Глава 13. Принципы христианской жизни

Высокое призвание Божье во Христе Иисусе

Христианская жизнь – это не просто незначительные изменения или улучшения, но полное преобразование природы человека. Это означает смерть своего «я» и греха и воскресение к новой жизни в качестве нового человека во Христе Иисусе.

«Пребывание Христа в наших сердцах через веру означает размышление о Христе, взирание на Христа и такую любовь к дорогому Спасителю, нашему самому лучшему и дорогому Другу, что мы побоимся каким-либо действием огорчить или оскорбить Его». Именно таким образом христиане «испытывают близость Божественного присутствия», и только тогда, когда мы ясно ощущаем благодать Его присутствия, «наши мысли пленяются в послушание Иисуса Христа» и наши жизненные привычки становятся соответствующими небесному мерилу (Свидетельства для проповедников, с. 387, 388).

Мы должны постоянно помнить о том, что в качестве «ограждения от искушения и побуждения к чистоте и истине никакое другое влияние не может сравниться с сознанием Божьего присутствия» (Воспитание, с. 255).

Подобная мысль выражена в книге Патриархи и пророки (с. 217,218): «Если бы мы всегда сознавали, что Бог видит и слышит все, что мы делаем и говорим, и Он точно фиксирует все наши слова и дела и впоследствии все это будет предъявлено нам, тогда мы опасались бы грешить. Пусть юноши и девушки всегда помнят – где бы они ни находились и что бы они ни делали, они всегда находятся пред лицом Божьим. Никакой наш поступок не останется незамеченным. Мы не можем скрыть наших путей от Всевышнего… Каждый поступок, слово и мысль человека подмечаются так тщательно, как если бы в целом мире существовал только один человек, на котором сосредоточилось все внимание Неба».

Бог любит всех людей, а особенно Своих детей. Его ухо всегда отверсто для молитв Своего народа, тех, которые отделились от мира и всецело отдались Ему. В таком тайном общении формируется уважение и благоговение, которое проявляется в повседневной жизни христианина. «Как христианин вы являетесь членом царской семьи, сыном или дочерью Небесного Царя. Не говорите ни одного слова, не совершайте ни одного поступка, способного обесчестить «доброе имя, которым вы называетесь» (Иак. 2:7). Внимательно изучайте богочеловеческий характер Христа и постоянно задавайтесь вопросом: «Что бы сделал Иисус, окажись Он на моем месте?» Это должно быть мерилом нашего долга» (Служение исцеления, с. 491).

Именно через Церковь Остатка Бог продемонстрирует перед всей Вселенной заключительное доказательство силы Евангелия, полностью освободив человечество от власти греха. Ныне необходимо, чтобы мы как члены Церкви Остатка вновь возвысили великие нормы христианского образа жизни и чтобы мы обновили нашу верность принципам, установленным Богом. Все должны подняться до святых идеалов христианской жизни и отделиться от мира, постоянно помня наставления Господа: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2:15).

Изучение Библии и молитва

Духовная жизнь поддерживается духовной пищей. Если мы желаем и стремимся достичь совершенства в святости, нам необходимо воспитать и укрепить привычку благоговейного изучения Библии и постоянства в молитве. В то время, когда мир наводнен великим множеством печатных изданий, когда эфир наполняется тысячами голосов, требующих к себе нашего внимания, наш долг – закрыть глаза и уши для многого из того, что стремится проникнуть в наш разум, и углубиться в Божью Книгу – Книгу всех книг, Книгу жизни. Как только мы перестанем быть народом Библии, мы погибнем, а наша миссия останется невыполненной.

Только в том случае, если мы будем ежедневно разговаривать с Богом в молитве и внимать Его голосу, обращающемуся к нам через Библию, мы сможем жить такой жизнью, которая «сокрыта со Христом в Боге» (Кол. 3:3), и завершить Его дело.

Молитва – это двусторонний разговор: верующие слушают Бога и беседуют с Ним. «Молясь, человек раскрывает свою сердце Богу как другу» (Путь ко Христу, с. 93). «Чистосердечная, откровенная молитва приводит нас в тесное общение С умом Безграничного», в то время как «без постоянной молитвы и без усердного бодрствования мы впадаем в опасность сделаться нерадивыми и уклониться от истинного пути» (там же, с. 97, 95).

Семейный дом – это краеугольный камень Церкви, а христианский дом является домом молитвы. «Отцы и матери, как бы ни довлели над вами ваши заботы и дела, не переставайте собирать свою семью вокруг Божьего престола! Просите святых ангелов охранять ваш дом. Помните, что дорогие вашему сердцу люди подвергаются искушениям, ежедневные неприятности подстерегают на пути молодого и старого. Тот, кто хочет быть терпеливым, любящим, радостным в жизни, должен молиться» (Служение исцеления, с. 393).

Общественные взаимоотношения

Хотя «наше жительство на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя» (Флп. 3:20), но пока мы находимся в этом мире, являемся неотъемлемой частью человеческого общества и поэтому должны разделить с нашими ближними ответственность за решение жизненных проблем. Во всяком обществе, где живут адвентисты седьмого дня, они должны как дети Божьи выделяться своей христианской непорочностью и трудом на благо всего человечества. Нашей величайшей ответственной миссией является служение в церкви и выполнение ее поручения – возвещать Евангелие Царствия всему миру, однако мы должны, по мере возможности и совместимости с нашими принципами, поддерживать своим трудом и средствами все добрые усилия, содействующие общественному порядку и улучшению благосостояния людей. И хотя нам надлежит стоять в стороне от всякой политической и социальной борьбы, мы обязаны постоянно, спокойно и непреклонно отстаивать принципы справедливости и правосудия в гражданских делах, оставаясь при этом верными своим религиозным убеждениям. Это наша святая обязанность – быть верными гражданами тех государств, к которым мы принадлежим, «отдавая кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21).

Соблюдение Субботы

Святое установление празднования Субботы есть знамение любви Божьей к человеку. Это – памятник всемогущества Бога в Его первоначальном сотворении мира, а также знамение Его силы воссоздать и освятить жизнь (Иез. 20:12), и поэтому соблюдение Субботы служит доказательством нашей верности Ему. Истинное соблюдение Субботы есть свидетельство нашей преданности Творцу и приобщения к нашему Искупителю. Соблюдение Субботы является особого рода проверкой и испытанием на верность. Если мы сами, каждый из нас, не можем выдержать это испытание, то как сможем мы представить весть о Субботе миру?

Суббота занимает совершенно особое место в жизни адвентистов седьмого дня. Седьмой день недели, от вечера в пятницу до вечера в Субботу (Лев. 23:32), – это дар Божий, знамение Его благодати во времени. Это преимущество, особая встреча с Тем, Кто любит нас и Кого мы любим, святое время, отделенное вечным законом Божьим, день отрады для поклонения Господу и разделения этого чувства с другими (Ис. 58:13). Верующие встречают Субботу с чувством радости и благодарности. «Бог в Своей любви установил пределы тяжелому труду. С помощью субботнего отдыха Он проявляет милосердие к людям. В Свой день Он предоставляет семье возможность для общения с Ним, с природой и друг с другом» (Воспитание, с. 251).

Субботние часы принадлежат Богу, и они должны быть посвящены лишь Ему одному. Наши личные удовольствия, наши собственные слова, наши собственные дела и наши собственные мысли не должны занимать наше внимание и время при соблюдении дня Господня (Ис. 58:13). При заходе солнца мы должны собраться в семейном кругу и встречать святую Субботу молитвою и пением; и так же мы должны заканчивать ее: молитвою и выражением благодарности за чудесную любовь Бога. Суббота есть особый день для поклонения Богу и дома, и в церкви, день радости для нас и наших детей; день, в который необходимо более глубоко познавать Бога через Библию и великий учебник природы. Это время, когда все обычные дела шести дней должны быть отложены, когда нужно посещать больных и трудиться для спасения душ. Не следует совершать в Субботу никакой ненужной работы. Мирское чтение и мирские радиопередачи не должны занимать нашего времени в святой день Божий.

«Суббота не предназначена для бессмысленного времяпрепровождения. Закон запрещает мирские труды в день покоя Господня. Нужно прекращать труд ради заработка. Всякая деятельность, направленная на получение житейских удовольствий или выгоды, противоречит заповеди об этом дне. Но точно так же, как Господь прекратил дела творения, и почил в Субботу, и благословил этот день, так и человек должен оставить повседневные занятия и посвятить священные часы здоровому отдыху, служению Богу и совершению дел, угодных Ему» (Желание веков, с. 207).

План занятий, составленный правильно, в полном соответствии с духом истинного соблюдения Субботы, сделает этот благословенный день самым счастливым из всех дней недели как для нас самих, так и для наших детей – днем подлинного предвкушения нашего небесного покоя.

Благоговейное отношение к месту богослужений

Христиане, сознающие всемогущество Бога, Его святость и любовь, будут всегда и при всех обстоятельствах проявлять дух глубокого благоговения к Богу, к Его Слову и дух поклонения перед Ним. «Все, кого Господь почтил Своим присутствием, должны испытывать смирение и благоговение» (Патриархи и пророки, с. 252). Они будут сознавать, что «час и место молитвы святы, потому что Бог присутствует там» (Служители Евангелия, с. 178). Они будут приходить в дом поклонения не с легкомыслием и беззаботностью, но в духе святого размышления и молитвы и будут избегать ненужных разговоров.

Родители обязаны в благоговении учить своих детей, как нужно вести себя в «доме Божием» (1 Тим. 3:15). Правильные наставления и дисциплина в семье, Субботней школе и в церкви во дни детства и юности, терпеливое, настойчивое воспитание чувства благоговения по отношению к Богу и святому служению помогут им сохранить свою верность и в последующие годы.

Проповедник, сознающий святость богослужения, будет своим примером, наставлением и поведением за кафедрой поддерживать благоговение, простоту, порядок и благопристойность в церкви. «Господь – во святом храме Своем: да молчит вся земля пред лицом Его!» (Авв. 2:20).

Здоровье и воздержание

Тело – это храм Духа Святого (1 Кор. 6:19). «Умственное и духовное развитие человека в огромной степени обусловлено физическим самочувствием, правильной деятельностью организма. Все, способствующее развитию физического здоровья, содействует развитию всестороннего мышления и уравновешенного характера» (Воспитание, с. 195). По этой причине адвентисты седьмого дня заботятся о том, чтобы жить разумно, в согласии с принципами здорового образа жизни, предусматривающими физические упражнения, правильное дыхание, пребывание на солнце, на свежем и чистом воздухе, потребление воды, сон и отдых. Исходя из своих убеждений, они добровольно следуют принципам здорового образа жизни, сдержанности и здорового питания. Поэтому они воздерживаются от потребления любых видов алкоголя, табака и наркотиков; стремятся сохранить физическое и психическое равновесие, избегая любых излишеств.

Изменение взглядов на здоровье и учение о здоровом образе жизни и воздержании – это неотъемлемые составляющие адвентистской вести. Через избранную Господом вестницу нам даны наставления о том, «что все, соблюдающие Его заповеди, должны быть приведены в святое общение с Самим Богом и что путем воздержания в пище и питье они должны сохранить свой разум и тело в наиболее благоприятном для служения состоянии» (Советы по здоровому образу жизни, с. 132, 133). И еще: «Господь предусмотрел, что возрождающее влияние изменений во взглядах на здоровье должно быть частью последнего великого усилия в провозвестии Евангелия» (Медицинское служение, с. 259).

Мы целиком принадлежим Богу – нашим телом, душой и духом. А поэтому наш христианский долг – исполнение законов здоровья как для нашего личного благополучия, так и для более успешного служения Богу и своим ближним. Аппетит необходимо держать под строгим контролем. Здоровью в огромной мере содействует тщательное соблюдение принципов гигиены, к которым относится пребывание на свежем воздухе, проветривание помещений, ношение удобной одежды, соблюдение чистоты, выполнение надлежащих физических упражнений и забота о восстановлении сил, регулярный сон и отдых, а также разумное и полноценное питание. Бог предоставил человеку обильное разнообразие пищевых продуктов, вполне достаточное для того, чтобы удовлетворить любую потребность в питании. Фрукты, злаки, орехи и овощи, приготовленные простым способом, «составляют, вместе с молоком или сливками, самую здоровую пищу» (Воздержание, с. 47).

Если человек соблюдает принципы здорового образа жизни, он не ощущает потребности в возбуждающих средствах. Употребление любых опьяняющих напитков и наркотиков запрещается законом природы. С первых дней возникновения адвентистского движения полный отказ от употребления спиртных напитков и табака был обязательным условием для принятия в члены Церкви адвентистов седьмого дня (см. с. 30, 49, 51, 248, 281, 235, 268, 269).

Бог дал нам великий свет относительно принципов здорового образа жизни, и современные научные исследования в точности подтвердили эти принципы. Мы не можем пренебрегать ими, не подвергая себя при этом огромной опасности, ибо в девятом томе Свидетельств для Церкви мы читаем, что все люди, которые предпочитают «следовать своим собственным суждениям на сей счет, постепенно станут все более небрежно выполнять те наставления, которые Господь дал относительно других аспектов истины для настоящего времени, если они будут есть и пить все, что им нравится. Такие люди утратят способность к восприятию истины и неизбежно пожнут то, что посеяли» (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 156, 157).

Одежда

Мы как адвентисты седьмого дня были призваны из мира. Мы – реформаторы. Истинная религия, проникая во все сферы жизни, должна формировать и всю нашу деятельность. Наши привычки должны основываться на Божественных принципах, а не на примерах окружающего нас мира. Обычаи и мода могут с годами изменяться, в то время как принципы христианского образа жизни всегда остаются неизменными. Одежда – один из важных факторов в христианской жизни. Еще в начале нашей истории, чтобы «защитить детей Божьих от разлагающего влияния мира, а также способствовать их физическому и нравственному здоровью, в нашей среде была введена реформа одежды» (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 634). Поистине благородная цель! Суть заключается вовсе не в том, чтобы одеваться иначе, чем окружающие люди, в желании отличаться от них, но в том, чтобы продемонстрировать сознательное следование принципам благородства и нравственности, а также чистоту помыслов, а не слепое подражание укоренившимся обычаям.

Христиане должны избегать всякой показной роскоши и «изобилия в украшениях». Наша одежда должна быть, по возможности, «высокого качества, со вкусом подобранных тонов и соответствующей для служения. Ее следует выбирать не по внешнему виду, а по прочности». Она должна отличаться «красотой», «скромным изяществом» и «естественной простотой» (Вести для молодежи, с. 351, 352). Одежда должна быть сшита по умеренным, самым приличным фасонам нынешнего времени, чтобы не слишком бросаться в глаза.

Следование различным причудам экстравагантной моды как в мужской, так и в женской одежде свидетельствует о легкомысленном отношении к серьезным вопросам. Не понимая, как просто и красиво можно одеваться, люди порой доходят до таких крайностей в моде, что вообще преступают всякие правила скромности и приличия, а это, в свою очередь, способствует широкому распространению безнравственности и распущенности. Многие из тех, кто слепо гоняется за модой, может, и не вполне сознают пагубность своего поведения, однако это не делает результаты менее плачевными. В отношении одежды дети Божьи должны всегда быть в числе умеренных и не позволять, чтобы «данный вопрос слишком занимал их умы» (Евангелизм, с. 273). Они не должны быть ни первыми в следовании новым стилям в одежде, ни последними – в отказе от старых фасонов.

«Одеваться просто, отказаться от ювелирных изделий и разного рода украшений – это согласуется с нашей верой» (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 366). В Писаниях ясно говорится о том, что ношение драгоценностей противоречит воле Божьей. «Не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою»,– увещевает апостол Павел (1 Тим. 2:9). Ношение драгоценностей имеет своей целью привлечь внимание окружающих, а это не согласуется с христианским принципом смирения и скромности.

В некоторых странах обычай носить обручальное кольцо считается обязательным, оно является в сознании людей символом добродетели и поэтому не рассматривается как украшение. При таких обстоятельствах мы не расположены осуждать данный обычай.

Будем помнить о том, что не внешнее украшение свидетельствует об истинном христианском характере, но «сокровенный сердца человек… кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петр. 3:3, 4). Следует избегать чрезмерного использования косметики, не согласующегося с нормами хорошего вкуса и принципами христианской скромности. Опрятность в одежде и христианская забота о своей внешности должны проявляться в каждом человеке, который стремится во всякое время верно представлять нашего Господа Христа и быть угодным Ему.

Родители-христиане должны личным примером, наставлением и авторитетом побуждать своих сыновей и дочерей одеваться скромно и этим завоевывать уважение и доверие к себе со стороны ближних. Пусть наши собратья считают себя хорошо одетыми лишь в том случае, если их одежда отвечает требованиям вкуса, скромности и приличия.

Простота

С самого начала простота была отличительной чертой Церкви адвентистов седьмого дня. Мы должны и впредь быть простым народом. Увеличение пышности в религии всегда идет параллельно с упадком духовной силы. Как «жизнь Иисуса представляла резкий контраст с показным благочестием и хвастовством Его времени» (Воспитание, с. 77), так простота и сила адвентистской вести должны составлять резкий контраст с показной светскостью наших дней. Господь осуждает излишнее «бессмысленное расточение денег для удовлетворения гордости и любви к показухе» (Свидетельства для проповедников, с. 179). В соответствии с этими принципами простота и экономия должны характеризовать все наши церемонии и обряды, такие, например, как выпускные акты в наших учебных заведениях, бракосочетания в наших церквах, а также все остальные церковные служения.

Чтение

Как и наше тело, наше внутреннее «я» также нуждается в здоровой пище для своего восстановления и укрепления (2 Кор. 4:16). Человека оценивают по его уму. И поэтому то, что является пищей для ума, играет исключительно важную роль в формировании характера и в работе по достижению наших жизненных целей. По этой причине необходимо строго контролировать устремления своего ума и свои привычки. Ничто не служит таким ярким отражением нашего характера, как то, что мы любим читать и слушать. Книги и другая печатная продукция являются одним из наиболее важных средств воспитания и культуры, нужно только правильно их подбирать и умело использовать. Существует богатый выбор хорошей литературы – как книг, так и периодических изданий. Но наряду с этим имеется и масса вредной литературы, которая кажется на первый взгляд очень заманчивой и увлекательной, но на самом деле оказывает самое пагубное влияние на наше мышление и разрушает систему нравственных ценностей. Авантюрные и приключенческие сюжеты, безнравственные реальные или выдуманные истории, которыми изобилуют печатная продукция и другие средства массовой информации, неуместны как для молодежи, так и для взрослых.

«Тот, кто имеет привычку взахлеб читать литературу с захватывающими сюжетами, просто растрачивает свою умственную энергию и лишает свой разум способности к глубокому размышлению и вдумчивому исследованию» (Советы родителям, учителям, учащимся, с. 135). Помимо прочих печальных последствий, к которым приводит привычка читать разного рода литературные вымыслы, Дух пророчества говорит, «что они делают человека неспособным размышлять над великими проблемами моральной ответственности и своего назначения» и «вызывают отвращение к практическим обязанностям жизни» (там же, с. 383).

Радио и телевидение

Радио и телевидение изменили всю атмосферу современного мира, предоставив всем нам возможность получать оперативную и разностороннюю информацию о жизни, культуре и деятельности людей во всех частях земного шара. Радио и телевидение являются великими воспитательными средствами. С их помощью мы можем значительно расширить свои познания относительно мировых событий, с удовольствием послушать важные дискуссии и лучшие музыкальные произведения.

Но, к сожалению, радио и телевидение почти непрерывно предлагают вниманию своих слушателей театральные представления, а также такие сведения и факты, которые не являются пищей для ума, не приносят пользы и не вызывают духовного подъема. Если в нас нет проницательности и твердости, то радио и телевидение превратят наши дома в театры, где постоянно идут жалкие, низкопробные представления.

Оградить себя и своих детей от подобного влияния может лишь непреклонная решимость с помощью Божьей строго следовать совету, данному апостолом Павлом: «Наконец, братия (мои), что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп. 4:8).

Развлечения и увеселения

Развлечение – это целеустремленное действие, направленное на освежение и восстановление сил тела и разума. Живой, здоровый ум не станет требовать светских увеселений, но будет находить обновляющие силы в полезном развлечении.

«Многие из современных популярных светских развлечений даже так называемых христиан ведут к тому же концу, что и развлечения языческие. Собственно говоря, среди них существует мало таких, которыми бы не воспользовался сатана для разрушения душ. На протяжении всех веков он возбуждает страсть и прославляет порок с помощью театральных представлений. Он использует оперу с ее захватывающей музыкой и зачаровывающими декорациями, маскарады, танцы, картежные столы, чтобы сломить нравственные устои и открыть дверь чувственным наслаждениям. Сатана опутывает своими цепями души в каждом увеселительном месте, где только человек может поощрять свою гордыню или потворствовать своему аппетиту, где человек может забыть Бога и интересы вечности» (Патриархи и пророки, с. 459, 460) (см. с. 281).

Мы серьезно предостерегаем наш народ от коварного и злого влияния кинотеатров, в которых нет места для христиан. Драматизированные фильмы, которые посредством наглядного изображения и образных намёков живо раскрывают грехи и преступления человечества – убийство, разврат, воровство и прочие злодеяния, в огромной степени являются причиной наблюдающегося ныне нравственного упадка. Мы настоятельно рекомендуем родителям, детям и молодежи избегать таких увеселительных мест и таких фильмов, которые превозносят профессиональную игру и личность актеров. Если мы будем находить удовольствие в великом Божьем мире природы и в героическом повествовании о человеческих поступках и Божественных деяниях, то нас не будут привлекать пустые фильмы и театральные представления.

Другим видом увеселений, оказывающим не менее вредное влияние, являются светские танцы. «Современные танцы – это школа разврата, это проклятие для общества» (Вести для молодежи, с. 399; см. также 2 Кор. 6:15–18; 1 Ин. 2:15–17; Иак. 4:4; 2 Тим. 2:19–22; Еф. 5:8–11; Кол. 3:5–10).

Мы не должны посещать и поддерживать своими средствами платные увеселения, превращенные в источник прибыли, не должны соединяться с мирскими, легкомысленными толпами людей, которые более «сластолюбивы, нежели боголюбивы».

Развлечения необходимы. Но мы должны стараться, чтобы дружеские связи и развлечения нашего народа преследовали духовную цель. Мы рекомендуем каждой семье, где есть дети, иметь различные подходящие материалы и пособия, чтобы дать выход творческой энергии молодежи. Полезное общение и развлечение можно получить, участвуя в мероприятиях музыкального служения, в проектах Общества адвентистских детей и в миссионерских группах.

Музыка

Музыке предназначается «служение святому идеалу, устремление мыслей человека ко всему чистому, благородному и возвышенному и пробуждение в душе его преданности и признательности Богу» (Патриархи и пророки, с. 594). Иисус «пел песни, и это было его общением с Небом» (Желание веков, с. 73).

Музыка – одно из величайших искусств. Хорошая музыка не только доставляет удовольствие, но также облагораживает ум и развивает самые прекрасные качества. Духовные песнопения неоднократно использовались Богом для того, чтобы коснуться сердец грешников и привести их к покаянию. Непристойная же музыка, наоборот, нарушает гармонию души и приводит к нравственному падению.

В выборе музыки необходимо проявлять крайнюю осторожность и рассудительность. Следует избегать всякой мелодии, носящей характер джаза, рок-музыки или родственных им стилей, а также любых слов, воспевающих глупую, излишнюю сентиментальность. Будем же использовать только хорошую музыку у себя дома и на общих встречах, в школе и в общине (см. с. 101, 102).

Взаимоотношения людей

Инстинкт общения, товарищества дан Богом для нашего блага и удовольствия. «Благодаря взаимному контакту умы шлифуются и совершенствуются, а дружеское общение помогает установить знакомства и завязать дружбу, плодом которой является единство сердец и атмосфера любви, весьма угодные для неба» (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 172). Нормальное общение представителей обоих полов взаимно полезно. Такое общение должно проходить на высоком нравственном уровне при строгом соблюдении тех условий и ограничений, которые предусмотрены для защиты всего общества и каждой личности в отдельности. Конечно, сатана стремится извратить все доброе, а извращенное доброе часто приводит к самому худшему. Поэтому крайне важно, чтобы христиане строго соблюдали определенные принципы социальной жизни.

В наше время все идеалы, которые делают социальные взаимоотношения безопасными и счастливыми, грубо попраны. Под влиянием необузданных страстей, которые не сдерживаются нравственными и религиозными принципами, общение полов пугающим образом низводится до вседозволенности и сексуальной распущенности. Масштабы сексуальных извращений, кровосмешения и совращения детей заставляют бить тревогу. Миллионы людей отказались от принципов христианской жизни и готовы променять блаженное, святое чувство отцовства и материнства на горькие, полные раскаяния и сожаления плоды низменной страсти. Эти проявления зла разрушают привычную структуру общества, основной ячейкой которого является семья, а распад семьи, в свою очередь, укрепляет и сеет новые проявления зла. Печальные результаты – изломанные жизни детей и юношества – потрясают нас и вызывают жалость тем более, что влияние зла на общество имеет не только катастрофический характер, но и неуклонно возрастает.

Это зло стало сегодня более явным и все больше угрожает идеалам и целям христианской семьи. Измена, сексуальные оскорбления супругов, кровосмешение, сексуальное совращение детей, гомосексуализм и лесбиянство являются самыми явными извращениями первоначального замысла Бога. В текстах Писаний эти отклонения (Исх. 20:14; Лев. 18:22, 29 и 20:13; 1 Кор. 6:9; 1 Тим. 1:10; Рим. 1:20–32) недвусмысленно осуждаются, но так как люди эти предупреждения отвергли, во всем мире преобладает смятение и неуверенность. Как раз этого и желает сатана. Его целью всегда было заставить людей забыть, что Бог – их Творец, и что когда Он «сотворил человека по Своему подобию», Он создал их «мужчиной и женщиной» (Быт. 1:27). Мир сегодня является свидетелем возрождения извращений древних цивилизаций.

Нравственная и духовная деградация является результатом того, что мир чрезмерно увлечен сексом, любовью и погоней за чувственными удовольствиями, и об этом ясно написано в Слове Божьем. Но Христос пришел, чтобы разрушить работу дьявола и восстановить отношения людей с их Творцом. Таким образом, падшие в Адаме и пленники греха, но получившие во Христе полное прощение, получают и право нового выбора лучшего пути, пути возрождения. Крест Иисуса и сила Святого Духа помогают им освобождаться от оков греховных поступков по мере того, как они восстанавливаются в образе своего Творца.

На родителях и духовных наставниках молодежи лежит обязанность смело, без всякой ложной скромности смотреть в лицо реалиям современного общества: они должны стараться с сочувствием и пониманием относиться к проблемам современной молодежи; искренне стремиться создавать для юношей и девушек здоровую атмосферу и быть с ними в такой духовной близости, чтобы иметь возможность передать им идеалы, вдохновение и силу христианской религии и спасти от зла, распространяющегося в мире через похоть.

Нашим молодым мужчинам и женщинам мы говорим: вы сами ответственны за свою жизнь. Каковы бы ни были ошибки ваших родителей, вы имеете преимущество знать высокие христианские идеалы мужественности и женственности и должны строго следовать им в своей жизни. Благоговейное исследование Библии, глубокое изучение природы, строгое сохранение священных сил человеческого тела, убежденная целеустремленность, постоянство в молитве и искреннее, бескорыстное служение нуждам других людей сформируют такой характер, который будет недоступен злу и позволит вам оказывать облагораживающее влияние на общество.

Совместные собрания старых и молодых членов церкви должны проводиться не ради беззаботного, пустого увеселения, но с целью приятного общения и развития умственных и духовных сил. Благозвучная музыка, возвышающая душу беседа, публичное чтение хороших стихов, соответствующие фотографии или фильмы, игры, тщательно подобранные в воспитательных целях, а также и прежде всего составление и осуществление планов миссионерской работы – вот что должно быть включено в программы совместных собраний, которые в этом случае будут служить большим благословением и подкреплением для всех присутствующих. Молодежным отделом Генеральной Конференции опубликованы полезные сведения и практические советы по проведению совместных собраний и других социальных мероприятий.

Молитвенные дома являются самым лучшим местом для совместных собраний. В больших городах, где нет возможности проводить их в доме молитвы и где нет адвентистских общественных центров, полезнее подыскать для собраний такое место, которое будет свободно от вредных для христиан влияний, а не собираться в местах, обычно используемых для платных увеселений и спорта, таких, например, как общественные залы и катки, которые создают атмосферу, противоречащую христианским принципам.

Забота старших о молодежи

Искреннее, сердечное общение старших по возрасту членов Церкви с молодежью оказывает исключительно благотворное влияние на жизнь детей и юношества. «Большая опасность заключается в том, что и родители, и учителя… не устанавливают дружеских отношений со своими детьми и учениками» (Советы родителям, учителям, учащимся, с. 76). Долг наших школ и других учреждений – заботиться о нравственности и репутации тех, кто отдан на их попечение. Такая забота является их святой обязанностью. В равной мере это и долг семьи. Родители должны строго поддерживать порядок тех учреждений, в которых находятся их дети, и в своих семьях устанавливать такие же правила. Для создания такого единения они обязаны быть желанными друзьями своих детей, однако главным образом от самой молодежи зависит, будет ли эта забота выражаться в скучном и тягостном общении или превратится в приятные отношения, основанные на глубоком уважении.

Ухаживание и брак

Всеми признано, что период ухаживания – это время, когда юноши и девушки, уже понравившиеся друг другу, знакомятся более основательно, готовясь к намеченному браку. Христианский брак – это утвержденный Богом союз между верующими мужчиной и женщиной, союз для взаимной любви, поддержки и взаимного счастья, для рождения и воспитания детей, которые, в свою очередь, должны стать христианами. Согласно Божьему замыслу, этот союз должен продолжаться до тех пор, пока смерть одного из супругов не разлучит их.

Брак лежит в основе человеческого общества, и истинная любовь между мужчиной и женщиной предусмотрена Самим Богом.

«Пусть молодые люди, намеренные жениться, взвесят свои чувства и увидят все свойства характера того, с кем они думают связать свою жизнь и судьбу. Пусть каждому шагу к брачному союзу будет присуща простота, скромность, искренность и твердое намерение не огорчить Бога и почтить Его. Женитьба влияет на всю последующую жизнь в этом мире и в будущем. Истинный христианин не строит планов, которые не может одобрить Бог» (Служение исцеления, с. 359).

Нежелание следовать этим принципам в христианском ухаживании может привести к трагическим последствиям. Единство мужа и жены в идеалах и целях – необходимое условие для счастливой и благословенной христианской семьи. Священное Писание дает совет: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными» (2 Кор. 6:14). Разногласия в вопросах религии часто омрачают счастье семьи и приводят к различным неприятностям, затруднениям и неудачам в воспитании детей.

«Семейные узы – это самые тесные, самые нежные и самые священные узы на земле. Они призваны быть благословением человечеству. И они становятся благословением везде, где брачный союз заключается разумно, со страхом Божьим, с должным пониманием супругами обоюдной ответственности» (Христианский дом, с. 18).

Поклонение Богу, соблюдение Субботы, отдых, общение, использование денежных средств и обучение детей – неотъемлемые составляющие счастливой семейной жизни. Поскольку разногласия по этим вопросам часто ведут к ухудшению отношений, унынию и даже полной утрате христианского опыта и христианской верности, необходимо предусматривать соответствующие консультации пастора в добрачный период.

«»Пойдут ли двое вместе, не сговорившись?» (Ам. 3:3). Счастье и благосостояние семейного союза зависят от единства взглядов обеих сторон. Между верующим и неверующим – огромная разница в наклонностях, вкусах, стремлениях. Они служат двум господам, между которыми нет ничего общего. Как бы святы и справедливы ни были принципы одного супруга, влияние неверующего спутника жизни постоянно будет отдалять его от Бога» (Патриархи и пророки, с. 174).

Дух пророчества настоятельно советует не заключать брак «между верующим и неверующим» и предостерегает далее против соединения с христианами, которые «не приняли истину для настоящего времени» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 364). Более вероятно, что брак будет прочным и семья исполнит замысел Божий, если муж и жена единодушны и разделяют общие духовные ценности и образ жизни. По этим причинам Церковь АСД решительно не одобряет браки между адвентистами седьмого дня и неадвентистами. Служителям Церкви АСД настоятельно рекомендуется в этом случае не проводить брачную церемонию.

Церковь признает право индивидуума самому принимать окончательное решение в выборе партнера для брака. Однако Церковь надеется, что если её член выбирает себе в партнеры неадвентиста, то вступающие в брак осознают все последствия и не станут ожидать от служителя Церкви АСД, который обязан придерживаться описанных выше предписаний, совершения обряда бракосочетания. Но если какое-то лицо все-таки вступает в подобный брак, Церковь должна продемонстрировать свою любовь и заботу об этой паре, побуждая ее к полному единству во Христе. (Более подробно вопросы брака рассматриваются в главе 15 «Брак, развод и повторный брак «).

Заключение

Находясь среди опасностей последнего времени и перед лицом Божьего суда, который завершится торжеством праведности во всей Вселенной, и неся великую ответственность за быстрое возвещение последнего предостережения миру, посвятим себя полностью Богу – свое тело, душу и дух, стремясь неуклонно отстаивать высокие принципы христианской жизни, которые должны характеризовать тех, кто ожидает возвращения своего Господа.