Июнь

1 июня

Сохранение жизни

«И заповедал нам Господь исполнять все постановления сии, чтобы мы боялись Господа, Бога нашего, дабы хорошо было нам во все дни, дабы сохранить нашу жизнь, нам и теперь» (Втор. 6:24).

Многие люди погибают во время пожара либо потому, что не покидают горящего здания, хотя имеют такую возможность, либо потому, что возвращаются спасти какую-то вещь. Пожарным приходится силой выводить таких людей из охваченных огнем строений. Подобные ситуации — не время для дискуссий. Все дискуссии — потом.

Когда Бог вывел израильтян из Египта, они сначала испытали облегчение, поскольку больше не были рабами в чужой земле. Но прошло немного времени, и они захотели вернуться обратно к знакомому, привычному образу жизни. В том случае времени на дискуссии не было. Бог побуждал народ поступать правильно, ограничивая его Своими уставами и правилами. Обсудить все это можно было и позже.

«Если спросит у тебя сын твой в последующее время, говоря: «что значат сии уставы, постановления и законы, которые заповедал вам Господь, Бог ваш?» то скажи сыну твоему: «рабами были мы у фараона в Египте, но Господь вывел нас из Египта рукою крепкою… и заповедал нам Господь исполнять все постановления сии, чтобы мы боялись Господа, Бога нашего, дабы хорошо было нам во все дни, дабы сохранить нашу жизнь, как и теперь…» (Втор. 6:20-24, курсив автора).

Важно понимать, что пожарно-спасательные методы не считаются предпочтительным способом общения с людьми. В обычных обстоятельствах никто не ходит по городу, силой выводя людей из зданий. Но опасные для жизни ситуации требуют решительных мер и полностью меняют характер действий. В тот момент времени на разговоры, объяснения и анализ всех причин нет.

В опасных для нас ситуациях действия Бога по отношению к нам также бывают особенными. Есть моменты, когда «пожарно-спасательные» методы необходимы для сохранения нашей жизни, чтобы позже мы могли побеседовать с Ним. Но Бог не желает, чтобы мы постоянно оставались в состоянии выхваченных из огня! Это не только бесполезно, но и не нужно. Отец о многом хочет поговорить с нами! Но если мы к этому не готовы, Он просто сохраняет нашу жизнь.

Поговорите с Ним!

2 июня

Обучение

«Господь Бог открыл Мне ухо, и Я не воспротивился, не отступил назад» (Ис. 50:5).

Возможно, нет другого слова в богословских кругах, которое может быстрее спровоцировать спор или повысить артериальное давление у оппонентов, чем слово «совершенство». Очень часто совершенство воспринимается как уровень поступков, которого нужно достичь, после чего нет необходимости возрастать. Однако иногда кажется, что эта сложная задача находится вне досягаемости даже самых ревностных. Именно на этом этапе и возникают вопросы. Стоит ли продолжать прилагать усилия? А может, человеку следует просто получить прощение от Бога… и благодушно отдыхать?

Любая концепция совершенства, сосредоточенная на поступках, неизбежно приведет к разочарованию. Я начал изучать этот вопрос, и во время исследования обратил внимание на мессианское пророчество Исайи о том, что Бог открыл слух Иисуса к слышанию истины. И Он не проявил ни тени сопротивления. Он был готов к обучению!

Бог многому желает научить нас: о Себе, о Своих планах относительно нас, о Его возможных благословениях. Поскольку истина — это средство, используемое Богом с целью вернуть нас к Нему, наша реакция на эту истину чрезвычайно важна. Более того, Бог намерен и в дальнейшем, на протяжении бесконечных веков вечности, рассказывать нам о чудесах Своего характера, плана спасения и тайн природы. Что может быть лучшей подготовкой к небесам, чем прямо сейчас стать человеком, который будет открыт для Божественного Учителя?

Кроме того, когда Бог сочтет, что пришло время для следующего «этапа» работы над развитием нашего характера, Он определит, выполнима ли эта задача в зависимости от того, насколько мы поддаемся обучению. Те, кто, подобно Иисусу, смогут сказать: «Я не воспротивился», увидят, что христианский рост быстр и точен.

Но обучаемость не есть нечто такое, что человек просто решает изобразить, как улыбку. Недостаточно время от времени говорить: «Думаю, сегодня я стану обучаемым». Быть обучаемым — значит постоянно доверять Учителю! Это означает претворять в собственной жизни то, чему Он научил нас, видеть, что это хорошо, и возвращаться к Нему за еще большим познанием. Это означает познавать Бога!

3 июня

Терпение или благоразумие?

«Благоразумие делает человека медленным на гнев» (Притч. 19:11).

Терпение чаще воспринимается как добродетель, нежели как признак интеллекта. Возьмем, к примеру, бедную мать пятерых детей, которая терпеливо переносит все годы взросления своего потомства. Удивляясь ее способности все с терпением переносить, мы уходим впечатленные, но при этом ничему не учимся.

Терпение — это гораздо больше, чем просто контроль над отрицательными эмоциями. В нашем сегодняшнем тексте утверждается: «Благоразумие делает человека медленным на гнев», то есть терпеливым. Это же полностью меняет картину! Мы переходим от простого проявления терпимости к более обоснованной и осознанной позиции. Мать пятерых детей, очевидно, имеет ничуть не больше эмоциональных сил, чем любой из нас. Она решает сохранять выдержанное обращение с детьми, понимая и демонстрируя им, что трудности можно гораздо более эффективно преодолевать без разгула эмоций. Ее поведение продумано и осознано.

Мы читаем в 2 Петр. 3:15: «И долготерпение Господа нашего почитайте спасением…» Наш Господь долготерпелив, и благодаря Его терпению еще многие люди придут к спасению.

Находясь на стеклянном море, искупленные будут петь песнь о том, что Господь Бог помог им пережить все испытания. Они будут славить Его за то, как Он обращался с ними; они заявят, что поклоняются Ему, ибо Он явил им суды Свои (см. Откр. 15:2-4). Божий суд — это не проявление Его плохого настроения. Это Его тщательно взвешенные и исполненные любви решения, даже если они иногда позволяют людям вкусить результаты своего неправильного выбора.

Терпение Бога основывается на Его мудрости и любви. Он показывает нам, что гнев никогда не решает проблем, а лишь усложняет их. Господь желает научить нас следовать правильным путем. Он хочет, чтобы мы действовали вдумчиво и рассудительно, не навязывая наших расстроенных чувств окружающим. Нетерпение является формой давления, таким образом мы пытаемся заставить других исполнять наши желания. Поведение, которое закрепляется в этом случае, бессмысленно и не развивает добрый характер.

Я преклоняюсь перед Богом! Я считаю Его методы обращения с людьми на этой мятежной планете (включая и меня) бесспорно достойными хвалы.

4 июня

Кто виноват, если вам плохо?

«Крепко держал я правду мою и не опущу ее; не укорит меня сердце мое во все дни мои» (Иов 27:6).

Мальчик-подросток весь вечер смотрит развлекательные телепередачи вместо того, чтобы выполнять домашнее задание. На следующее утро папа поинтересовался, сделал ли сын уроки. Мальчик взрывается и с раздражением защищается. Обидевшись на весь свет, он идет в школу, задаваясь вопросом, почему все и всегда на него «злятся».

Те из нас, кто пережил переходный возраст между 12 и 20, понимают состояние мальчика. Нам известно, что именно его собственная совесть, его собственное чувство самоуважения судят его строже всего. Папа просто задел за живое, призывая сына считаться с очевидным.

Образно говоря, самооценка находится на табурете с тремя ножками. Первая ножка — мнение Бога о нас: Он высоко ценит нас как Своих искупленных детей. Его прощение, заботливое участие и постоянство — основа нашей жизни. Хотя эта ножка табурета крепка, как сталь, но для молодого человека иногда это нечто совершенно абстрактное и неощутимое.

Вторая ножка табурета — мнение окружающих о нас. Мало что может сформировать нашу самооценку более весомо и быстро, чем оценивание нас другими людьми. Действенность этой поддержки в нашей жизни уравновешивается тем, что мы зачастую почти никак не можем контролировать оценку окружающих, поскольку они поглощены защитой собственного имиджа!

Третья ножка табурета в значительной степени находится у нас под контролем. Это связано с собственной оценкой нашей способности жить полезной, целеустремленной, управляемой жизнью. Если мы проводим дни и месяцы в ленивом потакании своим слабостям, рассеивая энергию на легкомысленные острые ощущения, то не можем хорошо о себе думать. Наша собственная совесть будет нас открыто осуждать.

Однако как быстро мы перекладываем вину за такое чувство осуждения на других! Иногда, понимая, что Церковь придерживается принципов полезности и правоты, мы считаем ее осуждающей силой в нашей жизни. Но несправедливо обвинять Бога, Церковь, религию или Библию за укоры собственного сердца. Напротив, наши сердца должны полюбить праведные Божьи пути.

5 июня

Молитва по формуле?

«Должно всегда молиться и не унывать» (Ли. 18:1).

Почему я должен снова и снова молиться об одном и том же? Разве Бог не слышит меня с первого раза? Если я не помолюсь достаточное количество раз, значит ли это, что не получу ответа? А сколько раз будет «достаточно»? Появлялись ли у вас подобные мысли? Не казалось ли вам, будто Бог не отвечает на ваши молитвы, поскольку хочет вынудить вас молиться постоянно? Как же можно строить дружеские отношения с Богом, имея такое представление о Нем?

Позвольте мне сказать вам прямо сейчас, что Богу нет нужды использовать подобные методы для развития отношений. Это было бы похоже на ситуацию, когда мать, желая показать маленькому ребенку, что в ее силах утолить его голод, позволяет ему наблюдать, как она готовит отличный обед. И, хотя он плачет, прося пищи, она не дает ему есть, поскольку ей нравится слушать, как он ее зовет!

Не существует никакой особенной формулы, согласно которой «выдаются» Божьи благословения, например: «благословение = молитвы х усердие — сомнения». Хотя вы, возможно, слышали выражение «наука о молитве», оно не имеет никакого отношения к математике. Оно означает, как точно выразился Павел, быть «постоянными в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол. 4:2).

А в чем именно нам необходимо бодрствовать? В понимании, Кому мы молимся! И позвольте мне сказать, что молитва обретет совершенно иной смысл в нашей жизни, если мы сконцентрируем внимание на Личности Бога, а не на Его «сокровищнице». Наш текст: «Должно всегда молиться и не унывать» — это просто напоминание о необходимости сосредоточиться на нашем чудесном Отце, ибо Он никогда не подведет нас! В притче о настойчивой вдове и неправедном судье Иисус учил не тому, что мы должны упрашивать Бога изо дня в день, дабы Он решил благословить нас! Он учил как раз обратному: Бог не такой! Молитва не Бога приближает к нам, а нас к Нему.

Добрый Бог желает, чтобы мы утешились, ожидая ответа на молитвы. Он уверяет, что слышит нас и «может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем» (Еф. 3:20). Да, Он имеет и желание, и возможность сделать для нас больше, чем мы от Него ожидаем. Нам нужно никогда не падать духом! Бог даст нам Свое благословение, но в Его время и Его способом.

6 июня

Как действует вера

«Вера, действующая любовью» (Гол. 5:6).

Я знаю, что это смелое утверждение. Но чем дольше живу, тем больше убеждаюсь, что оно верно. Я считаю: практически все, что человек делает беззаконного, аморального, недоброго, неэтичного, бесчувственного, то есть греховного, он совершает в неистовой и тщетной попытке утвердить свою ценность, обезопасить свое представление о себе или защитить свою самооценку. Человек находится в таком ущербном состоянии потому, что потерял отношения с Возлюбившим его. Глядя на себя как на нелюбимого, он пытается справиться с возникшей пустотой. Забыв о том, что сценарий написан самим сатаной, человек повторяет ошибки сотен предыдущих поколений. Он сплетничает, преувеличивает, хвастает, манипулирует, насмехается и презирает. Но никто ему не аплодирует. Подобно человеку, пьющему морскую воду, он не может утолить свою жажду.

Внутренняя пустота человека, не объединившегося с Богом, настолько раздираема жаждой, настолько сильна, что ее нельзя заглушить никаким усилием или приказом. Только основанная на любви дружба может исцелить сердце нелюбимого человека. Вера совершает именно это. Вера, по сути, это восстановление отношений любви с Богом. Она приводит нас в общение с нашим Божественным Возлюбленным. Начнем ли мы когда-нибудь придавать этому значение?

В этом контексте еще раз взгляните на сегодняшний стих. Павел признает, что важным элементом нашей жизни являются исцеляющие узы с Вседержителем. Такие отношения настолько сильны, что апостол Иаков говорит: «Я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак. 2:18).

Возможно, мы недооцениваем веру, поскольку подлинная вера встречается нечасто. Большинство людей говорят о вере так, будто это некое самостоятельно формирующееся мнение о чем-то. Другие могут написать о вере целые страницы, даже целые главы, при этом не упоминая Иисуса Христа. Но видели ли вы когда-нибудь человека, который увлечен Иисусом, часто с Ним общается, но еще не начал походить на Него?

Вера преображает человека!

7 июня

От благословений и проклятий — к дружбе

«Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие» (Втор. 30:19).

Когда моя дочь была маленькой, ей нравилось убирать свою комнату, потому что я награждал ее за это объятиями и поцелуями. Когда она подросла, то стала ценить преимущества опрятной комнаты. День, когда она пришла ко мне и заявила: «Гораздо приятнее жить в чистой комнате, думаю, я буду содержать ее в чистоте все время», был для меня поистине триумфальным.

Маленькие дети не понимают глубоких причин принципов и поступков. Поэтому мы подкрепляем их опыт похвалой или наказанием, которые учат, что «это радует», а «это огорчает». Подобные внешние средства обучения становятся все менее и менее необходимыми по мере того, как ребенок открывает для себя неотъемлемые плюсы и минусы своих поступков. Если бы я и сегодня обнимал и целовал дочь за чистую комнату, она сочла бы уборку необязательной, но при этом мы вместе посмеялись бы, потому что стали друзьями.

Непосредственно перед тем, как еврейский народ подошел к границам Ханаана, Бог обратился к ним через Моисея. Им были даны законы и постановления, регулирующие личную и общественную жизнь. Тогда им было сказано: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие». Благословение жизни или проклятие смерти было неотделимо от их выбора. Если они последуют плану Бога, то выиграют от неотъемлемых преимуществ этого решения. Если же предпочтут образ жизни языческих народов, то неизбежно пожнут роковые результаты.

Всего одно поколение отделяло их от Египта, однако люди, как маленькие дети, не привыкли к отслеживанию причинно-следственных связей. Они постоянно ожидали от Господа поощрений, «поцелуев и объятий», а каждое затруднение или испытание воспринимали с недовольством и ропотом. Если бы Израиль пришел к пониманию, что предлагаемый Богом образ жизни — самый разумный и продуктивный, народ не только процветал бы, но и увидел бы, что Бог — больше, чем Законодатель. Он — их Друг.

Действия Бога по отношению к освобожденному из рабства Израилю не были Его излюбленным методом. Он снизошел на тот уровень, на котором находился народ. Мои отношения с дочерью в детстве не были моей конечной целью. Я с нетерпением ждал дня, когда она посмотрит дальше — за рамки моей роли родителя и увидит во мне друга.

Сегодня Бог желает, чтобы вы и я видели в Нем не только Законодателя и Учителя. Он хочет, чтобы мы воспринимали Его как дорогого Друга!

8 июня

Масло впрок

«Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих» (Мф. 25:3, А).

Два человека молятся о Втором пришествии Христа. Первый молится: «Господи, я жду Тебя уже так долго! Приходи скорее и спаси меня от этого порочного мира». Другой молится так: «Господи, используй меня для просвещения других о том, Кто Ты, чтобы и они могли сделать правильный выбор и приготовиться к Твоему пришествию, которого я очень жду».

Оба человека хотят, чтобы Иисус вернулся. Оба желают увидеть конец господства греха и начало вечного Царства. Однако они движимы совершенно разными мотивами, побуждающими их желать возвращения Иисуса. Можно сказать, что наряду с другими вопросами эта истина представлена в притче Иисуса о десяти девах, которых попросили освещать путь для шествия Жениха.

У обеих групп девушек было масло в светильниках — Дух Святой, просвещающий их. Несомненно, все десять хотели, чтобы Иисус пришел. Все они знали приблизительное время пришествия и старались быть готовыми. Но позвольте мне сделать несколько необычное заключение: пятеро из них беспокоились только о свете, достаточном для того, чтобы войти на праздник самим. Остальные пятеро (которых Иисус назвал мудрыми) хотели осветить путь и другим.

Отрезвляющей частью притчи Иисуса является факт, что пять дев, озабоченность которых была узко эгоистичной, не вошли на брачный пир с Женихом. Хотя у них было достаточно света истины, дабы знать, что Жених грядет, они не были готовы к неотъемлемой ответственности своего призвания. Они не были в состоянии высоко держать светильник истины, чтобы другие тоже могли возрадоваться Его пришествию.

Я стою перед некоторыми испытующими вопросами. Не заинтересован ли я больше в «близости» пришествия Иисуса, чем в Самом Иисусе? Не хочу ли я спастись с этой планеты больше, чем рассказывать другим о Спасителе? Не приковано ли мое внимание к тому, чтобы выскользнуть из холодной тьмы века сего в теплый свет небес? Или мне доставляет восторг даже сейчас видеть рассвет в глазах человека, по-настоящему познающего Иисуса Христа?

9 июня

Свобода выбора

«Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес. 5:20, 21).

Американцы гордятся своей свободой. Тем не менее консерваторы утверждают, что слишком многие граждане обращают свободу в разнузданность. Повсеместно возникающее движение «Назад к Богу» является протестом против такой вседозволенности. Граждане призывают «людей Божьих» встать у руля государства и «занять жесткую позицию по отношению к преступлениям». Для многих христиан все это звучит очень обнадеживающе. Конечно, возвращение к Богу может принести только облегчение. Кто возразил бы против бесстрашных, верующих в Библию государственных мужей? Но постойте! Имеем ли мы право игнорировать жизненно важный принцип свободы выбора?

Писание советует нам «все испытывать» и «хорошего держаться». Процесс анализа (необязательно практического, лучше теоретического, основанного на чужом негативном опыте), в котором задействована рассудительность, имеет великое значение в развитии силы характера, даже когда мы неправы, совсем неправы! Возьмем, например, Павла.

Павел пишет: «Я думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса Назорея. Это я и делал в Иерусалиме: получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос» (Деян. 26:9,10). Павел честно взвесил ситуацию в Иерусалиме и выбрал ужасающе неправильный образ действий! Что изменило его?

Павел встретился с Иисусом Христом. На его совесть никто не давил, но благодаря этой встрече он обнаружил свою ошибку и сделал резкий поворот в жизни, став самым ярким свидетелем в раннем христианстве. По сей день Бог использует силу характера Павла — его твердую как скала верность убеждениям — в качестве примера для верующих в мире.

Сила характера Павла не появилась у него вдруг в тот день, на дороге в Дамаск. Она росла и укреплялась долгое время. Она возрастала, даже когда он был не прав и честно заблуждался! Только Бог знает об этом. Мы не можем знать внутренних побуждений человека. Поэтому нам следует бережно относиться к людям и уважать их свободу выбора.

10 июня

Иисус достиг меня

«Не потому, чтобы я уже достиг или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли и я, кок достиг меня Христос Иисус» (Флп. 3:12).

Почти все, кто изучал основы психологии, читали о младенцах, умерших в детском доме в конце Второй мировой войны. У этих детей было правильное питание, достаточно свежего воздуха и солнечного света; они имели чистую одежду и все, что нужно. Не было ни малейших признаков какого-либо заболевания. Тем не менее многие из них умерли. Руководство приюта, догадываясь о причинах такого состояния детей, наняло женщин, чтобы те просто брали выживших младенцев на руки, прижимали их к себе и ласково с ними разговаривали. После этого состояние детей заметно улучшилось.

Мой учебник психологии называл данный случай конкретным доказательством того, что человеческие существа имеют потребности, выходящие за рамки биологических. Нам необходимо быть любимыми. Без любви мы умираем. При наличии подлинной любви мы исцеляемся.

Интересно, что мудрые наблюдатели человеческого поведения подтверждают то, что Писание возвещало с самого начала. Каждый человек на нашей планете должен быть связан союзом любви с Богом и другими людьми. Без этого мы не сможем выжить.

Мы говорим здесь не о теплых сентиментальных приятностях, речь идет об основах, позволяющих быть полноценными людьми. К сожалению, мы порой забываем, как драгоценны для Господа, и пытаемся заработать или заслужить Его благосклонность. Такие внутренние, полные тревоги переживания не могут способствовать истинным делам праведности, поступкам бескорыстной любви.

В процитированном выше тексте из послания к Филиппийцам Павел делится с нами глубокими драгоценными знаниями: отношения с Иисусом порождают праведную жизнь, а праведная жизнь укрепляет отношения. В сущности он утверждает: «Иисус уже достиг меня, и благодаря этому я получаю внутреннюю силу уподобляться Ему и стремлюсь достичь Его».

Павел не говорит, что наши отношения с Богом — это награда за безукоризненное поведение. Апостол стремится к духовной целостности, к праведной жизни, ибо Иисус Христос достиг его.

Если Своей любовью Спаситель может так могущественно побуждать Свой народ к росту, не должны ли и мы, члены Его семьи, проявлять ту же любовь друг к другу?

11 июня

Удар по скале

«И сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду? И поднял Моисей руку свою, и ударил в скалу жезлом своим дважды» (Числ. 20:10, 11).

Со времен извлечения воды из скалы в Хориве Бог чудесным образом давал евреям воду, где бы они ни странствовали. Она текла потоками из расщелин скал рядом с их станом. Удар по скале символизировал страдания, через которые должен был пройти Христос, чтобы от Него потекли потоки спасения для потерянного рода.

Однако вскоре израильтяне забыли, насколько Бог готов удовлетворять их нужды. Моисей встал перед собравшимся народом. Он получил указание от Бога сказать скале, и она даст из себя воду (см. Числ. 20:8). Но вместо этого, потеряв терпение, Моисей воскликнул: «Послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?» (Числ. 20:10). Затем он поднял свой жезл и дважды ударил им по скале.

«И потекло много воды, и пило общество и скот его. И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему» (Числ. 20:11,12).

Почему такие печальные последствия? В конце концов, люди действительно были непокорные, а в другом случае Бог велел Моисею ударить по скале! Но на этот раз Моисей фактически проявил недоверие к Богу и оскорбил Его. Опрометчивый поступок Моисея обесценил урок, который Бог желал преподать Израилю. Скала была символом Христа. Подобно тому как Моисей должен был только один раз ударить по скале, так и Христос должен был только один раз принести Себя в жертву. Моисей однажды уже ударял по скале. Во второй раз нужно было только сказать скале. Вторым ударом по скале, которая является символом Христа, уничтожилось значение этого чудесного прообраза.

Более того, Моисей и Аарон присвоили себе силу, которая принадлежит только Богу. Необходимость Божественного вмешательства придавала этому обстоятельству особую торжественность, и вожди Израиля должны были использовать это для того, чтобы внушить народу еще большее благоговение к Богу, тем самым укрепив их веру в Его могущество и благость. Гневно воскликнув: «Разве нам из этой скалы известь для вас воду?», они поставили себя на место Бога, словно чудодейственная сила заключалась в их бренных человеческих телах.

Но Бог не обиделся на Моисея. Четырнадцать столетий спустя Моисей стоял со Христом на горе Преображения!

12 июня

Поклонение святому Богу

«Свято и страшно имя Его!» (Пс. 110:9).

Я должен признаться в одном стойком личном мнении. Выслушаете ли вы меня? Я хочу поделиться с вами этим мнением. Хотя у меня довольно широкие музыкальные вкусы и я готов предоставить людям свободу в этой области, но я просто не выношу одного музыкального стиля. Это стиль, известный как «евангельский рок», где религиозные слова или чувства положены на музыкальный язык роковых ритмов.

Действительно, мой темперамент не позволяет мне получать удовольствие от тяжелых барабанов, напряженных и сильно стилизованных голосов, убийственного электронного усиления и ритмов традиционного рока. Однако не это является для меня основной проблемой. Мое неприятие сосредоточено вокруг другого вопроса, а именно: образа нашего Бога, который проецируется через религиозный рок.

Поклонение — это средоточие благоговения перед Богом, почитания Его и восхищения Им. Любая форма поклонения, в том числе музыка, формируется нашим пониманием Бога. Сочинители религиозной музыки имеют особое понимание Бога, и это формирует их музыкальный стиль. Я знаю Бога как Личность высокого достоинства, благородства и величия. Это не значит, что Он далекий, надменный или устрашающий. Но я не могу спокойно воспринимать, когда Его имя произносится под мощные звуки ударных установок.

Наше понимание величия и святости Бога, Его характера является основой нашего благоговения перед Ним. Сатана в течение многих веков успешно изображал Бога в мрачных красках, в результате чего большая часть религиозной музыки всегда носила темные тона, чуждые радости и свободы духа. Сатане нравится раскачивать маятник, и потому он намекнул религиозным людям, что они могут впасть в другую крайность. Он представил Бога несерьезным «приятелем с неба», имя Которого можно использовать почти в любом музыкальном стиле, а Он тем самым освятит этот стиль.

Вместо того чтобы позволять музыке формировать наше понимание Бога, я думаю, наше четкое возрастающее понимание Бога должно формировать богоцентричную музыку. Хотя наш опыт во Христе — это радость, но даже эта радость происходит от Личности, Которая приносит радость, а не от радости самой по себе.

Разве вы не тоскуете по голосам ангелов, видящих Его лицом к лицу, поющих в поклонении нашему святому и внушающему благоговение Богу?

13 июня

Люди — высший приоритет Бога

«Если у кого будут две жены — одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, так и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой, — то, при разделе сыновьям своим имения своего, он не может сыну жены любимой дать первенство пред первородным сыном нелюбимой» (Втор. 21:15, 16).

Некоторые считают, что данный текст относится к труднопонимаемым библейским текстам, поскольку якобы говорит о том, что Бог позволяет многоженство. Как объяснить этот текст? И вообще, как относиться к не совсем понятным местам Священного Писания?

Разные люди по-разному подходят к этому вопросу. Многие христиане просто игнорируют Ветхий Завет. Другие говорят: «Есть некоторые вещи, которых мы не можем понять» и пытаются сменить тему. А некоторые поддерживают многоженство! Понимая, что «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16), как серьезный исследователь истины должен относиться к таким текстам?

Бог желает многое поведать нам о Себе! И Он использует для этого разные пути. Один из них — снизойти до нашего уровня и говорить с нами на нашем языке. Именно это Иисус явил в Своей жизни на земле.

Мы должны всегда помнить: у Бога есть приоритеты, где вы и я находимся в первых строчках списка! Если у нас появились неправильные идеи, Господь не взывает к нам через расстояние в миллионы световых лет. Он приходит к нам туда, где мы находимся, но не для того, чтобы одобрить наши действия, а чтобы открыть истину. Словно извлекая занозу, Он начинает с открытого конца наших разрушенных отношений и осторожно извлекает из нас наши неправильные понятия и отношения с окружающими.

А постановление, процитированное в сегодняшнем тексте, направлено не на то, чтобы дать определение брака. Оно нацелено на защиту людей, появившихся в результате тех отношений, которых никогда не должно было быть. Но они все же были. И пока Бог тщательно старался извлечь «занозу» — многоженство, Он прикладывал к ситуации «антисептик» — показывал Свою любовь к людям, участникам таких отношений, давая им некоторые временные правила. В сущности, Он говорил: «Пока вы не узнаете лучший путь, позвольте Мне научить вас, как не обижать друг друга». И еще одно нам стоит запомнить: многие тексты Священного Писания описательны, но не предписателъны.

Я рад, что верю в такого Бога и в такое Его мудрое Слово!

14 июня

Бог задает вопросы

«Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Иоан. 21:15).

У хорошего учителя всегда много вопросов. Он постоянно побуждает учеников к более глубокому осмыслению их чувств и убеждений. И всякий раз, задавая им вопрос, он, по сути, с удовольствием ожидает услышать их мнение.

Иисус постоянно задавал людям вопросы. «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» (Мф. 16:13). «А вы за кого почитаете Меня?» (Мф. 16:15). «Хочешь ли быть здоров?» (Ин. 5:6). «Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?» (Ин. 8:10).

Вопросы Иисуса не были просто риторическими, направленными на подтверждение чего-то очевидного. Каждый из них был призван стимулировать в слушателях самоосмысление. Он хотел, чтобы они пришли к осознанной, обоснованной позиции доверия Ему.

Не становятся ли наши молитвы таким разговором с Богом, словно Он нуждается в наставлении? Порой мы заняты тем, что задаем Ему вопросы о деталях нашей жизни, словно наша наибольшая нужда — выяснить все о собственном будущем. Но если мы будем дисциплинировать наш разум в благоговейном молчании в Его присутствии, то сможем услышать, как Он задает нам вопросы. Нежные, глубокие, полные заботы вопросы, призванные помочь нам лучше узнать себя.

Возможно, нам следует чаще говорить Богу в молитве следующее: «Отец, я знаю, что с Тобой безопасно. Я знаю, что вместе мы можем достойно встретить любую проблему. Я признаю свои скрытые темные обиды, глупые страхи, многочисленные недостатки и знаю, что Ты будешь действовать мудро и осторожно. Я позволяю Тебе исследовать меня вопросами. Я знаю, что эти вопросы будут направлять мое понимание к самым важным сторонам моей жизни. Отец, я доверяю Тебе. Теперь покажи мне меня!»

Некоторые люди платят большие деньги психоаналитикам, чтобы те вели их к пониманию самих себя. Хороший психоаналитик не только умеет задавать правильные вопросы, но и, не осуждая, обеспечивает атмосферу поддержки, в которой можно смело принять болезненные ответы. Но все же ни один психоаналитик не видит вашего внутреннего мира, не знает ваших мыслей и побуждений. Наилучший Психолог наших душ — Иисус. Обращайтесь к Нему, ищите доверительного единения с Богом, чтобы Он направлял вас к пониманию самих себя.

15 июня

Дать детям основание для надежды

«Не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил» (Пс. 77:4).

В его глазах была печаль, несвойственная его возрасту. Одна нога была закинута на подлокотник мягкого кресла; он выглядел апатично и казался очень хрупким. Его мать беспомощно сидела рядом. «Сынок, — начала она осторожно, — могу ли я что-нибудь сделать?» Ее мальчик только что вернулся домой из суда по делам несовершеннолетних, где его обвинили в вождении автомобиля в нетрезвом состоянии. Ему грозило отчисление из местной средней школы. «Сделать? — переспросил он глухо. — Мам, меня это просто больше не волнует».

А на другом конце города в доме, мимо каких большинство людей может только проезжать, но никогда не сможет позволить себе такой же, мать обращалась к девочке-подростку: «Я сказала: выключи это!» Мать имела в виду музыкальный центр в комнате девушки, из которого рвалась одна из двадцати мелодий, занявших первые места в рейтинге. «Почему? — спросила девушка угрюмо. — Есть что-то лучше?»

Что же есть лучшее для этих детей и многих подобных им? Родительское богатство? Признание общества и все его двойные стандарты? И почему наши дети должны надеяться на что-то большее, чем то, что они могут получить сегодня? Однако посмотрите на наш мир! Мы, взрослые, хорошо знаем, что это далеко не то место, где счастье является правилом!

Но наши дети могут иметь надежду! В сегодняшнем тексте мы находим ответ. Мы можем «не скрывать от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил». Результатом знания об их замечательном Отце явится то, что они будут «возлагать надежду свою на Бога» (Пс. 77:7). Обратите внимание: здесь сказано — на Бога. Если у наших детей будет возможность узнать, каков Бог, Он станет их надеждой!

Но разве можем мы поделиться правильным пониманием Бога, если сами на Него не надеемся? Если наша вера — это сухое, холодное богословие, далекое от теплых здоровых отношений, тогда дети не будут нас слушать! С какой стати? Зачем надеяться, что им будет достаточно того, чего недостаточно нам? Если мы ожидаем, даже требуем, чтобы они приняли такую веру, мы только усугубим их чувство безнадежности, добавив еще одно требование к длинному списку уже существующих.

«Чудеса, которые Он сотворил», лучше всего подавать в контексте характера милосердного, понимающего Бога и отношений с Ним. Если вы сами находите, что дружба с Богом дала вам надежду и мужество, значит, у вас есть неплохие шансы, что то же произойдет и с вашими детьми.

16 июня

Насколько близок Бог?

«Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли — хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:27).

Мне с детства говорили, что во время Второго пришествия Иисус сойдет на облаке через «открытое пространство» в созвездии Ориона. И потому из всех бесчисленных миллионов звезд, видимых на небе, мои глаза всегда искали центральную звезду в очертаниях развевающегося знамени.

Телескопические фотографии созвездия показывают, что эта звезда действительно не твердый объект, а газовое облако. В ней заметен огромный коридор, уходящий в даль бесконечного пространства. В детстве мне было приятно думать, что там живет Бог. Но позже я был шокирован информацией, что созвездие Орион находится более чем в пятистах световых лет от Земли. Хотя я совсем не понимал, насколько это далеко, мне стало грустно, что Бог находится на таком расстоянии, которое я не мог даже записать в цифрах.

Взрослея и слыша, как люди говорят: «Я просто не чувствую близости Бога», я мысленно переводил эти слова в географическое расстояние. Но в действительности не имеет значения, находится ли Бог на расстоянии шести сантиметров или шести триллионов световых лет от земли. Географическое расстояние — не проблема для бесконечного вездесущего Бога.

Но разве не настолько же бессмысленно человеку, заявляющему: «Я не чувствую близости Бога», основывать свои заключения на изменчивых чувствах, как и на географических расстояниях? Дело в том, что чувства и эмоции — очень неустойчивая основа для оценки близости Бога.

Иеремия жаловался Господу на отношение своего народа к Нему: «В устах их Ты близок, но далек от сердца их» (Иер. 12:2). Пророк понимал, что близость Бога измеряется не чувствами людей, не их религиозными заявлениями и не географическими расстояниями. Она измеряется сосредоточенностью разума на Личности Бога и на ценности Его Царства. Иисус предупреждал: «И не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Это означает, что в сердце человека пребывает Иисус и Его ценности нежно сохраняются в нем. Нет большей близости, чем такое единение, не так ли?

17 июня

Путь к отцу

«Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. Это — первое воскресение» (Откр. 20:5).

Наверное, вы не раз слышали такое заявление: «Я верю в Бога, но не хочу принадлежать ни к какой церкви! Доктрины просто приводят людей к спорам!»

К сожалению, доктрины действительно зачастую разделяют людей. Особенно когда «правота» рассматривается как показатель христианского опыта. Мы все слышали, как люди с высокомерием говорят о тех, кто не согласен конкретно с их объяснением Священного Писания: «Они поймут, когда приблизятся к Господу!»

Зачем нужна доктрина? Насколько важно иметь правильное понимание, скажем, истин о Троице и тысячелетнем царстве?

Позвольте высказать мнение, что доктрина — это прежде всего способ, которым Бог являет нам разнообразные истины о Самом Себе. Если мы подходим к изучению Слова Божьего с целью узнать Господа ближе, то обнаружим, что оно уводит нас от разногласий и разделений. Нашим горячим желанием будет в первую очередь обрести более ясное представление о Боге.

Но как может, например, доктрина о тысячелетнем царстве обогатить наше понимание Бога? Не вдаваясь в глубокую дискуссию, скажу: я верю, что слова: «Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончилась тысяча лет» показывают сострадание Бога к людям, даже к тем, кто окончательно и навсегда отверг Его. В течение тысячи лет, когда спасенные всех веков будут царствовать со Христом, потерянные будут избавлены от агонии сатанинского присутствия без Божьей защиты — защиты, которую они сами отвергли.

Доктрина о Троице открывает мне, что Бог есть любовь, а любовь немыслима без отношений. В далеком-далеком прошлом, когда еще не было сотворенных существ, Бог и тогда был любовью, ибо Бог — это три Личности. Это приносит мне великое утешение, ибо я знаю: созданный по Их образу, в соответствии с Божьим планом, я предназначен для дружеских отношений, несущих глубокое удовлетворение. Даже чувствуя себя одиноким в толпе, я никогда не теряю этого убеждения.

Поэтому я с великой благодарностью принимаю каждую библейскую доктрину, ведь она открывает мне определенную грань совершенного Божьего характера.

18 июня

Царство в подарок

«Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:32).

В наплыве растущей значимости прав человека и демократических принципов большинство западных стран перешли на представительские формы правления. Тем не менее несколько стран сохранили традиционные формы королевской власти. Похоже, внешние атрибуты королевской власти имеют чудесное свойство поражать воображение простых людей.

Вы когда-нибудь пытались представить себя на месте прекрасной царицы Есфирь, когда она отправилась к царю Артаксерксу? Этот сказочно богатый монарх, правивший 127 провинциями от Индии до Эфиопии и позволяющий себе давать пышные празднества 180 дней подряд, благосклонно посмотрел на свою молодую царицу и изрек: «Какая просьба твоя? Даже до полуцарства будет дано тебе» (Есф. 5:3).

Вот наивысшая власть — подарить человеку больше, чем он сможет использовать за всю свою жизнь! Давайте не откажем себе в удовольствии мысленно прикинуть: «А что я попросил бы у Артаксеркса? Хороший дом или даже целый собственный курорт на побережье?» Наше воображение перечисляет вещи, которые склонны накапливать земные цари, а мы склонны их желать!

Возможно, именно поэтому наша реакция зачастую находится в земной плоскости, когда мы слышим четкое обетование Иисуса: «Отец ваш благоволил дать вам Царство». Являются ли сокровища, приготовленные для нас Отцом в Его Царстве, тем, к чему мы страстно стремимся? Стремимся ли мы к образу жизни этого Царя-Слуги, добровольно предложившего нам царствовать с Ним?

В мире достаточно людей, которые нажили состояние за счет других. Однако история с уважением и почтением вспоминает тех, чьи ценности были сосредоточены на глубокой любви к людям. Мир видел достаточно царственных особ, которые уничтожили массу людей ради сомнительной пользы для меньшинства. Но Иисус учредил новый тип царственных особ: королей и королев с сердцами нежными и большими, главное сокровище которых — Господь и люди.

Наш Отец призывает нас находить наивысшую радость в том, что приносит удовольствие Ему Самому, — радость, связанную с исцелением людей Его любовью. Дарованные Им сокровища — это сокровища преобразованного сердца, а они вечны!

19 июня

Молитва и наклейки на бампере

«Много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16).

Автомобиль справа передо мной начал плавно перебираться на мою полосу, не подавая никакого сигнала. Когда я с силой нажал на тормоза, то заметил, что на бампере машины этого невозмутимого водителя на видном месте красовалась наклейка: «Когда вы молитесь, случается удивительное!»

Не могу не задаться вопросом: глядя на безответственные действия этого водителя, кто мог бы поверить его банальной рекламе и принять его за последователя Бога? Разве назначение молитвы — сделать нас невнимательными и беззаботными? Вы слышали выражение: «У них настолько небесные мысли, что на земле от них никакого толку»? Ужасное представление о том, как религия изменяет людей!

Поговорим о молитве. Если «много может усиленная молитва праведного», чего мы искренне ожидаем в нашей собственной жизни?

Молитва — это близкое общение с самой удивительной Личностью во вселенной! Размышлять в Его присутствии, чтобы разобраться с каждым аспектом своей жизни, в то же время сознательно взаимодействуя с Божьей мудростью, — наше преимущество. Это и принятие ответственности за то, как мы живем, и абсолютная чуткость к Его руководству без страха осуждения, поскольку нам известно, что Он не намерен унизить или запугать нас. В общении с Ним мы можем смотреть прямо вперед, спокойно встречая трудности. Мы избавлены от посредственности и соединены с Божественностью! Мы отбросили мелочность, наше вдохновение — бесконечность!

Я верю, что огромная сила молитвы — это сила жить осмысленно и разумно. Эта сила достигается не по мановению волшебной палочки, а приобретается в присутствии Того, Кто бесконечно разумен и всесилен. Наши молитвы действенны, ибо мы становимся более мудрыми посредством общения с Ним!

Будучи друзьями Бога, постараемся сделать все возможное, чтобы не производить на неверующих людей неблагоприятного впечатления. Мы не освобождены от неприятных реалий повседневности. И мы не выше необходимости включать соответствующий сигнал, перестраиваясь на другую полосу дороги! Возможно, кому-то следует создать такую наклейку на бампер: «Надежда есть! Мы все еще разговариваем с Богом!»

20 июня

Вера: помнить все

«А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих» (2 Петр. 1:9).

Раньше меня очень удивляло, почему дети Израиля так быстро забывали сотворенные для них Божьи чудеса и так часто предавались неверию, ропоту и мятежу. Я часто задавался вопросом: неужели люди могут быть настолько тупыми, особенно перед лицом столь поразительных чудес? Сегодня же я пришел к печальному выводу, что далеко не так разительно от них отличаюсь. Разница в том, что Ветхий Завет описывает историю нескольких поколений несколькими абзацами, а я все время забываю свой путь единственной короткой жизни.

О, как нам нужна хорошая память! Если вера — это отношения упования на Бога, основанного на Его надежности в прошлом, то сатана может сыграть с нами злую шутку, просто заставляя нас забывать. Враг может остановить наш рост, добившись, чтобы мы забывали свое наследие, свое духовное путешествие с Отцом, поскольку любимый способ Бога открывать Себя нам — активное взаимодействие с нами.

В контексте сегодняшнего стиха апостол Петр соединяет все эти понятия в одну очень важную картину. Он называет некоторые качества характера, которые Христос хочет привить Своему народу: вера, добродетель, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие и любовь. Петр знает: рассматривая этот список качеств, мы заметим, что все еще не полностью вплели их в свою жизнь, и потому раскрывает причины — мы близоруки, слепы и забывчивы, а также упускаем из виду факт, что наши прежние грехи уже очищены.

Если мы все еще сомневаемся, что Бог простил наши прежние грехи, то любое стремление к подобию Христу будет приправлено желанием заработать прощение. Живо помнить Его прощение — значит быть свободными от эгоистичных притязаний и обращаться ко Христу ради Него Самого.

Слушая общественные молитвы, мы чаще слышим: «Пожалуйста, прости грехи наши», чем: «Благодарим Тебя за прощение наших грехов». И одно, и другое очень важно. Но многие христиане забыли весть о прощающем Господе. А возможно (что еще хуже) они никогда не слышали ее?

21 июня

Искать лица Божьего

«Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи» (Пс. 26:8).

Фактически ваше лицо — это вы. При его виде охранник автостоянки помашет вам рукой, открывая ворота, а кассир в банке обналичит ваш чек без просьбы предъявить документы. Но попробуйте представить свое состояние, если бы в один прекрасный день вас арестовали только потому, что кто-то, якобы похожий на вас, совершил преступление? К сожалению, такое случалось неоднократно. Некоторые невинные люди провели долгие годы в тюрьме, потому что кто-то посчитал их лица очень похожими на лица разыскиваемых преступников.

Обычно это происходит так: явного «двойника» задерживает полиция и впоследствии его «опознает» жертва или свидетель преступления. В основе подобных процедур опознания часто лежат травма и нервное возбуждение пострадавшего в сочетании с его напряженным стремлением к личной безопасности. Пока не задержан реальный преступник, невинно осужденного не оправдывают. Увидев реального преступника, потерпевший или свидетель вдруг понимает, что в тюрьму был отправлен не тот человек.

Бог взывает к нам: «Ищите лица Моего! Вы ошибочно путаете Меня с преступником — дьяволом. Философией и обманом он убедил вас, что Я подобен ему: жесток, требователен и крайне недоволен вами. Вы — его жертва, но в своих бедах обвиняете Меня. Если только вы будете искать лица Моего, стремиться узнать Меня, то больше не будете Меня страшиться. Очищенный от ложных обвинений, Я смогу стать вашим Другом».

Ответьте Господу: «Мое сердце обращено к Тебе, и Лица Твоего, Господи, я ищу. В тревоге и боли я видел в Тебе того, кто возгорелся гневом против меня. Я думал, что это Ты сурово бьешь меня Своим Законом. И хотя Твой Сын пришел даровать мне новую жизнь, я думал, что Ты прячешься в тени, готовый снова наказать меня, если я не последую точно по Его стопам. Но теперь вижу, что это не так. Твоего лица я буду постоянно искать, чтобы никогда больше не ошибиться в том, каков Ты!»

Иисус кратко подвел итог: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3).

22 июня

Все согрешили

«Все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23).

Удивительно, но некоторые люди оспаривают тезис «все согрешили» и утверждают, что люди по своей сути добры. Проблема кроется в непонимании того, что такое настоящее добро. Люди сравнивают себя с кем-то и считают, что они гораздо лучше других. В таком случае даже гангстер Аль Капоне был «святым» по сравнению с Адольфом Гитлером! Но если сравнивать себя со святостью и праведностью Бога, то никто не сможет ощутить иных чувств, кроме как ненависти и отвращения к своему греховному состоянию.

Однако если человек не признает своей греховности, он не чувствует и необходимости в оправдании со стороны Бога. Поэтому первый шаг человек делает к оправданию тогда, когда признает себя беспомощным и безнадежным грешником.

К такому признанию человека приводит влияние Святого Духа. Если только грешник не противится, Святой Дух приготовит его сердце к тому, чтобы отвергнуть притворство и самооправдание, положиться на Христа и молить Его о милосердии: «Боже! будь милостив ко мне, грешнику!» (Лк. 18:13).

Другая крайность — стараться с помощью добрых дел искупить долг своих прегрешений. Это ограниченная, узкая позиция и пагубный обман. В наше время люди настолько смутно понимают этот вопрос, что тысячи и тысячи так называемых детей Божьих на самом деле являются детьми зла, поскольку зависимы от своих собственных дел. Бог всегда требовал добрых поступков, и этого требует Закон, но поскольку человек согрешил, то во грехе его добрые дела потеряли свою цену. Помочь нам может лишь праведность Иисуса Христа. Только Он может спасти, поскольку Он — единственный, Кто всегда жив, чтобы ходатайствовать за нас.

Слава Ему за это!

23 июня

Наказание за грех

«Но Он взял но Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом» (Ис. 53:4).

Наш любящий Отец время от времени наказывает нас, Своих детей, но Он это делает с ясно выраженной целью — преподать нам некоторые уроки. Но наказание, о котором говорит пророк Исайя, совсем другого рода.

Итак, Иисус пригвожден ко кресту. Римские воины глумятся над Ним. Но, что еще хуже, Он «пришел к Своим, и Свои Его не приняли» (Ин. 1:11). Затем в Своей агонии Спаситель громко восклицает: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27:46).

В нашем сегодняшнем тексте говорится: «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни». Он принял на Себя наказание, которое заслужили мы. Именно «за грехи наши» Он был мучим (Ис. 53:4, 5). Говоря простым языком, Он умер, потому что взял на Себя нашу вину и понес наше наказание за нарушение нами Божьего Закона.

Христос пришел, чтобы искупить человека и открыть Бога как любящего Отца. Вершиной этого откровения стала Голгофа. Окончательная смерть нечестивых — «вторая смерть», как называет ее Иоанн в книге Откровение (см. 20:14,15), принесет им невообразимые муки от осознания и ощущения вечного разделения с Богом — единственным Источником жизни временной и вечной. На кресте Иисус претерпел муки именно этого разделения.

Это чрезвычайно важный вопрос! Он связан с качеством наших отношений с Небесным Отцом. Помните: Бог не желает, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию (см. 2 Петр. 3:9). Окончательное истребление нечестивых — для Бога «необычное дело», потому что это на самом деле жатва последствий отвержения Божьего пути спасения.

Голгофский крест — решение проблемы греха. Христос вкусил смерть за нас, чтобы мы никогда не вкусили ее! Примите это столь дорого обошедшееся спасение и живите.

24 июня

Нравственные реалии

«Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гол. 6:7).

Мальчик мешает вести урок в классе, и учитель отправляет его в кабинет директора. Когда мать этого ученика узнает о случившемся, она очень сердится. Но не на сына! Она рассержена на учителя. Позже, когда тот же сын тратит все свои карманные деньги на конфеты и не оставляет ничего для пожертвования в церкви, она торопится пополнить его карман. «Не хочу, чтобы у него возникли неприятные чувства», — говорит мать.

В своей слепой любви к сыну эта мать на самом деле учит его жить в воображаемом мире. Она прикрывает его от жестких реалий, выявляющих факты и причинно-следственные связи, лежащие в основе всей жизни на нашей планете. Она полагает, что отводит от него боль, не позволяя ему столкнуться с последствиями своих решений, но на самом деле подвергает его будущее опасности.

Другой ребенок очень плохо ведет себя дома. Мать предупреждает его, что в результате на какое-то время он лишится некоторых преимуществ. После слез раскаяния он просит, чтобы суровый «приговор» отменили. Мама остается непреклонной, а он умоляет: «В чем дело? Разве ты не прощаешь меня?» Мать объясняет: конечно же, прощает его, но дело не в прощении. Ему по-прежнему необходимо почувствовать нравственные реалии, неизбежные последствия неверного выбора.

Множество христиан сегодня ведут образ жизни, свойственный грешному миру, и все же вполне уверены, что в силу прощения будут избавлены от всех плохих последствий. Они неправильно понимают смысл прощения. Они считают: если окончательный приговор второй смерти был отведен от них через дарованное на кресте прощение, то и все последствия неправильного выбора тоже устранены.

Это широко распространенное убеждение можно рассмотреть с другой стороны. Некоторых оно наводит на мысль, что самое плохое в грехе — это то, что Бог возмущен и враждебен по отношению к грешнику. Тогда цель человеческой религии — вынудить Бога изменить подобное отношение к грешнику и предложить ему «прощение». Когда Отец говорит: «Я прощаю тебя», они думают, что теперь человек может свободно нарушать Закон Божий. Но Отец слишком любит нас, чтобы предлагать людям подобную нравственную фикцию!

25 июня

Давайте поможем расчистить снег!

«Поднимайте, поднимайте, ровняйте путь, убирайте преграду с пути народа Моего» (Ис. 57:14).

За ночь выпало около полуметра снега, а в сугробы его намело до метра высотой. Все дорожное движение остановилось, и на улицы вышел усиленный наряд снегоуборочных машин. К рабочим присоединилось и население города. Люди весело предлагали добровольную помощь, неся с собой лопаты и термосы с горячим питьем. К полудню дороги были достаточно расчищены, чтобы возобновить движение транспорта.

Всех нас очень расстраивает невозможность добраться к месту назначения. Долгое ожидание чьего-либо прибытия может огорчить не меньше. Если есть возможность что-то сделать для решения проблемы, мы делаем это с радостью, без мыслей о вознаграждении. Мы находим огромное удовлетворение в том, чтобы стать частью решения проблемы. Тем более, когда решение приближает нас к исполнению наших желаний.

Искупительная смерть Сына Божьего — это «мост» между небом и землей. Однако слишком часто этот «мост» блокирован заблуждениями. Мы оказываемся «завалены снегом» и утомляемся, путешествуя в Царство. В одном мы можем быть уверены: наше беспокойство не превосходит волнения сердца Того, Кто ждет нашего прибытия.

Бог расчищает трассу, устраняя все препятствия на пути в Его Царство. А мы не только выигрываем от Его действий, но можем стать частью решения этой проблемы. Мы можем принести свои «лопаты» — нашу готовность поделиться тем, что знаем об Отце, и «термосы с горячим питьем» — наше искреннее сострадание и заботливое участие к другим путешественникам, «отрезанным снегом» от цели.

Например, когда мы узнаем, насколько Бог рассудителен и реалистичен, мы становимся рассудительными и реалистичными с окружающими. Бог не ожидает, чтобы мы мистически парили над жизнью или чтобы наша вера, как какой-то невидимый волшебный ковер, переносила нас в эфирное царство. Его желание состоит в том, чтобы мы жили на земле среди людей. Если наше представление о Боге заставляет нас избегать трудностей и помощи людям, нет никакого смысла делать вид, будто мы стремимся вечно жить в Его присутствии. В таком случае мы не сможем «расчистить путь» для другого человека.

Нам нужна практическая действенная религия на земле. Именно здесь работают «снегоочистители» Бога!

26 июня

Любовь не признает замены

«Чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Рим. 8:4).

Молодой человек уезжает далеко от дома и влюбляется в восхитительную молодую девушку. Чтобы завоевать ее руку и сердце, он долгие годы работает на неприятного работодателя, который одновременно является и отцом девушки. В конце концов отец обманывает его и подменяет одну дочь другой.

Никому из нас сегодня и в голову не придет, что случившееся с Иаковом справедливо. Нельзя просто заменить одни отношения другими. Возможно, Лаван утверждал, что одна жена была такая же, как и другая, но этот аргумент для Иакова ничего не значил. Любя Рахиль, он знал последствия такой подмены, прочувствовав их сердцем.

Бог также не удовлетворен подмененными отношениями. Небесный Отец создал каждого из нас для неповторимых, глубоко личных отношений с Ним. Основная цель нашего сотворения может быть достигнута, только когда мы вступаем в эти отношения. Может ли Отец довольствоваться заменой отношений с нами отношениями с другими сотворенными существами, даже непавшими? Любовь не признает замены!

Иметь надежное доверительное единение с Богом, подобно ветви на виноградной лозе, — единственно правильное и подобающее состояние человека. Не может быть никакой замены этим отношениям, ибо здесь речь идет о сердце Бога и человека.

Бог предпочитает иметь дело лично с нами, чтобы положить конец разделению. Он желает восстановить отношения с нами. Неудивительно, что Иисус очень хотел представить Его нам как любящего Отца. Взирая на Иисуса, мы видим Отца.

27 июня

Чего ждет Бог?

«Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?» (Рим. 2:4).

Мы говорили о голодающих детях Эфиопии. «Как может Бог позволить им так страдать? — спросил кто-то, и в голосе его звучало смятение. — Почему Он не сделает что-нибудь? Почему Он не положит всему этому конец?»

Да, подобные вопросы — самые сложные вопросы богословия. «Если Бог добр и всемогущ, почему в мире столько зла?» — так озаглавлена одна из труднейших лекций на каждой евангельской программе. И ведущие лекторы обстоятельно объясняют вопросы космической великой борьбы между Богом и дьяволом, единственно в контексте которой можно дать ответы на проблему страданий в мире.

К этому я хочу добавить только следующее. Апостол Павел писал, что благость Бога, Его терпимость и терпение ведут нас к изменению сердца. Наше мнение о Боге может оставаться невероятно ошибочным, несмотря на то, что мы знаем, насколько жалки в нашем греховном состоянии. Бог знает: только поняв Его благость и весь ужас греха, мы начнем думать о Нем по-другому.

Нам необходимо сосредоточиться на явленной благости Божьей. Проблема греха не может быть решена физически, пока она не решена на уровне разума. Сердце Бога едва не разрывается при виде скорбей человечества, и Он ждет, когда Его благость, милость и любовь станут понятными для каждого разумного существа и каждое из них будет не эмоционально возбуждено, а полностью и разумно удовлетворено тем, каков Он есть. Забрать нас с этой зараженной грехом планеты раньше времени означало бы вместе с нами принести на небеса наши ложные понятия. Разве можно отрезать ногу больной раком корове и объявить остальное мясо здоровым, ведь вирус рака уже присутствует в крови. В конечном счете это бесполезно и даже опасно.

Верность Бога подлинной действительности — в наших интересах. Чрезвычайно высокая цена, которую Он уплатил и дальше платит, чтобы гарантировать наше полное избавление от вируса греха, должна наполнить наши сердца благоговением. Вместо того чтобы кричать: «Чего же Бог ждет?», спрашивайте друг друга: «Чего же ждем мы?»

28 июня

Иисус и реальность

«Самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно, то чему оно научило вас, в том пребывайте» (1Иоан. 2:27).

Реальность и иллюзия. В этих двух противоположных по значению словах также сосредоточена великая борьба. Иисус говорит: «Вы будете жить, только имея связь с Жизнедателем». Такова реальность. Сатана говорит: «Вы можете жить отдельно от Бога, и я буду поддерживать в вас жизнь». Это иллюзия.

Иисус говорит: «Ищите Меня прежде всего, а Я буду заботиться обо всех ваших нуждах». Такова реальность. Сатана говорит: «Прежде всего удовлетворяйте свои потребности всеми возможными путями, потому что никто кроме вас не будет о вас заботиться». Это иллюзия.

Иисус говорит: «Подлинное удовлетворение и истинные удовольствия в том, чтобы жить для других, заботясь об их благе. Это принесет вам величайшую радость». Такова реальность. Сатана говорит: «Настоящее удовлетворение обретается путем погружения во все, что приносит вам самое интенсивное удовольствие. Пусть другие беспокоятся о себе сами». Это иллюзия.

Иисус говорит: «Я могу вооружить вас всем необходимым для жизни с избытком среди этого сложного мира. Я готовлю вас к тому, чтобы вы смело смотрели в лицо реальности». Такова реальность. Сатана говорит: «Реальный мир так страшен, так подавляющ, что вы можете смотреть правде в глаза, только если ваше восприятие химически изменено, а сознание оцепенело от наркотиков или если чувства притупились в стремительном полете фривольности». Это иллюзия.

Иисус приглашает нас взирать на реальный мир, читать книги о реальных достижениях, рассматривать разумные перспективы человеческих отношений, размышлять о здравых реалиях жизни и мирных удовольствиях. Он хочет, чтобы наши умы привыкли иметь дело с Его вселенной, какой Он сотворил ее, то есть с реальностью. Сатана соблазняет нас наполнить мозг глупостями, легковесными банальностями, искусственным, разгоряченным наркотиками возбуждением и прочими иллюзорными картинами жизни.

В конце концов в великой борьбе победу одержит Бог, ибо иллюзия не может выжить в реальной вселенной!

29 июня

Надежда на лучшее

«Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя» (Пс. 61:6).

Представьте, что вы пошли в банк обналичить чек, выписанный на приличную сумму. Однако кассир возвращает вам чек и говорит: «Прошу прощения, но я не могу дать вам деньги». Удивленные, вы спрашиваете: «Недостаточно наличности?» Кассир широко улыбается: «Средств достаточно! На этом счету денег сколько угодно!» Вы внимательно изучаете чек. Дата правильная, ваше имя на месте, подпись подлинная. «Не понимаю, — говорите вы кассиру. — Что не так?»

А кассир заверяет вас, что все правильно. «Приходите завтра», — предлагает он. Но на следующий день результат не лучше. Через некоторое время вы уже хотите выбросить чек, поскольку у вас нет абсолютной уверенности, что подписавший действительно хотел, чтобы вы получили деньги и что они вообще есть. В конечном счете надежность лица, выдавшего вам чек, и решит, выбросите ли вы чек или нет.

Иногда нам может показаться, что с молитвой происходит нечто подобное. В некоторых ситуациях наша молитва походит на «чек на крупную сумму», который мы просто не можем обналичить. Убедившись, что все в порядке, мы иногда все же остаемся «без средств», и ничто не предвещает, что они к нам направляются. Когда приходит подобный день, убеждающий нас, что обещания, видимо, нельзя «обналичить», у нас остается только одно: доверие Богу, проистекающее из знания того, каков Он.

Псалмопевец сказал: «Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя». Наш добрый Отец ведет нас на злачные пажити. Он обещает, что мы будем ходить у тихих вод. Но умеем ли мы доверять Ему, когда проходим долиною смертной тени? Через молчание, непроницаемое, как гранит? Если мы больше верим в Личность Бога, чем в то, что можем получить из хранилища Его благословений, то никогда не потеряем надежду.

Основная цель молитвы — не изменить обстоятельства к лучшему. Молитва — это средство, с помощью которого мы можем улучшить наши отношения с Отцом. В самом деле, что может быть лучше дружбы с Ним? Ведь Он Сам — все во всем. И если у нас есть Он, мы ничего не пожелаем на земле! (См. Пс. 72:25).

30 июня

Бог не разочаровывает

«Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека… Но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его» (Втор. 30:11, 14).

Учившая меня в четвертом классе преподавательница никогда не узнает, как я обиделся на ее объяснение. Я только что написал проверочный тест и страдал от осознания того, что многие из предложенных вопросов были для меня полной загадкой. Учительница мило пояснила: чтобы определить верхние пределы знаний даже самых блестящих учеников, в тест приходится включать вопросы, на которые от них никто и не ожидает ответа.

Бог не проверяет, каковы верхние пределы наших возможностей, чтобы потом судить нас. Он не предлагает нам вопросы, на которые не ожидает от нас ответа. У Него нет цели разочаровать нас, дав заповедь, которую невозможно исполнить. В самой заповеди сокрыто обетование силы для ее исполнения. В каждой заповеди Закона («не будешь делать»), независимо от того, относится она к области физиологии или нравственности, содержится также обетование.

Более того, у Бога есть все возможности преобразовать наши внутренние мотивы, чтобы мы могли полюбить Его заповеди. Его отношение к нам никогда не было отношением отстраненного судьи, изрекающего бесконечные директивы, находящиеся за пределами наших возможностей. Оно всегда было отношением заботливого Отца, исцеляющего и преобразующего наши сердца, чтобы мы могли радоваться, поступая правильно.

Поэтому какую прекрасную надежду имеют все, кто борется с неукротимыми привычками прежней жизни! Бог не приберегает победу для немногих несгибаемых. Победа доступна всем, кто позволит Господу написать Его Закон в их сердцах.