Июль

1 июля

В поисках достойного образования – VI.

И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам. Иез.36:26.

В новом сердце нуждаются не только отдельные личности. Иногда в нем нуждаются и учреждения. Так было и в случае, когда адвентистское образование 1870-80-хгг. искало свое место в Церкви.

Вчера мы остановились на решительном призыве к реформированию батл-крикского колледжа, сделанном Еленой Уайт в 1881 году. Она выразила опасение в том, что заведение все дальше «отклоняется от своего первоначального замысла». За последние год-два была предпринята попытка уподобить нашу школу другим колледжам … Нравственный и религиозный аспекты не должны задвигаться на задний план» (Свидетельства для Церкви, т.5, с.21).

«Если мирскому влиянию суждено господствовать в нашем заведении, тогда продайте, его миру и перепоручите ему все бразды правления. А те, кто вложил свои средства в это учреждение, создадут другую школу, которая будет работать не на основе учебных планов популярных: школ, не исходя из пожеланий директоров и учителей, но в соответствии с планом, предложенным Богом…         

Бог обозначил Свою цель — иметь в этой стране колледж, в котором Библия займет достойное место в образовании молодежи… » (там же, с.25-26).

В своей воинственной презентации Елена Уайт сделала особое ударение на роли Библии и необходимости вернуться к изначальным целям, поставленным основателями колледжа…

«Слишком мало внимания, — говорила она, уделяется подготовке молодых людей к служению. Вот первоочередная задача, которую должен выполнить колледж» (там же, с.22).

Она была не против гуманитарных и точных наук. Наоборот, она отстаивала идею изучения более широкой области знаний, но «одновременно должны изучаться требования Его Слова» (там же, с. 21); Она возражала против того, чтобы «только» изучать книги. Такое «образование можно получить в любом колледже нашей страны» (там же, с. 22). Елена Уайт выступала за более разностороннее обучение, которое смотрело бы на все с библейской точки зрения. «Как средство образования Библия не имеет себе равных», поскольку побуждает студентов «решать сложные проблемы» и расширять свои пределы понимания (там же, с. 24). Она призывала вернуть адвентистское образование на первоначальные рельсы.

Благодарим Тебя, Отец, за этот пророческий голос в истории пошлого. Помоги нам слышать тот же голос и сегодня.

2 июля

В поисках достойного образования – VI.

Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет, и отрасли от него выходить не перестанут. Иов 14:7.

Весной 1882 года молодое дерево адвентистского образования не просто лишилось своих лишних ветвей. Оно было срублено под корень.

Но столь решительный шаг не прошел впустую. Этот «пень» пустил побеги в разных направлениях, и это вернуло к жизни всю систему и оказало ей большую помощь в поисках достойного образования; Сам батл-крикский колледж вновь откроется осенью 1883 года, полный решимости более верно придерживаться своей миссии. И в течение 1880-х гг. достигнет ощутимых результатов в этом направлении.

Но, возможно, еще более важное значение имеет тот факт, что бывшие лидеры батл-крикского колледжа рассеялись по стране. И тот, и другой усвоили урок, и это поможет им в будущем укрепить позиции адвентистского образования.

Гудлоу Харпер Белл основал студенческий городок в штате Массачусетс, где весной 1882 года он открыл Южно-Ланкастерскую академию, которая в конце концов выросла в Колледж Атлантического униона.

СиднеЙ Браунсбергер тем временем возглавил западные территории, где в апреле 1882 года он основал Хилдсбургскую академию — учреждение, которое станет Хилдсбургским колледжем, а затем Колледжем Тихоокеанского Униона. Браунсбергер поклялся не допускать снова ту же ошибку. Он начал свою деятельность в Хилдсбурге, имея в виду совершенно иное представление о том, каким должно быть образование, нежели с которым он начинал работать в Батл-Крике. После своего мичиганского опыта он принял решение «никогда не браться за [церковное предприятие] иначе как на основе Свидетельств».

За время браунсбергеровского руководства в рекламных проспектах и каталогах Хилдсбурга особо подчеркивался тот факт, что целью школы является сбалансированное образование, включающее как книжное, так и практическое, умственное и физическое развитие. Словом, наряду с академическими предметами школа будет готовить своих учащихся для работы в мире. Кроме того, школа была организована таким образом, чтобы «обеспечить возможность специализированного обучения для мужчин и женщин, желающих подготовиться к служению». Являясь реформационным учреждением, Хилдсбургский колледж окажет большое влияние на колледж в Батл-Крике.

«Старый пес может освоить новые трюки»… И с Божьей помощью учреждения и люди могут усовершенствоваться и стать ближе к Его идеалу. Начало было положено, но настоящая революция в адвентистском образовании наступит только в 1890-е годы.

3 июля

Размышления об образе жизни и доктрине – I.

Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим. Пс.24:4.

Возможно, в ходе наших чтений вы заметили, что Елена Уайт играла более важную роль в области адвентистского образа жизни, чем в формировании доктрин. Процедура разработки доктрин состояла в исследовании Библии до достижения всеобщего согласия. В этот момент она иногда получала видение, которое корректировало принятую точку зрения и помогало тем, кто все еще не мог с уверенностью признать правильность сделанных на основе Библии выводов своих собратьев. Таким образом, роль госпожи Уайт в формировании доктрин может расцениваться в лучшем случае как утверждающая, но никак не инициирующая Чего нельзя сказать о ее вкладе в области адвентистского образа жизни.

Но, прежде чем продолжить разговор на эту тему, необходимо отметить некоторые различия между вопросами образа жизни и доктринальными вопросами.

Несмотря на то, что адвентисты двадцать первого века склонны рассматривать доктринальные вопросы и вопросы здорового образа жизни как явления одного масштаба, основатели Церкви придерживались иной позиции. В то время как они разрабатывали основные доктрины, интенсивно исследуя Библию и проводя конференции с целью консенсуса, развитие идеи здорового образа жизни происходило по другой схеме.

Возможно, эта разница проистекала из того, что доктрина определяет сущность Церкви. Поэтому для ранних адвентистов доктрина имела решающее значение и была удостоена самого пристального внимания. В свою очередь, вопросы образа жизни отодвигались на вторые позиции, поскольку многие из них не подчеркивают уникальность Церкви, являясь лишь средствами, облегчающими выполнение миссии Церкви, а она заключена в распространении доктринальной вести.

С этой точки зрения санитарная реформа помогает людям свидетельствовать, а пациентам санаториев — оказаться в том месте, где они лучше смогут понять Евангелие. Подобным образом и христианское образование способствует развитию как членов Церкви, так и проповедников Евангелия. Опять же, десятины и добровольные дары не только помогают людям отражать характер Того, Кто так возлюбил мир, что отдал Сына Своего единородного, но и продвигать Божье дело на земле.

Господи, мы ценим и доктрину, и образ жизни, которые определяют уникальность адвентистского народа. Помоги нам лучше понять их место в нашей личной и общественной жизни.

4 июля

Размышления об образе жизни и доктрине – II.

Поступайте, как чада света: Еф.5:8.

Если подумать, то в данном случае существует только два варианта: ходить во свете или во тьме. Здесь позиция Библии однозначна.

Но что есть свет?

Многие из нас ведут себя так, будто правильная доктрина и даже библейский образ жизни — это и есть свет. Отнюдь! Христос есть свет жизни, а центр религии — наше отношение к Нему. Сюда же можно причислить и проблему греха, и Божье решение этой проблемы, которое заключается в кресте Христовом.

И доктрина, и образ жизни вторичны. Ведь можно исповедовать верную, доктрину и вести правильный образ жизни, и при этом не спастись. Спасение — это вопрос нашего отношениях к Богу через Христа. Доктрина не является чем-то самодостаточным. Скорее, это средство для лучшего понимания Бога, без которого трудно любить Его по-настоящему. Образ жизни — это средство, которое находится еще дальше от центра веры. Санитарная реформа, например, проясняет наш разум, чтобы мы глубже могли понять доктрину (а следовательно, и Бога) и имели более приятгные черты характера, чтобы нам легче было любить Бога и ближних.

В любом случае, в понимании основателей адвентизма, образ жизни и доктрина не являлись равнозначными. Так, они прилагали массу усилий для точной формулировки своих доктрин, практически пренебрегая большинством вопросов образа жизни до тех пор, пока необходимость и кризис не вынудили их занять более определенную позицию.

Адвентисты заполняли образовавшийся пробел, различными путями.

Иногда они формировали позицию посредством библейского изучения и конференций, когда кризис уже наступал, но в другое время Елена Уайт брала на себя инициативу поданному вопросу, указывая на способы его решения и разъясняя, какое место это решение займет в контексте трехангельской вести. Второй путь, очевидно, имел место в таких областях, как санитарная реформа, первый, как мы убедились, преобладал в таких моментах как служба в армии и учение о десятине.

Поскольку Елена Уайт часто использовала библейские принципы применительно к повседневной жизни Церкви и отдельных ее членов, с годами ее советы все чаще оказывались в центре, дискуссий об адвентистском образе жизни.

Наблюдая за развитием раннего адвентизма, мы должны признать, что Едена Уайт играла двоякую роль, менее активную в области формирования доктрины и более активную в вопросах образа жизни.

Направляй нас, Отче, когда мы пытаемся понять, как различные аспекты нашей веры соотносятся друг с другом и с нашей жизнью.

5 июля

Лагерные собрания – I.

Семь дней празднуй Господу, Богу твоему, на месте, которое изберет Господь. Втор.16:15.

Древние израильтяне завершали ритуальный год серией праздников, в течение которых люди оставляли свои дома и съезжались отовсюду, чтобы совместно провести несколько дней в религиозной среде.

Хотя в христианской эре мы не имеем прямых параллелей с еврейскими праздниками, лагерные собрания заключают в себе некоторые их атрибуты. Лагерные собрания играли важную роль в духовном возрождении Северной Америки девятнадцатого века, а также в методистском и миллеритском движениях. Но первое, специально созванное адвентистами седьмого дня лагерное собрание, состоялось в местечке Райт, штат Мичиган, в сентябре 1868 года.

Объявление о нем, помещенное в выпуске «Ревью» от 18 августа, сообщало, что «это собрание не имеет целью несколько дней отдыха и праздности. Оно также не призвано создать эффект новизны, при помощи которого можно было бы привлечь лентяев и любопытных, которых не достичь иным путем. Мы вовсе не стремимся таким образом собрать большую группу людей, чтобы продемонстрировать мощь своей организации. Наша цель совсем иного рода.

Мы желаем призвать как можно больше наших собратьев (и проповедников, и рядовых членов церкви) и стольких необращенных ближних, скольких сможем заинтересовать этим собранием, чтобы послужить им на благо.

Мы хотим, чтобы все, кто приедет на это собрание, искали Бога. Мы хотим, чтобы наши собратья пришли с целью духовного обновления. Мы хотим, чтобы наши проповедники подавали им в этом пример, достойный подражания.

Мы желает также видеть многих наших ближних, которые не интересуются Христом или, по крайней мере, не имеют знания истины наших дней, а также обращенных к Господу и ликующих во свете Его истины».

Вот что было сказано в объявлении.

Целью этого лагерного собрания было обучение и наставление святых, обращение тех членов церкви, кто в этом нуждался, и знакомство с трехангельской вестью тех, кто не принимал ее или даже не слышал о ней.

Словом, лагерное собрание призвано было стать в первую очередь духовным праздником, который адвентисты проводили для всего общества.

6 июля

Лагерные собрания – II.

Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. Лк.2:41.

В период раннего адвентизма лагерное собрание было впечатляющим событием. Люди слушали хорошие проповеди, встречались со старыми друзьями, отдыхали от повседневности, покупали адвентистские издания и получали духовные благословения. Лагерное собрание было кульминационным событием года для его посетителей.

Первое официальное лагерное собрание, которое проходило в Райте, штат Мичиган, с 1 по 7 сентября 1868 года, задало тон для всех последующих собраний. В двух палатках диаметром около 20 метров проводились общие собрания, тогда как жили люди в палатках меньшего. размера. Не имея туристических магазинов, где можно купить дешевые палатки, издатели «Ревью» предложили инструкцию для изготовления простых палаток для семьи и церкви.

Всего было 22 церковные палатки, часто со спальной секцией, отделенной висящими одеялами или покрывалами, чтобы семьи могли иметь уголок личного пространства. Другие палатки были оснащены веревкой посредине, на которую входящие могли вешать одеяло для разделения мужского и женского отсеков.

Семьи и друзья готовили еду на открытом огне, а расположенные по кругу бревна, на которые они садились обедать, создавали прекрасную возможность для общения. Должно быть, это было незабываемое время для детей, но и для взрослых это событие было знаковым.

Да, многое было не таким комфортным, как дома. Да, личного пространства было немного. Опять же, это требовало финансовой жертвы, если учесть расходы на проезд и простой в работе. Но первые адвентисты считали, что эти собрания стоили того; несмотря на все траты и неудобства.

После собрания в Райте ежегодные лагерные собрания стали традиционными. На следующий год в них приняли участие семь штатов. А потом такие собрания стали проводиться во всем адвентистском мире.

Они все еще проводятся. Довольно активно в одних местах и вяло в других, но всегда благословенно. Если вы давно не посещали их, постарайтесь по возможности провести несколько дней и ночей на природе. Вы испытаете благословение. Адвентизм находился бы в лучшем состоянии, если бы обновлялся этим ежегодным благословением.

7 июля

Лагерные собрания – III.

И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств. Ис.25:6.

«Тучные яства» в Библии — это добро, духовные благословения, исполнение Божьих обетований. Бог говорит о трапезе из тучных яств не только в Ветхом Завете, но также и о великом небесном пире для искупленных в конце времен. В то же время, с точки зрения ранних адвентистов, лагерные собрания были трапезой из тучных яств.

На лагерном собрании 1868 года Елена Уайт выступила с обращением, которое можно считать ключевым. Она говорила о нуждах адвентистского народа и морально подготовила участников к наступлению духовного праздника. По выражению Урии Смита, она «с самого начала направила ход мыслей собратьев в правильное русло». И «те, кто ранее не видел необходимости в таком собрании, если таковые были, должно быть увидели ее, когда цели собрания были так ясно представлены».

А вот что говорит Джозеф Кларк: «Свидетельство сестры Уайт звучало так, что каждый из нас переживал нечто подобное тому, что чувствовали ученики, когда спрашивали: не я ли, Господи? Оно было полно предостережения», убеждая людей воспользоваться всеми возможностями собрания и «говорить о небесном», а не о земном.

Служение проповеди было центром этого собрания. Джеймс проповедовал шесть раз, Елена — пять, Дж. Н. Андрюс — четыре и Натан Фуллер — один. Смит сообщает об этих проповедях, что они «все светились огнем истины для наших дней».

После этого все штаты желали видеть Джеймса и Елену на своих собраниях каждый год. Супруги делали все возможное, чтобы посетить все встречи, в течение многих лет жертвуя своим временем с августа по октябрь.

Лагерное собрание в Райте насчитывало около 300 человек, живущих на природе в палатках, и несколько сотен находящихся в близлежащих домах, что вместе составляло около 1 000 посетителей в течение недели. Выходные, разумеется, резко увеличили показатели посещаемости, которые возрастали до 2 000 и, возможно, достигли бы и 3 000, если бы не ливень.

Дальнейшие лагерные собрания часто проводились вблизи больших городов, где было много неадвентистов, которые могли прийти послушать о трехангельской вести и связанных с нею истинах. Возможно, самым успешным из них было собрание, проводимое в Гроувлэнде, штат Массачусетс, когда 20 000 человек собрались в воскресенье, чтобы послушать речь Елены Уайт на тему воздержания.

Какая возможность! Какое благословение!

8 июля

О миссиях.

Итак, да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат. Деян.28:28.

Надо сказать, первые адвентисты седьмого дня не особенно задумывались о миссиях: Будучи уверены в том, что поручение нести Евангелие всему миру в последнее время из Мф.24:14 и Откр.10:11 и 14:6 было исполнено протестантами в начале девятнадцатого века и миллеритами в начале 1840-х гг., они верили в принцип закрытой двери как в отношении иностранных миссий, так и миссий внутри страны; Их довольно ограниченная миссия распространялась на разочарованных миллеритов, которые нуждались в утешении и в переходе от вести первого и второго ангела к вести третьего ангела.

Хотя в 1848 году Елене Уайт и было показано видение об одном из аспектов адвентистской работы, которая была уподоблена лучам света, окутывающим весь мир, и несколько видений, указывающих на более обширный характер миссии, все же адвентисты, убежденные, что дверь — благодати закрыта, не понимали и даже не интересовались подобными идеями.

Период закрытой двери завершился в 1852 году, когда они осознали ошибочность своей позиции об окончании испытания. С этого момента Джеймс Уайт заявил, что «дверь открыта» для проповеди о субботе и вести третьего ангела для всех, принадлежат ли они к миллеритскому движению или нет. — Двери миссии слегка приоткрылись, но не намного. Пройдет еще около четверти века (1874), пока адвентисты седьмого дня направят своего первого миссионера за границу. Тем временем подход адвентистов, соблюдающих субботу, к миссионерству развивался со скоростью скорее эволюции, чем революции.

В 1850-х немногочисленные призывы к выполнению миссии тонули во множестве предположений, почему Церковь не должна посылать миссионеров за границу.

Одно из самых удивительных решений вопроса о миссии было предложено Урией Смитом в 1859 году. Задержка пришествия приводила некоторых к миссиологическим вопросам. Один читатель «Ревью» поинтересовался, должна ли весть третьего ангела выйти за пределы Соединенных Штатов.

Редактор Смит ответил, что в этом нет необходимости, поскольку Соединенные Штаты заключают в себе людей всех национальностей. Таким образом, если весть достигла одного представителя от каждой языковой группы, этого достаточно, чтобы сказать, что весть прошла через все языки и народы.

Господи, с каким терпением Ты ведешь нас шаг за шагом через нашу близорукость.

9 июля

Знакомьтесь: Михаил Белина Чеховский.

Но Иисус сказал ему… а ты иди, благовествуй Царствие Божие. Лк.9:60.

Иностранная миссия адвентистов возникла вопреки всем их взглядам. Дорогу, ей открыло распространение адвентистких публикаций часть которых отсылали домой беженцы или брали с собой в путешествия для друзей за рубежом.

И вот в начале 1860-х гг. до американских адвентистов дошли сведения об обращенных ирландцах. А к 1864 году в Африке находилось по меньшей мере двое верующих в весть третьего ангела, и один из них вскоре принес эту весть в Австралию.     

Нравилось ей это или нет, но вновь организованная Церковь столкнулась с необходимостью выполнения всемирной миссии. Не просто потому, что там находились обращенные, но эти обращенные постоянно просили о том, чтобы их страны посетили миссионеры.

Как и во многих других случаях, Джеймс Уайт был одним из первых, кто убедился в более широком характере церковной миссии. За месяц до первого созыва Генеральной Конференции, в мае 1863года, он писал в «Ревью», что «наша миссия всемирна». А еще несколькими месяцами ранее он указывал на необходимость послать в Европу миссионера. Затем в июне «Ревью» сообщала, что «Исполнительный комитет Генеральной Конференции, возможно, пошлет миссионером [Б. Ф. Снука] В Европу к концу 1863 года».

В то время как организация испытывала такую острую нехватку кадров, что не могла освободить Снука от его текущих обязанностей, все же в ее среде был служитель, горящий большим желанием отправиться в путешествие.

В 1858 году Михаил Белина чеховский (бывший польский священник Римско-католической церкви, обратившийся в адвентизм в Америке в 1857 году писал: «Как бы мне хотелось преодолеть большие воды и посетить мою родину и поведать ей о пришествии Иисуса, о славной награде и о том, как сохранить заповеди Божии и веру Иисуса».

Но Чеховский был новообращенным и некоторые считали его ненадежным. В результате адвентистский народ отказался послать его. В порыве досады находчивый поляк обратился к адвентистам первого дня с просьбой спонсировать его. Они согласились. Но, оказавшись в Европе, он стал проповедовать весть о седьмом дне.

Церковь изобилует интересными личностями. Но Богу удается использовать всех нас, невзирая на очевидные недостатки. Благословен Господь за Его укрепляющую благодать.

10 июля

Европейская миссия Чеховского.

Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Ин.20:21.

М. Б. Чеховский был, мягко говоря, интересным адвентистом. Получив спонсорскую помощь от адвентистов первого дня, он уплыл в Италию, где принялся проповедовать доктрины адвентистов седьмого дня. Он отплыл 14 мая 1864 года, а только через десять полных лет адвентисты седьмого дня пошлют за море своего первого миссионера.

В течение 14 месяцев Чеховский трудился в вальденских деревнях в итальянских Альпах. Там он крестил нескольких верующих и организовал первое сообщество адвентистов, соблюдающих субботу за пределами Северной Америки.

Но в 1865 году мощная оппозиция в конце концов вынудила его переехать в Швейцарию, где он ходил из дома в дом, проповедовал в общественных собраниях, печатал и продавал трактаты, выпускал периодическое издание под названием «L’Evangile Eternal» «Вечное Евангелие». Когда в 1868 году он отплыл в Швейцарию, он оставил после себя около 40 крещеных верующих, которые проводили богослужения несколькими группами.

Не зная в точности, чему он учил, но зная, что он был «забракован» адвентистами седьмого дня, его спонсоры — адвентисты первого дня — нахваливали его добродетели и продолжали собирать для него средства; «в один голос говоря: иди, и Бог да пребудет с тобой».

И он шел, проповедуя весть о субботе в Румынии, Венгрии и других уголках Европы. К моменту своей смерти в Австрии в 1876 году он успел заложить основание для будущей деятельности адвентистов седьмого дня на территории большей части Юго-Восточной Европы.

К концу 1869 года Церковь адвентистов седьмого дня открыла для себя сущность его миссии и увидела провидение Божье в том, что сделал Чеховский. На сессии Генеральной Конференции 1870 года церковные лидеры признали Божью руку в его миссии. «Вследствие наших опасений доверить брату Чеховскому деньги и нашего нежелания терпеливо разъяснить ему, как использовать их надлежащим образом, Бог использовал наших явных оппонентов, чтобы способствовать продвижению этой работы… Мы при            знаем в этом руку Божью».

Как мы убедимся в ближайшие дни, миссия Чех6вского создала предпосылки для того, чтобы направить в 1874 году первого «официального» миссионера адвентистов седьмого дня — Дж. Н. Андрюса.

Постепенно и неохотно раскачивался Божий народ к расширению своей миссии. Не похоже, чтобы они слишком торопились.

11 июля

Миссия в далекой Калифорнии.

Итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Мф.9:38.

Первая миссия Церкви адвентистов седьмого дня за пределами северо-восточной части Соединенных Штатов была направлена в далекую Калифорнию — штат, который от остальных отделяли более 2 400 километров пустынь, лесов и гор.

В то время отдельные адвентисты или церковная печатная продукция не редко прибывали на место задолго до того, как Церковь начинала там какую-либо официальную деятельность. Так было и в Калифорнии. В 1859 году Мерритт Г. Келлогг (старший брат Дж. Х. Келлогга) прибыл в Сан-Франциско после трудного шестимесячного путешествия через всю страну по железной дороге, обозом и на телеге, запряженной волами. Пожалуй, он был первым адвентистом в этом штате.

Двумя годами позже Келлогг (рядовой верующий) провел в Сан-Франциско серию встреч и крестил 14 человек. Через четыре года местная группа верующих решила послать в Батл-Крик 133 доллара золотом, чтобы оплатить дорожные расходы служителя. Но Церкви некого было послать.

Тогда в 1867 году Келлогг вернулся на восток на несколько месяцев с целью получить степень доктора медицины. За это время он побывал на сессии Генеральной Конференции 1868 года, где призвал послать миссионера, в Калифорнию. «Но кто пойдет?»- спрашивал Джеймс Уайт.

В ответ Дж. Н. Лафборо поведал о своих мечтах и убедительно выразил свое желание провести в Калифорнии лагерные собрания. Руководство вскоре согласилось, чтобы он поехал. Но должен ли он ехать один? В конце концов, отметил Джеймс, Христос посылал учеников по двое. В этот момент поднялся Д. Т. Бурдо, и заявил, что чувствует побуждение сделать шаг к что они с женой приехали на сессию со всеми своими вещами, уже упакованными, так что они готовы отправиться туда, куда Церковь укажет.

Таким образом, два адвентистских проповедника прибыли в Сан-Франциско в июле 1868 года. Здесь их ожидало письмо от Елены Уайт, которая призывала их не скупиться в средствах для работы в Калифорнии. «Вы не можете так же трудиться в Калифорнии, — писала она, — как в Новой Англии. Такая строгая экономия будет расценена калифорнийцами как мелочность». Это был ценный совет. Но куда они поставят свою евангельскую палатку? Арендная плата в большей части Сан-Франциско превышала все мыслимые пределы. Они молились, и Бог ответил.

Меня поражает посвященность этих ранних верующих. Многие ли из нас посещают Генеральную Конференцию со всеми вещами и с готовностью отправиться, куда укажет Господь? Каков наш «коэффициент посвященности» сегодня?

12 июля

Калифорнийские сновидения.

Он пошлет Ангела Своего пред тобою. Быт.24:7.

Пути Господни неисповедимы. За несколько дней до прибытия Лафборо и Бурдо в Сан-Франциско на территории Калифорнии появилась Нью-Йоркская газета, в которой была статья, повествующая о двух евангелистах, которые вскоре прибудут, в Калифорнию для проведения религиозных собраний в большой палатке.

Эта статья привлекла внимание группы христиан в Петалуме (деревушке, находящейся примерно в 65 километрах к северу от Сан-Франциско); которые стали молиться о Божьем благословении для этих евангелистов.

Среди верующих в Петалуме был некто мистер Вульф, который видел во сне двух мужчин, разжигающих огонь, который излучал яркий свет, но местные служители хотели его погасить. Однако их попытки только усиливали это пламя. Во сне Вульф узнал, что эти двое — те самые евангелисты, упомянутые в нью-йоркской газете, и что верующие в Петалуме должны им помочь. Тогда они направили одного из братьев на поиски этих проповедников в многолюдном Сан-Франциско. Находясь в городе с населением в 150 000 человек, он не знал, с чего начать поиски. Тогда он пошел на пристань, расспрашивая встречных о том, не привозил ли кто с собой недавно большую палатку, и ему дали адрес. Уже через час евангелисты были найдены.

Не говоря ни слова о сне, он пригласил Бурдо и Лафборо в Петалуму, где они могли пообедать с мистером Вульфом, который должен был сказать, этих ли людей он видел во сне. Оказалось, что это они. В результате петалумская община стала готовиться к палаточным собраниям. Сначала пришло всего около 40 человек. Но количество слушателей быстро увеличилось до 200 и затем до 400. Вскоре пришлось поднять стены палатки, чтобы находящиеся на улице тоже могли слушать проповеди.

Не заставила себя ждать и предсказанная во сне оппозиция, когда местные служители и даже лидеры группы тех самых верующих, которые пригласили евангелистов в Петалуму, начали чинить им препятствия, особенно когда речь зашла о субботе.

Но в результате этих встреч 20 человек приняли учение, и была организована новая группа верующих. Через короткое время они организовали еще восемь-девять групп в Санта-Розе и других частях графства Сонома.

Бог порой избирает таинственный путь. Так бывает и в наши дни. Мы не одиноки, трудясь для Него здесь, на земле. Господь все еще посылает ангелов Своих перед нами.

13 июля

Последователи Чеховского и «Ревью»

Приди в Македонию и помоги нам. Деян.16:9.

Сон Павла о призыве миссионеров в Македонию находит свое отражение в истории адвентизма. Несметное число раз. Так было и с европейскими последователями Чеховского.

Этот своеобразный человек, который столько сделал для создания адвентистского представительства в Европе, никогда не говорил своим слушателям о существовании церкви адвентистов седьмого дня в Северной Америке. Когда его спрашивали, откуда он взял свое учение, он отвечал «Из Библии». Насколько они понимали, его последователи были единственным народом в мире, кто верил в библейские учения так, как верят они. Но это не могло длиться вечно. В, конечном итоге Альберт Вульюмир, один из швейцарских верующих, нашел экземпляр «Ревью энд Геральд» в комнате, которую занимал Чеховский во время своего последнего посещения. Его знание английского было далеко от, идеала, но достаточным, чтобы осознать факт существования в Америке религиозной группы, которая учила тому же, что и Чеховский.

За этим открытием последовало письмо Урии Смиту, редактору «Ревью».

Удивленные лидеры в Батл-Крике ответили приглашением прислать представителя швейцарских верующих на сессию Генеральной Конференции 1869 года. Так Джеймс Эрцбергер попал в Америку.

Сам Эрцбергер был новообращенным. Он был студентом богословского факультета и готовился к служению, когда впервые столкнулся с швейцарскими хранителями субботы. Изучив их верования, он вскоре убедился в их обоснованности.

Хотя Эрцбергер опоздал на сессию, он оставался в Батл-Крике в течение 15 месяцев, большую часть времени проживая в доме Джеймса и Елены Уайт. Он остался с целью усовершенствовать свой английский и более полно изучить адвентистскую весть. Вернувшись в Швейцарию, он стал первым официально назначенным служителем церкви адвентистов седьмого дня в Европе.

Тем временем Чеховский был весьма обеспокоен контактами своих швейцарских последователей с американской церковью. Вскоре он уехал в Румынию, где основал первые группы соблюдающих субботу в этой стране.

Швейцарский опыт имел два основных результата. Во-первых, он спровоцировал дискуссию о миссии адвентистов в Америке. И во-вторых, он выразил настойчивый призыв к тому, чтобы направить в Европу миссионера.

Призывы из Македонии все еще доходят. И Бог все еще нуждается в людях, которые бы откликнулись на них.

14 июля

Иностранная миссия – I.

Вспомнят, и обратятся к Господу все концы земли. Пс.21:28.

Письмо из Швейцарии навсегда изменило адвентизм. Некогда противящийся идее иностранной миссии народ вскоре обнаружит, что стоит вначале тропы, которая в итоге приведет их во все уголки земного шара.

Хотя Эрцбергер не смог попасть на сессию Генеральной Конференции 1869 года, его визит оказался весьма содержательным.

На этой сессии было создано Миссионерское общество Церкви адвентистов седьмого дня. «Цель этого общества, — говорится в акте его создания, — состоит в том, чтобы распространять истины, связанные с вестью третьего ангела, в других странах и в удаленных местах нашей страны посредством миссионеров, газет, книг, трактатов и т. д.». В своем вступлении к этой резолюции Джеймс Уайт отметил, что церковь «почти ежедневно получает заявки на публикации в другие страны».

Спустя несколько месяцев Андрюс усмотрел Божье провидение в деятельности Чеховского. И в 1871 году Генеральная Конференция проголосовала за то, чтобы «сделать все возможное в деле распространения истины» среди стран Европы.

Тем временем Елена Уайт со своей стороны также поддерживала идею расширения церковной миссии. В декабре 1871 года у нее было видение, в котором ей было показано, что адвентисты седьмого дня обладали «истиной жизненно важного значения», которая станет критерием «испытания мира». Поэтому адвентистская молодежь должна «изучать другие языки, чтобы Бог мог использовать их как посредников, чтобы доносить свои спасительные истины до людей другой национальности» (Жизнь Елены Уайт, с. 203,204).

Но Церковь должна была посылать в другие страны не только публикации, но и «живых проповедников». «Нужны миссионеры, — утверждала она, — которые пошли бы к прочим народам для проповеди истины». Адвентистской «вести предостережения» надлежало «пройти через все народы», чтобы они могли быть испытаны светом ее истины. «Нам нельзя терять ни минуты, — писала она. — Если мы и проявили беспечность в этом деле, то сейчас самое время наверстать упущенное, дабы кровь этих душ не запятнала наши одежды». «Это потребует существенных затрат, но затраты ни в коей мере не должны препятствовать выполнению работы» (там же, с. 205-206).

Адвентизм снова подвергся преобразованию. В этот раз оно заключал ось в том, чтобы отверзлись их миссиологические очи. Бог, Который всегда вел Свой народ, продолжал вести их шаг за шагом.

15 июля

Иностранная миссия – II.

Земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. Ис.11:9.

Несмотря на то, что даже в 1872 году некоторые адвентистские лидеры все еще проповедовали о том, что проповедь Евангелия по всему миру, о которой говорится В Мф.24:14, уже нашла свое исполнение, миссиологический импульс в адвентистской среде продолжал набирать силу. Но где взять образованные кадры? Вот проблема, которая вылилась в шаги, предпринятые в 1873 и 1874 годах для создания первого церковного колледжа.

К лету 1873 года Джеймс Уайт не только высказывал нужду в колледже, но и настаивал на том, чтобы Дж. Н. Андрюс ближайшей осенью отбыл в Швейцарию в ответ на просьбу швейцарских адвентистов о миссионере.

Тем же ноябрем Джеймс Уайт собрал внеочередную сессию Генеральной Конференции для обсуждения миссионерства. Но это ни к чему не привело.

Достоин внимания тот факт; что проповедь, произнесенная Уайтом на ноябрьской сессии 1873 года, связала Откровение 10-ю главу с иностранными миссиями. Ранее в этом же году он ссылался на повеление из Откр.14:6 проповедовать вечное Евангелие всему миру и указание из Откр.10:11 «опять пророчествовать о народах, и племенах, и языках, и царях многих» как на миссию Церкви адвентистов седьмого дня после миллеритского разочарования. Эти два стиха вкупе с Мф.24:14 в итоге приведут в движение адвентистские миссии по всему миру. Это произойдет в тот момент, когда Церковь выразит желание исполнить свою пророческую роль в истории земли.

В январе 1874 года Уайт учреждает периодическое издание «Истинное миссионерство». На страницах первого миссионерского издания выражалась необходимость в миссионерах для других стран. Елена Уайт разделяла взгляды своего мужа. В апреле 1874 года у нее было «впечатляющее видение», которое помогло преодолеть все еще имевшую место оппозицию касательно миссиологических вопросов. «Вы придерживаетесь слишком ограниченных взглядов на свой труд в данный отрезок времени, — сказал ей ангельский вестник. — Ваш дом — это весь мир … Весть во всей силе пройдет через весь мир, Орегон, Европу, Австралию, морские острова, все племена, языки и народы». Ей «было показано», что миссионерская работа имеет гораздо более широкий размах, «чем наш народ когда-либо представлял, помышлял или планировал». В результате она призвала укрепить свою веру и выразить ее в действии (Жизнь Елены Уайт, с. 208-210).

«Укрепить веру». Вот в чем была нужда. Она есть и теперь.

Умножь нашу веру, Отче, чтобы нам видеть волю Твою в своей жизни.

16 июля

Дж. Н. Андрюс в Европе.

Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Савла и Варнаву). Деян.13:3.

Если что-нибудь заставить двигаться, это движение может оказаться весьма быстрым. Так было и в случае адвентистской миссии. В августе 1874 года Генеральная Конференция проголосовала за то, чтобы направить Дж. Н. Андрюса в Европу «как можно скорее». Через месяц он уже плыл в Швейцарию как первый «официальный» зарубежный миссионер Церкви адвентистов седьмого дня. Он прибыл туда 1 б октября.

В Швейцарии он обнаружил несколько уже существующих небольших общин соблюдающих субботу — плод работы Чеховского и Эрцбергера. За время первых же встреч Андрюс более точно преподал верующим доктрины. Кроме того, за два месяца пребывания там он услышал об общинах верующих в Пруссии и России и пришел к убеждению, что «христиане, соблюдающие субботу, присутствуют в большинстве стран Европы». Он запланировал развивать эти уже имеющиеся группы.

Но как их отыскать? Для ответа на этот вопрос он использовал план, который кажется мне невероятным. Он надеялся выйти на них, давая объявления о своем желании переписываться с ними «в самые популярные газеты в Европе». Чудо из чудес. Миссионерский метод «рекламных заявок» сработал довольно успешно. В кратчайшие сроки адвентисты седьмого дня, наряду со Швейцарией, уже имели миссии в Англии, Скандинавии и Германии. Отсюда адвентистская весть позднее достигнет остальных жителей Европы.

Сотрудниками новых миссий часто становились европейские иммигранты первого поколения, которые обратились в адвентизм в Соединенных Штатах и затем были направлены каждый на свою родину. Такие граждане имели преимущество, заключавшееся не только в знании языка и культуры, но и в наличии круга знакомств, с которых можно было начать служение.

Как мы уже неоднократно упоминали, Бог ведет Свой народ шаг за шагом.

Первая стадия развития адвентистской миссии (1844-1850) обеспечила доктринальную платформу Церкви. Благодаря второй (1850-1874) в Северной Америке появилась организационная основа для поддержания программы иностранных миссий. И третья стадия (1874-1889) ознаменуется дальнейшим развитием Церкви в Европе и других частях «цивилизованного» мира. Таким образом, начиная с 1890 года, адвентизм будет готов нести свою весть «всему миру».

17 июля

Развитие миссии.

Чему подобно Царствие Божие? И чему уподоблю его? Оно подобно зерну горчичному, которое, взяв, человек посадил в саду своем; и выросло, и стало большим деревом. Лук.13:18-19.

К началу 1880-х гг. европейская миссия достигла своей зрелости. Растущее значение миссии вцерковном контексте подтверждается несколькими факторами.

Один из них заключался в серии посещений выдающимися адвентистскими лидерами, которые были направлены Генеральной Конференцией в различные европейские миссии между 1882 и 1887 годами. Первым таким служителем был С. Н. Хаскелл в 1882 году. Хаскелл посоветовал наладить выпуск публикаций на большем количестве языков и помог европейцам оптимизировать их организационную структуру.

Еще более важными были поездки Дж. А. Батлера (президента Генеральной Конференции) в 1884 году и Елены Уайт с сыном (У. К. Уайтом) с 1885 по 1887 годы. Такие визиты не только укрепляли Церковь адвентистов седьмого дня в Европе. Они свидетельствовали о заинтересованности Церкви в своей миссионерской программе. Медленно, но верно адвентизм становился всемирной Церковью.

Второй группой признаков развития европейской миссии было организационное совершенствование. Прежде всего сюда следует отнести первое общее собрание сотрудников различных миссий адвентистов седьмого дня в Европе, состоявшееся в 1882 году «с целью определения нужд общего дела». К деятельности Европейского совета адвентистов седьмого дня прямое отношение имели немецкие, итальянские и румынские периодические издания, чей выпуск начался в1884 году. Французское издание существовало уже с 1879 года.

Кроме европейской, адвентисты учредили и другие миссии, которые осуществляли свою деятельность при финансовой поддержке Генеральной Конференции. Это были миссии для европейских протестантов, находящихся в Австралии и Новой Зеландии (1885) и в Южной Африке (1887). Интересно отметить, что во всех этих странах присутствовали рядовые члены церкви еще до прибытия служителей.

Эти новые миссии вскоре присоединятся к Северной Америке и Европе в качестве центров, которые отныне сами направляли миссионеров к другим народам, приблизившись таким образом к следующей фазе развития адвентистской миссии — передаче трехангельской вести каждому народу земного шара. Эта фаза, начавшаяся около 1889 года, свидетельствовала о расширении адвентистского понимания текстов обо всех языках и народах из Откр:14:6, Откр.10:11 и Мф.24:14.

Надеждой адвентизма является завершение миссии. Гряди, Господи Иисусе,- молились первые адвентисты. Гряди, Господи Иисусе, гряди скорее — остается ежедневной молитвой адвентистов.

18 июля

Но почему Европа?

Сих двенадцать послал Иисус и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите. Мф.10:5.

«Вот вопрос, который часто задают: почему адвентизм седьмого дня избрал именно Центральную Европу… как первое поле деятельности своей иностранной миссии?» Так писал Б. Л. Уитней в 1886 году в первых строках «Исторических очерков иностранных миссий адвентистов седьмого дня», первой адвентистской книги о зарубежных миссиях. Часть ответа имеет отношение к «подготовительной миссии Чеховского». Но есть и другие причины.

Дж. Н. Андрюс дает нам очень важный ключ к пониманию вопроса Уитнея в своем первом письме домой после прибытия в Европу. Он писал: «Я твердо верю, что у Бога есть множество людей в Европе, готовых повиноваться Его святому Закону, чтить субботу и ожидать с небес Его Сына. Я приехал сюда, чтобы посвятить свою жизнь делу провозглашения этих священных истин, касающихся скорого пришествия Христа и соблюдения субботы».

Иными словами, Андрюс верил, что его задача представить адвентистские доктрины тем, кто уже являлся христианами. Он не видел свою миссию, в проповеди Христианства язычникам. Ответственность перед остальным миром останется за пределами адвентистской миссиологии вплоть до 1890-х годов.

Борге Шанц точно сформулировал адвентистскую позицию между 1874 и 1890 годами, сделав наблюдение, что «Миссия в отношении не христиан одобрялась и вызывала похвалу» среди адвентистов, но «рассматривалась как задача, о выполнении которой могли позаботиться другие евангельские миссионерские общества. Когда они приведут людей ко Христу, адвентисты седьмого дня с готовностью сделают последнее предостережение» и предоставят их взорам чисто адвентистские доктрины.

Такой подход уходит корнями в идею, что адвентистам надлежит призвать людей «выйти из Вавилона». Джеймс Уайт ранее уже излагал эту точку зрения, когда писал, что адвентисты нуждаются в миссионерском духе, чтобы «не посылать Евангелие язычникам, но распространять весть предостережения среди падшего христианства».

При таких воззрениях нет ничего удивительного в том, что Церковь начала свою миссионерскую деятельность в сердце христианской Европы. Это было эхом миссионерского служения апостола Павла, который сперва проповедовал иудеям, и лишь затем язычникам.

Благодарим Тебя, Боже, за свет. Подобно тому, как Ты с течением времени расширил видение Церкви Твоей, мы молим Тебя: сделай наше собственное видение более широким и глубоким.

19 июля

Как должно быть: случай с Дж. Г. Маттесоном.

Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией.1Петр.4:10.

Иногда кажется, что все идет по Божьей воле. Так было в случае Джона Готглиба Maттeсонa. Родившись в Дании в 1835 году, он переехал со своими родителями в Висконсин в 1854 году. Считая себя свободно мыслящим человеком, он развлекался тем, что изводил проповедников вопросами, на которые они были не в состоянии ответить.

Но такие вольнодумцы не редко приходят к своему Ватерлоо. С Maтrecoном это произошло, когда он услышал проповедника, который увлеченно рассказывал о красоте небес. Будучи воспитан в атмосфере «мертвых церквей старой Европы», он «никогда не знал живой религии». Этот опыт привел к череде событий, на фоне которых, вспоминает он, «находясь один в лесу, я обрел Иисуса как своего личного Спасителя» в 1859 году. Вскоре после своего обращения он ощутил призыв к проповеди. И он стал проповедовать, хотя его знание Библии было неглубоким. Бог благословил его, люди видели его искренность. В 1860 году он поступил в Баптистскую богословскую семинарию в Чикаго и в 1862 году был назначен баптистским пастором.

Все было хорошо. А стало еще лучше. В 1863 году он принял весть адвентистов седьмого дня. Его община пригласила его рассказать им о его новых убеждениях, что он с удовольствием и сделал. В течение шести месяцев он читал лекции, посвященные адвентистскому вероучению, в результате чего вся община, кроме одной семьи, присоединилась к Церкви адвентистов седьмого дня.

Будучи талантливым проповедником, Maтrecoh организовал датско-норвежские церкви на территории штатов Среднего Запада. Затем, в 1872 году, начал выпускать периодическое издание на языке своих последователей. «Advent Tidende» стало первым адвентистским периодическим изданием не на английском языке.

Экземпляры издания вскоре попали в Скандинавию, где нашли своих приверженцев. Вскоре новообращенные написали в Америку с просьбой выслать им миссионера. Maтrecoh принял этот вызов в 1877 году и следующие одиннадцать лет посвятил основанию церквей в Дании, Норвегии и Швеции. Там он организовал первую конференцию за пределами Северной Америки (Дания, 1880 г.) и первую типографию вне Соединенных Штатов. За время своего служения он обратил около 2 000 человек, указав им на Иисуса, Которого любил.

Жизнь Maтreсонa является иллюстрацией того, как должно быть.

Благодарим Тебя, Отче, за эти благословения прошлого. Молим о них в настоящем.

20 июля

Как не должно быть: случай с Ханной Мор.

Был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Мф.25:43.

Как мы убедились вчера, события в жизни Дж. Г. Маттесона развивались так, как должны. В противоположной колонке находится случай с Ханной Мор.

Подобно Маттесону, у Ханны Мор было блестящее для того времени образование. Как и Маттесон, она обладала исключительным потенциалом для того, чтобы сделать весьма ценный вклад в адвентизм.

С упоением изучая Библию, она выучила наизусть весь Новый Завет. У нее был широкий опыт работы христианским учителем, школьным администратором, миссионером от Американского комитета представителей иностранных миссий в далеких племенах чероки и чоктау в Оклахоме и миссионером в Западной Африке при поддержке Американской миссионерской ассоциации.

В 1862 году она встретила С.Н. Хаскелла, который снабдил ее хорошими адвентистскими книгами, включая книгу Дж. Н. Андрюса «История субботы». Вернувшись в.Африку, она стала считать себя адвентисткой. Это положительная часть ее истории.

Будучи отвергнута своей прежней общиной, поскольку она приняла адвентизм, она отправилась в Батл-Крик, штат Мичиган; весной 1867 года в надежде найти утешение и работу среди своих новых братьев по вере. Здесь начинается печальная часть ее истории.

Приехав в Батл-Крик в то время, когда супруги Уайт путешествовали, она не смогла найти ни работу, ни приют среди членов церкви. Будучи отвергнута адвентистами, она в итоге поселилась у коллеги по прежней миссии на севере Мичигана.

Примечательно, что несмотря на тот прием, который оказала ей адвентистская община, она не оставила свою веру. Супруги Уайт, узнав об этом, стали писать Ханне, обязуясь весной помощь ей с переездом в Батл-Крик.

Но этому не суждено было сбыться. В феврале Ханна заболела и 2 марта 1868 года умерла. С точки зрения Елены Уайт, «она умерла как мученица эгоизма и алчности так называемых хранителей заповедей» (Свидетельства для Церкви, т.1, ст.174).

Годами позже, когда адвентисты пытались основать иностранные миссии, она писала: «О, как мы теперь нуждаемся в помощи Ханны Мор, чтобы достичь других народов! Ее знание миссионерской работы открыло бы нам доступ в те языковые культуры, к которым мы не в состоянии даже приблизиться; Бог наделил нас этим даром, но мы этот дар не оценили». Далее она сокрушается об утрате возможного вклада Ханны в адвентистскую миссию (Свидетельства для Церви,т.3; ст.407-408).

Прости нас, Отец наш. Помоги нам иметь сердце, подобное Твоему.

21 июля

Семья и миссия.

Благословятся в тебе все племена [англ. пер. — семьи] земные. Быт.12:3.

Наш текст в каком-то смысле напоминает мне нашего адвентистского Джеймса Бонда. Благодаря служению Дж. Н. Лафборо в 1872 году его брат Сет стал одним из первых адвентистов в Калифорнии. Набив карманы трактатами, он избрал своей первой миссионерской мишенью Джеймса, фермера центральной долины Калифорнии.

Застав его на пашне в компании десяти мулов, он незамедлительно приступил к своей миссии. Начав рассказывать о своей новой вере в поле, он продолжил свою речь в амбаре и в доме. Жена Джеймса, Сара, убежденная баптистка, терпела все это несколько дней, пока наконец ее терпению не пришел конец. Поблагодарив Сета за то, что он посетил их, она сказала, что если он не прекратит свои разговоры о субботе, то ему лучше уйти.

«Сара, — ответил он, — если ты мне покажешь хотя бы один текст в Новом Завете, в котором говорится о нашем долге соблюдать первый день недели, я замолчу».

«Это просто», — сказала Сара.

Убедив Джеймса не начинать пахать, пока этот текст не будет найден, они стали вместе читать Новый Завет. Четыре дня спустя они дочитали последнюю главу Откровения, но текста так и не нашли.

Субботним утром Джеймс Бонд накормил и запряг мулов, готовясь пахать.

Вернувшись в дом, он съел свой завтрак, провел семейное богослужение и вернулся в амбар. Около 9 часов утра его жена увидела его плуг, стоящий праздно на поле. Опасаясь, что с мужем произошло несчастье, она побежала туда и застала его сидящим на ящике и читающим трактаты о субботе. С того момента их семья стала соблюдать субботу.

Позднее, по настоянию Елены Уайт, этот отец одиннадцати детей станет врачом. Пятеро его сыновей станут служителями, а семеро детей — иностранными миссионерами.

Двое из них, Фрэнк Старр Бонд и Уолтер Гай Бонд, возглавили адвентистскую миссию в Испании в 1903 году. Одиннадцать лет спустя Уолтер расстанется там с жизнью в возрасте 35 лет, очевидно став жертвой отравления. Оба они пройдут через испытания, подобные Павловым. Их так же побивали камнями и силой выдворяли из деревень.

Я имею личное отношение к этой истории, поскольку моя жена (Элизабет, или «Бонни», Бонд) приходится внучкой Фрэнку и правнучкой Джеймсу.

Семья — это важно! То, как наши дети относятся к Господу, церкви и служению, во многом зависит от веры их родителей.

22 июля

Иное миссионерство: случай с Джорджем Кингом.

Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напаяет землю… так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его. Ис.55:10-11.

Джордж Кинг желал быть проповедником. Но у него была проблема — он не умел проповедовать. Его прерывистая речь и отсутствие образования убедили Джеймса Уайта в том, что у него нет дара проповеди. Но Елена Уайт с ее материнским сердцем уговорила Ричарда Годсмарка, фермера близ Батл-Крика, принять его на зиму, чтобы весной он мог сделать свою первую попытку.

Ободряемый Годсмарком, молодой Кинг проводил все свободное время, проповедуя пустым стульям в гостиной. Затем пришло время пробной публичной проповеди. «Катастрофа» — вот лучшее слово для описания этого события. Тогда Годсмарк предложил Кингу проповедовать другим способом — продавая книги из дома в дом. В результате он начал торговать брошюрами и подписками на «Знамения времени». В первую неделю, когда сумма его продаж составила 62 цента, он не достиг блестящих результатов; но Кингу нравилась его, работа.

С другой стороны, — этот книгоноша — желающий проповедовать, имел желание открыть перед людьми всю полноту трехангельской вести. И вот осенью, 1880 года он убедил руководство адвентистского издательства в Батл-Крике объединить в один том труды Урии Смита по книгам Даниила и Откровение, которые он мог бы предлагать людям. Если включить в эту компиляцию, выразительные иллюстрации зверей и прочих символов, уверял он, такое издание без труда начнет продаваться.

Издатели не разделяли его уверенности, но все же подготовили несколько экземпляров. Успех Кинга был ошеломляющим. В следующем году было подготовлено новое богато иллюстрированное издание «Даниила и Откровения».

Видя успех Кинга и ощущая его воодушевление, к его деятельности вскоре присоединились другие. Так появилась новая адвентистская профессия.

Книгоношество стало еще одним путем, которым Божья весть для последних дней стала достигать людей всего мира. Они покупали книги, читали их и присоединялись к Церкви. Воистину приходило в исполнение Божье обетование, обращенное к Исаии. Как Он посылал дождь, чтобы благословить урожай и насытить сынов земли, так и печатное слово выходило и обращало умы и сердца всего, мира. Напоследок замечу, что свою первую христианскую книгу я купил именно у книгоноши.

Какова мораль истории Джорджа Кинга? Неспособность проповедовать не означает Божью неспособность использовать любого из нас.

23 июля

Адвентистский прямоугольник: миссиологическая модель.

Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие          Господа нашего Иисуса Христа. 1Фес.5:23.

Библейская концепция человека подчеркивает важность всех аспектов его здоровья. Писание затрагивает не только духовную жизнь людей, но также и умственную и физическую ее стороны. Об этом свидетельствуют и такие виды служения Христа, как исцеление и наставление.

Миссиологическое следствие такого богословия состоит в создании программы, которая не только касалась бы человеческой духовной природы, но и отвечала умственным и физическим нуждам людей. В итоге получилось то, что я предпочел бы назвать «адвентистский миссиологический прямоугольник».

Этот прямоугольник возник в Батл-Крике, где Церковь учредила свое издательское служение в начале 1850-х, свою организационную структуру в 1861-м, свое первое медицинское учреждение в 1866-м и первое образовательное учреждение в 1872-м. Адвентистское руководство, возможно, не вполне сознавало, что в данный момент делало, но эти учреждения обеспечили выполнение миссии, нацеленной на нужды всего человека. Так они создали миссиологическую модель.

Принимая этот факт во внимание, не следует видеть случай в том, что адвентисты применили этот прямоугольник к Калифорнии, первому «удаленному» миссионерскому полю. Дело приобрело более официальную основу, когда в феврале 1873 года 238 верующих семи церквей объединились в Калифорнийскую конференцию.

Следующий шаг был предпринят в 1874 и 1875 годах, когда начали издаваться «Знамения времени» и образовалась Тихоокеанская издательская ассоциация (сегодня это Пасифик Пресс) в Окленде. Затем в 1878 году возник Сельский центр здоровья в северной части штата. Наконец, в 1882 году было учреждено заведение, которое станет Хилдсбургским колледжем, а позднее Колледжем Тихоокеанского Униона.

В 1870-80-х гг. европейская миссия унаследовала ту же модель. Начиная с 1890-х, этот прямоугольник проследует по всему миру, ибо адвентисты стремились служить благу людей, преображая все аспекты жизни.

У Бога есть весть для людей этого мира. И эта весть не только богословского характера. Она касается более здоровой жизни, лучшей способности мыслить и социальной ответственности.

Благодарю Тебя, Боже, за равновесие внутри вести и миссии. Помоги мне жить сбалансированной жизнью в течение этого дня.

24 июля

Каков авторитет Генеральной Конференции? – I.

Какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это? Мк.11:28.

Какой властью?

Хороший вопрос, который нам стоит задать себе и обдумать. Это касается не только Христа, но и руководителей Его Церкви на земле.

В 1860-х годах не все были довольны вновь созданной Генеральной Конференцией адвентистов седьмого дня. Самыми ярыми оппонентами были первый президент и секретарь вновь организованной Айовской конференции — Б. Ф. Снук и У. Н. Бринкерхофф.

Они выступали против сильной церковной организации и предприняли кампанию критицизма и недоверия высшему руководству Церкви, особенно Джеймсу и Елене Уайт. В июле 1865 года в Айовской конференции на пост Снука был назначен Джордж А. Батлер. Впоследствии Снук и Бринкерхофф ушли из церкви и вместе с некоторыми другими бывшими членами церкви образовали Марион Парти. В отличие от большинства ответвлений адвентизма седьмого дня, Марион Парти не исчезла. Сегодня она известна как Церковь Бога (седьмого дня).

Хотя не все были довольны появлением организации 1861-63 гг., она, похоже, соответствовала своему предназначению в течение, долгих лет после своего учреждения. Марионский бунт был последним существенным расколом в Церкви вплоть до начала двадцатого века.

Спустя десять лет после основания Генеральной Конференции, Джеймс Уайт все так же восхищался результатами деятельности организации: «Когда мы думаем, сколь малым было начало и сколь смутным было зарождение этой деятельности, как скор и крепок наш рост, как совершенна и эффективна наша организация, как велика работа, уже выполненная… Когда мы смотрим на все это и видим, как Бог благословил нас, мы, участники всего этого, можем сказать: велики дела Господни!»

И все же, несмотря на эту похвалу, все было не так хорошо. В адвентистском лагере существовало определенное напряжение по вопросу о природе и границах авторитета Генеральной Конференции, особенно относительно местных конференций. Это напряжение достигло кульминации в 1873 году.

Оно не исчезло и через 130 лет. Это вынуждает нас обратить внимание на этот вопрос в его историческом контексте.

Благодарим Тебя, Господь, за волю, чтобы служить, за разум, чтобы думать, и за сердце, чтобы заботиться. Помоги нам использовать все это в полной мере в общении с Тобой и с Церковью.

25 июля

Каков авторитет Генеральной Конференции? – II.

Созвав же двенадцать, дал им силу и власть. Лук.9:1.

Ни один христианин, верящий Библии, не усомнится в том факте, что Христос дал Своим ученикам власть. Но в наши дни мы испытываем некоторые трудности в вопросах, касающихся власти.

Напряжение в адвентизме по данной теме стало очевидным в 1873 году, когда с ним напрямую столкнулся Джеймс Уайт. Прежде всего он выдвинул свою позицию. Отметив, что «мы без колебаний выражаем нашу твердую убежденность, что наша организация стала результатом Божьего провидения» и что Божья «направляющая рука» явно вела их к организации, которая «за десять лет не обнаружила недостатков, которые следовало бы устранить», Уайт занял оборонительную позицию в дискуссии о роли Генеральной Конференции.

В частности, он писал, что это «просто оскорбление нашей системы организации» — позволить президенту (Джорджу А. Батлеру) и другим членам Исполнительного, комитета Генеральной Конференции выполнять всю работу по организации поместных лагерных собраний, а затем «не проявить должного внимания к их позиции и суждению в важных делах местных конференций».

В подобной манере Уайт высказал наблюдение, что «наша Генеральная Конференция есть наивысшая земная власть для нашего народа и призвана брать ответственность за всю работу в нашей и других странах». Таким образом, «служителям местных конференций и прочих наших учреждений… следует рассматривать наш Комитет Генеральной Конференции как людей, назначенных Богом для осуществления общего руководства работой всех отделов и учреждений».

Далее Уайт заявляет, что представители Генеральной Конференции должны присутствовать на всех деловых заседаниях местных конференций. Преуменьшать роль лидеров Генеральной Конференции, обращается он к читателям, «является оскорблением Божьему сотрудничеству с нами и тяжким грехом».

Нам следует помнить, что Джеймс Уайт употребил сильное, выражение, сказав, что. «Генеральная Конференция есть наивысшая земная власть» в адвентизме, отражая высказывания своей жены.

Мы знаем, что это выражение относится теперь и к местным конференциям. Но каково его значение для жизни конкретной церкви или моей личной жизни? Еще более широким вопросом для нас сегодня является следующий: как я должен относиться к моей Церкви? Этот вопрос тем более важен, что Господь есть Бог порядка, а не хаоса.

26 июля

Каков авторитет Генеральной Конференции? – III.

Христос глава Церкви. Еф.5:23.

Ясность зачастую приходит в результате свободного обсуждения. Это как нельзя более соответствует опыту Церкви в попытке преодолеть трудности, связанные с авторитетом Генеральной Конференции.

Возможно, вслед за статьями Джеймса Уайта на данную тему Джордж А. Батлер, президент Генеральной Конференции с 1871 года, также решился написать о полномочиях президента Генеральной Конференции.

«Ни одно великое движение в мире не обходилось без лидера; это предусмотрено самой природой вещей», — утверждал он в своем обращении на тему лидерства на ноябрьской сессии Генеральной Конференции 1873 года. Если Христос является главой Церкви, доказывал он, то чинить препятствия человеку, призванному Богом руководить Его делом, является «серьезным проступком». Батлер не сомневался, что Джеймсу Уайту отведена роль сродни Моисеевой, и в вопросах, призванных служить пользе делу адвентизма, было бы правильным «отдавать предпочтение суждениям Уайта».

В то время как Батлер писал под предлогом поддержки Джеймса Уайта как истинного лидера адвентистской Церкви, он, несомненно, стремился упрочить и свои позиции.

В ответ делегаты сессии Генеральной Конференции приняли решение о том, что они полностью поддерживают позицию, изложенную в докладе брата Батлера на тему лидерства и выражают твердое убеждение, что недооценка направляющей руки Божией в выборе орудия, посредством которого Он будет руководить этой работой, привела к серьезному ущербу для дела и к духовным потерям для них самих. Резолюция завершалась выражением намерения делегатов «С верностью … принять во внимание» принципы, предложенные Батлером.

Далеко идущие заявления относительно единоличного руководства, сделанные Батлером, заставили обоих супругов Уайт чувствовать себя крайне неуютно — не только потому что Батлер навязал им роль Моисея, но и потому что они видели опасность в прославлении человеческого руководства.

Джеймс чувствовал, что должен публично опровергнуть заявления Батлера в «Знамениях времени» и в «Ревью энд Гральд». В результате он не оставил ни малейшего сомнения в умах читателей, что Христос является главой Церкви и что Он никогда не назначал ни одного конкретного ученика управлять делами всей Церкви.

Господи, будучи и членами, и лидерами Твоей Церкви, помоги нам никогда не терять из виду Христа, Который есть Глава.

27 июля

Каков авторитет Генеральной Конференции? – IV

И все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его. Еф.1:22-23.

Как легко преувеличить или приуменьшить роль руководства Церкви.

Батлер, как мы вчера отметили, проявил излишнюю склонность к преувеличению.

Елена Уайт поддержала мужа в его позиции по отношению к взглядам Батлера.

Она, не принимая авторитет одного человека как лидера, подтвердила полномочия Генеральной Конференции как органа управления. «Вы, — писала она Батлеру, — похоже, не имеете должного понимания той власти, которой Бог наделил Свою Церковь в лице Генеральной Конференции… Когда эта власть, предназначенная Богом для Церкви, будет приписана одному человеку и он будет уполномочен стать судьей другим, тогда библейский порядок будет нарушен. Ваша позиция относительно руководства будет верна, если то, чем вы наделяете отдельного человека, вы передадите высшему церковному органу управления. В Божий замысел не входило сделать так, чтобы Его дело несло на себе печать одного человеческого разума и суждения» (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 492-493).

Признавая, что Джеймс по необходимости являлся лидером в ранний период Церкви, Елена продолжает, что, поскольку адвентисты учредили организацию, «для моего мужа настало время перестать быть тем человеком, который за все отвечает и несет все тяжкие бремена» (там же, с. 501).

К брошюре, содержащей ее письмо Батлеру, Джеймс приложил статью о лидерстве, в которой отмечал, что «никогда не претендовал ни на какое лидерство, иначе как в смысле, присущем любому служителю Христа».

Так Джеймс и Елена Уайт отстаивали власть Генеральной Конференции как органа управления и опровергали индивидуалистическую модель, предложенную Батлером.

Большинство современных адвентистов седьмого дня не придают большого значения вопросу авторитета Церкви. Мы привыкли говорить лишь о том, что нам нравится или безразлично в руководстве.

Но эта тема имеет огромное значение как в Библии, так и в исторической перспективе. И мы правильно делаем, что обращаемся к вопросам о сущности церковного авторитета и его влиянии на нашу жизнь.

28 июля

Каков авторитет Генеральной Конференции? – V

Но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос. Еф.4:15.

Иногда мы усваиваем урок только в условиях жестокого поражения. Подобное произошло с президентом Генеральной Конференции Джорджем А. Батлером. После того, как супруги Уайт, которых он в высшей степени уважал, не приняли его идею единоличного руководства, он раскаялся в своих действиях, подал в отставку, выкупил и сжег все доступные ему экземпляры изданного им трактата «Лидерство» (около 960 штук) и на сессии Генеральной Конференции 1875 года предложил принять резолюцию, отменяющую ратификацию его идей о лидерстве.

Но вместо неотложных действий по такому важному вопросу собрание назначило комиссию, которая занялась исследованием этого дела. На сессии 1877 года, основываясь на результатах работы комиссии, путем голосования было принято решение отозвать принятие тех частей батлеровского трактата о лидерстве, где утверждалось, «что руководство органом управления заключено в руках одного человека». Тогда же было решено, что «наивысшим авторитетом после Бога для адвентистов седьмого дня является воля органа управления этого народа, выраженная в решениях Генеральной Конференции, действующей в рамках своей юрисдикции, и таким решениям необходимо подчиняться всем без исключения, если нет оснований для признания их противоречия Слову Божьему и свободе совести».

Печальным, но неизбежным был тот факт, что делегаты Генеральной Конференции от местных конференций встречались друг с другом лишь несколько недель в году. Естественно; что адвентисты смотрели на президента Генеральной Конференции и немногочисленных членов ее исполнительного комитета как на лидеров. Это было особенно заметно, когда такие сильные личности, как Батлер и Уайт, занимали президентское кресло. Оба имели склонность брать на себя слишком много, и, таким образом, не в теории, но на практике они больше придерживались батлеровского стиля единоличного руководства.

Здесь мы видим важный урок, имеющий прямое отношение к нам, вне зависимости, какого уровня наше лидерство: конференция, община или семья. Какой бы позиции мы ни придерживались относительно лидерства, почти каждый из нас подвержен искушению превышать свои полномочия.

Помоги нам, Отче, в борьбе с нашими природными наклонностями. Сделай нас более совершенными руководителями.

29 июля

Каков авторитет Генеральной Конференции? –VI

Имеющий ухо [слышать] да слышит, что Дух говорит церквам. Откр.2:29.        

Некоторые из нас с трудом способны слышать. Похоже, президент Генеральной Конференции Батлер также страдал этим недугом. Елена Уайт неоднократно предупреждала его и своего мужа об опасностях, которые таил в себе их единоличный стиль руководства.

Свое отношение к руководству Батлера она выразила во время сессии Генеральной Конференции 1888 года. Вскоре она писала о неадекватном руководстве Батлера (Письмо 82, 1888 г.).

Оглядываясь на прошлый опыт, она утверждает: «Надеюсь, у нашего народа более не возникнет ни малейшего повода полагать такое поразительное упование в ограниченном, способном на ошибку человеке, какого удостоился брат Батлер; ибо служители не таковы, как Бог, и брату Батлеру в прошлом была отведена излишняя роль. Людей побуждали искать человека, который бы думал за них, был бы их совестью, и теперь они ни на что не способны и не в состоянии блюсти пост своего долга как верные стражи Божьи» (Письмо 14, 1891 г.).

Батлеру было проще очистить свою теорию церковного лидерства от идей о «великих людях» на словах, чем прекратить их практическое применение. Такова человеческая природа, которая является вечной проблемой и с которой не перестают бороться те, кто назначается на руководящие посты.

Этот неприятный факт бытия также заставил Елену Уайт сделать несколько заявлений относительно авторитета Генеральной Конференции в 1890-е годы. За это десятилетие она поднимала этот вопрос несколько раз. В 1891-м, например, она писала, что «была вынуждена занять ту позицию, что в управлении и решениях Генеральной Конференции не было голоса Божьего. Методы и планы были разработаны без Божьего утверждения. Многие решения, выдвинутые как голос Генеральной Конференции, были голосом одного, двух или трех человек, вводящих Конференцию в заблуждение» (Рукопись 33, 1891 г.).

Человеку, тугому на ухо, сложно что-либо объяснять. Мы можем критиковать администраторов, которым вынуждена была противостоять Елена Уайт. Но будем помнить нашу собственную глухоту к тем вещам, которые Святой Дух пытается донести лично до нас.

30 июля

Каков авторитет Генеральной Конференции? –VII

Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет. Евр.13:17.

Каковы их реальные полномочия?

Вчера мы выслушали отношение Елены Уайт к стилю управления Генеральной Конференцией, которая в действительности являла собой власть президента. Пять лет спустя она поясняла, что «священный характер Божьего дела не осознается более центром этой работы. Голос Батл-Крика, ранее считавшийся авторитетным с точки зрения советов о том, каким образом должна выполняться работа, не является более голосом Божьим» (Письмо 4, 1896 г.). Тщательный анализ подобных утверждений обнаруживает неодобрение тех случаев, когда Генеральная Конференция не выступала в качестве представительского органа; когда ее власть принимать решения оказывалась в руках одного или нескольких людей или когда Генеральная Конференция не следовала здравым принципам.

Такой вывод подкрепляют и дальнейшие высказывания Елены Уайт. Она особо освещает эту тему в своей рукописи, прочитанной перед делегатами сессии Генеральной Конференции 1909 года, в которой она отвечает на раскольническую деятельность А. Т. Джонса, который старался подорвать авторитет Генеральной Конференции в попытке вернуть конгрегационную [общинную] форму церковного управления.

«Временами, — обращалась она к делегатам, — когда небольшая группа людей, которым доверено общее управление работой, стремилась от имени Генеральной Конференции воплотить немудрые планы и ограничить работу Божью, я говорила, что не могу более рассматривать голос Генеральной Конференции, представленный этими несколькими людьми, как голос Божий. Но это не означает, что решения Генеральной Конференции, принятые собранием назначенных представителей всех частей миссионерского поля, не стоят уважения. Бог предусмотрел; чтобы представители Его всемирной Церкви, собранные на Генеральной Конференции, были носителями власти. Заблуждение, в которое рискуют впасть некоторые, заключается в приписывании разуму и суждениям одного или небольшой группы людей всей полноты власти и влияния, которыми Бог наделил Свою Церковь, которая посредством решений и голоса Генеральной Конференции призвана разрабатывать план успешного продвижения Его работы» (Свидетельства для Церкви, т.9, с. 260-261).

В совете многих есть мудрость. И следует добавить, что сбалансированный совет представителей нескольких точек зрения и географических регионов также ведет к взвешенным решениям. Решения всемирной Церкви имеют природную крепость, недоступную отдельным личностям или общинам.

31 июля

Взгляд на авторитет церкви.

И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах. Мф.l6:19.

С такими словами Христос учредил Церковь на земле. Но люди перевели и истолковали их различными путями. Перевод Короля Иакова, например, гласит: «Что свяжете на земле, будет связано на небе», создавая впечатление, что Небо утверждает все решения Церкви на земле. Новая Американская Библия продолжает эту мысль, передавая этот текст как «что объявите связанным, на земле, будет связано на небе; что, объявите развязанным, будет развязано на небе».    

Такие интерпретации упускают то, что в действительности говорил Иисус.

Греческая видо-временная форма ясно показывает, что этот глагол следует перевести как «(уже) будет связано». Таким образом, Иисус говорит, что «Это Церковь на земле выполняет решения Неба, а не Небо утверждает церковные решения». В этом существенная разница. И эти два перевода исторически привели к двум разным позициям относительно церковного авторитета.

Библейский комментарий адвентистов седьмого дня верно излагает этот текст, отмеечая, что «расширить значение слов «связать» и «развязать» до власти диктовать, во что должны верить члены Церкви и что им разрешено в вопросах веры и практики, значило бы привнести в слова Христа нечто большее, чем Он хотел и чем видели в них ученики; Бог этого не утверждал.

Христовы представители на земле имеют право и ответственность «связывать» то, что было «связано на небе», и «развязывать» то, что было «развязано на небе», то есть требовать или запрещать то, что ясно открывает Вдохновенное Слово. Но пойти дальше этого означает подменить авторитет. Христа человеческим авторитетом… тенденцию, которую Небо не потерпит в тех, кто был поставлен блюстителем граждан Царства Небесного на земле».

Мы посвятили довольно много времени размышлениям о церковном авторитете, поскольку это важная библейская тема, касающаяся нас всех, но большинство из нас мало задумывается об этом.

Вместо того чтобы просто принять или отвергнуть церковный авторитет, нам необходимо понять его богословское обоснование, а также его границы и предназначение.

Будем благодарны, что как христиане мы не сами по себе. Мы принадлежим Церкви, которая направляет нас в рамках Библии. Сбалансированная церковная власть — вот еще один повод прославить Бога.