которые поднялись бы в полный рост в нашем неспокойном мире. В те дни, когда всякая земная поддержка прекратится, когда наступит время тяжкое, какого никогда прежде не было, только целиком и полностью уповающие на Господа, на спасение в Иисусе Христе смогут отвлечься от своих проблем и помочь другим изменить отношение к Богу.

8 мая

Урок сокрушенного сострадания

«Иерусалим, Иерусалим… сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф. 23:37).

У меня не было намерения приносить домой кошечку. Но она лежала перед супермаркетом в коробке, свернувшись в маленький комочек: два остреньких ушка помогали отличить голову от остального тельца. Я остановился. Она была в основном серая, с небольшими золотистыми полосками. Мне было известно, как сильно мои дети хотят котенка…

Мы назвали ее Лаки (Везучая) не только потому, что так назывался магазин, около которого я нашел ее, но и потому, что именно такой она должна была оказаться, дабы выжить (в нашем районе множество собак). Она выжила вопреки всему. Не прошло и года, как она принесла своих первых котят. Хотя Лаки была чрезвычайно хорошей матерью, выжили только трое.

К середине лета я начал замечать, какой болезненно худенькой стала Лаки. Узнав, что она все еще позволяет котятам сосать молоко, я принял меры, чтобы отучить их от этого. Вскоре кошка поправилась, но стала проявлять дурной нрав. Прошло совсем немного времени, и оказалось, что она снова беременна.

Повеяло осенним холодом. Лаки почти отказалась от еды. Для нее было приготовлено место, как и в первый раз, когда появились котята. Но на этот раз котят нигде не было видно и не было похоже, что она к ним ходит. Наконец мы их обнаружили в старой заброшенной конуре. Они умирали. Все мои усилия спасти котят оказались безрезультатны. Лаки не хотела участвовать в их спасении. Этот случай напомнил мне сегодняшний текст.

Лаки не понимала, как сильно я хотел помочь ей и ее котятам. И хотя, конечно, описанный случай не совсем похож на ситуацию с Иерусалимом, он пробудил во мне чувство сокрушенного сострадания. Я представил (конечно, отчасти), что должен чувствовать Бог, когда мы попадаем в большую беду, но не позволяем Ему помочь нам. Навязывать людям Свою благость означало бы навести ужас и вызвать сопротивление. Как вселенная, должно быть, восхищается Его Божественной выдержкой!

В следующий раз, когда кто-то спросит меня: «Почему Бог не предпримет что-нибудь?», я, наверное, расскажу ему о Лаки.

9 мая

Спасенные страхом?

«И вошел Ной и сыновья его, и жена его, и жены сынов его с ним в ковчег от вод потопа… Через семь дней воды потопа пришли на землю» (Быт. 7:7, 10).

Более ста лет Ной умолял людей спасаться от грядущего потопа и войти в ковчег. Все 120 лет они слышали и видели, что ковчег достаточно большой, чтобы вместить их, и дверь постоянно открыта. Занятые каждый своим делом, скептически настроенные и увлеченные своими понятиями, они и слушать ничего не хотели. Даже потрясающая процессия животных в конце этих дней никак не тронула их. И даже когда невидимая рука затворила огромную дверь ковчега, они продолжали есть, пить и проводить свадьбы. Им было лишь немного любопытно.

Пока не пошел дождь. Внезапно пораженные, люди с нарастающим ужасом наблюдали, как вода поднималась им до лодыжек. Они начали отчаянно колотить в двери большого корабля и просились войти. Им вдруг искренно захотелось сделать именно то, что Ной призывал их сделать все эти долгие десятилетия. Они хотели войти!

Но было слишком поздно. Ной не мог им открыть, а Бог не открывал. Неужели Он передумал? Или Он просто понимал, что безумный страх — это не спасительный мотив?

Если бы Бог мог спасти людей, приходящих к Нему из страха, Он открыл бы двери ковчега, чтобы впустить их. Он мог бы спасти Ахана, когда в него полетели камни, или Корея и его друзей, когда земля разверзалась, чтобы поглотить их.

Хотя страх является сильным мотивом, он — очень плохой учитель. Информируя нас, что жить в отчуждении от Бога очень больно, он не открывает при этом Бога. Он впрыскивает в сердце адреналин, но не любовь. Он ввергает в ужас, но не приобретает. Кричавшие вне ковчега люди были поражены подъемом уровня воды, но не Тем, Кто так любезно предоставлял им путь спасения. Любой эгоист будет плакать, только бы не утонуть. Спасение не означает не утонуть, оно предполагает поклонение и доверие Спасителю.

Бог навел потоп не для того, чтобы испугом загнать людей в спасительный ковчег, но чтобы сохранить связь с небольшой горсткой тех, кто все еще был открыт для Него. Верующие люди были исчезающим видом, почти вымершим. И Господь сделал решительный шаг к созданию нового «генофонда», чтобы они могли иметь новые возможности и благословения.

10 мая

Не отставать от благости Божьей

«Если ты с пешими бежал и они утомили тебя, как же тебе состязаться с конями?» (Иер. 12:5).

Бог призвал Иеремию умолять иудейский народ обратиться от развращенных путей, губивших нацию. Он предсказал разрушение Иерусалима вавилонскими захватчиками. Но люди высмеивали все пророчества, думая, что Бог никогда не позволит Иерусалиму оказаться разрушенным, и лишь потому, что там находился храм. Хуже всего было то, что отступившие от Бога иудеи процветали!

Изнуренный и сбитый с толку, Иеремия излил Богу свое непонимание. По сути, он говорил: «Почему Ты благословляешь этих людей? Почему Ты не потрясешь их? Ты велел мне предупредить их, что они обречены, а Сам позволяешь им процветать! Я чувствую себя неудачником! Это только дает им основание насмехаться над Тобой» (см. Иер. 12:1-4). В ответ Бог мягко останавливает его: «Если ты с пешими бежал и они утомили тебя, как же тебе состязаться с конями?» Другими словами: «Если ты не можешь угнаться за Мной сейчас, как будешь догонять потом?»

Иеремия не совсем понимал Бога и Его пути. Пророка беспокоила мысль, почему Бог благословляет явно недостойных людей. Он забыл, что у Бога есть наилучший способ достучаться до Своего народа. «Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь» (Иер. 9:24).

Бог пытался помочь пророку понять, что хочет достичь Иудеи добротой и терпением. Его целью было изменить сердца людей (см. Иер. 12:14-17; Рим 2:4). «Ибо как пояс близко лежит к чреслам человека, так Я приблизил к Себе весь дом Израилев и весь дом Иудин, говорит Господь, чтобы они были Моим народом и Моею славою, хвалою и украшением; но они не послушались» (Иер. 13:11). В результате отвержения Бога иудеями окружающие народы, которые могли обрести Его благословение, стали вместо этого истреблять народ Божий.

Подобно Иеремии, смотрите на Господа, всегда надейтесь на Него (см. Ис. 40:31) и обращайтесь к Нему со своими вопросами! Усвойте этот урок.

11 мая

Небесная политика

«И не будет учить каждый ближнего своего и каждый брата своего, говоря: познай Господа; потому что все, от малого до большого, будут знать Меня» (Евр. 8:11).

Студентам было дано задание избрать идеальную форму правления. Наш преподаватель истории с огоньком в глазах отстаивал правление великодушного диктатора. «В конце концов, — пояснил он, — не нужно ждать, когда люди пройдут через сложный процесс принятия решения, как поступать. Все доверяют добрым намерениям своего лидера и делают, что он говорит».

Несколько студентов, однако, упорно утверждали, что лучшей формой правления является теократия. «Эту форму правления Бог избрал для Израиля, — настаивали они, — и именно она будет представлена, когда мы попадем на небеса. Бог станет бесспорным лидером, а искупленные будут просто делать то, что Он говорит». Огонька в их глазах заметно не было.

Прежде чем вы займете одну из сторон, позвольте мне задать несколько вопросов. Для чего Бог дал человеку свободную волю и право самостоятельно принимать решение? Для чего Богу нужно было идти на такие жертвы, если можно было сразу запрограммировать людей на Свою волю? Является ли решение просто сказать «да» власти Бога наиболее важным решением, которое только может принять христианин? Разве решение покориться Божьей власти скрепя сердце представляет собой высшее выражение христианской зрелости?

Или же Бог все-таки желает, чтобы Его народ сознательно настроил свой разум на великие принципы вселенной? Разве Он не хочет, чтобы мы достигли зрелости? Павел говорит, что зрелыми являются люди, «у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр. 5:14). Оказывается, быть зрелым человеком означает иметь возможность осуществлять нравственный выбор и нести ответственность за свои действия.

Христиане предпочитают демократию, поскольку понимают, что выполнение поставленной задачи не так важно, как то, что происходит с личностью гражданина в процессе ее выполнения.

Не берусь с полной уверенностью сказать, какая форма правления будет в Небесном Царстве Бога, но в одном твердо убежден: великий Царь вселенной будет привлекать Своих подданных к правлению.

12 мая

Царственный характер или царственный вид?

«Нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему» (Ис. 53:2).

В пророчестве 53-й главы книги Исайи изображены характер и служение нашего Господа и Спасителя. Глава начинается с вопроса, который заостряет внимание на том, сколь неимоверным и неожиданным будет все, связанное с Мессией, когда Он придет на нашу землю как Сын Человеческий: Его внешность, образ жизни и поступки. Итак, поставлен вопрос: «Кто поверил слышанному от нас?»

С человеческой точки зрения Иисус внешне не соответствовал образу Небесного Царя и жил на земле явно не как царь. Кто поверил бы, что плотник из Галилеи может быть Царем царей в человеческом образе? Рожденный в хлеву? Выросший в Назарете? Воспитанный в доме плотника? И это царь? Без образования? Царь, Которому негде преклонить голову? С какой стороны ни посмотреть, Иисус не соответствовал общему представлению о царе. Его единственной отличительной особенностью был характер.

Сравните Иисуса с первым царем Израиля Саулом. Саул был «молодой и красивый; и не было никого из Израильтян красивее его; он от плеч своих был выше всего народа» (1 Цар. 9:2). Сравните библейское описание Саула с нашим сегодняшним текстом. Сам вид Христа не привлекал людей стать Его последователями. Вид нашего Спасителя и Его образ жизни были целиком противоположны человеческому представлению о царе, принце или президенте. Люди судят по внешности, но Бог смотрит на сердце. Внешне Иисус не имел «ни вида, ни величия», но в душе Он был Царем мира, Царем чести, Царем любви! Он был Царем совершенного благочестия.

Применяя эти принципы к собственной жизни, мы должны радоваться, что нам нет необходимости быть богатыми, помпезными или физически привлекательными, чтобы принадлежать к семье Царя Иисуса.

Прославляйте Бога за характер Иисуса и Его готовность передать нам Свои восхитительные качества.

13 мая

Борцы за «справедливость»

«А Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его» (Лук. 8:5, 6).

Политики, стремясь выиграть на выборах, особенно хорошо умеют играть на определенной проблеме общества — проблеме преступников, не привлеченных к ответственности. Такие охотники за голосами избирателей рассказывают эмоциональные истории о ворах и грабителях, которые, не получив заслуженного наказания, отпущены либеральными судами и нечестными адвокатами. Но если мы проголосуем за новых политиков, они обещают обязательно наказать всех преступников.

Этой технологии подобен «выпад» фарисеев, использованный против Иисуса в тот день, когда они привели к Нему взятую в прелюбодеянии грешницу, чтобы увидеть, поддержит ли Он «закон и порядок».

Однако Иисус был полон решимости совершить нечто большее, чем защитить справедливость. Его целью было преобразовать эту растерянную, испуганную женщину в нового человека, который мог бы снова, не смущаясь, жить в обществе.

Интересно, что эта история из Евангелия от Иоанна является иллюстрацией конфликта, описанного пророком в Зах. 3:1, 2. В видении Заха-рии первосвященник Иисус, сын Иоседеков, ходатайствует перед Богом за свой народ. Сатана стоит рядом и противодействует его служению, обвиняя Иисуса и народ в греховности. «Клеветник братии наших» (см. Откр. 12:10) обвиняет Бога в несправедливости, поскольку Он не уничтожает грешников, как того требует «справедливость». Действительно, Божий народ тяжко согрешил. Но он перенес наказание в вавилонском плену, многие раскаялись и смиренно уповали на Божью милость.

Бог не нарушает Закон, когда выступает как любящий Искупитель, ибо окончательный смысл Закона — любовь. Закон защищает любовь. Он не берет ее в плен. И потому, когда Иисус Христос преподнес весть исцеляющего прощения несчастной женщине, Он действовал полностью в соответствии с Законом любви. Тем не менее именно этот аспект Закона сатана и его пособники не способны понять.

Цель Божьего правосудия — исцеление грешников. Иисус не проигнорировал грех той женщины. Он сказал ей: «Иди и впредь не греши». Более того, Он взял ее грех на Себя и умер за нее.

14 мая

Зажечь свет

«Ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно» (Ин. 8:29).

Опасения многих верующих относительно Бога уходят корнями, как они говорят, в ветхозаветное описание того, как Он обращался с людьми. Они задаются вопросом, совместимы ли вообще Бог Ветхого Завета и Иисус Христос. Но Сам Христос сказал: «Ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю. Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно» (Ин. 8:28, 29).

Жизнь и учение Христа представляют Бога, изображенного в Ветхом Завете. Фактически Иисус объяснил, что Он и есть «Сущий» из Ветхого Завета (см. Ин. 8:58)! Иисус Христос, или «Я есмь», «вчера и сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13:8). Одна из Его великих задач на земле заключалась в том, чтобы открыть человечеству Отца.

«Но, — воскликнут некоторые, — Бог Ветхого Завета был таким суровым! Иисус нисколько не похож на Него!» Подобный подход, пожалуй, напоминает рассматривание вещей ночью. Вспоминаю случай с девочкой, которая была уверена, что в ее комнате притаился грабитель. Когда же мама включила свет, девочка увидела, что это был всего лишь мамин халат, висящий на дверце шкафа. Нам следует рассматривать Ветхий Завет во свете Нового Завета.

Кроме того, будет очень полезно позволить более ясным отрывкам Писания пролить свет на менее понимаемые. Например, Бог говорит: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжении» (Ос. 6:6). Нам не нужно выяснять, в чем Бог больше заинтересован: в подсчете количества грехов или в нашем близком знакомстве с Ним. Эту истину демонстрирует само служение Христа таким людям, как Мария Магдалина.

И вновь мы слышим: «И потому Господь медлит, чтобы помиловать вас, и потому еще удерживается, чтобы сжалиться над вами; ибо Господь есть Бог правды» (Ис. 30:18). Но подобные утверждения побуждают нас искать взвешенного подхода к концепции Божьего суда, для которого характерна глубокая связь между милостью и справедливостью. Иоанн как нельзя лучше выразил понимание этой связи, когда написал: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:17).

Радуйтесь, пребывая во свете!

15 мая

Не зли их, папа!

«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6:4).

Вспомните свое детство. Можете ли вы припомнить хотя бы одно утро, когда встали, посмотрели на себя в зеркало и заявили: «Думаю, сегодня я побуду мятежником»? Можете ли вы припомнить случай, когда сделали порочный выбор — злиться на родителей?

Как правило, большинство детей предпочитают быть мирными и счастливыми, а не злыми и мрачными. Слова апостола Павла в сегодняшнем тексте означают: если ребенок сердится, то в этом, вполне возможно, виноваты родители (хотя родителям это трудно признать). Так случается, например, когда родитель проявил отсутствие уважения к законному чувству свободы и индивидуальности ребенка.

Довольно часто мы, родители, очень хотим, чтобы дети повиновались, и потому уязвляем их, надоедаем им и даже унижаем их во имя дисциплины. А потом, когда они отвечают нам раздражением, мы добавляем это раздражение в список их «преступлений». Мы не желаем признать, что часто бунт является неотъемлемым результатом подобного подхода.

А как Небесный Отец воспитывает нас, Своих детей? Он никогда не поступает по отношению к людям так, чтобы спровоцировать наш гнев. Даже обличая наши самые серьезные грехи, Господь проявляет уважение к нашей самооценке и защищает нашу индивидуальность. Он не пытается запугать нас множеством угроз. Даже наказание Он использует с целью исправить, воспитать и спасти нас. «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» (Евр. 12:11).

Основа отношений Бога и человека — безусловная любовь агапэ. Основа отношений супругов — та же агапэ, то же безусловное принятие. Основа отношений с ребенком — также агапэ, безусловная любовь. Мы можем быть уверены, что правильно воспитываем ребенка, в том случае, если в основе наших отношений лежит безусловная любовь.

Поэтому в критические моменты его плохого поведения и особенно последующего наказания ребенок должен быть уверен, что мы его любим таким, какой он есть.

Неужели небесный Родитель согласится на что-то меньшее?

16 мая

Бог надежных обетовании

«Ибо все обетования Божии в Нем «да», и в Нем «аминь», — в славу Божию, через нас» (2 Кор. 1:20).

«Я тебя там встречу». Его обещание было таким обнадеживающим! Ей предстояло пересечь страну, пролетев около трех тысяч километров, зайти в огромный деловой центр, затем нужно было вовремя успеть на автобус, чтобы попасть к месту назначения. Прежде она путешествовала совсем немного, поэтому незнакомые терминалы и аэропорты вызывали у нее немалое беспокойство. Обещание друга наполнило ее сердце теплом. Однако два дня спустя, когда с опозданием на полтора часа он наконец появился в аэропорту, последние остатки спокойствия покинули ее. «Прости, — скороговоркой выпалил он. — У меня не получилось. Может, ты сядешь на другой автобус?»

Обещать нетрудно. Тем не менее выполнение обещаний не всегда соответствует намерениям. Мало что бывает настолько неприятным и травмирующим, как невыполненные обещания. Кроме раздражения по причине неудобств, в которые попадаешь из-за того, что обещавший подвел тебя, портятся отношения с этим человеком. Обманутый человек начинает сомневаться в собственной значимости, место доверия занимает настороженность. В тяжелых случаях развивается нежелание верить людям на слово.

К сожалению, мы с легкостью переносим подобное отношение и подобные чувства на взаимоотношения с Богом и порой непроизвольно ощущаем настороженность по отношению к Его обещаниям. Нередко в таком случае мы еще бываем и подавлены чувством вины. Какова при всем этом позиция Бога?

В нашем сегодняшнем тексте мы читаем о Боге надежных обетовании. Он понимает нашу нужду в укреплении веры, тем более что подчас мы не сразу замечаем исполнение Его обетовании. Но одна из причин, почему Иисус жил среди нас, — дать наглядное подтверждение заключенного с нами завета. «Ибо все обетования Божий в Нем «да», и в Нем «аминь», — в славу Божию, через нас» (2 Кор. 1:20). Через Своего Сына Бог показал, что простил нас. Он уже принял нас. Он положил конец разделению между Ним и нами, Его заблудшими детьми.

Положительное отношение Бога к нам, выраженное через Христа, должно помочь нам уверенно сказать: «Аминь! Мы этому верим! Да будет так!»

17 мая

Успокоение в его присутствии

«В Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него» (Еф. 3:12).

Попробуйте представить свои чувства, если бы вы были учеником, который по причине плохого поведения только что отправлен учителем в кабинет директора. Вот вы, преисполненные чувства вины, стоите перед директором, спрятав за спину потные руки. Его голос, кажется, обрушивается на вас откуда-то сверху. Вы скорее всего хотели бы оказаться где-нибудь в другом месте!

Или представьте себе, что вы — жених и у вас свадьба. Только что вы созерцали, как ваш тесть сопровождал к алтарю самую великолепную девушку в мире. Он вложил ее руку в вашу. Теперь, глядя в ее лучистые глаза, вы стоите в присутствии служителя церкви и друзей. Хотите ли вы теперь оказаться где-нибудь в другой части света?

Всякий раз, приближаясь к какому-нибудь человеку, мы испытываем определенные эмоции от его присутствия. Некоторых встреч мы предпочитаем избегать, иные мечтаем повторить. Все полностью зависит от чувств, возникающих между двумя сторонами. И большинство наших эмоций сосредоточено вокруг того, как мы чувствуем себя в присутствии другого человека.

Как, согласно сегодняшнему тексту, апостол Павел чувствует себя в присутствии Бога? Испытывает ли он напряжение, скованность и страх перед своим Господом? Неохотно ли идет к Отцу, желая в эту минуту оказаться в другом месте? Перефразируя слова апостола, можно услышать, как он говорит: «Я чувствую свободу в присутствии моего Бога, потому что я Его знаю. Я доверяю Его непрестанной любви и безусловному принятию. У меня нет необходимости притворяться или разгадывать сложные теологические загадки. Не нужно тревожиться и прикидываться, чтобы заставить Его полюбить меня, ибо я уверен в Его отношении ко мне. Иисус Христос, Его несравненная Жертва — вот моя рекомендация в присутствии Отца».

Некоторые восстают против такой точки зрения, утверждая, что грешники не имеют права чувствовать себя спокойно в присутствии святого Бога. Они опасаются, что подобное спокойствие приведет к вялости наших усилий, направленных на преодоление греха, или притупит наше осознание великого отвращения Бога ко греху. Однако существует разница между умиротворенностью кающегося грешника, знающего милость и любовь Бога, и ложной успокоенностью человека, продолжающего грешить несмотря на Божье присутствие.

18 мая

Великий дар

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22, 23).

Когда приближается время преподнести кому-то подарок, нам обычно приходится выбирать между покупкой того, что человеку будет полезно, и того, что ему действительно понравится. Конечно, хочется найти такой подарок, который будет соответствовать всем требованиям. Это особенно актуально, когда речь идет о подарках детям.

В Евангелии от Луки 11:13 написано: «Если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него». Лучшим подарком, Который Бог может нам дать, является Его Дух. Это и полезно, и удивительно приятно.

Рассмотрим полезность этого необычайного подарка. Иисус пообещал: «Пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде… потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:7-14). Как поразительно практично! Нам даже объяснили, как это действует. Дух, основываясь на открытой в Иисусе истине, объяснит ее нам. Что есть истина в Иисусе? «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9).

Какие известные качества Отца Святой Дух желает воспитать и развить в нас при нашем непосредственном сотрудничестве? Павел перечисляет их: «Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». В этих самых качествах сосредоточен второй аспект невероятного Божьего дара — приятность, сладостность.

Плод Духа — не просто убедительное свидетельство отношения Бога к нам, это удивительное откровение о Его намерении соединиться с нами! Когда это откровение начинает пропитывать наши сердца, огромный восторг переполняет наше естество! Наш Бог так благ, так бесконечно добр и нежен, так прекрасно терпелив и любящ, так сдержан, когда мы поступаем опрометчиво, что мы не можем усомниться в Его любви. Мы согреваемся в Его радости о нас. Мы верим в Его верность и являемся причастниками Его мира.

Этот поразительный дар, который Отец так точно подобрал для нас, призван обитать в нашем сердце. Мы можем приобщиться к его богатству. Мы можем, по сути, постоянно делиться его изобилием с окружающими, что делает его еще более восхитительным!

Благодарим Тебя, Отче!

19 мая

У ног Иисуса

«Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:18,19).

На первый взгляд, это была мирная домашняя сцена. С кухни доносился аромат вкусной пищи, а с почетным Гостем тем временем вели беседу в гостиной. И все же в доме присутствовало плохо скрытое напряжение: то ложку слишком громко клали на стол, то голос старшей сестры звучал натянуто, когда она обращалась к религиозному Авторитету, чтобы Он заставил ее младшую сестру относиться к жизни более серьезно.

Иисус видел в этом нечто гораздо большее, чем домашняя неурядица или соперничество между сестрами. Он видел в Марфе и Марии два совершенно разных подхода к духовной жизни и к Нему и не оставил никаких сомнений относительно того, какой из них нужно считать средством непреходящей пользы.

Марфа была прототипом человека, чей религиозный опыт описан в 7-й главе Послания к Римлянам. Хотя Иисуса «принимали в ее доме», ее жизнью управляли возбуждение, беспокойство и хлопоты. Марфа находилась под тиранией «обязанностей» религиозной жизни. Хотя ее разум соглашался с тем, что ей нужно много сделать, дабы угодить Иисусу, однако ее переполняли страхи, что чего-то недостает. Такая безрадостность доказывала, что ее действия не были такими же естественными, как дыхание.

А Мария открыла для себя духовный опыт, описанный в 8-й главе Послания к Римлянам. Она была в восторге от союза ее духа с Духом Спасителя, восклицая «Авва, Отче!». Она осознала, что суть духовной жизни сосредоточена на Личности, а не на делах. Она освободилась от духа рабства и страха и теперь могла свободно познавать жизнь и мир, восхищаясь Жизнедателем.

Иисус одобрил выбор Марии, ибо он отличался от выбора Адама и Евы в Едемском саду. Спаситель знал: как разделение с Богом приводит к последующей череде проклятий, так и личная привязанность к Богу приносит всякое благословение. Не будучи пассивным мистиком, Мария пошла дальше, став энергичным работником в ранней Церкви. А все потому, что отнять у нее побуждения сердца было невозможно!

Никто и ничто, кроме Иисуса, не может более полно удовлетворить наши глубочайшие внутренние потребности. Нам необходимо успокоиться у ног Спасителя, погрузившись в Его исцеляющую любовь.

20 мая

Бинты и операция на сердце

«В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1Иоан. 4:10).

Гиппократу принадлежит высказывание: «Опасные заболевания можно вылечить сильнодействующими средствами». Другими словами, одних только перевязок недостаточно для лечения человека, которому только что сделали операцию на сердце.

Как христиане мы часто говорим об освобождении нашей жизни от греха. Нас радует, что кровь Иисуса очищает нас от всякого греха. Но каким образом происходит этот процесс?

Прежде всего, нам необходимо спросить, что такое грех? Мы уже обращались к этой теме и в будущем еще обратимся. А сейчас скажем следующее: наше представление о сущности греха определяет и наше отношение к операции по удалению «опухоли» греха и к Хирургу. Если грех — просто плохое поведение, то мы приходим к Нему, ожидая, что Он заменит его лучшим поведением. Если грех — это только разрыв отношений, то решение проблемы в налаживании отношений. Но всего этого недостаточно. Как и в случае с буквальной операцией на открытом сердце, там, где вредные привычки привели к разрушительным процессам, корректирующей операции недостаточно.

Грех — понятие обширное. Мы коснемся только некоторых самых важных его аспектов. Грех — это восстание против Бога, Его правления и Закона, иными словами, это беззаконие. Грех — это разрушение отношений с Создателем, а также укоренившаяся в человеческом естестве испорченность. Вот почему для лечения этой страшной болезни сердца недостаточно бинтов и перевязок. Здесь необходимо исключительное средство. «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» (1 Ин 4:9). Грех в его полном объеме и значении может искупить только жертвенная смерть Сына Божьего. Голгофа решает проблему греха. Каким образом?

Христос-Законодатель Своей смертью на кресте уплатил выкуп за человека, поскольку Его Закон требовал смерти нарушителей. Христос стал заместительной жертвой, умерев за грешника и даровав ему жизнь. Бесконечная жертва Сына Божьего дает Ему право пересоздать испорченное естество человека, возродив его Святым Духом к новой жизни. Кроме того, благодаря Своей смерти Сын Божий в последний день преобразит и физическое естество искупленных.

Это и есть «операция по замене сердца!

21 мая

Достаточно защищенные, чтобы дерзать

«Пришел первый и сказал: «господин! мина твоя принесла десять мин». И сказал ему: «хорошо, добрый раб! за то, что ты в малом был верен, возьми в управление десять городов»» (Лк. 19:16, 17).

Представьте, что к вам пришел инвестиционный консультант с интересным предложением — сделкой, которая на ваше вложение позволит получить стопроцентную прибыль. Вы, несомненно, заинтересуетесь и потянетесь за чековой книжкой. Но если бы он предложил прибыль «пять к одному», вы, вероятно, обязательно задумались бы по поводу рисков и попросили бы время обдумать предложение.

Тем не менее человеку в притче Иисуса дали самые щедрые обещания! Он был достаточно смел, с достаточно широким видением, чтобы отважиться инвестировать в проект, сулящий крупные прибыли. Это могло принести ошеломляющий успех… или сокрушительный провал. А его деньги вообще принадлежали другому человеку!

Возможно, в этом и заключается разгадка. Человека из притчи попросили инвестировать деньги от имени другого лица — его Господина. Конечно, он спрашивал себя: «А что, если я вложу средства в этот смелый проект и что-то пойдет не так? Будет ли Господин гневаться и осуждать меня за мою честную попытку? Или он будет рад, что хотя бы стремился достичь чего-то многообещающего?» В конце концов именно уверенность в Господине побудила его смело распорядиться деньгами. Его не только похвалили, ему была доверена ответственность — управлять десятью городами.

Однако притча Иисуса в первую очередь не о деньгах. Она о людях, которые считают, что самый надежный способ сохранить благосклонность Бога — жить повседневной жизнью без рисков. Эта притча — весть и о Господине, Который окружает Свой народ всевозможными благословениями, так что люди будут охотно совершать для Него великие дела. Если что-то пойдет не так, Он скажет: «Я рад, что вы, по крайней мере, были готовы попробовать. Вот! У меня для вас есть еще кое-что. Попытайтесь еще раз!»

Господин назвал раба «добрым и верным», поскольку тот понимал намерения Господина. Это и позволило ему чувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы дерзать!

22 мая

Мифическое растение

«Отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мк. 8:33).

Сказание о легендарном растении баранце родом из Средневековья. Когда европейские путешественники по Ближнему Востоку впервые увидели хлопок (растение, о котором они в то время ничего не знали), то приняли его за шерсть — известное им вещество. Поскольку шерсть обычно берут от овец, путешественники пришли к выводу, что хлопок взят от ягнят, растущих на деревьях, к которым прикреплены пуповиной. Говорили, что ягнят пасут, когда растение наклоняется к земле. Ягнята и само растение погибают, когда вся трава вокруг съедена.

Мы смеемся над такими нелепыми идеями. Однако подобные легенды часто живут веками и считаются признанным фактом. Времена Иисуса ничем не отличались в этом отношении. Пришествие Мессии было так завуалировано еврейскими традициями и легендами, что, когда Иисус «начал учить, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть… Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему», хотя Иисус «говорил о сем открыто» (Мк. 8:31,32)!

Нас очень удивляет реакция Петра. Он неправильно понимал миссию Христа! Настолько неправильно, что Иисусу пришлось произнести Свой самый поразительный упрек: «Отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мк. 8:33).

Слова Петра не были утешением и поддержкой Иисусу в Его великом грядущем испытании. Эти слова не соответствовали благим намерениям Бога о милости к падшему миру, не соответствовали и тому уроку самопожертвования, который пришел преподать Господь. Петр не желал видеть крест в служении Иисуса. Впечатление, которое могли произвести слова Петра, было прямо противоположно тому, что Христос желал внушить Своим последователям.

Сатана пытался запугать Иисуса и отвратить от Его миссии, и Петр, ослепленный любовью, стал орудием в руках искусителя. Эту мысль ему внушил князь зла. Сатана пытался показать Петру земную славу, чтобы он не мог увидеть креста, на который желал направить его взор Иисус.

Для Петра это был очень горький урок; ему непросто было понять, что путь Христа на земле проходил через муки и унижение. Он ожидал славы земного царства Иисуса. Но подобные ожидания — не что иное, как мифические баранцы на деревьях.

23 мая

«Ты человек жестокий»

«Пришел третий и сказал: «господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял»» (Лк. 19:20, 21).

Большинство авторов, пишущих о человеческой личности, классифицируют чрезмерную застенчивость как разновидность эмоционального расстройства. Замкнутый, боязливый, пассивный человек, редко находящий в себе мужество претендовать на какое-либо социальное взаимодействие, не живет полнокровной жизнью. Многие авторы прослеживают истоки подобного типа застенчивости, указывая на присутствие очень сильной, властной персоны (обычно это родитель) в начале жизни человека.

Обычная модель отношения к ребенку — частые резкие упреки за ошибки и промахи. Эмоциональные риски, связанные с возможной ошибкой, становятся настолько угрожающими, что человек уходит в себя — в безопасность полного бездействия.

Возвратимся к притче о талантах. Иисусу было прискорбно видеть, что Его земные друзья считают Отца Небесного жестоким. По этой причине Он рассказал им о человеке, который взял свою жизнь — талант, энергию, даже личность — и спрятал в «носовой платок» страха. Все его существование стало плоским, «безопасным» и непродуктивным. Никаких новых друзей, чтобы расширить его горизонты, никаких новых методов свидетельства, новых направлений саморазвития. Почему? Этот человек ожидал, что Господин набросится на него с суровым осуждением, если он попытается что-то предпринять и потерпит неудачу.

Хотя притча Иисуса заканчивается осуждением тех, кто придерживается такой точки зрения, это все-таки яркий маяк надежды для всех, кто воспринимает Отца как «Вечного Соглядатая», Который прячется в тайниках, готовый поймать человека на каком-нибудь изъяне. Иисус восклицает: «Мой Отец не таков! В дружбе с Ним вы обретете безопасность, даже рискуя, проявляя отвагу, дерзая, чтобы расти… И вы можете, даже споткнувшись, повторить попытку. Отец поможет вам».

В притче Иисуса слуга был осужден не за то, что сделал что-то не так, а за то, что держался такого прискорбного взгляда на своего Господина. Эта притча — не об управлении финансами или о помощи в миссионерской деятельности местной общины. Скорее, она является одним из самых мощных средств, использованных Иисусом, чтобы указать, насколько глубоко наше представление о Боге формирует качество всей нашей жизни. «В дружбе Моего Отца, — говорит Спаситель, — вы свободны дерзать!»

24 мая

Всегда возрастающие

«Берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Петр. 3:17, 18).

Альпинисты понимают, как важно найти безопасную точку опоры, прежде чем продолжать подъем. Только безрассудные будут двигаться выше, не убедившись в надежности своей позиции. Предусмотрительность, однако, не означает инертность. На самом деле настоящая осторожность ускоряет продвижение. Страх порождает бездействие. Кричать: «Стоп!» и предупреждать: «Будьте осторожны!» — совсем не одно и то же.

В вопросе отношения людей ко Второму пришествию Христа можно выделить три позиции: безрассудство, осторожность и страх. Первую позицию занимают люди, говорящие: «Где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, всё остается так же» (2 Петр. 3:4). Они считают: Бог не участвует в делах людей либо потому, что Его не существует, либо потому, что Ему это безразлично, или же Он настолько снисходителен, что никак не реагирует.

Богу далеко не безразлично! Текст 2 Петр. 3:9 говорит: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию». Необходимо пережить исцеляющее изменение мнения о Нем.

Мы можем быть осторожными и при этом не бояться. Хотя апостол и предупреждает нас «не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения», но здесь же настоятельно рекомендует «возрастать в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа». Приближение дня Господня не должно парализовать нас страхом. Мы можем ждать его с нетерпением «по Его обетованию» (2 Петр. 3:17,18,13). В Иисусе наше представление о Его пришествии может быть утешительным и волнующе ясным! Иисус заверил нас, что в обителях Отца идут особые приготовления к нашему возвращению домой.

Мы только начали познавать Отца через Иисуса Христа! Судя по Его теплому, сердечному принятию, будьте уверены: желание Бога — чтобы мы вечно возрастали в приближении к Нему. Новые открытия будут волновать наши души по мере того, как мы будем подниматься все выше и выше, прочь от заблуждений этого мира. И если поскользнемся, мы уповаем, что нас поддержат Его вечные руки.

А в один прекрасный день мы увидим Его лицом к лицу!

25 мая

Лучший пример веры

«Я сораспялся Христу, и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гол. 2:19, 20).

На моих семинарах я часто просил слушателей назвать библейскую личность, которую они считают самым лучшим примером веры. Большинство выбирает известных героев веры: Авраама, Иова, Моисея, Илию. Некоторые упоминают Иоанна Крестителя или Давида.

Когда просишь объяснить их выбор, все обычно ссылаются на выдающиеся поступки героев веры (например, принесение в жертву Исаака).

Несомненно, в качестве лучшего примера веры Священное Писание называет Иисуса Христа. Он победно прожил земную жизнь и совершил подвиг искупления благодаря отношениям веры с Отцом. Для нас Иисус — не только пример совершенного поведения. Иисус является для нас примером доверительных отношений с Богом, отношений зависимости от Него. Они и обеспечили Иисусу способность к совершенной жизни.

Иисус открыто говорил о Своих отношениях веры с Отцом: «Ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю. Пославший Меня есть со Мною; Отец не оставил Меня одного, ибо Я всегда делаю то, что Ему угодно» (Ин. 8:28, 29).

То, как Иисус прожил Свою жизнь, придает слову «вера» точное значение. Когда Он пал на землю в Гефсиманском саду, изнемогая под бременем возложенных на Него человеческих грехов и самого трудного решения, которое когда-либо принимал человек, Он трижды воскликнул: «Не Моя воля, но Твоя да будет». Несколько часов спустя, когда тучи второй смерти стали сгущаться вокруг Него, Его последние слова выражали твердую веру: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23:46).

Павел, говоря о средствах, обеспечивающих новую жизнь, называет совершенно особый вид взаимоотношений веры — веру Иисуса. Те же отношения доступны и для нас!

26 мая

Пирит и настоящее золото

«Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться» (Откр. 3:18).

Во времена золотой лихорадки в середине XIX века многие люди обратили свои взоры к Калифорнии. Продавая все, что имели, они мигрировали на запад в надежде разбогатеть. Некоторые действительно разбогатели, но большинство все же проиграло. Пожалуй, самые печальные рассказы — это рассказы о тех, кто думал, что нашел золото, а на самом деле их находка представляла собой пирит — «золото глупцов»!

В книге Откровение описаны семь различных этапов христианской Церкви со времен апостолов. К Лаодикии (живущим в самом конце времен) Бог обращается со словами: «Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Откр. 3:17).

Это строгое обличение продиктовано любовью Спасителя: «Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю» (Откр. 3:19). Его наказание имеет целью указать нам на наши ошибки, чтобы спасти от наготы и позора. Он даже предлагает решение: «Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться» (Откр. 3:18).

Что это за многоценное неподдельное золото, которое предлагает нам Иисус? «Дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» (1 Петр. 1:7). Именно наша вера в Бога, действующая любовью и испытанная в огне страдания, приносит нам всякое богатство «совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:2,3).

Бог ожидает от нас веры, наполненной и действующей любовью. Если наша вера не интегрируется реалистично и продуктивно в каждый аспект нашей жизни и отношений с окружающими людьми, она равнозначна «золоту глупцов». Важнейший аспект нашей жизни — общение с Иисусом. В сущности, Он говорит: «Я понимаю вас и хочу вам помочь. Позвольте Мне вечерять с вами, чтобы мы могли поговорить!» (См. Откр 3:15,20.)

Выслушаем же Его!

27 мая

Тактичность и великодушие Иисуса

«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20).

Иисус способен овладеть бескрайней пустотой пространств; сказав только слово, распространить миры, солнечные системы и галактики. Он может проникать в глубокие каменные гробницы, достигая даже слуха мертвых повелением: «Лазарь, выйди вон!»

Он может внедрять жизнь в клетки пораженного болезнью тела, просто приказав: «Исцелись!» Не спрашивая разрешения, Иисус повелевает небесным воинствам, руководит звездами галактик и электронами атомов.

Но когда Он приближается к человеческому разуму, «внедрение» прекращается. Он не отдает никаких приказов, не прибегает к угрозам, не врывается в двери. Писание изображает Спасителя стоящим за дверью. Он стучится с предельной вежливостью. И, будь дверь открыта, Он вошел бы, но не резко упрекая за то, что Его оставили снаружи, а наслаждаясь приятным ужином со Своим новым другом.

Если бы Иисус мог повелением решить проблему заблудшего ума, Он избежал бы почти шести тысяч лет борьбы и боли. Но Он знает, что повиновение в приказном порядке не является решением. Поэтому, даже несмотря на смертельно опасное состояние Лаодикии, Он все-таки только стучится.

Иисус пытается достучаться через причиняющую боль пустоту сердца, которую Он один может заполнить; через сложные проблемы, которые только Он может решить; через жажду новых горизонтов, которую только Он может утолить. Его стук — в прямых обличениях Духа при чтении Священного Писания, в мучительном осознании нашей духовной ограниченности и во влекущих призывах истинного друга.

Многие в ответ на Его кроткий стук оставляют дверь закрытой, полагая, что смогут неплохо себя чувствовать и без Него. Они не понимают, что открытая дверь впускает внутрь Царя вселенной для уникального исцеляющего общения. Уважаемый читатель, есть ли у вас уважительная причина отказать Ему?

28 мая

Вопрос, оставленный без ответа

«Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю» (Мк. 11:33).

Вскоре после того как Иисус накормил огромную толпу людей семью хлебами и несколькими рыбками, к Нему подошли фарисеи, «начали с Ним спорить и требовали от Него знамения с неба, искушая Его. И Он, глубоко вздохнув, сказал: для чего род сей требует знамения? Истинно говорю вам, не дастся роду сему знамение» (Мк. 8:11,12).

Религиозные лидеры хотели, чтобы Иисус показал им знамение и тем доказал Свою власть и мессианство. Почему Иисус не пошел навстречу их желаниям? Разве это не избавило бы Его от агонии отвержения духовными лидерами Израиля не сделало бы выполнение Его миссии на земле гораздо проще? Разве это существенно не облегчило бы и жизнь учеников?

В другой раз, когда Иисус входил во двор храма вскоре после изгнания Им менял, «подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?» (Мк. 11:27,28).

Иисус понял, что они хотят загнать Его в угол, надеясь, что ответ сделает Его уязвимым для их коварных замыслов погубить Его. Но Иисус ответил на их вопрос вопросом: чьей властью действовал Иоанн Креститель? Боясь, что их лукавые замыслы станут понятны людям, они уклонились от ответа. «Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю» (Мк. 11:33).

В споре с раввинами Христос не преследовал цель унизить Своих оппонентов… Он стремился преподать важный урок. Иисус смирил Своих врагов, позволив им запутаться в сети, которую они расставили для Него. Их признание в неведении относительно служения Иоанна Крестителя дало Ему возможность говорить, и Он использовал эту возможность, чтобы открыть им их реальное состояние. В рассказанных после этого двух притчах Христос нарисовал пророческую картину отвержения и убийства иудеями Сына Божьего. Под впечатлением сказанного фарисеи сами вынесли себе приговор: злодеев предать смерти! Только потом они сообразили, что сами осудили себя…

Разве это не потрясающее знамение? Разве это не свидетельство Божественной власти Иисуса? Но преднамеренно закрытым глазам никакая сила не поможет видеть.

29 мая

Два страдания

«Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни» (Ис. 53:3).

Молодая мать нежно смотрит в глаза своего смертельно больного ребенка. Она борется со слезами, комок в горле такой большой, что она не может говорить. Ах, как она дорожит этой маленькой жизнью, и ее любовь измеряется ее страданием.

Незащищенная девушка-подросток бросается к окну, чтобы сквозь горючие слезы посмотреть, как уходит ее первый парень. Он только что оставил ее, и она уверена, что до захода солнца мир рухнет. Его внимание к ней были средоточием ее существования до такой степени, которую теперь можно измерить только ее страданиями.

В какой мере человек любит, в такой же мере он уязвим для страданий. В какой мере человек эгоцентричен и незащищен, в той же мере он также подвержен страданиям. Но это два разных вида страданий! Первый уходит корнями в боль любимых людей. Второй — в невозможность самому ощутить любовь.

Страдания человека, способного любить, приводят к развитию характера, ведь он всеми путями борется за исцеление и надежду того, кому больно. Он стремится к большей щедрости сердца, к более глубокой чувствительности души, к большей настойчивости в молитве. Но страдания человека, у которого не получилось быть любимым, часто подавляют рост характера, поскольку такой человек манипулирует и маневрирует, добиваясь, чтобы другие люди уменьшили боль в его сердце.

Существует легкомысленное отношение к христианской жизни, которое предполагает, что стать христианином означает пуститься в свободное от проблем плаванье — идти по солнечной стороне улицы, напевая яркие мелодии, ветер дует в спину, и улыбка всегда на лице. Люди, придерживающиеся такой точки зрения на христианство, всегда бывают потрясены, а затем разочарованы в Боге, когда им приходится страдать от реалий нашей больной планеты.

Те, кто ходит с Учителем, не застрахованы от страданий. Скорее, меняется характер их страдания. Они переходят от разрушительных страданий к созидательным, от истощающей боли — к укрепляющей и преобразующей.

Иисус — до сих пор Муж скорбей и изведавший болезни, ибо Он много любит! Он скорбит о пустоте, боли, смятении и самообмане в жизни всех, заключенных в Его большом любвеобильном сердце.

30 мая

Почему Иисус очистил храм

«Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме» (Мн. 11:15).

Для многих Иисус, переворачивающий в храме столы менял и изгоняющий торговцев, представляет картину, которая несколько озадачивает и «не вписывается в характер» мягкого Учителя из Евангелия. Но так ли это?

Во время Своего служения на земле Иисус всегда подчеркивал, что во всем являет Отца. Все, что Он делал и говорил, представляло Бога как справедливого, сострадательного и настолько доступного, что это заставляло израильских вождей чувствовать себя очень неудобно. Их положение давало им власть над людьми, и вожди использовали ее в полной мере. Поступая так, они представляли весьма искаженный и зловещий образ Бога.

Это и стало для Иисуса основанием для очищения храма. Мало того, что люди оставались в неведении об истинном смысле жертв, которые должны были приносить, они были еще и шокированы тем, как их между делом вынуждали приносить денежные жертвы. Даже когда они приводили идеально приемлемого ягненка, всегда была вероятность, что священник не примет его по неясным причинам. Тогда их направляли к «лицензированному» поставщику «пригодных» агнцев при храме, который предоставлял им животное по более высокой цене, чем оно стоило бы в другом месте. Но, с другой стороны, люди были избавлены от необходимости выходить и покупать другое животное, которое тоже могло не пройти проверку священников.

Факт, что те самые ягнята, которых не приняли священники, «переделывались» в «приемлемые жертвы» на фермах продавцов, не был для людей тайной. Но они не могли изменить эту систему. Им нужен был ягненок, который успешно прошел бы обследование священника. Излишне говорить, что весь этот процесс навлекал бесчестие на Бога и Его отношение к беспомощному человечеству.

Иисус отреагировал! Почему? Бог был огорчен, что Его представляли в таком свете. Подобное положение утверждало, будто Господь готов эксплуатировать нуждающихся, что Он несправедлив и деспотичен и что весь этот бизнес служит холодной законности. По этой причине степенью гнева, проявленного Сыном, Бог показал людям, каким отвратительным был в Его глазах храмовый бизнес. Перевернув столы менял, Бог провозгласил: не деньги важны для Меня, не овцы, а люди!

Я рад, что Бог все поставил на свои места!

31 мая

Праведность, не знающая страха

«Послушайте Меня, знающие правду, народ, у которого в сердце закон Мой! Не бойтесь поношения от людей, и злословия их не страшитесь» (Ис. 51:7).

Почему нас пугает неодобрение других? Зачастую мы делаем все возможное, чтобы только другие не сочли нас неправыми. Замечаете ли вы в своем сердце это напряженное желание — быть правым, быть известным как «человек правильный»?

Возможно, мы начинаем сомневаться в собственных убеждениях и ценностях, если они отличаются от общепринятых? Страх оказаться в одиночестве может сделать нас хрупкими, уязвимыми, легко поддающимися манипулированию. А в наше время пошатнувшихся ценностей и напряженных конфликтов такое состояние небезопасно.

Как сможет Бог подготовить Себе народ, способный устоять на стороне правды в заключительной битве против навязанных мнений толпы, когда в эту битву будет вовлечен весь мир? Как Он может сделать нас невосприимчивыми к давлению, даже насилию со стороны людей, которые угрожают «знающим правду»?

Бог добивается этого не тем, что давит на нас с большей силой, чем угрожающий мир вокруг. Его народ не меняет один страх на другой. Его могущественная и неизменная любовь наполняет наши сердца силой Божьей, способной перенести все. «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах. Посему не убоимся, хотя бы поколебалась земля и горы двинулись в сердце морей… Господь сил с нами, Бог Иакова — заступник наш» (Пс. 45:2, 3, 8) — вот Кто дает силу христианину сказать: «Мир, не так уж важно, что ты обо мне думаешь. Бог вселенной — моя часть и мой выбор»!

В своем ежедневном духовном опыте христианин научился полагаться на Господа, научился искать у Него мудрости и силы во время испытаний. Он знает неизменность Божьих обетовании, он испытал их верность в суровых жизненных искушениях. В Боге он становится бесстрашным перед осуждением и давлением со стороны нечестивых.

Павел сказал: «Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2 Тим. 1:7). Укрепляемся ли мы сегодня силой Бога? Пребываем ли сегодня в таких отношениях с Ним, которые позволят нам пройти последнее огненное испытание? Подумайте об этом.