Апрель

1 апреля

А как насчет смерти? — II

Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. Рим.6:23.

Учитывая духовную борьбу, которую вела молодая Елена с традиционными учениями об аде, неудивительно, что в зрелые годы она напишет: «Человеческий разум не в состоянии оценить зло, которое принесла с собой еретическая доктрина о вечных муках. Вероучение Библии, исполненной любви и благости, изобилующее состраданием, омрачено предрассудками и окрашено ужасом … Подобные внушающие ужас представления о Боге, которые посредством церковных проповедей распространяются по всему миру, породили тысячи и даже миллионы скептиков и безбожников» (Великая борьба, с. 536). Далее она указывает, что традиционные учения были частью вавилонского или вводящего в заблуждение церковного учения, которое объединило в себе человеческую теорию с Божественной истиной.

Должен признать, подобные вопросы волновали и меня. Так волновали, что в 1997 году я написал статью для Знамений времени под названием «Вечный Гитлер». Идея статьи заключалась в следующем. Если традиционное учение Церкви — правда, тогда Гитлер и Сталин — невинные создания. Их жертвы, в конце концов, умирали, тогда как жертвы Бога будут, оставаясь в сознании, гореть и мучиться веки вечные. Кое-кто, похоже, увидел здесь определенную логику, так как в июне 1998 года за эту статью я был награжден издательством «Associated Church Press».

Конечно, я знал, что многие были того же мнения, так как я цитировал таких•признанных евангелистов, как Джон Р. В. Стотт И Кларк Пиннок, которые отвергают традиционный взгляд в пользу библейского.

Но какой взгляд можно считать библейским? И как адвентисты пришли к нему? Мы приступим к исследованию этих вопросов завтра. Но прежде отметим, что главный вопрос вот в чем: рождаются ли люди бессмертными? Греческая философия отвечает утвердительно, но Библия, признавая, что только Бог обладает бессмертием (1Тим.6:16), сообщает, что бессмертие как дар получат только те, кто верят в Иисуса, и получат они его не ранее Второго пришествия Иисуса (1Кор.15:51-55).

Далее, бессмертие означает неподверженность смерти. Таким образом, если грешники им обладают, они по определению будут жить в той или иной форме всю вечность. Но если они не обладают бессмертием, то должны, как прямо говорит Рим.6:23, умереть. Других вариантов нет.

Господи, благодарим Тебя за дар бессмертия, уготованный тем, кто верит в Иисуса. И мы не менее благодарны, что грех и грешники не вечны.

2 апреля

А как насчет смерти? — III

И сказал змей жене: нет, не умрете. Быт.3:4.

Библейская истина о смерти и аде стала достоянием адвентизма благодаря двум течениям. Первое вызвал к жизни Джордж Сторрс, которого мы встречали ранее как ведущего защитника движения седьмого месяца. Еще в 1837 году в его руки попала книга Генри Гру, которая касалась темы окончательной участи грешников. Гру выступал за «полное уничтожение, а не за бесконечное существование греха и страданий».

В то время Сторрс не сомневался, что люди обладали бессмертием души, но работа Гру побудила его к более тщательному изучению Библии на эту тему. В результате, Сторрс «убедился в том, что человек не получил бессмертия при творении или рождении и что «всех грешников Бог уничтожит» — совершенно истребит». Он стал приверженцем того, что богословы называют кондиционализмом (люди получают бессмертие только на условии веры во Христа) ианнигиляционизмом (окончательное вечное уничтожение грешников вместо сохранения их живыми в огне ада во веки веков).

Изучение этих доктрин привело Сторрса к конфликту с методистской церковью и способствовало его отставке с поста служителя в 1840 году. Сторрс изложил свои взгляды в книге под названием «Вопрос: души грешников бессмертны? В шести проповедях» (1842). Он убеждал, что заявление дьявола в Едемском саду «нет, не умрете» было самой большой ложью из всех существующих.

К 1842 году благодаря служению Чарльза Фитча Сторрс стал миллеритом.

К сожалению, все лидеры миллеризма, кроме Фитча, отчаянно сопротивлялись взглядам Сторрса. 25 января 1844 года Фитч так писал Сторрсу о своих убеждениях: «Как вы долго сражались в Божьей битве на предмет состояния мертвых и окончательной гибели грешников один, то я пишу вам с целью сообщить, что я наконец после многих раздумий и молитв с чувством долга перед Богом готов перейти на вашу сторону. Я всей душой обратился к библейской истине о том, что «мертвые ничего не знают»».

Не желая прятать свой «свет под сосудом», Фитч скоро выступил с двумя проповедями на эту тему в конце января. «Они наделали много шума, — писал он Сторрсу, — Многие думали сначала, что в меня вселился дьявол. Но теперь они убедились в данном вопросе. А у меня больше нет права, мой брат, стыдиться этой Божьей истины более, нежели каких-либо других».

Фитч, как мы отмечали ранее, был человеком, готовым отстаивать свои убеждения. Будем подражать его духу.

3 апреля

А как насчет смерти? — IV

Можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое? Деян.17:19-20.

Собеседники Павла в Афинах имели желание узнать больше о новой доктрине, которой учил апостол, чего нельзя сказать о миллеритских лидерах, которые не проявляли интереса в отношении взглядов Сторрса на состояние мертвых.

7 мая 1844 года Миллер опубликовал письмо, в котором он отрицал «любую связь, общение или сочувствие взглядам брата Сторрса на состояние мертвых и окончательную участь грешников». В апреле Джозеф Литч зашел так далеко, что начал издавать периодическое издание, озаглавленное «Антианнигиляционист». Основным же миллеритским подходом было не уклоняться от главной темы. Иисус придет через несколько недель, и тогда мы все узнаем истину по этому вопросу.

Подобные заявления, конечно, не заставили Сторрса и его единомышленников умолкнуть, и их деятельность принесла свои плоды. В последующие годы две самые большие деноминации, имеющие миллеритские корни — адвентисты-христиане и адвентисты седьмого дня станут исповедовать кондиционализм и аннигиляционизм.

Если учение Сторрса стало одним путем, посредством которого кондиционализм проник в адвентизм, то вторым было Христианское объединение. Элиас Смит, один из основателей Церкви объединения, принял это учение в начале века. И многие члены этой Церкви, желая восстановить все утраченные библейские учения, особо подчеркивали важность кондиционализма и аннигиляционизма. Все это повлияло на Джеймса Уайта и Джозефа Бейтса, которые также были членами Церкви Христианское объединение.

Кроме того, позиция Объединения на эту тему повлияла на взгляды юной Елены Уайт. Услышав, как ее мать, принявшая это учение, обсуждает его с подругой, она исследовала эту тему в Библии и приняла ее. Новое понимание принесло огромное облегчение ее разуму и сердцу. Оно не только рассеяло ее сомнения в Божьей любви и справедливости, но и помогло ей увидеть причину для воскресения. В конце концов, рассуждала она, «если душа после смерти обретает вечное счастье или страдание, зачем тогда нужно воскрешать бедное распадающееся тело?» (Жизнь Елены Уайт, с. 49, 50).

Таким образом, все три основателя адвентизма, исповедующего субботу, были кондиционалистами с самого начала.

Благодарю Тебя, Господи, за великие обетования и за истины, которые имеют существенное и жизненно важное значение.

4 апреля

Основы вероучения

Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут. 2Тим.4:2-З.

К началу 1848 года адвентистские лидеры, соблюдающие субботу, посредством широкого и глубокого изучения Библии пришли к согласию как минимум по четырем пунктам вероучения.

1.      Возвращение Иисуса будет личным, видимым и будет предшествовать тысячелетнему периоду.

2.      Очищение небесного святилища началось со служения Христа во втором отделении в октябре 1844 года — времени начала истинного Дня искупления.

3.      Необходимо соблюдать седьмой день субботу, которая’ будет играть особую роль в великом конфликте последнего времени, о чем предсказано в Откровении 12-14.

4.      Бессмертие не является унаследованным качеством человека. Но люди получают вечную жизнь через веру во Христа.

Адвентисты, соблюдающие субботу, позднее адвентисты седьмого дня, стали рассматривать эти учения как «вехи» или «столпы» вероучения, которые отделяли эту ветвь адвентизма не только от других миллеритов, но и от христиан в целом. Эти четыре утверждения составляли ядро развивающегося адвентизма и определяли его, последователей как особый народ. Эти так называемые доктринальные вехи сформировали непреложную богословскую основу движения.

Внимательный читатель может удивиться, почему в вышеизложенный список я не включил доктрину о духовных дарах, имеющую отношение к Елене Уайт. Хотя эта доктрина является чисто адвентистской, ему, как мы увидим, не придавали должного значения вплоть до 1850-60-х годов. Кроме того, Елена Уайт сама не считала эту доктрину ключевой.

Соблюдающие субботу, конечно, разделяли с другими христианами многие общие убеждения, такие как спасение по благодати через веру в жертву Иисуса и сила молитвы. Но их учение в ранние годы, как и сборники церковных гимнов, более концентрировались не на точках соприкосновения с другими христианами, а на различиях.

Такое пренебрежение в конечном счете приведет к богословским проблемам, с которыми они столкнутся в 1880-х годах. Но об этом позже.

А сейчас будем благодарны основателям адвентизма седьмого дня за ясность, с которой они совершали свой богословский труд. Благая весть для нас заключается в том, что их система убеждений имеет смысл.

5 апреля

На грани бедности

Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего. Рим.12:1.

Проще быть мертвой жертвой, чем живой жертвой. В конце концов, со смертью жертва кончается. Но при жизни она продолжается снова и снова. Так было и для основателей адвентизма.

Бейтс, как мы уже отмечали, обладал приличным богатством, но, отдав все, кроме своего дома, миллеризму, он провел остаток своей жизни на грани бедности.

И он был не одинок. В апреле 1848 года Джеймс Уайт писал о себе и Елене: «Все наше имение, включая одежду, постельные принадлежности и домашнюю мебель, мы носим с собой в трехфутовом дорожном сундуке, который полон только наполовину. Нам нечем более заняться, как только служить Богу и идти туда, где Бог открывает нам путь».

Но путешествие было непростым делом в те дни, особенно если человек беден. Например, в начале 1849 года Бейтс почувствовал глубокое побуждение проповедовать весть в Вермонте. Не имея денег, он решил идти туда пешком из южного Массачусетса.

Однако он не был единственным, кто был убежден в необходимости этого миссионерского путешествия. Сестра Елены Уайт, Сара, почувствовала, что она должна помочь ему. Она попросила плату вперед у своего работодателя и трудилась за 1,25 доллара в неделю, чтобы оплатить его проезд.

Эта поездка оказалась плодотворной. Джеймс Уайт написал, что Бейтсу «было тяжело, но Бог был с ним, и было сделано много доброго. Он приобрел или оставил там довольно большое количество людей, соблюдающих субботу».

Для тех из нас, кто живет в более благоприятные времена, сложно понять лишения, которые выпали на долю ранних адвентистов в выполнении их миссии. Джеймс Уайт позднее комментировал, что «те немногие, которые учили истине, путешествовали пешком, в вагонах второго класса или на пароходных палубах по причине недостатка средств». Такое путешествие, отмечала его жена, заставляло их находиться среди «табачного дыма, не говоря уже о ругательствах и неприличных разговорах экипажа корабля и неблагородной части путешествующей публики» (Свидетельства для Церкви, т.1, с. 77). Ночью они часто спали на полу, на ящиках с грузом или мешках с зерном, используя свой чемодан в качестве подушки и пальто вместо одеяла. Зимой они ходили по палубе, чтобы согреться.

А мы воображаем, что у нас тяжелое служение, что мы живем жертвенной жизнью. Подумайте еще раз. У большинства из нас нет ни малейшего представления о жертвах, которых стоило устройство нашей Церкви.

6 апреля.

Назначение дат — I

О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один. Мф.24:36.

Несмотря на внятные слова Иисуса по этому вопросу, а также неудачу миллеритов при попытке назначить дату Второго пришествия, искушение назначить новую дату или хоть как-то обозначить ее не ослабевало. Признавая привлекательность подобной возможности, необходимо помнить, что неизбежный крах всегда негативно воздействует на Церковь и ее членов.

После провала предсказания о том, что Иисус вернется в октябре 1844 года, казалось вполне естественным для разочарованных адвентистов продолжать устанавливать даты на основании различных пророчеств. Так, Уильям Миллер и Джозеф Литч выразили надежду, что Иисус придет перед концом иудейского 1844 года (то есть к весне 1845 года). Х. Х. Гросс, Джозеф Марш и другие назначали даты в 1846 году. И, когда этот год миновал, Гросс нашел причины ожидать Христа в 1847 году.

Первые адвентисты, соблюдающие субботу, также имели склонность к назначению дат. В сентябре 1845 года Джеймс Уайт твердо верил, что Иисус вернется в десятый день седьмого иудейского месяца, то есть в октябре текущего года. Именно поэтому он обличал адвентистские пары, которые объявляли о своем намерении жениться, и говорил, что они поддались «дьявольской уловке» и «отреклись от веры» во Второе пришествие, так как «подобный шаг предполагает долгие годы жизни на этой земле».

Тем не менее «за несколько дней до наступления срока, — вспоминал Джеймс, — я был в Фейрхевене и Дартмауте, штат Массачусетс, с вестью. В это время Елена Уайт находилась с группой верующих в Карвере, штат Массачусетс, где она увидела в видении, что мы будем разочарованы и что святые должны пройти через «скорбное время Иакова», которое ждало их впереди. Ее взгляд на скорбное время Иакова был для нас и для нее тоже чем-то абсолютно новым».

Этот опыт, по-видимому, исцелил Джеймса Уайта от спекуляций насчет назначения дат Второго пришествия. Но, как мы увидим завтра, это не остановило Бейтса.

Назначение даты Второго пришествия!

Возможно, большинству из нас это кажется естественным. Именно об этом просили ученики в Мф.24. Но Он отказался. И Он до сих пор отказывается. В этом есть важный урок, который нам необходимо усвоить.

7-апреля

Назначение дат — II

Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет. Мф.24:42.

Это ли имел в виду Иисус? Уверен, должен .быть найден какой-то способ установить время пришествия, по крайней мере, нами, верными адвентистами.

Так думал Джозеф Бейтс в 1850 году. Уходящее время, должно быть, тяготило его. Со времени разочарования прошло шесть долгих лет. Ему казалось, что он непременно обнаружит дату, если будет усердно трудиться. И к 1850 году Бейтс был вполне уверен, что справился с задачей.

В этом году он пишет, что «семь пятен крови на золотом жертвеннике перед престолом благодати во Святом святых, я уверен, символизируют длительность судебного процесса над живущими святыми».

Большинство из нас слышали о вполне обоснованном принципе пророческого толкования «день за год». Но Бейтс открыл собственный принцип: пятно крови за год. Используя свой «новый свет», Бейтс пришел к выводу, что суд, предваряющий пришествие, будет длиться семь лет и закончится приходом Христа в октябре 1851 года.

Обладая видным положением в сообществе соблюдающих субботу, Бейтс вскоре приобрел последователей. Но супруги Уайт решительно отвергли его идеи.

В ноябре 1850 года Елена Уайт открыто заявила: «Господь показал мне, что, начиная с 1844 года, время не является принципиально важным вопросом и никогда уже не будет таковым» (Истина для настоящего времени, ноябрь 1850 г.).

Затем 21 июля 1851 года, Korдa волнение по этому вопросу усилилось, она написала в «Ревью энд Геральд»: «Господь показал мне, что весть третьего ангела должна быть проповедана рассеянным детям, Господним. Она не должна зависеть от дат, ибо время пришествия никогда не будет ключевым вопросом. Я видела, что некоторыми овладело ложное возбуждение, вызванное проповедями о датах. Но, весть третьего ангела сильнее, чем любые даты. Я видела, что эта весть устоит на собственном основании и не нуждается ни в каких датах для ее усиления. Она будет шествовать со всей мощью и совершать свое дело».

Церковь сегодня нуждается в том, чтобы прислушаться к этому наставлению. Глядя на Церковь, я вижу людей, которые забыли о силе своей вести. Я до сих пор ПОМНЮ всю мощь истин Откровения, которые поразил и меня, когда я впервые принял их почти 50 лет назад. С годами их сила не стала меньше. Одной из главных нужд современного адвентизма является обновление этой вести.

8 апреля

Назначение дат — III

По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. Мф.25:19.

Вчера мы видели Джозефа Бейтса, ведущего упорную борьбу с идеей «долгого времени» из проповеди Иисуса в Мф.24 и 25. На основании принципа «пятно крови за год» он решил, что Иисус вернется в октябре 1851 года. Мы также увидели Елену Уайт, отрицающую доводы Бейтса. Но на этом дело не закончилось. Давайте посмотрим, что было дальше.

«Я видела, — писала она в «Ревью» 21 июля 1851 года, — что некоторые ждут пришествия в ближайшую осень, планируя свои дела с учетом этой даты. Я видела, что это ошибка, и вот по какой причине: вместо того, чтобы ежедневно приходить к Богу, чтобы узнать свои обязанности НА СЕЙ ДЕНЬ, они смотрят вперед и проводят свои вычисления так, словно знают, что работа закончится этой осенью, вместо того чтобы ежедневно вопрошать Бога о своих обязанностях».

В следующем месяце Джеймс отделился от Бейтса, заявляя, что он с самого начала, еще год назад, был против его учения о времени пришествия. Ссылаясь на теорию Джозефа, Уайт писал, что «к некоторым, кто так учит, мы питаем большое уважение и «сердечно» любим их, как своих братьев, и чувствуем, что нам тяжело говорить нечто, могущее ранить их чувства. И все же мы не можем не привести некоторых причин, почему мы не принимаем никакие даты». Затем он изложил шесть пунктов, согласно которым он верит, что Бейтс не прав.

Сопротивление супругов Уайт, по-видимому, убедило Бейтса (который верил, что Елена Уайт была пророком), что он был не прав по вопросу даты. Вскоре он и большинство его последователей сместили акценты. В результате в начале сентября Джеймс сообщает, что в его недавней поездке по церквам проповедь о «семилетнем периоде» уже не имела места. Но, как отмечала Елена Уайт в ноябре, некоторые из его последователей продолжали придерживаться его идеи и были очень.«подавлены и мрачны», смущены и сбиты с толку (Письмо 8, 1851 г.).

Кризис «семи пятен» исцелил Бейтса от назначения дат. После этого, осознавая близость конца, он никогда больше не назначал дату Второго пришествия.

К большому сожалению, некоторые из его духовных последователей не усвоили урока. Искушение назначать время, сопровождаемое волнением, а затем разочарованием, все еще имеет место в нашей среде. Жаль, но многие адвентисты больше заняты вопросом даты Второго пришествия, чем своими «обязанностями НА ЭТОТ ДЕНЬ». Не стоит ожидать Божьих благословений до тех пор, пока мы правильно не расставим приоритеты.

Господи, помоги нам сегодня сосредоточиться на наших «обязанностях НА СЕЙ ДЕНЬ».

9 апреля

Назначение дат — IV

И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Мф.25:5.

Полемика Елены Уайт с Бейтсом в 1851 году была не первым случаем, когда она противостояла назначению даты. Уже в 1845 году она снова и снова предостерегала своих собратьев, что время пришествия не имело теперь значения, что наступление каждой новой предполагаемой даты будет ослаблять веру тех, кто возлагает на нее свои надежды. Даже ее первое видение намекало на то, что, возможно, город еще «очень далеко». В ответ на эту ее позицию некоторые обвиняли ее в том, что она «была злым рабом, который сказал в сердце своем «не скоро придет Господин мой»» (Ранние произведения, с. 14-15,22).

Она ясно говорила о том, что весть третьего ангела являет собой более надежное основание для веры, чем назначение даты. Кроме того, она настоятельно увещевала соблюдающих субботу не поддаваться всеобщему возбуждению в отношении назначения даты, но обратиться к их насущной обязанности на земле. Этот акцент, как мы увидим, в конечном итоге сформирует логическое обоснование для создания адвентистских учреждений, которые способствовали распространению адвентизма седьмого дня в самых дальних уголках земли.

Кажется, Иисус вполне определенно высказывается по теме назначения даты в Мф.24. Но если для кого-то этого недостаточно, Елена Уайт указала на возможные последствия.

И все же некоторые адвентисты седьмого дня все еще назначают даты в своих отчаянных попытках поддержать религиозный пыл. Я вспоминаю 1964 год. Многие были уверены, что Иисус придет в этом году, поскольку Библия учит, что «как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого» (Лк.17:26). А разве Ной не проповедовал свою весть в течение 120 лет перед тем, как начался потоп? Вуаля! Вот вам и дата. Адвентисты проповедовали свою весть в течение 120 лет с 1844 года. «Доказательство» было убедительным. Иисус вернется в 1964 году, возможно, 22 октября.

А потом был 2000 год, начало седьмого тысячелетия, субботнего тысячелетия небесного покоя. Люди повсюду приходили в восторг по поводу этой даты. В этом году одна адвентистская книга стала бестселлером. На ней были изображены часы, показывающие, что осталось несколько минут до полуночи, «когда придет Жених».

Печальным фактом является то, что адвентисты все еще находятся в эсхатологическом волнении и пренебрегают «насущными обязанностями». Они, к сожалению, более заняты концовкой вести Иисуса в Мф.24 и 25.

Помоги нам, Господи, питаться твердой пищей, а не духовным сахаром.

10 апреля

Альтернатива назначению даты — I

Господин его сказал ему: «хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Мф.25:21.     

Проповедь в Евангелии от Матфея 24-25-й главах выглядит довольно странно!

Мы видим учеников, вопрошающих Христа о разрушении храма и о признаках Его возвращения и кончины века. Ответ Иисуса, прямо скажем, должен был разочаровать их. Взять хотя бы то, что Он предоставил им список «признаков», которые имеют место в каждом столетии, такие как войны, землетрясения, глады, а затем добавляет, что «это еще не конец» и «всё же это — начало болезней» (Мф.24:6,8).

Кроме того, Иисус связывает воедино события, относящиеся к разрушению Иерусалима в 70 году н. Э., И Второе пришествие. Затем говорит им, что никто, кроме Бога, не знает времени пришествия (стих 36). А Свой ответ на вопрос о признаках Иисус заканчивает предостережением: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (стих 42). Он как бы говорит, «Не заботьтесь о времени».

С этого места в своей проповеди Иисус переходит от признаков к тому, что Он больше всего хотел сказать Своим ученикам, жаждущим скорого конца времен. Начиная со стиха 43, Иисус рассказывает пять притч, которые постепенно ведут к тому, что им более всего необходимо было услышать, вместо того что они хотели услышать (т. е. насколько близок конец).

Первая притча (стихи 43-44) только дает понять, что нужно бодрствовать, ибо время пришествия неизвестно. Вторая притча (стихи 45-51 ) сообщает, что у них есть обязанности на время бодрствования и ожидания и что ждать придется дольше, чем они планировали. Третья притча (Мф.25:1-13) продолжает тему затянувшегося ожидания, но делает акцент на необходимости готовиться к этому событию. Четвертая притча (стихи 14-30) указывает на то, как они должны готовиться. Они должны развивать свои таланты и быть верными в их использовании. И заключительная проповедь — об овцах и козлах (стихи 31-46) подробно излагает суть их работы во время ожидания и бодрствования.

Другими словами, Иисус направляет дискуссию от времени пришествия к ежедневным обязанностям. Джон Уэсли, основатель методизма, уловил основную мысль Иисуса. Когда кто-то спрашивал его, что он будет делать сегодня, если узнает, что Иисус придет завтра, он отвечал: «То же, что и собирался».

Господи, помоги нам понять, что быть готовым — не значит испытывать эмоциональный подъем, но добросовестно исполнять Твою волю, пока мы живем на этой земле.

11 апреля .

Альтернатива назначения дат — II

Истинно говорю вам: так как вы сделали одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Мф.25:40.

Как быть верным адвентистом? Вот в чем вопрос.

Ученики и первые адвентисты (и многие наши современники) хотели проводить свое ожидание на эмоциональном подъеме. Но Иисус направил их внимание к более практичной сфере, т. е. показал, что нужно оставаться верными каждый день жизни.

Вчера мы остановились на притче об овцах и козлах из Матфея 25:31-46.

Елена Уайт верно передала значение притчи Иисуса, когда писала: «Вот так Иисус на Елеонской горе показал ученикам сцену великого Судного дня. И решение этого суда Он поставил в зависимость от определенного критерия. Когда перед Ним соберутся все народы, будет только две группы людей, и их вечная участь будет определяться тем, что они сделали или не захотели сделать для Него в лице бедных и страждущих… Те, кого Иисус объявит достойными спасения, могли плохо разбираться в богословии, но хранили Его принципы. Находясь под влиянием Божьего Духа, они были благословением для окружающих. Даже среди язычников есть те, которые сохранили дух доброты; еще до того, как живительные слова донеслись до их слуха, они помогали миссионерам, служа им с риском для жизни. Среди язычников есть и те, которые служат Богу, не зная об этом, кому свет никогда не был открыт человеческими средствами, но которые все же не погибнут. Не зная писаного Закона Божьего, они слышали Его голос, говорящий к ним в природе, и действовали согласно этому Закону. Их дела являются доказательством того, что Святой Дух тронул их сердца, и они признаются детьми Божьими» (Желание веков, с. 637, 638).

Тронул ли Дух Святой мое сердце? В чем мои устремления как адвентисга?

В восторге от последнего проповедника, который убеждал церковь в близости пришествия? Или в «обязанности НА СЕЙ ДЕНЬ» во время ожидания?

Должен признать, что волнующее состояние по определению более привлекательно. Но в «обязанностях НА СЕЙ ДЕНЬ» больше христианства!

Настоящий адвентист, с точки зрения Иисуса, не тот, кто может лишь думать о близости пришествия, но тот, кто живет жизнью Божьей любви, надеясь и ожидая и бодрствуя вплоть до этого лучшего дня.

Сегодня, мой друг, Иисус желает, чтобы каждый из нас жил по-хрисгиански и, таким образом, ожидал мира грядущего.

12 апреля

Адвентисты открытой двери — I

Вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее. Откр.3:8.

Несколько недель назад мы отмечали, что первые субботствующие были адвентистами закрытой двери. Миллер использовал выражение «закрытая дверь» из Мф.25:10. для обозначения конца испытания перед прибытием жениха, или Христа. Иными словами, это означало, что каждый должен принять решение за или против Христа перед Его возвращением и что после Второго пришествия второго шанса не будет. Это воистину библейское учение.

Но понимание Миллером закрытой двери заключало в себе проблему.

Точнее, он связал Второе пришествие с окончанием периода в 2300 дней из Дан.8:14. Таким образом, вплоть до конца 1844 года он верил, что это испытание закончилось 22 октября, что дело проповеди Благой вести завершено и что грешники больше не могут обратиться.

Все без исключения первые адвентисты, соблюдающие субботу, верили в принцип закрытой двери. Однако, изучая Библию, как мы видели ранее, они поняли, что очищение святилища не было Вторым пришествием, но имело отношение к служению Христа в небесном храме.

На тот момент их богословие страдало некоторым несоответствием. Они изменили свое понимание очищения святилища, но оставили прежним толкование времени закрытия двери. Изменение в одном аспекте, в любом случае, требовало изменения в другом. Но эта проблема была обнаружена верующими не сразу.

Лишь в начале 1850 года они займут сбалансированную позицию по этой теме. Но изменения произойдут не потому, что они нашли свою ошибку в Библии. Наоборот, они столкнулись с другой проблемой, которая возникала снова и снова. Нравилось им это или нет, к ним приходили все новые обращенные, которые не прошли через миллеритский опыт. Вначале они думали, то нужно отказывать им в крещении, поскольку такие обращения были «невозможны». Так было в случае Дж.Х.Ваггонера, который позднее стал ведущим служителем адвентистов седьмого дня.

Именно наличие обращенных, которых не должно было быть, заставило соблюдающих субботу заново изучить эту тему в Библии. В конце 1851 в начале 1852 года они поняли, что ошибались. В итоге они сделали вывод, что, хотя испытание закончится перед пришествием, этого еще не произошло. Такое понимание открыло путь для распространения Благой вести.

Как хорошо, что Бог ведет нас даже тогда, когда у нас в голове путаница!

13 апреля

Бог использует даже наши ошибки

Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою. Пс.31:8.

Мы служим милосердному Богу.

Если бы я имел дело с людьми, которые не замечают своих ошибок, я бы, скорее всего, либо игнорировал их, либо позволил бы им пожать плоды собственных ошибок. Уж во всяком случае, не стал бы благословлять таких людей, несмотря на их ошибки. Можно быть благодарными, что у Бога другой характер. Бог, Которому мы служим, благословляет нас вне зависимости от того, кто мы. есть. Он не только помогает нам решить проблемы, но и благословляет нас в процессе решения этих проблем. Евангельская истина в том, что Бог использует даже наши ошибки.

Так было с опытом закрытой двери. Соблюдающие субботу стали жертвой явного и серьезного богословского заблуждения. Они верили, что проповедь Евангелия должна звучать только среди тех, кто принял весть Миллера в 1830 -1840-х годах, потому что для остальных дверь благодати закрылась.

Но Бог использовал эту ошибку во благо движения. Сначала Он направил небольшую группу соблюдающих субботу, чтобы за этот исторический период построить твердое богословское основание. Таким образом, они не тратили свои скудные ресурсы на евангельскую работу до того момента, пока у них не появилась весть. Далее, доработав свою теологическую концепцию, между 1848 и 1851 годами они ограничили свою евангельскую деятельность другими миллеритами. И только после того, как они обрели твердое богословское основание и существенное количество активных членов Церкви, они были в состоянии достичь большего числа людей в самых отдаленных уголках земли.

Оглядываясь на историю адвентизма закрытой двери, я вижу, что эта ступень была необходима для развития движения. Шаг за шагом Бог вел их к тому, чтобы построить твердое основание, с которого можно было начать исполнение своей миссии — проповедовать «всякому племени, и колену, и языку, и народу» (Откр.14:6).

Бог благословляет нас в любом случае. Это Евангелие, это Благая весть.

А как насчет тебя, мой друг? Благословляем ли мы тех, кто медлен в учении? Есть ли у тебя и у меня тот же дух? Хотим ли мы этого? Сегодня я призываю каждого из нас проявлять благодать Божью в нашей повседневной жизни по отношению к нашим женам, мужьям, детям и собратьям по церкви.

Помоги нам, Отец наш, благословлять даже тогда, когда люди вокруг нас совершают серьезные ошибки.

14 апреля

Адвентисты открытой двери — II

И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святой, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет — и никто не затворит, затворяет — и никто не отворит. Откр.3:7.

Одним из самых значительных событий в истории адвентизма седьмого дня был переход от принципа закрытой двери к принципу открытой двери в начале 1850-х годов.

Перед тем, как мы рассмотрим эту новую позицию, мы должны обобщить, что они вкладывали в старую идею. К концу 1840-х годов фраза «закрытая дверь» означала для них по меньшей мере три аспекта: (1) испытание окончилось 22 октября 1844 года; (2) в этот день исполнилось пророчество; (3) с этого момента их евангельская миссия была обращена только к миллеритам.

Большинство дискуссий по данному вопросу вращалось вокруг пунктов 1 и 3, но пункт 2 был не менее важен. Когда Джеймс Уайт говорил о соблюдающих субботу как о людях седьмого дня и закрытой двери, он ссылался на две ключевые доктрины — о субботе и о том, что пророчество действительно исполнилось в 1844 году в конце 2 300 дней. Они никогда не меняли своего видения по второй позиции.

Но, как мы отмечали ранее, исполнение пророчества явно не являлось Вторым пришествием. Таким образом, испытание не было закончено. в результате они осознали свою ошибку в пункте 1 и отказались от идеи закрытой двери.

Такой вывод привел их к изменению пункта 3. Начиная с видения Елены Уайт в ноябре 1848 касательно издания адвентистской литературы, которая шествовала по всему миру, верующие постепенно стали понимать, что дверь для проповеди миру еще открыта. С особой ясностью они увидели, что обладают вестью о последнем времени для всего мира, а не только для бывших миллеритов.

Как выразилась Елена Уайт в марте 1849 года, ей «было показано, что время, когда заповеди Божьи должны воссиять со всей их важностью … настало, когда открылась дверь во Святое святых небесного святилища, где находится ковчег». В 1844 году, согласно этой точке зрения, Иисус, встав, закрыл дверь во Святое и открыл дверь во Святое святых. «Я видела, что Иисус закрыл дверь во Святое, и никто не сможет открыть ее, и открыл дверь во Святое святых, и никто не сможет закрыть ее» (Ранние произведения, с. 42). И с этим открытием пришло понимание новой вести о субботе и смежных с ней пророческих тем, которые в итоге направят соблюдающих субботу во все концы земли.

С точки зрения миссии, адвентизм никогда не будет прежним. Он встретил миссию открытой двери вестью, о которой мир должен услышать перед пришествием Иисуса на облаках.

15 апреля

Очищение адвентистской вести

Ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их. Откр.7:17.

Ревизионизм стал инструментом развития адвентизма в 1850- х годах, когда они начали пересматривать некоторые из своих убеждений и соответственно их корректировать.

Как мы вчера увидели, так было и в вопросе закрытой двери. Таким образом, к началу 1852 года Джеймс Уайт заявил: «Мы учим об ОТКРЫТОЙ ДВЕРИ и приглашаем тех, кто имеет ухо, чтобы слышать, идти к ней и найти спасение через Иисуса Христа. Слава, превосходящая разумение, показывает, что Иисус ОТКРЫЛ ДВЕРЬ во Святое святых … Если скажут, что мы исповедуем принцип ОТКРЫТОЙ ДВЕРИ и субботу, мы не станем возражать; ибо в этом наша вера».

В течение 1850-х годов он и другие соблюдающие субботу радовались не только Божьему руководству, но и красоте их вести вкупе с важностью поручения, которое Он им дал.

В их позиции было нечто жизненно важное. Они не боялись признать свои заблуждения. Они не только были тверды в убеждениях, которые были результатом внимательного изучения Библии, но и были готовы скорректировать то, что, как показывал о время и дальнейшее исследование Библии, было ошибкой.

Многие из нас рассматривают истину как нечто статичное. Некоторые из нас даже воспринимают весть Церкви адвентистов седьмого дня как нечто, возникшее в готовом виде в 1840-х годах.

Нет ничего дальше от истины. Адвентистская система верований — это динамичный аспект движения. Наша Церковь всегда была готова следовать Божьему водительству. Таким образом, со временем ее понимание библейской истины и миссии росло и ширилось. Возводя здание на том, что является действительно твердым основанием, включая столпы вероучения, а также понимание хода пророческих событий, описанных в Откровении 12:1 — 14:20, Церковь продолжает приводить в порядок свою систему верований, чтобы все более соответствовать верному пониманию библейской вести и нуждам грешного мира.

И изменения еще не окончены. Бог будет вести Свой народ до того дня, когда мы увидим Христа, грядущего на облаках.

Благодарим Тебя, Отец наш, за то, что Ты вел нас в прошлом. И мы надеемся на Твое руководство в будущем. Помоги нам иметь открытый разум и готовые сердца, когда Ты шаг за шагом будешь направлять нас.

16 апреля

Очищение вести второго ангела — I

И другой ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы. Откр.14:8.

В какой мере адвентистам седьмого дня следует сотрудничать с другими христианскими деноминациями? Следует ли адвентистским служителям быть активными в ассоциациях пасторских общин? Следует ли церкви и ее членам участвовать в общих с другими деноминациями проектах? Если да, то на какой основе?           

Это важные вопросы. В конце концов, разве пионеры нашего движения не учили, что все другие церкви — это часть павшего Вавилона из Откровения 14:8 и 18:1-4?

Конечно учили. По этой причине различные группы адвентистов до сих пор недопонимают вопрос сотрудничества с другими христианами. К счастью, адвентистская история проливает свет на падший Вавилон и близкие к нему темы.

Как мы убедились ранее, к моменту появления адвентистов, соблюдающих субботу, концепция Вавилона уже глубоко укоренилось среди первых адвентистов. Чарльз Фитч, как мы отметили ранее, подготовил почву для миллеритского понимания, когда начал провозглашать падение Вавилона летом 1843 года. По мнению Фитча, в Вавилон входили католики и те протестанты, которые отвергли библейское учение о Втором пришествии.

Джеймс Уайт подтвердил это понимание в 1859 году, когда написал: «Мы без колебаний относим Вавилон из Книги Откровение ко всему падшему христианству». Падение, как он видел это, включало моральное разложение и смешение христианских учений с нехристианской философией, такими как учение о бессмертии души. Последнее делало церкви беззащитными перед лицом таких верований, как спиритизм. Словом, Вавилон означал заблуждающиеся церкви.

Но со временем, в начале 1850-х годов, адвентисты стали замечать, что у деноминаций, которые соблюдали воскресенье, было много хорошего. Они многое правильно понимали и правильно действовали. Мир не был таким черно-белым, как они сначала думали. Такие мысли привели их к дальнейшей перемене взгляда на весть второго ангела.

Помоги нам, Господи, видеть хорошее в других людях, даже в тех, чья система верований несколько или даже весьма ошибочна.

17 апреля

Очищение вести второго ангела — II

После сего я увидел иного Ангела, сходящего с неба и имеющего власть великую; земля осветилась от славы его. И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделался жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице. Откр.14.8.

Когда адвентисты отказались от своего учения о том, что дверь благодати закрыта, открылся путь для нового взгляда на падший Вавилон.

Первым важным аспектом вести второго ангела было понимание того, что падение Вавилона было двухфазным, или постепенным. Тогда как Фитч рассматривал Откровение 14:8 и 18:1-4 как одно событие, Джеймс Уайт и соблюдающие субботу стали толковать эти два текста как отдельные эпизоды.

Уайт отмечал, что падший Вавилон, описанный в 14:8, «находится в прошлом», тогда как события 18:1-4 имеют отношение к настоящему и особенно к будущему. Вот что он писал в 1859 году: «Первое, она [блудница] пала (14:8); второе, она становится жилищем бесов и «пристанищем всякому нечистому духу», третье, Божий народ призван выйти из нее; и четвертое, на нее изливаются язвы».

Таким образом, хотя соблюдающие субботу верили, что религиозный мир совершил серьезную ошибку в начале 1840-х годов, когда отверг библейское учение о Втором пришествии и преследовал народ, который придерживается этой доктрины, все же падение 1840-х годов было только началом заблуждения Вавилона.

События перед концом времени приведут церкви к еще более серьезной моральной и доктринальной смуте, пока Бог окончательно не отступит от этих безнадежно заблудших церквей, которые решили стать частью Вавилона.

Елена Уайт поддержала предложенное мужем новое понимание падшего Вавилона и пошла еще дальше. На ее взгляд, «окончательное исполнение Откровения 14:8 еще впереди». Как результат, «великое множество истинных последователей Христа все еще» находится в неадвентистских церквах. Таким образом, Вавилон заблуждается, но еще не пал. Кроме того, призыв оставить Вавилон не прозвучит в полной мере до времени, близкого к пришествию, когда Вавилон наконец падет окончательно. В результате, заявляет она, призыв «выйди от нее, народ Мой», из Откровения 18:1-4 «ознаменует собой последнее предупреждение, данное жителям земли» (Великая борьба, с. 389, 390, 604).

Господи, не каждый мыслит так, как я. На это могут быть веские причины. Помоги мне сегодня взрастить в себе понимающее сердце, которое отстаивает истину, но обходительно с теми, чье видение вещей отличается от моего собственного.

18 апреля

Основание для сотрудничества — I

Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой. Ин.10:16.

Новый взгляд Джеймса и Елены Уайт на идею закрытой двери и падение Вавилона создал богословскую основу для сотрудничества с другими христианскими организациями. По мере того как адвентисты седьмого дня осознавали, что Второе пришествие не так близко, как они сначала ожидали, сотрудничество адвентистов с другими деноминациями становилось все более тесным.

Однако вопрос сотрудничества с «другими» привнесет свои характерные черты в деноминацию, которая разделится на «умеренных» и «крайних». Умеренные придут к необходимости плодотворного сотрудничества, которое, тем не менее, не допускает компромиссов теологического или этического характера. В то же время сторонники крайнего направления будут испытывать трудности, работая с группами верующих, не разделяющих точно такие же убеждения, как и они.

Примером может послужить позиция адвентизма по отношению к женскому христианскому союзу воздержания (ЖХСВ). Движение, очевидно, имело неплохие идеи (т.е. истинные). В конце концов, оно выступало за воздержание — идея, которую проповедуют адвентисты. В результате уже в 1877 году адвентизм начал объединять свои усилия с ЖХСВ.

Чем дальше, тем лучше для ЖХСВ. Они казались милыми христианскими женщинами. Но затем в 1887 году они испортили свою репутацию тем, что содействовали Национальной Реформационной Ассоциации в попытке узаконить празднование воскресного дня. В том же году ЖХСВ создал в своей организации отдел по соблюдению воскресного дня. В следующем году этот отдел поддержал национальный законопроект о воскресном дне, предложенный сенатором Блером.

Такие шаги в глазах некоторых адвентистов, определенно, уподобили ЖХСВ быстро разлагающейся части Вавилона. Имея «истину» в вопросе воздержания, эта организация одновременно «заблуждалась» по вопросу субботы. Некоторые адвентисты вопрошали: если это не заблуждение или Вавилон, тогда что это? Подобные события продолжали беспокоить адвентистские ряды все 1890-е годы.

Таково было положение дел. Задание на сегодня: обсудите с другими или подумайте о правильном отношении и действиях, которые нужно было бы предпринять в такой ситуации.

Почему сегодня вы делаете тот или иной выбор? Какими принципами вы руководствовались, когда принимали решение? Как эти вопросы отражаются на том, что значит быть адвентистом-христианином в современном мире?

19 апреля

Основание для сотрудничества — II

При сем Иоанн сказал: Учитель! мы видели человека, который именем Твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему потому что не ходит за нами. Мк.9:38.

«Не запрещайте ему, — сказал Иисус, — ибо никто, сотворивший чудо именем Моим, не может вскоре злословить Меня. Ибо кто не против вас, тот за вас» (Мк.9:39-40).

Итак, должны ли мы как адвентисты открыто объединять свои усилия с теми, у кого есть некая истина наряду с серьезными заблуждениями?

Елена Уайт и другие адвентисты в течение 1890-х годов прекрасно знали о взглядах по вопросу воскресенья женского христианского союза воздержания (ЖХСВ), но на протяжении 1890-х годов они старались сотрудничать с ними, насколько это было возможно.

Тем не менее другие адвентисты не были уверены, что это правильная позиция. Алонзо Т. Джонс, например, как издатель «Ревью энд Геральд» выпустил несколько изданий о том, что ЖХСВ был отступником и еще проявит свою религиозную нетерпимость.

Такое черно-белое представление вызвало серию писем от Елены Уайт.

Будучи той, кто был готов работать при некотором напряжении, она советовала Джонсу не быть таким жестким и осуждающим к тем, кто не смотрит на мир глазами адвентистов. «Есть, — писала она, — жизненно важные истины, о которых они очень мало знают». Поэтому «с ними нужно обращаться с нежностью, любовью и уважением к их доброму труду. Вы не должны обращаться с ними так, как сейчас» (Письмо 62, 1900 г.).

Она подчеркивала, что не спорит с «истинной сутью» его позиции, но скорее с его недостатком видения, такта и доброты. Его подход, заявляла она, приведет членов ЖХСВ к заключению: «Вот видите, невозможно вступать ни в какой союз с адвентистами седьмого дня; потому что они не дадут нам никакой возможности сотрудничать с ними, пока мы не уверуем точно так же, как верят они» (там же).

Она подчеркивала: нужно искать доверия работников ЖХСВ, пребывая в согласии с ними, насколько это возможно». Они могли научиться некоторым знаниям от нас и мы — от них (там же).

С другой стороны, она побуждала Джонса не представлять истину «настолько грозно», что слушатели в отчаянии отвернутся. Она умоляла его иметь «христоподобную нежность» к тем, кто имел другой взгляд на мир.

Каков мой «коэффициент терпимости»? Выражает ли мой подход к тем, кто отличается от меня, «христоподобную нежность»?

Помоги мне, Господи, быть более похожим на Тебя в отношениях со всеми людьми.

20 апреля

Основание для сотрудничества — III

Каждый помогает своему товарищу и говорит своему брату: «крепись!». Ис.41:6.

Новое понимание закрытой двери и Вавилона заложило основание для сотрудничества адвентистов, соблюдающих субботу, с теми, чье богословие отличалось от их собственного. Но на каких принципах?

И снова женский христианский союз воздержания, поддерживающий святость воскресенья, дает нам хороший пример. «Мне дан был свет, — писала Елена Уайт, — что в то время, как со своей стороны мы не должны жертвовать принципами, мы должны, насколько это возможно, объединиться с ними в работе за реформу воздержания ….

Мне было показано, что мы не должны избегать работников ЖХСВ. Объединяясь с ними ради всеобщей трезвости, мы не изменяем нашей позиции относительно соблюдения субботнего дня, и мы можем выразить свою высокую оценку их позиции относительно вопроса умеренности.

Открывая дверь и приглашая их объединиться с нами по вопросу воздержания, мы приобретаем их помощь в этой области; и они, объединяясь с нами, услышат новые истины, которые Дух Святой желает запечатлеть в их сердцах» (Ревью энд Геральд, 18 июня 1908 г.).

Это был тот миротворческий дух, который позволил Елене Уайт дать адвентистским пасторам рекомендацию знакомиться с другими священнослужителями их района, давая им понять, что адвентисты — это «реформаторы, а не фанатики». Она советовала сосредоточиться на «общей территории», которую адвентисты делили с другими, и скорее «представлять истину такой, как она есть в Иисусе», чем пренебрежительно относиться к другим церквам. Используя такую тактику, адвентистские пасторы могли «сблизиться со служителями других деноминаций» (Евангелизм, с. 143-144, 227, 562).

Мы должны остерегаться стрелять из «вавилонского ружья» в каждого, кто смотрит на вещи иными глазами. Адвентистская история наставляет нас в этом. Новая трактовка Вавилона в 1850-х годах обеспечила важное основание для участия адвентизма в действиях мира, который все еще не пришел к своему концу.

Таков плод возрастания Джеймса Уайта в понимании двухфазного падения Вавилона в 1859 году. Нам нужно научиться жить, сотрудничая с теми,. кто отличается от нас, и в то же время твердо храня и отстаивая те чудесные библейские истины, которые сделали нас одним народом. Единственной тому альтернативой является адвентистский монастырь.

Помоги нам, Господи, научиться принципам и нуждам сотрудничества, когда мы протягиваем руку, чтобы изменить мир.

21 апреля

Новое прочтение вести первого ангела — I

И увидел я другого Ангела, летящего посредине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле, и всякому племени, и колену, и языку, и народу; и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо, и землю, и море, и источники вод. Откр.14:6-7.

Какая сильная весть! О ней часто слышат адвентисты, но, возможно, не так часто размышляют. Давайте сегодня сделаем это.

В этой вести четыре основные истины. Первая — вечное Евангелие. Для миллеритов вечное Евангелие было чем-то большим, чем просто крест и воскресение Иисуса. Оно включало в себя также лучшую часть доброй вести — что Иисус вернется, чтобы сделать явью те благословения, которые были приобретены Его распятием и победой над смертью. Таким образом, вечное Евангелие включало в себя Второе пришествие, воскресение тех, кто умер во Христе, преображение тех, кто был еще жив, чтобы встретить Христа на воздухе, и царство Небесное во всей его полноте. Для миллеритов и первых соблюдающих субботу вечное Евангелие включало все это и даже больше.

Во второй части вести указано, что она будет проповедана по всей земле.

Помня об этом, Дж. В. Хаймс послал миллеритскую литературу на каждую протестантскую миссионерскую станцию в мире. Первые адвентисты, соблюдающие субботу, напротив, говорили, что миллериты исполнили свою миссию в начале 1840-х годов. Лишь постепенно соблюдающие субботу начали выполнять свои миссионерские обязанности.

Третью часть, которая провозглашает, что час Божьего суда настал, миллериты рассматривали как Второе пришествие. Для них это была исполнительная фаза суда, во время которой Бог раздавал награды тем, кто служил Ему. Именно здесь, как мы позже увидим, соблюдающие субботу откроют для себя некоторые новые идеи.

Четвертую часть, имеющую отношение к поклонению Создателю, миллериты особенно не подчеркивали. Но, как мы видели несколько недель назад, соблюдающие субботу правильно уловили параллель между Исх.20 и Быт.2:1-3. Они связали ссылку на субботу с Откр.12:17 и 14:12, то есть со стихами, говорящими, что в последние дни у Бога будет особый народ, соблюдающий заповеди. Таким образом, поклонение Создателю из Откр.14:7 представляет собой центральный аспект адвентистского учения.

Вести трех ангелов из Откр.14 являются последними Божьими вестями к погибающему миру. Нам нужно проводить сегодня больше времени, размышляя над их значением.

22 апреля

Новое прочтение вести первого ангела — II

Поставлены были престолы и воссел Ветхий днями … Тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели и раскрылись книги. Дан.7:9-10.

Кроме акцента на седьмой день субботу из Откр.14:7 еще одним важным изменением в концепции вести первого ангела было особое внимание к словам «наступил час суда Его».

Сцену суда из Дан.7, очищение святилища из Дан.8:14 и суд из Откр.14:7 миллериты понимали как суд, который будет иметь место при Втором пришествии. Таким образом, для них это была исполнительная фаза суда, время, когда Бог будет раздавать награды в соответствии с тем, что каждый выбрал и сделал (см. Мф.16:27). Чарльз Фитч утверждал, что суд из Откр.14:7 относился к «разрушению» мира.

Соблюдающие субботу со временем (многим из них это стоило долгих лет изучения Библии) пришли к пониманию того, что суд в этих стихах был судом, происходящим до пришествия, или, как они позже его назвали, следственным судом. Это новое толкование, однако, привело к расколу в их рядах, и не все руководители принимали эту концепцию вплоть до второй половины 1850-х годов. Некоторые критики двадцатого века учили, что адвентисты наскоро выдвинули идею следственного суда вскоре после 1844 года в качестве оправдания своего разочарования. Такая трактовка может звучать правдоподобно, но она не соответствует историческим фактам.

Во-первых, концепция суда перед пришествием берет начало до разочарования в октябре 1844 года. Джозеф Литч развил эту идею к концу 1830-х годов. Его мыслью было то, что суд должен предшествовать воскрешению человека.

В 1841 году он написал, что «ни один человеческий суд не подумает исполнять решение суда над заключенным до того, как пройдет судебное разбирательство. Тем более Бог». Таким образом, Бог, прежде чем воскресить умерших, приведет каждое человеческое дело на суд. При воскрешении Он будет вершить суд в соответствии с выводами следственного суда. Несколько миллеритов приняли концепцию Литча до октября 1844 года. И это было нетрудно, так как учение Библии о том, что Христос даст награду людям, когда придет на облаках небесных, предполагает, что прежде Бог решит, кто восстанет в первое воскресение.

Будем благодарны, что служим справедливому Богу, Который не судит произвольно, по прихоти, но Который полагается на доказательства.

23 апреля

Новое прочтение вести первого ангела — IV

Затем воссядут судьи и отнимут у него [малого рога] власть … Царство же, и власть … дано будет народу святых Всевышнего. Дан.7:26-27.

Вчера мы увидели, что, начиная с конца 1830-х годов, Джозеф Литч начал истолковывать «час суда Его» из Откровения 14:7 как нечто, предшествующее Судному дню. Сам Литч верил, что судебное разбирательство, или суд перед пришествием начался в 1798 году, в конце 1260-дневного пророческого временного периода из Даниила 7:25, а закончится он перед Вторым пришествием в конце 2 300 дней.

Идея суда, предшествующего пришествию, не умерла с разочарованием в октябре 1844 года. Не соблюдающий субботу Енох Джекобс, например, после изучения нагрудника, надеваемого первосвященником в День искупления, заявил в ноябре 1844 года, что «если на десятый день (22 октября 1844 года) не произошло нечто значительное, вроде начала заседания суда, значит, символ еще не встретился с реальностью», пророчество не исполнено и мы все еще во мраке. Для Джекобса «перед личным появлением Христа и воскресением святых имеет место суд».

Опять же, в январе 1845 года Аполлос Хейл и Джозеф Тернер призывали к более глубокому пониманию притчи о браке. В частности, они указывали, что брачная притча из Евангелия от Луки 12 говорит, что людям нужно было ждать, пока Христос вернется с брака. Они далее отмечали, что брачная притча из Мф.22 содержит сцену суда, в которой царь проверяет своих гостей, чтобы установить, одеты ли они в брачную одежду.

Тернер и Хейл связали эти брачные притчи с принятием Христом Его Царства в сцене суда из Дан.7. Они пришли к выводу, что, начиная с 22 октября, у Христа была новая работа, которую необходимо совершать «в невидимом мире». Соответственно, провозгласили они, «Суд здесь!»

К 20 марта 1845 года Миллер отождествил суд из Откр.14 со сценой суда из Дан.7. Он указывал, что, начиная с 1844 года, Бог «в Своем беспристрастии решал дела всех праведных», чтобы «ангелы узнали, кого собирать» при Втором пришествии. «Если это верно, — добавил Миллер, — кто может сказать, что Бог уже не очищает Свое святилище».

Благодарю Тебя, Господи, что Слово Твое столь разумно. Благодарю Тебя, что в конце концов Ты удалишь эгоизм, который управляет этим миром, и установишь вечное Царство, в котором царит праведность.

25 апреля

Новое прочтение вести первого ангела — V

И возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Откр.22:12.

Вчера мы оставили Джеймса Уайта, публично мечущего громы и молнии в Джозефа Бейтса так, что последний уже не так был уверен в отношении суда, предшествующего Второму пришествию. «Для такой точки зрения, — говорил Джеймс, — конечно, в Слове Божием нет оснований».

Для Джеймса «великий день суда будет продолжаться тысячу лет» и начнется при Втором пришествии. Что касается суда перед пришествием, Уайт заметил, что «окончательный приговор не обязательно должен был быть вынесен перед первым воскрешением, как некоторые учили; имена святых написаны на небесах, и Иисус, и ангелы и так знают, кого поднимать и собирать в Новый Иерусалим». Таким образом, в сентябре 1850 года Уайт противостоял своей жене и Бейтсу по теме суда перед пришествием. Но произойдут перемены — постепенно.

Косвенное доказательство изменения точки зрения Джеймса мы находим в Ревью в феврале 1854 года, в котором он опубликовал отрывок из труда Дж. Н. Лафборо, который связывал весть первого ангела с судом перед пришествием. Хотя Лафборо не собирался это публиковать, Джеймс заметил в коротком вступлении, что он напечатал бы материал в любом случае, поскольку «это отвечает на те вопросы, которые нам присылают».

Все сомнения о позиции Джеймса были развеяны в январе 1857 года, когда он от своего имени опубликовал полномасштабную выкладку о суде перед пришествием. И праведники, и грешники, писал он в том месяце, «будут судимы, прежде чем поднимутся из мертвых. Следственный суд дома Божьего, или Церкви, произойдет перед первым воскресением; будет и суд грешников в течение тысячи лет из Откр.20, и они будут воскрешены по окончании этого периода».

Термин «следственный суд» мы находим еще ранее, его первое употребление встречается в статье Элона Эвертса. К 1857 году основная масса адвентистов, соблюдающих субботу, приняла учение о следственном суде.

Развитие доктрины суда перед пришествием наглядно иллюстрирует, как со временем Бог направляет Своих последователей в понимании истин. Он всегда руководит Своим народом в поиске лучшего понимания Его Слова. Его задача — ниспослать это Слово. Наша задача — молитвенно изучать его в стремлении более полно узнать Божью волю и путь.

26 апреля

Суд – это благая весть

Я видел, как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их, доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые. Дан.7:21-22.

Суд — это благая весть! Суд — это Евангелие! Правда? Конечно, многие адвентисты думают иначе.

Я помню свое первое посещение адвентистской церкви. Живя на торговом судне в бухте Сан-Франциско, я не имел ни малейшего интереса к вопросам христианства или суда. Но я встретил девушку, которая привела меня в церковь.

Все увиденное мною там было для меня весьма шокирующим. Никогда не забуду одну «старушку», которая, встав перед группой молодежи и грозя им костлявым пальцем, в недвусмысленных выражениях дала понять, что им лучше не ложиться спать, пытаясь вспомнить и исповедовать каждый когда-либо совершенный ими грех. Ведь никто не знает, когда его имя прозвучит перед небесным судом. И когда это про изойдет, если у них останется хоть один неисповеданный грех, они не смогут провести вечность там, где собирались.

Десятилетия такого учения не только представляли суд как «плохую весть», но и вызывали отвержение самого этого учения. А жаль, потому что библейская картина такова, что суд для народа Божьего — это добрая весть. Как Бог показывает в Книге Даниила, следственный суд служит «для» или «в пользу» святых. Библия говорит, что Божий суд на нашей стороне. В конце концов, Бог Сам послал Спасителя. Он не старается оставить людей за пределами неба, но привлечь туда как можно больше людей. Господь хочет, чтобы Его дом был полон.

Но не все принимают предлагаемое спасение и преобразование сердца.

Некоторые восстают против Его путей, дурно обходятся с другими, ведут себя агрессивно и разрушают все вокруг. Бог не может позволить этому длиться вечно. Поэтому они также идут под суд. Для тех, кто хочет проводить жизнь в открытом бунте против Бога и Его принципов, суд, конечно, не является хорошей вестью.

Но для христиан это лучшая из вестей. Божий суд — это восстановление в правах. Поскольку это суд в их пользу, он открывает для них двери вечного Царства. Хвала Богу за Его любовь, которая проявится на суде.

27 апреля

Суд: взгляд в прошлое

Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых. Деян.17:31.

Суд. Для некоторых жуткая тема, для других тема, полная надежды, и непростой вопрос для всех. Сегодня мы сделаем шаг назад и бросим общий взгляд на эту тему. Большинство представляют суд как единичное событие, которое произойдет где-то в конце времени или сразу после смерти. Но первые адвентисты обнаружили, что это скорее процесс, чем событие. К 1857 году Джеймс Уайт видел четыре этапа в окончательном суде.

Первый этап — это суд перед пришествием, или следственный суд над теми, кто заявил о своей верности Богу. Первые адвентисты, используя типологию Дня искупления, пришли к выводу, что он будет касаться только Божьего народа. В этот день первосвященник входил во Святое святых в нагруднике, на котором были начертаны имена народа Божьего. Именно за них он ходатайствовал в ежегодный Судный день.

Второй этап, с точки зрения адвентистов, — это исполнительная фаза суда, которая про изойдет при Втором пришествии, когда Бог принесет награду Своему народу (Откр.22:12; Мф.16:27).

Третьим этапом является тысячелетний суд, упомянутый в Откровении 20:4. «Затем, — читаем мы, я видел престолы и сидящих на них, которым дано было судить». В этот момент можно удивиться: кого же судить? Ведь праведные — на небе с Богом, а грешники еще спят в могилах. То и другое правда. Но грешники еще не уничтожены. И, прежде чем это произойдет, Бог дает каждому человеку возможность в течение тысячелетия просмотреть все записи осужденных. Желая, чтобы ни у кого не осталось вопросов, Он даст время, когда все могут убедиться, что Он принял лучшее решение из всех возможных. Таким образом, тысячелетний суд — это фактически следственный суд над грешниками. Но в еще большей мере это суд над Божьей праведностью и мудростью Его решений.

Последний этап суда наступит в конце тысячи лет, когда будут навсегда уничтожены те, кто упорно отвергал Бога и Его принципы (Откр.20:9; 12-15). Эта часть суда, конечно, не является чем-то радостным, но у Бога нет другого выхода. Он не будет принуждать волю человека. Он желает создать вселенную, в которой нет места греху и нездоровым отношениям.

28 апреля

Начало субботы — I

От вечера до вечера празднуйте субботу вашу. Лев.23:32.

В отличие от следственного суда лидеры раннего адвентизма не спорили, когда начинается и заканчивается суббота.

Несмотря на то, что баптисты седьмого дня, от которых Бейтс узнал о субботе, соблюдали ее от заката до заката, сам Бейтс доказывал, что субботу следует соблюдать с 18:00 пятницы до 18:00 субботы.

Он изложил свои взгляды в 1846 году в своей книге о субботе, заявляя, что «история показывает, что иудеи… начинали свой день в шесть часов вечера. Не знаю, какую историю он имел в виду или на основании чего он сделал свои выводы, но он был в корне не прав.

Бейтс также предложил теоретическое обоснование для соблюдения субботы с 18:00 до 18:00. Если вкратце, то его доказательства сводились к следующему: если каждый святит субботу от восхода до восхода или от заката до заката, тогда люди на разных широтах будут святить субботу в разное время. А Бог, конечно, этого не хочет. И Бейтс предлагает решение: так как заход на экваторе происходит в 18:00 круглый год, то, придерживаясь этого времени, все будут соблюдать одну и ту же субботу, что и нужно Богу.

Этот вопрос много значил для капитана, поскольку в 1849 году он заявил, что «отвержение библейского света о начале субботы столь же греховно в глазах Бога … что и отказ соблюдать ее вовсе.

Это сильное обвинение, но, будучи в чем-то убежден, Бейтс энергично и настойчиво продвигал это.

В результате церковь снова и снова слышала весть о том, что суббота начинается в шесть часов вечера. Бейтс смог внушить свои убеждения почти всем соблюдающим субботу, включая Джеймса и Елену Уайт. Таким образом, десять лет они и большинство других адвентистов неправильно соблюдали субботу.

Здесь возникает вопрос! Как Бог отнесся к этой ошибке? По причине заблуждения Он предал их духовной «дреме»?

Разумеется нет. Божья милость необъятна. В нашей искренности Он принимает нас там, где мы находимся. Но на этом Он не останавливается. Он продолжает мягко вести нас по стезе истины.

29 апреля

Начало субботы — II

Но только на том месте, которое изберет Господь, Бог твой, чтобы пребывало там имя Его, закалай Пасху вечером при захождении солнца. Втор.16:6.

Как мог Бог на протяжении десяти лет позволять Своему народу пребывать в заблуждении по поводу времени начала субботы? Не знаю. Но я знаю, что Он позволил этому быть. Возможно, это кое-что говорит нам о Нем.

Надо понимать, что не все адвентисты верили, что Бейтс был прав в вопросе начала субботы. Некоторые придерживались идеи восхода солнца, другие захода солнца, а немногие даже выступали за полночь.

К 1854 году вопрос стал настолько острым, что Джеймс Уайт опасался «раскола, если вопрос не урегулировать при помощи надежного свидетельства». Уайт заявил, что никогда не был полностью удовлетворен временем 18:00 и что соблюдающие субботу никогда серьезно не исследовали эту тему в Библии. Позднее он отметит, что упорство Бейтса в «отстаивании своей позиции, уважение к его возрасту и богоугодной жизни» были несомненными причинами того, что они «не исследовали ранее этот вопрос» В Библии «столь же основательно, как некоторые другие темы».

Летом 1855 года Уайт попросил молодого Джона Невинса Андрюса подготовить библейское исследование по этой теме. Андрюс был подходящим человеком. Внимательный к ошибкам, он весьма основательно подошел к выполнению задания.

Будучи приверженцем идеи 18:00, Андрюс был поражен своими находками:

1. «Закалай Пасху вечером при захождении солнца» (Втор.16:6).

2. «Тот, прикоснувшийся к сему, нечист будет до вечера… но когда зайдет солнце и он очистится… » (Лев.22:6-7).

3. «При наступлении же вечера, когда заходило солнце, приносили к Нему всех больных и бесноватых» (Мк.1:32).

Когда Андрюс искал библейское обоснование определения слова «вечер», стих следовал за стихом.

Его выводы: (1) на основании Писания нельзя утверждать что суббота начинается в 18:00 и (2) «Библия в нескольких ясных выражениях утверждает, что вечер начинается при заходе солнца».

Он обнародовал свои выводы на общем собрании соблюдающих субботу 17 ноября 1855 года, и они приняли этот «новый» свет.

Господи, помоги нам сохранять наш разум открытым, даже когда мы уверены, что знаем истину.

30 апреля

Начало субботы — III

Они приняли слово… ежедневно разбирая Писания, точно ли это так. Деян.17:11.

Библия и ее прилежное изучение имели решающее значение для первых соблюдающих субботу адвентистов. Так было, как мы вчера увидели, и в вопросе начала и окончания субботы.

Джеймс Уайт сообщает, что библейское исследование Андрюса в конце 1855 года привело в порядок умы почти всех присутствующих, что правильным временем начала субботы было время захода солнца. Несомненно, в эту группу он включал и себя.

Но не все согласились с заключением Андрюса. Как пишет Уайт, «Бейтс и некоторые другие» были на тот момент не согласны с большинством. Джозеф целое десятилетие продвигал идею 18:00 и копал все глубже, чтобы защитить свою позицию.

Здесь возникла проблема. Некоторые из лидеров движения остались на прежней позиции, несмотря на предоставленное обилие библейских текстов в пользу захода солнца как начала библейского «вечера», из чего следовало что субботу, по определению Библии, также необходимо начинать с заката. Ибо Библия ясно учит: «От вечера до вечера празднуйте субботу вашу» (Лев.23:32).

Но, несмотря на это библейское исследование, «Бейтс и некоторые другие» все еще пытались оправдать старый подход, «логически» обосновывая свои человеческие идеи, подкрепляя их случайными текстами, выхваченными оттуда и отсюда.

Надо сказать, Джеймс Уайт не указывает, кто были те «некоторые», которые противостояли основной части церкви по вопросу времени начала субботы. Но Урия Смит сообщает нам, кто был, по крайней мере, один из них. Это была Елена Уайт.

Напряжение в отношении данного вопроса при наличии двоих из трех основателей движения не на стороне большинства было серьезным и очевидным.

Через два дня после того, как Андрюс изложил свое исследование, вспоминал позднее Джеймс, они «провели особое молитвенное собрание», во время которого «миссис Уайт было дано видение, и ей было показано, что верным было время захода солнца. Это уладило проблемы с братом Бейтсом и другими, и с тех пор по этой теме среди нас царит всеобщая гармония».

Нравится нам это или нет, но некоторые из нас все еще не согласны с мнением церкви. Будем благодарны, что Бог всегда готов вести Свой народ к единству.