Декабрь

1 декабря

Выдуманный Вавилон

Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли. Быт.11:9.

После 1903 года А. Т. Джонс начал безжалостную борьбу с А. Дж. Дэниэлсом, Еленой Уайт и церковной структурой. Для него религиозная свобода стала синонимом свободы от церковной организации.

К 1907 году Даниэлс заметил, что Джонс и другие решили «распространять недовольство среди отдельных церквей; везде, где они смогут найти церковь, которая не так крепко связана со всем телом Церкви, они будут разжигать пламя недовольства и по возможности склонять эту общину отделиться от общей организации».

Что касается Генеральной Конференции, Джонс предсказывал, что «намечается полное крушение и распад того, от чего ничего не останется».

Елена Уайт понимала, что в своем стремлении к конгрегационализму Джонс и его сторонники пытаются вернуть адвентизм к вавилонскому смятению, тогда как она и ее муж в 1850-х годах усердно работали над тем, чтобы вывести адвентистское движение из Вавилона. «О, — написала она в январе 1907 года, — как обрадовался бы сатана, если бы ему удалось внедриться в этот народ и нарушить ритм работы как раз в то время, когда необходима основательная организация, которая станет величайшей силой, способной… отторгнуть претензии, не подтвержденные Словом Божьим! Нам нужно выровнять наши ряды, чтобы не разрушилась система организации и порядка, которая была возведена мудрым, старательным трудом… Некоторые братья выдвигают мысль, что по мере приближения к концу времени каждое дитя Божье будет действовать независимо ни от какой религиозной организации. Но Господь показал мне, что в этой работе нет такого понятия, как независимость каждого человека» (Свидетельства для проповедников, с. 489).

В 1909 году, когда Церковь исключила Джонса из своих рядов, Елена Уайт говорила о «обманутых душах», защищающих «дух разобщенности». Обличая дух независимого суждения, она утверждала: «Бог определил так, чтобы авторитетом обладали собравшиеся со всех концов земли на Генеральную конференцию представители Его Церкви» (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 257, 259–261). Таким образом, она в недвусмысленных выражениях поддержала Даниэлса, хотя и не прекращала предостерегать его от чрезмерного личностного контроля. Ее идеалом было единство в многообразии.

Теперь вы знаете, почему так важно отказываться от призывов к конгрегационализму внутри адвентизма. Реформация — это одно, но революция, призывающая к разделению, это совсем другое.

2 декабря

Бедствие и дезориентация

Но в тесноте моей я призвал Господа, и к Богу моему воззвал, и Он услышал из чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его. 2Цар.22:7.

В первые годы XX века адвентистское движение пережило глубокое потрясение. Люди усиленно взывали к Богу.

Тысячелетие ознаменовалось страшным, всемирно известным пожаром в санатории Батл-Крик, который 18 февраля 1902 года разрушил его до основания. Это было большим потрясением, но 30 декабря произошел еще один пожар, в котором сгорели здание издательства «Ревью энд Геральд» и офисы Генеральной Конференции.

Вопрос заключался в следующем: отстраивать ли Батл-Крик заново или переводить церковные институты в другое место. Доктор Келлогг, со своей стороны, решил реконструировать санаторий, который, по его задумке, должен был стать еще больше и лучше, чем до пожара, несмотря на то, что церковные лидеры были не согласны с такими планами, поскольку Церковь находилась на гране банкротства из-за чрезвычайно возросших расходов на миссионерские проекты по всему миру. Деньги и вопрос авторитетов вскоре окончательно разделят Даниэлса и Келлогга.

Но не только деньги и власть разделили их. К этому времени доктор Келлогг начал высказывать теологические воззрения, близкие к пантеизму, ставить Бога на один уровень с природой. Келлогг даже написал в своей книге «Живой храм», что «в дереве находится сила, которая создает и поддерживает его, создатель дерева в дереве, создатель цветка в цветке».

Келлогг был не единственным, кто разделял взгляды пантеизма. Э. Дж. Ваггонер в выступлении на сессии Генеральной Конференции в 1897 году учил, что Христос «представлен в виде дерева или травы». А на сессии 1899 года Ваггонер заявил, что «у человека есть возможность получить оправдание и во время купания в ванной, если он знает, откуда появилась вода».

Борьба между Келлоггом и его коллегами с Даниэлсом и его сторонниками длилась не один год. Елена Уайт несколько раз пыталась примирить их, но к 1903 году в публичных выступлениях и в письмах она поддержала Даниэлса. В конце концов Келлогг ушел из адвентистской Церкви, будучи исключенным из общины Батл-Крика в 1907 году и увел с собой А. Т. Джонса, Э. Дж. Ваггонера и других.

Трудные времена не раз постигали Божий народ. К каждому из нас обращен вопрос: на чем мы сосредоточены в такие времена? Наше единственное спасение — в Иисусе и Его принципах.

3 декабря

Из пепла — I

И народы да обновят свои силы; пусть они приблизятся и скажут. Ис.41:1.

В первые годы XX века обновление и восстановление стали занимать мысли адвентистов. Ужасающие пожары разрушили церковные учреждения в Батл-Крике, Церковь потеряла Д. Х. Келлогга, А. Т. Джонса, Э. Дж. Ваггонера и других, и, кроме всего прочего, Келлогг захватил во владение восстановленный санаторий Батл-Крик и церковную медицинскую школу (Американский медицинский миссионерский колледж), принадлежащие Церкви.

Это было не только время восстановления, но и время развития новых территорий. К началу XX века непрерывная миграция адвентистов в Батл-Крик определенно стала проблемой. Вместо того чтобы жить в разных местах, где они могли бы свидетельствовать о своей вере, огромное количество членов церкви собиралось в одном городе, сплетничая друг о друге и препятствуя распространению Евангелия.

К этому времени Батл-Крик стал средоточием власти и влияния для всего адвентизма. Там располагались не только огромные церкви и наиболее влиятельные учреждения, но и центральные офисы. Небольшое количество человек правили всемирной Церковью. К 1900 году Батл-Крик стал для адвентизма тем же, чем Иерусалим для иудеев или Солт-Лэйк-Сити для мормонов. Однако новый век начался с разрушения адвентистского «святого города».

Елена Уайт побуждала к переезду из Батл-Крика с начала 1890-х годов. Однако не многие вняли ее призыву. Э. А. Сазерлэнд и П. Т. Маган стали первыми руководителями, которые в 1901 году выехали из города, перенеся колледж Батл-Крика в Берриен Спрингс, Мичиган.

В 1902 году пожар, разрушивший издательство «Ревью энд Геральд», стал стимулом для переезда издательского отдела и центральных офисов Генеральной Конференции из Батл-Крика.

Вопрос, куда переезжать, на некоторое время стал ключевым. Сначала казалось, что Нью-Йорк будет подходящим местом, но к 1903 году было принято решение переезжать в Вашингтон.

Скопление адвентистов в одном месте с самого начала мешало развитию вести. Возможно, многим из нас было бы полезно переехать в то место, где мы могли бы свидетельствовать своим соседям. Подумайте об этом.

4 декабря

Из пепла — II

Исцелю тебя от ран твоих, говорит Господь. Иер.30:17.

Исцеление — это прекрасно, независимо от того, человек это или тело Церкви. Иногда исцеленное тело становится даже сильнее, чем оно было до болезни. Так случилось и с Церковью, когда руководители решили расположить центральный офис дивизиона в новой местности подальше от влияния Келлогга, Джонса и их еретического, вызывающего распри учения.

В последующие несколько лет появился новый духовный центр в Вашингтоне на окраине штата. Руководители Церкви не только учредили центральные офисы Генеральной Конференции и издательство «Ревью энд Геральд» в округе Колумбия, но и построили санаторий Вашингтон и Колледж Вашингтон, которые расположились в нескольких милях к югу по дороге в Такома Парк, штат Мэриленд. А позже, в 1907 году, учебное заведение было переименовано в Вашингтонскую иностранную миссионерскую семинарию. Таким образом, в распоряжении Церкви вскоре появился полный набор необходимых всемирному движению учреждений.

Вашингтон и Такома Парк оставались главными центрами на протяжении девяти десятилетий. Со временем, в 1982–1983 гг. издательство «Ревью энд Геральд» было переведено в Хагерстаун, штат Мэриленд, а в 1989 году офисы Генеральной Конференции в Сильвер Спринг, штат Мэриленд. Санаторий и колледж остались на своих прежних местах. Со временем Вашингтонский адвентистский госпиталь был переименован в Коламбия Юнион колледж.

Переезд из Батл-Крика принес много положительных перемен в адвентистскую медицинскую программу, не считая того, что имеющий влияния Келлогг оказался не у дел.

Первым этапом в обновлении медицинского служения стало учреждение нового поколения адвентистских санаториев. Центр медицинского служения был перемещен из штата Мичиган в Южную Калифорнию.

Елена Уайт начала заострять внимание на Калифорнии в 1902 году, еще до того, как трудности, связанные с деятельностью Келлогга, достигли критического уровня. «Бог, — говорила она, — приготовил путь для нашего народа, чтобы приобретать имущество за малую цену, здания, которые могут быть использованы в нашей работе» (Письмо 153, 1902 г.). Вместо того, чтобы строить «громадные учреждения» (Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 96), Елена Уайт советовала деноминации учреждать много маленьких санаториев в различных местах.

Вне зависимости от того, насколько глубокой является рана, мы служим Богу, Который может исцелить ее. Спасибо Тебе, Боже, за такую милость.

5 декабря

Бог все еще руководит — I

Как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих, так Господь один водил его. Втор.32:11-12.

Божье водительство. Иногда мы думаем, что это относится только к древним временам. Это не так. Интересный факт Божьего водительства есть в истории адвентизма начала XX столетия. Он связан с восстановлением медицинского служения после того, как санаторий Батл-Крик и Американский медицинский миссионерский колледж отошли к Келлоггу.

Даже до этой потери летом 1902 года Елена Уайт настаивала на том, что медицинским служением необходимо охватить всю Калифорнию. 5 сентября она написала президенту Генеральной Конференции: «Господь постоянно напоминает мне о Южной Калифорнии как о месте, в котором мы должны основать медицинские учреждения. Каждый год этот регион посещают множество туристов. Санатории должны быть учреждены в этом секторе штата» (Письмо 138, 1902 г.).

Три недели спустя она написала: «Господь дает мне наставление, что Он приготовил путь для нашего народа, чтобы приобретать имущество за малую цену, здания, которые могут быть использованы в нашей работе» (Письмо 153, 1902 г.).

Елена Уайт не сомневалась, что адвентизму нужны «небольшие санатории во многих местах», «чтобы окружить любовью больных, приезжающих на курорты Южной Калифорнии». К тому же «наши санатории должны учреждаться с единственной целью — для провозглашения настоящей истины (Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 98, 97).

Это были хорошие идеи. Но откуда взять на них деньги? Церковь частично из-за стремительного роста по всему миру находилась на грани банкротства. Все закончилось тем, что в 1900 году в казначействе Генеральной Конференции осталось 32,93 $. Более того, это были деньги, взятые в долг. Несколько лет Генеральная Конференция существовала в условиях строжайшей экономии. И это было до пожара, разрушившего учреждения Батл-Крика до основания.

Откуда взять деньги во время угрозы банкротства и масштабного восстановления?

Это был вопрос, на который никто не знал ответа. Без Божьего руководства было бы невозможно открыть санатории нового поколения, о которых говорила Елена Уайт.

Но Бог может сделать то, что не под силу человеку.

6 декабря

Бог все еще руководит — II

Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. Притч.3:6.

Вчера мы оставили Елену Уайт с ее «нереальными» мечтами по приобретению земли в собственность в Южной Калифорнии.

Это было самое подходящее время для приобретения такой собственности. Раньше в XIX веке на этой территории было построено много красивых санаториев другими владельцами. Но затем наступила затянувшаяся засуха. Из-за нехватки воды учреждения начали закрываться. Это были хорошие условия для покупки земли и зданий, но даже выгодная цена не очень помогала при отсутствии достаточных средств для покупки.

Руководители Церкви усердно продолжали поиски. Первой собственностью, купленной для Церкви, стал колледж Сан-Фернандо, который приобрели в 1902 году за 10 000 $ — менее чем за одну четвертую от себестоимости земли.

Вторым приобретением стал недействующий санаторий в Парадайс Вэлли, близ Сан-Диего, состоящий из трехэтажного здания с территорией в восемь гектаров. Строители потратили много денег на возведение этого здания, но пришли трудные времена и санаторий оставался не занятым в течение последних десяти лет. Когда Елена Уайт впервые посетила Парадайс Вэлли, она убедила руководителей местной общины купить это здание.

Главный корпус стоил 25 000 $, владельцы отдавали его за 12 000 $. Но откуда местной общине взять столько денег? Не было смысла обращаться в Генеральную Конференцию, а у Южно-Калифорнийской конференции, насчитывающей 1 000 членов церкви, был долг 40 000 $ за недавно купленный колледж Сан-Фернандо. Эта сумма сейчас кажется маленькой, но в то время она была поистине огромной. Никаким образом конференция не могла бы собрать 12 000 $.

Даже когда цена санатория упала до 8 000 $, а затем и до 6 000 $, ситуация по-прежнему казалась безнадежной. Но когда стоимость упала до 4 000 $, Елена Уайт лично взяла в банке ссуду 2 000 $ под 8% годовых, а близкий друг прибавил свои 2 000 $, и она передала им эти средства на покупку недвижимости.

Первый шаг по учреждению церковной Южно-Калифорнийской медицинской программы был сделан. К сожалению, это был самый легкий шаг.

Как же Бог ведет Свою Церковь?

Он направляет отдельных людей, которые имеют Божественное видение и знают, что нужно делать. Он открывает двери. Решение войти в них остается за нами.

7 декабря

Бог все еще руководит — III

Он… водит меня. Пс.22:2.

Вскоре после приобретения санатория Парадайс Вэлли Бог открыл Елене Уайт, что недалеко от Лос-Анджелеса необходимо учредить еще один адвентистский санаторий. Вскоре пастором Джоном Бурденом было найдено подходящее здание. Глендейл Отель, похожий на замок, состоящий из 75 комнат, построенный в 1886 году за 60 000 $, продавался теперь за 26 000 $. Бурден верил, что если его согласятся отдать за 15 000 $, значит, на то Божья воля. Когда в личной беседе владелец сказал, что мог бы продать его за 12 000 $, все сомнения исчезли.

Но Церковь вновь столкнулась все с тем же вопросом: где взять деньги? Местная конференция, приобретя недавно Сан-Фернандо и Парадайс Вэлли, расплачивалась с долгами, а 20 $, принадлежащих пастору Бурдену, было явно недостаточно для первоначального взноса. Конференция не могла дать даже 1 000 $, чтобы оплатить первоначальный взнос, поэтому спонсоры отклонили покупку.

Столкнувшись с такими трудностями, пастор Бурден и президент конференции оплатили первый взнос из своих личных сбережений. Вскоре пришло письмо от Елены Уайт, в котором она спрашивала, почему заморожена сделка. Президент конференции прочитал его спонсорам. Благодаря этому дело удалось сдвинуть с мертвой точки. Спонсоры дали деньги на приобретение Глендейл Отеля.

Приобретение Парадайс Вэлли и Глендейл Отеля стало возможным благодаря сочетанию видения и жертвенности. Но настоящее испытание было еще впереди.

Церковь приобрела оба здания в 1904 году. Но Елена Уайт утверждала, что у Бога есть план по приобретению еще одного здания. Еще в октябре 1901 года она говорила, что Бог отчетливо показал ей в видении недвижимость для санатория в Южной Калифорнии, состоящую из здания и фруктового сада. Это видение было настолько реальным, что ей казалось, что она сама там проживает (см. Рукопись 152, 1901 г.).

Проблема была в том, что она не знала, где находится это место.

Бог никогда не спешит и никогда не опаздывает. Он знает, когда наступит подходящий момент, и вовремя совершает Свое дело на земле. Но Он хочет, чтобы мы были в гармонии с Ним, чтобы Он мог использовать нас как Ему угодно.

8 Декабря

Бог все еще руководит — IV

И повел народ Свой, как овец, как стадо, пустынею. Пс.77:52.

Вчера мы узнали, что еще в 1901 году Елене Уайт было дано видение о третьем санатории в Южной Калифорнии, который Церковь должна была приобрести. Но она не знала местности, в которой находилась эта недвижимость. Ни Глендейл Отель, ни Парадайс Вэлли не были похожи на то, что она видела.

Вскоре адвентисты нашли городок Лома-Линда. Себестоимость собственности составляла 150 000 $, но из-за финансовых трудностей владельцы вынуждены были выставить ее на продажу с ценой в 110 000 $, а затем опустить ее до 85 000 $. Но для конференции, которая не могла собрать и 1 000 $, которая все еще возвращала долги за Сан-Фернандо, Парадайс Вэлли и Глендейл Отель, это была астрономическая сумма.

Несложно представить себе недоумение служителей конференции, когда Елена Уайт начала убеждать их приобрести еще одно здание для санатория через несколько месяцев после того, как они уже купили два санатория. Она когда-нибудь остановится? Но она была непреклонна. Она была уверена, что в приобретении Лома-Линды — Божья воля.

Хорошие новости не заставили долго себя ждать. Владельцы вскоре снизили цену до 40 000 $. Но даже это не могло помочь тем, у кого вообще не было денег.

К сожалению, время не стояло на месте. Они должны были либо внести первоначальный взнос, либо упустить возможность купить Лома-Линду. Елена Уайт, которая еще не видела Лома-Линду, телеграфировала Джону Бурдену, чтобы он немедленно внес первоначальный взнос.

Он сделал это, помня, что конференция открыто заявила ему, что они не будут ничего покупать. Осознавая, что он может просто потерять 1 000 $ первоначального взноса, Джон Бурден решил последовать совету Елены Уайт, а не руководителей конференции. Поверив ее видению о том, что планы по покупке этой недвижимости находятся в Божьих руках, он сделал шаг веры.

Нам не часто присуще широкое мышление. Но именно это, как мы видим из истории адвентизма, часто двигало Церковь вперед.

Помоги нам, Господи, мыслить шире, научи нас видеть возможности, которые видишь Ты, и энергично участвовать в Твоей работе.

9 декабря

Бог все еще руководит — V

Я — Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти. Ис.48:17.

Адвентистская церковь в Южной Калифорнии к середине 1905 года достигла предела своих финансовых возможностей. Однако после приобретения трех больших зданий Елена Уайт убеждала купить еще одно.

Условия приобретения Лома-Линды были следующими: первые 5 000 $ необходимо было внести 15 июня, такую же сумму 26 июля, 26 августа и 31 декабря. Оставшиеся 20 000 $ можно было оплатить в течение трех лет.

Но, как вы понимаете, на то время денег у калифорнийской конференции не было и их неоткуда было взять. В таких ситуациях настоящая вера стоит на «невидимом» (Евр. 11:1) — не принимая во внимание видимое.

Как бы то ни было, 12 июня Елена Уайт приехала в Лома-Линду.

— Уилли, — сказала она, когда они сошли с поезда, — я уже была здесь.

— Нет, мама, — ответил он, — здесь ты никогда не была.

— Значит, это то самое место, которое показал мне Господь, — воскликнула она, — все мне очень знакомо.

На этот счет у нее не было сомнений. Наблюдая за церковными руководителями, осматривавшими собственность, она заявила: «Мы должны приобрести это место». Когда они осмотрели здания и землю, Елена Уайт повторила: «Это то самое место, которое показал мне Господь». А когда она и Бурден вошли в главное здание, она пророчески заметила: «Это место будет очень ценно для нас. Здесь будет основана школа… Батл-Крик уходит в прошлое. Бог возобновит медицинскую работу в этом месте (см. А. Л. Уайт «Елена Г. Уайт», т. 6, с. 18).

Но слова и видения — это не деньги. К тому же до первого платежа в 5 000 $ оставалось только три дня, в противном случае они теряли как возможность купить эту собственность, так и те 1 000 $, которые Бурден уже внес.

Вот где было раздолье для малодушных. Как мы реагируем, когда жизнь загоняет нас в тупик? Трехдневный срок и полное отсутствие денег — это подходящий момент, чтобы опустить руки и сказать, что мы сделали все от нас зависящее. Но здесь же есть место и для веры. Мы слышали, что «молитвы двигают руку Всемогущего». Так и есть. Так было во время приобретения Лома-Линды, о чем мы прочитаем в последующие несколько дней, так может произойти и с нашими делами. Наш Отец вдохновляет и награждает за веру.

10 декабря

Бог все еще руководит — VI

[Он] провел тебя по пустыне великой и страшной, где… места сухие, на которых нет воды. Втор.8:15.

Бог еще ведет Свой народ через труднопроходимые места. И у него только два варианта: остаться с Ним или вернуться к «легкой» жизни в духовном Египте.

У руководителей Церкви в Калифорнии было только три дня на то, чтобы собрать 5 000 $ для покупки Лома-Линда, а перед ними лежала финансовая пустошь.

Но у них все же был один вариант. За несколько недель до этого Бурден и пастор Р. С. Оуэн слышали о человеке, у которого, возможно, были некоторые средства. Они поехали к этому человеку на поезде, и, пройдя от станции еще полторы мили, постучались в дом, но дома никого не оказалось.

Они вернулись на вокзал и стали ждать обратного поезда. По какой-то причине они не дали сигнал поезду, чтобы он остановился, и тот на полной скорости промчался мимо них. До следующего поезда оставалось два часа, и мужчины пошли обратно к дому, в котором теперь горел свет.

— Хвалите Господа! — воскликнул фермер, когда Бурден объяснил ему ситуацию.

— Я месяцами молился, чтобы Господь послал покупателя на мою землю, чтобы я смог уехать из города и пожертвовать мои средства на Его дело. Несколько дней назад ко мне пришел человек и купил землю, и сейчас деньги лежат в банке. Дьявол искушал меня вложить их снова в землю, но я уверен, что Господь хочет, что бы мы приобрели Лома-Линду.

Сказав это, он пожертвовал удивленным служителям 2 400 $.

Затем, незадолго до 15 июня, последнего дня оплаты первого взноса, Бурден занял деньги у женщины по фамилии Бейкер, которая тоже получила видение.

— Вы хотите рискнуть 1 000 $? — спросил он.

— Да, — ответила она.

— Вы можете потерять их, — напомнил он.

— Что ж, — сказала она, — я все же рискну.

Бурден вновь обратился к Р. С. Оуэну. «У меня нет денег, — заявил он, — но я могу заложить дом». С займом Оуэна они наконец набрали необходимую сумму 5 000 $ в тот день, когда должны были внести первый взнос.

Пока все было хорошо. Но следующие 5 000 $ нужно было внести через пять недель, а вариантов уже не было.

Иногда жизненные пустыни шире, чем мы ожидали. Но если все идет так тяжело, то это не значит, что с нами нет Бога.

11 декабря

Бог все еще руководит — VII

И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его или нет. Втор.8:2.

Дата второго взноса погашения платежа за недвижимость Лома-Линда, приходившаяся на 26 июля, быстро приближалась, заставляя руководителей Церкви испытывать сильнейшее беспокойство. День подошел, а у них по-прежнему не было никакой надежды.

То утро руководители конференции встретили в глубокой растерянности. Вспоминая тот день, пастор Бурден говорил: «Нам было легко и естественно упрекать и осуждать тех, кто настаивал на деле, в котором, казалось, не было логики и здравого смысла».

Но он и другие не могли забыть о той настойчивости, с которой Елена Уайт подходила к этому делу. «Давайте дождемся утренней почты», — предложил кто-то.

Вскоре пришел почтальон. Открыв письмо из Атлантик-Сити, штат Нью-Джерси, они обнаружили счет на 5 000 $ — точно ту сумму, которая была им необходима для платежа.

«Излишне говорить, — вспоминал Бурден, — что чувства тех, кто критиковал дело, изменились в сию же секунду. Глаза наполнились слезами, а один мужчина, который особенно критически относился ко всему, первый нарушил тишину. Дрожащим голосом он произнес: „Кажется, Господь в этом деле”».

Определенно это так. Немедленно они оплатили вторые 5 000 $ — снова они получили сумму в последний день.

До третьего платежа в 5 000 $ оставался 31 день. Вновь они безуспешно пытались собрать деньги. Но за несколько дней до 26 августа мужчина из Орегона узнал о проекте и написал, что он недавно продал собственность и располагает 4 500 $. Третий платеж был погашен вовремя.

Сделка шла к своему завершению. Когда до последнего платежа в 5 000 $ оставалось три месяца, собственники Лома-Линды предложили скидку в 100 $ за досрочный платеж. Этого было достаточно, чтобы направить дары летнего лагеря на погашение декабрьского платежа, который они внесли через несколько дней после августовского.

Отец, мне легко критиковать других, когда все идет не так, как мне бы хотелось. Дай мне терпение, когда все идет не так, и готовность прощать, когда Ты решаешь проблемы другим способом.

12 декабря

Бог все еще руководит — VIII

Господь Сам пойдет пред тобою, Сам будет с тобою, не отступит от тебя и не оставит тебя, не бойся и не ужасайся. Втор.31:8.

Покончив с первоначальным взносом, Церковь получила передышку, поскольку последний платеж в 20 000 $ за Лома-Линду был милостиво отложен на три года. Но по прошествии небольшого времени предыдущие владельцы предложили скидку 1 000 $, если адвентисты оплатят оставшуюся сумму незамедлительно, и руководство конференции начало искать варианты.

Решиться на последнюю оплату конференции помогла женщина — не член церкви, которая приехала в санаторий еще до того, как его подготовили к приему пациентов. Там было не совсем удобно, но сотрудники делали все от них зависящее, чтобы было уютно. «Когда на следующий день она вышла на улицу, — вспоминал Бурден, — мы заметили, что ей одиноко, и решили поддержать ее. Мы обратили ее внимание на красоту этого места, и она сказала: „Я только что думала, как было бы хорошо жить в местности, похожей на эту. Я совсем одна. Мой муж умер. Я так одинока, что почти жалею, что не умерла вместе с ним”.

Мы предложили ей поселиться здесь. Она спросила, сколько это будет стоить. Мы назвали ей цену, и она сказала: „Так у меня есть эта сумма наличными”. Мы отправились в офис и оформили пожизненную ренту».

Конечно, сумма была гораздо меньше, чем 19 000 $, но неожиданное благословение вдохновило всех. Вскоре нашелся член церкви, который одолжил 15 000 $ на три года.

В современном мире чудеса все еще встречаются. Менее чем за полгода Церковь нашла 40 000 $, и Лома-Линда стала принадлежать ей. «Совет» Елены Уайт не был напрасным, — радовался Бурден. — «Когда мы идем с верой, Господь открывает путь, и деньги поступают из самых неожиданных источников. Наконец все убедились, что истинный Бог Сам руководил этим делом».

Лома-Линда, как и было предсказано, развилась в полноценную медицинскую школу, выпускники которой, заботясь не только о здоровье, но и проявляя любовь Иисуса, стали благословением для людей по всему миру.

Бог все еще ведет Свою Церковь, несмотря на ее несовершенства и несогласие руководителей. Несмотря ни на что, Господь все еще ведет.

13 декабря

Уход Елены Уайт

Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день. 2Тим.1:12.

На протяжении этого года мы читали о том, как Джозеф Бейтс, Джеймс Уайт и Елена Уайт положили начало и всячески поддерживали Церковь адвентистов седьмого дня. Бейтс умер в 1872 году, Джеймс в 1881 году, а Елена Уайт продолжала направлять Церковь вплоть до 1915 года. Хотя она никогда не занимала официальную административную должность, она обладала огромным авторитетом. Ее письма и советы имеют особое значение как для каждого члена церкви лично, так и для адвентизма в целом.

16 июля 1915 года маленькая седая женщина, которая всегда с такой любовью говорила об Иисусе (по словам ее соседей, не принадлежавших к адвентистской Церкви), умерла в возрасте 87 лет. Последние слова, которые услышали ее семья и друзья, были: «Я знаю, в Кого уверовала» (Жизнь Елены Уайт, с. 449). Ее смерть, как заметил ее сын Уилли, «была похожа на догорание свечи, такой тихой».

Возможно, она умерла тихо, но на протяжении всей своей жизни она была активной и успешной женщиной. Удивительно активная для своего преклонного возраста, она посетила свою последнюю сессию Генеральной Конференции в Вашингтоне в 1909 году. После встречи она отправилась в свой родной город Портленд, штат Мэн, где 65 лет тому назад начала свое пророческое служение. Это путешествие на восток Соединенных Штатов оказалось для нее последним. Хотя она была в преклонном возрасте, 72 раза она проповедовала в 27 местах в течение этого пятимесячного путешествия.

По возвращении домой в Южную Калифорнию она посвятила оставшиеся годы таким книгам, как: «Деяния апостолов» (1911), «Служители Евангелия» (1915), «Жизнь Елены Уайт» (1915), последняя редакция книги «Великая борьба» (1911) и «Цари и пророки» (издана в 1917 году после ее смерти).

Утром 13 февраля 1915 года Елена Уайт споткнулась и упала в своем доме в Элмсхевене. На рентгеновском снимке обнаружился перелом левого бедра. Последние пять месяцев она была фактически прикована к постели. 24 июля Елена Г. Уайт была похоронена рядом со своим мужем на кладбище Оак-Хил в Батл-Крике, Мичиган. Бок о бок они ожидают Второго пришествия — блаженного упования, о котором они проповедовали всю свою жизнь.

Я надеюсь встретиться с ними в тот день, когда мы вместе увидим Иисуса, грядущего на облаках.

14 декабря

Беспрецедентный рост: 1900–1950 гг. — I

И выросло, и стало большим деревом. Лк.13:19.

Начало адвентистского движения поистине было похоже на горчичное зерно из притчи. Но когда оно наконец выросло, появились корни.

Распространившись по всему миру в 1890-х годах, в начале нового столетия адвентизм был готов к стремительному росту и укреплению организационной структуры.

Успеху миссии способствовало и то, что в первые десятилетия XX века два руководителя Церкви, особенно ориентированные на миссию, занимали главенствующие позиции. Артур Даниэлс был президентом Генеральной Конференции с 1901 по 1922 гг., а затем был избран секретарем Генеральной Конференции на последующие четыре года. Уильям Спайсер был секретарем с 1903 по 1922 годы и президентом — с 1922 по 1930.

Президентский офис обладает неоспоримым влиянием в определении миссии, но секретариат в нашей Церкви не менее важен в контексте международных миссий, особенно с тех пор, как он в 1903 году взял на себя функции Международного миссионерского совета.

Спайсер и Даниэлс были не только способными руководителями, они были посвящены миссии Церкви и возвещению вести третьего ангела «всякому племени и колену, языку и народу» (Откр.14:6).

Очень сложно осознать масштабы перемен адвентистской миссионерской программы. В 1880 году у Церкви за границей было восемь миссий. То же число продержалось до 1890 года, а в 1900 году их стало 42, к 1910 году число иностранных миссий возросло до 87, в 1920 году их было уже 153, а в 1930 году — 270. Благодаря такому развитию Церковь адвентистов седьмого дня из североамериканской церкви превратилась во всемирное движение. 1890-е годы стали ключевым этапом в развитии миссии. До этого периода Церковь показывала небольшой рост в ряде миссий, но, начиная с 1890-х годов, их численность стала быстро возрастать. Это продолжительное распространение по всему миру раздвинуло не только географические границы Церкви, но в большей степени изменило природу самого адвентистского движения.

Как бы удивились пионеры Церкви, если бы смогли взглянуть на Церковь хотя бы в 1930 году. Но глобальные изменения только начинались. Руководители 1930 года не узнали бы сегодняшнюю Церковь. И я представляю, что наши сегодняшние руководители тоже испытали бы шоковое состояние, если бы переместились в 2030 год. Адвентизм — это Церковь в движении.

15 декабря

Беспрецедентный рост: 1900–1950 гг. — II

Она была посажена на хорошем поле, у больших вод, так что могла пускать ветви и приносить плод, сделаться лозою великолепною. Иез.17:8.

С 1890 года адвентизм стал расти стремительно. Он укрепил корни, пустил ветви и начал приносить обильные плоды по всему миру.

В 1890 году в Северной Америке было 255 евангельских работников и 27 031 член церкви. За пределами США было 5 служителей и 2 680 членов церкви. Но к 1910 году цифры меняются: в США стало 2 326 служителей и 66 294 члена церкви, тогда как за пределами Северной Америки количество членов церкви выросло до 38 232 человек, а служителей стало 2 020. Два десятилетия спустя в Северной Америке: служителей — 2 509, членов церкви — 120 560, за границей евангельских работников — 8 479, членов церкви — 193 693. К 1950 году количество служителей в Северной Америке увеличилось до 5 588, а членов церкви до 250 939, за пределами США — 12 371 евангелист и 505 773 члена церкви.

Эти поразительные цифры указывают не только на развитие, но и на пропорциональный рост Церкви за пределами Северной Америки. В середине 20-х годов XX века наступил момент, когда за пределами континента, на котором адвентизм появился, стало больше членов церкви, чем на нем. Таким образом, Церковь не только проповедовала по всему миру, она положила начало интернационализации — процессу, который и сейчас идет полным ходом.

Некоторые признаки интернационализации стали очевидны уже к 1900 году. Одним из них стало увеличение числа иностранных миссионеров. Так как это служение началось еще в XIX веке, Даниэлс сознательно искал способ, чтобы распространять адвентизм дальше, в такие страны, как Германия, Англия и Австралия, чтобы укрепить его там, превратив те места в оплот Церкви для дальнейшего провозглашения вести.

Первые десятилетия XX века отмечены развитием Церкви в Германии под руководством Л. Р. Конради, пионера адвентизма Ближнего Востока и Восточной Африки. Тем временем австралийские миссионеры быстро распространяли весть по всему Южно-Тихоокеанскому региону. А адвентизм в Британии, с перспективы огромной империи и хорошо развитой миссионерской традицией, быстро развивался, укрепляя Церковь во многих частях мира. Весь двадцатый век все больше миссий в развитых и развивающихся странах становились самостоятельными конференциями, которые превращались в стартовые площадки для дальнейшего распространения вести.

Шаг за шагом Бог вел Свой народ.

16 декабря

Беспрецедентный рост: 1900–1950 гг. — III

Скажи сынам Израилевым, чтоб они шли. Исх.14:15.

Израиль никогда не вошел бы в Ханаан без веры в Божье руководство, которая вдохновила их ступить в Красное море. Подобным образом повеление проповедовать трехангельскую весть по всей земле связано с верой в пророческую миссию и Божьи полномочия дать первым адвентистам вдохновение и энтузиазм делать для Бога невозможное. И они сделали это!

Или, вернее, Бог сделал это через них. Но мы должны заметить, что Господь не совершил это без их участия. Они не только посвящали свои жизни миссионерскому служению, но поддерживали десятинами и пожертвованиями постоянно действующую стратегию Церкви. В этой стратегии мог участвовать каждый.

Часть пожертвований шла на служение через средства массовой информации, которые помогали ускорить распространение адвентистской вести до концов земли. Среди средств массовой информации Джошуа Хаймс и Х. М. С. Ричардс увидели возможности в использовании радио. В 1930 году они начали программу «Небесная скиния». Переименованная в «Голос пророчества», эта программа стала одной из первых религиозных программ в радиоэфире.

Когда телевидение было еще только в новинку, в мае 1950 года Уильям Фейджэл начал свою телевизионную программу «Вера сегодня», за которой вскоре последовала программа Джорджа Вандемана «Так написано».

Адвентисты, говорящие на других языках, также использовали средства массовой информации по всему миру. К тому же в начале 1971 года Адвентистское всемирное радио начало развивать мощные радиостанции в различных частях мира для того, чтобы возвестить планете весть трех ангелов. А позже, в 90-х годах, Церковь столкнулась с такой возможностью для проповеди, как Интернет и спутниковое телевидение, которые смогли достичь тысяч недоступных ранее регионов мира.

И действительно, первый ангел пролетел «посредине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим» в каждом уголке земли. (Откр.14:6).

Время чудес еще не завершилось.

17 декабря

Достигая совершенства — I

Поспешим к совершенству. Евр.6:1.

Растут и развиваются не только люди, но и церкви. Весь год мы наблюдали за развитием адвентизма: его рождением, его детством, когда движение находилось в поисках библейских доктрин, которые характеризовали бы его, видели юность, когда движение набирало силу, распространяясь по всему миру.

К 50–60-м гг. XX века адвентизм достиг совершеннолетия, к которому стремился на протяжении предыдущих десятилетий. Признаком этого стала подлинная интернационализация Церкви. Частично это означало, что «международные миссионеры» из Соединенных Штатов, Европы, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и Южной Африки больше не контролировали работу на миссионерских полях. Вернее, Церковь обучала местных руководителей в каждом регионе обширной миссионерской деятельности.

Сегодня в руководство дивизионов Генеральной Конференции избираются люди, для которых этот дивизион является родным. Это означает, что азиаты управляют церковью в Азии, африканцы в Африке, а латиноамериканцы в Южной и Центральной Америке. Руководитель каждого дивизиона также является вице-президентом Генеральной Конференции.

Люди из разных частей мира, которые только несколько лет назад были зависимы от церкви Северной Америки, теперь заняли наиболее важные посты в совете Генеральной Конференции.

Этот вид интернационализации, значительно отличающийся от подхода «миссионерства», в основном вошел в силу в 1950-х и 1960-х годах. Изменилось и само понятие миссионерского служения. Так, несколько лет назад быть миссионером означало, будучи европейцем или североамериканцем отправиться в какие-нибудь далекие, нехристианские или непротестантские страны. В настоящее время это понятие расширилось, оно включает в себя любое служение за пределами родной страны. А миссия стала улицей с двухсторонним движением «миссионеров», едущих не только из Америки в Африку, но и из Африки для служения в Соединенных Штатах. Подход «отовсюду—везде» более точно отражает адвентистскую миссию, чем прежнее «миссионерство». Церковь растет по всему миру.

И наши молитвы должны быть совершенными, чтобы мы не забывали, куда они направлены.

18 декабря

Достигая совершенства — II

Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать. Мф.13:23.

Адвентизм нашел плодородную почву почти во всех частях мира. Прошло то время, когда Церковь была лишь церковью Северной Америки. К 2007 году только около 8% всех адвентистов проживали в Северной Америке. Страна, впервые отправившая миссионеров за границу, больше не была лидером по количеству членов церкви. В настоящее время более 5 миллионов церквей с примерной численностью 16 миллионов членов церкви расположены в Африке, более 5 миллионов членов церкви живут в Центральной и Южной Америке, и более 2,5 миллионов в Восточной Азии и Индии. В Северо-Американском дивизионе только недавно количество членов церкви достигло одного миллиона человек.

Общая картина адвентизма продолжает меняться, когда в различных частях мира происходит значительный рост членства. Недавно такой небывалый численный рост был зарегистрирован в Индии, где церковное членство Южно-Азиатского дивизиона увеличилось с 290 209 в 1999 году до более 1 миллиона к концу 2005 года.

Количественный рост членства — это не единственный показатель динамики адвентистского движения по всему миру. Из статистического отчета Генеральной Конференции видно, что в январе 2006 года в мире было: унионов и местных конференций/миссий — 661, местных общин — 121 565, начальных школ—5 362, средних школ — 1 462, колледжей и университетов — 106, предприятий по производству продуктов питания — 30, больниц и санаториев — 167, домов престарелых и приютов для сирот — 159, информационных центров — 10, издательств — 65. В этих учреждениях трудится 203 508 человек. Церковные публикации выпускаются на 361 языке и переводятся на 885 языков.

При этом темпы не замедляются. Напротив, рост ускорился. С настоящим уровнем роста мы можем ожидать, что в 2013 году численность Церкви превысит 20 миллионов человек, а в 2025–2030 годы дойдет до 40 миллионов, если время благодати продлится.

Давайте надеяться, что этого не произойдет. В конце концов, Бог вызвал адвентизм к существованию не для того, что бы он строил большие церкви и открывал учреждения. Напротив, Он не хочет, чтобы адвентисты седьмого дня жили на земле. Он желает, чтобы мы вошли в Небесное Царство. Вот цель, которой служат все учреждения и всякая деятельность Церкви. Хорошая весть состоит в том, что Бог вел Свой народ в прошлом, невзирая на его нелепые желания. И Он будет руководить им и в будущем, если мы не забудем, кто мы и почему мы здесь.

19 декабря

Значение всего этого

И когда после спросит тебя сын твой, говоря: «что это?», то скажи ему: «рукою крепкою вывел нас Господь из Египта». Исх.13:14.

Что это означает? Этот вопрос относился к иудейской Пасхе с ее странной пищей и кровью на косяках дверей. Бог желал, чтобы Его народ не забыл о Божьем руководстве в прошлом.

Тот же Бог руководит и сегодня. И «нам нечего бояться будущего, если только мы не забудем путь, которым Господь вел нас, и Его учение в истории прошлого» (Жизнь Елены Уайт, с. 196).

Весь год мы размышляли об этой истории. Мы увидели рождение адвентизма во время движения Уильяма Миллера, который страстно желал понять особенность периода 2 300 вечеров и утр, увидели развитие Церкви на протяжении 1850–1870 годов, увидели новые акценты миссии в связи с вестью 1888 года и успехи Церкви в зрелые годы в XX веке.

Теперь, мягко говоря, Церковь не узнать. Даже за последние 60 лет она так изменилась, что руководители 1940-х годов едва ли предвидели такое. Грядущее десятилетие, несомненно, принесет столько же перемен, возможно, даже больше.

Из малой группы верующих, у которых не было ни структуры, ни учреждений, адвентизм седьмого дня вырос во всемирную Церковь с 16-миллионным членством, стал одной из наиболее быстрорастущих церквей.

Сегодня в некоторых странах наша Церковь лидирует или даже доминирует, хотя во многих других по-прежнему остается в меньшинстве.

Но почему мы здесь? Очевидно, не для того, чтобы создать сильную, социально ориентированную Церковь и обеспечить прихожан удобными креслами. Это хорошо, но недостаточно. Смысл существования адвентизма состоит в том, чтобы приготовить людей к лучшему миру и провозгласить последнюю Божью весть миру до Второго пришествия.

В течение последних нескольких дней мы будем размышлять о значении истории адвентизма, включая вопросы: «это случилось с другими миллеритами?» и «почему» адвентизм седьмого дня преуспел там, где остальные потерпели поражение?

Божьим людям еще необходимо задать вопрос Книги Исход «Почему».

20 декабря

Что случилось с другими миллеритами? — I

Укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается. Иак.5:8.

На протяжении года мы рассуждали о том, как Господь руководил адвентистским движением. Мы увидели, как выросла Церковь адвентистов седьмого дня с ничтожного количества до 16 миллионов по всему миру. Путь от исходной точки до зрелости не был прямым. Также он был и не без трудностей. Но шаг за шагом истина раскрывалась и проповедовалась «всякому племени, и колену, и языку, и народу» (Откр.14:6).

Но что это все значит? Какой урок мы можем извлечь из истории адвентизма? И что эти уроки могут значить для нашего движения в будущем? Это те вопросы, к которым мы обратимся в последние дни путешествия по истории адвентизма.

И первое, что мы сделаем, это обратим наше внимание на постмиллиристские деноминации. Между 1844 и 1848 годами, как мы узнали несколько месяцев назад, развивались три различные ветви адвентизма. Первой ветвью были «духовники», которые отказались от буквального понимания Писания и одухотворяли значение любой конкретной вести. Таким образом, они могли утверждать, что 22 октября 1844 года Христос пришел духовно в их сердца.

Вторая группа — олбанские адвентисты, организованные в 1845 г. создали своего рода дистанцию между собой и фанатически настроенными «духовниками». Сторонники этой группы со временем перестали верить в пророческую схему Миллера.

Третья группа — адвентисты, соблюдающие субботу, — продолжали верить в буквальное Второе пришествие (в отличие от «духовников») и в миллеровские принципы пророческого понимания (в отличие от олбанских адвентистов). Таким образом, именно эта группа стала по праву рассматривать себя как единственных истинных преемников адвентизма, который имел место до великого разочарования.

В период между 1844 и 1866 годами из трех ветвей миллеризма возникло шесть деноминаций. Группа города Олбани положила начало четырем: Американская евангельская конференция (1858) Христиане пришествия (1860), Церковь Божья (Орегон, Иллинойс) (1850-е), и Союз жизни и пришествия (1863). Движение соблюдающих субботу положило основу двум деноминациям — адвентистам седьмого дня (1861–1863) и Церкви Божьей (седьмого дня) (1866).

«Духовники» со своим многообразием, чрезвычайной индивидуальностью и плохой организацией не сформировали постоянной деноминации. Многие «духовники» со временем примкнули к деноминации с окончанием «изм» или к более устойчивым группам адвентистов, или попросту рассеялись.

Но что случилось с остальными? И почему? Эти вопросы ведут к важным мыслям о значении адвентизма во времени.

21 декабря

Что случилось с другими миллеритами? — II

Во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение. Евр.9:28.

Хотя у нас нет статистики того времени, но можно предположить, что членов Церкви евангельской и Церкви христиан пришествия было достаточно много в начале 1860 гг. Более того, Церковь христиан пришествия постоянно пополнялась членами Церкви евангельской. Причиной успеха Церкви христиан пришествия явилось единство доктрин, которое давало им определенный стержень. Их учение о бессознательном состояния людей после смерти и окончательном уничтожении грешников стало центром их вести и в итоге заменило собой их акцент на пришествии.

С другой стороны, Церковь евангельская отделяла от общей массы христиан учение о премилленаризме. Когда значительная часть консервативного протестантизма также приняла это учение, после американской Гражданской войны, у Церкви евангельской конференции не осталось фактически ничего, что отличало бы их от общей массы христиан. То, что в начале 1860-х гг. было огромным постмиллеистским движением, к началу XX века исчезло как отдельная религиозная ветвь.

В 1860 году появились первые данные об адвентистах, из которых стало понятно, что всего было 54 000 адвентистов, среди которых 3 000 соблюдали седьмой день. Но к 1890 году данные переписи правительства Соединенных Штатов показали, как выросли адвентистские церкви. К тому времени адвентистов седьмого дня было уже 28 991 человек, следующей по численности была Церковь христиан пришествия с количеством 25 816 членов. Количество прихожан других четырех деноминаций колебалось в пределах между 647 и 2 872 человеками в каждой.

Столетие спустя только четыре из шести адвентистских церквей существуют до сих пор. В начале XXI века количество адвентистов седьмого дня в Соединенных Штатах более 1 миллиона и более 15 миллионов по всему миру, тогда как количество членов Церкви христиан пришествия — 25 277 человек в Соединенных Штатах и практически ни одного за пределами Северной Америки. Другие из существующих адвентистских церквей насчитывают 3 860 и 9 700 человек.

Таким образом, к 2006 году адвентисты седьмого дня оказались доминирующей церковью в постмиллеристском мире. Клайд Хьюитт, историк Церкви христиан пришествия, заметил, что «самые крошечные ответвления от миллеритов стали самыми многочисленными».

И снова мы приходим к вопросу: что было такого у адвентистов седьмого дня в их миссии, чего не было у других?

22 декабря

Формула успеха — I

Ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе. Мк.4:28.

Почему одно возрастает, а другое приходит в упадок? Почему движение соблюдающих субботу с их непопулярными доктринами не только сохранилось, но и преуспело?

На этот вопрос невозможно ответить с абсолютной точностью, но исторические данные предлагают несколько вариантов ответа. Перед тем, как мы будем изучать эти аспекты, нам нужно обратиться к вопросу о том, почему миллеризм оказался успешным. Кажется, что оба движения стали успешными по одинаковым причинам.

Ряд ученых-неадвентистов тоже задают вопрос, почему был рост, особенно применительно к миллеризму. Один из них предположил, что движение зародилось в подходящее время. Таким образом, естественные катастрофы (такие как изменение климата) и экономические/социальные кризисы (великая депрессия 1837 года) создали атмосферу, подталкивающую к поиску выхода из стресса и напряжения. Короче говоря, весть Миллера давала надежду миру, в котором человеческие усилия терпели крах. Другими словами, чем хуже все становится, тем больше надежд на тысячелетнее царство.

Другой неадвентистский ученый увидел успех адвентизма в ортодоксальности — в его внутренней гармонии с другими религиозными силами. Самой важной, неортодоксальной вестью миллеризма стало учение о премилленаризме. А ортодоксальные движения, как правило, привлекают народ именно своей неортодоксальной вестью.

Третье предположение по поводу успеха движения миллеризма заключается в том, что оно появилось в эпоху религиозного движения за возрождение, которое всегда характеризуется массовыми обращениями. Более того, движение возникло в атмосфере надежды на тысячелетнее царство, которая дала движению направление, и в эпоху всеобщей религиозности, которая позволила людям ответить на призыв к возрождению и увидеть новый, грядущий мир.

Эти внешние факторы, несомненно, способствовали процветанию как движения миллеризма, так и Церкви адвентистов седьмого дня. Но важнее всего стали внутренние силы (мы их рассмотрим далее), которые привели миллеризм и адвентизм седьмого дня к успеху в их миссиях.

От себя могу добавить, что одни и те же силы вдохновляют не только движение в целом, но и отдельных личностей. Поэтому они имеют значение и для нас сегодня.

23 декабря

Формула успеха — II

Оно [Царство Божие] — как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле; а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные. Мк.4:31-32.

Чтобы религиозное движение было успешным, его идеи должны иметь смысл как для тех, кто принадлежит к этому движению, так и для тех, кто вне его.

Именно здесь некоторые группы, проповедующие о тысячелетнем царстве, столкнулись с проблемой. В конце концов, апокалиптические движения, как правило, привлекают двух типов людей: рационалистов, которые разбирают библейские пророчества и разрабатывают апокалиптические схемы развития событий, и эмоционалов, которых привлекают возбуждающие апокалиптические ожидания и которые часто бросаются в фанатичный, абсурдный экстремизм.

Кроме того, если позиции рационалистов недостаточно сильны, чтобы противостоять фанатизму и экстремизму, движение рано или поздно распадется на более мелкие течения. Это подтверждается тем фактом, что спиритуалистическое крыло сошло на нет. Другими словами, если однажды фанатики и «чудаки» получат власть, движение потеряет контроль и направление.

Сильной стороной миллеризма была рациональная основа его основных доктрин. Этот элемент привлекал верующих к этому движению логическим путем. Тем не менее миллеризм со своей стороны выделил место для эмоциональной составляющей, но эта эмоциональность, как правило, не выходила за границы рационализма. Такая комбинация обеспечила движение жизнеспособностью, стабильность и усилила его притягательность.

Адвентизм седьмого дня воспользовался тем же подходом, хотя к тому времени, когда он появился, баланс уже сместился в сторону рационализма. Конечно, и у миллеризма, и у адвентизма седьмого дня были фанатично настроенные люди, но основа их успеха в большей степени зависела от их способности апеллировать к разуму людей.

Как тот, кто перешел из агностицизма в адвентизм седьмого дня, я должен признать, что адвентизм меня привлек именно тем, что он позволяет увидеть смысл в запутанном мире. Будучи 19-летним молодым человеком, я обнаружил удивительную закономерность и последовательность в учении Церкви. Истина не только придала смысл моей жизни, но и открыла мне Бога любви, Который управляет историей и в конце концов уничтожит грех.

24 декабря

Формула успеха — III

Но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. 2Петр.3:18.

Другой фактор, приведший миллеризм и адвентизм седьмого дня к успеху на миссионерском поприще, это содержание, или суть их вести. Так, у миллеризма было то, что он мог предложить людям, ищущим смысл существования, — весть о пришествии Христа, которое положит начало тысячелетнему царству. Поэтому миллеризм был не просто еще одной церковной группой — в его основе было то, что отличало его от других религиозных групп. У движения была особая весть. И многие вняли ей.

Как уже было отмечено, одной из причин исчезновения Церкви евангельской конференции стала потеря ею доктринальной особенности, после того как американский протестантизм принял премилленаризм. После этого у Церкви евангельской конференции уже не осталось оснований для существования. Другая адвентистская деноминация — Церковь христиан пришествия приняла учение об условном бессмертии, что позволило ей как отдельной деноминации продолжить свое существование.

Адвентизм седьмого дня, в свою очередь, обладал целым арсеналом нетрадиционных верований, о которых, по их убеждению, должен был услышать весь мир, и в этом они видели свою миссию. Как воздушный змей летит против ветра, так в религиозном движении благодаря различиям и даже противоположностям возникает динамика, оживляющая Церковь. Наличие различий придает отдельным людям и социальным группам чувство индивидуальности и значимости.

Клайд Хьюитт в поисках объяснения роста Церкви адвентистов седьмого дня в сравнении с упадком Церкви христиан пришествия, заметил, что «отличительные особенности веры и практики Церкви (адвентистов седьмого дня), хотя и заставляли других христиан смотреть на эту Церковь с сомнением, по-видимому, самим членам церкви добавляли решимости, что в значительной степени объясняет их успех». С другой стороны, адвентизм седьмого дня (подобно миллеризму) в большинстве центральных доктрин имел схожие позиции с традиционными церквами, что также помогало ему распространить свою весть среди других христиан.

Иметь отличительные черты (но не странности) это хорошо. Этот факт истинен, пока большинство различий основываются на провозглашении принципов — библейских или других. Выдающейся особенностью адвентизма является образ жизни и доктринальные взгляды, которые и делают его особым движением. Оно представляет нечто библейское, истинное, достойное жизни. Это и привлекает в адвентистской вести тех людей, которые ищут ответы на тупиковые вопросы жизни.

25 декабря

Формула успеха — IV

Ты же усмотри из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть, и поставь их над ними тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками. Исх.18:21.

Дети Израиля не вошли бы в Ханаан без организации. Фактически ни одно значимое предприятие не может быть выполнено без надлежащей организации.

Третьим элементом, обеспечившим успех Церкви адвентистов седьмого дня, стала организационная структура, необходимая для распространения миссии и решения текущих вопросов.

«Духовники» как религиозное течение прекратили свое существование именно по причине слабой организации. Эта же причина ограничила рост двух адвентистских деноминаций, называемых Церковь Божья. Без достаточной организации они не могли сосредоточиться на возможностях миссии или поддержании единства. Результатом стал раскол, который дорого им обошелся.

В вопросе жизнеспособности организации пути Церкви христиан пришествия и адвентистов седьмого дня также разошлись. Церковь адвентистов седьмого дня стала единственной адвентистской деноминацией, у которой появилась многоуровневая администрация выше местной общины. Клайд Хьюитт, оплакивая состояние Церкви христиан пришествия, указывает, что отсутствие «сильной централизованной организации» стало причиной «прекращения роста» их деноминации. В результате их конгрегационной структуры, как указывает Хьюитт, Церковь христиан пришествия не смогла мобилизоваться для единой цели. Если бы у них была своя организация, предположил он в 1990 году, то Церковь христиан пришествия, возможно, была бы «растущей, а не исчезающей деноминацией».

Изучение организационной структуры адвентистов седьмого дня показывает, что организация Церкви была разработана с учетом миссии, которую она должна была исполнять. Само развитие организации проходило в два этапа: в 1861–1863 и в 1901–1903 гг.

Поручение, данное Церкви в конце времени, включающее в себя провозглашение вести трех ангелов из Книги Откровение 14:6–12 «всякому племени, и колену, и языку, и народу» требует основательной организационной структуры.

Миссия адвентистов относится не только к местной общине или ближайшему окружению, но и ко всему миру. Мы можем благодарить Бога за то, что Он дал нам организацию, необходимую для выполнения этой задачи. Возможно, мы не всегда оцениваем ее, как должно, но как Библия, так и история адвентизма показывают, что ее происхождение неслучайно.

26 декабря

Формула успеха — V

И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле, и всякому племени, и колену, и языку, и народу. Откр.14:6.

Заключительным и, бесспорно, самым важным фактором быстрого распространения миллеризма стало само содержание вести и безотлагательность, вызванная этим пониманием.

Миллеризм изначально был ориентирован на миссию. Чувство личной ответственности буквально вынуждало Уильяма Миллера, Джошуа Хаймса и других миллеритов посвятить все, что у них было, возвещению вести о скором пришествии и неминуемом суде. Хаймс ясно изложил это в самом первом издании «Полночного крика». «Наша работа, — писал он, — имеет невыразимую важность. Это миссия и дело, непохожее, в некотором отношении, ни на что другое, что когда-либо побуждало людей к действию… Это сигнал тревоги, крик, издаваемый теми, кто среди всех протестантов, подобно стражам, стоят на стенах нравственности мира, веря, что МИРОВОЙ КРИЗИС ПРИБЛИЖАЕТСЯ, и кто под влиянием этой веры объединяются в провозглашении миру: „Вот Жених идет, выходите навстречу Ему!”».

Мы должны отметить, что это непреодолимое чувство безотлагательности основывается на истолковании пророчеств книг Даниила и Откровения. Миллериты верили всем сердцем, что у них есть весть, которую люди должны услышать. Эта вера и преданность подтолкнули их к неустанному миссионерскому служению.

То же видение, основанное на тех же пророчествах, стало стимулом для служения Церкви адвентистов седьмого дня. С самого начала адвентисты, соблюдающие субботу, не рассматривали себя как просто еще одну деноминацию. Напротив, они понимали, что их движение и весть — это исполнение пророчества. Они видели себя пророками с Божьей вестью последнего времени, которую следует провозгласить миру, прежде чем наступит жатва (Откр.14:14–20).

По большей части именно утрата этого видения лишает современный адвентизм значения и смысла. Потеря этого представления замедляет рост Церкви и в конечном счете превратит адвентизм из динамичного движения в памятник движения и, возможно, даже в музей памятника движения.

27 декабря

Формула успеха — VI

И говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его. Откр.14:7.

Не просто еще одна деноминация!

Пророческое движение!

Глубокая вера, которая покоилась на миллеритском понимании пророчеств, стояла за двумя этими утверждениями. С перспективы соблюдающих субботу другие адвентистские группы потеряли свой путь и в конечном итоге миссию именно из-за отказа понимать и принимать миллеритские принципы пророчества.

Это отрицание было двух типов. Одно заключалось в отказе принимать очевидное истолкование библейских отрывков, которые несут в себе буквальный смысл. Так, например, вера «духовников» в то, что Христос уже пришел, подрывала их миссионерский дух. Очевидно, если Христос уже пришел, в чем тогда смысл миссионерского служения?

Другое отрицание продемонстрировали олбанские адвентисты, презирая миссионерское служение, которое они осуждали, и своим неприятием великого пророческого периода, указанного в книгах Даниила и Откровения, отказываясь от миллеровских принципов пророческого истолкования. Не уделяя внимания достоверности пророческой истории, они лишились уверенности и настойчивости. Им оставалось только найти смысл в существовании других доктрин, таких как условное бессмертие. Такая позиция годится только для того, чтобы сохранить статус-кво. Олбанские адвентисты отказались от движущей силы, которая активно продвигала миссию миллеритов.

Напротив, соблюдающие субботу основали свою Церковь на этой движущей силе. Они не только поддержали пророческую схему Миллера, но и расширили ее, осмыслив свое разочарование и наполнив смыслом время, оставшееся до пришествия Христа. Центральным пунктом их доктрин стало учение о служении Христа в небесном святилище и учение о прогрессирующей природе трехангельской вести Книги Откровение 14.

Небесный Отец, помоги нам, когда мы задумываемся о прошлом и будущем адвентистов, понять важность апокалиптических пророчеств для современных адвентистов. Мы осознаем, что обновленное понимание значимости и важности этих пророчеств для двадцать первого века — единственное, что может оживить адвентизм.

28 декабря

Формула успеха — VII

И поклонитесь Сотворившему небо, и землю, и море, и источники вод. Откр.14:7.

Соблюдающие субботу адвентисты видели в Уильяме Миллере и Чарльзе Фитче глашатаев первой и второй ангельской вести, себя же они считали инициаторами возвещения третьей ангельской вести, поскольку их движение делало акцент на заповедях Божьих. Их понимание Откр.12:17, где описывается последняя битва за Божьи заповеди, и объяснение этого текста в Откр.13,14 укрепляло их в убеждении, что они не только наследники миллеризма, но что Бог предсказал, что их движение будет проповедовать трехангельскую весть по всему миру непосредственно перед жатвой, которая описана в Откр.14.

В результате это пророческое понимание привело их к миссии. К началу XXI века появилась уверенность в том, что их движение исполняло пророчество и что оно стало результатом одной из самых массовых программ в истории христианства. Они преуспели в 204 из 230 стран, которые были признаны Организацией Объединенных Наций.

Такое посвящение не было случайным — оно оказалось прямым результатом пророческих взглядов, за которые они были в ответе. Центром всего этого стало повеление первого ангела из Книги Откровение 14:6 проповедовать «всякому племени и колену, и языку и народу».

Клайд Хьюитт, объясняя успех Церкви адвентистов седьмого дня и сравнивая его с развалом Церкви христиан пришествия, коснулся важнейшего элемента, когда заметил, что «адвентисты седьмого дня убедились, что им Богом предписано нести пророческую весть, начатую Уильямом Миллером. Они посвящены этому повелению».

Отец Хьюитта в 1944 году писал, что Церквь христиан пришествия отказались от миллеритского понимания Книги Даниила 8:14 и 2 300 вечеров и утр и у них не было единодушия в осмыслении этого текста. А в 1984 г. я брал интервью еще у одного руководителя Церкви христиан пришествия, который заметил, что его деноминация уже не согласна с прежним пониманием тысячелетнего царства — центральным вкладом Миллера.

Господи, помоги Твоей современной Церкви осознать, что библейское пророчество — это не мертвая история, а единственное, что может вдохнуть в Церковь жизнь.

29 декабря

Формула успеха — VIII

Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса. Откр.14:12.

Когда олбанские адвентисты и «духовники» отступили от пророческой платформы Миллера, их понимание событий конца времени начало вырождаться, а вместе с этим они потеряли свое видение и миссию. Напротив, адвентисты седьмого дня приняли пророчество со всей серьезностью.

Мы должны отметить, что столь широкое распространение адвентизма объясняется не только их уверенностью в правоте своих доктрин. Например, баптисты седьмого дня с уверенностью проповедуют о седьмом дне субботе, но на 2003 год в Соединенных Штатах их было не более 4 800 человек, что намного меньше, чем в 1840 году. В XIX веке проповедник баптистов седьмого дня сказал Бейтсу, что баптисты могут «уверить людей в законности седьмого дня субботы, но они не могут достичь их, как это делают адвентисты седьмого дня».

Многие другие религиозные группы разделяют с адвентистами некоторые доктрины и проповедуют о них, однако не получают таких же результатов. Клайд Хьюитт отметил, что его «Церковь христиан пришествия не является евангельской церковью и не производит большого влияния на мир». Результат, как он указывает, маленький не только в количестве, но, что наиболее важно, в «целях и видении. Малость порождает малость». Он также утверждает, что Церковь христиан пришествия не может приписать отсутствие роста непопулярности доктрин, поскольку список непопулярных доктрин адвентистов седьмого дня «включает все, что есть у христиан пришествия и еще дополнительные». Он связывает успех адвентистов седьмого дня с их уверенностью в том, что они выполняют пророческую миссию в традициях Уильяма Миллера.

Короче говоря, успех адвентистов заключался не только в том, что они верили в истинность субботы или Второго пришествия. Движущей силой адвентистов седьмого дня была их уверенность в том, что они люди пророчества, обладающие уникальной вестью, касающейся скорого пришествия Христа в этот тревожный мир. Это пророческое понимание их миссии вкупе с доктринами в рамках трехангельской вести дало адвентистам желание жертвовать на распространение их вести.

Вот о чем рискует забыть современный адвентизм.

30 декабря

Что случилось с другими миллеритами? — III

Без откровения свыше народ необуздан, а соблюдающий закон блажен. Притч.29:18.

Так что же случилось со всеми остальными миллеритами? Некоторые постмиллеритские деноминации исчезли и были преданы забвению. Другие находятся в процессе исчезновения. Такой вывод был сделан Ричардом Никелсом в книге «История Церкви Божьей (седьмого дня)» в 1973 году, которая включает в себя главу под названием «Умирающая церковь?». Грозен смысл последних слов вести Христа, обращенной к сардийской Церкви: «Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв!» Подобным образом, последняя глава трехтомника по истории Церкви христиан пришествия (1990) Клайда Хьюитта гласит: «Можно ли о деноминации говорить как о умирающей?»

Эти размышления возвращают нас к первому видению молодой Елены Уайт в декабре 1844 года. Перед тем, как мы обратимся к нему, мы должны заметить, что она высказала совсем немного предсказаний. Но, возможно, одно из самых интересных мы находим в начале ее служения.

Описывая опыт адвентистов в период после великого разочарования, она отметила, что я «увидела прямой и узкий путь, вознесенный над землей. По этому пути по направлению к городу шел адвентистский народ. Позади него в начале пути горел яркий свет, который, по словам ангела, был „полночным криком”. Сияние света освещало всю дорогу, чтобы люди не спотыкались. Пока их взоры были сосредоточены на Иисусе, Который находился прямо перед ними и вел их в город, они были в безопасности. Но вскоре некоторые утомились… Другие же поспешили отвергнуть свет, горевший позади них, говоря, что не Бог вел их до сего времени. Тогда свет для них погас, и ноги разуверившихся оказались в кромешной тьме. Они начали спотыкаться, потеряли из виду и путеводные знаки, и Иисуса, сбились с пути и упали вниз, во тьму — в нечестивый мир» (Ранние произведения, с. 14, 15).

Полночный крик, о котором мы упомянули ранее, был руководством Бога в пророческом понимании, ведущем к великому разочарованию в октябре 1844 года. Исторические факты говорят о том, что все постмиллеристские деноминации, кроме адвентистов седьмого дня, отвергли «яркий свет» и пришли в ничто или практически в ничто (т. е. они «сбились с пути»). Это произошло с мощной Евангельской адвентистской конференцией, Церковью христиан пришествия и другими.

Напротив, одна группа, сохранившая пророческое основание, продолжает развиваться и процветать по всему миру. Единственное, что она должна опасаться, это забыть о Божьем водительстве в прошлом.

31 декабря

Старые камни все еще говорят

И двенадцать камней, которые взяли они из Иордана, Иисус поставил в Галгале и сказал сынам Израилевым: когда спросят в последующее время сыны ваши отцов своих: «что значат эти камни?», скажите сынам вашим: «Израиль перешел через Иордан сей по суше». Ис.Нав.4:20–22.

Мы начали наше годовое путешествие по истории адвентизма с этого текста. Мы не случайно им же и завершаем наше путешествие. Истина Бога не изменилась. Библия — историческая книга. В ней описаны великие события истории спасения от сотворения до Второго пришествия.

Таким образом Библия — это книга, которая является памятником чудес Бога, ведущего Свой народ.

И это водительство не завершено. Оно продолжается и будет длиться до великой победы, которая скоро будет достигнута.

Когда церкви теряли ощущение значимости и реальности руководства Бога в прошлом, они оказывались в беде. Так было в библейские времена, так это происходит и в наше время.

Не случайно Елена Уайт на склоне лет направляла верующих к этой теме: «Пересматривая нашу историю, — писала она, — видя каждый шаг, который мы делали по направлению к теперешнему положению дел, я могу лишь сказать: „Слава Богу!” Когда я вижу, что сотворил Господь, я наполняюсь изумлением и обретаю уверенность, что Христос — наш Руководитель. Нам нечего бояться в будущем, кроме того, что мы можем забыть тот путь, которым вел нас Господь, и Его наставления в истории нашей жизни». (Жизнь Елены Уайт, с. 196).

Чтобы нам не забыть! Нам как адвентистам седьмого дня нечего бояться в будущем, пока не забудем о Божьем руководстве в прошлом.

Путь из прошлого указывает на путь в будущее. Если христиане забудут о Божьем руководстве в прошлом, они тоже потеряют чувство индивидуальности в настоящем. А потеря индивидуальности приведет к утрате миссии и цели. К тому же, если вы не знаете, кем являетесь в отношении Божьего плана, о чем вы расскажете миру?

История христиан, как мы отметили 364 дня назад, изобилует религиозными течениями, которые забыли, откуда они, и в результате у них не было направления в будущее.

Теперь, в конце года, мы знаем, что история адвентистов наполнена мертвыми и исчезающими течениями, которые забыли о своем пророческом прошлом.

Эта забывчивость — величайшее искушение. Но нам нечего бояться в будущем, пока мы не забудем путь, которым Господь вел нас!