Глава 1. Авторитет Церкви и Церковного руководства

Авторитет Церкви в раннехристианский период

Будучи Творцом, Искупителем и Вседержителем, Властителем и Царем всего творения, только Бог представляет собой источник и основание авторитета Церкви. Он облек властью Его пророков и апостолов (2 Кор. 10:8). Они поэтому играли ключевую и уникальную роль в передаче Слова Божьего и наставлениях для Церкви (Еф. 2:20).

В раннехристианской Церкви большими правами были наделены пресвитеры и епископы. Одной из их основных функций была пасторская забота и надзор за стадом Божиим (Деян. 20:17–28; Евр. 13:17; 1 Петр. 5:1–3), в сочетании с решением особых задач, таких как наставление в правильном учении и опровержение тех, кто его отрицал (1 Тим. 3:1,2; Тит. 1:5, 9). При этом хорошим руководителям «должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5:17).

Церковь несла ответственность за чистоту учения и его практического применения. Она должна была «испытывать духов, от Бога ли они» (1 Ин. 4:1), или, говоря словами апостола Павла, «все испытывать» и «держаться хорошего» (1 Фес. 5:21). Это же относилось и к осуществлению церковной дисциплины (Мф. 18:15–17). При этом виды взысканий всегда бывали разными: от индивидуальных заботливых замечаний (ср. Мф. 18:16; Гал. 6:1) до исключения из церковного членства (Мф. 18:18; 1 Кор. 5:11, 13; 2 Кор. 2:5–11). Церковь имела властные полномочия определять условия членства и правила, регулирующие ее деятельность.

Авторитет Церкви для адвентистов седьмого дня

Решение съезда Генеральной Конференции 1946 года о том, что все «изменения или пересмотры курса нашей деятельности» в Церковном руководстве должны быть «одобрены делегатами на съезде Генеральной Конференции», выражает концепцию властного статуса съезда Генеральной Конференции, как это уже давно принято у нас. Так, на съезде 1877 года было принято следующее решение:

«Наивысшим авторитетом после Бога среди адвентистов седьмого дня является воля всего этого народа, выраженная в решениях Генеральной Конференции, действующей в пределах ее законных прав; и этим решениям должны подчиняться все без исключения, если нельзя доказать, что эти решения противоречат Слову Божьему и праву свободы совести» (Ревъю энд Геральд, т. 50, № 14, с. 106).

Елена Уайт в 1909 году писала: «Когда на сессию Генеральной конференции собираются братья со всех миссионерских полей, не следует упрямо отстаивать личную независимость и суждения отдельных людей, надо покориться суждениям всего братства » (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 260).

Задолго до этого, еще в 1875 году, Е. Уайт писала в том же духе: «Церковь Христова находится в постоянной опасности. Сатана стремится уничтожить народ Божий, поэтому никак нельзя полагаться на ум и суждение одного человека. Христос хочет, чтобы Его народ держался единства в теле Церкви, соблюдая порядок, устав и дисциплину, чтобы каждый подчинялся другому, почитая других выше себя» (там же, т. 3, с. 445).

В этих богодухновенных словах, в решениях Генеральной Конференции 1877 года и в потребности иметь четко определенные правила, необходимые для поддержания надлежащего порядка, мы находим не только оправдание издания данного Церковного руководства, но также и справедливые требования, направленные ко всем нам, как к служителям, так и к рядовым членам Церкви.

Содержание Церковного руководства является выражением понимания Церковью адвентистов седьмого дня христианской жизни, а также церковной власти и дисциплины, основывающихся на библейских принципах. В Церковном руководстве выражен авторитет полномочного съезда Генеральной Конференции. «Бог определил так, чтобы авторитетом обладали собравшиеся со всех концов земли на Генеральную конференцию представители Его Церкви» (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 261).