Октябрь

1 октября

Праведность по вере и весть третьего ангела — III

Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса. Откр.14:12.

Почти все адвентистские толкователи Откр.14:12 вплоть до 1888 года видели в «вере Иисуса» систему истин, в которую все должны верить и соблюдать. Однако чаще всего на этой части текста вообще не останавливались. Основной упор делался на той части стиха, где говорится о повиновении заповедям. Как мы отмечали ранее, Урия Смит, комментируя этот стих в январе 1888 года, подчеркивал слово «соблюдающих», а Дж. А. Батлер проделал то же с выражением «соблюдающих заповеди Божии» в мае 1889 г.

Такой акцент был вызван концепцией субботы, которая в контексте начертания зверя станет заключительной Божьей вестью к этому миру, созревшему для Второго пришествия. Поэтому не приходится удивляться, что в результате такой интерпретации адвентизм часто впадал в законничество. Этим же объясняется и их специфический словарь активных слов. Такие слова, как «соблюдать», «делать», «повиноваться», «закон», «заповеди», определяли значение чисто адвентистского вклада в христианство.

Именно такая интерпретация текста из Откр.14:12 стала мишенью 1888 года. В Миннеаполисе берет свое начало новое понимание центрального текста истории адвентизма седьмого дня.

В декабре 1887 года Джонс сделал намек на это новое толкование. «Единственный способ прийти к гармонии с праведным Законом Божьим, — писал он, — это праведность Божья, которая [дается] по вере в Иисуса… Весть третьего ангела содержит наивысшую истину и наивысшую праведность».

Обратите внимание, что сделал Джонс. Он уравнял «наивысшую истину» с «заповедями Божьими» и «наивысшую праведность» с «верой Иисуса», которую подразумевал как веру в Иисуса.

Здесь мы просто отметим, что греческую фразу, завершающую Откр.14:12, можно перевести как веру Иисуса или веру в Иисуса, в чем можно убедиться на примере New American Standard Bible и других переводов Библии.

Вопрос для размышления сегодня: в чем разница между верой в Иисуса и верой Иисуса? Как эта разница может отразиться на вашей жизни?

2 октября

Праведность по вере и весть третьего ангела — IV

Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему. Рим.1:16.

А. Т. Джонс только намекнул на новое понимание «веры Иисуса» в 1887 году, тогда как Елена Уайт выразилась еще точнее.

«Эта весть, — писала она, — была преподана людям» на минеаполисском «собрании, ясно отражая не только заповеди Божьи как часть вести третьего ангела, но и веру Иисуса, которая охватывает больше, чем обычно предполагается. И было бы правильно провозглашать весть третьего ангела во всей целости, ибо люди должны знать каждую ее черту и йоту. Если мы провозглашаем заповеди Божьи и едва касаемся второй половины, то своими руками делаем весть непригодной…

Истина для наших дней, которую Бог поручил Своим слугам передать людям, не есть нечто новое или неизвестное. Это старая истина, которую упустили из виду, чего и добивался сатана, употребляя все свое искусство.

Господь имеет работу для каждого [представителя] верного Ему народа в деле возведения веры Иисуса на достойное место, где ей и следует находиться — в вести третьего ангела. Закон занимает важную позицию, но он бессилен, если не поместить рядом с ним праведность Христа, чтобы осенять своей славой это царственное мерило праведности…

Полное и окончательное доверие Иисусу придаст достойное качество религиозному опыту. Без этого опыт ничтожен. Такое служение подобно каиновой жертве — оно чуждо Христа. Бог прославляется живой верой в личного, преизобилующего полнотой Спасителя. Вера видит Христа как Он есть — как единственную надежду грешника. Вера хватается за Христа, доверяет Ему. Она говорит: “Он любит меня. Он умер за меня. Я принимаю эту жертву, и смерть Христа за меня не будет тщетной”.

Мы не только обкрадывали собственные души, но как служители мы оставили в небрежении наиболее торжественную часть своей работы, не уделяя достойного внимания Крови Иисуса Христа как единственной надежды для обретения грешником вечной жизни. Поведайте историю Христа… Скажите грешникам: смотри и живи» (Рукопись 30, 1889 г.).

Вера во Христа как Спасителя есть сердце Евангелия, равно как и вести третьего ангела, вести 1888 года.

Помоги нам, Отче, усвоить соотношение закона и Евангелия более полно, размышляя над смыслом слов Откр.14:12.

3 октября

Праведность по вере и весть третьего ангела — V

Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе»). Гал.3:13.

Раскрытие веры во Христа как сердца вести третьего ангела стало центром вести Елены Уайт во время сессии Генеральной Конференции 1888 года и в последующие годы.

Вскоре после миннеаполисских встреч она сделала одно из самых своих сильных заявлений относительно Откр.14:12 и ключевого значения вести 1888 года: «Весть третьего ангела, — писала она, — есть провозглашение заповедей Божьих и веры Иисуса. Заповеди Божьи были провозглашены, но вера Иисуса не преподносится адвентистами седьмого дня как равная по значимости, а закон и Евангелие идущими рука об руку. Не могу найти слов, чтобы выразить эту мысль во всей полноте.

“Вера Иисуса”. О ней говорят, но не понимают. Что включает в себя вера Иисуса, являясь частью вести третьего ангела? Иисус взял на Себя наши грехи, чтобы стать нашим Спасителем, прощающим наши грехи. С Ним обращались так, как мы того заслуживаем. Он пришел в наш мир и понес наши грехи, чтобы мы могли принять Его праведность. И вера в то, что Христос может спасти нас в достаточной мере, полностью и совершенно и есть вера Иисуса…

Спасение грешника только в Крови Иисуса Христа, очищающей нас от всякого греха. Человек с развитым интеллектом может обладать обширными знаниями, строить богословские догадки, считаться великим знатоком и быть в почете у людей, но, не имея спасительного знания Христа, Который умер за него, он потерян. Христос “изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились” (Ис.53:5). Слова “спасены кровью Иисуса Христа” станут нашей единственной надеждой до конца времени и нашей песнью в течение вечности» (Рукопись 24, 1888 г.; курсив мой — Дж. Н.).

Понимаем ли мы, о чем речь? А понять необходимо. Это главное, что можно услышать, — что Христос умер за нас и что мы можем спастись, только обладая живой верой в Его жертву. Вот в чем суть веры Иисуса и Откр.14:12. Вот что значит быть адвентистом седьмого дня. Вот что значит быть христианином. Имея только заповеди Божьи, можно быть «адвентистом» (т. е. членом церкви), но не христианином.

4 октября

Праведность по вере и весть третьего ангела — VI

И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп. Откр.14:14.

Осмелюсь утверждать, что Елену Уайт могли взволновать несколько тем. Но ни к чему она не проявила такого горячего интереса, как к плану спасения во Христе.

Осмысливая недавно закончившуюся сессию Генеральной Конференции 1888 года, она отмечала: «Брат Э. Дж. Ваггонер получил возможность говорить открыто и изложить свои взгляды на оправдание по вере и праведности Христа относительно закона. Этот свет не был новым, но этот старый свет был водворен туда, где ему и следовало находиться, — в вести третьего ангела.

Какова цель этой вести? Иоанн видит людей. Он говорит: “Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса” (Откр.14:12). Иоанн видит этот народ непосредственно перед тем, как увидеть Сына Человеческого, у Которого “на голове… золотой венец, и в руке… острый серп” (стих 14).

Вера Иисуса была оставлена без внимания, к ней относились безразлично и беспечно. Она не занимала видных позиций, с которых она была открыта Иоанну. Вера во Христа как единственная надежда грешника была во многом отодвинута в сторону с точки зрения не только высказываний, но и религиозного опыта тех, кто заявляет о своей вере в весть третьего ангела.

На этом собрании я получила свидетельство того, что драгоценный свет воссиял из Писаний, когда была раскрыта тема праведности Христовой относительно закона, и грешник должен постоянно видеть в этом единственную надежду своего спасения.

Для меня это не был новый свет, ибо он исходил от наивысшего Авторитета в течение последних сорока четырех лет, и я раскрывала его нашему народу при помощи пера и голоса свидетельств Его Духа. Но не многие откликнулись… В целом на эту великую тему очень мало говорится и пишется. Проповеди некоторых можно справедливо назвать каиновой жертвой, чуждой Христа. Мерило, которым должно оценивать характер, есть царственный закон. Закон определяет грех. Законом познается грех. Но грешник постоянно влеком ко Христу», Который умер за грехи каждого на кресте» (Рукопись 24, 1888 г.).

Поразмыслите сегодня о Нем и о том, что Он сделал для вас. Такие мысли не только утешат вашу душу, но и придадут вам жизненных сил и преобразуют вашу деятельность.

5 октября

Праведность по вере и весть третьего ангела — VII

Праведный верою жив будет. Рим.1:17.

Интересным моментом нашего вчерашнего чтения были неоднократные высказывания Елены Уайт о том, что истина о праведности по вере, которую проповедовал Ваггонер, не являлась новым светом, что она сама провозглашала его на протяжении 44 лет. С этой идеей соглашался и сам Ваггонер, который отмечал, что весть, которую он проповедовал, провозглашали «все знаменитые реформаторы» «от дней Павла до Лютера и Уэсли».

Иными словами, по Ваггонеру, он всего лишь воссоздал евангельскую точку зрения об оправдании по вере.

Подобным было и понимание Елены Уайт, по крайней мере, о вкладе Джонса и Ваггонера. В августе 1889 года она писала, что доктрина об «оправдании по вере» «долго находилась под лохмотьями заблуждения». Это заблуждение, указывала она, выставлялось напоказ «людьми святости», которые проповедовали веру во Христа, но при этом отстаивали идею, что «закон не нужен» (Ревью энд Геральд, 13 августа 1889 г.). С этой точки зрения, учение об оправдании по вере «сопутствовало заблуждению» (Рукопись 8а, 1888 г.).

С другой стороны, существовали адвентисты, которые признавали святость закона, но «потеряли из виду» доктрину «об оправдании по вере». В таком контексте, отмечает она, «Бог призвал этих людей [Ваггонера и Джонса], чтобы восполнить насущную нужду… Их задача — не только провозгласить закон, но проповедовать истину для нашего времени — Господь — наша праведность».

Адвентисты, указывает она, много сделали в области закона, тогда как люди святости проповедовали веру в Иисуса. Но и те, и другие пребывали в заблуждении. Адвентисты пренебрегали верой, а люди святости принижали закон. Джонс и Ваггонер устранили заблуждения обеих сторон и объединили их истины.

Попутно они дали адвентизму новое понимание полноты трехангельской вести, чего ей не хватало раньше (там же).

В результате Елена Уайт делает вывод, что через акцент на оправдании по вере, сделанный Джонсом и Ваггонером, «Бог освободил эти истины от сопутствующих заблуждений и поместил их в надлежащее обрамление [в весть третьего ангела]» (Рукопись 8а, 1888 г.).

Какая весть! Бог не приветствует перекосы среди адвентистов в сторону закона или веры. Ему нужен народ, который имел бы здоровый взгляд на то и другое.

6 октября

Полночный крик и громкий клич

После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его. И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон… выйди от нее, народ Мой. Откр.18:1–4.

Вчера мы обратили внимание, что одним из аспектов вести 1888 года, который особенно взволновал Елену Уайт, было то, что Джонс и Ваггонер соединили две половины Откр.14:12. Они проповедовали не только заповеди Божьи, но и веру в Иисуса как Господа и Спасителя. Таким образом, они избавили истины, касающиеся оправдания по вере, «от сопутствующего заблуждения [антиномизма]» и «поместили их в соответствующее обрамление» — весть третьего ангела (Рукопись 8а, 1888 г.).

С ее точки зрения, весть 1888 года не являлась какой-то особой адвентистской доктриной, которую разработали Джонс и Ваггонер. Скорее, это было воссоединение адвентизма с основами христианства. Эта весть возвысила Иисуса Христа как несущей колонны всего христианского образа жизни и мышления, провозгласила оправдание по вере и проповедовала освящение, проявляющееся в повиновении Божьему Закону силой Святого Духа.

Усвоив основную мысль Ваггонера и Джонса, которая состояла в том, чтобы сложить воедино различные части вести третьего ангела, можно понять ее загадочное утверждение относительно начала громкого клича в 1888 году. В номере «Ревью» от 22 ноября 1892 года мы читаем: «Мы подошли вплотную ко времени испытания, ибо громкий клич третьего ангела уже зазвучал в откровении праведности Христа — Искупителя, прощающего грех. Это начало света, исходящего от ангела, чья слава заполнит всю землю. Ибо в том и состоит работа каждого, кого достигла весть предостережения… [чтобы] возвысить Иисуса».

Джонс, смешивая понятия позднего дождя (излития Святого Духа — Личности) с громким кличем (вестью), во многом способствовал идее громкого клича в 1892 году, утверждая, что поздний дождь уже начался. Но ему стоило читать более внимательно. В Миннеаполисе начался именно громкий клич, а не поздний дождь.

Сильное заявление, сделанное Еленой Уайт в 1892 году, состояло в том, что в 1888 году адвентисты седьмого дня обрели наконец последнюю весть благодати, которую надлежало проповедовать миру перед Вторым пришествием. Весть громкого клича провозглашала неувядающую значимость Десятисловия в контексте твердой веры в Иисуса как Господа и Спасителя в преддверии Второго пришествия (Откр.14:12).

Какая весть!

И Бог ожидает, что мы будем верны всем трем ее частям.

7 октября

О Троице — I

Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Мф.28:19.

Многие современные адвентисты удивились бы, узнав, что большинство основателей Церкви не смогли бы сегодня стать ее членами, если бы должны были согласиться с 28 фундаментальными доктринами. Точнее, они отвергли бы доктрину номер два (о Троице), потому что были антитринитариями. Они отвергли бы и номер четыре (о Сыне), потому что считали, что Сын не вечен. Они также опротестовали бы номер пять (о Духе Святом), потому что для них Дух был скорее силой, нежели личностью.

В большой степени понимание этих вопросов было сформировано Христианским объединением. В 1835 году Джошуа Хаймс, ведущий служитель Церкви объединения, писал, что «сначала они [коннекционисты] в основном были тринитариями», но отошли от этой концепции, обнаружив, что она «небиблейская». Хаймс отмечал, что только Отец «безначален, независим и вечен». Следовательно, Христос имел начало, был зависим и был вызван к существованию Отцом. Коннекционисты также были склонны видеть в Святом Духе «силу и энергию Бога, святое влияние Бога».

Джозеф Бейтс, Джеймс Уайт и другие приверженцы коннекционизма привнесли эти взгляды в адвентизм. Уайт, например, в 1846 году говорил о Троице как о «старом небиблейском веровании тринитариев», а в 1852 году — как о «старой нелепости тринитариев».

Дж. Н. Андрюс разделял взгляды Уайта. В 1869 году он писал, что «Сыну Божьему… Бог приходился Отцом, и в один из прошлых моментов вечности [Сыну было положено] начало дней».

Урия Смит также отвергал Троицу, доказывая в 1865 году, что Христос есть «первое сотворенное Существо», а в 1898 году — что Бог Один не имеет начала.

Вот вам справка по лидерам адвентизма касательно их взглядов на Троицу. Как вы могли заметить, не хватало только одного имени — Елены Уайт. Дело не в том, что ей нечего было сказать по данному вопросу, а в том, что из ее слов нельзя сказать наверняка, во что она верила, по крайней мере, в первые годы движения.

Как могло большинство лидеров раннего адвентизма заблуждаться в таком важном вопросе?

Вот вам часть ответа. Бог ведет Свой народ шаг за шагом, и по мере продвижения их видение становится все более ясным. В ближайшие несколько дней мы увидим, какие изменения претерпело адвентистское мышление в вопросе Троицы.

8 октября

О Троице — II

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Ин.1:1.

Если старое поколение адвентистов седьмого дня, похоже, почти единогласно занимало антитринитаристскую позицию, как насчет реформаторов в Миннеаполисе?

Интересно, что по этой богословской позиции Э. Дж. Ваггонер соглашался с Урией Смитом. «Было время, — писал Ваггонер в 1890 году в своей книге „Христос и Его праведность“, — когда Христос произошел от Бога… но это было так давно, в глубинах вечности, что для ограниченного понимания практически [это событие] не имело начала».

Его утверждение замечательно согласуется с тем, которое изрек Смит в том же десятилетии: «Бог один не имеет начала. В раннюю эпоху, когда могло иметь место начало — период столь отдаленный, что для ограниченного разума он, в сущности, и есть вечность, — появилось Слово».

Если Смит и Ваггонер были едины в вопросе Троицы, возникает вопрос: откуда возникла необходимость перемен?

Здесь мы подошли к моменту появления другого реформатора 1888 года. Опыт 1888 года буквально перевернул писательское служение Елены Уайт. Именно в контексте событий, связанных со знаменитой сессией Генеральной Конференции, она во всей полноте осознала невежество адвентистских служителей и рядовых членов церкви о плане спасения и ключевой роли Христа. В течение последующих лет выйдут в свет ее самые важные книги по этим темам:

1892 — ее классическое произведение «Путь ко Христу»;

1896 — «Нагорная проповедь Христа», комментирующая знаменитую проповедь Иисуса;

1898 — «Желание веков» — книга о жизни Христа;

1900 — «Наглядные уроки Христа» — книга о притчах Иисуса;

1905 — «Служение исцеления», в которой первые главы касаются служения исцеления Иисуса.

Ни в одной из этих книг Елена Уайт не поместила ни главы, ни даже абзаца на тему Троицы или полной Божественности Христа, но там содержатся фразы и слова, которые вновь обратили адвентистов к Библии, побуждая их заново исследовать эту тему. Это исследование Библии в итоге заставит адвентизм по-новому взглянуть на Троицу и связанные с этим вопросы.

Благодарим Тебя, Господи, за бережное водительство. Ты ведешь Свою Церковь с учетом ее способности усваивать предложенное Тобой.

9 октября

О Троице — III

Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому? …Ты солгал не человекам, а Богу. Деян.5:3-4.

Несмотря на то, что Библия ясно раскрывает эту тему Святого Духа, ранний адвентизм не признавал Его как Личность. Это будет иметь ужасные последствия для Церкви к концу девятнадцатого столетия.

Но сначала нам следует признать, что в 1890-е гг. о Святом Духе и Иисусе Христе писали больше, чем в любом другом десятилетии адвентистской истории. Это было естественно, если они заговорили о праведности по вере и центральной роли Христа в плане спасения. В конце концов, если спасает Христос, то Он должен обладать качествами, необходимыми для выполнения этой задачи. И если Святой Дух играет ключевую роль в этом процессе, необходимо определить Его функции. Не случайно, что в 1890-х гг. адвентизм стал активно обсуждать тему Божества.

Но адвентисты были не единственными, кто обсуждал в то время тему Святого Духа. В эти годы возникли уэслианские церкви с их акцентом на исцеление по вере и победоносной жизни, и на рубеже веков возникнет современное пятидесятничество. Оба эти движения многое имели сказать о роли Святого Духа в жизни людей и церкви. На другом конце теологического спектра находились либеральные христиане, которые стали проявлять особый интерес к таким теориям духа, как эманация Бога и идеи восточных религий, например, индуизм с его пантеистическими взглядами о том, что все сущее и есть Бог.

Адвентизм, не имея правильного понимания подобных вопросов, испытал глубокое влияние этих движений религиозного мира. С одной стороны, в самом адвентизме на рубеже веков будет наблюдаться пятидесятнический всплеск движения Святой Плоти, которое утверждало, что даже ваши выпавшие зубы вырастут вновь, прежде чем Христос вернется, чтобы у вас была совершенная плоть. С другой стороны, Ваггонер и Дж. Х. Келлогг попадут в сети пантеизма. Ваггонер, например, на сессиях Генеральной Конференции 1897 и 1899 годов заявил, что Христос «явился в виде дерева» и что «человек может стать праведным во время купания, когда знает, что это за вода».

Обсудите тему смешения.

Именно в этой ситуации Бог повел адвентизм к следующему шагу на пути к истине наших дней.

У Бога была весть для Своего народа относительно Божества. Но им предстояло вновь исследовать Библию, чтобы открыть ее.

10 октября

О Троице — IV

А о Сыне: «престол Твой, Боже, в век века». Евр.1:8.

Хотя Библия свободно называет Иисуса Богом, ранние адвентисты этого не делали, несомненно, из предубеждения против Средневековья, считая доктрину о Троице продуктом отступившей Церкви. Но так будет не всегда.

Среди тех, кто указывал Церкви это новое направление, ведущую позицию занимала Елена Уайт. Хотя она не использовала слово «Троица», ее труды, начиная с 1888 года, полны идей и высказываний тринитарного толка. Например, она отмечала, что «три живых Личности составляют Небесное Трио… Отец, Сын и Святой Дух» (Евангелизм, с. 615). А в 1901 г. она писала о «вечных Небесных Властителях — Бог, Христос и Святой Дух» (там же, с. 616). Она неоднократно говорила о Святом Духе как о «третьей Личности Божества» (там же, с. 617; Желание веков, с. 671). И она не сомневалась, «что Святой Дух… такая же Личность, как и Бог» (Евангелизм, с. 616).

В отношении Христа Елена Уайт пошла бесконечно дальше Ваггонера, Смита и большинства прочих современных ей адвентистов, когда описывала Иисуса не просто как «равного Богу», но и как «предвечного, имеющего жизнь в Самом Себе Сына Божия» (там же, с. 615). Он пребывал с Отцом «от вечности» (Ревью энд Геральд, 5 апреля 1906 г.).

Пожалуй, самым революционным и удивительным для адвентистов высказыванием Елены Уайт в 1890-х гг. была фраза из книги о жизни Иисуса, где она отмечала, что «во Христе жизнь, подлинная, не заимствованная, изначальная» (Желание веков, с. 530, курсив мой — Дж. Н.). Это утверждение застало Церковь врасплох, и некоторые недоумевали, не отреклась ли она от веры.

У нас нет оснований для малейших сомнений в том, что Елена Уайт возглавляла тех, кто стремился христианизировать адвентизм в его понимании Божества.

Но важно отметить, она не решала проблемы и не разрабатывала доктрины о Троице. Она, скорее, делала вкрапления в свои труды, видя которые, служители и члены церкви обращались к Библии и самостоятельно исследовали эту тему.

Отче Небесный, сегодня мы благодарим Тебя за Христа, могущего спасать, и Святого Духа, достойного выполнять задачу искупления.

11 октября

О Троице — V

Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий. Ис.9:6.

Вчера мы ознакомились с несколькими явно тринитаристскими высказываниями Елены Уайт, которые стали появляться, начиная с 1888 года. Самой проблемной для многих была фраза из «Желания веков», что «во Христе жизнь подлинная, незаимствованная, изначальная» (с. 530).

Это сильное высказывание застало многих врасплох. Одним из них был молодой проповедник по имени М. Л. Андреасен. Он был уверен, что на самом деле она этого не писала и что это результат работы редакторов и помощников. Поэтому он попросил ее о возможности ознакомиться с рукописью книги. Она с радостью предоставила ему такую возможность. Позднее он вспоминал: «Я имел при себе несколько цитат, в подлинности которых я хотел убедиться, увидеть, что они написаны ее рукой. Помню, насколько мы были поражены, когда впервые была опубликована книга “Желание веков”, поскольку она содержала некоторые вещи, в которые трудно было поверить, в том числе относительно Троицы, которая тогда отвергалась большинством адвентистов».

За время своего семимесячного пребывания в Калифорнии Андреасен имел достаточно времени, чтобы проверить свои подозрения. Его особенно «интересовало утверждение из книги “Желание веков”, которое одно время было предметом богословских переживаний Церкви: “Во Христе жизнь подлинная, незаимствованная, изначальная”… Это утверждение может показаться вам не таким уж революционным, — обращался он к своей аудитории в 1948 году, — но для нас оно было именно таким. Мы с трудом могли поверить в это… Я был уверен, что сестра Уайт не писала» этого абзаца. «Но теперь я убедился, что ее почерком было написано то же, что и в печатном варианте».

Некоторые все еще не верят в это. В последние 15 лет среди адвентистов наблюдается возрождение антитринитаризма. Подобно Андреасену, эти люди думают, что издатели изменили ее мысли.

Разумеется, это говорит не в пользу их знания натуры Елены Уайт. Она знала, во что верила, и могла постоять за свои идеи в случае несогласия с издателями или даже с руководством Генеральной Конференции, как мы видели в 1888 году. Ее помощники могли заменить ее слова синонимами, но никак не сами мысли.

Воссоздание доктрины о Троице было еще одним шагом на пути, которым Бог вел адвентизм к более полному пониманию Писаний.

12 октября

Взгляд на Троицу

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь. 2Кор.13:13.

Такими словами апостол Павел завершил свое Второе послание к Коринфянам, выражением, которое дает читателям Библии ясное представление о составе Божества — Отец, Сын и Святой Дух.

Между 1880-ми гг. и серединой двадцатого века адвентизм пережил революцию в вопросе Троицы, а также Божественной и личностной природы Сына и Святого Духа. Елена Уайт, как мы увидели, указала адвентизму новое направление. Но не ее высказывания совершили революцию. Они, скорее, побудили других адвентистов самостоятельно исследовать эти темы в Библии.

Но и тогда перемены наступили не скоро. На деле это займет несколько десятилетий. Знаковым событием стала библейская конференция 1919 года, проводимая Генеральной Конференцией, на которой открыто обсуждалась Троица, что заставило некоторых понервничать. Один ведущий служитель заявил: «Я никогда не мог принять так называемую тринитаристскую доктрину… Я не могу поверить, что две Личности Божества равны, Отец и Сын… Я не могу поверить в так называемую тринитаристскую доктрину о трех Личностях, пребывающих вечно».

Президент Генеральной Конференции А. Дж. Даниэлс стремился уладить вопрос, подчеркивая, что мы не собираемся ставить на голосование тринитаризм или арианство». Он также заявил, что книга «Желание веков» удалила чешую с его глаз и побудила исследовать эту тему в Библии.

В 1931 году Церковь впервые заявила о своей позиции тринитаризма. Это не значит, что все были согласны. В течение 1940-х гг. позиции антитринитаризма были еще сильны. Но к 1950-м гг. Церковь единогласно приняла учение о Троице.

Вот почему несколько удивительно наблюдать возрождение антитринитаризма. Некоторые из апостолов этой доктрины поймали меня в «темном переулке» на сессии Генеральной Конференции 2000 года в Торонто. Я спросил их, почему они уверены в истинности своей позиции. Потому, отвечали они, что это была позиция наших основателей. Такая логика может привести нас к употреблению свинины и соблюдению субботы с 18:00 до 18:00. Традиция, ответил я, хороша для средневековой церкви, но не для движения, имеющего в основании Библию. Такое решение было принято в 1840-х гг. и подтверждено в ходе событий 1888 года.

Единственная традиция, которой следует держаться, это чтобы адвентисты оставались людьми Книги.

13 октября

После Миннеаполиса — I

И мы благовествуем вам, что обетование, данное отцам, Бог исполнил нам, детям их, воскресив Иисуса. Деян.13:32.

Провозглашение «Благой вести», или, по версии короля Иакова, «времени радости», стало обязанностью реформаторов 1888 года после закрытия сессии Генеральной Конференции.

Елена Уайт покинула Миннеаполис, будучи удручена состоянием руководства и служителей Церкви, но все еще надеялась на адвентистский народ в целом. Перед закрытием конференции она обратилась к собравшимся служителям, говоря, что, если они не примут свет, она желает «дать шанс народу; возможно, они примут его» (Рукопись 9, 1888 г.). Они, конечно, нуждались в нем. В сентябре 1889 года она заметит, что «нет и одного на сотню», кто по-настоящему понимал бы, что значит получить оправдание по вере, что значит «Христос должен быть… единственной надеждой и спасением» (Ревью энд Геральд, 3 сентября 1889 г.).

Вплоть до осени 1891 года она, Джонс и Ваггонер будут ездить по стране, проповедуя праведность по вере «народу» и служителям. После того, как в 1891 году она уехала в Австралию, а Ваггонер — в Англию, Джонс и У. У. Прескотт продолжили это служение в Соединенных Штатах. Все это время и далее Елена Уайт подчеркивала, что Бог избрал Джонса и Ваггонера, чтобы передать особую весть адвентистской Церкви, и сама много писала на тему праведности по вере.

Новое руководство Генеральной Конференции в лице О. А. Олсена (1888–1897) и Дж. А. Ирвина (1897–1901) создали Джонсу и Ваггонеру все возможности для проповеди в 1890-х гг. Эти двое имели доступ к людям в церквах, на уроках субботней школы, в колледжах, во время регулярно проводимого обучения служителей и в церковных издательствах.

Особенно важен тот факт, что на период сессий Генеральной Конференции с 1889 по 1897 гг. Джонс и Ваггонер получили ведущую роль в вопросах Библии и богословия. Больше того, Джонс к 1897 году получил высокую должность редактора «Ревью энд Геральд».

Трудно себе представить, как можно было бы сделать этих реформаторов еще более заметными в 1890-х гг.

Воистину «народ» переживал «время радости». Оно таково и сегодня. Христос и сегодня находится в центре адвентистской проповеди, основанной на Библии.

14 октября

После Миннеаполиса — II

Как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! Рим.10:15.

Месяцы, которые последовали за Миннеаполисом, были напряженными для Елены Уайт, Джонса и Ваггонера, которые в 1889 году проповедовали Христа и Его любовь адвентистским служителям и членам общин всей страны. Хотя результаты были далеки от идеальных, некоторые признали, что неправильно вели себя во время Миннеаполиса. Также многие радовались вновь обретенной свободе в Христовой праведности. Сестра Уайт с восторгом писала во время сессии Генеральной Конференции 1889 года, что «встречи проходят замечательно. Здесь отсутствует дух, который царил в Миннеаполисе». Многие делегаты свидетельствовали, что прошлый год был наилучшим в их жизни; свет, исходящий от Слова Божьего, ясен и отчетлив — оправдание по вере, Христос наша праведность» (Избранные вести, т. 3, с. 160).

Таким образом, прогресс был налицо. И этот прогресс будет продолжаться все 1890-е годы, хотя некоторые станут ему препятствовать.

К 1899 г. Ваггонер сообщил делегатам сессии Генеральной Конференции, что те принципы, которые он и Джонс провозгласили в Миннеаполисе, «с того времени были в значительной степени приняты».

Четыре дня спустя Джонс отмечал в «Ревью», что Церковь не только в основном приняла весть, но «боюсь, что теперь существует тенденция к противоположной крайности, к проповеди о праведности по вере без заповедей». Далее он аргументировал необходимость баланса во время раскрытия различных частей Откр.14:12.

Третьим свидетелем богословского принятия вести 1888 года была Елена Уайт. 6 февраля 1896 года она советовала прекратить трех- и пятимесячное обучение служителей, организованное во время миннеаполисского кризиса. «Было время, когда эта работа была необходима, поскольку наши люди противились работе Божьей, отвергая свет истины о праведности Христа», но в этом нет более необходимости (Свидетельства для проповедников, с. 401).

Слава Господу! Церковь сдвинулась с мертвой точки. Но такие вещи не могут быть восприняты всеми и навсегда. Реформа есть постоянная обязанность Церкви. Сегодня мы особенно нуждаемся во Христе, но нам необходимо сохранять баланс и представлять спасительную веру и заповеди Божьи в должном соотношении.

15 октября

Что случилось с Батлером? — I

Ты оставил первую любовь твою. Откр.2:4.

Не все путешествия после Миннеаполиса были радостными. Дж. А. Батлер, чувствуя, что был «зарезан» в доме своих друзей, оставил пост президента Генеральной Конференции в конце сессии 1888 года. Вскоре они с женой перебрались во Флориду и стали выращивать апельсины. За шесть дней до отъезда на юг в середине декабря Елена Уайт отправила ему письмо, в котором назвала его врагом Свидетельств и необращенным человеком. В заключение она призывала его изменить пути его сердца.

Это было первым из множества ее писем Батлеру. Но он не был готов покаяться. Оглядываясь на ранний период жизни во Флориде с высоты 1905 года, он писал: «Некоторым очень трудно признать свою ошибку… Она писала мне снова и снова о миннеаполисской встрече и прочем подобном, а я неизменно писал в ответ, что не вижу никакого смысла делать какие-то признания. Я не верил в то, к чему меня призывали. И я стоял на своем». Он заявлял, что никогда не допустит такой ошибки, чтобы объявить мир, которого нет.

Судя по внешним признакам, разочарование Батлера достигло своей вершины в начале 1893 года, когда он обратился к Церкви с просьбой не подтверждать его статус служителя. Но, возможно, на самом деле Батлер хотел не столько получить отставку, сколько узнать ответ на вопрос: я все еще нужен?

Вскоре после этого он впервые за четыре года произнес проповедь. Церковь подтвердила его статус. Исполненный радости, что его снова приняли, Батлер заявил, что почти готов обвинить «дорогих братьев в заговоре, цель которого — убить старого грешника добротой».

Но, будучи сложной натурой, как и все мы, он все еще не мог поверить, «что Бог привел Ваггонера, который наводнил Церковь галатийским противостоянием». С другой стороны, он был хотя бы готов признать, что Бог извлек доброе из этой ситуации — особенно с точки зрения возросшего значения оправдания по вере и праведности Христа.

Господи, мы хотим поблагодарить Тебя за долготерпение к строптивым людям. В каждом из нас есть что-то от Джорджа А. Батлера, и нам нужна помощь. Более того, мы хотим этой помощи. Спасибо, что Ты остаешься в нашей жизни, несмотря на то, какие мы.

16 октября

Что случилось с Батлером — II

Они и в старости плодовиты. Пс.91:15.

Брат Батлер был упрямым стариком, но Бог все равно любил его. В этом добрая весть для каждого из нас.

В его жизни были моменты покаяния. В 1893 году, например, он писал Елене Уайт: «Последние несколько лет… довольно успешно надорвали мне спину, но это пустяки по сравнению с успехами дела». И к осени 1894 года Батлер даже пригласил А.Т. Джонса помочь ему на лагерном собрании во Флориде.

В 1901 году, после смерти жены, Батлер вышел из своего подобия отпуска и стал президентом Флоридской конференции. Между 1902 и 1907 годами он служил в качестве президента Южного униона.

Елена Уайт была рада вновь видеть пожилого пионера движения на руководящем посту. «Я знала, — говорила она делегатам сессии Генеральной Конференции 1903 года, — что наступит время, когда он снова займет свое место в работе. Я хочу, чтобы вы оценили невзгоды, которые ему пришлось пережить… Бог желает, чтобы убеленные сединой пионеры», бывшие на заре адвентизма, «занимали сегодня свои позиции в Его работе. Им нельзя исчезать из виду» (Бюллетень ГК, 1903 г., с. 205).

Новый Батлер, писала она в 1902 году, не такой, каким он был в 1888 году. Он был не только «крепок физически и духовно», но «Господь исследовал, проверил и испытал его, как Иова и Моисея. Я вижу, что брат Батлер смирил свою душу перед Богом. В нем не тот дух, что был в молодые годы. Он получил урок у ног Христа» (Письмо 77, 1902 г.).

Такой диагноз не означал, что Батлер воспринял идеи 1888 года. В 1909 году он сообщил президенту Генеральной Конференции А. Дж. Даниэлсу, что «никогда не видел света» в вести Джонса и Ваггонера. Его девизом все еще было «повинуйся и живи».

Несмотря на эти проблемы, Елена Уайт писала о нем: «Он может допускать некоторые ошибки, но он слуга живого Бога, и я сделаю все, что смогу, чтобы поддержать его в работе» (Письмо 293, 1905 г.). Батлер будет вести на удивление активную церковную жизнь, вплоть до дня своей смерти в 1918 году в возрасте 84 лет.

Бог использует далеких от совершенства людей. И это хорошо. Иначе Ему некого было бы использовать.

Возьми нас, Господи, со всеми нашими недостатками, и используй во славу Твою. Аминь.

17 октября

Что случилось со Смитом?

Всякий, кто упадет на тот камень, разобьется. Лк.20:18.

Подобно Батлеру, во время миннеаполисских встреч Урия Смит пережил травмирующий опыт. Глубоко расстроенный и разочарованный этой сессией, в ноябре 1888 года он ушел с поста секретаря Генеральной Конференции, который он занимал долгие годы, но остался редактором «Ревью».

Он сохранит за собой эту должность до 1897 года, сталкиваясь с А. Т. Джонсом на тему толкования пророчеств и по другим вопросам. Однако он как редактор проигрывал на фоне популярности харизматичного Джонса, чей голос к концу 1892 года стал самым авторитетным среди служителей адвентизма. В 1897 году Смит пережил последнее унижение, когда Церковь назначила Джонса редактором «Ревью», а Смита — его помощником.

После 1888 года Смит никак не мог смириться с тем, что Ваггонер проповедовал десятисловную концепцию закона в Послании к Галатам, а Елена Уайт поддерживала его в вопросах закона и Евангелия. В течение нескольких лет после миннеаполисской сессии Смит будет целенаправленно бросать тень сомнения на работу Елены Уайт.

Но она не отступалась от него. Она писала ему письмо за письмом, призывая к покаянию, но безрезультатно. Затем в январе 1891 года он признал свое миннеаполисское заблуждение. По выражению госпожи Уайт, «он упал на этот Камень и разбился».

Однако падение Смита на Камень не означало, что он всецело оказался на Камне. Его богословие, направленное на закон, все еще создавало проблемы.

В 1901 году церковное руководство вновь назначило его редактором «Ревью». Елена Уайт радостно выражала удовольствие снова видеть его имя «во главе списка редакторов; ибо так и должно быть… Когда несколько лет назад его имя было поставлено на второе место [после Джонса], мне было больно. Когда его снова поставили первым, я плакала и говорила: “Слава Богу”» (Письмо 17, 1902 г.).

Но в нем все еще оставалось что-то от старого Смита. Некоторое время спустя после своего назначения на должность редактора он возобновил галатийскую войну и снова был отставлен. Он не смог оправиться от такого потрясения. В тот же номер «Ревью», где сообщалось о смене редактора, была помещена заметка о том, что Смит серьезно болен. Он упокоился в 1903 г. в возрасте 70 лет.

Господи, помоги нам совладать с собственным своенравным «я». Помоги все отдать Тебе, даже самые дорогие нам идеи и пути.

18 октября

Что случилось с Джонсом и Ваггонером?

Держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего. Откр.3:11.

Сразу после событий Миннеаполиса Джонсу и Ваггонеру было трудно добиться возможности проповедовать в церкви. Но это длилось недолго. При содействии нового президента Генеральной Конференции О. А. Олсена, Елены Уайт и других они стали ведущими церковными проповедниками.

Пожалуй, легче всего измерить степень поддержки Генеральной Конференции, оценив центральную роль этих двоих в обсуждении библейских тем на сессиях Генеральной Конференции постминнеаполисского периода:

В 1889 году Джонс прочел серию встреч об оправдании по вере. Люди, отмечала Елена Уайт, «получают обильные яства со стола Господня» и «проявляют величайший интерес» (Рукопись 10, 1889 г.).

На сессии 1891 года (после 1889 года они проводились каждые два года) Ваггонер прочитал 16 проповедей, возвышающих Иисуса Христа и вечное Евангелие в Послании к Римлянам.

В 1893 году Джонс провел курсы по изучению Библии, включающие 24 проповеди на тему вести третьего ангела. Десять проповедей У. У. Прескотта (ближайшего коллеги Джонса с 1892 г. до конца столетия) на тему обетования о Святом Духе дополнили его работу.

На встречах 1895 года Джонс вновь выступил в роли ведущего библейского проповедника, который преподал 26 проповедей на тему вести третьего ангела, не считая прочих презентаций.

Основу библейского изучения 1897 года составили написанные Ваггонером 18 уроков на тему Послания к Евреям. Вдобавок к этому Джонс сделал 11 презентаций.

Миннеаполисские реформаторы в итоге стали «победителями» в битве со Смитом и Батлером. К несчастью, их победа была недолгой. Оба покинут церковь в начале 1900-х. — Ваггонер по причине пантеизма и женщины, которая не была его женой, а Джонс — по причине поражения в борьбе за пост президента Генеральной Конференции. К 1907 году Джонс станет лютым врагом Елены Уайт и самой Церкви.

Парадокс из парадоксов. «Победители» Миннеаполиса проиграли. «Держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего». Это полезный совет для всех нас в мире греха. Нам нельзя отводить взгляда от Иисуса на протяжении всего пути.

19 октября

Взгляд на Миннеаполис

И наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. Мф.1:21.

Сессия Генеральной Конференции 1888 года была одним из величайших поворотных моментов в истории адвентизма седьмого дня.

Несомненно, она имела свои плоды. Она снова обратила взор Церкви к Библии как единственному авторитетному источнику доктрины и практики. Она возвысила Иисуса и поместила спасение по благодати через веру в центр адвентистского богословия. Она наделила закон надлежащим значением в контексте Евангелия благодати. Она побудила Церковь пересмотреть тему Троицы, Божественности Христа и личностной природы Святого Духа.

И, пожалуй, самое главное: она дала адвентизму более полное понимание вести третьего ангела в Откр.14:12 — центрального текста с точки зрения самосознания адвентизма седьмого дня. Этот отрывок не только определял их как адвентистов, когда они в терпении ожидали Господа, соблюдая заповеди, но и представило им Евангелие как Божью заключительную весть миру перед Вторым пришествием (стихи 14–20), сердцем которой является вера в Иисуса.

Иными словами, весть 1888 года поменяла адвентистский взгляд на их весть. Это добрая весть.

Недобрая весть заключается в том, что дьявол всегда старается заставить нас забыть или не обращать внимания на добрую весть. Так случилось, что некоторые адвентисты в 1890-х гг. и дальше продолжали уделять больше внимания закону, чем Евангелию, в то время как другие использовали весть Джонса и Ваггонера как новую дверь в старое законничество и человеческий перфекционизм, против чего они и были призваны бороться.

Вся эта сага о Миннеаполисе обнаруживает два важнейших факта. Во-первых, факт абсолютной испорченности человеческих существ. Во-вторых, безграничность благодати Божьей. Оглядываясь на историю Церкви периода Миннеаполиса, я вспоминаю слова замечательного гимна Джона Ньютона: «Как дивна благодать Твоя, Спаситель мой Христос!»

Бывает только «дивная благодать». Эти два слова передают суть вести и значения событий 1888 года.

20 октября

Знакомьтесь: У. У. Прескотт

Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся. Откр.3:19.

Одним из самых сильных адвентистских лидеров конца девятнадцатого века был Уильям Уоррен Прескотт. Но сильные личности не всегда бывают духовными лидерами. Так было в ранний период жизни Прескотта, который в 1885 году стал президентом Батл-крикского колледжа.

Поворотный момент в его жизни наступил в конце 1890 года, когда он прочитал особое свидетельство под названием «Будь ревностен и покайся» на входе в батл-крикскую скинию. «Господь, — гласило оно, — видит, что мы беремся за старое… Поскольку в прежние дни Господь благословил и почтил» адвентистскую Церковь, «они льстят себе, что они избранные и истинные и не нуждаются ни в предостережении, ни в наставлении, ни в обличении».

«Истинный Свидетель говорит: “Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся”, иначе “скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его”… Господь недоволен Своим народом. В своем нынешнем состоянии он не способен раскрыть характер Христа. И, когда истинный Свидетель из любви к ним послал им совет, обличение и предостережение, они отказались принять его весть… Как понять тот факт, что эта удивительная благодать не смягчает наш грубые сердца?..

Церкви должны стать местом чудесного проявления силы Божьей, но это недоступно тем, кто не смирился перед Господом, не открыл двери своего сердца исповеданием и покаянием… Талант и многолетний опыт не сделают людей проводниками света, если они не станут под яркие лучи Солнца Праведности…

Свет должен светить от Божьего народа ясными, отчетливыми лучами, являя Иисуса церквам и миру… Будет только одна цель, только одна тема у всех на устах — Христос наша праведность… Все, кто идет своим путем, кто не присоединяется к ангелам, посланным с небес с вестью, которая наполнит всю землю своей славой, останутся не у дел. Дело будет продвигаться к своему победному концу без них, и они не примут участия в его триумфе» (Ревью энд Геральд доп., 23 декабря 1890 г.).

Читая, Прескотт чувствовал такое волнение, что несколько раз останавливался, стараясь справиться с эмоциями. После этого его жизнь изменилась навсегда. Он давно был адвентистом, но в тот день он узнал Христа как своего Спасителя. С тех пор он объединит усилия с Еленой Уайт, Джонсом, Ваггонером в проповеди о Христе и Его любви. Прескотт всерьез воспринял совет покаяться и быть ревностным.

21 октября

Крещение адвентистского образования — I

Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною. Откр.3:20.

В декабре 1890 года, как мы видели вчера, Христос посетил Уильяма Уоррена Прескотта и постучал в двери его сердца. Молодой работник образования открыл их. И он изменится навсегда. Так же, как и Урия Смит. Одним из плодов обращения Прескотта стало его служение Смиту, которое привело его к публичному признанию своей неправоты и примирению с Еленой Уайт.

Бывает, что весть о Христе меняет жизнь людей. Но в случае Прескотта это изменение коснулось не только жизни самого молодого человека, но и оказало сильнейшее влияние на адвентистское образование.

Видите ли, Прескотт был не просто президентом Батл-крикского колледжа — он был еще и главой Образовательной ассоциации адвентистов седьмого дня и вскоре станет президентом унионного колледжа и колледжа Валла-Валла. Будучи руководителем ассоциации и президентом трех колледжей одновременно, Прескотт занимал положение, позволяющее ему добиться серьезных перемен в адвентистском образовании.

Он положит начало изменениям в адвентистском образовании на образовательной конференции, организованной им в местечке Харбор Спрингс в Северном Мичигане в июле-августе 1891 года.

До этого момента адвентистское образование пыталось понять свою миссию и сущность. Хотя адвентисты планировали, что оно будет чисто христианским и станет готовить служителей и миссионеров, с самого начала в Батл-крикском колледже в 1874 году оно находилось в плену языческой классики, изучения латыни и классического греческого. Были предприняты попытки реформ, но большинство из них не были доведены до конца.

Положение стало меняться с момента обращения Прескотта. Истина, которую содержит история Прескотта, заключается в том, что для изменения Своей Церкви Бог использует людей. Но Он может работать только через тех, кто предоставляет себя Ему в распоряжение.

Это касается и нас с вами. Бог желает взять наши жизни и усовершенствовать нас так, чтобы через нас оказывать влияние на других людей и на Церковь.

Я знаю, некоторые из вас говорят, что не способны влиять. Неправда! Каждый из нас каждый день хоть немного соприкасается с другими людьми. Именно из мелочей вырастает в конце концов снежный ком изменений.

22 октября

Крещение адвентистского образования — II

Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. Откр.3:22.

Дух Святой многое имел сказать Церкви о ее образовательной программе в 1890-е гг. Не только Елена Уайт, А. Т. Джонс и Э. Дж. Ваггонер несли весть о Христе и Его праведности в Церкви и на лагерные собрания, но Генеральная Конференция также учредила ежегодное обучение, во время которого адвентистские служители могли собираться и несколько недель каждый год изучать Библию и план спасения.

Вдохновленный Прескотт решил сделать то же для работников образования летом 1891 года в Харбор Спрингс. У. К. Уайт описывал эти сессии как духовное возрождение, особо подчеркивая личные свидетельства. Он отмечал, что каждый день начинался с выступления Джонса о Послании к Римлянам. Также и Елена Уайт освещала такие темы, как необходимость личных отношений со Христом, нужда в духовном обновлении среди работников образования, посетивших конференцию, и центральной роли христианской вести в образовании.

На сессии Генеральной Конференции 1893 года Прескотт заявил, что конференция в Харбор Спрингс стала поворотным моментом в адвентистском образовании. «Хотя до того его общей целью, — говорил Прескотт, — было наличие религиозного элемента в наших образовательных учреждениях, все же со времени конференции как никогда раньше наша работа практически [а не теоретически] обрела эту основу, которая проявляется в курсах обучения и в планах работы, чего раньше не наблюдалось».

До Харбор Спрингс обучение Библии занимало незначительное место в адвентистском образовании. На конференции, однако, было принято решение о четырехгодичном библейском курсе для студентов адвентистских колледжей. В частности, делегаты решили, что «Библия во всей целости должна изучаться как Евангелие Христа от начала до конца». На конференции также был рекомендован исторический курс в контексте библейского мировоззрения.

Попутно мы можем извлечь еще один важный урок, глядя на изменения, привнесенные конференцией в Харбор Спрингс в адвентистское образование. А именно: когда мы понимаем, что Христос есть центр нашей жизни, это понимание отражается на всем, что мы делаем и как отдельные личности, и как Церковь. Если наше спасение зависит от Христа, нам стоит узнать Его ближе.

23 октября

«Адвентизация» адвентистского образования: опыт Авондейла — I

У пророков написано: «и будут все научены Богом». Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне. Ин.6:45.

Первый шаг к преобразованиям адвентистских образовательных учреждений был предпринят на конференции в Харбор Спрингс летом 1891 года. Вторым шагом стало путешествие Елены Уайт и ее сына У. К. Уайта в Австралию в ноябре 1891 года. Оставаясь там до 1900 года, они имели возможность работать с самыми отзывчивыми лидерами адвентистской реформы.

Одним из важнейших мероприятий адвентистов в Австралии в 1890-х гг. было основание Авондейлской школы христианских работников (сегодня известной как Авондейлский колледж). Австралия обладала преимуществом недосягаемости со стороны консервативных адвентистских лидеров Соединенных Штатов. К тому же она была новым миссионерским полем для адвентистов седьмого дня. Таким образом, созревающая церковь не имела установившихся традиций, с которыми приходилось бы бороться. В результате в 1890-е гг. в Австралии были предприняты попытки введения некоторых инноваций, что было бы намного труднее сделать в Соединенных Штатах.

В Авондейле церковь создала новый тип адвентистского образовательного учреждения. К концу столетия Елена Уайт настолько впечатлилась его результатами, что ссылалась на Авондейл как на «наглядный урок», «образцовую школу», «показательную школу», «образец» (Жизнь Елены Уайт, с. 374, Советы родителям, учителям и учащимся, с. 349). В 1900 г. она однозначно заявила, что «школа в Авондейле должна стать примером для других школ, которые будут учреждены среди нашего народа» (Рукопись 92, 1900 г.).

Милтон Хук, авондейлский историк, отмечал, что Авондейлская школа преследовала две основные цели. Первая — это обращение и развитие характера студентов. «Высшее образование», согласно определению, принятому в Авондейле, должно готовить людей к вечной жизни.

Вторая цель заключалась в подготовке молодых членов церкви к христианскому служению как в местной общине, так и в масштабах мировой миссии. Обе цели отражают явный отход от строго академической направленности Батл-крикского колледжа и школ, которые подпали под его влияние.

Стоит задаться вопросом: почему мы ценим адвентистское христианское образование? Единственно важный ответ заключается в том, что оно меняет жизнь наших детей. Его первостепенное значение — в знакомстве их с Иисусом Христом как Спасителем и Господом. Когда это так, ценность адвентистского образования дороже денег.

24 октября

«Адвентизация» адвентистского образования: опыт Авондейла — II

И все сыновья твои будут научены Господом, и великий мир будет у сыновей твоих. Ис.54:13.

Как мы отмечали вчера, Елена Уайт в 1890-х гг. много времени уделила развитию Авондейлской школы как образца, принципы которого могла применять Церковь в других учреждениях.

В начале 1894 года она писала: «Мы день и ночь размышляли о наших школах. Как ими управлять? Каким должно быть образование и обучение молодежи? Где разместить нашу австралийскую библейскую школу? Сегодня в час ночи я проснулась с тяжелым грузом на душе. Тема образования представлялась мне в разное время с разных точек зрения, со многими иллюстрациями и пояснениями, то с одной точки зрения, то с другой. Я действительно чувствую, что нам еще многому надлежит научиться. Мы невежественны относительно многих вещей, касающихся образования» (Принципы христианского воспитания, с. 310).

Сестра Уайт серьезно обдумывала предполагаемое австралийское учебное заведение, поскольку видела возможность организовать школу за пределами влияния Батл-крикского колледжа. В соответствующем свидетельстве она задала тон для размышления о новом типе адвентистского образовательного учреждения. Это будет библейская школа, где уделяется особое внимание миссионерской деятельности и духовной стороне жизни. К тому же она должна прививать практические навыки, учить молодых людей трудиться и располагаться в сельской местности.

После 20 лет проб и ошибок Елена Уайт имела ясное видение того, в каком образовании нуждается Церковь. По мере того как в течение двух десятилетий росло ее понимание собственных свидетельств, она открыто утверждала, что Библия должна занимать центральное место и что адвентистские школы не должны следовать ложным путям классического образования. Она писала, что много времени потребовалось для того, чтобы понять, что следует изменить, чтобы осуществлять образование в ином порядке (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 126), но понимание и применение этого понимания будет быстро развиваться между 1894 и 1899 годами.

Как мы неоднократно отмечали, Бог ведет Свой народ шаг за шагом. Он не дает полное понимание сразу. Бог указывает следующий шаг в свое время. Так было в области образования. К 1890-м годам адвентизм был готов к революции в образовании.

25 октября

«Адвентизация» адвентистского образования: опыт Авондейла — III

Все, от малого до большого, будут знать Меня. Евр.8:11.

Частью новозаветного опыта, отраженного в Евр. 8, является образовательный опыт. Центром Нового Завета является знание Бога и Его воли. С учетом этого не случайно постминнеаполисская революция, которая начала изменять адвентистский взгляд на место Христа и Библии в адвентизме, также во многом сформирует философию церковного образования.

На фоне авондейлского опыта Елена Уайт писала, что раньше в адвентистском образовании «за основу брались человеческие произведения, Слово Божие изучалось просто в качестве приправы для других областей знания» (Принципы христианского воспитания, с. 395).

Такая модель, утверждала она, должна прийти к своему концу. «Библия не должна преподаваться в наших школах в окружении неверия. Писание должно стать основой и сущностью образования… Его следует использовать как слово живого Бога и оценивать как первое, последнее и наилучшее во всем. Тогда и наступит настоящий духовный рост. Студенты разовьют здоровый религиозный характер, поскольку будут есть Плоть и пить Кровь Сына Божьего. Но без присмотра и питания здоровье души приходит в упадок. Храните источник света. Исследуйте Библию» (там же, с. 474).

«Высшее образование есть экспериментальное [т. е. опытное] знание плана спасения, и это знание достигается путем серьезного и прилежного изучения Писаний. Такое образование обновляет ум и преобразует характер, восстанавливая в душе образ Божий. Оно защищает ум от врага и наделяет способностью слышать голос Божий. Оно сделает учащегося соработником Иисуса Христа… Это простота истинного благочестия — наш залог перехода из подготовительной земной школы в небесную высшую школу.

Нельзя достичь более высшего образования, чем полученное учениками [Христа] и открытое нам посредством Слова Божьего. Получить высшее образование значит безоговорочно следовать этому Слову. Это значит следовать по следам Христа, провозглашать Его заслуги. Это значит покончить с эгоизмом и посвятить жизнь служению Богу» (Советы родителям, учителям и учащимся, с. 11).

Такова платформа для революционного образования в христианской жизни.

26 октября

«Адвентизация» адвентистского образования: опыт Авондейла — IV

Вы сами научены Богом любить друг друга. 1Фес.4:9.

Духовное возрождение Церкви и ее учений привело в 1890-х гг. к реформе адвентистского образования. Церковные школы должны были стать более христианскими и адвентистскими, чем были в прошлом.

Многочисленные свидетельства Елены Уайт относительно образования в годы пребывания в Австралии продолжали указывать направление Авондейлской школе. Более того, проживая близ студенческого городка в процессе создания школы, она обладала такой возможностью участвовать в развитии учреждения, какой раньше не имела. Кроме того, У. У. Прескотт, который собрал и опубликовал рукописи на тему «Христианского образования» (1893) и «Особые свидетельства по поводу образования» (1897), провел несколько месяцев в студенческом городке в середине 1890-х гг. В этот период он и Елена Уайт много беседовали об образовании. Оба они провели время с пользой, более полно открыв для себя смысл свидетельств и способы применения их принципов. Она писала своему сыну Эдсону, что Прескотт также способствовал движению ее ума и мыслей, как раньше это делал ее муж. Их беседы, говорила она, помогли ей мыслить и высказываться более ясно. «Мы увидели некоторые вопросы в более ясном свете» (Рукопись 62, 1896 г.).

Авондейлский опыт не только помог поместить Библию, духовность студентов, миссию и служение другим в центр адвентистского образования, но и показал необходимость по возможности располагать образовательные учреждения в сельской местности. Так, вместо нескольких акров на окраине города, как это было в случае с Батл-крикским колледжем, новое учреждение заняло 1500-акровый сельский участок в Бреттвилле. Большая территория и сельская местность не только позволили студентам избежать проблем, связанных с городом, и стать ближе к природе, но и создали условия для обучения практическим навыкам для работы в мире. Авондейлский опыт навсегда изменит адвентистское образование. Теперь Церковь не только располагала обширным материалом, написанным Еленой Уайт по вопросам образования, но и имела перед глазами реальную модель, которую могла копировать в других частях света.

Учитывая значение образования для Церкви, мы, старшее поколение, должны уделять больше внимания нашей молодежи и церковным школам. Мы должны не только поддерживать их своими средствами, но и помогать им становиться тем, чем они могут и должны быть.

27 октября

Организация начальных школ — I

И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем; и внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем, и идя дорогою, и ложась, и вставая. Втор.6:6-7.

Одним из самых волнующих начинаний адвентистского образования в 1890-х гг. было движение начальных школ. До середины 1890-х гг. адвентисты в основном пренебрегали начальным образованием, кроме тех мест, где был колледж или средняя школа. Такое безразличное отношение к концу десятилетия претерпит изменения, и адвентисты с тех пор станут развивать мощную систему местных церковных (начальных) школ.

В 1887 и 1888 гг. Генеральная Конференция призывала к созданию системы начальных школ, но эти резолюции ни к чему не привели.

Однако в 1897 году Елена Уайт обратилась к Церкви, указывая на возросшую нужду в начальных школах. Положение Австралии послужило поводом обратиться к этой теме. «В некоторых странах, — утверждала она, — родители по закону обязаны отдавать детей в школу. В этих странах, в тех местах, где есть Церковь, необходимо учредить школу, если ее будут посещать дети в количестве хотя бы шести человек. Трудитесь, как для себя, чтобы спасти детей от необходимости погружаться в условия грязного, разлагающего влияния мира».

Мы далеки от выполнения нашего долга в этом важном вопросе. Во многих местах следовало бы организовать школы многие годы назад» (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 199).

Она также писала: «Везде, где находится несколько соблюдающих субботу, родители должны совместно обеспечить место для дневной школы, где их дети и молодежь могли бы учиться. Они должны нанимать христиан-учителей, которые, подобно миссионерам, будут так учить детей, чтобы сделать их миссионерами. Пусть будут наняты такие учителя, которые дадут основательное образование в основных дисциплинах, делая Библию основой и жизнью всего обучения» (там же, с. 198).

Эти слова оказались одним из важнейших и влиятельных советов всего ее долгого служения. В течение нескольких последующих лет адвентистские церкви всего мира учредят школы, имея в наличии шесть или даже пять детей. Их спасение и будущее стало центром внимания адвентизма седьмого дня, когда Церковь серьезно отнеслась к своей евангельской обязанности подготовить своих собственных детей к Божьему Царству.

С этой точки зрения образование было евангелизмом. Вот понимание, которое мы не должны утратить.

28 октября

Организация начальных школ — II

Ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд. Быт. 18:19.

Религиозное образование в иудео-христианской среде имеет долгую историю. Фактически Бог избрал Авраама по причине его готовности наставлять свою семью путям и учениям Господним.

Но, несмотря на то, что Библия содержала повеление наставлять детей в вере, адвентисты обратили на это внимание довольно поздно. Пройдет более 50 лет после великого разочарования 1844 года, прежде чем Церковь начнет развивать систему начального образования.

Как мы отметили вчера, стимулом к тому послужили призывы Елены Уайт из далекой Австралии к формированию местных церковных школ при общинах, в которых было хотя бы шесть детей.

В Америке такие люди, как Эдвард Александр Сазерлэнд и Перси Т. Маган, лидеры реформы, которые переместят Батл-крикский колледж в сельскую местность в 1901 году, всем сердцем восприняли это наставление. Годами позже Сазерлэнд вспоминал с некоторым преувеличением: «Маган, мисс Дегро и я в конце практически каждой недели брали учителя и учреждали три новых школы к утру понедельника».

Преувеличивал он или нет, но статистические цифры, описывающие адвентистское начальное образование, буквально взмыли вверх, начиная с середины 1890-х гг. Судите сами. В 1880 году в Церкви была одна начальная школа с одним учителем и 15 учащимися. В 1885 году было три школы с пятью учителями и 125 учащимися. В 1890 г. — семь школ с 15 учителями и 350 учащимися. В 1895 году — 18 школ с 35 учителями и 895 учащимися. А в 1900 г. — 220 школ с 250 учителями и 5 000 учащихся. И на этом рост не остановился. К 1910 году количество школ достигло 594 при 758 учителях и 13 357 учащихся. В 2006 г. школ уже было 5 362, учителей — 36 880, а учащихся — 861 745.

Развитие начальных школ также способствовало развитию церковного среднего и высшего образования. Частично такой рост обязан возросшей потребности в адвентистских учителях начальной школы. Но, что более важно, движение начальной школы провозгласило идею о том, что каждый молодой адвентист должен получить христианское образование.

Благодарим Тебя, Господи, за нашу систему образования. Помоги мне делать со своей стороны все, чтобы помочь каждому представителю молодежи в моей общине получить образование, которое подготовило бы его к вечности.

29 октября

Образовательный взрыв

Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. 2Тим.3:15.

1890-е годы можно назвать десятилетием адвентистского образования. Начав от возрождения в Миннеаполисе в 1888 году, минуя начало образовательных реформ на Конференции в Харбор Спрингс, Авондейлский опыт и движение начальных школ, 1890-е годы определят адвентизм с точки зрения образования на все оставшееся время его пребывания на земле.

Мы еще не коснулись бурного миссионерского развития в 1890-х гг., благодаря которому адвентизм и его образовательная система достигнет буквально каждого уголка земного шара. Мы также не упомянули о влиянии Авондейлской модели на адвентистские школы в других частях света.

Одним из небольших показателей этого влияния было перемещение системы адвентистского образования среднего и высшего уровня преимущественно в сельскую местность. Э. А. Сазерлэнд и П. Т. Маган, например, перевели Батл-крикский колледж из тесного студенческого городка в «дебри» Берриен Спрингс, штат Мичиган, где он превратился в Миссионерский колледж Эммануила в 1901 году. Подобным образом и директора Хилдсбургского колледжа в начале двадцатого века переместили свое учреждение на вершину горы Ховелл, и теперь он стал называться Колледж Тихоокеанского Униона.

Учреждения не только избавились от проблем города (будучи студентами Колледжа Тихоокеанского Униона, в начале 1860-х гг. мы шутили, что это учреждение расположено в десяти милях от ближайшего известного греха), но и стали располагать сотнями акров земли.

Так обстояли дела с адвентистским образованием по всему миру. Эхо Авондейла звучит и поныне. Кроме того, имеют место и другие интересные побочные эффекты. Рост населения увеличивал население городов и стимулировал рост цен на землю. И адвентисты седьмого дня часто обнаруживали, что владеют бесценной собственностью, которую никогда не смогли бы позволить себе в условиях современного рынка.

Бог ведет Свой народ особыми, неповторимыми путями. Когда мы изучаем различные аспекты адвентистской программы по всему миру, мы можем только славить Его имя за водительство на протяжении истории нашего прошлого. Теперь нам нужно молиться, чтобы с уверенностью и мужеством следовать Его водительству в современной истории.

Отче, помоги нам быть такими же восприимчивыми к Твоему руководству, как реформаторы прошлого.

30 октября

Образовательный переворот

Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою. Мк.9:35.

«Наше видение образования подчас бывает невысоким и недалеким. Необходим более широкий взгляд, более смелые цели. Истинное образование значит больше, чем следование определенному курсу обучения. Это значит больше, чем подготовка к современной жизни. Образование затрагивает все аспекты личности человека и весь период существования, доступного человеку. Это гармоничное развитие физических, умственных и духовных сил. Оно готовит учащегося к радости служения в этом мире и к высшей радости более широкого служения в мире грядущем» (Воспитание, с. 13).

Так начинается книга «Воспитание», являющаяся одним из важнейших вкладов Елены Уайт в адвентизм. Не случайно, что эта книга вышла в свет в 1903 году. После десяти лет размышлений и письменного свидетельства на эту тему к началу двадцатого века она была готова к созданию книги, которая будет указывать направление одному из наиболее важных отделов Церкви. «Воспитание» обеспечивает адвентистскую образовательную систему необходимой философией и попутно предлагает образовательные идеалы, во многом разнящиеся с традиционными программами.

Если традиционное образование было нацелено на подготовку людей к успешной жизни здесь, на земле, то «Воспитание», не отрицая важности этого момента, заявляет о недостаточности такой подготовки, считая еще более необходимым подготовить учащихся к жизни с Богом в вечности.

Если традиционное образование имело тенденцию к развитию умственного потенциала своих студентов, то «Воспитание» призывало к всестороннему совершенствованию личности.

И если традиционное образование готовило людей к тому, чтобы занять первые места в мире, «Воспитание» отстаивало цели, связанные со служением Богу и ближним. Тема служения пронизывает всю книгу. На последней ее странице мы читаем, что «в нашей земной, ограниченной грехом жизни здесь величайшую радость и наивысшее образование мы обретаем в служении. И в будущей жизни, неограниченной греховной человеческой природой, величайшую радость и наивысшее образование мы будем находить именно в служении» (там же, с. 309).

Книга «Воспитание» перевернула традиционное образование с ног на голову. Она также выдвинула философию образования и жизни, которую нам необходимо понять и провести в жизнь. Это философия, которая находит практическое применение ценностям Того, Кто сказал: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою».

31 октября

Образовательный евангелизм

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. Быт.1:27.

Книга Елены Уайт «Воспитание» извлекает тему педагогики из мирской среды и представляет ее как ключевой вопрос великой борьбы.

На второй ее странице обозначается конечная цель адвентистского образования. «Чтобы понять, в чем заключается смысл воспитательной работы, — читаем мы, — нам нужно принять во внимание как [1] природу человека, так и [2] цель Бога в сотворении человека. Нам также необходимо [3] учесть изменения, которые претерпел человек, познав зло, и [4] уяснить Божий план воспитания грешного человечества» (Воспитание, с. 14, 15).

Далее книга поясняет эти четыре пункта, утверждая, что [1] Бог сотворил людей по образу Своему, чтобы они были подобны Ему, и что [2] их возможности были безграничны.

Затем книга подробно и обстоятельно описывает положение человека. «Но [3] из-за непослушания Творцу он [человек] лишился всего этого. Грех исказил и почти уничтожил подобие Божье в человеке. Он физически ослабел, стал умственно деградировать, духовное видение угасло. Он стал смертным существом. И [4] все же человечество не было оставлено без надежды. С бесконечной любовью и милостью был составлен план спасения, и в качестве испытательного срока была дарована жизнь. Восстановить в человеке образ его Создателя, вернуть его в совершенное состояние, в котором он был создан, достичь такого развития тела, ума и души, чтобы возможно было осуществить цель его создания, — вот в чем заключалась работа искупления. В этом суть образования, великая цель жизни» (там же, с. 15, 16).

Ниже Елена Уайт выражается еще более ясно, когда отмечает, что люди «могут снискать помощь лишь у одной силы. Это сила Христа. Сотрудничество с этой силой есть величайшая потребность человека. Не это ли сотрудничество должно стать величайшей целью всех образовательных мероприятий?.. Образовательный труд и труд искупления в самом высшем смысле составляют единое целое». Первостепенная задача и постоянная цель учителя состоит в том, чтобы познакомить учащихся с Иисусом и Его принципами (там же, с. 29, 30).

Неудивительно, что адвентисты поддерживали христианское образование как для своих детей, так и для других посредством пожертвований. Они признавали, что, по сути, образование — это евангельское служение.