Глава 17. Кафедра – не место для выражения личных мнений

Ни один проповедник, ни один пресвитер общины или какое-либо другое лицо не имеет права превращать кафедру в место для отстаивания своего мнения по поводу спорных вопросов вероучения или каких-либо других дел. Церковь никому не предоставляет права высказывать свои личные мнения и взгляды подобным образом.

Если тот или иной член Церкви считает, что он имеет новое видение истины, противоречащее установившимся концепциям Церкви, то он должен посоветоваться об этом с ответственными руководителями.

«Существуют тысячи замаскированных заблуждений, приготовленных для тех, кто имеет свет истины; мы можем чувствовать себя в безопасности только в том случае, если не будем принимать никакого нового вероучения, никакого нового истолкования Писаний, не посоветовавшись прежде с опытными братьями. Изложите свои мысли перед ними смиренно, имея при этом открытый ум, готовность учиться и ревностно молясь Богу; и если они не увидят нового света в этом учении, подчинитесь их суждению, ибо «народ… при многих советниках благоденствует» (Притч. 11:14)» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 293).

Этому правилу следовала ранняя Церковь. Когда в Антиохии возникли разногласия по одному важному вопросу, верующие послали своих представителей в Иерусалим, где данный вопрос был представлен на рассмотрение апостолам и пресвитерам. Решение этого совета было с радостью принято верующими Антиохии, и в результате единство и братская любовь в Церкви были сохранены.

Вышеизложенный совет от Господа ни в коем случае не должен рассматриваться как запрет, удерживающий человека от тщательного исследования Писаний. Его следует понимать скорее как ограждение от проникновения в Церковь ложных теорий и ошибочных учений. Бог желает, чтобы Его дети серьезно исследовали Его Слово для получения света и откровения истины, но Он не хочет, чтобы они были совращены ложными учениями.

Библия – источник истины. «Вся земля не настолько богата золотоносными жилами и драгоценными камнями, насколько исполнено сокровищами истины Слово Божье» (Наглядные уроки Христа, с. 104). Чтобы получить это богатство, необходимо прилежно искать его.

«Никто не должен думать, что для него не осталось ничего непознанного. Человеческий интеллект можно измерить, труды мирских авторов можно усвоить, но ни самый высокий и самый проницательный ум, ни самый смелый и широкий полет воображения не могут вполне постичь Бога. За границами всего, что мы когда-либо сможем познать, всегда еще останется бесконечность непознанного. Мы видим лишь некий отблеск Божественной славы и безграничности знания и мудрости; мы как бы добрались лишь до поверхности залежей золотоносной руды, скрывающейся глубоко и способной бесконечно вознаграждать того, кто станет копать глубже. Шахту следует все больше и больше углублять, и результатом таких раскопок будет великое сокровище. Благодаря подлинной вере Божественное знание будет становиться человеческим» (там же, с. 113).

«Новый свет относительно Слова Божьего всегда будет открываться тому, кто находится в живой связи с Солнцем Праведности. Пусть никто не приходит к такому заключению, что для нас больше не может быть открыто никакой истины. Прилежный смиренный искатель истины будет находить все новые драгоценные лучи света, исходящие из Слова Божьего. Много жемчужин еще разбросано, и их необходимо собрать воедино, чтобы они стали достоянием верного остатка народа Божьего» (Советы по работе Субботней школы, с. 34).

Когда новый свет излучается со священных страниц в награду серьезному искателю истины, он не отрицает старого света. Напротив, он сливается со старым, делая его еще более ярким и придавая ему дополнительный блеск. Поэтому «стезя праведных как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Притч. 4:18).

Хотя дети Божьи должны быть всегда готовы принять открывающийся свет, они никогда не должны прислушиваться к такому голосу, который, каким бы благочестивым и благовидным ни казался, уведет их от основных учений Библии.

«Мы не должны принимать слов тех, кто приходит с вестью, противоречащей основам нашего вероучения. Таковые собирают воедино массу библейских текстов и нагромождают их в качестве доказательства вокруг отстаиваемых ими теорий. Это неоднократно повторялось на протяжении последних 50 лет. Однако поскольку Священное Писание является Словом Божьим и к нему нужно относиться с должным уважением, всякое его применение, если оно устраняет один из столбов фундамента, который Бог поддерживал в течение этих 50 лет, является грубой ошибкой. Кто использует Писания таким образом, тот не знает чудесного действия Святого Духа, дающего силу прошлым вестям, которые были даны народу Божьему» (Советы авторам и редакторам, с. 32).

Очень важно, чтобы мы сохраняли «единство веры» (Еф. 4:13). Не менее важно и то, чтобы мы всегда старались сохранять «единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3). А поэтому Слово Божье необходимо исследовать весьма осторожно и тщательно, а также в совете с братьями.

«Бог выводит Свой народ из мира на высокий пьедестал вечной истины, заповедей Божьих и веры Иисуса. Он не перестанет дисциплинировать и готовить Свой народ. Его дети не будут расходиться во мнениях, когда один верит в одно, другой в совершенно противоположное, и каждый член движется независимо от тела. Через разнообразие даров и разные формы руководства, которые Бог учредил в Церкви, все придут в единство веры. Если один человек толкует библейскую истину по-своему, не считаясь с мнением братьев, и оправдывает свой образ действий, заявляя, что он имеет право на собственную точку зрения, а затем навязывает братьям эту точку зрения, как может исполниться молитва Христа? А если появится еще один человек, заявляющий о своем праве верить в то, что ему вздумается, и говорить об этом, не обращая внимания на убеждения тела Церкви, возможно ли достичь той гармонии, которая существует между Христом и Его Небесным Отцом и которая должна существовать между братьями, поскольку именно об этом молился Христос?

Хотя на каждого возложено индивидуальное служение и индивидуальная ответственность перед Богом, мы не должны руководствоваться нашим собственным независимым суждением, свободным от мнения и чувств наших братьев, ибо такое поведение приведет к беспорядку в Церкви. Обязанность служителей – уважать мнение своих братьев, однако их отношение друг к другу, а также учение, которое они преподают, должны быть проверены законом и откровением. Тогда, если наши сердца способны принимать наставление, между нами не возникнет разделений. Некоторые склонны к беспорядочности и удаляются от великих путеводных знаков веры, но Бог призывает Своих служителей оставаться едиными в учении и духе…

Оглядываясь на нашу прошлую историю, на каждый пройденный нами до настоящего времени шаг, я могу сказать: слава Богу! Когда я вижу, что Бог для нас совершил, то исполняюсь изумления и доверия к Христу как нашему Вождю. Нам нечего бояться будущего, если только мы не забудем путь, которым Господь вел нас» (Свидетельства для проповедников, с. 29–31).

Принимая во внимание эти рассуждения, каждый должен вполне осознать, что Церковь ни одному человеку не может предоставить права высказывать свои личные мнения и взгляды с кафедры. Это освященное место должно сохраняться для проповеди святых истин из Божьего Слова и для представления церковных планов и решений, способствующих успешному продвижению дела Божьего (см. с. 101, 187, 191, 213, 214).

Мы должны ежедневно сохранять свою посвященность Господу и просить у Него мудрости в изучении Его священного Слова. Согласно Его собственному обетованию, Дух Святой наставит нас на всякую истину. Сердце и разум всегда должны быть открыты для освящения Божественным Духом, чтобы лучи небесного света могли озарять нашу стезю. Мы должны всегда советоваться с нашими собратьями относительно тех вопросов, которые представляют для нас какие-то проблемы, однако мы должны воздерживаться от публичного изложения таких вопросов, которые не вполне согласуются со взглядами нашей организации.