Март

1 марта

Бейтс открывает субботу — II

И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал. Быт.2:3.

Вчера мы отметили, что баптисты седьмого дня добились определенных результатов. В начале 1840- х годов они обратили внимание других христиан на вопрос о библейской субботе. Интересно, что большинство заинтересованных оказались адвентистами-миллеритами. В результате журнал «Sabbath Registep» сообщил в июне 1844 года, что «значительное число тех, кто ожидает скорого пришествия Христа, понимают значение седьмого дня. Они также верят в то, что соблюдать седьмой день нужно в субботу». В журнале также говорилось о том, что соблюдение субботнего дня — это «наилучшее приготовление» к пришествию.

Нельзя сказать наверняка, что имелось в виду, когда сообщалось, что «значительная часты» миллеритов начала соблюдать субботу к лету 1844 года. Но можно с уверенностью утверждать, что вопрос о субботе как о седьмом дне стал проблемным для миллеритов к сентябрю 1844 года. Издание «Полночный крик» опубликовало две очень длинные статьи на эту тему.

«Многие люди, — читаем мы в статьях, — задаются вопросом о необходимости соблюдения субботы как седьмого дня». Редакторы издания решили, что «нет какой-то особой части времени, которую христианам нужно отделить как святое время». Но если предположить, что это не так, «тогда мы думаем, что седьмой день — это единственный день, для соблюдения которого существует законное обоснование».

Последняя статья заканчивалась мыслью о том, что «братья и сестры, соблюдающие седьмой день пытаются восстановить разрушенное еврейское ярмо и возложить его на свои шеи». В статье также рекомендовалось христианам не называть воскресный день библейской субботой.

Баптисты седьмого дня живо отреагировали на статьи в «Полночном крике». Они заметили, что «новое открытие верующих во Второе пришествие, согласно которому Христос придет в десятый день седьмого месяца, в значительной степени отвлекает внимание от вопроса о соблюдении библейской субботы».

И это действительно имело место. Но библейская истина неизменна, и за это мы должны быть благодарны нашему Богу. Господь ведет Свой народ — как всех вместе, так и каждого в отдельности — шаг за шагом по стезе Своего Слова.

2 марта

Бейтс открывает субботу — III

Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота, или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Мф.5:18.

Среди баптистов седьмого дня, которые находились во взаимодействии с миллеритами, особо следует отметить женщину по имени Рейчел Оукс. К началу 1844 года Рейчел не только приняла адвентистскую весть, но и делилась своими взглядами относительно субботы с прихожанами адвентистской церкви в Вашингтоне. Ее дочь, Сайрус Фарнсуорт, была членом этой церкви.

Очевидно, первым ее последователем был Уильям Фарнсуорт, который ранее познакомил Рейчел с идеями миллеритов.

Другим человеком, которого она убедила в необходимости соблюдать субботу, был Фредерик Уилер. Мистер Уилер, проповедуя в церкви в Вашингтоне, упомянул, что все люди, принимающие участие в Вечере Господней, должны «быть готовы последовать за Господом, повиноваться Ему и соблюдать все Божьи заповеди в любых обстоятельствах».

Позднее Рейчел Оукс напомнила Уилеру о его словах. «В тот момент я едва не вскочила с места, — заявила ему Рейчел, — и даже хотела сказать нечто». «Что же вам хотелось сказать?» — спросил Уилер.

«Я хотела сказать вам, что вам следует отодвинуть стол для проведения Вечери Господней подальше, закрыть его скатертью и не возвращаться к нему до тех пор, пока вы сами не начнете соблюдать все Божьи заповеди».

Уилер был поражен. Позднее он говорил, что «слова миссис Оукс ранили его глубже, чем что-либо сказанное ему ранее». Однако Уилер хорошо обдумал сказанное, изучил в Библии все, что относится к этой теме, и вскоре начал соблюдать седьмой день — субботу.

Это было в марте 1844 года. Впоследствии несколько членов церкви в Вашингтоне присоединились к Уилеру и Уильяму Фарнсуорту, чтобы вместе соблюдать библейскую субботу.

В Небесном Царстве, мне очень хочется встретиться с Рейчел Оукс. Она была настоящей личностью. Можно с уверенностью сказать, что Рейчел не робела, когда нужно было поделиться своими убеждениями. Господь дал ей голос, и она использовала его в распространении Божьей истины о субботе. Я не знаю, был ли ее подход христоцентричен или, может быть, содержал в себе, до некоторой степени, нечто обидное, но думаю, что верно первое, поскольку Уилер, будучи методистским служителем, не отвернулся от нее и не проигнорировал ее слова.

Следует запомнить одно: мы никогда не знаем, как широко распространится наше влияние на других людей. И это относится ко всем. Даже к вам!

3 марта

Бейтс открывает субботу — IV

Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. Ин.14:15.

Адвентистский опыт, связанный с соблюдением субботнего дня в штате Вашингтон, в Нью-Хемпшире, весной 1844 года был знаменательным. Но еще большее влияние на адвентистов оказало обращение Томаса М. Пребла, который также пришел к выводу о необходимости соблюдения библейской субботы. Будучи пастором баптистской общины «Свободной воли» близ городка Нашуа, Пребл был миллеритом с 1841 года. Похоже, что он получил знание о субботе от Фредерика Уилера, чья церковь в Вашингтоне находилась в 35 милях от его дома. Пребл сообщает нам, что начал соблюдать субботу летом 1844 года.

Нет никаких письменных подтверждений о публикациях Пребла по вопросу о субботе до октябрьского разочарования. Хотя, возможно, он участвовал в прениях, за которыми последовали несколько ответных публикаций в «Полночном крике» в сентябре с целью бросить тень на вопрос седьмого дня.

Но в начале 1845 года Пребл решительно выступил с этой темой, опубликовав 28 февраля статью о субботе в издании «Надежда Израиля». Свое исследование он завершил мыслью о том, что «все, кто соблюдают первый день недели как субботу, являются хранителями воскресенья Папы Римского и нарушителями Божьей субботы».

«Если бы у меня был только один день на этой земле, — провозгласил Пребл, — я бы потратил его на то, чтобы отказаться от заблуждения в пользу истины, и сделал бы это как можно скорее. Пусть Господь дарует нам мудрость и поможет нам соблюдать все его заповеди, чтобы мы имели право на древо жизни. Откр.22: 14».

Двенадцати страничная брошюра имела название «Трактат, показывающий, что седьмой день следует соблюдать в субботу, а не в первый день недели». Далее следовала статья «В соответствии с заповедью».

К апрелю 1845 года Бейтс обнаружил статью Пребла в «Надежде Израиля».

Бейтс сообщает нам, что он «читал и сравнивал» доказательства Пребла с Библией и пришел к убеждению, «что не существовало никакой замены» субботы на первый день недели.

«ЭТО ИСТИНА!» — провозгласил он сам себе. И «через несколько дней, — сообщает Бейтс, — мой разум был готов к соблюдению четвертой заповеди».

У Бейтса было много замечательных качеств, но одно из них особенно ценно. Встречаясь с истиной, он с готовностью отказывался от своих устоявшихся, но ложных убеждений. Бог желает, чтобы у каждого из нас были сердце и разум, готовые учиться и идти за Господом, Который ведет нас по жизни.

4 марта

Бейтс проповедует о субботе — I

И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. Ис.6:8.

Вскоре после принятия субботы Бейтс отправился в Нью-Хемпшир, Вашинггон, чтобы встретиться с Уилером, братьями Фарнсуортами и с другими адвентистами, которые тоже соблюдали субботу. Сын Уилера Джордж сообщает, что Бейтс прибыл около десяти часов вечера, «после того как семья уже легла спать». Джордж слышал, как его отец впустил кого-то, и в течение ночи, просыпаясь, он слышал их голоса. Они разговаривали всю ночь и продолжили до полудня. Затем Бейтс отправился домой.

Вернувшись в Массачусетс, Бейтс встретил Джеймса Медисона Монро Холла на мосту, который соединял города Фейерхевен и Нью-Бедфорд.

Это было так неожиданно, что Холл задал первый вопрос, который пришел ему на ум, вопрос, который поменял все его планы на тот день и навсегда изменил его жизнь.

— Какие новости, капитан Бейтс?

— Новость такова, — ответил он, — что седьмой день — это суббота. И мы должны соблюдать ее.

Неизвестно, сколько времени они провели на мосту, но, зная Бейтса, можно предположить, что это заняло весь день. Достоверно известно, что после этой встречи Холл пошел домой, изучил этот вопрос и уже следующую субботу соблюдал. Его жена присоединилась к нему через неделю. Холл был первым, кого обратил Бейтс, направив его к истине, которая будет формировать их мировозрение с того дня и далее.

Со своей стороны, Холл, был настолько благодарен Бейтсу, что назвал своего единственного сына Джозефом Бейтсом Холлом.

С тех пор Джозеф Бейтс был человеком, который обрел цель в жизни. И он не ослабевал в своем стремлении до тех пор, пока не оказался на смертном одре. Ничто не могло остановить его;

Например, в начале 1850-х годов Бейтс отправился в Канаду. Более двадцати дней он сражался с сильным снегопадом и экстремальным морозом. Однажды ему пришлось пройти более 60 км по глубокому снегу, чтобы принести свою весть одной заинтересованной семье.

В другой раз ему пришлось прорубать метровый лед, чтобы крестить семерых человек при температуре минус З4 градуса.

А мы думали, что были ревностными! Посмотрите еще раз на Бейтса. Господи, помоги мне сегодня отнестись к Твоей вести более серьезно.

Помоги мне расширить свою зону комфорта.

5 марта

Бейтс проповедует о субботе — II

Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. 1Петр.3:15.

О своем новом понимании субботы как седьмого дня Джозеф Бейтс свидетельствовал, мягко говоря, с энтузиазмом. Например, этот ураган энергии, убежденности и энтузиазма в 1854 году испытал на себе молодой Стефан Н. Хаскелл (адвентистский проповедник первого дня). Двадцати однолетний Хаскелл был знаком с концепцией субботы как седьмого дня, но не был до конца убежден в этом.

Затем кто-то направил Бейтса к дому Хаскелла. Хаскелл сообщает, что Джозеф провел с ним десять дней, проповедуя каждый вечер, включая субботу и воскресенье. Кроме того, неугомонный Бейтс проводил библейские занятия для Хаскелла и нескольких других людей «С утра до полудня и с полудня до вечера, а затем с вечера и до того времени, когда пора идти спать». «Он с успехом делал это на протяжении десяти дней, — вспоминал Хаскелл, — и с тех пор я адвентист седьмого дню». Впоследствии Хаскелл никогда не сомневался в важности субботы. Бейт с снова одержал победу.

Но он не всегда был так удачлив в своем свидетельстве. Один из его величайших провалов произошел в августе 1846 года, в месяце, когда он впервые встретил молодого проповедника Церкви Христианского объединения и его подругу — Джеймса Уайт и Елену Гармон. Бейтс, конечно, тут же поднял свою любимую и хорошо изученную им тему. В результате? Провал! Полнейший провал!

Оба отвергли его учение о субботе как о седьмом дне. Елена вспоминала, что «брат Бейтс соблюдал субботу и настаивал на ее важности. Я не чувствовала этой важности и думала, что брат Б. заблуждается, так выделяя четвертую заповедь на фоне остальных девяти» (Жизнь Елены Уайт, с. 236-237).

Знакомство Бейтса с Джеймсом Уайтом и его будущей женой было не единственно важным, которое имело место в августе 1846 года. В этом месяце состоял ось бракосочетание Джеймса и Елены, а также в свет вышло первое небольшое издание Бейтса о субботе под названием «Седьмой день суббота, вечное знамение».

Но, перед тем как обратиться к этим событиям, нам нужно внимательнее взглянуть на Бейтса. Из его опыта мы можем извлечь по меньшей мере три урока. Во-первых, очень легко стать однобоким и несбалансированным, представляя библейскую весть. Во-вторых, даже самый усердный время от времени испытывает неудачи. И, в-третьих, провал не повод прекращать попытки.

6 марта

Джеймс Уайт пересматривает свое понимание брака

Не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью? Мф.19:4-5.

Не подлежит сомнению, что Многие убежденные адвентисты седьмого дня испытают шок, узнав, что Джеймс Уайт не верил в брак.

Да, вы не ослышались. В 1845 году Джеймс выступал против брака. Поэтому он опубликовал в «Утренней звезде», что адвентистская пара, объявляя о намерении вступить в брак, «отрекается от веры». Уайт полагал, что брак является «уловкой дьявола. Утвержденным собратьям в штате Мэн, которые ожидают пришествия Христа, не подобает так поступать». А почему, можете вы спросить, занимал он такую позицию? Ответ мы можем найти в следующем предложении: «Мы ждем скорого искупления».

Дело в том, что Уайт ожидал пришествия Иисуса в октябре 1845 года.

Более того, первые адвентисты верили, что время весьма коротко. Поэтому заключение брака и обустройство дома приравнивалось к отрицанию веры в скорое пришествие Христа. Естественно, если бы Иисус пришел, когда они ожидали Его, уже не было бы нужды в земных домах и семьях.

Позднее Джеймс писал, что «большинство наших братьев, которые верили в скорое Второе пришествие, также выступали против брака. Они верили, что время очень коротко и что вступление в брак равносильно отрицанию нашей веры. Такой шаг показывал бы, что мы собираемся жить в этом мире еще долгие годы».

Но время шло. А вместе с ним приходила переоценка ценностей.

В результате Джеймс и Елена поженились в августе 1846 года. Вот какими соображениями они руководствовались: «У Бога есть работа для каждого из нас, и Он видит, что мы можем помочь друг другу в этой работе». В конце концов, молодая Елена нуждалась в «законном защитнике», если ей предстояло путешествовать по стране, неся свою «важную … весть миру».

Урок для нас: иногда мы ошибаемся. И, когда это случается, единственным здравым поступком будет признать это и изменить курс.

Но для некоторых из нас это непросто.

Помоги мне, Господи, видеть Твое водительство вопреки моему заблуждению. Помоги мне иметь достаточно смирения, чтобы исправиться, когда я ошибаюсь.

7 марта

Бейтс проповедует о субботе — III

И против Всевышнего будет произносить слова … даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон. Дан.7:25.

в августе 1846 года вышла в свет первая книга Бейтса о субботе под названием «Седьмой день суббота, вечное знамение, от начала и до вхождения в ворота Святого города, по заповеди».

Вот это заголовок! Но он указывает на твердую веру автора в важность субботы в конце времени.

Эта небольшая книга (в ней было всего 48 страниц) представляет собой расширенную концепцию баптистов седьмого дня о субботе; В ней Бейтс изложил идею о том, что седьмой день суббота всегда была истинным днем поклонения и что папство попыталось изменить Божий Закон (Дан.7:25).

Но существуют два пункта в этой книге 1846 года, которые показывают, что Бейтс начал понимать субботу в свете адвентистского богословия.

Первый пункт касается мысли из предисловия к книге, которая говорит о том, что «седьмой день должен быть восстановлен перед Вторым пришествием Иисуса Христа». Эта идея проистекала из ресторационистской позиции, которую Бейтс принес с собой из Церкви объединения, что реформация не была завершена и не будет до тех пор, пока все великие библейские истины, находящиеся в небрежении или искаженные в ходе истории, не займут свое законное место в Божьей Церкви.

Второй, очень свойственный адвентистам пункт в издании 1846 года заключается в понимании Бейтсом субботы в контексте Книги Откровение. Он связывает субботу с Откр.14:12: «Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса». Он также указывает, ссылаясь на 7-й текст, что, согласно повелению «поклониться Сотворившему небо, и землю, и море, и источники вод», «седьмой день суббота более явно включен в эти заповеди», чем другие девять.

Это и явилось тем самым аргументом, который оттолкнул Елену Гармон.

Но Бейтс не пошел на попятную только потому, что столкнулся с критикой и неприятием.

Помоги нам, Господи, быть внимательными в поисках смысла Твоего Слова. И даруй нам сил, когда мы открываем важные истины.

8 марта

А что с Т. М. Преблом и Рейчел Оукс?

Изберите себе ныне, кому служить. Ис.Нав.24:15.

Сегодня мы обратимся к судьбе Т. М. Пребла и Рейчел Оукс, тех двух звеньях в цепи событий, которые привели Джозефа Бейтса к субботе.

Пребл, к сожалению, перестал соблюдать субботу. «После добросовестного соблюдения седьмого дня субботы около трех лет, — писал он в 1849 году, — У меня было достаточно причин, чтобы перестать это делать и вернуться к соблюдению первого дня недели». В 1867 году он опубликовал книгу «Первый день суббота: подтверждается тем, что Ветхий Завет, или Десять Заповедей, изменены, или исполнены, в христианском освобождении».

Комментируя эту книгу с адвентистской точки зрения, Урия Смит со всей определенностью заявил, что книга Пребла о седьмом дне субботе была лучшая из двух его книг.

А вот один из родственников Пребла сомневался в искренности его возвращения к воскресенью. По его словам, Пребл стал распорядителем большого имения, и, когда суббота стала препятствием в его работе, он перестал ее соблюдать. «Теория исполнения закона была всего лишь отговоркой».

Но хотя Пребл отверг субботу в своем личном опыте, он оказал влияние на сердце и разум Джозефа Бейтса, которое ничто не могло изменить.

И Бейтс был не единственным лидером субботствующего адвентизма, на которого оказала влияние брошюра Пребла, изданная в 1845 году. Весной того же года она попала в руки пятнадцатилетнего Джона Невинса Андрюса и обратила его к теме седьмого дня. Андрюс впоследствии стал главным адвентистским экспертом по вопросу субботы, впервые опубликовав свой труд «История субботы и первого дня недели» в 1873 году.

А как насчет Рейчел Оукс, человека, косвенно ответственного за то, что Пребл узнал о субботе? Она соблюдала субботу всю свою оставшуюся жизнь, но долгие годы не присоединялась к Церкви адвентистов седьмого дня из-за некоторых слухов, которые она слышала о Джеймсе и Елене Уайт. Когда те слухи прояснились, незадолго до своей кончины она приняла крещение.

«Она спит, — писал С. Н. Хаскелл в некрологе, — но результат ее проповеди о субботе среди адвентистов продолжает жить».

Славьте Бога за чудные пути, которыми Он ведет Своих детей!

9 марта

Бейтс проповедует о субботе — IV

Не бойся, но говори и не умолкай. Деян.18:9.

Как мы уже отметили, Бейтс не стеснялся, когда нужно было говорить другим о субботе. Но одним из его заметных провалов в этой области была его собственная жена. Несмотря на то, что он писал книгу за книгой о субботе и постоянно изводил ее этой темой, она оставалась такой же непреклонной, каким был и сам Бейтс. В результате «он соблюдал святой субботний день один».

В городке Фейрхевен уже вошло в традицию, что «капитан Бейтс обычно привозил свою жену на повозке к христианской церкви в воскресенье, но сам не заходил на служение во время «папской субботы». После службы он возвращался за женой». Хорошей вестью явилось то, что Пруденс Бейтс приняла субботний день в 1850 году. Его молитвы, собственный пример и страстное терпение были наконец вознаграждены. Как и многие из наших друзей и родственников, она, вероятно, слушала, даже когда казалось, что не слышит.

В ноябре 1846 года пришла еще одна добрая весть — Джеймс и Елена Уайт приняли субботу. Позднее Джеймс писал, что, читая книгу Бейтса «Седьмой день суббота, вечное знамение», он утвердился в субботе и начал проповедовать об этом.

Это обращение заложило основу для создания адвентизма седьмого дня.

С того момента Бейтс и чета Уайт начали работать вместе.

События наконец начали продвигаться вперед. К декабрю 1846 года книга Бейтса «Седьмой день суббота» достигла Нью-Йорка. В конце года была запланирована встреча Бейтса и Джеймса с Хирамом Эдсоном, О. Р. Л. Крозье и Ф. Б. Ханом (теми, кто работал над доктриной о святилище) в доме Эдсона в Порт Гибсон, штат Нью-Йорк. Но обстоятельства задержали Уайта на востоке.

Одним из пунктов в повестке дня был седьмой день суббота, к которому Эдсон имел склонность уже на протяжении нескольких месяцев, но без определенной убежденности.

Однако после выступления Бейтса, в течение которого Эдсон «едва мог усидеть на месте», «Эдсон вскочил на ноги и сказал: «Брат Бейтс, это свет и истина! Седьмой день есть суббота, и я теперь с вами, чтобы соблюдать ее»».

Таким образом, к концу 1846 года собралась группа верующих, объединенных тремя доктринами — Вторым пришествием, субботой и небесным святилищем. Было положено основание для возникновения адвентизма седьмого дня.

Бог может вести нас, как нам кажется, медленно, но Он ведет нас уверенно.

Помоги нам, Господи, быть терпеливыми, когда Ты направляешь нас.

10 марта

Искушение законничеством.

Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех. Рим.3:20.

Не все, чему учил Бейтс, было чистым золотом. С одной стороны, ни у кого не было ни малейшего сомнения в его посвященности седьмому дню субботе, с другой — его понимание субботы в отношении плана спасения было не так безоблачно.

Временами капитан впадал в крайности:

— Исполнение этих заповедей спасет душу.

— Соблюдение СУББОТЫ ОСВЯЩАЕТ И СПАСАЕТ душу! А соблюдение одной или всех других заповедей без соблюдения субботы не спасет. — Мы должны соблюдать весь [закон], если мы хотим быть спасены.

— Божьи дети если и будут спасены, то только при условии … соблюдения заповедей.

Хотя Бейтс провозглашал то, что звучало как добрая весть, он, несомненно, попал в сети законничества; которые иногда крепко держали его.

Один из его любимых текстов, которым он поддерживал свой законнический подход к субботе, находится в Евангелии от Матфея, в 19-й главе. Это история о богатом юноше. Снова и снова Бейтс возвращался к этой истории, чтобы подтвердить свою позицию. «Молодой человек приходит к Иисусу и говорит: «Учитель благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» Иисус отвечает: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди»». Бейтс понимал это учение таким образом, что «существует только один способ войти в вечную жизнь — соблюдение заповедей». Кроме того, он добавлял, что, если Иисус действительно не имел в виду то, что Он сказал, «тогда Он вводил в заблуждение законника».

Двадцать лет спустя Бейтс все еще находился на тех же позициях по вопросу о богатом юноше, заключая, что «если ты действительно желаешь получить вечную жизнь, когда придет Иисус, будь уверен, что ты соблюдаешь все десять заповедей Бога».

Как ни печально, но в 1888 году Урия Смит и Джордж Батлер все еще понимали Мф.19 в том же значении. Даже в 1960-х годах можно встретить опубликованные библейские исследования, где все еще используется этот текст в пользу соблюдения заповедей, которое для некоторых является путем к жизни вечной.

Вот против чего выступает Павел в сегодняшнем тексте (Рим.3:20).

К сожалению, искренно верующие могут использовать библейские тексты, до конца не понимая их.

Помоги нам, Господи, когда мы стремимся понять верное значение Писания.

11 марта

Проблески Евангелия

Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Еф.2:8-9.

Существовала опасность, что Бейтс убедит в своих взглядах еще двоих основателей адвентизма седьмого дня относительно субботы, но они не поддались на его законничество.

Позиция Джеймса Уайта, например, была предельно ясна, когда он писал:

«Все должны отчетливо понимать, что, в законе нет спасения, закон не обладает искупающими свойствами».

Для Уайта самым важным было иметь «живую действующую веру в Иисуса», Говоря о вести миллеритов в 1850 году, он заявлял, что это «привело нас к ногам Иисуса, к поиску прощения всех наших грехов и освобождающего, ПOЛНОГО спасения через кровь Христа».

Призывая людей к «послушанию и почитанию (Бога) соблюдением Его заповедей», Джеймс также писал: «Мы должны искать полного и освобождающего прощения от всех наших грехов и заблуждений через искупление Иисуса Христа сейчас, когда Он ходатайствует с Кровью Своею перед Отцом».

Елена считала так же, как и ее супруг. Особо показательным является ее понимание истории о богатом юноше из Матфея 19-й главы. Ее позиция разительно отличалась от позиции Бейтса, Смита и Батлера. Она никогда нe говорила, что путь к достижению Небес — это соблюдение заповедей.

Напротив, она постоянно указывала на то, что находится глубже «внешнего и поверхностного» понимания юношей-законником (и Бейтсом) вопросов спасения, а именно на необходимость полного преображения, которое может наступить только в результате личных отношений со Христом.

Для нее урок, содержащийся в Мф.19:16-17, заключался не в том, что можно заработать спасение соблюдением закона, но что богатый молодой законник потерпел в этом неудачу. Она указывала, что юноша соблюдал внешнюю сторону Десяти Заповедей, но не понимал, что Закон зиждется на любви Божьей. Для нее богатый юноша был не спасен соблюдением заповедей, а, напротив, полностью потерян (см. Духовные дары, т. 2, с. 239-243, Желание веков, с. 518-523, Наглядные уроки Христа, с. 390-392).

Дорогой друг, одним из самых важных вопросов нашей жизни, который нужно понять, является отношение Закона к спасающему Евангелию. Позже мы подробнее рассмотрим этот вопрос. Но начать путешествие по этой теме нам нужно уже сегодня.

12 марта  

Суббота и апокалиптическое видение — I

И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме. Откр.11:19.

Несколько дней назад мы упоминали о небольшой книге о субботе, которую в августе 1846 года опубликовал Джозеф Бейтс. Мы заметили, что в первом издании «Седьмой день суббота, вечное знамение» широко излагалось понимание субботы баптистами седьмого дня, то есть что седьмой день является истинным и что Церковь изменила этот день в период Средневековья.

Мы также увидели, что эта книга привела к субботе чету Уайт, Хирама Эдсона и других исследователей небесного святилища. Дискуссии между Бейтсом и этими людьми привели его к более полному пониманию роли седьмого дня субботы в период, непосредственно предшествующий Второму пришествию. Бейтс изложил обновленное понимание этого вопроса в январе 1847 года во втором издании брошюры «Седьмой день суббота». Хотя оно содержало только 14 дополнительных страниц, на них были представлены основания, на которых будут базироваться все дальнейшие теологические изыскания по вопросу субботы.

Впервые в этом контексте был сделан акцент на отрывок из Откровения 11:19: «И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его». Джозеф ухватился за этот факт, который приводил к гармонии его новое понимание второго отделения небесного святилища, относящееся к Даниилу 8:14. Поскольку каждое видение в Откровении начинается со сцены в святилище, в первой половине книги эти видения происходят в Святом. Но в Откровении 11:19 центр событий переносится ко второму отделению Святому святых. Другими словами, Бейтс увидел, что сама Книга Откровение связывает воедино открытие Святого святых небесного святилища и события последнего времени.

Но еще более важным для Бейтса было содержание ковчега. Как он полагал, «этот храм был открыт не без причины». И этой причиной, по его мнению, была необходимость выделить Десять Заповедей — самый важный предмет в ковчеге завета (Втор.10:5).

Бейтс начал понимать, что суть Книги Откровение заключается в том, чтобы связать вместе Второе пришествие, открытие Святого святых небесного святилища в конце времени и важность Десяти Заповедей перед пришествием Христа. Это понимание стало для него еще более очевидным в Откровении 12-14.

Помоги нам, Господи, увидеть, чему Ты пытаешься научить нас в этом важном отрывке, касающемся последнего времени.

13 марта

Суббота и апокалиптическое видение — II

И рассвирепел дракон на жену, и пошел, чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа. Откр.12:17.

Открытие Бейтсом учения о святилище из Откровения 11:19, как и следовало ожидать, привело его к Откровению 12. В этой главе содержится историческое описание христианской церкви от рождения Христа и до конца времени. В течение этого периода дракон «называемый дьяволом и сатаною» в тексте 9) рассвирепел на жену (церковь) и пошел «чтобы вступить в брань с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии» (Откр.12:17).

Здесь Джозеф нашел связь между Откровением 11:19 и 12:17. Не только второе отделение небесного святилища будет открыто в конце времени, но и те самые заповеди выступят в главной роли в критический момент конца времени, как это описано в главе 12.

В своем изучении Бейтс пришел к выводу, что Десять Заповедей будут восстановлены в конце времени и что вокруг них разразится конфликт. Он установил, что в конфликт будет вовлечена именно заповедь о субботе, поскольку именно она была изменена Церковью (см. Дан.7:25). Продолжая свое исследование, он увидел, что на этой заповеди заостряется внимание 11 и Откровении 14:7.

Как написал Бейтс, «борьба за восстановление и соблюдение седьмого дня субботы еще не окончена. Этот вопрос послужит проверкой для каждой живой души, которая войдет в ворота небесного города, и это не вызывает сомнения. Сам дьявол вступает в эту брань. См. Откр.12:17. «Помните день субботний и святите его». Аминь». Таким словами Бейтс заканчивает книгу «Седьмой день суббота».

Эти открытия из Книги Откровение просто потрясли Бейтса. Оказывается, будет не только «остаток», который сохранит заповеди в конце времени, но также будет и расхождение во мнениях относительно этой заповеди. Этот вывод стал еще обоснованнее, когда Бейтс начал изучать Откровение 13 и 14.

Неизвестно, понял ли Бейтс это, но Откровение 12:17 — ключевой текст к остальной части Книги Откровение, поскольку глава 13 подробно излагает власть дракона из 12:17, а глава 14 описывает жену (Церковь) последнего времени. Обе главы, так или иначе, затрагивают вопрос верности Божьего народа в последние дни. Кроме этого, главы Откровения 15-19 строятся на главах 13 и 14, дополняя подробностями пророческие события последнего времени.

Помоги нам, Господи, более тщательно изучать эти особые библейские главы.

14 марта

Суббота и апокалиптическое видение — III

Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса. Откр.14:12.

В нашем вчерашнем чтении мы увидели, что к январю 1847 года Джозеф Бейтс заключил из Откровения 12:17, что у Бога в конце времени не только будет народ, который почитает Десять Заповедей, содержащиеся в ковчеге завета (Откр.11:19), но и что дракон вступит в брань с этими людьми, соблюдающими заповеди. Бейтсу не потребовалось много времени, чтобы увидеть, что этот конфликт последнего времени отражен также в Откровении 13:7-8. Эти стихи описывают «тех», кто «поклоняется» зверю, который ведет «брань» с теми, кто следует за Агнцем.

От главы 13 Бейтс переходит к Откровению 14, где описываются те, кто служит Агнцу. Они «следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел» (текст 4).

Неудивительно, что во втором издании книги Бейтса «Седьмой день суббота, вечное знамение», изучению Откровения 14 уделено особое внимание. Перед тем, как узнать его выводы, давайте рассмотрим в общих чертах саму главу 14.

1. Тексты 1-5 представляют 144 000 последнего времени, которые следуют за Агнцем во всем, чему Он учит, и у которых «имя Отца Его написано на челах» (текст 1).

2. Тексты 6 и 7 представляют весть первого ангела.

3. Текст 8 отражает весть второго ангела.

4. Тексты 9-12 излагают весть третьего ангела.

5. Текст 13 ярко высвечивает судьбу тех последователей Агнца, которые пострадали от гонений последнего времени, описанных в Откровении 13. 6. И заканчивается глава 14 пришествием Христа — на облаке небесном, чтобы собрать на земле жатву (тексты 14-20).

Бейтс не мог избежать этой последовательности, когда пытался понять, где находится Божий народ, который вовлечен в поток событий последнего времени. Интересно, что некоторые миллериты придавали особое значение первой и второй ангельской вести. Сам Миллер верил, что весть о часе суда (весть первого ангела) была проповедана в его дни. По мнению Миллера, суд в стихе 7 был Вторым пришествием.

В 1843 году Чарльз Фитч начал проповедовать вторую ангельскую весть о падении Вавилона, когда христианские деноминации начали преследовать верующих во Второе пришествие. Но именно третья ангельская весть захватила внимание Бейтса.

Перед тем, как помолиться, перечитайте Откровение 14.

15 марта

Суббота и апокалиптическое видение — IV

Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь ,Сотворившему небо, и землю, и море, и источники вод. Откр.14:7.

Последние несколько дней мы видели, как возрастало внимание Бейтса Откровения 12-14. Он был особо очарован трехангельской вестью в 14-й главе, рисующей картину последних событий, которые произойдут перед Вторым пришествием Христа.

Он нашел текст 12 особенно важным. В нем опять ярко высвечивается (см. Откр.12:17) тот факт, что перед концом времени у Бога будет народ, соблюдающий заповеди. Конечно, он не пропустил мимо внимания причастность текста 7, который указывает, что заповедь о субботе станет предметом спора в последней борьбе. Он верно заметил тот факт, что слова «поклонитесь Сотворившему небо, и землю, и море, и источники вод» указывают именно на заповедь о субботе из Исхода 20:8-11 (ср. Быт.2:1-3). Он также ясно увидел из Откровения 14:7,9, что поклонение будет главным предметом спора в конце мировой истории. В соответствии с Откровением 14 люди перед Вторым пришествием будут поклоняться зверю из Откровения 13 (см. 14:9) или будут соблюдать все Божьи заповеди, терпеливо ожидая пришествия Христа (текст 12) на облаках небесных (стихи 14-20).

Учение Бейтса, основанное на Откровении 12:17 — 14:20, привело его к некоторым выводам. Первое, что с 1845 года Бог воздвиг народ, который почитает Его заповеди, включая заповедь о субботе. «Вот уже два года, — писал он в 1847 году, — люди, которые описаны в стихе 12, могут быть найдены на земле. Их объединяет соблюдение заповедей Божьих и вера, или свидетельство Иисуса, это ясно и не требует обсуждения».

Второе, «Иоанн дальше показывает, что остаток испытывает на себе противодействие именно из-за соблюдения заповедей Божьих (Откр.12:17»).

И третье, Бейтс заметил, что Откровение описывает только две группы людей в конце времени. «Одна группа соблюдает заповеди и имеет веру в Иисуса. Другая имеет печать зверя».

Его понимание этой главы легло в основу теологии адвентизма седьмого дня. По существу, к 1847 году он развил то, что в адвентистских кругах стало известно как теология великой борьбы.

Отче, даруй нам ясный разум, когда мы размышляем над Твоей последней вестью этому греховному миру.

16 марта

Суббота и апокалиптическое видение — V

И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп. Откр.14:14.

Несколько последних дней мы размышляли над развитием теологии великой борьбы Джозефа Бейтса. К началу 1847 года он пришел к заключению, что адвентизм — это не просто еще одна новая деноминация, но движение, о котором говорится в пророчестве.

Другой момент, который мы должны отметить, это то, что тема великой борьбы имеет библейское основание. Многие ошибочно полагают, что эта тема основана на трудах Елены Уайт. Не ранее, чем 7 апреля 1847 года, у нее было первое видение по этому вопросу. Ее отчет о видении по этой теме скорее подтверждает библейские выводы Бейтса, чем добавляет что-то новое. Давайте посмотрим на ее первое видение о великой борьбе.

«Дорогой Брат Бейтс, — писала она в апреле 1847 года, — в прошлую субботу мы встретились с дорогими братьями и сестрами здесь. Вскоре я оставила все земное. И была погружена в видение славы Божьей. После рассмотрения славы первой части святилища — Святого, Иисус поднял вторую завесу, и я проследовала во Святое святых.

Во Святом святых я увидела ковчег… В ковчеге, находились… каменные скрижали… Иисус раскрыл их, и я увидела Десять Заповедей, написанных перстом Бога… на одной скрижали было четыре заповеди, и на другой — шесть. Четыре заповеди, написанные на первой скрижали, сияли ярче, чем другие шесть. Но сияние четвертой заповеди (заповеди о субботе) превосходило все остальное, ибо суббота отделена для почитания Божьего имени. Я видела, что Бог не изменял субботу, потому что Он Сам не изменяется.

Я видела, что святая суббота была и остается разделяющей стеной между истинным Израилем Божьим и неверующими и что суббота — великий вопрос, способный объединить сердца святых возлюбленных Божьих, ожидающих Его пришествия» (Слово к «Малому стаду», с. 18-19).

В ее трудах часто прослеживается мысль, что верное учение о субботе и соблюдение ее станет сильной вестью, но что «в начале времени скорби» это приведет к гонениям. И даже настанет момент, когда все, кто «не получат печать зверя и не примут его образ… не смогут покупать или продавать». Видение заканчивается гонениями и избавлением во время Второго пришествия Иисуса Христа на «большом белом облаке» (там же, с. 19-20).

Отче, мы смотрим в будущее на это облако и ожидаем всех его благословений.

17 марта.

Основной принцип идентификации адвентизма.

Поставь себе путевые знаки, поставь себе столбы, обрати сердце твое на дорогу. Иер.31,21.

Джозеф Бейтс никогда не отделял теологию от истории. Он считал, что эти два аспекта тесно связаны между собой. Эта связь показана в заголовках большинства его книг, включая два его названия «Седьмой день суббота. Вечное знамение» (1846-1847 гг.), которые имеют подзаголовок «От начала и до вхождения в ворота святого города, в соответствии с заповедью». Та же самая историческая привязка еще более явно проявилась в его книге 1847 года «Путевые знаки и столбы Второго пришествия, или общий взгляд на исполнение пророчества особым Божьим народом, от 1840 до 1847 года».

Для Бейтса адвентизм был движением и вестью, закрепленным в пророческой истории. «Путевые знаки и столбы», очевидно, взяты из Иеремии 31.21. в этом тексте говорится о них как о путеводителях для Божьего народа в их путешествии домой. 1 января в нашем первом чтении мы изучили (Ис.Навина 4,20-22), как Бог использовал груду памятных камней, чтобы помочь Своем народу помнить, как Он вел их в прошлом. Бейтс применил ту же самую метаморфозу, чтобы показать, что Бог все еще ведет Свой народ.

Джеймс Уайт был очень заинтересован книгой Бейтса «Путевые знаки и столбы Второго пришествия». Через месяц после выхода книги в свет он похвалил ее своему другу, отмечая, что «брат Бейтс выпустил книгу о наше прошлом опыте». Три месяца спустя Джеймс написал, что книга Бейтса «о субботе Господней и о нашем прошлом опыте очень дорога нам во время испытаний». Он продолжал «благодарить Бога за наставление брата Бейтса, который так ясно связал наш прошлый опыт с Библией и защитил вопрос о субботе».

По мнению Джеймса, Бейтс смог увидеть «цепь событий», которая свидетельствовала о том, что Бог вел Свой народ, как это было предсказано в Откровении 14. Первым звеном этой цепи была проповедь Уильяма Миллер о доброй вести Второго пришествия (Откр.14,6-7), далее – громкая весть Чарльза Фитча о падении Вавилона ст.8, и наконец, проповедь из Откровения 14,12 – весть о соблюдении заповедей в конце времени. Бейтс, а теперь и супруги Уайт увидели, что эта цепь ведет ко Второму пришествию.

Благодарю Тебя, Господи, что Ты даровал нам путеводные столбы. Помоги нам распознавать их уместность.

18 марта

Возрастание в вере

Она сказала: жив Господь, Бог твой! у меня ничего нет печеного, а только есть горсть муки в кадке и немного масла в кувшине; и вот, я наберу полена два дров, и пойду, и приготовлю это для себя и для сына моего; съедим это и умрем. И сказал ей Илия: не бойся, пойди, сделай, что ты сказала; но прежде из этого сделай небольшой опреснок для меня и принеси мне; а для себя и для своего сына сделаешь после. 3Цар.17:12-13.

Она так и сделала! И ни мука, ни масло не заканчивалось, пока не закончился голод. Вдова из Сарепты в своей вере вышла за рамки здравого смысла, и Бог наградил ее за это.

У Джозефа Бейтса было несколько похожих опытов. К 36 годам он накопил достаточно средств, чтобы выйти в отставку. Но к концу 1844 года он вложил почти все эти деньги в распространение миллеритской вести. Его щедрость неоднократно помогала ему возрастать в вере.

Так было, например, с его трактатами. Бейст обнаружил, что легче написать их, чем опубликовать. Тем не менее осенью 1847 года Бейтс взялся за написание книги более чем в сто страниц, имея в кармане только с 12,5 цента.

Как только он сел за свою печатную машинку, жена попросила его сходить в лавку и купить немного муки. Имея всего 12,5 цента, он купил только четыре фунта муки. Жена, не зная всех обстоятельств, спросила, как могло так случиться, что человек, который ходил под парусами вокруг земли, принес домой так мало муки.

На это Бейтс сказал ей, что, во-первых, у них нет денег, поскольку он израсходовал все сбережения, а во-вторых, он пишет еще одну книгу о субботе.

Эти новости расстроили ее. Ко всему прочему, она даже не приняла еще субботу. Как выразился Бейтс, «она не понимала моих обязанностей». Как обычно, он сказал Пруди, что Бог позаботится о них.

И Он позаботился!

Вскоре после этого он почувствовал побуждение пойти на почту, куда на его имя пришла корреспонденция. В одном из писем он нашел десять долларов. Теперь он получил возможность купить достаточно продуктов и наконец подумать об издании книги.

Но когда он вновь приступил к написанию книги, все еще не имея достаточного количества денег на ее издание, Бейтсу сообщили, что кто-то уже покрыл все типографские расходы.

Вера это или глупость?

Этот вопрос все еще актуален в наши дни. Бог продолжает благословлять тех, кто в своей вере готов на большее. И Он до сих пор использует других людей в качестве Своих посредников в «оплате счетов».

19 марта

Время объединения — I

«Итак, пойдите на распутья и всех, кого найдете, зовите на брачный пир». и рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли. Мф.22:9-10.

В темах за январь мы могли увидеть, что великое разочарование потрясло миллеризм. Мощное когда-то движение раскололось на несколько группировок. Многие оставили адвентизм навсегда. Время рассеивания началось в конце 1844 года.

Но не все было так плохо. Три с половиной года ревностного библейского изучения помогли Джозефу Бейтсу и чете Уайт прийти к некоторым весомым выводам о причинах разочарования и о порядке пророческой истории, относящейся к Книге Откровение.

К началу 1848 года у них была весть, основанная на Книге Откровение, которая связывала вместе Второе пришествие, открытие второго отделения небесного святилища и важность субботы в последнее время в единую теологию. Для Бейтса и Уайтов это были не три отдельные доктрины или «фундаментальные верования», но единая весть для последнего времени. Они увидели ее евангельский посыл в словах трех ангелов из Откровения 14.

Давайте посмотрим, что писал Джеймс в своем письме брату Боулесу в ноябре 1849 года: «Провозглашение истины о субботе в соответствии с адвентистским движением». Уайт писал: «Бог делает известными тех, кто Его. Время рассеивания позади, теперь время для святых собраться в союз веры и быть запечатленными одной святой объединяющей истиной. Да, брат, это время пришло. Это правда, что работа продвигается медленно. Но она движется уверенно. И с каждым шагом она набирает силу. Новые работники выходят на поля… и проповедуют весть, которая запечетляет, отделяет одних от других… весть третьего ангела из Откр.14… О, моя душа, что за весть!

Наш прошлый опыт ожидания пришествия и настоящее положение, и будущая работа отмечены в Откр.14… так ясно, как только пророческое перо может это записать. Благодарю Бога, что мы видим это… я вижу, что сегодня истина о субботе звучит по стране, как не звучала при провозглашении пришествия. Давайте оставаться бодрствующими и будем готовы в любое время работать для Бога… Наш дом, наше место отдыха, наши небеса вот там, там… Иисус идет, чтобы собрать домой бедных скитальцев».

Сложно не заметить его волнение. Я все еще взволнован, когда читаю Божьи обетования и Его пророчества. Наш дом не здесь. Но «вон там».

20 марта

Время объединения — II

Господин сказал рабу: «пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой». Лк.14:23.

К середине 1847 года руководители движения, которое объединяло людей, соблюдающих субботу, пришли к пониманию основных доктрин. Следующим шагом стала необходимость поделиться этими истинами с другими. Первым делом они организовали серию конференций. Их целью, по словам Джеймса Уайта, было «объединение братьев на основе великих истин, связанных с вестью третьего ангела».

К 1848 году многие адвентисты в Новой Англии и западном Нью-Йорке уже приняли некоторые истины адвентистов, но им не хватало единодушия.

Конференции, которые начались в 1848 году, должны были убедить верующих в святости субботнего дня. Так как адвентисты исповедовали принцип закрытых дверей, то есть верили, что дверь благодати закрылась для всех, кто не принял весть Миллера, на свои конференции они приглашали только тех, которые приняли первую ангельскую весть, и, возможно, вторую. Задача евангелистов заключалась в том, чтобы связать третью ангельскую весть с финальной стадией периода 2 300 дней и, таким образом, определить свое место в пророческой истории.

Джеймс Уайт, сообщая о первой конференции в апреле 1848 года, отмечал, что на ней присутствовало около 50 человек. «Не все они были утверждены в истине… брат Бейтс представил заповеди в ясном свете и показал их важность посредством сильных свидетельств. Слово утвердило всех тех, кто уже был в истине, и пробудило тех, кто еще не полностью принял ее».

Еще более ясно цели конференции проясняются в отчете Елены Уайт.

Это был отчет с конференции, проводимой в «амбаре брата Арнольда» в 1848 году. Там присутствовало только 35 человек. Она сообщает, что «было только двое согласных с нами… Все очень хотели проповедовать нам». Но «им было сказано, что мы проехали такое огромное расстояние не для того, чтобы послушать их, но чтобы научить их истине». Она также радостно замечает, что после напряженной встречи участники собрания в конце концов объединились вокруг третьей ангельской вести» (Духовные дары, т. 2, с. 97-99).

Бог все еще использует мужчин и женщин, которые поняли Его Слово, для того, чтобы вести других к пониманию Библии. Более того, Он желал использовать вас в этом служении прямо сегодня.

21 марта

Время объединения — III

Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение. Ис.52:7.

Первая фаза того, что Елена Уайт назвала временем объединения, продолжалась с 1848 до 1850 года. Субботние конференции тех лет были средством, которое Бейтс и Уайты использовали, чтобы сформировать ядро верующих на основе трехангельской вести из Откровения 14. Но эти встречи были не единственным видом евангелизации, который использовал Бог.

На одной из встреч, проводимой в Дорчестере, штат Массачусетс, в ноябре 1848 года Елена Уайт получила видение. Это видение навсегда изменило модель адвентизма.

После выхода из видения она сказала своему мужу: «У меня есть весть для тебя. Ты должен начать издавать трактат и рассылать его людям. Пусть вначале он будет небольшим, но, когда люди будут читать его, они будут присылать тебе средства, на которые ты сможешь продолжить издание. У тебя будет успех в этом деле. Мне было показано, что с этого малого начинания польются как бы потоки света, которые осветят весь мир» (Жизнь Елены Уайт с. 125).

Сейчас, спустя 160 лет, это утверждение совсем не выглядит так впечатляюще. Сегодня наши книги печатаются миллионными тиражами по всему миру на сотнях языков в десятках издательств.

Но что должны были подумать первые верующие о таком видении?

В ноябре 1848 года было около сотни соблюдающих субботу адвентистов, большинство из которых были бедны.

Кроме этого, все они верили в идею «закрытой двери», включая саму Елену Уайт. Вот как она позже писала об этом: «После 1844 г. я вместе с моими братьями и сестрами действительно считала, что обращения грешников более не будет. Но я никогда не получала видения о том, что грешники больше не будут обращаться» (Избранные вести, т. 2, с. 74).

Видение об издательской деятельности фактически противоречило убеждениям самой Елены Уайт и ее друзей, которые соблюдали субботу. Видение открытой двери Бог дал людям, которые верили в закрытую дверь.

Тем не менее, несмотря на их убеждения, адвентистские издания, в том числе и «маленькая газета», как потоки света, действительно «осветили весь мир».

Благодарю Тебя, Господи, за то, что Твое зрение лучше, чем наше. Сегодня я хочу видеть мир Твоими глазами.

22 марта

Опубликование вести — I

Но вы примете силу, когда сойдет на вас: Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Деян.1:8.

Малые начинания — вот каким путем шла ранняя христианская Церковь. Так было и с адвентистами, соблюдающими субботу. Вряд ли можно представить себе более скромное начало того, что впоследствии станет огромным издательским отделом, которое охватит весь мир.

В ответ на видение своей жены финансово истощенный и бездомный Джеймс Уайт с верой начинает писать и печатать «трактат». Позднее, возвращаясь к этому опыту, он писал: «Мы сели, чтобы приготовить материал для того маленького листка бумаги. Наша библиотека состояла из трех книг: трехшиллинговая карманная Библия, Краткая симфонию Крудера и старый словарь Уокера, лишенный одной из своих обложек. Наша надежда, не имея ничего, была богата в Боге».

Не имея большого выбора, Уайт вынужден был искать неадвентистского типографа, который готов был бы отпечатать восьмистраничные брошюры для незнакомого человека и при этом согласился бы подождать своей оплаты до тех пор, пока пожертвования не поступят от читателей. Джеймс Уайт нашел такую типографию в Чарльз Пелтон Мидлтауне, в штате Коннектикут.

Первые 1 000 копий «Истины для настоящего времени» вышли в свет в июле 1849 года. «Когда он принес первый номер из печатной конторы, — вспоминала Елена Уайт, — мы все склонились вокруг этого издания в смирении и со слезами, прося Господа благословить немощные усилия Его слуг. Он [Джеймс] затем отправил трактат всем, кто, как он думал, будет читать его. Он отнес его на почту [она находилась на расстоянии восьми милей от них] в саквояже… Очень скоро пришли письма, принося средства для издания и рассказывая хорошие новости о многих душах, принимающих истину (Жизнь Елены Уайт, с. 260).

В «Истину для настоящего времени» включалось то, что, по мнению соблюдающих субботу, было особой Божьей вестью для их времени — темы о субботе, трехангельской вести и близкие к ним темы. «Трактат» сыграл важную роль в объединении в конце 1840-х годов.

Бог, с человеческой точки зрения, часто использует странные пути. На нас, как правило, оказывают впечатление масштаб и мощь, но Господь ценит смирение и посвященность. Дерзновение в смиреной вере не принадлежит исключительно Джеймсу Уайту. Он также может использовать вас и меня, если мы отдадим Ему в смиренном посвящении то малое, что у нас есть.

23 марта

Истина для настоящего времени — I

Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине. 2Петр.1:12.

Каждый из основателей адвентизма имел изменяющееся во времени понимание того, что они называли «истина для настоящего времени». Конечно, использование этого термина не было уникальным для них. Ранее миллериты применяли его, говоря о близком возвращении Иисуса и о движении седьмого месяца (официальное объявление, что Иисус вернется 11 октябре 1844 года). Таким образом, даже в понимании термина «истина для настоящего времени» видна поступательная динамика.

Джеймс Уайт не случайно выбрал заголовок «Истина для настоящего времени» для первого периодического издания соблюдающих субботу адвентистов. Бейтс использовал этот термин еще в январе 1847 года, обозначая то, что имело отношение к субботе и близким к ней истинам.

Джеймс Уайт в первом издании своей брошюры в июле 1849 года после цитирования 2Петр.1:12, где говорится, что верующие «утверждены В НАСТОЯЩЕЙ ИСТИНЕ», писал, что «во времена Петра была настоящая истина, или истина, необходимая тому времени. Церковь должна всегда иметь НАСТОЯЩУЮ истину. Настоящей истиной сейчас является то, что показывает нам наши обязанности и открывает положение, в котором мы находимся». Он согласился с Бейтсом по поводу содержания настоящей истины. Первые два ангела из Откровения 14 провозгласили свои истины — теперь было время для третьего ангела.

Первые соблюдающие субботу верили, что у них есть весть, которую мир должен услышать, но они также осознавали, что Бог еще больше должен открыть им. Для них истина была живой и прогрессирующей. Поэтому Елена Уайт в отношении теологических вопросов, относящихся к сессии Генеральной Конференции 1888 года, могла написать, что «та истина, которую Бог повелевает Своим слугам возвещать сегодня, может быть, не была насущной истиной двадцать лет назад, но это Божья весть для этого времени» (Рукописи 8а, 1888 г.).

Супруги Уайт и Бейтс были открыты для прогрессирующего откровения.

И младшие руководители видели открытость основателей. Так, Урия Смит, например, отметил в 1857 году, что соблюдающие субботу с 1844 года непрестанно возрастали в истине. «Мы, — пишет он, — радовались истинам, которые постигали, и в то же время понимали, что знаем еще далеко не все… Мы верим в прогрессирующую истину. Наш путь светлеет с каждым днем».

А как я сегодня отношусь к этому? Мой разум все еще открыт для Божьего руководства?

24 марта

Истина для настоящего времени — II

И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом… Откр.14:9.

Для того чтобы понять, что основатели адвентизма вкладывали в термин истина для настоящего времени, достаточно сделать обзор нескольких проповедей Джеймса Уайта. Нас не удивит его стиль, если мы будем помнить, что он проповедовал и писал бывшим миллеритам — мужчинам и женщинам, которые уже приняли первую и, возможно, вторую ангельские вести из Откровения 14.

«Шестой стих четырнадцатой главы, — утверждает Джеймс, — представляет вторую весть и начинает цепь событий, связанную с последующими вестями, которые будут проповеданы народу Божьему перед Вторым пришествием».

«Все верующие во Второе пришествие согласны, что первая ангельская весть» была провозглашена во время проповеди Второго пришествия Христа в 1840-х годах. «С каким торжеством, ревностью и святым посвящением слуги Господа провозглашали время. О, как их слова воздействовали на людей, смягчая самые жесткие сердца».

Второй ангел «следовал за первым, передавая бремя вести». Он «вызвал нас из… церквей, и теперь мы свободны размышлять, и действовать в страхе Божьем. Примечательно, что вопрос о субботе начал волновать верующих во Второе пришествие сразу после того, как они были вызваны из своих церквей второй ангельской вестью. Божья работа движется в своем порядке. Истина о субботе возникла вовремя, чтобы исполнить пророчество. Аминь».

«Он вызвал нас из рабства церквей в 1844 году и смирял нас, вел нас и укреплял сердца народа Своего, и смотрел, будем ли мы соблюдать Его заповеди …

Многие остановились на первой ангельской вести, другие на второй, многие будут отрицать третью, но немногие будут «следовать за Агнцем, куда бы Он ни пошел», и дойдут, и наследуют землю».

Истина для настоящего времени для основателей адвентизма была связана с пророческой историей. Они видели, как шаг за шагом Бог вел людей, открывал им Свою истину. Никогда они не расценивали себя просто как еще одну деноминацию. Наоборот, они видели себя как движение, о котором говорится в пророчестве. У них была особая весть, которую необходимо было распространить, прежде чем придет Иисус, — весть, записанная в Откровении 14:6-12 и формирующая ядро вести для последнего времени.

25 марта

Опубликование вести — II

Ибо предыдешь пред лицом Господа приготовить пути Ему. Лк.l:76.

Есть что-то такое в захватывающей и волнующей вести, что не позволяет удерживать ее в себе. Это особенно верно, если речь идет о вести надежды от Бога.

К 1849 году небольшая группа соблюдающих субботу адвентистов была преисполнена желания распространять свою весть через печатные издания. Джеймс Уайт не только выступил инициатором издания «Истины для настоящего времени», представляющей новое понимание субботы и вести третьего ангела, но летом 1850 года он начал публиковать «Адвентистское обозрение»- периодическое издание, целью которого было убедительно и правдиво показать рассеянным миллеритам, что движение 1844 года находилось под Божьим водительством.

Подход Уайт имел свой план. Если Адвентистское обозрение должно было убедить рассеянных миллеритов в правдивости первой и второй ангельских вестей. Истина для настоящего времени побуждала их принять весть третьего ангела. Он соединил два периодических издания в одно в ноябре 1850 года и назвал его Обозрение Второго пришествия и субботний вестник (сегодня известный как Адвентистское обозрение). Соблюдающие субботу пришли к осознанию, что у них есть Божья весть для последнего времени. Мы видим их энтузиазм в распространении вести и их желание жертвовать на издание литературы, отраженное в первой адвентистской переписи в 1860 году. Сделанная Д. Т. Тейлором перепись насчитывает 54 000 адвентистов различного толка, из которых только 3 000 соблюдали субботу. Наибольший интерес вызывают данные относительно печатной продукции различных адвентистских групп. Многочисленные организации печатали свои издания тиражом около 5 000 экземпляров, в то время как адвентисты, соблюдающие субботу, с численностью верующих почти в 20 раз меньше печатали свои издания тиражом в 4 300. Продолжая изучать данные Тейлора, мы находим, что соблюдающие субботу, «хотя и определенно находящиеся в меньшинстве, очень посвященные, ревностные и активные в распространении своих особых взглядов на субботу и воскресенье».

И они были такими. У них была весть для Божьего народа в конце времени, и они знали это.

Их упорство было оплачено. Росло членство среди соблюдающих субботу в течение всего времени объединения. Оно резко поднялось с около 100 человек в конце 1848 года до почти 2 500 спустя четыре года. Другие люди благодаря издательскому служению начали видеть логику в их вести.

Бог все еще использует адвентистские издания для того, чтобы распространять Свою весть. В этом каждый из нас может принять участие. Мы можем сделать это через наши средства и молитвы.

26 марта

Даже хорошие друзья могут спорить друг с другом

Отсюда произошло огорчение, так что они (Павел и Варнава) разлучились друг с другом. Деян.15:39.

Они выглядели сплоченной евангельской командой. Но проблемы могут возникать даже между хорошими друзьями. Когда Павел и Варнава разошлись во взглядах по поводу пригодности для служения Марка, оба, недовольные друг другом, пошли своим собственным путем. Но Бог благословляет, несмотря на проблемы. Теперь у Него стало две евангельские команды вместо одной.

Описание этого огорчения напоминает мне другой случай, который угрожал развести порознь двух руководителей, соблюдающих субботу в 1850 году. Предметом спора стал «трактат» из видения в Дорчестере. После видения, как уже было сказано, Елена Уайт сообщила своему мужу, возможно лично, что ему нужно печатать периодическое издание, которое, «как потоки света, осветит весь мир», но у Бейтса был свой собственный взгляд на этот вопрос.

Старший товарищ был вполне уверен, что на периодическое издание Уайт уходят деньги, которые следовало бы направить на евангелизацию. Уайт же считал, что деньги, которые можно было бы направить на издательскую деятельность, бездумно расходуются в других областях.

Джеймс писал: «Брат Бейтс написал мне письмо, которое расстроило меня так сильно, как я еще никогда не расстраивался». «Я и так долгое время был как в огненной печи по поводу того бремени, которое чувствовал из-за издательского служения». Но письмо Бейтса сделало мое состояние еще хуже — «бремя становилось все тяжелее и тяжелее», и «Я забросил это навсегда». «Я думаю», что газета «умрет… Я думаю, что сейчас мне нужно все отложить».

Ссора продолжала разгораться на протяжении большей части 1850 года и угрожала разрушить адвентизм. Дьявол никогда не спит. После многих лет борьбы и жертвенности у Бейтса и Уайта наконец была весть, которую нужно было проповедовать. Но основателями движения были люди твердой воли, лидеры, упорные в своем деле. Елена Уайт, выступая посредником, боялась, что они разрушат то, что так любили. Добрая весть заключается в том, что Бог помог им справиться с происходящим и продолжить работать вместе, несмотря на различия.

С тех пор мало что изменилось. В двадцать первом столетии в церкви по- прежнему много самоуверенных, упрямых личностей.

Дьявол по-прежнему разделяет. Бог по-прежнему исцеляет.

И мы по-прежнему нуждаемся в том, чтобы быть открытыми к мягкому влиянию Его Духа.

27 марта

Гимны для особого Божьего народа

И поют песнь Моисея, раба Божия, и песнь Агнца. Откр.15:3.

Когда христианское движение начинает принимать определенную форму, оно обычно разрабатывает свои собственные церковные гимны. Джеймс Уайт взял на себя эту задачу, опубликовав в 1849 году Гимны для особого Божьего народа, которые соблюдают заповеди Бога и веру Иисуса.

Гимны и сборники гимнов, конечно, никогда не бывают нейтральными.

Они отражают весть, которая важна для тех, кто пишет гимны и составляет сборники церковных песнопений. И так же как во дни Римской империи пели по-своему по общепринятой христианской доктрине, так же это происходило в девятнадцатом столетии. Верующие пели об адвентистской вести.

Джеймс Уайт знал о силе музыки. Он также знал о ее доктринальном назначении. Имея это в виду, неудивительно обнаружить, что первый гимн в коллекции Джеймса озаглавлен «Святая суббота». Это название говорит само за себя.

1.      Чистое, неизменное Слово Бога –

Источник всегда верный.

Его уставы, наставления и Его законы

Записаны для непорочных.

2.      В раю, куда человек будет приведен,

Слово будет безопасно вести;

Но если он ускользнет от этого закона,

Его шаги будут неизменно скользить.

3.      Святая суббота здесь была сотворена,

Бог ее освятил.

И если мы хотим повиноваться нашему Богу,

Мы должны этому подчиниться.

4.      В давние времена, когда жил Моисей,

Этот закон был утвержден:

И все, кто соблюдает это святое слово,

Могут знать, что они освящены.

5.      Чем дальше идет течение времени,

Мы слышим, как пророк говорит,

Выслушайте, страх — это не упрек и не позор

Для тех, кто соблюдает седьмой день.

6.      Поэтому могущественный Бог сказал

Тем, кто действительно покоится:

Ты будешь восседать на высоких местах

И кормиться среди благословенных.

7.      Здесь также те, которые терпеливы

И соблюдают заповеди чисто.

Они будут жить в Святом городе,

Если претерпят до конца.

8.      Поэтому давайте неотступно следовать по этой дороге

До тех пор, пока мы не войдем в Ханаан,

Затем мы будем гулять по улицам из золота;

И в этом покое пребудем вечно.

Так как в книге Джеймса были только слова и не было мелодии, мы, к сожалению, не знаем, как пели этот гимн. Но даже без музыки весть предельно ясна.

28 марта

Еще об адвентистском пении

И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их. Ис.35:10.

Как можно было бы догадаться, сборник Джеймса Уайта содержал большое число песен о Втором пришествии и небесах. Так как большинство людей уже были христианами до того, как они стали соблюдать субботу, он, видимо, не чувствовал необходимости писать гимны о милости и величии Бога. Гимны на такие темы были хорошо известны. Джеймс, видимо, сделал свою собственную подборку, чтобы восполнить доктринальный пробел. Некоторые были написаны на конкретную тему, например, один из них был озаглавлен просто: «Омовение ног».

В то время как «Омовение ног» не вошло в содержание сборника церковных гимнов адвентистов седьмого дня, некоторые из подборки Джеймса вошли. Моим любимым из них является «Я странник на земле». В свое время эта песня была под номером 666 в сборнике церковных гимнов 1943 года издания, но я рад сообщить, что сейчас он носит более освященный номер 444 (Гимны надежды № 218). Почему бы не спеть его со мной этим утром?

1.      Я странник на земле —

В небе мой дом.

Иду к родной стране —

В небе мой дом.

Хоть нелегко в пути

С терпением крест нести —

В небе мой дом родной,

В небе мой дом.

2.      Недолог путь земной —

В небе мой дом.

Уж вижу край святой —

В небе мой дом.

Хоть трудно мне порой

Идти Христа тропой,

Но близок дом родной —

В небе мой дом.

3.      Там в славе Бог царит —

В небе мой дом.

Он славу мне дарит —

В небе мой дом.

Туда стремлюсь душой,

Там я найду покой —

В небе мой дом родной,

В небе мой дом.

Припев является вестью сам по себе:

Я странник на земле —

В небе мой дом.

В небе мой дом родной,

В небе мой дом.

Так ли это? Действительно ли мы, современные адвентисты, верим, что мы пилигримы и странники на этой земле, а наш дом находится на небесах? Для многих из нас эта земля стала нашим домом. Нам удобно здесь. И нам нравится это. Ко всему прочему, мы думаем о себе: «Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды» (Откр.3:17).

А потом приходит полицейский, стучит в дверь и сообщает вам о вашей дочери, врач говорит о том, что у вас прогрессирующая стадия рака, супруг требует развода. Внезапно мы возвращаемся к реальности. Эта земля не наш дом.

Помоги мне сегодня, Отче, правильно расставить приоритеты и жить в соответствии с ними.

29 марта

Провидческие сны

И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. Откр.21:3.

Когда мы вспоминаем о ранних адвентистских гимнах, нельзя не вспомнить короткую, но плодотворную жизнь Анны Смит. Три ее гимна находятся в «сборнике церковных гимнов адвентистов седьмого дня: «Как далеко от дома?», «Я видел утомленного», и «Долгое время в горах».

Мать Анны была миллериткой, а к 1851 году встретила Джозефа Бейтса и стала соблюдать субботу. Они оба решили молиться за своих детей, которые не интересовались адвентизмом. Вскоре после этого Бейтс решил проводить библейские встречи недалеко от дома Анны. Ее мать настаивала на том, чтобы она посещала эти встречи, но дочь не была особенно заинтересована. Возможно, благодаря своей матери она все-таки согласилась пойти.

В ночь перед этой встречей Бейтсу приснился сон. Во сне он увидел место проведения встреч и заметил, что в собрании все места были заняты, за исключением одного, около двери. Также он увидел, что по ходу встречи меняет тему проповеди и начинает говорить о святилище. Собравшиеся спели один гимн, помолились, затем спели еще один гимн. Когда Бейтс открыл Библию и прочитал: «На две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» И указал на изображение святилища на своей большой пророческой карте, дверь открылась, и молодая женщина вошла и заняла свободное место. Бейтс также увидел во сне, что этим человеком была Анна Смит, о которой они молились. В ту самую ночь Анна видела фактически такой же сон. В ее сне она также видела себя входящей прямо в то время, когда проповедник начал читать из Даниила 8:14.

На следующий вечер Анна вышла из дома заблаговременно, но заблудилась, и так опоздала, что прийти ей удалось только после второго гимна. Она быстро заняла место около двери, и тут же Бейтс начал читать текст, который она видела во сне.

Бейтс не думал о своем сне до тех пор, пока Анна не вошла в комнату.

Когда он закончил встречу, то подошел к Анне и рассказал ей свой сон. После этих встреч жизнь Анны Смит коренным образом изменилась. Она приняла адвентистскую весть и стала соблюдать субботу.

Бог использует разные замечательные пути. И Он все еще делает это в наши дни. Каждый из нас любит кого-то, кто нуждается в том, чтобы осознать Божью любовь и заботу более полно.

Бог, Который заботится о нас, также заботится и о тех, кого мы любим.

Давайте никогда не прекращать молиться за них.

30 марта

Еще об Анне Смит

И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. Откр.21:4.

Вскоре после своего обращения Анна Смит написала в Ревью энд Геральд: «Я верю; что я отказалась от всего, чтобы следовать за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Земля потеряла для меня свою привлекательность. Мои надежды, радости, привязанности — все сейчас сконцентрировано на вещах вышних и Божественных.

Я не хочу никакого другого места, как только сидеть у ног Иисуса и учиться у Него, никакого другого занятия, лишь только служить моему Небесному Отцу, никакого другого наслаждения, чем иметь мир Божий, который превосходит всякое разумение.

О, хвалите Его имя за то, что Он сделал, я чувствую сладкое предвкушение славы того лучшего мира — залог того наследия, и я полна решимости по милости Божьей преодолеть каждое препятствие, пронести крест, презирая стыд, так, чтобы войти в Небесное царство нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа».

В тот момент жизни ее надежды и стремления были сосредоточены на карьере учителя средней школы. Незадолго до своего обращения ее пригласили на престижную должность с превосходным жалованьем. Короче говоря, к 1851 году у нее было все, на что можно надеяться на этой земле.

Но после принятия адвентистской вести ее стремления поменялись. Услышав, что Джеймсу Уайту нужна помощь в издании Ревью, она добровольно помогала ему, не получая жалования, имея лишь комнату и питание. Она радовалась, что участвует в работе Господа и помогает другим узнать о грядущем царстве.

В течение трех лет она работала с Джеймсом Уайтом, но легочный туберкулез оборвал ее жизнь в 1855 году в возрасте двадцати семи лет.

За день до смерти она написала предисловие к своему стихотворению Дом здесь и дом на небе, в котором благодарила Бога за служение, которое Он позволил ей совершать, за то, что обратил ее взор к небу, прежде чем ее годы «перестали течь».

Жизнь Анны была короткой, но ее опыт, представленный в гимнах, продолжает жить и оказывать влияние на многих людей.

Господи, помоги мне правильно расставить мои ценности и приоритеты. Сегодня я отдаю себя Тебе на служение. Спасибо Тебе за жизнь.

31 марта

А как насчет смерти? — I

Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших. 1Фес.4:13.

Некоторое время назад мы узнали; как первые соблюдающие субботу адвентисты открыли для себя истину о субботе и о двух фазах служения Христа в небесном святилище. Эти две истины они объединили с доктриной о втором пришествии в соответствии с Откр.11:19 — 14:20. На этих трех столпах истины покоилось все богословие адвентистов, соблюдающих субботу.

Но внимательные читатели могли заметить четвертый столп, отсутствующий в наших чтениях, — учение о состоянии мертвых. Нам необходимо увидеть, как первые соблюдающие субботу развивали свое понимание ада и того, что происходит с людьми после смерти.

Такие вопросы волнуют многих людей. Возьмите, например, молодую Елену Гармон. «В моем разуме, — писала она, — справедливость Бога затмевала Его милость и любовь. Душевная боль, через которую я проходила в это время, была очень велика. Я была научена верить в вечно горящий ад… Ужасная мысль всегда была передо мной, что мои грехи были слишком велики, чтобы быть прощенными, и что я навсегда должна быть потеряна. Страшные изображения душ в вечных муках, о которых я слышала, глубоко запали в мой разум. Служители за кафедрой рисовали яркие картины состояния потерянных… когда после пыток, продолжающихся тысячи и тысячи лет, огромные огненные волны выносят на поверхность корчащиеся от боли жертвы, которые вопят: «Доколе, Господи?» Тогда глас прогремит над бездной: «Навеки!»

Наш Небесный Отец был представлен мне как тиран, который находит наслаждение в агониях осужденных, а не как заботливый, нежный Друг грешников, Который любит тех, кого создал любовью, превосходящей всякое разумение, и желает, чтобы они были спасены для Его Царства. Когда мысль, что Бог находит наслаждение в муках Своих творений, овладевала моим разумом, стена темноты, казалось, разделяла меня с Ним» (Жизнь Елены Уайт, с. 29 — 31).

Нет нужды говорить, что молодая Елена Уайт не могла совместить традиционное учение об аде с любящим Иисусом. Но ее непонимание, казалось, только усугубляло ситуацию, поскольку теперь она боялась, что отрицала Божье Слово и таким образом еще больше заслуживает ада.

Помоги нам, Господи, когда наш ограниченный разум пытается постичь Писание.