Глава 7. Церковная дисциплина

Общие принципы

В Библии и трудах Духа Пророчества простым и доступным способом разъясняется великая ответственность, которая лежит на народе Божьем в поддержании своей чистоты, непорочности и духовного усердия. Если же члены Церкви становятся безразличными или уклоняются от истины, Церковь должна стараться пробудить их для Господа.

Обращение с согрешившими членами Церкви. «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось твое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет , связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе»(Мф.18:15-18).

Имея дело с заблуждающимися членами церкви, дети Божьи должны точно следовать наставлению, которое наш Спаситель дал в восемнадцатой главе Евангелия от Матфея.

Люди — это Божья собственность, они были куплены Им безграничной ценой и связаны с Ним любовью, которую Он и Его Отец всегда проявляли к ним. Понимая это, насколько же (65) осторожнее нам следует быть во взаимоотношениях друг с другом! Люди не имеют права подозревать злое в отношении своих ближних. Члены церкви не имеют права следовать собственным побуждениям и наклонностям во взаимоотношениях с заблудшими членами церкви. Им не следует резко осуждать или порицать заблуждающихся, ибо таким образом они допускают в сознание других людей закваску зла…

«Если же согрешит, против тебя брат твой,- сказал Христос, — пойди и обличи его между тобою и им одним» (Мф.18:15). Не рассказывайте другим о зле. Если рассказать сначала одному, потом другому и третьему, то слухи начнут расти, как снежный ком, зло будет увеличиваться до тех пор, пока вся церковь не начнет страдать. Реши этот вопрос «между тобою и им одним». Это Божий план» (Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 260).

Божий план. «Какая бы обида ни была нанесена, это не меняет установленного Богом плана улаживания разногласий и личных обид. Если поговорить с ошибившимся наедине, это скорее всего поможет устранить недоразумение. Иди к заблудшему с сердцем, наполненным Христовой любовью и сочувствием, постарайся уладить разногласие. Порассуждай с ним спокойно и выдержанно, Да не слетает с уст твоих злых слов, Говори с заблудшим таким образом, чтобы пробудить в нем здравое суждение. Помни слова: «Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак.5:20)…

Все небо заинтересовано в том, чтобы услышать беседу между обиженным и обидчиком. Если согрешивший примет обличение, высказанное в духе любви Христовой, и признает свою неправду, а потом попросит прощения у Бога и у своего брата, то небесный свет наполнит его сердце… Дух Божий объединяет сердца, и на небе звучит музыка в честь этого воссоединения…

«Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (Мф.18:16). Возьми с собою духовно настроенных людей, и все вместе обсудите с согрешившим его неправду… Когда согрешивший увидит их согласие в данном вопросе, его разум, возможно, просветится. (66)

«Если же не послушает их», что делать тогда? Могут ли несколько человек на совете взять на себя ответственность за исключение из церкви согрешившего? «Если же не послушает их, скажи церкви» (ст. 17). Пусть вся церковь предпринимает в отношении своих членов какие-то действия.

«А если и церкви не послушает, тогда будет он тебе, как язычник и мытарь» (ст. 17). Если согрешивший не прислушается к голосу церкви, если он отвергнет все усилия вернуть его на путь соблюдения заповедей, тогда на церковь ляжет ответственность исключить его из христианского братства. После этого имя согрешившего должно быть вычеркнуто из церковных книг.

Ни один администратор церкви не имеет права советовать, никакой совет не вправе рекомендовать, а церковь не должна голосовать за исключение согрешившего из церковного членства до тех пор, пока наставление Христане будет добросовестно исполнено. Если же все указания выполнены, значит, церковь чиста перед Богом. Тогда зло должно предстать в своем истинном обличье, и его надо искоренить, дабы оно не распространялось все шире и шире. Необходимо сохранять здоровье и чистоту церкви, чтобы она оставалась перед Богом незапятнанной, облеченной в одежды Христовой праведности…

«Истинно говорю вам, — продолжает Христос, — что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (ст. 18).

Это утверждение остается в силе во все века. Церкви передана власть действовать от имени Христа, ибо она есть Божье орудие поддержания порядка и дисциплины среди детей Божьих. Господь даровал Своей Церкви полномочия решать все вопросы, имеющие отношение к ее благоденствию, чистоте и порядку. На ней лежит ответственность отлучать недостойных, которые своим нехристианским поведением позорят истину. Когда Церковь предпринимает подобные меры в соответствии с указаниями, данными в Слове Божьем, ее решения будут утверждены на небесах» (Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 261-263).

Авторитет Церкви. «Искупитель мира наделил Свою Церковь большой властью. Он установил правила, которых следует (67) придерживаться в тех случаях, когда решается вопрос о членстве в Церкви. Давая ясное руководство относительно того, как нам жить, Господь сказал: «истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что [в отношении церковной дисциплины] разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф.18:18). Таким образом, даже небесная власть подтверждает необходимость дисциплинарных мер в Церкви по отношению к ее членам, сели это сопряжено с соблюдением библейских правил.

Слово Божье не разрешает одному человеку на основании своего суждения становиться в оппозицию к суждению Церкви, ему не позволено выдвигать собственные идеи против мнения Церкви» (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 428).

Ответственность Церкви. «Бог делает весь Свой народ ответственным за грехи отдельных людей, Если руководители Церкви пренебрегают своей обязанностью расследовать и выявлять грехи, которые навлекают неудовольствие Бога на тело Церкви, они будут сами ответственны за эти грехи» (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 269).

Если в Церкви не будет дисциплины и строгого управления, она может расколоться и не сможет оставаться Телом Христовым» (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 428).

Неосвященные люди противятся дисциплине. «У многих нет предусмотрительности Иисуса Навина, и они не чувствуют на себе особого долга расследовать проступки и своевременно пресекать грехи существующие среди народа. Так пусть же таковые не мешают тем, на кого возложено бремя этой работы; пусть, они уйдут с пути тех, кому приходится исполнять этот долг. Некоторые братья делают обличения предметом споров, сомнений и придирок из-за того, что другие исполняют работу, которую Бог не возлагал на них. Эти люди открыто мешают тем, кому Бог поручил обличать и исправлять господствующие грехи, чтобы отвратить гнев Его от нашего народа, если бы у нас сегодня появился свой Ахан, то нашлось бы много таких, которые стали бы обвинять выполняющих роль, Иисуса Навина и расследующих обстоятельства преступления, обвинять в том, что у них нечестивый дух придирок. С Богом не шутят, и (68) порочные люди не могут безнаказанно пренебрегать Его предупреждениями…

Люди, в страхе Божьем трудящиеся ради прославления имени Божьего и ради избавления Церкви от помех, исправляющие тяжкие грехи, чтобы народ Божий понял, как важно возненавидеть грех и утверждать принципы чистоты, всегда будут сталкиваться с сопротивлением неосвященных» (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 270-271).

Сохранение единства Церкви. Христиане должны прилагать все усилия, чтобы предотвратить возникновение в своей среде раздоров, которые могли бы подорвать уважение к ним со стороны неверующих. «Божье намерение состоит в том, чтобы все Его дети слились воедино. Разве они не рассчитывают жить вместе на одном небе?.. Отказывающиеся трудиться согласованно весьма бесчестят Бога» (Свидетельства для Церкви, т. 8, с, 240). Церковь должна пресекать все попытки нарушить мир и согласие между ее членами и в то же время всячески способствовать укреплению единства.Хотя все члены Церкви в рамках церковной организации и имеют равные права, ни один ее член и ни одна группа ее членов сами по себе не имеют права инициировать какое-либо движение или учреждать какую-либо организацию, поощрять достижение какой-либо цели и провозглашать учение, которые не соответствуют фундаментальным основам учения Церкви. Такие действия могут привести к развитию духа разделения и раздорам, к раздроблению усилий в евангельском служении Церкви и будут, таким образом, препятствовать Церкви выполнять ее обязанности по отношению к Господу и нашему миру.

Урегулирование разногласий. Необходимо приложить все усилия для немедленного разрешения споров между членами Церкви, чтобы не допустить разрастания конфликта. Конфликтные ситуации внутри Церкви следует по возможности решать не прибегая ни к внутрицерковному примирительному процессу, ни к гражданскому суду.

«Если бы братья и сестры не рассуждали о своих разногласиях в присутствии посторонних, а говорили бы чистосердечно (69) между собой в духе любви, сколько зла было бы предотвращено, сколько плевел в зародыше заглушено, как тесно и сердечно последователи Христа могли бы быть соединены в Его любви!» (Правила счастливой жизни, с. 59) (см. с. 68-69).

«Споры, вражда и судебные разбирательства между братьями — это позор для дела истины. Поступающие таким образом выставляют Церковь на посмешище врагам и радуют силы тьмы. Они наносят Христу все новые и новые раны и подвергают Его публичному позору. Пренебрегая авторитетом Церкви, они выказывают презрение к Богу, Который наделил Церковь этим авторитетом» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 242-243).

Гражданские судебные процессы проходят, как правило, в духе препирательств, которые есть результат и проявление человеческого эгоизма. Церковь, стремящаяся к тому, чтобы в ней был явлен дух Христа, должна осуждать участие своих членов в судебных тяжбах. Обладающие христианским бескорыстием, последователи Иисуса скорее предпочтут «оставаться обиженными». (1Кор.6:7), чем «судиться у нечестивых, а не у святых» (1Кор.6,1).

У живущих в современном мире людей есть возможность обращаться за разрешением спорных вопросов в гражданский суд. Христианам же следует представлять свои дела Церкви, а в суд обращаться только по тем вопросам, которые находятся исключительно в юрисдикции гражданского суда, а не в компетенции Церкви, или в тех случаях, когда сама Церковь признает, что необходимо постановление суда. Предъявление иска в гражданский суд должно исходить не из желания мести, а из стремления к справедливому и дружественному урегулированию спора.

Примерами таких исковых обращений в суд являются в частности, требование о выплате страховой суммы, вынесение постановления, затрагивающего границы или права владения недвижимостью; некоторые вопросы, связанные с распоряжением имуществом и установлением опеки над несовершеннолетними.

Хотя Церкви бывает необходимо заниматься делами, относящимися к судебной практике, во избежание тяжб, о которых (70) говорится в 1Кор.6, для нее всегда важно сохранять бдительность, чтобы не оставить свою евангельскую миссию ради исполнения обязанностей судьи по гражданским делам (см. Лк.12:13-14 и Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 216-218).

Бог желает, чтобы члены Его Церкви, насколько это возможно с их стороны, жили «в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18). Для разрешения конфликта между своими членами Церковь должна действовать незамедлительно, используя доступные ей и разумные методы. Если Церковь оказывается не в состоянии отреагировать на просьбу о содействии в примирении, или если она видит, что данный вопрос находится за пределами ее ведения, то следует признать, что член Церкви искренне пытался разрешить конфликт на основании библейского учения, но конфликт остался неразрешенным, и дальнейшие действия этого члена являются делом его совести (см. Библейский комментарий АСД, т. 6, с. 698).

Однако если Церковь стремится содействовать быстрому и мирному разрешению конфликта между своими членами и предлагает определенное решение, то членам Церкви не следует поспешно его отвергать. Как указано в 1Кор.6:7, члену Церкви очень тяжело обращаться для разрешения спора с другим членом Церкви в какие-либо нецерковные организации.Если члены Церкви проявляют нетерпение и эгоизм, выражающиеся в нежелании подождать, пока община предложит какой-нибудь способ урегулирования их конфликта с другими членами Церкви, или в нежелании следовать совету, данному общиной, то имеется достаточное основание для наложения на таких членов церковного взыскания (см. с. 68), так как они отказываются признать законную власть Церкви, и их поступки могут иметь пагубное воздействие на нее.

Рассмотрение претензий к церковным организациям со стороны членов Церкви. Те же самые принципы, которые применяются при решении споров между членами Церкви, применимы и при рассмотрении претензий отдельных ее членов к церковным организациям и учреждениям. (71)

Члены Церкви не должны возбуждать тяжбу против какой бы то ни было церковной организации, за исключением случаев, когда Церковь не предоставила соответствующих возможностей для надлежащего внутрицерковного урегулирования спора, а также случаев, когда сущность вопроса такова, что Церковь не может разрешить его своей властью.

Рассмотрение претензий церковных организации к членам Церкви. Случается так, что церковные организации и учреждения могут иметь претензии к членам Церкви. Руководители Церкви должны проявлять христианское терпение, помнить о библейских принципах разрешения споров между христианами и применять эти принципы в тех случаях, когда у церковных организаций возникают претензии к членам Церкви. Церковь должна пытаться избегать разбирательства дела в гражданском суде, принимая все разумные меры к тому, чтобы совместно с членом Церкви, к которому она имеет претензии, удовлетворительно решить проблему.

Церковь осознает, что необходимо проявлять особую бдительность, чтобы защищать высшие духовные интересы своих членов, гарантировать справедливое решение всех вопросов и поддерживать добрую славу Церкви. Церковь не может легкомысленно относиться к подобным грехам и не может позволить, чтобы какие-либо личные соображения влияли на ее решения; при этом она должна делать все возможное, чтобы поднять и исправить согрешивших.

«Если согрешающий кается и подчиняется мерам воспитания Христа, ему надо дать еще один испытательный срок. Но даже если он не покается, даже если он будет находиться вне церкви, Божьим служителям следует продолжать трудиться для него. Они должны ревностно стремиться убедить грешника покаяться. И каким бы тяжким ни было его преступление, если он уступает мольбам Святого Духа и, исповедуя и оставляя свой грех, тем самым доказывает искренность своего раскаяния, его необходимо простить и с радостью принять обратно в стадо Христово. Его братьям надо правильно воодушевлять его и обращаться с ним так, как хотят, чтобы с ними обращались, окажись (72) они на его месте, наблюдая также и за собой, чтобы не впасть в искушение» (Свидетельства для Церкви, т. 7, с. 263).

Причины наложения взысканий

Причины, по которым на членов Церкви может быть наложено взыскание, таковы:

1. Отказ от веры в фундаментальные истины Евангелия и в основные положения вероучения Церкви или распространение противоречащих этому учений.

2. Нарушение Закона Божьего, как, например, идолопоклонство, убийство, воровство, богохульство, азартные игры, несоблюдение Субботы, умышленная и постоянная ложь.

3. Нарушение седьмой заповеди Закона Божьего относительно супружества, христианской семьи и библейских норм нравственности.

4. Сексуальное насилие над детьми, несовершеннолетними и беззащитными взрослыми людьми, прелюбодеяние, половая распущенность, кровосмешение, гомосексуализм, изготовление, использование и распространение порнографии, а также прочие половые извращения.

5. Повторный брак разведенного лица, за исключением тех случаев, когда данное лицо является в разводе «невиновной стороной» из-за супружеской измены или из-за каких-либо половых извращений.

6. Применение физического насилия, в том числе насилия по отношению к членам семьи.

7. Мошенничество или умышленный обман в деловых вопросах.8. Непристойное поведение, порочащее Церковь.

9. Принадлежность или участие в нелояльных или раскольнических по отношению к Церкви движениях или организациях (см. с. 69).

10. Упорное нежелание признавать законную власть Церкви или подчиняться церковному руководству и дисциплине.

11. Употребление, производство или продажа алкогольных напитков. (73)

12. Употребление, производство или продажа табака в любой форме для потребления другими людьми.

13. Употребление или производство запрещенных наркотиков; использование не по назначению или торговля наркотиками и иными лекарствами, обладающими наркотическим действием.

Процедура наложения взысканий

Когда дело касается какого-то тяжкого греха, Церковь должна прибегнуть к дисциплинарным мерам, выбрав один из следующих вариантов:

1. Объявление публичного осуждения.

2. Исключение из церковного членства.

Публичное осуждение. В тех случаях, когда община не считает совершенный проступок настолько серьезным, чтобы прибегать к крайней мере — исключению согрешившего члена из Церкви, она может выразить голосованием свое неодобрение, объявив нарушителю публичное осуждение.

Объявление публичного осуждения преследует двоякую цель: (1) Дать, возможность общине выразить свое неодобрение по поводу совершенного греха, который бесчестит дело Божье; (2) внушить согрешившим членам Церкви, что им необходимо изменить свой образ жизни и исправиться, а также определить для них испытательный срок, в течение которого это может быть сделано.

Согрешившему члену Церкви объявляют публичное осуждение на определенный срок: от одного месяца до одного года. При этом он снимается со всех должностей, которые прежде занимал, и лишается права быть избранным служителем в течение того времени, пока на него наложено взыскание. Член Церкви, которому объявлено публичное осуждение, при участии в делах общины не может высказывать собственное мнение и не имеет права голоса; он также лишен права руководить церковными мероприятиями, такими как проведение уроков в классе Субботней школы. Однако это не лишает его (74) преимуществ разделять благословения Субботней школы, церковного богослужения и Святой Вечери. В течение срока, на который объявлено публичное осуждение, этот член Церкви не может перевести свое членство в другую общину.

Объявление публичного осуждения не должно предусматривать лишение данного лица церковного членства в случае невыполнения поставленных условий. По истечении срока публичного осуждения необходимо выяснить, изменил ли данный член Церкви свое поведение. Если поведение его окажется удовлетворительным, то можно считать, что он восстановил свою репутацию добропорядочного члена Церкви, и не предпринимать против него дальнейших мер воздействия, известив этого верующего о том, что публичное осуждение с него снято. Если же член Церкви не изменил своего поведения, общине вновь следует рассмотреть вопрос о наложении на него соответствующего взыскания. Возвращение на должность в общине происходит только через выборы.

Исключение из церковного членства. Исключить человека из Церкви, Тела Христова, является высшей, крайней мерой, которую община имеет право назначить. Она применяется только после того, как были строго выполнены все указания, данные в этой главе, проведены консультации с пастором общины (или в его отсутствие — с конференцией) и были приложены все возможные усилия, чтобы вернуть согрешившего члена Церкви на правильный путь.

Нельзя устанавливать дополнительные критерии членства. Ни один служитель, ни одна община или конференция не уполномочены устанавливать критерии членства в Церкви. Такие полномочия возложены на сессию Генеральной Конференции. Поэтому всякий, пытающийся применять другие, а не общеустановленные нормы, действует не от имени Церкви (см. Свидетельства для Церкви, т.1, с. 207).Своевременность наложения взысканий. Община обязана обеспечить наложение взысканий в течение разумного срока, сообщая о своих решениях благожелательно и своевременно, Любая задержка в этом процессе может усилить (75) разочарование и моральные муки как согрешившего члена Церкви, так и самой общины.

Осторожность в суждениях о характере согрешившего и мотивах его поведения. «Христос совершенно определенно говорил, что открыто упорствующие во грехе должны быть отделены от церкви, но Он не возлагал на нас обязанности судить о характере человека и мотивах его поведения. Он слишком хорошо знает нашу природу, чтобы доверить нам такую работу. Если бы мы начали очищать церковь, от тех, кого считаем ложными христианами, мы непременно допустили бы ошибки. Мы зачастую считаем безнадежными как раз тех, кого Христос влечет к Себе. Если бы мы обошлись с этими душами в соответствии с нашим превратным суждением о них, мы могли бы лишить их последней надежды. Многие, считающие себя христианами, в конце концов окажутся потерянными. И многие же, напротив, окажутся на небесах, несмотря на то, что их ближние никогда не предполагали этого. Человек судит о людях по внешности, Бог же видит сердце. Плевелы и пшеница должны расти вместе вплоть до жатвы, жатва же будет означать конец времени испытания. И еще один урок получаем мы из слов Спасителя — урок удивительной снисходительности и нежной любви. Так же, как корни сорняков тесно переплетаются с корнями доброй культуры, ложные братья в церкви могут быть тесно связаны с верными последователями Христа. Истинная сущность так называемых верующих внешне никак не проявляется. Если же отделить их от церкви, то пошатнуться могут и другие, которые, возможно, были тверды благодаря связям с теми, кого отделили» (Наглядные уроки Христа, с. 71-72).

Специально созванное собрание. Община может подвергнуть члена Церкви взысканию, если на то есть достаточно веские основания, только на специально созванном деловом собрании (см. с. 163-164) после того, как данный вопрос был рассмотрен церковным советом. Председательствовать на таком собрании должен рукоположенный пастор или нерукоположенный пастор, если он был рукоположен в качестве (76) пресвитера данной общины, а в отсутствие пастора и по согласованию с ним или с президентом конференции — пресвитер общины.

Принятие решений большинством голосов. Член Церкви может быть исключен из церковного членства или подвергнут другим мерам дисциплинарного взыскания только по решению, принятому большинством голосов членов общины, присутствующих и голосующих на специально созванном собрании. «Мнение большинства в церкви — это уже сила, с которой должны считаться отдельные члены» (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 107).

Церковный совет не может исключать из церковного членства. Церковный сонет может рекомендовать общине исключить того или иного члена Церкви, но ни при каких обстоятельствах церковный совет не имеет права принимать окончательное решение по этому вопросу. Секретарь общины может вычеркнуть то или иное имя из церковных списков только на основании решения делового собрания общины, за исключением случаев смерти членов Церкви.

Основные права членов Церкви. Члены Церкви имеют право на предварительное уведомление о проведении собрания, решающего вопрос о наложении на них взысканий, право быть выслушанными на этом собрании, а также право привести необходимые доказательства и представить свидетелей в свою защиту. Ни одна община не должна голосовать за исключение члена Церкви при таких обстоятельствах, которые лишают его упомянутых прав. Община должна письменно уведомить своего члена о том, что он собирается рассматривать данный вопрос, не менее чем за две недели до собрания, указав причины дисциплинарного разбирательства.

Адвокаты не должны выступать от имени членов Церкви. Работа Церкви по установлению своего внутреннего порядка и дисциплины является церковной функцией, и она не имеет ничего общего с гражданской или юридической процедурой. Поэтому Церковь не признает ни за одним из своих членов права приглашать юридических консультантов, которые представляли бы его интересы на любом собрании, созванном (77) для установления порядка или дисциплины или для ведения любых иных дел, относящихся к компетенции Церкви. Тех членов, которые пожелают пригласить на собрание юридических консультантов, необходимо проинформировать о том, что если они будут на этом настаивать, собрание их не выслушает.

Община также должна не допускать к присутствию на любом собрании, созванном для установления порядка и дисциплины, лиц, не являющихся членами Церкви, за исключением тех, кто приглашен в качестве свидетелей.

Перевод членов Церкви, подвергшихся публичному осуждению. Ни одна община не должна принимать в свой состав лиц, подвергшихся публичному осуждению в другой общине, так как в противном случае это может означать оправдание проступков, за которые другой общиной наложено взыскание. Принятие в состав общины лиц, получивших в другой общине дисциплинарное взыскание, является настолько серьезным нарушением Рабочего курса Церкви, что община, допустившая такое нарушение, может быть подвержена взысканию со стороны полномочных органов конференции.

Нельзя исключать из церковного членства по причине непосещения собраний. Руководители общины обязаны добросовестно посещать отсутствующих членов церкви и побуждать каждого из них возобновить присутствие на богослужениях, где они смогут разделить получаемые благословения со всей общиной.

Если из-за возраста, физической немощи или в силу какой-либо другой объективной причины член Церкви не может регулярно посещать богослужения, он обязан письменно или каким-либо иным образом поддерживать связь, с руководителями общины. Однако до тех пор, пока человек остается верным учению Церкви, непосещение им богослужений не должно считаться достаточным основанием для исключения из членов Церкви.

Члены Церкви, которые уезжают и не сообщают о себе. Если член Церкви переезжает на новое место жительства, он обязан сообщить секретарю общины или пресвитеру свой новый адрес. До тех пор, пока это лицо остается членом (78) данной общины, оно должно регулярно сообщать о себе и не реже одного раза в квартал посылать в общину десятины и добровольные пожертвования. Если же переехавший член Церкви не оставляет адреса, по которому ему следует пересылать письма, и не прилагает никаких усилий к тому, чтобы поддерживать связь с общиной и передавать о себе какие-либо сведения, а община не может установить его местонахождение в течение по меньшей мере двух лет, то община может засвидетельствовать, что безуспешно пыталась установить его новое местонахождение, и данное лицо может быть исключено из церковного членства на основании решения, принятого путем голосования членов общины. При этом секретарь общины должен сделать в церковных списках запись: «Местонахождение неизвестно. Голосованием решено считать данное лицо потерянным».

Члены Церкви не должны исключаться из списков по финансовым причинам. Хотя верующие должны поддерживать работу Церкви по мере своих сил и возможностей, их нельзя исключать из церковных списков по причине неспособности или нарушения обязательства вносить финансовый вклад в дело Церкви.

Исключение членов Церкви по их собственному желанию. Необходимо проявить особую заботу о верующих, которые просят, чтобы их исключили из церковного членства. Хотя Церковь признает право каждого человека самому решать, вопрос о принадлежности к церковной организации, таким людям необходимо дать достаточно времени, чтобы они могли все тщательно обдумать, и при этом нужно приложить все усилия, чтобы помочь им преодолеть духовный кризис.

Заявление об исключении из членов Церкви должно быть передано церковному совету, который, в свою очередь, представляет его на деловом собрании общины. Поскольку мы, будучи христианами, должны уважать чувства каждого члена Церкви, собрание принимает решение по данному вопросу без публичного обсуждения.

Уведомление об исключении из членов Церкви. Община, принявшая решение об исключении данного лица из членов (79) Церкви, должна письменно известить, его об этом, отметив, что ей по-прежнему небезразличны его жизнь и духовное состояние. Это уведомление должен, по возможности, вручить лично пастор или лицо, назначенное церковным советом. Бывшего члена Церкви необходимо заверить, что община надеется на его возвращение в Церковь и что однажды они смогут совместно наслаждаться вечным общением в Царстве Божьем.

Восстановление исключенных членов Церкви. Если какой-либо член Церкви исключен, община должна, по возможности, поддерживать с ним связь и проявлять по отношению к нему дух дружбы и любви, стараясь помочь этому человеку вернуться к Господу.

Человек, исключенный из Церкви, может быть вновь принят в ее члены по завершении срока, предусмотренного решением делового собрания общины, и после того, как он полностью сознается в совершенных грехах, искренне раскается и изменит образ жизни, который станет соответствовать христианским нормам, и когда будет ясно, что он готов полностью подчиниться церковному порядку и дисциплине. Желательно, чтобы такое восстановление церковного членства проводилось именно той общиной, из которой этот человек был исключен. Если, однако, это не представляется возможным, то община, в которую данное лицоподает заявление с просьбой о восстановлении его церковного членства, должна обратиться за информацией о причинах его исключения в ту общину, из которой это лицо было исключено.

Если речь идет о лицах, виновных в сексуальном насилии, то следует помнить о том, что восстановление их церковного членства не устраняет всех последствий совершенных ими серьезных правонарушений. Хотя лицам, осужденным или подвергнувшимся дисциплинарному взысканию за сексуальное насилие, разрешается присутствовать на церковных мероприятиях при соблюдении установленных норм, они не должны попадать в условия, способные привести к их контактам с детьми, несовершеннолетними и другими уязвимыми людьми. Эти лица также не должны занимать положение, которое побуждало бы уязвимых людей безоговорочно им доверять, (80) Поскольку исключение из церковного членства — самое серьезное дисциплинарное взыскание, необходимо, чтобы восстановлению членства предшествовал, согласно решению делового собрания общины, достаточно большой период, позволяющий обоснованно утверждать, что причины, приведшей к исключению из Церкви, больше не существует. Предполагается, что церковное членство восстанавливается в связи с фактом повторного крещения.

Право просить о восстановлении церковного членства. Хотя наложение взыскания является правом общины, оно не отменяет прав членов Церкви на беспристрастное рассмотрение их дел, Если бывшие члены Церкви считают, что в местной общине с ними несправедливо обошлись или им не предоставили право быть объективно выслушанными, а община не расположена рассмотреть их вопрос повторно, а также если церковные служители отказываются рассматривать их заявления с просьбой о восстановлении церковного членства, то они имеют право письменно обратиться к общине с просьбой их выслушать. Община не должна игнорировать или отказывать в проведении такого разбирательства. В случае отказа или если бывшие члены Церкви считают, что после их обращения к ним в общине по-прежнему относятся необъективно, они имеют право обратиться с просьбой об окончательном рассмотрении их дел в исполнительный комитет конференции.

Если после исчерпывающего и беспристрастного разбирательства комитет конференции убедится в том, что община допустила несправедливость по отношению к данному лицу, то он может рекомендовать общине восстановить исключенного члена. Но если община и после этого откажется восстановить церковное членство, тогда комитет конференции может рекомендовать принять данное лицо в любую другую общину. В то же время, если этот комитет найдет веское основание для поддержки решения общины об отказе вновь принять данное лицо в члены Церкви, то он заносит такое решение в протокол своего заседания. (81)