Май

1 мая

Развитие доктрины о духовных дарах — I

«И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки». 1Кор.12:28.

Касаясь дискуссии о начале субботы в 1855 году, мы отметили четкую последовательность событий: (1) разногласия по теме; (2) тщательное изучение Библии; (3) согласие большинства с результатами библейских исследований, за небольшим исключением в лице тех, кто продолжал стоять на прежних позициях; (4) видение Елены Уайт, которое подтверждало результаты библейского изучения и окончательно объединяло верующих.

Эта последовательность наводит нас на некоторые размышления. Одно из них предложено Джеймсом Уайтом: «Естественно, возникает вопрос, — отмечал он, — если видения даются для того, чтобы исправить заблуждение, почему она не увидела заблуждение о шести часах раньше? Во-первых, — указывал он, — я благодарен Богу, что Он исправил заблуждение во время, которое счел наилучшим, и не позволил печальному разделению по этому вопросу иметь место среди нас …

Непохоже, чтобы Господь желал наставлять Свой народ через дары Духа по библейским вопросам, пока Его слуги усердно не изучат Его Слово. Когда вопрос начала субботы был изучен и большинство утвердил ось в этом, а некоторые оказались в опасности расходиться с телом [Христовым] по этому вопросу, тогда, да, только тогда настало лучшее время для Бога проявить Свою милость, при помощи духовного дара, завершив начатое. Священное Писание дано нам в качестве руководства для нашей веры и долга, и нам заповедано исследовать его…

Позвольте духовным дарам занимать надлежащее место в церкви. Бог никогда не ставил их на первый план и не велел нам ожидать, что они будут вести нас по тропе истины, по пути к небесам. Он возвеличил Свое Слово. Писания Нового и Ветхого Заветов являются светильником для человека по пути к Царству Божьему. Следуйте этим путем, но если вы уклонились от Божьей истины и можете потеряться, тогда Бог может направить вас в то время, которое изберет, и возвратит вас к Библии».

Возблагодарим Бога за Его дары, в том числе и пророческий дар Святого Духа. Ранние верующие ценили этот дар, но стремились отводить ему «надлежащее» место. В их глазах Библия была главной, а дары указывали им на Божье откровение в Писании.

2 мая

Развитие доктрины о духовных дарах – II

«Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых». Пс.118:1З0.

Вчера мы отметили, что Джеймс Уайт особо подчеркнул главенство Библии как наставника христиан по вопросам их долга. По словам Уайта, функцией дара пророчества было не только подтверждение истин, уже найденных в Библии, и объединение народа Божьего по библейским вопросам, но и «возвращение вас к Библии».

Здесь стоит обратить внимание на один момент. Говоря о том, что функцией духовных даров является возвращение людей к Библии, Джеймс выражает важную мысль. Слишком часто адвентисты допускают ошибку, определяя роль духовных даров. Некоторые заходят так далеко, что тратят больше времени и сил на изучение трудов Елены Уайт, нежели на изучение Библии.

Таково понимание роли пророческого дара, которого придерживались Джеймс и Елена Уайт и прочие пионеры адвентизма седьмого дня. С точки зрения Елены Уайт, такие люди превращают «меньший свет» в «больший свет», отодвинув Библию на второй план.

«Слова Божьего [Библии], — писала она, достаточно, чтобы просветить самый затуманенный разум, и оно доступно тем, у кого есть малейшее желание понять его. Но когда люди ссылаются на Слово Божье как на предмет своего ,изучения, но живут, откровенно нарушая его простые учения, тогда, чтобы лишить мужчин и женщин повода для оправданий, Бог дает ясные и недвусмысленные свидетельства, возвращающие их к Слову, которым они пренебрегли» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 663 — курсив мой Дж. Н.).

Кроме того, «брат Дж. заблуждается, стремясь создать впечатление, что свет Божий, данный через Свидетельства, является дополнением к Слову Божьему, ибо, говоря так, он представляет вопрос в ложном свете. Таким способом Бог счел нужным обратить Свой народ к Своему Слову» (там же). «Мало внимания, — писала Елена Уайт в другом месте, — уделяется Библии, и Господь дал меньший свет, чтобы вести мужчин и женщин к большему свету» (Литературный Евангелизм, cт. 125).

Пионеры адвентизма видели в Елене Уайт скорее того, кто указывает на Библию, чем источник доктрин. На самом деле одна из причин, по которой лично я верю в истинность ее пророческого дара, заключается в том, что она постоянно направляет взоры своих читателей к Иисусу как Спасителю и к Библии как к свету. Последуем сегодня ее совету.

3 мая

Развитие доктрины о духовных дарах — III

«И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова». Еф.4:11-13.

К 1856 году Елена Уайт подвергалась все большей критике со стороны оппонентов. Таким образом, соблюдающие субботу чувствовали все более настоятельную нужду в развитии доктрины о духовных дарах и в определении ее места в своем богословии.

В феврале того же года Джеймс Уайт написал статью, в которой изложил свое понимание этой темы. Сначала он привел несколько текстов, которые указывали, что дары Духа (включая пророческий) будут иметь место в Церкви вплоть до Второго пришествия.

Затем он обращается к тексту из Иоил.2:28-32, который содержит обетование об излитии дара пророчества, отмечая, что Пятидесятница была лишь частичным его исполнением, и отметил, что Иоиль в 32-м стихе обращает особое внимание на излитие пророческого дара на «Остаток».

Далее Уайт сравнивает Остаток из Иоил.2:32 с Остатком последнего времени из Откр.12:17, который будет соблюдать заповеди и «иметь свидетельство Иисуса Христа». А «что есть свидетельство Иисуса Христа?» — вопрошает Джеймс. — «Мы позволим ангелу, который обратился к Иоанну, ответить на этот вопрос. Он говорит: «Свидетельство Иисусово. есть дух пророчества» (Откр.19:10.)». В заключение, Уайт предположил, что особым знаком Божьей Церкви последних дней будет возрождение дара пророчества — дара, которым, по его глубокому убеждению, обладала его жена.

Таким образом, к 1856. году соблюдающие субботу не только пришли к разумному библейскому пониманию дара пророчества, но и поместили его в апокалиптические рамки, которые определяли их сущность и роль в истории. В результате к середине 1850-х годов доктрина о духовных дарах стала одним из тех учений Библии (наряду с субботой, святилищем, Вторым пришествием и состоянием мертвых), которые выделяли адвентизм среди остального религиозного мира как уникальную Церковь.

Но в феврале 1856 года Джеймс в своей статье вновь растолковывает истину о том, что человек «не обладает свободой … определять свой долг посредством какого-либо дара. Мы говорим, что в этот момент человек ставит дары на неподобающее место и оказывается в весьма опасном положении».

Благодарю Тебя, Господи, за ясность позиции пионеров адвентизма относительно главенства Библии и места, которое отводится дару пророчества. Помоги мне занять не менее ясную позицию.

4 мая

Знакомьтесь: Урия Смит.

«И во всех народах прежде должно быть проповедано Евангелие». Мк.13:I0.
Урия Смит (1832-1903) станет выдающимся адвентистом седьмого дня, распространяющим весть Церкви по всему миру при помощи печатного слова.

Начало его пути было нелегким. В раннем возрасте ему пришлось ампутировать левую ногу от середины бедра. Это было ужасно. Но ко всему прочему 29-минутная операция проходила на семейном кухонном столе без всякой анестезии. Единственным его успокаивающим средством была мамина рука. Большинство из нас имеет очень отдаленное представление о том, что значит жить в «старые добрые времена».

Мать Урии стала миллериткой, и мальчик также был крещен адвентистским пресвитером летом 1844 года. Надежда октября 1844 года произвела на него глубокое впечатление, но когда Иисус не пришел, он оставил адвентизм и начал готовить себя к получению лучшей доли на земле. Небесные интересы, о которых говорили адвентисты, постепенно исчезали из его поля зрения.

В возрасте шестнадцати лет он поступил в академию Филлипса в Эксетере, штат Нью-Хемпшир, одну из самых престижных частных школ своего времени. Многие из «великих» людей государства входили в ее двери, будучи студентами. Амбициозный молодой Урия твердо решил поступить в Гарвардский колледж после окончания школы. Он мечтал об учительской карьере в одной из государственных высших школ и, конечно, имел соответствующие умственные способности.

Но у Бога были другие планы для молодого интеллектуала. И у его матери тоже. Несколько недель назад мы говорили о том, как сестра Урии, Энни, пришла в адвентизм молитвами матери, а также о сновидении, посланном Энни и Джозефу Бейтсу, и об активной евангельской деятельности Бейтса.

Энни присоединилась к соблюдающим субботу в 1852 году, и с тех пор талантливому Урии приходилось противостоять ее влиянию.

В конце концов в сентябре 1852 года 20-летний юноша согласился посетить адвентистскую встречу, на которой он услышал выступление Джеймса и Елены Уайт о причинах разочарования 1844 года и о седьмом дне субботе. Результатом стали более чем два месяца интенсивного изучения этой темы. Критический момент наступил в декабре 1852 года, когда умер его отец. Столкнувшись с реальностью, Урия отдал свое сердце Господу, Который найдет ему достойное применение.

Господи, с каким трудом мы полностью посвящаем Тебе свою жизнь.

Помоги мне сегодня отдать всего себя Твоему делу. Используй меня, Господи, чтобы уже сегодня я мог стать благословением для других.

5 мая

Господь благословляет Урию.

«И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего». Мф.25:20-21.

Урия Смит определенно был человеком с пятью талантами. Если говорить о способностях, то он стоял на вершине адвентистского сообщества. А после своего обращения в конце 1852 года Урия посвятил себя делу адвентизма на всю оставшуюся жизнь. Но это не означало, что у него не было предложений профессионального характера, которые искушали его обратиться в такие области, где финансовое вознаграждение было неизмеримо выше, чем могло когда-либо предложить ему церковное служение. Одна такая возможность представил ась спустя месяц после его обращения. Однако разум Урии уже укоренился на другой почве — он ожидал «города, имеющего основание, которого художник и строитель — Бог» (Евр.11:10).

Вначале 1853 года молодой мечтатель послал Джеймсу Уайту 3500 — строчную поэму под названием «Предостерегающий голос времени и пророчества». Она произвела такое впечатление на Джеймса, что он стал публиковать ее частями каждую неделю в течение пяти месяцев в «Ревью энд Геральд». К маю 1853 года Урия Смит уже состоял в издательском штате «Ревью», И он продолжит трудиться в этой области ближайшие 50 лет, до самой смерти.

Условия работы были по меньшей мере незатейливы. Полный штат «Ревью» жил в доме в Рочестере, штат Нью-Йорк, который Джеймс снимал за 175 долларов в год. Дом Уайта был скудно обставлен заимствованной и кое-где сломанной мебелью. Здесь же располагалось все печатное предприятие.

Не получая жалования, они имели единственное обещание, что не будут голодать. Хотя, по мнению некоторых, они были очень близки к этому, питаясь одними бобами и овсяной кашей. Но Урия, со своим юношеским оптимизмом, пролил свет на этот опыт, отмечая через несколько недель проживания, что «хотя он не возражает кушать бобы 365 дней подряд, но если бы зашла речь о том, чтобы сделать их постоянным блюдом, он бы высказался против!»

И все же, иногда голодая, все, включая молодого человека на одной ноге, были готовы жертвовать для дела, которое любили.

Господи, благодарим Тебя сегодня за таланты, которые Ты даровал каждому из нас. Помоги нам использовать их для Тебя, когда Ты открываешь путь, даже если это стоит нам земных благ.

6 мая

Урия Смит: адвентистский руководитель.

«Верный в малом и во многом верен». Лк.16:10.

Адвентистское издательство было, мягко говоря, примитивным, когда Урия Смит впервые начал работать с Джеймсом Уайтом. Одной из его первых обязанностей — учитывая тот факт, что у них не было ножа для бумаги, — было обрезать края новых книг собственным карманным ножом.

Но так будет не всегда. Со временем у адвентистов не только будет роскошное печатное учреждение, но Урия Смит станет главным редактором ведущего церковного издательства, совершая служение в этом качестве 1855-1861, 1864-1869, 1872, 1873, 1877-1880, 1881-1897 и 1901-1903 гг. — в общей сложности более чем 35 лет. Вместе с должностью он приобрел возможность формировать адвентистское мышление почти по каждой теме в годы церковного развития.

Наряду с тем, что он занимал влиятельный пост в адвентистском издательстве на протяжении существенного периода, Урия также являлся автором некоторых наиболее важных для церкви книг. Особое влияние на формирование адвентистского взгляда на пророчества имели его книги: «Книга Откровение: критика и практика» (1867) и «Книга Даниила: критика и практика».(1873). Позднее, объединенные под названием «Даниил и Откровение», эти плоды писательского труда Смита стали стандартом в этой области на три четверти столетия.

Кроме того, что он был издателем и автором книг, Смит также служил в церкви, занимая второй по значению административный пост почти четверть века. Он служил секретарем Генеральной Конференции в, 1863-1873, 1874-1876, 1877-1881 и 1883-1888 годах.

Но и это не все. Не имея возможности вставать на колени во время молитвы со своей негнущейся пробковой ногой, он изобрел искусственную ногу с возможностью полного сгибания. Другим изобретением, которое он запатентовал, была школьная парта со складной спинкой и нечто среднее между тростью для ходьбы и лагерным сидением. Гонорары, которые он получал за свои книги и изобретения, сделали его в последние годы его жизни преуспевающим человеком. Смит все отдал Господу, и Господь отплатил ему, благословив одноногого человека, посвятившего свои таланты Его делу.

Конечно, как и у большинства из нас, у Урии были свои духовные трудности. В следующих темах мы станем свидетелями некоторых его битв. Но доброй вестью для нас является то, что Бог использует людей, далеких от совершенства. И это действительно воистину добрая весть, ибо у каждого из нас есть свои таланты и духовные битвы.

7 мая

Знакомьтесь: Джон Невинс Андрюс.

«Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины». 2Тим.2:15.

Джон Невинс Андрюс был выдающимся исследователем молодой Церкви адвентистов седьмого дня. Более чем кто-либо другой он нес бремя изучения Библии, чтобы показать себя «Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины» (2Тим.2:15).

Он родился в 1829 году в Поланде, штат Мэн, а когда вырос, мог читать Библию на семи языках и уверял, что способен воспроизвести Новый Завет по памяти. Всю жизнь он чему-то учился вплоть до своей преждевременной кончины в 1883 году.

Однажды, вскоре после выхода в свет в его руки попала копия трактата о седьмом дне, написанного Т. М. Преблом в 1845 году, 15-летний Джон Невинс Андрюс лично стал исследовать весть о субботе. Вместе с несколькими другими подростками он дал обет соблюдать день Господень. Это случилось до того, как их родители узнали о субботе, и друзья кололи дрова и готовили пищу к вечеру пятницы, так чтобы они «больше не были нарушителями субботы». И лишь спустя некоторое время родители последовали их примеру.

Андрюс впервые встретил чету Уайт в сентябре 1849 года, когда эти двое пытались избавить от фанатизма некоторых взрослых в его семье и общине. В этот момент, впечатленный их учениями, он воскликнул: «Я готов променять тысячу заблуждений на одну истину!».

В 1850 году Джон начал путешествовать в качестве служителя соблюдающих субботу в Новой Англии. Но за пять лет он пришел в «чрезвычайное истощение» по причине интенсивной исследовательской работы и насыщенности программы написания и опубликования речей. Потеряв голос и испортив зрение, он приехал в Ваукон, штат Айова, работать на ферме своих родителей, попутно восстанавливая здоровье. Но даже в этих условиях он не мог не писать. К 1861 году он опубликовал свой фундаментальный труд под названием «История субботы и первого дня недели».

В 1867 году он становится третьим президентом Генеральной Конференции и в 1869 году на короткий срок занимает пост редактора «Ревью энд Геральд». Затем в 1874 году Андрюс поехал в Европу в качестве первого официально назначенного Церковью иностранного миссионера. В это время Елена Уайт писала, что на миссионерский труд направили «самого знающего человека нашей среды» (Письмо 2а, 1878 г.).

Бог может безгранично использовать людей, которые посвятили свою жизнь Ему и изучению Его Слова.

Помоги мне, Господи, стать «делателем неукоризненным», когда дело касается Твоей святой Библии.

8 мая

Знакомьтесь: Джон Лафборо, мальчик – проповедник.

«Благо человеку, когда он несет иго в юности своей». Плач Иер.3:27.

Джону Лафборо (1832-1924) было 16 лет, когда он ощутил призыв проповедовать. Девять недель он страдал малярией. В отчаянии он в конце концов воскликнул: «Господи, прекрати эту малярию, и я пойду и буду проповедовать, как только я поправлюсь и буду в силах это сделать».

Озноб прекратился в этот же день. На тот момент у него не было денег, чтобы отправиться в путешествие. Несколько недель он рубил дрова и сумел скопить на доллар больше, чем было необходимо для покрытия текущих расходов. «Этого, — отметил он, — мне хватит, чтобы добраться туда, куда я хотел, но как быть с одеждой? Сосед, на которого я работал, отдал мне жилет и пару брюк, изрядно поношенных, но так как он был намного выше меня, эти вещи, даже после того, как брюки укоротили на семь дюймов, были мне далеко не впору. Вместо сюртука мой брат дал мне свое двубортное пальто, нижняя часть которого также была обрезана.

В этом странном одеянии и с одним долларом я решил идти в те места, где меня не знают, и попытаться проповедовать. Если у меня не получится, мои друзья об этом не узнают; но если получится, то я приму это как доказательство того, что должен проповедовать».

В первый же вечер он зашел в маленькую баптистскую церковь в деревне, заполненную до отказа. «Я пел, — сообщает он, — молился и пел снова. Я говорил о грехопадении. Вместо смущения, которого я боялся, на меня сошло благословение Божье, и я мог свободно проповедовать. На следующее утро мне сообщили, что прошлым вечером среди присутствовавших было семеро служителей.

Следующим вечером церковь была вновь переполнена. Я полагаю, что их привело любопытство услышать безбородого мальчика, который проповедует. В конце моей проповеди местный проповедник встал и объявил, что следующим вечером начинается музыкальное служение, поэтому мои встречи должны закончиться. Тогда поднялся некий мистер Томпсон и сказал:

«Мистер Лафборо, эта школа пения запланирована, чтобы прекратить ваши встречи»». И тогда Томпсон пригласил молодого проповедника перенести свои встречи в большое здание школы, в которой он служил попечителем. И вновь подающий надежды адвентистский проповедник, соблюдающий первый день, достиг успеха там, где более осторожные потерпели поражение.

Я не устаю удивляться, как Бог, полный благодати, может благословлять самые ничтожные приношения, когда они сделаны с посвящением. Большинство из нас оправдывают себя тем, что не «готовы». И готовность так и не приходит.

9 мая

Новая поездка мальчика — проповедника

«Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу». Мф.21:16.

Вполне понятно, что юный проповедник боялся встречи со служителями.

Его опасения вскоре подтвердились, когда служитель, который отменил его собрания, решил встретиться с ним в неформальной обстановке.

— Что ж, — сказал пожилой пастор, — вас хорошо приняли вчера.

— Да, похоже, им было интересно, — ответил я.

— Возможно, им было любопытно послушать, как проповедует мальчик.

Но правильно ли я понял вас вчера, что душа не бессмертна? — Я это говорил … — ответил я.

— Но как быть с наказанием — смертью, которой нет конца? — спросил он.

Я удивился и сказал:

— Я не встречал в Писании ничего подобного. Одна половина вашей цитаты находится в Библии, а другая записана в методистском духовном гимне. — Уверяю вас, я цитировал Библию! Это записано в 25-й главе Книги Откровение — стал настаивать он.

— Полагаю, вы имеете в виду 25-ю главу Матфея. Половина вашего текста находится там. В нем говорится о нечестивых, которых ожидает вечное наказание, — ответил я.

— Да, — согласился он, — именно так, но моя цитата взята из 25-й главы Откровения.

— Этого не может быть, поскольку Откровение состоит из 22 глав, — ответил я.

— Дайте мне вашу Библию, и я покажу его вам, — предложил он.

К всеобщему изумлению, эти отчаянные поиски закончились ничем. Тогда он вернул мне Библию и, сославшись на занятость, откланялся.

У нас могут вызывать улыбку такие милые истории, но они ясно показывают, что религия глубинок и окраин отличалась крайней степенью упрощенности. Сельские проповедники часто были самоучками. Это касалось как адвентистов, так и их оппонентов. В такой ситуации знание Библии часто означало победу.

С тех пор многое изменилось. Но знание Библии все также важно. Слово Божье — это особый дар Неба. Тем не менее слишком многие, живущие в наш более просвещенный век, так же невежественны, как тот служитель из истории Лафборо. Нет более подходящего времени, чем ныне, чтобы сделать исследование Библии нашим ежедневным занятием.

10 мая

Дж. Н. Лафборо знакомится с Дж. Н. Андрюсом.

«Закон Господа совершен, укрепляет душу». Пс.18:8.

Лафборо проповедовал примерно три с половиной года, будучи адвентистом, соблюдающим воскресенье, когда впервые столкнулся с адвентистами, соблюдающими субботу. В бывших миллеритских кругах было широко известно о фанатичных тенденциях среди приверженцев идеи закрытой двери, и Лафборо предупредили, что члены общины, с которыми ему предстоит иметь дело, не только соблюдали субботу вместо воскресенья, но «когда соберутся», они «кричат, вопят и проводят шумные фанатичные демонстрации».

Он не особенно стремился к общению с такой публикой, но однажды к нему подошел человек по имени Ортон из Рочестера, штат Нью-Йорк, и сообщил, что «люди, соблюдающие седьмой день, собираются по адресу Маунт Хоуп Авеню 124» и что желательно бы их посетить.

Лафборо сначала отклонил приглашение, но Ортон настаивал: «Вам необходимо исполнить свой долг. Некоторые из вашей паствы присоединились к субботствующим адвентистам, и вы обязаны защитить их от этой ереси. Вам дадут слово. Поэтому подготовьтесь, и тогда вы в две минуты докажете им, что суббота упразднена».

Такой призыв звучал в ушах Лафборо, когда он «собрал свои тексты» и в сопровождении нескольких друзей-адвентистов первого дня отправился      на собрание субботствующих.

Юный проповедник никогда уже не будет прежним. На собрании не только не было и следа фанатизма и шумных проявлений, но служитель по имени Дж. Н. Андрюс прочитал и пояснил те самые тексты о законе и субботе, которые заготовил Лафборо. Андрюс не только оперировал теми же текстами, но, как свидетельствует Лафборо, даже читал их в том же порядке, что и в списке у Лафборо. Это убедило его. Дж. Н. Лафборо принял субботу в сентябре 1852 года и сразу начал проповедовать от имени адвентистов, соблюдающих субботу.

В дальнейшем он возглавит Церковь адвентистов седьмого дня в Калифорнии и Англии, совершая служение пастора и администратора в нескольких частях Соединенных Штатов, и в 1892 году издаст первую книгу об истории адвентистов седьмого дня — «Зарождение и развитие адвентистов седьмого дня», переизданную в 1905 году под названием «Великое движение Второго пришествия».

В каком-то из своих трудов Елена Уайт отмечала, что нет предела пользе, которую приносят люди, посвятившие свою жизнь Богу. Это справедливо в отношении Лафборо. Так может быть и в нашем случае.

11 мая

Баттл-Крик — центр движения.

«В Антиохии в тамошней церкви были некоторые пророки и учители … Когда они служили Господу и постились Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их». Деян.13:1-3.

У каждого движения есть центр. Раннехристианская Церковь начала свое служение язычникам с Антиохии Сирийской.

Батл-Крик, маленький городок в Мичигане, станет штаб-квартирой адвентистской церкви девятнадцатого века. Когда адвентизм осознает свою ответственность проповедовать трехангельскую весть по всему миру, именно отсюда во все уголки земли будут направляться печатные материалы и миссионеры.

Адвентизм впервые обосновался в Батл-Крике, когда в 1852 году не могущий сидеть на месте Бейт с посетил эту деревню с населением примерно в 2 000 человек. Этот визит поставил его в затруднительное положение. Обычно он начинал свою деятельность с членов местной церкви адвентистов первого дня. Но таковых не было в Батл-Крике. Тогда Бейтс, сообщает Лафборо, отправился на почту и справился о самом честном человеке в городе. Служащий почты сослался на некоего Дэвида Хевитта с Ван Бурен Стрит.

Застав Хевитта за завтраком, отважный евангелист заявил главе семейства, что, поскольку люди считают его самым честным человеком в городе, он желает изложить некоторые истины, которые тот должен знать.- Начав от завтрака и продолжив до вечера, Бейтс «изложил ему весть третьего ангела и доктрину о субботе», которые он и принял еще до захода солнца.

Крещение Хевитта положило начало общине адвентистов в Батл-Крике.

В 1855 году четверо обращенных Бейтсом — Дэн Палмер, Дж. П. Келлогг, Генри Лайон и Сайриниус Смит -снабдили адвентистов средствами для постройки издательства в этом городе. Некоторые из этих людей даже продали свои фермы, чтобы спонсировать это предприятие.

Батл-Крик, штат Мичиган, станет центром адвентизма вплоть до конца века.

Как мы увидим, множество адвентистских учреждений будут запланированы здесь. А центром жизни общины станет Десятицентовая Скиния, построенная на десяти центовые пожертвования адвентистов всего мира. Вмещая 4 000 сидячих мест, она выглядела довольно монументально для церкви, которая к моменту постройки насчитывала 15 000 членов по всему миру. «Скиния» будет служить местом проведения общецерковных собраний.

Подобно тому, как пожертвования народа Божьего сделали возможным обустройство центра в Батл-Крике, так бывает и с любым начинанием Церкви Божьей. Нет жертвы — нет прогресса.

12 мая

Кому нужна церковная организация?

«Объявите свободу на земле всем жителям ее». Лев.25:10.

Кому нужна церковная организация?

Только не Джеймсу Уайту и Джозефу Бейтсу в конце 1840-х гг. Эти двое принадлежали к Христианскому объединению, где свобода означала отсутствие церковной структуры и любой формы организации стоящей над местной общиной.

Один из ведущих служителей этой церкви в 1830-х гг. писал, что Объединение возникло одновременно в нескольких частях Соединенных Штатов в начале девятнадцатого века. Оно возникло «не для того, чтобы определить для себя особые или из ряда вон выходящие доктрины, но чтобы обеспечить (как в отношении отдельных личностей, так и церквей) большую свободу и независимость в вопросах веры и практики; чтобы пошатнуть авторитет человеческих догм и разрушить оковы предписаний и форм; чтобы сделать Библию единственным путеводителем, признавая за каждым человеком право самостоятельно следить за тем, чтобы соответствовать ей, самостоятельно определять,- каковы ее доктрины и требования, и на практике более строго следовать простоте апостолов и первых христиан».

Историк, описывающий это движение, говоря о неистовом свободолюбии членов Церкви объединения, в 1873 году выразился так: «Когда их спрашивали, из какой они церкви, они отвечали: ни из какой. К какой церкви вы собираетесь присоединиться? — Ни к какой. — Какое вы для себя выберете название? — Никакое. — Что же вы будете делать? — То же, что и раньше — будем христианами. Христос — наш Вождь, Библия — единственная основа веры, и мы будем служить Богу, будучи свободны от оков сектантства».

Мягко говоря, ранние представители Церкви Христианского объединения были против организации. Они признавали необходимость структуры на уровне местной общины, но считали «каждую церковь» или общину «независимым учреждением». Клеем, который удерживал вместе различные ветви объединения, в большой степени служили периодические издания. Поэтому вполне закономерно, что свое первое издание они назвали «Вестник евангельской свободы». Второй стратегией для поддержания свободного единства были периодические собрания единомышленников.

Именно такой тип организации Бейтс и Уайт привнесли в ранний адвентизм — периодические издания и общие конференции. Они не видели необходимости в дальнейшей структуризации.

Да, следует признать, что свобода — добрая вещь. Но, как мы увидим, такая свобода не соответствует полной библейской картине. И ранние адвентисты обнаружили, что Бог Сам направляет нас, когда это необходимо.

13 мая

Организация – это Вавилон.

«И на челе ее написано имя, тайна: Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным». Откр.17:5.

В отличие членов Церкви Христианское объединение, большинство миллеритов-адвентистов были не против организации в ранние годы своего движения. С другой стороны, они не хотели формировать собственную церковную структуру. В конце концов, Господь должен был скоро прийти, и в этом не было нужды. Таким образом, миллериты стремились оставаться каждый в своей церкви, свидетельствуя об адвентистской вере и ожидая пришествия Христа.

Все было хорошо до лета 1843 года, когда многие общины стали исключать своих членов церкви из-за их постоянной и возрастающей проповеди о приближающемся пришествии. Такое агрессивное поведение церквей, как мы видели ранее, привело Чарльза Фитча к провозглашению падения Вавилона и необходимости для верующих покинуть свои церкви. Конфликт и гонения, ставшие результатом отвержения адвентистской вести, привело многих к мысли, что церкви и в самом деле были частью Вавилона — ветхозаветным притеснителем Божьего народа.

Был один миллеритский проповедник, который чувствовал особое побуждение проповедовать весть о выходе из церквей. Это был Джордж Сторрс. Он писал, что Вавилон «является древней матерью и все ее дети [протестантские деноминации]… познаются, исходя из семейной схожести, господствующего высокомерного духа, духа подавления свободного поиска истины и свободного выражения наших убеждений того, что есть истина». Людям необходимо было покинуть церкви, потому что «у нас нет права позволить какому-нибудь человеку или сообществу людей господствовать над нами. Оставаться в таком организованном сообществе, значит оставаться в Вавилоне».

Для Сторрса история организованной религии (католической и протестантской) была полна фанатизма и гонений. В итоге он заключил, что «никакая церковь не может быть организована человеческими методами, не став Вавилоном – организованным движением»;

Эта весть, вкупе с неприятным опытом верующих, пострадавших от рук различных церквей, произвела на большинство миллеритов такое сильное впечатление, что все миллеритские группы верующих конца 1840-х и начала 1850- х годов сочли организацию невозможной.

Таков был опыт соблюдающих субботу. Но они скоро откроют, что слово «Вавилон» имеет и другое значение.

Помоги нам, Господи, видеть ясно даже во время смятения.

14 мая

Свобода от структуры не значит свобода от проблем.

«Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному». 1Тим.1:3;

У первых христиан могла быть небольшая формальная структура, но они, возможно, не чувствовали нужды в ней — Иисус должен был скоро вернуться.

Но Иисус не пришел так скоро, как они ожидали. Это послужило причиной проблем в церкви, о которых нужно было заботиться. Когда Павел писал свои пасторские послания (1 Тимофею, 2 Тимофею и Титу), ему пришлось иметь дело с механизмами, позволяющими сохранять порядок в общине.

Адвентизм прошел через похожий опыт. Уже в сентябре 1849 года мы застаем Джеймса Уайта за дискуссией о необходимости финансовой поддержки путешествующих проповедников движения и «временного отстранения» одной женщины «от братского общения». Затем в марте 1850 года, в контексте замечаний, касающихся человека, которого, как он верил, Бог не призывал быть странствующим проповедником, Джеймс писал о необходимости двигаться в «евангельском порядке».

Заботы его жены выглядели похоже. В декабре 1850 года она писала: «Я видела, что все небесное пребывает в совершенном порядке. Ангел сказал:

«Посмотрите, Христос есть голова; двигайтесь в порядке, двигайтесь в порядке. Все делайте осмысленно». Ангел сказал: «Посмотрите и познайте, как совершенен, как прекрасен порядок на небе; следуйте ему»». Далее она говорит о фанатизме и о тех, кто был исключен из членов церкви по причине недостойного поведения. В заключение она отмечает, что «если бы Израиль [т.е. Церковь] двигался неуклонно вперед, идя в соответствии с библейским порядком, он был бы грозным, как полки со знаменами» (Рукопись 11, 1850).

Обеспокоенность Джеймса и Елены Уайт в отношении организации выглядят в сущности одинаковыми. Оба боялись беспорядка, фанатичных и неуполномоченных представителей внутри зарождающегося субботнего движения. Кроме того, в начале 1850 года наблюдается быстрый рост численности членов движения, привлеченных проповедью соблюдающих субботу. За три коротких года численность сторонников движения резко поднялась с около 100 человек до более чем 2 000 в 1852 году.

Это хорошо, что церковь росла, но вместе с тем возникли новые проблемы и трудности. Не имея структуры выше уровня общины, например, разрозненные группы соблюдающих субботу стали легкой добычей фанатиков и самозваных проповедников.

Помоги нам, Отче, научиться ценить значение упорядоченной структуры в Твоей работе, как и в нашей личной жизни.

15 мая

Назначение лидеров.

«Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал». Тит.1:5.

К 1851 году проблемы среди растущих общин привели чету Уайт к убеждению, что адвентистское движение время от времени нуждается в их личном присутствии, чтобы скорректировать неправильное употребление Слова. В последующие годы они напишут свои отчеты в «Ревью» с такими заголовками как «Наше путешествие на Восток». Во время поездок Уайт постоянно имели дело с фанатизмом в церковном управлении на уровне общины. На конференции в Медфорде, штат Массачусетс, в конце 1851 года, например, Джеймс утверждал, что «предметом встречи был церковный порядок, определение заблуждений С. Смита, Х. В. Аллена и важность церковного взыскания [отстранение от братского общения] в отношении некоторых братьев».

В различных пунктах этого же путешествия Уайт сообщил об отлучении одного человека, который «пал жертвой чар спиритизма», об обличении фанатизма и «сопротивлении духам», а также о проповеди на тему «евангельского порядка и совершенного союза между братьями, особенно теми, кто проповедует Слово».

Восточное путешествие 1851 года также знаменательно тем, что отчеты о нем дают нам первую информацию о назначении служителей на местном церковном уровне. Таким образом, мы читаем, что на одной встрече «был выбран комитет из семи человек (см. Деян.6), чтобы уделять внимание нуждам бедных».

Ранее в том же году «Ревью» впервые сообщил о посвящении в духовный сан среди соблюдающих субботу. В июле «Брат [Вашингтон] Морз возложением рук был отделен на служение нуждам дома Божьего. Святой Дух засвидетельствовал посредством дара языков и торжественным проявлением присутствия и силы Бога. Место внушало страх, но было исполнено славы».

К 1852 году соблюдающие субботу пришли к выводу, что они не «рассеянное стадо», но церковь. И с переосмыслением концепции закрытой двери они начали понимать, что миссия гораздо шире миллеритской среды. Такое понимание придаст им силы и подтолкнет соблюдающих субботу к более прочной организации. Господи, день за днем читая и размышляя, мы видим, что Твоя Церковь постепенно берет на себя все больше обязанностей. Помоги нам воспринимать это пробуждение не только как событие 150-летней давности, но как событие, долженствующее иметь место в нашей жизни, когда Ты ведешь каждого в отдельности.

16 мая

Волки среди овец.

«Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою». Деян.20:29-30.

Главной проблемой, с которой столкнулись соблюдающие субботу в начале 1850-х, было отсутствие систематической защиты против самозванцев. Почти каждый, кто хотел, мог проповедовать в общинах, соблюдающих субботу. Распространенным явлением адвентизма являлось отсутствие контроля за воззрениями или даже за нравственным обликом служителей. Именно в это время адвентизм столкнулся с кризисом самоназначения в служители.

Эта проблема стала очевидной для всех бывших миллеритских общин перед тем, как они были организованы в конце 1850-х и начале 1860-х годов. Одно письмо, направленное в газету адвентистов первого дня, например, содержало жалобу о том, что община автора письма в 1850 году «опять была взволнована тем, что мы считаем ложным учением… Около трех недель назад человек по имени Джозеф Бейтс прибыл сюда на дилижансе, заявляя, что он адвентистский проповедник… Мы расспросили его, и оказалось, что его «вестью» была суббота, или седьмой день, и закрытая дверь».

Хаймс, редактор газеты, отвечал: «Капитан Бейтс является нашим давним другом, и, насколько мы знаем, как человек превосходит большинство своих товарищей, но мы не уверены в подлинности его учения. Его нельзя допускать до служения».

В 1853 году соблюдающие субботу предпринимают два шага, чтобы защитить свои организации от «лжебратьев». Во-первых, большинство видных служителей, соблюдающих субботу, приняли план, подразумевающий, что одобренные служители должны получить карточку, «рекомендующую их для братского общения в среде Божьего народа повсеместно». Два признанных лидера должны были подписать и поставить дату на карточках: Например, карточка, полученная Джоном Лафборо в январе 1853 года, носила имена Джеймса Уайта и Джозефа Бейтса.

Вторым методом, которым пользовались соблюдающие субботу для назначения руководителей, было рукоположение. К концу 1853 года они начали регулярно рукополагать путешествующих проповедников (тогда еще не существовало служителей, назначенных в конкретные общины) и дьяконов, которые, похоже, были единственными служителями местной церкви в тот ранний период.

Благодарим Тебя, Отче, за эти защитные механизмы в Твоей Церкви на земле для нашей безопасности.

17 мая

Призыв к евангельскому порядку — I

«Потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых». 1Кор.14:33.

Бог не является автором неустройства.

Вы никогда не узнали бы этого, глядя на некоторые общины соблюдающих субботу адвентистов в 1853 году. Движение росло стремительно, но ему не хватало структур, которые привнесли бы порядок в их ряды.

И хотя они достигли определенных успехов в этой области, они все еще были довольно уязвимы. Это видно из отчета Елены Уайт о восточном путешествии осенью 1853 года. «Это было, — писала она, — утомительное и довольно удручающее путешествие. Истина подчас оказывалась в руках тех, чье сердце и жизнь не были освящены; имели место раздор и бунт, и было необходимо движение за очищение церкви» (Письмо 150-151).

Учитывая такое положение дел, нетрудно представить, почему в декабре 1853 года они с мужем выступили с призывом о «евангельском порядке». Джеймс выступил за улучшение организации в «Ревью» посредством серии статей под названием «Евангельский порядок». Его статья от 6 декабря указывала, что это «был вопрос великой важности для раннехристианской Церкви» и «не может иметь меньшую важность в последние дни опасности … Если евангельский порядок был настолько важен, что Павел счел необходимым подробно остановиться на этой проблеме в своих посланиях к церквам, то и сегодня Божий народ не должен лишать этот вопрос внимания. Мы думаем, что эта тема находилась в сильном небрежении и что на нее следует обратить внимание церкви. Необходимо предпринять активные попытки, чтобы воплотить евангельский порядок настолько, насколько возможно.

Прискорбным фактом является то, что многие наши братья адвентисты, которые своевременно избежали ига различных церквей, которые как институты отвергли адвентистскую доктрину, с тех пор пребывают в еще большем Вавилоне, чем прежде. Евангельский порядок ими весьма пренебрегается…

Многие, ревностно стремясь выйти из Вавилона, поддались опрометчивому, беспорядочному духу и вскоре оказались в настоящем вавилонском хаосе… Бог вызвал Свой народ из церквей не для того, чтобы они отказались от дисциплины».         

Трудно придерживаться золотой середины в мире греха. Как показывает церковная история, занять позицию между подавляющим контролем и беспорядочной свободой не менее сложно. Но Бог ведет Свой народ не только в доктринах, но и в области эффективного руководства.

18 мая

Призыв к евангельскому порядку — II

«Только все должно быть благопристойно и чинно». 1Кор.14:40.

Как добиться порядка и объединенных действий от растущей массы в высшей степени независимых и порой самоуверенных верующих? Вот вопрос, с которым столкнулся Джеймс Уайт в начале 1850-х годов. Многие из соблюдающих субботу исповедовали идею о том, что любое сдерживающее воздействие со стороны церковной организации это вавилонское влияние. Это и привело Уайта в декабре 1853 года к мысли призывать к евангельскому порядку. В своей первой статье на эту тему он провозгласил: «Предположить, что Церковь Христа не нуждается в ограничивающем начале и дисциплине, было бы самым диким фанатизмом».

Во второй статье он побуждал верующих обратить внимание на методы, установленные в Новом Завете, и придавал особое значение единству мнений и действий. «В Церкви должно быть единство и порядок, — писал он. — Очень важно, чтобы те, кто выступает в качестве религиозных наставников, были в совершенном единстве… Обратное приведет к разделению и смятению среди драгоценного стада. Тот, кто приступает к работе на ниве евангельского служения, должен быть призванным Богом, испытанным, святым Божьим человеком».

Это заявление заложило основу для его третьей статьи, посвященной избранию, квалификации и назначению служителей, так как «ни от чего так не страдало Евангелие, как от влияния лжеучителей».

«Мы можем сказать, — писал Джеймс, — основываясь на опыте нескольких лет, что истина для наших дней более всего страдает от тех, кто взял на себя работу учительства, хотя Бог не посылал их … Братья, следует ли нам стенать о тлетворном влиянии самозваных проповедников «и не предпринимать попытки препятствовать им? Бог да запретит». В соответствии с Новым Заветом Церковь должна позаботиться о выборе и назначении служителей.

В своей четвертой и заключительной статье из этой серии Джеймс подчеркивает роль, отведенную Церкви как единому целому в евангельском порядке. «Труд, забота и ответственность за эту великую работу, — доказывал он, — не являются уделом нескольких проповедников… Вся Церковь должна быть научена, что часть ответственности о надлежащем порядке и спасении душ лежит на каждом ее члене». Он делает особое ударение на необходимости молитвенной и финансовой поддержки служителей со стороны членов церкви.

Иногда мы не понимаем важности того, о чем писал Уайт в последней статье. Я полагаю, что если мы станем ожидать, что служители церкви сами закончат Божью работу, то для этого потребуется чуть больше времени, чем вечность. У каждого из нас есть своя область ответственности.

19 мая

Призыв к евангельскому порядку — III

«Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен». 1Тим.3:1-2.

В конце декабря 1853 года Елена Уайт публично присоединилась к своему мужу в призыве к евангельскому порядку, основывая свое мнение на видении, полученном во время их с Джеймсом восточного путешествия осенью 1852 года. Она написала, что «Господь показал, что евангельский порядок встречает слишком много страхов и пренебрежения. Следует остерегаться формализма, но нельзя в таком деле пренебрегать порядком.

На небе все пребывает в порядке. Когда Христос находился на земле, в Церкви также был порядок. И после Его вознесения порядок строго соблюдался апостолами. И теперь, в эти последние дни, когда Бог приводит Своих детей в единство веры, [Церковь] нуждается в порядке более, чем когда-либо прежде; в то время как Бог объединяет Своих детей, сатана и его злые ангелы прилагают все усилия, чтобы воспрепятствовать этому объединению и разрушить его» (Ранние произведения, с. 97).

Предметом ее особого беспокойства было ,назначение служителей. «Люди, — писала она, — которые живут не свято и которые недостаточно сведущи, чтобы учить истине для наших дней, выходят на поле, не будучи одобрены Церковью или братьями, и, результатом становятся смятение и разобщенность. Некоторые владеют теоретическими знаниями об истине и способны выдвигать аргументы, но им не хватает духовности, здравого смысла и опыта» (там же, с. 97-98).

Такие «самопосланные вестники, — увещевала она, — представляют собой проклятье для дела [Божия]», особенно для тех «честных душ, [которые] доверяли им», думая, что они согласны с Церковью. Из-за этих самозваных служителей «Божьим посланникам приходится намного тяжелее там, где уже побывали люди, распространяющие ложное влияние, чем идти на новые поля».

Во избежание этих проблем, настаивала она, «Церковь должна чувствовать свою ответственность и с осторожностью и вниманием оценивать образ жизни, квалификацию и общую направленность тех, кто претендует на учительство». Решение, добавила она, должно основываться на Божьем Слове, открывающем принципы евангельского порядка, и следует «возлагать руки на тех» только, «кто ясно доказал, что призван Богом на служение».

Быть церковным руководителем — это огромная ответственность. Мы должны серьезно относиться к наличию как квалификации, так и практического благочестия.

Да поможет Господь Своей Церкви, когда она ищет свой путь в этом изломанном мире.

20 мая

Раскол в лагере.

«Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген».2Тим.1:15.

К началу 1854 года Джеймс и Елена Уайт окончательно утвердились в необходимости большего порядка и структуры среди соблюдающих субботу. Джеймс понимал, что этот вопрос не только важен, но что без этого дальнейшее развитие движения невозможно. Таким образом, в марте он написал, что Бог «ожидает от своего народа, что они будут поступать надлежащим образом, в евангельском порядке, и высоко держать знамя благочестия, прежде чем Он приведет в наши ряды еще многих».

Тот факт, что в то время адвентисты столкнулись с первыми организованными расколами, бесспорно, добавил аргументов к позиции Джеймса. В начале 1854 года двое служителей, Х. С. Кейс и К. П. Рассел, выступили против супругов Уайт. Осенью того же года они учредили собственное издание — «Провозвестник истины», которое, как они надеялись, будет не только соперничать с «Ревью энд Геральд», но и привлечет на их сторону значительное число соблюдающих субботу.

Наряду с возникновением группы «Провозвестника» имело место отступничество двоих из четырех ведущих проповедников в Висконсине. Дж. М. Стивенсон и Д. П. Холл стали распространять идеи о земном тысячелетнем царстве и грядущем веке, что подразумевало наличие второго шанса для обращения во время тысячелетнего царства. Вскоре эти двое из Висконсина объединили свои усилия с группой «Провозвестника» В противодействии супругам Уайт.

Имея в своей среде такое количество бунтарей, неудивительно, что соблюдающие субботу в течение второй половины 1850-х годов писали все больше статей, отражающих растущее понимание библейских принципов церковного порядка и рукоположения одобренных руководителей.

Как благ Господь! Он помогает Своему народу извлечь уроки даже из раскола и проблем. Так было в первой христианской Церкви. В результате мы имеем великие пасторские послания Павла к Тимофею и Титу, которые отражают библейские принципы организации. Кроме того, послания, написанные Павлом, Иаковом, Петром, Иудой и Иоанном, опровергали ложные учения раскольников. Без Божьего руководства среди проблем, которые и по сей день создают такие учителя, Церковь с каждым веком становилась бы все слабее.

Помоги нам, Отец Небесный, более ясно видеть, как Ты используешь даже проблемные ситуации, чтобы созидать Свою Церковь.

21 мая

Конгрегационализм — это ли путь, которым надо идти?

«Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью». 1Кор.16:19.

Джозеф Бейтс присоединился к чете Уайт в их заботах о евангельском порядке. И в соответствии с реставрационистскими корнями своего прошлого в Церкви объединения он заявил, что перед Вторым пришествием библейский церковный порядок должен быть восстановлен.

Он убеждал, что в течение Средних веков «нарушители закона» «вывели из строя» такие элементы, составляющие сущность христианства, как суббота и библейский церковный порядок. Для него было «совершенно ясно», «что Бог будет использовать соблюдающих закон в качестве инструментов для восстановления… «славной церкви, не имеющей пятна и порока»… Это единство веры и совершенного церковного порядка никогда не существовало со дней апостолов. Совершенно ясно, что это должно иметь место перед Вторым пришествием Иисуса … в восстановлении всего».

В то время как Бейтс указывал, что верил в восстановление апостольского порядка в Церкви, он не допускал мысли о каком-либо элементе организации, не найденном в Новом Завете.

Джеймс Уайт в этот ранний период разделял похожее мнение. Поэтому в 1854 году он написал, что «под евангельским, или церковным, порядком мы подразумеваем порядок в церковной ассоциации и дисциплине, которому учит Евангелие Иисуса Христа, изложенное авторами Нового Завета».

Несколько месяцев спустя он говорил о «совершенной системе порядка, установленной в Новом Завете под вдохновением Бога… Писание предлагает совершенную систему».

Уайт, Бейтс и другие были вполне уверены в том, что каждый аспект церковного порядка должен подкрепляться ясными свидетельствами Библии. Так, например, Дж. Б. Фризби отвергал любое название Церкви, кроме того, которое дано Богом в Библии., Как он утверждал, «Церковь Божия… вот единственное название, которое Бог счел подходящим для Своей Церкви».

Имея такие взгляды, неудивительно, что адвентистские руководители обсуждали только обязанности дьяконов и пресвитеров. Но немного странно обнаружить, что они определяли понятие «Церкви» как «конкретной общины верующих», если принять во внимание Деяния 15-ю главу и общее церковное руководство, осуществляемое Павлом и его товарищами. Но так было. Конгрегационализм был системой, которой придерживались адвентисты в середине 1850-х годов.

Благодарим Тебя, Господи, за наши местные общины. Помоги нам никогда не забывать о важной роли, отведенной им в Твоей работе.

22 мая. Конгрегационализма недостаточно!

«Проходя же по городам, они предавали верным соблюдать определения, постановленные Апостолами и пресвитерами в Иерусалиме». Деян.16:4.

Первая христианская Церковь обнаружила, что некоторые спорные вопросы превосходили компетенцию местной общины и, таким образом, нуждались в руководстве со стороны большей координирующей церковной организации. Во время совета из Деяний 15 мы видим, что пресвитеры и апостолы собрались для того, чтобы вместе решить, как привести иудейские и языческие общины к сотрудничеству. Собрание приняло решения для руководства местных общин.

Первые адвентисты также обнаружили, что они не всегда могли урегулировать спорные вопросы на уровне местной церкви. Если в первой половине 1850-х годов соблюдающие субботу создавали структуры и отделы в местных общинах, то во второй половине акцент сместился в сторону важности «всеобщего объединения» общин.

По меньшей мере, четыре спорных вопроса заставят таких руководителей, как Джеймс Уайт, взглянуть на церковную организацию более глобально. Первый вопрос относился к официальному владению имуществом — особенно издательством и церковными зданиями. Последнее, чего он желал, это принять на свое имя ответственность за владение издательской собственностью.

Второй спорный вопрос, наводящий на размышления, касался оплаты труда проповедников. Ситуация осложнялась тем, что соблюдающие субботу проповедники, в те дни не служили в конкретных местных общинах, но путешествовали от церкви к церкви как странствующие евангелисты. Поддерживать проповедников было непросто еще и потому, что у адвентистов не было тогда процедуры возвращения десятин или других денежных сборов, направленных на оплату проповедников.

Третий вопрос, который способствовал развитию более широкого понимания Уайтом церковной организации, включал назначение проповедников. В 1859 году Джеймс написал, что общины в таких местах, как Батл-Крик, часто располагают несколькими проповедниками сразу, тогда как остальные «обделены, не слышат Слова по три месяца». Нравилось это кому-то или нет, но к 1859 году Джеймс Уайт уже осуществлял общее руководство, назначая и оплачивая проповедников, только без какой-либо официальной структуры, которая облегчила бы его бремя. Такая система делала его уязвимым для критики, направленной на неумелое управление и незаконное присвоение средств.

Четвертая проблема касалась перевода членства между общинами, особенно если человек был исключен из одной общины и желал стать членом в другой.

Церкви нуждались в системе и порядке, если они хотели двигаться вперед все вместе. Эти проблемы все еще существуют в нашем несовершенном мире с несовершенными людьми.

23 мая

Кризис финансовой поддержки служителей.

«Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования». 1Кор.9:14.

Служители могут оперировать небесными вопросами, но даже они нуждаются в земной пище. А пища стоит денег. Вопрос о том, как платить служителям в зарождающейся Церкви, достиг кризисной точки в середине 1850-х годов. Причиной этого кризиса послужил молодой Джон Невинс Андрюс, человек, который позднее служил в Церкви как ведущий исследователь, был ее первым официальным иностранным миссионером и президентом Генеральной Конференции. Но в середине 1850-х годов истощение и неполноценное питание привели его к тому, что он был вынужден уйти со служения в то время, как ему было всего двадцать с небольшим лет. Осенью 1856 года он уже работал в магазине своего дяди в Боконе, штат Айова.

Бокон быстро превращался в пристанище истощенных субботствующих адвентистов. Другим ведущим служителем, который прибыл в Бокон в 1856 году, был Джон Н. Лафборо, который, по его собственному выражению, был «несколько удручен в плане финансов».

Супруги Уайт временно ослабили кризис в адвентистском служении, предприняв в середине зимы опасное путешествие в Бокон, чтобы пробудить спящую Церковь соблюдающих субботу и поднять выбывших из строя служителей. И Андрюс, и Лафборо увидели руку Божью в этом посещении и перепосвятили свои жизни на проповедь Евангелия.

Но это не изменило финансовой действительности. Например, за свои первые три месяца работы после отъезда из Бокона Лафборо получил комнату и пансион, пальто из кожи буйвола стоимостью около 10 долларов и 10 долларов наличными. Проблема была далека от решения. По крайней мере, миссис Лафборо должна была сделать такой вывод.

«Я устал, — писал Джеймс Уайт, — от нужд наших служителей и призывов к сбору средств в «Ревью». Я устал писать их. Эти призывы, обращенные ко всем и ни к кому конкретно, дают немногим больше, чем трата бумаги и причинение боли читателям. Такое положение вредит «Ревью» и бесчестит дело Божье».

Христианские работники могут жить не хлебом единым, но они все еще нуждаются в хлебе. По крайней мере, их жены или мужья и дети. Павел ясно говорит, что проповедующим Евангелие следует жить от благовестия.

Но где взять деньги?

Очевидный ответ — от каждого из нас.

Когда мы даем средства для их поддержки, мы приобщаемся к благословению их служения.

24 мая

Как до6ывaть деньги?

«В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько, позволит ему состояние». 1Кор.16:2.

Сбор средств, необходимых для работы соблюдающих субботу, был главным вопросом в середине 1850-х годов. Самуил Х. Роудз из Брукфилда, Нью-Йорк, сам того не желая, спровоцировал дискуссию о плане пожертвований, когда в декабре 1856 года он прислал два доллара в «Ревью», сообщая Джеймсу Уайту о своей уверенности в том, что 1Кор.16:2 определяет его личную обязанность откладывать деньги на Божье дело каждое воскресенье.

Уайт пришел в восторг от возможностей этого плана. «Мы рекомендуем всем христианам, — подчеркивал он, — вникнуть в этот текст. Очевидно, что эта работа личного характера, в которой «каждому» следует принимать участие в страхе Божьем». Если бы каждый адвентист поступал, как Роудз, «сокровищница Божья была бы полна средств для продвижения драгоценного дела истины».

Три недели спустя еще один человек прислал по почте деньги в офис «Ревью»; цитируя тот же самый текст. Уайт отметил, что «нельзя придумать более удачного плана, чем тот, который предложен апостолом». «Придерживайтесь этого», — побуждал он своих читателей. Но, по выражению моего друга Брайана Стрейера, они «не придерживались». В результате, в апреле 1858 года Уайт писал, что «постоянные разочарования печалили и удручали наших проповедников». Некоторые из них «отправились [на служение], ожидая, что братья поддержат их… но братья часто не исполняли своей обязанности». Таким образом, несколько служителей «увязли в бедности, подорванном здоровье и унынии».

В это время несколько отчаявшийся Джеймс Уайт предложил второй план решения проблемы, убеждая верующих, присылать сумму, равную их годовому государственному налогу. «Но, — отмечал Стрейер, — если адвентисты неохотно применяли в жизни текст из 1Кор.16, то еще больше колебаний вызывала идея церковного налога». Три недели спустя Уайт отмечал, что сатана «торжествует» из-за отсутствия успешной программы церковного финансирования.

Страдая от проблемы, конца которой не было видно, весной 1858 года община в Батл-Крике, штат Мичиган, создала группу по изучению Библии, чтобы найти библейский план для поддержки служения. Под руководством Дж. Н. Андрюса группа разработала концепцию, которая будет принята в начале 1859 года.

Иногда мы забываем, как наши предшественники пытались решить вопросы, которые нас никогда не касались. Очевидно, что мы стоим на их плечах, ежедневно пользуясь результатами их трудов и решений. И мы можем извлечь уроки из их опыта.

25 мая

Добровольные пожертвования.

«Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог». 2Кор.9:7.

В феврале 1859 года Уайт с радостью объявил результаты работы комитета, призванного изучить методы финансирования работы Церкви. Он представил концепцию, известную как систематические добровольные пожертвования, которые позволяют каждому члену церкви регулярно жертвовать и, таким образом, поддерживать Церковь.

Вполне убедившись, что это Божий план, Уайт особо подчеркнул текст из 1Кор.16:2, чтобы обосновать еженедельное приношение, и такие тексты, как 2Кор.9:5-7, которые говорят о принципе посева и жатвы и о том, что Бог любит доброхотно дающего.

Уайт не только объявил о новом плане систематических добровольных пожертвований, но и конкретизировал ожидаемые действия. Мужчинам 18-60 лет следовало жертвовать от 5 до 25 центов еженедельно, в то время как женщинам той же возрастной группы следовало жертвовать от 2 до 10 центов, и обоим группам следует добавлять от 1 до 5 центов за каждые 100 долларов от стоимости имущества, которым они владели.

Следуя примеру из 1Кор.16:2, систематические пожертвования собирались в воскресенье утром, когда казначеи посещали каждый дом членов церкви, имея с собой специальные ящики для приношений и учетные книги.

Как вы понимаете, не все встретили такую инициативу всплеском энтузиазма. Тем не менее Джеймс Уайт два года спустя был полон оптимизма, когда писал, что «все ждут» казначея, «готовятся к его приходу и встречают его с открытыми ладонями и жертвенными чувствами». «Никто, — писал он, — не чувствует себя беднее, но все чувствуют себя счастливее, опустив небольшую сумму в сокровищницу».

Но возник вопрос: что делать со средствами? Уайт сначала предложил, что каждая община может распоряжаться ими, как сочтет нужным. Позднее он предложил, чтобы каждая церковь имела на руках хотя бы 5 долларов для того, чтобы поддержать приходящих проповедников и затем отсылать оставшееся в Мичиган на нужды лагерного евангелизма.

Систематические добровольные пожертвования были шагом вперед, но они покрывали далеко не все нужды Церкви. И, кроме того, соблюдающие субботу в 1859 году все еще не имели стройной системы применения средств или оплаты служителей.

Большинство из нас сегодня благодарны за то, что церковный казначей не показывается на нашем крыльце каждое воскресное утро с книгой для записей в руках. Бог даровал способ, менее навязчивый и более подходящий для финансирования Его Церкви.

26 мая

Десятина – более удачный метод.

«Принесите все десятины в дом хранилища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?» Мал.3:10.

Интересно, что первые дискуссии о систематических добровольных пожертвованиях не касались Мал.3:8-10, и авторы «Ревью» не акцентировали внимание на благословениях для тех, кто верно приносит средства.

Что они действительно подчеркивали, так это то, что систематические добровольные приношения по своей природе были безболезненными и не требовали особой жертвенности. На деле же они были такими безболезненными и незначительными, что не покрывали нужд растущей церкви.

Перемены наступили, когда в феврале 1876 года Дадлей М. Канрайт опубликовал серию статей в «Ревью», ссылаясь на тексты из Мал.3:8-10. Предлагая принцип десятины в качестве библейского плана поддержания служителей, он настаивал на том, что «Бог требует от Своего народа, чтобы десятина, или одна десятая часть всего дохода, служила для поддержания Его служителей». Далее он отмечает: «Господь не говорит, что вы должны отдавать Мне десятину, но Он говорит, что одна десятая принадлежит Господу», потому что десятина уже Божья, а верующие просто возвращают ее Богу. Канрайт также подчеркивал благословения и награды за возвращение десятины. «Я очень рад, — писал он, — что особое Божье благословение сопутствует тем, кто исполнителен и честен в возвращении» своей десятины.

Кроме личного благословения, система возвращения десятины дала положительные результаты в плане финансирования церкви, чего не смогли сделать систематические добровольные приношения. На сессии Генеральной Конференции 1876 года Канрайт приблизительно подсчитал, что, если бы все члены церкви верно возвращали десятину, сокровищница Генеральной Конференции могла бы пополняться не 40000, а 150000 долларов ежегодно.

Далее Канрайт настаивал на том, чтобы Генеральная Конференция утвердила систему десятин, что и было сделано в октябре 1876 года. С этого момента библейская десятина получает распространение как способ, посредством которого адвентизм поддерживал своих служителей. И, конечно, к тому времени в адвентизме возникла специальная структура, которая могла служить «хранилищем» из Малахии 3 для сбора и распределения средств.

Господи, мы благодарны за Твое водительство, в том числе и в финансовых вопросах. И мы ценим Твои благословения для тех, кто верен библейскому принципу десятин и пожертвований.

27 мая

Новая концепция Вавилона

«Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли». Быт.11:9.

К середине 1859 года Джеймс Уайт приготовился к последней попытке создания формальной церковной организации. «Нам не хватает системы, — взывал он 21 июля. — Многие из наших братьев находятся в рассеянии. Они соблюдают субботу, читают с некоторым интересом «Ревью»». Но помимо этого они делают мало или совсем ничего для осуществления совместных действий». Чтобы исправить ситуацию, он призывал к регулярным встречам в каждом штате, чтобы координировать деятельность адвентистов в данном регионе.

«Мы понимаем, — писал он, — что это предложение не встретит всеобщего понимания. Брат Сверхосторожность будет напуган и начнет предостерегать своих братьев, чтобы они не рисковали так сильно. Брат Смешение воскликнет: «О, как это похоже на Вавилон! Они следуют за падшей церковью!» Брат Безделье скажет: «Это дело Божье, так что оставим это в Его руках, Он Сам позаботится об этом». «Аминь, — ответят Любовь к земному, Лень, Эгоистичность и Скупость, — если Бог призывает людей проповедовать, пусть идут и проповедуют, Он Сам позаботится о них», в то время как Корей, Дафан и Авирон готовы восстать против тех, кто несет на себе всю тяжесть дела Божия [например: Джеймс Уайт] и печется о душах, чувствуя себя в ответе, и поднимают крик: «Вы слишком много на себя берете»».

В самых ярких выражениях Уайт живописал, насколько он устал слышать вопли о Вавилоне при малейшем упоминании об организации. «Брат Смешение, — писал он, — допускает грубейшую ошибку, называя Вавилоном систему, которая находится в гармонии с Библией и здравым смыслом. Так как Вавилон означает смешение, у нашего заблуждающегося брата это самое слово запечатлено на лбу. И мы отваживаемся заявить, что никто под небом так не заслуживает вавилонской печати, как те, кто исповедует адвентистскую веру и при этом отрицают библейский порядок».

К тому времени обеспокоенность Джеймса состоянием движения достигла высшей точки. Отчаянно призывая к организации, он; как мы замечаем, дает новое определение Вавилону, заменяя «угнетение» «смешением», словом, которое как нельзя лучше описывает ситуацию в 1859 году.

Иногда важно встать и заявить о своих библейских убеждениях. Бог и теперь использует мужчин и женщин, обладающих чувством меры и благочестивыми убеждениями, таких как Джеймс Уайт, чтобы помочь Церкви выправить свой курс. Пусть Господь придаст нам смелости возвысить голос, когда придет пора.

28 мая

Мыслить глобально.

«Без откровения свыше народ необуздан». Притч.29:18.

Мечты о малом приводят к маленьким результатам. Большинство соблюдающих субботу адвентистов в 1850-х годах думали о малом. Но стратегическое положение, которое занял Джеймс Уайт в адвентизме, открыло его взору новые пределы, не только освободив его от мыслительной ограниченности его собратьев; но и изменив его собственное мышление.

Кроме понимания неопределенного положения адвентизма, который нуждался в более четкой структуре и более широком понимании масштабов адвентистской миссии, к 1859 году Уайт отказался от буквального библейского подхода к организации, которого придерживался ранее, когда утверждал, что каждый аспект церковной организации должен быть подробно описан в Библии. Теперь он доказывал, что «нам не следует бояться такой системы, которая не противоречит Библии и подкреплена здравым смыслом».

Таким образом, он обрел новое видение вопроса. Джеймс перешел от принципа буквального толкования Библии, гласившего, что Писанием дозволено только то, что ясно упомянуто в нем, — к принципу, согласно которому разрешено все, что не противоречит Библии.

Такая трансформация мышления имела большое значение для осуществления творческих шагов к церковной организации, которые будут предприняты в 1860-х годах.

Однако это новое понимание вызвало оппозицию со стороны тех, кто придерживался буквального подхода, который требовал, чтобы все было подробно изложено в Библии, прежде чем Церковь могла что-то предпринять.

Возражая своим оппонентам, Уайт замечал, что нигде в Библии не сказано, что христиане должны издавать еженедельное периодическое издание, что у них должен быть паровой печатный станок, что они должны строить места для богопоклонения или издавать книги. Далее он говорил, что «живая Церковь Бога» должна двигаться вперед с молитвой и здравым смыслом.

Джеймс Уайт мыслил глобально. Он мог и не начать движения в этом направлении, но, уловив задачу, стоящую перед Церковью, его видение вынуждало его думать широко и творчески.

За это мы можем славить Бога. Без великих мыслителей, таких как Джеймс Уайт, адвентизм седьмого дня никогда бы не распространился дальше северо-восточного угла Соединенных Штатов.

Бог все еще призывает нас мыслить глобально, чтобы Его дело продвигалось. И он ожидает от каждого из нас более смелых планов участия в Его деле на земле.

29 мая

Выбор названия

«Доброе имя лучше дорогой масти». Еккл.7:1.

Трудно представить, как растущее движение могло существовать без названия почти два десятилетия. Но так было с соблюдающими субботу адвентистами. Выбрать название, полагали некоторые, означало стать как другие церкви. Кроме того, где в Библии говорится, что у Церкви вообще должно быть название?

Последнее утверждение действительно верно, но то, что не предписано Библией, требует правительство, когда Церковь, имеющая собственность, была вынуждена пройти регистрацию. Кризис, связанный с поиском названия, возник по причине необходимости зарегистрировать адвентистское издательство в Батл-Крике, штат Мичиган. К началу 1860-х годов Джеймс Уайт дошел до того, что отказался и дальше нести личную ответственность за финансовые аспекты организации. Соблюдающие субботу должны были принять меры, чтобы церковная собственность содержалась в «надлежащем порядке».

Такое предложение вызвало сильнейшее противостояние. Осознавая, что церковь не могла зарегистрироваться до тех пор, пока у нее не будет названия, Р. Ф. Коттрелл все же писал, что «было бы ошибкой «сделать себе имя», ибо это лежит в основании Вавилона».

Джеймс с жаром отреагировал на версию Коттрелла о том, что Бог позаботится о церковном имуществе, заявляя, что «опасно препоручать Господу то, что Он поручил нам». И вновь он отстаивал свою принципиальную позицию о том, что «не каждая христианская обязанность озвучена в Писаниях».

В 1860-х годах конференция соблюдающих субботу проголосовала за то, чтобы зарегистрировать издательство, «организовать» местные общины так, «чтобы они имели возможность содержать свое церковное имущество» и     выбрать название для деноминации.

Многие склонялись к названию «Церковь Божия», но, решило руководство, слишком многие уже использовали это название. В конце концов Дэвид Хевитт предложил название «адвентисты седьмого дня». Его предложение поддержали многие делегаты, которые признали его лучшим «выражением нашей веры и [доктринальной] позиции».

Во время дебатов Елена Уайт хранила молчание, но позднее она выразит свое восторженное отношение. «Название «адвентист седьмого дня», — заявила она после встречи, — заключает в себе истинные характерные черты нашей веры… Подобно стреле из Божьего колчана, оно будет ранить нарушителей Божьего Закона и вести к покаянию перед Богом и к вере нашего Господа Иисуса Христа» (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 224).

В этом ценность «доброго имени».

30 мая

Долгожданная организация

«Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали». Деян.14:23.

Хотя концепция церковной структуры; которая предусматривает порядок в общинах, занимает немало места в Новом Завете, она не была любимой темой многих адвентистов.

Но пришло время, и в апреле 1861 года соблюдающие субботу созвали комитет, который рекомендовал создание конференций в районах или штатах, чтобы направлять церковную деятельность в соответствующих регионах.

Последовала бурная реакция, особенно со стороны восточных штатов.

В августе Джеймс Уайт сообщил, что «братья в Пенсильвании проголосовали против организации и дело [Божие] в Огайо переживает ужасное потрясение». Он обобщил результаты, написав, что «за время восточного путешествия вплоть до сего момента мы, кажется, с трудом пробиваемся сквозь упорную нерешительность по вопросу организации… Во многих местах мы находимся в состоянии, немногим более выгодном, чем разрозненные осколки, которые все больше рассыпаются и слабеют».

Елена Уайт разделяла его мнение, заявляя в том же месяце, что ей было «показано, что некоторые боялись, как бы наши церкви не превратились в Вавилон, став организацией: Но находящиеся в Центральном Нью-Йорке представляли собой совершенный Вавилон, смешение. И теперь, если церкви не организовать так, чтобы привести их жизнь в порядок и поддерживать его, им не на что надеяться в будущем, они будут разбиты на части». Она сожалела о недостатке «нравственного мужества» и глубокого «малодушного молчания» среди тех служителей, которые верили в организацию, но отмалчивались. Ее слова не оставили сомнений, что пришло время «занять единую позицию» по этому вопросу (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 270-272).

Пришло время действовать.

На общем собрании верующих в октябре 1861 года первым пунктом на повестке дня была «достойная модель организации церквей». И одним из главных результатов работы собрания была «рекомендация» церквам в штате Мичиган, чтобы они объединились под названием Мичиганской конференции адвентистов седьмого дня.

Джеймс Уайт ликовал. Для него это было «признаком лучших времен». В следующем году были учреждены еще семь местных конференций.

Ничто так не радует дьявола, как неустройство Церкви. А сеять раздор легче в неорганизованной группе. К сожалению, значение организации не вполне оценивается до тех пор, пока она не перестает существовать.

Благодарим Тебя, Господь, за то, что Ты нам даровал.

31 мая

Генеральная Конференция

«Одно тело и один дух, как вы. и призваны к одной надежде вашего звания». Еф.4:4.

Хотя формирование конференций в каждом штате было полезно для церкви, не все административные проблемы были решены. Кто, например, будет координировать их работу или назначать служителей для различных регионов? Дж. Х. Ваггонер остро поставил этот вопрос в июне 1862 года. «Я не верю, — писал он, — что мы когда-либо ощутим пользу от организации, пока этот вопрос» О Генеральной Конференции, или конференции по принципу зонта, «не будет решен». В течение лета 1862 года несколько читателей «Ревью» ответили на предложение Ваггонера сердечным одобрением.

Без единой структуры, которая объединяла бы в себе представителей всего сообщества верующих, доказывал Дж. Н. Андрюс, «мы будем впадать в неустройство каждый раз, когда необходимо действовать сообща. Работа организации, учрежденной в надлежащем виде, всегда приносит добрые плоды. Вот почему я желаю видеть ее в такой завершенной форме, чтобы полнотой ее преимуществ могли воспользоваться не только отдельные церкви, но и все сообщество верующих, и само дело истины».

Б. Ф. Снук отмечал, что в молодой Церкви имеют место индивидуалистические настроения, и объединить ее можно только посредством «Генеральной Конференции».

Джеймс Уайт, как вы понимаете, с энтузиазмом поддерживал такие беседы.

На его взгляд, предложенная Генеральная Конференция должна будет стать «великим регулятором» местных конференций, обеспечивающим «единые, систематические действия всего сообщества верующих». Обязанностью Генеральной Конференции будет «намечать общий курс, которому будут следовать конференции каждого штата». Таким образом, «если Генеральная Конференция не получит больше полномочий, чем местные конференции, польза от нее будет невелика». Ее функцией будет координировать работу на всей территории церкви.

Генеральная Конференция адвентистов седьмого дня была организована на встрече, устроенной специально для этой цели в Батл-Крике с 20 по 23 мая 1863 года. Этот знаменательный шаг открыл путь к объединению Церкви, чтобы в конце концов трехангельская весть из Откр.14 достигла отдаленных уголков земли. Адвентистская миссионерская программа никогда не достигла бы такого размаха, если бы осуществлялась сборищем разрозненных церквей или конференций, каждая из которых преследовала бы свои собственные цели.

Благодарим Тебя, Господи, за единство и силу, присущие организации.