Глава 5. Форма организации в Церкви адвентистов седьмого дня

Поручение Спасителя, данное Церкви относительно распространения Евангелия по всему миру (Мф. 28:19, 20; Мк. 16:15), подразумевает не только проповедь вести о спасении, но и охрану интересов всех приобщенных к вере. Это поручение включает в себя руководство паствой наряду с предоставлением ей соответствующего помещения, а также разрешение различных вопросов, касающихся взаимоотношений членов церкви. Все это требует создания определенной организации.

Апостолы прежде всего избрали совет, который из Иерусалима руководил всей деятельностью только что возникшей Церкви (Деян. 6:2; 8:14). Когда число верующих в том городе возросло до такой степени, что встал вопрос об управлении текущими практическими делами, были избраны диаконы, обязанностью которых было заботиться о финансовых и других проблемах Церкви (Деян. 6:2–4).

Позже стали появляться и другие общины, не только в Азии, но и в Европе, что вызвало необходимость решения организационных вопросов. В Новом Завете мы читаем о том, что в Малой Азии пресвитеры были рукоположены «в каждой церкви» (Деян. 14:23). Из текста Священного Писания явствует также и то, что распространение христианства на обширной территории Римской империи потребовало организации церквей в своего рода местные конференции, которые, по всей видимости, объединяли церкви отдельных провинций, например, «церкви Галатийские» (Гал. 1:2). Так шаг за шагом организовывалась Церковь. По мере возникновения тех или иных нужд Бог путеводил и наставлял руководителей Своего дела таким образом, чтобы при постоянном совете с Церковью была создана определенная форма правления, которая охраняла бы интересы дела Божьего по мере проникновения Церкви во все страны.

Формы церковного правления

Общепризнанными считаются четыре формы церковного правления, а именно:

1.         Епископальная – форма церковного правления, осуществляемого епископами, обычно при наличии трех санов служителей: епископов, священников и диаконов.

2.         Папская – форма правления, при которой папа облечен высшей властью. Управление церковью осуществляется через кардиналов, архиепископов, епископов и священников. Местная церковь или отдельный член церкви не имеют никаких полномочий в управлении церковью.

3.         Независимая – форма церковного устройства, которая делает местное церковное братство высшим и конечным авторитетом в пределах своей территории. Эта форма известна как конгрегационализм (т. е. самоуправление).

4.         Представительная – форма церковного правления, которая признает, что авторитет церкви представлен в лице всех ее членов, а исполнительные обязанности по управлению церковью возложены на представительные органы и служителей. Данная форма церковного правления признает также равенство всех рукоположенных служителей. В Церкви адвентистов седьмого дня осуществляется представительная форма церковного правления.

Четыре уровня организации Церкви АСД

Для адвентистов седьмого дня характерны четыре уровня организации от отдельного верующего к Всемирной Церкви:

1.         Местная церковь (община), представляющая собою сообщество отдельных верующих.

2.         Местная конференция (или местное поле/миссия), которая объединяет общины в границах отдельного государства, области, территории (см. с. 10).

3.         Унионная конференция (или унионная миссия), объединяющая целый ряд конференций, миссий или полей в пределах более обширной территории.

4.         Генеральная Конференция – самая крупная организационная структура, объединяющая все унионы во всех частях мира. Дивизионы – это отделения Генеральной Конференции, обладающие административной властью на закрепленной за ними территории.

«Каждый член церкви имеет право голоса при выборе должностных лиц церкви. Церковь избирает администраторов конференций в отдельных штатах. Делегаты, выбранные конференциями штатов, избирают администраторов унионных конференций, а делегаты, избранные унионными конференциями, выбирают администраторов Генеральной конференции. При такой организации каждая конференция, каждое учреждение, каждая церковь и каждый человек, непосредственно или через представителей, имеют право голоса при выборе людей, несущих главную ответственность в Генеральной конференции» (Свидетельства для Церкви, т. 8, с. 236, 237).

Церковные учреждения

На всех четырех уровнях Церкви действует целый ряд учреждений. Адвентисты седьмого дня, будучи последователями Христа, осознают свою ответственность в том, чтобы служить с полной отдачей в осуществлении евангельской миссии, следуя примеру Господа и Его апостолов. В своей всемирной миссионерской работе они продолжают дело своих предшественников в развитии учреждений образования, воспитания, здравоохранения, издательств и других.

В соответствии с теологией и основными принципами Церкви АСД подобные учреждения с самого их основания были неотъемлемыми частями Церкви, непосредственными инструментами в выполнении ее Божественной миссии. Церковь АСД использует все свои учреждения в качестве элементов служения в области здравоохранения, производства здоровых продуктов питания, издательского дела и образования; они неотделимы от общей миссии Церкви – нести евангельскую весть всему миру.

Все многочисленные подразделения Всемирной Церкви – общины, конференции, учреждения здравоохранения, издательства, школы и другие организации – находят организационное единство в Генеральной Конференции АСД, где они имеют свое представительство. Через них Всемирная Церковь осуществляет евангельскую работу во имя Христа, отвечая нуждам погрязшего в грехе мира.

Генеральная Конференция как высший авторитет

Генеральная Конференция во время съезда и ее Исполнительный комитет в период между съездами представляют высший орган управления всемирной работой Церкви и наделены уставным правом создавать подчиненные организационные структуры для выражения соответствующих интересов Церкви во всех регионах мира; и вполне понятно, что все подотчетные организации и учреждения по всему миру должны признавать Генеральную Конференцию как орган высшей, после Бога, власти в Церкви адвентистов седьмого дня. В случае возникновения разногласий внутри или между организациями и учреждениями необходимо обращаться в последующую вышестоящую инстанцию, вплоть до съезда Генеральной Конференции или Годичного совещания Исполнительного комитета. В период между этими съездами Исполнительный комитет является инстанцией, наделенной полномочиями решать все вопросы, возникающие в результате разногласий. Решение комитета может быть пересмотрено на съезде Генеральной Конференции или на Годичном совещании Исполнительного комитета.

«Нередко Господь наставлял меня и говорил, что суждение одного человека не должно быть подчинено суждению другого. Никогда не следует считать, будто для контроля за ходом дела и для планирования работы на будущее достаточно мудрости и силы ума одного или нескольких человек. Тем не менее, когда на сессию Генеральной конференции собираются братья со всех миссионерских полей, не следует упрямо отстаивать личную независимость и суждения отдельных людей, надо покориться суждениям всего братства. Никакой работник никогда не должен считать достоинством упрямое отстаивание своей независимой позиции, противоречащей общему решению всех братьев.

В то время как маленькая группа людей, облеченная ответственностью управлять всей работой, от имени Генеральной конференции стремилась осуществить неразумные планы и помешать расширению Божьего дела, я сказала, что отныне не могу считать Голос Генеральной конференции, которую представляют эти несколько человек, голосом Божьим. Однако это не означает, что не надо уважать решения Генеральной конференции, вырабатываемые на сессиях назначенными в должном порядке представителями всех полей. Бог определил так, чтобы авторитетом обладали собравшиеся со всех концов земли на Генеральную конференцию представители Его Церкви. Для некоторых людей существует опасность совершить ошибку, полагая, будто ум и суждения одного человека или маленькой группы людей в полной мере обладают авторитетом и влиянием, которыми Бог наделил Свою Церковь в виде суждения и голоса Генеральной конференции, собирающейся с целью планирования дальнейшей деятельности во имя процветания и продвижения Его дела.

Когда только одному человеку полностью вверяется та власть, которой Бог наделил всю Церковь, и он наделяется авторитетом считать свои суждения критерием для других людей, тогда нарушаются истинные библейские принципы. В таком случае сатанинское влияние на ум этого человека станет весьма скрытным и порой почти непреодолимым, так как враг будет надеяться, что через влияние на ум одного он подействует на умы многих. Будем же отдавать наивысшей организованной власти в Церкви то, чем мы склонны наделять одного человека или маленькую группу людей» (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 260, 261).

Авторитет Церкви и Церковного руководства

См. главу 1.